KYKY: Надя, с чего ты начинала свой путь иллюстратора? В детстве рисовала, наверное?

Сейчас покажу! (убегает и возвращается с фотографиями своей первой «книги» ). Вот с таких макетов. Мне было тогда года три. Я помню только, что рисовала зайцев на параде – и все, больше ничего. Причем, тогда у меня с версткой было лучше, чем сейчас (смеется) . Компоновка шрифтовых блоков, посмотри, какая - смело, по-современному. У меня еще есть пачка рисунков, где тоже зайцы на параде и у них в лапах флаги с серпом и молотом и букеты гвоздик. Почему зайцы, почему на параде? Не помню. Родители говорят, на парады любила ходить.

Иллюстрации: , фото: Маша Храмцевич

Многие люди определяются с профессией после старшей школы, а я знала еще с детства, что моя жизнь будет связана с искусством. Девять классов я отучилась в архитектурно-художественном лицее, параллельно посещая детскую художественную школу, потом поступила в художественный колледж, позже – в Академию Искусств, где училась на отделении Графика (Художественный факультет). По жизненному пути я следовала целенаправленно.

Мне говорили: «Нарисуй ад». И я рисовала, как его себе представляла

KYKY: Что тебе дало художественное образование? Многие считают, что оно необязательно, можно быть самородком и свободно творить…

На эту тему: «Когда люди прекратят ныть и станут думать: я делаю Беларусь?» Американская мечта художника Захара Кудина

Надя: Оно может быть и необязательным, смотря чем человек хочет заниматься. Если вы хотите нарисовать академический рисунок, без образования с этой задачей вы не справитесь. Можете обучиться нескольким приемам и начать рисовать определенные вещи, например, портрет, но при малейшем отступлении от наработанного шаблона станут заметны ваши ошибки и пробелы из-за нехватки знаний по анатомии. Если же вас тянет к абстракции и коллажам – вы легко справитесь, при условии, что у вас есть чувство композиции и стиля. Этому можно первоклассно научиться за год-два.

А вот с дизайнерами другая история: я не раз сталкивалась с ребятами без художественного образования, которые были гораздо сильнее меня.

Те, у кого есть определенная хватка или навык замечать тенденции и приемы, могут за год-два стать такими крутыми, что ребята с профессиональным образованием и опытом с ними не смогут конкурировать. А если говорить об образовании как о «корочке» – она в принципе ничего не может гарантировать в данной области: здесь на первом этапе важно наличие портфолио и отлично сделанное при запросе тестовое задание. А дальше – хорошо и на уровне сделанная работа.

KYKY: Но дизайн и рисунок - совсем разные области…

Надя: Да. Дизайн - это прежде всего утилитарность. А искусство - красота и эмоции.

Надя: Мне нравится разнообразие в работе. Идеально, когда у меня есть возможность совместить и иллюстративную, и дизайнерскую часть в одном проекте. Но если выбирать между дизайном и иллюстрацией, я выберу последнее. Иллюстрацию я чувствую, могу аргументировать любое свое решение, добиться от себя именно таких результатов, которые были мной же самой поставлены.

KYKY: Помнишь рисунок, за который ты получила первые деньги?

Надя: Ой, это очень смешно вспоминать (смеется) . Когда я была в пятом классе, мама моей подруги заказывала рисунки для последующего перевода их на чайные сервизы. Помню, за эти деньги я купила себе серьги. А вот когда я поняла, что могу реализовать то, что вижу у себя в голове на первоклассном уровне? Это произошло только на втором курсе Академии.

KYKY: Ты прошла путь от штатного дизайнера до свободного художника-иллюстратора. Обрисуй свой профессиональный путь после Академии.

На эту тему: В гостях у Руси. Беседа о гостеприимстве с певицей, которая ставит голос политикам и бизнесменам

Надя: Все началось к бара-клуба «Граффити», куда меня привели друзья - я тогда еще училась в Академии, на предпоследнем курсе. В «Граффити» я рисовала на стенах, потом начала делать для ребят открытки и афиши. А через год мне уже было необходимо искать работу по распределению, и я устроилась концепт-художником в Eligame, фирму, которая занимается компьютерными играми. Параллельно работала над дипломом, который был довольно масштабен, страшно уставала. А однажды утром проснулась и поняла, что на работу просто не приду. Позвонила и сказала: «Извините, я пас» (смеется) . Через два месяца пришлось искать новое место работы, чтобы по распределению случайно не уехать учителем рисования в деревню (варианты по распределению от Академии были только такими). И я пошла в Cubincup Animation Studio концепт-художником и дизайнером. Ребята занимались 3D-райдами. Это такие ролики, которые показывают в 5D-кинотеатрах по 3-5 минут с разными эффектами: на вас надевают 3D-очки, при этом брызгают водой, кресла вращаются и так далее. Я рисовала персонажей: зомби, демонов и локации. Рисовать нужно было одного и того же персонажа со всех сторон, чтобы 3D-моделлеры знали, что сзади, например, должен быть хвост или шрам на черепе. Мне говорили, например: нарисуй ад. Я, как представляла, так его и рисовала. Эта работа мне нравилась, было интересно.

