В романе «Герой нашего времени» Лермонтов попытался противопоставить главному герою другой персонаж. Это позволило наиболее четко раскрыть характер и показать насколько не совпадают их взгляды на жизнь.

Сравнительная характеристика Печорина и Грушницкого в романе «Герой нашего времени» поможет читателю понять, что, несмотря на внешнее сходство персонажей между ними мало общего и они совершенно разные личности, но от этого наблюдать за их действиями на протяжении всего произведения еще интереснее.

Детство и воспитание

Григорий Александрович Печорин дворянин. В чьих жилах текла аристократическая кровь. Воспитание родители ему дали хорошее, как и подобает в кругу людей их уровня. Богат и образован. Житель Петербурга.

Грушницкий дворянского происхождения. Парень из народа. Провинциал. Его родители самые обычные люди. Выросший в деревне он всегда стремился уехать из родных мест, чтобы добиться чего-то в жизни, а не прозябать в глуши от скуки. Получил неплохое образование. Романтик по натуре.

Внешность

Григорий молодой юноша, лет 25. Во всем облике вырисовывалась порода. Блондин, чьи волосы вились от природы. Черные усы и брови. Высокий лоб. Карие, холодные глаза. Среднего роста. Хорошо сложен. Бледный цвет лица. Маленькие руки с длинными, тонкими пальцами. Походка слегка небрежная. Одевался Печорин хорошо, богато. Одежда чистая, всегда выглажена. Он не придает внешнему виду значения, не старается произвести впечатление.

Грушницкому 20 лет от роду. Черноволосый. Кожа смуглая. Хорошо сложен. Усатый. Черты лица выразительны. Любит производить впечатление. Придает большое значение внешнему виду.

Характер

Печорин:
  • рассудителен. Уверен в себе;
  • прекрасно разбирается в людях и в отношениях;
  • обладает аналитическим складом ума;
  • циник. Остроумен и язвителен на язычок. Манипулирует людьми в своих целях;
  • самолюбив;
  • сдержан в проявлении эмоций;
  • скрытный;
  • хорошо пользуется своими преимуществами.
Грушницкий:
  • романтик;
  • эмоционален;
  • не умеет манипулировать людьми;
  • любит изображать из себя страдальца. Склонен все драматизировать;
  • умен;
  • себялюбив по натуре;
  • злобный и завистливый;
  • стремится всем угодить;
  • способен на предательство.

Роль Печорина и Грушницкого в обществе

Печорин всегда вел себя так, словно бросал вызов себе и окружающему миру. Он разочарован жизнью. Не может найти себе место в обществе и заняться деятельностью по душе. Эти вечные поиски смысла жизни вымотали его и опустошили. Усталый и одинокий. Он высмеивает столичных аристократов, видя их пороки насквозь.

Грушницкий наслаждается жизнью в современном обществе. Ему по душе светские вечера, где есть возможность показать себя и почувствовать себя одним из них. Для него такой образ жизни приемлем. Он к нему стремился всей душой, мечтая об этом с детских лет.

Они похожи друг на друга, но в то же время слишком разные. Грушницкий жалкая пародия на Печорина. В стремлении угнаться за Печориным он смешон и нелеп. Характер Грушницкого раскрыл в Печорине глубину его души, основные качества натуры.

Печорин и Грушницкий сочинение самой доделать, статья принята

План

1. Коротко о романе “Герой нашего времени”.

2. Отношения Печорина и Грушницкого.

2.1 Образ Печорина.

2.2 Образ Грушницкого.

2.3 Взаимоотношения главных героев.

3. Мои размышления над прочитанным.

Герой нашего времени - бессмертный роман М. Ю. Лермонтова о трагедии незаурядного человека, который делает несчастным и себя, и других людей. Произведение состоит из нескольких частей, из которых самая большая по объему - это повесть ”Княжна Мери”. Она написана в форме дневника главного героя и повествует о его лечении на водах города Пятигорск. Здесь Печорин встречается со своими старыми знакомыми - Грушницким и Верой и без зазрения совести играет чувствами неопытной княжны Лиговской.

Главный герой - молодой офицер, представитель светского общества. Он обладает талантом лидера и имеет сильное влияние на людей. “Первое мое удовольствие - подчинять моей воле все, что меня окружает”, - признается он. Печорин высокообразован, галантен с окружающими и хорошо чувствует прекрасное, но в то же время он циничный, злопамятный и эгоистичный человек. И он сам понимает это. “Я сделался завистлив”, “Мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя”, - честно пишет герой сам о себе и добавляет: ”Я сделался нравственной калекой”.

