Старинное здание, возведенное в 1912 году под Крестьянский поземельный и Дворянский земельный банки по проекту петербургского архитектора Александра Ивановича фон Гогена в стиле модерн, и сегодня является украшением города. Поставленное в глубине усадьбы, оно обращено к зрителю главным фасадом, который отличается выразительной асимметричной композицией, ярким цветовым решением и пышным декором из майоликовой плитки.

После октябрьских событий 1917 года в здании находились советские и партийные учреждения. С 1986 года здесь разместилась Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого - старейший и богатейший художественный музей России, основанный в 1892 году. В основе - коллекция картин, завещанная Пензе ее бывшим губернатором Н.Д. Селиверстовым.

Сегодня в музее 14 тыс. экспонатов, среди которых общенациональные и мировые шедевры живописи. Постоянная экспозиция музея, расположенная на втором этаже здания, может удовлетворить самого взыскательного посетителя. Здесь находятся свыше 1000 лучших произведений из собрания музея. Большую ценность представляют картины итальянских мастеров XVII – XIX веков, написанные на библейские и мифологические сюжеты. Чрезвычайно интересен раздел фламандского и голландского искусства XVII столетия, где вы встретите полотна Адриана ван Остаде, Мейндерта Хоббемы, Симона Люттихейса, Яна Янсенса. Не менее яркими именами представлен и раздел французского искусства XVII – XIX века, где можно увидеть произведения Пьера Миньяра, Франсуа Ксавье Винтерхальтера, работы представителей барбизонской школы. Значительное место в экспозиции музея занимает раздел русского искусства, в котором нашли свое отражение все основные явления национальной художественной культуры XVII – XX веков. Здесь представлены такие имена, как Федор Рокотов, Дмитрий Левицкий, Иван Макаров, Илья Репин, Иван Шишкин, Василий Суриков, Исаак Левитан, Архип Куинджи, Константин Коровин, Михаил Врубель.

Золотым фондом является собрание русского авангарда: около 40 произведений Аристарха Лентулова, более 30 произведений Роберта Фалька, произведения Петра Кончаловского, Натальи Гончаровой, Кузьмы Петрова-Водкина.

Особенностью пензенской галереи являются три маленьких мемориальных музея, посвященных К.А. Савицкому, И.С. Горюшкину-Сорокопудову, А.В. Лентулову, творчество которых было тесно связано с Пензой.

В галерее постоянно устраиваются художественные выставки, музыкальные вечера, детские праздники.

Галерея открыта для посещения с 10 до 18 часов, кроме понедельника и четверга.

Филиалами галереи являются уникальный Музей одной картины им. Г.В.Мясникова и Музей стекла и хрусталя г. Никольска.

В центральной части города Пензы стоит прекрасное здание в стиле модерн с цветным майоликовым панно и башней, увенчанной четырёхгранным шатром. Автором романтического памятника архитектуры, построенного в 1912 году, является архитектор А.И. фон Гоген. Один из лучших в городе памятниовк архитектуры принадлежал когда-то Крестьянскому поземельному банку (до 1918 года), а с 1986 года в здании размещается Картинная галерея имени К.А.Савицкого.

Пензенская картинная галерея, образованная в 1892 году, – одна из старейших и крупнейших галерей в области, насчитывающая в наши дни более 12 тысяч единиц экспонатов. История галереи началась в январе 1892 года с завещания бывшего губернатора Пензенской области Н.Д.Селиверстова о передачи городу коллекции картин, библиотеки и более полумиллиона денежных средств на создание художественного музея и рисовальной школы. Через пять лет на пустыре за Соборной площадью было построено здание художественной школы с чудесными панорамами из окна на засурские дали. В этом же здании находилась и картинная галерея, директором которой был назначен К.А.Савицкий. Благодаря усилиям Константина Аполлоновича коллекция музея пополнялась творениями мастеров мирового искусства и ведущих мастеров России. В 1955 году после реорганизации музея картинной галереи присваивают имя К.А.Савицкого.

В наше время коллекция галереи состоит из произведений древнерусского искусства, русского искусства 18-20 веков, западноевропейского искусства, а также произведений известных пензенских художников. В экспозицию входят: графика, живопись, скульптуры и предметы декоративно-прикладного искусства. В здании Пензенской областной картинной галереи регулярно проводятся выставки и концерты классической музыки.

