Драма “Гроза”, написанная в 1859 году, в пору общественного подъема накануне крестьянской реформы, как бы венчала первый этап творческой деятельности Островского, цикл его пьес о “темном царстве”. Эта пьеса была необыкновенно популярна. Драма была поставлена на сценах почти всех театров России: от крупных столичных до театров маленьких, затерянных городишек. И неудивительно, ведь Островский в пьесе показал новую героиню, символизировавшую протест против старого уклада, символизировавшую ростки новой жизни. А именно так пьеса была воспринята общественностью. Даже цензоры восприняли “Грозу” именно как общественную пьесу, так как требовали от Островского вовсе убрать Кабаниху: им почудилось, что Кабаниха пародия на царя, “Николай Павлович в юбке”.

По словам В. Лакшина, “Гроза” поразила современников Островского своей “поэтической силой и драматизмом рассказа о судьбе Катерины”. Пьеса была воспринята как обличение купеческих норм нравственности и произвола, господствовавших в стране.

Я думаю, что никто не будет спорить с тем, что судьба Катерины действительно драматична. Она, возможно, сама того не осознавая, протестовала против самодурства и деспотизма общества, в котором жила. Ее добровольная смерть как раз и есть вызов этой самодурной силе. Но возможен ли был иной исход?

После некоторых размышлений можно прийти к мнению, что теоретически у Катерины Кабановой все же был выбор. Попробуем проанализировать возможные разрешения конфликта пьесы.

Первый и, пожалуй, самый желанный путь - это уехать с Борисом. Именно на это надеется бедная женщина, когда идет на последнее свидание с любимым человеком. Но Борис, этот “образованный Тихон”, не в состоянии отвечать за свои поступки, не в состоянии взвалить ответственность на себя. Он отказывает Катерине. Последняя надежда рушится.

Второй путь - получить развод. Но в то время, чтобы получить развод, можно было прождать очень долго, да и нужно было пройти все инстанции, испытать все унижения. Если развод был редок в дворянских семьях (вспомним Анну Каренину), то для купеческой семьи он был просто невозможен.

Третий путь - уйти в монастырь. Но мужнюю жену не могли принять в монастырь. Ее бы там все равно отыскали и вернули к мужу.

Четвертый и самый страшный путь - путь Катерины Измайловой. Избавиться от мужа и свекрови, убить их. Но не может Катерина Кабанова избрать этот путь, не может причинить другому человеку боль, не может нарушить пятую заповедь “не убий”, так как необыкновенно набожна.

Не могла Катерина и жить по принципу Варвары: “Делай что хочешь, лишь бы все шито да крыто было”. Натура Катерины не может смириться с ложью. Просто уйти от мужа и вернуться в родительский дом было нельзя, ее бы нашли и вернули, а ее позор лег бы на всю семью.

Оставался еще один путь - жить с Тихоном по-прежнему, ведь он ее по-своему любил и простил ее грех. Но могла ли Катерина выслушивать ежедневные понукания и упреки свекрови? Да и главное не в этом. С Борисом Катерина испытала настоящую любовь, познала прелесть близости с любимым человеком, радость находиться в его объятиях. И разве можно после этого жить с нелюбимым мужем, находящимся под каблуком Кабанихи, мужем, который даже не способен защитить жену от оскорблений матери? Конечно же, нет! Полюбив Бориса, Катерина уже не могла любить никого другого. Ее цельная натура, идущая на поводу у чувства, не допускала даже мысли об этом. Она и думать о возвращении в дом Кабановых не могла: “Мне что домой, что в могилу - все равно. Да, что домой, что в могилу!.. В могиле лучше... А об жизни и думать не хочется... И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны!.. Жить нельзя! Грех!”

Таким образом, единственным выходом для Катерины было самоубийство. Такое решение вовсе не слабость, а сила ее характера. Известно, что самоубийство в христианской традиции - величайший грех. Самоубийц хоронят за оградой церкви и не отпевают. Но и это не пугает набожную Катерину. “Молиться не будут? - восклицает она. - Кто любят, тот будет молиться...” Такой душевной одаренности и такой цельности, как у Катерины, одна награда - смерть.

