Канон , или официальная вселенная официальная информация о вселенной какого-либо цикла произведений, в отличие от фанатского творчества и ролевых игр. В канон могут входить персонажи, события, особенности мира, графический стиль и многое другое. Вопрос канона важен для многих фанатов, которые предпочитают или стараются создавать творчество, близкое к оригинальным произведениям. Иногда создатели цикла сами объявляют те или иные произведения каноничными, иногда это целиком восприятие фэндома.

В фурри-фэндоме каноны могут быть у созданных фуррями произведений и даже у авторских персонажей. Например, по канону персонаж может быть антропоморфным и жить в мрачном мире киберпанка, но во многочисленных рисунках своего создателя и других авторов он вполне может быть четвероногим, весёлым, может встречаться с персонажами, которые не существуют в его мире. Такие появления автор может назвать неканоничными или альтернативными, то есть не пересекающимися с настоящой жизнью персонажа.

«Каноном» могут для краткости назвать каноничного персонажа, то есть появлявшегося в официальной вселенной. «Неканон» — персонаж, придуманный фанатами.

Степень каноничности

Есть разные степени и типы каноничности. Как правило, именно «каноном» называют оригинальные произведения, созданные первоначальным автором. Последующие произведения цикла могут включаться в канон в зависимости от того, когда они были созданы (вскоре ли), кто их создал (первоначальный автор ли), были ли они задуманы во время создания первого произведения, нет ли в них противоречий.

Официальные произведения, вышедшие в других форматах (например, видеоигра по фильму) или не входящие в канон по другим причинам, называют расширенной вселенной (Expanded Universe, EU) или субканоном. От расширенной вселенной может требоваться отсутствие противоречий с каноном, а может не требоваться — особенно если авторов специально просят изложить свои интерпретации.

Иногда отдельные подциклы имеют свой канон. Это часто происходит, когда по малоизвестному произведению выходит фильм или сериал, в котором канон интерпретируется вольно: произведение в популярном формате привлекает много новых фанатов, для которых оно становится основным источником информации.

Термины

На примерах из «Короля Льва»:

Канон, (официальная) вселенная, «по канону»

1) Мир из первичных произведений (например, из мультфильма «Король Лев», но не «Тимон и Пумба»). Первичность произведений оцениваться по-разному разными фанатами (например, «Король Лев 2» может считаться в составе канона, а может не считаться).

Официальное произведение

1) Произведение, изданное владельцем прав на вселенную.

2) Произведение, которое владельцы прав назвали официальным (в отличие от, например, юмористических произведений по той же вселенной, которые изданы владельцем прав и названы неофициальными).

Расширенный канон, расширенная вселенная, Extended Universe (EU), субканон

Факты из официальных источников, появившиеся уже после выхода канонического произведения, часто в других форматах. Например, события мюзикла «Король Лев».

Фанон, Fanon

Факты, отсутствующие в каноне, но широко распространённые среди фанатов.

Альтернативный канон, -verse

1) Факты из официального произведения, отличающиеся или конфликтующие с первичным каноном. Иногда записывается как «формат-verse» (например, movie-verse — вселенная фильма) или «формат-fic» (например, moviefic).

2) То же, что и фанон.

Альтернативная вселенная, нон-кон, АУ, AU, Alternative Universe, non-canon

1) Фанфик, вселенная которого сильно отличается от канона хотя бы в одной важной детали. Например, мир, где гиены убили Симбу ещё в детстве.

2) То же, что и альтернативный канон в первом значении.

Хэдканон (headcanon), хедканон, шутливо «головопушка»

Факты, считающиеся верными в конкретном фанатском произведении, но не подкреплённые или даже противоречащие официальному канону. Эти факты могут быть общими для цикла произведений или даже для небольшой группы авторов. Если распространение шире, факт считается частью фанона.

Производственная библия

При создании длинного цикла, особенно когда задействовано много авторов, часто составляют библию — производственный канон. Она может включать описания персонажей и мира, модельные листы, план развития сюжета, правила и рекомедации, что какие сюжетные ходы допустимы, а какие — нет. Каждый автор должен ознакомиться с библией и уметь с ней работать. Когда такие библии попадают к фанатам (например, в качестве дополнительного материала на DVD), они становятся ценным источником каноничной информации. Хотя бывает, что цикл накапливает вынужденные или случайные отличия от библии, поэтому она не всегда равна канону.

Канон и сообщество поклонников

Фанатские произведения, особенно фанфики, часто маркируют в соответствии с отличиями от канона. Например, «AU» (альтернативная вселенная) означает, что произведение сильно отходит от канона, экспериментирует на тему «что было бы, если бы…?» Пометки в духе «movie-verse» и «TAS-verse» указывают, какая версия канона используется (в этом примере — фильма или мультсериала соответственно).

Иногда детали, возникшие в фанатском творчестве, получают большое признание в фэндоме и появляются у многих других авторов. Такие детали называют «фаноном» — фанатским каноном. Бывает, что фанон принимают в официальную вселенную, хотя это случается очень редко.

Исследование канона

Когда создатели крупного цикла не указывают сами, что является каноном, а что нет, фэндом часто стремится установить это самостоятельно. Критерием является отсутствие противоречий и следование духу первоначальных произведений цикла. Если в самом каноне есть противоречия, фанаты часто пытаются разобраться, и даже когда это явно ошибка авторов — стараются придумать объяснение, правдоподобное по логике вселенной.

Часто фанаты стараются выяснить и те факты, которые ни в одном произведении не были указаны явно. В таком случае опираются на косвенные признаки.

