Художественные

5 известных живописцев, потерявших зрение

П отеря зрения - трагедия для любого человека, а для живописца - настоящая драма. Кому из знаменитых российских мастеров пришлось пройти через это испытание? Вспоминаем с Софьей Багдасаровой .

Дмитрий Левицкий (ок. 1735 - 1822)

Великих портретистов в Российской империи XVIII века времен Екатерины Великой было три - Левицкий, Боровиковский и Рокотов. Кто из них заслужил прозвище «русский Гейнсборо» - периодически спорят. Левицкий, как и любимые фавориты Елизаветы Петровны и Екатерины II, был родом малоросс. Происходил он из семьи священника. В 1770–80-е годы Левицкий был крайне популярен: у него портретировалась вся петербургская знать, включая императорскую фамилию. Напудренные красавицы в маскарадных костюмах, нарумяненные актрисы с искусственными мушками, блестящие кавалеры в болотного цвета камзолах - таким мы и представляем наш XVIII век…

К концу столетия о нем позабыли: наступила новая эпоха, Левицкий казался старомодным. Лишь в 1807 году о старике вспомнили вновь и пригласили преподавать в Академию художеств, где у него учился, в частности, Кипренский. Умер Левицкий примерно в 87-летнем возрасте (точная дата его рождения неизвестна). Считается, что он потерял зрение за 10 лет до смерти: последняя его картина датирована 1812 годом. Кстати, его старый конкурент Рокотов к старости тоже, говорят, ослеп.

За пару недель до кончины художника его жена через «Санкт-Петербургские ведомости» выставляет на продажу последнюю остававшуюся в его мастерской картину - «Иоанна Крестителя». После похорон пожилая вдова обращается в Академию художеств с прошением помочь ей 600 рублями (долг за церемонию), пишет о длительной болезни Левицкого, значительных тратах на лекарства и о заложенном доме. Академия в ответ ограничилась лишь формальным сочувствием. На руках у старухи остались вдовая дочь и внучки-бесприданницы.

Михаил Врубель (1856–1910)

Величайший мастер русского модерна скончался в возрасте 54 лет. Он потерял зрение и умер в клинике для душевнобольных, где с перерывами провел последние восемь лет своей жизни.

Признаки неуравновешенности в этом гении можно было заметить рано. Уже в 29 лет он хвастался перед другом шрамами на запястьях. Врубель резал вены из-за несчастной любви к жене заказчика Эмилии Праховой, лицо которой смотрит на нас с фрески «Богоматерь с Младенцем» в киевской Кирилловской церкви.

В молодости, а затем и в зрелые годы Врубель вел богемный, беспорядочный образ жизни. Первые симптомы болезни появились у него в 42 года, когда он был уже счастливо женат на певице Надежде Забеле. Постепенно художник становился все более и более раздражительным, самоуверенным, буйным и многословным, он много пил и транжирил. В 1902 году семья уговорила его показаться психиатру В.М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич», что тогда лечили весьма жестокими средствами, в частности ртутью. Вскоре он был госпитализирован с симптомами острого психического расстройства. Врубель надолго оставался в клинике, хотя несколько раз наступало улучшение и он возвращался домой. Дальше были смерть малолетнего сына, наступление галлюцинаций…

В начале 1906 года у Врубеля началась атрофия зрительного нерва. В феврале 1906 года мастер полностью ослеп. Зимой 1910 года он намеренно простудился и в апреле умер от воспаления легких.

Константин Коровин (1861–1939)

Приятелем, которому в 1885 году Врубель показывал шрамы на запястьях, был художник Константин Коровин. По несчастному совпадению, ему также суждено будет ослепнуть, впрочем, поскольку Коровин отличался редким жизнелюбием, психическим и физическим здоровьем, только на самом излете жизни.

В 1922 году самый известный «русский импрессионист» покинул Советскую Россию и поселился во Франции. Пик его славы давно прошел, ни портреты, ни театральные работы больше не пользовались спросом. Агент, который вывез его картины из России с целью устройства выставки, скрылся, не вернув ни одного полотна. Семья жила в крайней нужде: Коровин жалуется в письмах, что отнес в ссудную кассу даже обручальное кольцо. Жена болела туберкулезом, сын пытался покончить с собой. Чтобы отвлечь сына от мрачных мыслей, Коровин начал делиться с ним своими воспоминаниями; позже, когда художник ослаб (в том числе глазами) и был вынужден оставить живопись, он начал диктовать мемуары, лежа в постели. За воспоминаниями последовали рассказы. Так в 70 лет Коровин стал писателем, причем все с удивлением отмечали, что к литературной деятельности у него обнаружился дар не хуже, чем к живописи. Его начали печатать в эмигрантских газетах, платить гонорары, что хоть немного облегчило жизнь семьи.

