Методические рекомендации к музыкально-дидактическому пособию «Музыкальный стул» музыкального руководителя МБДОУ «Детский сад №296» г. Уфа, Республика Башкортостан Лутфуллиной Чулпан Адгамовны Уфа-2012

Для детей дошкольного возраста большое значение имеет наглядность. Она предполагает не просто показ яркой, привлекательной картинки, а использование наглядного пособия с определённой дидактической целью. В этом издании мы представляем многофункциональное, наглядное, дидактическое пособие «музыкальный стул» . Педагогическая ценность такого рода музыкально-дидактических пособий заключается в том, что они открывают перед ребенком путь практического применения знаний, навыков, получаемых в учебно-воспитательном процессе.

Использование предложенного дидактического пособия можно классифицировать в зависимости от поставленных задач по следующим назначениям:

  1. Наглядный, яркий материал для знакомства и обучения игре на детских музыкальных инструментах в детском саду.
  2. Эстетичное, удобное, компактное хранение и использование достаточного и разнообразного количества музыкальных инструментов для полной группы детей детского сада.
  3. Атрибут в музыкально-дидактических играх.
  4. Сенсорно-моторное развитие у детей дошкольного возраста.
  5. Использование как «сюрпризный момент» .
  6. Использование в самостоятельной музыкальной деятельности.

Музыкально-дидактические игры с использованием пособия «Музыкальный стул»

Игра «Угадай, на чём играю» (3-7лет)

Цель. Развивать у детей тембровый слух.

На котором крепятся все музыкальные инструменты, знакомые ребёнку данного возраста (барабан, дудочка, ложки, треугольник, бубен, кубики деревянные, погремушки, колокольчики и др.)

Ход игры. Один ребёнок встаёт спиной к стулу. Другой рассматривает стул и выбирает любой понравившийся инструмент, издаёт звук и кладёт его на место. Первый ребёнок должен по звучанию определить и сказать название инструмента либо повернуться и показать на стуле прозвучавший инструмент.

Игра «Оркестр» (5-7лет)

Цель. Определять тембры музыкальных инструментов, соответствующие характеру звучания пьесы, исполненной на фортепиано либо, прослушиваемой в записи. Оркестровать музыку, подчёркивая ритмическое и тембровое своеобразие музыки.

Игровой материал. Музыкальный стул

Ход игры. Изучив музыкальное произведение на слушании, детям предлагается подобрать из расположенных на стуле музыкальных инструментов те, которые соответствуют характеру звучания частей пьесы.

После определения инструментов, все дети подходят и берут себе те инструменты в зависимости от того, кто какую часть будет оркестровать. Дети встают вокруг стула и оркеструют свою часть пьесы выбранными инструментами. По окончании дети крепят инструменты на свои места на стуле.

Игра «Какой инструмент лишний» (6-7лет)

Цель. Проверка знаний групп музыкальных инструментов. Знание и различение тембрового звучания инструментов.

Игровой материал. Музыкальный стул

Ход игры. На любой грани «музыкального стула» расположить несколько инструментов, среди которых один будет относиться к другой группе, чем остальные (например, бубен, треугольник, маракас, погремушки, дудочка) .

Ребёнок рассматривает предложенную педагогом грань стула. Необходимо указать лишний (в данном случае это дудочка, т.к. это духовой муз. инструмент, а остальные – ударные) .

Можно аналогично провести игру по выявлению лишнего инструмента на различение тембрового звучания (например, ложки, кубики, коробочка, трещотка и треугольник) . Лишний будет треугольник, т.к. он металлический ударный инструмент, и звучание его будет звонким в отличии от других деревянных ударных инструментов.

Игровая музыкальная эстафета на быстроту и внимание (6-7лет) .

Цель. Воспитывать у детей организованность, ловкость, внимание, быстроту. Согласовывать навыки игры на детских музыкальных инструментах с движением.

Игровой материал. Музыкальные инструменты по количеству детей в каждой команде располагаются на противоположных гранях стула (для каждой команды своя грань – либо правая, либо левая от сиденья)

Ход игры. Под музыкальное сопровождение каждый ребёнок из команды подбегает к своей грани, берёт один инструмент и бежит, играя на нём, встаёт в конец команды и т.д. пока не будут сняты все инструменты с грани стула. Побеждает команда, которая быстрее и без ошибок справится с заданием.

Следующую эстафету можно провести в обратном порядке. Нужно будет развесить на места инструменты (каждая команда на свою грань) . Можно поставить условие, что на этот раз дети не должны извлекать звуки с инструментов при проведении эстафеты.

Литература:

  1. М.Ю. Картушина - «Методические рекомендации» к комплекту наглядных пособий». Москва. Издательство «Скрипторий» 2003, 2010г. г.
  2. Н,Г. Кононова – «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах» М.Просвещение 1990г.

Игра на детских музыкальных инструментах в ДОУ

1. Игра на инструментах - один из самых притягательных для детей видов музыкальной деятельности. Сама музыка ассоциируется у детей с инструментами. Звуки, извлекаемые из музыкальных инструментов, привлекают внимание детей, возбуждают интерес, взывают к их воображению. Дети особенно восприимчивы к качеству звучания, его окраске, тембру. Звуки окружающего мира для детей не просто шумы, но краски, образы этого мира, выражение «души», сути вещей, возможность контакта с ними. Потому так интересны детям звучащие предметы и игрушки. И потому взрослые испокон веков изобретали, мастерили для детей разнообразные свистелки, пищалки, трещотки, гуделки, погремушки и т.п.

Дошкольные учреждения располагают, как правило, большим количеством детских музыкальных инструментов. Это и различные игрушки со звуковыми и шумовыми эффектами, и инструменты-игрушки, сделанные по типу «взрослых» инструментов симфонического или народного оркестра. Прочно вошли в музыкальный быт ДОУ детские инструменты с фиксированным звукорядом - ксилофоны и металлофоны.

2. Отечетственная методика обучения игре на инструментах. Еще в 20-е гг. музыкальный деятель и педагог Н.А. Метлов проводил работу по совершенствованию конструкции детских музыкальных инструментов, имеющих звукоряд. В публикациях Н.А. Метлова были даны подробные методические рекомендации по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах, отобран репертуар для детского оркестра. Эту работу продолжили в дальнейшем педагоги Т.С. Бабаджан, Н.А. Ветлугина, Г.С. Ригина и др. В методических пособиях этих авторов описываются различные приемы освоения детьми нотной грамоты и средств музыкальной выразительности в процессе игры на инструментах, упражнения на развитие ладового и ритмического чувства, на развитие навыков подбора несложных мелодий по слуху, ансамблевой игры. В целом методики отечественных авторов направлены на развитие у детей умений выразительного исполнения на инструментах пьес детского репертуара. Творческие задания связаны с импровизациями звукоподражательного характера и сочинениями различных по жанру и настроению мелодий. Непременным условием творческих проявлений детей является накопление и обогащение музыкальных впечатлений, владение навыками игры на инструментах, осознанное отношение к средствам музыкальной выразительности.

