Куприна Татьяна Васильевна, учитель русского языка и литературы

МКОУ «Гимназия №259», г.Фокино, Приморского края

Тема урока: Тема подвига и самопожертвования в «Легенде о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».

Форма проведения: урок-дискуссия с элементами технологии критического мышления.

Цель урока: проанализировать легенду о Данко с точки зрения ее идейного и художественного своеобразия

Задачи:

Образовательные:

1. рассмотреть проблему романтического героя в ранних произведениях М. Горького;

2. провести параллель между библейской легендой о Моисее и легендой о Данко, отметить сходство и различие.

Развивающие:

1. развивать навыки анализа художественного текста;

2. развивать у учащихся чувство « художественного слова»;

3. развивать речь, умение формулировать высказывание.

Воспитательная:

1. через анализ легенды воспитать в учащихся уважение к высоким нравственным качествам: бескорыстию, гордости, добру, служению людям;

2. подвести учащихся к мысли об уникальности человеческой жизни, об ответственности за свой жизненный выбор, о необходимости внимательного и бережного

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить с рассказом «Старуха Изергиль», выявить идейно-художественное своеобразие «Легенды о Данко», способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять Злу, формирование чётких представлений о добродетели и самопожертвовании. На примере отношения главного героя к людям прививать детям человеколюбие.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник..

Межпредметные связи: география, живопись.

Оборудование:

Портрет М. Горького

Презентация

Карточки с заданиями

Толковые словари

Эпиграф урока:

Ход урока.

1.Вступительная часть урока. Создание мотивации и эмоционального настроя.

(слайд 1- пламя)

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Итак, урок литературы.

И вы, и я волнуемся. Послушайте, как стучат наши сердца. Давайте подарим их друг другу.

2.Фаза вызова .

Учитель: Каким быть, как прожить жизнь? Какие поступки совершать? Что любить и что ненавидеть? Как прожить свою жизнь, дарованную нам?

(2 слайд) Прочтите, ребята, эпиграф к уроку.

Жизнь не тающая свеча. Это что – то вроде чудесного факела, который попал человеку в руки на мгновение, и его нужно заставить пылать как можно ярче, прежде чем передать грядущим поколениям.

Какой смысл вкладывал Б.Шоу в эти слова? Как вы это понимаете? И как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

Сегодня, ребята, мы поговорим о жизни, о ее цене, о предназначении человека и об уникальности человеческой жизни. Давай попытаемся сформулировать тему урока, но для начала:

(3 слайд) -Какие ассоциации появляются у вас со словом ПОДВИГ? Как он связан с нашей жизнью?

Какие примеры подвигов вы можете привести из художественной литературы?

Вы так легко называете примеры. А что же такое подвиг? Дайте определение этому понятию.

Давайте посмотрим в «Толковом словаре» Ожегова.

(4 слайд)* Героический самоотверженный поступок. (слайд 2 – определение)

(5 слайд)- Как вы понимаете слово ПОСТУПОК?

Обратимся к словарю.

(6 слайд )* Решительное активное действие в сложных обстоятельствах .

(7 слайд)- Сегодня мы с вами будем изучать произведение М. Горького «Легенда о Данко» из рассказа «Старуха Изергиль». Вы уже прочитали легенду.

Попробуйте определить тему произведения.

(подвига, поступка, трусости, предательства), следовательно, темой урока у нас будет тема подвиги

(9 слайд) САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ –это…

А теперь попробуем сформулируем цель , посмотрите на следующие понятия

(10 слайд) ТРУСИТЬ (дайте определение)

БЕССИЛИЕ (дайте определение)

(11 слайд)- А теперь эти 5 слов я соберу в кластер.

Посмотрите на него и скажите, что объединяет или разделяет эти слова? Какие вопросы появляются у вас в связи с объединением этих слов? Что может быть написано в центре кластера?

(12 слайд)

(как подвиг сопоставляется с трусостью,

почему подвиг и трусость стоят рядом,

что можно назвать подвигом,

подвиг и самопожертвование – одно и то же,

поступок Данко – подвиг или самопожертвование?)

*Учащиеся записывают вопросы в тетради

-Цель нашей работы на уроке– выяснить и дать ответы на эти вопросы.

