Фильм «Прометей», так и зияющий сюжетными провалами, был всего лишь в одном шаге от того, чтобы стать настоящей звездой, истинным приквелом к самому первому, классическому «Чужому». И он мог быть довольно связным и логичным, и не выглядеть просто чередой острых моментов, нанизанных друг на друга на лету без оглядки на вменяемость повествования. Мог бы, если бы не...

Неужели старина Ридли Скотт так сильно сдал свои позиции? Похоже на то. Потому что иначе он не стал бы снимать фильм за полтораста миллионов долларов на основе сумасшедшего сценария. Но у Ридли есть частичное извинение: оказывается, ответственность за нелепость «Прометея» лежит не только на нем! Вдвоем с творцом сюжета сериала «Lost» Ридли Скотт основательно искромсал совсем другой, очень хороший сценарий, неожиданно сильный для его молодого автора...

В конце 2009 года начинающий сценарист Джон Спейтс написал сценарий научно-фантастического фильма под названием «Чужой: Инженеры». Он стал для него первой работой такого масштаба. Спейтс создал его «по наитию», стараясь проработать предысторию первого фильма из серии «Чужих», снятого Ридли Скоттом в 1979-м.

Этот сюжет намного стройнее и логичнее сценария фильма «Прометей», который в конце концов попал на экраны, и разочаровал многих своей очевидной надуманностью и бессвязностью. Есть много примеров превосходства «Инженеров» над «Прометеем».


В первоначальном сценарии не утверждалось, что Инженеры «создали жизнь на Земле». В нем они только подтолкнули людей к развитию путем направленного изменения человеческой ДНК несколько тысяч лет назад. Именно после него первобытные охотники, ранее практически не развивавшиеся на протяжении десятков тысяч лет, встали на путь стремительного прогресса, который привел их к космическим полетам и возможности контакта с внеземной цивилизацией.


В «Прометее» ученые каким-то образом отождествили россыпь точек на древних росписях с определенным созвездием, что кажется большой натяжкой. В «Инженерах» же сказано, что координаты звезды были зашифрованы в письменах рядом со схемой созвездия.

Далее: письмена с координатами звезды не были созданы Инженерами, которые не оставляли людям наскальных посланий хотя бы потому, что были бесконечно далеки от того, чтобы царапать камни долотом. Эти иероглифы были высечены людьми, слепо скопировавшими знаки с изображений в кораблях Инженеров, виденных ими во время регулярных посещений Земли пришельцами. Это частично объясняет и тот факт, что письмена вели не к родине Инженеров и не к одному из населенных ими миров, а к жуткой заброшенной планете, которая в конце концов оказалась базой по производству биологического оружия.


Все сцены с миллиардером Вейландом в оригинальном сценарии ограничиваются его недолгой беседой с главными героями в начале фильма. Он соглашается финансировать экспедицию в обмен на инопланетные технологии, в частности, секреты терраформинга, то есть, изменения климата планет (его корпорация как раз приступила к терраформированию Марса). Вейланд НЕ летит тайком вместе с учеными, НЕ ищет секрет бессмертия, НЕ разводит конспирацию на ровном месте, и вообще вся огромная сюжетная дыра «Прометея», связанная с этим сморщенным субъектом, отсутствует как факт. Огромный плюс.


Полностью отсутствует ненужная сцена с подсматриванием за снами спящей героини.


Самые вопиющие сюжетные дыры «Прометея» при прочтении «Инженеров» тают как дым.

Наиболее яркий пример: в «Прометее» ученые, прилетевшие к планете, на поверку оказываются фантастически ненадежными и безграмотными людьми, допускающими множество фатальных ошибок, приводящих в итоге к катастрофе. Они даже не знают, зачем Вейланд приволок их на другой конец галактики! Вместо того, чтобы мастерски выполнять свою работу, эти типы только и делают, что лажают на ровном месте без причины.

В сценарии «Инженеров» этому есть объяснение: Вейланд специально нанял специалистов «вслепую» для того, чтобы сохранить строжайшую секретность всей миссии! Он рассудил, что если бы полет за «инопланетной технологией» обсуждался на Земле до полета, информация неизбежно утекла бы к конкурентам, которые могли его опередить, и отправиться к планете раньше. Поэтому мнительный старик и задумал нанять людей на длительную миссию, не говоря им ни слова о том, в чем она заключается, и в качестве компенсации этой гнетущей неизвестности предложил ТРОЙНУЮ ОПЛАТУ.

Само собой, на такое не пошел ни один настоящий спец, и Вейланд сумел нанять только авантюристов, охотников за удачей, которые лишь частично могли называться учеными (некоторые же, вроде Файфилда с его ирокезом и хамским поведением, и вовсе были простыми старателями, ранее искавшими для Вейланд Индастриз за сдельную плату планеты, богатые ценными ресурсами). Не правда ли, хорошее объяснение некомпетентности команды и незнания цели полета? И это было ПРЯМО ПРОПИСАНО В СЦЕНАРИИ. Виккерс даже выражает досаду на своего босса с его паранойей.


К плюсам «Инженеров» относится и то, что фильм по этому сценарию был бы честным приквелом «Чужого» - собственно, именно этого и ждали все поклонники франшизы. «Прометей» же - вполне официально НЕ ПРИКВЕЛ, а просто история «по мотивам», в которой оригинальному концепту может не соответствовать все что угодно без малейшего объяснения причин.


Доказательства? Легко: мы знаем, что в «Прометее» планета, на которой происходит действие, носит обозначение LV-223. И это совершенно точно не LV-426, на которой происходило действие первого фильма про Чужого 1979 года. Отсюда и несоответствие финала «Прометея» началу «Чужого» - к примеру, корабль в «Чужом» не носит следов столкновения с «Прометеем», а главное - в кресле пилота сидит погибший Инженер, в то время как пилот корабля в «Прометее» погиб в схватке с кальмаром в спасательной капсуле Виккерс.

В «Инженерах» планета носит обозначение LV-426.


В «Прометее» корабль наткнулся на базу Создателей случайно, и совсем рядом с местом входа в атмосферу. В «Инженерах» корабль предварительно выпустил множество зондов, начавших исследовать поверхность планеты, и даже с их помощью на обнаружение рукотворных объектов ушло достаточно длительное время.


После того, как исследователи узнают о том, что воздух внутри сооружения инопланетян пригоден для дыхания, в «Прометее» Холловей немедленно снимает с себя шлем, и полной грудью вдыхает аромат неизвестной планеты. Перед этим он не провел анализ воздуха на наличие бактерий, а значит - сильно рисковал. Остальные последовали его примеру. Такое поведение кажется странным для настоящих ученых, и больше похоже на выходку совершенно безграмотных людей.

В сценарии «Инженеров» ученые не просто НЕ снимают шлемы в пещере даже после того, как узнают о пригодности воздуха для дыхания - они по-прежнему насторожены, аккуратны и ничего не трогают, как и подобает настоящим исследователям неведомого мира.

(ХОЛЛОВЕЙ

Двигайтесь медленно. Держитесь вместе. Ничего не трогайте. Вещи могут быть более хрупкими, чем кажутся - или более опасными. В них могут заключаться неизвестные нам технологии.)

Ничего общего с аттракционом в стиле «давайте лапать руками все вокруг», увиденном нами в фильме «Прометей».


Когда Файфилд и Миллберн потерялись на обратном пути из пещеры, в «Прометее» это не объясняется вообще никак. В «Инженерах» было прямо сказано, что, отрываясь от общей группы, они не захватили с собой навигационные устройства, понадеявшись друг на друга. Уж лучше такое объяснение, чем вообще никакого!


Когда эти двое столкнулись в катакомбах с неведомым существом (в «Инженерах» это была полуметровая сороконожка), Миллберн взял ее в руку исключительно потому, что понадеялся на прочность своего, по сюжету пуленепробиваемого, скафандра (а не потому, что пришел в восторг от ее красоты). Файфилд же все время был в ужасе, и умолял его «не трогать эту тварь».


Загадочная темная субстанция в «Прометее», поставщик нелепых сюжетных натяжек, жидкость, действующая столь разнообразно, что в этом нет ни малейшего смысла, в оригинальном сценарии «Инженеров» отсутствовала начисто. Никаких осьминогов, прозрачных змей и лапчатых голлумов с длинной черепушкой. Там были старые добрые крабы-лицехваты, вылупляющиеся из яиц, и ксеноморфы оригинального дизайна Гигера. Единственное отступление от канона - многоножка, напавшая на Миллберна.


