Сюрреализм (от фр. Surrealisme - сверхреализм) - эстетическое течение, возникшее во Франции в первые десятилетия ХХ века. Наиболее ярко сюрреализм проявил себя в живописи, литературе и кинематографе Франции, Испании, США… Крупнейшие художники-сюрреалисты стали одновременно и наиболее известными живописцами ХХ века - это Сальвадор Дали, Хуан Миро, Макс Эрнст. В кино сюрреализм связан с именами Луиса Бунюэля и Жоржа Садуля, в литературе - Андре Бретона, Робера Десноса, Луи Арагона, Поля Элюара, Рене Шара, Анри Мишо.

Главная категория сюрреалистической эстетики - так называемое автоматическoе письмо, то есть творчество без контроля сознания, опирающееся только на подсознательные импульсы. Формулируя его, теоретики сюрреализма опирались на учение французского философа-интуитивиста Анри Бергсона и на психоанализ Фрейда–Юнга. Разумеется, в действительности такой тип творчества практически невозможен - напротив, многие полотна того же Сальвадора Дали производят впечатление тщательно сконструированных символических конструкций, каждый элемент которых не просто поддаётся расшифровке, но и настоятельно её требует. Другое дело, что практически все произведения сюрреалистов ориентированы на интерпретацию, они изображают не предметы, а их идеи и образы. Соответственно, восприятие сюрреалистических полотен и текстов требует от зрителя и читателя определённой умственной и эмоциональной подготовки, которая позволила бы найти с ними общий язык. Стремление выражать свои мысли и эмоции на усложнённом языке, принципиальное перескакивание через логические мостики, бурная и прихотливая ассоциативность, насыщенность текста непрямыми значениями делают чтение сюрреалистических произведений увлекательной, но не всегда лёгкой работой.

Принято считать, что само слово сюрреализм “изобрёл” Гийом Аполлинер, использовав его впервые в одной из своих пьес 1918 года и в статье того же года “Дух времени и поэты”. Как термин он впервые был использован двумя годами позже, в статье будущего мэтра этого течения поэта Бретона, посвящённой тому же Аполлинеру. В том же году выходит в свет классический текст сюрреализма - книга “Магнитные пути” Бретона и Супо, показывающая, по мысли авторов, революционные возможности автоматического письма. Таким образом, сюрреализм начался не с отдельных текстов, а сразу со своеобразной “книги образцов”, хрестоматии, в которую вошли произведения разных жанров: более или менее связные рассказы, отрывочные заметки и стихи.

В автокомментарии к книге Бретон называет одной из основных её особенностей высокую и постоянно меняющуюся скорость письма, характеризуя с этой точки зрения различные тексты, вошедшие в книгу. При этом самым быстрым (а значит, самым автоматическим) автор назвал вполне связный, рационально выстроенный рассказ “Затмения”. А вот как выглядит одно из стихотворений книги - “Занавесы” из цикла “Изречения рака-отшельника”:

Мышеловки души тушили калорифер белого меридиана таинств
Шатун корабля
Спасательный плот
Прекрасно падают пригожих водоросли разных цветов
Трепет ночных возвращений
Две головы плоские чаши весов

Следом за этим, в 1922–1923 годах, сюрреалисты проводят серию сеансов сна (“эпидемию сна”), на которых поэт Робер Деснос диктовал видимое им во сне и отвечал на вопросы участников сеанса; ответы записывались и были опубликованы затем в виде стенограмм. По утверждению Бретона, Деснос читал “в самом себе словно в открытой книге и нисколько не пёкся о том, чтобы сберечь эти листки, разлетающиеся на ветру его жизни”.

В 1924 году тот же Бретон создаёт “Манифест сюрреализма”, в котором перечислены тщательно подобранные имена предшественников нового направления. Среди них находим Свифта, маркиза де Сада, Шатобриана, Гюго, По, Бодлера и других известных писателей прошлого. При этом каждый из них, по мнению Бретона, оказывается сюрреалистом в какой-то одной области: Свифт - сюрреалист в язвительности, Сад - в садизме, Рембо - в жизненной практике и во многом ином и так далее.

