Грузия: культура, кухня, обычаи, традиции, религия и население.

Культура Грузии гармонично соединила в себе культуры народов Ближнего Востока, Европы, а так же свои национальные традиции. Уже в средних веках Грузия подняла на высокий уровень такие науки как география и астрономия, философия и теология, право и историю. Вместе с этим процветало прикладное искусство и архитектура. Хоть Грузия соседствует с и Персией и влияние их культур действовало в ее сторону, она все же больше тянулась к Европе.

Музыка Грузии владеет древней историей. По традициям пение - это по мужской части. Многоголосие Грузии популярно во всем мире. Вначале это было только народным творчеством, но когда в Грузии было принято христианство, пение вошло в церковь. В 2001 г ЮНЕСКО присудили песне Грузии награду и назвали ее гениальным творением национального наследия.

Танцы Грузии делятся на три категории: сольные, танец в паре и танец в группе. Главной деталью грузинского танца является ровная спина, как у мужчин, так и у женщин. Представительницы прекрасного пола делают нежные, женственные движения, в то время как мужчины исполняют высокие прыжки и двигаются быстро, стремясь подчеркнуть свою мужественность.

Грузинская кухня не острая, а скорее пряная. Незаменимым напитком на столах Грузии является грузинское вино.

Показаны записи 1-3 из 3 .

Кухня Грузии.

Наверное, если и можно говорить, чем славится Грузия больше всего, так в списке обязательно найдутся вино, горы и...необыкновенно вкусная кухня! Национальная кухня этой страны смогла совместить в себе все самое яркое из гастрономических традиций Закавказья, Азии и даже Причерноморья. Заметим, что на кулинарный стиль Западной Грузии необычайное влияние было со стороны Турции, а на Восточную - с Ирана. Самобытная, оригинальная, необычайно интересная - все это стало уже обычными характеристиками блюд Грузии. Неверное, эта изысканность увеличивается в разы в тандеме с легендарной грузинской гостеприимностью. Хлеб в Грузии бывает разным. Если в Западной части больше предпочитают мчади - лепешке с кукурузной муки, то на Востоке больше готовят пшеничный хлеб, который выпекают в специальных глиняных…

Религия Грузии.

В Конституции Грузии зафиксировано, что в стране свобода вероисповедания закреплена за всеми гражданами. По-этому, здесь прекрасно уживаются представители всех мировых религий - ислама, православия, католицизма, протестантизма, буддизма и многие другие. Но все же, государственной религией не зря сделали православие, ведь большая часть страны идентифицирует себя именно с этой конфессией. Интересно, что Грузия - одна из первых в мире стран, которые приняли православие как государственную религию страны. Самой первой страной, кто утвердила эту религию на национальном уровне, была Армения. Уже после нее, в 326 году нашей эры, и Грузия закрепила за собой статус православной страны. До 2011 года, когда всем религиозным общинам предоставили право юридического лица, Грузинская православная церковь…

Обычаи и традиции Грузии.

Грузия - это очаг многовековых традиций, которые не меняются годами и передаются в точности от поколения к поколению. Наверное, Грузия перенасыщена обычаями. На самом деле, уже очень сложно отделить обычную грузинскую жизнь от старых традиций. Виноделие, древняя религия, семейные рецепты, тайные специи к шашлыку, пышные застолья, свадебные обряды и легендарное гостеприимство - в этом вся Грузия. Начнем с гостеприимства. Это не просто лишние слова для привлечения туристов, а настоящий образ жизни грузин. Здесь гость - главный герой любого торжества, и голодным вы точно не выйдите с любого дома, даже самого скромного. Иногда бывает, что таксисты не возьмут денег, если услышат, что вы турист, а в случае, если путешествуете автостопом, то точно с вас водители не возьмут денег, и даже устроят ночлег…

Грузия – страна с древней и богатой самобытной культурой, истоки которой берут начало в глубине тысячелетий. Культура Грузии давно пересекла национальные границы и вышла на международный уровень, потому что это достояние и наследие всего человечества.
Грузинская монументальная архитектура, музыка, книжная миниатюра, богатая духовная и светская литература, красочные проникновенные танцы, работы ювелиров, чеканщиков и художников, и конечно сам гостеприимный и хлебосольный грузинский народ, все это является частью древней страны.

Своеобразное географическое расположение Грузии на стыке Европейского и Азиатского континентов отразилось на развитии ее культуры, впитавшей в себя ближневосточные, европейские и местные кавказские традиции. Важные торговые пути, идущие через территорию Грузии и соединяющие север с югом, а восток с западом стали источником проникновения сюда элементов новых культур, традиций, веяний, тенденций и учений. Здесь, в Грузии, сошлись неторопливая мудрость Востока и прогрессирующая динамичность Запада.

Период XI-XII вв. – эпоха возрождения грузинского государства, когда монахи в академиях, церквях и монастырях выдвигали новые гуманистические идеи. Уже в средние века в Грузии процветали философия и историография, теология и право, поэзия и искусство. Развивались архитектура, астрономия, география и другие отрасли знания. Стало зарождаться прикладное искусство и особенно – ювелирное дело и художественная обработка металла (чеканка), процветающие до сих пор.

Расцвет светская культура Грузии претерпела в XIX в., когда грузинские писатели и художники под влиянием европейских идей обогатили сокровищницу национального и мирового искусства. В сокровищнице духовной культуры грузинского народа самое значительное место занимает музыкальный и танцевальный фольклор – искусство многоголосого хорового пения и национальные танцы, получившее признание во всем мире.

Прикладное искусство Грузии

Традиционное грузинское прикладное искусство в основном представлено высокохудожественными изделиями из керамики, металла, дерева, кости. Грузия славится своим ювелирным мастерством, гравировкой по металлу, оружейным мастерством.

Первые образцы керамической посуды появились на территории Грузии в VII тысячелетии до н. э. Позже, в IV-III тысячелетиях до н. э., наряду с керамикой появляются первые металлические изделия. Первые серебряные предметы на территории Грузии относятся к III тысячелетию до н. э. В следующем тысячелетии до н. э. количество образцов ювелирного искусства растет. В это время ювелирное дело достигает своего расцвета. Ювелиры в совершенстве владели искусством филиграни, скани, чеканки, литья. Но апогея славы средневековое ювелирное искусство достигло в XI-XIII веках.

Период многочисленных завоеваний тоже не прошел бесследно для прикладного искусства. Оно попадало под влияние европейского, персидского, азиатского искусства, но не утратило своих традиционных технических приемов и глубоко национального содержания.

В XIX веке в Грузии наивысшего расцвета достигло искусство златокузнецов. Лучшие образцы золотых столовых изделий (кубки, чаши, кувшины, рога-канци) и украшений создавались в Тбилиси, Ахалцихе, Гори, Кутаиси, Зугдиди и Телави. Изделия обильно украшалось чеканкой, сканью, чернью.

С древних времен грузинские мастера при художественной обработке благородных металлов употребляли эмали. Своего расцвета это искусство достигло в IX-XII веках. Эмалью, особенно перегородчатой, украшали предметы как религиозного, так и светского назначения: церковную утварь, столовую посуду, пояса, кольца, ожерелья. И в наше время это искусство не утратило свою силу, грузинские мастера по сей день продолжают работать в технике эмали.

В XVIII-XX веках действовало несколько центров керамического производства, где изготовлялись керамическая посуда и строительные материалы (кирпич, черепица).

В Восточной Грузии центрами керамического производства являлись: Тбилиси, Мцхета, Телави, Ниноцминда, Гори, Цхавати. В Западной Грузии - Шроша, Кутаиси, Ацана, Намиколоу и т. д.

Большое место в быту грузинского народа занимала керамика с глазурью. Мастера всегда старались придать изделию красивый внешний вид, изысканные, утонченные формы.

