Два брата пошли вместе путешествовать. В полдень они легли отдохнуть в лесу. Когда они проснулись, то они увидали - подле них лежит камень и на камне что-то написано. Они стали разбирать и прочли:

«Кто найдёт этот камень, тот пускай идёт прямо в лес на восход солнца. В лесу придёт река: пускай плывёт через эту реку на другую сторону. Увидишь медведицу с медвежатами: отними медвежат у медведицы и беги без оглядки прямо в гору. На горе увидишь дом, и в доме том найдёшь счастие» .

Братья прочли, что было написано, и меньшой сказал:
- давай пойдём вместе. Может быть, мы переплывём эту реку, донесём медвежат до дому и вместе найдём счастие.

Тогда старший сказал:
- Я не пойду в лес за медвежатами и тебе не советую.
Первое дело : никто не знает - правда ли написана на этом камне; может быть, всё это написано на смех. Да, может быть, мы и не так разобрали.
Второе : если и правда написана, - пойдём мы в лес, придёт ночь, мы не попадём на реку и заблудимся. Да если и найдём реку, как мы переплывём её? Может быть, она быстра и широка?
Третье : если и переплывём реку, - разве лёгкое дело отнять у медведицы медвежат? Она нас задерёт, и мы вместо счастия пропадём ни за что.
Четвёртое дело : если нам и удастся унести медвежат, - мы не добежим без отдыха в гору.
Главное же дело, не сказано: какое счастие мы найдём в этом доме? Может быть, нас там ждёт такое счастие, какого нам вовсе не нужно.

А младший сказал:
- По-моему, не так. Напрасно этого писать на камне не стали бы. И всё написано ясно.
Первое дело : нам беды не будет, если и попытаемся.
Второе дело : если мы не пойдём, кто-нибудь другой прочтёт надпись на камне и найдёт счастие, а мы останемся ни при чём.
Третье дело : не потрудиться да не поработать, ничто в свете не радует.
Четвёртое : не хочу я, чтоб подумали, что я чего-нибудь да побоялся.

Тогда старший сказал:
- И пословица говорит: «Искать большого счастия - малое потерять »; да ещё: «Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки ».

А меньшой сказал:
- А я слыхал: «Волков бояться, в лес не ходить» ; да ещё: «Под лежачий камень вода не потечёт ». По мне, надо идти.

Меньшой брат пошёл, а старший остался.

Как только меньшой брат вошёл в лес, он напал на реку, переплыл её и тут же на берегу увидал медведицу. Она спала. Он ухватил медвежат и побежал без оглядки на гору. Только что добежал до верху, - выходит ему навстречу народ, подвезли ему карету, повезли в город и сделали царём.

Он царствовал пять лет. На шестой год пришёл на него войной другой царь, сильнее его; завоевал город и прогнал его.

Тогда меньшой брат пошёл опять странствовать и пришёл к старшему брату.

Старший брат жил в деревне ни богато, ни бедно. Братья обрадовались друг другу и стали рассказывать про свою жизнь.

Старший брат и говорит:
- Вот и вышла моя правда: я всё время жил тихо и хорошо, а ты хошь и был царём, зато много горя видел.

А меньшой сказал:
- Я не тужу, что пошёл тогда в лес на гору; хоть мне и плохо теперь, зато есть чем помянуть мою жизнь, а тебе и помянуть-то нечем.



Лев Толстой

Два брата пошли вместе путешествовать. В полдень они легли отдохнуть в лесу. Когда они проснулись, то увидали — подле них лежит камень и на камне что-то написано. Они стали разбирать и прочли:

"Кто найдет этот камень, тот пускай идет прямо в лес на восход солнца. В лесу придет река: пускай плывет через эту реку на другую сторону. Увидишь медведицу с медвежатами: отними медвежат у медведицы и беги без оглядки прямо в гору. На горе увидишь дом, и в доме том найдешь счастие".

Братья прочли, что было написано, и меньшой сказал:

— Давай пойдем вместе. Может быть, мы переплывем эту реку, донесем медвежат до дому и вместе найдем счастие.