Тогда же начинают выходить журналы “Сюрреализм” и “Сюрреалистическая революция”. Тем же 1924 годом датируется коллективный памфлет сюрреалистов на смерть классика французской словесности Анатоля Франса - ещё один манифест зарождающегося направления, в котором отчётливо сказался ещё один важнейший принцип сюрреалистической эстетики - обращение к так называемому чёрному юмору.

В 1924 же году появляется сюрреалистическая драма “Тайны любви” Роже Витрака (поставлена в 1927-м). При том что в наиболее чистом виде сюрреализм проявился более всего в поэзии и в бессюжетной малой прозе, драматургия тоже занимала в его арсенале немаловажное место. По мнению Бретона, “к диалогу формы сюрреалистического языка лучше всего приспосабливаются” - чем сюрреалисты и были заняты в своих повседневных играх, которые впоследствии публиковались ими как коллективные произведения. Кроме записей сновидных сеансов Десноса, это была, например, словесная игра “Изысканный труп”, участники которой подписывали к невидимым ими существительным-подлежащим глаголы-сказуемые с подчинёнными им словами. Что получается в результате таких игр - известно: это довольно распространённая забава в быту школьников и студентов всего мира. Но только сюрреалисты решились объявить эту нехитрую игру произведением искусства, поскольку она вполне совпадала с их представлением о спонтанности творческого процесса, его непредсказуемости.

Тот же приём использовался и в других играх - например, при составлении связных диалогов, в которых отвечающий не знает задаваемого ему вопроса. В результате получаются такие определения: “Что такое самоубийство? - Много оглушающих звонков; Что такое радость жизни? - Это шарик в руках школьника; Что такое живопись? - Это маленький белый дым”. Диалоги эти, вполне подобные тем, что сюрреалисты сочиняли для героев своих индивидуальных пьес, нельзя назвать абсолютно лишёнными смысла - напротив, неожиданное столкновение фраз заставляет читателя искать в них скрытый смысл, и это, как правило, удаётся. Тем более когда авторы вопросов и ответов - профессиональные писатели, умело и образно выстраивающие свои реплики.

В этом же внешне абсурдистском ключе разворачивается и действие большинства сюрреалистических пьес, авторами которых выступали Т.Тцара, Ж.Рибмон-Дессень, Бретон и Супо. Так, в пьесе последних “Пожалуйста” (1920) находим диалоги, написанные в игровой манере:

Поль: Я тебя люблю. (Долгий поцелуй.)

Валентина: Молочное облако в чашке чая...

Относительно больших жанров имеет смысл говорить только о большем или меньшем влиянии сюрреалистической эстетики, неспособной по определению организовать объёмный связный текст. Однако когда сюрреалисты несколько отступают от принципа автоматизма, им удаётся создать повесть и даже роман. Так, повесть Бретона “Надя”, ранняя проза Арагона, романы Р.Кревеля, сохраняя обязательную для сюрреализма атмосферу неожиданности, хаотичности происходящего и демонстрируя причудливую субъективность взгляда на мир, оказываются в то же время вполне читабельными. Правда, в большинстве случаев эта проза с большим трудом укладывается в традиционные представления о жанрах - скорее здесь перед нами своего рода жанровые мутанты.

Например, в 1925 году Б.Пере и П.Навиль создают “Бюро сюрреалистических исследований”; к этому времени направление уже получило свою теоретическую платформу, к поэтам-теоретикам присоединились прозаики, художники, кинематографисты. В том же году сюрреалисты публикуют на страницах своего журнала ряд обращений - к правительствам стран мира (“Откройте тюрьмы. Распустите армию”), к ректорам европейских университетов, к Папе Римскому (с характерным обвинением: “Ты положил Бога в свой карман”), к главным врачам лечебниц для душевнобольных. Все они содержат гневные обвинения против существующего порядка мироустройства. В отличие от них, обращения к буддийским школам и далай-ламе - это своего рода просьбы о помощи и духовном наставничестве, не лишённые, правда, некоторой иронии (“Придумайте нам новые дома”).

