Музыкотерапия для дошкольников

Музыка сопровождает человечество, пожалуй, с самого начала его существования. Колыбельные песни убаюкивают малышей, марши и барабанная дробь прибавляют храбрости, пение молитв настраивает на высокий духовный лад… О влиянии гармоничного сочетания звуков сказано немало, однако далеко не все знают, что музыка вполне может выступать в качестве лечебного средства.

Что такое музыкотерапия

Музыкотерпия – один из методов психотерапевтического воздействия. Как правило, музыкотерапия используется не изолировано, а в сочетании с другими способами лечения, и тем не менее, по мнению многих психологов и психотерапевтов, в ряде случаев благодаря грамотному использованию лечебного действия музыки удается достичь очень хороших результатов.

Музыкотерапия начала свое шествие еще в XIX веке, однако лишь в XX веке эта методика получила широкое распространение. Во многих странах Европы музыкотерапия используется в ведущих психиатрических клиниках, существуют даже специализированные центры лечения музыкой. Музыкотерапия в этих странах вышла и за пределы помощи при заболеваниях психики – она нашла свое применение в хирургии, лечении сердечно-сосудистых заболеваний, патологии дыхательной, пищеварительной, кроветворной системы и опорно-двигательного аппарата.

Каков механизм действия музыкотерапии? На этот вопрос нет однозначного ответа – все, что касается высшей нервной деятельности человека, пока еще находится вне точного объяснения современной науки. По мнению шведской школы музыкальной психотерапии, лечебное действие музыки осуществляется за счет явления психорезонанса. Согласно этому направлению, музыка способна открыть путь к глубинам сознания. Определенная музыка вызывает резонанс определенного переживания, позволяет его выявить, проанализировать и нейтрализовать.

Американские психотерапевты используют музыкотерапию при традиционном психоанализе. Во время сеанса врач подбирает музыку, которая способна раскрыть психотравмирующие воспоминания и помочь разрядить эмоциональные переживания по этому поводу. Пение самого больного при активной музыкотерапии, по мнению некоторых исследователей, имеет дополнительный лечебный эффект вибрации голосовых связок, которая передается на другие органы тела.

1. У тяжелых больных музыка открывает резервы сил и воли к выздоровлению.

2. Грамотно подобранное музыкальное сопровождение помогает больному повысить уровень доверия к врачу и поверить в скорейшее выздоровление.

3. Лечебная физкультура под музыку позволяет достичь нужной ритмичности и стимулировать пациента к преодолению дискомфорта при выполнении упражнений.

4. Музыка становится хорошим профилактическим средством для предупреждения расстройства адаптации в условиях высокой подверженности стрессам.

5. У пожилых пациентов с нарушением памяти под действием музыки могут всплывать приятные счастливые воспоминания, поэтому в гериатрии музыка используется как средство лечения позитивными воспоминаниями.

6. Музыкотерапия используется даже для лечения новорожденных детей и больных в бессознательном состоянии.

Больные, как правило, охотно идут на сеансы музыкотерапии. Дело в том, что здесь их никто не будет мучить расспросами о прошлом и настоящем, никто не будет болезненно «копать» залежи воспоминаний. Музыкотерапевт достигает контакта с пациентом при помощи музыки: ориентируясь на его эмоциональный ответ, специалист подбирает такое произведение, которое бы позволило больному самостоятельно разобраться в себе, получить разрядку и даже порой найти выход из сложной ситуации.

Виды музыкотерапии

Существует два основных вида музыкотерапии – активная и пассивная, и великое множество дополнительных подвидов, которые подразумевают сочетание лечения музыкой с другими физическими и психическими способами воздействия.

Пассивная музыкотерапия заключается в прослушивании музыкальных композиций. Цель такого лечения – достижение переживания, которое способно вызвать разрядку или открытие глубинных воспоминаний и чувств. Дополнительно к пассивной музыкотерапии нередко используют движение, в том числе дыхательные упражнения, гипнотическое воздействие, аутотренинг, рисование.

Активная психотерапия подразумевает непосредственное участие самого больного в процессе воспроизведения музыки. Пациент сам играет на музыкальном инструменте, поет, хлопает, постукивает… Пение – эффективный метод лечения логоневрозов, в том числе заикания. При этом улучшается артикуляция, исчезают спастические сокращения речевых мышц, человек обучается управлять своим дыханием.

Лечение музыкой хорошо сочетается с физической активностью. И здесь музыка важна не только в качестве ритмичного инструмента, регулирующего чередование движений. Многие методики подразумевают не столько физическую нагрузку, сколько внутреннее единение тела и музыки. Пациент двигается под музыку так, как ее ощущает. Не нужно думать о внешней красоте движений – только гармония звуков и тела.

Для проведения музыкотерапии обычно используют классическую музыку. В арсенале музыкотерапевтов есть сборники музыки релаксирующей, агрессивной, вызывающей различные эмоции – радости, страха, грусти, тревоги. Композиции, способствующие возникновению негативных эмоций, служат для выхода агрессивной энергии и выражения своих чувств, после чего обычно звучит музыка разрешающая, успокаивающая или, наоборот, побуждающая к продуктивной деятельности.

Музыкотерапия у себя дома

Музыкотерапию можно использовать и в домашних условиях. Конечно, не стоит ожидать от такого лечения чудодейственного эффекта, однако в качестве профилактического средства такие процедуры могут оказаться достаточно результативными.

Правила проведения музыкотерапии дома

а. Музыку слушать нужно в удобной позе. Предварительно расслабьте все тело, постарайтесь выкинуть из головы бытовые проблемы. Следуйте этому правилу даже в том случае, если вы хотите достичь стимулирующего эффекта.

б. Продолжительность сеанса – не более 10-15 минут. Чрезмерно длительное воздействие утомляет мозг и может вызвать ненужные защитные реакции.

в. Ставьте музыку на небольшой громкости, чтобы не истощать нервную систему.

г. Когда слушаете эмоциональную музыку, позвольте своему телу выражать то, что вы чувствуете. Под агрессивную музыку можете топать ногами, дирижировать… Главное – прочувствовать музыку и дать выход своим ощущениям.

д. После сеанса отдохните несколько минут – дайте музыке проникнуть в сферу бессознательного.

е. Можете попробовать музыкотерпию во время сна. Именно в этом состоянии подсознание особенно чувствительно к внешним и внутренним воздействиям, поэтому ночная музыкотерапия может оказаться наиболее эффективной – это касается в первую очередь детей, психиатрических больных и пациентов с чрезмерно возбудимой психикой.

Подбирать музыкальные композиции необходимо индивидуально, ориентируясь на ваше состояние. Для снятия агрессии сначала используют агрессивную музыку, затем нейтральную и в самом конце – успокаивающую.

Если ваше нынешнее состояние определяется чувством страха, первой должна звучать тревожная музыка – это даст вам возможность более полно отреагировать на свое переживание. Для улучшения самочувствия и снятия тревожности заканчивайте сеанс успокаивающей музыкой.

Домашняя музыкотерапия – это не всегда традиционное пение, музицирование или пассивное прослушивание композиций. Можно попробовать методику, позволяющую прочувствовать единение музыки и всего вашего организма, включая и психические, и соматические его составляющие. Для этого вам потребуется бубен или небольшой барабан.

Последователи этого вида музыкотерапии рекомендуют для начала немного помолчать и успокоиться. Теперь пойте на низких тонах без слов под звучание барабана – вы ощутите вибрацию, которая распространяется на все ткани и органы тела. Отвлекитесь от слушания себя – постарайтесь не слышать ушами воспроизводимых звуков, чувствуйте их телом. Если вы все делаете правильно, вы ощутите потребность движения, подобного танцу. Выпустите из себя свою внутреннюю музыку и внутренний танец. Сконцентрируйтесь только на получении удовольствия от действа. Таким образом разряжайте все свои накопившиеся эмоции, и вы почувствуете психическое равновесие и умиротворение. Со стороны, конечно, все это будет похоже на шаманство, поэтому позаботьтесь о том, чтобы рядом с вами никого не было.