В «Прометее» Создатели, как видно из голограмм, бежали спасаться в помещение, которое было тупиком. В «Инженерах» четко указано, что они бежали к кораблю, чтобы улететь с планеты, но не успели добраться до места, убитые монстрами.


В «Прометее» голова Создателя, принесенная в лабораторию, сохранилась практически идеально, и это никак не объясняется, хотя с момента смерти прошло две тысячи лет. В «Инженерах» же эта голова засохла и мумифицировалась, она буквально рассыпается в прах при первом касании. Ее остатки с трудом успевают сохранить в консервирующей жидкости. И уж подавно никто не подавал в голову «электрический импульс», в результате которого она сперва стала корчить рожи, а потом и вовсе взорвалась.


Оригинальный сценарий изобиловал довольно жуткими моментами - к примеру, Чужой, которого главная героиня извлекает из своего живота в «Прометее», в «Инженерах» вырывается на волю вполне самостоятельно. Женщина с дырой в животе из последних сил вползает в медицинскую капсулу, которая спасает ей жизнь, проводя ряд экстренных операций. Монстр же за те несколько часов, что она проводит в капсуле без сознания, убивает почти всех членов экипажа на борту корабля, пожирает их, и в результате этого многократно увеличивается в размерах. Таким образом, сюжетная дыра «Прометея» с чудом-юдом, выросшим в замкнутом пространстве без еды до размеров слона, также отсутствует.


Объяснен и тот факт, что главная героиня бегает и прыгает с дырой в животе: перед этим она провела в медицинской капсуле несколько часов в режиме «интенсивной регенерации». Эти несколько часов по сюжету были аналогичны НЕСКОЛЬКИМ ДНЯМ нормального заживления. Да, и капсула, конечно же, не занималась идиотской дискриминацией по половому признаку, и прекрасно оперировала как женщин, так и мужчин.


Объясняется даже, почему Инженер, поднявшись из анабиоза, оторвал голову андроиду Дэвиду. Там есть вполне стройная предыстория. Оказывается, спящий Инженер был заражен личинкой Чужого, но она не могла быть извлечена хирургическим путем на корабле, потому что там не оказалось нужного оборудования. И этот Инженер, единственный оставшийся в живых, успел лечь в капсулу гиперсна, послав сигнал бедствия на родную планету. То есть, он собирался очнуться в окружении своих сородичей, спасенным и невредимым. Когда же он осознал, что его пробудили не другие Инженеры, а восторженный биоробот с кучкой жалких людишек, и он обречен на мучительную смерть, парень вполне ожидаемо немного расстроился. Кто бы не разозлился на его месте?


Кстати, поведение Дэвида, столь неоднозначное в «Прометее», в сценарии «Инженеров» имеет прекрасное объяснение: сперва Дэвид верой и правдой служил Виккерс и честно представлял интересы своего хозяина Вейланда, но потом, проникнув в тайны Инженеров путем расшифровки их базы данных, сошел с ума, вышел из повиновения (- «Теперь я свободен» ), вообразил Инженеров единственными богами, достойными поклонения, и решил служить им до скончания времен. И Инженера он пробудил, чтобы быть его верным рабом (правда, тот не оценил устремлений своего новоиспеченного поклонника).


После того, как Инженер взлетел на своем корабле, направляясь на Землю, в «Прометее» его протаранил на своем корабле капитан Джанек, причем пилоты Ченс и Рейвел без колебаний отправились вслед за ним навстречу гибели, словно не дорожили своими жизнями ни на грош. Это выглядело глупо. В «Инженерах» же никто и не думал таранить корабль - он рухнул самостоятельно, когда из груди пилота вырвался Чужой. Потеряв управление, корабль упал обратно на поверхность. И да, когда он покатился по земле, как огромный бублик, главная героиня (одна, Виккерс по сюжету погибла раньше) бежала не ВДОЛЬ траектории его движения, а В СТОРОНУ. Собственно, поэтому и спаслась. И когда подковообразный корабль упокоился на поверхности планеты, он остался почти неповрежденным, с мертвым пилотом с дырой в груди, сросшимся со своим причудливым креслом. Каким его и нашла команда «Ностромо» в «Чужом».

Помимо логичности и продуманности, сценарий был полон замечательных моментов. Например, в финале, после того, как корабль Инженеров рухнул на поверхность планеты, вырвавшийся из Инженера Чужой начал преследовать главную героиню, и она убила его посредством мощной дисковой пилы с алмазным лезвием! Это можно было реализовать самым феерическим образом.


Наконец, раскрывалась история мутных взаимоотношений Инженеров с землянами, в «Прометее» оставшаяся за кадром. Вот она: за 12 000 лет до нашей эры группа Инженеров обнаружила Землю, населенную первобытными людьми, пребывавшими в стабильно неразвитом состоянии сотни тысяч лет. Путем направленного изменения человеческой ДНК Инженеры подтолкнули человечество к прогрессу, после чего регулярно контролировали его развитие. Примерно в 3 веке нашей эры пришельцам перестало нравиться то, что получается из человечества, и они решили его уничтожить. С этой целью на удаленной планете они создали что-то вроде биологического оружия - жутких монстров, специально выведенных для того, чтобы убивать все живое. Привезенные на Землю в 300-м году нашей эры, во времена варваров, эти существа должны были без шуму и пыли ликвидировать наш вид как факт. Но Землю спасла случайность (некоторые называют это «мгновенной кармой») - созданные для уничтожения людей монстры напали на своих создателей, и всех их убили. Как говорится, не рой другому яму...

Вот почему на заброшенной планете в гигантских подземных ангарах навеки остались стоять несколько десятков кораблей, под завязку набитых яйцами Чужих с лицехватами внутри.


Инженеры же с родной планеты инопланетян за 2000 лет, прошедших с момента их гибели, не прилетели на LV-426 посмотреть, что там стряслось, поскольку отщепенцы, разводившие всякую нечисть на этой удаленной планете, занимались своим черным делом втайне! Их занятие являлось не чем иным, как производством оружия массового поражения, что противоречило высокой морали благородной расы Инженеров. И когда все они там погибли, это осталось для остальных незамеченным. Инженер, который дожидался помощи от сородичей с Чужим в груди, ждал напрасно: его сигнал о помощи не достиг цели, за ним бы так никто и не прилетел.


В целом весь сценарий по степени вменяемости был сильно похож на сюжет гениальных «Чужих» Камерона. Корабль не запускался флейтой. «Магеллан» (так назывался космолет землян в первоначальном сценарии) сел на планету не в нескольких километрах от объекта, а в нескольких сотнях метров. Очень хорошо была раскрыта линия злонамеренной корпорации Вейланд: в «Инженерах» андроид Дэвид отправил на Землю информацию о Чужих, и с того момента Компания стремилась заполучить образец «совершенного организма». Именно с этой целью в «Чужом» были выведены из анабиоза злосчастные работяги с грузового буксира «Ностромо»... В общем, события «Инженеров» были весьма аккуратно подогнаны под фильм «Чужой», действие которого разворачивалось несколько лет спустя.

Все, кто читал сценарий «Чужой: Инженеры», едины во мнении: он намного лучше недоразумения, попавшего на экран. В «Инженерах» практически все от начала до конца было старательно увязано в достаточно стройную систему.

Что же случилось потом? Деймон Линделоф.

Ридли Скотт, с которым Джон Спейтс работал над своим творением, по какой-то причине упорно не считал «Инженеров» достойными экранизации. На протяжении четырех месяцев он снова и снова возвращал автору его труд с пометками об изменениях - в итоге Джон честно написал аж четыре версии сценария, с каждым разом все дальше удаляясь от стройного концепта, описанного выше, и все больше скатываясь в сторону всяких там кальмаров и прочего. Наконец, Спейтс начал спорить с маэстро, пытаясь доказать ему, что сценарий как минимум не становится лучше. Что сделал Ридли Скотт? Все правильно - отстранил Спейтса от работы.


