Существовал ли в действительности арабский народ, населявший территорию от восточных побережий Атлантики до Индийского океана? Нет. Термин «арабы» не относится к расе или народности, если только речь не идет об арабских лошадях. Современный мир насчитывает двадцать две арабских страны, в которых проживают представители всех рас, чернокожие и берберы, в том числе. Возможно, термин «арабы» подразумевает под собой вероисповедание? Например, ислам... Тоже нет. До ислама население аравийского полуострова было политеистично. Там же проживали и евреи и христиане. Арабские евреи, также как и христиане-арабы реалии сегодняшнего дня. Несмотря на демографические данные предоставляемые странами Ближнего Востока, многие специалисты полагают, что в мире насчитывается несколько миллионов арабов, исповедующих христианство. В Египте по подсчетам проживает самый большой процент христиан арабов около 6-7 миллионов.
Что же в действительности означает слово «араб»? Согласно известному хадису (преданию о поступках и изречениях Магомета) , араб - этот тот, кто говорит на арабском языке. И в наши дни это утверждение не утратило своей силы. Именно поэтому Арабская лига включает в себя Ливан, немусульманскую страну. Эта международная организация всеми силами старается, чтобы ее не отождествляли с Лигой мусульманских стран, в которую входят пятьдесят семь государств. Среди арабских стран мы находим Египет, Сирию, Ливан, Палестину, Ирак, страны, в которых проживает и еврейское и христианское население.
Так как же все-таки описать арабов? В хронологическом масштабе присутствие арабов на Ближнем Востоке намного опережает исламские завоевания, начавшиеся здесь в VII веке. Начиная с Х в. до н. э. мы находим арабов вне Аравийского полуострова, в то время термин означает скорее культурную, географическую принадлежность. Самое первое упоминание термина встречается в описании событий в правление Салманасара III, короля Ассирии, в котором рассказывается о его победе в 853 до н. э. при Каркаре (в настоящее время Тель Каркар, в долине Оронте, в Сирии) над коалицией противников, среди которых правители Дамаска, Гамы, Ашаба, Израиля, а также «Джиндибу Арабский» с тысячей верблюдов. Упоминающийся вместе с королем Северной Финикии и сыном короля Арама, правившего на на юге Сирии, Джиндибу Арабский приходит не с Аравийского полуострова, чтобы встретиться с правителем Ассирии в Каркаре. Скорее всего он - кочевник из сирийских пустынь. Все его войско выступает в поход верхом на верблюдах. Эти животные как раз и использовались для ведения торговли и передвижения в пустынях Сирии и Аравии.
Поскольку речь зашла о верблюдах, развеем по ходу повествования общеизвестный миф. Некоторые историки, в основном греческие и римские, рассказывают о битвах, в которых арабы скачут верхом на верблюдах прямо в бой. Подобное никогда не существовало в действительности! Высокий рост верблюда не позволяет ему маневрировать в ограниченном пространстве, что сильно мешает воину-наезднику. Кроме того, сам наездник становится хорошей мишенью для лучников. Поэтому на верблюда, как правило, взбиралось два воина. Один из них погонял животное, другой, лучник - защищал напарника и верблюда. Во время боя наездники всегда спрыгивали на землю.
Сразу же после победы при Каркаре ассирийцы продолжают свой поход далее на восток, где все чаще и чаще встречаются с арабами. В 738 г. до н. э. мы находим Забиб, королеву арабов, в списке данников Теглата-Фалазара III. Четыре года спустя другая арабская королева - Самси присоединяется к антиассирийской коалиции. Побежденная, ей остается только бежать от завоевателей, она становится вассалом Ассирии. Подобные ассирийские списки, в которых встречаются многочисленные «королевы арабов» сильно смущают приверженцев исламской фаллократии. Доминик Шарпан, ассириолог и профессор в одной из высших школ Франции, однако, предостерегает от буквального перевода слова «королева» в неоассирийских текстах. По его словам, речь, скорее всего, идет о жрицах, нежели о политических лидерах или монархах. Что же касается титула «король», то, вероятнее всего, имеется ввиду глава племени, ни в коей мере не претендующий на автократическую верховную власть ассирийцев.
Все те же ассирийские тексты помещают арабов в первом тысячелетии до н. э. в Северную Сирию, сегодняшнюю Иорданию, вдоль знаменитой «Королевской дороги», соединяющей Дамаск и Акабу на Красном море, служившей купцам для транзита ладана и мирра, ввозимых из царства Саба (современный Йемен).
В VIII в. до н. э. складывается обширная сеть экономических взаимосвязей. Товары перемещаются между Средиземноморьем и Персидским заливом по караванному пути на верблюдах. Вдоль пути на больших перекрестках могущественные арабские плмена строят города и деревни. Без верблюдов, этих выносливых животных, подобная экономическая сеть не смогла бы существовать. Можно сказать, что верблюды вывели из изоляции средиземноморскую часть Аравийского полуострова.
Ладан или фимиам, в основном, перевозили по сухопутным артериям. Это белое клейкое вещество, собираемое по каплям с дерева (Boswelia sacra), которое встречается на всем протяжении от Хадрамута до Зафара (Йемен). Вначале его привозят и складируют перед большим храмом в Шабве, столице Хадрамута. Затем караваны везут его вдоль берега Красного моря до Майина. Первый этап и остановка - Тимна, столица королевства Катабан (все в том же Йемене). Затем караван идет в Мариб, где дорога поворачивает на север, в сторону Найрана. В Майине дороги расходятся. Одна из них продолжается в Герру, порт персидского залива, откуда ладан отправляется на рынок Ирана и Мессопотамии. Вторая - в Газу на Средиземном море, через Ятриб (современная Медина) и Петру (Иордания).
Согласно Плинию, между Тимной и Газой шестьдесят пять этапов-остановок. На каждом этапе с погонщиков взимаются разнообразные налоги и пошлины за проезд. Все это, безусловно, сказывается на стоимости драгоценной резины! В Газе по заоблачным ценам караванщики продают ладан, мирр, драгоценные камни и эссенции, которые затем превращаются в целебные мази, наркотики, косметику или духи. Все это позволяет владельцу каравана получить ощутимую прибыль, еще даже не вступив на путь, ведущий к восточным берегам Средиземного моря. В Риме в эпоху Нерона ладан продавался по цене в 6 раз превышающей начальную!
Древняя армейская пословица гласит «Не показывай арабу море, а сидонянину (выходцу из Саиды в Ливане) - пустыню, ибо тогда вместе они будут непобедимой силой против тебя». Уже в этом мы видим, что арабы в то время считались отдельным народом. Мы также знаем, что в действительности многие арабские народности происходят из Средиземноморья. Читаем у Геродота ок. 525 г. до н. э. : «От Кадита (Газа) до города Иениса (Шейх Зювейд) морские земли принадлежали королю Арабов». Другие источники также подтверждают, что Газа был преимущественно арабским городом. Не существует так называемой «арабской нации», несмотря на то, что разнообразные боги и богини присутствуют в разных арабских племенах, а также несмотря на то, что в минуту опасности арабы объединяются против общего врага. Мы также не находим гомогенного по своему составу арабского народа от Евфрата до Красного и Средиземного морей. Между торговцами из Газы и пастухами из Трансиордании все еще больше различий, чем общего.
Но настоящий раскол в рядах арабских общностей происходит после падения Ассирийской империи (587 г. до н. э.), затем империи ахеменидов (330 г. до н. э.) и завоевания Ближнего Востока Александром Македонским. Греческий становится основным языком, на котором ведется торговля и судопроизводство, греческая культура экспансируется на весь Ближний Восток. Вторжение воинов Македонского влечет за собой глубинные изменения во всем арабском мире.