Музыка – ваш приятный спутник на жизненном пути. Пользуйтесь ей грамотно, позволяйте себе откликнуться на ее призывы – и вы сможете поддержать свое психическое здоровье и устоите перед ежедневными истощающими стрессами.

Музыкотерапия в детском саду.

«Использование музыки в коррекции психоэмоциональной сферы ребенка».

Музыка окружает нас всегда и везде. Мы любим слушать ее (кто классическую, кто народную, кто современную), петь, танцевать, иногда даже просто насвистывать. Но, наверное, мало кто из нас задумывается о ее пользе. А ведь с давних времен известно, что музыка оказывает умственный и физический эффект на любой организм.

Корифеи античной цивилизации Пифагор, Аристотель, Платон обращали внимание современников на целебную силу воздействия музыки, которая, по их мнению, устанавливает пропорциональный порядок и гармонию во всей Вселенной, в том числе и нарушенную гармонию в человеческом теле.

«Музыка усиливает любую радость, успокаивает любую печаль, изгоняет болезни, смягчает любую боль, и поэтому Мудрецы Древности поклонялись Единой силе Души, Мелодии и Песни». В эпоху Средневековья метод музыкотерапии применялся для лечения эпидемии болезни – так называемой пляски Святого Витта. Тогда же в Италии получило широкое распространение лечение музыкой тарентизма (тяжелого психического заболевания, вызванного укусом ядовитого паука – тарантула).

Первые попытки научного объяснения этого феномена относятся к 17 в., а широкие экспериментальные исследования – к 19в. Большое значение музыке в системе лечения психических больных придавали С.С. Корсаков, В.М. Бехтерев и другие известные русские ученые.

Музыкотерапия – это психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства, а также это контролируемое использование музыки в коррекции психоэмоциональной сферы ребенка. Непосредственное лечебное воздействие музыки на нервно- психическую сферу детей происходит при ее пассивном или активном восприятии.

Музыкотерапия позволяет решить ряд проблем: преодолеть психологическую защиту ребенка – успокоить или, наоборот, настроить, активизировать, заинтересовать, установить контакт между взрослым и ребенком, помогает развивать коммуникативные и творческие возможности ребенка, занять его увлекательным делом – музыкальными играми, пением, танцами, движением под музыку, импровизацией на музыкальных инструментах.

В дошкольном возрасте активизирующий эффект музыки достигается музыкальным оформлением различных игр, специальных коррекционных занятий с детьми. Музыкотерапия осуществляется в форме подгрупповых занятий с ритмическими играми, дыхательной гимнастикой, воспроизведением заданного ритма с постепенным замедлением темпа. Громкость звучания музыки должна быть строго дозирована.

Музыка влияет на дыхание. Неторопливый темп музыкального произведения замедляет дыхание, делает его более глубоким. Быстрая и ритмичная пульсация танца подчиняет дыхание своему темпу, заставляя нас дышать чаще. То же и с сердцебиением: медленнее и тише – тем спокойнее ритм сердечных сокращений.

Музыка также снимает мышечное напряжение и повышает подвижность и координацию тела. Через автономную нервную систему слуховые нервы соединяют внутреннее ухо с мышцами тела. Следовательно, сила, гибкость и тонус мышц зависят от звука и вибраций.

У каждого ребенка есть любимая музыка, которая действует на его душу наиболее эффективно. Его окружает огромное количество различных жанров, стилей, направлений. Как же разобраться в этом обилии музыкального материала, выделить наиболее полезное для организма ребенка?

Ученые выяснили, что наш мозг биологически восприимчив к определенной музыке. Они считают, что слушание музыки в первые 3 года жизни человека помогает мозгу формировать представление об окружающем мире. Мозг легко приспосабливается в ранние годы, поэтому необходимо расширять музыкальный репертуар.

Детские песни: - «Антошка» (Ю.Энтин, В.Шаинский)

- «Бу-ра-ти-но» (Ю.Энтин, А.Рыбников)

- «Будьте добры» (А.Санин, А.Флярковский)

- «Веселые путешественники» (С.Михалков, М.Старокадомский)

- «Все мы делим пополам» (М.Пляцковский, В.Шаинский)

- «Где водятся волшебники» «Да здравствует сюрприз» (из к/ф «Незнайка с нашего двора» Ю.Энтин, М.Минков)

- «Если добрый ты» (из м/ф «Приключения кота Леопольда» М.Пляцковский, Б.Савельев) - «Колокола», «Крылатые качели» (из к/ф «Приключения электроника», Ю.Энтин, Г.Гладков)

- «Настоящий друг» (из м/ф «Тимка и Димка», М.Пляцковский, Б.Савельев)

- «Песенка Бременских музыкантов» (Ю.Энтин, Г.Гладков)

- «Прекрасное далеко» (из к/ф «Гостья из будущего» Ю.Энтин, Е.Крылатов)

- «Танец маленьких утят» (французская народная песня) .

Одним из вариантов использования потенциала музыкального искусства является фоновая музыка, звучащая «вторым планом», без установки на осознанное восприятие на занятиях. Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребенка в условиях образовательного учреждения и помогает решать многие задачи воспитательно-образовательного процесса. Какие же?

1. Создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранение здоровья детей.

2. Развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение активности.

3. Активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний.

4. Переключение внимания во время изучения трудового учебного материала, предупреждение усталости, утомляемости.

5. Психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультурных минуток.

Используя музыку на занятиях по развитию речи, математическому развитию, ручному труду, конструированию, рисованию, воспитатель должен ориентироваться на возможности активного и пассивного ее восприятия детьми.

При активном восприятии педагог намеренно обращает внимание детей на звучание музыки, ее образно-эмоциональное содержание, средства выразительности.

При пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности. Так, на занятии по формированию математических представлений с целью активизации интеллектуальной деятельности, повышения сосредоточенности, концентрации внимания звучащие музыки является фоновым.

В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозированно, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей. Хорошо, если детей утром в группе будет встречать приветливый воспитатель, который предусмотрительно включит солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом. В этом случае музыка будет выступать в качестве терапевтического средства, корректируя психофизическое состояние детей. Ведь каждый день ребенку наносится пусть незаметная, но травма – ситуация отрыва от дома и родителей. А детский сад – это их второй дом. И музыка в этом плане оказывает неоценимую услугу.

Музыкотерапия включает: прослушивание музыкальных произведений, пение песен, ритмические движения под музыку, музыкальные паузы на занятиях, сочетание музыки и изобразительной деятельности, игру на детских музыкальных инструментах, музыкальные упражнения и др. Рекомендации по применению музыкотерапии в коррекционной работе с детьми:

1) использовать для прослушивания можно только то произведение, которое нравится абсолютно всем детям;

2) лучше слушать музыкальные пьесы, которые знакомы детям;

3) продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут в течение всего занятия.

Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются;

Музыка для релаксации: - Альбиони Т. «Адажио»

Бетховен Л.»Лунная соната»

Глюк К. «Мелодия»

Григ Э. «Песня Сольвейг»

Дебюсси К. «Лунный свет»

Римский-Корсаков Н. «Море»

Сен-Санс К. «Лебедь»

Чайковский П.И. «Осенняя песнь», «Сентиментальный вальс»

Шопен Ф. «Ноктюрн соль минор»

Шуберт Ф. «Аве Мария», «Серенада»


Музыкотерапия как средство укрепления здоровья детей дошкольного возраста

«Легкая мелодия – самый лучший утешитель для

возбужденной фантазии и лекарство для мозга».

