Тибет - самое загадочное и недоступное место на Земле. Особенно удивляет красота местной растительности и разнообразие животных. Что такое Тибет, и какова его история, читайте далее в статье.

Тибет богат своей историей, о чем свидетельствуют многочисленные источники тех времен, когда существование культуры Тибета происходило независимо от других стран-соседей. История Тибета с детальными подробностями стала известна с периода распространения империи от Бенгалии до Монголии.

Перечислим основные исторические вехи:

  • Распространение буддизма. Этот период приходится на годы правления Сонгцена Гампо, с 617 по 650 гг. После смерти царя власть официально переходит к внуку, хотя реально правил министр, что привело буддизм в упадок.
  • Восстановление учения Будды приходится на 755-797 гг. В это время переводятся тексты Учения на тибетский язык, строится университет Самье при монастыре, который и сегодня является важным центром буддизма.
  • Строительство монастырей и храмов, введение монахов в управление страной (с 815 по 838 гг.).
  • Преследование буддизма, так как правление страной оказывается в руках царя Ландарма - сторонника религии бон. Ученым и монахам пришлось бежать из страны.
  • Распад Тибета на маленькие царства. Это произошло после смерти Ландарма, поэтому систематические исторические сведения с 842 по 1247 годы отсутствуют, так как у правителя не было наследников.
  • Колониальные интересы в отношении Тибета со стороны других стран. Кульминационным моментом в их соперничестве становится организация британской экспедиции в Тибет в 1903-1904 гг.
  • Тибет провозглашает себя независимым государством от влияния центральной власти в 1911 году, хотя данное событие не признавалось в мире.
  • вошли на территорию Тибета в 1950 году, в результате чего в 17 пунктах утвердилась власть захватчиков. Свое присутствие здесь китайцы наращивали постепенно, когда, наконец, в 1965 году Тибет был провозглашен автономным районом Китая.

Место расположения

Тибет - это единственный автономный край Китая. Туристов привлекает его загадочность и удивительная красота природы. Коренное население исповедует буддизм, поэтому Тибет регулярно посещают тысячи паломников со всего света.

Где находится Тибет? Пространство от Индии до Китая занимает площадь которого достигает миллионы километров. Тибет, расположившийся тут, граничит со многими провинциями и государствами: Непалом, Индией, Бирмой.

И чтобы узнать, где находится Тибет, достаточно вспомнить о Гималаях и самой высокой горе в мире - Джомолунгме, получившей еще одно название - Эверест. Ее высота достигает 8 848 м. Чтобы покорить эту вершину, сюда приезжают туристы со всех уголков мира.

Кстати, именно территория Тибета дает рождение многим крупным Тсангпо начинает свой путь с юга, Сутлей и Инд протекают возле священной для тибетцев горы Кайлаш, Салвин и Меконг берут начало с его восточных земель.

Климат

Не трудно понять, определив, где находится Тибет, - климат территории, расположенной на 4-8 тыс. м выше уровня моря, желает быть лучшим. Специалистами он характеризуется как сухой субтропический континентальный. Это значит, что погода здесь неустойчива, отличается частыми перепадами температур в дневное и ночное время.

Шквалистые ветры и пыльные бури - частые гости на территории Тибета. Непредсказуемо и выпадение осадков: в разных провинциях их количество разное и незначительное. Осадков мало потому, что их выпадению здесь препятствует которые не пропускают муссонные ветры с запада, приносящие ливневые дожди.

Население

Тибет - это автономный район. Его территория огромная, но при этом малонаселенная - на ней проживает 6 млн. тибетцев и 7,5 млн. - китайцев. Грамотность местного населения на низком уровне и составляет менее 50 %.

Самым крупным городом края является Лхаса. Здесь расположены главные административные и религиозные центры Тибета. На территории нагорья расположены и другие города, имеющие промышленное значение: Чамдо, Шигацзе и др.

Местные жители занимаются скотоводством и земледелием. Это их основные занятия. В долинах рек они выращивают пшеницу, кукурузу, ячмень, табак и овощи. Кроме того, тут разводят овец, коз и яков, которые используются в качестве тягловой силы.

Растительность

Тибет - это край, на территории которого произрастает скудная растительность пустынь, степей и тундры. Хотя леса здесь тоже есть. Местами их произрастания являются долины рек. Выше отметки 6 000 м простираются вечные снега и ледники.

Особенность растительности этого чудного края заключаются в ее молодости, так как флора древнего периода уничтожена полностью с наступлением периода оледенения. Для данной местности характерны поясные границы и пестрота растительности внутри них. Здесь растет ковыль и осока, горец и кобрезия карликовая, ива и вереск, горечавка и многие другие растения.

Животные

В степях, пустынях и горах Тибета сохранились такие редкие животные как лошадь Пржевальского, верблюд двугорбый, кулан и др. Эта местность является родиной верблюдов, яков и ослов, которые относятся к домашним животным. В горных лесах много маралов, косуль, лосей, а в пустынных - горных баранов, антилоп, козлов, снежных барсов и других животных.

Степи полны сайгаками, джейранами, сусликами, сурками, тушканчиками, зайцами, песчанками, полевками. Местом обитания серого волка являются равнины, а красного - горы. Здесь распространены лисицы, колонки, куницы, хорьки, ежи, рыси, манулы. Тибет отличается наличием множества птиц: снежных грифов, галок и др.