Ты - не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: "Истинное обустройство мира".
http://noslave.org

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Координаты :

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Логотип
225px
Дата основания
Местонахождение Россия: Пенза , ул. Советская , 3
Директор Застрожный Кирилл Владимирович
Сайт
Логотип Викисклада [[:commons:Category:Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. |Пензенская областная картинная галерея имени К. А. Савицкого]] на Викискладе
К:Музеи, основанные в 1892 году

Пензенская областная картинная галерея имени К. А. Савицкого - государственный музей в г. Пензе . Крупнейший и один из самых известных музеев Пензенской области. Основан в 1892 году.

История

Основой создания музея явилась коллекция картин, пожертвованная городу пензенским губернатором Н. Д. Селиверстовым . С января 1892 года коллекция, получившая название картинной галереи Селиверстова, была выставлена для широкого обозрения в Швецовской школе (ремесленной школе Ф. Е. Швецова). А «в октябре того же года, - как писали „Пензенские ведомости“, - в помещении картинной галереи Селиверстова была открыта выставка Товарищества передвижников , на которой экспонировались „Взятие снежного городка“ В. И. Сурикова , „Всюду жизнь “ Н. А. Ярошенко , „Грешница“ В. Д. Поленова , „Страдная пора“ Г. Г. Мясоедова и пр.»

В 1894-1897 году в центре Пензы при содействии П. П. Семёнова-Тян-Шанского по проекту архитектора А. П. Максимова , на завешанные Селиверстовым в дар городу свыше пятисот тысяч рублей, было выстроено здание для размещения в нём рисовальной школы. 4 октября 1897 года «Пензенские губернские ведомости» указывали:

Пензенское училище рисования - среднее художественное учебное заведение - имеет целью образование живописцев, скульпторов и рисовальщиков для художественных и художественно-промышленных производств. Ввиду этого оно состоит из училища и музея, в котором сосредоточиваются образцы по художеству и художественно- промышленному производству и другим предметам для наглядно-образовательных целей.

В первом отчёте училища в 1898 году сообщалось, что собрание состояло из 224 номеров художественных произведений (картин, гравюр, акварелей и рисунков); оно было разделено на три отдела: первый - оригиналы и копии с картин старых мастеров голландской, фламандской и итальянской школ; второй - произведения прочих иностранных художников; третий - специально русский отдел.

Первым директором училища и музея стал К. А. Савицкий . По его инициативе было разрешено совместное обучение юношей и девушек, устроены мастерские для художников-преподавателей .

Около 20 своих картин было подарено известными художниками. В поездках по Пензенской губернии вместе с хранителем музея В. М. Терёхиным Савицкий добывал для музея экспонаты прикладного искусства и предметы религиозного культа мордвы. Российская Императорская Академия отдала в дар музею много ценных экспонатов.

К 1902 году в музее насчитывалось уже 450 художественных произведений.

Особенно крупные поступления были от генерала А. А. Боголюбова: в 1906 году он подарил 44 картины, старинное оружие, посуду и предметы прикладного искусства, а в 1911-1912 годах по его завещанию в музей поступило 192 единицы живописи, акварелей и рисунков. К 1917 году число художественных произведений составляло почти тысячу единиц.

В 1927 году музей был отделён от училища и присоединён к краеведческому музею, где в качестве художественного отдела он существовал 10 лет.

Управление по делам искусств в 1937 году приняло решение об образовании Пензенской областной картинной галереи. В 1955 году указом Президиума Верховного Совета РСФСР областной картинной галерее и Пензенскому художественному училищу, было присвоено имя К. А. Савицкого.

С апреля 2015 года должность директора галереи занимает заслуженный работник культуры РФ Кирилл Владимирович Застрожный (р. 1951).

Состав коллекции

Основная коллекция галереи находится в корпусе № 1 - здании Пензенского отделения Крестьянского поземельного банка , построенном в 1910-1912 гг. (арх. А. И. фон Гоген). Копией постройки является здание Черниговской областной библиотеки имени В. Г. Короленко . Другая часть коллекции находится в корпусе № 2 - здании Губернаторского дома , построенном в 1790-х годах . Оба корпуса галереи находятся в г. Пензе и расположены рядом друг с другом (адрес корпуса № 1 - ул. Советская, 3, адрес корпуса № 2 - ул. Советская, 5).