Набатейцы воспользовались случаем и захватили бывшие земли Эдома, расположенные на юге современной Иордании, оккупировали Петру и сделали ее своим «городом роз», центром государства, простирающегося до Дамаска. Письменность у набатейцев была арамейской, но разговаривали они на арабском. Согласно некоторым греческим источникам, набатейцы - арабы, поскольку говорят на арабском и пришли из Аравии. Именно у греческих авторов ок. V в. до н. э. мы находим термин «арабы», который считался этнонимом.
Еще одно важное изменение, вызванное вторжением македонцев, это повторное появление на геополитической арене еврейского государства, буквально насильно построенного хасмонейской династией, обращавших огнем и мечом своих подданных в иудаизм. Иоанн Хиркан Первый (134-104 гг. до н. э) возвращает независимость Иудее. Он захватывает и опустошает Самарию и Идумею (бывшее королевство Эдом), а жителей обращает в иудаизм. Все это мы узнаем из трудов римского еврея, историка Иосифа Флавия: «Хиркан взял также города Идумею, Адору и Мариссу, подчинил себе всех идумеян и позволил им остаться в стране, при условии, что они примут обрезание и все законы иудейские. Из любви к своей родной земле, они соглашаются на обрезание и подчинение своей жизни иудейским обрядам и законам. Начиная с этого времени, они считаются настоящими евреями». Чуть позже многие из них станут христианами, в частности начиная с IV в., а затем, в VIII в. примут ислам!
Многие историки подтверждают, что сегодняшние палестинцы - это вчерашние евреи. Арабские евреи. Уменьшение численности еврейской популяции, начавшееся в III в. - это не последствия Исхода, а последствия сначала христианизации, а затем и исламизации местного населения.
Если в начале своего зарождения мусульманская империя культурно принадлежит к греко-арабскому этносу, то в VII в. она полностью становится арабской и арабский же становится официальным ее языком.
Подданные калифа становятся арабами, поскольку, как говорилось выше, они говорят на арабском. Евреи, христиане и мусульмане - все арабы. У них арабская культура и они находятся под властью мусульманских властителей, которые являются также арабами, в этническом смысле данного термина. Победа Абассидов в IX в. позволила получить доступ и различным уровням власти и другим национальным и социальным группам - персам и туркам.
Сегодняшние арабы являют собой национальную единицу связанную одной общностью - арабским языком. В последней половине первого тысячелетия до Р. Х. это население занимало на севере Аравийского полуострова приморские земли. Затем в ходе мусульманского завоевания в VII в. эта экспансия повлекла за собой арабизацию и исламизацию завоеванных народов от отрогов горных хребтов Загроса в Персии до морских владений Марокко.
По примерным подсчетам сейчас на Земном шаре проживает ок. 190 миллионов арабов. Они не формируют отдельную расу, у них много культурных, социологических различий, как много и этнических общностей. Их унитарное сознание базируется на культурной, а не религиозной общности. Сегодня араб может быть мусульманином, евреем или христианином. Поэтому бесполезно подводить этническую основу под культурные различия или сходства арабов, как делают это фундаменталисты, будь они мусульманами, христианами или евреями.

Ольга Бибикова

Из книги «Арабы . Историко-этнографические очерки»

Попытка дать всеобъемлющий портрет народа — задача непростая. Она втройне усложняется, когда предметом изучения становятся арабы, чья история развивалась на территории, которая издавна была заселена различными народами. О существовании некоторых из них мы можем судить лишь по данным археологии. Здесь, на Ближнем Востоке, на протяжении длительного периода появлялись и исчезали государства, здесь же возникли основные религии мира. Естественно, что динамичная история региона оказала свое воздействие на исторический облик арабов, их традиции и культуру. Сегодня на Ближнем Востоке и в Северной Африке существуют 19 государств, где проживают арабы. Этнические процессы в этих странах отличаются особой сложностью и до сих пор не завершены.

Первые упоминания об арабах (или тех, кто с ними идентифицируется) ученые обнаружили в ассирийских и вавилонских хрониках. Более конкретные указания обнаруживаются в Библии. Именно библейские исторические предания сообщают о появлении в XIV веке до н.э. в Заиорданье, а затем и в Палестине арамейских пастушеских племен из южных аравийских оазисов. Первоначально эти племена обозначались как ‘ибри, то есть «заречные» или «перешедшие через реку» . Ученые выяснили, что речь идет о Евфрате и, следовательно, племена, вышедшие из Аравии, сначала продвинулись на север, в Месопотамию, а затем повернули на юг. Любопытно, что именно слово «‘ибри» отождествляется с именем Авраам (или именем его легендарного предка Эбера), библейского патриарха, от которого ведут свое происхождение евреи и арабы . Естественно, что вопрос о достоверности этого сюжета продолжает вызывать споры среди историков древности. Археолог Л. Вулли, проводя раскопки в городе Ур, даже сделал попытку разыскать дом Авраама. Напомню, что библейские предания, записанные не менее чем через 12—15 бесписьменных поколений, стали средством позднейшей идеологической борьбы. Вероятность того, что Авраам (отстоящий, даже по библейским данным, поколений на двадцать от времени записи преданий о нем) является историческим лицом, близка к нулю.