После этого я три года работала в Red Graphic. Дизайну там и училась. Изначально устраивалась на позицию иллюстратора, но постепенно меня стали привлекать к веб-дизайну. Позже мне полученные знания помогли, как минимум, сделать собственный сайт. Почему ушла? В определенный момент мне начали поступать интересные заказы по иллюстрации. Приходилось работать вечерами до ночи и по выходным. Так прошел год, и я поняла, что за лето ни разу не прогулялась с друзьями, не вышла вечером на улицу. Осознала, что нужно что-то менять. В этом решении меня поддержали близкие мне люди, которые все замечали. Я стала заниматься иллюстрацией. В какой-то момент было страшно, что запросов на иллюстрацию не будет, но люди меня находили, заказы поступали.

«К сожалению, беларуские клиенты, как правило, рассматривают иллюстрацию как дешевую замену фотографии»

KYKY: Что самое сложное для тебя в работе с заказчиком?

На эту тему: Хэндмейд по-беларуски. Как живут люди, зарабатывающие руками

Надя: Непредсказуемость. Особенно это касается сотрудничества с физическими лицами, у которых не было практики работы с иллюстраторами или дизайнерами, и которые не знакомы с процессом работы агентств. Они или не понимают четко, чего хотят в целом, или хотят чего-то очень абстрактного, что гарантирует большой шанс услышать в финале «это не то, чего мы ожидали». Правки и комментарии они сформулировать не умеют, конструктивных ответов от них не дождаться. И забраковывается результат полугодовой работы, хотя каждый этап был согласован. Это грустно.

KYKY: Получается, у беларусов нет доверия к иллюстратору?

Надя: Да, именно так. У большинства из них. Не доверяют! Европейцы и россияне к моему мнению прислушиваются, и от них необъективных правок нет. Я пишу, например, что какой-то элемент будет стилистически выбиваться. Они посмотрят и согласятся, а беларусы скажут: «Нет, мне нужно именно так. И тут еще аквариум с рыбками дорисуйте». Чувствую, что наш рынок рассматривает иллюстрацию как дешевую замену фотографии.

Если нет денег на дорогостоящую фотосессию, то просят нарисовать картинку или ряд изображений за какие-нибудь 50 долларов. Не думая о том, что это часы твоей работы.

Или не осознают это пока, или просто хитрят – не знаю. В Беларуси иллюстрация не востребована: на рекламу ее не размещают, боятся и не хотят рисковать, смотрят друг на друга и делают «как у всех». Основные заказы приходят от журналов и издательств. Я очень надеюсь, что эта ситуация скоро изменится.

KYKY: Расскажи, как ты стала иллюстратором онлайн-журнала Republic, который раньше знали как Slon.ru?

Надя: Republic я считаю одним из самых крутых своих заказчиков, это крупнейший российский онлайн-журнал о политике, экономике и бизнесе. Они меня нашли сами, написали мне через Behance с предложением о сотрудничестве. Я делаю иллюстрации к их текстам уже два месяца. Когда мне приходит задача, я, как правило, сразу вижу то, что хочу изобразить. И, не теряя времени, приступаю к работе. Рисую в Photoshop, в нем все выходит более живым. Кривее, чем в Illustrator, но живее (смеется) . Работа в этом проекте еще интересна тем, что включает образовательную составляющую. Перед стартом я изучаю вопрос: например, когда рисовала иллюстрацию к статье «Трансаэро», смотрела, что именно у них за самолеты используются, каких моделей.

KYKY: Когда ушла во фриланс, как организовала свой рабочий график? Нет ли сложностей?

На эту тему: Как выжить на $250. Рассказывает солистка Naka и актриса театра Горького Анастасия Шпаковская

Надя: Есть проблемы с нормированием графика, но я стараюсь не работать вечерами и по выходным. Приучаю себя, и стараюсь объяснить клиентам, что рабочий день длится с десяти утра до семи-восьми вечера. Стараюсь работать по офисному принципу, но иногда это получается с трудом, так как нет временного планирования, которое бы кто-то сделал за меня. Иногда случаются завалы, несколько заказов приходит одновременно, и всем, само собой, результат нужен «вчера». Несмотря на все эти нюансы, в офис возвращаться у меня желания нет. Мне очень нравится то, что я делаю. Что-то внутри меня говорит, что я довольна, когда утром просыпаюсь с улыбкой.

KYKY: Ты считаешь себя успешным иллюстратором?

Надя: Да, считаю (улыбается) .

Надя: В первую очередь, нужно верить в себя и знать себе цену. Бывает, тебе говорят: «Ты делаешь плохо», и ты с этим соглашаешься. А потом получаешь медальки на Behance, за свой якобы плохой дизайн . И получаешь личное письмо от администрации Behance на почту со словами о том, какая же ты крутая. Понимаешь, что уж если эти ребята так тебя оценили – не все настолько плохо, как тебе внушали.

А мораль такова: не стоит обвинять во всех неудачах себя и слушать всех подряд. Будьте уверены в том, что вы делаете.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Эта статья посвящается начинающим иллюстраторам и людям, которые подумывают об этой карьере.

Даже не знаю, с чего начать, с плюсов или минусов.... Начну наверное с самого главного. Если вы хотите славы и больших, а главное - легких денег - подумайте о другой профессии. Серьезно заниматься иллюстрацией имеет смысл только если - это ваша страсть, хобби и самое любимое дело на свете, и своей жизни без него вы не представляете. И даже тогда еще не факт, что вам понравятся иллюстраторские будни.