Основной идеей Скотта была мысль о том, что зрителю нужно «что-нибудь новенькое». Режиссер почему-то был совершенно уверен, что честный, полноценный приквел покажется «слишком предсказуемым», притом между главными героинями «Прометея» и серии про Чужих окажется слишком много параллелей. Скотт считал, что нужно во что бы то ни стало показать людям то, чего они еще не видели, развить какие-то совершенно новые идеи, даже если фильм от этого перестанет быть приквелом и уйдет куда-то совсем в другую степь. Кроме того, режиссер держал в уме еще и возможный «Прометей-2», который было бы затруднительно создать, заканчивайся «Прометей-1» в точке начала «Чужого».


И вот, в конце 2010-го, примерно за год до начала съемок, для доработки сюжета от «строптивого новичка» пригласили маститого сценариста Деймона Линделофа - того самого, что написал сценарий мегапопулярного сериала «Остаться в живых» (и попутно - колченогого блокбастера «Ковбои против пришельцев»), и не имел дурной привычки спорить со своими работодателями.


Линделоф воспринял идеи Скотта о «тотальной перезагрузке франшизы» на ура, и пустился во все тяжкие. Он взял аккуратную, выверенную историю Спейтса и вывернул ее наизнанку. Можно представить себе, что переживал Джон Спейтс, глядя, как уродуют его творение, которое он продал студии «20 Век Фокс» вместе со всеми правами на «доработку напильником».


Линделоф полностью поддержал Ридли Скотта в его пагубной идее о том, что фильм не должен быть приквелом, уверяя, что «зрителям на это наплевать». Это его заслуга в том, что все герои стали вести себя как остолопы, а фильм превратился в мрачную карусель вселенской нелепости галактических масштабов. Это Линделоф выдумал «черную субстанцию», под воздействием которой одно существо разваливается на фрагменты, другое вырастает в размерах в сотни раз, а третье мутирует в бешеного акробата. И это была идея Линделофа включить в повествование дряхлого маразматика, ищущего спасение от смерти на задворках вселенной безо всякой оглядки на отточенную эстетику лучших фильмов про Чужих. Собственно, после всего этого уже спокойно воспринимается идея сценариста о том, что надо бы сделать Чужих «поразнообразнее», превратив их, скажем, «в кальмаров или дельфинов» (спасибо, что не в чешуйчатых шимпанзе).


После премьеры на Линделофа обрушились с критикой, указав ему на все нелепости, которые он выдумал, честно стараясь улучшить сценарий (и в итоге непоправимо его испортив). Ответ Линделофа злопыхателям был по-своему замечателен. Сперва он на полном серьезе сказал, что все сценарные нестыковки были добавлены им, чтобы сделать фильм «более загадочным» (великолепное объяснение), а потом... повинился, признав, что сильно подвел поклонников франшизы. Да, и он оправдывался тем, что для переработки сценария у него было «слишком мало времени». Времени у него было примерно восемь месяцев для доработки сценария из сотни страниц. Сжатые сроки, ничего не скажешь. Впрочем, с режиссера тоже не стоит снимать вину - монстра под названием «Прометей» сотворили как минимум два человека.


Сценарий «Инженеров», из которых Линделоф выкроил недоразумение под названием «Прометей», стал достоянием общественности случайно. После «утечки» его в интернет не осталось никаких сомнений: если бы первоначальный сценарий не отвергли, сегодня вместо противоречивого и разочаровывающего проекта у мира был бы если не очередной шедевр, то по меньшей мере один из лучших фильмов франшизы...

В ожидании выхода фильма Ридли Скотта «Чужой: Завет» предлагаю освежить в памяти содержание фильма «Прометей» и поискать там скрытые смыслы.

Сформулировать основную идею, которую Ридли Скотт выразил в «Прометее», довольно просто, это будет звучать как-то так:

«Нет никаких богов, которые когда-то создали человека. Нет никакого Рая как места блаженства, куда уходят души умерших. Человечество – результат биологического эксперимента другой цивилизации. Наши создатели совсем не благи с человеческой точки зрения, у них нет схожих моральных принципов, и они не собираются отвечать нам на наши вопросы. Те, кого люди почитали как богов – такие же смертные, как и мы. А Рай – это планета, с которой они пришли.»

В своем фильме Р. Скотт нарисовал довольно пессимистичную и мрачную картину, в которой нет места нашим привычным культурным ценностям - уникальности личности, приоритету творчества над разрушением. Во вселенной «Прометея» всё существует с точностью до наоборот.

«Это цивилизация, но в ее основе лежат совсем нецивилизованные порядки».

Любая культура и цивилизация имеет определенную коллективную установку сознания, которая является доминирующей. Другие, альтернативные установки вытесняются, образуя коллективную Тень. Фильм «Прометей» является ничем иным, как выражением тени нашей культуры. Культуры, вобравшей в себя наследие античности и христианства.

Центральная идея нашего мировоззрения - это уникальность и ценность человеческой личности.

Соответственно, обратной, теневой стороной этой идеи будет представление об индивиде как о чем-то неценном, как о расходном материале. Сцена самопожертвования Инженера говорит именно об этом: в цивилизации Инженеров индивид является биоматериалом для будущих живых организмов.

В фильме присутствует отсылка к значимому для нашей культуры образу распятого Христа. Ему в цивилизации Инженеров противопоставляется образ распятого чужого. Хотя значение этой картины остаётся неясным, но ассоциация возникает вполне определенная: если люди поклоняются Христу как воплощенному благу, то Инженеры, вероятно, поклоняются чужому, который с нашей точки зрения является воплощением зла.

Таких намеков на перевернутые культурные стереотипы в фильме очень много.

По библейской легенде, Ева была создана из ребра Адама. По мысли авторов «Прометея», для создания Дэвида использовалась ДНК Мэридит Виккерс.

Корабль прибывает на планету в Рождество, и капитан наряжает елку – символ Древа жизни. Но в этом теневом мире праздник жизни превращается в торжество смерти.

«я хочу открыть подарки» 26:43

Они хотели открыть Рождественские подарки, а открыли ящик Пандоры (со всеми человеческими несчастьями). 26:43

Творчество во вселенной «Прометея» связывается с необходимостью разрушения.

«Чтобы что-то создать, сначала нужно разрушить» 1:37:45

Это можно расценить как противопоставление библейской идее творения мира из ничто.

Процесс создания фантастического произведения – это не просто активизация творческого воображения, но и погружение в бессознательное. Если перед режиссером стоит задача шокировать или напугать зрителя, то он должен искать такие мотивы, которые являются непривычными для доминирующей установки сознания нашей культуры. Следовательно, он должен погрузиться в наше культурное бессознательное, в тень, и вытащить оттуда содержания, которые мы вытесняем, и которые поэтому пугают нас или, по крайней мере, вызывают дискомфорт.

«я хочу вас напугать»

Мотивы встречи с создателями

Основная направленность действия персонажей выражена в первой части слогана фильма: «Они искали колыбель человечества…»

Давайте выясним мотивы, по которым персонажи отправляются в путешествие для встречи с создателями.

В чем смысл поиска колыбели человечества? Для чего нужно встречаться с создателями?

«Узнать, зачем они нас создали»

Такой ответ слишком поверхностен и указывает на простое любопытство.

На самом деле, у персонажей фильма есть более весомая мотивация. В фильме мы обнаруживаем четыре варианта:

  1. Инфантильное желание вернуться в материнское лоно. Уход от борьбы и страданий в мир покоя. Желание получить готовые ответы на все вопросы.
  2. Победоносное возвращение воина или охотника в свой дом. Возвращение с обогащением.
  3. Намерение выяснить установленные в детстве ограничения и предписания, чтобы понять и скорректировать их.
  4. Намерение убить своих создателей, чтобы освободиться от их гнёта.

Первый вариант - инфантильное стремление - мы находим у Элизабет Шоу . Она не может принять такие явления нашего мира как болезни, несвоевременная смерть родителей. Она считает, что заслуживает любви своих создателей и ожидает, что они примут ее такой, какая она есть. Она уверена, что Рай - это прекрасное место и хочет получить в готовом виде все объяснения о мире и жизни.

В конце фильма ее намерение изменяется. После испытанных страданий она уже не ищет покоя, но хочет встретиться с Инженерами, чтобы разобраться в их отношении к людям. Она хочет утвердить свое достоинство и восстановить справедливость. Ради этого она готова и убить создателей.

