XVIII столетие в истории России стало поистине судьбоносным. Оно явилось временем коренных перемен, вызванных петровскими реформами. Своими преобразованиями Петр I круто повернул Россию на Запад. Этот поворот и его последствия для развития России и русской культуры стали предметом острого спора ученых и мыслителей, который с особой силой разгорелся в XIX в. и продолжается по сей день.

У одних начавшиеся перемены вызывали самую высокую оценку, восторг и восхищение, другие же, напротив, оценивали их весьма критически . усматривая в них истоки всех последующих бед и несчастий России. В частности, русский религиозный философ П.Я. Чаадаев дает резко отрицательную оценку деяниям Петра, считая, что тот «вырыл пропасть между нашим прошлым и нашим настоящим».

Столь же критически смотрит на Петра французский философ- просветитель Д. Дидро, полагая, что своей слишком поспешной и форсированной европеизацией он нанес России непоправимый вред, лишив ее возможности и в будущем успешно осваивать западные достижения. Некоторые авторы укоряют Петра за то, что он разрушил прежнюю целостность русской культуры, сделал ее разорванной, противоречивой и больной, расколол на две части, одна из которых — культура высших слоев общества — утратила самобытность русской культуры, стала чужеродной для основной массы народа.

Сторонники петровских преобразований придерживаются иной точки зрения. Так, авторитетный историк С.М. Соловьев полагает, что европеизация оказалась вполне совместимой с культурно-историческим развитием России. По его мнению. Петр своими реформами осуществлял то, что на Западе имело место в эпоху Возрождения. Примерно такого же мнения придерживался историк К.Д. Кавелин.

Петровские реформы трудно оценить однозначно, они имели двойственный характер. Прежде всего сделанный Петром выбор между Востоком и Западом в пользу последнего был исторически необходимым и потому правильным. Попытки сохранить прежнюю самобытную Россию в неизменном виде вряд ли были осуществимы, либо они могли привести к утрате Россией своей самостоятельности и независимости, а вместе с этим — к исчезновению ее самобытности.

Начатые Петром преобразования вызвали экономический рост России, позволили ей значительно расширить свою территорию — за счет присоединения Крыма. Северного Причерноморья, Северного

Кавказа и западных земель, превратили ее в великую и могучую империю. Благодаря победам в Северной и турецких войнах Россия получила статус балтийской и черноморской державы. В ней возникли новые крупные города — Санкт-Петербург, ставший столицей государства, Севастополь, Екатеринослав, Екатеринодар, Екатеринбург, Одесса и др.

Высокий экономический и военный потенциал России позволял ей оказывать огромное влияние на ход мировой истории. В то же время грандиозные преобразования стати тяжелым испытанием для народа. За создание новой России ему пришлось заплатить огромную цену.

Исключительно сложной и неоднозначной является также фигура Петра. Он обладай невероятной силой воли, неистощимой энергией, твердым и настойчивым характером, был одарен многими талантами. Его кипучая деятельность покоилась не только на воле, но и на широких знаниях, богатом практическом опыте. Петр был человеком высокой культуры. Он знал два иностранных языка (голландский и немецкий), в совершенстве владел 14 ремеслами, имел острый ум и образное мышление, наделен был сильным эстетическим чутьем.

Петр сожалел, что не может работать одновременно двумя руками: держать в правой руке шпагу, а в левой — перо. Это позволило бы ему сделать гораздо больше. Он считал, что предназначение государства — внутренняя и внешняя безопасность, а свою славу оно должно находить в искусстве и науке. Разворачивая Россию на Запад, он не отрекался от отечественной культуры и древних традиций. Он проявлял глубокое уважение к прошлому, что получало выражение в строительства новых храмов, в особом почитании дела Александра Невского, останки которого были перенесены в Петербург, в специально построенную для этого Невскую лавру.

Хотя эпоха «просвещенного абсолютизма» в России связывается с Екатериной II, наделе именно Петр был настоящим просвещенным монархом. То же самое можно сказать по отношению к Западу. Европа не знала такого правителя, как Петр, хотя понятие «просвещенного абсолютизма» обычно относят к ней. Петра по праву называли «северным исполином». Подчеркивая масштабы его выдающейся личности, Пушкин отмечал, что Петр «один есть целая всемирная история».

В то же время его личность не была лишена крайностей. В его деяниях воля и произвол иногда брали верх над мерой и разумом. Некоторые свои реформы он начина! без должной подготовки, а при их проведении допускал излишнюю поспешность и нетерпение. Его любимыми выражениями были «не мешкать», «учинить по сему немедленно». Максимализм и бескомпромиссность Петра иногда переходили в дикую ярость и беспощадную жестокость. Это случалось даже по отношению к его близким, в частности к сыну Алексею.

Глубокому реформированию были подвергнуты практически все области общественной жизни — государственно-административное устройство, экономика, армия, Церковь, наука и просвещение, художественная культура. Основное содержание и характер проводимых реформ выражали две тенденции: секуляризация, т.е. обмирщение. ослабление религиозного и усиление светского начала в культуре. а также ее европеизация.

