Весёлый, задиристый, бесшабашный, смекалистый… Этого кукольного персонажа сложно не узнать: на протяжении несколько веков Петрушка вызывает практически всенародную любовь. Он стал негласным, но узнаваемым символом русского кукольного театра, и его имя по сей день используется как нарицательное, а ещё - в качестве термина, описывающего целую группу театральных кукол.

Персонаж Петрушка

Петрушка - ведущий персонаж народного кукольного театра, массовик-затейник и балаганный герой. Характер задористый, смелый и задирчивый ко всем персонажам на сцене, зачастую Петрушка бросает смелый вызов представителям власти, например, жандарму (полицейскому в царской России), а также высмеивает персонажей, как из простых, так и из верхних сословий. В конце красноречивых разговорных действий способен применить свою дубинку, частый атрибут его представлений. Своей смелостью и напористостью персонаж очень полюбился простому народу, пришедшему на праздничные ярмарки и заодно посмотреть представление балаганного театра.

Появление в русском народном театре

Кто бы ни говорили, но Петрушка был и остаётся исконно русским кукольным персонажем. Пусть его сравнивают с итальянским Пульчинеллой, французским Полишинелем, английским Панчем, раскладывая по полочкам все схожие признаки характеров - узнаваемости Петрушки и народной любви к нему это не помеха.

(сцена свадьбы Петрушки )

Серьёзных исторических исследований родословной Петрушки, конечно же, не проводилось. Первое официальное описание этой куклы дал известный немецкий учёный-исследователь Адам Олеарий, совершивший в 1633–1634 и 1635–1639 годах два продолжительных путешествия по загадочной Московии.

Предположительно, создателями Петрушки были русские скоморохи - бродячие актёры, устраивающие уличные представления. Скоморошная субкультура существовала на Руси с XI по XVIII век, позднее уступив место балаганам и райкам, которые продолжали хранить традиции скоморошества, а потом передали их кукольным театрам.

И как раз XVI век оказался для скоморохов самым сложным: они подвергались жесточайшим гонениям со стороны государственных и церковных властей. За этот период высочайшие указы, категорически запрещавшие скоморошество, издавались дважды. В ответ на давление сверху живых актёров в уличных представлениях заменили куклы, самой яркой из которых был именно Петрушка. Кстати, все его иностранные «коллеги» появились примерно в то же самое время.

Собирательный образ, любимый народом

(Образы Петрушки на современной сцене: 1) приезжий рабочий 2) полицейский )

В образе Петрушки гармонично переплелись особенности национального характера. По сути он является квинтэссенцией русского менталитета. Находчивый, острый на язык, бесстрашный, помогающий восторжествовать справедливости, несущий добро и побеждающий зло - именно так можно охарактеризовать образ этого кукольного персонажа.

(Сцены: 3) русская жена 4) африканская невеста )

Внешность Петрушки за долгие десятилетия неоднократно претерпевала изменения. Однако некоторые свои особенности он пронес через века практически в неизменном виде. Так, например, Петрушка остался верховой куклой, а не марионеткой - его кукловод находится ниже разворачивающегося на сцене действия. Длинный крючковатый нос, ехидная улыбочка, высокий голос, яркий шутовской наряд - эти атрибуты тоже прошли через века.

Со временем характер персонажа стал меняться, и уже в современном кукольном театре из поборника справедливости, удачливого борца против зла и бесшабашно весёлого балагура, Петрушка превращается в яркого и харизматичного ведущего затейника детских кукольных представлений.

Перчаточные куклы и марионетки имеют многовековую историю. Первый самый древний сюжет старинного театра - Сказание о богах.

Так как изображать богов решались не все актеры, оказалось проще заменить людей куклами, не рискуя навлечь на себя гнев богов. "Еще в Древнем Египте существовали передвижные кукольные театры, которые разъезжали по деревням со спектаклем на тему любви Исиды и Осириса. С приходом христианства кукольные мистерии разыгрывались даже в храмах. Фигурку Богоматери в этих представлениях называли Марионетт, или "маленькая Мария", оттого и пошло слово "марионетка". Последним остатком этого религиозного театра были рождественские представления, с которыми кукловоды-"вертепники" ходили по русским деревням.

Как и живые актеры, куклы быстро перешли от религиозных тем к житейским. Для этого перчаточные куклы с их грубоватыми, резкими движениями подходили куда лучше утонченных марионеток. В Древнем Риме толпа развлекалась скабрезными шутками куклы Моккуса. В средние века разнообразные гистрионы и скоморохи всегда носили с собой кукол, отпуская их устами рискованные остроты в адрес власть имущих. А в случае чего говорили: "Это ведь не я, а кукла". И их оправдывали -- настолько крепка была вера в свое, отдельное бытие кукол. Все кукольные герои были веселы, задорны и носили красные шутовские колпаки, отчего первого из них итальянцы прозвали Пульчинелла ("петушок"). От него пошли французский Полишинель, английский Панч ("пинок"), голландский Пиккельхерринг ("копченая селедка"). Да и русский Петрушка, или полностью Петр Петрович Уксусов,-- не от петуха ли?"

"ПЕТРУШКА - кличка куклы балаганной, русского шута, потешника, остряка в красном кафтане и в красном колпаке; зовут Петрушкой также весь шутовской, кукольный вертеп" (В.Даль).

История этой куклы уходит корнями в начало XVII века. Хотя у нее много прообразов в народных театрах Италии, Франции, Германии, Турции. Театр Петрушки пользовался огромной популярностью, сначала у простых людей, а затем и у более обеспеченных слоев населения.