Многовековую историю в грузинском народном декоративно-прикладном искусстве имеет шитье бисером. До последнего времени оно сохранилось у грузинских горцев. С XVIII века центрами вышивки бисером являлись Тбилиси, Гори, Кутаиси, Ахалцихе.

Грузинское народное декоративно-прикладное искусство обращает на себя внимание своей простотой, пластичностью, традиционными неповторимыми формами.

Музыка и танцы в Грузии

Грузинская песня - шедевр устного нематериального наследия

В мире найдется немного стран с такой высокой хоровой культурой, как Грузия. Национальная самобытность грузинского народа в полной мере проявилась в многоголосой хоровой песне. Своими корнями многоголосное (полифоническое) песнопение восходит к V в. н.э. Первоначально оно существовало лишь как народное, но после принятия христианства приобрело статус еще и церковного песнопения.

Для грузинского многоголосья характерны особая голосовая техника пения на три голоса. Обычно в Грузии поют мужчины. Также как и в русском фольклоре, все грузинские песни можно условно разделить на трудовые, обрядовые, застольные и плясовые.

О точном времени зарождения грузинского фольклора до сих пор не утихают споры. Одни считают, что грузинской народной музыке более 1500 лет. Наиболее смелые утверждают, что первые сведения о грузинском танцевальном и песенном фольклоре упоминаются еще до нашей эры. Например, по свидетельству греческого историка Ксенофонта (IV век до н.э.), среди грузинских племен была широко распространена светская музыка, военные и танцевальные мелодии. Грузины даже в битву шли с песнями и танцами. В грузинском фольклоре действительно сохранились ритуальные песни и танцы как языческой, так и христианской эпохи. В 2001 году ЮНЕСКО признало грузинскую песню шедевром устного нематериального наследия.

Танцы в Грузии разделяются на сольные, парные и групповые. Женщины двигаются грациозно, маленькими шажками. Мужчины демонстрируют свою воинственность, которая выражается в быстрых движениях, высоких прыжках и смелых пируэтах. Спина, как у мужчин, так и у женщин, всегда остается прямой и неподвижной.

В Грузии есть такое понятие как «танцевальный диалект». Это значит, что в каждом регионе Грузии своя особая манера исполнения танцев. Так различаются кахетинский, карталинский, рачинский, сванский, мингрельский, имеретинский, гурийский, аджарский, мтиульский танцы и т.д.

Грузинская песенная и танцевальная культура жанрово богата и разнообразна. На протяжении многих веков формировался народный исполнительский стиль и традиции, передаваемые из поколения в поколение.

Сегодня в Грузии действуют такие Храмы музыкального и танцевального искусства как Грузинский театр оперы и балета (создан в 1851 году), Театр музыкальной комедии. Тбилисская консерватория заслужила репутацию учебного заведения, готовящего прекрасных исполнителей классической музыки.

Государственный симфонический оркестр и множество ансамблей народных песен и танцев, к примеру, «Эрисиони» и «Рустави», известны во всем мире.

Культура Грузии - Литература

Первые грузинские литературные памятники относятся к V в. н.э. Это церковная литература периода раннего христианства – жития мучеников и святых, различные трактаты. Далее появился фольклор – сказания о героях и дидактические поэмы.

Расцвет восточной (в частности, персидской) литературы также оказал сильное влияние на развитие грузинской литературы. В эпоху раннего Средневековья появляются эпические произведения лирического содержания о несчастной любви, написанные под влиянием творчества Фирдоуси и др. восточных авторов. Символом грузинской художественной литературы является эпическая поэма «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели, написанная в XII веке.

Наиболее значительный вклад в литературное наследие Грузии внесли также Сулхан-Саба Орбелиани – автор толкового грузинского словаря (XVIII век), Илья Чавчавадзе, Александр Казбеги и Акакий Церетели (XIX век), Галактион Табидзе («Луна Мтацминды», «Ветер веет»), Константин Гамсахурдиа («Десница» - XX в.).

Романы Нодара Думбадзе – великого грузинского писателя XX века повествуют о простых и мудрых людях, пронизаны народным юмором и глубокой философией. Произведения Думбадзе «Я, бабушка, Илико и Илларион», «Белые флаги», «Закон вечности» изданы на 94 языках мира.

Произведения поэтов и писателей Грузии переводились и на русский язык многими поэтами, включая Бориса Пастернака и Евгения Евтушенко.

Грузинская живопись и архитектура

Искусство живописи представлено в Грузии работами таких мастеров как легендарный Нико Пиросмани, Гиго Габашвили, Давид Какабадзе, Ладо Гудиашвили, Корнелий Санадзе, Елена Ахвледиани, Сергей Кобуладзе, Симон Вирсаладзе и Екатерина Багдавадзе. Всемирно известны такие грузинские скульпторы, как Элгуджа Амашукели, Ираклий Очиаури и Зураб Церетели.

Культура Грузии - Театр

Грузинская драматургия восходит к середине XIX в. Ее основоположником считается писатель, переводчик и театральный деятель Георгий Эристави (1811–1864).

В Грузии насчитывается более 30 театров. Наиболее посещаемые из них находятся в Тбилиси. Это Академический театр оперы и балета им. З. Палиашвили, Государственный академический драматический театр им. Ш.Руставели, широко известный в современном театральном мире как один из самых творческих и талантливых коллективов, Государственный академический драматический театр им. К. Марджанишвили, отметивший свой 150-летний юбилей Государственный русский драматический театр им. А.С. Грибоедова, Государственный музыкальный театр им. В.Абашидзе.

Культура Грузии - Кино

Рождение грузинского кинематографа произошло в начале XX в. Первый фильм был снят в 1912 году. Тогда еще никто не знал, что грузинские фильмы получат мировое признание.

Такие грузинские кинорежиссеры, как Эльдар Шенгелая («Ширекилеби»), Георгий Чхеидзе («Пиросмани»), Тенгиз Абуладзе (трилогия «Мольба», «Древо желания», «Покаяние»), Отар Иоселиани («Фавориты луны» и многое другое), Ираклий Махарадзе («Всадники дикого запада – грузинские ловкие всадники»), Георгий Данелия («Не горюй!», «Мимино» и многое другое) получили за свои работы ряд международных премий. Их работы навсегда вошли в сокровищницу мирового кинематографа.

Грузия подарила миру плеяду талантливейших актеров. Таких как Верико Анджапаридзе, Кахи Кавсадзе, Софико Чиаурели, Вахтанг Кикабидзе и многих других.

Культура Грузии - Музеи

В Грузии насчитывается около 100 музеев. В одном лишь Тбилиси их более 20. Главный музей страны - Государственный музей Грузии им. Симона Джанашиа, преобразованный в 1919 из Кавказского музея (основан в 1852 г.).

Здесь представлена крупнейшая коллекция памятников грузинской культуры: предметы материальной культуры, начиная с эпохи нижнего палеолита – орудия труда, наконечники стрел и копий, утварь, древние украшения, а также изделия художественных ремесел из разных районов Грузии, коллекция монет как грузинских, так и стран Ближнего Востока. В музее есть геологический, биологический, зоологический отделы, а также отдел по новой и новейшей истории Грузии.

Вторым крупным музеем считается Государственный музей искусств Грузии им. Ш.Амиранашвили. Его «золотой фонд» содержит богатейшую коллекцию древнегрузинского искусства (со знаменитыми эмалями Хахульского триптиха и центральной эмалевой иконой Богоматери), а также русского, советского, западноевропейского и восточного искусства.

Интересны также такие музеи, как Национальная картинная галерея, Государственный музей современного изобразительного искусства, Государственный музей народного и прикладного искусства, Музей грузинской литературы, Тбилисский исторический музей им. И.Гришашвили, Государственный музей музыки, театра и кино, Государственный дом-музей Н.Пиросмани, Историко-этнографический музей с коллекцией древних грузинских жилищ.