Безусловно, Катерина - “луч света в темном царстве”, но с ее смертью он не гаснет. Луч пробил брешь среди грозных туч - мира Диких и Кабаних. Эта брешь- язва в “темном царстве”. Смерть Катерины служит немым упреком как Борису, “слепо покоряющегося воле Дикого”, так и Тихону, “безвольной жертве страха перед матерью”. Катерина заставляет внутренне встрепенуться апатичного Тихона, который в исступлении обвиняет мать: “Вы ее погубили! Вы! Вы!”

В. Лакшин писал об этой последней сцене драмы: “Эта, хоть по всей видимости и непрочная, победа перед страхом авторитета составляет содержание едва ли не самой психологически острой и смелой сцены, достойно венчающей всю драму”.

Не зря в скупой авторской ремарке последнего действия написано: «Декорация первого действия. Сумерки». Сумеречный мир предъявлен нам талантливым драматургом, мир, в котором «гроза» не способна развеять мрак иначе, чем на бытовом уровне. И смерть Катерины, несмотря на все старания автора придать ей объемность символа, трагедийна, но не драматична.

Катерину погубили ее собственные понятия о добре и зле, ее мечты о полете остались мечтами, она не смогла вырваться из сумеречной реальности того времени. А жаль... Катерина Кабанова романтична неукротимым стремлением к красоте, к свободе человеческих проявлений, органической ненавистью к произволу и насилию. Это она говорит: «Отчего люди не летают!.. мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь? »

Ей, рвущейся к необыкновенному, и сны снятся чудесные: «Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы, и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху».

Резко расходясь с нравственно-бытовыми представлениями мещанско-купеческой среды, не желая жить с нелюбимым и не уважаемым ею мужем, не смиряясь перед самодурной свекровью, она размышляет: «Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу - все равно. Да, что домой, что в могилу!.. что в могилу! В могиле лучше... А об жизни и думать не хочется. Опять жить? Нет, нет, не надо... нехорошо! И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны!»

Перед Катериной было только два пути - неволя и могила. Ее ненависть к деспотизму и любовь к свободе так сильны, ее стихийный протест против всего, что гнетет человеческую личность, так действен, что она предпочитает неволе смерть.

В то время в своей среде Катерина могла найти освобождение лишь в смерти. Н. А. Добролюбов пишет: «Грустно, горько такое освобождение; но что же делать, когда другого выхода нет...»

Пораженный смертью Катерины, против Кабанихи поднимает свой голос даже слабохарактерный, тишайший Тихон. Преодолевая свою покорность, он исступленно кричит: «Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы...»

Протест Катерины, ее гибель оказались напрасными. Жалкий бунт Тихона будет вскоре подавлен, это ясно, не зря Кабаниха обещает разобраться с ним дома. Борис, собственно, и сам просил у Бога быстрой смерти для Катерины - жалкое существо, недостойное такой высокой любви, раб дяди, обыденности, сумеречного мира. Кулигин при всех своих ученых знаниях тоже не борец, все, на что он способен, сарказм: «Тело ее здесь, а душа теперь не ваша, она перед судией, который милосерднее вас!»

Анализ финальной сцены драмы А.Н.Островского «Гроза»