История театра

Народный театр Петрушки является одним из старейших в России. Точно установлено, что он существовал еще в самом начале XVII века на Руси. Подтверждение этого факта можно найти в Соборе Святой Софии в Киеве, где на фреске изображен кукольник, который поднимает занавес.

Также об этом свидетельствуют записи в путевом дневнике ученого, дипломата и путешественника Адама Олеария (Эльшлегера), который переиздавался неоднократно. Он был в России два раза: в 1633-1634 годах - в качестве секретаря немецкого посольства, в 1635-1639 годах - как научный исследователь.

Олеарий подробно описывал кукольный театр Петрушки, дополняя свой рассказ иллюстрацией, позже выполненной гравером по просьбе автора. Характер и тип кукольных представлений, который изобразил Адам Олеарий, говорит о том, что эти выступления были прообразом театра Петрушки XIX века.

Описание театра

Театр Петрушки представлял собой ширму, которая состояла из рам, скрепленных специальными скобами, затянутыми тканью, чаще всего ситцем. Эта конструкция крепилась вокруг тела кукольника. После того как ее поднимали над головой, образовывалось некое подобие сцены, на которой и происходили представления.

В спектакле театра кукол Петрушки в XVII веке участвовал гусляр либо гудочник, который поддерживал диалоги с куклой и со зрителями. Музыкант зазывал публику на выступление и собирал плату по его окончании.

Кукольником Петрушки на Руси мог быть только мужчина. Когда он «водил» куклу и озвучивал ее, актер вставлял себе в гортань свисток (пищик). Это делало голос персонажа звонким и громким, что было необходимо на ярмарочных выступлениях, где присутствовало большое количество людей. Одновременно с этим из-за пищика речь была не всегда разборчивой, в таких случаях на помощь приходил аккомпаниатор, который все и объяснял зрителю.

История куклы

Петрушка представляет собой перчаточную куклу, которую кукольник надевает на руку и управляет ею при помощи пальцев. Этот персонаж одет в рубаху красного цвета, холщовые штаны и заостренный колпак с кисточкой на конце. В словаре В. И. Даля Петрушка позиционируется как балаганная кукла, потешник, русский шут, остряк в красном кафтане и колпаке.

Внешность у него совсем не славянская, хотя он и был главным персонажем русского народного театра Петрушки. У куклы сильно увеличенные руки и голова, которые вырезались из дерева, обработанного специальным составом для его затемнения.

Петрушка имеет гипертрофированные черты лица, огромные миндалевидные глаза с глазными яблоками белого цвета и черной радужной оболочкой. Большой, длинный нос с горбинкой и широко раскрытый рот, который некоторые принимают за улыбку, однако на самом деле это злобный оскал. Свою внешность Петрушка получил от куклы Пульчинеллы, итальянского комедийного персонажа.

Происхождение имени

Как эта кукла получила имя Петрушка, доподлинно неизвестно. Существует версия, что знаменитый комедийный персонаж назван благодаря своему тезке, Пьетро Мирро (Педрилло или Петруха-Фарнос). Это был придворный шут русской царицы Анны Иоанновны. В подтверждение этой версии говорят тексты и лубочные изображения (потешные листы,) идентичные сюжетам театра Петрушки.

Также существует гипотеза, что свое имя Петрушка получил от известных актеров-кукольников, живших в начале XVIII века, это Петр Иванов и Петр Якубовский. Вполне возможно, что куклу назвали в честь одного из этих потешников, представления которых были наиболее популярны в то время.

Есть мнение, что Петрушку назвали из-за схожести его профиля и звонкого, крикливого голоса с петухом. В поддержку этой версии говорит то, что в России петухов называют Петя, Петруша.

Свое имя кукольный персонаж получил в «Петровский век», когда император Петр I, по одному из выражений, не пером, а дубиной подписывал свои рескрипты, а в свободное время пьянствовал и дурачился под именем Петрушки Михайлова во «всепьянейших соборах».

Сценарии выступлений

Существовало несколько сценариев в театре Петрушки. Основные сюжеты - это покупка лошади и поездка на ней, обучение солдатскому делу, подготовка свадьбы, сценка с жандармом либо квартальным, с собакой или смертью. Практически в каждой сцене показывалась схватка Петрушки с другим персонажем, в которой он неизменно одерживал победу.

Обычно выступление начиналось с того, что Петрушка хочет приобрести лошадь, а аккомпаниатор зовет продавца-цыгана. Главный герой долго осматривает коня, а затем начинает длительный торг с цыганом, в результате которого за попытку обмана избивает последнего палкой по спине.

После этого Петрушка садится на лошадь, но она сбрасывает его и убегает. Он остается лежать на земле, дожидаясь доктора, который появляется позже. С врачом также происходит конфликт, и все заканчивается дракой с использованием дубины. Позже идет стычка с жандармом или квартальным, в которой Петрушка также побеждает их при помощи палки. А заканчивалось все его встречей с собакой либо со смертью, после чего он погибал.

Популярность героев театра Петрушки

Все герои, участвовавшие в представлении, периодически менялись. Неизменным был лишь Петрушка, которого также называли Петр Петрович Самоваров, Ванька Рататуй или Петр Иванович Укусов. Комедия с его участием была очень популярна и широко распространена в России. Любовь простого народа к главному персонажу выступлений объяснялась по-разному. Одни утверждали, что причина заключалась в злободневности сатиры, а другие говорили о доступности, простоте и понятности выступлений.

