Песенная летопись Великой Отечественной войны Железный Анатолий Иванович

СОЛОВЬИ муз. В. Соловьёва-Седого, сл. А. Фатьянова

муз. В. Соловьёва-Седого, сл. А. Фатьянова

В конце 1944 года автор многих военных песен композитор Василий Соловьёв-Седой находился в Москве, и там, в гостиничном номере, работал над своими новыми сочинениями. В этой же гостинице «Москва» остановился прибывший с фронта его знакомый поэт Алексей Фатьянов, с которым они вместе уже написали несколько произведений.

Фатьянов был призван в армию ещё в начале войны, и теперь в должности командира танка воевал в Венгрии. Его машина первой ворвалась в город Секешфехервар, за что он был отмечен наградой и творческим отпуском, ведь все знали его как автора текстов к нескольким песням на музыку В. Соловьёва-Седого. Узнав, что в гостинице живёт знакомый композитор, Фатьянов встретился с ним и показал своё последнее стихотворение о фронтовых соловьях. Вот как об этом вспоминал сам В. Соловьёв-Седой:

«Алексей прочитал стихотворение, и я, сев за пианино, в то же утро сочинил к нему музыку. Случай редкий, если принять во внимание, что песня эта до сих пор не забыта».

Проверить новую песню решили на обитателях соседних гостиничных номеров. Пригласили их к себе и спели им свою песню. Песня всем пришлась по душе и была горячо одобрена. Правда, присутствовавший здесь генерал Соколов сделал замечание:

«Почему у вас поётся «пусть ребята немного поспят»? Речь ведь идёт о солдатах! Это очень хорошее русское слово - «солдат», и не надо его стесняться. Оно овеяно славой, это слово. Мы на время позабыли о нём -война напомнила. Ну и надо петь «пусть солдаты немного поспят».

Замечание было справедливым, и в текст тут же было внесено это уточнение. Но когда песню принесли на радио, то кто-то из редакторов придрался именно к этой строчке. Мол, идёт война, а мы солдат спать призываем! Фатьянов наотрез отказался менять слова песни, ведь он сам тоже был солдатом и хорошо знал, что для солдата значит сон во время затишья между боями.

В таком виде песня «Пришла и к нам на фронт весна» прозвучала по Всесоюзному радио и была записана на пластинку в исполнении двух замечательных певцов – Георгия Виноградова и Владимира Бунчикова. Но так как Виноградов в это время был солистом Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски, то она сразу же попала в репертуар этого прославленного коллектива, где исполнялась под названием «Соловьи».

Легендарный советский полководец Георгий Константинович Жуков считал, что самыми лучшими песнями о Великой Отечественной Войне были «Священная война», «Соловьи» и «Эх, дороги».

Пусть солдаты немного поспят.

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,

Пусть солдаты немного поспят.

Но что война для соловья?

У соловья ведь жизнь своя!

Не спит солдат, припомнив дом

И сад зелёный над прудом,

Где соловьи всю ночь поют,

А в доме том солдата ждут...

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,

Пусть солдаты немного поспят!

А завтра снова будет бой...

Уж так назначено судьбой,

Чтоб нам уйти, недолюбив,

От наших жён, от наших нив.

Но с каждым шагом в том бою

Нам ближе дом в родном краю.

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,

Пусть солдаты немного поспят.

автора Железный Анатолий Иванович

ИГРАЙ, МОИ БАЯН муз. В. Соловьёва-Седого, сл. Л. Давидович С первых же часов после объявления по радио о начале войны, поэты-песенники и композиторы срочно стали менять свои творческие планы и вскоре появились первые «военные» песни. Одной из них была песня «Играй, мой баян»,

Из книги Песенная летопись Великой Отечественной войны автора Железный Анатолий Иванович

ВЕЧЕР НА РЕЙДЕ муз. В. Соловьёва-Седого, сл. А. Чуркина «Вечер на рейде» по праву считается одной из лучших песен, созданных в трудные военные годы. В ней ещё явственно чувствуется дух недавнего предвоенного «мирного» времени, а о предстоящих сражениях говорится как-то

