Театр Марцелла – это самый большой и самый древний театр Рима, который находится между Капитолийским холмом и рекой Тибр.


Место под театр было освобождено в Риме в 44 г. до н.э. ещё при Юлии Цезаре – земля была конфискована, а здания на ней, включая святилище богини Пиеты, были разрушены. Цезарь хотел создать такой храм Мельпомены, который мог бы конкурировать с театром Помпея на Марсовом поле, однако он был убит до того, как начались работы. Они возобновились лишь в 27 году до н.э. после прихода к власти императора Августа , который на свои средства выкупил ещё большую территорию и расширил проект. Увеличение размеров театра привело к тому, что, он, по-видимому, занял часть территории цирка Фламинио, который к тому времени уже стал простой площадью. Кроме того, из-за расширения окружающие святилища, такие, как храм Аполлона и храм Беллоны, были перенесены. К 17 году до н.э. в театре было возможно проводить часть Терентинских игр, однако строительство было завершено лишь в 13 году до н.э. (741 по римскому летосчислению), а официальное открытие состоялось в следующем году. Август посвятил его Марку Клавдию Марцеллу , сыну его сестры Октавии, умершему в 19 лет, которого он любил и хотел видеть своим преемником. Светоний писал, что во время открытия театра курульное кресло, на котором сидел Август, сломалось, и он упал на спину. Видимо, в связи с этим случаем, на сцене театра были установлены четыре колонны из африканского мрамора, взятые из особняка консула Марка Эмилия Сквара, стоявшего на Палатинском холме, а также статуя Марцелла, покрытая бронзой. Плиний в седьмой книге писал, что при открытии театра было принесено в жертву богам 600 животных, а также, что зрителям впервые был показан тигр в клетке.

Реконструкция

Вид с противоположной стороны улицы

Вокруг театра и внутри первого яруса можно погулять (бесплатно)

Описание театра

Театра Марцелла мог единовременно вмещать от 11 000 (если учитывать только сидящих при ширине одного сиденья в 50 сантиметров) до 20 000 зрителей (считая и сидящих и стоящих). Высота фасада равнялась 32, 6 метра (сейчас лишь 20): 0,2 метра – ступень фундамента, 9,55 метра – дорический этаж, 10,4 метра – ионический этаж, 11,45 метра – коринфский этаж и мансарда 1 метр. Он был построен из туфа и цемента и облицован каменными блоками рисунком «ретикулат» (неправильной сеткой), которые для большей надёжности были покрыты белым травертином. В этом театре впервые в Риме был использован обожжённый римский кирпич, технология изготовления которого была привезена из .

Устройство римского театра

Вблизи

Фасады, арки, коридоры и туннели, по которым можно было попасть внутрь театра, были украшены колоннами греческих ордеров : дорические с тосканскими капителями на первом этаже, ионические на втором и, вероятно, коринфские на третьем (в Средневековье театр был реконструирован, и вся верхняя часть с сиденьями и колоннами была убрана). Всего со стороны фасада на каждом уровне было по 41 арке и по 42 полуколонны. Этажи были разделены выступающими рядами кладки. Замковые камни были украшены большими театральными масками из белого мрамора. На использование различных архитектурных стилей в одном здании создателей театра Марцелла вдохновили, по-видимому, постройки времён Суллы, например, .

План театра Марцелла

Колонны первого этажа

Колонны второго этажа

Поскольку территория в этом районе была болотистая , в место, предназначенное для театра, сначала вбили дубовые жерди, сверху залили бетонное основание, и только на нём построили каменный фундамент. Внутренние арки крытой галереи и радиальные стены были построены из туфа, а всё остальное – из цемента и каменных блоков. В полукруглой комнате, которой заканчивался восточный проход, на потолке сохранилась декоративная штукатурка.