3.Фаза реализации замысла.

  1. Знакомство с «Легендой о Данко», что такое легенда как литературный жанр

(13 слайд) Словарная работа. - Что такое легенда ? (Легенда – один из самых значительных жанров письменности на протяжении всего европейского средневековья, начиная с шестого века. Первоначально – житие святого, написанное для чтения в день его памяти. В фольклоре легенда – рассказ, в основе которого лежит чудо, фантастический образ или представления, которые воспринимаются как достоверные.)

  1. Сюжет легенды.

В основе сюжета легенды лежит библейская история о Моисее

(рассказ истории учеником с показом сюжетных картинок из Библии)

(14, 15 слайд) Библейская история о Моисее

Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.

Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине стало сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.

Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.

  1. Сопоставление Библейской истории и легенды о Данко

– В чем сходство библейской истории и легенды о Данко? (Моисей и Данко выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. Путь оказывается трудным, а отношения Моисея и Данко с толпой осложняются, так как люди теряют веру в спасение).

– Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории? (Моисей опирается на помощь Бога, так как исполняет его волю. Данко испытывает любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает.)

4. Работа с текстом.

(16, 17 слайд)- Чтобы понять, почему Данко решился на поступок, надо узнать, что заставило его повести племя, т.е. мотивы поведения.

Обратимся к началу текста. Как Горький характеризует племя? (1,2 предл)

Где они жили сначала? (1,2 предл)

Почему эти смелые люди оказались в глухом лесу? (3 предл)

"Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трех сторон таборы этих людей, а с четвертой - была степь. Были это веселые, сильные и смелые люди. И вот пришла однажды тяжелая пора: явились откуда-то иные племена и прогнали прежних в глубь леса.

Чтобы лучше понять, осознать, в какой обстановке находилось племя, обратимся к языковым особенностям текста.

(18 слайд) Задание 1 : выписать со стр. краски, описывающие природу леса (1 группа), звуки и запахи леса (2 группа), описание племени (его характеристика) (3 группа).

Там были болота и тьма, потому что лес был старый, и так густо переплелись его ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву. Но когда его лучи падали на воду болот, то подымался смрад , и от него люди гибли один за другим. Тогда стали плакать жены и дети этого племени, а отцы задумались и впали в тоску. Нужно было уйти из этого леса, и для того были две дороги: одна – назад, - там были сильные и злые враги, другая – вперед, - там стояли великаны-деревья, плотно обняв друг друга могучими ветвями, опустив узловатые корни глубоко в цепкий ил болота. Эти каменные деревья стояли молча и неподвижно днем в сером сумраке и еще плотнее сдвигались вокруг людей по вечерам, когда загорались костры. И всегда, днем и ночью, вокруг тех людей было кольцо крепкой тьмы, оно точно собиралось раздавить их, а они привыкли к степному простору. А еще страшней было, когда ветер бил по вершинам деревьев и весь лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню тем людям. Это были все-таки сильные люди, и могли бы они пойти биться насмерть с теми, что однажды победили их, но они не могли умереть в боях, потому что у них были заветы, и коли б умерли они, то пропали б с ними из жизни и заветы. И потому они сидели и думали в длинные ночи, под глухой шум леса, в ядовитом смраде болота. Они сидели, а тени от костров прыгали вокруг них в безмолвной пляске, и всем казалось, что это не тени пляшут, а торжествуют злые духи леса и болота... Люди все сидели и думали. Но ничто – ни работа, ни женщины не изнуряют тела и души людей так, как изнуряют тоскливые думы. И ослабли люди от дум... Страх родился среди них, сковал им крепкие руки, ужас родили женщины плачем над трупами умерших от смрада и над судьбой скованных страхом живых, - и трусливые слова стали слышны в лесу, сначала робкие и тихие, а потом все громче и громче...Уже хотели идти к врагу и принести ему в дар волю свою, и никто уже, испуганный смертью, не боялся рабской жизни...

(19 слайд)- Дайте определение слов ЗАВЕТ, СМРАД.

Сопоставьте характеристику племени и места обитания.