Характеру Печорина присущи одни противоречия. С одной стороны, он испытывает апатию и разочарование, а с другой - переполнен энергией и жаждой деятельности. Он безумно ищет тех, кто бы его любил, но когда находит, то сам отворачивается от них. Он ценит дружбу и товарищество, но сам может с легкостью предать или оттолкнуть человека, которому не безразличен. Главный герой - очень тонкая и чуткая натура. Он глубоко чувствует добро и зло, его легко задеть, обидеть и причинить боль. И в то же время он сам беспечно ранит других, как морально, так и физически, беззаботно перешагивает через нравственные устои и даже свою совесть.

Грушницкий на первый взгляд кажется положительным героем. Он рад встрече с Печориным, наивно очарован юной княжной, он дружелюбен и обаятелен. Но в действительности этот молодой человек - неискренний кривляка и подлый трус. Самое его важное занятие - “производить эффект”. Для этого он носит солдатскую шинель, стараясь выглядеть в глазах женщин романтическим героем, разжалованным в солдаты за поединок. Прежде чем что-то сказать, Грушницкий задолго придумывает свою речь, поэтому все его слова напыщенны и фальшивы.

Приятельские отношения молодого юнкера с главным героем - это сплошное лицемерие. Внешне он относится к Печорину, как к другу, а в душе радуется, что княжна Мери к нему холодна. Но самый главный порок Грушницкого - это подлость. Он соглашается убить Печорина на дуэли, оставив его пистолет незаряженным. А как жестоко он мстит княжне за то, что та его отвергла! Юнкер распространяет грязные слухи о девушке, заведомо зная, что они ложные.

Несмотря на сложность характеров, главные герои проводят вместе много времени. Внешне они выглядят друзьями, но внутри недолюбливают друг друга. Печорин смотрит на молодого юнкера с высока, он видит его неискренность и позерство и высмеивает их. Грушницкий же считает Печорина странным человеком, недостойным себя, и радуется, когда княжна Мери плохо отзывается о нем. По мере повествования конфликт между главными героями назревает все больше и больше и в конечном счете заканчивается дуэлью.

Григорий спровоцировал Грушницкого на дуэль, но он не собирался наказывать его подлым убийством. Он считал, что дуэль будет честной, и лишь случайность помогла ему узнать о гнусном заговоре. Новоиспеченный офицер, подстрекаемый нечестным другом, решает обмануть Печорина и убить его. Накануне поединка Григорий насмешлив и спокоен. Он обозлен на противника, который пытается обмануть его, но в то же время готов простить, если тот должным образом извинится. Грушницкий, напротив, нервозен и тороплив. Он не хочет признавать себя виновным в клевете на Мери и, что самое страшное, он не раскаивается в том, что задумал омерзительное убийство своего противника. Дуэль заканчивается смертью Грушницкого от руки его недавнего друга.

Размышляя над романом Лермонтова, можно увидеть, насколько опасно лицемерие и неискренность. Мне жаль Грушницкого, так как он умер, и уже не может ничего чувствовать и ни на что надеется. С другой стороны, Печорин, хоть и остался жив, давно уже перестал ощущать нежные чувства и приятные надежды. А это тоже страшно. Его сердце очерствело от скуки и самолюбия. Я хочу и дальше анализировать характеры этих двух мужчин, чтобы учится на их ошибках.

Печорин и Грушницкий
(по роману М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”)

В 1839 году в третьем номере журнала “Отечественные записки” была опубликована повесть Михаила Лермонтова “Бэла”. Затем, в одиннадцатом номере появилась повесть “Фаталист” и во второй книжке журнала за 1840 год – “Тамань”. В том же году уже известные читателю три новеллы, повествующие о различных эпизодах жизни некоего Печорина, вышли в печати как главы романа “Герой нашего времени”. Критика встретила новое произведение неоднозначно: завязалась острая полемика. Наряду с бурными восторгами Белинского, назвавшего роман Лермонтова произведением, представляющем “совершенно новый мир искусства”, увидевшего в нем “глубокое знание человеческого сердца и современного общества”, “богатство содержания и оригинальность”, в печати звучали голоса критиков, абсолютно не принявших роман. Один из самых ярых противников Лермонтова, некто А.С. Бурачок, утверждал, что образ главного героя романа – “эстетическая и психологическая нелепость”, а в самом произведении “философии, религиозности русской народной и следов нет”. Но как бы мы не оценивали роман, нельзя не отметить то мастерство, с которым Лермонтов выписал своего главного героя.