Родина арабов

Арабы называют своей родиной Аравию — Джазират ал-араб, то есть «Остров арабов». Действительно, с запада Аравийский полуостров омывают воды Красного моря, с юга — Аденского залива, с востока — Оманского и Персидского заливов . На севере простирается труднопроходимая Сирийская пустыня. Естественно, что при таком географическом положении древние арабы чувствовали себя изолированными, то есть «живущими на острове».

Говоря о происхождении арабов, обычно выделяют историко-этнографические области, имеющие свои особенности. Выделение этих областей основано на специфике социальноэкономического, культурного и этнического развития. Колыбелью арабского мира считается Аравийская историко-этнографическая область, границы которой отнюдь не совпадают с современными государствами Аравийского полуострова. Сюда, например, относят восточные районы Сирии и Иордании. Вторая историко-этнографическая зона (или область) включает в себя территорию остальной Сирии, Иордании, а также Ливан и Палестину. Отдельной историко-этнографической зоной считается Ирак. В одну зону объединяют Египет, Северный Судан и Ливию. И наконец, магрибино-мавританская зона, включающая в себя страны Магриба — Тунис, Алжир, Марокко, а также Мавританию и Западную Сахару. Это разделение отнюдь не общепризнанное, ибо пограничные районы, как правило, обладают чертами, характерными для обеих соседствующих зон.

Хозяйственная деятельность

Земледельческая культура Аравии сложилась довольно рано, хотя пригодными для землепользования были только некоторые части полуострова. Это прежде всего те территории, на которых ныне находится государство Йемен, а также некоторые части побережья и оазисы. Петербургский востоковед О. Большаков считает, что «по уровню интенсивности земледелия Йемен можно поставить в один ряд с такими древними цивилизациями, как Месопотамия и Египет» . Физико-географические условия Аравии предопределили разделение населения на две группы — оседлых земледельцев и кочевников-скотоводов. Четкого разделения жителей Аравии на оседлых и кочевников не было, ибо существовали различные типы смешанного хозяйства, отношения между которыми поддерживались не только благодаря товарообмену, но и родственным связям.

В последней четверти II тысячелетия до н.э. у скотоводов Сирийской пустыни появился одомашненный верблюд-дромадер (дромедар). Численность верблюдов была еще небольшой, но это уже позволило части племен перейти к подлинно кочевому быту. Это обстоятельство заставило скотоводов вести более подвижный образ жизни и осуществлять многокилометровые переходы в отдаленные районы, например, из Сирии в Месопотамию, непосредственно через пустыню .

Первые государственные образования

На территории современного Йемена возникло несколько государств, которые в IV веке н.э. были объединены одним из них — Химьяритским царством. Для южноаравийского общества древности характерны те же самые черты, которые присущи и другим обществам Древнего Востока: здесь зародился рабовладельческий строй, на котором зиждилось богатство господствующего класса. Государство осуществляло строительство, ремонт крупных оросительных систем, без которых невозможно было развивать земледелие. Население городов в основном было представлено ремесленниками, которые искусно изготовляли высококачественные изделия, в том числе сельскохозяйственный инвентарь, оружие, домашнюю утварь, кожевенные изделия, ткани, украшения из морских раковин. В Йемене добывали золото, а также собирали ароматные смолы, в том числе ладан, мирру. Позднее интерес христиан к этому товару постоянно стимулировал транзитную торговлю, благодаря чему расширялся взаимообмен товарами между аравийскими арабами и населением христианских областей Ближнего Востока.

С завоеванием Химьяритского царства в конце VI века сасанидским Ираном в Аравии появились лошади. Как раз в этот период государство пришло в упадок, что сказалось прежде всего на городском населении.

Что касается кочевников, то подобные коллизии задевали их в меньшей степени. Жизнь кочевников определялась племенной структурой, где существовали доминирующие и подчиненные племена. Внутри племени отношения регулировались в зависимости от степени родства. Материальное существование племени зависело исключительно от урожая в оазисах, где находились возделываемые участки земли и колодцы, а также от приплода стад. Главным фактором, влияющим на патриархальную жизнь кочевников, кроме нападений недружественных племен, были стихийные бедствия — засуха, эпидемии и землетрясения, о которых упоминают арабские предания.

Кочевники центральной и северной Аравии долгое время занимались разведением овец, крупного рогатого скота и верблюдов . Характерно, что кочевой мир Аравии находился в окружении экономически более развитых районов, так что говорить о культурной изоляции Аравии не приходится. В частности, об этом свидетельствуют данные раскопок. Например, при сооружении плотин и водохранилищ жители южной Аравии использовали цементный раствор, который был изобретен в Сирии около 1200 г. до н.э. Наличие связей, существовавших между жителями средиземноморского побережья и южной Аравией еще в X веке до н.э., подтверждает рассказ о поездке правительницы Сабы («царицы Савской») к царю Соломону.

Продвижение семитов из Аравии

Примерно в III тысячелетии до н.э. аравийские семиты стали селиться в Месопотамии и Сирии. Уже с середины I тысячелетия до н.э. началось интенсивное передвижение арабов за пределы «Джазират ал-араб». Однако те аравийские племена, которые появились в Двуречье в III—II тысячелетиях до н.э., уже вскоре были ассимилированы проживавшими там аккадцами. Позднее, в XIII веке до н.э., началось новое продвижение семитских племен, говоривших на арамейских наречиях. Уже в VII—VI веках до н.э. арамейский язык становится разговорным языком Сирии, вытеснив аккадский.

Как мы уже отмечали, о продвижении скотоводческих племен, двигавшихся из заиорданских степей, имеются довольно подробные археологические данные, а также исторические предания. Однако они были записаны на 400—500 лет позднее. Общепризнано, что библейские повествования о патриархах являются отражением семитских кочевнических сказаний, которые основаны на традиционно заученных родословиях. Естественно, что предания о реальных событиях перемежаются с фольклорными легендами, что отражает идеологическую обстановку времени записи древних преданий. Так, легенда о жертвоприношении Авраама имеет свою версию в Библии и, несколько отличную от нее, в Коране. Однако общность происхождения обоих народов — израильтян и арабов — прослеживается как в языке, религиозных преданиях, так и в обычаях.