(противоречат, противопоставлены)

Почему у таких сильных людей родился страх? (от безысходности и смерти близких)

Что-нибудь предприняло племя, чтобы изменить свою жизнь?

Подберите синоним к фразе НИЧЕГОНЕДЕЛАНЬЕ.

(равнодушие, бездействие, сидеть на месте)

К чему привело бездействие? Что породило? (трусость)

К какой мысли привели их трусость и бездействие?

(породили готовность к рабству и зависимости)

Т.е. лучше рабство от врагов, чем рабство от бессилия и страха.

Можно ли жизнь человека, живущего в страхе, равнодушно или спокойно, готового к рабству, назвать честной и свободной?

(20 слайд)– цитата Толстого)

Л.Н. Толстой говорил: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость.»

А как об этом говорит М. Горький в нашем тексте? Найдите его слова и зачитайте.

(«Кто ничего не делает, с тем ничего и не станется»)

А какая поговорка существует в русском фольклоре?

(под лежачий камень вода не течет)

Т.е. человек пока бездействует, он ничего не добьется, не будет даже нравственно развиваться.

(слайд 21)- И вот появляется Данко.

Но тут явился Данко и спас всех один. Данко - один из тех людей, молодой красавец. Красивые - всегда смелы. И вот он говорит им, своим товарищам:

- Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет же он конец - все на свете имеет конец! Идемте! Ну! Гей!..

Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня.

- Веди ты нас! - сказали они.

Тогда он повел..."

Почему люди, посмотрев на него, увидели, что «он лучший из них»? Зачитайте цитату.

(«В очах его светилось много силы и живого огня»)

Почему доверили именно ему вывести племя?

Из текста видно, что решение толпы объясняется порывом, желанием снять с себя ответственность. Это слепая вера в то, что Д. один справится с возможными трудностями.

"Повел их Данко. Дружно все пошли за ним - верили в него. Трудный путь это был! Темно было, и на каждом шагу болото разевало свою жадную гнилую пасть, глотая людей, и деревья заступали дорогу могучей стеной. Переплелись их ветки между собой; как змеи, протянулись всюду корни, и каждый шаг много стоил пота и крови тем людям. Долго шли они... Все гуще становился лес, все меньше было сил! И вот стали роптать на Данко, говоря, что напрасно он, молодой и неопытный, повел их куда-то. А он шел впереди их и был бодр и ясен.Но однажды гроза грянула над лесом, зашептали деревья глухо, грозно. И стало тогда в лесу так темно, точно в нем собрались сразу все ночи, сколько их было на свете с той поры, как он родился. Шли маленькие люди между больших деревьев и в грозном шуме молний, шли они, и, качаясь, великаны-деревья скрипели и гудели сердитые песни, а молнии, летая над вершинами леса, освещали его на минутку синим, холодным огнем и исчезали так же быстро, как являлись, пугая людей. И деревья, освещенные холодным огнем молний, казались живыми, простирающими вокруг людей, уходивших из плена тьмы, корявые, длинные руки, сплетая их в густую сеть, пытаясь остановить людей. А из тьмы ветвей смотрело на идущих что-то страшное, темное и холодное. Это был трудный путь, и люди, утомленные им, пали духом. Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди их. И стали они упрекать его в неумении управлять ими, - вот как!Остановились они и под торжествующий шум леса, среди дрожащей тьмы, усталые и злые, стали судить Данко.- Ты, - сказали они, - ничтожный и вредный человек для нас! Ты повел нас и утомил, и за это ты погибнешь!- Вы сказали: "Веди!" - и я повел! - крикнул Данко, становясь против них грудью. - Во мне есть мужество вести, вот потому я повел вас! А вы? Что сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец!Но эти слова разъярили их еще более.- Ты умрешь! Ты умрешь! - ревели они. А лес все гудел и гудел, вторя их крикам, и молнии разрывали тьму в клочья. Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они - как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них. Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь, итогда в его очах засверкали лучи того могучего огня... А они, увидав это, подумали, что он рассвирепел, отчего так ярко и разгорелись очи, и они насторожились, как волки, ожидая, что он будет бороться с ними, и стали плотнее окружать его, чтобы легче им было схватить и убить Данко. А он уже понял их думу, оттого еще ярче загорелось в нем сердце, ибо эта их дума родила в нем тоску.А лес все пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь...