Начинается обучение с ударных и шумовых инструментов, не имеющих звукоряда. С помощью этих инструментов подчеркивается ритм звучащей музыки. Сначала педагог помогает детям попадать в такт музыке, потом действия детей становятся все более самостоятельными. Темброво-шумовые эффекты выступают одним из ярких средств выразительности в творческих играх детей со звуками и шумами окружающего мира и заняли прочное место в современных музыкальных методиках. На музыкальных занятиях дети сами придумывают и создают шумовые «инструменты», превращая в них окружающие предметы. Оригинальные игры с шумами и немузыкальными звуками разработаны современными отечественными педагогами Т. Тютюниковой, Т. Боровик, В. Жилиным, И. Манаковой, Н. Салминой.

3. Зарубежные методики. Многие дошкольные учреждения сегодня обладают так называемым «орфовским набором» детских музыкальных инструментов. Его основу составляют ксилофоны, металлофоны, разновидности металлофонов – глокеншпили (колокольчики), блокфлейты и разнообразные шумовые инструменты. Ударные инструменты в орфовском наборе – барабаны, бубны, треугольники, маракасы – могут быть дополнены любыми другими ударными инструментами, а также и предметами, привлекшими детей в связи со звуковыми и шумовыми эффектами. Эти инструменты, созданные для игр со звуками, значительно расширяют и обогащают красочную звуковую палитру.

Карл Орф создавал инструменты для детей, консультируясь с Куртом Саксом, знатоком музыки разных народов. Их творческие усилия были устремлены к созданию инструментов, обладающих мягким, гармоничным, красивым звучанием и при этом простых, доступных для освоения детьми. Пластины для ксилофонов в орфовском наборе сделаны из палисандрового дерева, а для металлофонов – из особых сплавов металлов, что придает звучанию инструментов особую красоту и очарование. Крепятся пластины на специальном штифте и располагаются над резонаторным ящиком, чем обеспечивается высокое качество звучания, способность инструмента держать чистый строй. Пластины на инструментах съемные, и это создает особые удобства для ребенка в процессе игры, поскольку «лишние», незадействованные в данной композиции пластины-клавиши можно просто убрать из поля зрения.

В педагогической концепции К. Орфа игра на детских инструментах предстает как система темброво-ритмического воспитания. Орф-инструменты предназначены не столько для исполнительской деятельности, сколько для игр детей с музыкальными тембрами, для звукотворчества, разнообразных «игр со звуком». С этим их предназначением связаны завораживающая красота и чистота звучания, техническая легкость извлечения звука и игры на них. Не случайно и то, что «Орф-оркестр» включает в себя и самодельные инструменты, и «звучащие жесты», и вообще любые предметы из окружающего пространства, способные издавать звуки и тем самым принимать участие в игре.

В системе К. Орфа обнажена и акцентирована первичная связь музыкальных инструментов с голосом и телом человека. Игра на инструментах сочетается с игрой со «звучащими жестами», т.е. с игрой звуками своего тела: хлопками, шлепками, щелчками, притопами, разнообразными движениями, а также вокально-речевым интонированием, эмоционально-выразительными возгласами. Звучащие жесты помогают детям погрузиться в красочную стихию тембра, соединить его восприятие с интонационными и пластическими образами-ощущениями, телесно пережить и прочувствовать его выразительность.

К. Орфом разработаны особые приемы для организации с детьми звуковых импровизаций и игр с музыкальными тембрами. К таким музыкальным играм можно отнести темброво-шумовой аккомпанемент. Аккомпанирование организуется по принципу ритмического подстраивания детей к пению или инструментальному звучанию, а также друг к другу. Такому подстраиванию не нужно учить особо, оно основано на природном чувстве ритма. В процессе игры природное чувство ритма у детей «развязывается», по выражению К. Орфа, обостряется и совершенствуется. Для подобного аккомпанемента используются не только инструменты, но и любые предметы, способные издавать звуки (самодельные инструменты-игрушки из дерева, металла, стекла, бумаги). В результате игра на детских музыкальных инструментах обретает именно значение музыкальной ИГРЫ, в процессе которой у детей развивается и чувство ритма, и тембровый слух, и чувство музыкальной формы, и в целом эмоциональная отзывчивость на музыку.



Приемы организации импровизационных тембро-шумовых композиций, основанных на ритмической подстройке, разнообразны:

1. Игра «в дирижера». «Дирижер» - ведущий показывает различные движения, которые дети должны в точности копировать вслед за ним. Движения могут быть самыми разнообразными, включающими смешные, игровые варианты. «Дирижер» может напевать песенку и делать движения, соответствующие тексту («Вы знаете, что у кролика есть большие длинные лапы… и т.д.). С помощью этого игрового прима дети учатся правильно держать палочки (свободно, не зажимая кисти рук) и извлекать звуки из инструментов различными способами: глиссандо, удары руками вместе и по очереди, громко и тихо, в верхнем и низком регистрах и т.д. Все движения «дирижер» делает без инструмента, лишь имитируя игру на нем. Дети же озвучивают эту имитацию каждый на своем инструменте. Таким образом, происходит знакомство не с отдельными нотами, мелодиями, но в целом со звучанием инструмента, его красочными, тембровыми возможностями;

2. Игровой диалог : одновременная импровизация двух детей на инструментах. Смысл игры заключается в умении двух партнеров подстроиться друг к другу ритмически, найти общий темп, характер ритмического движения. Высота звука, мелодическое соответствие, выстраивание какой-либо музыкальной формы в этой игре не имеют значения. Остановить «разговор» можно в любой момент, когда это захочется партнерам-«собеседникам» (на начальном этапе необходим пример педагога в таком диалоге с каждым ребенком, помогающий «запустить» естественный природный механизм эмоционально-ритмической подстройки);

3. Темброво-шумовой аккомпанемент . Педагог предлагает детям аккомпанировать его пению или игре. Педагог может петь или играть несложную мелодию на любом инструменте, которым он владеет: скрипке, фортепиано, блок-флейте и т.д. Важно, чтобы тембр его инструмента отличался от тембра инструментов, на которых играют дети. Можно включить аудиозапись со спокойной, негромко звучащей мелодией. Условия аккомпанемента: необходимо подстроиться под ритм мелодии; играть тише или громче вслед за ней; вступать в аккомпанемент, когда захочется, без сигнала педагога; играть то, что хочешь и чувствуешь сам.

