Апр 22 2010

В произведениях литературы XVIII в., даже в шедеврах Фонвизина, герои выступают с заранее сложившимися характерами, остающимися неизменными на всем протяжении действия в произведении. Это и было проявлением рационалистического, метафизического метода мышления, свойственного людям той эпохи. Грибоедов, напротив, стремится раскрыть внутреннее развитие своих героев. Правда, налет рационализма чувствуется, например, в изображении Чацкого. Однако грибоедовский герой воспринимается нами как реальная в свете его биографии, достаточно подробно освещенной в репликах персонажей комедий. Мы знаем, каким он был в доме Фамусова в юношеские годы, что произошло с ним в три последующие года, в течение которых сформировалась его личность. Происходят изменения в характере Софьи, в характере Горича, менее, впрочем, заметные. Можно сконструировать и биографию Молчалина. Утверждая принцип развития, как основу реализма, Грибоедов, естественно, должен был показать и те жизненные факторы, которые определяют изменения, происходящие в характере человека, обусловливают процесс формирования его личности. Драматург раскрывает характер своих героев в тесной связи с той общественной средой, которая их воспитала. В этом сила его реализма. Молчалин стал молчалиным именно под влиянием окружающей его барской среды, от которой он зависит, от обстоятельств его жизни.

Писатели XVIII в. понимали значение общественной среды и стремились к ее изображению. Дидро учит драматургов тому, «как заключить в тесные пределы драматического произведения все, что относится к общественному положению человека». Но нередко общественная среда выступала в их произведениях в своей рационализированной форме, как некая абстрактно понятая среда. Грибоедов в своей продуманно конкретизирует изображение общественной среды, стремясь к ее точной социальной характеристике, к воспроизведению местного колорита, быта, обстановки. Он запечатлевает самые существенные стороны изображаемой действительности. Быт и нравы фамусовского общества раскрываются не только в их общей помещичье-крепостнической сущности, но и как быт и нравы московского дворянского общества. «На всех московских есть какой-то отпечаток»,- замечает Фамусов. И этот отпечаток освещен Грибоедовым.

Но не ограничивается показом нравов барского общества. В репликах Чацкого он подчеркивает национальные черты русского народа. И в этом отношении он близок к писателям-декабристам, которые в своих произведениях стремились к воспроизведению национального характера русского народа, к применению в национально-исторического принципа изображения действительности. Однако национальный характер понимался ими романтически, отвлеченно, как нечто, присущее данной нации во

все времена ее исторического бытия. Грибоедов же идет дальше декабристов. Он стремится раскрыть проявление национальных черт русского народа в определенную историческую эпоху, а именно в свете событий 1812 года.

Давая конкретно-историческое изображение общественной среды и ее воздействия на личность человека, Грибоедов должен был задуматься и над вопросом о том, какие факторы оказывают решающее влияние на развитие его характера. Писатель подчеркивает роль воспитания и просвещения в формировании личности своих героев. Особенности воспитания наложили свой отпечаток на Софью. Влияние воспитания определяет мировоззрение Чацкого. Как и Пушкин в первой главе романа «Евгений Онегин», Грибоедов подробно, настолько это было возможно в комедии, останавливается на особенностях воспитания дворянской молодежи.

Таким образом, в «Горе от ума» мы сталкиваемся с новым, полностью сложившимся в Пушкина, методом художественного отображения действительности. Этот метод характеризуется показом всех явлений и событий в их взаимной обусловленности, подчеркиванием роли объективной действительности - общественной среды, жизненных обстоятельств, воспитания. В соответствии с передовыми идеями материалистической мысли XVIII-начала XIX в. жизненные столкновения и характеры людей показаны в «Горе от ума» в тесной связи с общественными нравами.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Быт и нравы фамусовского общества в комедии Грибоедова в «Горе от ума» . Литературные сочинения!