Тогда почему они сначала «начали роптать» на Д., а потом и вовсе «в гневе обрушились» на него?

(Оказалось, что Д., который шел впереди них, вызвал

раздражение, т.к. «стыдно было сознаться в бессилии».

«Стали они упрекать его в неумении управлять ими».)

За что же он должен был погибнуть? (за то, что им в дороге не было легко)

Какое чувство переживает Д., глядя на толпу судящих его людей?

(сначала испытывает негодование, но «от жалости

к людям оно погасло», «вспыхнул огнем желания спасти их»)

Т.е. Д. сумел смирить свою гордыню. Чувство любви к миру и к людям в нем победило.

Почему же тогда в душе Д. зародилась тоска? (безверие убивает человека)

(Слайд 22)*Чтение текста учеником наизусть

- Что сделаю я для людей?! - сильнее грома крикнул Данко.

И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.

Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.

Для чего Д. вырвал из груди сердце? (чтобы доказать любовь и верность людям)

(Слайд 23)- Давайте посмотрим об этом видеофрагмент. (ВИДЕО)

(Слайд 24)*Средства художественной выразительности

Какими средствами х.в. изображается сердце героя?

(- Градация: “Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца”.

Повторы: пылало, ярко, солнце, освещенный, факел.

Перифраз: сердце – “факел великой любви к людям”, символ жертвенной любви.)

4.Фаза рефлексии.

(Слайд 25) -Теперь вернемся к нашему кластеру и целям урока.

(Слайд 26)- Поступок Данко – подвиг или самопожертвование?

Подвиг и самопожертвование – одно и то же?

Что можно назвать подвигом?

Как подвиг сопоставляется с трусостью?

Почему подвиг и трусость стоят рядом?

Чем может пожертвовать современный человек? (деньги, время, условия)

Для того чтобы пожертвовать собой ради другого, чтобы совершить подвиг, нужно только идти на войну, броситься в пожар? (маленькие подвиги совершаются самыми обычными людьми в самых обычных обстоятельствах)

(Слайд 27)- Горький говорил (цитата Горького): «В жизни всегда есть место подвигу»

- Приведите примеры подвигов из жизни.

Данко особенный человек? А какой человек способен совершить подвиг?

Чтобы лучше понять, чем герой отличается от обычных людей, а в частности Данко от племени, я предлагаю вам выполнить задание 1 группе - составить обратный кластер.

(слайд 28,29) Задание 2 группе: впишите в овалы свои выводы о племени и Данко в различных отношениях.

Чем Данко отличается от племени? Каков герой по сравнению с племенем?

(любовью к людям)

Могли ли люди в таком душевном состоянии и с такими взглядами совершить подвиг?

(Слайд 30)- Значит, для подвига нужно вдохновение? (это внутреннее желание помочь, независимо от взглядов, состояния, настроения человека, это любовь и умение жертвовать собой)

Горький нам показал примеры жизни людей в обществе: одни выбирают жизнь во имя своего самосохранения, другие выбирают жизнь ради других.

-Вернемся к целям нашего урока. Смогли ли мы ответить на поставленные вопросы?

У нас остался ещё один вопрос: Для чего Данко, да и вообще люди совершают подвиг?

Критик Л.А.Трубина пишет, что в легенде о Данко утверждается «идея подвига во имя общего счастья». Вы согласны с этим мнением? В чем?

(ради спасения других людей, из любви к ним)

Требует ли Горький в легенде героизма от людей?

(Слайд 32) Критик Г. Владимов убежден, что «нельзя ни от кого потребовать героизма, но научиться…..»

Чему может научиться человек? Закончите фразу критика.

(Слайд 32) («но научиться уважать его можно»)

В чем же заключается смысл легенды: в прославлении героизма или в стремлении научить людей уважать героизм? Или в чем-то другом?

(Слайд 33) -А теперь вернемся к кластеру. Что же должно быть написано в центре? Что нужно проявлять к любому человеку?

(уважение)

(Слайд 34)– цитата Горького)

М. Горький писал: «Подвиг – это высшая степень свободы от любви к себе»

Объясните фразу Горького.