В ежемесячном журнале «Дневник писателя» в 1876 году Ф. М. Достоевский написал рассказ на тему кукольного театра Петрушки. В нем он описывает представление, которое происходило в петербургском доме художников. Отцы и их дети стояли толпой и наблюдали за неизменно народной комедией, и в действительности это выступление было самым веселым на всем этом празднике. Автор задается вопросами: почему вам так смешно из-за Петрушки, так весело, когда вы смотрите на него? Отчего все радуются - и старики, и дети?

Родственники Петрушки

Некоторые историки считают, что у Петрушки существуют так называемые родственники в театральном кукольном мире других стран. Это, например, Пульчинелла - персонаж, считающийся прародителем Петрушки, так как он появился в XVI веке. Во Франции это Полишинель - герой народного театра, горбун, веселый забияка и насмешник. В Англии это Панч, которого описывают как горбуна с заостренным крючкообразным носом и в колпаке. Он плут, драчун, весельчак и гуляка.

В Турции прообразом театра Петрушки был теневой театр, главным героем которого была кукла по имени Карагез (по-турецки - черноглазый). Он также обладал веселым, задиристым характером. Часто в сценках представлений выражалось недовольство народа существующей властью.

В Германии собратом Петрушки была кукла Кашперле (Каспер), который также участвовал в комических постановках на ярмарках и гуляниях. Каспер по складу характера был простым веселым балагуром, шутившим на злободневные темы.

Театр Петрушки в XIX веке

Спустя время этот персонаж перестал существовать только как уличный артист. Кукольников и аккомпаниаторов начинают все чаще приглашать в дома господ, где сценки, в которых участвует Петрушка, утрачивают свою остроту и злободневность. Он прекращает убивать и колотить своих партнеров по сцене, а лишь ругает и прогоняет их.

В конце XVIII - начале XIX века в театре происходят перемены. На смену таким музыкальным инструментам, как гусли и гудок, приходят скрипка и шарманка. Последняя находит особенно широкое распространение. По сути, она была первым механическим музыкальным инструментом и пришлась по нраву публике. Она не требовала особых навыков игры и поэтому постепенно вытеснила гусли, скрипку и гудок.

Также в XIX веке изменяется и устройство самой ширмы, теперь она представляет собой две жерди, на которых растянута грубая ткань, чаще всего, крашенина, имеющая синий цвет. Из-за этой конструкции кукольник и показывал свой спектакль.

От острослова - к герою детских праздников

Речь Петрушки меняется с простонародной на более приемлемую для господских домов, а «петрушечник» является уже не уличным, а салонным актером. Саму сцену украшают красивыми пышными драпировками, а участвующие в представлении одеваются в атласные одежды с блестящей мишурой, что делает выступление парадным, торжественным.

Петрушка из злобного острослова со скабрезными шуточками превращается в по-доброму веселого персонажа детских праздников и утренников. Более того, через некоторое время он из перчаточной куклы перерождается в марионеточную, как и его зарубежные родственники Пульчинелла, Полишинель, Панч и Карагез. Все чаще можно встретить выступление именно Петрушки-марионетки, а не перчаточной куклы.

Петрушка в ХХ веке

В советское время появляется новый персонаж - товарищ Петрушка, при этом он сходит со сцены и превращается в героя рассказов и литературных пьес. Теперь не существует того старого театра Петрушки, в котором многое было допустимо. В ХХ веке утрачивается фривольность сюжетной линии, события, разворачивающиеся в пьесах и рассказах, направлены на агитацию за соблюдение гигиены, овладение грамотой и сбор вторичного сырья.

От первоначального Петрушки остается лишь его склонность к обличительству. Он указывает, выявляет и предает осуждению пьяниц и бездельников, растолковывает читателям элементарные нормы порядочности и приличного поведения в обществе.

Внешний вид куклы также претерпевает трансформацию. Так, красная рубаха, в которую ранее был одет Петрушка, превращается в гимнастерку либо косоворотку, а вместо заостренного колпака на его голове появляется фуражка, буденовка или кепка. Даже его длинный нос с горбинкой укорачивается и становится изначально курносым, а в дальнейшем и вовсе самым обыкновенным.

Петрушка в современности

История театра Петрушки в наше время изучается учеными и театроведами. И сегодня этот персонаж не изжил себя. Так, например, Петрушка стал героем одноименного балета, который часто отождествляют со своеобразной эмблемой Русских балетных сезонов.

Он явился настоящей ключевой фигурой для творчества композитора И. Ф. Стравинского, написавшего прекрасную музыку к балету, для основателя классической русской балетной школы М. М. Фокина, который и создал эту постановку, а также для танцовщика В. Нижинского, который исполнял главные партии в этом балете.

Петрушка так и остался в образе непримиримого борца с несправедливостью и отрицательными характеристиками человека. Высмеивая все это, он старается изменить его в лучшую сторону.

Всегда считалось, что Петрушка ведет свою родословную от Пульчинеллы, но его характер и проделки оказались настолько близки нашему народу, что об итальянском происхождении скоро забыли и веселый Петрушка стал русским народным кукольным героем.

А недавно прошел слух о том, что Петрушка появился на свет раньше, чем Пульчинелла. Последние археологические находки под Новгородом якобы доказывают, что петрушечный театр существовал в России еще в пятнадцатом веке. До сих пор мы имели точные исторические сведении лишь о петрушечниках семнадцатого века. Какие еще сюрпризы готовят нам носатые братцы-насмешники?