В 1711 г. вместо прежней многочисленной Боярской Думы (до 190 человек) Петр I учреждает Сенат . состоящий из 9 человек, назначенных самим царем. Критерием отбора в Сенат служили лишь деловые качества, а прежние наследственные привилегии не учитывались. Сенат выступат как высший орган по делам законодательства и государственного управления.

Ранее существовавшие приказы были заменены 12 коллегиями (министерствами ), ведавшими отдельными сферами государственного управления. Страна была поделена на губернии и уезды. Благодаря этим нововведениям государство достигало высшей степени централизации и превращалось в абсолютную монархию.

Исключительно важное значение имела реформа Церкви , которая существенно ограничила место и роль религии и Церкви в жизни общества. Главная потеря Православной церкви — упразднение патриаршества. Его место заняла Духовная коллегия, или Святейший синод , во главе которого стоял обер-прокурор, назначаемый царем. Фактически Синод мало чем отличался от других государственных учреждений.

Церковь лишилась части своих земель и доходов, что существенно ослабляло сс экономические основы. Духовенство ставилось в один ряд с другими сословиями. Священникам вменялось в обязанность не только содействовать проводимым преобразованиям, но и помогать властям в сыске и задержании противников реформ. От них при этом требовалось даже нарушение тайны исповеди: под страхом казни священники должны были доносить о намерениях исповедовавшихся совершить государственное преступление. В результате всех этих мер произошло огосударствление Церкви. Она оказалась в полной зависимости от светской власти.

Петровская эпоха создана благоприятные условия для оживления экономики. Россия начинает активно осваивать промышленное производство. В стране быстро растет число ткацких и текстильных предприятий, в особенности по производству сукна и шерсти. Урал становится центром по выплавке металла, который с 20-х гг. XVIII в. вывозится за рубеж. Впервые организуется промышленное производство фарфора.

Значительный прогресс наблюдается во всей материальной культуре, в технике и технологии. Уральский теплотехник И.П. Ползунов разработал проект универсального парового двигателя и построил паросиловую установку, опередив английского изобретателя Д. Уат- та. Механик-самоучка И.П. Кулибин изобрел многие механизмы — часы, прожектор, семафорный телеграф, разработал проект моста через Неву. В сельском хозяйстве вместо серпа используется коса, создаются конные заводы, успешно развивается скотоводство. Петр I придавал большое значение торговле, называя ее «верховной обладательницей судьбы человеческой», и всячески содействовал ее развитию. По его инициативе устраиваются крупные ярмарки, строятся каналы: построен Вышневолоцкий, начато строительство Волго- Донского.

Развитие материальной культуры и экономики позволило провести модернизацию армии , что сделало ее одной из самых современных и сильных. В русской армии впервые появляется конная артиллерия, начинают использоваться ручные гранаты и штык. Главным достижением в военном деле стало создание русского флота - любимого детища Петра.

Русская наука XVIII в.

XVIII век стал временем создания в России системы светского образования и науки, которые раньше практически отсутствовали. Происходившие глубокие преобразования во всех областях общественной жизни остро ставили проблему подъема культурного и образовательного уровня населения, которую нельзя было решить без широкой сети новых учебных заведений. В 1701 г. на Сухаревой башне в Москве открылась Навигацкая школа, которая в 1715 г. была переведена в Петербург, где на ее основе была создана Морская академия. Чуть позже по типу Навигацкой появляется еще несколько школ — Инженерная, Артиллерийская и Медицинская.

В 1703 г. в Москве открывается частная общеобразовательная гимназия Э. Глюка, имевшая задачей подготовку кадров для научной деятельности. Основу начального образования в губернских городах составили цифирные школы. В специальных школах для подьячих готовили разного рода чиновников. При наиболее крупных мануфактурах — на Урале и других местах — открывались ремесленные училища. В 1722 г. появилось первое коммерческое училище.

В становлении и развитии науки большую роль сыграла Петербургская академия , созданная по инициативе Петра и открытая в 1725 г. Первоначально в состав Академии входили главным образом иностранные ученые, изъявившие желание работать в России. Многие из них имели мировую известность: математики Л. Эйлер и Д. Бернулли, физик Ф. Эпинус, ботаник П. Паллас. Первыми русскими академиками были географ С.Г1. Крашенинников, натуралист и путешественник И.И. Лепехин, астроном С.Я. Румовский и др.

В отличие от западных Российская академия не занималась богословием, являясь целиком светским государственным учреждением. В то же время она была тесно связана с отечественным искусством. В 1732 г. при ней было организовано художественное отделение. Имея мощную поддержку государства, Академия уже в первые десятилетия создала труды мирового уровня.