Примеры Король Лев

Для вселенной TLK оригинальным является первый фильм «Король Лев». После этого вышло несколько иллюстрированных книг, мультсериал «Тимон и Пумба», а затем с перерывами ещё два фильма. Также существуют европейские комиксы и фанфик-роман «Хроники земель прайда».

И книги, и сиквел продолжают сюжет первого фильма, но имеют противоречия друг с другом. Кроме того, сиквел критикуют за качество, а книги написаны людьми, не участвовавшими в создании первого фильма. Эти произведения обычно считаются расширенной вселенной. Сиквел, как более известный и драматичный, используется в фанатском творчестве и ролевых играх, а факты из прошлого Прайда почти всегда берутся из книг.

Мультсериал «Тимон и Пумба» и третий фильм гораздо более мультяшны, чем оригинальный фильм, и трактуют его канон вольно. Несмотря на официальность, они обычно считаются юмористическими произведениями, не входящими в канон (хотя предыстория Тимона не имеет противоречий с каноном и обычно считается подлинной).

Немецкие комиксы считаются ещё одним произведением расширенной вселенной, потому что показывают много дополнительных персонажей. В фильмах показано много львиц, но их характеры не разработаны, а также оставлено без ответа несколько вопросов о генеалогии. Немецкие комиксы заполняют эти белые пятна, не создавая противоречий с каноном.

Роман «Хроники земель прайда» никогда не причисляется к канону, потому что создан фанатами, однако он настолько подробно описывает вселенную TLK, что на долгое время стал фаноном. Для заполнения белых пятен в каноне часто обращались к нему. После выхода второго фильма «Хроники» постепенно утратили былые позиции, однако их влияние до сих пор прослеживается в фанатском творчестве (например, изображение Рафики в качестве лекаря и образ «львиного бога» — Айхею (особенно в русскоязычном сообществе).

Фанатские исследования / Фанатская теория

Фанатская теория (или гипотеза) — результат фанатского исследования канона. В отличие от фанатского творчества, цель изысканий — заполнить дыры в произведении и прояснить непонятные места с опорой на канон. Исследования отталкиваются от предположения, что мир произведения внутренне логичен, и даже если авторы чего-то не продумали или не предусмотрели, недостающую информацию можно попытаться вывести логически. Если же нет фактов, которые могли бы однозначно подтвердить гипотезу, она считается опровергнутой или недоказанной (или переводится исследователем в разряд творчества).

Не следует путать гипотезу с фантазированием (догадками, спекуляцией) на тему того, что могло остаться за сценой, не требующим никакого подкрепления фактами из канона (разве что непротиворечивости с ними). Как и научные теории, фанатские исследования должны быть опровергаемыми. Однако даже опровергнутые теории могут использоваться в фанатском творчестве или вдохновлять его, если они нравятся авторам — в таком случае некоторые факты из канона и особенно расширенной вселенной могут быть проигнорированы. Подобные теории могут даже войти в фанон — факты, широко принимаемые фанатами, хотя и не фигурировавшие в таком виде в каноне.

Примеры Король Лев

Многие фанатские теории пытаются объяснить, как в одном мире могли бы существовать Копа и Киара (теперь также — и Кион), львята Симбы, хотя Киара не появляется в литературе, Копа — в анимации, а Кион — во втором фильме. Настоящая причина таких нестыковок в том, что авторы просто не ставили перед собой задачи построить чёткую биографическую картину династии, вместо этого заботясь о том, чтобы сделать интересными те или иные произведения — несмотря на это, представляет интерес решение этой проблемы в рамках канона.

Например, один из тезисов состоит в том, что Копу ещё ребёнком убила Зира до рождения Киары, что объясняет чрезмерное беспокойство Симбы о дочери и изгнание Зиры-матери с соратницами. Таким образом эта теория связывает и отсутствие Копы во втором фильме, и отсутствие Киары — в литературе, и нехарактерное поведение Симбы. Однако теория опровергается тем, что Киара — ровесница Кову, который «был лично избран Шрамом» и «родился последним до изгнания в Чужеземье». Если не привлекать бездоказательных объяснений вроде избрания призраком Шрама (по аналогии с призраком Муфасы) и не говорить, что Зира могла врать (бездоказательно это можно сказать о любом персонаже), Кову должен был быть хотя бы зачат при Шраме, равно как и Киара — что не даёт Симбе и Нале времени до рождения Киары вырастить ещё одного львёнка до возраста, которым предстаёт Копа в литературе.

Проблему Киары и Копы так и не удалось решить удовлетворительным образом.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на сообщества в социальноых сетях:

Главным отличием двух произведений является то, что каноны писались исключительно святыми отцами, а вот некоторые акафисты были написаны простыми мирскими людьми. Тем не менее, эти произведения получили распространение в богослужебной практике и были одобрены духовенством.

Что такое канон и когда его читают? В церкви их читают постоянно. С этим произведением проходят утренние, повечерние и полуночные службы. Для чего читают каноны? Потому что это определено уставом Храма или Церкви. Их еще могут исполнять в молебнах или читать в тихой домашней обстановке.

А вот акафисты никогда не были включены в суточный богослужебный круг. Его могут читать только в период пятой недели Великого поста. Зачитывают, как похвала Пресвятой Богородице. Однако, они заслужили свое место на молебнах. И верующие люди чаще их читают в домашней обстановке, потому что они более легкие, понятные и проще запоминаются.