В.Шекспир

Детство - это уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом всю жизнь. В начале пути рядом с каждым малышом находятся самые главные люди в его жизни – родители. Благодаря их любви, заботе, эмоциональной близости ребенок растет и развивается, у него возникает чувство доверия к миру и окружающим его взрослым.

В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методики. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание.

Работая в системе образования, педагог замечает резкий рост детей с различными формами нарушений в поведении, с различными отклонениями в психике. Проще говоря, с каждым годом увеличивается число нездоровых детей, детей с нарушениями психоэмоциональной сферы. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу.

Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. В детских садах все больше детей с ярко выраженной гиперактивностью, детей с психосоматическими заболеваниями. Любое неадекватное поведение: лень, негативизм, агрессия, замкнутость – всё это защита от нелюбви. Ребенок способен успешно развиваться, сохранять здоровье только в условиях психологического комфорта, эмоционального благополучия.

Важнейшей задачей музыкального воспитания детей раннего возраста является формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. На ярких музыкальных впечатлениях, образах, я строю развитие активности в детском музыкальном исполнительстве и творчестве детей. Дети раннего возраста не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоции они способны выразить. И вот здесь бесценную помощь оказывает музыка. Сила ее заключается в том, что она передаёт смену настроений, переживаний – динамику эмоционально-психических состояний человека. Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно; достаточно только сыграть грустную мелодию, и малыши начинают понимать состояние печали с первых тактов. Музыка помогает им осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний. Музыка – источник особой детской радости. В раннем возрасте ребёнок открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал. Раннее общение с музыкой, занятия основными видами музыкальной деятельности способствуют полноценному психическому, физическому и личностному развитию малыша. Установлено, что музыка - воздействует на многие сферы жизнедеятельности человека через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психический. Звуковые вибрации являются стимулятором обменных процессов в организме на уровне клетки. Эти вибрации способны изменять различные функции организма (дыхательную, двигательную, сердечнососудистую). Благодаря ассоциативным связям, возникающим в процессе восприятия и исполнения музыки, меняется и психическое состояние ребенка. Именно в младшем возрасте, когда детская психика очень гибка и пластична, психологическая составляющая работы музыкального руководителя наиболее эффективна. Анализируя основы психо-коррекционной работы с детьми, многие учёные отмечают, что в дошкольном возрасте одним из наиболее эффективных методов является музыкотерапия.

Музыкотерапия – метод, использующий музыку, как средство нормализации эмоционального состояния, устранения страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении.

Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности.

Такой метод дает возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка: снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, коррекцию отклонений в личностном развитии ребенка и его психо-эмоциональном состоянии, а также может за считанные минуты снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить настроение, сконцентрировать внимание. В дошкольном возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности.

Занятия по музыкотерапии строятся по определенной схеме:

1. Разминка. Двигательные и ритмические упражнения.

2. Основная часть. Различные виды музыкальной деятельности: пение, слушание, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах и обязательно элементы театрализации.

3. Музыкальная релаксация. Аутотренинг.

Музыкотерапия ориентирует педагога на сотрудничество с ребенком, на интеграцию различных видов художественной деятельности.

Поэтому музыкотерапию, как метод, рекомендуется использовать не только на музыкальных, но и на физкультурных занятиях, на утренней гимнастике, бодрящей гимнастике после дневного сна, на вечерах досуга, на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, в повседневной деятельности, самостоятельных играх и т.д. Т.Е. музыка сопровождает детей и взрослых в течение дня в группе.

Таким образом, каждый педагог может использовать упражнения в сочетании с другими играми и упражнениями, «конструировать» из отдельных композиций необходимую форму занятий.

Все элементы упражнений по музыкотерапии дают возможность использовать их не только как средство развития музыкальных и двигательных способностей детей на занятиях ритмикой, но и как игровой тренинг психических процессов: внимания, памяти, воли, творческого воображения и фантазии, а так же, как средство расслабления, переключения внимания или повышения психофизического тонуса и т.д., в самых различных формах организации педагогического процесса в детском саду.

Например, на занятиях с высокой умственной нагрузкой и малой подвижностью следует использовать танцевальные композиции в качестве физкультминуток. Использование композиций на основе быстрой, веселой музыки позволяет поднять настроение детей, активизировать их внимание.

Использование музыки решает оздоровительно-профилактическую задачи, способствует созданию комфортных условий пребывания ребенка в детском саду:

    утренний отрезок времени: во время приема детей предлагается мажорная классическая музыка, солнечная песня с хорошим текстом, которые снимут психологическое напряжение, созданное необходимостью расставания с мамой;

    дневной сон: благотворно влияние мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Такая музыка расслабляет, снимает эмоциональное и физическое напряжение;

    пробуждение после дневного сна: тихая, нежная, легкая, радостная музыка (короткая пьеса или фрагмент музыкального произведения используется в течение одного месяца, чтобы у ребенка выработался рефлекс просыпания на знакомую мелодию) помогает малышам переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Под музыку проводится гимнастика.

При помощи музыкотерапии можно моделировать эмоции, помочь сбалансировать психо-эмоциональное состояние и поведение ребенка. Занятия по музыкотерапии дают богатый опыт общения, наполняют жизнь радостными и яркими впечатлениями.

Терапевтические возможности музыкального искусства.

Восприятие музыки, ее исполнение являются основными формами не только музыкального восприятия, но и музыкальной психотерапии. История оставила немало фактов, свидетельствующих об успешном использовании с древнейших времен терапевтических возможностях музыкального искусства. О целебных свойствах музыки человечество узнало еще из Библии.

Первым, кто научно объяснил лечебный эффект, был Пифагор. В III веке до н. э. в Парфянском царстве был создан музыкальный медицинский центр, где с помощью специально подобранных мелодий лечили от тоски, нервных расстройств, сердечных болей.

В начале ХХ века известный психоневролог Владимир Михайлович Бехтерев начал изучать влияние музыки на организм человека. Ученый пришел к выводу, что музыка может избавлять от усталости и заряжать человека энергией, положительно влиять на систему кровообращения и дыхания. Академик Бехтерев считал, что матери недаром поют своим малышам. «Без колыбельной вообще невозможно полноценное развитие ребенка» – писал ученый.

Духовная, религиозная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя. Если сравнивать музыку с лекарствами, о религиозная музыка – анальгетик в мире звуков, то есть она облегчает боль.

Благодаря научным исследованиям шведских ученых стало известно всему миру, что звуки колокола, содержащие резонансное ультразвуковое излучение, за считаные секунды убивает тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусов гриппа. И совсем неслучайно в период эпидемий в храмах неустанно звонили колокола.

Универсальным действием обладает музыка Моцарта – и в этом единодушны все специалисты. Она оказывает поистине волшебное действие: при простуде и головной боли, депрессии и умственном напряжении. Причем эффект от музыки великого австрийца распространяется не только на людей, но и на домашних животных и даже на неодушевленные предметы. Например, в Европе обнаружили, что коровы, регулярно слушавшие произведения Моцарта, давали больше молока, а японцы полагают, что Моцарт делает хлеб пышнее, а рисовую водку саке – ароматнее.

Установлено, что во время пения возникает особая вибрация внутренних органов. С одной стороны она помогает диагностике, с другой – активизирует функции дыхания. Пение веселых песен помогает при сердечных недугах, способствуют долголетию.

Чувствовать себя лучше человеку помогают не только определенные мелодии, но и определенные инструменты. Так, считается, что арфа гармонично влияет на работу сердца. Барабан также помогает больному сердцу нормализовать ритм и лечит кроветворную систему. Нежная скрипка исцеляет душу и способствуют самопознанию человека. Благородный орган гармонизует деятельность позвоночника и наводит «порядок в голове». Недаром на нем исполняли произведения преимущественно в церквях и храмах, после чего люди выходили с прояснившимся сознанием и чистыми мыслями.

