История одной картины. «Благовещение» Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи "Благовещение" (~1472-1475), масло и темпера на дереве, 78x219cм, Галерея Уффици Флоренция, Италия

В этой большой картине Леонардо основывался, главным образом, на иллюстрированных Библиях 15-го столетия:
Архангел Гавриил становится на колени в саду Девы, (Лука 1.26-38) которая получает его известие и узнает, что она выбрана, чтобы родить Сына Бога.

Архангел Гавриил

Дева Мария

Сцена справа— соответствует архитектуре того времени.
Средняя часть огорожена низкой стеной, достигающей высоты колена, с маленьким открытием в центре. Это открытие, которое служит фоном жесту приветствия Гавриила, с лилией в левой руке (символ чистоты Марии), также показывает дорожку, исчезающую вдали. Видны острые силуэты деревьев и гор, на фоне пылающего неба.
Именно Леонардо, первый показал эту библейскую сцену не в закрытом помещении, а использовал мастерски выполненный пейзаж, усиливающий впечатление от картины.

Пейзаж: на заднем плане отчётливо виден порт, корабли, вершины гор

Библия и рука Девы Марии

Фрагмент мраморной подставки с рельефом

Работа прибыла в Галерею Уффици в 1867 из монастыря Сан Бартоломео (Monteoliveto), около Флоренции. До 1869 она считалась работой Доменико Гирландайо. Потом учёные пришли к выводу, что это ранняя работа Леонардо, 1472-1475гг. когда он ещё был учеником Верроккио и работал в его мастерской.

Пейзаж не считался в Италии самостоятельным жанром. Леонардо первым стал придавать ему большое значение. Родившийся и до четырнадцати лет росший в живописном местечке Винчи, он очень тонко и глубоко чувствовал природу - даже сказал однажды, что только она и может быть «наставницей высших умов».

Неудивительно, что действие его первой самостоятельной картины происходит на фоне великолепного тосканского пейзажа. Священная сцена показана в саду флорентийского дворца, на фоне пейзажа, который создан горами, водой и небом, волшебной и нереальной атмосферой. Такой фон определяет художника во многих работах.

Индивидуальность Леонардо чувствуется также в складках одежды Девы и Ангела. На многих эскизах он учится передавать естественное падение складок. Мраморный стол, вероятно указывает на могилу Пьеро и Джованни Медичи. в церкви Сан Лоренсо, которую Верроккио оформлял скульптурой в этот период.

Каждый раз, когда хочу пристроить в журнал картинку на предмет дать и другим полюбоваться, задумываюсь вот над чем: а надо ли что-то о ней писать? С одной стороны - "просветительских" задач перед собой не ставлю, а всего-навсего бессистемно и нерегулярно показываю то, что мне интересно (да если еще и в хорошем качестве попалось). Плюс есть ощущение "всё ж и так видно, что говорить-то?" или "ну, это и так все знают".
Вот. А потом думаю: а с чего это я решила, что все должны "и так" знать? Сама-то я много знаю вне "своей" сферы? Ха. Попробуйте меня спросить, что такое логарифм. Или про закон Ньютона (смутно подозреваю, что он еще и не один). А ведь знала когда-то, но напрочь забыла, как распоследний Холмс.
Это я к чему?.. А, да. Все-таки какой-то минимум сведений буду к картинкам пристегивать, на случай если будет читать такой же Холмс, но "негуманитарно ориентированный". :)


Итак, "Благовещение".

И по ходу дела обещанная справка.
Картина написана в смешанной технике (масло, темпера)на тополевой доске. Датирована 1472-75 годами.
Исторической информации не очень много. В научный обиход картина была введена в 1867 году. Ее привезли в галерею Уффици из монастыря св.Варфоломея, расположенного неподалеку от Флоренции. Сразу возникло несколько вариантов атрибуции: разные исследователи приписывали картину кисти а)Доменико Гирландайо, б)его сына Ридольфо, в)Лоренцо ди Креди, г)Вероккьо, д)Леонардо. Были и предположения о совместной работе Гирландайо и Леонардо или Леонардо и ди Креди. Все эти художники довольно тесно связаны между собой: Андреа Вероккьо в 1470е годы был владельцем художественной мастерской, а Леонардо и ди Креди - его учениками; Гирландайо тоже либо учился в этой мастерской, либо сотрудничал с ней. Леонардо в это время было 20 лет или немногим более.

Уточнить атрибуцию удалось после обнаружения двух рисунков Леонардо. Это подготовительные наброски к картине - фрагмент руки ангела (из Оксфорда) и драпировки для фигуры Марии (Лувр).