В старые временя произведения святых отцов всегда пелись полностью. На сегодняшний день это правило упускают. Зачастую читаются только тропари. Также могут петь ирмос под мелодию, которая соответствует текущей недели. От выбора мелодии зависит также глас. Их всего восемь и они постоянно чередуются. Акафисты же гласу не подчинены.

Еще одним отличием этих произведений является то, что каноны исполняются на протяжении всего года, а акафисты зачастую только во время Великого Поста. В период Великого Поста эти молитвословия не читается по воскресеньям. Тем не менее, произведение как раз соответствует спокойному и тихому настроению мирских будней.

Чем отличается канон от акафиста

  • Акафист воспевает более поздние богослужебные события, которые включают Новый завет. Произведение святых отцов же больше ориентировано на ветхозаветный период, хотя некоторые события переплетаются;
  • Акафист верующий выбирает самостоятельно и по своему усмотрению. Песнопение — произведение определенное уставом;
  • У акафиста есть вступление, второй же имеет простое начало;
  • В акафисте постоянно встречается слово «Радуйся»;
  • Канон исполняется в церкви постоянно, практически ежедневно. Второй же обязателен только при похвале Богородицы, который читается один раз в год. Все остальные используются в домашних молитвах или при молебнах в храмах;
  • Акафист простой по структуре и по пониманию, более легок для восприятия;

Что такое канон в фанфиках

Фанфик — это литературное произведение, написанное на основе канона, которым автор заинтересовался. Писатель такого произведения не выдумывает мир или персонажей, а использует для своей работы готовые образы.

Почему авторы порождают произведения на основе библейских работ святых отцов? Все потому-что каждое песнопение связано с определенным периодом истории христианства или каким-то библейским событием. В каждом ощущается присутствие древней эпохи.

Что такое Богородичен в канонах? Это молитвенные произведения, в которых прославляется память Пресвятой Богородицы. Вот пример такого произведения:

«О, пресвета Дево, Владичице Богородице! Ти си по-горе от всички ангели и архангели и по-драгоценна от всички твари. Ти си помощница на обидените, надежда на безнадеждните, застъпница на бедните, утеха на наскърбените, кърмителка на гладните, одежда на голите, изцеление на болните, спасение на грешните, помощ и защита на всички християни О, всемилостива Дево Богородице и Владичице!

С твоята милост спаси и помилуй благочестивия и христолюбив наш народ.

Спаси, Богородице, и помилуй твоите раби: светия наш Синод, преосвещените митрополити и епископи и целия свещенически и иночески чин; правителството, военачалниците, градоначалниците и христолюбивото войнство и всички православни християни защити чрез твоя честен покров.

Измоли, Владичице, въплотилия се безсеменно от тебе Христос Бог наш да ни препаше със Своята сила отгоре против невидимите и видими наши врагове.

О, всемилостива Владичице Богородице, дигни ни от дълбочината на греха и ни избави от глад, мор, земетръс и наводнение, от огън и меч, от нашествие на другородци и от междуособици, от внезапна смърт, от вражеско нападение, от вредоносни ветрове, от смъртоносна язва и от всяко зло.

Дай, Владичице, мир и здраве на твоите раби, на всички православни християни, и просвети техния ум и сърдечните им очи, за да се спасят.

Удостой нас, твоите грешни раби, с царството на Твоя Син, нашия Христос Бог. Защото е благословена и препрославена Неговата сила заедно с безначалния Негов Отец и с пресветия, благия и животворящ Негов Дух, сега и всякога, и во веки-веков. Амин.»

Господь всегда с Вами!

ОТП, канон, пейринг и шипперинг — термины, принятые у фанатов сериалов и других художественных произведений, в которых передаётся сопереживание романтическим парам в этих произведениях. Являются неотъемлемой частью фанатских рассказов (фанфиков).

Пейринг

Слово происходит от английского pairing — составление пары. Пейринг — это художественное произведение (фанфик, комикс, стихотворение), основанное на описании любовных отношений пары персонажей фильма или сериала. Также употребляется для обозначения этой самой пары.

Пример: «Мой любимый пейринг — Гарри Поттер и Гермиона».

Шиппинг

Слово shipping происходит от английского relationship (отношения). Шиппинг (шипперинг) — это то же, что пейринг. Тот, кто занимается шиппингом, называется шиппером (shipper). Производный глагол — шипперить (to ship).

Шипперить — значит, являясь фанатом сериала, фильма или книги, придумывать отношения романтического плана для героев, которые по сюжету не влюблены друг в друга. Часто такие пары придумывают между однополыми персонажами, даже если в оригинале они придерживаются традиционной сексуальной ориентации.

Пример: «Я шиплю Малдера и Скали».

ОТП

OTP — аббревиатура от английского Only True Pairing («Один единственно возможный пейринг»). Так называют самую популярную пару любовных персонажей художественного произведения.

Различают канонические пары и придуманные. Если отношения между персонажами имеют место в самом произведении, то этот пейринг — канон. Например, в серии книг про Гарри Поттера каноном является связь Рона и Гермионы. А вот отношения Гарри и Гермионы, которых хотелось бы многих фанатам, это просто шиппинг. Но поскольку этого не случилось в оригинале, поклонники выдумали эту связь. Таким образом, ОТП — это выбор каждого фаната, его самая любимая выдуманная пара в произведении.

В некоторых случаях прогнозы шипперов сбываются. И к концу сериала персонажи действительно сходятся.