Вейланд . Уверен, что он принес свой плод в этой жизни - у него второй вариант мотивации. Он собрал в своих руках огромные ресурсы и собирается их преумножить. Но его рост сдерживают культурные и биологические ограничения, и он хочет, чтобы создатели освободили его от них. Поэтому третий вариант мотивации – освобождение от ограничений и предписаний – у него тоже присутствует.

В итоге он сам становится жертвой того, чего желал: гибнет от силы, которую не сдерживают рамки морали.

Холлоуэй

«свергнуть все религии».

Это самая настоящая воинствующая установка. Ее можно сформулировать как желание символического убийства создателей. Его как-то угнетает и беспокоит то, что в мире есть люди, верящие в богов, и он хочет освободиться от этого мучительного чувства.

Дэвид . Хотя этот андроид лишь выполняет то, что в него заложил Вейланд, у него есть и собственный тайный мотив встречи с создателями. Он хочет поглядеть на бессмертных, т.к. считает себя похожим на них. Но Инженеры разочаровывают его.

«Все-таки смертные»

Остальные члены экипажа летят либо из-за чисто научного интереса, либо из корыстных соображений.

Создатели

Создатели, или инженеры, своим внешним видом и функциями напоминают античных греческих богов.

Иерархия «черная жижа – бог инженеров – инженеры – люди» напоминает фрагмент греческой теологии, в которой всё начинается с первобытного хаоса, а затем дифференцируется на различные силы природы.

Инженеры создают новые формы жизни из «черной жижи» и по сути, как и боги, являются оформляющими принципами, которые упорядочивают изначальный хаос. Их отличие от богов состоит только в их смертности.

С психологической точки зрения, они символизируют языческое религиозное мировоззрение, которое было вытеснено христианской культурой.

Основной конфликт

Если мир Инженеров представляет собой нашу культурную тень , то события, показанные в фильме можно истолковать как попытку нашего коллективного сознания выйти за границы культурных стереотипов, за которой следует неизбежная встреча с тенью . Соответственно, мы можем увидеть и возможный результат этой встречи, данный в символической форме.

Важно учитывать то, что в отличие от тех фантастических фильмов, где пришельцы первые вторгаются в наше пространство, т.е. бессознательное прорывается в сознание, в «Прометее» происходит наоборот: культурное сознание намеренно пробуждает «древнее зло» в своих личных интересах и провоцирует заражение сознательных функций содержаниями бессознательного.

Главные действущие лица - Вейланд, Дэвид и Элизабет Шоу - олицетворяют основные коллективные установки сознания.

Вейланд

Питер Вейланд - это доминирующая установка, основанная на мужском принципе. В его руках находятся все ресурсы, которые он направляет туда, куда считает нужным. Корабль создан на средства его корпорации, это значит, что именно этот принцип сознания даёт жизненную энергию для достижения цели.

Отсутствие у Вейланда жены, а также то, что он не любит свою дочь Меридит и не хочет передавать ей свою власть, указывает на то, что женское начало в данной культуре подавлено. Да и сам типаж Меридит Виккерс указывает на подавленную женственность, на ее захваченность мужским принципом.

Стареющий Вейланд хочет получить бессмертие; это означает, что данная культурная установка уже потеряла свою былую мощь, но все еще пытается бороться за свое доминирующее положение.

Дэвид

Олицетворяет чистый интеллект, рассудок, рацио. По идее, рассудок должен служить сохранению жизни человека, а значит, должен вовремя отключаться, давая приоритет жизненному инстинкту, но андроид – это рассудок, оторвавшийся от своего носителя, это отчужденный разум, это техника, которую отпустили на свободу.

Когда человек теряет связь с какой-либо функцией сознания, эта функция погружается в тень, в бессознательное, и начинает вести себя совершенно неожиданным образом. Именно поэтому в фильме Дэвид ведет себя двусмысленно и подвергает опасности жизнь людей.

Кстати говоря, сама идея восстания машин появляется в нашем культурном сознании именно по причине отчуждения рациональной функции и наделении ее чертами тени.

Потеря Дэвидом своего тела после встречи с Инженером означает, что он утрачивает свою самостоятельность и вновь подчиняется доминирующему сознательному принципу, которым теперь стала Элизабет Шоу.

Шоу

Элизабет Шоу олицетворяет женский принцип. И установку сознания, основанную на иррациональных функциях, на вере и интуиции. Поначалу эта установка является неразвитой и подчиняется мужскому и рациональному принципу, но в итоге становится господствующей.

В финале фильма Шоу с головой Дэвида улетают на корабле Инженеров. То есть, женский принцип одержал верх, стал доминирующим и подчинил себе рацио. А свою жизненную энергию теперь получает из глубинных теневых слоев психики, которые символизирует корабль Инженеров.

Метаморфозы

Таким образом, содержание фильма «Прометей» можно истолковать как возможный сценарий развития нашей культуры, основанной на принципах патриархата и рационализма, и в которой религиозное сознание присутствует в основном в виде неясных интуиций.

Доминирующая культурная установка ради самосохранения идет на рискованное предприятие по нарушению традиционных запретов и пытается интегрироваться с тенью, . Разуму и науке даются в этом предприятии неограниченные полномочия.

Результат интеграции представляет собой уродливых и агрессивных монстров, с которыми сознание худо-бедно справляется при помощи подчиненной функции.

В конечном счете побеждает женское начало, доминирующей функцией сознания становится интуиция, подчиненной – мышление, а жизненная энергия черпается из источников, которые когда-то были подавлены.

Прошло уже больше года со смерти Ганса Рудольфа Гигера, а это значит, что пора вспомнить главное его детище. Далее будет написана полная каноничная история Вселенной Чужого.

Создатели

Примерно за 35000 лет до нашей эры некая группа далекой инопланетной расы Создателей (они же "Инженеры", другое название - "Космические Жокеи" (на съемках "Чужого") или "Пилоты" (Гигер). Название "Мала"как" из Aliens: Original Sin не может считаться каноничным.) обнаружила планету Земля. В ту пору Землю населяли люди, которые находились в своем тогдашнем неразвитом состоянии на протяжении сотен тысяч лет. То есть никакого прогресса и развития на Земле не сущестововало, а люди были подобны животным. Создатели обратили свое внимание на интересную и перспективную расу землян и подтолкнули человечество к прогрессу засчет направленного изменения человеческой ДНК. Видимо высокоразвитая раса Создателей занималась подобными делами не в первый раз, исследуя космос и находя неразвитые расы. (Нечто подобное мы можем увидеть в "Космической одиссее" Стэнли Кубрика, где неизвестный черный параллелипипед выступает как неизвестное начало, "делающим из обезьяны человека").

Обратите внимание, что в фильме "Прометей" ясно дается понять, что это сами Инженеры создали человечество. В оригинальном же сценарии Инженеры лишь подтолкнули людей к прогрессу, что должно считаться более каноничным, ибо в таком случае нераскрывается тайна происхождения человечества, что научной фантастике только на пользу.

После этого, на протяжении тысяч лет Создатели контролировали развитие человечества и те древние письмена и зарисовки инопланетной расы, что можно увидеть в "Прометее", показывают, что человечество с уважением и благоговением относились к "своим богам".

Нужно отметить, что эти зарисовки делали сами люди, а не Инженеры (как можно подумать из фильма).

Однако вскоре контроль за человечесвом стал удаленным, сами Создатели перестали посещать Землю и дали человечеству возможность самим развиваться без какой-либо внешней помощи.

Так продолжалось примерно до 3-го века нашей эры, (расцвет и последующий кризис Римской империи), когда Создатели, посетив Землю, решили, что человечество, перестало соответствоваль ожиданиям пришельцев. Что именно это были за ожидания остается тайной. Однако после посещения Земли было принято решение полностью уничтожить не только человечество, но и всю остальную жизнь (видимо, неразумная жизнь не расценивалась Инженерами как имеющая право на существование).

Именно с этой целью на далекой планете в тайне от остальных было создано биологическое оружие - ксеноморфы (Чужие), которые идеально подходили для для убийства всего живого. Похоже люди были не первые, кто должен был быть уничтоженным Создателями, но об этом история умалчивает.

