Экскурсии в Италии предлагают туристам массу достопримечательностей. Здесь есть старинные площади и кварталы, катакомбы, величественные дворцы и храмы. Одним из запоминающихся мест является театр Марцелла в Риме.

Внешний вид памятника

Античный театр под открытым небом расположился на левом берегу Место выбрано не случайно, ведь Тибр является главной рекой Рима. Именно по ней, согласно легенде, пустили корзину с Ромулом и Ремом, которые основали город. Стены театра были повернуты сторону городских улиц, а его сцена выходила прямо на реку.

Внешне архитектура здания может показаться простой. Однако для его возведения использовали несколько строительных техник. В качестве материалов служил римский бетон, туф и травертин. Украшением здания служили мраморные статуи, бронзовые вазы,

Именно театр Марцелла стал прототипом известному всем Колизею. Изначально он имел три этажа, поднимаясь на 30 метров вверх. Диаметр амфитеатра составил около 130 метров. Он вмещал в себя до пятнадцати тысяч зрителей.

Каждый ярус театра выделялся своим Так, этажи поддерживали дорические, ионические и коринфские колонны. Самый верхний уровень с коринфскими колоннами не сохранился до наших дней. Подобных каменных театров в Риме было только три, включая Бальбу, Помпею и одеон Домициана.

История основания

Театр Марцелла был открыт в 12 году до нашей эры. Это одно из древнейших сооружений Рима, сохранившееся и по сей день. Строительство театра начал Юлий Цезарь. Завершено оно было уже при императоре Октавиане Августе, который посвятил его своему покойному племяннику Марку Клавдию Марцеллу. Юноше было уготовано стать наследником императора, но он скончался от болезни.

Архитектурные корни римского театра уходят к древнегреческим традициям. В Греции он также имел радиальную форму. Разница состоит в более высокой сцене у римлян и способе построения зрительных мест (в Греции они вырубались в скале, а не строились отдельно).

Внутри театр Марцелла был поделен на секторы, предназначенные для различных слоев населения. Самые выгодные и удобные для просмотра места принадлежали местной знати. Одно место, отделенное от остальных, занимал император. Существовали места, предназначенные для женщин, отдельно для простого люда и рабов.

В день открытия не сцене разместили вылитую из бронзы и покрытую золотом, статую Клавдия. Очень скоро театр стал популярнейшим местом в городе. Здесь играли комедии, трагедии, воспроизводили мифологические сюжеты. По отдельному приказу Августа даже проводили секулярные игры.

Перестройки театра

За все время существования театр Марцелла пережил ряд изменений. Его перестраивали в I веке во время правления Веспасиана, а затем в III веке по приказу Александра Севера. В IV веке здание уже не использовалось в качестве театра. Его забросили, и горожане понемногу начали разбирать постройку для личных нужд. Части театра ушли на постройку мостов и домов местных жителей.

Позже семья Фавви использовала здание как крепостное сооружение, а ещё позже семья Савелли превратила его в свой дворец. В XVI веке театр стал фундаментом для фамильной резиденции. Семья Орсини, выкупившая его, предпочла превратить постройку в поместье в ренессансном стиле. После них территорию заняли торговцы, разместив по всему периметру лавки.

В XX веке все это прекратилось. Отстраивать театр взялся Он приказал устранить все лавки и торговые точки с памятника архитектуры. Здание реставрировали с 1926 по 1932 год. Театр Марцелла приобрел свой прежний вид. Ренессансную пристройку не разрушили, она существует и сейчас в качестве жилого дома.

Музей под открытым небом

В настоящее время он является музеем. Это единственный сохранившийся театр времен Ежедневно музей посещают сотни туристов. На первом ярусе до сих пор проводятся концерты, фестивали и праздники.

Как добраться до театра? Здание расположено на улице Театро-ди-Марчелло (Via del Teatro di Marcello), недалеко от площади Венеции. Рядом находится много других интересных объектов, например, Еврейский район, Капитолий, и достопримечательность под названием Уста истины. К нему легко дойти пешком от станции метро "Цирко Массимо".