На протяжении всего произведения автор как можно полнее стремится раскрыть внутренний мир своего героя – Григория Александровича Печорина. Композиционная сложность романа неразрывно связана с психологической сложностью образа главного героя. Неоднозначность характера Печорина, противоречивость этого образа выявлялась не только в исследовании самого его духовного мира, но и в соотнесении героя с остальными персонажами. В первой части мы видим Печорина глазами Максима Максимыча. Этот человек искренне привязан к Печорину, но духовно глубоко ему чужд. Их разделяет не только разница социального положения и возраст. Они - люди принципиально различных типов сознания и дети разных эпох. Для штабс-капитана, старого кавказца, его молодой приятель - явление чужеродное, странное и необъяснимое. Поэтому в рассказе Максим Максимыча Печорин предстает как человек загадочный, таинственный.

В главе “Максим Максимыч” завеса тайны начинает приподниматься. Место рассказчика занимает давешний слушатель штабс-капитана, путешествующий офицер. И таинственному герою “кавказской новеллы” придаются какие-то живые черты, его воздушный и загадочный образ начинает обретать плоть и кровь. Странствующий офицер не просто описывает Печорина, он дает психологический портрет. Он - человек того же поколения и близкого, вероятно, круга. Если Максим Максимыч ужаснулся, услышав от Печорина о томящей его скуке: “...жизнь моя становится пустее день ото дня...”, то его слушатель принял эти слова без ужаса как вполне естественные: “Я отвечал, что много есть людей, говорящих то же самое; что есть, вероятно, и такие, которые говорят правду...” И поэтому для офицера-рассказчика Печорин гораздо ближе и понятнее; он многое может объяснить в том: и “разврат столичной жизни”, и “бури душевные”, и “некоторую скрытность”, и “нервическую слабость”. Так, загадочный, ни на кого не похожий Печорин становится более или менее типичным человеком своего времени, в его облике и поведении обнаруживаются общие закономерности. И все же загадка не исчезает, “странности” остаются. Повествователь отметит глаза Печорина “они не смеялись, когда он смеялся!” В них рассказчик попытается угадать “признак - или злого нрава, или глубокой посмеянной грусти”; и поразится и блеску: “то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный”; и поежится от “проницательного тяжелого” взгляда... Лермонтов показывает Печорина как человека неординарного, умного, сильного волей, храброго. Кроме того, его отличает постоянное стремление к действию, Печорин не может удержаться на одном месте, в окружении одних и тех же людей. Не от этого ли он не может быть счастлив ни с одной женщиной? Печорин сам себе создает приключения, активно вмешиваясь в судьбу и жизнь окружающих, меняя ход вещей таким образом, что это он приводит к взрыву, к столкновению. Он вносит в жизни людей свою отчужденность, свою тягу к разрушению. Он действует, не считаясь с чувствами других людей, не обращая на них внимания. Он эгоист.

Наиболее полно и глубоко внутренний мир героя раскрывается в главе “Княжна Мери”. Завязкой здесь является встреча Печорина с Грушницким, знакомым юнкером. И тогда начинается очередной “эксперимент” Печорина. Вся жизнь героя представляет собой цепь экспериментов над собой и другими людьми. Цель его – постижение истины, природы человека, зла, добра, любви. Именно так и происходит в случае с Грушницким.

Почему молодой юнкер так неприятен Печорину? Как мы видим, Грушницкий отнюдь не является злодеем, с которым стоило бы бороться. Это самый обыкновенный юноша, мечтающий о любви и о звездах на погонах. Он – посредственность, но ему присуща одна вполне простительная в его возрасте слабость – “драпироваться в необыкновенные чувства”, “страсть декламировать”. Он стремиться играть модную среди юношей роль байронического разочарованного героя, “существо, обреченное каким-то тайным страданиям”. Конечно же, читатель понимает, что это пародия на Печорина! Поэтому-то он так и ненавистен Печорину. Грушницкий, как человек недалекий, не понимает отношения к нему Печорина, не подозревает, что тот уже начал своеобразную игру. Сначала Печорин даже вызывает у Грушницкого некое снисходительное чувство, так как этот юноша самоуверен и кажется себе весьма проницательным и значительным человеком. “Мне жаль тебя, Печорин,” – вот как разговаривает он в начале романа. Но события развиваются так, как этого хочет Печорин. Мери влюбляется в него, забыв о Грушницком. Обуреваемый ревностью, негодованием, а затем ненавистью, юнкер вдруг открывается нам с совсем другой стороны. Он оказывается совсем не таким безобидным. Он способен быть мстительным, а потом – бесчестным, подлым. Тот, кто совсем недавно рядился в благородство, сегодня способен выстрелить в безоружного человека. Эксперимент Печорина удался! Здесь с полной силой проявились “демонические” свойства его натуры: “сеять зло” с величайшим искусством. Во время дуэли Печорин вновь испытывает судьбу, спокойно стоя лицом к лицу со смертью. Потом предлагает Грушницкому примирение. Но ситуация уже необратима, и Грушницкий погибает, испив чашу стыда, раскаяния и ненависти до конца.