Пианино нормализует работу щитовидной железы, а флейта расширяет и очищает легкие.

Музыкальная терапия может стать эффективным методом лечения детских неврозов, которые сегодня все больше поражают дошкольников. Нынешние ДОУ должны всеми возможными средствами помочь обществу решать эти проблемы.

Основной акцент ставится на приобщении детей к произведениям высокого музыкального искусства: произведения «золотого фонда» музыкальной культуры.Лучшая музыка для лечения и расслабления – классическая.

Релаксационную, расслабляющую музыку можно слушать как днем, так и вечером, перед сном, в удобной приятной обстановке. При этом в комнате должен быть приглушенный, спокойный свет. Удобно посадите, или положите детей, напомните о правильном дыхании (как правило специалисты советуют дышать не грудью, как мы привыкли, а животом, на счет «десять» выдыхать.) благодаря такому дыханию, воздух проникает в клетки и помогает лучше расслабиться.

Активизирующая классическая музыка улучшает мозговую деятельность, помогает вернуть утраченную и израсходованную энергию. Используйте такую музыку во время игры, принятия утренних процедур.

Музыкотерапия имеет три вида: рецептивная (пассивная), активная, интегративная.

Интегративная музыкотерапия включает в себя две методики:

Музыкоцветотерапия – синтез музыки и цвета (восприятие музыки в сочетании с цветом).

Музыкоизотерапи я - основана на синтезе музыкального и зрительного восприятия. Музыкальное восприятие в сочетании с просмотром шедевров мировой живописи оказывает сильнейшее психотерапевтическое воздействие на ребенка, помогает выйти из конфликтных ситуаций, углубляет внимание, пробуждает чувство любви к себе, жизни. Перенесенная на бумагу (в рисунок) музыка дарит уверенность в себе.

Рецептивная музыкотерапия используется в работе с дошкольниками имеющие нарушения зрения, речи, которые имеют эмоционально-личностные проблемы.

Активная музыкотерапия включает в себя вокалотерапию , которая помогает работе сердечно-сосудистой системе и фольклоротерапию , которая обучает гармонизации внешнего и внутреннего мира человека.

Кинезитерапия развивается как самостоятельная методика и основана на связи музыки и движения, включает в себя: хореографию, коррекционную ритмику, ритмотерапию и танцетерапию . Она дает положительный эффект у детей с нарушением речи, зрения и слуха, опорно-двигательного аппрата.

Особое место в кинезитерапии занимает танцетерапия . Осваивая танец, занимающиеся не только разучивают движения, но и создают художественный образ. Он. Оказывает большое эмоциональное воздействие на исполнителей и зрителей.

Музыкотерапия используется как в процессе слушания музыки, так и в процессе непосредственно самих упражнений.

Для снятия стресса, или наоборот, активизации эмоциональной сферы личности ребенка используют музыку для релаксации, а также записи звуков природы (шум моря, леса, грозы и т.д.)

Упражнения по музыкотерапии.

Упражнение «Шум моря».

Учащиеся слушают звуки моря, а затем предложить им «подышать», как море. Делать тихий, мягкий вдох животом и плавно поднять вверх руки. А потом выдохнуть на звук «Ш». Выдыхать долго-долго, втягивая живот, чтоб вышел весь воздух. Мягко опустить руки и снова вдохнуть.

Релаксационное упражнение «Волшебный сон»

Звучит спокойная музыка со звуками природы. Педагог предлагает сесть удобнее, расслабиться, закрыть глаза. Установка: «Вы сейчас погрузитесь в волшебный сон. Спокойно отдыхайте, закрыв глаза. Пусть каждому присниться хороший добрый сон».

Ресницы опускаются…

Глаза закрываются…

Мы спокойно отдыхаем (2раза),

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко…

Наши руки отдыхают…

Ноги тоже отдыхают…

Отдыхают, засыпают… (2 раза)

Шея не напряжена,

А расслаблена…

Губы чуть приоткрываются,

Всё чудесно расслабляется… (2 раза)

Напряженье улетело…

И расслаблено всё тело (2раза),

Будто мы лежим на травке,

На зелёной, мягкой травке…

Греет солнышко сейчас…

Ноги тёплые у нас…

Дышится легко… ровно… глубоко…

Губы тёплые и вялые

И нисколько не усталые.

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Упражнения по ритмотерапии .

Упражнение «Пузырьки воздуха».

Под звуки плеска волн дети очень тихо, легко и мягко ходят на носочках, танцуют под музыку. Они представляют себя пузырьками воды, легкими и невесомыми.

Упражнение «Цапля».

Учащиеся поют любой звук и стоят как можно дольше на одной ноге, разведя руки в стороны как крылья. Это упражнение тренирует чувство равновесия, развивает координацию движений, формирует правильную осанку, укрепляет мышцы ног.

Упражнение «Сугробы и солнышко».

Один ребенок – «солнышко», все остальные – «сугробы». Под звуки метели дети «превращаются в сугробы» и замирают в какой-то определенной позе. Педагог спрашивает, во что или в кого они превратились. Затем «солнышко» мягким прикосновением помогает «сугробам» растаять. После того, как все сугробы «растаяли», учащиеся танцуют под любую веселую музыку.

Упражнения по музыкоизитерапии .

Упражнение «Ковер-самолет».

В этом упражнении предложить детям полетать на ковре-самолете вместе с Иваном Царевичем. Учащиеся рассматривают репродукции картин В.М. Васнецова «Иван Царевич на сером волке» и «Ковер-самолет». Под спокойную музыку они закрывают глаза и представляют себя Иваном Царевичем или Царевной, дети «летят» в воздухе на ковре-самолете. Педагог по очереди дотрагивается до них, и они рассказывают, что видят внизу, под собой, вверху, не страшно ли им лететь, холодно или тепло, легко ли дышится, хочется взлететь еще выше или спуститься на землю.

Упражнение «Спящая царевна».

Учащиеся рассматривают репродукцию картины В.М. Васнецова «Спящая царевна». Им предлагается представить себя в образах разных сказочных персонажей картины, и замереть в характерной для этого персонажа позе. Затем педагог дотрагивается до них по очереди и все «просыпаются», и танцуют в соответствии с выбранными образами под музыку П. Чайковского из балета «Спящая красавица».

Вокал отерапия.

« Мелодизация собственных имен или нейтральных фраз» - Попросить ребенка пропеть свое имя или какую-либо фразу (то, что он сейчас делает). Усложнение. Попросить спеть свое имя или фразу с определенной интонацией – гнева и решительности, печали и уныния, веселья и радости, спокойствия и т. д.

« Мелодизация призывов» - Спеть эмоционально окрашенные призывы с разной интонацией. («Вперед, друзья!», «Ах, как мне грустно…», «Какая удача, какая радость…» и т. д.). Дети поют на удобной для них ноте и высоте.

Упражнение по фольклоротерапии .

У пражнение « Кто на чем играет?»:

Дети с завязанными глазами друг за другом должны угадать названия звучащих поочередно народных музыкальных инструментов.

Кроме занятий музыкотерапией, музыка сопровождает детей и взрослых в течение дня в группе.

КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПРОБУЖДЕНИЯ

« Зайчата ».

Дети выполняют движения соответственно тексту.

Вот пушистые зайчата

Мирно спят в своих кроватках.

Но зайчатам хватит спать,

Пора сереньким вставать.

Ручку правую потянем,

Ручку левую потянем,

Глазки открываем,

С ножками играем:

Поджимаем ножки,

Выпрямляем ножки,

А теперь бежим скорей

По лесной дорожке.

С боку на бок повернемся

И уже совсем проснемся!

Просыпайтесь, глазки!

Просыпайтесь, глазки! Глазки все проснулись?