Из книги Песенная летопись Великой Отечественной войны автора Железный Анатолий Иванович

О ЧЁМ ТЫ ТОСКУЕШЬ, ТОВАРИЩ МОРЯК? Муз. В. Соловьёва-Седого, сл. В. Лебедева-Кумача Считается, что творческое сотрудничество двух выдающихся мастеров советской песни - поэта В. Лебедева-Кумача и композитора В. Соловьёва-Седого началось лишь в годы войны. Это не так. Первая их

Из книги Песенная летопись Великой Отечественной войны автора Железный Анатолий Иванович

НА СОЛНЕЧНОЙ ПОЛЯНОЧКЕ муз. В. Соловьёва-Седого, сл. А. Фатьянова В годы Великой Отечественной войны два замечательных мастера песенного искусства - композитор Василий Соловьёв-Седой и поэт Алексей Фатьянов создали немало прекрасных песен. Одной из таких песен была «На

Из книги Песенная летопись Великой Отечественной войны автора Железный Анатолий Иванович

НИЧЕГО НЕ ГОВОРИЛА муз. В. Соловьёва-Седого, сл. А. Фатьянова Эта песня была создана в 1944 году. Поэт Алексей Фатьянов на протяжении всей войны принимал непосредственное участие в боевых действиях. Тем не менее, темы его стихотворений были, как правило, лирические. В этом

Из книги Песенная летопись Великой Отечественной войны автора Железный Анатолий Иванович

РАЗГОВОР муз. В. Соловьёва-Седого, сл. С. Фогельсона Хотя сама песня «Разговор» появилась в 1944 году, её мелодия была написана годом ранее, когда композитор В. Соловьёв-Седой работал над созданием песни «На солнечной поляночке».Как мы уже писали, первоначальный вариант

Из книги Песенная летопись Великой Отечественной войны автора Железный Анатолий Иванович

ДАВНО МЫ ДОМА НЕ БЫЛИ муз. В. Соловьёва-Седого, сл. А. Фатьянова Эта песня родилась весной 1945 года в результате встречи её авторов с солдатами, добивавшими врага уже на его территории. Композитор Василий Соловьёв-Седой и поэт Алексей Фатьянов как раз в это время

Из книги Песенная летопись Великой Отечественной войны автора Железный Анатолий Иванович

НЕ ТРЕВОЖЬ ТЫ СЕБЯ муз. В. Соловьёва Седого, сл. М. Исаковского Эту песня композитор Василий Соловьёв-Седой написал в начале 1944 года. К этому времени он был уже автором целого ряда популярнейших военных песен и получал множество писем от фронтовиков, от радиослушателей и

Из книги Курс русской истории (Лекции LXII-LXXXVI) автора Ключевский Василий Осипович

Суждение Соловьева Так реформа Петра стала камнем, на котором оттачивалась русская историческая мысль более столетия. Видим, что по мере того, как одни обвинения за другими висли на этой реформе, шла двойная работа, усиленная идеализация допетровской Руси и разработка

Из книги Дело № 69 автора Климов Григорий Петрович

Из книги История русской философии автора Лосский Николай Онуфриевич

Глава VII. ПРЕДШЕСТВЕННИКИ ВЛАДИМИРА СОЛОВЬЕВА I. П. Д. ЮРКЕВИЧ, В. Д. КУДРЯВЦЕВПамфил Данилович Юркевич (1827–1874) был профессором философии Московского университета с 1863 по 1874 г. За вечно изменяющимися явлениями природы, воспринимаемыми нашими органами чувств, Юркевич

Из книги Атлантиды моря Тетис автора Кондратов Александр Михайлович

Атлантиды седого Каспия Каспийское море, находящееся на границе Европы и Азии, со всех сторон, подобно озеру, отрезанное землями, с его соленой водой и тюленями, вызывало удивление у древних авторов. Одни считали его заливом Индийского океана; другие - заливом Северного

Из книги Георгий Жуков. Стенограмма октябрьского (1957 г.) пленума ЦК КПСС и другие документы автора История Автор неизвестен --