4. Импровизация по «условной партитуре». Партитура – нотная запись многоголосного музыкального произведения для оркестра или хора, в которой сведены партии всех отдельных голосов. Условные партитуры предназначаются для детей, не владеющих нотной грамотой. Графическое изображение музыки в них носит условный, игровой характер. Вариантов таких условных партитур может быть очень много.

«Круги на полу». Педагог распределяет инструменты по группам с контрастным, отличающимся друг от друга звучанием, например: ксилофоны – колокольчики – металлофоны – маракасы – бубны и барабаны. Мелом на полу педагог рисует круги и договаривается с детьми, какой группе инструментов будет соответствовать каждый круг. Задача детей – распределить между собой эти инструменты и ждать своей очереди вступления в игру, т.е. внимательно следить, на какой круг встанет ногами или прикоснется руками воспитатель-«дирижер». Задача педагога – внимательно слушать получающуюся «музыку», не спешить переходить с одного круга на другой, но дать возможность детям интуитивно найти общий ритм игры, подстроиться друг к другу.

«Картина-партитура». Педагог загадывает детям загадку. После того как дети ее отгадали, показывает нарисованную отгадку. Желательно, чтобы предмет на картинке был изображен ярким цветом, заключал в себе образ, характер. Далее детям предлагается подобрать позы, подвигаться в характере изображенного предмета, найти звуки, которые ему соответствуют. В результате дети должны самостоятельно подобрать инструменты, с помощью которых можно было бы «раскрасить звуками» картинку.

Итог всей игры: педагог показывает картинку и поет мелодию загадки, а дети «аккомпанируют» его пению на выбранных инструментах. Условия «аккомпанемента» несложные: каждый вступает, когда захочет, и извлекает из своего инструмента звуки в произвольном порядке, но только негромко – так, чтобы была слышна мелодия. Выстраивание звукового фона основано на природном чувстве ритма, инстинктивном механизме ритмической подстройки. Требование играть тихо, прислушиваясь к пению педагога, поможет детям «включить» этот природный механизм координации своего ритма с ритмами других. Если песенка короткая, педагог может повторить ее несколько раз подряд, разнообразя исполнение жестами, движениями, сменой динамики, исключением из мелодии слов, заменой их на нейтральные слоги и т.д.

Партитурой может послужить «живая картина» с каким-либо игровым сюжетом. Сюжетов для создания и озвучивания игровых сценок великое множество. Ими могут быть знакомые детям или придуманные ими самими сказки, игровые «путешествия» в зоопарк, в лес, в цирк, в космос, в сказочную страну и т.п. В этих играх инструменты превращаются в персонажей сказок и историй, воплощают их звуковые образы. Это прекрасные творческие задания, развивающие воображение, эмоциональную сферу детей, а главное – способность чувствовать партнеров по игре, умение подстраиваться к общему ритму, вживаться в эмоциональное состояние звучащих образов.

Дети ведут себя свободно и непосредственно в играх со звуками-красками. Ведь главное здесь – ощущение тембра, его образных звукокрасочных возможностей. Инструмент в этих играх призван восприниматься детьми как один недифференцированный предмет, звуковая масса, красочное пятно, которым дети озвучивают-«окрашивают» понятное им по характеру и эмоции изображение на картинке.

Работа над созданием и озвучиванием картин-партитур может превратиться в увлекательное творческое занятие не только для детей, но и для самого педагога.

1. Значение игры на музыкальных инструментах В процессе обучения игре на МИ: перед детьми открывается новый мир звуковых красок, проявляется интерес к инструментальной музыке; перед детьми открывается новый мир звуковых красок, проявляется интерес к инструментальной музыке; идет усвоение нотной грамоты, обогащается активный словарь детей; идет усвоение нотной грамоты, обогащается активный словарь детей; осуществляется овладение детьми навыками различной степени сложности – начиная от непроизвольных помахиваний, постукиваний погремушками до игры мелодий знакомых песен с запоминанием расположения звуков на клавишах, струнах; осуществляется овладение детьми навыками различной степени сложности – начиная от непроизвольных помахиваний, постукиваний погремушками до игры мелодий знакомых песен с запоминанием расположения звуков на клавишах, струнах; развиваются психические процессы, музыкальные способности, волевые качества личности; развиваются психические процессы, музыкальные способности, волевые качества личности; Игра на МИ может применяться на занятиях с педагогом и в самостоятельной деятельности, возникающей по инициативе детей. Таким образом, игра на МИ оказывает влияние на всестороннее развитие личности, имеет большое воспитательное и образовательное значение.


2. Классификация ДМИ, требования к отбору. Музыкальная педагогика давно занимается вопросами детского музицирования. Особенно велика в этой области заслуга Карла Орфа – австрийского композитора и педагога, принявшего участие в конструировании специального инструментария для детей («инструменты Орфа»). Современные ДОУ опираются на вековой опыт применения озвученных игрушек, распространенных в народе, в воспитании детей. Самые древние из них появились еще в I-II вв. Они представляют собой погремушки и трещотки из дерева и просверленных костей. Позднее появились игрушки из металла. При раскопках в древнерусских городах найдены глиняные свистульки в виде козы, петуха, собаки, утки и т.д. С течением времени установилось два типа музыкальных игрушек – инструментов – неозвученные и озвученные.


«Музыкальные игрушки» и «детские музыкальные инструменты» Неозвученные Озвученные Неозвученные Озвученные -изображающие инструменты, - уменьшенные, упрощенные копии предназначенные для того, настоящих инструментов, схожие чтобы создавать игровую с ними по внешнему виду и способу ситуацию, в которой дети, звукоизвлечению. Подразделяются фантазируя и напевая, на 4 вида, в зависимости представляют себя от характера их звучания. играющими на МИ. 1. ИИ со звуком нефиксированной высоты 1. ИИ со звуком нефиксированной высоты (погремушки, бубны, барабаны, кастаньеты); (погремушки, бубны, барабаны, кастаньеты); 2. ИИ, построенные на одном звуке - свирели, 2. ИИ, построенные на одном звуке - свирели, дудки, рожки; дудки, рожки; 3. ИИ с заданной мелодией (игрушки-автоматы) 3. ИИ с заданной мелодией (игрушки-автоматы) – музыкальные шкатулки, ящички; – музыкальные шкатулки, ящички; 4. ИИ с диатоническим и хроматическим 4. ИИ с диатоническим и хроматическим звукорядом – металлофон, пианино, флейта, звукорядом – металлофон, пианино, флейта, саксофон, баян, гармоника, балалайка). саксофон, баян, гармоника, балалайка).