Теперь о репродукциях.
Я, увы, не видела "Благовещение" живьем и не могу оценить верность цветопередачи. Найденные в сети картинки расходятся в оттенках довольно существенно. Та, что наверху - вариант, который предлагает галерея Уффици и гугл-арт-проект. Честно говоря, эта холодноватая глянцевость меня несколько смущает. Поэтому прилагаю еще один вариант:

Фрагменты:

Что обычно говорят историки искусства об этой картине?

Что композиция ее довольно традиционна; из характерных атрибутов здесь присутствуют лилия (символ чистоты и непорочности) и книга, которую читает Мария (считается, что это книга пророка Исайи, где сказано "Се, Дева во чреве примет, и родит Сына").

Как новаторскую черту отмечают то, что обе фигуры изображены вне помещения. В средневековой традиции сцену Благовещения практически всегда писали в интерьере, часто с кроватью. По крайней мере, фигура Марии всегда располагалась в помещении; ангела же могли изобразить вне комнаты, в огороженном стенами садике,- это так называемый hortus conclusus, "вертоград заключенный", символизирующий наряду с закупоренным сосудом девственное лоно Богоматери.
У Леонардо ангел и Мария написаны на открытом воздухе; тем не менее, присутствует намек на комнату с кроватью, равно как и на hortus conclusus, превращенный здесь в лужайку перед итальянским палаццо.

Еще отмечают натуралистично написанные крылья ангела и в связи с этим вспоминают, что Леонардо изучал анатомию птиц.

Что еще? Что в изображении лица и волос (особенно у ангела) еще нет того мастерства, которое отличает картины зрелого периода: цвета "плоские", без характерной леонардовской прозрачности.
Что уже в ранних произведениях Леонардо начинает при работе над задними планами использовать воздушную перспективу, при которой сильно удаленные объекты кажутся окутанными дымкой.

А, еще говорят о "перспективных погрешностях" - это касается пропорций фигуры Марии, в особенности ее правой руки. Но другие исследователи, напротив, считают искажения осознанными и называют их "анаморфическими экспериментами" - якобы Леонардо делал картину на заказ и, зная, где она будет висеть, писал с учетом точки зрения справа и снизу.

Вроде все, что имела сказать. Правда, зачем - не знаю. :))

P.S. О разнице в репродукциях - не исключено, что дело еще и в реставрации. Уффици-то дает современный вид, а вот самая первая (рука с библией) и самая последняя (фигура Марии) картинки взяты из альбома, выпущенного французским издательством Flammarion в 1968 году.

Ой, кстати, итальянские реставраторы - тоже отдельная тема...
Сейчас посмотрю в сети - если текст Гращенкова выложен, дам ссылку.

А пока - для интереса и для сравнения - другие Благовещения 15 века:

Немецкий мастер Conrad von Soest, 1403г

Джентиле да Фабриано, Италия, ок.1425г

Мазолино, Италия, 1425-30гг

Конрад Витц, работал в Базеле, 1440г

Мастер жития Марии, Германия, 15в

Рогир ван дер Вейден, Нидерланды, ок.1440г

Филиппо Липпи, Италия, 1445-50гг

В юном возрасте находясь в мастерской "Верроккьо", когда художнику было всего двадцать лет, Леонардо да Винчи написал картину "Благовещение".

Создавал будущий гений этот шедевр на протяжении 1472-1475 годов. Некоторые считают, что картину с нуля написал да Винчи, другие склоняются к мнению, что юный художник был как бы реставратором картины, то есть, исправлял ошибки и доводил до конца саму картину, которую создали другие ученики мастерской. Как бы там ни было, но о настоящей предыстории картины, совершенно ничего не известно, да и полотно широкой публике открылось во всей своей красе, только в девятнадцатом веке. Именно тогда, картина попала в Галерею Уффици, а до этого находилась в женском монастыре "Сан Бартоломео". Считалось до 1869 года, что картину "Благовещение" написал Доменико Гирландайо, но исследователи картины, все-таки пришли к мнению, что работа принадлежит кисти да Винчи.

Сюжет картины основывается на библейских событиях, а именно, Архангел Гавриил приносит благую весть Деве Марии, что она избрана для рождения сына божьего - Иисуса Христа. Архангел становится на колени, и осторожно, чтобы не испугать Марию, робко смотря на нее сообщает это известие. При этом в левой руке он держит красивый цветок, это белая Лилия, символ непорочности Девы Марии, а правой рукой благословляет ее.

Архангел Гавриил преклонил колено на ковре из трав и цветов, его одежда стелится по ковру. Сцена справа соответствует архитектуре и духу того времени. Образ Марии красив и благороден, поэтичен и одухотворен, движения спокойны и размеренны.

Она сидит у своего дома за пюпитром для чтения и внимательно вслушивается в произносимые архангелом слова, лицо ее спокойное и в тоже время счастливое. Свою правую руку Мария положила на Библию лежащую на мраморной подставке, что довольно символично, а левую вскинула словно приветствуя архангела. Одежда Марии ниспадает на пол, а складки на ней показывают некое замешательство Девы. Над ее головой, как и над головой архангела изображены нимбы, свидетельствующие о их святости. Художник показал эту сцены на фоне пейзажа, что, несомненно усиливает впечатление от картины.