Дети лежат на спине, легко поглаживают закрытые глаза.

Просыпайтесь, ушки! Ушки все проснулись?

Растирают уши ладошками.

Просыпайтесь, ручки! Ручки все проснулись?

Растирают руки от кисти до плеча.

Просыпайтесь, ножки! Ножки все проснулись?

Стучат пяточками по кровати.

Просыпайтесь, детки!

Мы проснулись! Потягиваются, затем хлопают в ладоши.

« Потягушка ».

Это кто уже проснулся?

Кто так сладко потянулся?

Потягуни-потягушечки

От носочков до макушечки.

Мы потянемся-потянемся,

Маленькими не останемся,

Вот уже растем, растем, растем!

Н. Пикулева

Дети потягиваются, вытягивают поочередно то правую руку, то левую, выгибают спинки.

« Котята ».

Маленькие котята – смешные ребята:

То в клубок свернутся, то снова развернутся.

Дети лежат на спине, руки вдоль туловища. Сгибают колени, ноги подтягивают груди, обхватывают колени руками, возвращаются ей.

Чтобы спинка была гибкой,

Чтобы ножки были прытки,

Делают котятки

Для спины зарядку.

Дети лежат на спине, руки «в замке» за головой, ноги согнуты в коленях.. Наклон колен влево, в и. п., наклон колен вправо, в и. п.

Запыхтел паровоз,

он котят гулять повез.

Дети сидят, ноги вместе, руки в упоре сзади. Сгибают ноги в коленях, подтягивают их к груди со звуком «ф-ф» на выдохе.

Скоро полдник у котят?

У них животики урчат.

Дети сидят по-турецки, одна рука на животе, другая на груди. Вдох через нос,

втягивая живот; выдох через рот, надувая живот.

Вот котята встали,

До солнышка достали.

Дети стоят на полу, поднимают руки вверх, потягиваются.

КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ

Маленькие детки

Маленькие детки спят,

Носиками все сопят,

Носиками все сопят,

Сон волшебный все глядят.

Сон волшебный и цветной,

И немножечко смешной.

Снится зайка озорной,

Он спешит к себе домой.

Снится розовый слоненок

Он, как маленький ребенок,

То смеется, то играет,

Но никак не засыпает.

Спите, маленькие детки!

Воробей сидит на ветке.

Он чирикает, и слышно:

Тише, тише, тише, тише…

Н. Байдавлетова

Колыбельная медвежат

Баю-баюшки-баю!

Саше песенку пою

Про веселых медвежат,

Что под елкою сидят.

Один лапу сосет,

Другой семечки грызет.

Третий сел на пенек,

Звонко песенку поет:

«Саша, спи, засыпай,

Свои глазки закрывай…»

Баюкалка

(колыбельная уральских казаков)

Баю-баюшки-баю!

Стоит домик на краю.

Он не беден, не богат,

Полна горница ребят.

Полна горница ребят,

Все по лавочкам сидят,

Все по лавочкам сидят,

Кашу сладкую едят.

Кашка маслена,

Ложки крашены.

Рядом котик сидит,

На ребяток глядит.

Уж ты, котик-коток,

У тебя серый лобок,

Беленькая шкурка,

Дам тебе кокурку (сдобное печенье).

Приходи-ка ты, коток,

Ко мне детушек качать,

Ко мне детушек качать, убаюкивать.

И у ночи будет край…

(русская народная колыбельная)

Баю-бай, баю-бай,

И у ночи будет край.

А покуда детвора

Спит в кроватках до утра.

Спит корова, спит бычок,

В огороде спит жучок.

И котенок рядом с кошкой

Спит за печкою в лукошке.

На лужайке спит трава,

На деревьях спит листва,

Спит осока у реки,

Коллеги, мы публикуем стендовый доклад участницы IX Саммита психологов, который состоится 31 мая - 2 июня в Санкт-Петербурге

Теоретическая часть «Теоретические аспекты исследования Музыкотерапии как средства сохранения физического и психологического здоровья»

Музыкальная терапия (или “музыкотерапия”, дословно - “исцеление музыкой”, от лат. musica “музыка” и греч. therapeuein “лечить”) – это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство. Музыкотерапия относится к комплексным средствам эмоционального и психосенсорного воздействия.

Терапевтическое воздействие музыки известно с древних времен. Совершим небольшой экскурс в историю музыкального врачевания, которая уходит своими корнями далеко в прошлое. Музыкотерапию связывают с именем Аполлона – покровителя искусств и его сына Асклепия – покровителя врачевания. Древняя медицина была тесно связана с религией, философией, мифологией и искусством, особенно с музыкой. Умение петь и играть на музыкальных инструментах было одной из обязанностей врача. О целебной силе музыки мы находим упоминание в трудах древнегреческих ученых и философов. Платон предлагал лечить ревматизм пением и игрой на музыкальных инструментах. Пифагор утверждал, что музыка помогает человеку поддерживать внутреннюю гармонию, Ему принадлежит известный афоризм: «Музыка может врачевать безумства людей». Аристотель считал, что музыка влияет на освобождение от эмоционального напряжения и психологического надлома. Многие мыслители высказывали свое убеждение в том, что музыка формирует характер и помогает взаимопониманию.

Древние врачи прописывали больным курсы музыкотерапии (Гиппократ). Авиценна утверждал в «Каноне врачебной науки»: «Страдающих меланхолией необходимо развлекать музыкой», считал, что хорошее пение утишает боль, отвлекает от нее и даже усыпляет. У великого Гомера описывалось, как исполнение мелодичных песен способствовало исцелению ран героев. В Парфянском царстве в III веке до нашей эры с помощью специально подобранных мелодий лечили от тоски, нервных расстройств и сердечных болей. В ХIХ столетии французский психиатр Эскироль начал использовать музыкальную терапию в психиатрических заведениях.

Дальнейшее распространение музыкотерапия получила после первой мировой войны. В 1930-х годах опыт военных врачей использовали немецкие терапевты при лечении язвы желудка, швейцарские - при лечении легких форм туберкулеза. Австрийские акушеры с помощью музыки обезболивали роды. Использование музыки и звука как анестезирующего средства стало применяться и в стоматологической и хирургической практике. Вся эта практика стала основой развития музыкотерапии после второй мировой войны.

В целом, медикам и психологам удалось доказать общую закономерность положительного и отрицательного воздействия конкретных музыкальных направлений. В частности, к «вредной» музыке были отнесены хаус, хип-хоп, панк-рок, тяжелый рок, хэви-метал, шансон, а также творчество таких исполнителей, как Мэрлин Мэнсон или Оззи Осборн. А вот в список «полезных» попали практически все произведения классиков. Причем, самой целебной и необыкновенной по воздействию принято считать музыку Моцарта: не быстрая, и не медленная, плавная, но не занудная – этот музыкальный феномен даже получил свое определение, как «эффект Моцарта». Не менее полезно слушать детские и народные песни, которые формируют ощущение защищенности и полного спокойствия.

Музыка окружает нас везде, без неё нельзя представить нашу с вами жизнь. Музыка воодушевляет, способствует полету воображения. День становится наполненным и радостным, если по дороге на работу мы слышим любимую мелодию. Вечером любимые музыкальные композиции помогает отвлечься от ежедневной суеты. Да, и кому, как ни нам с вами знать, как песня строить и жить помогает.

Музыка способна исцелить душу и тело. Спокойные мелодии помогают избавиться от стресса, волнения, страха, более энергичная музыка повышает тонус, способствует быстрому пробуждению организма, особенно утром, когда так сложно отойти от сладкого утреннего сна.