№ 5 ПИСЬМО Г. СОЛОВЬЕВА Г.К. ЖУКОВУ 22 августа 1955 г. Маршалу Советского Союза т. Жукову Г.К.Глубокоуважаемый Георгий Константинович!Извините за беспокойство, но я полагаю, что именно к Вам нужно мне обратиться с этим письмом. Саратовская областная газета «Коммунист» 16

Из книги История Угреши. Выпуск 1 автора Егорова Елена Николаевна

Из книги Шпаргалка по истории политических и правовых учений автора Халин Константин Евгеньевич

80. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ В.С. СОЛОВЬЕВА Владимир Сергеевич Соловьев (1853–1900) оставил заметный след в обсуждении многих актуальных проблем своего времени – право и нравственность, христианское государство, права человека, а также отношение к социализму,

Из книги Хронические комментарии к российской истории автора Вассерман Анатолий Александрович

Галицкие соловьи Оправдание прошлых преступлений готовит будущие К сведению диктора. Немецкие слова – включая «Абвер», «Бранденбург», «Нахтигаль» и «Роланд» в этом тексте – и «галицкий» произносятся с ударением на первом слоге. «Галичина» и «галичане» – на втором

Поэт Алексей Фатьянов, автор стихов песни « Соловьи», вспоминал: «Помню фронт. В большой зеленой роще мы, солдаты, после только что затихшего боя лежим, отряхиваясь от крупинок засыпавшей нас земли, и вдруг слышим: вслед за растаявшим вдали рокотом вражеских самолетов, во все горло, как бы утверждая жизнь, защелкал соловей !» В архиве поэта сохранился черновик стихотворения «Пришла и к нам на фронт весна», датированный 1942 годом. В каких только фронтовых переделках не побывал этот исчерканный фатьяновской рукой листочек! Поначалу поэт сам придумал мелодию к своим стихам. Фатьянов не только прочитал композитору Соловьеву-Седому свои стихи, но и напел придуманную им самим мелодию, ставшую основой припева песни.Чтобы песня пошла в народ, чтобы полюбили ее и запомнили, она должна быть не просто исполнена, а спета сердцем, спета душой. В этом отношении «Соловьям» очень повезло: песню впервые исполнил замечательный певец, с голоса которого запомнились, полюбились людям многие песни, — Георгий Павлович Виноградов. Его исполнение «Соловьев» вместе с Краснознаменным ансамблем в далеком 1945 году было да, пожалуй, и по сей день остается, непревзойденным образцом проникновения в творческий замысел авторов. Секрет успеха этой песни, думается, очень точно объяснил прославленный полководец Великой Отечественной войны Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков. В канун 25-летия Победы над фашистской Германией на просьбу корреспондента «Комсомольской правды» Василия Пескова назвать любимую песню, он ответил: «Мои вкусы, я думаю, не расходятся со вкусом многих людей: «Вставай, страна огромная!», «Дороги», «Соловьи»… Это бессмертные песни! Потому что в них отразилась большая душа народа!»

Более двух лет оставались в рукописи «Соловьи». Фатьянов не решался показать их даже Соловьеву-Седому.

Не отдавал и в газеты, не верил, что стихи смогут появиться в печати. Стихотворение так и не было опубликовано, а песня, впервые появившаяся в 1944 году, не знала равных по популярности. Редко кто из фронтовиков, слушая ее, мог сдержать слезы.
Вот что рассказал Соловьев-Седой: «...Это было в начале марта 1945 года, всего за два месяца до Дня Победы. В нашу 10-ю гвардейскую армию тогда приехала бригада артистов Рижской филармонии... Под зрительный зал оборудовали боль-шую госпитальную палатку. Перед эстрадой в несколько рядов положили длинные бревна, которые заменили кресла... Надо ли говорить о том, что в госпитальной палатке некуда было упасть не только яблоку, но даже маковому зернышку. На тесноту, однако, никто не жаловался. Еще бы — концерт! Довольны были даже те, кто не сумел проникнуть а «зрительный зал». Брезентовые стены палатки свободно пропускали слова и музыку, и они были слышны далеко за ее пределами...