Происхождение

Зачатки явления впервые можно было наблюдать среди фанатов сериала «Стар Трек» в семидесятых годах прошлого века. Первые романтические фанфики были посвящены гомосексуальной паре Кирк/Спок и положили начало целому жанру — «слеш». В дальнейшем через символ «/» записывались все пары, причём в начале стояло имя персонажа-инициатора отношений.

Стоит также отметить огромный вклад аниме в развитие этого движения. Например, безобидная манга и мультсериал «Покемоны» породили бесчисленное количество шипов как между героями-людьми, так и между самими покемонами, и даже пары Человек/Покемон.

Благодаря фанатам китайских порномультиков в обиход вошел гибридный метод именования пар. В этом случае вместо знака «/» используется комбинация имен. Например, на основе пары Наруто/Хината появляется шип под названием «НаруХина».

Стоит отметить, что шипперить можно не только выдуманных персонажей, но и обычных людей. Например, знаменитостей. Кстати, термин «Бранжелина» произошёл от культуры шипперов — он основан на слиянии имен Брэда Питта и Анджелины Джоли, величайшей любовной пары в киноиндустрии.

Примеры шипов

Гарри Поттер и Гермиона

Шерлок Холмс и Доктор Ватсон

Наруто и Хината

Малдер и Скалли

Джесси и Джеймс (команда R в «Покемонах»)

Сэм и Дин Винчестеры

Гарри Поттер и Драко Малфой

Джон Сноу и Дейенерис

Бриенна и Тормунд

Галерея

Канон и фанон.

Ну, вот и моя новая статья. Надеюсь, она получится информативной, так как тема, по-моему, довольно интересна. Итак, поговорим мы сегодня, как видно из названия, о таких понятиях как канон и фанон. Для начала, что такое канон? Это – совокупность всей информации, поданной нам собственно автором оригинала. Авторская вселенная, внешность и характер персонажей, факты их биографии, непосредственно указанные в изначальном произведении, будь то книга, игра, аниме или фильм – всё это канон. Естественно, чтобы писать по фендому, нужно быть знакомым с каноном. Ну да это, думаю, и так понятно. А мы пока подробнее рассмотрим понятие фанона. С одной стороны, фанон - это детали сюжета, истинные с точки зрения фанов. Это можно назвать сложившимся фаноном. Но в более широком смысле, это понятие может означать любые домысливания фанатов касательно фактов, не раскрытых в оригинале, причём это могут быть как сложившиеся стереотипы так и мнение конкретного человека. Но при этом фанон не противоречит канону – в ином случае это уже будет ООС.
Рассмотрим некоторые виды и примеры фанона.

1)Факты из биографии персонажа, его привычек, особенностей характера и т.п.

Чаще всего подобное происходит с второстепенными персонажами. Предположим, фанатами полюбился герой, который и в кадр то попал всего несколько раз или участвовал в одном-двух эпизодах. То есть характер, в общем-то, не раскрыт. Тогда и приходит время фанона, начинается домысливание на основе уже существующих сведений, проработка персонажей. Один написал, другой подхватил – глядишь, уже и стереотип сложился. И потом, пересматривая оригинал, люди удивляются: «Как, почему об этом не сказано – это же общеизвестный факт!». Как пример можно взять того же Метта из «Тетради смерти». Этот персонаж по популярности не сильно уступает главным героям, хотя как в манге, так и в аниме в кадр он попал всего пару раз. Зато какой простор для воображения – те же отношения с Мелло взять… Эти самые отношения, так активно расписывающиеся шипперами, являются фаноном – очень многие считают это чуть ли не подтверждённым фактом, а в каноне никаких контраргументов не приводится. Стало быть, такое вполне могло быть и в оригинале. Значит, фанон.

Другой вариант – когда появляются какие-то дополнительные факты о персонажах, не прописанные в каноне. Это может относиться к прошлому персонажа – предположим, в оригинале упомянуто только, что персонаж вырос в таком-то городе. А уж что происходило в его детстве, с кем дружил, какие впечатления влияли на его характер – такие детали остаются на усмотрение фанатов. Или другой пример - у нас есть персонаж, и мы не знаем, курит он или нет. Но при этом по образу вроде подходит, а никаких утверждений насчёт того, что персонаж категорически НЕ может курить, автор не предлагает. Как следствие, половина фанатов выберет вариант – курит, половина нет. И обе стороны вполне могут оказаться правы. То есть и в том и в другом случае это будут фаноном. Как раз мы и приметили ещё особенность фанона – он остаётся таким, пока не противоречит канону, но при этом два противоречащих друг другу фанона вполне имеют право на существование. Это зачастую встречается в составлении пейрингов. К примеру, одинаково имеет право на существование пейринг Лелуш/С.С. и Лелуш/Карен. И даже если мне больше по душе первый, возможность существования второго я так же отрицать не могу. А об этом мы подробнее поговорим в следующем пункте.

2)Отношения.

Те самые отношения между оригинальными персонажами. Не обязательно пейринги – это может быть и дружба, и ненависть, и симпатия. Касательно пейрингов. Думаю, их можно примерно разделить на три категории: канонные, фанонные и подобранные методом тыка или посредством изощрённой авторской логики. С канонными понятно – это те, которые ясно прописаны в оригинале (Соби/Рицка, Гарри/Джинни как пример). Фанонные – те, что не описаны, но при этом имеют право на существование. Иногда на них даже можно найти намёки. Но всё же в большинстве своём это домысливания фанатов, попытки с разных сторон рассмотреть их отношения в стиле «Что на самом деле он испытывает к…?». Как вариант – «Что скрывается за их дружбой/враждой/равнодушием и т.д.?». Хотя, на самом деле – пейринг это дело такое… на каждого шиппер найдётся. И обоснуй, соответственно, тоже. Существуют и пейринги из того самого разряда «пальцем в небо». Приведу пример…хм, ну на Хеталии – наглядно получится. Что-то вроде Пруссия/Канада или Норвегия/Сейшелы. Обоснуй найти крайне сложно, но при этом и вещь можно сделать весьма интересную. Тут уж от креативности и таланта автора зависит. Главное в составлении пейрингов любого вида - не перебарщивать с ООС и убедительно, психологически точно показать их право на существование. В конце концов, что-то должно объединять персонажей, обратить их внимание друг на друга. Или, может, наоборот – они полные противоположности, которые, как известно, притягиваются? Здесь главное - подключить фантазию.

