Викторина по сказкам с ответами для 5 класса

«В гостях у сказки» (викторина по русской народной сказке «Царевна-лягушка»)

Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы МКОУ Рамонской СОШ № 2, Рамонский район, Воронежская область

Описание: Данное мероприятие предназначено для учащихся 5 класса. Его можно провести как итоговое занятие по изучению сказок в 5 классе.

Цель:
1. Воспитание бережного отношения к слову посредством русских народных сказок.
Задачи:
1. Закрепить теоретические знания о русских народных сказках.
2. Повторить текст сказки «Царевна-лягушка».
3. Развивать интерес к чтению.

Предварительная работа: знакомство с русской народной сказкой "Царевна-лягушка": чтение и пересказ сказки, рассматривание иллюстраций и разных изданий сказки.

Ход мероприятия

1 станция «Теоретическая»


1. Что такое сказка? (Сказка – занимательный, поучительный рассказ о необыкновенных, фантастических, вымышленных событиях и приключениях).
2. Какие различают сказки? (Волшебные, бытовые, сказки о животных).
3. Какими словами чаще всего заканчивается сказка? («Стали жить-поживать и добра наживать», «Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец», «И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»).
4. Какие устойчивые сочетания часто используются в сказках? (Обращения: «Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом…»; повторы: «Жили-жили», «Шли-шли»).
5. Назовите постоянные эпитеты, встречающиеся в сказках. («Добрый молодец», «чисто поле», «красна девица»

2 станция «В некотором царстве»


1. Как начинается сказка «Царевна-лягушка» («В некотором царстве, в некотором государстве»)
2. Сколько братьев было у Ивана-Царевича? (Два)
3. На чей двор упали стрелы старших братьев? (Стрела старшего брата упала на боярский двор, среднего – на купеческий)
4. Где нашёл свою стрелу Иван-Царевич? (В топком болоте)

3 станция «Задания царя»


1. Сколько заданий отдал царь своим сыновьям и их жёнам? (Три)
2. Какой первый приказ отдал царь? (Испечь хлеб)
3. Что царь делает с тем хлебом, которые принесли сыновья? (Один приказал отнести псам дворовым, второй можно было есть только от большой нужды, а третий – только по большим праздникам есть)
4. Каким был второй приказ царя? (Соткать ковёр)
5. Что царь делает с принесёнными коврами? (Первым ковром можно от дождя коней покрывать, второй можно у ворот стелить, третий – по большим праздникам в горнице царя расстилать)
6. Каким было третье приказание царя? (Привести жён на пир)

4 станция «Царский пир»


1. Как Царевна-лягушка приехала на пир? (В золочёной карете запряжённой парой гнедых коней)
2. Когда во дворце поднялся «великий стук да гром»? (Когда лягушка подъехала к дворцу)
3. Как Василиса Премудрая вела себя за столом? (Остатки из кубка выливала в левый рукав, косточки бросала в правый рукав)
4. Какие чудеса происходили во время танца Василисы Премудрой? (Когда она махнула левым рукавом – появилось озеро, махнула правым – по озеру поплыли лебеди)
5. Чем закончился пир для жён старших двух братьев? Почему? (Их выгнали, потому что они пытались делать то же самое, что и Василиса, но только забрызгали гостей и забросали их костями)

5 станция «За Василисой»


1. Где Иван-царевич должен был искать Василису? (За тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве)
2. Как долго Ивану-царевичу пришлось искать Василису Премудрую? (Ему нужно было износить три пары железных сапог, съесть три железных хлеба)
3. Кто указал Ивану-царевичу дорожку в Кащеево царство? (Старичок дал ему клубочек)
4. С кем встречается Иван-царевич в пути? (С медведем, селезнем, зайцем, щукой)
5. Кто раскрывает Ивану-царевичу тайне Кащеевой смерти? (Баба-Яга)
6. Где находится смерть Кащея? (Смерть на конце иглы, игла - в яйце, яйцо – в утке, утка – в зайце, заяц – в кованом ларце, ларец – на вершине старого дуба).
7. Кто помогает Ивану-царевичу достать смерть Кащееву? (Медведь, заяц, селезень, щука).

6 станция «Нарисуй героя сказки»
Учащимся предлагается изобразить наиболее понравившегося героя сказки.

Подведение итогов викторины.

Литературная викторина с ответами для школьников 3-6 классов "Своя игра"

В начале 1458 года у Ивана III родился первенец, которого также нарекли Иваном. Ему не суждено будет стать Иоанном IV: в учебники истории он войдет как Иван Молодой. Мы же его знаем с детства совсем под другим прозвищем - Иван Царевич.

Лицо матери

Однажды, когда Ивану было 9 лет, отец уехал по государственным делам в Коломну. В его отсутствие Мария Борисовна – мать Ивана, которой было всего лишь двадцать пять лет, внезапно заболела и умерла. Произошло это настолько неожиданно, что поговаривали, будто здесь замешано «смертное зелие». Но кому могла перейти дорогу смиренная княгиня? Далеко ходить не стали – обвинили жену дворянина Алексея Полуектова, которая служила царице и, как говорили, «относила её пояс ворожее». Вернувшийся в Кремль Иоанн Третий слухам не поверил. Тем не менее, Полуектовы испугались и на 6 лет исчезли со двора.
Юный Иван тоже не сразу смог поверить, что его мать умерла, ведь не ее он видел лежащей в гробу, перед ним была другая женщина: расплывшаяся, уродливая, неподвижная, со странным, отекшим лицом.

Казанский поход

Рос царевич – отцу подспорье. С юных лет сопровождал он его в бранных подвигах. Участвовал Иван и в знаменитом Казанском походе 1468 года в качестве формального руководителя одного из отрядов. Войско собралось великое: шли брать Казань, побеждать опасного врага. Это был первый военный поход Ивана Молодого, который можно назвать удачным. Правда, по дипломатическим причинам, счастье юного царевича от ратных подвигов было не долгим. В одно прекрасное утро Ивану доложили, что в Москву прибыл посол польский. Царь, стоявший тогда в Переяславле, наказал послу явиться к нему и после переговоров отослал с ответом к Королю, а сам вместе с сыном и большей частью войска вернулся в Москву. Но, на этом бранная жизнь царевича не завершилась, ведь именно он впоследствии станет одним из героев, что прогонят татар с земли русской.