Музыка оказывает лечебное действие на организм еще не рожденного ребенка. Находясь в утробе матери, ребенок слышит. И эти первые звуки оказывают сильное влияние на его эмоциональный мир. Уже в 14 недель плод реагирует на ритм мелодии и на громкость, он уже может определить нравиться ли ему мелодия или нет. Есть мнение, что при беременности женщине необходимо слушать классику и только классику. Это не совсем верно. Ей необходимо ориентироваться на свои музыкальные симпатии, на ту музыку, которая принесет позитивные эмоции.

Сейчас появились научные теории о том, что музыка заложена во Вселенной на атомарном уровне. (Теория струн и теория вибрации вселенной).

Поэтому музыка так сильно воздействует на нас? Терапия музыкой, дошедшая до нас из глубины веков в наш бурный, стремительный век, широко применяется в медицинской и педагогической практике. Ученые, врачи и музыканты многих стран изучают воздействие музыки определенных стилей и направлений на те или иные органы и весь организм в целом. Например, врачами Германии и Японии установлено целительное влияние музыки Моцарта и Бетховена на пациентов с язвой желудка и двенадцати перстной кишки, Бетховена – на больных артритом и ревматизмом.

Основные механизмы воздействия музыкотерапии делают этот метод максимально индивидуально эффективным для каждого человека. С одной стороны музыка содержащая ритм воздействует на определенные мозговые зоны и активирует или синхронизирует работу мозга в целом. Так как наш организм работает в режиме подстраивания под ритмическую организацию внешнего мира. Подбирая музыкальные произведения можно добиться нужного эффекта расслабления или повышения активности. Во-вторых, любая музыка несет в себе индивидуальную маркировку, т.е. ассоциируется лично для каждого человека с каким-то событием, соответственно имеет для нас определенное значение и вызывает определенные эмоции.

Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека: -Звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности в будущем, физически взбодрить, придать человеку силы. -Духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы. Причем, медные духовые мгновенно пробуждают человека ото сна, делают его бодрым, активным. -Интеллектуальной сфере соответствует музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная. Не случайно звучание рояля называют самой математической музыкой, а пианистов относят к музыкальной элите, которая обладает четким мышлением и очень хорошей памятью. -Струнные инструменты прямо воздействуют на сердце. Они, в особенности скрипки, виолончели и гитары, развивают в человеке чувство сострадания. -Вокальная музыка влияет на весь организм, но больше всего на горло.

Наше дыхание ритмично. Если мы не выполняем тяжелые физические упражнения и не лежим спокойно, то обычно делаем в среднем 25-35 вдохов в минуту. Прослушивание быстрой, громкой музыки после медленной может привести к эффекту, описанному Ницше: «Мои возражения против музыки Вагнера являются физиологическими. Мне становится трудно дышать, когда на меня воздействует его музыка». Замедлив темп музыкального произведения, можно сделать дыхание более глубоким, спокойным. Обычно такой эффект имеют песнопения, современные оркестровки и народная музыка.

На музыку реагирует и температура тела. Громкая музыка с сильными ритмами может повысить температуру на несколько градусов и согреть в холод, в то время как мягкая музыка способна «охладить» нас. Как заметил Игорь Стравинский: «Ударные и басы действуют как система центрального отопления».

Физиологическое воздействие музыки на человеческий организм основано на том, что нервная система и мускулатура обладают способностью усвоения ритма. Музыка, выступая в качестве ритмического раздражителя, стимулирует физиологические процессы, происходящие ритмично как в двигательной, так и в вегетативной сфере. Поступая через слуховой анализатор в кору головного мозга, она распространяется на подкорковые центры, спинной мозг и дальше - на вегетативную нервную систему и внутренние органы. Различными исследованиями было установлено воздействие музыкальных раздражителей на пульс, дыхание в зависимости от высоты, силы, звука и тембра. Частота дыхательных движений и сердцебиений изменяется в зависимости от темпа, тональности музыкального произведения. Так, например, сердечно-сосудистая система заметно реагирует на музыку, доставляющую удовольствие и создающую приятное настроение. В этом случае замедляется пульс, усиливаются сокращения сердца, снижается артериальное давление, расширяются кровеносные сосуды. При раздражающем характере музыки сердцебиение учащается и становится слабее. Музыка также влияет на нейроэндокринную систему, в частности на гормональный уровень в крови. Под ее воздействием может изменяться тонус мышц, моторная активность. Посредством воздействия вибрации звуков создаются энергетические поля, которые заставляют резонировать каждую клетку организма. Таким образом своеобразная «музыкальная энергия» нормализует ритм нашего дыхания, пульс, давление, температуру, снимает мышечное напряжение.

Дело в том, что каждый орган человека имеет определенные колебания, то есть индивидуальный звуковой "портрет". Эти природные колебания складываются в своего рода мелодию, которую с помощью специальных микрофонов можно услышать и проанализировать. Когда работа органа нарушена, искажается и его звучание.

Цель музыкотерапии - восстановить гармонию звуковой палитры организма. Это происходит и при обычном прослушивании, и когда музыка воздействует на рефлексогенные точки и зоны. Вызванные ею вибрации напрямую налаживают игру нашего организма.

Отдельные элементы музыки имеют прямое влияние на различные системы человеческого организма :

  • Ритм . Правильно подобранный музыкальный ритм путем нормализации биологических ритмов способствует правильному перераспределению энергии, гармонии, хорошему самочувствию. Если звучание ритма музыки реже ритма пульса - то мелодия будет оказывать релаксационный эффект на организм, мягкие ритмы успокаивают, а если они чаще пульса, возникает возбуждающий эффект, при этом быстрые пульсирующие ритмы могут вызывать отрицательные эмоции.
  • Тональность. Минорные тональности обнаруживают депрессивный, подавляющий эффект. Мажорные - поднимают настроение, приводят в хорошее расположение духа, повышают артериальное давление и мускульный тонус.
  • Частотность . Высокочастотные звуки (3000-8000 Гц и выше) вызывают в мозге резонанс, пагубно воздействуя на познавательные процессы. Длительный и громкий звук вообще способен привести к полному истощению организма. Звуки среднего диапазона (750-3000 Гц) стимулируют сердечную деятельность, дыхание и эмоциональный фон. Низкие (125-750 Гц) воздействуют на физическое движение, вызывают напряжение и даже спазмы в мускулатуре. Музыка с низкими вибрациями не дает возможности сконцентрироваться или успокоиться.
  • Также очень важны такие характеристики, как диссонансы - дисгармоничное сочетание звуков - они возбуждают, раздражают, и консонансы - гармоничное сочетание звуков - они, напротив, успокаивают, создают приятное ощущение. Так, например, рок-музыка отличается частым диссонансом, нерегулярностью ритмов, отсутствием формы. Она воздействует ультра- и инфразвуками, мы их не слышим, но их воспринимают наши органы, а это может действовать разрушающе на мозг по принципу «25-го кадра».

Музыкотерапия относится к комплексным средствам эмоционального и психосенсорного воздействия.

Выделяют три основных направления лечебного действия музыкотерапии:

  • эмоциональное активирование;
  • регулирующее влияние на психовегетативные процессы;
  • повышение эстетических потребностей.

Музыка…. Когда мы слышим это слово - для каждого из нас в воображении звучит что-то своё. Но, безусловно, это всегда та мелодия, которая даёт нам силы, заряжает энергией и позитивом.

Различают следующие формы музыкотерапии:

  • активную (двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки словесный комментарий);
  • пассивную (прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки специально или как фон).

Музыкотерапия - одно из перспективных направлений в жизни ДОУ. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности.

В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозированно, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей. Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются.

Особое внимание педагогам следует уделить музыкально-рефлекторному пробуждению малышей после дневного сна. Эта методика разработана Н. Ефименко в противовес стандартному пробуждению детей по громкой команде воспитателя «Подъем!». Для этого используется тихая, нежная, легкая, радостная музыка.