К началу новой эры значительные массы арабов переселились в Месопотамию, заселили южную Палестину и Синайский полуостров. Некоторым племенам удавалось даже создать государственные образования. Так, набатеи основали на границе Аравии и Палестины свое царство, которое просуществовало до II века н.э. Вдоль нижнего течения Евфрата возникло государство Лахмидов, но его правители были вынуждены признать вассальную зависимость от персидских Сасанидов. Арабы, заселившие Сирию, Заиорданье и южную Палестину, в VI веке объединились под властью представителей племени Гассанидов. Им также пришлось признать себя вассалами более сильной Византии. Характерно, что и государство Лахмидов (в 602 г.), и государство Гассанидов (в 582 г.) были уничтожены собственными сюзеренами, которые опасались усиления и растущей самостоятельности своих вассалов. Тем не менее присутствие арабских племен в сирийско-палестинском регионе стало фактором, впоследствии способствовавшим смягчению нового, более массового вторжения арабов. Затем они стали проникать и в Египет. Так, город Коптос в Верхнем Египте еще до мусульманского завоевания был наполовину населен арабами .

Естественно, что пришельцы довольно быстро приобщались к местным обычаям. Караванная торговля позволяла им сохранять связи с родственными племенами и кланами внутри Аравийского полуострова, что постепенно способствовало сближению городской и кочевой культур.

Предпосылки объединения арабов

В племенах, живших у границ Палестины, Сирии и Месопотамии, процесс разложения первобытно-общинных отношений развивался быстрее, чем у населения внутренних районов Аравии. В V—VII веках наблюдалась неразвитость внутренней организации племен, которая в сочетании с остатками материнского счета и полиандрии свидетельствовала о том, что в силу специфики кочевого хозяйства разложение родо-племенного строя в Центральной и Северной Аравии развивалось медленнее, чем в соседних районах Передней Азии.

Периодически родственные племена объединялись в союзы. Иногда происходило дробление племен или их поглощение сильными племенами. Со временем стало очевидно, что крупные образования более жизнеспособны. Именно в племенных союзах или конфедерациях племен стали складываться предпосылки для возникновения классового общества. Процесс его формирования сопровождался созданием примитивных государственных образований. Еще во II—VI веках стали складываться крупные племенные союзы (Мазхидж, Кинда, Маад и др.), однако ни один из них не смог стать ядром единого общеарабского государства. Предпосылкой политического объединения Аравии стало стремление племенной верхушки закрепить за собой право на земли, скот и доходы от караванной торговли. Дополнительным фактором явилась необходимость объединить усилия для противостояния внешней экспансии. Как мы уже указывали, на рубеже VI—VII веков персы захватили Йемен и ликвидировали находившееся в вассальной зависимости государство Лахмидов. В результате на юге и севере Аравия оказалась под угрозой поглощения персидской державой. Естественно, что ситуация негативно сказалась на аравийской торговле. Купцы ряда аравийских городов понесли значительный материальный ущерб. Выходом из сложившегося положения могло стать только объединение родственных племен.

Центром объединения арабов стала область Хиджаз, расположенная на западе Аравийского полуострова. Этот район издавна славился своим сравнительно развитым земледелием, ремеслом, но главное — торговлей. Здешние города — Мекка, Ясриб (впоследствии Медина), Таиф — имели прочные контакты с окрестными племенами кочевников, которые посещали их, обменивая свои товары на продукцию городских ремесленников.

Однако объединению аравийских племен препятствовала религиозная ситуация. Древние арабы были язычниками. Каждое племя почитало своего бога-покровителя, хотя некоторых из них можно считать общеарабскими — Аллах, ал-Узза, ал-Лат. Еще в первые века в Аравии было известно об и христианстве. Более того, в Йемене эти две религии практически вытеснили языческие культы. Накануне персидского завоевания йеменцы-иудеи воевали с йеменцами-христианами, при этом иудеи ориентировались на сасанидскую Персию (что впоследствии облегчило завоевание Химьяритского царства персами), а христиане — на Византию . В этих условиях возникла своя форма аравийского монотеизма, которая (особенно на раннем этапе) в значительной степени, но своеобразно отражала некоторые постулаты и христианства. Ее приверженцы — ханифы — стали носителями идеи единого бога. В свою очередь, эта форма монотеизма подготовила почву для возникновения ислама.

Религиозные воззрения арабов доисламского периода представляют собой конгломерат различных верований, среди которых были женские и мужские божества, было распространено также почитание камней, источников, деревьев, различных духов, джиннов и шайтанов, которые были посредниками между людьми и богами. Естественно, что отсутствие четких догматических представлений открывало широкие возможности для проникновения в это аморфное мировоззрение идей более развитых религий, способствовало религиозно-философским размышлениям.

К тому времени все более широкое распространение стала получать письменность, которая впоследствии сыграла огромную роль в формировании средневековой арабской культуры, а на этапе зарождения ислама способствовала накоплению и передаче информации. Необходимость в этом была колоссальной, о чем свидетельствует практика устного запоминания и воспроизведения древних генеалогий, исторических хроник, поэтических повествований, распространенная среди арабов.

Как отмечал петербургский ученый А. Халидов, «вероятнее всего, язык сложился в результате длительного развития на основе отбора разнодиалектальных форм и их художественного осмысления» . В конце концов, именно использование одного и того же языка поэзии стало одним из важнейших факторов, способствовавших формированию арабской общности. Естественно, что процесс усвоения арабского языка происходил не единовременно. Быстрее всего этот процесс проходил в тех областях, где жители говорили на родственных языках семитской группы. В других районах этот процесс занял несколько веков, но ряд народов, оказавшись под властью Арабского халифата, сумели сохранить свою языковую независимость.

Этническая история арабов

Как мы уже отмечали, арабы являются исконными обитателями Аравийского полуострова. Отсутствие исторических данных о каких-либо крупных иноэтничных вторжениях в историческое время свидетельствует об относительно однородном происхождении коренных жителей региона. Сам этноним «араб», вероятно, не является самоназванием. Скорее всего, этот термин употребляли жители Месопотамии и Передней Азии, называя так выходцев из Аравии. Впоследствии, когда аравийские племена стали объединяться под властью Мухаммада и его преемников, именно этот термин закрепился за теми, кто вошел в состав объединенных его проповедью племен. Таким образом, речь идет о группе родственных племен, для которых общей являлась не только среда обитания, религиозные воззрения, но прежде всего язык (койнэ), который отличал их от тех, кто говорил по-арамейски, по-гречески или по-еврейски. На базе этого языка уже в IV—V веках сложилась устная (поэтическая) литература. В целом арабы входят в группу семитских народов, название которых связано с именем библейского персонажа Сима, одного из сыновей Ноя (Книга Бытия, 10).