Непоколебимый

Ивану III было 22 года, когда он стал единоличным правителем московских земель. Его сын был в том же возрасте, когда из княжеского сына превратился в героя, прогнавшего татар и снявшего трехсотлетнюю неволю Руси.
С казанскими ханами во времена правления Ивана III – отца Иоанна Молодого, отношения не складывались. Татары не хотели мириться с утратой своей власти и территорий, поэтому всячески искали слабые места в «обороне» царя. Прознали они про конфликт Ивана с поляками и с мятежными князьями, которые сопротивлялись усилению власти Московии. Решил тогда хан Ахматов воспользоваться моментом и напасть, на «ослабленное» государство. Иоанн в ответ собрал огромное войско и повёл его к южным рубежам, к реке Угре. Но, чем ближе к полю боя, тем сильнее овладевала им нерешительность. В конце концов, он приказал своему сыну, стоявшему с передовым отрядом, отступить. Но Иван Молодой ослушался отца: «Ждём татар» - коротко ответил он отцовскому посланцу. Тогда державный государь послал к сыну князя Холмского, одного из крупнейших политиков того времени, но и тот не смог переубедить Ивана Ивановича. «Лучше мне умереть здесь, нежели удалиться от войска», - таков был его ответ отцу. Татары подошли к Угре. Иван Молодой и его дядя князь Андрей Меньшой четыре дня перестреливались с ханским войском и вынудили его отойти от берега на две версты. Как оказалось впоследствии, это была единственная атака татар, в которой юный царевич победил благодаря своей непоколебимости. Хан Ахматов прождал до холодов, пытаясь запугать Молодого угрозами, а потом отступил окончательно.

Волошанка

На поле брани себя показал, значит жениться пора. Зимой 1482 года Ивана Молодого пригласили к бабке в Вознесенский монастырь Московского Кремля. Она представила царевичу его нареченную, дочь молдавского господаря, Елену. Как в сказке, Елена, которую прозвали Волошанкой, была и прекрасна и мудра. Она понравилась не только молодому князю, но и его бабке, и отцу. Несколько дней молодые встречались, а в Крещение были обвенчаны. И снова, как по расписанию, через девять месяцев у них родился сын Дмитрий. Казалось бы, а дальше следует «и жили они долго и счастливо» - после Ивана III встанет на трон законный наследник – Иван IV – рассудительный, закаленный в боях царевич, а на смену ему уже новый государь растет. Но судьба распорядилась иначе. Не тот Иван стал Четвёртым в Московии, а память о его сыне и жене канули в лету. Правда, говорят, именно от этой ветви пошел род Рахманиновых, в котором, спустя 400 лет, родился известный русский композитор.

Скандал с узорчьем

Рождение внука стало праздником для Иоанна III. На радостях он решил подарить невестке, Елене Стефановне, узорочье, то есть жемчужное украшение, которое было приданным его первой жены, матери Ивана Молодого – Марии Борисовны. Узорчье представляло для царя большую ценность – сам его поступок говорил о том, что он признавал эту пару как будущих правителей объединенной Руси. За узорчьем послали, а дальше история очень напоминала борьбу за подвеску в "Трех мушкетерах" Александра Дюма – сколько слуги не искали подвески, найти не смогли.
Оказалось, что вторая жена Ивана III, великая княгиня Софья Палеолог, родом из Византии, подарила украшение своей племяннице, Марии Палеолог, жене князя Верейского Василия. Иоанн пришёл в ярость. Великий князь приказал Марии вернуть «незаконно присвоенное». В страхе перед царским гневом, Василий Верейский бежал с женой в Литву. Иоанн объявил Василия изменником и отобрал его удел. Тем не менее, Елене узорочье так и не досталось.

Хвост змеи

Как известно, во времена объединения русских земель вокруг Москвы, у великих князей были отнюдь недоброжелательные отношения с ее главными конкурентами – тверскими князьями. Не оставили еще они своей надежды - перехватить инициативу больно уж «разросшейся» Московии. Решив окончательно устранить угрозу, Иоанн Васильевич аннексировал Тверское княжество, под предлогом государственной измены. В общем, нет дыма без огня – Михаил, князь Тверской, активно переписывался с польским королём, призывая того к войне с Москвой. Три дня пришлось выдержать Твери, после того, как царю донесли о неосторожной переписке. Струсивший Михаил бежал в Литву, а Тверь открыла ворота новому государю. Территории перешли Ивану Молодому, племяннику и единственному наследнику Михаила. Таким образом, по плану Иоанна III, в лице его старшего сына объединялись два сильных русских княжества в одно сильнейшее государство. Прочную почву отец готовил для сына…
По случаю во княжения Ивана Ивановича в Твери была отчеканена монета, на которой был изображён молодой князь, рубящий хвост змеи. «Тверские хвосты» отрублены – русские земли после нескольких веков раздробленности, наконец, объединились.

Венецианский лекарь

Иностранцы, итальянцы, в частности, периодически оставляли следы в средневековой русской истории. Например, один венецианский посол в Орду был уличён в обмане: живя в Москве, он скрыл от государя цель своего путешествия, за что чуть не был казнён. Другой его соотечественник, лекарь по имени Леон, напакостил куда больше.
В тридцать два года Иван Молодой серьёзно заболел: его одолевала «камчюга», то есть ломота в ногах, симптом нередкий в медицине. «Заботливая мачеха» Софья Палеолог, которая, надо заметить, была напрямую заинтересована в смерти пасынка, выписала из Венеции лекаря Леби Жидовина, пообещавшего вылечить наследника. Он ставил ему горячие банки, давал какое-то лекарство, но Ивану становилось только хуже. В конце лечения он умер. Неудачливого врача казнили, хотя, может и за дело, все-таки, его пригласила Софья, чьи сыновья были следующими претендентами на престол после несчастного «Ивана царевича».

  1. Напишите по пунктам основные события сказки.
  2. С кем встречался Иван-царевич на своем пути?
  3. Какие дейстия в сказке повторяются три раза?
  4. Найдите в тексте сказочные формулы.
  5. Мотив жизненной силы сказочного героя, которая скрыта в разных существах и в разных местах, присутствует в мифах разных народов, а также в современной мировой литературе. Приведите подобные примеры.

Бывало-живало - в некотором государстве был-жил царь и царица; у них родился сын, Иван-царевич. Няньки его качают, никак укачать не могут; зовут отца: «Царь, великий государь! Поди, сам качай своего сына». Царь начал качать: «Спи, сынок! Спи, возлюбленный! Вырастешь большой, сосватаю за тебя Ненаглядную Красоту, трех мамок дочку, трех бабок внучку, девяти братьев сестру». Царевич уснул и проспал трое суток; пробудился - пуще прежнего расплакался. Няньки качают, никак укачать не могут; зовут отца: «Царь, великий государь! Поди, качай своего сына». Царь качает, сам приговаривает: «Спи, сынок! Спи, возлюбленный! Вырастешь большой, сосватаю за тебя Ненаглядную Красоту, трех мамок дочку, трех бабок внучку, девяти братьев сестру». Царевич уснул и опять проспал трое суток; пробудился, еще пуще расплакался. Няньки качают, никак укачать не могут: «Поди, великий государь, качай своего сына». Царь качает, сам приговаривает: «Спи, сынок! Спи, возлюбленный! Вырастешь большой, сосватаю за тебя Ненаглядную Красоту, трех мамок дочку, трех бабок внучку, девяти братьев сестру». Царевич уснул и опять проспал трое суток. Пробудился и говорит: «Давай, батюшка, свое благословение; я поеду жениться». - «Что ты, дитятко! Куда поедешь? Ты всего девятисуточный!» - «Дашь благословение - поеду, и не дашь - поеду!» - «Ну, поезжай! Господь с тобой!»