Продолжая теоретическое самоопределение сюрреализма, в 1927 году создаёт свой “Трактат о стиле” Луи Арагон, обосновав в нём принципиальный отказ сюрреалистической словесности от соблюдения правил правописания. В контексте общей доктрины автоматического письма это звучит вполне логично, и сюрреалисты последовательно соблюдали предложенное Арагоном антиправило. Именно от них начался сознательный отказ поэтов самой разной ориентации от использования в стихах традиционной, “прозаической” системы знаков препинания.

Вообще, поэты-сюрреалисты заметно расширили диапазон художественных средств европейской поэзии. Во-первых, они утвердили господство в ней свободного стиха (верлибра), не сковывающего поэта традиционными формальными ограничениями в виде слогового метра, рифмы, регулярной строфики и так далее. Не менее важным оказался и отказ от обязательной логической связи элементов, переход от жёсткой конструкции поэтического текста к лирическому потоку сознания, включающему в себя на равных правах и закономерные, и совершенно произвольные, случайные ассоциации. Наконец, именно сюрреалисты стоят у истоков таких направлений современной мировой поэзии, как конкретизм и визуальная поэзия. В этом смысле можно сказать, что практически вся современная поэзия берёт своё начало в творческой практике сюрреализма, окончательно раскрепостившей сознание художника слова.

В том же 1927 году, что и трактат Арагона, появляются “Видения полусна” художника Макса Эрнста - своего рода продолжение опытов Десноса. А в следующем году Бретон и Арагон записывают и публикуют свои “Сюрреалистические игры” - ещё один опыт создания нового жанра, которых к тому времени сюрреалисты изобрели уже немало. Причём большинство из них демонстрировало претензии поэтов нового направления на решение не только художественных, но и психотерапевтических задач.

Наконец, в 1929 году Бретон пишет второй манифест сюрреализма, подводящий итоги десятилетнего существования нового направления в искусстве. В новой работе ещё раз перечислены предшественники и оценён их вклад в создание сюрреализма, проанализирован опыт современных сюрреалистов, намечена программа новых действий - на этот раз с поправкой на идеи оккультизма.

Тогда же, в конце 1920-х годов, в лагере сюрреалистов намечается раскол. Вслед за этим группа радикально настроенных сюрреалистов вливается в марксистское движение во Франции, некоторые из них участвуют в движении Сопротивления, даже вступают в компартию.

В дальнейшем пути сюрреалистов расходятся в разные стороны. Элюар и Арагон отказываются от усложнённости образов, присущих сюрреалистической эстетике, и постепенно обращаются к неоклассическим формам поэзии и прозы, вполне соответствующим их симпатиям к коммунистической идеологии. Другие поэты и художники продолжают формальные поиски, открывая новые и новые горизонты творчества, ориентированного на подсознание.

Интерес к сюрреализму неоднократно вспыхивал и в последующие десятилетия. Так, его влияние сказалось в творчестве многих латиноамериканских поэтов, в поэзии и драматургии США и славянских стран в 1940–1950-х годах, затем в 1970-е. Можно с уверенностью сказать, что приёмы, выработанные сюрреалистами, оказали и оказывают на искусство ХХ века постоянное воздействие.

Русская поэзия берёт на вооружение некоторые приёмы сюрреалистического письма довольно поздно, в 1980–1990-е годы. Элементы сюрреалистической образности можно обнаружить в некоторых стихах И.Бродского, Г.Сапгира, Г.Айги; наиболее последовательно работает с сюрреалистической поэтикой в 1970–1980-е годы художник и поэт Лев Кропивницкий.

Искусство постоянно развивается, как и весь мир вокруг нас. Современные художники 21 века и их картины совсем не похожи на те, что существовали в Средние века, Эпоху Возрождения. Появляются новые имена, материалы, жанры, способы выражения талантов. В этом рейтинге познакомимся с десятью художниками-новаторами нашего времени.