— А сейчас, товарищи, артистка нашей филармонии,— конферансье назвал фамилию певицы,— исполнит песню композитора Соловьева-Седого на слова Фатьянова «Соловьи, соловьи...». Зал приветствовал артист-ку вежливыми аплодисментами. Аккомпаниатор дал вступление, и ар-тистка запела. Первые же слова песни оглушили слушателей:

Солдатам стало не до сна...

Не потому, что пушки бьют,

А потому, что вновь поют,

Поют шальные соловьи.

Всякая бывает тишина. Но та, что воцарилась в госпитальной палатке и за ней, была необычной, необыкновенной какой-то: я бы сказал, неестественной. Все, будто завороженные, впились горящими глазами в певицу и ждали, ждали новых слов и новой мелодии...

Пусть солдаты немного поспят.

Нет! За всю войну не приходилось слышать такой песни. А их, песен, было много, разных и хороших, хватавших за душу и разрывающих на части сердце, поднимавших в атаку, развеселых в часы короткого отдыха. А в этой было все, будто она аккумулировала все чувства воедино.

И когда песня окончилась, никто не шелохнулся. Молчал зал, мол-чала певица, плетьми повисли руки аккомпаниатора. И за палаткой стояла тишина. Я повернул голову и был ошеломлен еще больше. В окне палатки я увидел лицо молоденького солдата. По нему струились слезы, прокладывая тонкие белые бороздки на его закопченных порохом щеках».

Василий СОЛОВЬЕВ-СЕДОЙ

В архиве поэта сохранился черновик стихотворения «Пришла и к нам на фронт весна», датированный 1942 годом. В каких только фронтовых переделках не побывал этот исчерканный фатьяновской рукой листочек!
Поначалу поэт сам придумал мелодию к своим стихам. Собственно говоря, так часто бывало, когда Фатьянов сочинял свои песни. Природа щедро одарила его, в том числе и мелодическим даром. Алексей Иванович неплохо пел, и потому друзья - однополчане не упускали случая попросить его не только прочитать, но и напеть сложенные им стихи и песни.

Мне вспомнились темные ночи
В чужом, нелюдимом краю…
«А ну, затяни, пулеметчик!»
И я потихоньку пою,—

рассказывал поэт о том незабываемом времени в одном из послевоенных своих стихотворений. Возможно, что как раз о тех самых днях, когда шли кровопролитные, тяжелые бои за освобождение Венгрии от фашистов, предпринимавших отчаянные попытки остановить стремительное наступление наших войск. Подразделение, в составе которого находился рядовой Алексей Фатьянов, вело упорные бои.

В конце декабря 1944 года корреспондент фронтовой газеты 6-й Гвардейской танковой армии Алексей Фатьянов после ранения в руку получил новогодний отпуск и приехал в столицу. В гостинице «Москва» он встретил В. П. Соловьева-Седого. За чаем поэт начал читать свои стихи, в том числе «Соловьи». Композитор встрепенулся - так он был увлечен проникновенными строками. Отвечая на расспросы Василия Павловича, Фатьянов рассказал, как родилось это стихотворение. Однажды в часть, где он служил, приехал выступать фронтовой ансамбль. Один пожилой боец посетовал: «Опять «соловьи» приехали, опять спать не дадут». А сон на фронте, как и табак, ценился по-особому.
Во время рассказа Фатьянов обратил внимание, что собеседник его не слушает: он весь ушел в себя. Наверное, в тот момент в его душе зарождалась музыка к известным строкам.