В семнадцатом веке кукольные представления с Петрушкой пользовались большой популярностью. Их разыгрывали бродячие актеры-скоморохи. О том, как это происходило, можно прочитать в книге немецкого посла в России Адама Олеария: «Комедианты завязывают себе вокруг тела одеяло и расправляют его вверх вокруг себя, изображая таким образом переносной театр, с которым они могут бегать по улицам и на котором в то же время могут происходить кукольные игры». Там же виден рисунок автора, на котором изображен скоморох с Петрушкой во время выступления. Это первое историческое документальное упоминание о российском кукольном театре. Оно относится к 1636 году.

Сначала у Петрушки было несколько имен. Его называли Петром Ивановичем (Петровичем) Уксусовым, Самоваровым или Ванькой Ратотуем, а на Украине - Ванькой Ру-тю-тю. Но со временем все эти имена забылись - победил Петрушка.

Петрушка представлял собой перчаточную куклу в красном кафтане и бархатных шароварах. На голове у него был красный колпак с кисточкой. Лицом, поведением и манерой разговаривать Петрушка очень походил на Панча, Пульчинеллу и прочих «заграничных братцев». Он унаследовал «фамильный» нос, большой веселый рот и торопливый писклявый говорок. Можно сказать, что он не говорил, а верещал.

Это достигалось при помощи специального приспособления - пищика. Актер брал пищик в рот и говорил через него. Конечно, от этого речь Петрушки казалась неразборчивой. Выручал шарманщик, вместе с которым в более поздние годы кукольник вел представление. Шарманщик нарочно переспрашивал Петрушку, заставляя его повторять неразборчивые фразы.

В народной комедии о Петрушке были несколько традиционных персонажей: его невеста - румяная и веселая толстушка, доктор в огромных очках, городовой (полицейский), поп и черт. Суть любой сценки была в том, что Петрушка легко, весело и смешно побеждал своих врагов, которые были в то же время врагами его зрителей. Он неизменно наказывал зло и утверждал справедливость. Не удивительно что он оставался первейшим любимцем публики на протяжении не только многих лет, но и веков.

И веселой куклой восхищался не только простой народ. О нем с восторгом писали М.Горький и Ф.Достоевский. Н.Некрасов описывал представление с Петрушкой в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Композитор И.Стравинский написал балет «Петрушка». А главное - сатирические народные представления с неунывающим Петрушкой дали начало русскому театральному искусству.

Но потом наступили тяжелые времена. Артистов театра Петрушки стали преследовать власти. Ведь Петрушка и его человеческие друзья не умели «прикусывать язычок» и на всю ярмарку, улицу или площадь «резали правду-матку», то есть говорили, - а точнее, верещали - обо всех глупостях, несправедливостях и прочих безобразиях, которые творились людьми, имеющими власть. Петрушечников пытались заставить замолчать, пряча в тюрьмы, за железные решетки. И русский народ официально надолго остался без своего веселого героя.

Иванов Вячеслав

Скачать:

Предварительный просмотр:

Омский Научный центр Сибирского отделения Российской академии наук

Региональная общественная организация «Омский совет ректоров»

Омское региональное отделение Всероссийской общественной организации

«Русское географическое общество»

Детская областная общественная организация

«Научное общество учащихся «Поиск»

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

Тюкалинского муниципального района Омской области

«Дом детского творчества»

XLVII

Межрегиональная научно-практическая конференция

школьников и учащейся молодежи

Тема: «Народный кукольный герой Петрушка»

Учебно-исследовательская работа

Научное направление: литературное творчество, 5-8 классы

Выполнил:

воспитанник

МОБУ ДОД «Дом детского

Творчества»

Иванов Вячеслав Сергеевич

Научный руководитель:

МОБУ ДОД «Дом детского

Творчества»

Мигунова Елена Александровна

Омск - 2015

Введение с. 3

I. Подготовительная часть

  1. Театр кукол с. 4-5
  2. Виды кукол с. 6
  3. Как возникли куклы-актеры с. 7
  4. Народный кукольный герой Петрушка с. 8-10

II. Практическая часть

  1. Репертуар Петрушки с. 11-12
  2. Мой репертуар с. 13

III. Заключение с. 14

IV. Список используемой литературы и интернет ресурсов с. 15

V. Приложение с. 16-21

Введение

Взрослые люди часто вспоминают, какое неизгладимое впечатление производил на них театр в детстве.

Очень часто первым театром каждого ребенка становится театр кукол. Там, где игрушки оживают, превращаясь в сказки, оказывает большое эмоциональное воздействие на нас - детей. Театр кукол, олицетворяя доброту, волшебство дает реальное представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Многообразие форм представлений определяется различием видов кукол, так перчаточная кукла «Петрушка» доставляет огромную радость и не только зрителям, но и самому актеру, который ведет ее. Именно эта кукла заинтересовала меня, что и является актуальностью моего проекта. Так как Петрушка является народным героем, то я назвал свой проект: «Народный кукольный герой Петрушка».

Цель: создать коллекцию театральных миниатюр для младших зрителей, используя народную куклу Петрушку.

Задачи:

Изучить необходимую литературу, интернет-ресурсы по данной теме;

Подобрать репертуар для постановок;

Провести ряд репетиций и выступить перед зрителями.

Объект: кукла Петрушка

Предмет : художественный образ Петрушки.

Гипотеза: думаю, что Петрушка является удивительно интересным персонажем.

  1. Подготовительная часть
  1. Театр кукол

Что же такое театр кукол?