Классификация музыкальных игрушек и инструментов Н.А. Ветлугиной 1. Группа струнных цимбалы арфа балалайка гусли домра На струнных музыкальных инструментах звук извлекается в процессе касания струн пальцами или медиатором (тонкой пластиной из пластмассы).








5. Группа ударных, имеющих звукоряд ксилофон металлофон Звук на ударных инструментах извлекается ударами палочками или рукой по звучащему телу инструмента. развивает основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.




Каждый вышеназванный инструмент отличается своеобразным тембром, источником звукообразования и способом звукоизвлечения. Например, у металлофона – тембр светлый, звенящий, серебристый; звук образуется в результате колебаний металлических пластинок, а извлекается ударом молоточка. Для применения в работе ДОУ музыкальные игрушки и инструменты должны отвечать следующим требованиям: быть хорошо настроенными; быть хорошо настроенными; иметь определенный чистый тембр; иметь определенный чистый тембр; быть удобными для детей с точки зрения размера и веса; быть удобными для детей с точки зрения размера и веса; обладать простой конструкцией; обладать простой конструкцией; быть прочными, пригодными для частого использования в быту. быть прочными, пригодными для частого использования в быту.


3. Организация детского оркестра. Детский оркестр – один из видов коллективного музицирования (О.П. Радынова). В 20-е XX в. первым поднял вопрос об обучении детей игре на простейших музыкальных инструментах известный музыкальный деятель и педагог Николай Афанасьевич Метлов. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра. В 30-х гг. возник первый детский оркестр (шумовой). Он состоял из простейших ударных инструментов: звонков, погремушек, кастаньет, бубна, барабана и других инструментов. Этот оркестр позволил детям осуществить одно из самых заветных желаний – «играть музыку». Вскоре появились смешанные детские оркестры, состоящие из инструментов, на которых можно исполнять мелодию. Первым был деревянный ксилофон, а затем: металлофон, цитры, детские пианино и роль, аккордеон, триола, кларнет, губная гармоника, ложки, треугольник и духовые гармошка. Постепенно в обиход ДОУ вошли новые образцы детских музыкальных игрушек и инструментов. Н.А. Метлов провел большую работу по созданию и совершенствованию конструкции ДМИ.


В своих публикациях Н.А. Метлов дает подробные методические рекомендации по использованию, настройке инструментов, последовательности обучения детей игре на МИ, описание приемов игры на каждом из них, приводит примеры готовых инструментовок для детского оркестра. Совместно с Николаем Афанасьевичем Метловым в гг. работали известные педагоги Т.С. Бабаджан, Ю.А. Двоскина, Мария Александровна Румер и др. Впоследствии разработкой этих вопросов методики занималась Н.А. Ветлугина и ее ученики (К. Лянкявичус, В.В. Ищук). Радынова Ольга Петровна, Катинене Альбина Ионовна, Палавандишвили Маринэ Левановна выделяют виды детского оркестра: шумовой ансамбль смешанный оркестр -ударные состоящий включающий инструменты, из одинаковых разные группы не имеющие или однотипных инструментов Звукоряд инструментов


Шумовой оркестр – наиболее простой и доступный. Его можно организовать с детьми младшего возраста, если они умеют ритмично воспроизводить хлопками сильные доли тактов. Применяются погремушка, коробочка и другие. Важно подбирать тембры, которые выразительно подчеркивали бы характер музыки. Звучание оркестра будет более разнообразным, интересным, если инструменты играют не только вместе, но и поочередно, сочетаясь друг с другом. Перед исполнением произведения необходимо вместе с детьми обсудить, какие инструменты понадобятся для игры.


Одна из разновидностей шумового оркестра – Ансамбль ложкарей (средняя и старшая группы). В него иногда включают несколько других инструментов: Для организации ансамбля духовых инструментов необходимо, чтобы у каждого ребенка был свой инструмент. Если дети музыкально продвинуты ансамбль можно организовать к концу года старшей группы. Для игры в ансамбле привлекается не более 10 детей. Во избежании монотонности звучания не следует всем участникам ансамбля начинать игру одновременно. Предпочтительнее, если с каждым новым куплетом увеличивается и количество вступающих в игру инструментов. Играть следует сначала в медленном темпе, а затем - в соответствии с характером и средствами выразительности произведения.


Формы работы музыкального руководителя по обучению детей игре на МИ различны: индивидуальное обучение, занятия с ансамблем, с оркестром. Начинается обучение в средней группе со второй половины года, с металлофона. Индивидуальное обучение проводить значительно легче. Оно назначается утром, до завтрака или во второй половине дня, длится 5-7 минут. Прежде чем создать смешанный оркестр, как правило, организуют ансамбли инструментов, имеющих звукоряд (металлофон).Занятия с ансамблем, оркестром проводятся в подготовительной группе, с различными музыкальными инструментами, по желанию ребенка; во второй половине дня раз в неделю, продолжительностью в минут. Занятия по обучению индивидуальной игре и в ансамбле состоят из двух частей: 1 –я часть – разучивание мелодии произведения под руководством взрослого; 2 –я часть – работа на старом, знакомом материале на д темпом, динамикой, выразительностью исполнения. Прежде чем начать обучение на ДМИ, необходимо познакомить детей с ними – рассмотреть их, назвать, послушать, как звучат на них знакомые мелодии.


Смешанный оркестр Ансамблевая игра требует слаженности исполнения. Это касается ритмичности и общей музыкальной выразительности. Педагог побуждает детей прислушаться к своей игре и игре партнеров, слушать фортепианную партию, не стремиться заглушать друг друга, стараться передавать настроения, выраженные в музыке.


Основным требованием к игре в оркестре является настрой всех инструментов в едином тоне. Первоначально исполняемое произведение следует сыграть отдельно с каждым ребенком, а затем по партиям. Наиболее целесообразен следующий состав оркестра: Дет.пианино - 2 Аккордеон -2 Гармошка -1 Металлофон-6 Триола -2 Дудочка -2 Треугольник - 1 Тарелки - 1 Барабан - 1 Бубен - 1






При выборе репертуара следует: - выбирать мелодии несложные и хорошо знакомые детям; - учитывать строение мелодии (звуки должны располагаться близко друг от друга). Например, «Во саду ли в огороде». - учитывать строение мелодии (звуки должны располагаться близко друг от друга). Например, «Во саду ли в огороде». Направления по обучению детей игре в оркестре: 1. Разучивание музыкального произведения и игра на инструментах под руководством педагога. 2. Самостоятельный подбор знакомых музыкальных произведений по слуху. 3. Сочинение детьми музыки для исполнения на музыкальных инструментах (простейших песен на заданный текст, маршей, колыбельных, плясовых).