Коллекция галереи состоит из произведений искусства XVII-XXI вв. и насчитывает свыше 12 тысяч единиц хранения . Широко представлено западноевропейское, русское и советское искусство, а также произведения крупных пензенских художников.

Наибольшую ценность представляет собрание произведений голландских художников XVII века (Схалкен , Остаде , Тенирс Младший и др.), французских художников XVII-XIX вв. (Куртуа , Миньяр , Лакмар (фр.) русск. и др.), немецких художников (Винтерхальтер и др.), а также русских авторов XVIII-XX веков (Рокотов , Левицкий , Макаров , Литовченко , Флавицкий , Айвазовский , Боголюбов , Саврасов , Васильев , Шишкин , Ендогуров , Репин , Харламов , Маковский , Милорадович , Савицкий , Иванов , Врубель , Беклемишев , Песков , Горюшкин-Сорокопудов , Лентулов и др.), советских художников (Фальк , Петров-Водкин , Самохвалов , Кириллова и др.).

Галерея имеет два филиала, которые ранее были самостоятельными музеями: Музей одной картины имени Г. В. Мясникова в Пензе и Музей стекла и хрусталя г. Никольске Пензенской области.

  • Зарубежное искусство. Франция. XVII-XIX вв.
  • Зарубежное искусство. Голландия. Фландрия. XVII в.
  • Зарубежное искусство. Италия. XVII-XIX вв.
  • Русское искусство. Передвижники
  • Русское искусство. Вторая половина XVIII-XX вв.
  • Художники Пензы

Галерея

    P.I. Nirotmortsev by I.Vasilyev.jpg

    Иван Васильев. Портрет офицера легйб-гвардии Измайловского полка П.И. Ниротморцева. 1774.

См. также

Напишите отзыв о статье "Пензенская областная картинная галерея имени К. А. Савицкого"

Примечания

Литература

  • Молчанов Б. Н. Картинная галерея им. К. А. Савицкого. - Саратов: Приволж. кн. изд. (Пензен. отд-ние), 1979. - 112 с.

Ссылки

  • на сайте «Музеи России»
  • на сайте Управления культуры и архива Пензенской области
  • на сайте III летней Спартакиады учащихся России
  • (недоступная ссылка)

Отрывок, характеризующий Пензенская областная картинная галерея имени К. А. Савицкого

А весенним вечером, в апреле,
К твоему окошку привела.
Я тебя тихонько взял за плечи,
И сказал, улыбку не тая:
«Значит я не зря ждал этой встречи,
Звёздочка любимая моя»...

Маму полностью покорили папины стихи... А он писал их ей очень много и приносил каждый день к ней на работу вместе с огромными, его же рукой рисованными плакатами (папа великолепно рисовал), которые он разворачивал прямо на её рабочем столе, и на которых, среди всевозможных нарисованных цветов, было большими буквами написано: «Аннушка, моя звёздочка, я тебя люблю!». Естественно, какая женщина могла долго такое выдержать и не сдаться?.. Они больше не расставались... Используя каждую свободную минуту, чтобы провести её вместе, как будто кто-то мог это у них отнять. Вместе ходили в кино, на танцы (что оба очень любили), гуляли в очаровательном Алитусском городском парке, пока в один прекрасный день решили, что хватит свиданий и что пора уже взглянуть на жизнь чуточку серьёзнее. Вскоре они поженились. Но об этом знал только папин друг (мамин младший брат) Ионас, так как ни со стороны маминой, ни со стороны папиной родни этот союз большого восторга не вызывал... Мамины родители прочили ей в женихи богатого соседа-учителя, который им очень нравился и, по их понятию, маме прекрасно «подходил», а в папиной семье в то время было не до женитьбы, так как дедушку в то время упрятали в тюрьму, как «пособника благородных» (чем, наверняка, пытались «сломать» упрямо сопротивлявшегося папу), а бабушка от нервного потрясения попала в больницу и была очень больна. Папа остался с маленьким братишкой на руках и должен был теперь вести всё хозяйство в одиночку, что было весьма непросто, так как Серёгины в то время жили в большом двухэтажном доме (в котором позже жила и я), с огромнейшим старым садом вокруг. И, естественно, такое хозяйство требовало хорошего ухода...
Так прошли три долгих месяца, а мои папа и мама, уже женатые, всё ещё ходили на свидания, пока мама случайно не зашла однажды к папе домой и не нашла там весьма трогательную картинку... Папа стоял на кухне перед плитой и с несчастным видом «пополнял» безнадёжно растущее количество кастрюль с манной кашей, которую в тот момент варил своему маленькому братишке. Но «зловредной» каши почему-то становилось всё больше и больше, и бедный папа никак не мог понять, что же такое происходит... Мама, изо всех сил пытаясь скрыть улыбку, чтобы не обидеть незадачливого «повара», засучив рукава тут же стала приводить в порядок весь этот «застоявшийся домашний кавардак», начиная с полностью оккупированными, «кашей набитыми» кастрюлями, возмущённо шипящей плиты... Конечно же, после такого «аварийного происшествия», мама не могла далее спокойно наблюдать такую «сердцещипательную» мужскую беспомощность, и решила немедленно перебраться в эту, пока ещё ей совершенно чужую и незнакомую, территорию... И хотя ей в то время тоже было не очень легко – она работала на почтамте (чтобы самой себя содержать), а по вечерам ходила на подготовительные занятия для сдачи экзаменов в медицинскую школу.