Мощёная камнем площадь перед театром

Зрительный зал театра Марцелла имел диаметр 129,8 метра. В нём было много входов и выходов (вомитории), через которые разные группы людей могли попасть в предназначенные им секции амфитеатра и, таким образом, сенаторы, простые люди, женщины и другие не контактировали ни при входе, ни при выходе. Горизонтально зрительный зал был разделён проходами на три секции. Условно же он делился пять частей : самые нижние 4 ряда, сделанные из мрамора, занимали сенаторы, которые сидели на курульных креслах, следующие 15 рядов занимало сословие всадников (знать), следующие 14 рядов – патриции, ещё выше на 8 рядах сидел простоя народ (плебеи и солдаты), а на самой вершине 6 рядов занимали женщины. Проходы были распределены таким образом, что все зрители могли покинуть театр не более, чем за 10-15 минут.

Театр в перпендикулярном сечении

Между театром Марцелла и церковью Сан-Никола-ин-Карчере видны руины храма Янума

Мощёный пол между театром и храмом Януса

С другой стороны в стену церкви Сан-Никола-ин-Карчере встроены колонны храма Спес (Надежды)

От сцены (как подмостков, так и здания сцены) до наших дней не сохранилось ничего, однако её схема есть на фрагменте мраморного плана Рима эпохи Септемия Севера (Forma Urbis Severiana). Сцена была прямой, с шестиколонным портиком у внешней стороны. Её длина была ровно в два раза больше диаметра орхестры, то есть, 87 метров. Здание скены («задник») имело три яруса, и было украшено колоннами разных ордеров и скульптурами в нишах. Его высота равнялась высоте зрительного зала. Из закулисья на сцену вели три входа. Сама сцена, по всей видимости, была высокой – около 1/12 диаметра орхестры (около 4 метров). По сторонам были сделаны маленькие отдельные помещения с цилиндрическим сводом, предназначенные для трибунов . От левого помещения сохранилась одна колонна и одна пилястра. Позади здания сцены находился большой портик, в котором были устроены храмы Пиеты и Дианы.

Скена (задник сцены)

В театре Марцелла, как и во многих других римских театрах, были сделаны отверстия, через которые можно было видеть живую природу, в частности, остров Тиберина. На первом этаже располагались магазины и питейные заведения.

Лестница на Овощной форум (?)

Дорога к театру Марцелла

Основание храма Беллоны (древнеримской богини войны) — между тремя колоннами и церковью на переднем плане

Три колонны и всё, что за ними — руины храма Аполлона Сосианского

Дальнейшая история

Первая реставрация в театре Марцелла прошла при Веспасиане (69 – 79), следующая – при Александре Севере (222 – 235). Несмотря на то, что некоторые блоки травертина из фасада театра были использованы при реставрации моста Честио в 370 году, он, по-видимому, продолжал функционировать. Статуи, стоявшие внутри здания, были восстановлены в 421 году при императоре Петронии Максиме. В раннее Средневековье римский патрицианский род Фабия переделал театр в крепость и в этом качестве он простоял, по крайней мере, до XIV века, когда он перешёл в руки семьи Пьер-Леони. Превращение в крепость спасло театр от полного разрушения. Семья римских аристократов Савелли купила его во второй половине XIV века, и на его арках по проекту Бальдассаре Перуцци для неё был построен особняк , который стоит до настоящего времени. В XVIII веке театр был куплен семьёй Орсини из Гравины. К XIX веку практически половина первого этажа (около 4 метров) находилась под землёй и была откопана лишь в 1926 – 1932 годах во время последней крупномасштабной реставрации .

Сохранившиеся части театра

Мраморные писуары (?) в здании сцены

Раскопки на месте скены

Раскопки на месте скены (чтобы их посмотреть, нужно зайти за церковь Сан-Никола-ин-Карчере)

Театр Марцелла имеет множество сходных черт с театром Мериды в городе Эмерита Аугуста, построенном в 15 году до н.э., и с на территории современного . Многие архитектурные находки театра Марцелла были использованы при строительстве Колизея.

В настоящее время верхний этаж театра разделён на множество квартир. В окрестностях иногда проходят небольшие концерты.