Этногенез жителей современных арабских государств изучен слабо. Бурная история практически каждого арабского государства изобилует фактами вторжений и адаптаций различных племен и народов. Можно сказать, что этногенез сирийца не совпадает с этногенезом египтянина или марокканца. Но можно говорить о базовых субстратах, которые еще в древности стали основой для формирования современных арабских народов.

Антропологи различают внутри арабской общности разные антропологические типы. Это свидетельствует о том, что в процессе расселения арабы поглотили и арабизировали более мелкие или исчезающие группы. Так, при наибольшем распространении средиземноморского антропологического типа в Ираке и восточной Аравии присутствует арменоидный тип, а в южной Аравии — эфиопский антропологический тип. Естественно, что в приграничных районах всегда можно обнаружить антропологическое влияние соседнего этноса.

В немалой степени сложению общеарабского этноса способствовало распространение ислама. Следует отметить, что два этих процесса — арабизация и исламизация — развивались не синхронно. Как правило, исламизация опережала процесс арабизации (ассимиляции) покоренного населения. Дело в том, что для ряда народов принятие ислама означало признание покровительства арабов. К тому же новообращенные становились членами уммы (община), что облегчало налоговое бремя. Можно сказать, что именно ислам стал общим знаменателем для народов, которые впоследствии составили население Арабского халифата.

Однако процесс арабизации осуществлялся медленно. Стоит напомнить, что в правление халифа Умара (632—644гг.) арабы составляли только четверть населения халифата. Характерно, что процесс арабизации его населения происходил по-разному на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Автохтонное население Ближнего Востока в основном было семитским (арамеи, финикийцы), поэтому здесь арабизация и исламизация происходили более спокойно. Этому способствовали и завоевательные походы, благодаря которым развивались города и крупные поселения.

Большая часть населения Северной Африки (например, Египта, где коренное население — копты, а также ливийские и берберские племена) относилась к хамитской группе. Поэтому здесь процесс постепенной ассимиляции местного населения арабскими завоевателями представлял собой вытеснение местных наречий арабским языком. Одновременно территорию завоевывала и арабская культура.

Совсем иначе развивалась ситуация в тех странах, где арабов было мало. Чем дальше на восток, тем менее ощущалось влияние арабского языка, что не мешало процессу исламизации. Однако здесь ислам приобрел черты, характерные исключительно для этой местности. В этом контексте интересно сопоставить элементы этнической культуры, тем более что, несмотря на унифицирующее мусульманское влияние, практически в каждом регионе проявляется свой собственный культурный субстрат.

В качестве примера приведем иранскую интерпретацию образа Али, одного из главных персонажей раннего ислама. Здесь образ Али приобрел черты, характерные для древнеперсидских культурных героев и черты более ранних божеств. Игнатий Гольдциер отмечал, что в Персии «с Али связаны атрибуты бога грозы» . В Иране местный культурный субстрат оказался столь мощным, что арабизация здесь не имела успеха. Складывается впечатление, что ислам вынужден был подчиниться местным культурным традициям, благодаря чему и возникла его шиитская ветвь, соперничающая с первоначальной и основной суннитской. Тем не менее попытки перенести шиизм на Запад (например, в период правления Аббасидов, которые пришли к власти, опираясь на шиитов) не удались, хотя в ряде стран до сих пор существуют различные шиитские общины.

Практически вся история Арабского халифата свидетельствует о том, что процесс арабизации осуществлялся естественным путем, ибо правители не ставили перед собой задачи поголовной арабизации населения. Это было связано с экономической политикой, проводимой халифами и наместниками провинций. Экономические привилегии , установленные для новообращенных, давали преимущества новообращенным и делали ислам привлекательным для этой части населения.

Следует отметить, что с самого начала мусульманская администрация не препятствовала процессу адаптации традиций покоренных народов. Это было в первую очередь связано с тем, что процесс формирования арабского государства происходил одновременно с переходом бывших кочевников к оседлому образу жизни. Вчерашние бедуины приобщались к земледелию, а впоследствии и к городской жизни. Это обстоятельство оказало свое воздействие на формирование мировоззрения мусульманина, а также на характер религиозной идеологии. Одновременно это предопределило длительный и противоречивый процесс становления арабской нации.

Немаловажным (но мало изученным) фактором стал переход части христиан, преимущественно жителей средиземноморского побережья Европы, в ислам. Причиной массового перехода в ислам Ф. Бродель называет экономические условия и перенаселенность европейских территорий. «Признаком перенаселенности средиземноморской Европы с конца XV века были многократные гонения на евреев... об этом же свидетельствуют многочисленные переходы из христианства в исламскую веру, которые носили уравновешивающий в демографическом смысле характер» . В XVI веке процесс добровольного перехода в ислам ускорился: «Христиане во множестве перетекают в ислам, который привлекает их перспективой выдвижения наверх и заработка, — и их услуги действительно оплачиваются» . Более того, ислам привлекает европейцев своей терпимостью к иноверцам. Вот что писал по этому поводу французский исследователь Фернан Бродель: «Турки открывали свои двери, а христиане запирали свои, быть может, действуя неосознанно. Христианская нетерпимость, дитя перенаселенности, отталкивает, а не привлекает новых адептов. Все, кого христиане изгоняют из своих владений, — евреи в 1492 году, мориски в XVI веке и в 1609—1614 годах, — присоединяются к толпе добровольных перебежчиков на сторону ислама в поисках заработков и мест» . Таким образом, кросс-культурный контакт между исламом и христианством, европейскими народами и арабами имеет длительную историю, в которой были периоды подъема и спада.

Естественно, исламизация сопровождалась унификацией религиозной жизни, а также оказала свое воздействие на складывание стереотипов социальной жизни, а также на систему семейных и общественных отношений, этику, право и т.п. всех конфессий, проживающих в мусульманском мире.