Коллекция сочинений: Быт и нравы барской Москвы. Фамусовская Москва

А. С. Грибоедов родился в дворянской семье. Его жизнь (1794-1829) и деятельность проходили под влиянием героической борьбы русского народа против Наполеона и революционного движения декабристов. Грибоедов восхищался отвагой и талантом русского народа. Высокообразованный и воспитанный человек, он владел многими иностранными языками, писал музыку, был офицером, талантливым государственным деятелем, одним из лучших дипломатов своего времени. Грибоедов тонко понимал русский , душевную красоту и живой ум русского человека. Грибоедов очень любил Россию. Эта любовь к Родине вызывала в его душе ненависть к рабству и угнетению. Он презирал пошлый и варварский мир крепостниковпомещиков, чиновников, взяточников. Эти черты характера и мировоззрения Грибоедова отразились в комедии "Горе от ума". В ней Грибоедов возмущается против самодержавно-крепостнического строя. Образом Александра Андреевича Чацкого Грибоедов показал взбунтовавшегося человека, презирающего реакционное общество, защищающего свободу, гуманность, культуру, имеющего свой взгляд на мир и человеческие отношения.

Вот, например, у нас уж исстари ведется,

Что по отцу и сыну честь:

Будь плохонький, да если наберется

Душ тысяч две родовых,

Тот и жених.

К себе на службу Фамусов берет только родных и близких. Уважает лесть и низкопоклонство. Он хочет убедить Чацкого служить, "на старших глядя", "подставить стул, поднять платок". На что Чацкий возражает: "Служить бы рад, прислуживаться тошно", он считает, что нужно служить "делу, а не лицам". Чацкий уважает таких молодых людей, которые "не торопятся записаться в полки шутов". Ярким примером такого "шута" является подхалим Молчалин, который в комедии показан низким и пошлым, привыкшем угождать "всем людям без изъятья". Еще отец учил его угождать всем:

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платье,

Швейцару, дворнику, для избежанъя зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была!

Все в Молчалине: поведение, слова - подчеркивают малодушие человека, стремящегося сделать себе карьеру, "не разбираясь в средствах". Он коварен в отношениях с Софьей, которую любит "по должности". Чацкий с горечью говорит: "Молчалины блаженствуют на свете!" Его возмущает их поведение. Он выступает против тех, кто к службе относится формально, бюрократически. Если Фамусов считает: "подписано, так с плеч долой", то Чацкий говорит: "Когда в делах - я от веселий прячусь, когда дурачиться - дурачусь, а смешивать два этих ремесла есть тьма искусников, я не из их числа."

Грибоедов смело выступает против палочной муштры, аракчеевщины в армии. При встрече со Скалозубом, полковникам царской армии, Чацкий видит, насколько тот глуп. Скалозуба интересуют только чиныи награды. Он мечтает о чине генерала, радуется, читая о том, что его товарищи погибли:

Довольно счастлив и в товарищах моих -

Вакансии как раз открыты!

То старших выключат иных,

Другие, смотришь, перебиты.

Скалозуб заключил в себе типичные черты реакционера аракчеевского времени. "Хрипун, удавленник, фагот. Созвездие маневров и мазурки",- так характеризует его Грибоедов. Скалозуб - враг просвещения и науки. "Ученостью меня не обморочишь", - говорит он, приветствуя проект, по которому в школе будут учить только шагистике, "а книги сохранят так: для больших оказий". Но не только один Скалозуб выступает против просвещения, знаний, науки. Все фамусовское общество не любит просвещенных людей. "Ученье - вот чума, ученость - вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений", - говорит Фамусов. А богатая старуха Хлестова, говоря об образовании, заявляет:

И впрямь, с ума сойдешь от этих, от одних

От пансионов, школ, лицеев...

Образы Грибоедова глубоко реалистичны. Фамусов, Скалозуб, Молчалин, Хлестова, плут Загорецкий и все прочие являются отображением действительности. Эти люди, глупые и корыстные, боящиеся просвещении и прогресса, мысли которых устремлены лишь на приобретение почестей и титулов, богатства и нарядов, составляют единый лагерь реакции, попирающей все живое. Мы видим, как это общество преклоняется перед иностранным. Чацкий осуждает это "пустое, рабское, слепое подражанье". Его возмущает, когда какой-то французик из Бордо, приехав в Россию, чувствует себя как дома. Чацкий призывает сильных душой людей:

Воскреснем ли когда от чужевластья мод?

Чтоб умный, бодрый наш народ.

Хотя по языку нас не считал за немцев!