*Подвиг – это не только поступок, подвиг – это умение любить любых людей. Подвиг Д. – принести людям счастье.

5.Подведение итогов.

Что же вы нового узнали о подвиге?

Изменилось ли ваше представление о подвиге?

(подвиг – это умение дарить любовь к людям)

*В своем творчестве М. Горький решал вопросы, каким быть человеку и как ему жить среди людей.

(Слад 35) -И в знак того, что мы пришли к единому мнению давайте зажжём наши символические сердце и частичку тепла наших сердец подарим всем, кто находится здесь – это и будет нашим маленьким подвигом.

*Благодарю вас за урок. Отметки …

6. Домашнее задание: напишите сочинения-миниатюры, выбрав одну из тем: “Можно ли назвать Данко героем?”, “Какого человека можно назвать красивым?”, “Почему М. Горький называет Данко “гордым смельчаком”?”

1. Вечные ценности в произведениях Горького.
2. Данко и Ларра.
3. Подвиг Данко.

Уже ранние рассказы М. Горького свидетельствовали о том, что писатель очень талантлив и незауряден. В своих произведениях он обращался к вечным ценностям, пытался ответить на важнейшие вопросы, с давних пор волновавшие людей. Рассказ «Старуха Изергиль» заставляет задуматься о ярких человеческих характерах. Именно такие люди всегда вызывали у Горького уважение и восхищение. О человеческих характерах говорит сама старуха Изергиль. Она говорит, что есть люди — «старики с детства» и «юные, которые любят». Сам автор полностью солидарен со своей, героиней. Легенды о Ларре и о Данко позволяют нам лучше понять, как сам Горький понимал подвиг человека во имя людей. Ларра, герой первой легенды, умен и прекрасен. Но вместе с тем он горд и высокомерен, в его сердце холод. И Ларра абсолютно равнодушен к людям. Он свысока смотрит на всех, считает лишь свои желания заслуживающими внимания.

Горький не скрывает своего отношения к герою легенды. Ларра выглядит слабым, несмотря на внешнее превосходство. С точки зрения самого автора, только горячее сердце и любовь к людям делает человека достойным членом общества. Именно таковым и является Данко, герой второй легенды. Он жертвует собой ради других. Данко не задумывается о том, нужна ли его жертва людям. Этот вопрос для него ровным счетом ничего не значит. Мы не сомневаемся в силе и мужестве Данко. Его преимущества перед Ларрой очевидны. Только Данко оказался способен на подвиг во имя людей, пусть даже последние и не заслуживали такой жертвы.

Данко совершенно не похож на окружающих его людей. Он не покоряется обстоятельствам, готов активно действовать, а не ожидать благоприятного исхода событий. Его не пугает смерть. Напротив, он с готовностью расстается с жизнью. На фоне своих соплеменников Данко выглядит яркой незаурядной личностью. Он сказал тем, кто его окружали: «не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет же он конец, — все на свете имеет конец!» Парадоксально, но ранее никто даже не думал о том, что можно пройти лес. Слабые и беспомощные люди не могли позаботиться о себе. Именно такое впечатление создается у нас. Данко заставил людей идти вперед, забыв на время о своей уязвимости. Легенду о Данко можно воспринимать как вечную тему противостояния личности и толпы. Данко в данном случае олицетворяет личность с большой буквы, это человек с ярким характером, умный, талантливый. Соплеменники героя — это толпа, безликая, серая. Толпа подчиняется тому, кто сильнее, кто проявит себя как лидер. Но это подчинение далеко не всегда гарантирует толпе благополучие и комфорт. Лидер может оказаться тираном, деспотом. Но толпа будет вынуждена подчиняться. Таков закон. Данко оказывается именно таким лидером, о котором толпа могла бы только мечтать. Он думает не о собственном комфорте и благополучии, а о том, чтобы окружающие были счастливы. Духовная красота и сила личности Данко проявляется в этом поступке.