Педро Кампос

10. Педро Кампос. На десятом месте испанец, чья кисть легко может посоперничать с фотоаппаратом, настолько реалистичные полотна он пишет. По большей части, он создает натюрморты, но в удивительное восхищение приводят не столько темы его картин, сколько мастерское воплощение. Текстуры, блики, глубина, перспектива, объем, - все это Педро Кампос подчинил своей кисти, чтобы с холста на зрителя смотрела реальность, а не выдумка. Без прикрас, без романтизма, только реальность, именно в этом заключается смысл жанра фотореализм. Свои внимание к деталям и скрупулезность художник, кстати, приобрел на работе реставратора.


Ричард Эстес

9. Ричард Эстес. Еще один поклонник жанра фотореализма – Ричард Эстес – начинал с обычной живописи, но впоследствии ушел в рисование городских пейзажей. Сегодняшним художникам и их творениям не нужно ни под кого подстраиваться, и это прекрасно, каждый может самовыражаться так, как хочет в том, в чем хочет. Как в случае с Педро Кампосом, работы этого мастера легко можно спутать с фотографиями, настолько похож город с них на реальный. На картинах Эстеса редко встретишь людей, зато почти всегда найдутся отражения, блики, параллельные линии и совершенная, идеальная композиция. Таким образом, он не просто срисовывает городской пейзаж, но находит в нем совершенство и старается его показать.


Кевин Слоан

8. Кевин Слоан. Современных художников 21 века и их картин невероятно много, но далеко не каждый из них стоит внимания. Американец Кевин Слоан – стоит, ведь его работы словно перемещают зрителя в другое измерение, мир, полный иносказаний, скрытых смыслов, метафорических загадок. Художник любит писать животных, так как, по его мнению, получает таким образом больше свободы, чем с людьми, для донесения истории. Свою «реальность с подвохом» Слоан вот уже почти 40 лет создает маслом. Очень часто на полотнах возникают часы: на них смотрят то слон, то осьминог, этот образ можно трактовать как уходящее время или как ограниченность жизни. Каждая картина Слоана поражает воображение, хочется разгадать, что хотел донести ей автор.


Лоран Парселье

7. Лоран Парселье. Этот живописец относится к тем современным художникам 21 века, картины которых получили признание рано, еще во время обучения. Талант Лорана проявился в изданных альбомах под общим названием «Странный мир». Пишет он маслом, его манера легка, тяготеет к реализму. Характерной особенностью работ художника является обилие света, который будто льется с полотен. Как правило, изображает он пейзажи, какие-то узнаваемые места. Все работы необычайно легки и воздушны, наполнены солнцем, свежестью, дыханием.


Джереми Манн

6. Джереми Манн. Уроженец Сан-Франциско любил свой город, чаще всего изображал на картинах именно его. Современным художникам 21 века можно черпать вдохновение для их картин где угодно: в дожде, влажном тротуаре, неоновых вывесках, городских фонарях. Джереми Манн наполняет простые пейзажи настроением, историей, экспериментирует с техниками и выбором цветов. Основной материал Манна – масло.

Ганс Рудольф Гигер

5. Ганс Рудольф Гигер. На пятом месте неповторимый, уникальный Ганс Гигер, создатель Чужого из одноименного фильма. Нынешние художники и их произведения разнообразны, но каждый по-своему гениален. Этот мрачный швейцарец не пишет природу и зверюшек, ему больше по душе «биомеханическая» живопись, в которой он преуспел. Некоторые сравнивают художника с Босхом по мрачности, фантастичности его полотен. Хоть от картин Гигера и веет чем-то потусторонним, опасным, в технике, мастерстве ему не откажешь: он внимателен к деталям, грамотно подбирает оттенки, продумывает все до мелочей.


Уилл Барнет

4. Уилл Барнет. Этот художник имеет свой неповторимый авторский стиль, потому его работы охотно принимаются великими музеями мира: Метрополитен-музеем, Национальной галереей искусств, Британским музеем, Эшмоловским музеем, музеем Ватикана. Современные художники 21 века и их произведения, чтобы быть признанными, должны чем-то выделяться на фоне остальной массы. И Уилл Барнетт это умеет. Его произведения графичны и контрастны, он часто изображает кошек, птиц, женщин. На первый взгляд, картины Барнета просты, но при дальнейшем рассмотрении понимаешь, что в этой простоте как раз заключается их гениальность.