Исключительную роль в развитии отечественной и мировой науки сыграл великий русский ученый М.В. Ломоносов (1711-1765), ставший первым русским членом Академии в 1745 г. Он был не только великим естествоиспытателем, но и поэтом, филологом, художником, историком. По масштабу своей личности он ни в чем не уступал европейским титанам эпохи Возрождения. Подчеркивая универсальный характер его личности, А.С. Пушкин отмечал, что «Ломоносов обнял все отрасли просвещения», что «он все испытал и во все проник».

Важнейшей вехой в становлении и развитии российской науки и образования явилось основание в 1755 г. Московского университета. Первоначально он имел три факультета: философский, медицинский и юридический. Затем он быстро стал крупнейшим центром по подготовке специалистов во всех отраслях знания. В 1783 г. создается Российская академия наук, первым президентом которой становится княгиня Е.Р. Дашкова. Академия также сыграла огромную роль в развитии отечественной науки. Первым ее крупным научным достижением явился шеститомный «Словарь Российской академии», содержавший толкования основных научных терминов и понятий. В целом можно с полным основанием сказать, что в течение одного столетия российская наука совершила мощный рывок вперед. Начиная почти что с нуля, она смогла подняться до мирового уровня.

XVIII столетие было отмечено глубокими изменениями в общественном сознании , значительным оживлением и подъемом общественной мысли. Этому способствовали как петровские преобразования, так и крепнущие и расширяющиеся контакты с европейскими странами, благодаря которым в Россию проникают идеи западного рационализма, гуманизма и . Одна из важных черт происходящих в общественном сознании изменений — ослабление влияния религиозной идеологии, усиление светского, научного и рационального начала. Вторая существенная черта — стремление осмыслить прошлое и настоящее России, что сопровождалось ростом национального самосознания.

Крупным русским мыслителем XVIII в. был Феофан Прокопович, современник и сподвижник Петра. В своих работах («Слово о власти и чести царской», «Правда воли монаршей» и др.) он разрабатывает русский вариант концепции просвещенного абсолютизма. Опираясь на европейские идеи естественного права, общественного договора и общего блага и сочетая их с российскими особенностями, Прокопович. будучи почитателем Петра, всячески прославлял его деяния и подавал его за образец просвещенного монарха. Он был также идеологом реформирования Церкви, обосновывал необходимость ее подч и нения государству.

Интересным и глубоким мыслителем-самоучкой был И.Т. Посошков, автор «Книги о скудости и богатстве». Будучи сторонником Петра, он вместе с тем стоял в оппозиции к дворянству, выражая и отстаивая интересы крестьянства, купечества и ремесленников.

Осмыслению прошлого России посвящены труды В.Н. Татищева — первого крупного русского историка, написавшего «Историю Российскую с самых древнейших времен». В ней он прослеживает историю России от Рюрика до Петра I.

— писатель и философ — занимает особое место в духовной жизни России. Он разработал концепцию русского Просвещения в его радикальном, революционном виде. В главном своем произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» писатель нарисовал яркую картину ужасающего положения крепостного крестьянства, в котором увидел глубинные истоки будущих потрясений России. Радищев предложил проект реформ сверху, которые носили демократический характер и включали освобождение крестьян.

Русская литература XVIII в.

Художественная культура России XVIII в. также переживает глубокие изменения. Она все явственнее приобретает светский характер, испытывая растущее влияние со стороны Запада. К середине столетия в ней вполне сложились основные европейские стили: классицизм и барокко.

В литературе классицизм представляют А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский и М.В.Ломоносов. Первый из них добился литературной славы своими сатирами. Из-за содержавшихся в них острот, шуток и сарказмов, направленных против власти имущих и духовенства, нажил себе влиятельных врагов при дворе, что задержало их публикацию на три десятилетия.

Тредиаковский является автором поэмы «Тилемахида». Он также внес значительный вклад в теорию литературы, разработав принципы русского стихосложения, оказал влияние на поэзию В.А. Жуковского. А.А. Дельвига, Н.И. Гнедича. Многие его последующие произведения были также написаны в форме од, имевших глубокое философское содержание и высокое гражданское звучание. Помимо этого он является автором трагедий, сатир и эпиграмм. Некоторые его произведения по стилю близки к барокко.

Русская архитектура XVIII в.

В архитектуре западное влияние сказалось наиболее сильно. Новая столица России - Санкт-Петербург — представляла собой резкий контраст с Москвой. Город Петра создавался на совершенно новых принципах градостроительства, имевшего ансамблевый характер, покоившегося на строгой плакировке улиц, площадей, административных зданий и дворцов. До недавнего времени именно Петербург считался настоящим современным городом, тогда как Москву часто называли «большой деревней». Некоторые почитатели красавца-Петербурга предлагали называть его «восьмым чудом света» — в дополнение к известным «семи чудесам».

Только сегодня, в связи с появлением архитектуры постмодернизма, вызвавшей переоценку ценностей, Москва по своей архитектурной значимости вновь возвысилась над Петербургом.