В этот раз спать не пришлось композитору. Две ночи ушло у него на сочинение музыки. Прослушав произведение, Алексей кинулся собирать постояльцев гостиницы, желая разделить с ними свой восторг. Песню исполняли дуэтом с Василием Павловичем. Правда, как указывает биограф поэта Т. Дашкевич, в припеве вначале были такие слова: «Соловьи, соловьи, не тревожьте ребят». Присутствовавший генерал Соколов предложил поменять слово «ребят» на «солдат». Авторы согласились с ним не сразу: слово «солдат» казалось тогда старомодным, советских воинов, как правило, называли бойцами. Но понятие «солдат» объединяло и командиров, и рядовых, потому что на войне все они были солдатами. И слово «солдат» победило. Отказался поэт и от одного из куплетов песни, который удлинял песню и суживал её масштабность:
Вчера горячий был денёк,
Взметая пыль степных дорог,
В атаку шёл гвардейский полк.
Идти вперёд - солдатский долг,
И этот долг, как знамя свят.
Семнадцать вёрст прошёл солдат.

«Там он себя хорошо показал и был одним из первых, кто вступил в город, за что получил медаль «За отвагу» и краткосрочный отпуск, — вспоминал друг и соавтор поэта по многим песням композитор В. П. Соловьев-Седой , — и вот тогда-то он привез мне оттуда и вручил слова двух песен , которые я, надо сказать, написал в один день. Это были “Соловьи” и “Ничего не говорила” .

За время войны мы с Фатьяновым написали, сейчас даже трудно сказать, сколько песен! Биографы подсчитали, что около восьмидесяти. Насколько они точны в ту или иную сторону, я затрудняюсь сказать. А специально подсчитывать как-то не хочется. Ведь все-таки не для бухгалтерского отчета пишутся песни…
А сочинял Алеша удивительно легко. Я мало помню таких случаев, чтобы приходилось что-нибудь в его стихах переделывать. Такие, как правило, получались хуже тех, которые сразу как-то появлялись из-под пера, как у него, так и у меня. Это было взаимно.
Мы с ним до того хорошо понимали друг друга, что, я даже должен сказать, бывало так, что я ему какие-нибудь стихи подсочиню, отдельные слова в его духе, так сказать. Бывало так, что он настолько «вселялся» в музыку , что и сам сочинял.
— Ты, Вася, знаешь, — говорил он мне, — а не лучше ли будет, если ты так вот сделаешь. Эта интонация более тебе принадлежащая, чем та, которая у тебя в этой песне.
И он напевал, «присочинял» то, что ему казалось органичным, естественным для этой песни. Большинство песен, которые я с ним написал, имеют какой-то особый отпечаток. Уж очень близко соприкасались наши творческие интересы
…»

Так было и в случае с «Соловьями». Фатьянов не только прочитал Соловьеву-Седому свои стихи, но и напел придуманную им самим мелодию, ставшую основой припева песни.
Фатьянов и Соловьев-Седой написали такие широко известные песни, как «На солнечной поляночке» , «Наш город» , «Давно мы дома не были» , «Потому что мы пилоты» , «Где же вы теперь, друзья-однополчане?» и многие другие. «Соловьи» — одна из лучших.

Секрет успеха этой песни, думается, очень точно объяснил прославленный полководец Великой Отечественной войны Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков . В канун 25-летия Победы над фашистской Германией на просьбу корреспондента «Комсомольской правды» Василия Пескова назвать любимую песню, он ответил: «Мои вкусы, я думаю, не расходятся со вкусом многих людей: «Вставай, страна огромная! », «Дороги» , «Соловьи» … Это бессмертные песни! Потому что в них отразилась большая душа народа!»
К этим словам трудно что-либо добавить. Разве что — стихи, которые посвятил своему другу и автору «Соловьев» другой поэт-фронтовик, Николай Старшинов :

Пусть былое ворвется в беседы…
Хоть оно порастает быльем,
Каждый год, накануне Победы,
Мы солдатские песни поем.
Не случайно совсем, не впервые,
До поры отложивши дела,
Соберутся твои рядовые
У накрытого другом стола.
Снова песню военную грянув,
Словно новый возьмут перевал.
Тут и выйдет Алеша Фатьянов,
Запевала из всех запевал…
Не его ли в глухом чернолесье
Надрывались всю ночь соловьи?
Не его ли широкие песни
Были самые наши.
Свои.
Меж солдат уживались бывалых,
Пробирались по топям болот,
Согревали на кратких привалах,
Шли в рядах марширующих рот.
Ничего, что сегодня мы седы,
Мы упрямо стоим на своем:
Каждый год, накануне Победы,
Те
Прекрасные песни
Поем!..