Нил Саймон

3. Нил Саймон. Это один из современных художников 21 века, произведения которого не так просты, как кажутся на первый взгляд. Между сюжетами и произведениями Нила Саймона будто смыты границы, они перетекают из одного в другое, влекут за собой зрителя, затягивают в иллюзорный мир художника. Для творений Саймона характерны яркие, насыщенные цвета, что придает им энергию и силу, вызывает эмоциональный отклик. Мастер любит играть с перспективой, размерами предметов, с необычными сочетаниями и неожиданными формами. В работах художника много геометрии, которая сочетается с природными пейзажами, как бы врывается внутрь, но не разрушая, а гармонично дополняя.

2. Игорь Морски. Сегодняшнего художника 21 века и его картины часто сравнивают с великим гением Сальвадором Дали. Работы польского мастера непредсказуемы, загадочны, волнующи, вызывают яркий эмоциональный отклик, местами безумны. Как и любой другой сюрреалист, он не стремится показать реальность такой, какая она есть, а показывает грани, которые в жизни мы никогда не увидим. Чаще всего, главный герой работ Морски – человек со всеми его страхами, страстями, недостатками. Также метафоры работ этого сюрреалиста часто касаются власти. Безусловно, это не тот художник, чье произведение повесишь над кроватью, но тот, на чью выставку обязательно стоит сходить.

Яёи Кусама

1. Яёи Кусама . Итак, на первом месте нашего рейтинга японская художница, добившаяся невероятного успеха во всем мире, несмотря на то, что у нее есть некоторые психические заболевания. Главная «фишка» художницы – горошек. Она покрывает кружками различных форм и размеров все, что видит, называя все это сетями бесконечности. Интерактивные выставки и инсталляции Кусамы пользуются успехом, ведь каждому порой хочется (даже если он в этом не признается) оказаться внутри психоделического мира галлюцинаций, детской непосредственности, фантазий и разноцветных кружочков. Среди современных художников 21 века и их картин Яёи Кусама – самая продаваемая.

Творчество польского художника Марцина Овчарек (Marcin Owczarek) связано в основном с антиутопическими идеями и глобальными проблемами XXI века . В своих неоднозначных работах, ему удается создать уникальную атмосферу мрачного, таинственного, а порой и вовсе трагического сюрреализма, царящего вокруг. На первый взгляд эти иллюстрации шокируют и вызывают отвращение, но если посмотреть на них с другой стороны и вникнуть в суть происходящего, то современному обществу, однозначно есть над чем задуматься…












«Мое творчество в первую очередь сосредоточенно на человечестве и на окружающей среде, а так же на глобальных проблемах XXI века. В своих работах я пытаюсь показать все то, с чем ежедневно сталкивается современное общество: пагубное влияние новых технологий, извечно преследуемые страхи, моральное уродство, генная мутация, социальные и экологические проблемы, перенаселение планеты, аморальное поведение и вредные привычки… Все это и многое другое так или иначе влечет за собой ряд последствий, которые приводят к краху…» - говорит Марцин о серии своих иллюстраций под названием «Dystopy Land» .










Благодаря сюрреализму, многим художникам и фотографам удается не только совместить несовместимое, но и раскрыть сущность человеческого «Я». - потрясающая серия снимков, в которой оживают не только самые запретные желания и тайны, но и кошмары со страхами, которые присущи каждому человеку…






В творчестве польского художника Лешека Буйновского (Leszek Bujnowski) так же присутствуют . Таинственные, печальные и в то же время по-детски милые, а порой и вовсе трудно поддающиеся какой-либо логике работы, . Ведь его своеобразные иллюстрации созданные при помощи цифровой графики – ничто иное, как потаенный мир, царящий в человеческом подсознании.

В голову как правило тут же приходит Дали, но ведь сюрреализм полон множеством других замечательных и талантливых художников. Не хватит одного поста что бы рассказать о каждом, и выбрать среди сюрреалистов 10 лучших будет для меня настоящей пыткой. Поэтому представляю вашему вниманию десятку, просто 10 тех, чьи имена первыми попали в мою голову, что бы было честно;)

1. Сальвадор Дали (1904-1989) - казалось бы, этот человек не нуждается в представлении и имя его известно даже тем, кто далек от искусства. Сальвадор - одна из самых величайших фигур сюрреализма, да и художественного мира в целом. Помимо уникальных работ, Дали известен своими необычными образами и экстравагантностью.