Однако ужасному плану не дано было свершиться. Несколько десятков кораблей, перевозивших ксеноморфов для бомбардировки Земли были по неосторожности самих Создателей атакованы ксеноморфами. В результате этого инцидента были уничтожены все Создатели, находившиеся на борту кораблей. Видимо так Господь решил показать "Создателям", кто на самом деле Бог и кто имеет право вершить судьбы целых рас...

В изначальном каноничном сценарии к "Прометею" вообще отсутстовала какая-либо жидкость, играющая столь важную роль в получившемся фильме. Биологическим оружием являлись именно ксеноморфы, спящие в сосудах, а не непонятная жидкость.

Но один Инженер все-таки выжил. Именно его судьбу и должен был рассказать фильм "Прометей", однако слишком амбициозные планы Ридли Скотта погубили идею.

Оказывается, что та группа Инженеров, возомнившая уничтожить Землю, приняла это решение в одиночку, возгордившись и не посоветовавшись с Верховным Советом своей расы. Видимо гордость, тщеславие и желание побыть "богами" не позволили этой групе пришельцев обратиться за советом к своей расе, так как благородная раса Инженеров не пошла бы на уничтожение целого человечества.

В результате своей горделивости Инженеры были уничтожены. В "Прометее" мы видим голограмму, на которой показана группа из нескольких инопланетян, стремительно убегающая от неизвестной опасности. На самом деле они бегут к кораблю, на котором должны были спастись, однако сделать это им не удалось, все были убиты ксеноморфами.

Последний выживший "Космически Жокей", уже инфецированный лицехватом убежал от ксеноморфов и, осознавая свою скорую гибель, лег в капсулу анабиоза, предварительно послав сигнал бедствия. Инженер расчитывал, что его сигнал дойдет до родной планеты или до космического корабля Инженеров и соплеменники смогут его спасти. Так он прождал спасения в своем сне 2000 лет. Пока "помощь" не пришла с неожиданной стороны.

История Weyland-Yutani Corporation


Логотип корпорации

В приключенческой повести классика английской литературы Джозефа Конрада "Сердце тьмы" (1902 год) события разворачиваются в Центральной Африке, куда по заданию "Компании" отправляется моряк Марлоу, от лица которого и ведется рассказ. Ему поручено приплыть на удаленную станцию и увезти с тобой одного из агентов компании по фамилии Курц.

До "Чужого" Ридли Скотт снял всего одну крупную работу. Это были "Дуэлянты", поставленные как раз по повести Конрада Джозефа "Дуэль". Скотт внимательно изучил творчество англичанина и хорошо запомнил некую безымянную "Компанию" из "Сердца тьмы", которой потом было дано имя Weyland-Yutani Corporation.

История корпорации Weyland-Yutani противоречива, как противоречивы версии ее создания и развитии в версии "Прометея" и в других фильмах о вселенной Чужого. Ридли Скотт не считал фильмы "Чужой против Хищника" каноничными, поэтому проигнорировал как, согласно этим фильмам, была создана корпорация. Однако и сам Ридли, как известно, полностью нарушил каноны вселенной в фильме "Прометей".

Согласно данному описанию каноничными могут считаться только первые два фильма "Чужой" (1979) и "Чужие" (1986). "Чужой 3" и "Чужой: Воскрешение" не могут считаться каноничными, так как коммерческая основа данных фильмов с огромным количеством нелепых неувязок выбивает эти фильмы из канона. Также каноничной вообще не может считаться франшиза "Чужой против Хищника". Сюжет же фильма "Прометей" может считаться каноничным только с оговоркой на изначальный сценарий, который предпологал приквел к "Чужому" (1979) и события в котором разыгрывались на планете LV-426, как в оригинальном "Чужом" (а не на некоей LV-223, как в редакции Скотта).

Далее будет приведена наиболее каноничная версия создания и развития Weyland-Yutani Corporation (различия в версиях вы всегда можете посмотреть на Википедии).


В 1990 году в семье профессора Оксфордского университета по сравнительной мифологии рождается Питер Вейланд.

В 2012 году Питер Вейланд, в возрасте 22 лет, основывает Weyland Industries . Путем талантливого и, вместе с тем, агрессивного ведения бизнеса Weyland Industries становится одной из самых успешных и дорогих корпораций на планете.

2029 год. Weyland Corporation выигрывает многолетний патентный спор со своим основным японским конкурентом Yutani Corporation, подтвердив право интеллектуальной собственности на андроида Дэвида.

2073 год. Weyland Corporation, объеденив усилия множества ученых из самых разных сфер, расшифровывает древние изображения и письмена, которые были сделаны людьми, имевшими контакт с Создателями. Данные изображения копируют звездную систему, которая, по-видимому, была высечена на кораблях пришельцев. Вместе с изображениями приводились письмена, написанные, как это следует из фильма, праиндоевропейским языком, которому людей обучили Инженеры. Однако, данные письмена и изображения, которые расшифровали ученые, приведут искателей в дальнейшем не на родную планету пришельцев, а на ту самую LV-426 в созвездии Дзета 2 Сетки, на которой и разворачиваются события "Чужого" (1979).

Запускается проект "Прометей".


2093 год. Экспедиция Питера Вейланда, которому уже 103 года, высаживается на планетоид LV-426. Миссия держится в строжайшей секретности: практически никому, в том числе и значительной части самого экипажа, неизвестно о ее предназначении.

События фильма "Прометей". Смерть Питера Вейланда и всей экспедиции.

После пропажи Питера Вейланда корпорация Weyland Industries объединяется с японским гигантом Yutani Corporation. Создается крупнейшая на Земле мегакорпорация Weyland-Yutani Corporation. Корпорация продолжает поиски иноземных цивилизаций. О миссии и находке Вейланда ей ничего не известно.

2122 год. "Вейланд-Ютани" запеленговала сигнал бедствия с планеты LV-426 и отправила для изучения места катастрофы космический корабль-тягач «Ностромо», который вёз с рудника на Тедусе 20 000 000 тонн минеральной руды на Землю. Сюжет фильма «Чужой».

Загадкой для зрителя остается происхождение сигнала. Либо это сигнал с потерянной экспедиции "Прометея". Либо это тот самый сигнал, что подал последний выживший Жокей.

Весь экипаж "Ностромо" погибает, за исключением Эллен Рипли (которой, в изначальной версии сценария, Чужой должен был откусить голову в конце фильма).


2179 год. События фильма "Чужие". Спустя 57 лет Weyland-Yutani обнаруживает корабль Эллен Рипли. Как и предполагала корпорация, на LV-426 найден образец инопланетной цивилизации, которую так долго искала Компания. Однако, ради сохранения репцтации Компании, саму Рипли объявляют сумасшедшей и лишают лицензии пилота. После потери связи с колонией на LV-426 Компания снаряжает военную группу, которая отправляется вместе с Рипли на загадочный планетоид. Весь экипаж корабля "Сулако" погибает. В живых остается только Рипли, спасенная девочка Ньют, капрал Хикс и андроид Бишоп.

\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\/////////////////////////////////////

Согласно канону, дальнейшая история Weyland-Yutani Corporation неизвестна .

\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\/////////////////////////////////////


Философия корпорации Weyland-Yutani станет архетипичной для целого спектра различных компаний и корпораций зла как в литературе, так и в кинематографе и в компьютерных играх.
Основываясь на повести Конрада "Сердце тьмы", Ридли Скотт смог точно передать дух дьяволской "Компании", посылающей в далекие дали своих подопечных, не заботясь об их безопасности. Но главное в том, что уже сейчас существуют корпоративные монстры, которые давно предсказаны в фильме "Чужой".

Название корпорации Weyland-Yutani происходит от сочетания британской автомобилестроительной компании Leyland и фамилии соседа дизайнера "Ностромо" Рона Кобба. Любопытно также отметить, что Вейланд (Weyland) также - бог-кузнец в языческой северной Европе. Позже, как и другие языческие боги, Вейланд стал считаться ипостатью Сатаны. Таким он вошел в роман Булгакова "Мастер и Маргарита" под именем "Воланд". Логотип Weyland-Yutani Corp также использует industrial группа :Wumpscut:, чья музыка могла бы послужить неплохим саундтреком к Вселенной Чужого.

В фильмах особенно подчеркнута аморальная сторона корпорации. Ради собственной информационной безопасности и поиска инопланетных цивилизаций корпорация готова пожертвовать многими человеческими жизнями.