Умер Коровин в 77 лет от сердечного приступа в Париже, через 10 дней после начала Второй мировой войны.

Владимир Яковлев (1934–1998)

Художникам с ослабленным зрением в ХХ веке все-таки становится проще. Искусство больше не требует максимального реализма и точности. Важнее эмоции - как раз их мы и видим в работах нонконформиста Владимира Яковлева, яркого представителя неофициального искусства 1970-х годов, которого часто ставят в один ряд с Анатолием Зверевым.

Внук русского импрессиониста-эмигранта Михаила Яковлева, этот художник не получил специального образования. Он и в школе-то окончил всего четыре класса - из-за болезни щитовидной железы. В 16 лет Яковлев почти полностью лишился зрения, недуг назывался «кератоконус» - дегенеративное невоспалительное заболевание глаза (искривление роговицы). Потом началась шизофрения: с юности он наблюдался у психиатра и время от времени ложился в психиатрические лечебницы.

Яковлев не полностью ослеп, просто стал совсем по-другому видеть мир: это заметно по его работам, в которых - узнаваемые формы предметов. Однако его мир упростился до примитивистских контуров и нескольких ярких красок. Как-то в подвальной мастерской его фирменный цветок захотели купить какие-то итальянцы, но только с условием, что художник при них подпишет картину. Яковлев вспылил и убежал в другую комнату. Потом выяснилось, что он просто забыл, как пишется собственная фамилия - через «о» или «а».

В старости он писал, почти вплотную приблизив лицо к поверхности работы. В перестройку с целью опеки над больным мастером был учрежден специальный фонд. В 1992 году почти 60-летнему художнику в Институте микрохирургии глаза Святослава Федорова отчасти вернули зрение - что любопытно, это не повлияло на стиль. Работы остались узнаваемыми, только более проработанными. Он много лет не выходил из психоневрологического интерната, где через шесть лет после операции и скончался.

Тимур Новиков (1958–2002)

Ленинградский андеграундный художник, создатель группы «Новые художники», а потом «Новой академии изящных искусств». Друг и оформитель концертов Сергея Курехина и Виктора Цоя, приятель Бориса Гребенщикова, Сергея «Африки» Бугаева и Владимира Соловьева. Хозяин квартирной галереи «АССА», открывшейся в 1980 году - за семь лет до съемок одноименного фильма, где он тоже, кстати, мелькал.

Смешивая краски, художник Джон Брамблитт (John Bramblitt) сравнивает себя с кулинаром, который добавляет в блюдо нужное количество ингредиентов точно по рецепту. А все потому, что увидеть, каков же результат его стараний Джоан не может. Он слеп , но пишет картины, чувствуя на ощупь, какими красками пользуется и как кладет мазки.




Джон Брамблитт – талантливый художник, который не знает, как выглядят его картины. Он потерял зрение из-за эпилепсии, симптомы болезни впервые появились в 11 лет, и к 30 годам он перестал видеть. Казалось, что жизнь потеряла смысл, ведь все мечты оказались несостоятельными, а планы на будущее были разрушены. Художник вспоминает, что у него была сильнейшая депрессия, и он не видел выхода из этого состояния.



Чтобы побороть отчаяние, Джону Брамблитту понадобился год. Он решил для себя, что найдет способ рисовать, чего бы это ему не стоило, и действительно научился работать с красками, накладывая мазки так, чтобы они были ощутимы на ощупь. По словам самого Джона, его первый рисунок был совершенно неуклюжим, но сам факт, что он сумел соединить разрозненные линии воедино и создать целостное изображение, вселил в него веру. Эта была искра надежды в темном мире его отчаяния.



С тех пор художник совершенствует свое мастерство, и сегодня в его коллекции немало ярких, динамичных картин, которые вызывают восхищение у зрителей. Джоан Брамблитт живет в Дентоне (штат Техас, США), он хорошо известен не только в Америке, но и за ее пределами.





Приступая к работе, художник вначале детально продумывает в уме композицию. Материалы Джон Брамблитт подбирает тоже особенно: он утверждает, что разные цвета масляных красок имеют различную консистенцию. Например, белая краска густая и напоминает зубную пасту, а черная более жидкая. Кроме того, тюбики в мастерской подписаны шрифтом Брайля, так что Джон может ориентироваться, какой цвет держит в руках.