Иван-царевич срядился и пошел коня доставать; отошел немало от дому и встретил старого человека: «Куда, молодец, пошел? Волей аль неволей?» - «Я с тобой и говорить не хочу!» - отвечал царевич, отошел немного и одумался: «Что же я старику ничего не сказал? Стары люди на ум наводят». Тотчас настиг старика: «Постой, дедушка! Про что ты меня спрашивал?» - «Спрашивал: куда идешь, молодец, волей али неволей?» - «Иду я сколько волею, а вдвое неволею. Был я в малых летах, качал меня батюшка в зыбке, сулил за меня высватать Ненаглядную Красоту, трех мамок дочку, трех бабок внучку, девяти братьев сестру». - «Хорош молодец, учливо говоришь! Только пешему тебе не дойти - Ненаглядная Красота далеко живет». - «Сколь далеко?» - «В золотом царстве, по конец свету белого, где солнышко восходит». - «Как же быть-то мне? Нет мне, молодцу, по плечу коня неезжалого, ни плеточки шелковой недержалой». - «Как нет? У твоего батюшки есть тридцать лошадей - все как одна; поди домой, прикажи конюхам напоить их у синя моря: которая лошадь наперед выдвинется, забредет в воду по самую шею и как станет пить - на синем море начнут волны подыматься, из берега в берег колыхаться, ту и бери!» - «Спасибо на добром слове, дедушка!»

Как старик научил, так царевич и сделал; выбрал себе богатырского коня, ночь переночевал, поутру рано встал, растворил ворота и собирается ехать. Проговорил ему конь человеческим языком: «Иван-царевич! Припади к земле; я тя трижды пихну». Раз пихнул и другой пихнул, а в третий не стал: «Ежели в третий пихнуть, нас с тобой земля не снесет!» Иван-царевич выхватил коня с цепей, оседлал, сел верхом - только и видел царь своего сына!

Едет далеким-далеко, день коротается, к ночи подвигается; стоит двор - что город, изба - что терем. Приехал на двор - прямо ко крыльцу, привязал коня к медному кольцу, в сени да в избу, богу помолился, ночевать попросился. «Ночуй, добрый молодец! - говорит ему старуха. - Куды тя господь понес?» - «Ах ты, старая сука! Неучливо спрашиваешь. Прежде напой-накорми, на постелю повали, в те поры и вестей спрашивай». Она его накормила-напоила, на постелю повалила и стала вестей выспрашивать. «Был я, бабушка, в малых летах, качал меня батюшка в зыбке, сулил за меня Ненаглядную Красоту, трех мамок дочку, трех бабок внучку, девяти братьев сестру». - «Хорош молодец! Учливо говоришь. Я седьмой десяток доживаю, а про эту красоту слыхом не слыхала. Впереди по дороге живет моя большая сестра, может, она знает; поезжай-ка завтра к ней, а теперь усни: утро вечера мудренее». Иван-царевич ночь переночевал, поутру встал раненько, умылся беленько, вывел коня, оседлал, в стремено ногу клал - только его и видела бабушка!

Едет он далеким-далеко, высоким-высоко, день коротается, к ночи подвигается:
стоит двор - что город, изба - что терем. Приехал ко крыльцу, привязал коня к серебряному кольцу, в сени да в избу, богу помолился, ночевать попросился. Говорит старуха: «Фу-фу! Доселева было русской коски видом не видать, слыхом не слыхать, а ноне русская коска сама на двор приехала. Откуль, Иван-царевич, взялся?» - «Что ты, старая сука, расфукалась, неучливо спрашиваешь? Ты бы прежде накормила-напоила, на постелю повалила, тожно бы вестей спрашивала». Она его за стол посадила, накормила-напоила, на постелю повалила, села в головы и спрашивает: «Куды тя бог понес?» - «Был я, бабушка, в малых летах, качал меня батюшка в зыбке, сулил за меня Ненаглядную Красоту, трех мамок дочку, трех бабок внучку, девяти братьев сестру». - «Хорош молодец! Учливо говоришь. Я восьмой десяток доживаю, а про эту красоту еще не слыхивала. Впереди по дороге живет моя большая сестра, может, она знает; есть у ней на то ответчики: первые ответчики - зверь лесной, другие ответчики - птица воздушная, третьи ответчики - рыба и гад водяной; что ни есть на белом свете - все ей покоряется. Поезжай-ка завтра к ней; а теперь усни; утро вечера мудренее!» Иван-царевич ночь переночевал, встал раненько, умылся беленько, сел на коня - и был таков!

Едет далеким-далеко, высоким-высоко, день коротается, к ночи подвигается; стоит двор - что город, изба - что терем. Приехал ко крыльцу, прицепил к золотому кольцу, в сени да в избу, богу помолился, ночевать попросился. Закричала на него старуха: «Ах ты, такой-сякой! Железного кольца недостоин, а к золотому коня привязал». - «Хорошо, бабушка, не бранись; коня можно отвязать, за иное кольцо привязать». - «Что, добрый молодец, задала тебе страху! А ты не страшись да на лавочку садись, а я стану спрашивать: из каких ты родов, из каких городов?» - «Эх, бабушка! Ты бы прежде накормила-напоила, в те поры вестей поспрошала; видишь - человек с дороги, весь день не ел!» В тот час старуха стол поставила, принесла хлеба-соли, налила водки стакан и принялась угощать Ивана-царевича. Он наелся-напился, на постелю повалился; старуха не спрашивает, он сам ей рассказывает: «Был я в малых летах, качал меня батюшка в зыбке, сулил за меня Ненаглядную Красоту, трех мамок дочку, трех бабок внучку, девяти братьев сестру. Сделай милость, бабушка, скажи: где живет Ненаглядная Красота и как до нее дойти?» - «Я и сама, царевич, не ведаю: вот уж девятый десяток доживаю, а про эту красоту еще не слыхивала. Ну да усни с богом; заутро соберу моих ответчиков - может, из них кто знает».

На другой день встала старуха раненько, умылась беленько, вышла с Иваном-царевичем на крылечко и скричала богатырским голосом, сосвистала молодецким посвистом. Крикнула по морю: «Рыбы и гад водяной! Идите сюда». Тотчас сине море всколыхалося, собирается рыба и большая и малая, собирается всякий гад, к берегу идет - воду укрывает. Спрашивает старуха: «Где живет Ненаглядная Красота, трех мамок дочка, трех бабок внучка, девяти братьев сестра?» Отвечают все рыбы и гады в один голос: «Видом не видали, слыхом не слыхали!» Крикнула старуха по земле: «Собирайся, зверь лесной!» Зверь бежит, землю укрывает, в один голос отвечает: «Видом не видали, слыхом не слыхали!» Крикнула старуха по поднебесью: «Собирайся, птица воздушная!» Птица летит, денной свет укрывает, в один голос отвечает: «Видом не видали, слыхом не слыхали!» - «Больше некого спрашивать!» - говорит старуха, взяла Ивана-царевича за руку и повела в избу; только вошли туда, налетела Моголь-птица, пала на землю - в окнах свету не стало. «Ах ты, птица Моголь! Где была, где летала, отчего запоздала?» - «Ненаглядную Красоту к обедне сряжала». - «Того мне и надоть! Сослужи мне службу верою-правдою: снеси туда Ивана-царевича». - «Рада бы сослужила, много пропитанья надоть!» - «Сколь много?» - «Три сороковки говядины да чан воды».