«Я не сюрреалист, я - сюрреализм»

- без лишней скромности говорил о себе Сальвадор. Читая книги о нем, смотря биографии, вы часто можете слышать от его окружения, что буквально все, к чему прикасался художник - уже становилось сюрреализмом.

«Я совершенно нормален. А ненормален тот, кто не понимает моей живописи, тот, кто не любит Веласкеса, тот, кому не интересно, который час на моих растекшихся циферблатах - они ведь показывают точное время» -Сальвадор Дали


2. Макс Эрнст (1891-1976) - еще один не менее яркий представитель сюрреализма, мастер фроттажа и коллажа. Эрнст нигде не обучался, о таких говорят - художник-самоучка. Интересный факт: С 1909 он изучал философию в университете Бонна, но вскоре оставил это занятие, чтобы полностью посвятить себя искусству. Во время учебы он основательно изучал психологию и интересовался искусством психически больных.

А в 1930 художник сотрудничал с Сальвадором Дали и Луисом Бунюэлем в фильме "Андалузский пес". Не буду томить и оттягивать время болтовней, которую без того можно найти в интернете, и перейду непосредственно к некоторым картинам Эрнеста:



3. Рене Магритт (1898-1967) - картины этого художника основаны на эффекте отстранения вещи от ее привычного смысла, допустим, мы видим трубку, но тут же подпись «Это не трубка». У Магритта, в отличие от других крупных сюрреалистов, предметы почти никогда не теряют своей "предметности": они не растекаются, не превращаются в собственные тени. Однако само странное сочетание этих предметов поражает и заставляет задуматься.

«Сюрреализм - это реальность, освобожденная от банального смысла»

- Рене Магритт



4. Яцек Йерка (родился в 1952 году) - Йерка - это творческий псевдоним талантливого польского художника Яцека Ковальского. У художника имеется на счету престижная награду «Всемирной премии фэнтези» как лучший художник в области фантастической живописи.

« Мне кажется, 50-ые были этаким Золотым Веком. Это счастливые годы моего детства, наполненные волшебством окружающего мира. В моих работах это отражается в зданиях, мебели и различных довоенных безделушках. Если бы мне было нужно нарисовать компьютер, я бы непременно приложил довоенную эстетику и к нему » - говорит Яцек Йерка



5. Владимир Куш (год рождения: 1965) - родился и вырос в Москве, сейчас же проживает на Гавайях. У Куша 4 галереи в США, а в планах на будущее, открыть больше галерей по всему миру. Выбрать для поста всего 4 работы было действительно трудно! Его фантастический мир манит к себе и невольно пробуждает желание очутиться там:


6. Константин Калинович (родился в 1959 году) - удивительный художник родом из России. Член-корреспондент Королевского Общества Живописцев и Граверов (Великобритания), обладатель большого количества международных призов и наград в области печатной графики. Работы художника находятся в Королевской Академии искусств (Лондон, Великобритания), в Российской Национальной Библиотеке (Санкт-Петербург, Россия), в музее искусства Сидар-Рапидс (Айова, США), в Уэльском Университете (Аберистуит, Великобритания), в музее Дэвис (Уэллсли, США), а так же в частных коллекциях разных стран мира.




7. Рафал Ольбинский (родился в 1947 году) - польский художник-иллюстратор уже давно живет и работает в США. Однако, его становление как художника происходило в родной Польше, где Рафал рос и воспитывался в культурной среде театрального сообщества. Спору нет, Ольбинский талантлив, но это как раз тот случай когда индивидуальности ему, по-моему, не хватает.

8. Алекс Андреев (родился в 1972 году) - художник из Санкт-Петербурга. Его рисунки скорее всего вам часто доводилось встречать на просторах интернета.

О себе пишет коротко: «В моей голове нет тараканов. Их давно сожрали другие, куда более крупные и опасные твари.»