По поводу денег - прошу помнить, что в большинстве случаев вам платят за конечный продукт (рисунок, книгу, количество разворотов и т.д.), и сколько часов вы потратили на этот продукт - никого не интересует. Так же клиент имеет право вносить изменения и правки, и попадаются клиенты, которые обожают это делать. Вам нужно быть настоящим дипломатом, тактиком и стратегом, чтоб найти подход к некоторым клиентам. Прибавьте к этому финансовую нестабильность. Сегодня вы заваленны работой и не знаете за что хвататься, а завтра - у вас затишье, а счета, как известно, надо платить каждый месяц.

Быть иллюстратором и быть художником - это очень разные вещи. Иллюстрация - это бизнес. Да, он носит творческий характер, но будь вы 100 раз безумно талантливым художником, если вы не умеете общаться с клиентами, придерживаться сроков, заключать договоры, контролировать финансы, у вас ничего не выйдет. В нашем деле в первую очередь пользуется спросом не самый талантливый, а самый шустрый. Из самых шустрых на следующую ступень к успеху вскарабкиваются самые профессиональные, а вот на олимп из этих шустрых и профессиональных уже выбираются самые талантливые. Так что наличие таланта и умение рисовать - это еще не гарантия успеха.

Еще, если у вас болезненное эго, и вы не переносите критики, или не умеете подстраиваться под клиента, ситуацию, проект, если вы считаете, что вы знаете лучше, как надо, то тоже подумайте дважды. В данной профессии - главная роль отводится не вам, как художнику, а вашему клиенту! И плясать вы должны под его дудку... Да, нужно быть дипломатом и уметь культурно и доходчиво обьяснять свою концепцию и идею, но если вас просят нарисовать зеленого динозавра, а вы рисуете фиолетовую свинку, потому что вашему творческому "Я" свинка кажется лучше - то тогда лучше творите как свободный художник, выставляйте своих свинок в галлереях и ищите на них покупателей....

Работа Иллюстратором - это ненормированный рабочий день, и если вы будете заниматься этим серьезно, а не порисовывать для друзей, то у вас будут бесконечные горящие сроки. Очень многие издательства имеют ограниченное время на выполнение работы, и вы должны будете в него вписаться. А вы сами понимаете, что далеко не всегда рисуется сразу все правильно и как надо, и быстро и именно то, что клиент хотел. Это творческий, иногда весьма мучительный процесс, который требует времени и сил. Часто этого времени у вас будет в обрез, и рисовать прийдется ночью, рано утром, и по 12 часов в сутки, если надо. Вы к этому готовы?

Для того, чтоб работать иллюстратором вам понадобится колоссальная самодисциплина и самомотивация. Большинство из нас работают дома, где очень много отвлекающих факторов вроде холодильника, телевизора, телефона, кофеварки, интернета в конце-концов.... И так как над вашей душой не стоят дядя или тетя со строгими глазами, уверенны ли вы, что вы сможете от всего этого отказаться на 8 часов в день? Или хотя бы даже на 6? И хочется лишний часок поспать, и на кофе с друзьями сходить, и за молоком и сосисками выбежать, а там глядишь и день пошел.

Таких понятий, как больничный, отпуск, похмелье, расстройство желудка, приезд тети из Самары - не существуют. Если вам завтра сдавать проект, а сегодня у вас схватил апендицит, то вы сначала дорисовываете и отправляете заказ клиенту, а потом едите в больницу. И все отпуска, болезни и приезды родственников планируются вокруг вашего рабочего графика, а не наоборот. Вы подведете клиента раз, через месяц об этом будут знать все или почти все.

Ну и на последок, кроме рисования вам еще постоянно прийдется заниматься саморекламой, учавствовать в конкурсах, вести блоги, обновлять вебсайты, представлять себя различными способами, приставать к издательствам и агентам со своим портфолио, и думать каждый день о том, чтоб ваше портфолио было всегда на глазах или перед носом у потенциального клиента. Это тоже не мыло по тазику гонять, а весьма конкретный и ощутимый труд.

Ну и еще пару слов о признании и успехе... Ну что я могу сказать, закатывайте губу:) В мире существует целая многомиллионная армия безымянных иллюстраторов, которые нарисовали миллионы картинок, и о которых никто ничего не знает... Да, есть такие, о которых знают многие, но их - единицы. И вы можете смело считать себя счастливчиком, если вас хоть в эту армию примут, потому что даже там конкурренция бешанная. И туда пролезть не просто. Но! чудеса бывают, и кто знает, может вы как раз и есть следующий Квентин Блейк?

Ладно, хватит вас стращать, давайте теперь о хорошем!

Профессия Иллюстратор не имеет географичеких границ и языковых барьеров, хотя если вы хотите работать на международном уровне, то английский нужно знать. Можно работать из любой страны и для любой страны, так же можно работать путешествуя и смело переезжать куда душе угодно не теряя при этом клиентов. Это очень круто!

Вы можете построить свой бизнес и свою карьеру (международную карьеру) практически с нуля и с минимумом капиталовложений. Все, что вам надо - это время, мозги, и ОЧЕНЬ большая трудоспособность. Ну и талант, разумеется.

Вы свободны, у вас нет начальников-самодуров, вы сами решаете, когда работать и когда отдыхать, как себя продвигать и какие работы показывать. Вы - сам себе командир, и лично для меня - это огромный плюс.