Итак, образ Грушницкого очень важен в романе, он открывает, может быть, самое главное в центральном герое. Грушницкий – кривое зеркало Печорина – оттеняет истинность и значительность страданий этого “страдающего эгоиста”, глубину и исключительность его натуры, доводит качества Печорина до абсурда. Но в ситуации с Грушницким с особой силой раскрывается и вся опасность, которая всегда заложена в индивидуалистической философии, присущей романтизму. Лермонтов не стремился выносить нравственный приговор. Он лишь с огромной силой показал все бездны человеческой души, лишенной веры, проникнутой скептицизмом и разочарованием.

Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Печорин и Грушницкий в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Главный герой - Печорин - личность яркая, однако раскрыть многие его качества помогает появление на сцене Грушницкого.

Противостояние Печорина и Грушницкого показано в главе «Княжна Мери». Повесть ведется от лица Печорина. Он склонен к анализу ситуаций, людей и самого себя, поэтому его рассказ в большей или меньшей степени можно считать объективным. Он умеет подмечать в людях характерные черты и в двух-трех словах передать их. Но при этом безжалостно высмеиваются все недостатки и изъяны.

Встречаются оба героя как старые приятели.

Печорин уверен в себе, рассудителен, эгоистичен, беспощадно язвителен (иногда сверх меры). При этом он видит Грушницкого насквозь, и смеется над ним. А тот, в свою очередь, слишком экзальтирован, восторжен и многословен. Он больше говорит, чем делает, и слишком романтизирует людей (в первую очередь - себя самого). Тем не менее эта непохожесть и неприятие друг друга не мешают им общаться и проводить много времени вместе.

Они почти одновременно увидели княжну Мери в первый раз. С этого момента между ними пролегла тоненькая трещинка, которая в конце концов превратилась в пропасть. Грушницкий - провинциальный романтик - не на шутку увлекается княжной. Вечный же враг Печорина - скука - заставляет его приводить княжну в бешенство различными мелкими выходками. Все это делается без тени неприязни, а исключительно из желания развлечь себя.

Поведение обоих героев в отношении княжны Мери не вызывает особой симпатии. Грушницкий - пустозвон, он любит красивые слова и жесты. Ему хочется, чтобы жизнь напоминала сентиментальный роман. Именно поэтому он приписывает другим те чувства, которые ему хотелось бы, чтобы они испытывали. Он видит жизнь в какой-то туманной дымке, в романтическом ореоле. Но в чувстве его к княжне нет фальши, хотя, может быть, он несколько преувеличивает его.

С другой стороны - Печорин - человек здравомыслящий, изучивший женщин, к тому же циник. Он забавляется с Мери. Ему доставляет удовольствие эта игра, как доставляет удовольствие и наблюдение за развитием отношений Грушницкого и княжны. Печорин, в отличие от Грушницкого, прекрасно предвидит дальнейшее развитие событий. Он молод, но успел разочароваться в людях и в жизни в целом. Обольстить княжну Мери для него не составляло труда, стоило только казаться непонятным и таинственным и быть дерзким.

Печорин ведет двойную игру. Он возобновил свои отношения с Верой. Эта женщина, несомненно, сильнее и жестче, чем княжна Мери. Но любовь к Печорину сломала и ее. Она готова растоптать свою гордость, репутацию. Она знает, что их отношения несут только боль и разочарование. И все равно стремится к нему, потому что иначе не может. Вера способна на куда более сильные чувства, чем Мери. Ее любовь сильнее, а горе безнадежнее. Она саморазрушается ради любви и не жалеет об этом.

Грушницкий никогда не будет вызывать таких чувств. Он слишком мягкотел и не обладает яркими чертами характера. Он не смог заставить Мери полюбить себя. Ему не хватает напористости и самоиронии. Его напыщенные речи могут произвести только первоначальное впечатление. Но речи начинают повторяться и становятся в конце концов невыносимы.

Чем больше княжна увлекается Печориным (ведь с ним ей куда интереснее, чем с простодушным мальчиком), тем шире становит-. ся пропасть между ним и Грушницким. Обстановка накаляется, взаимная неприязнь растет. Пророчество Печорина, что они когда-нибудь «столкнутся на узкой дороге», начинает сбываться.