Фанон часто встречается и в канонных пейрингах – к примеру, в оригинале не сказано, где впервые встретились персонажи, как признались друг другу в любви, недосказанными остались какие-то факты о них. И здесь приходит на помощь вездесущий фанон, подогреваемый авторской фантазией, которая, как известно, безгранична. Что-то вроде описания свидания Лилли и Джеймса (ГП) - явный фанон. Ведь и в оригинале такое вполне могло иметь место. В общем, тут вариантов много. Так что пойдём дальше.

3)Пропущенные эпизоды.

Как говорится, то, что скрыто. Сюда можно отнести упомянутые уже не раз факты биографии героя. На примере Тетрадки – мы знаем, что Мелло, Мэтт, Ниа и Эл выросли в приюте Вамми. Но подробностей о том, как они там оказались, как познакомились, как складывались их отношения, в каноне нет. Так что у фанов есть возможность додумать что-то самим. Но может быть и другой вариант – когда фанаты с помощью фанона пытаются залатать какие-то дыры в сюжете, завершить оборванную сюжетную линию или предугадать дальнейшее развитие сюжета – если оригинал не закончен. Сюда же относятся сцены, не показанные в каноне, но вполне вписывающиеся в сюжет. Таких примеров полно. Какой-нибудь эпизод из прошлого Малфоя или Сириуса, романтическая сценка с участием Лилли и Джеймса (ГП) – всё это можно считать элементами фанона, т.к., опять-таки, канону не противоречит. Такое так же популярно в аниме, забитых филлерами. Почему бы не написать фанфик по Наруто или Ди Грею о какой-нибудь новой миссии, не сильно влияющей на сюжет? Или описать предыдущее дело Эла? В общем, тут возможностей тоже немало.

На какие ещё виды можно разделить фанон – ну например, на уже сложившийся, общепринятый и индивидуальный - авторский. То есть с одной стороны фанон, взгляд на какие-то эпизоды, пейринги, персонажей и другие элементы оригинального произведения у каждого свой. А с другой – существуют фанонные стереотипы, так долго кочевавшие из фика в фик и настолько прижившиеся, что стали уже почти элементом канона. Хотя с точки зрения оригинала они далеко не всегда будут подтверждёнными и верными. Для примера таких стереотипов приведу фрагмент из статьи о фендоме «Гарри Поттере». Мне кажется, этот фендом один из самых общеизвестных, так что примеры стараюсь приводить в том числе и на нём – для наглядности.

Итак, цитата: «Возьмем хотя бы один из самых больших фандомов - по миру Магической Британии, описанному в Семикнижии Дж. К. Роулинг. Каждый, кто хоть немного читал фанфики по ГП, в курсе, что Дамблдор пьет чай с лимонными дольками. Хитрый прищур сквозь очки-половинки, феникс на жердочке, «Лимонную дольку, мой мальчик?» - весь Альбус Дамблдор в трех словосочетаниях. А ведь пресловутые дольки в поттериане появились всего один(!) раз в первой книге. Примерно из той же области заблуждение, что Снейп - крестный отец Драко Малфоя. Кто-то придумал, остальные подхватили.
Порой фанонные штампы въедаются в подсознание настолько, что при перечитывании/пересматривании канона герои начинают казаться ООС-ными по самое нехочу. Как в том анекдоте про фикрайтера: «Надо бы канон перечитать, а то уже и не помню: Снейп переспал с Грейнджер до или после того как узнал, что Гарри - его сын».

Мне кажется, пример фанона-стереотипа здесь проглядывает достаточно ясно. Кстати, ещё один фендом, где фанон ну очень распространён – аниме и манга «Хеталия». Об этом мы поговорим отдельно.

Итак, Хеталия, она же «Hetalia Axis Powers». Плод творения гениального, ИМХО, Химаруи. Те, кто аниме в общем или конкретно это не любят, могут просто сразу перейти к последнему абзацу. Остальным – добро пожаловать.

На самом деле Хеталия – очень своеобразный фендом, в котором фанон играет огромную роль. Причём касается это самых разных его видов. Например:

1)Фанонные персонажи.