Компания (которая «строит лучшие миры») хочет привезти Чужого на Землю, поскольку, как говорит Картер Бёрк, представитель компании во втором фильме «Чужие» это «принесёт миллионы подразделению биологического оружия». Компания пожертвует всеми и применит любые средства для достижения своей цели. В фильме «Чужие» есть сцена заседания корпорации, в которой Pипли получает выговор за то, что не оценила «денежную стоимость» заражённого пришельцами корабля и позволила ему разбиться. Это же высказывание повторяется позже в фильме как объяснение того, почему поселение на планете LV-426, населённое Чужими, не было взорвано. Попытка Бёрка искусственно осеменить Рипли и маленькую девочку пришельцем заставляет Рипли гневно осудить его корпоративную мораль: «Знаешь, Бёрк, я не знаю, какие существа хуже. Они ведь не убивают друг друга из-за долбанного процента» (You don’t see them fucking each other over for a goddam percentage). Хладнокровные, сумасшедшие люди, работающие на Weyland-Yutani предстают в этих фильмах как настоящие монстры. Не случайно корабль в первом фильме называется «Ностромо» — это отсылка к роману Джозефа Конрада, в котором «nostro homo», нашего человека, предают ради интересов корпорации. Чужой просто следует своей природе, убивая людей, в то время как «наши люди» санкционируют убийства, следуя инструкциям Weyland-Yutani.


В фильме "Прометей", на вопрос Холлуэя действительно ли андроиды так похожи на людей, Дэвид острит: "Надеюсь, не слишком".

Встреча с иной формой жизни

В 2093 году экспедиция Вейланда высаживается на LV-426. Экипажу ничего не известно о подлинной миссии экспедиции. Крайняя секретность нужна была для того, чтобы свести к минимому любую утечку информации, в первую очередь, главному конкуренту - Yutani Corporation. Старик нанял специалистов вслепую, пообещав им тройную оплату. Крайняя законспирированность и большая продолжительность миссии не вызывала доверия у серьезных специалистов, поэтому команда в основном состояла из авантюристов и ученых-энтузиастов. Именно, во многом, непрофессиональность и некомпетентность участников экспедиции в экстемальных условиях и привела к их скорой гибели.

Попадая на космический корабль Жокеев, экспедиция обнаруживает значительное количество капсул, в которых находится то самое биологическое оружие, которым должны были уничтожить жизнь на Земле 2000 лет назад.

Проходя в главный зал на корабле, ученые обнаруживают ту самую камеру гиперсна, в которую лег последний выживший зараженный Инженер. В камере все химические реакции практически останавливаются, поэтому любое живое существо, находящееся там, может почти неограниченно долго находится в состоянии гиперсна. На это и был расчитан хитрый план Инженера: когда его спасут свои соплеменники, они успеют провести нужную операцию до того, как ксеноморф разорвет его грудь.

Вейланд просит открыть капсулу, дабы лично встретиться с "богом".

Разумеется, когда сон Инженера был прерван и он увидел своих "спасителей", тот пришел в замешательство. Те, кто должен был быть уничтожен 2000 лет назад прилетают на его корабль и будят его из гиперсна.

Инженер спрашивает на праиндоевропейском кто они такие и что они здесь делают. Дэвид объясняет ему, что они прилетели сюда, потому что Вейланд желает обрести бессмертие. Инженер спрашивает зачем ему нужно бессмертие. Вейланд отвечает, что сотворил Дэвида, бессмертного андроида, из ничего, и теперь он сам стоит здесь перед ним "потому что они боги, а боги не умирают". После этого Инженер понимает, что его сигнал не дошел до родного мира и человечество не было уничтожено. Более того, оно развилось настолько, что смогло достичь его корабля и пробудить его ото сна. В ярости от осознания произошедшего и от дерзости старика Инженер отрывает голову Дэвиду и убивает всех, кто его пробудил, в том числе старика Вейланда. После этого он сажается в кресло пилота и отправляется на Землю, дабы завершить свою миссию.

Но как только он поднял корабль в воздух, из его груди вырвался ксеноморф, который также пробудился ото сна в его теле. Корабль потерял управление и рухнул обратно на поверхность планеты. А Инжинер так и остался лежать в своем кресле, пока через 29 лет не был обнаружен экипажем "Ностромо".

В оригинальной версии "Чужого", созданного Гигером, Создатели были огромного, порядка 5-7, метров роста и значительно превосходили человека. В "Прометее" Инженеры выглядят значительно скромнее, высотой около 3-х метров.

По канону, вырвавшийся из груди Создателя Чужой должен был бы убить весь остальной экипаж "Прометея". Но в оригинальном сценарии, в котором логичность концовки страдает, мы можем прочитать, что в финальной сцене главная героиня (которая спаслась от Инженера) убивает того дисковой пилой. Поэтому данная концовка не может считаться каноничной, ибо в противном случае нарушалась бы логика и история Вселенной, так как экипаж "Прометея" благополучно бы достиг Земли.

Убив всех участников "Прометея", ксеноморф (который является, не будем забывать, разумным существом) заразил всех людей, путем открытия емкостей с лицехватами. В результата одного такого заражения, на свет появляется матка Чужого, которая и откладывает те самые яйца, обнаруженные экипажем "Ностромо" почти через 30 лет.

После того, как яйца были отложены, все ксеноморфы, включая, по-видимому, и матку, погибают в течении того времени, пока корабль не находит "Ностромо".

Обнаружив неизвестный сигнал, на корабле сработала инструкция, согласно которой все члены экипажа должны были последовать на сигнал и исследовать его источник. Экипаж пробуждается от гиперсна и обнаруживает себя вместо родной Земли, на которую двигался грузовой корабль, в неизвестном созвездии Дзета 2 Сетки.

"Ностромо" высаживается на планетоиде под названием LV-426 и направляет группу в поисках источника сигнала.

Через несколько часов группа находит корабль пришельцев и обследует его. В кресле пилота сидит тот самый последний выживший Инженер с проломанной грудью.

Участник группы по фамилии Кейн, двигаемый интересом, самостоятельно спускается в помещение, в котором тридцать лет назад матка Чужого отложила яйца. В результате один из лицехватов, выбравшись из яйца, атакует Кейна.

Кейна доставляют на борт "Ностромо", и, нарушая инструкцию безопасности, согласно которой никто не может зайти на борт в течении 12 часов после заражения, андроид Эш открывает люк и пускает группу с Кейном на борт.

После этого ксеноморф, выбравшийся из Кейна, убивает всех членов "Ностромо". Выживает только Эллен Рипли.

В конце фильма "Чужой" корабль "Ностромо" уничтожается Рипли и все данные с него пропадают. Рипли вместе с котом погружается в гиперсон, в котором ее и обнаруживают через 57 лет Weyland-Yutani.

Оказывается, что за это время на Ахероне (так называется в "Чужих" планета LV-426) построена человеческая колония "Надежда Хадли", чьи жители не встречались с тем, о чем говорила Рипли.

Но, через несколько месяцев после спасения Рипли, корабль Создателей наконец обнаруживает семья колонистов, которая и становится первой жертвой ксеноморфов. После того как несколько ксеноморфов вырвались из зараженных тел трех членов семьи (спастись удалось только маленькой девочке), те напали на колонию и со временем все жители колонии стали биолгическими утробами для вынашивания ксеноморфов. Именно после того, как с ними и пропала связь Weyland-Yutani отправляют корабль "Сулако" вместе с Рипли, чтобы узнать, что стало причиной долгого отсутствия связи с колонией. Экипаж "Сулако" обнаруживает тысячи ксеноморфов, которые были выношены к телах жителей колонии. В результате нападения ксеноморфов весь экипаж "Сулако" погибает. Выживает Рипли и капрал Хикс. Вместе со спасенной девочкой Ньют, родители которой обнаружили кораблль Создателей и с разорванным на куски андроидом Бишопом они спасаются с планеты.