Отчаянный и смелый поступок Данко свидетельствует о том, что он как бы изначально готовил себя не к той доле, которая представляется большинству людей счастливой судьбою. Данко стремился к чему-то грандиозному, светлому, яркому. И он не жалел сил ради поставленной цели. Людям вокруг его рвение было непонятно, сам Данко казался им чужим. Даже в пути Данко получил свою порцию упреков от слабых физически и духовно соплеменников. «Все гуще становился лес, все меньше было сил!» Можно предположить, что тяжело было и самому Данко. Однако он шел вперед, не обращая внимания на трудности. Соплеменникам ничего не оставалось, как идти вслед за ним. Они проникались ненавистью к нему. Ведь он, в сущности, разрушил их мир, который был не слишком удобным, но весьма привычным. Толпа не любит изменений, они ее пугают. И тяжелый путь истощил все физические и духовные силы соплеменников Данко. Он сам понял, что окружающие готовы его убить, они больше не верят ему и не хотят его поддерживать. Данко стало очень тяжело. Он видел, что его окружают недостойные люди.

«Данко смотрел на тех, ради кого он понес труд, и видел, что они — как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них». Эта фраза имеет огромное значение. Горький показывает, что Данко понял истинную сущность своих соплеменников. Он больше не мог идеализировать их. Как умный человек, он больше не мог пребывать в заблуждении относительно их нравственных качеств. Но, несмотря на все это, Данко приносит собственную жизнь в жертву ради озлобленных и никчемных людей. Он «разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко подял его над головой». Сердце стало светить, подобно яркой звезде. Люди смогли выйти из леса, нашли дорогу. Они не оценили подвига Данко, даже не заметили смерти героя.

Каким мотивам подчинялся Данко? Был ли его подвиг совершен во имя любви к людям? Это можно было бы предположить, если бы мы не знали, что соплеменники героя лишены благородства, что они больше похожи на зверей. Герой вывел этих людей из мрака. Он понимал, что его жертва не будет оценена. Так для чего же был этот подвиг во имя людей? Можно предположить, что Данко принадлежал к тому особому типу людей, которые считают главным смыслом своей жизни служение другим. И пусть окружающие бывают недостойны такого служения, пусть они убоги и никчемны. Герои, подобные Данко, об этом не размышляют. Они действуют так, как подсказывает им горячее сердце, рвущееся из груди.

«Старуха Изергиль» был закончен автором осенью 1894 года. Это известное раннее произведение писателя имеет интересную композицию. Рассказ состоит из трех частей, и, в соответствии с ними, разделен на главы. В каждой части излагается отдельная история. В первой главе - это легенда о Ларре , во второй - исповедь Изергиль , а в третьей - легенда о великом подвиге Данко .

Данко - это сильный и самоотверженный юноша, который в древние времена спокойно и беззаботно жил со своим племенем на земле. Но вдруг на их территорию явились захватчики. Они вытеснили людей с их прежнего места обитания в непроходимый лес, жить в котором человеку было невозможно. Когда соплеменники Данко были на грани отчаянья, юноша предложил стать их проводником. Он решился повести людей за собой через лес в спасительные степи, и они, вдохновленные этой идеей, пошли за ним.

Но дорога была очень сложна и опасна, поэтому люди устали и отчаялись идти дальше. Им было стыдно признавать свое бессилие, и оттого они ополчились против Данко. Юноша быстро понял их «думу», и она «родила в нем тоску». Но от того его пламенное сердце загорелось лишь сильнее, и он вырвал его из груди своей и осветил этим «факелом великой любви к людям» дорогу к спасению. А выведя свой народ из леса, юноша погиб, но соплеменники настолько были поглощены своей радостью, что не заметили этого. А один человек даже наступил на его «гордое сердце», и вот оно, «рассыпавшись в искры», погасло.

Такова грустная и одновременно романтичная легенда о Данко. Подвиг этого юноши действительно вдохновляет, ведь заключается он не столько в том, что Данко пожертвовал жизнью ради спасения своего народа, сколько в том, что молодой человек сделал это, видя истинную сущность людей, окружающих его.

Когда на юношу обрушился гнев соплеменников, «в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло». Этот герой оказался способен простить все их пороки, поскольку любовь его была искренна и бескорыстна. Именно желание спасти людей во что бы то ни стало и вдохновило Данко на подвиг, и в глазах юноши «засверкали лучи того могучего огня».