Жилой дом, сделанный из театра

Хорошо видна тёмная отреставрированная часть театра

Достопримечательности поблизости: храм Аполлона Сосианоса, церковь Сан-Никола-ин-Кархере (6 в.), церковь Санта-Рита-да-Кашия-ин-Кампителли (1643), портик Октавии (23 г. до н.э.), церковь Сант-Анджело-ин-Пескерия (8 в.), церковь Санта-Мария-ин-портико-Кампителли (1667)

Полезная информация о театре Марцелла в Риме

Где находится:
Рядом с мостом, ведущим на остров Тиберина со стороны исторической части города

Как добраться:
Ближайшие станции метро – Чирко Масссимо (Circo Massimo, линия В) и Колоссео (Colosseo, линия В). Они находятся, приблизительно, в 1,5 км от театра.

Автобусы 30, 44, 44F, 51, 63, 81, 83, 85, 87, 118, 130F, 160, 170, 628, 715, 716, 780, 781, С3, Н, N3, N8, N9 или N19 до остановки Teatro Marcello- Ara Coeli.
Автобус 780 до остановки Foro Olitorio.
Автобусы 23, 63, 280, N8 или N10 до остановки Piazza Monte Savello.

Трамвай 8 до остановки Venezia.

Туристический автобус до остановки Piazza Venezia.

Во времена Римской империи активно возводились здания для зрелищ: так проще всего было завоевать популярность народа и отвлечь его от занятия политикой.

Идея постройки грандиозного здания театра пришла еще к (Caius Iulius Caesar): ему хотелось выстроить театр, превосходящий по размерам построенный в 55 году до н. э. заклятым врагом Цезаря – Помпеем (Gnaeus Pompeius Magnus).

Выбрав место для строительства, Цезарь отдал приказание расчистить площадку, разрушив на (Campus Martius) несколько светских зданий и несколько культовых сооружений, включая Храм богини Благочестия (Tempio della Dea Pietas). В 44 году до н. э. началось строительство, но закончить его не удалось из-за гибели великого императора.

Замысел Августа

В 17 году до н. э. римский император (Caius Iulius Caesar Octavianus Augustus) решил реализовать проект Цезаря, но в еще больших масштабах.

Октавиан Август отдал приказ о расчистке дополнительной территории Марсова Поля, поэтому потребовалось снести цирк Фламиния (Flaminia). На строительной площадке были вкопаны сваи, чтобы придать прочность основе постройки. Затем на сваи установили бетонный фундамент толщиной 6,35 метра.

После подготовки площадки Август распорядился о постройке большого театра в память о племяннике, сыне своей сестры Октавии – Марке Марцелле (Marcus Marcellus), который был женат на дочери Августа и должен был стать его преемником, но умер от тяжелой болезни.

Художественные особенности

В 12 году до н. э. постройка из 3-х ярусов, вмещающая 12000 сидящих зрителей и 2 тысячи стоящих, была готова. Амфитеатр поражал современников размерами:

  1. 30 метров в высоту;
  2. 130 метров в диметре;
  3. Сцена длиной 90 метров;
  4. 41 арка;
  5. 42 полуколонны.

Восхищали не только размеры, но и стилистическое решение:

  • Здание на фундаменте из бетона выстроено из туфа, облицованного панелями из белого травертина;
  • Первый ярус выдержан в дорическом стиле (сужающиеся кверху колонны без декорированного основания, капители в виде полудисков);
  • Второй этаж оформлен колоннами ионического ордера (с колоннами на фигурных основаниях, с характерными завитками капителей, с декором на карнизе яруса);
  • Основным элементом третьего яруса являлась колоннада с капителями коринфского ордера;
  • Внутри театра расположили часовню богини-прорицательницы Карменты (Carmenta);
  • К амфитеатру пристроили портик в честь сестры Октавиана Августа – Октавии (Octavia).

Август распорядился о том, чтобы внутреннее оформление театра превосходило своей пышностью все предшествующие постройки. Театр Марцелла был украшен:

  • Статуями из мрамора;
  • 36 большими вазами из бронзы, расставленными по периметру для усиления звучания;
  • Масками героев комедий и трагедий.