Русский классицизм в архитектуре XVIII в. представляли И.Е. Сгаров, Д. Кваренги, В.И. Баженов, М.Ф. Казаков. Первый из них построил Таврический дворец и Троицкий собор Александро-Невской лавры в Петербурге. Кваренги создал павильон «Концертный зал» и Александровский дворец в Царском селе (ныне Пушкин), Эрмитажный театр и Ассигнационный банк в Петербурге. Баженов и Казаков творили в Москве. Первому принадлежит великолепный дом Пашкова, а второму — старое здание Московского университета, Сенат в Кремле, Первая городская больница.

Русское барокко в архитектуре нашло яркое воплощение в творчестве Д. Трезини и В.В. Растрелли. Первый построил «здание Двенадцати коллегий» (ныне университет), Летний дворец Петра I и собор Петропавловской крепости в Петербурге. Второй — Зимний дворец (ныне Эрмитаж) и Смольный монастырь в Петербурге, большой дворец в Петергофе, Екатерининский дворец в Царском селе.

Русская живопись XVIII в.

XVIII век стал временем расцвета русской живописи. Русская портретная живопись поднимается до уровня лучших образцов европейского искусства. Основоположниками портретного жанра являются A.M. Матвеев и И.Н. Никитин. Первый написал «Автопортрет с женой» и парные портреты супругов Голицыных. Наиболее известные работы второго — «Напольный гетман», «Петр I на смертном ложе».

Наивысшего расцвета портретная живопись достигает в творчестве Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого и В.Л. Боровиковского. Первый прославился картинами «Неизвестная в розовом платье» и «В.Е. Новосильцова». Левицкий создал картины «Кокоринов», «М.А. Дьякова». Боровиковскому принадлежит известное полотно «М.И. Лопухина». Наряду с портретной успешно развивается историческая живопись. Ее представляет А.П. Лосенко. написавший картины «Владимир и Рогнеда», «Прощание Гектора с Андромахой». Художник работал также в жанре портрета.

В XVIII в. в России рождается и успешно развивается современная скульптура. Здесь также ведущее место занимает портрет. Наиболее значительные достижения связаны с творчеством Ф.И. Шубина, работавшего в духе классицизма. Он создал портреты-бюсты

A.M. Голицына, M.P. Паниной, М.В.Ломоносова. В стиле барокко творил Б. Растрелли. Лучшим его произведением является «Императрица Анна Ивановна с арапчонком». В жанре монументальной скульптуры самым известным творением является «Медный всадник», созданный Э. Фальконе.

В XVIII в. заметные изменения происходят и в музыке, хотя и не такие глубокие, как в других видах искусства. Создается новый национальный инструмент - балалайка (1715). С середины столетия получает распространение гитара. Продолжает успешно развиваться церковно-певческая. хоровая музыка. В то же время возникают новые жанры. В частности, появляется военная музыка, исполняемая духовыми оркестрами. Возникает камерно-инструментальная, оперная и симфоническая музыка. Многие аристократы заводят домашние оркестры. Особого выделения заслуживает творчество Д.С. Бортнянского, создававшего прекрасные хоровые произведения, а также оперы «Сокол», «Сын-соперник».

В XVIII в. рождается первый профессиональный русский театр. Его создателем стал великий актер Ф.Г. Волков.

Глубокие изменения затронули не только рассмотренные области культуры, но и весь уклад повседневной жизни. Здесь одно из главных изменений было связано с введением нового летоисчисления и календаря. По указу Петра вместо прежнего счета годам от «Сотворения мира» впредь предписывалось исчислять года от Рождества Христова. т.е. с 1 января 1700 г., как это было принято в европейских странах. Правда. Европа пользовалась григорианским календарем, а в России вводился юлианский. По петровскому указу устанавливалась и новая традиция - торжественно встречать «Новый год и столетний век», украшая ворота домов сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветками, устраивая стрельбу, игры и потехи.

По другому указу Петра вводилась новая форма общения людей — ассамблеи. На них собирались представители высших слоев общества для отдыха и веселого проведения времени в танцах, непринужденных беседах, за игрой в шахматы и шашки. В повседневную жизнь придворной знати входит также традиция двуязычия. При Петре и Анне распространяется немецкий язык, а начиная с Елизаветы — французский. Влияние французской культуры проявлялось и в том. что дамы дворянского общества начинают музицировать на клавесине.

Существенные изменения происходят в одежде. Старинные русские длинные одеяния уступают место немецким кафтанам, коротким и узким европейским одеждам. У мужчин высших слоев общества исчезают бороды. Среди придворной знати утверждаются европейские правила этикета и светские манеры поведения. Правила хорошего тона среди детей дворян пропагандирует популярная в те времена книга «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению».

Культурные преобразования и нововведения XVIII в. касались преимущественно привилегированных сословий русского общества. Низшие сословия они почти не затрагивали. Они вели к разрушению прежнего органического единства русской культуры. К тому же эти процессы проходили не без издержек и крайностей, когда некоторые представители высших кругов общества начисто забывали русский язык и культуру, русские традиции и обычаи. Тем не менее объективно они были необходимы и неизбежны. Культурные преобразования способствовали общему развитию России. Без современной светской культуры Россия не смогла бы претендовать на достойное место среди передовых стран.