Этими словами автор подчеркивает любовь к русскому народу. Это призыв к борьбе за национальное достоинство. Грибоедов показывает, как искалечило фамусовское общество Софью, умную, красивую и мечтательную девушку. Воспитание у француженок-гувернанток привило Софье много отрицательного, сделало ее представительницей общепринятых в барской Москве взглядов, приучило ее ко лжи и лицемерию. Все ее хорошие черты и природные данные не могли получить в фамусовском обществе своего правильного развития. Поэтому она, вместо Чацкого - полюбила Молчалина, хотя и увидела его в настоящем свете. Чацкий же любит Софью. "Чуть свет - уж на ногах! И я у ваших ног", - говорит он. Но Софья отталкивает его, и тогда Чацкий с болью в сердце произносит:

Другой найдется, благонравный,

Низкопоклонник и делец,

Достоинствами, наконец,

Он будущему тестю равный.

В них есть черты, свойственные многим другим людям, а иные - всему роду человеческому А. С. Грибоедов

В 1824 году Грибоедов создал бессмертную комедию «Горе от ума», которая является отражением острой политической борьбы, происходившей в 20-е годы XIX века между реак- ционерами-крепостниками и пока еще малочисленным, но уже появившимся прогрессивным дворянством, из среды ко­торого впоследствии вышли герои Сенатской площади -- де­кабристы.

Реакционеры стремились во всем сохранить самодержав­но-крепостнический строй и закоснелый барский быт, видя в этом основу своего благополучия. Прогрессивные же дворяне боро­лись с «веком минувшим» и противопоставляли ему «век ны­нешний». Столкновение «века минувшего» и «века нынешнего» составляет главную тему комедии.

«Век нынешний», по мнению Грибоедова, явился порождени­ем революционных настроений в дворянских кругах. Из про­грессивных дворян вышли декабристы, первыми попытавшиеся осуществить свои революционные идеи.

Московское барство разнообразно по составу: тут графы и князья, высшие и средние чиновники, военные, помещики, пустые болтуны типа Репетилова, «лгунишки, картежники и во­ры», подобные Загоредкому, сплетники и пустые «прожигатели.ки:ши». Перед нами толпа праздных, пустых, бездушных и по­шлых людей:

В любви предателей, в вражде неутомимых,

Рассказчиков неукротимых,

Нескладных умников, лукавых простаков,

Старух зловещих, стариков,

Дряхлеющих над выдумками, вздором.

Эти люди - жестокие крепостники, беспощадные истязате­ли. Сановник Фамусов за малейшую провинность грозит страш­ными карами своим слугам. «В работу вас, на поселенье вас!» - кричит он. Московский барин готов упечь неугодных ему крепост­ных на военное поселение. Чацкий с возмущением говорит о по­мещике, который:

На крепостной балет согнал на многих фурах

От матерей, отцов отторженных детей

Заставил всю Москву дивиться их красе,

Но должников не согласил к отсрочке:

Амуры и Зефиры все Распроданы поодиночке!!!

Помещики не считают своих крепостных людьми. Старуха Хлестова, например, свою служанку ставит наравне с собакой:

От скуки я взяла с собой Арапку-девку да собачку.

Крепостническая идеология определяет все взаимоотношения представителей фамусовской Москвы, даже жениха они ищут по количеству крепостных:

Будь плохонький, да если наберется

Душ тысячки две родовых,

Тот и жених.

Крепостное право было для фамусовского общества нормаль­ным явлением, вполне соответствовало интересам дворянства, являлось источником богатства и наживы. Представители московского барства думают только о чинах, богатстве и высо­ких связях. К службе они относятся формально, бюрократиче­ски, как к источнику обогащения и продвижения. «Мне только бы досталось в генералы», - говорит полковник Скалозуб, арак­чеевский служака, человек ограниченный и грубый. Цель его службы в армии сводится к получению чинов, орденов и медалей любыми способами:

Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы.

И Фамусов не скрывает своего отношения к службе:

А у меня что дело, что не дело.

Обычай мой такой:

Подписано, так с плеч долой.

Как барин, на всякий труд он смотрит пренебрежительно, на службу он принимает только родных.

При мне служащие чужие очень редки;

Все больше сестрины, свояченицы детки;

Как станешь представлять к крестишку ли,

к местечку,

Ну как не порадеть родному человечку!

Фамусов служит не делу, а лицам, так как служба для лю­дей его круга - источник чинов, наград и доходов. Верный же путь к достижению этих благ - низкопоклонство перед выше­стоящим.

Недаром идеалом Фамусова является Максим Петрович, ко­торый, выслуживаясь, «сгибался вперегиб», «отважно жертво­вал затылком», зато был обласкан при дворе, «пред всеми знал почет». У Молчалина нет даже собственного мнения:

В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь.