Иван-царевич налил чан воды, накупил быков, набил и наклал три сороковки говядины, уставил те бочки на птицу, побежал в кузницу и сковал себе копье длинное железное. Воротился и стал со старухой прощаться. «Прощай, - говорит, - бабушка! Корми моего доброго коня сыто - я тебе за все заплачу». Сел на Моголь-птицу - в ту ж минуту она поднялась и полетела. Летит, а сама бесперечь оглядывается: как оглянется, Иван-царевич тотчас подает ей на копье кус говядины. Вот летела-летела немало времени, царевич две бочки скормил, за третью принялся и говорит: «Эй, птица Моголь! Пади на сыру землю, мало пропитанья стало». - «Что ты, Иван-царевич! Здесь леса дремучие, грязи вязучие - нам с тобой по конец века не выбраться». Иван-царевич всю говядину скормил и бочки спихал, а Моголь-птица летит - оборачивается. «Что делать?» - думает царевич, вырезал из своих ног икры и дал птице; она проглотила, вылетела на луга зеленые, травы шелковые, цветы лазоревые и пала наземь. Иван-царевич встал, идет по лугу - разминается, на обе ноги прихрамывает. «Что ты, царевич, али хромаешь?» - «Хромаю, Моголь-птица! Давеча из ног своих икры вырезал да тебе скормил». Моголь-птица выхаркнула икры, приложила к ногам Ивана-царевича, дунула-плюнула, икры приросли - и пошел царевич и крепко и бодро.

Пришел в большой город и пристал отдохнуть к бабушке-задворенке. Говорит ему бабушка-задворенка: «Спи, Иван-царевич! Заутро, как ударят в колокол, я тебя разбужу». Лег царевич и тотчас уснул; день, спит, ночь спит... Зазвонили к заутрене, прибежала бабушка-задворенка, стала его будить, что ни попадет в руки - тем и бьет; нет, не могла сбудить. Отошла заутреня, зазвонили к обедне, Ненаглядная Красота в церковь поехала; прибежала бабушка-задворенка, принялась опять за царевича, бьет его чем ни попадя, насил-насилу разбудила. Вскочил Иван-царевич скорехонько, умылся белехонько, снарядился и пошел к обедне. Пришел в церковь, образам помолился, на все стороны поклонился, Ненаглядной Красоте на особицу; стоят они рядом да богу молятся. На отходе обедни она первая под крест, он второй за ней.

Вышел на рундук1, глянул на сине море - идут корабли; наехало шесть богатырей свататься. Увидали богатыри Ивана-царевича и ну насмехаться: «Ах ты, деревенская зобенка!2 По тебе ль такая красавица? Не стоишь ты ее мизинного пальчика!» Раз говорят и в другой говорят, а в третий сказали - ему обидно стало: рукой махнул - улица, другой махнул - чисто, гладко кругом! Сам ушел к бабушке-задворенке. «Что, Иван-царевич, видел Ненаглядную Красоту?» - «Видел, по век не забуду». - «Ну ложись спать; завтра она опять к обедне пойдет; как ударит колокол, я тебя разбужу». Лег царевич; день спит, ночь спит... зазвонили к заутрене, прибежала бабушка-задворенка, стала будить царевича, что ни попадет под руки - тем и бьет его; нет не могла разбудить. Зазвонили к обедне, она опять его бьет и будит. Вскочил Иван-царевич скорехонько, умылся белехонько, снарядился и в церковь. Пришел, образам помолился, на все на четыре стороны поклонился, Ненаглядной Красоте на особицу; она на него глянула - покраснела. Стоят они рядышком да богу молятся; на исходе обедни она первая под крест, он второй за ней.

Вышел царевич на рундук, поглядел на сине море - плывут корабли, наехало двенадцать богатырей; стали те богатыри Ненаглядную Красоту сватать, Ивана-царевича на смех подымать: «Ах ты, деревенская зобенка! По тебе ль такая красавица? Не стоишь ты ее мизинного пальчика!» От тех речей ему обидно показалося; махнул рукой - стала улица, махнул другой - чисто и гладко кругом! Сам к бабушке-задворенке ушел. «Видел ли Ненаглядную Красоту?» - спрашивает бабушка-задворенка. «Видел, по век не забуду». - «Ну, спи; заутро я тебя опять разбужу». Иван-царевич день спит и ночь спит; ударили в колокол к заутрене, прибежала бабушка-задворенка будить его; чем ни попадя бьет его, не жалеючи, а разбудить никак не может. Ударили в колокол к обедне, она все с царевичем возится. Насилу добудилась его! Иван-царевич вскочил скорехонько, умылся белехонько, снарядился и в церковь. Пришел, образам помолился, на все на четыре стороны поклонился, Ненаглядной Красоте на особицу; она с ним поздоровалась, поставила его по правую руку; а сама стала по левую. Стоят они да богу молятся; на исходе обедни он первый под крест, она вторая за ним.

Вышел царевич на рундук, поглядел на сине море - плывут корабли, наехало двадцать четыре богатыря Ненаглядную Красоту сватать. Увидали богатыри Ивана-царевича и ну над ним насмехаться: «Ах ты, деревенская зобенка! По тебе ль такая красавица? Ты не стоишь ее мизинного пальчика!» Стали к нему со всех сторон подступать да невесту отбивать; Иван-царевич не стерпел: махнул рукой - улица, махнул другой - гладко и чисто кругом, всех до единого перебил. Ненаглядная Красота взяла его за руку, повела в свои терема, сажала за столы дубовые, за скатерти браные, угощала его, потчевала, своим женихом называла.

Вскоре потом собрались они в путь-дорогу и поехали в государство Ивана-царевича. Ехали, ехали и остановились в чистом поле отдыхать. Ненаглядная Красота спать легла, а Иван-царевич ее сон сторожит. Вот она выспалась, пробудилась; говорит ей царевич: «Ненаглядная Красота! Похрани моего тела белого, я спать лягу». - «А долго ль спать будешь?» - «Девятеро суток, с боку на бок не поворочусь; станешь будить меня - не разбудишь, а время придет - сам проснусь». - «Долго, Иван-царевич! Мне скучно будет». - «Скучно не скучно, а делать нечего!» Лег спать и проспал как раз девять суток. В это время приехал Кощей Бессмертный и увез Ненаглядную Красоту в свое государство.