Культура

Вероисповеданием этнических тибетцев является религия бон и буддизм. С того времени, когда Тибет стал частью Поднебесной, китайский язык является тут официальным. Но делопроизводство и начальное обучение в школе разрешено вести на тибетском языке. Поскольку обучение платное на всей территории края, большинство населения остается неграмотным, так как платить им нечем.

Когда Китай окончательно распространил свою власть на всю территорию Тибета, был запрещен обряд «Небесные похороны», который соблюдался на протяжении многих веков местным населением при погребении усопших. Но с 1974 г., по многочисленным просьбам монахов и простого народа, правительство Китая разрешило проводить данную церемонию, которую тибетцы считают единственно возможной для своих усопших.

Монастыри на территории Тибета контролируют китайцы. Для приема в них установлены отборочные критерии. В настоящее время почти все монастыри (95%) разрушены или снесены. Причиной тому является несогласованность с китайскими властями при их строительстве.

Зато сегодня на Тибете пышно отмечаются праздники и фестивали, представляющие яркое зрелище и привлекающие множество туристов.

Тибет - это край, богатый традициями и обычаями, секретами медицины и кухни, потрясающе красивыми ландшафтами и мистическими праздниками.

Тибетская кухня

Тибет - это край загадок и древней истории, которая берет свое начало со времен монастырей буддистов. Поэтому первое место здесь занимает духовная пища. Но, в любом случае, никто из туристов голодным не остается. Главной едой тут является мясо и овощи, а популярным блюдом являются сосиски из мяса баранины и говядина, вяленая особым способом.

Местные жители сладкие блюда и фрукты употребляют очень редко. Пожалуй, единственной сладостью на Тибете является хворост, который едят с медом. Алкоголь считается несовместимым с молитвами напитком, поэтому тибетцы относятся к нему с прохладцей. Но слабое вино из риса здесь продается.

Основное блюдо кухни - цампа. Для ее приготовления используется яичная мука, мясо яка, ячменное пиво и чай. Кстати, чай в Тибете пьют с добавлением масла и соли.

В меню для туристов, как правило, включают такие блюда как шадпу и чуру - сыр на основе ячьего молока. В гостиницах больших городов также готовят момо - блюдо, похожее на русские пельмени, начинкой которых является мясо или овощи, и тукпу - суп с мясом и лапшой, заправленный овощами.

Как доехать

В Лхасу, попасть легко, если местом отправления будет крупный город Китая. Но туристам лучше следовать другим маршрутом, чтобы избежать резких перепадов высоты.

Самым популярным и щадящим туристическим маршрутом является такой: группа отправляется из Куньмина, следует до Дали, а затем до Лиянга. Высота увеличивается постепенно. Последним этапом является перелет на самолете до города Лхасы.

Из Пекина в столицу Тибета можно добраться и поездом, который следует по Цинхайскому железнодорожному пути двое суток, а также с организованной группой, используя автодорожный транспорт.

При создании армии нужны были большие деньги. Так как все налоги были уже введены и действовали, в 1926 году начал действовать новый налог, который взимался со всех людей, у которых были уши. Абсурд, но это так было! Однако тибетцы не стали отрезать себе уши, а платили налог, хотя никто не понимал, за что. Деньги для армии собрали за год.

Тибет, между прочим, является лидером по сбору налогов. Люди платили налог, когда рождались, женились, пели, танцевали, били в барабан или звонили в колокольчик. Если путник заблудился в дороге, то ему, прежде чем уснуть на траве, нужно было заплатить хозяевам за такой ночлег.

Тибет в VI-VII веках из маленькой горной и разноплемённой страны, превратился в военную монархию аристократического типа и захватил Великий караванный путь. То есть он взял под контроль торговлю шёлком. Но по-сравнению с Китаем горная страна была малолюдной. В ней жило всего 3 млн. человек. А в Поднебесной население составляло почти 60 млн. человек. Но, тем не менее, с учётом местных условий силы двух держав уравновешивались.

Однако надо отметить, что хоть горы и представляли серьёзное препятствие для врагов, но изолированность Тибета была относительной. Тибетцы, жившие в западной части, представляли собой индоевропейские племена . Это были дарды и моны. Они исповедовали религию Митры.

Это были настоящие колдуны и волшебники. Они могли навести порчу, в совершенстве разбирались в травах, владели гипнозом , телепатией и знали очень сильные заклинания. Люди эти были европеоидного типа.

В восточных районах Тибета жили некитайские племена, бежавшие из Южного Китая . Они постепенно поднимались по великой реке Брахмапутре и в этих местах назывались кяны. В конце концов, они встретились с дардами и монами. Так возник единый тибетский народ.

Но это, так сказать, предположения историков. А кроме этого существует красивая легенда, которая несколько иначе интерпретирует появление в горной стране единого человеческого сообщества. Она, кстати, опровергает утверждение Дарвина о том, что человек произошёл от обезьяны. Согласно легенде великий учёный был прав лишь наполовину.

Тибетцы произошли от обезьяны-отца. А вот матерью была ракшас. Это что-то вроде лешего - горный лесной демон. Однажды прекрасный царь обезьян пришёл в Тибет спасать свою душу по буддийской вере. А чертовка ракшас увидела его и влюбилась без памяти. Царь обезьян был отшельником, он пришёл спасать душу, а тут перед ним появляется влюбленная ведьма и требует взаимности. Естественно, он категорически отказался. Тогда она спела ему песню:

О, обезьяний царь! Услышь меня, молю.
По воле злой судьбы я бес, но я люблю.
И, страстью сожжена, теперь к тебе стремлюсь.
Со мной не ляжешь ты, я с демоном сольюсь.
По десять тысяч душ мы будем убивать,
Мы будем жрать тела, мы будем кровь лизать
И породим детей жестоких словно мы,
Они войдут в Тибет, и в царстве снежной Тьмы
У этих бесов злых возникнут города,
И души всех людей пожрут они тогда.
Подумай обо мне и милосерден будь,
Ведь я люблю тебя, приди ко мне на грудь!