Художник на этом полотне, имеет возможность изобразить на заднем плане обширный пейзаж, что собственно он и делает. Там вдали изображены вершины гор, которые окутаны бледно-серой дымкой. Видны стены порта и уходящая вдаль река, на которой мелькают мачты кораблей, а также деревья, которые величественны и являются символом жизни. И конечно горизонталь бесконечного горизонта, дающего понимание о вечности жизни.

Картина "БЛАГОВЕЩЕНИЕ" написана маслом на дереве, имеет размеры 98х217 см, и хранится в музее Уффици во Флоренции.

Явление Благовещения было описано в Евангелии от Луки, где говорится, что в город Назарет к Деве Марии был направлен архангел Гавриил с благостной вестью о том, что она будет матерью Иисуса Христа - Спасителя человеческого, сына Всевышнего Господа.

Когда архангел Гавриил появился с вестью о том, что Мария «благословенна между женами» и зачнет во чреве Сына Божьего, она не могла понять, как это произойдет, так как она дала обет остаться девой. Архангел пояснил, что на нее снизойдет Святой дух и «осенит Тебя». Считается, что после знаменательных слов Марии: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему» и произошло зачатие.

Юлиус Шнорр фон Карольсфельд: Благовещение 1818 г.

Благовещение в живописи

Сюжет Благовещения популярен в религиозной живописи. Святой Дух присутствует в образе голубя, и луча света, в котором птица спускается, а в месте соприкосновения луча с телом Богоматери иногда изображается младенец.
Бог-Отец иногда изображается в виде лица, глядящего с небес или десницы в облаках.

Основные атрибуты

лилия — символ непорочности Девы Марии и чистоты духовных помыслов и благочестия вообще. Изображается в руке Марии, Гавриила или в интерьере, в вазе. 7 цветов лилии — семь радостей Марии.

прялка, веретено с красной пряжей — символ того, что Мария избирается одеть Святыню Божества багряницей своей плоти, образ плоти Христовой. Со временем уступает свою популярность изображению книги.

книга пророка Исайи , которую читает Мария (иногда видны слова: «Се Дева во чреве примет» (Ис.7:14). Как правило, она лежит на аналое.

райская ветвь в руке архангела Гавриила; оливковая ветвь как символ примирения Бога и творения. Иногда вместо неё трезубец, посох или же жезл вестника. Изображение может сопровождаться свитком со словами приветствия.

луч света в котором спускается Святой Дух.

колодец — символ чистоты Марии. Изображается редко. Эволюционировал в вазу, в которой стоит лилия.

кувшин , с которым Мария вернулась от колодца (изображается редко).

ласточка — символ весны и восхода солнца, надежды и возрождения (изображается редко).


Петер Пауль Рубенс - Благовещение. Музей истории искусств


Nicolo Bambini (1651 - 1736)



«Благовещение». Сандро Боттичелли. 1489—1490. Уффици, Флоренция.


Д. Суинстед (1860-1926)


Alessandro Gatani, early 20th Century


Dimitrios Biskinis (Greek 1891-1947)


Джордж Лоуренс Бюллид (Великобритания) (1858-1933).


Paulus Bor, Called Orlando (Circa 1600-1669)


Данте Габриэль Россетти (1828-1882) Благовещение 1850 г.



Уотерхаус Джон Уильямс. «Благовещение» 1914 г.


Juan Simón Gutierrez (1644 - 1718)


Matthias Stom (Stomer). The Annunciation.


Шалькен Годфрид (1643 Дордрехт - 1706 Гаага) - Благовещение 1660-65


Лука Джордано - Благовещение Музей Метрополитен


Murillo , Bartolome Esteban (Spanish, 1617-1682) -- Благовещение, 1660, Музей Прадо


Албани, Франческо (Болонья 1578-1660), Благовещение, Лувр



Robert Campin. The Annunciation. 1440



Jose Claudio Antolinez. The Annunciation.

Бальдовинетти Алессо. Благовещение Марии.



«Благовещение». Филиппо Липпи. ок. 1440



Вазари Джорджо. Благовещение.



«Благовещение». Lorenzo Di Credi.



«Благовещение». Джованни Батиста Питони. 1758



«Благовещение». Паоло Вернезе. 1560



«Благовещение». Фра Беато Анжелико.



«Благовещение». Ангелико Валдарно.



Рогир ван дер Вейден.


Guido Reni (1575-1642) Ангел Благовещения



Архангел Гавриил, «Алтарь Альбероди», Тициан. Фрагмент. В руках архангела свиток с произнесенными им словами: «Радуйся, Мария, благодати полная».