Небольшая композиция должна быть постоянной в течение примерно месяца, чтобы у ребенка выработался рефлекс просыпания. Услышав звучание привычной музыки, малышам будет легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Кроме того, под музыку можно провести комплексы упражнений, не поднимая с кроватей детей.

Музыкотерапия ориентирует педагога на сотрудничество с ребенком, на интеграцию различных видов художественной деятельности. Поэтому её рекомендуется использовать не только на музыкальных занятиях, но и во всех видах деятельности. Все элементы упражнений по музыкотерапии дают возможность использовать их не только как средство развития музыкальных и двигательных способностей детей, но и как игровой тренинг психических процессов: внимания, памяти, воли, творческого воображения и фантазии, а так же, как средство расслабления, переключения внимания или повышения психофизического тонуса, в самых различных формах организации педагогического процесса в детском саду.

Исходя из вышесказанного следует вывод: при помощи музыкотерапии можно моделировать эмоции; поднять настроение, снизить чувство тревожности; у неуравновешенных детей сформировать чувства внутреннего покоя, радости, положительные эмоции; желание общаться друг с другом. Выполнение режимных моментов с использованием музыкотерапии прививают навыки расслабления, развивают нравственно-коммуникативные качества, создают положительный эмоциональный фон.

Практическая часть: Экспериментальная деятельность «Музыкальное сопровождение режимных моментов в ДОУ как метод сохранения физического и психологического здоровья»

Среди психологических проблем 21 века особое место заняла проблема сохранения и восстановления психоэмоциональной сферы детей, так называемого психологического здоровья. В последнее время отмечается резкий рост числа детей с разными формами нарушений психоэмоциональной сферы. В дошкольные учреждения приходит всё больше детей с ярко выраженной гиперактивностью, психосоматическими заболеваниями; дети порой бывают замкнутыми, тревожными, застенчивыми.

В детском саду ребёнок проживает треть своей дошкольной жизни. И эту жизнь его организуют сотрудники ДОУ. И от того, как она будет организована, зависит в немалой степени состояние здоровья детей. Педагоги ДОУ создают развивающую среду для детей, организуют их познавательно-продуктивную деятельность, определяют модель образовательной работы.

Анализ специальной литературы и опыта работы современных педагогов-психологов показал, что проблема психологического здоровья является достаточно актуальной и рассматривается с разных сторон.

Сам термин «психологическое здоровье» впервые был введен в научный лексикон И.В. Дубровиной, понимающей под этим аспекты психического здоровья, относящиеся к личности в целом и находящиеся в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа. Необходимо различать понятия «психическое» и «психологическое» здоровье - норма – это некий образ, который служит ориентиром для организации педагогических условий ее достижения. Альтернатива норме в случае психического здоровья – это болезнь. Альтернатива норме в случае психологического здоровья – отнюдь не болезнь, а отсутствие возможности развития в процессе жизнедеятельности, неспособность к выполнению своей жизненной задачи.

Более глубже и аргументированней тема психологического здоровья, на мой взгляд, рассмотрена в исследованиях таких психологов, как О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаева и И.М. Первушина. «Ключевым» словом для описания психологического здоровья они выделили - слово гармония, или баланс. Прежде всего, это гармония между различными сторонами самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими и т.п., но также это и гармония между человеком и окружающими людьми, природой, космосом, где сама гармония рассматривается не как статическое состояние, а как процесс жизнедеятельности.

Под психологическим здоровьем, в общем, понимается умение человека адаптироваться в различных социальных условиях, способность справляться с трудностями в сложных и незнакомых ситуациях без значительного ущерба для психики, адекватно себя в них вести, быть уверенным в себе; умение контролировать свои эмоции, себя и осознавать свое эмоциональное состояние и конструктивно разрешать конфликты.

Психологическое здоровье ребенка - это особый запас прочности психики, устойчивая адаптация к среде, наличие резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций, активное творческое отношение к действительности.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна их главных стратегических задач страны. Поскольку физическое здоровье образует неразрывное единство с психическим здоровьем и эмоциональным благополучием, то пути его достижения не могут быть сведены к узкомедицинским и узкопедагогическим мероприятиям. Оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении и организация жизнедеятельности в семье.

Формирование отношения к здоровью как главной жизненной ценности, укрепление здоровья, обеспечение полноценного образования, гармоничного формирования и развития детей дошкольного возраста являются важнейшими социальными задачами нашего общества. Формирование основ здорового образа жизни с самого раннего возраста является основной задачей в образовательных учреждениях.

В последнее время происходит активное реформирование системы дошкольного образования: растёт сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы. На фоне этих прогрессивных изменений всегда уделяется достаточное внимание укреплению здоровья и формированию основ здорового образа жизни.

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.

Анализируя основы психокоррекционной работы с детьми, многие учёные отмечают, что в дошкольном возрасте одним из наиболее эффективных методов является музыкотерапия. Музыкальную терапию широко применяют во многих странах мира для лечения и профилактики широкого спектра нарушений, включая также и эмоциональную нестабильность. Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности. Такой метод дает возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка: снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, коррекцию отклонений в личностном развитии ребенка и его психоэмоциональном состоянии, а также может за считанные минуты снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить настроение, сконцентрировать внимание. Например, на занятиях с высокой умственной нагрузкой и малой подвижностью следует использовать танцевальные композиции в качестве физкультминуток. Использование композиций на основе быстрой, веселой музыки позволяет поднять настроение детей, активизировать их внимание.

Сегодня современные ученые выделяют музыкальные произведения, которые положительно влияют на эмоциональное состояние ребёнка.

Так, например: - для уменьшения чувства тревоги и неуверенности рекомендуют слушать музыку Ф. Шопена: «Мазурки», «Прелюдии», «Экспромты»; а также «Вальсы» И.Штрауса; «Мелодию» А. Рубинштейна; - для уменьшения раздражительности – «Лунную сонату» Л.Бетховена, «Грезы» Р.Шумана, музыку А.Вивальди и В.А.Моцарта; - для общего успокоения – «Колыбельные» И. Брамса, «Аве Мария» Ф.Шуберта; «Баркаролла», «Сентиментальный вальс» П.И.Чайковского (см. Приложение 3).

К сожалению, музыкальная деятельность в детском саду чаще ограничивается традиционными видами организации детей. Хотелось бы, чтобы музыка не заканчивалась на пороге музыкального зала, а звучала на протяжении всего дня, обогащая эмоциональную сферу ребенка новыми впечатлениями.

Изучая работы С.Фадеевой, С.Богдановой, И.Стародубцевой пришла к выводу, что именно фоновая музыка может стать сопутствующим элементом жизни ребенка в детском саду.

В этом году нашим педагогическим коллективом был введен в повседневную жизнь старших дошкольников один инновационный момент. Музыкальное сопровождение режимных моментов. В частности - сопровождение приема пищи: завтрака, обеда и ужина, так как особую роль в сбережении здоровья детей играет режимный момент приема пищи. Питание детей должно быть полноценным, сбалансированным и достаточным.

Началу работы предшествовал подготовительный этап, на котором изучалась и анализировалась педагогическая, музыковедческая, психологическая, эстетическая литература по исследуемой проблеме. Определялись цель, объект, предмет и задачи нашей работы.

В ходе подготовительного этапа:

  • Анализировались состояния условий для использования фоновой музыки в режимных моментах детского сада.
  • Исследовались профессиональные возможности педагогов в подготовке их к использованию новых форм музыкального сопровождения детской деятельности в течение дня.
  • С помощью методов наблюдения, анкетирования, беседы выяснялось, что педагогический коллектив готов к принятию моей гипотезы и нуждается в теоретической и практической подготовке. Поэтому запланировала консультации на темы «Подбор музыкального репертуара и его планирование», «Теоритические аспекты исследования музыкотерапии».

Надо признать, что проект вызвал большой интерес у педагогов.