Внутренняя часть представляла собой три яруса мраморных ступеней, разделенных на сектора для знатных горожан, места для женщин, отдельную территорию для простого народа и рабов. Отдельно от мест для зрителей находилась ложа императора.

Напротив рядов для зрителей находилось помещение для реквизита и для подготовки актеров к выходу – сцена (скена). Из этого сооружения актеры выходили на орхестру – круглую площадку перед сценой или над ней. Там же размещался хор, сопровождающий все драматическое действие.

Интересно, что для защиты зрителей от солнца в древних театрах использовали тент, который можно было натянуть над всем амфитеатром.

Судя по старинным планам и остаткам театра, сцена с пристройками по бокам выходила на Тибр. Полукруглый амфитеатр был обращен в сторону города. В арках амфитеатра внутри располагались склады и магазины.

История длиной в два тысячелетия

Театр Марцелла дважды подвергался реставрации:

  1. В I веке при императоре Веспасиане (Titus FlaviusVespasianus);
  2. В III веке при императоре Александре Севере (Marcus Aurelius Severus Alexandrus).

В IV веке н. э. театр перестали использовать по назначению, местные жители стали разбирать его для строительства домов, ремонта городских мостов, он оказался заброшенным. В средние века здание использовали как укрепленное оборонительное сооружение.

В XII веке крепость на развалинах древнего театра построили члены семейства Фавви (Favvi). В XIII веке род Савелли (Savelli) переделал крепость во дворец. В XVI веке остатки театра, средневековой крепости и палаццо стали основой для строительства резиденции знатной и богатой семьи Орсини (Orsini), которая оставалась собственником этого здания по 30-е годы XX века. Пространство под мощными арками арендовали хозяева лавок и мастерских.

Рядом находятся другие известные достопримечательности – , и район Еврейского гетто.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Театр Марцелла – достопримечательность Рима времен античности. Марцелла стал прототипом великого Колизея и Шелдонского Театра.

История театра

Театр был выстроен в 13-12 гг до н. э. по воле императора Августа в память о его племяннике Маркелусе. Идея создания театра принадлежала Императору Юлию Цезарю , который хотел построить амфитеатр во многом превосходящий первый каменный театр Помпея, – своего политического противника. Начали строить театр в 44 году до н.э., но после убийства Цезаря постройка была «заморожена» и продолжена была уж Октавианом Августом только в 17 году до н.э. после смерти своего племянника.

Архитектура

Трехъярусный амфитеатр имевший высоту 30 и диаметр 130 метров вмещал в себя 14 тысяч человек. Каждый ярус представлял свой архитектурный стиль. К сожалению, до наших дней дворец сохранился очень плохо. Судить о стилистических особенностях дворца приходится по условно сохранившимся деталям.

О дорическом стиле первого этажа свидетельствуют безбазовые сужающиеся к верху колонны.

Ионический стиль второго этажа разлечим по валютам ионической капители. И неплохо сохранившемся базам ионических колонн.

Третий ярус театра, который изначально был сделан в виде аркады коринфского стиля до наших дней не сохранился.

Известно что театр имел 41 арку и 42 полуколонны. Длинна сцены составляла 90 метров.

  • Во время Второй мировой войны немало людей спасалось от гитлеровцев в запутанном лабиринте дворцовых залов и коридоров.
  • Театр Марцелла – единственный уцелевший театр времен Древнего Рима построенный до нашей эры.
  • К амфитеатру пристроили портик в честь сестры Октавиана Августа – Октавии (Octavia).

Как добраться

Театр Марцелло расположен на одноименной улице, всего в нескольких кварталах от Капитолийской площади. Добраться до театра можно на метро, станция Circo Massimo (линия В)

Полезная информация

  • Адрес : Via del Teatro di Marcello, 00186 Roma, Италия
  • Телефон : +39 06 4561 5180
  • Часы работы : пн. – вс. - 24 часа в сутки

Рим веками удивляет любопытных странников. Грандиозные здания, построенные во времена расцвета величественной империи, тысячелетиями притягивают к себе взоры гостей города и местных жителей. Некоторые из них имеют всемирную славу, а другие больше известны в среде историков, археологов и представителей других профессий, связанных с изучением древних сооружений.