Пробудился от сна Иван-царевич, смотрит - нету Ненаглядной Красоты; заплакал и пошел ни путем, ни дорогою. Долго ли, коротко ли - приходит в государство Кощея Бессмертного и просится на постой к одной старухе. «Что, Иван-царевич, печален ходишь?» - «Так и так, бабушка! Был со всем, стал ни с чем». - «Худо твое дело, Иван-царевич! Тебе Кощея не потребить». - «Я хоть посмотрю на мою невесту!» - «Ну ложись - спи до утра; завтра Кощей на войну уедет». Лег Иван-царевич, а сон и на ум нейдет; поутру Кощей со двора, а царевич во двор - стал у ворот и стучится. Ненаглядная Красота отворила, глянула и заплакала; пришли они в горницу, сели за стол и начали разговаривать. Научает ее Иван-царевич: «Спроси у Кощея Бессмертного, где его смерть». - «Хорошо, спрошу». Только успел он со двора уйти, а Кощей во двор: «А! - говорит. - Русской коской пахнет; знать, у тебя Иван-царевич был». - «Что ты, Кощей Бессмертный! Где мне Ивана-царевича видать? Остался он в лесах дремучих, в грязях вязучих, по сих пор звери съели!» Стали они ужинать; за ужином Ненаглядная Красота спрашивает: «Скажи мне, Кощей Бессмертный: где твоя смерть?» - «На что тебе, глупая баба? Моя смерть в венике завязана».

Рано утром уезжает Кощей на войну. Иван-царевич пришел к Ненаглядной Красоте, взял тот веник и чистым золотом ярко вызолотил. Только успел царевич уйти, а Кощей во двор: «А! - говорит. - Русской коской пахнет; знать, у тебя Иван-царевич был». - «Что ты, Кощей Бессмертный! Сам по Руси летал, русского духу нахватался - от тебя русским духом и пахнет. А мне где видать Ивана-царевича? Остался он в лесах дремучих, в грязях вязучих, по сих пор звери съели!» Пришло время ужинать; Ненаглядная Красота сама села на стул, а его посадила на лавку; он взглянул под порог - лежит веник позолоченный. «Это что?» - «Ах, Кощей Бессмертный! Сам видишь, как я тебя почитаю; коли ты мне дорог, так и смерть твоя дорога». - «Глупая баба! То я пошутил, моя смерть вон в дубовом тыну заделана».

На другой день Кощей уехал, а Иван-царевич пришел, весь тын вызолотил. К вечеру ворочается домой Кощей Бессмертный. «А! - говорит. - Русской коской пахнет; знать, у тебя Иван-царевич был». - «Что ты, Кощей Бессмертный! Кажется, я тебе не раз говаривала: где мне видать Ивана-царевича? Остался он в лесах дремучих, в грязях вязучих, по сих пор звери растерзали». Пришло время ужинать; Ненаглядная Красота сама села на лавку, а его на стул посадила. Кощей взглянул в окно - стоит тын позолоченный, словно жар горит! «Это что?» - «Сам видишь, Кощей Бессмертный, как я тебя почитаю; коли ты мне дорог, так и смерть твоя дорога». Полюбилась эта речь Кощею Бессмертному, говорит он Ненаглядной Красоте: «Ах ты, глупая баба! То я пошутил; моя смерть в яйце, то яйцо в утке, та утка в кокоре3, та кокора в море плавает». Как только уехал Кощей на войну, Ненаглядная Красота испекла Ивану-царевичу пирожков и рассказала, где искать смерть Кощееву.

Иван-царевич пошел ни путем, ни дорогою, пришел к океан-морю широкому и не знает, куда дальше идти, а пирожки давно вышли - есть нечего. Вдруг летит ястреб; Иван-царевич прицелился: «Ну, ястреб! Я тебя застрелю да сырком съем». - «Не ешь меня, Иван-царевич! В нужное время я тебе пригожусь». Бежит медведь: «Ах, Мишка косолапый! Я тебя убью да сырком съем». - «Не ешь, Иван-царевич! В нужное время я тебе пригожусь». Глядь - на берегу щука трепещется: «А, щука зубастая, попалася! Я тебя сырком4 съем». - «Не ешь, Иван-царевич! Лучше в море брось: в нужное время я тебе пригожусь». Стоит царевич и думает: когда-то наступит нужное время, а теперь голодать пришлось!

Вдруг сине море всколыхалося, взволновалося, стало берег заливать, Иван-царевич бросился в гору. Что есть сил бежит, а вода за ним по пятам гонит; взбежал на самое высокое место и влез на дерево. Немного спустя начала вода сбывать; море стихло, улеглось, а на берегу очутилась большая кокора. Прибежал медведь, поднял кокору да как хватит оземь - кокора развалилася, вылетела оттуда утка и взвилась высоко-высоко! Вдруг откуда ни взялся - летит ястреб, поймал утку и вмиг разорвал ее пополам. Выпало из утки яйцо да прямо в море; тут подхватила его щука, подплыла к берегу и отдала Ивану-царевичу.

Царевич положил яйцо за пазуху и пошел к Кощею Бессмертному. Приходит к нему во двор, и встречает его Ненаглядная Красота, в уста целует, к плечу припадает. Кощей Бессмертный сидит у окна да ругается: «А, Иван-царевич! Хочешь ты отнять у меня Ненаглядную Красоту, так тебе живому не быть». - «Ты сам у меня ее отнял! - отвечал Иван-царевич, вынул из-за пазухи яйцо и кажет Кощею: - А это что?» У Кощея свет в глазах помутился, тотчас он присмирел-покорился. Иван-царевич переложил яйцо с руки на руку - Кощея Бессмертного из угла в угол бросило. Любо показалось это царевичу, давай чаще с руки на руку перекладывать; перекладывал, перекладывал и смял совсем - тут Кощей свалился и помер. Иван-царевич запряг лошадей в золотую карету, забрал целые мешки серебра и золота и поехал вместе с своею невестою к родному батюшке.

Долго ли, коротко ли - приезжает он к той самой старухе, что всякую тварь: рыбу, птицу и зверя допрашивала, увидал своего коня. «Слава богу, - говорит, - Воронко жив!» - и щедро отсыпал старухе золота за его прокорм - хоть еще девяносто лет живи, и то не прожить! Тотчас снарядил царевич легкого гонца и послал к царю с письмом, а в письме пишет: «Батюшка! Встречай сына; еду с невестою Ненаглядной Красотою». Отец получил письмо, прочитал и веры неймет: «Как тому быть!