В энциклопедическом словаре записано: «театр кукол – особый вид театральных представлений, в которых действуют куклы (объемные и плоские), приводимые в движение актерами–кукловодами, чаще всего скрытыми от зрителей (ширмой). Иногда в театре кукол действующим лицом становится условный предмет (цветок, шарик), изображающий живое существо и также приводимый в движение актерами-кукловодами…». [Театральная энциклопедия: 6т. – М.]

Сила театральной куклы в том, что она неживая. Если человек на сцене сядет на стул, начнет зевать или моргать, зрители могут этого не заметить. Если то же самое сделает кукла, зрительный зал разразится смехом, потому что в этот момент кукла высмеивает людей, не умеющих себя вести. Значит, кукла помогает людям лучше познать себя, посмотреть на себя как бы со стороны. Кукла – это обобщенный образ живого существа: человека, оленя, голубя. Оживление куклы, превращение ее из неживой, неподвижной в живую, движущуюся, кажется зрителям и маленьким и взрослым чудом. Куклы могут вызвать смех и слезы, они могут быть прекрасны и уродливы. Кукла может быть нежной и доверчивой или злобной и коварной. Благодаря сказочности в кукольном театре можно создавать такие спектакли, какие нельзя поставить в других театрах.

Кукольный театр существовал уже в древнем Египте, Греции, Риме. Во время торжественных праздников шли спектакли с участием кукол. «Спектакль» располагался на колесницах. К зрителям подъезжала телега с актерами. Держа кукол в руках, они играли первую сцену и ехали дальше, следующая колесница продолжала действие.

В древнем Риме устраивали шествия с гигантскими механическими куклами. Такие куклы наводили на зрителей страх или потешали их.

Необычным и единственным в мире является вьетнамский театр кукол на воде. В таком театре актеры управляют куклами, находясь под водой и дыша через специальные тростниковые трубочки.

  1. Виды кукол

На первый взгляд все куклы кажутся одинаковыми, но все они различны. Главное различие - в их устройстве.

Простейшими являются перчаточные куклы. Это известный всем Петрушка, различные зайчики, мишки, собачки, то есть все те куклы, которые надеваются на руку, на три пальца. Один палец вставляется в голову куклы, еще два - в рукава костюма, то есть в руки куклы.

Тростевые куклы управляются специальными проволочками или палочками-тростями, которые можно маскировать в одежде кукол. Голова куклы насажена на специальный стержень – гапит, к нему прикрепляются плечи и руки. По размеру тростевая кукла больше перчаточной. По своим пропорциям она напоминает человека. Тростевая кукла самая распространенная в кукольном театре.

Наиболее сложная в изготовлении и управлении кукла – марионетка. Она управляется нитками или тонкими проволочками. В руке актера – вага (подвижный крестообразный держатель). В ней собраны нити, идущие к различным частям тела куклы. Актер попеременно дергает за нити, и кукла оживает.

В кукольном театре используются также куклы механические. Они управляются с помощью различных механизмов: рычагов, резинок. Так делаются скачущие кони, марширующие солдаты.

Есть куклы из мягких материалов: трикотина, резины. Пальцы актера находятся в голове куклы, сжимаясь или распрямляясь, они придают лицу куклы различные выражения. Это куклы мимы.

Теневая кукла – плоское изображение человека или животного, отбрасывающее тень на экран, который и является сценой теневого театра.

1.3. Как возникли куклы – актеры

Петрушка, Полишинель, Панч, Пульчинелла – это герои народных кукольных представлений, которые были очень распространены в 15 – 16 веках в разных странах.

Родоначальником героев народного театра кукол в Европе является Пульчинелла.

Пульчинелла – итальянец, кукла в черной маске. Снять маску Пульчинелла не может, потому что она не из материи и не из бумаги – просто часть его рожицы закрашена черной краской. Смотреть на Пульчинеллу и весело, и страшно – черная маска придает ему что-то загадочное.

Полишинель – герой французского народного театра. в начале своей жизни он был «ниточной» куклой, управлялся двенадцатью нитками. К подошвам ног Полишинеля был приделан свинец, для устойчивости. Он мог ходить и танцевать, а однажды он даже выступал во дворце, перед королем.

Однако со временем устройство Полишинеля претерпело изменения: нитки убрали, сшили ему кафтан, в который можно было вставлять пальцы правой руки – он стал перчаточной куклой.

Панч – добродушный толстяк, герой английского театра. Он всегда весел. Хозяин Панча, весельчак Джон, был бродячим актером. Он не ходил пешком, а ездил в фургоне, в котором помещались и люди, и куклы, и стол, и стулья.

Петрушка – неунывающий человечек забавлял народ на ярмарках, в балаганах или просто на улице.

Актеры-кукольники никогда не изображают своих персонажей смелыми, бесстрашными. Очень часто кукольные человечки бывают наделены житейскими недостатками, даже пороками.

1.4. Народный кукольный герой – Петрушка

Петрушка – герой русского народного театра кукол, пользовался популярностью и у взрослых, и у малышей. Изображается в красной рубахе, холщовых штанах и остроконечном колпаке с кисточкой; традиционно Петрушка - это кукла-перчатка. «Петрушка», прозвище куклы балаганной, русского шута, потешника, остряка в красном кафтане и в красном колпаке.

В эпоху Петра I в городах России перед большими праздниками устраивались ярмарки (ярмонки). На ярмарки стекались народные увеселители. Они возводили трактиры, карусели, качели, цирковые и театральные балаганы, позднее – эстрады. Ярмарочная площадь стала местом различных массовых развлечений и забав.