Однако всё-таки существует некоторое несоответствие по датам. По одним данным, она была написана в последние декабрьские дни 1944 года, по другим — в 1945 году, по третьим — и вовсе в начале войны... Есть воспоминания Петра Любомирова, однополчанина Алексея Фатьянова, где он описывает свое знакомство с поэтом в конце 1944 года: "Еще на фронте, услыхав в первый раз "Соловьи", еще тогда я подумал об авторе этой песни, как о солдате: "Этот — наш. До последнего дыхания..." А когда Фатьянова увидел — даже обрадовался: он и на самом деле оказался солдатом, рядовым, носил такие же, как ты, погоны — без звездочек, даже без лычек". Согласно общепринятой версии, воспоминаниям автора музыка В.П. Соловьева — Седого, воспоминаниям о первых исполнениях песни, а также в соответствии с местонахождением поэта, которое установить оказалось нетрудно, она была написана в последние дни 1944 года, перед Новым, 1945 годом.

Но есть еще одно свидетельство более раннего знакомства с "Соловьями" — поэта Николая Старшинова. Поэт пишет, как будучи рядовым пехоты, он в августе 1943 года услышал песню "На солнечной поляночке". Далее он вспоминает: "А потом пошли одна за другой — "Соловьи", "Ничего не говорила", "Звездочка" и, наконец, "Давно мы дома не были"". Известно, что "Давно мы дома не были" написана сразу после победы, в 1945 году, "На солнечной поляночке" прозвучала в 1943. Если Николай Константинович называет песни в хронологическом порядке, значит, "Соловьев" он услышал в первые годы войны. Как могли слышать бойцы "Соловьев" раньше 1945 года? Откроем "Избранное" Алексея Фатьянова. Стихотворение датировано 1942 годом. Могла ли быть написана музыка к нему раньше 1944 года? Видимо, да. Это подтверждает известный музыковед и исследователь советской песни Юрий Евгеньевич Бирюков, который говорит о том, что была написана еще одна музыка к стихотворению — композитором Марком Фрадкиным. Может быть, первый вариант песни не получил столь широкого распространения, как второй. Песня на музыку Соловьева-Седого сразу же была записана на радио и скоро стала широко известной. Добавлю, что "первых" исполнителей этой песни насчитывается около десятка...

Прозвучав сорок с лишним лет назад, “Соловьи” стали одной из любимых и знаменитых песен военной поры. Песня «Соловьи» быстро обрела популярность, ее любил великий полководец, маршал Г. Жуков: "Это бессмертные песни! А почему? Потому что в них отразилась большая душа народа..."
Под эту песню в 1959 году хоронили и автора ее слов - русского соловья Алексея Фатьянова, которому тогда было всего 40 лет.

Соловьи

Стихи А. ФАТЬЯНОВА, Музыка В. СОЛОВЬЕВА-СЕДОГО

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,

Пусть солдаты немного поспят,

Немного пусть поспят.

Пришла и к нам на фронт весна,

Солдатам стало не до сна —

Не потому, что пушки бьют,

А потому, что вновь поют,

Поют шальные соловьи.

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,

Пусть солдаты немного поспят,

Немного поспят.

Но что война для соловья!

У соловья ведь жизнь своя.

Не спит солдат, припомнив дом

И сад зеленый над прудом,

Где соловьи всю ночь поют,

А в доме том солдата ждут.

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,

Пусть солдаты немного поспят,

Немного пусть поспят.

А завтра снова будет бой,—

Уж так назначено судьбой,

Чтоб нам уйти, не долюбив,

От наших жен, от наших нив;

Но с каждым шагом в том бою

Нам ближе дом в родном краю.

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,

Пусть солдаты немного поспят,

Немного пусть поспят.

Вот тут можно услышать самого Фатьянова.