Она, не задумываясь, отдала все свои оставшиеся силы своему, измотанному до предела, молодому мужу и его семье. Дом сразу ожил. В кухне одуряюще запахло вкусными литовскими «цепеллинами», которых маленький папин братишка обожал и, точно так же, как и долго сидевший на сухомятке, папа, объедался ими буквально до «неразумного» предела. Всё стало более или менее нормально, за исключением отсутствия бабушки с дедушкой, о которых мой бедный папа очень сильно волновался, и всё это время искренне по ним скучал. Но у него теперь уже была молодая красивая жена, которая, как могла, пыталась всячески скрасить его временную потерю, и глядя на улыбающееся папино лицо, было понятно, что удавалось ей это совсем неплохо. Папин братишка очень скоро привык к своей новой тёте и ходил за ней хвостом, надеясь получить что-то вкусненькое или хотя бы красивую «вечернюю сказку», которые мама читала ему перед сном в великом множестве.
Так спокойно в каждодневных заботах проходили дни, а за ними недели. Бабушка, к тому времени, уже вернулась из госпиталя и, к своему великому удивлению, нашла дома новоиспечённую невестку... И так как что-то менять было уже поздно, то они просто старались узнать друг друга получше, избегая нежелательных конфликтов (которые неизбежно появляются при любом новом, слишком близком знакомстве). Точнее, они просто друг к другу «притирались», стараясь честно обходить любые возможные «подводные рифы»... Мне всегда было искренне жаль, что мама с бабушкой никогда друг друга так и не полюбили... Они обе были (вернее, мама всё ещё есть) прекрасными людьми, и я очень их обоих любила. Но если бабушка, всю проведённую вместе жизнь как-то старалась к маме приспособиться, то мама – наоборот, под конец бабушкиной жизни, иногда слишком открыто показывала ей своё раздражение, что меня глубоко ранило, так как я была сильно к ним обоим привязана и очень не любила попадать, как говорится, «между двух огней» или насильно принимать чью-нибудь сторону. Я никогда так и не смогла понять, что вызывало между этими двумя чудесными женщинами эту постоянную «тихую» войну, но видимо для того были какие-то очень веские причины или, возможно, мои бедные мама и бабушка просто были по-настоящему «несовместимы», как это бывает довольно часто с живущими вместе чужими людьми. Так или иначе, было очень жаль, потому что, в общем, это была очень дружная и верная семья, в которой все стояли друг за друга горой, и каждую неприятность или беду переживали вместе.
Но вернёмся в те дни, когда всё это только ещё начиналось, и когда каждый член этой новой семьи честно старался «жить дружно», не создавая остальным никаких неприятностей... Дедушка уже тоже находился дома, но его здоровье, к большому сожалению всех остальных, после проведённых в заключении дней, резко ухудшилось. Видимо, включая и проведённые в Сибири тяжёлые дни, все долгие мытарства Серёгиных по незнакомым городам не пожалели бедного, истерзанного жизнью дедушкиного сердечка – у него начались повторяющиеся микроинфаркты...
Мама с ним очень подружилась и старалась, как могла, помочь ему как можно скорее забыть всё плохое, хотя у неё самой время было очень и очень непростое. За прошедшие месяцы она сумела сдать подготовительные и вступительные экзамены в медицинский институт. Но, к её большому сожалению, её давней мечте не суждено было сбыться по той простой причине, что за институт в то время в Литве ещё нужно было платить, а в маминой семье (в которой было девять детей) не хватало на это финансов... В тот же год от, несколько лет назад случившегося, сильнейшего нервного потрясения, умерла её ещё совсем молодая мама – моя бабушка с маминой стороны, которую я также никогда не увидела. Она заболела во время войны, в тот день, когда узнала, что в пионерском лагере, в приморском городке Паланге, была сильная бомбардировка, и все, оставшиеся в живых, дети были увезены неизвестно куда... А среди этих детей находился и её сын, самый младший и любимый из всех девяти детей. Через несколько лет он вернулся, но бабушке это, к сожалению, помочь уже не могло. И в первый год маминой с папой совместной жизни, она медленно угасла... У маминого папы – моего дедушки – на руках осталась большая семья, из которой только одна мамина сестра – Домицела – была в то время замужем.