Любовь выше солнца и звезд,
Она движет солнцем и звездами,
Но если это настоящая любовь.
Драма «Гроза» была написана Островским накануне революционной ситуации в России, в предгрозовую эпоху. В основе пьесы
заключен конфликт непримиримых противоречий между отдельной личностью и окружающим обществом. Причина конфликта и всех
несчастий – деньги, Деление общества на богатых и бедных. В пьесах Островского звучит протест против деспотизма, лжи,
угнетения человека человеком.
Наибольшей силы этот протест достиг в драме «Гроза».
Борьба за человека за его право на свободу, счастье, осмысленную жизнь – вот та проблема, которую Островский
решает в пьесе «Гроза».
Как развивается основной конфликт драмы? Человек сильный, свободолюбивый попадает в чуждую ему среду, в семью,
где душат личность.
Трагедия Катерины заключается в том, что она чужда семье Кабановых: она воспитывалась в свободной атмосфере.
Любимая дочь в семье. В семье Кабановых все строится на обмане, лжи. Нет искреннего уважения между членами семьи, все
живут под страхом мамаши, под тупым подчинением.
Катерина – натура поэтическая, она чувствует красоту природы и любит ее, она очень искренне хочет любить, но
кого?! Она хочет любить мужа, свекровь.
Может ли женщина проникнутая свободой, любовью к природе, с сердцем птицей смирится с насилием, ложью, которая
царила в семье Кабановых.
Взаимные отношения самодурства и безгласности довели ее до трагических последствий.
Религия приносила поэзию Катерине, ведь книг она не читала, грамоты не знала, а черты народной мудрости,
обличенной в религиозную форму, приносила ей церковь – это прекрасный мир народного искусства, фольклор, в который была
погружена Катерина.
Задыхаясь в доме Кабановых, тоскуя по воле, по любви, по истинно добрым человеческим отношениям, Катерина не
мирится с неволей, в уме ее смутно, неясно рождается мысль о том, как бы уйти из опостылевшего дома. Но эти чувства надо
подавить (она жена Тихона). Страшная борьба происходит в сердце молодой женщины. Мы ее видим в разгаре напряженной
внутренней борьбы. Она полюбила глубоко и честно Бориса, но всячески пытается подавить в себе живое побуждающее чувство.
Она не хочет видеть любимого она страдает.
А гроза? Зачем говорится в первом действии о надвигающейся грозе? Это явление природы. Гроза душевная кажется
ей греховной и страшной. Мир религиозных представлений противоречит тем живым чувствам, которые в ней просыпаются. Грех
пугает Катерину.
Как же развивается конфликт в ее собственной душе?
На слова Катерины, что она не умеет обманывать! Варвара возражает: «У нас весь дом на этом держится». Но
Катерина не принимает морали «темного царства». «…Не хочу я так!…Уж я буду лучше терпеть, пока терпится!». «А уж не
стерпится,…так уж не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так и не стану,
хоть ты меня режь.»
«Эх, Варя, ты не знаешь моего характера. Конечно, не дай Бог этому случится!» «И хочу я себя переломить, да не
могу никак»…. «Нынче ночью меня опять враг смущал. Ведь я, было, из дому ушла». Происходит внутренняя борьба. Что
сказывается в этой мучительной борьбе? Сила? Слабость? Себя переломить – это значит остаться верной женой человека,
которого она не любит. (Да и не за что его любить.) Но рабой в доме Кабанихи быть не может женщина с сердцем вольной
птицы. И ей кажется, что ее призыв к воле – искушение дьявола.
Наступает перелом: Катерина окончательно убеждается в том, что муж не стоит не только любви, но и уважения. И
вот последняя вспышка напряженной внутренней борьбы. Сначала выбросить ключ: ведь в нем таится погибель (погибель
духовная, она боится не домашних, а погубить свою душу.)
«Бросить его?! Нет, ни за что на свете!» Сцена свидания открывается народной протяжной песней, которая подчеркивает
трагизм любви Катерины к Борису.
Глубоко трагична первая встреча Катерины с любимым. «Зачем ты пришел, погубитель мой?» «Ты меня загубил!» Каким
же сильным должно быть ее чувство, если она во имя его сознательно идет на верную гибель. Сильный характер! Глубокое
чувство! Завидное чувство! Так любить может далеко не всякий. Я убеждаюсь в необычайной духовной силе Катерины. «Нет,
мне не жить!» В этом она уверена, но страх перед смертью ее не останавливает. Любовь сильнее этого страха! Любовь
победила и те религиозные представления, которыми скована, была ее душа. «Ведь мне не замолить этого греха, не замолить
никогда». «Ведь он камнем ляжет на душу» – говорит Катерина при встрече Борису, и признается ему, что ради любви «греха
не побоялась». Любовь ее оказалась сильнее религиозных предрассудков.
Гроза, которая собирается в первом действии, здесь разразилась над бедной жертвой «темного царства». А борьба в
душе Катерины еще не завершена. Но я уверен в том, что Катерина не безответная жертва, а человек с сильным, решительным
характером, с живым вольнолюбивым сердцем птицы.
Не побоясь кары, она убежала из дому, чтобы простится с Борисом. Она не только не прячется, она во весь голос
зовет любимого: «Радость моя, жизнь моя, душа моя, любовь моя!»… «Откликнись!»
Нет! Она не раба, она свободна. Хоть бы потому, что все потеряла, нечем ей больше дорожить, даже жизнью, во имя
любви. «Для чего мне теперь жить?!»
В сцене с Борисом Катерина завидует ему: «Ты вольный казак». Но Катерина не знает, что Борис слабее Тихона, он
скован страхом перед дядей. Он не достоин Катерины.
В финале совершается победа и над внутренним врагом: над темными религиозными представлениями. Катерина
убеждена в своем праве на свободу выбора между жизнью и смертью. «Все равно, что смерть придет, что сама…», а так жить
нельзя!» – размышляет она о самоубийстве. «Грех!» «Молится не будут? Кто любит, тот будет молится.»
Мысль о любви сильнее, чем страх перед Богом. Последние слова – обращенье к любимому: «Друг мой! Радость моя!
Прощай!»
Островский показал сложный трагический процесс раскрепощения оживающей души. Здесь мрак бьется со светом,
взлеты сменяются падением. Раскрепощение перерастает в протест. А «самый сильный протест бывает тот, который
поднимается, наконец, из груди самых слабых и терпеливых». (Добролюбов.)


В одном фильме я слышала фразу: «Жизнь – это целая серия решений. Большая комбинация моментов. Из маленьких создаются большие, которые определяют твою суть. И каждое твоё решение так или иначе отразится на твоем будущем». Каждый день своей жизни мы принимаем массу решений. От самых незначительных в духе: что выпить утром, кофе или чай, до весьма глобальных: куда пойти учиться.

И каждый наш выбор определяет нашу дальнейшую судьбу. Мы всегда боимся ошибиться в принятом решении, но все равно принимаем его. А когда ошибаемся, все равно продолжаем идти дальше.

В произведении Александра Островского «Гроза» особенно поднимается тема выбора. В финале пьесы главная героиня Катерина принимает свой нелегкий выбор – она решает покончить с собой. Согласитесь, это не то решение, которое можно принять утром за чашкой кофе или по какой-то элементарной причине. Это должно быть что-то глубокое. Что-то, что способно заставить человека пойти на такой радикальный шаг. Многие психологи стараются найти это «что-то». Причины, из-за которых человек решается на самоубийство.

И всегда утверждают, что суицид – это не выход. Что всегда можно найти решение из любой проблемы. И я согласна с ними. Но тогда что произошло в самой пьесе? Посмотрим, какие причины повлияли на свой последний выбор, который приняла Катерина.

Русский критик Н.А. Добролюбов называл Катерину «лучом света в тёмном царстве. И не случайно, ведь героиня действительно была единственным светлым персонажем в том мрачном обществе, которое описывается в пьесе. Катерина искренняя и честная, ей чуждо всякое лицемерие. Она выделяется открытым характером, смелостью, прямотой. Все своё детство Катерина провела в родительском доме в любви и согласии. Родители не заставляли дочку работать, позволяли ей делать все, что она пожелает. Она мечтала о крепкой семье, любящем муже и детях. Поэтому, когда родители выбрали ей мужа, Катерина согласилась, не задумываясь. Она считала, что родители лучше знают, что нужно детям. Ее долг – подчиняться. Но попала она в весьма нерадушную семью. В мужья ей достался слабовольный Тихон Кабанов. Он по-настоящему любил свою жену. Но мать Тихона – Кабаниха – была самым настоящим тираном. Превыше всего она ставила порядок и уклад. Кабаниха считала, что все должны жить только по её законам. И все подчинялись. Но Катерина, светлая и свободная личность, не могла смириться с такой жизнью. Она стремилась совсем к другому. Это стремление привело молодую женщину к измене мужу. Идя на свидание с Борисом, Катерина уже знала, что после этого она не сможет жить. Этот грех лег тяжким камнем на душу героини. Катерина публично признаётся в измене мужу и, по мнению Кабанихи, должна быть наказана. Нет сомнения, что, вернувшись домой, жена Тихона получила бы «по заслугам». Однако героиня предпочитает другой путь, по-своему протестуя против «тёмного царства.

В пьесе неоднократно появляется я образ, помогающий понять главное в характере Катерины, - образ птицы "Я жила, ни о чем не тужила, точно птичка на воле", - вспоминает Катерина о том, как ей жилось до замужества, «...Отчего люди не летают так, как птицы? - говорит она Варваре. - Знаешь, мне иногда кажется, что я птица». И попав в темное царство, оно начало разрушать Катерину изнутри. Там не было места для её светлых надежд и планов на будущее. И там совершенно не было места для свободолюбивой девушки. Решившись на измену мужу, Катерина сделала это только ради того, чтобы попытаться спастись. Попытаться сбежать из того места, которое уничтожало её. Но попытка оказалась безуспешной. Борис уезжает, оставляя женщину на произвол судьбы. Дома ждут нелюбимый муж и жестокая свекровь. «Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу - все равно», - признаётся героиня в своём последнем монологе, незадолго до совершения страшного греха – самоубийства. Этот поступок можно воспринимать как ее нравственную победу над "темными силами ", которым она не пожелала покориться. Этим она проявила свой отчаянный, хотя и бессильный протест против "темного царства".

Можно задать вопрос: "Зачем она это сделала?" Героиня могла уйти из дому, как Варвара, чем бы еще больше досадила Кабанихе. А ведь Катерина была готова сделать это. Ее не пугала далекая Сибирь, куда отправляли ее возлюбленного Бориса Григорьевича. Она хотела убежать с возлюбленным и начать там всё с чистого листа. С новыми надеждами и планами на жизнь. Борис, единственный среди всех, действительно понимал Катерину, но помочь ей не в силах: нет у него решимости бороться за свою любовь. Ещё одним альтернативным вариантом мог бы быть уход Катерины в монастырь. Но как она могла это сделать, когда в то время брак заключался в церкви, и расторгнуть его было невозможно. И если бы девушка постаралась убежать от мужа, её все равно бы вернули обратно к нему. Последним вариантом для Катерины оставалось одно – вернуться домой и терпеть. Переживать свой позор и дальнейший гнёт Кабанихи, вернуться в свой самый страшный кошмар. И что мы имеем? Путь к вольной жизни для Катерины закрыт, а домой идти она не желает, потому что "что домой, что в могилу". Иного пути как самоубийство она не видит.

Так был ли другой выход у Катерины? Что она могла изменить? Я думаю, что ничего. Разрушенная личность уже не могла продолжать жить также, как и жила. Она уже не видела никакого смысла в своем дальнейшем существовании. Ей стала просто все равно. А знаете, как говорится: «Равнодушие – самое худшее, что может случиться с человеком», потому что когда людям становится все равно, они уже тогда перестают жить. Да, самоубийство – не выход и никогда им не будет. Да, можно найти выход из любой ситуации. Но если поставить себя на место Катерины, то как бы поступили вы? Вы бы поступили также. Потому что есть случаи, когда ты не сможешь уже подняться. Когда действительно ты перестаешь жить, а просто существуешь. Когда ты давно мертв внутри. Может быть тогда самоубийство – единственный выход?

Каждый день мы принимаем массу решений, которые потом определяют нас. И каждый наш выбор имеет своё последствие. Но есть решения, независимые от нас. Возможно, это именно то, что называют судьбой, а судьба бывает жестокой. Многие всегда говорят, что человек сам творец своего счастья. Но быть может, жизнь - это не просто целая серия решений. Может быть, за этим стоит что-то большое? Что уже предначертано свыше? И может быть все наши жизни давно расписаны? Слишком много вопросов без ответов. Единственное, что я знаю точно, и что только подтвердило произведение «Гроза» - это то, что жизнь не всегда зависит от нас. Но можно хотя бы попытаться сделать её такой, какой мы хотим её видеть.

Островский внес свой вклад в разработку образа русской жен­щины.

Его героини в полном соответствии с уже устано­вившейся традицией изображены как сильные, цель­ные натуры, которые оказываются нравственно выше слабых, неуверенных, сомневающихся героев. Это и Катерина («Гроза»), и Лариса («Беспридан­ница»), которые не могут жить в мире зла, лука­вить, лицемерить, обманывать. Им надо жить «по душе», по совести, по законам добра и нравст­венной гармонии. Если это невозможно, они пред­почитают уйти из жизни. Компромиссы их не уст­раивают. Пусть только в сфере семейно-бытовых и любовных отношений, но они твердо стоят на своем.

Вспомним начало пьесы. Собственно, ничего страш­ного еще не произошло. Катерина вообще еще ни единого слова не сказала Борису, она еще на пере­путье, в тяжелейшей внутренней борьбе, ей нужны совет, опора, поддержка... Нельзя забывать, что Катерина очень молода. Как вы думаете, сколько ей лет? Она ведь замужем совсем недавно, судя по всему, меньше года. В самом начале первого дейст­вия напряженно и настороженно всматривается Ка­терина в окружающее и окружающих, прежде все­го - в членов своей новой семьи. Так и кажется, что здесь, сейчас, на наших глазах она с удивле­нием и страхом вслушивается в грозные настав­ления Кабанихи, начинает понимать, до какой сте­пени бесхарактерен и забит ее муж.

Вы можете спросить: так ли нам важно знать возраст действующих лиц художественных произве­дений вообще и Катерины в частности? Это на самом деле важно. Катерина по возрасту совсем еще молодая. Никогда никого она еще не любила; но душа ее открыта для любви.

Вот первые слова, которые Катерина произносит, обращаясь к свекрови: «Для меня, маменька, все одно: что родная мать, что ты, да и Тихон тебя любит». Чуть позже она говорит Варваре: «Ты милая такая, я сама тебя люблю до смерти». И уже, сама себе не веря, в надежде предотвратить нечто страшное, как утопающий хватается за соло­минку, бросается она к Тихону во втором действии: «Тиша, голубчик, кабы ты остался либо взял ты меня с собой, как бы я тебя любила, как бы я тебя голубила, моего милого! (Ласкает его)». Тщетно. Никому ее любовь не нужна.

Ох, какие трудные, какие сложные вопросы ставит этот юноша. Нельзя от них отмахнуться, нельзя уйти в сторону от их обсуждения.

Да, в идеале, конечно, муж - опора и защита. А если Катерина как раз не ощутила, не увидела в Тихоне той самой опоры и защиты, на которую так безуспешно надеялась? А ведь как умоляла она его не бросать ее в трудную минуту, помочь, спасти...

Кроме того, разве Катерина сама не ощущает своей вины, своего греха? Дело не в том, чтобы обязательно объявить ее «положительной героиней». Просто нельзя забывать, что свою вину Катерина искупает безмерной ценой, от неволи и унижения уходит единственным путем, который ей открыт.Перед всем миром, громко, на людях покаялась она в своем грехе. Что ее ждет впереди? Прощение? Нет, новые и еще более страшные муки. Что ей остается делать? Уйти к родителям? По обычаям того времени, такой исход исключен. Катерина сде­лала свой выбор. Но как важно для восприятия замысла драматурга то, что Катерина уходит из жизни не сломленной. Она идет на смерть, реши­тельно отвергая законы «мертвого царства».

Юноша очень точно наметил самую суть конфликта, определяющего внутреннюю драму Катерины: с од­ной стороны, традиционные моральные нормы, с другой - стихийный порыв героини «Грозы», пы­тающейся отстоять свое человеческое право на лич­ностное самоопределение. Это поистине трагическая ситуация; потери в любом случае здесь неизбежны. Но народные обычаи, на которые ссылался ученик, включали в себя и возможность прощения, мило­сердия. А милосердия-то в «темном царстве» Каба­новых как раз и не было.

В мире без любви, без милосердия Катерина жить не может. А жить так хочется, так хочется полноты человеческого существования! Ведь даже пос­ле покаяния, после признания в страшном грехе Ка­терина все равно тянется к свету, свободе, счастью.

В финале «Грозы» особенно сильно ощущается одна из главных идей Островского: любовь преоб­ражает людей, делает их чище, смелее. Это отно­сится даже к Тихону и Борису - тем более к Катерине. Громко звучит ее голос, почти крик, обращенный даже не столько к Борису, сколько ко всему земному простору: «Радость моя! Жизнь моя, душа моя, люблю тебя! Откликнись!»

Как удивительно, что у запуганной, забитой, казалось бы, совершенно необразованной и темной (как считал ее Д. И. Писарев) женщины, понятия не имевшей о лучших образцах мировой литера­туры, берутся откуда-то поразительные слова, воз­носящие ее до уровня высоких идей Возрождения: любовь сильнее смерти. Решив покончить жизнь самоубийством, Катерина ужасается собственному решению: «Грех! Молиться не будут?» - но тут же ее озаряет мысль о людях, способных ее понять и пожалеть: «Кто любит, тот будет молиться...»

Академик Д. С. Лихачев писал: «В традициях русского классического романа есть несколько обра­зов женщин, как бы олицетворяющих собою Рос­сию. Это олицетворение в разной степени полно или, вернее, в разной степени неполно, но намек на связь женского образа с образом России все же существует, как бы брезжит сквозь ткань повест­вования и сквозь ткань самого образа у разных авторов. Татьяна Ларина у Пушкина, бабушка в «Обрыве» Гончарова, я бы не побоялся сказать - Катерина в «Грозе» Островского...»