4. Методика обучения детей на музыкальных инструментах. Задачи обучения игре на музыкальных инструментах: 1. Играть несложные мелодии индивидуально и в ансамбле. 2. Знать названия инструментов, узнавать их тембр. 3. Овладевать приемами игры на металлофоне, а по желанию и на других инструментах; правильно расходовать дыхание, играя на триолах, кларнетах, дудочках; находить удобную аппликатуру, играя на аккордеоне, баяне. Пианино; приглушат звучание тарелок, треугольников; правильно держать руки при игре на бубне, барабане, встряхивать кастаньеты, маракасы. 4. Играть в ансамбле, соблюдая общую динамику, темп, своевременно вступать и заканчивать. 5. Подбирать по слуху хорошо знакомые песенки, прибаутки, считалки. 6. Импровизировать несложные попевки.


Этапы обучения игре на МИ: 1 – слушание, запоминание мелодии, пропевание. 1 – слушание, запоминание мелодии, пропевание. 2 - подбор мелодии (попевки). 2 - подбор мелодии (попевки). 3 – исполнение попевки. 3 – исполнение попевки. Обучение игре на МИ начинается с группы ударных инструментов, не имеющих звукоряда. Занятия проводятся с небольшими группами детей и индивидуально. Целесообразно использовать музыкальные инструменты в повседневной жизни, чтобы закрепить появляющееся у детей ощущение ритма музыки. Во 2 мл.гр. дети уже могут играть на бубне, деревянных ложках, кубиках, погремушке, музыкальных молоточках, барабане, колокольчиках; знакомятся с металлофоном. В ср.гр. впервые начинают обучать детей игре на МИ, имеющих звукоряд. Наиболее удобен для этого – металлофон. Обучение может осуществляться по нотам, по цветовым или цифровым обозначениям, по слуху. В цветовой системе за каждым звуком и соответствующей ей клавишей (или пластиной металлофона) закрепляется определенное цветовое обозначение. Имея запись мелодии в цветовом обозначении, ребенок нажимает ту клавишу или ударяет молоточком по той пластине, которая соответствует цвету, обозначающему ту или иную ноту.


Подобный подход к игре на музыкальных инструментах сохраняется и в цифровой системе, в которой каждый звук и соответствующая ему клавиша (или пластина) музыкального инструмента обозначается цифрами. Например, нота «до» - цифрой 1, нота «ре» - цифрой 2 и т.д. Цифровая система, обоснованная и введенная в практику начального музыкального образования французским педагогом Э.И. Шеве (1804 – 1864), широко применялась в дошкольном образовании во второй половине XIX - начале XX века в России. В своей педагогической деятельности ее применяли Владимир Федорович Одоевский, Сергей Иринеевич Миропольский, Лев Николаевич Толстой, Болеслав Леопольдович Яворский, а позже Николай Афанасьевич Метлов. Болеслав Л. Я. ()


Обе системы (и цветовая и цифровая) удобны в первоначальном музыкальном образовании детей, так как позволяют легко и в короткие сроки получить нужный результат при обучении детей игре на МИ. Недостаток этих систем связан с преобладанием механического воспроизведения мелодий на инструменте без опоры на музыкально-слуховые представления ребенка. Данный недостаток преодолевается при обучении детей игре на музыкальных инструментах по слуху. С самого начала занятий у ребенка формируется навык элементарной слуховой ориентации в мелодии в процессе выявления ее высотной направленности. С первых занятий педагог учит ребенка вслушиваться в мелодическую линию и воспроизводить ее на инструменте выразительно и интонационно осмысленно. Ритм мелодии ребенок усваивает слухом, без применения счета. Ребенок напевает мелодию (со словами, либо на слоги «ли»,»ля», или же с закрытым ртом – на согласный «м»), старается запомнить и отыскать на инструменте отдельные звуки. В старших группах дети обучаются игре на мелодических инструментах – струнных, духовых, клавишно-язычковых.


Чрезвычайно поучительны и показательны музыкальные занятия с крестьянскими детьми Л.Н.Толстого в Яснополянской школе. Сегодня это может показаться непостижимым на уроках музыки даже в московских школах. Он пишет: "В первый урок я разделил всех на три голоса и мы спели следующие аккорды: Нам удалось это очень скоро. И каждый пел, что он хотел, пробовал дискант и переходил в тенора, а из тенора – в альт – так что лучшие (ученики) узнали весь аккорд – до – ми – соль, некоторые из них все три. Мы пели эти аккорды и в школе, и на дворе, и в саду, и по дороге домой до поздней ночи, и не могли оторваться и нарадоваться на свой успех" (подчеркнуто мною – Л.В.). Дальше Толстой дает советы, как легко освоить пение по нотам, и утверждает, что это нужно и доступно обычным крестьянским детям. Особое внимание Лев Николаевич уделяет пению по нотам на основе относительной сольмизации*. Сольмизация (сольфеджио) – метод пения мелодии по нотам со слоговыми названиями ступеней (до, ре, ми, фа и т.д.) и чтения мелодии при игре на инструменте по буквам латинского алфавита (C D E F G A B C). *


Обучение дошкольников игре по нотам должно опираться на постепенное овладение связями между отдельными звеньями комплекса «вижу – слышу – играю». Сначала отрабатывается связь «слышу – вижу», т.е. знакомые на слух мелодии показываются ребенку в нотной записи. Затем эта же связь осваивается в обратном порядке: «вижу – слышу», т.е. зрительное восприятие нотной записи знакомой мелодии мгновенно переходит в ее слышание. Установление двух первых связей постепенно подготавливает к восприятию и воспроизведению всего необходимого комплекса «вижу – слышу – играю». Таким образом, цель педагога при обучении ребенка игре на музыкальных инструментах состоит не в том, чтобы ребенок освоил как можно больше музыкального материала, а в том, чтобы с наибольшей интенсивностью заинтересовать ребенка музыкой.


Многому она научила меня. Впервые я, кажется, понял тогда очень важную истину: ребята способны воспринимать, запоминать и даже воспроизводить достаточно сложную музыку при условии, если музыка эта ярка, образна и естественна в своем развитии. Если же нет в ней яркости, образности и естественности, даже самую простую музыку ребята никогда не воспримут и не запомнят, потому что не затронет она ни их сердец, ни их сознания. Дмитрий Борисович Кабалевский Дмитрий Борисович Кабалевский

1. Роль игры на детских музыкальных инструментах в музыкальном и общем развитии детей.