С этой профессией вам никогда не станет скучно. Каждый проект не похож не предыдущий. Каждое задание - это вызов, это поиск, совершенствование, познание чего-то нового. Это всегда увлекательно!

Вы занимаетесь любимым делом, а вам за это еще и деньги платят.

Ужасно приятно видеть свои работы в журналах и книгах, а книги - на книжных полках, а еще круче - в руках довольных читателей:))) Иногда люди очень хвалят, и это тоже не может не радовать.

Да и помните - если вы иллюстратор, вы - творец, вы раскрашиваете этот мир, вы делаете его интересней! Вы переводите буквы в удивительные картинки! Вы видите то, что другие без вас не увидели бы....

Так что, друзья мои, выбор за вами!

P.S. Для профессионалов - если вам есть, что добавить к моему списку, пожалуйста добавляйте в комменты, тогда у новичков будет более полная картина об этой профессии, и они, я думаю, будут вам весьма признательны за информацию


Отрывок из письма: "Наташа, у меня к тебе большой вопрос. Давно назрел, но я никак не решалась тебе написать. Я не знаю, почему мне так неловко об этом спрашивать. Но, что бы ты посоветовала человеку, который решил развиваться профессионально как иллюстратор? Если этот человек, то есть я, не имеет ни художественного образования, ни опыта работы именно иллюстратором (хотя я работала дизайнером около 5ти лет). А за плечами лишь рисунки в блокноте. Какие шаги следует предпринять, чтобы начать? Пойти учиться у меня сейчас нет возможности и не будет ближайшие лет 5. Я могу лишь рисовать и заниматься сама. Я это делаю, но неуверенно себя чувствую еще и потому, что не знаю, что делать дальше и в какой последовательности. Я даже не могу оценить серьезность и объем предстоящей работы, точно сказать себе: да, я могу и хочу несмотря ни на что."


Техника работы
Первое, что хочется действительно посоветовать - определиться, в какой именно технике тебе хотелось бы работать. Я очень сожалею, что в своё время мне некому было подсказать, что иллюстрировать - это не всегда просто рисовать.

Copyright Julene Harrison: http://madebyjulene.com/

Иногда понимаешь, что было бы не менее интересно делать иллюстрации из пластилина, бумаги или в форме коллажа с элементами рисунка, но за пазухой накопилось уже достаточно толстое портфолио с работами, выполенными в определённом стиле и в ранее выбранной технике, появился определённый круг клиентов, которые ожидают на выходе работы именно в том стиле, который представлен в портфолио. Резко менять всё не хочется, а вплетать постепенно новые элементы - очень трудоёмкое занятие.

Copyright Eduardo Recife: http://www.eduardorecife.com/

Часто ситуация «просто рисующих» ухудшается ещё и тем, что откуда-то появляется целая тьма людей, которые вдруг рисуют такими же линиями, похожими цветами и похожими текстурками. И упаси боже, если этот человек станет на каком-то отрезке пути более известнее, чем источник – на собственной карьере крест может ставить и не стоит (уж не надо наглецам доставлять такой радости), но переживания по поводу воруют очень много сил.

Иллюстрации Квентина Гребана:

Иллюстрации Лизбет Цвергер:

Даже если в ситуации полного копирования чужаком твоего стиля понимаешь, что твои иллюстрации отличаются от других особым подходом к процессу создания работ, особенным почерком и какими-то характерными деталями, факт остаётся фактом, что от индивидуальности и именно неповторимости техники вообще зависит очень многое.

***
Особенная, неповторимая техника, которая к тому же будет оттачиваться годами – это уже половина всего дела. Я понимаю, что нет смысла подходить к вопросу выбора техники методично: что требуется на рынке, что больше всего пользуется спросом, в какой технике работает меньше всего иллюстраторов – чтобы конкуренция поменьше была, но многое всё-таки нужно учитывать.

Мало того, что ситуация на рынке может резко измениться - сегодня моден вектор, а завтра все будут бегать за пластилиновыми иллюстрациями, так ещё и хочется заниматься любимым делом всю жизнь, работать так, как нравится, оставаться верным себе, но найти золотую середину, учитывающую требования рынка и собственные ожидания от жизни было бы всё-таки неплохо.

Уже давно прошли те времена, когда в иллюстраторы шли люди, обученные по всем канонам классической живописи, и это здорово! Поле деятельности современного иллюстратора настолько велико, что нет необходимости концентрироваться только на умении иллюстрировать традиционным способом.

Copyright Susanne Wustmann: http://www.susannewustmann.de

Как выбрать свою технику работы? Просто пробовать! Попробовать всё, что только можно:
- иллюстрацию из пластилина
- иллюстрацию из бумаги
- иллюстрацию с помощью самодельных кукол
- вышивку по ткани или бумаге
- коллаж
- инкрустация соломкой
- работы тушью, акварелью, акрилом, карандашами
- иллюстрации в компьютерных программах вроде Photoshop, Painter или Illustrator
- иллюстрации с помощью смешанной техники – рисунка, коллажа и компьютерной постобработки.

Copyright Kira Shaimanova: http://www.kirashaimanova.com

В самом начале пути лучше не принимать поспешных решений, не связывать себе руки какой-то отдной техникой исполнения работ. На своём собственном опыте я столкнулась с тем, что ничего плохого в пестроте техник и стилей нет, пока речь идёт о подготовке к профессиональной деятельности.