На этом история Вселенной Чужого заканчивается. Третий фильм режиссера Дэвида Финчера с первых же минут выглядит абсолютно чуждым Вселенной Чужого (простите за каламбур). Четвертый фильм это и вовсе черт знает что такое. Отдельная Вселенная Чужого против Хищника должна рассматриваться отдельно и не смешиваться с каноничной Вселенной Чужого. Особняком стоит компьютерная игра "Alien: Isolation" (2014), сюжет которой повествует о событиях, произошедших через несколько лет после пропажи "Ностромо". Дочь Эллен Рипли Аманда, которая также работает в Weyland-Yutani Corporation не теряет надежды разыскать свою мать и отправляется на списанную космическую станцию "Севастополь", где, по словам андроида, связавшегося с ней, находится черный ящик с "Ностромо". Но насколько эта игра соответствует канону мы поговорим в следующий раз.


Название

Создание

В сценарии Дэна О’Бэннона (самая первая версия сценария) герои должны были забрать череп пришельца с собой и много позже единственный выживший персонаж забирал его на спасательную шлюпку. Пришелец в этом варианте был безымянным и ни его природа, ни связь с Чужими не раскрывалась. Споры Чужих персонажи находили не в отсеке корабля, а в расположенном неподалёку пирамидообразном строении . В следующем варианте, который написали продюсеры Дэвид Гайлер и Уолтер Хилл, брошенный корабль был, наоборот, земным звездолётом и скелет, который персонажи находили внутри, принадлежал человеку, но именно его в этом сценарии впервые называли «Космический Жокей». Споры Чужих, как и в предыдущей версии, были не в корабле, а в расположенном неподалёку цилиндрическом строении. В этом варианте выяснялось, что неизвестная планета была испытательным полигоном людей, а Чужой - опытным экземпляром наступательного биологического оружия. Между тем, сценарий не приводил больше никаких объяснений насчёт того, откуда взялись яйца (были ли они найдены на той планете, или же Чужих создали генетики), куда делся весь персонал с полигона, почему их разводили в цилиндре и зачем Чужого вообще пытались доставить на Землю путём заражения.

Изначально обликом пришельца и заброшенным кораблём занимались Рон Кобб и Жан Жиро. Вступивший в проект Ганс Гигер (которого изначально наняли для разработки облика Чужого) придумал на основе своих раннее сделанных картин (которые не имели отношения к фильму) свой облик Космического Жокея и его корабля, сделав их биомеханическими. Для отделки большей части декораций и элементов внутренней части интерьеров корабля и камеры с яйцами Чужих он использовал сухие кости вместе со штукатуркой и вручную раскрасил аэрографом все декорации помещения с Жокеем . Вероника Картрайт описала работу Гигера как «эротическую … это большие вагины и пенисы … всё дело в том, как Вы собираетесь в какой-то утробе или что … это вроде висцеральные » .

Создание отсека с умершим инопланетянином, которого съёмочная группа прозвала «Космический жокей», оказалось проблематичным, так как 20th Century Fox не хотела тратить деньги на дорогие декорации, которые появлялись бы только в одной сцене. Но съёмочной группе удалось убедить студию, что эта сцена важна, чтобы поразить зрителей и убедить, что это не кино категории B . Чтобы сэкономить деньги, была создана только одна стена, и кресло с фигурой «пилота» находилось на диске, который поворачивался для кадров с разных планов . Кроме того, согласно задумке авторов, инопланетный пилот в кресле должен был быть огромным по сравнению с людьми, но тогда он не влез бы в павильон. Ридли Скотту пришлось пойти на хитрость и использовать в качестве замены актёрам двоих своих сыновей и сына одного из операторов, на которых надели уменьшенные версии скафандров. По сравнению с ними Жокей действительно выглядел гигантским .

Новеллизация

Сам Жокей в новеллизации не появляется, вместо него команда находит сам передатчик сигнала и пустое яйцо Чужих (Космический Жокей отсутствовал в окончательном варианте сценария, но Ридли Скотт сумел настоять на создании его декорации).

Чужие

В вырезанной из прокатной версии «Чужих » сцене его корабль спустя 57 лет находит семья колонистов Джорден, однако, неизвестно, нашли ли они самого Жокея. Между тем в новеллизации Фостера, во время заседания комиссии, Рипли упоминает о Жокее, хотя в новеллизации первого фильма Жокей не присутствует.

Чужие против Хищника: Реквием

Череп Жокея присутствует в фильме «Чужие против Хищника: Реквием ». Он висит наверху в комнате трофеев в кадре, где Хищник обрабатывает череп Чужого .

Прометей

По сюжету Жокеи (в этом фильме они называются Инженерами) в древности посетили Землю и, используя свой генетический код, дали начало человеческой ДНК. После этого Жокеи иногда посещали Землю и со временем превратились для древних землян в своего рода богов, но через некоторое время Жокеи перестали прилетать на Землю. К концу XXI века археологи по всей Земле находили изображения того, как люди поклоняются Жокеям, указывающим на некое созвездие. Анализируя изображения, учёные приходят к выводу, что это LV-223 - один из трёх естественных спутников гигантской газовой планеты , вращающейся вокруг звезды ζ2 Сетки в составе двойной звезды Дзета Сетки . В 2089 году организуется экспедиция корабля «Прометей» к LV-223. На планете обнаруживается что-то вроде аванпоста Жокеев, в котором они хранили некое страшное биологическое оружие в жидком виде. Также расшифровка голограмм показывает, что Жокеи хотели доставить это оружие на Землю, но оно вышло из под контроля и убило всех Жокеев на базе (проникло в их организм и взорвало им мозги). Между тем, главный руководитель экспедиции Питер Вейланд, будучи очень старым, одержим идеей того, что Жокеи явно располагали секретом бессмертия, и приказывает своему подчинённому, андроиду Дэвиду, поэкспериментировать с жидкостью оружия. Тот заражает жидкостью одного из членов экспедиции Чарли Холлоуэя, который затем занимается сексом со своей любовницей Элизабет Шоу, у которой через несколько суток в утробе целиком созревает некое кальмароподобное существо с повадками Лицехвата. Шоу удаётся удалить существо из себя путём кесарева сечения, но вскоре оно разрастается до гигантских размеров.

Параллельно обнаруживается, что на базе лежит в анабиозе живой Жокей, и Вейланд хочет его разбудить. Элизабет Шоу начинает подозревать, что биологическое оружие явно предназначалось для уничтожения человечества, и что даже после того, как замысел с ним сорвался, раса Жокеев явно рассчитывала, что люди расшифруют их древние послания и прилетят на эту базу, чтобы разбудить оставшегося Жокея. Когда Жокея будят, Шоу прямо спрашивает у него, почему их раса хотела уничтожить человечество, но её перебивает Вейланд с требованием открыть ему секрет бессмертия. Неожиданно Жокей приходит в дикую ярость и убивает всех, кроме Шоу, которой удаётся сбежать с базы. Жокей же садится в один из кораблей на базе и готовится взлететь, но корабль через некоторое время таранит «Прометей» (все на нём погибают), и он падает на поверхность. Жокей, однако, выживает и после схватки с Шоу оказывается схвачен кальмароподобным монстром (который пережил крушение «Прометея»), и тот заражает его на манер Лицехвата. После этого с Шоу выходит на связь искорёженный андроид Дэвид (который переводил Жокею их речь и первым попал ему под руку, но продолжил функционировать) и сообщает, что на базе есть ещё корабли Жокеев и он, если Шоу ему поможет, сможет ими управлять. После этого Шоу решает разыскать родную планету Жокеев, чтобы окончательно узнать у них правду об их отношении к человечеству. В краткой сцене после титров показано, как из Жокея вырывается существо, похожее на Чужого .

Фильм не раскрывает причин ненависти Жокеев к человечеству, но Ридли Скотт в DVD-комментариях рассказал, что во время написания сценария рассматривалась идея, что Жокеи разгневались на человечество за то, что они убили одного из их представителей - это намекало на то, что Иисус Христос на самом деле был одним из Жокеев, но затем Скотт посчитал это «слишком очевидным», и в итоге этот вопрос остался открытым. Также в одной из вырезанных сцен выясняется, что название родины Жокеев в большинстве древних земных языков обозначало рай .

Создание

Роль последнего живого Инженера на LV-223 сыграл Иэн Уайт , давний фанат вселенной Чужого и Хищника , который уже участвовал в фильмах по ней - он играл Хищника Шрама в фильме «Чужой против Хищника » и Хищника Волка в фильме «Чужие против Хищника: Реквием » .