Для Горького рассказ о самоотверженном поступке Данко - это не просто легенда. Писатель говорит о том, что и в обычной человеческой жизни «всегда есть место подвигам». Эти слова он вкладывает в уста своей героини Изергиль - женщины, вовсе не являющейся эталоном нравственности, но тем не менее тоже способной жертвовать собой во имя любви.

Чтобы спасти своего возлюбленного Аркадэка, Изергиль одна, рискуя жизнью, отправилась вызволять его из плена. И сделала женщина это несмотря на то, что Аркадэк бросил ее и предал ее чувства, да и вообще, по словам Изергиль, был «лживой собакой». Это сравнение с животным у Горького неслучайно, ведь в легенде о Данко соплеменники юноши тоже были «как звери».

Таким образом, для писателя Данко - это носитель важной нравственной идеи. Заключается она в том, что вся жизнь человека должна быть озарена светом любви и смысл нашего существования состоит в служении людям.

Однако влияние фольклора не сводится только к заимствованию Горьким отдельных сюжетов народного творчества. Художественные образы, мысли и чувства, выраженные в этих произведениях, близки фольклору, поэтому рассказы и воспринимаются как легенды, даже сказки, потому что отображают идеалы народа, его мечту о прекрасном.

«Старуха Изергиль» - настоящий рассказ, куда автор включает реалистические подробности непосредственно в сам пейзаж, точно указывает место встречи со старухой, даже уточняя, что в Бессарабии делает сам рассказчик. Реалистически дан и настоящий облик старухи Изергиль, у которой «сухой голос» и «дрожащая рука с кривыми пальцами», «сморщенный нос, загнутый словно клюв совы» и «сухие, потрескавшиеся губы».

Героиня рассказывает свои легенды вполне в реальной обстановке, и это как бы сближает их с жизнью, подчеркивая тесную связь между героической романтикой и настоящей жизнью. Трехчастная композиция рассказа помогает воплотить автору идеал и антиидеал.

Антиидеал выражен в легенде о Ларре, сыне орла, который символизирует доведенный до крайности индивидуализм, себялюбие. Легенда о Данко, наоборот, воплощает идеал, выражающий наивысшую степень любви к людям - самопожертвование. События легенд разворачиваются в глубокой древности, как будто во время, предшествующее началу истории, в эпоху первотворений. Поэтому в реальности имеются следы, напрямую связанные с той эпохой: тень Ларры, которую видит только старуха Изергиль, голубые огоньки, оставшиеся от сердца Данко.

В отличие от Ларры, воплотившего античеловеческую сущность (недаром же он сын орла!), Данко демонстрирует неиссякаемую любовь к людям. Даже в момент, когда они «были как звери», «как волки», которые окружили его, «чтобы легче им было схватить и убить Данко». Им же владело только одно желание - побороть жестокость людей, вытеснить из их сознания мрак, страх перед темным лесом со смердящими болотами.

Сердце Данко вспыхнуло и сгорело, чтобы рассеять тьму не столько лесную, сколько душевную. Именно поэтому образ Данко раскрывается у Горького с помощью изображения огня, горящего сердца, солнечного блеска: «В его очах засверкали лучи того могучего огня.... Сердце его пылало так ярко, как солнце и ярче солнца...»

Эти образы солнца и огня призваны подчеркнуть героическую устремленность юноши, придавая всему произведению эмоциональную напряженность. Его любовь к людям горячее желание бескорыстно служить им, его высокие устремления сливаются с его красотой, силой и молодостью. Недаром старуха Изергиль утверждала, что «красивые - всегда смелы». Поэтому вся легенда о Данко, о его сердце, горящем великой любовью к людям, воспринимается и рассказчиком, и читателями как смелый призыв к героическим подвигам.

Сам красавец-юноша - подлинный герой, смело идущий к высокой, благородной цели, жертвующий собой ради счастья людей. Только вот спасенные им люди даже не обратили внимания на «гордое сердце», упавшее возле них, а один осторожный человек, заметив его, наступил ногой на догоравшее сердце Данко, словно чего-то опасаясь.