Творческие эксперименты – один из самых важных моментов в созревании хорошего иллюстратора. Я сама перепробовала кучу всего: работа тушью, акварелью, акрилом, гуашью, простым карандашом и белилами по тёмному фону, работа растром в стиле графики 20-30 годов в графических программах, работа растром в более реалистичной манере, рисование куколок и дудликов, иллюстрации в векторных программах. Только перепробовав кучу всяких техник я пришла к своему теперешнему стилю работы, хотя, признаюсь честно, у меня нет чувства, что он полностью оформился, пока мне кажется, что я меняюсь от иллюстрации к иллюстрации, хотя какие-то отточенные приёмы уже есть.

Я уже не первая, кто советует начинающим иллюстраторам проверить, какая техника соответствует больше собственной натуре, но ведь что тебе стоит проверить себя и попробовать? Если корм пойдёт в коня, и у тебя за достаточно короткое время в выбранной технике насобирается как минимум 10 работ, и тебе не надоест их и дальше ваять - то можно хотя бы временно остановиться на выбранной технике и перейти ко второму шагу алгоритма - подумать, каким именно иллюстратором ты бы хотела стать.

Copyright Amy Harris: http://www.amy-harris.co.uk

Каким именно иллюстратором стать?
Казалось бы, чего здесь долго думать, каким иллюстратором стать – хорошим, конечно! Но не об этом речь. Иллюстратор иллюстратору рознь. Бесполезно хотеть стать мастером на все руки и стараться угодить всем. Как и в любом другом творческом деле нужно знать, на кого бы ты хотела работать.

Что у нас есть на выбор? Каким именно иллюстратором можно стать:
- иллюстратором детских книг
- иллюстратором книг для взрослых
- журнальным иллюстратором
- газетным иллюстратором
- рекламным иллюстратором
- иллюстратором для текстильной промышленности
- научно-популярным иллюстратором
- иллюстратором медицинских изданий
- иллюстратором для учебников и пособий
- веб-иллюстратором
- и прочим...

Copyright http://www.linesandcolors.com/2008/12/11/shaun-tan-on-inframetv/

У каждого ответвления есть свои особенности: своя целевая группа, ограничения по срокам, технике исполнения и содержанию. От того, каким иллюстратором ты бы хотела стать и зависит твоё будущее. Естественно, можно хотеть стать журнальным иллюстратором, но в процессе превратиться в книжного или рекламного, но тем не менее твоё самое первое решение определит тематику и направленность твоего первого портфолио, твоей первой визитной карточки, на которую ещё долго будут ссылаться твои клиенты и просить нарисовать вот так, как у тебя же стоит. Ну или ты полностью сменишь стиль, направление и станешь показывать только работы в актуальной технике и браться только за заказы, которые отвечают и твоим внутренним требованиям. Это тоже не ново, что маститые иллюстраторы вдруг резко убирают все свои иллюстраторские работы из портфолио и представляются, как художники, желающие зарабатывать на живопись. При должном успехе на живописи можно действительно больше зарабатывать, но, как сказал, прости, труп в фильме "Сим Сити":"Один раз курильщик - навсегда курильщик". Один раз иллюстратор - навсегда иллюстратор. Просто так любовь к потребной, красивой и остроумной графике не истребить никаким желанием зарабатывать побольше на искусстве.

Copyright Rafal Olbinski

Итак, от выбранного направления зависит твоё будущее. Если ты хочешь стать книжным иллюстратором, то в портфолио нужно показать, насколько хорошо ты умеешь работать с текстом и отражать смысл написанного, держать планку и, скажем, отображать героев одинаково, в самых немыслимых ракурсах на протяжении всей книги.

Если ты решишь стать журнальным иллюстратором, то здесь нужно уметь работать с графическими метафорами, жить в режиме стресса и сжатых сроков, уметь вычленять даже из статей с совершенно дикими и незнакомыми тебе темами основное высказывание и поддерживать его своими иллюстрациями. К тому же и журналов есть целая куча: женские, мужские, детские, о здоровье, домашнем очаге, науке и технике, психологии и т.д. Каждый отдельный журнал выдвигает свои требования как к сложности, количеству, так и технике иллюстраций.

Copyright Yuko Shimizu: http://www.yukoart.com

Как понять, каким иллюстратором ты хочешь стать? Только пробовать! Листать журналы, книги, просматривать сайты, но самое главное – неустанно работать над собой – рисовать много и часто, как будто каждый день последний. Любовь к чему-то конкретному нужно не только обнаружить, но и проверить на деле. Именно когда ты станешь проверять себя на любови или нелюбови к какому-то конкретному направлению в иллюстрации, ты столкнёшься с новой проблемой – объём работы.

Объём работы
Объём работы себе можно представить, только начав работать в выбранном направлении. Например, попытаться проиллюстрировать первую попавшуюся статью 2-3 иллюстрациями. Выбери статью нарочно без разбора, вне зависимости от того, нравится тебе текст или нет, разбираешься ты в нём или нет, и попробуй разбить на такие части, чтобы иллюстрации к ним равномерно сопровождали и отражали текст.