История русского искусства в начале XVIII века претерпела перелом. Древнерусское искусство сменилось новым «европейским» искусством. Иконопись уступила место живописи. Петр I посылает за границу учеников постигать европейское искусство и наиболее известные из них – гравер Алексей Зубов и портретист Иван Никитин – положили начало в русском реалистическом искусстве. Начало XVIII века явилось решающим для русской живописи. Именно этот период утвердил замену древних художественных традиций. Прибытие из-за границы крупнейших мастеров является ключевым в развитии всех видов искусств в России.

Развитие иконописи в древнерусском стиле остановилось, новая церковная живопись была подчинена новой церковной архитектуре. Иконы утратили свой стиль: они стали просто картинами на религиозные темы. В это время многие петровские «пенсионеры» после обучения за границей возвращаются в Россию. за рубежом они обучались «портретной» и «исторической» живописи.

Менялся не только изобразительный язык, но и вся образная система. Иными становились цели и место художника в общественной жизни страны. Развивались новые жанры, особенно благоприятные условия возникли для портрета. Интерес к изображению «парсуна» (персона) возник на Руси уже во второй половине XVII века. Изобразительный язык парсуны во многом условен: фигура, почти сливающаяся с фоном, трактовалась плоскостно, гамма красок темна. Художник еще учится всматриваться в черты лица, улавливать и передавать на холсте портретное сходство, пытается через внешний облик понимать человека. Традиции парсуны еще довольно долго будут жить в портрете XVIII века, вплоть до середины столетия.

Вместе с тем, с начала XVIII века происходит становление новых форм портрета. Образ человека требовал смелых, живописных решений. Расцвет искусства середины XVIII века совпадает с подъемом всей национальной культуры, представленной именами Ломоносова, Новикова, Сумарокова, Радищева. Начиная с петровского времени, русская культура развивалась под влиянием идей просветительства, и портретное искусство стало воплощением нового идеала человеческой личности, возникшего в передовых кругах русского общества.

Крупнейшие мастера того времени – Антропов и Аргунов, самостоятельно овладевали приемами портретного искусства. В отличие от иностранцев, они стремились преодолеть поверхностное восприятие натуры и создавали произведения, полные энергии, выразительности и яркой красочности.

Во второй половине XVIII века дальнейшее развитие идей просветительства определило высокое представление о назначении человека и наполнило искусство гуманистическим содержанием. Выдающиеся художники того времени – Ф. Рокотов, Д. Левицкий и В. Боровиковский оказали глубокое воздействие на развитие портретного искусства.

Живопись России 18 века интересна, в первую очередь, портретами.

Век 18 в российском обществе – век больших скоростей. Старое отправлялось на слом или в чулан.

Россия, подталкиваемая своим императором, стремилась как можно быстрее влиться в стан европейских государств.

За несколько десятилетий русское искусство проходит путь, который Западная Европа преодолела за два-три века.

Складывается принципиально новая структура живописи из различных видов и жанров – станковая, монументальная, декоративная, портретная, историческая, батальная, пейзажная. И если в европейском искусстве стилевые направления сменяли один за другим, то в России они все существовали одновременно.

Между течениями происходило противоборство – архаичность и новаторство, консерватизм и прогресс, придворный аристократизм и демократизм.

Пенсионеры Петра

Приглашенные иностранные мастера – живописцы могли обучать профессиональным навыкам письма, но определить внутренних дух русского искусства, выстроить его перспективу, они не могли. Это сделали русские мастера и в первую очередь воспитанники Петра – его пенсионеры Никитин Иван Никитич (около 1690 г. - приблизительно 1742 г.) и Матвеев Андрей Матвеевич (1701г.- 1739г.).

Иван Никитин. Портрет Петра1 1721 год фото

Никитин был сыном священника, пел в хоре, учил рисованию и арифметике курсантов в артиллерийской школе. Петр заметил его склонность к рисованию и отправил его на учебу в Италию. Через четыре года он возвращается в Россию не просто скромным учеником, а зрелым мастером, со своим собственным взглядом на мир.

Подтверждением этого выглядит портрет императора Петра I, написанный в 1721 году. На портрете мы видим не венценосный лик монарха, а усталое, озабоченное лицо обычного человека с умными, проницательными глазами. Подлинный талант художника проявлялся не только в мастерстве, с которым были написаны все портреты Никитина, но то, как он умел передавать нравственную позицию изображаемого человека.

Андрей Матвеев автопортрет с женой фото

В его портретах нет лести и идолопоклонства – только одна реальность. Судьба Никитина трагична, как и судьбы многих незаурядных русских людей. После смерти Петра и начавшейся чехарды правителей, он примкнул к старорусской оппозиции. Был арестован, подвергся пыткам и сослан в Сибирь. По возвращении из ссылки умер в дороге.