Чего опасался этот человек, осталось загадкой самого писателя, но в разное время разные литературоведы давали свою трактовку этого поступка. Образ же самого Данко долгое время ассоциировался с вожатыми, педагогами и остальными людьми, посвятившими себя работе с детьми. Чтобы повести за собой, нужно обладать по-настоящему горящим сердцем, пусть и в метафорическом смысле.

Дети всегда чувствуют фальшь и вряд ли загорятся такой идеей, которую сам педагог не принимает или не разделяет. Не случайно каждый второй вожатский отряд в детском лагере или в школе назывался «Данко», доказывая право выводить детей из тьмы невежества и безразличия.

Идеал гуманиста, воплощенный в образе смелого юноши, не вызывает у читателя чувства жалости, так как его поступок - это подвиг. Поступок Данко может вызвать только гордость, восхищение, восторг, преклонение, уважение - словом, такие чувства, которые переполняют сердце каждого читателя, представившего себе юношу с пламенеющим взором, который держит в руке искрящееся любовью сердце, этот факел беззаветной любви к людям.

  • «Старуха Изергиль», анализ рассказа Горького
  • «Старуха Изергиль», краткое содержание по главам рассказа Горького

"В жизни … всегда есть место подвигам. "

М.Горький

Так что же есть подвиг? Старуха Изергиль-это один из романтических рассказов А.М. Горького,где автор делит людей,в силу характера, на силы,делающие зло и силы,дающие добро.Горький был максималистом,революционером и романтиком.И это сочетание дало своё определение смысла жизни по Горькому:"Жить-значит гореть,а человек-это горящий,пламенный факел!.А почему факел?Это как символ света-факел,освещающий нелёгкий путь людей,как луч надежды на лучшую жизнь.Есть смелость,иногда показная,но это не есть подвиг в понимании Горького,а вот жертва,принесённая человечеству,без проявления честолюбия,то есть бескорыстно-это и является настоящим подвигом.Старуха Изергиль ведёт диалог о подвиге с героем повествования,рассказывая свою жизнь, повествуя легенды о Ларре и Данко.

Данко и Ларре-это полные противоположности,герой и гордый эгоист.Идя наперекор всем Ларре делает это из чувства самоутверждения,ставя себя выше других,он не совершает подвиг,а лишь обрекает себя на полное одиночество,это не бесстрашие,а глупая гордыня.Он смелый и гордый,но за принесённую пользу он требует взамен блага:"за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда - жизнью". Тот кто живёт только для себя, не для других,ставя себя выше остальных,тот является лишь тенью человека.Образ Ларре-это образ антигероя,не способного на подвиг.

Зато Данко-это образ героя,свободной личности,идеал Горького.Сильный духом,бескорыстный,отважный.То,что он сделал-это и есть подвиг,благородный и безвозмездный.

Помогая людям,уводя их от врагов,которые могли их уничтожить,он не жалея сил вёл их за собой.Этот тернистый и нелёгкий путь он помог преодолеть людям,освещая им путь своим сердцем.Для людей он не пожалел своей жизни,для тех,кому он был безразличен.В борьбе за выживание, каждый думает только о себе,забывая о ближнем.Но Данко,жертвуя собой,думал о беспомощности толпы,о людях,не способных бороться за себя и бегущих от опасности.

"Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут."Люди не погибли,остались живы,но.....забыли о том,кто их спас.Данко бежал до конца,пока силы не покинули его и он свалился бездыханным,продолжая сжимать своё сердце в руке.Но у людей-короткая память...Они забыли своего спасителя,почувствовав себя в безопасности.Не замечая упавшего героя,чья-то нога наступает на сердце спасителя.Это символизирует безликость толпы,её эгоизм и равнодушие,неспособность оценить героический поступок Данко.Так стоило ли жертвовать жизнью ради людей,даже не заметивших гибели героя?Данко не думал об этом,он жертвовал жизнью ради спасения ближних,а не ради славы или оценки подвига.Подвиг бессмертен,но зачастую незаметен и безымянен,и лишь единицы способны оценить принесённую жертву-жизнь человека.Оценит лишь тот,кто способен на подобное.Подвиг Данко не напрасен,им двигала любовь к людям и его "горящее сердце"живо до сих пор.

Сердце Данко-это символ доброты,бескорыстия и неравнодушия человечества и в жизни есть всегда место подвигу.