Teatro di Marcello – римский античный театр I в. до н. э., расположенный на берегу реки Тибр. Возраст этого сооружения впечатляет даже на фоне других римских архитектурных памятников. Достаточно сказать, что он построен на несколько десятилетий раньше знаменитого Колизея, и послужил его прототипом. Архитектурные идеи создателей были востребованы и много позже, при постройке здания Шелдонского театра в английском Оксфорде. Театр Марцелла в Риме – знаковая достопримечательность античного периода итальянской столицы.

История

В середине I в. до н. э. римский император Юлий Цезарь задумал создать сооружение, превосходящее каменный театр своего политического соперника Помпея. Но строительство, едва начавшись в 44 г. до н. э., было прекращено из-за убийства Цезаря. В 17 г. его возобновил император Октавиан Август (внучатый племянник Цезаря). Он решил посвятить театр памяти своего рано умершего племянника (сына сестры Августа – Октавии), зятя и предполагаемого преемника – Марка Клавдия Марцелла. Открытие театра с участием императора состоялось в 12 г. до н. э .

Театр Марцелла в Риме представлял собой трёхъярусный амфитеатр с колоннами, украшенными мраморными театральными масками. Диаметр величественного сооружения составлял 130 м, а высота – 33. Позади оркестровой ямы располагалась несохранившаяся сцена. За ней была большая полукруглая глубокая ниша (экседра), в которой находились два небольших храма, предположительно посвященные Диане. Портик в честь Октавии располагался рядом с театром.

Грандиозное сооружение из вулканического туфа было облицовано белым травертином. Экстерьер включал 42 колонны и 41 арку. Вместимость театра составляла 14 тыс. мест, из которых 12 тысяч были сидячими. Места для зрителей были разделены на сектора со строгой иерархией. Первый ярус, выстроенный в дорическом стиле, предназначался для знатных римлян. Архитектурная композиция второго яруса соответствовала более лёгкому ионическому ордеру. Несохранившийся третий ярус был реализован в форме коринфской аркады. Здесь были места для иностранцев и рабов.

Во время представлений использовались перемещаемые деревянные конструкции. Внутри арены в течение четырёх веков можно было смотреть трагедии, комедии, пантомимы, а также танцевальные спектакли. В периоды правления императоров Веспасиана и Септимия Севера были проведены поддерживающие сооружение реставрации.

С падением Римской империи театр также пережил упадок, и перестал использоваться по назначению . Были утеряны многие украшавшие ярусы статуи. Некоторые каменные участки были использованы для реставрации древнего моста Ponte Cestio, а также местными жителями для постройки собственных жилищ. К счастью, период запустения длился не слишком долго. Стратегически удобное расположение мощного сооружения на берегу Тибра побудило городские власти использовать его как форпост острова Тиберина.

В Средние века театр Марцелла принадлежал разным владельцам. В XII в. семья Фавви достроила его в виде крепости. Век спустя семейство Савелли преобразовало её в аристократический особняк. Известно также, что в XVI в. сооружение перешло в собственность знатной римской фамилии Орсини.

Новое время

В 1926 –32 гг. XX в. городские власти Рима выкупили античную часть постройки. Они освободили её от примыкающих поздних пристроек и реконструировали. Насколько это было возможно, двум древним ярусам был возвращён первоначальный вид. Верхняя средневековая часть продолжала использоваться как жилые помещения. Во время Второй мировой войны в запутанных коридорах, переходах и комнатах театра Марцелла скрывались преследуемые фашистами участники итальянского Сопротивления.

Нынешний театр Марцелла в Римесимбиоз двухъярусного античного сооружения с надстроенными на них в Средневековье этажами.

Относительно неплохо сохранился дорический первый ярус. Меньше повезло ионическому второму, хотя внимательный взгляд (особенно профессионального архитектора) может уловить остатки былого великолепия.

В наши дни внутрь театра можно попасть только во время проводящихся здесь летом представлений и концертов.