Особой популярностью на ярмарках и народных гуляньях пользовались петрушечные представления. Они являлись формой городского зрелищного фольклора.

Я спросил у своих бабушек и дедушек: видели они или слышали от своих бабушек о ярмарочных представлениях? Кто из моих сверстников знает кто такой Петрушка? (Приложение 1) Бабушки и дедушки рассказывали, что такие ярмарочные представления проходили часто и на площади обязательно был кукольный театр. А мои сверстники знают, что Петрушка это герой кукольного театра, но мало знают о его репертуаре и внешнем виде.

Внешность Петрушки отнюдь не русская: у него большие руки и голова, она обработана специальной растительной жидкостью, отчего выглядит более тёмным; большие миндалевидные глаза и огромный нос с горбинкой, совершенно белые глазные яблоки и тёмная радужная оболочка, за счёт чего глаза Петрушки кажутся чёрными, огромный нос, горб или два горба – спереди и сзади, выступающий подбородок, дурацкий колпак на голове и т.п.

Петрушка был одет в красную сорочку или красный кафтан, брюки заправлены в лаковые сапожки. Иногда его наряжали по стилю арлекина (одежда из цветных лоскутков) или клоуна (воротник с бубенчиками и пр.).

Голос у Петрушки серебряный и называется пищик. Чтобы получился такой голос, надо взять серебряный гривенник, расплющить молотком в тоненькую-тоненькую пластинку. Пластинку сгибают пополам, так что в ней остается маленькая щелка, а внутрь закладывается кусочек материи. Актер – петрушечник закладывал его в рот, туда, где начинается язык, и начинал говорить. Его голос проходил через серебряную пластинку, полоска материи в ней дрожала, и от этого получался сильный, пронзительный звук. Это и есть голос Петрушки. Или, как сообщал один из корреспондентов П.Н. Тиханова, это – «маленький снаряд, состоящий из двух костяных пластинок, внутри которых укреплена узкая полоска полотняной тонкой ленточки».

Однажды с голосом Петрушки случилась необычная история. Это было до революции. После одного из представлений голос пропал. Актер-кукольник обнаружив пропажу, расстроился, ведь без голоса Петрушки спектакль терял свою оригинальность и прелесть.

Расстроенный актер шел по Измайловскому парку в Москве, и вдруг услышал Петрушкин голос. Оказалось, на дереве сидел мальчик и пищал голосом Петрушки. Актер-кукольник понял, кто стащил серебряный пищик, а потом удивился, зачем мальчик на дерево влез и пищит. Оказалось, что в глубине парка рабочие собрались на митинг, а мальчика дозорным оставили. При появлении посторонних он должен был пищать.

Актер-кукольник был такой же бедный, как и рабочие, сочувствовал им и поэтому подарил мальчику пищик.

До XIX века Петрушка не имел постоянного имени, его чаще всего называли: «Иван Ратютю» или «Иван Рататуй». А нынешнее имя Петрушка получил из одной бытовой сценки с городовым, где тот требовал от него паспорт, на что наш герой отвечал: «Да, есть! По пашпорту я Пётр Иванович Уксусов!». Так просто он и получил свое нынешнее имя Петрушка, как производное от имени Пётр.

Петрушка является младшим родственником итальянского Пульчинеллы, французского Полишинеля, английского Панча, турецкого Карагёза, немецкого Гансвурста, испанского Дона Кристобаля и других, - притом, что все они являются театральными куклами-марионетками и управляются с помощью нитей. Единственный аналог Петрушки по технике вождения - кукла-перчатка Гиньоль, появившаяся в Лионе в начале XIX века.

Для передвижного фольклорного театра специально изготавливались легкая ширма, куклы, миниатюрные кулисы и занавес. Петрушка бегал по сцене, его жесты и движения создавали видимость живого человека. Так Петрушка радовал русский народ.

II. Практическая часть

2.1. Репертуар Петрушки.

Существовали основные сюжеты: лечение Петрушки, обучение солдатской службе, сцена с невестой, покупка лошади и испытание ее. Сюжеты передавались от актера к актеру, из уст в уста. Ни у одного персонажа русского театра не было популярности, равной Петрушке.

По распространенной, но недоказанной версии, пьесы с участием Петрушки входили ещё в репертуар скоморохов и состояли из юмористических и исторических сценок и диалогов. Каждая сценка изображала схватку с помощью кулаков и палки Петрушки с тем или иным персонажем. Обычно представление начиналось со следующего сюжета: Петрушка решил купить лошадь, музыкант зовет цыгана-барышника. Петрушка долго осматривал лошадь и долго торговался с цыганом. Потом Петрушке надоедал торг, и вместо денег он долго бил цыгана по спине, после чего тот убегал. Петрушка пытался сесть на лошадь, та сбрасывала его под хохот зрителей. Это могло продолжаться до тех пор, пока народ не отсмеется. Наконец лошадь убегала, оставляя Петрушку лежащим замертво. Приходил доктор и расспрашивал Петрушку о его болезнях. Выяснялось, что у того все болит. Между Доктором и Петрушкой происходила драка, в конце которой Петрушка сильно бил врага дубинкой по голове. "Какой же ты доктор, - кричал Петрушка, - коли спрашиваешь, где болит? Зачем ты учился? Сам должен знать, где болит!" Появлялся квартальный. - "Ты зачем убил доктора?" Он отвечал: "Затем, что плохо свою науку знает". После допроса Петрушка бьет дубиной квартального по голове и убивает его. Прибегала рычащая собака. Петрушка безуспешно просил помощи у зрителей и музыканта, после чего заигрывал с собакой, обещая кормить ее кошачьим мясом. Собака хватала его за нос и волокла за кулису, а Петрушка кричал: - "Ой, пропала моя головушка с колпачком и кисточкой!" Музыка смолкала, что означало конец представления. Если зрителям нравилось, то они не отпускали актеров, аплодировали, бросали деньги, требуя продолжения. Тогда играли маленькую сценку Петрушкина свадьба. Петрушке приводили невесту, он осматривал ее так, как осматривают лошадиные стати. Невеста ему нравилась, ждать свадьбы он не хотел и начинал упрашивать ее "пожертвовать собой". Со сцены, где невеста "жертвует собой", женщины уходили и уводили с собой детей. Были сцены, в которых Петрушка не участвовал. Это были танцы и жонглирование мячами и палками.