Культура Грузии

Культура Грузии

Грузия - страна древней и самобытной культуры.

  • культура Грузии состоит в основном из основной Картлийской этногруппы грузин, так же из культуры грузин: кахетинцев, имеретинцев, мегрелов, гурийцев, джавахетцев, мусульман аджарцев, лазов, ингилойцев,

Так же из субэтно культуры малых народов Грузии: мохевцев, хевсуров, пшавов, тушинцев, мтиульцев, гудамакарцев, торийцев, Рачинцев, лечхумцев, сванов, месхетов. Сваны больше остальных малых субэтно групп выделялись своей самобытностью, так же как и хевсуры.

  • Грузинская культура сильно развивалась и заимствовала культуры песен, танцев, пошив одежды, кухни, у соседних народов: в частности армян, осетин, чеченцев, абхазов, азербайджанцев, турков, аварцев, лакцев, курдов, езидов начиная со средневековых времён, так как Грузии всегда являлась многонациональной страной, и имела торговые, культурные отношения с соседними народами к примерам можно отнести шуточные армянские мелодии переделанные на грузинский лад как Картлийские песни, так же танец Кинтоури (танец Тбилисских Кинто) изначально армянский танец Шалохо,

Так же визитка грузинской кухни: Хинкали (изначально название блюдо являлась северо кавказским а именно чеченским, либо Дагестанским), элементы турецкой или азербайджанской культуры можно встретить в свадебных церемониях грузин, множество заимствований осетинской культуры а именно из литературы, осетинские танцы, песни, и некоторые заимствования из кухни осетин, и других соседних народов.

  • Большое влияние на развитие культуры Грузии оказало период Российской империи конец 19 века, далее середина 20 века в Советского времени.

Древнегреческие мифы о золотом руне

Народная музыка

Корни грузинской народной музыки уходят на глубину нескольких тысячелетий.

Издревле известны грузинские народные музыкальные инструменты: духовые - шестиствольный соинари (ларчеми), нестви , ствири , авили , най (разновидности свирели), буки , квироствири (разновидности трубы), саквири (сигнальный рог), карахса (рожок), гудаствири , чибони (волынки); струнные щипковые - чанги (арфа), кнари , эбани (типа лиры), пандури , чонгури (типа лютни), цинцили (типа цимбал); струнные смычковые - чианури , чунири ; ударные - бобгани (тимпан), дабдаби , думбо , ноба , доли (разновидности барабана), коси (большой военный барабан), таблаки (малый барабан), цинцила (тарелки), дайра (бубен), спилендзчури (большая медная литавра), диплипито (миниатюрная литавра).

Грузинский народ издавна проявлял себя в песенном творчестве. Существуют исторические документы VIII и века до нашей эры повествующие о трудовых, походных и хороводных песнях. Странствующие певцы-сказители - мествире были одновременно композиторами-импровизаторами, поэтами, певцами и исполнителями на волынке .

Музыкальный фольклор Грузии содержит ряд диалектов: тушинский, хевсурский, мтиульский, картлийский, кахетинский, рачинский, пшавский, мохевский, лечхумский, сванский, мегрельский, имеретинский, гурийский, аджарский , лазский.

Особенностью грузинской народной музыки является многоголосие: двух-, трёх- и четырёхголосие.

Трёхголосие является основой традиционной грузинской музыки: на фоне баса мелодию развивают два верхних голоса в различных сочетаниях. В песнетворчестве западной Грузии выделяются стройностью и суровостью звучания песни сванов . Этим песням свойственны частые диссонирующие сочетания, совместное движение трёх голосов основными трезвучиями. Народная полифония со всей многогранностью представлена в гурийских и аджарских песнях. В них присутствует криманчули - так называют верхний, особый голос, требующий от солиста высокого, нетипичного для мужчины, регистра и умения исполнять сложные фиоритуры гортанным звуком.

Грузинская архитектура

Грузинское искусство, начиная с IV-V вв. вплоть до рубежа XVIII-XIX вв., прошло долгий и сложный путь развития, который органически связан с развитием грузинского народа и грузинской государственности. Как и всякое живое искусство, грузинское было тесно связано с искусством соседних стран Передней Азии и Средиземноморского бассейна. Эти связи обогащали грузинское искусство, но и оно, со своей стороны, вносило весомый вклад в развитие средневекового мирового искусства. С одной стороны, несомненна генетическая связь с искусством дофеодальной эпохи, с другой стороны, наблюдается расширение диапазона, углубление и обогащение содержания; именно в средние века особенно ярко проявились самобытные национальные черты грузинского искусства.

Монументальная грузинская архитектура развилась в средние века, в связи с развитием государственности и распространением христианства и храмовым строительством. В -VI веках распространённым типом грузинских храмов была базилика . Известен ряд ранних грузинских базилик: Анчисхатская , Цкароставская, Урбинисская. Наибольшей известностью пользуется Болнисский сион , постройка которого начата в и закончена в 493 году , это самая старая и притом хорошо сохранившаяся базилика. Три нефа имели сводчатые перекрытия и были подведены под общую двухскатную крышу. С севера и юга были устроены галереи с красивой кровлей. В восточной стороне была устроена закрытая крещальня.

Культура современной Грузии

Грузинская музыка

Основоположники Грузинского дирижёрского искусства - народный артист Грузинской ССР З. П. Палиашвили и заслуженный деятель искусств Грузинской ССР Е. С. Микеладзе .

Грузинский кинематограф

Грузинский танец

Грузинская живопись

Искусство живописи представлено в Грузии работами таких мастеров как легендарный Нико Пиросмани, Гиго Габашвили, Давид Какабадзе, Ладо Гудиашвили, Корнелий Санадзе, Елена Ахвледиани, Сергей Кобуладзе, Симон Вирсаладзе, Александр Беридзе и Екатерина Багдавадзе. Всемирно известны такие грузинские скульпторы, как Элгуджа Амашукели, Ираклий Очиаури и Зураб Церетели.

Персоналии культуры Грузии

Актёры театра и кино

  • Софико Чиаурели (1937-2008), актриса театра и кино
  • Верико Анджапаридзе (1897-1987), актриса театра и кино
  • Акакий Васадзе (1899-1978), актёр, режиссёр, театральный педагог
  • Михаил Геловани (1892-1956), актёр театра и кино
  • Василий Годзиашвили (1905-1976), актёр театра и кино
  • Валико Гуниа (1862-1938), актёр, драматург, режиссёр
  • Спартак, Багаев актер театра и кино
  • Серго Закариадзе (1909-1971), актёр театра и кино .
  • Шарах Пачалия (р. 1914), актёр, режиссёр, драматург
  • Акакий Хорава (1895-1972), актёр театра и кино
  • Анастасия (Тасо) Абашидзе (1881-1958) - актриса. Народная артистка Грузинской ССР (1943).
  • Василий Абашидзе (1854-1926) - актёр. Народный артист республики (1922).
  • Тамара Абашидзе (1892-1960) - актриса. Народная артистка Грузинской ССР (1950).
  • Аббасов, Мирза Али (1874-1943) - азербайджанский актёр. Заслуженный артист Грузинской ССР (1924).
  • Мгалоблишвили, Нодар Александрович (р. 1931) - советский, российский и грузинский актёр театра и кино.
  • Кавсадзе, Кахи Давидович (р. 1935) - грузинский, советский актер театра и кино.