Ведь Иван-царевич уехал отсель девятисуточный». Вслед за гонцом и сам царевич приехал; царь увидал, что сын истинную правду писал, выбежал на крыльцо встречать и приказал в барабаны бить, музыке играть. «Батюшка! Благослови жениться». У царей ни пиво варить, ни вино курить - всего много; в тот же день веселым пирком да за свадебку. Обвенчали Ивана-царевича с Ненаглядной Красотою и выставили по всем улицам большие чаны с разными напитками; всякий приходи и пей, сколько душа запросит! И я тут был, мед-вино пил, по усам текло, во рту не было.

(Русская народная сказка)

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич.

Позвал однажды царь сыновей и говорит им:

— Дети мои милые, вы теперь все на возрасте, пора вам и о невестах подумать!

— За кого же нам, батюшка, посвататься?

— А вы возьмите по стреле, натяните свои тугие луки и пустите стрелы в разные стороны. Где стрела упадет — там и сватайтесь.

Вышли братья на широкий отцовский двор, натянули свои тугие луки и выстрелили.

Пустил стрелу старший брат. Упала стрела на боярский двор, и подняла ее боярская дочь.

Пустил стрелу средний брат — полетела стрела к богатому купцу во двор. Подняла ее купеческая дочь.

Пустил стрелу Иван-царевич — полетела его стрела прямо в топкое болото, и подняла ее лягушка-квакушка…

Старшие братья как пошли искать свои стрелы, сразу их нашли: один — в боярском тереме, другой — на купеческом дворе. А Иван-царевич долго не мог найти свою стрелу. Два дня ходил он по лесам и по горам, а на третий день зашел в топкое болото. Смотрит — сидит там лягушка-квакушка, его стрелу держит.

Иван-царевич хотел было бежать и отступиться от своей находки, а лягушка и говорит:

— Ква-ква, Иван-царевич! Поди ко мне, бери свою стрелу, а меня возьми замуж.

Опечалился Иван-царевич и отвечает:

— Как же я тебя замуж возьму? Меня люди засмеют!

— Возьми, Иван-царевич, жалеть не будешь!

Подумал-подумал Иван-царевич, взял лягушку-квакушку, завернул ее в платочек и принес в свое царство-государство.

Пришли старшие братья к отцу, рассказывают, куда чья стрела попала.

Рассказал и Иван-царевич. Стали братья над ним смеяться, а отец говорит:

— Бери квакушку, ничего не поделаешь!

Вот сыграли три свадьбы, поженились царевичи: старший царевич — на боярышне, средний — на купеческой дочери, а Иван-царевич — на лягушке-квакушке.

На другой день после свадьбы призвал царь своих сыновей и говорит:

— Ну, сынки мои дорогие, теперь вы все трое женаты. Хочется мне узнать, умеют ли ваши жены хлебы печь. Пусть они к утру испекут мне по караваю хлеба.

Поклонились царевичи отцу и пошли. Воротился Иван-царевич в свои палаты невесел, ниже плеч буйну голову повесил.

— Ква-ква, Иван-царевич, — говорит лягушка-квакушка, — что ты так опечалился? Или услышал от своего отца слово неласковое?

— Как мне не печалиться! — отвечает Иван-царевич. — Приказал мой батюшка, чтобы ты сама испекла к утру каравай хлеба…

Уложила квакушка царевича спать, а сама сбросила с себя лягушечью кожу и обернулась красной девицей Василисой Премудрой — такой красавицей, что ни в сказке сказать, ни пером описать!

Взяла она частые решета, мелкие сита, просеяла муку пшеничную, замесила тесто белое, испекла каравай — рыхлый да мягкий, изукрасила каравай разными узорами мудреными: по бокам — города с дворцами, садами да башнями, сверху — птицы летучие, снизу — звери рыскучие…

Утром будит квакушка Ивана-царевича:

— Пора, Иван-царевич, вставай, каравай неси!

Положила каравай на золотое блюдо, проводила Ивана-царевича к отцу.

Пришли и старшие братья, принесли свои караваи, только у них и посмотреть не на что: у боярской дочки хлеб подгорел, у купеческой — сырой да кособокий получился.

Царь сначала принял каравай у старшего царевича, взглянул на него и приказал отнести псам дворовым.

Принял у среднего, взглянул и сказал:

— Такой каравай только от большой нужды есть будешь!

Дошла очередь и до Ивана-царевича. Принял царь от него каравай и сказал:

— Вот этот хлеб только в большие праздники есть!

И тут же дал сыновьям новый приказ:

— Хочется мне знать, как умеют ваши жены рукодельничать. Возьмите шелку, золота и серебра, и пусть они своими руками за ночь выткут мне по ковру!

Вернулись старшие царевичи к своим женам, передали им царский приказ. Стали жены кликать мамушек, нянюшек и красных девушек — чтобы пособили им ткать ковры. Тотчас мамушки, нянюшки да красные девушки собрались и принялись ковры ткать да вышивать — кто серебром, кто золотом, кто шелком.

А Иван-царевич воротился домой невесел, ниже плеч буйну голову повесил.

— Ква-ква, Иван-царевич, — говорит лягушка-квакушка, — почему так печалишься? Или услышал от отца своего слово недоброе?

— Как мне не кручиниться! — отвечает Иван-царевич. — Батюшка приказал за одну ночь соткать ему ковер узорчатый!

— Не тужи, Иван-царевич! Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее!

Уложила его квакушка спать, а сама сбросила с себя лягушечью кожу, обернулась красной девицей Василисой Премудрой и стала ковер ткать. Где кольнет иглой раз — цветок зацветет, где кольнет другой раз — хитрые узоры идут, где кольнет третий — птицы летят…

Солнышко еще не взошло, а ковер уж готов.

Вот пришли все три брата к царю, принесли каждый свой ковер. Царь прежде взял ковер у старшего царевича, посмотрел и молвил:

— Этим ковром только от дождя лошадей покрывать!

Принял от среднего, посмотрел и сказал:

— Только у ворот его стелить!

Принял от Ивана-царевича, взглянул и сказал:

— А вот этот ковер в моей горнице по большим праздникам расстилать!

И тут же отдал царь новый приказ, чтобы все три царевича явились к нему на пир со своими женами: хочет царь посмотреть, которая из них лучше пляшет.

Отправились царевичи к своим женам.

Идет Иван-царевич, печалится, сам думает: «Как поведу я мою квакушку на царский пир?..»

Пришел он домой невеселый. Спрашивает его квакушка:

— Что опять, Иван-царевич, невесел, ниже плеч буйну голову повесил? О чем запечалился?

— Как мне не печалиться! — говорит Иван-царевич. — Батюшка приказал, чтобы я тебя завтра к нему на пир привез…

— Не горюй, Иван-царевич! Ложись-ка да спи: утро вечера мудренее!

На другой день, как пришло время ехать на пир, квакушка и говорит царевичу:

— Ну, Иван-царевич, отправляйся один на царский пир, а я вслед за тобой буду. Как услышишь стук да гром — не пугайся, скажи: «Это, видно, моя лягушонка в коробчонке едет!»

Пошел Иван-царевич к царю на пир один.