Напишу очень кратко, но думаю, что ему надо посвятить отдельную тему, что я на днях и сделаю. Алексей Иванович Фатьянов родился 5 марта 1919 года в г. Вязники Владимирской губернии. В 1929 году семья Фатьяновых переселилась в подмосковный посёлок Лосиноостровский. Алексей поступил в театральную студию А. Д. Дикого при театре ВЦСПС, а в 1937 году был принят в театральную школу актёрской труппы Центрального театра Красной Армии. С началом Великой Отечественной войны ушёл на фронт, получил ранение, был представлен к правительственным наградам. Во время войны Фатьянов получил известность как поэт-песенник. Тогда были написаны песни на музыку одного из постоянных соавторов Фатьянова — В. Соловьёва-Седого: «На солнечной поляночке» (1942), «Ничего не говорила» (1943), «Соловьи» (1945), «Давно мы дома не были» (1945) и др. После войны поэт создаёт и другие популярные песни: «Три года ты мне снилась» (1946, музыка Н. Богословского), «В городском саду» (1947, музыка М. Блантера), «Мы люди большого полёта» (1948, музыка Б. Мокроусова), «Хвастать, милая, не стану» (1949, музыка Б. Мокроусова), «На крылечке» (1949, музыка Б. Мокроусова), «На Заречной улице» (1957, музыка Б. Мокроусова). Сотрудничал Фатьянов и с другими известными композиторами (А. Новиков, С. Кац, А. Лепин, Ю. Милютин, Б. Терентьев и др.). Алексей Фатьянов награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (посмертно, 1995), орденом Красной Звезды (1944), медалью «За отвагу» (1945), медалью «За победу над Германией» (1945). Алексей Иванович Фатьянов умер 13 ноября 1959 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

С использованием материалов:

Чтобы песня пошла в народ, чтобы полюбили ее и запомнили, она должна быть не просто исполнена, а спета сердцем, спета душой. В этом отношении «Соловьям» очень повезло: песню впервые исполнил замечательный певец, с голоса которого запомнились, полюбились людям многие песни, — Георгий Павлович Виноградов .

Его исполнение «Соловьев» вместе с Краснознаменным ансамблем в далеком 1945 году было да, пожалуй, и по сей день остается, непревзойденным образцом проникновения в творческий замысел авторов. К сожалению, в ютубе ролик затерли и осталось из самых ранних записей только исполнение 1946 года. Солист Виноградов.

А вот в исполнении Краснознаменного ансаммбля и солиста Евгения Беляева

концерт "Новой оперы" "Песни военных лет". солисты: Василий Ладюк и Алексей Татаринцев.

Анна Герман (на польском)

Прекрасное исполнение Мурата Насырова и добротный видеоряд.

Карел Готт

Владимир Городничий

Заур Тутов

Закончу женским исполнением. Как ни странно, но очень хорошо исполнила Зара. Кстати, без музыкального сопровождения, только голосовое.

Более двух лет оставались в рукописи «Соловьи». Фатьянов не решался показать их даже Соловьеву-Седому. Не отдавал и в газеты, не верил, что стихи смогут появиться в печати. Стихотворение так и не было опубликовано, а песня, впервые появившаяся в 1944 году, не знала равных по популярности. Редко кто из фронтовиков, слушая ее, мог сдержать слезы.


«...Это было в начале марта 1945 года, всего за два месяца до Дня Победы. В нашу 10-ю гвардейскую армию тогда приехала бригада артистов Рижской филармонии... Под зрительный зал оборудовали боль-шую госпитальную палатку. Перед эстрадой в несколько рядов положили длинные бревна, которые заменили кресла... Надо ли говорить о том, что в госпитальной палатке некуда было упасть не только яблоку, но даже маковому зернышку. На тесноту, однако, никто не жаловался. Еще бы — концерт! Довольны были даже те, кто не сумел проникнуть а «зрительный зал». Брезентовые стены палатки свободно пропускали слова и музыку, и они были слышны далеко за ее пределами...