Дуэль - это развязка отношений двух героев. Она приближалась неотвратимо, поскольку дорога стала слишком узкой для двоих.

В день дуэли Печорин испытывает холодную злобу. Его пытались обмануть, а он этого простить не может. Грушницкий же, напротив, очень нервничает и пытается всеми силами отвратить неотвратимое. Он вел себя в последнее время недостойно, распуская про Печорина слухи, и пытался всячески выставить его в черном свете. Можно за это ненавидеть человека, можно наказать его, презирать, но нельзя лишать его жизни. Но это не волнует Печорина. Он убивает Грушницкого и, не оглядываясь, уходит. Смерть бывшего приятеля не пробуждает в нем никаких эмоций.

Так заканчивается история отношений Печорина и Грушницкого. Нельзя судить, кто прав, а кто виноват. И неизвестно, кого больше жалеть: погибшего Грушницкого или уехавшего Печорина. Первый никогда не сможет осуществить своих романтических мечтаний, а. у второго их никогда и не было. Печорину лучше умереть, так как он не видит смысла в своем существовании. В этом его трагедия.

В романе «Герой нашего времени» читатель видит явное противопоставление двух образов: главного героя и юнкера .

Безусловно, оба героя обладают схожими чертами характера, такими как эгоизм и самовлюбленность. Но, нельзя не отметить, что в Печорине это настоящее, а у Грушницкого все насквозь пропитано фальшью. Он только пытается казаться романтическим героем, тогда как Печорин, им является.

Неприязнь друг к другу сложилась у героев практически сразу при встрече в Пятигорске, но внешне никто из них этого не показывал. Невозможно назвать кого-либо из героев абсолютно положительным или отрицательным. Печорин безжалостно обошелся с княжной Мэри, со своей давней возлюбленной Верой и ее мужем только ради забавы. Не от какой-то внутренней природной злобы, но лишь от скуки, главный герой романа решил влюбить юную Мери, и тем самым вызвать чувство ревности в Грушницком. Печорин изображен автором, как натура эгоистичная и очень противоречивая. Он относится критично не только к обществу, окружавшему его, но и к самому себе. Главный герой лишен фальши в своем характере и поступках. Его нельзя обвинить в подлости или трусости.

Грушницкий изображен М.Ю. Лермонтовым, как посредственность. Юнкер не так искушен в общении с женщинами, как Печорин, и ведет себя довольно робко и скромно. Сначала читатель может подумать, что любовь Грушницкого к Мери искренна, но впоследствии становится видно, что это тоже является фальшью. Он с легкостью оклеветал свою возлюбленную, когда увидел рядом с ее окном Печорина, только лишь из-за уязвленного самолюбия, даже не пытаясь разобраться в ситуации.

Дуэль является критическим моментом столкновения трусости и храбрости двух персонажей. Молодой юнкер Грушницкий повел себя очень подло. Вместе со своим новым приятелем, драгунским капитаном, он решил выставить главного героя посмешищем. План состоял в том, чтобы оставить пистолеты незаряженными. Юнкер будто пытается доказать самому себе, что Печорин не идеален, а может испытывать испуг и трусость. Грушницкий ждал удобного случая, чтобы вызвать Печорина на дуэль. Но волей случая, главный герой услышал то, о чем говорили драгунский капитан и молодой юнкер.

Вскоре произошел инцидент, который привел к дуэли. Когда главного героя заметили напротив окна княжны Мери, Грушницкий публично его осмеял. За что Печорин вызвал того на дуэль. Драгунский капитан опять выступил подстрекателем и предложил зарядить только пистолет Грушницкого, таким образом было запланировано хладнокровное убийство. Именно страх подтолкнул молодого юнкера к таким подлым действиям. Он боялся проиграть превосходившему его во всем Печорину.

Главный герой, напротив, не боялся смерти. Он предложил сделать условия поединка еще более суровыми, перенести дуэль на обрыв скалы, чтобы любая, даже незначительная рана, стала смертельной. Грушницкий стрелял первым, и лишь задел ногу Григория. Тогда главный герой объявил о том, что его пистолет не заряжен, и попросил перезарядить. Пуля Печорина оказалась для юнкера смертельной. Грушницкому не удалось одолеть Григория, даже с помощью коварного плана. Но Печорин не испытал удовлетворения от своей победы над трусостью, наоборот, на душе у него было тяжело.

Развязка этого противостояния оказалась очень трагичной: , сердце княжны Мери разбито, жизни Веры и ее мужа сломаны.