Находясь под властью Османской империи, а впоследствии под гнетом колониального господства европейских держав, население арабских стран ощущало себя единой общностью. Именно в последней четверти XIX века стали актуальными лозунги общеарабского единства, на волне которых создавались общественные организации, раскачивавшие колониальный режим. Пытаясь укрепить свою власть, колониальная администрация стремилась опереться на местное христианское население, привлекая его представителей в правительственный аппарат. Впоследствии это обстоятельство стало причиной возникновения недоверия между христианским и мусульманским населением, а также спровоцировало ряд конфликтов.

К середине XX века начался процесс становления политически независимых государств, в котором главное место заняла национальная элита, представляющая интересы наиболее сильных родо-племенных кланов. Естественно, что на этом этапе представители наиболее образованных этнических групп и кланов получали преимущество в независимости от удельного веса этнической группы в данном социуме.

Таким образом, арабы, арабский язык, арабская культура и арабская государственность сыграли существенную роль в формировании того общего ареала, который мы сегодня условно называем «арабским миром». Этот мир возник и сформировался в ходе завоевательных походов арабов и под влиянием ислама еще в Средние века. На протяжении последующего времени на пространстве от Ирана до Атлантического океана складывались и развивались основные принципы и нормы бытия, формы отношений и иерархии культурных ценностей, которые возникли под воздействием мусульманской религии и тесно связанных с ней арабских культурных традиций.

Обычно мусульмане в качестве налога платилиушр — десятину, в то время как немусульманское население — харадж, размер которого колебался от одной до двух третей урожая. Кроме того, мусульмане были освобождены от уплаты джизьи — подушного налога. В торговле мусульмане выплачивали пошлину в размере 2,5%, а немусульмане — 5%.

Бродель Ф. Средиземное море и средиземноморский мир в эпоху Филиппа И. М., 2003. Часть 2, с. 88.

Бродель Ф. Средиземное море и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II. М., 2003. Часть 2, с. 641.

, Катар , Кувейт , Ливан , ОАЭ , Оман , Саудовская Аравия , Сирия
Регион проживания: Азия

АРАБЫ, аль-араб (самоназвание), группа народов, метаэтническая общность. В Азии арабы составляют большинство населения Бахрейна (бахрейнские арабы), Иордании (иорданские арабы), Ирака (иракские арабы), Йемена (йеменские арабы), Катара (катарские арабы), Кувейта (кувейтские арабы), Ливана (ливанские арабы), Объединённых Арабских Эмиратов (ОАЭ; Объединенных Арабских Эмиратов арабы), Омана (оманские арабы), Саудовской Аравии (Саудовской Аравии арабы), Сирии (сирийские арабы); в Африке - Алжира (алжирские арабы), Западной Сахары (мавры), Египта (египетские арабы), Ливии (ливийские арабы), Мавритании (мавры), Марокко (марокканские арабы), Судана (суданские арабы), Туниса (тунисские арабы). В Израиле , Иордании , Ливане , Сирии и других странах живут палестинские арабы; арабы живут также в Турции , Иране , Афганистане , Индонезии и др. странах. Арабы-эмигранты есть в Западной Европе, Северной и Южной Америке, Западной и Южной Африке, Австралии и др. Общая численность около 167 млн. чел., из них в Азии свыше 56 млн. чел.; в Африке свыше 107 млн. чел. Относятся в основном к индо-средиземноморской расе большой европеоидной расы. Арабский язык относится к южной подгруппе западно-семитской группы афразийской семьи. Литературный арабский язык, распространённый среди всех арабов, имеет диалектные варианты (иракский арабский, йеменский арабский и т. д.). Современный разговорные арабские диалекты распадаются на следующие важнейшие группы: аравийские, йеменские, иракские, сиро-ливанские, египетские, суданские, магрибские, хасания, шува и др. На новоарамейских диалектах северной подгруппы западно-семитских языков говорят представители этноконфессиональных общностей (сабийцы и др.) в некоторых районах Сирии и Ирака . Часть арабов южноаравийского побережья говорит на малых языках южнопериферийной подгруппы семитской группы афразийской семьи: шахри, ботхари, харсуси в Омане , махра и сокотрийцы в Йемене . Письменность на арабской графической основе.

Основная масса арабов исповедует ислам. Преобладают сунниты; есть шииты разных толков: в Иране (где составляют подавляющее большинство), Ираке , Сирии , Ливане , Кувейте , Бахрейне , ОАЭ , Саудовской Аравии , Йемене и др., в том числе друзы и нусайриты; ибадиты (в арабских странах Персидского залива и в Северной Африке). Среди арабов-христиан - копты Египта , марониты и православные Ливана , мелькиты (Ливан , Сирия , Иордания и др.) и др.

Предки арабов - племена Аравийского полуострова, у которых во 2-й половине 2-го тыс. до н. э. после одомашнения верблюда начал складываться хозяйственно-культурный тип кочевников-верблюдоводов (бедуинов). Первые северо-арабские государства 1-го тыс. до н. э. - 1-го тыс. н. э. - Пальмира (Тадмор), Набатея, Лихь-ян, Гассан, Лахм и племенные объединение Центральной Аравии Кинда - не консолидировали племена Аравии в единый этнос. Это произошло с появлением ислама и созданием Арабского халифата (7 в.). С началом арабских завоеваний (1-я треть 7 в.) этноним арабов превращается в самоназвание аравийских племён, составивших средневековую арабскую народность. Распад Османской империи (конец 19 - начало 20 вв.), освободительная борьба арабов против европейских колониальных держав в 20 в. привели к политическому освобождению арабского мира, консолидации арабской наций.

Большинство арабов - крестьяне-феллахи, занятые пашенным земледелием, кочевым скотоводством, садоводством и огородничеством. Основа родо-племенной организации - линидж, имеющий общего предка по мужской линии и связанный обычаями взаимопомощи, кровной мести и эндогамии (предпочитается патрилатеральный ортокузенный брак). Несколько таких групп составляют подразделение племени или само племя во главе с вождём. Система родства в основном арабского типа. Традиционное жилище кочевников и полукочевников - четырёхугольная палатка из чёрной (обычно козьей) шерсти, иногда из брезента, оседлых арабов - каркасно-столбовое жилище. Дома крестьян и горожан относятся к различным вариантам средиземноморского типа (одноэтажный прямоугольный дом с внутренним двором). В зависимости от местности сооружаются глинобитные постройки, каменные дома-крепости, хижины из циновок и т. д. Религиозная и светская архитектура (памятники Дамаска, Багдада, Каира, Кордовы и др.) и декоративно-прикладное искусство арабов оказали большое влияние на мировую культуру. В одежде населения Южной Аравии характерны запашные юбки (фута) и головные повязки, для внутренних областей полуострова - распашные плащи без рукавов (аба), долгополые рубахи с длинными рукавами, головные платки. Разница между мужской и женской одеждой часто состоит в отделке и способе ношения. Кольца, серьги, ручные и ножные браслеты, носовые запонки и др. украшения нередко составляют единственное личное имущество женщин. У бедуинок бытует татуировка и раскрашивание лица, ладоней, ступней и тела. Многие мусульманки закрывают лица вуалями, масками или покрывалами. Современная одежда арабов представляет собой сочетание арабских и других восточных (иранских, турецких и др.) и европейских элементов.