Посетив их, туристы смогут почувствовать себя античными зрителями.

В непосредственной близости от театра Марцелла расположены другие знаковые достопримечательности итальянской столицы Forum Romanum, Colosseo, Palazzo Senatorio, Circo Massimo и др. Некоторые слабо ориентирующиеся в Риме туристы выходили к театру Марцелла в поисках Колизея. Эти два выдающихся архитектурных памятника издали действительно похожи.

Как добраться?

Театр Марцелла расположен на одноимённой улице via del Teatro di Marcello, по соседству с площадью Monte Savello. Сюда можно добраться на линии B метро, сойдя на остановках Colosseo или Circo Massimo.

Подберите по карте отель в Риме на Ваши даты

и начните отслеживать дешевые билеты в Рим заранее - то есть прямо сейчас! Или подпишитесь и получайте предложения по выбранным маршрутам на почту.

Рим. Театр Марцелла - достопримечательность города времен античности.

Значимость этого древнеримского амфитеатра трудно переоценить, - достаточно упомянуть, что именно Театр Марцелла стал прототипом величественного Колизея и достопримечательности Оксфорда – Шелдонского театра. Кроме того, Театр Марцелла является, вероятно, самым последним «глобальным» сооружением времен Римской республики.

История строительства Театра Марцелла

Построен он был почти на 60 лет раньше Колизея, в 13 году до нэ (начало строительства) во времена императора Августа, по воле которого выстроили это грандиозное сооружение в память о его племяннике Маркелусе, сыне сестры Октавии (портик в честь Октавии находится рядом с театром Марцелла).

Идея создания театра принадлежала Императору Юлию Цезарю, который задумал построить амфитеатр по своим масштабам превосходящий первый каменный театр Помпея, - своего политического противника. Начали строить театр в 44 году до нэ, но с убийством Цезаря постройка была «заморожена» и его строительство было продолжено уж Октавианом Августом только в 17 году до нэ после смерти своего племянника.

Архитектура Театра Марцелла

Окончательно Театр Марцелла был построен к 12 году до нэ. Вмещал театр 14 тысяч зрителей, из которых 12 тысяч могли разместиться на сидящих местах. Высота трехъярусного амфитеатра составляла 30 метров, а диаметр 130 м.

Каждый ярус (этаж) амфитеатра был выполнен в строго определенном архитектурном стиле: первый этаж представлял собой аркаду в дорическом стиле. К сожалению, до наших дней Театр Марцелл «дошел» в довольно разрушенном виде и судить о стилистических особенностях приходится по едва сохранившимся капителям, колоннам и базам.

В первом этаже о дорическом ордере (ордер – стилеобразующий сложный элемент композиции ) свидетельствуют безбазовая (без основания) сужающаяся к верху колонна (см. фото, выделено синим прямоугольником) с капителем из эхина (эхин – часть дорической капители в виде полу-диска с округленным ребром ) и абаки (абака – «подушка» между вершиной колонны и антаблементом ) (на фото выделено синим кругом).

Второй этаж\ярус Театра Марцелла, выстроенный ионическим ордером в данный момент предстает перед нами также в сильно разрушенном виде. И, тем не менее, можно еще различить валюты (завитки) ионической капители (см. фото ниже. Капитель выделена синим овалом); кое-где неплохо сохранившиеся базы ионических колонн (на фото выделены красным прямоугольником) в виде двух полувалов и скоции (скоция – «вогнутая »часть базы ионической колонны ); и дентикулы карниза (дентикулы или «зубчики» - декор карниза в виде небольших прямоугольных выступов ) (на фотографии выделены зеленым).

Третий ярус театра, который изначально был сделан в виде аркады коринфского стиля до наших дней не сохранился.

Театр Марцелла в средние века

То, что мы видим сейчас выше второго яруса - это уже надстройки, сделанные в средние века, когда Театр Марцелла перестроили в крепость тогдашние его владельцы, - семья Фавви (12 век). В 13 веке новые владельцы, семья Савелли, перестроили то, что уже оставалось от театра в палаццо. В 16 веке владельцем Театра Марцелла стала знатная римская фамилия Орсини.