9. Тодд Шорр (родился в 1954 году) - ни на кого не похожий художник работающий в жанре поп-сюрреализм. Картины Тода Шорра - это восторг поп-культурных переживаний, безумная смесь неоновых огней Лас-Вегаса, старых диснеевских мультфильмов, ЛСД-трипов, танжерских базарных зазывал, ЛьюисКэрролловской мистики, картин Дали и Пикассо, обложек журнала TIME, шоу цирков шапито. Живет и работают Тод Шорр в Беверли Хиллз, штат Калифорния. Он является одним из самых дорогих и успешных художников США.



10. Грег Симкинс (родился в 1975 году) - не совру, назвав его одним из любимых современных сюрреалистов. Какое то время Грег занимался граффити под ником Craola . Так же принимал участие в разработке таких компьютерных игр как Tony Hawk 2X, Spiderman 2 и Ultimate Spiderman, а также работа с такими компаниями, как Disney, Mattel, Vans и Converse. Ему не пришлось быть долго безызвестным художником и вскоре он получил степень бакалавра художественных искусств в арт-студии Калифорнийского госуниверситета в Лонг-Бич.

Добавляю всего 4 его работы, но настоятельно рекомендую посмотреть и остальные!

.... Знаю я, знаю что пора бы уже закругляться! Планировалось только 10, но не могу не включить в список невероятного Марк а Райден а (родился в 1963 году) . За его картинами охотятся коллекционеры со всего мира. Среди его клиентов такие знаменитости как Стивен Кинг, Элтон Браун, Леонардо ДиКаприо, Дэнни Элфмэн, Крис Картер, Бриджит Фонда и многие другие.

Со слов самого Райдена: «Я хочу предварительно отметить, в действительности это не я рисую свои картины. Это все Волшебная Обезьянка. Она приходит ко мне в студию поздно ночью, когда всем овладевает тишина. Непостижимые вещи происходят тогда, когда большинство людей спят. Я помогаю Волшебной Обезьянке, но почти все делает она. Наибольший мой труд – помочь ей появиться. Она чрезвычайно прихотлива. Правое полушарие мозга очень важно; я должен переключить свой ум из логического мышления на креативное, высвободить свободные ощущения. Если я начинаю думать много, то лучше будет пойти подремать или поиграться с сыном. Потому что все должно происходить непринужденно, почти бессознательно. Когда вы поверите – все состоится. Вы почувствуете это. Это как магия. Обезьянка приходит, стучит в двери, мы достаем краски и кисти из ящика, мы идем творить искусство»

О его работах ведется множество споров - одни находит их злыми, а художника психически не здоровым, другие же видят в картинах Марка смысл и восхищаются его картинами. К какому типу относитесь вы, решайте сами:


Дорогие Сплетницы и Сплетники , каково ваше мнение о сюрреализме и чьи работы понравились больше всего? Далеко ли ушел современный сюрреализм от раннего(если конечно его можно так охарактеризовать), и в какую сторону? С удовольствием послушаю! Не прощаюсь;)


Каждое сюрреалистическое полотно несет в себе эффект неожиданности, свойственную только ему тайну, свою необыкновенную жизнь, а также вереницу загадок и философских головоломок, помогающих стимулировать сознание, и развивать воображение. А тот, кто пишет в стиле сюрреализма является не просто художником, он – философ разума.

На рубеже ХХ-ХХI столетия последователи великих сюрреалистов по-прежнему волнуют зрителя своими необыкновенными иллюзорными работами, как и много лет назад их волновали сюрреалистические работы Сальвадора Дали, Макса Эрнст, Миро, Фриды Кало, Марка Паркеса, Рене Магрита.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/one_love.jpg" alt="Влюбленные. (1928). Автор: Рене Магрит. | Фото: artchive.ru " title="Влюбленные. (1928).

Но есть в сюрреализме и хорошо обдуманные и взвешенные сюжеты. Что можно увидеть на примере творчества бельгийского сюрреалиста Рене Магрита. Всем известно, что будучи в творческом поиске, Сальвадор Дали, засыпая, держал ложку над большим медным тазом, которая при падении будила художника. И резко просыпаясь, он как бы вырывал кусочек своего видения из глубокого сна для сюжета будущего полотна.