Иногда мне приходят такие заказы, что я читаю их и понимаю, что ничего не понимаю. Я не знаю каких-то имён, мне ни о чём не говорят события, описанные в статье. Первое, что я делаю – иду разбираться: читаю и смотрю всё, что мне попадается по этой теме. При этом нельзя забывать, что время на сбор материала и ознакомление с ним отнимается от общего времени заказа – чем дольше ты провозишься с поисками и выяснениями, тем меньше времени останется на работу. Поэтому так важно иметь хорошую связь с заказчиком или артдиректором – в крайнем случае всегда можно выспросить, что именно от тебя ожидают.

Copyright Doug Fraser: http://www.fraserart.com/

Хочешь стать книжным иллюстратором, попробуй проиллюстрировать маленькую историю на 3-4 страницы или целую главу из какой-то любимой книги.

Хочешь иллюстрировать учебники, посмотри, какие уже есть на сегодняшний день, что бы ты сделала в них лучше, доходчивее, красивее. Ну и т.д.

Нужно себе представлять, что в зависимости от рода деятельности ты не сможешь выбирать, что тебе иллюстрировать - это работа, которая должна кормить, пока ты не сможешь позволить себе "перебирать харчами". Тебе нужно будет научиться чётко оговаривать условия работы, научиться доверять людям и иногда терпеть огорчения.

Где искать клиентов?
Выхода здесь 2: активный и пассивный поиск.
В первом случае ты просто оформляешь портфолио – бумажное или цифровое- и рассылаешь во все издательские дома или агентства, с которыми бы ты хотела работать.

Если через месяц не пришло ни одного ответа, хотя ты разослала 100 писем и папок с работами в 100 разных агентств – причин для уныния нет! Главное не сделать самую распространённую ошибку и не пытаться выяснить, почему тебе не ответили, пытаясь ещё раз послать СТАРОЕ портфолио. Садись, делай полностью новое, с новыми, да-да, всего за месяц работами и шли снова, снова и снова! Не бойся повторять процедуру рассыла своих НОВЫХ работ, пока тебе не ответят! Здесь, конечно же, нужно считаться с тем, что тебе может прилететь не только предложение о работе, но и отказ. Пережить это всегда тяжело, но возможно. Нужно всегда верить, что на свете есть достаточно клиентов, которым понравится именно твоя техника работы, твой ход мыслей, твои взгляды на мир.

В случае пассивного поиска всё намного проще, но он и менее эффективный. Ты можешь рисовать миллионы картинок и выставлять их во всех известных профессиональных сетях, на форумах и блогах. Тогда при должном качестве клиенты потянутся к тебе сами. Но ждать начинающему иллюстратору обычно приходится дольше, чем в случае активного поиска.

Если ты решаешь посвятить себя полностью только иллюстрации, не отвлекаясь на работу дизайнером или младшим помощником старшего дворника, я бы всё-таки посоветовала более агрессивные методы поиска потенциальных клиентов, хотя он одновременно и более дорогостоящий. Т.е. тебе решать. Если ты чувствуешь, что созрела для профессиональной работы – смело иди в бой, не жди, пока тебя найдут среди тысячи коллег. Если хочешь ещё поработать над собой, но уже желаешь заявить о себе – показывай потихоньку свои работы.

Как договариваться об условиях работы?
Здесь у каждого иллюстратора свои правила. Расскажу о своих.

1.Оплата.
Мне всё равно, насколько богат или беден заказчик. Я беру ровно столько, во сколько оцениваю свою работу. Т.е. я прикидываю, сколько у меня часов уйдёт на иллюстрацию и считаю, сколько бы я хотела заработать в час: скажем, 30 долларов. Если я называю цену в 300 долларов за иллюстрацию, значит я не рассчитываю потратить на неё больше 10 часов. Со мной можно торговаться, но я никогда не устраиваю дискриминацию по толщине кошелька, не прикидываю, можно ли побольше выудить с клиента, а просто желаю, чтобы часы, потраченные мною на работу, были честно оплачены.

Если мы с клиентом остановились на сумме, меньшей, чем мне хотелось бы, значит:
- мне интересно
- мне нравится артдиректор и хочется с ним или с ней поработать
- иллюстрацию будет не стыдно показать в портфолио
- заказ прибавит мне знаменитости
- заказчик берёт на себя все расходы по банковскому сбору и не тянет с оплатой.

2. Эскизы.
Здесь всегда нужно договариваться отдельно о количестве и оплате. Иногда клиент сам не знает, чего хочет, и нужно всегда оговаривать, что в случае расторжения договора, пусть даже устного, эскиз будет стоить, скажем, как минимум 50 долларов. А то знаем мы уже это пиратство – собирается как можно больше бесплатных и неглупых идей по сети, а работа отдаётся соседу дяде Васе.

Вменяемые заказчики никогда не станут торговаться и тут же согласятся оплатить хотя бы эскизы, если уж не сработались с иллюстратором или действительно просто идеи собирали. За все годы моей работы профессиональным иллюстратолром я только один раз «пролетела» с заказчиком. Клиент показался мне очень серьёзным, заинтересованным в работе, а не в эскизах. Мы долго у мучительно работали – переделывали всё по миллиону раз. Я сделала пачку эскизов, пачку отрисовок и, казалось, переписка с артдиром была просто бесконечной!