Где находится Театр Марцелла в Риме?

Получите от нас в подарок бонус до 2500 рублей для размещения в апартаментах от частных лиц на сервисе Airbnb . Такое размещение может оказаться значительно экономнее. Зарегистрируйтесь и отправляйтесь в приключения!

получить бонус

Во времена Римской империи активно возводились здания для зрелищ: так проще всего было завоевать популярность народа и отвлечь его от занятия политикой.

Идея постройки грандиозного здания театра пришла еще к (Caius Iulius Caesar): ему хотелось выстроить театр, превосходящий по размерам построенный в 55 году до н. э. заклятым врагом Цезаря – Помпеем (Gnaeus Pompeius Magnus).

Выбрав место для строительства, Цезарь отдал приказание расчистить площадку, разрушив на (Campus Martius) несколько светских зданий и несколько культовых сооружений, включая Храм богини Благочестия (Tempio della Dea Pietas). В 44 году до н. э. началось строительство, но закончить его не удалось из-за гибели великого императора.

Замысел Августа

В 17 году до н. э. римский император (Caius Iulius Caesar Octavianus Augustus) решил реализовать проект Цезаря, но в еще больших масштабах.

Октавиан Август отдал приказ о расчистке дополнительной территории Марсова Поля, поэтому потребовалось снести цирк Фламиния (Flaminia). На строительной площадке были вкопаны сваи, чтобы придать прочность основе постройки. Затем на сваи установили бетонный фундамент толщиной 6,35 метра.

После подготовки площадки Август распорядился о постройке большого театра в память о племяннике, сыне своей сестры Октавии – Марке Марцелле (Marcus Marcellus), который был женат на дочери Августа и должен был стать его преемником, но умер от тяжелой болезни.

Художественные особенности

В 12 году до н. э. постройка из 3-х ярусов, вмещающая 12000 сидящих зрителей и 2 тысячи стоящих, была готова. Амфитеатр поражал современников размерами:

  1. 30 метров в высоту;
  2. 130 метров в диметре;
  3. Сцена длиной 90 метров;
  4. 41 арка;
  5. 42 полуколонны.

Восхищали не только размеры, но и стилистическое решение:

  • Здание на фундаменте из бетона выстроено из туфа, облицованного панелями из белого травертина;
  • Первый ярус выдержан в дорическом стиле (сужающиеся кверху колонны без декорированного основания, капители в виде полудисков);
  • Второй этаж оформлен колоннами ионического ордера (с колоннами на фигурных основаниях, с характерными завитками капителей, с декором на карнизе яруса);
  • Основным элементом третьего яруса являлась колоннада с капителями коринфского ордера;
  • Внутри театра расположили часовню богини-прорицательницы Карменты (Carmenta);
  • К амфитеатру пристроили портик в честь сестры Октавиана Августа – Октавии (Octavia).

Август распорядился о том, чтобы внутреннее оформление театра превосходило своей пышностью все предшествующие постройки. Театр Марцелла был украшен:

  • Статуями из мрамора;
  • 36 большими вазами из бронзы, расставленными по периметру для усиления звучания;
  • Масками героев комедий и трагедий.

Внутренняя часть представляла собой три яруса мраморных ступеней, разделенных на сектора для знатных горожан, места для женщин, отдельную территорию для простого народа и рабов. Отдельно от мест для зрителей находилась ложа императора.

Напротив рядов для зрителей находилось помещение для реквизита и для подготовки актеров к выходу – сцена (скена). Из этого сооружения актеры выходили на орхестру – круглую площадку перед сценой или над ней. Там же размещался хор, сопровождающий все драматическое действие.

Интересно, что для защиты зрителей от солнца в древних театрах использовали тент, который можно было натянуть над всем амфитеатром.

Судя по старинным планам и остаткам театра, сцена с пристройками по бокам выходила на Тибр. Полукруглый амфитеатр был обращен в сторону города. В арках амфитеатра внутри располагались склады и магазины.