Каждый понимает, что налицо все признаки психологического шантажа. Бедный отшельник насмерть перепугался и обратился с молитвой к своему учителю Авалоките:

Наставник всех живых, любви и блага свет,
Я должен соблюдать монашеский обет,
Увы, бесовка вдруг возжаждала меня,
Мне причиняет боль, тоскуя и стеня,
И крутится вокруг, и рушит мой обет.
Источник доброты! Подумай, дай совет.

Авалокита подумал, посоветовался с богинями Тонир и Тана, а затем сказал: "Стань мужем горной ведьмы". А богини закричали: "Это очень хорошо, даже очень хорошо". И тогда обезьяна с ведьмой народили детей. Все дети были разные. Одни были очень умные, как их отец отшельник. Другие были хищными, похожими на свою мать. Но, независимо от уровня интеллекта и характерна, все они хотели есть. А есть было нечего, потому что отец и мать занимались самосовершенствованием. Они забыли о детях, и те стали кричать: "Что же нам есть?" И тогда царь обезьян опять обратился к Авалоките и пожаловался ему:

Учитель, я в грязи, средь сонмища детей,
Наполнен ядом плод, возникший из страстей,
Греша по доброте, я был обманут тут,
Мне вяжет руки страсть, страдания гнетут.
Жестокая судьба, и мук духовных яд,
И боли злой гора всегда меня томят.
Источник доброты, ты должен научить,
Что надо делать мне, чтоб дети стали жить,
Сейчас они всегда, как бесы, голодны,
А после смерти в ад низринуться должны.
Источник доброты, скажи, скажи скорей
И милосердья дар пролей, пролей, пролей.

Авалокита помог своему ученику. Он дал бобы, пшеницу, ячмень, всякие плоды и сказал: "Брось в землю, они вырастут, и ты будешь кормить детей". Вот так от этих детей и пошли тибетцы. Дело, конечно, каждого, кому верить: историкам или тем, кто создал легенду. Главное же заключается в том, что в Тибете возник этнос. С одной стороны в него вошли индоевропейские племена, а с другой монголоидные. Духовно их скрепила едина вера - митраистская религия бон .

Однако у народа не было политического единства. Каждое племя не желало признавать главенство другого. Но в V веке люди нашли компромисс. Они стали выбирать цэнпо . Это высшая тибетская должность с большими полномочиями, но без каких-либо возможностей их осуществления. Властитель не обладал реальной властью, так как любой вопрос должен был согласовывать со жрецами бона и племенными вождями.

После создания верховной власти племена начали вести завоевательные войны. Они захватывали земли, расположенные на востоке и западе. Результатом этого и стал контроль над Великим караванным путём. При этом цэнпо продолжали оставаться в роли марионеток, не смевших принять ни одного решения без одобрения жрецов и вождей.

Такое положение вещей властителям не нравилось, и они обратили свои взоры на буддистов. Те всегда находили себе место у деспотических престолов. Деспот не имеет поддержки у народа, а поэтому всегда нуждается в советниках, не связанных с народом и обязанных ему лично. Буддийская община всегда экстерриториальна. Если человек входит в неё, то он рвёт все прежние родовые и племенные связи. Поэтому деспотам и удобно использовать буддистов.

Этим опытом решил воспользоваться один из цэнпо. Звали его Сронцангамбо. Он пригласил буддистов и сказал, что разрешает им проповедовать свою религию в Тибете. Тем самым он надеялся получить преданную ему оппозицию.

Но кончилось всё для Сронцангамбо очень плохо. Источники сообщают о строительстве им великолепного дворца Потала. Вокруг дворца в то время валялись отрубленные головы, руки и ноги тех людей, которые не хотели принимать буддизм. Вскоре цэнпо пропал, а на буддистов начались гонения. Но как там всё было на самом деле - неизвестно, так как летописцы очень скупо освещают этот исторический период.

Ясно лишь то, что в Тибете сложились две партии. С одной стороны монархическая, опирающаяся на буддистов, а с другой стороны, ей противостояли жрецы бона и аристократы. То есть высшая власть опиралась на чуждую религию, которую тибетцы в своём большинстве не хотели признавать. Всё это спровоцировало кровавую развязку. Последнего цэнпо убили, а тибетская держава развалилась. А была она очень крупная. В неё входили Непал и часть Бенгалии.

Племена огородили себя дозорами, а монастыри и замки высокими стенами. Буддисты пропали, а жители вернулись к старой вере и колдовству. Но в IX веке появился новый проповедник. Звали его Атиша, и стал он проповедовать мягкую форму буддизма. А тот уже имел огромное количество самых разных форм. И постепенно жители Тибета стали переходить в буддизм. Они начали принимать его принципы, а бон разделился на чёрный, который был враждебный буддизму, и белый - компромиссный.

Продолжалось это до XV века, когда появился Цзонхава. Он создал "жёлтую веру". Это тот буддизм, который стали исповедовать монголы, калмыки и буряты. Приобщились к нему и тибетцы, а история Тибета перешла в другое качество, которое во многом отличалось от прежнего .