Вселенная Хеталии насчитывает около 50ти персонажей, и, естественно, автор не может упомянуть абсолютно ВСЕ страны и нации. То есть здесь достаточно простора для воображения фанатов. Иногда такие фанонные версии настолько приживаются, что практически становятся канонными. Пример – Шотландия. В манге этот персонаж не появлялся и является исключительно фанатским, но при этом весьма популярен и общеизвестен. В фанфиках можно встретить множество других примеров – в принципе осветить какую-либо страну и создать свою фанонную версию может любой автор. Это же касается фем и мейл версий – автор проработал их не у всех персонажей, но в творчестве фанатов можно найти почти любую. А кроме того, ведь существуют ещё области, города, штаты, автономные округа, огромное количество виртуальных и микрогосударств… есть где разгуляться воображению, в общем. Но при этом, создавая свою очеловеченную версию чего бы то ни было, не стоит забывать об обоснуе, в т.ч. и историческом. Химаруя (автор оригинальной манги) тщательно прорабатывал образы персонажей в соответствии с историей, политикой страны, национальными особенностями и стереотипами. Так что и фанонные персонажи должны выглядеть убедительно – особенно если в фанфике они мелькают достаточно часто, а не появляются раз-другой упоминаниями. По крайней мере стоит позаботиться о выборе имени – ну не будет у американского штата японского имени – только если это можно как-то обосновать. Тут, конечно, гугл в помощь – там можно найти типичные имена почти для любой страны или нации. Но кроме новых персонажей в этом виде существуют и другие виды фанона.

2)Характеры персонажей.

А также факты о них, и биографии, и т.д. Здесь, думаю, понятно – во-первых, свою (да и не только) страну каждый может видеть по-своему и не всегда образ, нарисованный в оригинале, полностью устраивает фанатов. Во-вторых, не все персонажи в манге тщательно проработаны – некоторые и появлялись-то два-три раза за всё повествование, и то мельком – так что очень многое о них остаётся неизвестным. Такими являются, к примеру, Румыния, Болгария, Египет, Тайвань и ещё многие другие, упомянутые автором. Так что здесь особенности их характера каждый может расписать по-своему. Что касается первого случая – ну, думаю, многие согласятся со мной, если я скажу, что Хеталия – одно из тех редких аниме, где ООС, в общем-то, простителен. Если, опять-таки, обоснован. К примеру, в творчестве фанатов нередко встречается образ Америки – яндере, тогда как в манге он типичный генки. Но ведь все мы помним и Хиросиму, и Холодную войну? Так что образ этот определённо неоднозначен и может трактоваться по-разному. То же касается всех остальных персонажей. Тот же образ Украины, насколько я знаю, многих не устраивает – ну не сочетается он с той же Запорожной Сечью. Так что для фанфиков и других работ фанаты часто корректируют образ каких-то персонажей на свой вкус или под определённые исторические события. Хотя тут, конечно, тоже надо знать меру и не слишком насиловать канон – нужно же что-то и от оригинала оставить. Так что пойдемте-ка дальше. Какие ещё виды фанона можно найти в Хеталии? Конечно, это отношения и пейринги.

3)Отношения.

Ну что тут сказать? Ни для кого не секрет, что Хеталия просто нашпигована пейрингами и является находкой для слешера. Да и фемслешерам и гетникам здесь раздолье – нёталии ещё никто не отменял. При этом почти для любого пейринга можно найти исторический обоснуй. А если уж не исторический, то нам поможет АУ, случайная встреча, магия Игги, и да и мало ли что ещё. Авторское воображение тут почти ничем не ограничено, поэтому и шипперов почти по любому пейрингу можно найти. Хотя, конечно, здесь есть как канонные (типа ГермИты или ФрУка, хотя тут со мной, наверное, можно поспорить), так и фанонные (Россия/Пруссия, Итацест). Правда, в данном случае деление будет весьма условно – в манге, если постараться, можно найти немало намёков и на другие, "скрытые" пейринги. Да и история нам подкидывает немало идей. Взять, к примеру, Россию и Америку - в оригинале они почти не взаимодействуют - период не тот, но ведь мы-то знаем и про Холодную войну, и про гонку вооружений - тут столько понаписать можно... Да и пейринг углядеть - тоже. На самом на этот счёт можно привести уйму примеров, наверняка у каждого шиппера имеется в запасе обоснуй своего любимого пейринга - каким бы странным он поначалу ни выглядел.

В общем-то, с Хеталией вроде закончила, да и статья подходит к концу. В заключение хочу сказать - да, фанон это подспорье фикрайтера, но всё же он не оправдывает незнания канона. Поэтому, если уж пишете по фендому, потрудитесь освежить память в плане оригинала - а потом уж занимайтесь домысливанием, чтобы не допустить глупых ошибок. На этом всё. Надеюсь, получилось интересно. Ведь фанон – тема для фикрайтеров актуальная. Всем большое спасибо за внимание, жду ваших отзывов и замечаний. И до новых встреч.

Часто, читая книгу или смотря кинофильм, зрители остаются недовольны финалом. И, чтобы исправить это досадное упущение, они сами берутся за перо. В былые столетия проводить время за сочинительством продолжений могли лишь образованные люди, имеющие достаточно средств и времени, чтобы не только писать, но публиковать свои творения. Однако сегодня это доступно всем, у кого есть интернет.

Подобный вид любительской литературы именуется фанфиком. Давайте узнаем о его особенностях, а также рассмотрим такое связанное с ним понятие, как канон.

Что такое фанфик

Прежде чем найти ответ на вопрос: "Канон в фанфиках - это что такое?", стоит более подробно изучить данный вид литературы.

Термин "фанфик" произошел от английского словосочетания fan fiction (вымысел поклонников).

Несмотря на растущую популярность, он до сих пор официально не признан в серьезных литературных кругах. Его считают уделом неуемных графоманов, хотя это не всегда справедливое мнение.

Кстати, фанфики - это любительские сочинения, посвященные не только книгам, фильмам и телесериалам, но и комиксам, а также видеоиграм.

Хронологически они могут быть не только сиквелами, но и приквелами, спин-оффами, кроссоверами, перезапусками и т. п.