Современные живописцы сюрреализма также создают свой уникальный мир оптических иллюзий, фантастических снов из глубин своего воображения и призрачный мир мечты, который никого не оставит равнодушным.

В мире красочных снов и древнегреческих мифов художника Войтека Сьюдмака

Войтек Сьюдмак родился в старинном городе Велюни в центре Польши. Образование получил в Академии изящных искусств в Варшаве. Но с 1966 года живет и работает во Франции. Полотна Войтека Сьюдмака являют собой необычную смесь стилей: гиперреализма, фантастического реализма и сюрреализма. Сам же он себя называет - фантастическим гиперреалистом.

Уникальная вселенная, наполненная личной символикой и воображаемыми конструкциями, которые органически объединены в единое целое, магнетически притягивает зрителя и погружает в мир древних богов, красочных снов и древнегреческих мифов.








Между сном и мечтой. Сюрреализм Анатолия Леушина

Анатолий Леушин родился в Омске в 1954 году.Окончил художественную школу.
Сюрреализм Леушина заключается в осознанной гармонии, где нет агрессии и абстракции.
Его работы очень близки к притчам, которые несут в себе общечеловеческие и религиозные понятия. Метафизические образы, сливаясь воедино, создают фантастически реальный мир. Его полотна дышат космической энергией Вселенной.

Основной жанр творчества художника - романтизм, сюрреализм. Более шестидесяти творений мастера находятся в частных коллекциях Европы и Америки.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/leyshin-004.jpg" alt=" Странствующий остров. (2002). Автор: Анатолий Леушин. | Фото:art-vernissage.ru." title=" Странствующий остров. (2002).

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/leyshin-006.jpg" alt="Предзнаменование. Автор: Анатолий Леушин. | Фото:art-vernissage.ru. " title="Предзнаменование.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/leyshin-002.jpg" alt="Летучий голландец. (2010). Автор: Анатолий Леушин. | Фото:art-vernissage.ru." title="Летучий голландец. (2010).

Удивительные портреты всемирно известных людей через оптические иллюзии Олега Шупляка

Олег Шупляк в 1991 году окончил архитектурный факультет Львовского политехнического института. С конца 90-х преподает рисунок и живопись в детской художественной школе. Около 30 лет выставляется на отечественных и зарубежных выставках.

Оригинальный сюрреализм талантливого художника из Украины, создающего уникальные иллюзии в портретах знаменитых личностей, покорил миллионы зрителей. Каждое полотно Олега уникально в своем композиционном решении и в умелом соединении воедино множества различных образов. Отображая две стороны одной иллюзии, художник шаг за шагом переводит нас из одной композиции в другую.

Мастер работает в разных техниках и направлениях: станковой живописи, церковной росписи и реставрации, в жанрах ассоциативного символизма, постмодернизма, абстракционизма, сюрреализма и реализма.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/shuplyak-005.jpg" alt="Шекспир. (2011). Автор: Олег Шупляк. ¦ Фото: livejournal.com." title="Шекспир. (2011).

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/shuplyak-007.jpg" alt="Гоген. (2012). Автор: Олег Шупляк. ¦ Фото: livejournal.com. " title="Гоген. (2012).

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/shuplyak-004.jpg" alt="Леонардо да Винчи.(2012). Автор: Олег Шупляк. ¦ Фото: livejournal.com." title="Леонардо да Винчи.(2012).

Фантастические иллюзии Алекса Фишгойта

Алекс Фишгойт (Alex Fishgoyt) - сын известного художника-постановщика многих советских фильмов, Михаила Фишгойта. Потомственный живописец живет и работает в Нью-Йорке в США. Он последователь традиций и методов Сальвадора Дали. Его"сюр" скрупулезно продуманный, композиционно сложный, играющий яркой палитрой красок. В некоторой степени его иллюзии напоминают знаменитые полотна малых голландцев.

С философской точки зрения эти работы - размышление над органическим процессом вечного стремления к возвышенному и необратимых изменениях во Вселенной.