Часть 10. Тибетцы

Приблизительно 5,5 млн. тибетцев - это этническая группа, обладающая удивительными, почти экстраординарными характеристиками. Археологические и геологические открытия указывают, что тибетцы являются потомками коренных кочевых племен Цян (Qiang). История Тибета началась около 4000 лет назад.

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»

Молитвенные флаги, небесные погребения, фестиваль дьявольских танцев, духовные ловушки, потирание святых камней - все это связано с тибетским верованиям, берущими начало в древней шаманской религии Бон. Местные наряды и украшения выдают не только привычки, но историю, верования, погодные условия Тибета и сам характер народа.

Дворец Потала (Potala), Лхаса, август 2011

Тибет известен как «крыша мира». Высота пяти горных массивов превышает 8000 метров. В их числе Эверест - самая высокая вершина мира. Лхаса является политическим, экономическим, культурным и религиозным центром. Она изобилует памятниками культуры. На территории Тибета имеется 1700 монастырей, некоторые из которых датируются 8-м веком.

Приблизительно 5,5 млн. тибетцев - это этническая группа, обладающая удивительными, почти экстраординарными характеристиками. Легенда гласит, что тибетцы произошли от обезьяны и самки людоеда. Археологические и геологические открытия, впрочем, доказывают, что тибетцы являются потомками коренных и кочевых племен Цян.

История Тибета началась около 4000 лет назад.

Маркхэм (Markham), Восточный Тибет, август 2011

Большинство тибетских традиций - таких, как многочисленные фестивали и т. п. - связаны с буддизмом, хотя не лишены и чисто практических аспектов. Говорят, что традиционная тибетская опера (Лхамо) возникла в 14-ом веке, когда лама Тхантонг Гьялпо (Thangthong Gyalpo) поставил первый спектакль с семью красивыми девушками, чтобы собрать средства для строительства мостов на железных цепях в целях облегчения перевозки товаров и паломничества. Тибетская опера с той поры стала популярна во всем регионе.

Выступления проводятся во время фестивалей, посвященных самым разным поводам. Буддийское учение и история Тибета являются источниками вдохновения для оперных постановок. Маски исполнителей указывают на их роль - будь то король, королева, лама или божество.

Кочевники Кхампа (Khampa), Нан-Цо (Nan-Tso), август 2011

Животноводство является основным занятием большинства тибетцев, и они продолжают вести полукочевое существование, проживая в толстых черных палатках из шерсти яков, уставленных мешками с драгоценным ячменём и в окружении домашнего скота.

Вездесущий як является наиболее полезным животным, хотя для мяса и шерсти выращиваются овцы, а также козы.
Жесткие маленькие горные пони являются основным транспортным средством и источником кобыльего молока - местного деликатеса и лекарства от всех болезней.

Воины Кхампа (Khampa), август 2011

Кухня Тибета отражает богатое наследие страны, несёт следы адаптации людей к большой высоте и регулируется определёнными религиозно-кулинарными ограничениями. Наиболее важной культурой является ячмень. Тесто из ячменной муки (цампа) - основной продукт питания Тибета. Мясные блюда готовят из яка, козы или баранины, которых часто сушат или тушат в пикантном картофельном соусе. В Тибете культивируется горчичное семя, поэтому горчица широко представлена в местном рационе. Йогурт, масло и сыр из ячьего молока очень популярны, а хорошо приготовленный йогурт считается даже «престижным» блюдом.

Монастырь Ганден (Ganden), август 2011

Тибетский буддизм является основной религией Тибета. Тибетцы молятся ежедневно, если не ежечасно. Большую часть своего времени они проводят в медитации или вращая молитвенные колеса, что духовно почти приравнивается к молитве. Как и все буддисты, тибетцы придерживаются ненасилия, делают добрые дела, дарят подарки монахам и стремятся избегать дурных помыслов.

Зародившись в 8-м веке н. э., тибетский буддизм впитал элементы религии Бон - древнего шаманистского культа с эзотерическими ритуалами, экзорцизмом, талисманами, заклинаниями, заговорами, игрой на барабанах, жертвоприношениями, пантеоном богов и злых духов и культом мертвых.

Это сильно повлияло на тибетский буддизм. Молитвенные флаги и колеса, небесные погребения, фестиваль дьявольских танцев, духовные ловушки, потирание святых камней и другие тибетские ритуалы пришли в буддизм из религии Бон.

Буддийские монахи, август 2011

Тибетские наряды и украшения выдают не только привычки, но историю, верования, погодные условия Тибета и сам характер народа. На протяжении всей своей истории они претерпели мало изменений. Наиболее яркими особенностями тибетского костюма и украшений является большой выбор материала (парча, мех, кожа, шелк, шерсть, хлопок и пр.) и - в зависимости от того, в какой местности человек проживает и чем занимается - дизайн.

«Жхатор» (Jhator) означает «милостыня для птиц», август 2011

«Небесное захоронение» является погребальной практикой в Тибете, при которой умершего помещают на вершине горы - на открытом воздухе (mahabhuta) и на виду у диких животных (хищных птиц, в частности). Здесь эта практика именуется «жхатор» - «ублажение птиц».