Тогда старший сказал:

— Я не пойду в лес за медвежатами и тебе не советую. Первое дело: никто не знает — правда ли написана на этом камне; может быть, все это написано на смех. Да, может быть, мы и не так разобрали. Второе: если и правда написана,— пойдем мы в лес, придет ночь, мы не попадем на реку и заблудимся. Да если и найдем реку, как мы переплывем ее? Может быть, она быстра и широка? Третье: если и переплывем реку,— разве легкое дело отнять у медведицы медвежат? Она нас задерет, и мы вместо счастия пропадем ни за что. Четвертое дело: если нам и удастся унести медвежат,— мы не добежим без отдыха в гору. Главное же дело, не сказано: какое счастие мы найдем в этом доме? Может быть, нас там ждет такое счастие, какого нам вовсе на нужно.

А младший сказал:

— По-моему, не так. Напрасно этого писать на камне не стали бы. И все написано ясно. Первое дело: нам беды не будет, если и попытаемся. Второе дело: если мы не пойдем, кто-нибудь другой прочтет надпись на камне и найдет счастие, а мы останемся ни при чем. Третье дело: не потрудиться да не поработать, ничто в свете не радует. Четвертое: не хочу я, чтоб подумали, что я чего-нибудь да побоялся.

Тогда старший сказал:

— И пословица говорит: "Искать большого счастия — малое потерять"; да еще: "Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки".

А меньшой сказал:

— А я слыхал: "Волков бояться, в лес не ходить"; да еще: "Под лежачий камень вода не потечет". По мне, надо идти.

Меньшой брат пошел, а старший остался.

Как только меньшой брат вошел в лес, он напал на реку, переплыл ее и тут же на берегу увидал медведицу. Она спала. Он ухватил медвежат и побежал без оглядки на гору. Только что добежал до верху,— выходит ему навстречу народ, подвезли ему карету, повезли в город и сделали царем.

Он царствовал пять лет. На шестой год пришел на него войной другой царь, сильнее его; завоевал город и прогнал его. Тогда меньшой брат пошел опять странствовать и пришел к старшему брату.

Старший брат жил в деревне ни богато, ни бедно. Братья обрадовались друг другу и стали рассказывать про свою жизнь.

Старший брат и говорит:

— Вот и вышла моя правда: я все время жил тихо и хорошо, а ты хошь и был царем, зато много горя видел.

А меньшой сказал:

— Я не тужу, что пошел тогда в лес на гору; хоть мне и плохо теперь, зато есть чем помянуть мою жизнь, а тебе и помянуть-то нечем.

Два брата пошли вместе путешествовать. В полдень они легли отдохнуть в лесу. Когда они проснулись, то увидали - подле них лежит камень и на камне что-то написано. Они стали разбирать и прочли: "Кто найдет этот камень, тот пускай идет прямо в лес на восход солнца. В лесу придет река: пускай плывет через эту реку на другую сторону. Увидишь медведицу с медвежатами: отними медвежат у медведицы и беги без оглядки прямо в гору. На горе увидишь дом, и в доме том найдешь счастие".

Братья прочли, что было написано, и меньшой сказал:

Давай пойдем вместе. Может быть, мы переплывем эту реку, донесем медвежат до дому и вместе найдем счастие.

Тогда старший сказал:

Я не пойду в лес за медвежатами и тебе не советую. Первое дело: никто не знает - правда ли написана на этом камне; может быть, все это написано на смех. Да, может быть, мы и не так разобрали. Второе: если и правда написана, - пойдем мы в лес, придет ночь, мы не попадем на реку и заблудимся.

Да если и найдем реку, как мы переплывем ее? Может быть, она быстра и широка? Третье: если и переплывем реку, - разве легкое дело отнять у медведицы медвежат? Она нас задерет, и мы вместо счастия пропадем ни за что.

Четвертое дело: если нам и удастся унести медвежат, - мы не добежим без отдыха в гору.

Главное же дело, не сказано: какое счастие мы найдем в этом доме? Может быть, нас там ждет такое счастие, какого нам вовсе не нужно.

А младший сказал:

По-моему, не так. Напрасно этого писать на камне не стали бы. И все написано ясно. Первое дело: нам беды не будет, если и попытаемся. Второе дело: если мы не пойдем, кто-нибудь другой прочтет надпись на камне и найдет счастие, а мы останемся ни при чем. Третье дело: не потрудиться да не поработать, ничто в свете не радует. Четвертое: не хочу я, чтоб подумали, что я чего-нибудь да побоялся.