А дедушка «бизнесменом», к сожалению, был абсолютно катастрофическим... И очень скоро шерстяная фабрика, которой он, с бабушкиной «лёгкой руки», владел, была пущена в продажу за долги, а бабушкины родители больше ему помочь не захотели, так как это уже был третий раз, когда дедушка всё, ими подаренное имущество, полностью терял.
Моя бабушка (мамина мама) происходила из очень богатой литовской дворянской семьи Митрулявичусов, у которых, даже после «раскулачивания», оставалось немало земель. Поэтому, когда моя бабушка (вопреки воле родителей) вышла замуж за дедушку, у которого ничего не было, её родители (чтобы не ударить лицом в грязь) подарили им большую ферму и красивый, просторный дом... который, через какое-то время, дедушка, благодаря своим великим «коммерческим» способностям, потерял. Но так как в то время у них уже было пятеро детей, то естественно, бабушкины родители не могли остаться в стороне и отдали им вторую ферму, но с уже меньшим и не таким красивым домом. И опять же, к большому сожалению всей семьи, очень скоро второго «подарка» тоже не стало... Следующей и последней помощью терпеливых родителей моей бабушки стала маленькая шерстяная фабрика, которая была великолепно обустроена и, при правильном пользовании, могла приносить очень хороший доход, позволяя всей бабушкиной семье безбедно жить. Но дедушка, после всех пережитых жизненных передряг, к этому времени уже баловался «крепкими» напитками, поэтому почти полного разорения семьи не пришлось слишком долго ждать...
Именно такая нерадивая «хозяйственность» моего деда и поставила всю его семью в очень трудное финансовое положение, когда все дети уже должны были работать и содержать себя сами, больше не думая об учёбе в высших школах или институтах. И именно поэтому, похоронив свои мечты стать в один прекрасный день врачом, моя мама, не слишком выбирая, пошла работать на почтамт, просто потому, что там оказалось на тот момент свободное место. Так, без особых (хороших или плохих) «приключений», в простых повседневных заботах и протекала какое-то время жизнь молодой и «старой» семьи Серёгиных.
Прошёл уже почти год. Мама была беременна и вот-вот ожидала своего первенца. Папа буквально «летал» от счастья, и всем твердил, что у него обязательно будет сын. И он оказался прав – у них действительно родился мальчик... Но при таких ужасающих обстоятельствах, которые не смогло бы измыслить даже самое больное воображение...
Маму увезли в больницу в один из рождественских дней, буквально перед самым новым годом. Дома, конечно же, волновались, но никто не ожидал никаких негативных последствий, так как мама была молодой, сильной женщиной, с прекрасно развитым телом спортсменки (она с детства активно занималась гимнастикой) и, по всем общим понятиям, роды должна была перенести легко. Но кому-то там, «высоко», по каким-то неизвестным причинам, видимо очень не хотелось, чтобы у мамы родился ребёнок... И то, о чём я расскажу дальше, не укладывается ни в какие рамки человеколюбия или врачебной клятвы и чести. Дежуривший в ту ночь врач Ремейка, увидев, что роды у мамы вдруг опасно «застопорились» и маме становится всё тяжелее, решил вызвать главного хирурга Алитусской больницы, доктора Ингелявичуса... которого в ту ночь пришлось вытащить прямо из-за праздничного стола. Естественно, доктор оказался «не совсем трезвым» и, наскоро осмотрев маму, сразу же сказал: «Резать!», видимо желая поскорее вернуться к так поспешно оставленному «столу». Никто из врачей не захотел ему перечить, и маму тут же подготовили к операции. И вот тут-то началось самое «интересное», от которого, слушая сегодня мамин рассказ, у меня встали на голове дыбом мои длинные волосы....