Монахи в Тибете

Тибетская одежда делается в основном из меха животных (овчина наиболее популярна). Традиционная шерстяная ткань называется «пулу» (Рulu). Летом носят одежду из хлопка. Тибетцы - особенно женщины в скотоводческих районах - любят яркие вещи. Кроме того, они любят украшения больше, чем представители любой другой этнической группы. Украшения являются символом богатства и социального статуса. Они носят все виды ювелирных изделий - таких, как ожерелья, заколки, серьги и браслеты, сделанные из раковин, костей животных, золота, серебра, жемчуга, нефрита и других драгоценных камней.

Войны Кхампа (Khampa), август 2011

В некоторых частях Тибета практикуется полигамия. Обычное дело, когда женщина вступает в брак с одним или несколькими братьями своего мужа. Это обычно делается, чтобы избежать раздела имущества и обеспечить финансовую безопасность. Тем не менее, в Тибете чаще встречается моногамия.

Монастырь Ганден, Тибет

Пастухам нужна свободная и просторная одежда, чтобы днём она не стесняла движений, а ночью могла служить одеялом. Когда с рассветом становится теплее, они могут легко выпростать одну руку из рукава, чтобы отрегулировать температуру тела. Так ношение халата с одной голой рукой снаружи стало символом раскованного характера тибетцев.
Сделанные из овчины, лисьего меха или золотого сатина, тибетские шапки исключительно эстетичны. Сапоги настолько длинны, что иногда достигают верхней часть ноги. В них часто вшивают супинаторы.

Монахи в монастыре

Тибетская народная медицина является одним из старейших целительских искусств в мире. В ней используется до двух тысяч видов растений, сорока видов животных и пятидесяти минералов. «Небесное захоронение» является погребальной практикой в Тибете, при которой умершего помещают на вершине горы - на открытом воздухе (mahabhuta) и на виду у диких животных (хищных птиц, в частности). Здесь эта практика именуется «жхатор» - «ублажение птиц».

В большей части Тибета земля слишком тверда и скалиста, чтобы вырыть могилу. А ввиду нехватки топлива и древесины небесные погребения считаются более практичными, чем кремация.

Вопрос о том, как сложился тибетский этнос, до настоящего времени не выяснен окончательно. Дело в том, что археологические раскопки на Тибетском нагорье долгое время практически не велись и существующие находки имеют случайный характер. Письменных источников тоже не много. Да и имеющиеся очень специфичны. Тибетцы о своем недавнем-то прошлом пишут в мифологизированных образах, что уж говорить об их древней истории.

Сами тибетцы утверждают, что они произошли от обезьяны. Правда, не по Дарвину - в процессе эволюции, а скорее по Моргану - в процессе производства потомства. Вот что они рассказывают. В одну прекрасную долину пришел царь обезьян. Его полюбила ужасная демоница, обитавшая в пещере среди скал. Обезьяна не склонна была к браку, но демоница настояла на этом. От них пошло потомство, которое стало быстро размножаться. Так и появились в Тибете люди. От отца они унаследовали смирение, а от матери - гневный нрав, любовь к мясу и красные лица (тибетцы называют себя краснолицыми).

Эту народную легенду очень любят историки, занимающиеся Тибетом; ее можно встретить во многих книгах в разных вариантах. Но сами тибетские авторы, особенно образованные буддисты, не склонны относиться к ней серьезно. До нас дошло мало добуддийских источников; все буддийские - утверждают, что обезьяна была не простой обезьяной, а учеником бодхисаттвы Авалокитешвары, возможно, и им самим и что она ответила на страстные призывы демоницы не ради наслаждения, а чтобы населить этот безжизненный край людьми, которые бы почитали Будду . Другие тибетские авторы за ответом о своем происхождении обращаются к индийской мифологии - самому авторитетному для них источнику. Предками ти- бетцев они называют героев великого индийского эпоса «Махаб- хараты»: «Когда пять Пандавов сражались с двенадцатью армиями Кауравов (Пандавы и Кауравы - в «Махабхарате» два главных рода, сражающиеся между собой.), царь Рупати и тысяча воинов, переодевшись женщинами, бежали в скалистый район Гималаев. От них, как считают, и произошли тибетцы» [Будон 1999, 247].

Это - легенды. Подобные им есть у каждого народа. Все они отражают мифологическое сознание древних (и не только древних) людей. В реальности же тибетцы - это сложный этнический комплекс. На рубеже XIX-ХХ вв. существовала теория о центральноазиатском происхождении человека, в которой Тибет занимал особое место [Ларичев 1972]. Позднее ученые отказались от нее. Но даже если бы она оказалась верной, проследить сложение тибетского этноса от прачеловека было бы, конечно, невозможно, как невозможно обозначить путь «от начала» любого современного этноса. Если согласиться с идеей о происхождении человека из одного какого-то очага, то надо признать, что формирование всех этносов - это смешение пришедших в данное место людей с пришедшими туда ранее. Так произошло и с тибетцами.

Процесс образования тибетского народа мы можем наблюдать начиная с того момента, когда о нем стали писать китайские источники. Китайцы, изобретя свою письменность очень давно (середина II тысячелетия до н.э.) и создав на ней огромную историческую литературу, с объемом которой вряд ли может сравниться какая-либо другая в мире, очень любили описывать «варваров», проживавших вокруг Китая. Рассказывали они и про своих западных соседей. В частности, в древнейших китайских письменных памятниках, таких, как гадательные надписи династии Шан (XVI-XI вв. до Н.Э.), прославленные стихи «Шицзин» (XI-VI вв. до н.э.), хроники первой и второй династии Хань (II в. до н.э. - II в. н.э.), встречается упоминание племен цянов, которые, очевидно, и являлись прототибетцами. Цяны были кочевниками: это подтверждается тем фактом, что в написании их имени использованы иероглифы «овца» и «человек». Но они занимались и земледелием. Цяны проживали на северо-востоке современного Тибета, в районе между озером Кукунор на севере, Ганьсуйским коридором (провинция Ганьсу) на востоке и течением реки Цангпо на юго-западе. Они не имели сложившейся государственности и жили в постоянно меняющих свою конфигурацию племенных союзах.