Таким образом, получив начальные посылки в ходе подготовительной работы, мы начали экспериментальную часть нашего исследования по выявлению уровня влияния музыкальных сопровождений режимных моментов на эмоциональное благополучие детей и их физическое и психическое здоровье.

Площадкой исследования служила подготовительная к школе группа МДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 108» г. Саратова.

Экспериментальная работа началась с декабря 2012 года и ведется по сей день.

Для повышения эмоционального фона и позитивного настроя на прием пищи, детям непосредственно перед трапезой включается определенная мелодия: «Завтрак», «Обед», «Ужин» - исполнитель – Ирина Левина г. Саратов (см. дополлнительные материалы). Эти мелодии способствуют повышению аппетита, что ведет к правильной работе ЖКТ, лучшему усвоению питательных веществ, что в свою очередь положительно сказывается на состоянии физического здоровья. Психологическое благополучие достигается путем позитивного влияния музыкального сопровождения на смену деятельности детей.

Гипотеза нашего исследования:

Целенаправленное применение средств музыкотерапии повышает уровень развития эмоциональной сферы старших дошкольников, способствует созданию позитивного эмоционального климата в группах ДОУ, укрепляет физическое и психологическое здоровье детей.

Цель исследования:

Теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность метода музыкотерапии на физическое и психологическое развитии детей старшего дошкольного возраста.

Сформулированная цель определила Задачи исследования:

  • рассмотреть сущность психологического здоровья;
  • показать музыку как средство эмоционального благополучия дошкольников;
  • изучить и проанализировать предлагаемый материал по музыкотерапии детей старшего дошкольного возраста;
  • экспериментально проверить эффективность внедрения музыкотерапии в режимные моменты ДОУ

Объект исследования: Музыкотерапия в работе ДОУ

Предмет исследования: Физическое и психологическое здоровье дошкольников.

Для решения поставленных задач исследования использовались различные психолого-педагогические методы:

  • наблюдение за детьми при смене деятельности;
  • беседы и консультации с родителями и воспитателями;
  • анкетирование педагогов и родителей для выявления уровня знаний в вопросах физического и психологического воспитания;
  • проведение родительских собраний на тему исследования;
  • диагностика уровня физической подготовленности и развития детей;
  • диагностика психологического здоровья дошкольников.

К основным критериям психологического здоровья детей можно отнести:

  • уровень адаптированности к социальным условиям;
  • особенности взаимодействия со сверстниками;
  • общее эмоциональное благополучие;
  • уровень тревожности;
  • наличие или отсутствие деструктивного внутриличностного конфликта.

Основываясь на этих критериях, был разработан диагностический комплекс:

  • Уровень развития коммуникативной деятельности детей (Лисина М.И.)
  • Уровень тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, Ф.Амен)
  • Диагностика психических состояний. (Цветорисуночный тест А.О.Прохоров, Г.Н.Генинг)
  • Свойства личности – анкетирование родителей, детей и воспитателей (адаптировано)
  • Самооценка (Лесенка)
  • Социометрия (Два дома)
  • Определение психологического климата в группе (Л.Н.Лутошкина)(см. Приложение 1)

Этапы исследования:

1 этап – констатирующий – определить первичный уровень физического и психологического здоровья детей; Эмоциональный климат в группе.

2 этап – формирующий – разработать и апробировать систему работы по музыкальному сопровождению режимных моментов у старших дошкольников.

3 этап – контрольный – анализ проведенной работы по улучшению физического и психологического здоровья посредством музыки у старших дошкольников.

Таким образом, формирующий этап эксперимента подтвердил результативность разработанных нами мероприятий по оздоровлению детей старшего дошкольного возраста путем создания положительного эмоционального климата в группе, реализованного в процессе музыкальных сопровождений режимных моментов. Музыкальное сопровождение режимных моментов при правильной организации и подаче их дошкольнику действительно способствуют его всестороннему развитию - как физическому, так и психологическому.

Сравнительный анализ результата итогового контрольного среза констатирующего и формирующего экспериментов наглядно продемонстрировал положительную динамику в физическом развитии, психологическом здоровье детей и эмоциональном климате подготовительной группы. Результат диагностики характеризовался высокими баллами. (см. Приложение 2)

Таким образом, необходимо констатировать, что музыкотерапия является эффективным средством достижения положительных изменений в физическом и психологическом здоровье детей старшего дошкольного возраста.

Музыка способствовала снятию нервно-психического напряжения в процессе повседневной жизни в ДОУ. Дети заряжались положительными эмоциями и у них прививались навыки расслабления при помощи музыки, что способствовало коррекции психоэмоциональной сферы.

Положительные изменения, произошедшие в процессе формирующего этапа эксперимента, позволяют признать проведение опытной работы достаточно успешным.

Данный вид деятельности способствовал:

  • Созданию благоприятного эмоционального фона, психологического комфорта и сохранению здоровья детей.
  • Развитию воображения, творческого восприятия.
  • Созданию новых условий образовательной среды, позволяющих использовать фоновую музыку в течение всего дня.

Использование музыки в режимных моментах не только помогает поднять настроение, оптимизировать деятельность всех систем организма, улучшить функционирование высших нервных процессов, но и позволяет повысить эффективность воспитательно-образовательной работы детского сада.

Регулярное использование музыки при проведении режимных моментов приводит к тому (и это я считаю одним из результатов), что дети, самостоятельно реагируя на смену мелодии, определяют момент перехода от одного вида деятельности к другому. Например, прием пищи, засыпание, подъем, релаксация и т.д. При этом происходит переключение внимания на приятный для слухового восприятия раздражитель и достигается состояние психологического комфорта.

Нам также было важно оценить: не только роль фоновой музыки, но и насколько педагоги и родители заинтересовались этой работой? Принесла ли она желаемые результаты?

Педагоги, исследуя воспитательно-образовательный процесс, оценили роль моей инновационной идеи, и пришли к выводу, что:

  • Большое значение имеет не только обучение и воспитание, но психологическая среда, в которой находится ребенок.
  • Фоновая музыка незаменима при переключении внимания детей на смену деятельности, во время изучения трудного учебного материала, для предупреждения усталости и утомления.
  • Психологическая и физическая разрядка, которая наступает во время звучания фоновой музыки, служит для создания эмоционального комфорта в течение всего дня.

Результативность проведенной работы:

  1. Повышение качества воспитательно-образовательного процесса, о котором свидетельствуют результаты диагностики выполнения программы детского сада.
  2. Музыка стала не редким гостем, а постоянным спутником жизни ребенка в детском саду.
  3. В практику педагогов вошли такие инновационные методы и приемы использования музыки, как музыкальные минутки, фоновая музыка, музыкальное сопровождение режимных моментов, релаксационные занятия с музыкальным сопровождением.

Теоретическая значимость данной работы состоит в исследовании нового метода здоровьесбережения и определения педагогических условий, обеспечивающих эффективное использование музыкотерапии в поддержании физического и психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость определяется внедрением новых здоровьесберегающих технологий. Разработана система сопровождения режимных моментов с использованием музыкальной терапии. Это дает возможность широко использовать разработанную систему воспитателям детских садов в практике работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Перспективы на будущее: Расширять представления педагогов о коррекционных возможностях метода музыкотерапии. В ближайшем будущем планируется введение приема детей с утра в группу под солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом. Ведь каждый день ребенку наносится, пусть незаметная, травма - ситуация отрыва от дома и родителей. Поэтому одной из оздоровительно-профилактических задач ДОУ должно стать создание оптимальных условий ежедневного приема детей в их второй дом - детский сад. И музыка в этом плане поможет оказать неоценимую услугу.

Практическая работа: Просмотр видеофильмов. Музыкальное сопровождение режимных моментов в подготовительной к школе группе. «Завтрак. Обед. Ужин» - скачать дополнительные материалы