Обычная пища бедуинов - верблюжье молоко, пресные пшеничные, ячменные, просяные или кукурузные лепёшки, финики. У оседлых арабов - каши из различных зерновых, козье молоко, овечий сыр, зелень, овощи и т. д.; в зависимости от страны и сезона изредка мясо. Многие арабы-мусульмане соблюдают пищевые предписания ислама (пост в месяц рамадан, запрет на алкогольные напитки и свинину).

Богат фольклор арабов, ставший источником классической арабской поэзии и тесно связанный с муыкальным творчеством. Основные музыкальные инструменты - бубен, барабаны, лютня, двуструнный или однострунный смычковый ребаб (прототип скрипки) и др.

Развитие промышленности в арабских странах, оседание кочевников, рост числа сельскохозяйственных и городских рабочих разрушают пережитки родо-племенных и патриархально-феодальных отношений.

Древние Арабы

аравия халифат араб общность ислам

Библия знает арабов как кочующее племя семитского происхождения, а также как потомков Измаила. Назывались они Заведеями.

Древние семитские племена, из которых впоследствии сложился древнеарабский народ, уже во II тысячелетии до н.э. занимали территорию Аравийского полуострова. Первые арабские государственные образования возникли на северной границе Аравии, а также в Центральной Аравии (Киндитское царство, государства Лахмидов и Гасанидов).

К V--VI векам арабские племена составляли большинство населения Аравийского полуострова. В первой половине VII века с возникновением ислама начались арабские завоевания, в результате которых был создан Халифат, занявший обширные территории от Индии до Атлантического океана и от Средней Азии до центральной Сахары.

Арабы славились как великолепные врачи и математики.

Арабский халифат 632-750 гг.

В Северной Африке население, говорившее на близких арабскому семито-хамитских языках, сравнительно быстро арабизировалось, восприняв язык, религию (ислам) и многие элементы культуры завоевателей. Одновременно происходил и обратный процесс усвоения арабами некоторых элементов культуры покорённых народов. Сложившаяся в результате этих процессов своеобразная арабская культура оказала большое влияние на мировую культуру.

Арабский халифат к X веку в результате сопротивления завоёванных народов и роста феодального сепаратизма распался на отдельные части.

В XVI веке арабские страны Передней Азии (кроме значительной части Аравийского полуострова) и Северной Африки (за исключением Марокко) вошли в состав Османской империи.

Начиная с XIX века арабские земли подверглись колониальным захватам и стали колониями и протекторатами Великобритании, Франции, Италии, Испании. К настоящему моменту все они (за исключением Западной Сахары) являются самостоятельными государствами.

Иосиф Флавий многократно упоминает арабов (начиная с эпохи патриархов): «Между тем Иуда, также один из сыновей Иакова, увидел арабских купцов из племени измаильского, которые везли пряности и другие сирийские товары в Египет из Галаада, и дал, ввиду отсутствия Рувила, братьям совет -- вытащить Иосифа и продать его арабам, потому что таким образом Иосиф умрет на чужбине среди иностранцев, а они сами не запятнают рук своих его кровью».

Арабы - группа народов, метаэтническая общность. В Азии Арабы составляют большинство населения Бахрейна (бахрейнцы), Иордании (иорданцы), Ирака (иракцы), Йемена (йеменцы), Катара (катарцы), Кувейта (кувейтцы), Ливана (ливанцы), Объединённых Арабских Эмиратов (ОАЭ; арабы Объединённых Арабских Эмиратов), Омана (оманцы), Саудовской Аравии (саудовцы), Сирии (сирийцы); в Африке - Алжира (алжирцы), Западной Сахары (мавры), Египта (египтяне), Ливии (ливийцы), Мавритании (мавры), Марокко (марокканцы), Судана (суданцы), Туниса (тунисцы). В Израиле, Иордании, Ливане, Сирии и других странах живут палестинцы; Арабы живут также в Турции, Иране, Узбекистане, Афганистане, Индонезии и других странах. Арабы-эмигранты есть в Западной Европе (2500 тыс. человек), Северной и Южной Америке (1200 тыс. человек), Западной и Южной Африке, Австралии и др. Общая численность 199 млн. человек, из них в Азии 70 млн. человек; в Африке 125,2 млн. человек.

Язык арабский западно-семитской группы афразийской семьи.

Арабы - самый многочисленный на Земле народ, говорящий на семитском языке. Кроме арабского к семитской (семито-хамитской) группе языков принадлежат еврейский, сабейский (древний язык Южной Аравии), финикийский, аморейский, арамейский, амхарский (эфиопский) и некоторые другие. По одной из существующих теорий, в незапамятные времена предки современных семитов обитали в тех местах, где ныне расстилаются безжизненные пески величайшей в мире пустыни Сахара, а затем, в 5-6 тысячелетии до нашей эры, переселились на Аравийский полуостров.

Слово “арабы” происходит от общесемитского корня [`RB], несущего значение “сухой, засушливый, пустынный”. Стало быть, арабы - это “пустынники, жители пустыни”. Любопытно, что сами арабы стали называть себя так только в VII веке нашей эры, когда в ходе завоевательных походов и создания халифата, обитавшие на Аравийском полуострове племена, столкнувшись с другими народами, столкнулись с необходимостью обретения собственного имени, которое позволило им осознать свою общность и противопоставить себя другим народностям. До этого главным для каждого араба была принадлежность к своему племени и роду, а имя “арабы” использовали, в основном, соседние народы.