Немногим счастливее была судьба и другого пенсионера Петра Андрея Матвеева. Пробыл в Голландии более 10 лет и вернулся на родину состоявшимся художником. Но полностью не смог раскрыть свое дарование и мастерство живописца. Все его время было занято декорированием царских и вельможных дворцов.

Но по тем немногим дошедшим до нас портретам понятно, что у Матвеева был верный глаз, точная рука и собственный стиль письма. Замечательное полотно "Автопортрет с женой” написано очень выразительно, живо и удивительно современно.

Академия трех знатнейших художеств

В 1758 году открыла свои двери российская Академия художеств. Дворяне считали для себя зазорным заниматься каким-либо трудом, пусть даже и художественным. Слушателями Академии становились сироты, подкидыши, сыновья солдат, ремесленников. Крепостные должны были получить от господ вольную на время обучения.

Федор Рокотов. портрет неизвестной фото

Из крепостного сословия вышли выдающиеся русские живописцы 18 века – Ф.Рокотов, М.Шибанов, И. Аргунов, А.Воронихин. Вторая половина 18 века в российской живописи это зарождение классицизма, возврат к античности. Очень много пишется парадных, монументальных полотен на историческую тему. Таких, например, как пишет Лосенко.

Лосенко картина Прощание Гектора с Андромахой 1773г фото

Тем ценнее появление среди этих огромных, бездушных и холодных картин произведений художников, оставивших после себя одну или две картины. В 1913 году в Третьяковской галерее было установлена, что картина "Юный живописец”, под которой стояла подпись Лосенко, была написана одним из самых загадочных русских художников 18 века - Иваном Ивановичем Фирсовым.

Иван Фирсов картина Юный живописец фото

Иван Фирсов - сын московского купца, работал декоратором. Три года учился и работал в Париже, где, вероятно и написал эту картину. Даже одно это полотно подтверждает необыкновенный талант этого забытого художника, которого по праву можно считать родоначальником русской жанровой живописи.

Век портрета

Век портрета – так можно охарактеризовать русскую живопись 18 века. Иван Аргунов, Федор Рокотов, Дмитрий Левицкий, Владимир Боровиковский оставили целую галерею прекрасных полотен с портретами своих современников и современниц. Недаром и в 20-м, таком прагматичном и даже отчасти циничном веке, поэт написал о портретах 18 века:

Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

Самыми известными живописцами середины XVIII столетия яв-ляются Иван Яковлевич Вишняков (1699-1761) и Алексей Петро-вич Антропов (1716-1795). Главным жанром, в котором работали эти мастера, был портрет.

Алексей Антропов

В живописи Антропова приёмы барокко соединялись с реалистической традицией Никитина.

Портрет Измайловой

А. М. Измайлова — подруга императрицы Елизаветы Петровны . В моло-дости слыла красавицей. Однако ко времени создания портрета это была уже стареющая чопорная особа. Антропов изображает её без всяких при-крас, с предельной честностью: грузная фигура, полное лицо с густо на-сурьмлёнными по тогдашней моде бровями, ярким румянцем на щёках и чуть слезящимися глазами. Художник старается передать главное — само-уверенный, властный и в то же время живой характер Измайловой. Удиви-телен колорит портрета.

Иван Вишняков

По заказу Академии художеств Лосенко создал картину «Влади-мир и Рогнеда». На ней художник изобразил тот момент, когда нов-городский князь Владимир просит прощения у Рогнеды — дочери полоцкого князя, за то, что он убил её братьев и отца, а саму взял на-сильно в жены.

Фёдор Степанович Рокотов

Ф. С. Рокотов родился в подмосковном селе Воронцове, в семье кре-постных князя Репнина. Учился в Академии художеств. Получив звание ака-демика, переехал в Москву. Здесь он прожил около 40 лет и создал множе-ство полотен.

Рокотов создавал портреты. Причём не парадные, а камерные. Чаще всего это погрудные изображения с разворотом фигуры. Ли-цо человека, как правило, выхвачено потоком света из таинствен-ного полумрака фона. Художник старается уловить особенности внутреннего мира своих героев. Всмотритесь в изображение А. П. Струйской. На лице восемнадцатилетней женщины отрази-лись тонкая задумчивость, незащищённость, душевная чистота. Ф. С. Рокотов — самый поэтичный русский портретист XVIII столетия.

Дмитрий Григорьевич Левицкий

Д. Г. Левицкий родился на Украине, в семье священника. Его отец увлекался гравироваль-ным искусством. Основам живописи Дмитрия Григорьевича обучил художник А. П. Антропов.