Каждый объект интересен по-своему, ведь полуразрушенные стены хранят много тайн, каждая из них пропитана духом старины. Там радовались жизни и умирали, творили добро и приносили зло, которое так или иначе неизбежно изменяло жизнь древних римлян.

Театр Марцелла в Риме — немного истории

Театр Марцелла (Teatro di Marcello) начали строить в 44 году до нашей эры. Задумка возвести амфитеатр, похожий на тот, который существовал в Помпее, принадлежала Юлию Цезарю. Императору так и не удалось увидеть сооружение. После его смерти строительство продолжил Октавиан Август. На протяжении нескольких лет, с 17 г. до н. э. по 13 год до н. э. длились работы, в результате которых наконец-то удалось возвести здание.

Известно, что в 12 г. до н. э. в Древнем Риме амфитеатр Марцелла был полностью завершен. Август посвятил сооружение сыну своей сестры Октавии Маркеллусу. В эпоху Средневековья театру суждено было исполнять роль крепости. В XII веке он принадлежал семье Фавви. В этот период истории сооружение немного достроили, и так появилась та часть здания, которая расположена выше второго яруса.

Благодаря стараниям представителей рода Савелли в XIII веке древнеримские амфитеатр превратила в палаццо. А в XVI веке собственниками Театра Марцелла стали члены известной римской семьи Орсини. Между 1926 и 1932 гг. состоялась реконструкция сооружения. После чего ему удалось придать первозданный вид. Сегодня на верхнем этаже здания располагаются современные жилые помещения.

Театр Марцелла — описание

Театр Марцелла – это достаточно необычный туристический объект. Во-первых, он интересен тем, что появился на шесть десятилетий раньше пресловутого и амфитеатр Флавиев строился именно по его образцу. Кроме того, сооружение, о котором идет речь в этой статье, в свое время послужило прототипом Шелдонского театра в Оксфорде. Во-вторых, театр Марцелла часто называют последним значимым зданием, которое появилось в период Римской республики.

130-метровое в диаметре сооружение могло вместит

Ь двенадцать тысяч сидячих зрителей и еще две тысячи римлян имели возможность одновременно наблюдать за происходящим действием стоя. Амфитеатр состоял из трех ярусов и в высоту достигал тридцати метров.

Для постройки использовался традиционный для Древнего Рима материал: бетон, камень, туф. Снаружи амфитеатр был облицован белым травертином.

На сегодняшний день здание разрушено настолько, что о его стиле очень сложно судить. Но, сохранившиеся базы, капители и колонны позволяют сделать кое-какие выводы относительно особенностей постройки. Так на первом ярусе просматриваются дорические стилистические особенности. Для второго этажа характерна манера ионического ордена. Известно, что третий ярус выполнялся в коринфском стиле, но, к сожалению, он не достоял до нашего времени. Отличительной чертой экстерьера амфитеатра было наличие 42 колонн и 41 арки.

В стенах театра Марцелла зрителям показывали комедии, трагедии, пантомимы, танцевальные спектакли (пиррихии). Известны имена некоторых актеров того времени – это Росшай и Клодий Эзоп.

Как и в Колизее, места в зале соответствовали рангу и происхождению зрителя. В самом верху могли сидеть рабы и иностранцы, а внизу, ближе к происходящему на сцене, располагались знатные римляне.

Где находится театр и как до него добраться

Театр Марцелла расположен на via del Teatro di Marcello, это рядом с площадью Рима под название Monte Savello. План столицы Италии с обозначением этой достопримечательности можно найти в интернете.

Сегодня нельзя попасть внутрь Театра Марцелла, но никто не запрещает любоваться им снаружи.

Ближайшие станции метро – Colosseo и Circo Massimo (линия В).

Театр Марцелла на карте Рима:

Театр Марцелла на фото

Ниже представлены фотографии с изображением древнеримского Театра Марцелла. На них можно рассмотреть особенности постройки здания, стиль отдельных ярусов сооружения.