— А сейчас, товарищи, артистка нашей филармонии,— конферансье назвал фамилию певицы,— исполнит песню композитора Соловьева-Седого на слова Фатьянова «Соловьи, соловьи...». Зал приветствовал артист-ку вежливыми аплодисментами. Аккомпаниатор дал вступление, и ар-тистка запела. Первые же слова песни оглушили слушателей:

Солдатам стало не до сна...

Не потому, что пушки бьют,

А потому, что вновь поют,

Поют шальные соловьи.

Всякая бывает тишина. Но та, что воцарилась в госпитальной палатке и за ней, была необычной, необыкновенной какой-то: я бы сказал, неестественной. Все, будто завороженные, впились горящими глазами в певицу и ждали, ждали новых слов и новой мелодии...

Пусть солдаты немного поспят.

Нет! За всю войну не приходилось слышать такой песни. А их, песен, было много, разных и хороших, хватавших за душу и разрывающих на части сердце, поднимавших в атаку, развеселых в часы короткого отдыха. А в этой было все, будто она аккумулировала все чувства воедино.

И когда песня окончилась, никто не шелохнулся. Молчал зал, мол-чала певица, плетьми повисли руки аккомпаниатора. И за палаткой стояла тишина. Я повернул голову и был ошеломлен еще больше. В окне палатки я увидел лицо молоденького солдата. По нему струились слезы, прокладывая тонкие белые бороздки на его закопченных порохом щеках».

Василий СОЛОВЬЕВ-СЕДОЙ

Стихи А. ФАТЬЯНОВА, Музыка В. СОЛОВЬЕВА-СЕДОГО

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,

Пусть солдаты немного поспят,

Немного пусть поспят.

Пришла и к нам на фронт весна,

Солдатам стало не до сна —

Не потому, что пушки бьют,

А потому, что вновь поют,

Поют шальные соловьи.

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,

Пусть солдаты немного поспят,

Немного поспят.

Но что война для соловья!

У соловья ведь жизнь своя.

Не спит солдат, припомнив дом

И сад зеленый над прудом,

Где соловьи всю ночь поют,

А в доме том солдата ждут.

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,

Пусть солдаты немного поспят,

Немного пусть поспят.

А завтра снова будет бой,—

Уж так назначено судьбой,

Чтоб нам уйти, не долюбив,

От наших жен, от наших нив;

Но с каждым шагом в том бою

Нам ближе дом в родном краю.

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,

Пусть солдаты немного поспят,

Алексей Иванович Фатьянов родился 5 марта 1919 года в г. Вязники Владимирской губернии. В 1929 году семья Фатьяновых переселилась в подмосковный посёлок Лосиноостровский. Алексей поступил в театральную студию А. Д. Дикого при театре ВЦСПС, а в 1937 году был принят в театральную школу актёрской труппы Центрального театра Красной Армии. С началом Великой Отечественной войны ушёл на фронт, получил ранение, был представлен к правительственным наградам. Во время войны Фатьянов получил известность как поэт-песенник. Тогда были написаны песни на музыку одного из постоянных соавторов Фатьянова — В. Соловьёва-Седого: «На солнечной поляночке» (1942), «Ничего не говорила» (1943), «Соловьи» (1945), «Давно мы дома не были» (1945) и др. После войны поэт создаёт и другие популярные песни: «Три года ты мне снилась» (1946, музыка Н. Богословского), «В городском саду» (1947, музыка М. Блантера), «Мы люди большого полёта» (1948, музыка Б. Мокроусова), «Хвастать, милая, не стану» (1949, музыка Б. Мокроусова), «На крылечке» (1949, музыка Б. Мокроусова), «На Заречной улице» (1957, музыка Б. Мокроусова). Сотрудничал Фатьянов и с другими известными композиторами (А. Новиков, С. Кац, А. Лепин, Ю. Милютин, Б. Терентьев и др.). Алексей Фатьянов награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (посмертно, 1995), орденом Красной Звезды (1944), медалью «За отвагу» (1945), медалью «За победу над Германией» (1945). Алексей Иванович Фатьянов умер 13 ноября 1959 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.