Около 1758 г. Д. Г. Левицкий переехал в Пе-тербург. Слава к нему пришла в 1770 г., когда на летней академической выставке были пред-ставлены шесть выполненных им картин. Материал с сайта

Левицкий вошёл в историю как создатель парадного портрета. Яркий тому пример — портрет Прокофия Демидова, человека сложного и противоречи-вого. Баснословный богач, ловкий предприни-матель, щедрый благотворитель, странный чу-дак, а порой даже самодур. Он изучал ботани-ку, составил и подарил Московскому универ-ситету гербарий, основал Петербургское Ком-мерческое училище и Воспитательный дом в Москве. Поза П. Демидова обычна для па-радного портрета: повернувшись к зрителю на три четверти, он величественным жестом ука-зывает на горшки с цветами. Но в то же время одежда (халат, колпак на голове), лейка, на которую он опирается, а главное, выражение лица выпадают из привычных канонов парад-ной живописи.

Владимир Лукич Боровиковский

В. Л. Боровиковский родился в семье казака, в украинском горо-де Миргороде, где провёл первые 30 лет своей жизни . Все мужчины его семьи занимались иконописью. Начинал с неё и юный Влади-мир. В 1787 г. Екатерина II , совершая поездку по Украине, обрати-ла внимание на работы художника. Боровиковский был приглашён в Петербург. В столице он познакомился с Левицким и многому у него научился. Поскольку В. Л. Боровиковский пришёл в искус-ство позже других живописцев, в его творчестве отчётливо прояви-лись черты нового художественного стилясентиментализма (от франц. sentiment — «чувство»). Главной задачей художника бы-ло передать чувства и эмоции.

Если вглядеться в портрет Марии Лопухиной, то видна изящная поза, томный взгляд, задумчивое лицо девушки, поле золотой ржи с васильками за её спиной — все это создавало настроение мечтательности и лёгкой грусти.

Картинки (фото, рисунки)

  • А. П. Антропов. Портрет статс-дамы А. М. Измайловой, урождённой Нарышкиной. 1759 г.
  • И. Я. Вишняков. Портрет Сарры Элеоноры Фермор. 1750 г.
  • А. П. Лосенко. Владимир и Рогнеда
  • А. П. Лосенко. Прощание Гектора с Андромахой
  • Ф. С. Рокотов. Портрет А. П. Струйской, урождённой Озеровой. 1772 г.
  • Ф. С. Рокотов. Портрет В. И. Майкова. 1775 г.
  • Д. Г. Левицкий. Портрет П. А. Демидова
  • В. Л. Боровиковский. Портрет сестёр княжон А. Г. и В. Г. Гагариных

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО "Уральский государственный технический университет - УПИ"

Физико-технический факультет

Кафедра КиД

Русская портретная живопись XVIII века

(реферат по дисциплине культурология)

Научный руководитель Пронько Т. И.

Студентка Головина В. Ю.


Введение

Хотя русские художники обращались к опыту опередившего их в развитии западноевропейского классицизма, они стремились придать этому течению черты национального своеобразия. Хорошо об этом сказал Ломоносов: «Чтобы ничего неугодного не ввести, а хорошего не оставить, надобно смотреть, кому и в чем лучше последовать».

В отличие от западноевропейского классицизма, в русском классицизме, полном пафоса гражданственности, были сильны просветительные тенденции и резкая обличительная сатирическая струя. Однако в живописи сказалась больше ограниченность классицизма - отвлеченный идеальный характер образов, условность колорита, подражание позам и жестам античных образцов.

Классицизм не был единственным течением дворянской культуры в век Просвещения. На смену ему пришел сентиментализм. Он принес с собой внимание к чувствам и интересам простого человека, преимущественно из «среднего» класса. В живописи сентиментализм сказался в «чувствительных» сюжетах, в приторно-слащавой трактовке крестьянских образов, в пасторальной обрисовке природы. Одним из видных сентименталистов в портретной живописи был В. Л. Боровиковский. Созданные им женские образы (например, портрет М. И. Лопухиной) полны нежных элегических чувств и идиллических настроений.

Борьба сентиментализма с классицизмом не исчерпывает всего содержания русской культуры второй половины XVIII в. Наряду с сентиментализмом (а чаще в сочетании с ним) все больше выявляются реалистические тенденции русской культуры, условно называемые «просветительским реализмом». Они с наибольшей активностью и последовательностью выражали протест против феодальной идеологии.

Особым своеобразием отличается русское искусство переходного периода-первой четверти XVIII века, в нем сложно, а иногда неожиданно и причудливо переплетаются элементы уходящей древнерусской культуры и нового искусства, энергично и жадно осваивающего современные изобразительные средства. Вся жизнь этого времени проникнута пафосом военных побед и духом преобразований. Художники начинают использовать достижения науки, изучают анатомию, перспективу, светотень, усваивают аллегорический язык западноевропейской живописи. Принципиально новое понимание ценности человеческой личности, ее активности, значения целеустремленной деятельности неотделимо от сурового, но полного великих деяний времени Петра Первого. В живописи это с наибольшей наглядностью проявилось в портрете, с которым связаны первые достижения нового русского изобразительного искусства.