2. Методы обучения детей игре на детских музыкальных инструментах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра на детских музыкальных инструментах

В современных концепциях дошкольного музыкального воспитания можно выявить общую тенденцию - стремление к раскрытию творческого потенциала ребёнка. Задача эта не нова. В 20-е гг. XX в. её выдвинул музыкант, композитор и педагог академик Б.Асафьев. В своих статьях о музыкальном просвещении и образовании он писал, что необходимо пройти путь «от пассивного слушания к осознанному восприятию и активному участию в работе над музыкальным материалом». Этот принцип должен стать методологически определяющим в приобщении детей к основам инструментального музицирования.

1. Роль игры на детских музыкальных инструментах в музыкальном и общем развитии детей.

Значение инструментального музицирования для музыкального и общего развития детей трудно переоценить. В процессе игры на инструментах развиваются музыкальные способности и, прежде всего все виды музыкального слуха: звуковысотный, метроритмический, ладогармонический, тембровый, динамический и архетонический, или чувство музыкальной формы. Кроме этого, инструментальное музицирование является важным источником постижения системы средств музыкальной выразительности, познания музыкальных явлений и закономерностей. Оно способствует развитию тонкости и эмоциональности чувств. Дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания разных инструментов, совершенствуются в выразительности исполнения. У них активизируется музыкальная память и творческое воображение. Игра на ударных музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Мелодические музыкальные инструменты развивают все три основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Чтобы сыграть мелодию по слуху, нужно иметь музыкально-слуховые представления о расположении звуков по высоте (движется ли мелодия вверх, вниз, стоит ли на месте) и ритмические представления (о соотношениях длительностей звуков мелодии). При подборе мелодии необходимо также ощущать тяготение к устойчивым звукам (ладовое чувство), различать и воспроизводить эмоциональную окраску музыки. Помимо музыкальных способностей развиваются волевые качества, сосредоточенность, внимание.

Занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключения детям независимо от того, насколько быстро ребёнок продвигается в своём музыкальном развитии. Прежде всего, они приносят удовлетворение в эмоциональном плане. Бесспорна и воспитательная функция оркестра, поскольку коллективное музицирование является также и одной из форм общения. У детей появляются ответственность за правильное исполнение своей партии, собранность, сосредоточенность. Оркестр объединяет детей, воспитывает волю, упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах.

Музицирование весьма эффективно влияет на развитие ребёнка и в других видах музыкальной деятельности, в частности в пении. Вот почему музицирование входит во все программы по дошкольному воспитанию.

2. Методы обучения детей игре на детских музыкальных инструментах.

Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах уже в 20-е годы XX века стал известный музыкальный деятель и педагог Н.А.Метлов. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра (сначала шумового, потом смешанного). Н.А.Метлов провёл большую работу по созданию и совершенствованию конструкции детских музыкальных инструментов, имеющих звукоряд, - металлофона и ксилофона. Был отобран репертуар, включающий народные попевки и другие произведения, удобные для исполнения на детских музыкальных инструментах, разработаны некоторые правила их инструментовки. В своих публикациях он даёт подробные методические рекомендации по использованию, настройке инструментов, последовательности обучения детей игре на музыкальных инструментах, описание приёмов игры на каждом из них, приводит примеры готовых инструментовок для детского оркестра. Совместно с Н.А.Метловым в 20-40-е годы ХХв. работали известные педагоги Т.С.Бабаджан, Ю.А.Двоскина, М.А.Румер и др. Впоследствии разработкой вопросов методики занималась Н.А.Ветлугина и её ученики (К.Линкявичус, В.В.Ивдук и др.).

Организация занятий по обучению детей игре на музыкальных инструментах.

Среди основных педагогических целей при обучении детей игре на детских музыкальных инструментах следует выделить такие, как:

  1. формирование у детей потребности в инструментальном
    музицировании;
  2. создание условий для формирования у детей чувства эмоционального удовлетворения от инструментального музицирования;
  3. развитие у детей навыков самостоятельного инструментального
    музицирования;
  4. создание условий для раскрытия индивидуальности каждого ребёнка в процессе инструментального музицирования;

5) помощь детям в осознании своих усилий в инструментальном музицировании как первом шаге к постижению огромного разнообразия более сложной музыки.

Основу методики элементарного музицирования с детьми младшего дошкольного возраста составляет формирование метроритмического чувства (чувство темпа, метра, ритма). Основное внимание педагога при этом (особенно на начальном этапе обучения) должно быть направлено на развитие способности ребёнка ощущать равномерную метрическую пульсацию музыки. Работа над темпоритмом в процессе инструментального музицирования осуществляется в определённой последовательности:

1) сначала педагог помогает детям попадать в такт музыке (греметь погремушкой, стучать по бубну, встряхивать колокольчик, отмечая сильную долю такта в соответствии с темпом музыки);

  1. следующий этап связан с освоением навыков выделения с помощью ударных инструментов сильных и слабых долей (навыки тактирования);
  2. более сложный этап - освоение ритмических рисунков и наложение их на ритмическую сетку без счёта, на долю, такта.

В работе над развитием метроритмического чувства можно использовать ритмические прибаутки, пьесы, построенные на одном звуке, различные считалочки и несложные песенки, ритмизацию собственных имён. На какой-то период времени за сильными и слабыми долями такта может закрепляться определённый музыкальный инструмент (сильная доля, например, исполняется на барабане, а слабые - на колокольчиках и погремушках). Первые музыкальные впечатления педагог стремится дать ребятам в занимательной игровой форме.

Полезно приобщать детей к восприятию и выразительному исполнению ритмических и речитативных интонаций голоса, к ощущению его интонационных повышений и понижений. Можно упражняться в передаче с помощью музыкальных инструментов метроритмического пульса речи, а затем - звучащей музыки. Ритмизация поэтических текстов облегчает запоминание ритмического рисунка и дальнейшее его воспроизведение с помощью ударных инструментов.

Усложнение заданий в процессе работы над освоением ритмического рисунка простейших попевок может, осуществляется в следующей последовательности:

  1. восприятие детьми попевки в исполнении педагога;
  2. выразительное произнесение текста попевки ребёнком;
  3. ритмизация текста с акцентами на сильные доли;
  4. пропевание попевки с одновременным прохлопыванием её ритма;
  5. выбор музыкального инструмента ребёнком и воспроизведение попевки на инструменте;
  6. ансамблевое музицирование с педагогом (педагог исполняет всю фактуру музыкального произведения, ребёнок с помощью ударных инструментов выделяет сильные и слабые доли или весь ритмический рисунок попевки и т.д.).