Существует у арабов, разумеется, и мифологическая версия их происхождения, согласно которой они являются потомками Исма"ила (библейского Измаила) и Кахтана (Йоктана), сыновей Ибрагима (праотца Авраама). Далее генеалогическая цепочка восходит к Саму (Сим, прародитель всех семитских народов), его отцу Нуху (Ной) и первому человеку Адаму. В средние века у арабов было очень популярно составлять генеалогии, которые отражали как реальные, так и мифические родственные отношения. Кстати, и сегодня многие арабы знают всю “цепочку” своих предков - вплоть до Адама!

Арабы, населявшие Аравийский полуостров, принадлежали к группе семитских народов, также как ассирийцы, финикийцы, евреи. Большинство арабов к началу VII в. оставалась кочевниками, или бедуинами (жителями пустыни), разводившими верблюдов, коз, овец. И лишь некоторая их часть занималась земледелием, в основном на юге Аравийского полуострова.

Самым развитым земледельческим районом являлся Йемен (по-арабски счастливый) на юго-западе полуострова, где имелись плодородные земли, богатая тропическая растительность, росли финики, виноград, плодовые деревья. Здесь находилось некогда цветущее Савское царство, правительница которого, согласно Ветхому Завету, была гостьей царя Соломона.

Середина полуострова обширное плоскогорье Неджд не имело рек. Источниками воды служили колодцы или, временами, сухие русла, несущие потоки дождевой воды. Это был мир бедуинов кочевников. Лишь на западном берегу и в середине плоскогорья, где находилась большая часть колодцев, были поселки, пахоты и сады.

Иным был образ жизни населения Хиджаза (границы) западной прибрежной полосы вдоль Аравийского залива. Здесь пролегала дорога из Йемена в Египет, Сирию и к Евфрату, что давало возможность для развития местной, внешней и транзитной торговли. На территории Хиджаза существовало несколько древних торговых городов Мариб, Сана, Неджран, Маин.

Среди них выделялась Мекка центр транзитной торговли на караванном пути из Йемена в Сирию. Впервые Мекка как Макораба упоминается еще у Птолемея (II век). Мекка, однако, была не только крупным торговым центром. Она являлась культовым центром многих арабских племен.

В центре Мекки стоял храм кубической форма Кааба (куб), в стене которого находился священный черный камень, которому поклонялись. В самом храме находились изображения языческих божеств многих арабских племен. Кааба была местом паломничества. Мекка и ее окрестности считались заповедными и священными.

Со временем паломничества совпадала большая зимняя ярмарка. Степные арабы пригоняли скот и обменивали его на сирийские ремесленные изделия. Ежегодно справлялся торжественный праздник весны. На 4 месяца прекращались военные столкновения и набеги. Арабы в большинстве своем были язычниками.

В различных районах Аравии верили в разных богов. Особенно почитались бог Утренней Звезды, бог Луны. Чтились женские астральные божества. И в то же время у многих языческих племен существовало представление о неком верховном божестве, которого называли Аллах (Бог, арабское Алилах, сирийское Алаха).

Так, племя курейшитов, к которому принадлежал и пророк Мухаммед, верило, что их верховное божество, Аллах, воплощен в том священном черном камне, который вделан в стену храма Каабы.

Торговые отношения арабов с соседними странами способствовали проникновению в Аравию христианства и иудаизма двух первых в истории цивилизации монотеистических религий. Иудаизм принесли в Аравию евреи торговцы, переселенцы из Палестины, бежавшие от притеснений римлян. Христианство стало известно арабам от торговцев, монахов, священников из Византии и Эфиопии.

Таким образом, складывались духовные предпосылки для появления новой монотеистической религии, как основанные на верованиях арабов, так и предлагаемые иудаизмом и христианством. Духовной и политической основой сплочения арабов стала новая религия ислам.

К началу VII в. в Аравии, в особенности в Мекке, значительное распространение получил ханифизм духовно-религиозное учение, направленное на поиск нового единого Бога и заимствовавшее некоторые общие идеи христианства и иудаизма. Одним из ханифов-проповедников стал Мухаммед (570-632), торговец из Мекки.

Ов, мн. arabes pl. 1. Народ семитской этноязыковой группы. БАС 2. Мы взяли от Арапов науку рифмотворствовать. Ист. ром. 69. Я решился назваться не Европейцем, а Багдадским Арабом. Пант. ин. сл. 2 255. Сие уважение имеют не только к женщинам… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Современная энциклопедия

- (самоназвание аль араб) группа народов (алжирцы, египтяне, марокканцы и др.), основное население арабских стран Зап. Азии и Сев. Африки. Общая численность св. 199 млн. человек (1992). Язык арабский. Большинство мусульмане … Большой Энциклопедический словарь

АРАБЫ, арабов, ед. араб, араба, муж. Народ, населяющий Аравию. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

АРАБЫ, ов, ед. араб, а, муж. Населяющие Западную Азию и Северную Африку народы, к к рым относятся алжирцы, египтяне, йеменцы, ливанцы, сирийцы, палестинцы и др. | жен. арабка, и. | прил. арабский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов,… … Толковый словарь Ожегова

Арабы - (самоназвание аль араб) группа народов общей численностью 199000 тыс. чел. Регионы расселения: Африка 125200 тыс. чел., Азия 70000 тыс. чел., Европа 2500 тыс. чел., Америка 1200 тыс. чел., Австралия и Океания 100 тыс. чел. Основные страны… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Ов; мн. Обширная группа народов, населяющих страны Юго Западной Азии в районе Персидского залива и Северной Африки; представители этих народов. ◁ Араб, а; м. Арабка, и; мн. род. бок, дат. бкам; ж. * * * арабы (самоназвание аль араб), группа… … Энциклопедический словарь

арабы Этнопсихологический словарь

АРАБЫ - представители двадцати двух государств Ближнего и Среднего Востока, имеющие общие этнические корни и сходную психологию. Арабы бодрые, жизнерадостные и веселые люди, отличающиеся наблюдательностью, изобретательностью, приветливостью. Вместе с тем … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

арабы - Африки (самоназвание — аль араб), группа народов. Составляют большинство населения Египта (египетские арабы), Судана (суданские арабы), Ливии (ливийские арабы), Туниса (тунисские арабы), Алжира (алжирские арабы), Марокко (марокканские арабы) … Энциклопедический справочник «Африка»

Книги

  • Арабы , . Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1897 года (издательство`издание Книжного магазина П. В. Луковникова`). В…
  • Арабы , . Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1897 года (издательство "издание Книжного…