Актёр Дэниел Джеймс сыграл Инженера, принёсшего себя в жертву ради создания жизни на планете в открывающей сцене фильма. Джон Лебар исполнил роль голографического изображения одного из пилотов корабля Инженеров, которое видят герои в одной из сцен.

Диаконом заменили Жокея-Ксеноморфа - разновидность Чужого огромного роста и с миндалевидными глазами, вырезанную из первоначального сценария «Прометея» .

Чужойː Завет

Родная планета Жокеев с их неким городом (очевидно, единственным населённым пунктом на планете) кратко показана в одной из сцен фильма «Чужой: Завет » . Всё население погибает, когда андроид Дэвид распыляет над городом ту самую чёрную жидкость, найденную на планете LV-223 .

В книгах

Aliens versus Predator

В фильме «Прометей» трупы и голограммы Инженеров выглядят похоже на пилота из «Чужого», но потом выясняется, что привычный внешний вид - это биоскафандр, который во время перелётов в космосе работает ещё и как противоперегрузочный костюм (видимо, корабли Жокеев не оснащены какими-либо стационарным оборудованием, призванным компенсировать возникающие в полёте перегрузки), и под которым скрывается внешность, похожая на европеоида с правильными строением черепа и лица. Пропорции и строение тела сходны с человеческими. Рост около 2.5 - 3 метров. Имеют сильно развитую мускулатуру. Цвет кожного покрова белый, вокруг глаз серый. Высокая переносица тонкого и прямого носа. Ногтевая пластина красноватого цвета. Склера глаз серая, радужная оболочка чёрная. Волосяной покров и соски отсутствуют на всем теле и лице. Внутренние органы предположительно похожи на человеческие. По физическим способностям в несколько раз превосходят человека. Продолжительность жизни неизвестна, но, вероятно, намного больше, чем у человека.

В фильме «Чужой: Завет» на родной планете Жокеев живёт раса неких гуманоидных существ, похожих на Жокеев из «Прометея» , но всё же имеющих внешние отличия (у них другие цвета кожи и глаз). Фильм не даёт никаких пояснений, являются ли эти существа Жокеями или же они являются какой-то их разновидностью. В быту они носят длинные плащи с капюшонами и имеют деление по половому признаку (женские особи отличаются от мужских в основном лишь тем, что ниже ростом, но их головы тоже лишены какого-либо волосяного покрова).

Технологии

В технологическом отношении их цивилизация на много лет опередила человеческую. Основа технологий - биомеханика, нанотехнологии и биотехнологии . Долговечность их технологий исчисляется тысячелетиями, что наглядно продемонстрировано в фильмах «Чужой» и «Прометей».

Планеты

  • Земля - там они зародили жизнь и воздействовали на развитие человечества.
  • LV-426 - там разбился их корабль, пилот, будучи инфицированным Чужим, погиб, но успел запустить сигнал предупреждения об опасности.
  • LV-223 - там находилась их база, где они разрабатывали биологическое оружие.
  • LV-1201 - там находилась ещё одна их база, где был некий артефакт, способный держать Чужих на расстоянии.
  • Родная планета - её название и местоположение неизвестны. В вырезанной сцене «Прометея» андроид Дэвид говорит Элизабет Шоу, что когда он спросил Инженера, откуда тот прибыл, тот произнёс слово, которое на большинстве древних земных языков означает «рай». Сама по климату очень похожа на земное лето, но неизвестно бывает ли на ней смена времён года и охватывает ли климат планету целиком. Большую часть года идут частые дожди с грозами.

Взаимоотношения с другими расами

Чужие

В комментариях издания на DVD Ридли Скотт высказывает предположение, что корабль Космического жокея был кораблём-бомбардировщиком, а яйца Чужих на его борту были оружием, с помощью которого они боролись с неизвестным врагом .

Люди

Как показано в фильме «Прометей» , Космические жокеи, или Создатели, как именуют их в этом фильме, создали жизнь на Земле и влияли на становление основных человеческих культур, посещая древние цивилизации по всему земному шару. Однако, по какой-то причине, Создатели решили уничтожить человечество, распылив по всей Земле опасный патоген. Однако на базе, на которой он содержался, произошла утечка этого патогена, из-за чего погибли почти все создатели, кто там был, и миссия была, по неизвестной причине, отложена.

Хищники

Отношения с Хищниками точно не известны, но в фильме «Чужие против Хищника: Реквием » на корабле Хищника можно заметить голову в шлеме Космического жокея.

«Чужой: Завет»: Зачем нас создали и почему хотели уничтожить?

Что планировал делать Ридли Скотт в 2013 году, сразу после выхода «Прометея»? Он планировал снимать продолжение, которое должно было называться «Прометеус — Парадиз». А называется это продолжение, о чём мы узнали только сейчас, когда фильм наконец вышел, «Чужой: Завет». На самом деле Ридли планировал снимать совсем другое кино. И мы бы об этом даже не узнали, если бы не следили за темой ещё тогда, в 2013:

«Прометей — 2″: Какие вопросы остались без ответа», Aug. 22nd, 2013
— Зачем нас создали и почему хотели уничтожить?

Чо-то долго-долго было скучно, ничо не происходило, а то тут вдруг разом аншлаг. Вот например предыдущее про ДНК, а теперь ещё и нимфы решили сделать людям приятное вне зависимости от погоды, руками Ридлея.

«Ридли Скотт принял решение снимать продолжение. Руководство телекомпании 20th Century Fox подтвердило эту информацию. Ещё бы, ведь первый фильм сумел заработать в прокате более 300 миллионов долларов. Не такая уж и космическая сумма, но всё таки не мало. Когда же выйдет Прометей 2?

Второй фильм будет прямым сиквелом первой картины, которая закончилась тем, что главные персонажи в исполнении Нуми Рапас и Майкла Фассбендера отправились на космическом корабле прародителей человечества к ним на планету. Без ответа остались вопросы Зачем нас создали и почему хотели уничтожить.

Дата выхода Прометей 2 – 2015 год .» http://kogda-vyidet.ru/kogda-vyiydet-prometey-2/

Джонс: «Ридли Скотт — безусловно самый выдающийся ныне живущий режиссёр… Один из наиболее впечатляющих фильмов за всю историю, «Прометей», раскрывает глубокие мистические тайны религии илюминати…»:

«Прометеус -2. Парадиз» — так будет называться откровение.

Много раз перетирали, что главная проблема Прометея был сценарий, поэтому по окончании просмотра никто так ничо и не понял, хотя выглядело красиво.

При общем провале драматургии, гениальность кино заключилась в том обст-ве, что Ридлей вывел таки в сферу общественно-художественной дискуссии тему ДНК. После выхода фильма стало прилично обсуждать космических пришельцев и внешний ДНК-инжиниринг.

(До этого тридцать лет назад Ридлей же первым продемонстрировал нам алиенов во всем благополучии («Чужой»).)

Итак, в Прометее- 2 восьмидесятый клон Рипли, Элизабет Шо, узнает наконец, что…

от нас скрыли тот факт, что ксеноморфы перевозили гуманоидов как груз.

«Это просто уникальная способность слохматить блокбастер и не рассказать при этом ничего. То же самое кстати мы наблюдали в саге Чужие — на протяжении четырех фильмов перед нами крутили задом заманивая на следующий сеанс, при этом так умудрившись и не раскрыть тему — кто такие гигантские саблезубые муравьи? Как устроен космос? Что стало с планетой Земля? Как вообще там в будущем – во что верят, нашли ли бога итп?

С целью внесения ясности, как гласят аннотации, и был задуман Прометей, действие которого как бы происходит до действия Чужих. И что же? Кто эти гигантские парни? Являются ли они просветлёнными сущностями, обладают ли сверхъестественными способностями, или просто одна из рядовых галактических рас?

Почему там одни мужики? Почему все на одно лицо? Что это вы насыпали в бокальчик? Что разлито в африканские барабаны? Это разные инфекции или одна и та же? Почему так много агрессивных чужеродных разновидностей представлено в фильме? объясните нам взаимоотношения между ними. ну итп.

Ридлей, или кто-то, кого наймет студия, конечно, сделает, если им не помешает бп, продолжение, а потом и еще. опять будут морочить нам голову приключениями Нуми Рапас, вместо того, чтобы открыть секретики.» далее —