В качестве репертуара для первоначальных упражнений на освоение ритмических рисунков могут использоваться русские народные попевки («Солнышко», «Дождик», «Ладушки» и др.). Первоначальный этап развития чувства метроритма в игре на музыкальных инструментах основывается на репертуаре с простым ритмическим рисунком, включающим четверти и восьмые.

По мере обогащения музыкального опыта ребёнка (в среднем и старшем дошкольном возрасте) можно включать в упражнения и более сложные ритмические рисунки (группы шестнадцатых, простейший пунктирный ритм). В данном случае примером репертуара могут быть русские народные песни «Катенька весёлая», «Как по лугу» и др. Следует подбирать произведения с чётко выраженными музыкальными фразами.

В процессе обучения игре на ударных музыкальных инструментах важно привлекать внимание детей к особенностям тембра каждого инструмента, использовать дидактические игры на различение детьми особенностей звучания ударных музыкальных инструментов (по высоте, длительности и т.д.).

В среднем дошкольном возрасте можно начинать обучать детей игре на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд. С этой целью из них используется наиболее простой и удобный для освоения исполнительских навыков - металлофон. Он достаточно прост в обращении, не требует постоянной настройки. Приёмы игры (стаккато, глиссандо).

Обучение детей игре на музыкальных инструментах может осуществляться различными способами. Наиболее распространённые из них - обучение по цифровой и цветовой системам, игра по слуху и игра по нотам.

В цветовой системе за каждым звуком и соответствующей ему клавишей (или пластиной металлофона) закрепляется определённое цветовое обозначение. Имея запись мелодии в цветовом обозначении, ребёнок нажимает ту клавишу или ударяет молоточком по той пластине, которая соответствует цвету, обозначающему ту или иную ноту (например, нота ля обозначается красным цветом, соль- зелёным). Ребёнок имеет запись мелодии в цветовом обозначении: используются цветные кружочки или цветное изображение нот, с ритмическим обозначением или без него (в этом случае ритмический рисунок запоминается на слух). Играть по такой системе легко, но в этом случае слух не участвует в воспроизведении мелодии, ребёнок играет механически.

Подобный подход к игре сохраняется и в цифровой системе , в которой каждый звук и соответствующая ему клавиша (или пластина) музыкального инструмента обозначается цифрами. Например, нота «до» - цифрой 1, нота «ре» - цифрой - 2 и т.д. Цифровая система, обоснованная и введённая в практику начального музыкального образования французским педагогом Э.И.Шеве (1804 - 1864), широко применялась в дошкольном музыкальном образовании во второй половине XIX - начале XX века и у нас в России (её использовали В.Ф.Одоевский, С.И.Миропольский, Л.Н.Толстой, Б.Л.Яворский, а позже Н.А.Метлов и др.)

Обе системы (и цветовая, и цифровая) удобны в первоначальном муз. образовании детей, т.к. позволяют легко и в короткие сроки получить нужный результат при обучении детей игре на муз. инструментах. Не достаток "этих систем связан с преобладанием механического воспроизведения мелодий на инструменте без опоры на музыкально-слуховые представления ребёнка.

Данный недостаток преодолевается при обучении детей игре на музыкальных инструментах по слуху. В этом случае уже с самого начала занятий у ребёнка формируется навык элементарной слуховой ориентации в мелодии в процессе, выявления её высотной направленности, временной связи звуков, синтаксической расчленённости построений. Уже с первых занятий педагог должен учить ребёнка вслушиваться в мелодическую линию и воспроизводить её на инструменте выразительно и интонационно осмысленно. Ритм разучиваемых мелодий при этом ребёнок усваивает непосредственно слухом, без применения счёта. Ребёнок напевает мелодию (со словами, либо на слоги «ли», «ля», или же с закрытым ртом - на согласный «м») и старается её запомнить, отыскивает на инструменте отдельные звуки и короткие мелодические обороты - вначале только поступенные, а со временем - и с включением движения мелодии скачками (через ступень и т.д.). Следует отметить, что подпевание мелодии при подборе её по слуху содействует слуховой координации ребёнка. Но этот приём рекомендуется использовать в случае чистого интонирования мелодии. Если же ребёнок интонирует нечисто, подпевание во время игры может мешать ему слушать подбираемую мелодию.

При замедленной или слабой слуховой ориентации ребёнка возможен временный приём - подбирание мелодии «с рук», когда педагог проигрывает на инструменте небольшую мелодическую попевку, а ребенок, глядя на руки педагога, старается сыграть услышанное. Однако и в этом случае зрительные восприятия не обособляются от слуховых и постепенно всё активнее способствуют формированию последних.

Чтобы исполнить мелодию по слуху, ребёнок должен запомнить направление её движения, сравнить и различить звуки мелодии по высоте, уметь воспроизвести ритмический рисунок мелодии и т.д. Для подбора по слуху рекомендуется использовать лишь хорошо знакомые мелодии, которые предварительно целостно воспринимаются, анализируются, запоминаются, пропеваются ребёнком, а затем уже воспроизводятся на музыкальном инструменте.

Методика обучения детей игре на музыкальных инструментах по слуху основана на постепенном расширении диапазона и объёма исполняемых мелодий. При этом важно акцентировать внимание ребёнка на выразительной передаче характера воспроизводимой мелодии. Поэтому, работая с детьми над освоением ритмических и мелодических особенностей мелодии, педагог не должен упускать из вида качество извлекаемого звука, его соответствие эмоционально-образному строю музыки. Важно, чтобы ребёнок осознал, что с помощью игры на музыкальных инструментах можно передать определённое настроение или чувство, воплощённое в музыкальном образе.

Обучение дошкольников игре по нотам должно опираться на постепенное овладение связями между отдельными звеньями комплекса «вижу - слышу - играю». Причём сначала отрабатывается связь «слышу - вижу», т.е. знакомые на слух мелодии показываются ребёнку в нотной записи. Затем - эта же связь осваивается в обратном порядке: «вижу - слышу», т.е. зрительное восприятие нотной записи знакомой мелодии мгновенно переходит в её слышание. Установление первых двух связей постепенно подготавливает к восприятию и воспроизведению всего необходимого комплекса «вижу - слышу - играю», для практической реализации которого могут быть использованы приёмы:

  • запись нотами (при некоторой помощи педагога) несложной знакомой мелодии. Это могут быть короткие попевки из двух-трёх звуков (укр. песня «Дударик» и др.). Цель - наладить связь между слуховым представлением и зрительным восприятием. В процессе записи мелодии педагог приучает ребёнка к зрительному представлению высотного движения мелодии («звуки постепенно идут вверх или вниз», «звуки совершают скачок» и т.д.).
  • одновременно закрепляется навык обратной связи – зрительных представлений со слуховыми, когда ребёнок учится узнавать знакомую песню по нотной записи. Ребёнок сначала называет ноты, потом исполняет мелодию, узнавая её постепенно, в процессе игры.