В коллекции музея, при Рисовальной школе, о котором говорилось в газетной заметке, насчитывалось свыше двухсот произведений, преимущественно картин западноевропейских мастеров XVII-XIX веков, привезенных Селиверстовым из заграничных поездок, а также полотен русских художников - представителей академического направления. С января 1892 года коллекция, получившая название картинной галереи Селиверстова, была выставлена для широкого обозрения в Ремесленной школе Ф. Е. Швецова, где и находилась до постройки здания художественного училища. А «в октябре того же года,- писали «Пензенские ведомости»,- в помещении картинной галереи Селиверстова была открыта выставка Товарищества передвижников, на которой экспонировались «Взятие снежного городка» В. И. Сурикова, «Всюду жизнь» Н. А. Ярошенко, «Грешница» В. Д. Поленова, «Страдная пора» Г. Г. Мясоедова и пр.»

2 (14) февраля 1898 года на торжественной церемонии по случаю открытия Рисовальной школы и художественного музея Константин Аполлонович Савицкий, назначенный Советом Академии художеств на пост директора, выразил надежду, что приумножение культурных традиций города послужит делу пропаганды искусства среди народа. «Да оправдается все доброе, что положено в основу этому новому учреждению»,-заключил он свою речь.

Художественная школа со своим музеем не была в то время единственным очагом культуры города Пензы. В 90-е годы здесь начали работать публичные библиотеки имени М. Ю. Лермонтова и В. Г. Белинского, гениальных пензенских земляков. Многие видные русские актеры дебютировали на сцене пензенского народного театра. В 1882 году здесь было открыто музыкальное училище, в 1875 организована первая в России национальная цирковая труппа. И все же создание художественного училища, и общедоступного художественного музея стало важным событием в жизни города.

К. А. Савицкий придавал музею чрезвычайно большое значение, рассматривая его как сокровищницу культуры, позволяющую жителям Пензенской, Симбирской и других соседних губерний впервые познакомиться с творениями мастеров мирового искусства. В то же время он видел в нем и учебную мастерскую, где будущие художники постигали бы законы мастерства, копируя полюбившиеся им произведения.

Из «Пензенских ведомостей» мы узнаем, что, несмотря на свою занятость педагогической и административной деятельностью, Савицкий большое внимание уделял пропаганде искусства среди населения. Он лично водил экскурсии по музею, встречался со слушателями педагогических курсов и учениками отдаленных сел, приезжавшими в Пензу, организовывал ежегодные выставки работ учащихся и педагогов. Благодаря Савицкому в Пензу были направлены в 1898 году XXVI и в 1901 году XXIX передвижные художественные выставки, которые позволили пензенцам познакомиться с новыми произведениями виднейших русских живописцев, графиков, скульпторов. Огромной популярностью в городе пользовались устраиваемые по инициативе Савицкого литературно-художественные вечера, посвященные В. Г. Белинскому, А. С. Пушкину, К. П. Брюллову, И. И. Шишкину, П. М. Третьякову. Подобные мероприятия высоко подняли престиж училища и художественного музея. Музей ежегодно посещало свыше 5000 человек - цифра по тем временам немалая. Из года в год росло и музейное собрание, постепенно приобретая, по словам Савицкого, «лицо определенное». К 1902 году в нем насчитывалось уже 450 художественных произведений, а к 1917 году это число выросло вдвое. Постепенно менялся и профиль музея. Как свидетельствует каталог 1911 года, в музее, помимо художественного, имелось еще семь отделов: промышленный, археологический, этнографический, палеонтологический, естественно-исторический, нумизматический и церковный, послуживших основой для создания областного краеведческого музея, открытого вскоре после Великой Октябрьской социалистической революции.