Петрушка побеждал всех противников, кроме Смерти. В заключительной сценке Смерть забирала Петрушку с собой. Но Петрушка использовался в балаганном театре и одно и, то, же представление показывалось в разных местах. Значит Петрушка для одних зрителей «умирал», а для других «воскресал».

В начале XX века Петрушки стали показывать представления на детских праздниках, новогодних елках. Сценки стали изменяться.

  1. Мой репертуар.

Для создания репертуара Петрушки я основывался на репертуар народного героя, изучив соответствующую литературу. Но мои сценки я хочу показывать для детей детского сада, поэтому я должен учитывать возрастные особенности. В библиотеке я нашел очень старую книгу, в которой рассказывается о том, как простейшим способом устроить театр Петрушки и дается разнообразный репертуар [Г. В. Генов Театр для малышей. М., «Просвещение», 1968. с. 76 -94]. Изучив эту книгу, я и составил репертуар для моего Петрушки. (Приложение 2)

III. Заключение

Данный проект помог мне узнать о кукольном герое Петрушке больше, чем я знал раньше. Представления с участием Петрушки не знает себе равных среди других кукольных театров. Петрушка являлся главным героем кукольного театра прошлого века. В современном мире мои сверстники мало знают о таком замечательном кукольном герое как Петрушка. Изучив его репертуар я, основываясь на него смог, составить репертуар для своего Петрушки. Это и было целью моего проекта. Провел несколько выступлений в детских садах нашего города. Дети встретили моего Петрушку с радостью, весело смеялись и, не стесняясь, общались с ним.

В результате я пришел к следующим выводам:

Петрушка является самым удивительным ярким кукольным персонажем, который может быть и смешным и грустным и мудрым, борец за справедливость.

Петрушка является первым из истоков современного кукольного театра и сыграл большую роль в его развитии, хотя он и не является русской куклой.

Он перенял характер и внешность у своих старших иностранных братьев. Актер-кукольник, который ведет Петрушку на ширме, сам становится Петрушкой. Думаю, что моя гипотеза полностью подтвердилась. Петрушка действительно является удивительно интересным персонажем.

Работа над репертуаром моего Петрушки будет продолжаться.

IV. Список используемой литературы и интернет источников

1. Г. В. Генов Театр для малышей. М., «Просвещение», 1968.154 с. С илл.

2. Л. А. Сиверцева Школьный театр кукол: Из опыта работы. – Мн.: Нар. асвета, 1988. – 95 с.: ил.

3. http://сайт

4. http://www.myshared.ru/slide/404621/

5. http://elena-kuzmina.ru/kto-on-petrushka.html

6. http://ru.wikipedia.org/wiki/Петрушка_(персонаж)

7. https://ru.wikipedia.org/wiki/

V. Приложение.

Приложение 1.

Кто такой Петрушка?

__________________________________________________________

Какой у него характер?

__________________________________________________________

__________________________________________________________

Во что он одет?

__________________________________________________________

__________________________________________________________

В каких представлениях участвовал Петрушка?

__________________________________________________________

__________________________________________________________

Итог опроса.

Приложение 2.

Номер 1 «Загадки для ребяток»

Принес я вам загадки.

Кто отгадал – руку поднимите

И отгадку говорите.

Трудно будет – подскажу

И кое - что еще покажу.

Согласны вы, ребятки,

Черненькие, беленькие и рыженькие.

Ха-ха-ха!

Ну, начнем с самой простой,

Загадки веселой такой:

Не лает, не кусает,

А в дом не пускает. (замок)

(если нужно Петрушка подсказывает)

Где в нем дверь и где окно?

Домик маленький, а жильцов полно. (коробок со спичками)

Круглый, гладкий и пузатый,

Больно бьют его ребята. (мяч)

Кто всегда ходит, да с места не сходит? (часы)

Без головы, а в шляпке;

Одна нога, и та без сапога. (гвоздь)

Новая вещь, а вся в дырках. (дуршлаг)

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (книга)

Между двух светил я в серединке один. (нос)

Черный Ивашка, деревянная рубашка,

Где носом пройдет, там заметку кладет. (карандаш)

Два конца, два кольца, посередине гвоздик. (ножницы)

Концовка:

Молодцы, ребятки!

Все загадки отгадали,

Загадки мудреные,

А ребята смышленые.

В другой день я к вам приду

Новые загадки принесу.

А сейчас спасибо за внимание,

До свидания! До свидания!