Потом, когда эскизы наконец-то утвердили (это очень важный этап – никаких отрисовок начисто, пока не утвердили эскиз), я отрисовала всё начисто, выполнила в цвете, утвердила готовые иллюстрации и когда уже заливала печатную версию иллюстраций на сервер, чтобы переправить работы клиенту, мне пришло письмо от якобы сменившегося артдиректора проекта с кучей изменений к эскизам (мои готовые работы, оказывается, всё ещё имели статус эскиза) и просьбой повернуть все 20 иллюстраций в ракурсе, перерисовать лица и одежду! В сердцах я прекратила с ними работу, не получив никакого вознаграждения, вместо того, чтобы равнодушно пожать плечами, как я это делаю сейчас, и сказать – платите мне ещё раз столько же за новые эскизы, и я вам нарисую любой ракурс и людей в любой одёжке. Как знать, может они на то и рассчитывали, что я как-то эмоционально отреагирую после очень напряжённой и противной работы и подарю им свои картинки. Люди всякие бывают, но на ошибках, как известно, учатся. Один раз я сделала все-все эти ошибки, какие только можно было сделать, и наелась навсегда.

3. Пробные работы.
При этом слове я выбрасываю письмо клиента в мусорку и стараюсь больше никогда о нём не вспоминать. Хочешь от меня эскиз – см. пункт 2 этого текста. А если хочешь от меня полноценную цветную иллюстрацию на пробу, хотя видел моё портфолио - разбирайся сам со своей нерешительностью и неумением оценить ситуацию.

Мне предстояло научиться ценить своё время иллюстратора. Никому даже в голову не приходит сходить за бесплатным пробным лечением к врачу. А иллюстратор что, не человек с ребёнком и кошкой, которых нужно кормить? Откуда вообще это мнение, что работа иллюстратора не должна оплачиваться и вещь менее серьёзная, чем все остальные работы на свете?

За время, пока я, простите, дрочусь с пробной иллюстрацией и пытаюсь угодить клиенту и соревнуюсь не понятно с кем, я могу сделать десяток иллюстраций для постоянных, любимых и надёжных клиентов, которые не приходят ко мне за халявой, а хотят хорошей, продуктивной и качественной работы. На крайний случай лучше сесть и нарисовать сильную и красивую иллюстрацию в собственное портфолио, чтобы привлечь к себе вменяемых клиентов - потратить это время=деньги на себя.

Посылай смело всех, кто хочет устроить конкуренцию между иллюстраторами, собрать бесплатных идей и оставить тебя ни с чем. Если у людей есть время на такие игры, но нет времени, чтобы тщательно выбрать иллюстратора для проекта, грамотно спланировать работу, обговорить с ним все детали, сроки и на всякий случай придумать план B – лучше даже не начинать сотрудничество.

Начинающим иллюстратором я часто соглашалась на такую нервотрёпку, пока вдруг не поняла, что так я никогда ничего не добьюсь. Либо они приходят ко мне и работают со мной, либо, какими бы хорошими они не были, они идут своей дорогой, которая, в идеале, больше не пересекается с моей, а я своей. Рада сообщить, что такое решение пошло мне только на пользу!

За последнее время у меня был пока один единственный случай, когда я невольно согласилась на пробную иллюстрацю, но только потому, что до начала работы я встречалась с заказчиком, успела в него влюбиться (не в прямом смысле) - поддалась его шарму и обаянию. Счастливыми нас это не сделало...

4. Договор.
О тонкостях и деталях договоров с отдельными издательствами или агентствами писать нужно очень много. Говорить об этом обобщённо как-то тоже не имеет смысла.

Целый ряд книг советует не разрешать публикацию своих иллюстраций на разных носителях – т.е. хотите не только в журнале, но и на футболках заработать на моей иллюстрации – платите хоть какие-то копейки за дополнительное использование. Многие так же не советуют отдавать работы в вечное пользование, оговаривать условия копирайта и, и, и...

На деле же всё выглядит так, что мало какие агентства, не только русские, вообще предлагают какой-то договор перед началом работы малой или средней сложности. Оговаривается всё, что угодно – оплата, сроки, эскизы, режим работы, но слово "договор" если и звучит, то как какая-то формальность по окончанию совместной работы вместе с фразой – вы ДОЛЖНЫ подписать, иначе не будет оплаты... Всегда можно спросить, для чего иллюстрация, где мой договор где мой поросёночек, где моя сказочка и где моя предоплата, но в основном это имеет смысл делать уже тогда, когда речь идёт о гонораре с несколькими нулями.

Получилось как-то очень много, и на деле нужно просто садиться и работать – глаза боятся, а руки делают. Ни в коем случае не унывай, сначала разберись с основным – направлением деятельности и техникой, а остальное уже приложится.

Copyright Walter Vasconcelos

.....................
Кстати, если кому-то интересно, для ответа я использовала и небольшие отрывки из своей книги про «Техники творческого подхода в иллюстрации» - куски книги я публикую по тегу «куски из книги». Я сейчас усиленно работаю над переработкой материала, т.к. книга уже давно дописана, и ищу издателя.
Upd.: А вот и книга!

Художник-иллюстратор - это человек, занимающийся созданием смысловых изображений для оформления книг, журналов и других печатных изданий.

Художник-иллюстратор — это человек, занимающийся созданием смысловых изображений для оформления книг, журналов и других печатных изданий. Профессия подходит тем, кого интересует рисование и мировая художественная культура (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Описание

Специалисты в этой области должны отличаться прекрасным художественным вкусом, знать все о том продукте, для которого они создают иллюстрации. Каждая картинка должна отображать суть статьи в журнале или сюжет книги, дополняя общий смысл.