Часто их создатели берут за основу вселенную оригинального произведения и придумывают собственных героев.

Помимо названия фанфик, это понятие также именуют ФФ, фанфикшн, фэнфик или просто фик.

В современном мире для авторов ФФ существуют многочисленные сайты, где они могут абсолютно бесплатно опубликовать свои произведения, обсуждать их, а также прочитать сочинения коллег. Кстати, для авторов такой литературы есть специальное название - фикрайтеры.

Особенности и разновидности

Как это ни печально осознавать, но деньги все-таки правят миром, хотя даже за них можно купить далеко не все. Что касается фанфиков, то в отличие от обычной оригинальной литературы этот вид чаще всего не приносит прибыли своим создателям.

Дело в том, что из-за отличительных черт фанфиков фикрайтеры используют в своих произведениях сюжеты и героев, которые уже являются объектом в чьей-то интеллектуальной собственности. Именно поэтому зарабатывать на них - незаконное и подсудное дело.

Хотя находятся везучие фикрайтеры, которым это удается. Так, в 2001 г. был опубликован спин-офф культового американского романа "Унесенные ветром". Он именовался The Wind Done Gone и был посвящен выдуманной чернокожей сестре Скарлетт Синаре.

Наследники подали в суд на Элис Рэндол, написавшей этот фанфик. Однако у писательницы оказались более ловкие адвокаты, и суд решил дело в ее пользу. Так что книга была опубликована, и принесла своей создательнице неплохую прибыль.

Больше всего он прошелся по Джейн Остин, написав ФФ "Гордость и предубеждение и зомби" и " Разум и чувства и морские чудовища". Кстати, подобный вид фанфика (мэшап) сегодня становится все более популярным, поскольку в данном случае можно обойти закон об авторском праве (из-за срока давности) и даже публиковать свои сочинения.

Что касается разновидностей фанфиков, то их великое множество, причем многие фикрайтеры придумывают даже собственные. Поэтому перечислять их бессмысленно, проще упомянуть основные категории:

  • По характеру отношений.
  • По способу создания.
  • По сюжету.
  • По размеру.
  • По соответствию оригиналу.
  • По возрастному рейтингу.

Канон - что это значит в фанфиках

Рассмотрев особенности ФФ, можно перейти к главному вопросу. Итак, давайте узнаем, канон в фанфиках - это что такое?

Данным термином именуется совокупность всей информации о выдуманном мире определенного оригинального произведения, которую его автор (или обладатель авторских прав) считает верной.

Фактически канон в фанфиках - это оригинальная книга/фильм/игра, продолжение которой пишет фикрайтер.

На практике следование канону для фикрайтеров означает, что в своих ФФ они используют персонажей или события, которые описаны в оригинальных произведениях. Если к ним добавляются новые герои или канонические персонажи ведут себя не так, как в в оригинале - это уже не канон.

Стоит помнить, что он не всегда неизменен. Особенно, если речь идет о кино. Дело в том, что делая ремейк, сценаристам приходится адаптировать оригинальный сюжет к современным обстоятельствам, и тогда канон меняется.

К примеру, так произошло с киноэпопеей "Люди Икс". Чтобы оправдать перезапуск, сценаристы заставили Росомаху изменить прошлое, и теперь канон изменился.

Канон и фанон

Узнав ответ на вопрос, канон в фанфиках - это что такое, стоит рассмотреть и такое важное понятие, как фанон. Это так называемый фанатский канон. То есть совокупность информации о выдуманном мире, которую его поклонники считают верной, однако она не всегда является таковой, по мнению автора.

Фаноны часто являют собою попытки объяснить различные сюжетные дыры или недосказанности. Кстати, случается, что фаноны могут стать канонами.

К примеру, когда вышла книга "Гарри Поттер и Принц-Полукровка", в ее финале профессор Снейп убивает Дамблдора и присоединяется к Волан-де-Морту.

Однако персонажа сочли его поступок ловкой интригой, чтобы уничтожить Темного мага. Это стало фаноном для большинства из них. И когда был опубликован следующий роман "Гарри Поттер и Дары Смерти", в нем эта теория и этот фанон стал каноном. Фанфики по "Гарри Поттеру" (посвященные этой теме) после этого тоже стали относится к каноническим.

В последние годы при работе над сиквелами или приквелами сценаристы часто используют фаноны, установленные фикрайтерами.

Один из самых свежих примеров - телесериал HBO "Игра престолов". Как известно, Джордж Мартин (по книгам которого и снимается этот проект) выпустил пока только 5 томов. И, работая над сценарием следующих сезонов (6 и 7), создателям телепроекта пришлось самим придумывать, как будет дальше развиваться сюжет. Чтобы облегчить эту задачу, в сценарии использовались идеи многих фанфиков. Кроме того, некоторые фаноны поклонников были превращены в каноны сериала (оставаясь фанонами для книг Джорджа Мартина).

Так что, несмотря на то что официальное литературоведение и кинематография относится к фанфикам и создаваемым ими фанонам как к второсортному явлению, они не стесняются использовать лучшие их наработки для собственных интересов, причем безвозмездно.

Фанфики по "Наруто"

Узнав более подробно о фанфиках и их канонах, стоит рассмотреть практические примеры подобных произведений.

Несколько лет назад одним из самых популярных аниме был "Наруто", основанный на одноименной манге. Он рассказывал о приключениях мальчика Наруто (стремящегося стать ниндзя) и его товарищей: Саскэ Утиха и красавицы Сакуры Харуно.