Артисты балета

Композиторы и дирижёры

Кинорежиссёры

  • Калатозов, Михаил Константинович (1903-1973)
  • Параджанов, Сергей Иосифович (1924-1990)

Театральные режиссёры

Оперные певцы

Певцы и певицы

Художники

  • Симон Вирсаладзе (род. 1909), театральный художник. Народный художник СССР (1976). Действительный член АХ СССР (1975)
  • Теймураз Давидович Мурванидзе (род. 1939), художник. Заслуженный художник Грузинской ССР (1978).
  • Тамара Абакелия (1905-1953) - скульптор и театральный художник. Заслуженный деятель искусств Грузинской ССР (1941).
  • Ладо Гудиашвили - один из крупнейших грузинских художников XX века. Герой социалистического труда (1976). Народный художник СССР (1972).
  • Елена Ахвледиани - художница, график, театральный оформитель, Народный художник Грузинской ССР (1960)

Лауреат премии имени Шота Руставели

Архитекторы

Скульпторы

  • Зураб Церетели - художник и скульптор. Народный художник СССР (1980), Народный художник Российской Федерации (1994), Президент Российской академии художеств (с 1997 года), Почётный член Российской академии образования. Академик РАЕН.

Поэты

Писатели, драматурги, сценаристы

Напишите отзыв о статье "Культура Грузии"

Примечания

  1. Музыкальная энциклопедия. Гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т 2. Гондольера - Корсов. 960 стб. с илл. М.: Советская энциклопедия, 1974 (стб. 78-88)
  2. Очерки истории Грузии. Том 2. Грузия в IV-X веках / [Ред.: М. Лордкипанидзе, Д. Мусхелишвили] - , 1988 – 580 с.
  3. Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 1. А - Анкетирование. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. - 766 с.: ил.: карт.
  4. Новая Российская энциклопедия: в 12 т. / Редкол.: А. Д. Некипелов, В. И. Данилов-Данильян и др. - М.: ООО «Издательство „Энциклопедия“» Т. 3 Бруней - Винча, 2007. - 480 с.: ил.
  5. Большая Советская Энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 4. Брасос - Веш. 1971. 600 стр., илл.; 47 л. илл. и карт.
  6. Большая Советская Энциклопедия. Гл. ред. Б. А. Введенский, 2-е изд. Т. 10. Газель - Германий. 1952. 620 стр., илл.; 43 л. илл. и карт.
  7. Театральная энциклопедия. Гл. ред. П. А. Марков. Т. 2 - М.: Советская энциклопедия, 1963, 1216 стб. с илл., 14 л. илл.
  8. Большая Советская Энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 7. Гоголь - Дебит. 1972. 608 стр., илл.: 44 л. илл. и карт. 1 карта-вкл.
  9. Серго Закариадзе - статья из Большой советской энциклопедии .
  10. Театральная энциклопедия. Гл. ред. П. А. Марков. Т. 4 - М.: Советская энциклопедия, Нежин - Сярев, 1965, 1152 стб. с илл., 6 л. илл.
  11. Большая Советская Энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 28. Франкфурт - Чага. 1978. 616 стр., илл.; 32 л. илл. и карт.
  12. РУССКИЙ БАЛЕТ И ЕГО ЗВЁЗДЫ: Русский балет и его звёзды / Под ред. Е. Суриц - М.: Большая Российская энциклопедия; Борнмут: Паркстоун, 1998-208 с.: илл. ISBN 5-85270-135-1
  13. Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 2. Анкилоз - Банка. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. - 766 с.: ил.: карт.
  14. Театральная энциклопедия. Гл. ред. П. А. Марков. Т. 3 - М.: Советская энциклопедия, Кетчер - Нежданова, 1964, 1086 стб. с илл., 7 л. илл.
  15. Большая Советская Энциклопедия. Гл. ред. Б. А. Введенский, 2-е изд. Т. 21. Кинестезия - Коллизия. 1953. 628 стр., илл.; 52 л. илл. и карт.
  16. Советский Энциклопедический словарь, Гл.ред.А.М.Прохоров, М.1990г.
  17. Большая Советская Энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 29. Чаган- Экс-ле-Бен. 1978. 640 стр., илл.; 28 л. илл. и карт. (стб 1127)
  18. Собрание соч. в 5т.т. М.1969г.