А старшие братья явились во дворец со своими женами, разодетыми, разубранными. Стоят да над Иваном-царевичем посмеиваются:

— Что же ты, брат, без жены пришел? Хоть бы в платочке ее принес, дал бы нам всем послушать, как она квакает!

Вдруг поднялся стук да гром — весь дворец затрясся-зашатался. Все гости переполошились, повскакали со своих мест. А Иван-царевич говорит:

— Не бойтесь, гости дорогие! Это, видно, моя лягушонка в своей коробчонке едет!

Подбежали все к окнам и видят: бегут скороходы, скачут гонцы, а вслед за ними едет золоченая карета, тройкой гнедых коней запряжена.

Подъехала карета к крыльцу, и вышла из нее Василиса Премудрая — сама как солнце ясное светится.

Все на нее дивятся, любуются, от удивления слова вымолвить не могут.

Взяла Василиса Премудрая Ивана-царевича за руки и повела за столы дубовые, за скатерти узорчатые…

Стали гости есть, пить, веселиться.

Василиса Премудрая из кубка пьет — не допивает, остатки себе за левый рукав выливает. Лебедя жареного ест — косточки за правый рукав бросает.

Жены старших царевичей увидели это — и туда же: чего не допьют — в рукав льют, чего не доедят — в другой кладут. А к чему, зачем — того и сами не знают.

Как встали гости из-за стола, заиграла музыка, начались пляски. Пошла Василиса Премудрая плясать с Иваном-царевичем. Махнула левым рукавом — стало озеро, махнула правым — поплыли по озеру белые лебеди. Царь и все гости диву дались. А как перестала она плясать, все исчезло: и озеро и лебеди.

Пошли плясать жены старших царевичей.

Как махнули своими левыми рукавами — всех гостей забрызгали; как махнули правыми — костями-огрызками осыпали, самому царю костью чуть глаз не выбили. Рассердился царь и приказал их выгнать вон из горницы.

Когда пир был на исходе, Иван-царевич улучил минутку и побежал домой. Разыскал лягушечью кожу и спалил ее на огне.

Приехала Василиса Премудрая домой, хватилась — нет лягушечьей кожи! Бросилась она искать ее. Искала, искала — не нашла и говорит Ивану-царевичу:

— Ах, Иван-царевич, что же ты наделал! Если бы ты еще три дня подождал, я бы вечно твоею была. А теперь прощай, ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве, у Кощея Бессмертного. Как три пары железных сапог износишь, как три железных хлеба изгрызешь — только тогда и разыщешь меня…

Сказала, обернулась белой лебедью и улетела в окно.

Загоревал Иван-царевич. Снарядился, взял лук да стрелы, надел железные сапоги, положил в заплечный мешок три железных хлеба и пошел искать жену свою, Василису Премудрую.

Долго ли шел, коротко ли, близко ли, далеко ли — скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, — две пары железных сапог износил, два железных хлеба изгрыз, за третий принялся. И повстречался ему тогда старый старик.

— Здравствуй, дедушка! — говорит Иван-царевич.

— Здравствуй, добрый молодец! Чего ищешь, куда путь держишь?

Рассказал Иван-царевич старику свое горе.

— Эх, Иван-царевич, — говорит старик, — зачем же ты лягушечью кожу спалил? Не ты ее надел, не тебе ее и снимать было!

Василиса Премудрая хитрей-мудрей отца своего, Кощея Бессмертного, уродилась, он за то разгневался на нее и приказал ей три года квакушею быть. Ну, да делать нечего, словами беды не поправишь. Вот тебе клубочек: куда он покатится, туда и ты иди.

Иван-царевич поблагодарил старика и пошел за клубочком.

Катится клубочек по высоким горам, катится по темным лесам, катится по зеленым лугам, катится по топким болотам, катится по глухим местам, а Иван-царевич все идет да идет за ним — не остановится на отдых ни на часок.

Шел-шел, третью пару железных сапог истер, третий железный хлеб изгрыз и пришел в дремучий бор. Попадается ему навстречу медведь.

«Дай убью медведя! — думает Иван-царевич. — Ведь у меня никакой еды больше нет».

Прицелился он, а медведь вдруг и говорит ему человеческим голосом:

— Не убивай меня, Иван-царевич! Когда-нибудь я пригожусь тебе.

Не тронул Иван-царевич медведя, пожалел, пошел дальше.

Идет он чистым полем, глядь — а над ним летит большой селезень.

Иван-царевич натянул лук, хотел было пустить в селезня острую стрелу, а селезень и говорит ему по-человечески:

— Не убивай меня, Иван-царевич! Будет время — я тебе пригожусь.

Пожалел Иван-царевич селезня — не тронул его, пошел дальше голодный.

Вдруг бежит навстречу ему косой заяц.

«Убью этого зайца! — думает царевич. — Очень уж есть хочется…»

Натянул свой тугой лук, стал целиться, а заяц говорит ему человеческим голосом:

— Не губи меня, Иван-царевич! Будет время — я тебе пригожусь.

Вышел он к синему морю и видит: на берегу, на желтом песке, лежит щука-рыба. Говорит Иван-царевич:

— Ну, сейчас эту щуку съем! Мочи моей больше нет — так есть хочется!

— Ах, Иван-царевич, — молвила щука, — сжалься надо мной, не ешь меня, брось лучше в синее море!

Сжалился Иван-царевич над щукой, бросил ее в море, а сам пошел берегом за своим клубочком.

Долго ли, коротко ли — прикатился клубочек в лес, к избушке. Стоит та избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается.

Говорит Иван-царевич:

— Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом!

Избушка по его слову повернулась к лесу задом, а к нему передом. Вошел Иван-царевич в избушку и видит: лежит на печи баба-яга — костяная нога. Увидела она царевича и говорит:

— Зачем ко мне пожаловал, добрый молодец? Волей или неволей?

— Ах, баба-яга — костяная нога, ты бы меня накормила прежде, напоила да в бане выпарила, тогда бы и выспрашивала!

— И то правда! — отвечает баба-яга.

Накормила она Ивана-царевича, напоила, в бане выпарила, а царевич рассказал ей, что он ищет жену свою, Василису Премудрую.

— Знаю, знаю! — говорит баба-яга. — Она теперь у злодея Кощея Бессмертного. Трудно будет ее достать, нелегко с Кощеем сладить: его ни стрелой, ни пулей не убьешь. Потому он никого и не боится.

— Да есть ли где его смерть?

— Его смерть — на конце иглы, та игла — в яйце, то яйцо — в утке, та утка — в зайце, тот заяц — в кованом ларце, а тот ларец — на вершине старого дуба. А дуб тот в дремучем лесу растет.

Рассказала баба-яга Ивану-царевичу, как к тому дубу пробраться. Поблагодарил ее царевич и пошел.

Долго он по дремучим лесам пробирался, в топях болотных вяз и пришел наконец к Кощееву дубу. Стоит тот дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто верст в земле раскинул, ветками красное солнце закрыл. А на самой его вершине — кованый ларец.