Тогда старший сказал:

И пословица говорит: "Искать большого счастия - малое потерять"; да еще: "Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки".

А меньшой сказал:

А я слыхал: "Волков бояться, в лес не ходить"; да еще: "Под лежачий камень вода не потечет". По мне, надо идти.

Меньшой брат пошел, а старший остался.

Как только меньшой брат вошел в лес, он напал на реку, переплыл ее и тут же на берегу увидал медведицу. Она спала. Он ухватил медвежат и побежал без оглядки на гору. Только что добежал до верху, - выходит ему навстречу народ, подвезли ему карету, повезли в город и сделали царем.

Он царствовал пять лет. На шестой год пришел на него войной другой царь, сильнее его; завоевал город и прогнал его. Тогда меньшой брат пошел опять странствовать и пришел к старшему брату.

Старший брат жил в деревне ни богато, ни бедно. Братья обрадовались друг другу и стали рассказывать про свою жизнь.

Старший брат и говорит:

Вот и вышла моя правда: я все время жил тихо и хорошо, а ты хошь и был царем, зато много горя видел.

А меньшой сказал:

Я не тужу, что пошел тогда в лес на гору; хоть мне и плохо теперь, зато есть, чем помянуть мою жизнь, а тебе и помянуть-то нечем.

Цель: знакомство с басней Л.Н.Толстого « Два товарища».

Задачи:

Учиться анализировать литературные произведения; самостоятельно, находить ответы на поставленные вопросы; строить предположения и собственные высказывания; коллективно выполнять предложенные задания;

Совершенствовать навыки выразительного чтения;

Воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки.

Оборудование:

Учебник(Литературное чтение 1 класс О.В. Кубасова);

Презентация урока;

Раздаточный материал (карточки со словами);

Бумага, маркеры.

Используемые методы:

Чтение с остановками;

Дерево предсказаний;

Работа в группах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения в 1-м класс УМК « Гармония» с использованием технологии РКМЧП в начальной школе.

Составитель:

Попова Ирина Леонидовна учитель начальных классов МОУ «сош №7» г. Изобильный.

Тема: Л.Н.Толстой « Два товарища».

Цель: знакомство с басней Л.Н.Толстого « Два товарища».

Задачи:

Учиться анализировать литературные произведения; самостоятельно, находить ответы на поставленные вопросы; строить предположения и собственные высказывания; коллективно выполнять предложенные задания;

Совершенствовать навыки выразительного чтения;

Воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки.

Оборудование:

Учебник(Литературное чтение 1 класс О.В. Кубасова);

Презентация урока;

Раздаточный материал (карточки со словами);

Бумага, маркеры.

Используемые методы:

Чтение с остановками;

Дерево предсказаний;

Работа в группах.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

2 слайд

Стихотворение

Что такое дружба, каждый знает

Может быть, и спрашивать смешно

Ну а все же,что оно обозначает?

Это слово? Значит что оно? (ответы детей)

3 слайд.

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. (толковый словарь Ожигова).

  1. Работа по теме урока.

А) Вызов.

4 слайд.

Л.Н.Толстой « Два товарища».

Назовите тему нашего урока.

Кто написал это произведение?

5-6 слайд.

Рассказ учителя о Л.Толстом.

Толстой Лев Николаевич (28 августа 1828, усадьба Ясная Поляна Тульской губернии - 7 ноября 1910, станция Астапово (ныне станция Лев Толстой) Рязано-Уральской ж. д.) - граф, русский писатель.

Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать, урожденная княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было еще двух лет, но по рассказам членов семьи он хорошо представлял себе "ее духовный облик". Отец Толстого, участник Отечественной войны, запомнившийся писателю добродушно-насмешливым характером, любовью к чтению, к охоте (послужил прототипом Николая Ростова), тоже умер рано (1837). Воспитанием детей занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская, имевшая огромное влияние на Толстого: "она научила меня духовному наслаждению любви". Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными: семейные предания, первые впечатления от жизни дворянской усадьбы служили богатым материалом для его произведений, отразились в автобиографической повести "Детство".