История длиной в два тысячелетия

Театр Марцелла дважды подвергался реставрации:

  1. В I веке при императоре Веспасиане (Titus FlaviusVespasianus);
  2. В III веке при императоре Александре Севере (Marcus Aurelius Severus Alexandrus).

В IV веке н. э. театр перестали использовать по назначению, местные жители стали разбирать его для строительства домов, ремонта городских мостов, он оказался заброшенным. В средние века здание использовали как укрепленное оборонительное сооружение.

В XII веке крепость на развалинах древнего театра построили члены семейства Фавви (Favvi). В XIII веке род Савелли (Savelli) переделал крепость во дворец. В XVI веке остатки театра, средневековой крепости и палаццо стали основой для строительства резиденции знатной и богатой семьи Орсини (Orsini), которая оставалась собственником этого здания по 30-е годы XX века. Пространство под мощными арками арендовали хозяева лавок и мастерских.

Рядом находятся другие известные достопримечательности – , и район Еврейского гетто.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

представляет собой такую римскую достопримечательность, у которой весьма интересная и, одновременно непростая судьба. Так, изначально театр пострадал от разразившегося в нем пожара. После театр оказался заброшен, еще позднее его и вовсе разобрали на строительные материалы. Однако и на этом его мытарства не заканчиваются, ведь после он был перестроен в крепость, а еще через несколько столетий стал дворцом.

Несмотря на столь интересную судьбу, театр, а если быть точнее, то, что от него осталось, всё также эффектно смотрится. В особенности красиво, если удастся увидеть его вечером, когда включена подсветка.

Если рассматривать театр, то первое, что бросится в глаза - это то, что он очень похож на Колизей. Только у три яруса, оснащенные колоннами, а не два, как у интересующего нас театра, и выглядит он, если рассматривать объективно, значительно привлекательнее.

Что касается театра Марцелла, то его можно воспринимать в качестве некой пародии на шедевр, коим является Колизей. Однако это правильно лишь в том случае, если нет сведений относительно его истории. Дело в том, что ситуация несколько иная, ведь это Колизей имеет четкое сходство с театром Марцелла, а не театр Марцелла является эдаким «недоколизеем», и всё потому что Колизей появился, спустя полвека, то есть уже в период нашей эры. Театр Марцелла же окончательно был достроен к 13 году до н.э. Соответственно, именно этот театр можно назвать самым старейшим из тех, что более или менее сохранились среди прежде существующих театров Древнего Рима.

Что примечательно, от предшественников или ровесников театра Марцелла на данный момент остались одни лишь руины.

Сходство с Колизеем

Возвращаясь к вопросу внешнего сходства с Колизеем, можно отметить, что оно имеется, причем очень заметное. И Колизей, и театр Марцелла - оба строения соответствуют одному и тому же стилю, популярному в былые времена, то есть это фасад из трех-четырех ярусов, обрамленный полуколоннами. Изначально, кстати, театр Марцелла имел три яруса, однако верхний, третий, не сохранился.

Колонны театра Марцелла

Что касается колонн, то их римляне стали использовать на манер древних греков. Разница заключалась лишь в том, что у греков колонны выступали в качестве несущих конструкций, служащих упором для крыш, в то время как у римлян колонны выступали лишь в качестве элементов декора. Две тысячи лет назад императоры Рима придерживались определенной моды. Она заключалась в данном случае в украшении фасадов при использовании различных ордеров. К примеру, если говорить о театре Марцелла, то здесь, как и в ситуации с Колизеем, декор на первом ярусе включал в себя колонны в дорическом стиле. На втором ярусе можно было наблюдать колонны в ионическом стиле, а на третьем - коринфском.