Смотрит Иван-царевич на дуб и не знает, что ему делать, как ларец достать.

«Эх, — думает, — где-то медведь? Он бы мне помог!»

Только подумал, а медведь тут как тут: прибежал и выворотил дуб с корнями. Ларец упал с вершины и разбился на мелкие кусочки.

Выскочил из ларца заяц и пустился наутек.

«Где-то мой заяц? — думает царевич. — Он этого зайца непременно догнал бы…»

Не успел подумать, а заяц тут как тут: догнал другого зайца, ухватил и разорвал пополам. Вылетела из того зайца утка и поднялась высоко-высоко в небо.

«Где-то мой селезень?» — думает царевич.

А уж селезень за уткой летит — прямо в голову клюет. Выронила утка яйцо, и упало то яйцо в синее море…

Загоревал Иван-царевич, стоит на берегу и говорит:

— Где-то моя щука? Она достала бы мне яйцо со дна морского!

Вдруг подплывает к берегу щука-рыба и держит в зубах яйцо.

— Получай, Иван-царевич!

Обрадовался царевич, разбил яйцо, достал иглу и отломил у нее кончик. И только отломил — умер Кощей Бессмертный, прахом рассыпался.

Пошел Иван-царевич в Кощеевы палаты. Вышла тут к нему Василиса Премудрая и говорит:

— Ну, Иван-царевич, сумел ты меня найти, теперь я весь век твоя буду!

Выбрал Иван-царевич лучшего скакуна из Кощеевой конюшни, сел на него с Василисой Премудрой и воротился в свое царство-государство.

И стали они жить дружно, в любви и согласии.

Иван Царевич

Иван-Царевич - один из главных персонажей русского фольклора . Как сказочный персонаж он появился в конце XVIII-начале XIX века.

Иван-Царевич выступает в сказках в двух разных ипостасях :

  • положительный персонаж , борющийся со злом, помогающий обиженным или слабым. Очень часто в начале сказки Иван-Царевич беден, потерян родителями, преследуется врагами, не знает о своем царском происхождении. В таких сказках как награду за героическое поведение и добрые дела Иван-Царевич получает назад свое царство, трон или находит своих царственных родителей. Но даже если он изначально царевич, то в конце сказки он обычно получает своеобразный приз в виде чужого полцарства, царской или королевской дочери, волшебного или дорогого коня, драгоценных или волшебных предметов или даже дополнительного ума или волшебных умений.
  • отрицательный персонаж , который противопоставляется другим царевичам, но чаще персонажам простого происхождения, например, Ивану-рыбацкому сыну. В этом случае Иван-царевич зол, коварен и различными способами пытается погубить положительных героев и отнять у них заслуженную награду. В конце бывает посрамлен и наказан, но практически никогда - убит.

Как сказочный персонаж, Иван-Царевич связан чаще всего только с несколькими определенными сюжетами . Каждый такой сюжет от сказки к сказке почти не меняется, меняются только описания действующих лиц и их имена.

Один из сценариев сказки

  • У Ивана-Царевича два старших брата (Фёдор и Василий) и три сестры (Марья, Ольга и Анна).
  • В начале сказки Иван-Царевич третируется своими старшими братьями или родственниками, а в конце занимает главенствующее место среди них.
  • Отец обещает Ивана-Царевича Морскому (Подземному, заморскому царю) или могущественному волшебнику прежде его рождения. Один из сказочных сюжетов описывает побег Ивана из царства такого царя или волшебника.
  • Повзрослев, Иван предпринимает дальние экспедиции в поисках различных волшебных вещей и животных (молодильных яблок, живой воды, Жар-птицы , которая прилетает в царский сад клевать эти яблоки).
  • Попутно Иван-Царевич встречает неожиданного помощника-животное: Серого Волка или волчицу, зайчиху, утку, сокола, щуку.
  • Часто животное он добывает или спасает и оно ему верно служит: Сивка-Бурка или другой волшебный конь.
  • Часто животное-помощник оживляет убитого Ивана-царевича и убивает его врагов (например, коварных братьев).
  • В ряде сюжетов Иван-Царевич ищет свою похищенную Кощеем жену. Одолеть Кощея помогает Баба-Яга .
  • Женами Ивана-Царевича оказываются то Елена Прекрасная (образ греческого происхождения), то дочь Кощея Василиса Премудрая (Царевна-Лягушка), то степная королева-воительница Марья Моревна .

Сказки

  • Иван-Царевич и серый волк
  • Морской Царь и Василиса Премудрая
  • Сказка о молодильных яблоках и живой воде

Многочисленные сказки об Иване-царевиче изданы у Афанасьева , Садовникова , Эрленвейна, Худякова и др.

  • Лозовская Н.В. Многоязыковой проект: Варианты сказочного сюжетного типа AT 550 "Царевич и серый волк"

См. также

  • Царевич, Иван Иванович - персонаж произведений Кира Булычёва .

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Иван Цапов
  • Иван Цветаев

Смотреть что такое "Иван Царевич" в других словарях:

    Иван-царевич - (Ростов,Россия) Категория отеля: Адрес: Улица Ленинская 19, Ростов, Россия … Каталог отелей

    Иван-Царевич - Это статья о персонаже русского фольклора. Статью о рок группе см. здесь. У этого термина существуют и другие значения, см. Иван (царевич) … Википедия

    Иван-царевич

    Иван царевич - В. М. Васнецов «Иван Царевич на Сером Волке» В. М. Васнецов «Бой Ивана Царевича со Змеем» Иван Царевич один из главных персонажей русского фольклора. Как сказочный персонаж он появился в конце XVIII начале XIX века. Иван Царевич выступает в… … Википедия

    ИВАН-ЦАРЕВИЧ - Один из самых популярных положительных героев русских волшебных сказок. Он младший и послушный сын царя*, молод, красив, умен, добр. Слово царя батюшки для Ивана царевича закон. В сказочных сюжетах Иван царевич обязательно проходит через ряд… … Лингвострановедческий словарь

    Иван (царевич) - В Википедии есть статьи о других людях с именем Иван (значения). Царевич Иван Иван (1554 1581) сын русского царя Ивана Васильевича Грозного и Анастасии Романовны. Иван (1633 1639) сын русского царя Михаила Фёдоровича и Евдокии… … Википедия

    Иван Царевич - Ива/на Царе/вича, м. Мифологизированный образ главного героя русских народных сказок, деяния которого представляют образец достижений наивысшего успеха. Энциклопедический комментарий: Универсальность образа Ивана Царевича, или Ивана Королевича, в … Популярный словарь русского языка

    Иван-Царевич - типовой герой волшебных сказок (Царевна лягушка, Финист Ясный Сокол, Одноглазка, Двуглазка, Трехглазка, Иван царевич и серый волк, Молодильные яблоки, Мертвая царевна и т. п.). Нередко И. Ц. наделен фантастич. способностью перевоплощения,… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь