Пимен — монах Чудова монастыря в Москве, старец кроткий и смиренный. Надо полагать, что только дворянское происхождение давало ему возможность в молодости видеть «двор и роскошь Иоанна», и «пировать за царскою трапезой». Прошлая жизнь его в трагедии едва намечена, но можно предположить, что это один из тех сподвижников первой половины царствования Иоанна Грозного, когда лучшие сыны Руси своим мечем помогали царю расширять пределы родины. Григорий, знакомый, очевидно, с биографией Пимена, завидует ему:

Ты воевал под башнями Казани,

Ты видел двор и роскошь Иоанна!

Ты рать Литвы при Шуйском отражал!

Но Пимен не был рядовым воином, из которых составлялись рати воевод; своим образованием он сильно выдвигается даже из числа бояр. Так, Игумен замечает, что он весьма грамотен, читал монастырские летописи, сочинял каноны святым, а это доказывает образование, известную интеллигентность и даже некоторый поэтический дар. На написание своей летописи Пимен смотрит как на подвиг, исполнить который ему назначено Богом:

Недаром многих лет

Свидетелем Господь меня поставил

И книжному искусству вразумил.

Свою летопись он оканчивает сказанием о смерти царевича Димитрия; далее совесть не позволяет ему повествовать, так как с тех пор он мало «вникал в дела мирские», а описывать только по темным слухам что-либо он не решается. По его мнению, летописец должен описывать, «не мудрствуя лукаво», только то, чему в жизни был свидетелем:

Войну и мир, управу государей,

Угодников святые чудеса,

Пророчества и знаменья небесны …

Пимен пишет свою летопись, но по внешнему виду невозможно узнать, о чем он повествует. Страсти в нем давно улеглись, и он может писать о темном владычестве татар или о свирепых казнях Иоанна, или о бурном новгородском вече, или о славе отечества спокойно, как посторонний человек: летописец должен рассказывать о выдающихся событиях, чтобы потомки могли знать правду о политической жизни своих предков, чтобы они могли вспомнить с умилением своих великих царей за их добро, а за грехи и промахи за них молиться.

Пимен любит свою работу, потому что благодаря ей он в старости, как бы «сызнова» живет. Его волнует дальнейшая судьба летописи: хотелось бы передать ее в умелые, способные руки, которые могли бы продолжать его работу:

Брат Григорий,

Ты грамотой свой разум просветил,

Тебе свой труд передаю …

Он дает Григорию наставление о том, как следует продолжать работу, полагая, что тот весь свой век проведет в монастыре. Когда Григорий жалуется Пимену на свою несчастную долю, которая с малых лет привела его в обитель, Пимен успокаивает послушника, уверяя, что людей только издали может пленять «слава, роскошь и женская лукавая любовь». В «мире» нельзя найти успокоения:

Я долго жил и многим насладился,

Но с той поры лишь ведаю блаженство,

Как в монастырь Господь меня привел.

Пимен рассказывает Григорию, что даже цари, для которых, казалось бы, жизнь складывается самым лучшим образом, только в схиме надеялись найти себе покой. Царь Иоанн, припадши к стопам «святого отца», говорил игумену «и всей братье», что примет честную схиму. Царь же Феодор на престоле мечтал о тихой жизни молчальника. Его не прельщали ни власть, ни богатство; даже царские покои он превратил в келью, где тяжелое время правления государством не возмущало его святой души; подвижническая жизнь царя, по мнению Пимена, была причиной того, что в час его кончины «свершил ося невиданное чудо». Простым же смертным и подавно не следует жалеть грешный свет, где так много всякого рода искушений. Нигде нельзя с таким усердием молиться и смирять плоть постом, как в монастыре, а только этим способом можно избавиться от лукавых мыслей и тяжелых снов.

Пимен проникнут религиозным чувством, которое так соответствует его природной кротости. Он никого не осуждает, ничем не возмущается, во всем видит перст Бога. В своей незлобивой душе Пимен не осуждает царей за грехи, за темные деяния, а скорее готов умолять Спасителя: «Да ниспошлет Господь любовь и мир его душе страдающей и бурной». В бедствиях, которые случились в царствование Бориса Годунова, Пимен видит наказание Божие за то, что Собор избрал в цари цареубийцу: Прогневали мы Бога, согрешили: О страшное, невиданное горе! Владыкою себе цареубийцу Мы нарекли. А между тем царь в представлении Пимена — это помазанник Божий, выше которого, кроме Бога, никого нет; а раз так, то царь имеет право делать все, что ему угодно. Эту же самую мысль мы находим в переписке Иоанна Грозного с князем Курбским. Несправедливости, исходящие от владыки, следует переносить со смирением и видеть в них только испытание; поэтому-то Пимен замечает: «Кто смеет противу них? Никто». Он с истинным благоговением вспоминает Иоанна, хотя, конечно, как современник, знал все зверства царя, оставшиеся навсегда в памяти народа. Изображению Пимена Пушкин отвел в трагедии немного места, но образ летописца стоит перед читателем как живой. Рассказывают, что, когда историк Погодин услышал сцену в Чудовом монастыре из уст самого автора, он, пораженный ее жизненностью и исторической достоверностью, воскликнул: «Мне показалось, что мой родной и любезный Нестор поднялся из могилы и говорит устами Пимена. Мне послышался живой голос русского древнего летописателя».

Александр Сергеевич Пушкин постоянно интересовался русской историей. Из-под его пера вышли исторические повести, поэмы, стихотворения, но величайшим произведением поэта на эту тему является трагедия “Борис Годунов”.

«Борис Годунов» - высочайшая вершина русской исторической реалистической драматургии.

Образ Бориса Годунова в драме неоднозначен - Пушкин не стал рисовать его ни в исключительно черных, ни в исключительно светлых тонах. пушкин годунов трагедия литературный

Речь Бориса Годунова торжественна, выразительна и грамотна в обращении к патриарху и боярам:

Ты, отче патриарх, вы все, бояре,

Обнажена моя душа пред вами:

Вы видели, что я приемлю власть

Великую со страхом и смиреньем.

Сколь тяжела обязанность моя!...

Но когда Борис остается с собой наедине, его монолог, обращенный к Богу, звучит не так величественно. Речь печальна и одинока, полна раскаяния за содеянное и предчувствия кары:

Напрасно мне кудесники сулят

Дни долгие, дни власти безмятежной --

Ни власть, ни жизнь меня не веселят;

Предчувствую небесный гром и горе.

Мне счастья нет…

В этом монологе автор будто бы хочет показать Годунова таким же простым человеком как все. Следует отметить, что не смотря на свое злодеяние, автор не выставляет Бориса каким-либо тираном или монстром. Царь очень переживает из-за того, что весь народ считает его убийцей и винит во всех смертях:

В семье моей я мнил найти отраду,

Я дочь мою мнил осчастливить браком --

Как буря, смерть уносит жениха…

И тут молва лукаво нарекает

Виновником дочернего вдовства --

Меня, меня, несчастного отца!..

В этом отрывке используется тавтология -- повторение глагола «мнил» два раза. Мне кажется, что автор это сделал специально, чтобы показать простоту и разговорность речи. Царь при боярах и вельможах не позволил бы себе подобного. Также использование слова «дочернего» свидетельствует о простоте царя, о его близости к народу. Но все же нужно отметить, что в период монолога-откровения Бориса Годунова, он находился один.

В сцене в царских палатах царь несколько раз меняет свою речь. Вначале, когда он общается со своими детьми Ксенией и Федором. Обращаясь к дочери, он говорит: «милая моя», «дитя мое», «душа моя». Причина подобной ласки обусловлена не только тем, что Ксения дочь царя, но также тем, что Борис чувствует свою вину в несчастии родного чада:

Дитя мое! Судьба мне не сулила

Виновником быть вашего блаженства.

Я, может быть, прогневал небеса,

Я счастие твое не мог устроить…

Также, возможно, что такие теплые обращения к Ксении, только потому, что она женщина и это просто обычное почтение. Ведь с сыном царь разговаривает несколько по-другому, не употребляя таких ласковых выражений:

Учись, мой сын, и легче и яснее

Державный труд ты будешь постигать…

Затем в действие входит Шуйский. В разговоре с ним царь поначалу очень решителен и строг:

Послушай, князь: взять мря сей же час;

Чтоб от Литвы Россия оградилась

Заставами; чтоб ни одна душа

Не перешла за эту грань; чтоб заяц

Не прибежал из Польши к нам…

Но затем уверенность царя мимолетно проходит, он заметно нервничает и в его речи чувствуется немного отчаяния:

Постой. Не правда ль, эта весть

Затейлива? Слыхал ли ты когда,

Чтоб мертвые из гроба выходили

Допрашивать царей, царей законных,

Назначенных, избранных всенародно,

Увенчанным великим патриархом?

Смешно? а? что? Что ж не смеешься ты?

Но после ухода Шуйского царь пытается прийти в себя. Набирается прежней решительности и смелости:

Безумец я! Чего ж я испугался?

На призрак сей подуй -- и нет его.

Так решено: не окажу я страха --

Но призирать не должно ничего…

Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!

Речь Бориса в царской думе была очень уверенной и резкой. Чтобы не быть трусом в глазах патриарха и бояр. В монологе чувствуется военный ритм, будто топот марширующих:

Мне свейский государь

Через послов союз свой предложил;

Но не нужна нам чуждая помога:

Своих людей у нас довольно ратных,

Чтоб отразить изменников и ляха.

Я отказал.

Диалог с юродивым немногословен. Даже после тех слов, которые Николка сказал царю, Борис по-народному говорит:

Молись за меня, бедный Николка.

В одной этой фразе слышится раскаяние, просьба сочувствия и покорность. Последний монолог Бориса Годунова обращен к сыну Федору - наследнику престола. В своей речи царь называет его «милый сын» и дает последние советы:

В семье своей будь завсегда главой;

Мать почитай, но властвуй сам собою --

Ты муж и царь; люби свою сестру --

Ты ей один хранитель остаешься.

Но когда приходит патриарх, святители и боре, царь все еще ведет себя достойно и гордо:

Повремени, владыка патриарх,

Я царь еще: внемлите вы, бояре…

Борис Годунов не положительный персонаж, ведь он убил ребенка. Но через его своеобразие речи, можно понять, как он несчастлив и как страдает от этого. В речи Бориса есть все, что необходимо иметь царю. Со своими подчиненными он держит себя уверено и строго, с детьми -- просто и по родительски. Он эмоционален, что, безусловно, проявляется в речи, когда Годунов предчувствует опасность. Но если бы Александр Сергеевич Пушкин так не насыщал речь Бориса Годунова, то было бы невозможно его понять.

Одним из второстепенных персонажей произведения является пожилой монах Пимен, живущий в келье Чудово монастыря, расположенного в Москве.

Пимен представляется поэтом в образе летописца, описывающего важнейшие события, происходившие в стране. Монах изображен в виде поседелого старца в строгой рясе с высоким челом смиренного, величавого облика, напоминающего дьяка, отличающегося смиренным, кротким нравом. В образе Пимена отмечаются сочетающиеся между собой черты младенчества и мудрости, наделенные определенным творческим талантом.

Бурная молодость Пимена проходит в шумном веселье и радости при царском дворе, где юноша успевает насладиться прелестями жизни, даже участвуя в боевых сражениях. Однако ощущает долгожданное блаженство Пимен лишь приняв монашеский обет, понимая всю мелочность мирской суетной жизни.

За свою долгую жизнь Пимен является непосредственным участником многих исторических событий в России, застав период правления царя Ивана Грозного, став невольным свидетелем убийства молодого царевича Дмитрия в Угличе и обвинения Бориса Годунова в покушении на жизнь царевича, участвуя в битвах под казанскими башнями и отражая нападение литовцев во время Шуйского сражения.

Поэт характеризует Пимена как неравнодушного человека, хорошо понимающего последствия злых коварных поступков и считающего благо в качестве величайшего человеческого счастья. Он негативно относится к Борису Годунову, утверждая, что его восхождение на царский престол является деянием, совершенным против божьей и народной воли человеком, переступившим через убийство. Отображая в летописи трагические события, Пимен старается описать их максимально правдиво и сдержанно.

Основа блаженства для Пимена лежит в верной службе божественному началу, размышляя о вечном мире и сосредоточено выполняя работу по написанию летописи, в создании которой он видит свое истинное человеческое предназначение, поскольку православные потомки должны знать судьбу своей родной земли. Свою летопись Пимен создает с особым вдохновением, испытывая необычайную творческую радость.

В образе Пимена поэт раскрывает собирательные черты русских летописцев, характеризующихся простодушием, умилительной кротостью, трогательным добродушием, набожностью, создающих дышащие драгоценные памятники минувших времен для благодарных потомков.

Вариант 2

Пимен – важный персонаж произведения Александра Сергеевича Пушкина «Борис Годунов». Это смиренный старец, монах с дворянским происхождением. В молодости Пимен, вероятно, служил в войске Ивана Грозного, так как в драме можно заметить слова о том, что Пимену в свое время довелось видеть «двор и роскошь Иоанна».

Пимен, по всей вероятности, был не простым воином. Образование заметно выделяло его из прочих. Игумен говорит, что Пимен человек грамотный, читающие монастырские летописи, писал каноны святым. Всё это прямо говорит читателю о том, что перед ним человек непростой, образованный, интеллигентный, имеющий писательский талант.

Пимен занят летописью, написание которой он считает своей обязанностью перед Господом. Однако летопись остаётся недописанной, окончившейся сказанием о гибели царевича Дмитрия. Совесть и добросердечность не позволяют монаху писать дальше, так как он мало, по его же словам, «вникал в дела мирские». А доверять слухам Пимен не согласен.

Пимен наполнен любовью к своему труду, благодаря ей он будто бы снова ожил, почувствовал некий новый смысл жизни в свои преклонные годы. И, разумеется, его волнует дальнейшая судьба летописи, ему бы хотелось дать ее в умелые руки для продолжения. И выбор падает на Григория. Пимен дает ему наставления, советы о том, как продолжить его летопись, но Григорий не рад своему положению. Пимен по-отечески успокаивает послушника, мол, роскошь и богатство может пленять людей лишь издали, в мире нельзя найти истинного покоя.

Пимен – человек глубоко религиозный, и это чувство как нельзя хорошо сочетается с его внутренней кротостью. Он ни на кого не злится, никого не осуждает. Во всем видит желание на то Бога. Пимен не порицает грешных царей с их жестокими поступками, он, наоборот, молит Господа о снисхождении к ним. Причиной бедствий, происходящих во времена правления Бориса Годунова, Пимен видит в наказании Всевышнего, мол, не стоило выбирать в правители цареубийцу. Но, вместе с тем, по мнению Пимена, царь является помазанником Божиим, то человеком, выше которого только Бог. А раз так, то кто же посмеет указывать Царю? Царь может делать что угодно.

Пушкин отвел Пимену не самую большую роль. Но автор попал в цель – образ монаха надолго остается в памяти читателя.

Сочинение Образ монаха Пимена

С самых давних времён на нашей земле водились люди, которые записывали все события, происходящие со страной, а звались эти люди летописцами. Пушкина, по его словам, очень тревожил именно характер этих людей: смиренный, простодушный, искренний характер. Так и попытался он реализовать такого вот человека в своей трагедии «Борис Годунов».

Летописца нашего зовут Пимен. Пимен - старый монах, который давно уже бросил свою прежнюю жизнь и смиренно, как и говорил о характере всех летописцев Пушкин, пишет свои труды. Живёт Пимен в монастыре Чудовом, в Москве. Своим долгом Пимен как раз и считает писать летопись, он пишет её даже по ночам, совсем не засыпая.

Примечательно то, что во внешности Пимена и скрывается характеристика Пушкина, которую он хотел дать: Пимен смиренный, в его лице не понятно, о чём он думает, каких он взглядов и в каком состоянии. Старик-монах настолько, как будто нейтрален ко всему, безучастен, что в нём совсем не видно порывов эмоций, он сам себе на уме.

Как я сказал ранее, Пимен пришёл в монастырь не с молодых лет, а уже в зрелом возрасте, когда отжил большой кусок своей жизни в «миру». В молодости он отнюдь не был послушником или богословом. Молодость его была напротив, бурной и трепещущей. Монах-летописец служил при царской армии и даже был приближён к царскому двору. Он прошёл войну и военный режим в своей жизни, что часто является ему во сне, как напоминание о прошлых его похождениях. Сам Пимен считает, что в своей прошлой жизни он повидал много благ и наслаждений, но воистину обрёл он счастье тогда, когда пришёл в монастырь, когда бог его привёл в обитель его дальнейший и задал ему вектор в жизни, дал новый смысл этой жизни, позволил прикоснуться к великому - к вере и религии.

Пимен действительно имел бурную молодость, потому как застал и правление Ивана Грозного, о чём горячо рассказывает, и убийство царевича Дмитрия, что является неотъемлемой частью для главного сюжета, ведь именно Пимена назначают наставником Григорию Отрепьеву. Пимен и рассказывает своему ученику, что Борис Годунов убил царевича Дмитрия со своими подельниками. А Григорий решает этим воспользоваться и в силу того, что он по возрасту был сверстником Дмитрия, объявляется себя выжившим царевичем.

. «Борис Годунов

Цель : знакомство учеников с содержанием трагедии Пушкина; определить конфликт трагедии; показать значение проблем, поставленную Пушкиным в трагедии.

Методические приемы: лекция учителя; реализация межпредметных связей с историей, выразительное чтение, беседа по вопросам.

Оборудование: иллюстрации к трагедии, С. Галактионова, ЗГ. Перова; фрагмент оперы «Борис Годунов» Мусоргского; словари.

Эпиграф:

Два чувства дивно близки нам -

В них обретает сердце пищу -

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Ход урока

1. Орг. Момент

2. Проверка домашнего задания.

3. Лекция учителя

Трагедия «Борис Годунов» создавалась как воплощение мысли Пушкина об «истинном романтизме», т. е. О таком описании жизни, которое сегодня принято называть реализмом. Пушкин воплотил себя не только как поэт, но и как историк.

В 1854 г. умер русский царь Иван Грозный. На престол взошел его сын Фёдор, отличавшийся своим кротким нравом, благочестием, не обладавший большими интеллектуальными способностями и очень мало подходивший на роль правителя огромной страны, раззоренной опричниным террором и продолжавшийся четверть века войной за земли в Прибалтике. Подлинным правителем страны стал царский шурин (брат жены) Борис Годунов, на сестре которого был женат Федор Иоаннович. остался еще один сын, маленький царевич Дмитрий, который вместе с матерью был отправлен в город Углич на Волге. Здесь в 1591 году произошли страшные события, тайна которых не разгадана до сих пор. Восьмилетний царевич, страдавший от припадков эпилепсии (или, как тогда говорили, «падучей») играя с ребятишками в ножички (?), неожиданно стал биться, кататься по земле - и сам себя убил ножом. По крайней мере, так гласила официальная версия. По стране поползли слухи, будто в смерти Димитрия повинен Борис Годунов, подославший к нему убийц.

После того, как в 1598 г. царь Федор Иоаннович скончался, царская династия Рюриковичей пресеклась. Годунов, показавший себя как искушенный и умелый правитель, был избран на царство. Многие сильные люди оказались, однако, недовольны его избранием. Среди них бояре Романовы, князья Шуйские. К тому же царствование Бориса оказалось несчастливым. Из-за трех неурожайных лет на страну обрушился страшный голод, там и тут вспыхивали крестьянские мятежи, устраивались боярские заговоры. Не прекращались слухи об убийстве царевича людьми Годунова.

В 1603 году до Москвы дошел новый слух, вскоре подтвердившийся, что в Польше объявился человек, выдающий себя за чудом спасшегося Димитрия. Проведенное расследование показало, что человеком этим был беглый инок Чудова монастыря Григорий Отрепьев.

Чудов монастырь находился прямо на территории Московского Кремля (ныне разрушен). Находясь здесь, Григорий Отрепьев мог хорошо сориентироваться в политической обстановке. Возможно, он какие-то связи с оппозицией Годунова в боярской среде. Известно во всяком случае, что он был как-то близок к Романовым. Как написал, Лжедмитрий «был только испечен в польской печке, а заквашен в Москве».

С начала Х века в России резко «возрос интерес к собственной истории, стимулированный появлением «Истории Государства Российского» , старшего друга Пушкина. Его многотомный труд хорошо знал и высоко ценил. Он не смог пройти мимо такого сюжета, как Смутное время. Это был период гражданских войн и иностранных вторжений, начавшихся, по с появления в Польше Самозванца, который вступил с войском в Московское государство, взошел после неожиданной смерти Бориса Годунова на русский трон, а спустя год был убит восставшими жителями Москвы.

Трагедия «Борис Годунов» посвящена последним годам правления Годунова. Нам предстоит прочесть одну из сцен этого произведения, в которой мы познакомимся с двумя персонажами трагедии: Григорием Отрепьевым, будущим Димитрием Самозванцем, и старцем Пименом, монастырским летописцем.

3. Чтение фрагмента «Ночь. Келья в Чудовом монастыре»

Читает учитель.

4. Словарная работа

Задание: Найдите в словаре (Даля или Ожегова) или вспомните определение архаизмов днесь, присно смирять, отрок, инок, келья, сетовать, ратный, блаженство, клобук, чернец, послушанье.

5. Характеристика героев

Опираемся на вопросы и задания учебника (с. 119-120).

дополнительные вопросы:

1. Вопросы по образу Пимена.

Как характеризуют Пимена его собственные слова?

Как Пимен относится к своему труду летописца? (Пимен воспринимает свой труд как «... долг, завещанный от Бога» понимает необходимость памяти: «Да ведают потомки православных/ Земли родной минувшую судьбу...».)

Свойственны ли были Пимену в молодости грехи? -

Можем ли мы кратко восстановить биографию Пимена?

Какое событие изменило судьбу Пимена? (С тех пор как Пимен стал свидетелем «дела, кровавого греха» -убийства царевича Димитрия, он «мало вникал в дела мирские».)

Как Пимен относится к Григорию?

Как характеризует Пимена отношение к Григорию?

Как характеризует Пимена раздумья и размышления Григория?

Прав ли Григорий, сравнивая Пимена с дьяком, который «не - ведает ‘ни жалости, ни гнева»?

Каковы особенности речи летописца?

Вопросы по образу Отрепьева

Только ли царей винит в преступлениях Пимен? («Прогневали мы Бога, согрешили...»)

Чем для вас интересен облик и характер летописца?

2. Вопросы по образу Отрепьева. -

Можно ли назвать сон Григория вещим?

Как сои Григория раскрывает его честолюбивые замыслы? (Москва видится ему «с высоты», людей он воспринимает как обитателей «муравейника».)

Что послужило причиной решения Григория выдать себя за наследника престола Димитрия? (Кроме честолюбивых помыслов, слова Пимена о том, что царевич Димитрий - ровесник Григория.)

Какими чувствами проникнуто его отношение к прошлой блестящей жизни Пимена при дворе Ивана Грозного?

Какие слова Григория говорят о том, что он готов продолжать цепь преступлений?

(..Зачем и мне не тешиться в боях,

Не пировать за царскою трапезой?

«А мой покой бесовское мечтанье тревожило

И враг меня мутил...»

Как Григорий оправдывает свое желание стать самозванцем?

(Григорий мысленно обращается к царю Борису: «И не уйдешь ты от суда мирского, / Как не уйдешь от Божьего суда». В этих словах - желание восстановить справедливость, но способ, выбранный Григорием, уже изначально неправеден.)

Какие черты мы замечаем в Григории? Подтвердите текстом (Жажда власти, стремление к богатству неразборчивое честолюбие.)

Задание:

Подтвердите текстом те черты, которые Пушкин хотел подчеркнуть в летописце: (“простодушие”, «умилительная кротость», мудрость и усердие.

7. Итог урока

«Борис Годунов» - пьеса не тёлько о личной трагедии царя и народа, ввергнутого по его вине в пучину бед и испытаний.

Послушаем музыкальную иллюстрацию фрагмент оперы Мусоргского «Борис Годунов».

8. Домашнее задание

1. Подготовить выразительное чтение отрывка сцены в Чудовом монастыре.

2. Написать сочинение по любой иллюстрации к пьесе: «Характер Пимена в моем представлении и в представлении художника»

/ / / Словарь слов и словосочетаний, характерных для речи Пимена (по трагедии Пушкина «Борис Годунов»)

Летописец – важный персонаж в драме Александра Пушкина « ». Этот человек появляется лишь в одной сцене, но имеет большое значение. Его речь – кладезь историзмов и образных словосочетаний. Анализируя его речь, мы соприкасаемся с эпохой, которую описывает он в своей летописи. Представляем вам небольшой словарик слов и словосочетаний, характерных для речи центрального героя пьесы. Здесь вы найдете, как значения отдельных слов, так и значение отдельных выражений.

1. «Сказанье» - повествование в прозе, которое имеет легендарный или исторический сюжет. В данном случае подразумевается летопись, отображающая исторические события.

2. «Книжному искусству вразумил» - Подвел к пониманию, как правильно писать книгу.

4. «Пыль веков от хартий отряхнув» - буквально можно понять, как вытереть давнюю пыль с рукописи. Так как хартия – это важный документ, старинная рукопись или же материал, на котором она пишется. Пыль веков говорит о давности рукописи.

5. «Да ведают потомки» - чтобы узнали будущие поколения. Ведать – знать; потомки – люди будущих поколений.

6. «На старости я сызнова живу» - слово «сызнова» означает вновь, снова. Найти новый смысл жизни в старости.

7. «Минувшее проходит предо мною» - события прошлых лет возникают в виде образов перед ним.

8. «Море-окиян» – это народно-поэтическое выражение. Имеется в виду необозримый, необъятный водный простор.

9. «Младая кровь играет» - избыток жизненной энергии, характерный для молодых людей. В данном случае подразумевается, что молодой человек жаждет приключений.

10. «Безумные потехи юных лет!» - Безумные развлечения в молодости.

11. «Не сетуй» - Не жалуйся.

12. «Женская лукавая любовь» - Неискренняя любовь хитрой женщины.

13. «Ведаю блаженство» - Познать духовное счастье.

14. «Златый венец тяжел им становился: Они его меняли на клобук» - Златой венец – золотая корона, которую носили цари. В переносном значении подразумевается, что царская судьба может быть не простой, не все могут справиться с обязанностями царя. Меняли его на клобук – значит, что некоторые цари оставляли трон и уходили в монастырь. Так как клобук – это шапка монаха, шапка смирения.

15. «Ничтожность мирских сует» - повседневные заботы не имеют большой ценности. Для монаха такие заботы больше не имеют ценности, важны лишь духовные занятия.

16. «Владыка» - правитель, наделенный безграничной властью. В данном случае подразумевается русский царь.

17. «Нарекли» - назначили, дали полномочия.

18. «Описывай, не мудрствуя лукаво» - описывай без собственных комментариев. В произведении летописец так наставляет своего ученика. Он говорит, что летопись должна писаться беспристрастным языком, правдиво.

19. «Царские чертоги» - Роскошное здание, дворец, владения царей.

20. «Воздыхал о мирном житие Молчальника» - мечтал о спокойной жизни монаха.