См. также

Ссылки

Отрывок, характеризующий Культура Грузии

Ростов, протирая слипавшиеся глаза, поднял спутанную голову с жаркой подушки.
– А что поздно? – Поздно, 10 й час, – отвечал Наташин голос, и в соседней комнате послышалось шуршанье крахмаленных платьев, шопот и смех девичьих голосов, и в чуть растворенную дверь мелькнуло что то голубое, ленты, черные волоса и веселые лица. Это была Наташа с Соней и Петей, которые пришли наведаться, не встал ли.
– Николенька, вставай! – опять послышался голос Наташи у двери.
– Сейчас!
В это время Петя, в первой комнате, увидав и схватив сабли, и испытывая тот восторг, который испытывают мальчики, при виде воинственного старшего брата, и забыв, что сестрам неприлично видеть раздетых мужчин, отворил дверь.
– Это твоя сабля? – кричал он. Девочки отскочили. Денисов с испуганными глазами спрятал свои мохнатые ноги в одеяло, оглядываясь за помощью на товарища. Дверь пропустила Петю и опять затворилась. За дверью послышался смех.
– Николенька, выходи в халате, – проговорил голос Наташи.
– Это твоя сабля? – спросил Петя, – или это ваша? – с подобострастным уважением обратился он к усатому, черному Денисову.
Ростов поспешно обулся, надел халат и вышел. Наташа надела один сапог с шпорой и влезала в другой. Соня кружилась и только что хотела раздуть платье и присесть, когда он вышел. Обе были в одинаковых, новеньких, голубых платьях – свежие, румяные, веселые. Соня убежала, а Наташа, взяв брата под руку, повела его в диванную, и у них начался разговор. Они не успевали спрашивать друг друга и отвечать на вопросы о тысячах мелочей, которые могли интересовать только их одних. Наташа смеялась при всяком слове, которое он говорил и которое она говорила, не потому, чтобы было смешно то, что они говорили, но потому, что ей было весело и она не в силах была удерживать своей радости, выражавшейся смехом.
– Ах, как хорошо, отлично! – приговаривала она ко всему. Ростов почувствовал, как под влиянием жарких лучей любви, в первый раз через полтора года, на душе его и на лице распускалась та детская улыбка, которою он ни разу не улыбался с тех пор, как выехал из дома.
– Нет, послушай, – сказала она, – ты теперь совсем мужчина? Я ужасно рада, что ты мой брат. – Она тронула его усы. – Мне хочется знать, какие вы мужчины? Такие ли, как мы? Нет?
– Отчего Соня убежала? – спрашивал Ростов.
– Да. Это еще целая история! Как ты будешь говорить с Соней? Ты или вы?
– Как случится, – сказал Ростов.
– Говори ей вы, пожалуйста, я тебе после скажу.
– Да что же?
– Ну я теперь скажу. Ты знаешь, что Соня мой друг, такой друг, что я руку сожгу для нее. Вот посмотри. – Она засучила свой кисейный рукав и показала на своей длинной, худой и нежной ручке под плечом, гораздо выше локтя (в том месте, которое закрыто бывает и бальными платьями) красную метину.
– Это я сожгла, чтобы доказать ей любовь. Просто линейку разожгла на огне, да и прижала.
Сидя в своей прежней классной комнате, на диване с подушечками на ручках, и глядя в эти отчаянно оживленные глаза Наташи, Ростов опять вошел в тот свой семейный, детский мир, который не имел ни для кого никакого смысла, кроме как для него, но который доставлял ему одни из лучших наслаждений в жизни; и сожжение руки линейкой, для показания любви, показалось ему не бесполезно: он понимал и не удивлялся этому.
– Так что же? только? – спросил он.
– Ну так дружны, так дружны! Это что, глупости – линейкой; но мы навсегда друзья. Она кого полюбит, так навсегда; а я этого не понимаю, я забуду сейчас.
– Ну так что же?
– Да, так она любит меня и тебя. – Наташа вдруг покраснела, – ну ты помнишь, перед отъездом… Так она говорит, что ты это всё забудь… Она сказала: я буду любить его всегда, а он пускай будет свободен. Ведь правда, что это отлично, благородно! – Да, да? очень благородно? да? – спрашивала Наташа так серьезно и взволнованно, что видно было, что то, что она говорила теперь, она прежде говорила со слезами.
Ростов задумался.
– Я ни в чем не беру назад своего слова, – сказал он. – И потом, Соня такая прелесть, что какой же дурак станет отказываться от своего счастия?
– Нет, нет, – закричала Наташа. – Мы про это уже с нею говорили. Мы знали, что ты это скажешь. Но это нельзя, потому что, понимаешь, ежели ты так говоришь – считаешь себя связанным словом, то выходит, что она как будто нарочно это сказала. Выходит, что ты всё таки насильно на ней женишься, и выходит совсем не то.
Ростов видел, что всё это было хорошо придумано ими. Соня и вчера поразила его своей красотой. Нынче, увидав ее мельком, она ему показалась еще лучше. Она была прелестная 16 тилетняя девочка, очевидно страстно его любящая (в этом он не сомневался ни на минуту). Отчего же ему было не любить ее теперь, и не жениться даже, думал Ростов, но теперь столько еще других радостей и занятий! «Да, они это прекрасно придумали», подумал он, «надо оставаться свободным».
– Ну и прекрасно, – сказал он, – после поговорим. Ах как я тебе рад! – прибавил он.
– Ну, а что же ты, Борису не изменила? – спросил брат.
– Вот глупости! – смеясь крикнула Наташа. – Ни об нем и ни о ком я не думаю и знать не хочу.
– Вот как! Так ты что же?
– Я? – переспросила Наташа, и счастливая улыбка осветила ее лицо. – Ты видел Duport"a?
– Нет.
– Знаменитого Дюпора, танцовщика не видал? Ну так ты не поймешь. Я вот что такое. – Наташа взяла, округлив руки, свою юбку, как танцуют, отбежала несколько шагов, перевернулась, сделала антраша, побила ножкой об ножку и, став на самые кончики носков, прошла несколько шагов.
– Ведь стою? ведь вот, – говорила она; но не удержалась на цыпочках. – Так вот я что такое! Никогда ни за кого не пойду замуж, а пойду в танцовщицы. Только никому не говори.
Ростов так громко и весело захохотал, что Денисову из своей комнаты стало завидно, и Наташа не могла удержаться, засмеялась с ним вместе. – Нет, ведь хорошо? – всё говорила она.
– Хорошо, за Бориса уже не хочешь выходить замуж?
Наташа вспыхнула. – Я не хочу ни за кого замуж итти. Я ему то же самое скажу, когда увижу.
– Вот как! – сказал Ростов.
– Ну, да, это всё пустяки, – продолжала болтать Наташа. – А что Денисов хороший? – спросила она.
– Хороший.
– Ну и прощай, одевайся. Он страшный, Денисов?
– Отчего страшный? – спросил Nicolas. – Нет. Васька славный.
– Ты его Васькой зовешь – странно. А, что он очень хорош?
– Очень хорош.
– Ну, приходи скорей чай пить. Все вместе.
И Наташа встала на цыпочках и прошлась из комнаты так, как делают танцовщицы, но улыбаясь так, как только улыбаются счастливые 15 летние девочки. Встретившись в гостиной с Соней, Ростов покраснел. Он не знал, как обойтись с ней. Вчера они поцеловались в первую минуту радости свидания, но нынче они чувствовали, что нельзя было этого сделать; он чувствовал, что все, и мать и сестры, смотрели на него вопросительно и от него ожидали, как он поведет себя с нею. Он поцеловал ее руку и назвал ее вы – Соня. Но глаза их, встретившись, сказали друг другу «ты» и нежно поцеловались. Она просила своим взглядом у него прощения за то, что в посольстве Наташи она смела напомнить ему о его обещании и благодарила его за его любовь. Он своим взглядом благодарил ее за предложение свободы и говорил, что так ли, иначе ли, он никогда не перестанет любить ее, потому что нельзя не любить ее.
– Как однако странно, – сказала Вера, выбрав общую минуту молчания, – что Соня с Николенькой теперь встретились на вы и как чужие. – Замечание Веры было справедливо, как и все ее замечания; но как и от большей части ее замечаний всем сделалось неловко, и не только Соня, Николай и Наташа, но и старая графиня, которая боялась этой любви сына к Соне, могущей лишить его блестящей партии, тоже покраснела, как девочка. Денисов, к удивлению Ростова, в новом мундире, напомаженный и надушенный, явился в гостиную таким же щеголем, каким он был в сражениях, и таким любезным с дамами и кавалерами, каким Ростов никак не ожидал его видеть.