7 слайд.

(Выставка детских книг Л.Толстого)

О ком пойдёт речь сегодня на уроке? (о товарищах)

Сколько их было? (двое)

Можно ли по названию предположить, что с ними произойдёт? (нет)

Хотите узнать? (да)

Б) Осмысление.

Чтение текста с остановками.

Отрывок № 1

Где шли товарищи?

Что с ними случилось?

Как поступил первый мальчик? Второй?

Дерево предсказаний.

8 Слайд


Подписи к слайдам:

Л.Н.Толстой « Два товарища». Литературное чтение в 1-м классе УМК «Гармония» с использованием технологии РКМЧП в начальной школе. Составитель: Попова Ирина Леонидовна учитель начальных классов МОУ « сош №7» г. Изобильный.

Что такое дружба, каждый знает Может быть, и спрашивать смешно Ну а все же,что оно обозначает? Это слово? Значит что оно?

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. (толковый словарь Ожигова).

Л.Н.Толстой « Два товарища».

Лев Николаевич Толстой Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в усадьбе Ясная Поляна. Среди предков писателя по отцовской линии - сподвижник Петра I - П. А. Толстой, одним из первых в России получивший графский титул. Участником Отечественной войны 1812 г. был отец писателя гр. Н. И. Толстой. По материнской линии Толстой принадлежал к роду князей Болконских, связанных родством с князьями Трубецкими, Голицыными, Одоевскими, Лыковыми и другими знатными семьями. По матери Толстой был родственником А. С. Пушкина.

В Ясной Поляне Л. Н. Толстой родился и прожил более 50 лет.

Книги для детей

Чем закончится басня?

Как вы понимаете смысл словосочетаний? Бросился бежать- Упал наземь – (побежал очень быстро) (упал на землю)

Пословицы Друг познаётся Нет друга ищи, Когда нет друга а нашёл береги. и свет не мил. в беде.

Наши законы дружбы Если товарищ попал в беду, помоги ему. Поделись с товарищем тем, что есть у тебя. Останови товарища, если он делает что-то плохое.

Спасибо за сотрудничество.

Используемые ресурсы..jpg abe8634b26db.jpg http://www.levtolstoy.org.ru/img/biogr/3b.jpg И.В. Жакулина. Мастер-класс. Использование технологии РКМЧП в начальных классах.


Предмет: Литературное чтение

Тема: Л.Толстой «Два брата»Произведения классиков детской литературы.

Дата: 13.02.2017

Класс: 2А,Б

Целевые установки: познакомить учащихся с биографией Л.Н.Толстого, его сказкой «Два брата»; учить находить главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста; воспитывать уважение и сострадание друг к другу.

Планируемые результаты:

Предметные: - умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей; -умения устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения;

Смыслообразования через прослеживание судьбы героя и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов.

Метапредметные:

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в учебнике

- Регулятивные УУД: - умение принимать учебную цель; -умение следовать инструкции учителя; -умение оценивать себя

- Коммуникативные УУД: - владеть, способом работать в паре, в коллективе;

Умение аргументированно высказывать своё мнение; -умение контролировать свою деятельность и деятельность одноклассников

Личностные: - осознание ответственности; -уметь воспринимать на слух художественные воспроизведения; - соотносить смысл пословицы и прозаического произведения; - пересказывать текст подробно, выборочно; -характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков, авторское отношение к ним.

Тип урока: Открытие нового знания

Оборудование: Учебник «Литературное чтение» 2 класс, 2 часть (Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина)

Ход урока

    Мотивация к учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу. Глубоко вздохните.

Готовы ли вы думать, рассуждать, отвечать полным ответом?

Думаю, что сегодняшний урок получится, и мы узнаем много нового.

Садитесь.

    Актуализация знаний.

Прочитайте стихотворение В. Берестова с ускорением.

В дверь вошло животное,

До того голодное:

Съело веник и метлу,

Съело коврик на полу,

Занавески на окне

И картину на стене,

Со стола слизнуло справку

И опять пошло на травку.

К какому жанру можно его отнести?(загадка).

Вы отгадали загадку?(коза)

Прочитайте выразительно.