Важно постоянно обучаться, узнавать о новых направлениях и знать работы мэтров, выбирая удобный и понятный жанр иллюстрации:

  • плакатная, ретро и направление фэшн;
  • декоративная иллюстрация и рисунки для художественной литературы;
  • иллюстрации для комиксов;
  • карикатуры (сатирическая иллюстрация);
  • фантастическая, спортивная или концептуальная.

Специалист должен уметь не только хорошо рисовать, но и иметь предпринимательскую жилку, которая нужна ему для поиска заказчиков и рекламы своих работ.

Специфика профессии

Человек, который создает образы и делает описанные в книге или журнале события настоящими — это художник-иллюстратор. Он помогает воображению читателя сделать сюжет реальным, поэтому талантливые художники никогда не останутся без работы.

Такие специалисты должны не только хорошо рисовать, но и отвечать следующим критериям:

  • работа в разных жанрах живописи;
  • хорошо развитая фантазия;
  • умение создавать тематические изображения, которые будут дополнять содержание, сливаясь с ним в единое целое;
  • умение создавать несколько разных изображений для одного издания, среди которых заказчик выберет подходящее.

Для работы специалист может использовать компьютер, графический планшет и специальные программы. А эскизы создаются с помощью карандашей и обычной акварели. Тип рисунка и материалы, которые применяются для его создания, зависят от формата издания и требований заказчика.

В любом случае иллюстратор должен уметь работать со всеми доступными средствами, что открывает ему доступ к высокооплачиваемым заказам.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  • Солидная оплата за выполненную работу.
  • Возможность проявить творческий талант.
  • Всегда можно найти работу в любом регионе страны или за рубежом.
  • Возможность удаленной работы.

Минусы

  • Высокая ответственность.
  • Могут возникнуть сложности с поиском работы, что особенно касается молодых специалистов.
  • Необходимость подстраиваться под требования заказчиков и редакторов.
  • Работа над каждым проектом занимает много времени.
  • Нужно работать с оглядкой на требования, что может вызвать уныние у творческого человека.

Личные качества

Опытные художники-иллюстраторы должны иметь отличный вкус и желание изучать издания, для которых они готовят иллюстрации. Также важны следующие личные качества:

  • ответственность и упорство;
  • неконфликтность и способность осознавать свои ошибки;
  • стремление получать новые знания;
  • креативность;
  • умение работать в коллективе;
  • усидчивость, ведь на изучение материалов и создание иллюстраций нужно тратить много времени.

Специалист редко встречается с заказчиком, поэтому должен рисовать такие изображения, которые без слов расскажут о его таланте. Перовое, что должен сделать представитель профессии, — это создать собственное портфолио.

Обучение на художника иллюстратора

Без высшего образования сложно найти работу в творческой сфере, но если человек действительно талантливый, то он может пройти ускоренный курс обучения. Для поступления нужно будет сдать следующие экзамены:

  • литература и русский язык;
  • история;
  • творческий конкурс. Это может быть живопись или композиция, но тип конкурса напрямую зависит от требований того или иного вуза.

Во время обучения студенты получат навыки работы с компьютерными программами и графическими редакторами, освоят разные техники живописи и теорию (история искусств, живопись и другие). Также научатся составлять портфолио и искать заказчиков!

Код специальности: 54.05.03.

Школа иллюстрации и живописи Bratec Lis School

В этой школе студенты смогут получить знания и попробовать свои силы в практической работе, а также будут посещать мастер-классы и интересные лекции. Некоторые занятия и лекции — бесплатные, а обучение будет интересно людям, которые уже освоили эту творческую специальность и желают совершенствовать свои навыки.

Школа Дизайна и Компьютерной Графики при РГУ им. А.Н. Косыгина

Обучение длится 9 месяцев, а студенты должны посещать занятия, длящиеся 4 часа, 3 раза в неделю. Также можно посещать факультативные занятия, а в конце обучения каждый студент получает диплом гос. образца и свой первый заказ!

Место работы

Представитель этой творческой профессии сможет найти работу в издательствах, выпускающих разнообразные литературные произведения, редакциях и агентствах, которые занимаются изготовлением буклетов, листовок, журналов и т. д.

Оплата работы

Зарплата на 01.04.2019

Россия 15000—40000 ₽

Москва 30000—50000 ₽

Художник-иллюстратор может работать в издательстве и получать фиксированную заработную плату. Если специалист хочет свободно работать, подбирая интересные заказы на разные темы, то он ищет заказчиков самостоятельно, получая за свой труд гонорары.

Средний гонорар за 1 работу составляет 5-10 тыс. руб., что зависит от количества и сложности иллюстраций, сроков, региона и опыта специалиста.

Карьерный рост

Специалист может получить должность руководителя отдела, креативного директора, создать собственное агентство или школу. Также специалист всегда может работать педагогом в школе или на курсах, проводить мастер-классы или онлайн-уроки.

Профессиональные навыки

Представитель профессии должен уметь работать с графическими редакторами (Corel Painter X3, SketchBook Pro и другими). Также важно уметь рисовать кистью, карандашами и знать все о художественных стилях.

Известные представители профессии

  1. Иван Яковлевич Билибин.
  2. Джим Кей (иллюстрации для серии книг о Гарри Поттере).
  3. Ник Баттерворт.