Реорганизация художественного училища в 1917-1925 годах мало коснулась художественного музея, продолжавшего свою деятельность и пополнявшегося произведениями из национализированных помещичьих усадеб. Однако в 1927 году его отделяют от училища и присоединяют к краеведческому музею, где в качестве художественного отдела он и просуществовал десять лет. Судя по документам, это было наименее благоприятное для музея время. Утрачивались не только традиции, создававшиеся К. А. Савицким, но и отдельные экспонаты.

Учитывая сложившееся положение, Управление по делам искусств в 1937 году приняло решение об образовании Пензенской областной картинной галереи. Таким образом, с 1937 года начался новый этап деятельности картинной галереи как самостоятельной организации.

В 1955 году указом Президиума Верховного Совета РСФСР Пензенской областной картинной галерее было присвоено имя К. А. Савицкого.

К 1970 году в собрании имелось уже около полутора тысяч произведений. За последние годы работа галереи активизировалась: увеличилось количество экспонатов, возросло число научных сотрудников, более планомерно и масштабно проводятся каталогизация коллекций и научно-просветительская деятельность. На сегодняшний день в музее насчитывается свыше 4000 произведений русских, советских и зарубежных мастеров.
Источник текста и фото.

Начну издалека.
Когда я перешла во второй класс, на семейном совете было решено, что я уже самостоятельная, бабуле не надо меня пасти, поэтому она может выйти на работу.

Работать бабуля устроилась смотрительницей в краеведческий музей, а через некоторое время ее перевели в картинную галерею.
Картинная галерея помещалась в красивом трехэтажном доме дореволюционной постройки. В нем были широкие лестницы с длинными маршами и потолки с лепниной, расписанные библейскими сюжетами.
В этом же доме один этаж был отдан художественному училищу, там в классах стояли мольберты, а на стеллажах чего только не было - гипсовые головы, разнообразная посуда, восковые фрукты. Глаза разбегались, хотелось все потрогать.

После школы я приходила к бабуле на работу, в закутке делала уроки и, конечно же, ходила по залам и глазела на картины. У меня были любимые картины и не очень. Мрачные голландцы мне не нравились. Картины с библейскими и другими сюжетами я воспринимала фрагментарно: могли нравиться кудряшки купидона или красивые складки платья на женщине, или даже просвеченный солнцем лист растения.

Экскурсоводов почти не слушала - они говорили много заумных слов, и я быстро переставала улавливать смысл. Помню, что удивилась, когда мне объяснили, что толстенький кудрявый с губками бантиком Купидон по сущности своей ангел. У меня насчет ангелов были совсем другие соображения. Я когда-то спросила у бабули про ангелов, она мне ответила, что их нет и что они бесплотны, поэтому в моем воображении ангел выглядел как толстая моль с куриными крыльями в натуральную величину, только невидимый.
"Человека-невидимку" на тот момент я уже прочитала.

Любила маринистов, нравились пейзажи, особенно пронизанные солнечными лучами. Как-то вдруг заметила в витрине маленькую акварель Куинджи - там была радуга над штормящим морем - не могла понять, как такое можно нарисовать акварельными красками, потому что у меня на школьных уроках рисования всегда получалась жуткая мазня серо-буро-малинового цвета.

На самой моей любимой картине были нарисованы две хорошенькие девочки в голубых платьях, я пыталась про них что-то выяснить, мне отвечали, что это помещичьи дочки, а дальше смотрительницы начинали обмениваться многозначительными фразами, смысла которых я не понимала. С девочками была связана какая-то тайна. Только спустя несколько лет я узнала, что Натали Гончарова после смерти Пушкина вышла замуж за помещика Ланского, а девочки их внучки. Теткам-смотрительницам было обидно за Пушкина, что эти девочки могли бы быть его внучками, а вот не сложилось. Осуждали Натали и тут же, поджав губы, спохватывались, что его-то не вернешь... а ей надо было как-то жизнь устраивать.
Для меня же в моем восьмилетнем возрасте, кроме сказок и стихов, за словом "Пушкин" еще ничего не стояло.