Вернувшись в Москву из армии, Николай Ростов был принят домашними как лучший сын, герой и ненаглядный Николушка; родными – как милый, приятный и почтительный молодой человек; знакомыми – как красивый гусарский поручик, ловкий танцор и один из лучших женихов Москвы.
Знакомство у Ростовых была вся Москва; денег в нынешний год у старого графа было достаточно, потому что были перезаложены все имения, и потому Николушка, заведя своего собственного рысака и самые модные рейтузы, особенные, каких ни у кого еще в Москве не было, и сапоги, самые модные, с самыми острыми носками и маленькими серебряными шпорами, проводил время очень весело. Ростов, вернувшись домой, испытал приятное чувство после некоторого промежутка времени примеривания себя к старым условиям жизни. Ему казалось, что он очень возмужал и вырос. Отчаяние за невыдержанный из закона Божьего экзамен, занимание денег у Гаврилы на извозчика, тайные поцелуи с Соней, он про всё это вспоминал, как про ребячество, от которого он неизмеримо был далек теперь. Теперь он – гусарский поручик в серебряном ментике, с солдатским Георгием, готовит своего рысака на бег, вместе с известными охотниками, пожилыми, почтенными. У него знакомая дама на бульваре, к которой он ездит вечером. Он дирижировал мазурку на бале у Архаровых, разговаривал о войне с фельдмаршалом Каменским, бывал в английском клубе, и был на ты с одним сорокалетним полковником, с которым познакомил его Денисов.
Страсть его к государю несколько ослабела в Москве, так как он за это время не видал его. Но он часто рассказывал о государе, о своей любви к нему, давая чувствовать, что он еще не всё рассказывает, что что то еще есть в его чувстве к государю, что не может быть всем понятно; и от всей души разделял общее в то время в Москве чувство обожания к императору Александру Павловичу, которому в Москве в то время было дано наименование ангела во плоти.
В это короткое пребывание Ростова в Москве, до отъезда в армию, он не сблизился, а напротив разошелся с Соней. Она была очень хороша, мила, и, очевидно, страстно влюблена в него; но он был в той поре молодости, когда кажется так много дела, что некогда этим заниматься, и молодой человек боится связываться – дорожит своей свободой, которая ему нужна на многое другое. Когда он думал о Соне в это новое пребывание в Москве, он говорил себе: Э! еще много, много таких будет и есть там, где то, мне еще неизвестных. Еще успею, когда захочу, заняться и любовью, а теперь некогда. Кроме того, ему казалось что то унизительное для своего мужества в женском обществе. Он ездил на балы и в женское общество, притворяясь, что делал это против воли. Бега, английский клуб, кутеж с Денисовым, поездка туда – это было другое дело: это было прилично молодцу гусару.
В начале марта, старый граф Илья Андреич Ростов был озабочен устройством обеда в английском клубе для приема князя Багратиона.
Граф в халате ходил по зале, отдавая приказания клубному эконому и знаменитому Феоктисту, старшему повару английского клуба, о спарже, свежих огурцах, землянике, теленке и рыбе для обеда князя Багратиона. Граф, со дня основания клуба, был его членом и старшиною. Ему было поручено от клуба устройство торжества для Багратиона, потому что редко кто умел так на широкую руку, хлебосольно устроить пир, особенно потому, что редко кто умел и хотел приложить свои деньги, если они понадобятся на устройство пира. Повар и эконом клуба с веселыми лицами слушали приказания графа, потому что они знали, что ни при ком, как при нем, нельзя было лучше поживиться на обеде, который стоил несколько тысяч.
– Так смотри же, гребешков, гребешков в тортю положи, знаешь! – Холодных стало быть три?… – спрашивал повар. Граф задумался. – Нельзя меньше, три… майонез раз, – сказал он, загибая палец…
– Так прикажете стерлядей больших взять? – спросил эконом. – Что ж делать, возьми, коли не уступают. Да, батюшка ты мой, я было и забыл. Ведь надо еще другую антре на стол. Ах, отцы мои! – Он схватился за голову. – Да кто же мне цветы привезет?
– Митинька! А Митинька! Скачи ты, Митинька, в подмосковную, – обратился он к вошедшему на его зов управляющему, – скачи ты в подмосковную и вели ты сейчас нарядить барщину Максимке садовнику. Скажи, чтобы все оранжереи сюда волок, укутывал бы войлоками. Да чтобы мне двести горшков тут к пятнице были.
Отдав еще и еще разные приказания, он вышел было отдохнуть к графинюшке, но вспомнил еще нужное, вернулся сам, вернул повара и эконома и опять стал приказывать. В дверях послышалась легкая, мужская походка, бряцанье шпор, и красивый, румяный, с чернеющимися усиками, видимо отдохнувший и выхолившийся на спокойном житье в Москве, вошел молодой граф.
– Ах, братец мой! Голова кругом идет, – сказал старик, как бы стыдясь, улыбаясь перед сыном. – Хоть вот ты бы помог! Надо ведь еще песенников. Музыка у меня есть, да цыган что ли позвать? Ваша братия военные это любят.
– Право, папенька, я думаю, князь Багратион, когда готовился к Шенграбенскому сражению, меньше хлопотал, чем вы теперь, – сказал сын, улыбаясь.
Старый граф притворился рассерженным. – Да, ты толкуй, ты попробуй!
И граф обратился к повару, который с умным и почтенным лицом, наблюдательно и ласково поглядывал на отца и сына.
– Какова молодежь то, а, Феоктист? – сказал он, – смеется над нашим братом стариками.
– Что ж, ваше сиятельство, им бы только покушать хорошо, а как всё собрать да сервировать, это не их дело.
– Так, так, – закричал граф, и весело схватив сына за обе руки, закричал: – Так вот же что, попался ты мне! Возьми ты сейчас сани парные и ступай ты к Безухову, и скажи, что граф, мол, Илья Андреич прислали просить у вас земляники и ананасов свежих. Больше ни у кого не достанешь. Самого то нет, так ты зайди, княжнам скажи, и оттуда, вот что, поезжай ты на Разгуляй – Ипатка кучер знает – найди ты там Ильюшку цыгана, вот что у графа Орлова тогда плясал, помнишь, в белом казакине, и притащи ты его сюда, ко мне.
– И с цыганками его сюда привести? – спросил Николай смеясь. – Ну, ну!…
В это время неслышными шагами, с деловым, озабоченным и вместе христиански кротким видом, никогда не покидавшим ее, вошла в комнату Анна Михайловна. Несмотря на то, что каждый день Анна Михайловна заставала графа в халате, всякий раз он конфузился при ней и просил извинения за свой костюм.
– Ничего, граф, голубчик, – сказала она, кротко закрывая глаза. – А к Безухому я съезжу, – сказала она. – Пьер приехал, и теперь мы всё достанем, граф, из его оранжерей. Мне и нужно было видеть его. Он мне прислал письмо от Бориса. Слава Богу, Боря теперь при штабе.
Граф обрадовался, что Анна Михайловна брала одну часть его поручений, и велел ей заложить маленькую карету.
– Вы Безухову скажите, чтоб он приезжал. Я его запишу. Что он с женой? – спросил он.
Анна Михайловна завела глаза, и на лице ее выразилась глубокая скорбь…
– Ах, мой друг, он очень несчастлив, – сказала она. – Ежели правда, что мы слышали, это ужасно. И думали ли мы, когда так радовались его счастию! И такая высокая, небесная душа, этот молодой Безухов! Да, я от души жалею его и постараюсь дать ему утешение, которое от меня будет зависеть.
– Да что ж такое? – спросили оба Ростова, старший и младший.
Анна Михайловна глубоко вздохнула: – Долохов, Марьи Ивановны сын, – сказала она таинственным шопотом, – говорят, совсем компрометировал ее. Он его вывел, пригласил к себе в дом в Петербурге, и вот… Она сюда приехала, и этот сорви голова за ней, – сказала Анна Михайловна, желая выразить свое сочувствие Пьеру, но в невольных интонациях и полуулыбкою выказывая сочувствие сорви голове, как она назвала Долохова. – Говорят, сам Пьер совсем убит своим горем.
– Ну, всё таки скажите ему, чтоб он приезжал в клуб, – всё рассеется. Пир горой будет.
На другой день, 3 го марта, во 2 м часу по полудни, 250 человек членов Английского клуба и 50 человек гостей ожидали к обеду дорогого гостя и героя Австрийского похода, князя Багратиона. В первое время по получении известия об Аустерлицком сражении Москва пришла в недоумение. В то время русские так привыкли к победам, что, получив известие о поражении, одни просто не верили, другие искали объяснений такому странному событию в каких нибудь необыкновенных причинах. В Английском клубе, где собиралось всё, что было знатного, имеющего верные сведения и вес, в декабре месяце, когда стали приходить известия, ничего не говорили про войну и про последнее сражение, как будто все сговорились молчать о нем. Люди, дававшие направление разговорам, как то: граф Ростопчин, князь Юрий Владимирович Долгорукий, Валуев, гр. Марков, кн. Вяземский, не показывались в клубе, а собирались по домам, в своих интимных кружках, и москвичи, говорившие с чужих голосов (к которым принадлежал и Илья Андреич Ростов), оставались на короткое время без определенного суждения о деле войны и без руководителей. Москвичи чувствовали, что что то нехорошо и что обсуждать эти дурные вести трудно, и потому лучше молчать. Но через несколько времени, как присяжные выходят из совещательной комнаты, появились и тузы, дававшие мнение в клубе, и всё заговорило ясно и определенно. Были найдены причины тому неимоверному, неслыханному и невозможному событию, что русские были побиты, и все стало ясно, и во всех углах Москвы заговорили одно и то же. Причины эти были: измена австрийцев, дурное продовольствие войска, измена поляка Пшебышевского и француза Ланжерона, неспособность Кутузова, и (потихоньку говорили) молодость и неопытность государя, вверившегося дурным и ничтожным людям. Но войска, русские войска, говорили все, были необыкновенны и делали чудеса храбрости. Солдаты, офицеры, генералы – были герои. Но героем из героев был князь Багратион, прославившийся своим Шенграбенским делом и отступлением от Аустерлица, где он один провел свою колонну нерасстроенною и целый день отбивал вдвое сильнейшего неприятеля. Тому, что Багратион выбран был героем в Москве, содействовало и то, что он не имел связей в Москве, и был чужой. В лице его отдавалась должная честь боевому, простому, без связей и интриг, русскому солдату, еще связанному воспоминаниями Итальянского похода с именем Суворова. Кроме того в воздаянии ему таких почестей лучше всего показывалось нерасположение и неодобрение Кутузову.