1 Пандавы и Кауравы - в «Махабхарате» два главных рода, сражающиеся между собой.

К северу от цянов, на территории северо-западной части современной провинции Ганьсу, жили юэчжи. Юэчжи были индоевропейцами, точнее, иранцами. В начале II в. до н.э. они подверглись нападению гуннов. Часть из них ушла на запад и созда- ла так называемое Кушанское царство (I-III вв.), а часть, оттесненная китайцами, смешалась с цянами.

В IV в. н.э. цяны были частично завоеваны туюхунями, тюрко-монгольским племенным союзом, просуществовавшим до VII-VIII вв., который тибетцы называли «Аша». Туюхуни были ассимилированы окружающими народами, соответственно и цянами тоже.

В истории цянов было, по-видимому, несколько крупных волн миграции в разных направлениях. В частности, две из них (одна - на запад, в районы Нгари и Ладака, а вторая - на юго-запад, в долину р. Цангпо) сыграли решающую роль в этногенезе тибетцев. (Еще одна часть ушла на юг, где участвовала в форми- ровании бирманского этноса.) На западе они перемешались с дардами, племенами индоиранской ветви, на юге - с разными группами монов, гималайских аборигенов, на юго-западе - с «неведомыми нам племенами, населявшими эти области в эпоху позднего палеолита и неолита» [Кычанов, Савицкий 1975, 22]. Это действительно «неведомые» племена - мы о них знаем очень мало. Но ученые уверены, что таковые существовали, что цяны пришли не на пустое место. Ведь в районе Тэнгри, Кукушили и в других местах были найдены орудия труда, датируемые палеолитом .

Такой была ситуация с прототибетцами на Тибетском нагорье по самому распространенному в науке мнению. Их основным компонентом являлись цяны, которые в зависимости от места своего бытования и в разные исторические периоды смешивались с различными группами индоевропейцев, тюрко-монголов. Отсюда антропологическое многообразие тибетского населения, которое, как правило, отмечают исследователи, - от ярко выраженного монголоидного типа на севере и северо-востоке до европеоидов кавказского типа на юго-западе.

Но наука не была бы наукой, если бы время от времени в ней не появлялись люди, отрицающие все, что говорилось прежде. В вопросе о происхождении тибетцев таким человеком можно назвать американского ученого Х.И.Бэквита. Он считает, что «цяны этнически не имеют никакого отношения к тибетоязычному народу, который основал тибетскую империю в VII в. н.э.» , что «нет совершенно никаких указаний на гипотетически номадную структуру в Южном и Центральном Ти- бете» , что «в любом случае тибетцы и цяны в VII в. и позднее были и есть народы, не имевшие отношения друг к другу, в лингвистическом плане - абсолютно, а в культурном - частично» и что «тибетский народ является, по всей видимости, автохтонным в такой же мере, как и любой другой народ Евразии» . Я тоже полагаю, что в теории о происхождении тибетцев есть какой-то «перегиб» с цянами. Если бы исторические записи в таком количестве нам оставили не китайцы (для которых цяны были соседями), а, к примеру, индийцы или иранцы, то разве наши представления о формировании тибетского народа не были бы несколько иными?

Однако есть данные, которые не позволяют полностью поддержать идеи Х.И.Бэквита. Все-таки цяны, видимо, говорили на каком-то прототибетском языке . А если учесть, что диалект тибетского языка, распространенный в Амдо - на древней родине цянов, действительно на- много архаичнее, чем лхасский, что тибетско-бирманская лингвистическая семья - это объективная реальность, то и гипотеза о цянах как о главном компоненте тибетского народа представляется весьма правдоподобной. Кроме того, основанием для утверждения древней общности Южного (где появилось государство тибетцев) и Северо-Восточного Тибета (где жили цяны) служат, в частности, мегалиты (культовые сооружения из необработанных камней, имеющие отношение к культу предков и относящиеся к III-II тысячелетию до н.э.) и могильники, встречающиеся в Тибете в районе Трансгималаев, в Чантанге и в Амдо. Ю.Н.Рерих находил их похожими на памятники, встречающиеся на обширной территории - от юга России до северо-запада Китая, что подтверждает культурное единство этого мира [Рерих Ю.Н. 1999, 29-55].

Теперь о названии «Тибет». И здесь мы имеем дело с загадкой. Все вокруг называют эту страну Тибетом, а сами тибетцы не знают, или до последнего времени не знали, этого слова. Китайцы в VI-VII вв. именовали своих западных соседей «Ту-фань», а во времена тибетской империи VII-IX вв. - «Ту-бо». Арабы с IX в. употребляли слово «Туббат» или «Тиббат». Монголы (самые ранние существующие письменные источники относятся к XIII в.) называли их «Тубэд», «Тубуд», и этот этноним принесли в Европу путешественники Плано Карпини, Рубрук, Марко Поло. Сами же тибетцы именуют себя «бод» (в современном лхасском произношении «по »). Первоначальное значение этого слова давно утрачено. Ученые предполагают, что оно означало что-то вроде «родной стороны» . Многие связывают его с названием древней религии тибетцев «бон». В свое время этот этноним использовался лишь применительно к жителям центрального района Уй. Наверное, это и есть древнее название тибетцев. Оно сохранилось в этнонимах «бхота», «бхотии», употребляемых по отношению к тибетским племенам их индий- скими соседями. Возможно, даже «баутаи» из «Географии» Птолемея суть тибетцы .