Кроме картин в галерее стояла старинная мебель и посуда в застекленных горках. Сидеть на мебели было строго-настрого запрещено, а пальцем потрогать можно, и то когда нет посетителей, чтобы им тоже не захотелось. Очень нравился диван, который смешно назывался козеткой. Он был такой изящный, с гнутыми ножками и спинкой, закруглявшейся вокруг одного торца. Я представляла, как могу сидеть на нем, вытянув ноги, и чтобы юбка красиво свисала до самого пола.

Обязательно навещала столешницу , собранную из кусочков поделочных камней. Столешницу можно было трогать, и я могла долго простоять, разглядывая прожилки в камнях, сравнивая один кусочек с другим и спрашивая, как камни называются.

Примерно через полгода бабушку вернули обратно в краеведческий музей, и мой роман с картинной галереей закончился.

В девяностые годы картинная галерея переселилась в другое здание, потому что в прежнем здании вместе с училищем было тесно.

При Советской власти это здание стояло за высоким забором, из-за которого торчал купол со шпилем. Там сидел горком КПСС, и простым смертным было не проникнуть. Иногда глухие ворота открывались, чтобы пропустить автомобиль, тогда в просвете можно было увидеть часть здания необычной для среднерусского города архитектуры.

Здание, в котором сегодня располагается галерея, построено в 1912 году в стиле модерн для Пензенского отделения Дворянского земельного и Крестьянского поземельного банков. Автор проекта - академик архитектуры А.И. фон Гоген.

Пензенская областная картинная галерея имени К. А. Савицкого основана в 1892 г. согласно завещания губернатора Н.Д. Селиверстова. Он оставил городу свою коллекцию картин и основал фонд для обучения молодых художников.


Коллекция галереи состоит из произведений искусства XVII—XXI вв. и насчитывает свыше 12 тысяч единиц хранения. Широко представлено западноевропейское, русское и советское искусство, а также произведения пензенских художников.


Герб Пензы, изобретенный при советской власти. Конечно же, фон Гоген его не лепил на фронтон, это потом приделали.
Ласточка летит на фоне циферблата Пензенского часового завода и пролетает над снопами пшеницы. Форма герба в виде щита - с одной стороны дань тому, что Пенза в средние века охраняла границы Руси, а с другой стороны, что куда ни плюнь, попадешь в оборонное предприятие.
Предупреждаю, что со светом в галерее плохо. Его мало и он разной цветовой температуры плюс свет из окон - жуткий коктейль. Я где-то пыталась править, потом махнула рукой. Картины снимала под углом - не потому что было лень встать напротив ровно посередине, а искала место, где не бликует. Что-то поправила, потом надоело.


Кони не Клодтовские, а Гийома Кусту "Укротитель коня", 1721 г. Бронза


Альфред Жакмар, "Лошадь с собачкой", 19 век, бронза


Изразцовый камин


Часы 18 века "Аполлон на колеснице", французская мастерская, бронза, позолота


Неизвестный художник. Итальянская школа. "Голова Беатриче Ченчи"


Картины Савицкого К.А.

Картины Савицкого К.А.


Савицкий К.А "Крутой спуск", 1900 г.

Савицкий К.А "Инок", 1897 г.


Савицкий К.А "В полдень", 1895 г.


Обстановка кабинета Савицкого К.А. 1844-1905., первого директора Картинной галереи и Художественного училища


Шишкин И.И "В Крыму"


Суриков В.И. "Убиение язычниками первых христиан на Руси"


Крамской И.Н. "Голова старика крестьянина".


Репин И.Е. "Портрет священника Г.С. Петрова", 1908 г.


Саврасов А.К.


Попов А.Н. "Защита Орлиного гнезда на Шипке орловцами и брянцами 12 августа 1877 года", 1893 г.


Перов В.Г. "Лежащий мальчик"

Суриков В.И. "Сибиряк" 1890 г.


Макаров И.К. "Девочки-сестры", 1879 г.
Это они, которые могли бы быть внучками Пушкина:)


Макаров И.К. "Сестры Араповы".
Девочки выросли


Макаров И.К. "Итальянский разносчик" 1855 г.




Петербургский фарфоровый завод. 19 век


Парадный портрет императрицы - кто только ее не рисовал?


Бочаров М.И. "Морской вид", 1846


Флавицкий К.Д. "Княжна Тараканова", 1894 г.


Айвазовский И.К. "Ночь", 1849 г.


Коровин К.А. "Восточная фантазия"