Однако он всюду поспевает:

Там Моську вовремя погладит;

Тут впору карточку вотрет.

И ему обеспечена карьера:

… дойдет до степеней известных,

Ведь нынче любят бессловесных.

И эти люди управляли государством. Чацкий с возмущением говорит о них:

Где, укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

Не эти ли, грабительством богаты?

Особую ненависть у людей фамусовского круга вызывают про­свещение, наука, движение к прогрессу. Фамусов дает дочери воспитание, при котором заранее исключается возможность ис­тинного просвещения:

Чтоб наших дочерей учить всему -

И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам! Сам Фамусов не отличается образованностью и в чтении не находит проку. Причины вольнодумства он объясняет так:

Ученье - вот чума, ученость - вот причина,

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

И его окончательное слово о просвещении и образовании и России - «забрать все книги бы, да сжечь». Следовательно, п просвещении московский барин Фамусов видит опасность, угрожающую всему государственному строю России того пе­риода.

Полковник Скалозуб, олицетворение солдафонской тупости и невежества, который «слова умного не выговорил сроду», как и Фамусов, враг просвещения и всего передового. Гостей Фаму­сова он спешит обрадовать тем, что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий. «Там будут лишь учить по-нашему: раз, два. А книги сохранят так, для больших оказий». Эта ненависть ко всему передовому вполне понятна, дворянское общество боялось потерять свои привилегии.

Фамусовское общество чуждо национальной культуре, рус­ским обычаям, преклонение перед иностранным стало модой, до­ходит до смешного, Чацкий говорит, что общество все «отдало в обмен»:

И нравы, и язык, и старину святую,

И величавую одежду на другую По шутовскому образцу.

Чацкий отмечает, что среди дворянства «господствует смешенье языков: французского с нижегородским».

Именитые москвичи оказывают радостную встречу любому иностранцу. По словам французика из Бордо, он

Приехал и нашел, что ласкам нет конца,

Ни звука русского, ни русского лица Не встретил.

Основное в этом обществе - «балы, обеды, карты, сплетни». Вчера был бал, а завтра будет два.

Фамусов проводит время в праздности, безделье, пустых раз­влечениях, разговорах, на званых обедах. Знакомая Фамусова Татьяна Юрьевна дает балы от Рождества и до поста и летом праздники на даче. Не обходится это общество и без сплетников, ведь сплетничество - одна из главных его черт. Здесь знают под­ноготную каждого дворянина и скажут, кто богат, кто беден и сколько крепостных душ у Чацкого:

«Четыреста» - «Нет! триста».

И Хлестова обиженно добавляет:

«Уж чужих имений мне не знать!»

Среди московских тузов находит свое место «отъявленный мошенник, плут Антон Антоныч Загорецкий», которого прини­мают лишь потому, что «мастер услужить». Для фамусовского об­щества характерен Репетилов, в котором подчеркнуты пустое фразерство, показное свободомыслие.

Таким образом, в каждом из героев и внесценических персо­нажей автор сумел найти определенный тип представителя мос­ковского барства, а название каждого типа скрыто в фамилии ге­роя, его представляющего.

Итак, представителей фамусовского общества характеризуют отсутствие высоконравственных чувств, преобладание эгоистиче­ских интересов, идеал праздной жизни, взгляд на службу как на средство достижения личных выгод, нравственная неразборчи­вость в людях, угодливость перед «высшими» людьми и деспоти­ческое отношение к «низшим»: крестьянам, слугам, - низкий уровень образованности, увлечение французской культурой, страх перед подлинным просвещением.

Грибоедов очень метко определил идеалы этого общества. Они просты: «и награжденья брать, и весело пожить». Фамусовское об­щество - это лицо всей дворянской России тех лет. Как передо­вой человек своего времени Грибоедов не просто высмеивает это общество, а беспощадно осуждает крепостническую систему и призывает к уничтожению ее - в этом революционное значе­ние комедии. Именно так понимали ее декабристы и все передо­вые люди русского общества.