Краткая информация

Грузия – это удивительная страна, в которой пересекаются разные культуры, традиции и религии. В этой стране любой турист может найти то, что ему нравится больше всего – заснеженные вершины, субтропическое побережье Черного моря с кипарисами, пихтами и пальмами, уникальные минеральные источники и бальнеологические курорты, захватывающие пейзажи с красивейшей природой, древние крепости, а также очень вкусную кухню.

География Грузии

Грузия расположена на Кавказе на пересечении Западной Азии и Восточной Европы. На севере Грузия граничит с Россией, на юге – с Арменией и Турцией, а на юго-востоке – с Азербайджаном. На западе грузинские берега омываются водами Черного моря. Общая площадь этой страны – 69 700 кв. км., а общая длина государственной границы – 1 461 км.

На севере Грузии находится горная цепь Большой Кавказский хребет. В Грузии есть три горы, высота которых превышает 5 тысяч метров – Шхара (5 068 м), Джангитау (5 059 м), Казбек (5 033 м). На западе страны находится равнина Колхида.

По территории Грузии протекает много красивых рек. Самые большие из них – Кура (1 364 км), Тегри (623 км) и Чорохи (438 км).

Столица

Столицей Грузии является Тбилиси, в котором сейчас проживают более 1,2 млн. человек. Историки утверждают, что поселение людей на территории современного Тбилиси существовало еще 5 тыс. лет назад.

Официальный язык Грузии

Официальный язык в Грузии - грузинский, относящийся к картвельской языковой семье.

Религия

Около 84% населения Грузии – православные христиане, принадлежащие к Грузинской православной церкви, а еще 9% грузин считают себя мусульманами (шиитами).

Государственное устройство Грузии

Согласно действующей Конституции 1995 года, Грузия – это президентская республика. Ее глава – Президент, избираемый народом на 5 лет.

В Грузии законодательная власть принадлежит однопалатному Парламенту (150 депутатов). Члены Парламента избираются на 4-летний срок.

Основные политические партии в Грузии – «Единое национальное движение», «Грузинская мечта – демократическая Грузия», «Консервативная партия», «Республиканская партия», «Наша Грузия – свободные демократы».

Климат и погода

Климат в Грузии очень разнообразен. Условно эту страну можно разделить на две климатические зоны – Восток и Запад. Большой Кавказский хребет защищает Грузию от холодного ветра с севера, а горная система Малый Кавказ – с юга.

Большая часть Западной Грузии (Батуми) находится в субтропическом влажном климате. Самым влажным регионом в Грузии является Аджарии, где ежегодно выпадает в среднем 5 500 мм осадков.

В Восточной Грузии климат переходный от влажного субтропического к континентальному. Погода в этом регионе находится под влиянием воздуха с Каспийского и Черного морей. Ежегодно здесь выпадает 400 - 1 600 мм осадков.

Среднегодовая температура воздуха в Тбилиси составляет +13,3С. В июле и августе средняя температура воздуха в Грузии равняется +31С, а в январе - -2С.

Море в Грузии

На западе грузинские берега омываются водами Черного моря. Береговая линия составляет 310 км. Большая часть побережья Черного моря в Грузии является курортной зоной.

Реки и озера

По территории Грузии протекает много рек. Самые большие из них – Кура (1 364 км), Тегри (623 км), Чорохи (438 км) и Алазани (351 км). Что же касается озер в Грузии, то из них самые большие – Паравани, Карцахи и Палеостоми.

История Грузии

История Грузии является бесконечной чередой войн, восстаний и революций. Территория, на которой расположена Грузия (между Черным и Каспийским морями), на протяжении многих веков привлекала разных завоевателей. Грузия всегда была вовлечена в сферу экономических и политических интересов больших государств. Грузия является относительно молодым государством, сформировавшимся в X веке, однако ее история началась задолго до этого….

История грузинской государственности начинается с появления Колхиды и Иберийского царства. Так. Колхида была образована в VI веке н.э.

В X веке царь Баграт III объединил восточную и западную части Грузии в единое государство. Оно достигло своего расцвета в XII веке во времена правления царя Давида Строителя. В XIII веке в Грузию вторглись татаро-монголы, а в XV веке – войска Тимура.

В XVIII-XIX веках Грузия постепенно входит в состав Российской империи. Но только в 1870-х годах из Грузии были окончательно изгнаны войска Османской империи.

В 1918 году Грузия вошла в состав Закавказской Демократической Федеративной Республики, а в 1936 году – в состав СССР.

Независимость Грузии была провозглашена в 1991 году. В 1992 году Грузия стала членом ООН.

Культура

На протяжении многих веков виноделие было не только основой экономического богатства Грузии, но и частью ее духовной культуры. Вино для грузин это не просто напиток. Вино в Грузии больше похоже на религию. Виноградная лоза часто упоминается в грузинских легендах и песнях.

В Грузии очень сильны традиции гостеприимства. Раньше в грузинских домах были даже специальные комнаты для гостей (или отдельные дома), куда мог войти любой гость, поесть и переночевать там.

Каждый грузинский праздник должен идти в определенном порядке. За этим следит специальный человек – тамада. Согласно традициям, тамадой должен быть сам хозяин дома или его должны выбрать из числа самых уважаемых гостей.

Грузинские традиции, а также грузинское гостеприимство отражается в свадебных обычаях. На грузинскую свадьбу нужно приглашать много гостей (иногда их количество достигает нескольких сотен). Отказаться прийти на свадьбу – значит нанести оскорбление пригласившей стороне, и из-за этого может начаться кровная вражда.

Кухня Грузии

Возможно, некоторые туристы, побывавшие в Грузии, скажут, что самая главная ее достопримечательность – местная грузинская кухня. Традиционное грузинское застолье является неотъемлемым элементом культуры Грузии.

Грузины любят и умеют готовить мясо. Такие блюда, как шашлык, «цыплята табака», чихиртма и чахохбили уже давно завоевали себе популярность в самых разных странах мира.

Отличительная особенность грузинской кухни – большое количество соусов. Одно и то же блюдо в Грузии могут поддать с разными соусами, и оно будет отличаться не только по внешнему виду, но также по вкусу и аромату. Соусы в Грузии делают из ягод, фруктов, помидор, граната, ежевики, барбариса, которые варят, а затем смешивают с уксусом и специями.

Еще одна отличительная особенность грузинской кухни – обилие сыров. Каждая область в Грузии может похвастаться своим традиционным видом сыра. Самые известные сорта сыра – «Сулугуни», «Кобийский» и «Чанах».

Для приготовления блюд грузины часто используют орехи – миндаль, фундук и грецкие орехи.

Очень важный элемент грузинской кухни – специи. Они используются для приготовления завтрака, обеда и ужина. Самые популярные специи (в зависимости от сезона) петрушка, укроп, черемша, мята, базилик, чабер, эстрагон и др.

На грузинском столе рядом с мясом всегда обязательно должны быть овощи и зелень. Большинство овощных блюд готовят из баклажанов, фасоли, капусты, свеклы и помидоров. Так, в грузинской кухне есть несколько десятков блюд из баклажанов.

Очень популярны в Грузии супы, которые могут быть мясными, вегетарианскими и молочными. Суп в Грузии варят обычно без овощей, и, обязательно, приправляя соусом с мукой или яйцами.

Вместо хлеба в Грузии употребляют «гоми», очень густую кукурузную кашу, а также «шоти» (белый квасной хлеб) и «мчади» (кукурузные лепешки»).

Грузинское застолье нельзя представить без вина. Грузинские вина известны во многих странах мира. Самые популярные грузинские вина – «Хванчкара», «Киндзмараули», «Саперави», «Твиши» и «Цинандали».