Сегодня мы с вами познакомимся с биографией и творчеством другого писателя. Откройте учебник на странице 39 и прочитайте его имя.

    Сообщение темы урока

Мы поговори о том, какими должны быть отношения в семье,как следует относится к жизни.

Откройте учебник на стр. 19

Сформулируйте тему урока

    Изучение нового материала.

Откройте учебник на стр. 19

С каким произведением мы познакомимся? (сказка «Два брата»)

Сформулируйте тему урока

Внимательно рассмотрите иллюстрацию, обратите внимание на детали.

Попробуйте по названию произведения, по иллюстрации спрогнозировать, о чём эта сказка?

Рассказ о Л.Н. Толстом

Лев Николаевич Толстой(1828-1910)- великий русский писатель. Он прожил 82 года и всю свою жизнь посветил литературе. Толстой изучал историю, музыку, рисование, медицину. Его книги переведены на многие языки, их читают во всем мире.Полное собрание сочинений насчитывает 90 томов!

Он очень любил детей. В то время было еще слишком мало школ, дети бедных людей вообще не могли учиться. Лев Николаевич открыл Ясной Поляне школу, составил учебник для детей и сам учил их. Он написал рассказы специально для школьников.

А теперь ребята, рассмотрите нашу выставку.(представлены книги Толстого). Какие книги писателя вам знакомы?

Что вы узнали о Льве Николаевиче Толстом?

Прочитайте название произведения. (Два брата). Как вы думаете, о чем оно?

А сейчас прочитайте слова на экране. Попробуйте по ним догадаться, что мы будем сегодня читать и о чем?(Путешествие, камень, надпись, пошел, остался, царствовал, жил в деревне).

И так ребята кто догадался?(дети предполагают: рассказ, сказка и т.д.)

А почему вы решили, что это сказка?(учитель слушает мнение детей по данному вопросу)

    Дальнейшее обобщение и закрепление знаний и умений.

Выборочное чтение с подробным пересказом

Прочитайте, как реагирует на надпись старший брат. Как он это объясняет? Как поступает?

Прочитайте, как реагирует на надпись младший брат. Как он это объясняет? Как поступает?

Можно ли с ним согласиться? (да)

А если бы был 3-й брат, могли бы родиться другие доводы?

Охарактеризуйте братьев. (Работа в парах)

Похожи ли братья друг на друга по поведению, по своим взглядам?

Чем же различны братья? Заполним сравнительную таблицу.

(По мере ответов детей на доске заполняется сравнительная характеристика)

Старший Младший

Рассудительный Решительный

Практичный Отважный

Спокойный Смелый

Осторожный Мужественный

Романтик

Рассудила ли братьев жизнь? Подтвердите словами текста (нет, каждый остался при своём мнении)

Кого из братьев вы считаете правым? Чья позиция близка вам? С кем вы согласны? Как бы вы поступили?

В чём же мудрость этой сказки? (Каждый понимает счастье по-своему, каждый делает свой выбор, и идёт к счастью своим путём. Сказка учит тому, что все люди на земле разные и по-разному понимают смысл жизни. Надо уважать мнение каждого человека)

Попробуйте выразить мудрость сказки, как и братья, с помощью пословицы, поговорки. (Каждому своё. Кому как, нам эдак. Кому что на роду написано.)

Я приготовила для вас варианты ответа на этот вопрос. Прочитать или сами попытаетесь найти? Что будете искать? (пословицы и поговорки о счастье) Где? Это станет частью д/з

Сказка написана простым понятным языком. А просто ли нам было её понять? (понять можно, если душа будет трудиться)

    Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Обобщающая беседа

Почему родные братья выбрали разный путь в жизни? (разные нравственные принципы, взгляды, своё отношение к жизни, все люди разные)

Какой путь, какую дорогу жизни выбираешь сегодня ты?

Прослушивание песни «Дорогою добра»

    Итог урока. Рефлексия.

Удалось ли нам разрешить возникшее в начале урока противоречие?

Чему научил вас сегодняшний урок?

Я надеюсь, вы всегда будете думать о других людях и, идя к своему счастью, не причините боль другому человеку.

Выберите и продолжите любое предложение.

    Сегодня на уроке мы познакомились….

    Мне понравилось…

    У меня получилось…

    Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.