Экскурсии в Италии предлагают туристам массу достопримечательностей. Здесь есть старинные площади и кварталы, катакомбы, величественные дворцы и храмы. Одним из запоминающихся мест является театр Марцелла в Риме.

Внешний вид памятника

Античный театр под открытым небом расположился на левом берегу Место выбрано не случайно, ведь Тибр является главной рекой Рима. Именно по ней, согласно легенде, пустили корзину с Ромулом и Ремом, которые основали город. Стены театра были повернуты сторону городских улиц, а его сцена выходила прямо на реку.

Внешне архитектура здания может показаться простой. Однако для его возведения использовали несколько строительных техник. В качестве материалов служил римский бетон, туф и травертин. Украшением здания служили мраморные статуи, бронзовые вазы,

Именно театр Марцелла стал прототипом известному всем Колизею. Изначально он имел три этажа, поднимаясь на 30 метров вверх. Диаметр амфитеатра составил около 130 метров. Он вмещал в себя до пятнадцати тысяч зрителей.

Каждый ярус театра выделялся своим Так, этажи поддерживали дорические, ионические и коринфские колонны. Самый верхний уровень с коринфскими колоннами не сохранился до наших дней. Подобных каменных театров в Риме было только три, включая Бальбу, Помпею и одеон Домициана.

История основания

Театр Марцелла был открыт в 12 году до нашей эры. Это одно из древнейших сооружений Рима, сохранившееся и по сей день. Строительство театра начал Юлий Цезарь. Завершено оно было уже при императоре Октавиане Августе, который посвятил его своему покойному племяннику Марку Клавдию Марцеллу. Юноше было уготовано стать наследником императора, но он скончался от болезни.

Архитектурные корни римского театра уходят к древнегреческим традициям. В Греции он также имел радиальную форму. Разница состоит в более высокой сцене у римлян и способе построения зрительных мест (в Греции они вырубались в скале, а не строились отдельно).

Внутри театр Марцелла был поделен на секторы, предназначенные для различных слоев населения. Самые выгодные и удобные для просмотра места принадлежали местной знати. Одно место, отделенное от остальных, занимал император. Существовали места, предназначенные для женщин, отдельно для простого люда и рабов.

В день открытия не сцене разместили вылитую из бронзы и покрытую золотом, статую Клавдия. Очень скоро театр стал популярнейшим местом в городе. Здесь играли комедии, трагедии, воспроизводили мифологические сюжеты. По отдельному приказу Августа даже проводили секулярные игры.

Перестройки театра

За все время существования театр Марцелла пережил ряд изменений. Его перестраивали в I веке во время правления Веспасиана, а затем в III веке по приказу Александра Севера. В IV веке здание уже не использовалось в качестве театра. Его забросили, и горожане понемногу начали разбирать постройку для личных нужд. Части театра ушли на постройку мостов и домов местных жителей.

Позже семья Фавви использовала здание как крепостное сооружение, а ещё позже семья Савелли превратила его в свой дворец. В XVI веке театр стал фундаментом для фамильной резиденции. Семья Орсини, выкупившая его, предпочла превратить постройку в поместье в ренессансном стиле. После них территорию заняли торговцы, разместив по всему периметру лавки.

В XX веке все это прекратилось. Отстраивать театр взялся Он приказал устранить все лавки и торговые точки с памятника архитектуры. Здание реставрировали с 1926 по 1932 год. Театр Марцелла приобрел свой прежний вид. Ренессансную пристройку не разрушили, она существует и сейчас в качестве жилого дома.

Музей под открытым небом

В настоящее время он является музеем. Это единственный сохранившийся театр времен Ежедневно музей посещают сотни туристов. На первом ярусе до сих пор проводятся концерты, фестивали и праздники.

Как добраться до театра? Здание расположено на улице Театро-ди-Марчелло (Via del Teatro di Marcello), недалеко от площади Венеции. Рядом находится много других интересных объектов, например, Еврейский район, Капитолий, и достопримечательность под названием Уста истины. К нему легко дойти пешком от станции метро "Цирко Массимо".