При Петре Первом работало немало иностранных живописцев, оставивших нам изображения членов императорской фамилии, военных и государственных деятелей этого времени. Однако на выставках портретов первой четверти XVIII столетия основное внимание привлекают не картины иностранцев, вполне профессиональные, но поверхностные, а портреты работы русских художников - Никитина и Матвеева, которых Яков Штелин называл в своих записках великими мастерами. Глядя на их произведения, невозможно не поразиться тому, в какой короткий срок сумели воспитанные на иконах и парсунах русские живописцы овладеть приемами европейского искусства и с каким верным чувством задач своего времени применить их в портретах.

Наступивший после смерти Петра Первого период реакции не мог благотворно сказаться на развитии русского национального искусства. В темное время бироновщины засилье иностранных художников не первого разряда, работавших в традициях парадной живописи позднего барокко, хотя в какой-то мере и расширяло чисто технический, профессиональный кругозор русских художников, но все же тормозило прогрессивные тенденции. Только с 40-х годов начинается новый подъем русской живописи.

Искусство веселого времени отличалось двойственностью. Лучшие достижения этого периода принадлежат зодчеству, где расцвел гений замечательного мастера барокко Растрелли. В парадной живописи того времени торжествовали декоративность и аллегоричность. Однако в портрете наиболее важными оказались тенденции, связанные не с эффектной живописью иностранцев (Г. Гроот, П. Ротари, Л. Токке), а с национальным искусством, имеющим глубокие корни в русской народной культуре.

После смерти Матвеева, живописной командой стал руководить И. Я. Вишняков (1699 - после 1761), художник, чье творчество до сих пор еще мало изучено. Успешно соперничая с заезжими итальянцами в декоративной живописи, в портрете он дал в высшей степени оригинальные образцы сочетания плоскостности и статичности парсуны с изяществом рококо. Яркая индивидуальность его таланта позволяла при этом в парсунные тенденции внести жизненность и в то же время преодолеть манерность западноевропейского парадного портрета.

Временем подлинного расцвета, настоящего взлета русской живописи стала вторая половина XVIII века. За прошедшие полвека Россия сумела догнать по развитию культуры другие европейские страны. Причем если, например, во Франции XVIII века аристократия переживала упадок, готовясь окончательно уступить свои позиции новому классу, то в России абсолютистская монархия и дворянство еще выполняли прогрессивную историческую миссию, направленную на усиление и развитие своей страны.

Передовые русские люди усваивали идеи французских просветителей, они мечтали о развитии естественного человека, о разумной монархии, в России сильны были патриотические настроения. Впервые в России сложился круг передовой интеллигенции. В Москве был организован университет, появился первый профессиональный театр, обучение иностранным языкам открыло доступ к сокровищам мировой мысли. Принципиально изменился и облик русской живописи.

В 1757 году была учреждена Академия трех знатнейших художеств, призванная сыграть важную роль в подготовке национальных кадров мастеров архитектуры, скульптуры и живописи. Охват явлений жизни изобразительным искусством в это время значительно расширился. Появились новые жанры в живописи, причем рождение русской исторической картины связано как раз с Академией.

Несмотря на нормативность программ обучения, Академия давала своим воспитанникам прекрасную профессиональную подготовку, особенно в области рисунка. Очень важны для расширения кругозора были и заграничные командировки выпускников. Так, первый русский исторический живописец, А. П. Лосенко (1737 -1773),- сын крестьянина, ставший потом директором Академии,- после завершения учебы в Петербурге отправился сначала в Париж, где работал у известных живописцев Рету и Вьена, а потом в Рим.

Упорная работа русских художников над портретом в конце XVIII века принесла свои плоды. Именно здесь были достигнуты вершины живописного мастерства, именно в портрете русские мастера сумели с особой глубиной выразить передовые, просветительские идеи своего времени. В русскую живопись вошли психологизм и богатое идейно-философское содержание.

Новый этап в развитии портретного искусства, которое теперь не ограничивается запечатлением индивидуальных черт человека, но проникает в его внутренний мир, ознаменовался творчеством, может быть, самого привлекательного русского художника XVIII века - Ф. С. Рокотова (1735-1808). Лишь недавно, да и то далеко не исчерпывающе, удалось уточнить обстоятельства его жизни, окутанной многими легендами и домыслами.

Удивительная одаренность Рокотова быстро принесла ему известность и признание при дворе (он писал парадные портреты Екатерины II и наследников престола), но лучшие произведения относятся к московскому периоду его жизни, где расцвел талант художника в области интимных, камерных портретов. Более свободомыслящая, нежели официальный Петербург, старая столица, ее просветительские настроенные передовые круги благотворно влияли на Рокотова. Ему хорошо удавалась передача ума, иронии, творческого начала в портретах представителей московской интеллигенции, эти портреты поражали современников своей жизненностью и психологизмом.

В конце столетия в русской живописи возникают новые взгляды и настроения. Ощущается некоторый отход от культа рационалистического мышления, начинают особенно цениться нежные чувствования, сентиментализм окрашивает в специфические тона поэзию, пейзажную и портретную живопись. Здесь наибольшие достижения приходятся на долю третьего выдающегося русского портретиста - В. Л. Боровиковского (1757 - 1825).