Хотя эта история больше посвящена дружбе и борьбе, многих поклонников истории волновала именно ее любовная часть. Поэтому многие фанаты спорили о сердечных предпочтениях Сакуры. А поскольку ни манга, ни аниме, не давали однозначного ответа на этот вопрос, то и сегодня неизвестно, какая пара канонична: Наруто/Сакура или Саске/Сакура.

В любом случае каждой из пар посвящено немало ФФ. О первой из них повествуют такие произведения, как "Любое место. И баня тоже...", "Парень напрокат", "Я верю в тебя", "Полюби меня сквозь преграды", "Перспективы" и т.п. Стоит отметить, что в подобных сочинениях часто описывает не только дружеские или романтические, но и сексуальные отношения между Сакурой и Наруто.

Немало есть фанфиков по канону о Сакуре и Саске. Самые известные из них это: "Опасная связь", "Странная эта штука - любовь!", "Я тебя научу", "Любовь, боль, надежда", "Цветущая Сакура и Темный Принц" и т. п.

Однако не только любовным отношениям посвящены ФФ по этому аниме. Так, среди наиболее удачных русскоязычных произведений фанфик по "Наруто" "Такой разный канон...". Автором его является некто под псевдонимом Козырь. Его история сконцентрирована не на любовных отношениях, а непосредственно на приключениях.

Публикуется фанфик по "Наруто" "Такой разный канон..." на Фикбуке (популярный русскоязычный сайт, где все различные фикрайтеры могут выложить и обсудить свои творения).

О чем данная история? О попаданце (герой из другой реальности, измерения, времени и т. п.) из человеческого мира во вселенную японского мангаки.

На данный момент фанфик "Такой разный канон..." еще не закончен. На 13 января 2018 г. написано 90 глав из заявленных 91-й.

Кстати, данный ФФ создан на основе канона аниме, а не манги. Эта история не является каноничной из-за наличия в ней нового персонажа, которого нет ни в аниме, ни в манге.

Фанфики по "Сказке о Хвосте Феи"

Узнав немного о фанфике "Такой разный канон..." с Фикбука, стоит рассмотреть еще какое-нибудь любительское произведение на основе популярного аниме.

Например, на основе сериала "Сказка о Хвосте Феи", снятого по мотивам одноименной манги. В отличие от "Наруто" в центре его событий находятся целая группа главных героев - это волшебники из гильдии "Хвост Феи". Как это традиционно для японской мультипликации, между большинством из них нет романтических отношений.

На данный момент на Фикбуке "Сказке о Хвосте Феи" посвящено почти 53 тысячи ФФ ("Наруто" 58 тысяч). Как и в случае с последним, большая часть из них о любви.

Среди любимых фанатских пар Нацу и Люси ("Та, кто видит призраков", "Подарок для Люси", "Веселая школьная жизнь до и после"), Джерар и Эльза ("Право на ее улыбку", "А мне тебя мало, правда", "Отпадные каникулы"), Грей и Джувия ("Ты - рядом, и все прекрасно!", "Реквием по здравому смыслу", "Время отмороженных приключений").

Стоит отметить, что попытки более активно развивать романтику среди этих героев соответствуют канону аниме, в котором даны более чем откровенные намеки на особое отношение между вышеупомянутыми парами.

Фанфики по мотивам эпопеи "Гарри Поттер"

Помимо аниме ФФ часто пишут по книгам. Так, вышеупомянутому циклу "Гарри Поттер" на Фикбуке посвящено почти 62 тысячи сочинений, причем события многих из них сконцентрированы на второстепенных героях, благодаря чему остаются каноничными.

Например, о дружбе Сириуса Блэка и (Reciprocity) или об отношениях Лили Поттер и Северуса Снейпа ("Дочь обычного зельевара"). Последний, кстати, неканоничный, поскольку в оригинальной книге у профессора нет дочери.

Однако, наверное, самой популярной темой для фанфиков по "Гарри Поттеру" являются отношения между различными каноническими персонажами и попаданцами, в лице которых их авторы в определенной мере видят себя. ФФ такого рода, несмотря на наличие оригинальных персонажей, неканоничны.

Фанфики по "Сверхъестественному"

Популярные телесериалы, идущие годами - это еще одна благодатная тема для сочинения ФФ. К примеру, проекту о братьях-охотниках за нечистью (Дин и Сэм Винчестеры) посвящено 35 тысяч произведений.

Львиная доля их является кроссоверами с другими известными франшизами. Например, с "Гарри Поттером" ("Светоносные"), с аниме Hellsing ("Вечные"), с "Наруто" ("Демонессы"). А также, как это ни парадоксально звучит, с мультсериалом "Моя милая пони" ("Изменить историю всех вселенных").

Стоит ли говорить, что подобные произведения не соответствуют ни канону, ни даже фанону?

Фанфики по "Бедной Насте"

Важно отметить, что плодотворная фантазия российских сочинителей ФФ сосредоточена не только на зарубежных творениях, но и на русской кинопродукции. Так, популярному сериалу "Бедная Настя" посвящено 278 фанфиков.

Большинство из них о приключениях Анны и Владимира. В них речь идет либо об их детстве, либо о будущем после свадьбы ("Каменная трилогия", "Люблю..."). Сочинения такого рода, как правило, каноничные и являются источниками для фанона.

Кроме перечисленного, неуемная фантазия поклонников сериала создала и несколько неканоничных фанфиков-кроссоверов с таким проектами, как "Не родись красивой" ("Незаменимый") и книгой "Гордость и предубеждение" ("Гордость и предубеждение Двугорского уезда").