Номер 2 «Где обедал воробей»

Миниатюра по сказке С. Я. Маршака «Где обедал воробей». На ширме декорации клеток с животными зоопарка, закрыты занавесом. Петрушка на заднем фоне.

Петрушка.

Здравствуйте, почтеннейшая публика. О-о-о! Какие вы все хорошенькие, черненькие, беленькие и рыженькие! Ха-ха-ха!

Ждали меня? Сегодня мы будем беседовать о животных. Любите животных? А кто из вас был в зоопарке?

Кто знает стихотворение «Где обедал воробей»?

Так, скажите, где обедал воробей?

Ха-ха-ха! Правильно, в зоопарке у зверей.

Давайте сходим вместе в зоопарк и побываем у зверей, у которых обедал воробей. У какого зверя был воробей первым?

Правильно, у льва. Ха-ха-ха! (открывается занавес, где в клетке сидит лев)

Что у него было на обед? Конечно мясо. Львы питаются только мясом.

У кого воробей еще подкрепился? У лисы. Ха-ха-ха! Лисичку вы хорошо знаете по сказкам.

Что потом захотел воробей? Да, он захотел пить. У кого он попил? У моржа попил водицы. Ха-ха-ха! Какие вы молодцы. Радуете меня!

(Петрушка показывает картинку слона) Вы узнали кто это?

Слон огромный. Ест он много.

А что он ест? Сено, овес, хлеб, сахар и многое другое. А что у него ел воробей? Да, он ел морковку. Ха-ха-ха! Какие молодцы!

У кого воробей поел отрубей? Да, у носорога.

А какое любимое занятие у носорога? Он любит купаться. А вы любите купаться? Как здорово летом в теплой чистой воде искупаться! Ха-ха-ха!

А у кого воробей побывал на пиру? Да, у хвостатых кенгуру. А у кого был праздничный обед? У медведя, правильно!

К кому попал воробей, кто чуть его не проглотил?

А что крокодил его проглотил? Нет, воробей улетел. Ха-ха-ха!

Вот мы и посетили зоопарк, посмотрели на животных и вспомнили веселое стихотворение. Наш зоопарк закрывается (занавес закрывается). До свидания!

Номер 3 «Что такое!»

(Действие на ширме)

Петрушка: Здравствуйте, почтеннейшая публика. О-о-о! Какие вы все хорошенькие, черненькие, беленькие и рыженькие! Ха-ха-ха!

Я весельчак, люблю детей и взрослых.

Показывать для них концерты

Просто увлекательно! Просто замечательно!

(достает зеркало и смотрится в него)

О, что такое? Что такое? Мне срочно нужно привести себя в порядок!

Сейчас все увидят меня такого.

Ой, мне срочно нужно оно. Ну, это…, такое…

Что такое, что такое? Забыл. И-и-и!

(Прячется за кулису, выходит исполнитель с Петрушкой на руке)

Петрушка. Что делать? Что делать?

Исполнитель. Погоди, Петрушка. Что случилось? Рассказывай.

Петрушка. Понимаете, я никак не могу вспомнить…

Исполнитель. А что тебе нужно?

Петрушка. Мне нужен предмет, ну, такой…

Исполнитель. Может быть тебе нужен стакан?

Петрушка. Нет. Это для здоровья…

Исполнитель. Молоко? Морковь?

Петрушка. Нет, этот предмет цветной, гладкий…

Исполнитель. Может быть это духи?

Петрушка. Нет, это к рукам липнет…

Исполнитель. Клей?

Петрушка. Нет, это нужно для того, чтобы я чистый был и красивый.

Исполнитель. Мочалка?

Петрушка. Оно всем известно… Оно помогает от микробов избавляться.

Исполнитель. Так это вода!

Петрушка. И-и-и! Вы смеетесь надо мной.

Исполнитель. Ты не обижайся, Петрушка. Я давно догадался, но мне хочется, чтобы ты сам вспомнил.

Петрушка. Им трут и лицо и руки, а потом пена получается. Вспомнил! Им умываются… Это мыло!

Ну, пойдем. Я тебе дам мыло.

(Поклон)

Номер 4 «Скороговорки»

Петрушка: Здравствуйте, почтеннейшая публика. О-о-о! Какие вы все хорошенькие, черненькие, беленькие и рыженькие! Ха-ха-ха!

Сегодня я приготовил вам скороговорки. Этот герой скороговорок встречается часто. А вот как его зовут, вы догадаетесь сами.

Как у горки, на горе, на пригорке жили тридцать три … (Егорки)

Правильно, ребята. Значит, скороговорки будут о Егорке.

Из-за леса, из-за гор к ним приехал дед Егор.

Шел Егор по шоссе к Саше в шашки играть.

Шел Егор через двор, нес Егор топор.

Съел Егор-молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.

Гога гнал гусей под гору, гнал Егор гусей на гору.

Фу, устал даже. Всех скороговорок про Егорок не перевыскороговоришь.

А кто из вас знает скороговорку? Ты мальчик. Как тебя зовут? …. сейчас скажет нам скороговорку. Слушаем. (ребенок говорит)

Ха-ха-ха! Здорово! Молодец! За это получай конфету.

А кто еще знает скороговорки? Не отставайте, в соревнование вступайте.

(дети говорят скороговорки)

А теперь давайте вместе решим, кто лучше всех скороговорил. По вашим аплодисментам узнаем победителя. (Определяют победителя)

Всегда победителям надо вручать награду.

Спасибо за внимание. До свидания! До свидания! Скороговорки учите, а потом мне их говорите.