Достопримечательности Грузии

По официальным данным, в Грузии сейчас насчитывается более 10 тысяч историко-архитектурных и археологических памятников. В Топ-10 лучших грузинских достопримечательностей, на наш взгляд, могут войти следующие:

  1. Кафедральный собор Светицховели в Мцхете
  2. Сионский кафедральный собор в Тбилиси
  3. Церковь Св. Марии в Тбилиси
  4. Цитадель Греми на реке Инцоба
  5. Монастырь Шио-Мгвиме
  6. Церковь Джвари в Мцхете
  7. Крепость Ананури
  8. Женский монастырь Ахали Шуамта
  9. Крепость Хертвиси
  10. Женский монастырь Самтавро

Города и курорты

Самые большие грузинские города – Батуми, Рустави, Кутаиси, Зугдиди, Поти, Гори, и, конечно же, Тбилиси.

На побережье Черного моря в Грузии находится несколько отличных пляжных курортов – Батуми, Зеленый Мыс, Михинджаури, Орд, Кобулетти, Цихисдзири, Уреки. Лучшие грузинские пляжи находятся в Аджарии, которая расположена в субтропическом влажном климате. Практически вся береговая линия Аджарии представляет собой прекрасный длинный пляж, на берегу которого растут пальмы, пихты и кипарисы.

Грузия знаменита не только своими пляжами, но и бальнеологическими курортами. На сегодняшний день в Грузии существует около 2 тыс. термальных и минеральных источников. Причем более 20 из них – это большие минеральные источники (как в Боржоми). Самые известные бальнеологические грузинские курорты – Боржоми, Цихисдзири, Цхалтубо, Мухури, Бешуми, Абастумани, Шови, Зекари.

Грузию нельзя представить без горнолыжных курортов. Самые известные из них - Бакуриани, Гудаури, Бахмаро. Сезон катания на лыжах в Грузии продолжается, как правило, с декабря по апрель.

Сувениры/покупки

Туристы из Грузии обычно привозят изделия народного творчество, рог для вина, платки, иконы, грузинский сыр, грузинское вино, чурчхелу, специи (хмели-сунели, кинза, имеретинский шафран), соусы (аджика, ткемали).

Согласно преданию, Бог раздавал людям земли, но грузины опоздали, потому что были заняты тем, что ели и пили. Когда же грузины пришли к Богу, то они им сказал, что свободных земель не осталось, но грузины рассказали что ели и пили за здоровье Господа и пригласили его на застолье. Прекрасно проведя, Бог решил отдать им ту землю, что приберег для себя.

Грузинская пословица гласит «Гость – посланник Бога ». И поколения к поколению в Грузии передавалось бережное, радушное отношение к гостю. Старинные грузинские поэмы и народные песни восхваляют щедрого и приветливого хозяина, и осмеивают скупого и неприветливого. Гостеприимство, в местной культуре, во многом ставилось даже выше храбрости и смелости. Грузинское застолье

В грузинской культуре особое отношение к столу и домашнему очагу, они являются неотъемлемой частью дома и семьи. Семья, ее единство и благополучие святое для любого грузина понятие. Эти традиции привели к тому, что практически любой семейный обед или ужин превращается в застолье, а если на нем еще и присутствует гость, то это целый праздник. Независимо от достатка хозяев на стол выставляются всевозможные блюда и вина, также в таких застольях часто принимают участие соседи и многочисленные родственники.

На таких застольях обязательно выбирают тамаду, произносят в особом порядке тосты, обсуждают жизнь, поют песни и весело проводят время. Неотъемлемой частью пиршества является вино, ставшее символом грузинского народа. А сосудом для вина по традиции стал рог, украшенный резьбой и драгоценными металлами. Пить вино из рога, принято в середине застолья, когда мужчина полностью осушив его, демонстрирует тем самым свое почтение и уважение, а также выносливость.
Семейные традиции

Семья для грузин это все в их жизни. Дети и родители, дальние родственники – все это семья, в которой поддерживаются теплые и близкие отношения. Поддержка родственников в трудные минуты, семейная взаимовыручка очень распространены в грузинских семьях.

Уважение к старшим также одна из основных семейных традиций. Слово отца или матери в семье это закон, и нарушая его можно лишиться поддержки всех родственников.Грузинская свадьба

Грузинская свадьба – это большое событие в жизни грузинской семьи. Свадьба становится не только союзом влюбленных, но и объединение двух семей. Подходят к такому действу ответственно. Народная поговорка гласит: «Посмотри на свою тещу, и ты увидишь, какой будет твоя жена через много лет». Если будущая невеста не вызывает доверия у родственников жениха, а теща у родственников невесты то свадьба может и не состоятся.

Традиция похищения невесты осталась в культуре Грузии, но проводится с полного согласия невесты и ее родственников. Обычно это делается для того, чтобы избежать больших расходов на свадьбу. После похищения невеста и ее будущий жених становятся как бы вне семьи, и значит можно обойтись скромным застольем и сэкономить немало средств.Грузинская музыка и танцы

Музыка в Грузии имеет древние истоки. Пение – традиционно считается мужским занятием. Наиболее известно во всем мире грузинское многоголосное пение, исполняемое обычно тремя певцами. Бывшее вначале только народным, грузинское пение с принятием христианства стало и церковным, исполняясь в храмах.

В 2001 году грузинская песня была признана ЮНЕСКО шедевром устного нематериального наследия.

Грузинские танцы бывают сольные, парные и групповые. Во время танца грузинские девушки двигаются изящно, совершая маленькие шажки, мужчины наоборот, демонстрируя свою мужественность, совершают высокие прыжки, быстрые движения и высокие прыжки. При этом спина, что у мужчин, что у женщин во время танца остается прямой и неподвижной.

Каждый из регионов Грузии имеет свой особенный «танцевальный диалект» – что означает, что в каждом регионе Грузии своя манера исполнения танца. Разделяют такие «диалекты» на кахетинский, карталинский, сванский, мингрельский, имертинский, аджарский и другие.Праздники в Грузии

Праздники Грузии ярко и красочно передают все разнообразие и богатство местной культуры. Большинство грузинских праздников имеет древнюю и богатую историю, есть и такие, что появились совсем недавно.

Большое влияние на местные праздники оказала вера местных жителей, которые исповедуют христианство . Праздники, пришедшие из прошлого, также остались в Грузии, здесь по-прежнему празднуют 8 марта и День Победы.

1 января – Новый год
7 января – Рождество Христово
19 января – Крещение Господне
3 марта – День матери
8 марта – Международный женский день
15 апреля – День Любви
9 мая – День Победы
26 мая – День Независимости
28августа – Успение пресвятой Богородицы
14 октября – Мцхетоба-Светицховлоба
23 июля – День Святого Георгия
Национальные особенности Грузии

Грузия – кавказская страна, со всеми кавказскими обычаями и традициями. Народ с широкой душой и настоящим гостеприимством. Гость – это святое. В Тбилиси вы можете остановиться не только в отеле (а они достаточно дорогие), а у кого-нибудь дома. Это своего рода гостиница на дому.

Вы завтракаете вместе с семьей за большим столом, а потом отправляетесь осматривать город и окрестности. Только не гуляйте допоздна, ведь хозяйка будет вас ждать, чтобы открыть вам дверь и удостовериться, что вы дома и у вас все есть. Это прекрасно характеризует национальные особенности Грузии.


А какие тут говорят тосты! А все потому, что это не простое пожелание кому-то. Это целая история, наполненная мудростью предков. Грузины тщательно готовятся, чтобы поразить слушающих ораторским мастерством.

Грузия – гостеприимная страна, в которой явно любят и ждут туристов. Местные жители приветливы и разговорчивы, а русский язык для большинства из них второй разговорный. Грузинская культура – это переплетение древних традиций и современного образа жизни.

Национальные особенности Грузии хорошо выражаются в кухне. Блюда тут не острые, а пряные. Ну а самый важный напиток – это вино.