Сейчас найти отличия в стилях и, собственно, в колоннах ярусов сможет лишь специалист, потому как прошло слишком много времени. Однако, если поддаться воле воображения, можно примерно предположить, как выглядело здание театра в Риме в период его ввода в эксплуатацию. Это монументальное, похожее на подкову, строение, высота стен которого достигала 30 метров, имеющее диаметр полукруга, размером примерно в 130 метров. Что касается фасада, то для его облицовки использовались панели на основе белого известняка. Они украшены театральными масками больших размеров, созданными из мрамора.

Внутренний двор встречал посетителей трибунами, перед которыми располагалась сцена. Уже за сценой находилась скена - своеобразное здание, играющее роль кулис и декораций. Что касается трибун, то они также были трехъярусными. В первых рядах, традиционно, восседала знать Рима, следующие два ряда предназначались для женщин, верхние ряды, соответственно, рассчитаны на простолюдинов. Вдоль периметров стен располагались декоративные статуи и элементы декора.

Еще Юлий Цезарь в своё время имел замысел, который заключался в желании построить большой театр в Риме. Причем эта идея возникла еще за 30 лет до того, как началось строительство театра Марцелла. Как можно предположить, амбициозный император Рима желал построить нечто куда более впечатляющее, чем самый крупный в тот период театр, коим была Помпея.

До нашего времени Помпея не сохранилась, хотя ее руины находятся на площади Рима Piazza Largo di Torre Argentina, где при желании их можно осмотреть. Начало работ по постройке нового театра датировано временами Цезаря, однако после его смерти они были также приостановлены. Продолжить строительство принял решение приемный его сын, император Август . Тот, в свою очередь, нарёк нарёк театр в честь Марка Клавдия Марцелла, своего покойного племянника. Погиб он в юношестве, и его смерть крайне огорчила Августа.

Вместительность театра Марцелла

Вместительность трибун театра Марцелла на основании изыскательских работ античных летописцев, подлежит определенным сомнениям, потому как одни источники указывают на 30000 человек, а другие - на 14000. И всё же наверняка известно, что если возникала необходимость, то над рядами, где сидели зрители, а также над самой сценой натягивался тент, удерживаемый деревянными конструкциями.

Сегодня, правда, нельзя увидеть, как выглядит сцена или трибуны в Риме. Так как спустя 400 лет после своего возведения это здание более не использовалось по назначению, постепенно придя в запустение. Как и некоторые другие достопримечательности Рима, со временем театр Марцелла был разобрана на стройматериалы.

В период Средневековья здание театра Марцелла в Риме, пребывая в полуразрушенном состоянии сменяло своих владельцев. Так, оно использовалось в качестве фундамента под строительство крепости, далее было принято решение данное военное укрепление перестроить, возведя, таким образом, дворец.

В рамках данного периода в Риме над уровнем двух ярусов были возведены жилые этажи. В основном зрители воспринимают их как нечто лишнее. Однако нет ничего в этом удивительного, ведь полторы тысячи лет истории Рима не могли не отразиться на общем виде, а потому присутствие одновременно нескольких видов архитектурных стилей не должно особо вводить в замешательство и размышления. Кроме того, стоит добавить, что постройки более поздних периодов в Риме и вовсе на античном здании смотрятся чужеродно.

Полукруглой стене с ее арками, можно сказать, повезло, ведь оставшаяся часть и вовсе не сохранилась - на месте, где находился театр Марцелла в Риме, очень скоро были возведены жилые постройки. В качестве торговых лавок стали использоваться его арки. И все бы и было столь плачевно, если бы не распоряжение Муссолини, в котором он обязал произвести реконструкцию исторической постройки Рима.

Театр Марцелла: интересные места поблизости

Не так уж и сложно найти, где находится театр Марцелла – расположен он в Риме на улице Via del Teatro di Marcello, которая, как можно заметить, одноименная с ним.


Другими ориентирами его расположения в Риме является Капитолий и мост Фабриция, пролегающий над рекой Тибр - театр находится как раз между ними. Неподалеку от театра Марцелла находится еще две постройки. Годы возведения которых в Риме датированы тем же периодом, что и годы возведения самого театра. Напротив этих построек расположены три колонны, в одно время являвшиеся собственностью храма Аполлона.