Сначала играют по нотам знакомые, а затем с приобретением музыкального опыта, и незнакомые мелодии.

При игре по нотам освоение мелодии ребёнком осуществляется в определённой последовательности: сначала ребёнок просматривает нотный текст, следит глазами и слухом за направлением движения определённой группы нот; затем называет эти ноты и поёт их (хотя бы приблизительно); и только потом - играет на музыкальном инструменте.

Важно, чтобы дети понимали связь расположения нот на нотном стане со звучанием их в мелодии, исключив механическое воспроизведение нотных знаков.

В педагогическом процессе обучения детей игре на звуковысотных музыкальных инструментах можно выделить три этапа:

  • 1 этап включает ознакомление с особенностями мелодии и приёмами звукоизвлечения на музыкальных инструменте, который будет использоваться для её воспроизведения;
  • 2 этап - разучивание мелодии (по слуху, по нотам, по цифровой или цветовой системам), отработка исполнительских приёмов, работа над выразительностью исполнения;
  • 3 этап - целостное воспроизведение мелодии на инструменте.

Цель педагога при обучении ребёнка игре на музыкальных инструментах состоит не в том, чтобы ребёнок освоил как можно больше музыкального материала, а в том, чтобы с наибольшей интенсивностью заинтересовать его музыкой.


Музыкальные игры для дошкольников 4-6 лет в ДОУ


Крючкова Светлана Николаевна, музыкальный руководитель МДОУ Детский сад №127 "Северная сказка" г. Петрозаводск

Назначение: Материал может быть интересен музыкальным руководителям, воспитателям, родителям.

Цель: закрепление знаний у детей о музыкальных инструментах.

Задачи:
- расширять представления детей о музыкальных инструментах
- знакомить с основными приёмами игры на музыкальных инструментах
- воспитывать интерес к отгадыванию загадок

Игра на детских музыкальных инструментах – один из любимых видов деятельности на музыкальных занятиях в детском саду.
Дети с большим удовольствием осваивают приемы игры на различных музыкальных инструментах, играют в оркестре, музицируют самостоятельно на музыкальных инструментах, представленных в музыкальных уголках в группах. В каждой возрастной группе знакомлю детей с разнообразными музыкальными инструментами, согласно возрастным особенностям, учу разнообразным приемам игры на них. Благодаря систематической работе по данному направлению, к подготовительной группе дети обладают прочными знаниями о музыкальных инструментах – правильно называют музыкальные инструменты, угадывают инструменты по звучанию, владеют приемами игры на них.

Когда знакомлю дошкольников с каким – то конкретным инструментом, показываю сам инструмент (или как вариант иллюстрацию с этим инструментом), даю послушать фонограмму звучания инструмента (или сама играю на инструменте). Когда дети познакомились со многими инструментами, как итог можно провести либо развлечение, либо игры для выявления результатов знаний.

Предлагаю вашему вниманию игры, в которые играем с детьми -

1.Здравствуй, музыкант!

(для детей старшей группы)
Цель: закрепить названия музыкальных инструментов и приемы игры на них.
Перед игрой выбрать ведущего – музыканта!
Дети выстраиваются в шеренгу, к ним лицом встаёт музыкант. Ведущий за спиной музыканта показывает картинку определённого музыкального инструмента – дети имитируют игру на нём. Музыкант должен угадать по действиям музыкальный инструмент.

Здравствуй, добрый музыкант!
Посмотри на наш талант.
Да смотри, не зевай –
Инструмент наш угадай!

Дети по очереди имитируют игру на музыкальном инструменте – музыкант угадывает инструмент.

Варианты для отгадывания –
- балалайка,
- скрипка,
- колокольчик
- гармошка
- пианино
- барабан
- дудочка

также можно предложить детям загадки о музыкальных инструментах, которые они любят отгадывать.

2.Мы загадки отгадаем, на инструментах поиграем.

(для детей средней группы)

На мольберте выложить картинки с изображениями музыкальных инструментов. Ребёнок, который отгадывает загадку об музыкальном инструменте, подходит к мольберту, находит картинку с соответствующим изображением инструмента и показывает всем. Остальные дети имитируют игру на этом инструменте. Картинку ребёнок может держать у себя в руках. По окончании отгадывания загадок, можно подвести итог и выявить детей, которые больше всех угадали загадок.

Варианты загадок:
1. Две весёлые подружки
Пляшут на его макушке.
Сам пустой, а голос густой.
Дробь отбивает, шагать нам помогает. (барабан)

2. Он – деревянный инструмент,
Зазвучит в один момент.
Его струнам подпевай-ка,
Заиграла … (балалайка)

3. Быстро кнопки нажимай,
Веселее запевай.
Растяни меха немножко,
И сыграй нам на … (гармошке)

4. В руки ты его возьми
И немножко потряси.
Тонкой голосочек
Подаст на звонкий … (колокольчик)

5. В руки их скорей бери,
Веселей на них стучи.
Поиграй еще немножко,
На расписных красивых … (ложках)

6. Приложи к губам её,
Да еще подуй в неё.
Губки сделай трубочкой,
И сыграй на … (дудочке)

3. Игра в оркестр.

(для детей старшей группы)

По кругу расставить стулья. На каждом из стульев лежит любой музыкальный инструмент (разные). Для игры хорошо использовать двухчастную музыку.
На первую часть музыки дети поскоками (или легко бегом) двигаются вокруг стульев. С окончанием музыки берут в руки инструмент со стула, около которого остановились. На вторую часть музыки дети играют каждый на совеем инструменте.

Как вариант

В четырех кругах разложены инструменты по количеству детей (в первом – ложки, во втором – трещетки, в третьем – колокольчики, в четвёртом – маракасы). Игра проводится под двухчастную музыку. На первую часть музыки дети играют на музыкальных инструментах в своих кругах. На вторую часть (спокойную) – дети переходят к другому кругу с инструментами. Таким образом, меняясь, дети сыграют на всех предложенных им инструментах.

Для усложнения для каждого музыкального инструмента можно предложить определённый ритм игры.

4. Угадай-ка.

(для детей любой возрастной группы. Для каждого возраста использовать знакомые и соответствующие возрасту детей инструменты)
За маленькой ширмой музыкальный руководитель прячет музыкальные инструменты. По очереди играет на музыкальном инструменте, дети угадывают инструмент.

Как вариант для старших дошкольников для угадывания можно использовать фонограмму звучания инструментов.