В комедии «Горе от ума» показана барская Москва. Точнее, две Москвы - Москва Фамусова и Москва Чацкого. Кто такой Фамусов? Барин, каких в Москве много. И, как всякий барин, он дает балы и обеды, где собирается «вся Москва». О чем же говорят гости? О книгах? О политике? О науке? Нет, они говорят о деньгах, о приемах, сплетничают, играют в карты. Гости Фамусова глупы и спесивы, гордятся своими чинами и деньгами. Они рассуждают о патриотизме так, как могут рассуждать об этом только очень ограниченные люди - Фамусов говорит что-то об «особом отпечатке на всех московских». Ну о каком патриотизме может идти речь, если большая часть фамусовцев даже родного языка толком не знает? Высказывания фамусовских гостей говорят о них, как о людях расчетливых, не брезгующих ничем карьеристов. Сам Фамусов с восхищением рассказывает о своем дяде, который «когда надо подслужиться», готов биться затылком, «сгибаясь вперегиб». Он произносит примечательные для его круга слова: Ученье - вот чума, ученость - вот причина, Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений. В это фамусовское общество попадает Чацкий - умный, образованный, правдолюбивый человек. И понимает, что пришелся здесь не ко двору: любимая девушка предпочла ему менее умного, зато услужливого Молчалина. Чацкий - умница, личность просвещенная, умеющая самостоятельно мыслить и принимать решения, открытая новым веяниям. «Фамусовцы» же ничего такого не приветствуют и годами варятся в «собственном соку», перемывая от безделья друг другу косточки. Из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет. Подышит воздухом одним, И в нем рассудок уцелеет, - заключает Чацкий. Наверное, действительно трудно жить в таком вот фамусов-ском обществе и не «заразиться» от него надменностью, глупостью, ограниченностью, ленью, фальшью. Фамусов возмущен нравами, когда молодежь пытается учить старших: «Ужасный век!.. Все умудрились не по летам!» Все дело, считает он, в свободе нравов, в распространении знаний. Для него человек, достойный подражания, - Скалозуб. А тому - «только бы досталось в генералы». Грибоедов от души посмеялся над пороками московского высшего общества. Здесь ценятся лишь власть и деньги, души человеческие никому не нужны. Здесь люди полны чванства, мнят умными только себя, остальных же презирают. Здесь все улыбаются друг другу, но истинной дружбы, любви нет ни в ком. Грибоедову удалось изобразить «вечных» героев: гонителей науки, приспособленцев, пустых болтунов, женских угодников. К сожалению, они никогда не переведутся в обществе...

/ / / Фамусовское общество в комедии Грибоедова «Горе от ума»

Всех представителей «века минувшего» Грибоедов обличил в образ Павла Фамусова. Он был известным и почитаемым барином. К числу его единодумцев можно отнести супругов Тугоуховских, супругов Горичей, старуху Хлестову и, конечно же, гордость Фамусова – полковника Скалозуба. Этих людей объединял один взгляд на жизнь. Главное для них – богатство, карьера, положение в обществе. Они были ярыми сторонниками крепостного права. У них нет ни каких моральных принципов, продать или обменять крепостного на собаку для них нормальное дело. Люди, достигшие высокого чина, являются эталоном для таких людей.

Кроме того, представителей фамусовского общества объединяет пренебрежительное отношение к делам. К примеру, Фамусов был «управляющим в казенном месте», но за все время, он только единожды занялся делами и то, по настоянию . Он небрежно подписывает какие-то бумаги, даже не читая их.

Также, представителей фамусовского общества объединяет страсть ко всему иностранному, а точнее французскому. Для них французское общество – эталон жизни. Они свято верят в то, что иностранная культура сможет их спасти. Но, к сожалению, заимствование языка, традиций и обычаев, манеры поведения, ставит таких людей в очень комичное положение, хотя они этого и не замечают.

И так, основными чертами представителей фамусовского общества являются алчность, жажда власти, эгоизм. Даже в общении друг с другом они распускают сплетни, лицемерят друг другу, сквернословят. Основное их занятие – развлечение. Больше всего они боятся прихода чего-то нового, боятся изменений. Фамусов даже выступает против образования, сравнивая его с чумой.

Единственная цель в жизни таких людей – это продвижение по карьерной лестнице. Карьера - главный смысл их жизни. Именно по этому, Фамусов хвалит Скалозуба, ставит его в пример другим, и презирает Чацкого, хотя видит в нем потенциал для хорошей карьеры.

Можно сказать, что для фамусовского общества оно само для себя было идеалом, ведь только в нем чтились традиции дворянства, богатство и признание.

В комедии «Горе от ума» Грибоедов открыл нам утопичность фамусовского общества и показал, куда оно может привести Россию.