А вот что такое «Тибет»? Гипотез о происхождении этого названия почти столько же, сколько людей, пытавшихся его объяснить. Большинство ученых согласны в том, что второй слог «бет» («буд», «бат», «фань», «бо» и т.д.) восходит к тибетскому слову «бод». Неясным же является значение слова «ти». Некоторые возводят его к выражению «Ти Бод», что в переводе с тибетского означает «Это - Тибет», предполагая, что таков мог быть ответ тибетцев на вопрос иностранца [Кычанов-Савицкий 1975, 24]. Другие вспоминают китайские источники, указывающие на мифического предка тибетцев по имени Ту-фа . Третьи берут за основу выражение «Тодбод» (stod bod) (в произношении - топо), означающее «Верхний Бод» , или «Тхубод» (mtho bod) практически с тем же значением [Зайцев-Кузнецов 1969, 194]. Многие горные народы имеют обычай включать в название своей страны слово «верхний», особенно если в ней имеются и низинные районы. Или их так называют соседи. Некоторые китайские исследователи слог «ту» считают восходящим к слову «великий», переводя, таким образом, «Ту-бо» как «Большой, или Великий, Тибет».


Читать далее:

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    The Tibetan Book Of Living And Dying. (Complete)

    Tibetan Healing Mantras -Dewa Che (One Hour)

Субтитры

Территория проживания и численность

Этническая территория тибетцев в настоящее время не имеет независимого статуса. Территориально она почти полностью относится к Китаю, где охватывает весь Тибетский автономный район , частично провинции Сычуань (Аба-тибетский и Ганьцзы-тибетский автономные округа, Мули-тибетский автономный уезд), Ганьсу (Ганнань-тибетский автономный округ и Тяньчжу-тибетский автономный уезд), Цинхай (Хайбах-тибетский, Хуаннань-тибетский, Хайнань-тибетский, Голо-Тибетский, Юйшу-Тибетский и Хайс-монгол-тибетский автономные округа) - на всех указанных территориях тибетцы проживают компактно и до настоящего времени составляют подавляющее большинство населения.

Тибетцы живут также в соседних китайских провинциях Юньнань (в частности, в Дицин-Тибетском автономном округе). В целом о численности тибетцев в Китае судить сложно, но известно, что по данным переписи 1959 года численность тибетцев в Китае составляла 6 330 567 человек .

Вне Китая тибетцы проживают также на крайнем севере Индии (штат Сикким , около 100 тыс. чел., оценка), в Непале (ок. 50 тыс. человек), дисперсно в Бутане (свыше 5 тыс. человек). Этнические тибетцы, эмигранты и изгои (часто их потомки) проживают на Западе, в частности, в США и Великобритании .

Субэтнос, язык и религия

В составе тибетцев выделяют этнолокальные группы амдова (провинция Цинхай), кхампа и сифань (провинция Сычуань и соседние районы Тибетского автономного района) и др.

Тибетцы говорят на многочисленных диалектах тибетского языка , принадлежащего к центральной группе сино-тибетской языковой семьи .

Тибетский язык имеет древнюю письменность (по крайней мере с VII в.) с использованием особой тибетской азбуки - на основе брахми , представляющей собой слоговое письмо, с направлением письма слева направо (аналогично современному европейскому).

По вероисповеданию большинство тибетцев являются буддистами .

Этническая история

Предки тибетцев издавна населяли среднее течение бассейна реки Цангпо (Брахмапутра) . Именно здесь археологи обнаружили остатки древних цивилизаций времен палеолита , неолита и железного века .

В VI в. предводитель племени, населявшего район Шаньнань, стал цанпо , то есть главой объединенных тибетских племен. В VII веке тибетский царь Сонцэн Гампо установил господство над всем Тибетом . Уже тогда тибетцы имели значительные связи с соседними китайцами - в частности, был заключен династический брак Сонцэна Гампо с принцессой Танского императорского двора Вэньчэн.

Правители монгольской империи Юань, в которую монголы включили Китай, в XIII в. приняли тибетский буддизм и установили связь с тибетскими первоиерархами школы Сакья по принципу «наставник - покровитель», установив над Тибетом контроль.

Для этноконсолидации тибетцев большое значение имело введение института Далай-ламы . Это привело к установлению Тибетского теократического государства (уже 5-й Далай-лама объединил под своим началом все тибетские земли), власть в которой помимо религиозного владыки осуществляло местное правительство Кашаг.

Независимый статус Тибетского государства сохранялся вплоть до 1949 года , когда в Тибет вторглись китайцы под предлогом освобождения тибетцев от теократической власти. К 1959 году весь Тибет окончательно вошел в состав КНР. Многие сторонники тибетской независимости, в том числе и 14-й Далай-Лама , бежали за границу, и уже в эмиграции продолжили (и продолжают) активную деятельность по защите национально-государственных прав тибетцев.

Хозяйство и общество

По разновидностям занятий среди тибетцев выделяют несколько (три) хозяйственно-культурных типов:

  • горные оседлые земледельцы - половина всех тибетцев; основными хозяйственными культурами являются ячмень, пшеница, иногда рис; в условиях нехватки воды используется искусственное орошение;
  • полуоседлые земледельцы-скотоводы - переходный тип, объединяющий два вида хозяйственной деятельности;
  • кочевники-скотоводы - яки, лошади, овцы, козы (для ношения клади).

Среди ремесел у тибетцев развитие получили гончарное, ткачество, литье из бронзы и меди, резьба на камнях и на дереве и др.

В современном Китае, тибетцы активно задействованы в промышленности, в том числе и мелкой частной.

К сер. ХХ в. тибетское общество оставалось практически закрытым и обособленным от остального мира - строй был полуфеодальным, хранилось много архаичных черт, выдающуюся роль в социуме играла теократическая верхушка; расслоение у скотоводов было выражено слабо.

Тибетская семья традиционно мала, брак преимущественно патрилокальный. У тибетцев известны случаи полиандрии и полигинии .

Материальная и духовная культура

Материальная культура

У тибетцев распространены как сельские поселения, так и значительная сеть городских (обычно города уличной планировки группировались вокруг храмовых комплексов). Тибетцы имеют давние архитектурные традиции - как светского (в том числе и дворцового), так и культового строительства, наибольшее влияние на которое оказали буддизм , индийская и китайская архитектура.

Традиционной в культовом строительстве была ступа (чойтэн ) и её вариации, заметные в дворцовом строительстве. Храмы тибетцев обычно возвышенные. В традиционном декоре тибетских зданий выделяются буддистские и китайские мотивы, орнаменты (буддистский круг, драконы и т. д.).

Чёткое представление о тибетской городской архитектуре тибетцев дает внешний вид столицы тибетцев - города Лхасы , и в частности, один из самых ярких её архитектурных комплексов - дворцовый комплекс Потала , бывшая резиденция Далай-лам, который имеет серьёзные размеры - 117 м высотой и 360 м шириной, состоит из внешнего Белого дворца (административные корпуса) и внутреннего Красного дворца (культовая и жилая часть), с более 10 000 храмов и ступ и содержит огромную коллекцию буддистских скульптур и икон, крупную библиотеку.

Традиционные жилища оседлых тибетцев - довольно большие каменные или деревянные здания с использованием камня, где нижний этаж отдан под мастерскую, торговую лавку (в городах) или предназначен для скота (на селе), а верхний является жилым.

Полукочевые тибетцы (в высокогорье) живут в поселениях уличной планировки, состоящие из зданий небольшого размера, преимущественно одноэтажных.

Тибетские кочевники-скотоводы для привалов используют шерстяные палатки.

Традиционная мужская и женская одежда тибетцев - чуба , длинный халат с высоким воротом и длинными рукавами, летом из ткани, зимой - из овечьей шкуры. Обувь - кожаные сапоги с заостренным носом. У тибетцев есть разнообразные головные уборы, среди которых превалируют бараньи и подбитые мехом шапки, а повседневной прической женщин (а нередко и мужчин) были косы.

Основу устоявшегося рациона тибетцев составляла цампа - поджаренная ячменная мука, смешанная с чаем, маслом и солью, у скотоводов преобладала мясо-молочная диета. Популярными были изделия из муки - лапша и разновидность пельменей (момо, момо-ча).

Праздничным угощением у тибетцев служит выдержанная простокваша ; второй национальный алкогольный напиток - ячменное пиво (чанг ).

Народная медицина

Всемирную славу, уже во 2-й пол. ХХ в., получила тибетская народная медицина. Впрочем, она является одной из древнейших в мире. Ещё в VIII в. врач-учёный Юток Йонтен Гонпо (Yutok Yonten Gonpo) на основе медицинских традиций Тибета, Персии, Индии и Китая составил обобщенную книгу по лечению Четыре Тантры Лечения , дополнения и популяризацию которой осуществили последователи учителя.

Традиционная медицина тибетцев является преимущественно фитотерапевтической - применяются более 2 тыс. видов растений; также используются другие природные средства - около 40 видов животных и около 50 минералов.

Фольклор, народные традиции и праздники

Устное народное творчество тибетцев представлено мифами, эпосом (всемирно известная Гэсэриада на тибетский лад), легендами, сказками (сказочные рамочные повести, волшебные легенды, предания, байки, бытовые истории, в том числе о шутнике дядюшке Денби), пословицами и поговорками, танцами, сопровождаемыми песнями под аккомпанемент музыкальных инструментов - смычковых, свирелей, колокольчиков и бубнов, театрализованными представлениями (тибетская народная опера Аче Лгамо).

У тибетцев хранится множество интересных традиций, обычаев и обрядов. Летосчисление ведется по собственному лунному календарю . По нему же определяются точные даты проведения многочисленных традиционных тибетских праздников, наибольшее значение среди которых имеют праздник Нового года (Лосар, Ло Гсар), праздник Фонарей, праздник простокваши (Шодун, Шотон), праздники купания, праздники урожая и т. п.

Праздник Нового года Лосар / Ло Гсар сопровождается религиозными танцами лам, театральными постановками и народными гуляниями.

«Праздник простокваши» Шодун / Шотон, посвященный Будде , представляет собой городской праздник в центральном парке Лхасы - Норбулинка с традиционными народные гуляниями, представлениями на открытом пространстве, угощениями и ночными огнями.