Талантливый мастер пишет картины уже более 10 лет, за эти годы о нем неоднократно рассказывали в прессе, он получал награды на всевозможных конкурсах и выставках. А сам Джон Брамблитт признается, что в какой-то мере даже благодарен судьбе за то, что ослеп. Начав бороться с недугом, он открыл в себе настоящий талант, сумел самореализоваться и найти цель в жизни.

Похожая история произошла и с харьковчанином Дмитрием Дидоренко. С той лишь разницей, что ослеп он, подорвавшись на немецкой мине времен Второй мировой войны. Мир, оживающий на его полотнах, - еще одно откровение. Убедитесь в этом сами, посмотрев .

Словосочетание «слепой художник» сразу вызывает много вопросов, главный среди которых «Как?!» и эмоций, среди которых главенствуют удивление и недоверие. Между тем, в мире не так мало незрячих людей, которые занимаются изобразительным искусством.

Существует ряд исследований, доказывающих, что занятия изобразительным искусством благотворно влияют на незрячих и слабовидящих людей. Слепые художники объединяются в сообщества, создают в интернете сайты, на которых делятся опытом. В основном, конечно, область применения их талантов – то, что можно потрогать руками: скульптура, керамика и прочие виды декоративно-прикладного искусства. Однако есть среди них и поистине уникальные творцы: будучи полностью лишены зрения, они творят живописные полотна и графические работы, которые сами не увидят никогда…

Сергей Поползин

Ему 50. Он мечтал быть художником сколько себя помнит. Родился в таежном поселке, несколько раз поступал в художественное училище в Иркутске. Наконец, поступил. Пришлось в силу обстоятельств бросить, потом снова поступать. Занимался как одержимый, целые дни проводил в музее, экспериментировал с материалами, формами, ездил на этюды на Байкал, копировал великих мастеров, изучал иконопись. Пытался создать из всего этого что-то новое, еще невиданное. Его не поняли. О выставках (а следовательно, и заработках) тогда, в конце 1980-х не могло быть и речи. Люди по-разному реагируют на подобные испытания…

Сергей пытался застрелиться. Выжил, но остался полностью слепым. Пуля прошла навылет… Он сжег все свои картины, а спустя какое-то время снова начал писать. Для начала пришлось осваивать новые технологии работы.

Набросок будущей работы он «рисует» исключительно в собственном воображении, продумывая все до мельчайших деталей. В первое время Поползин мог писать только очень быстро – всю картину за один раз. Чтобы получить возможность работать медленнее и скрупулезнее, надо было осваивать новые техники. Сегодня он использует в работе два противоположных приема: лессировку и пастозную живопись. Первый применяется для смешивания красок не на палитре, а на самом холсте, для чего они наносятся тонкими, полупрозрачными слоями. Второй – это, напротив, практически рельефная живопись, которую можно потом пощупать: неразведенные краски наносятся плотными мазками.

Чтобы ориентироваться в пространстве будущего полотна, художник втыкает в холст иголки, а иногда пользуется вырезанными из картона трафаретами. Чтобы различать тюбики с краской, нанес на колпачки надрезы разной формы.

Уже через год у Поползина состоялась первая выставка – небольшая, местного значения. Многие тогда отказывались верить, что представленные на ней работы мог нарисовать человек, лишенный зрения.

После выставки последовали приглашения от московских, а затем и зарубежных галерейщиков. В 1993 году о Сергее Поползине сняли документальный фильм, на него обратили внимание журналисты. В 1996 году художник женился на австрийке и уехал в Вену, где живет и сейчас.

Терри Хопвуд Джексон

Он не является выдающимся художником, зато учитель мистер Джексон – превосходный. Он полностью ослеп 1979 году и с тех пор не только научился рисовать сам, но и делает все, чтобы и другие незрячие люди овладевали изобразительными искусствами.

Терри Джексон создал сайт Art Sight, предназначенный для людей с любой степенью слепоты, любых возрастов, которые хотят научиться рисовать. (Естественно, сайт доступен в специальной версии для незрячих). Он создает свои работы с помощью собственной методики: сначала делает набросок пластилином, используя его для разделения друг от друга разных участков полотна, а после заполняет его акриловыми красками.

Почему акриловыми? «С ними меньше возни, и они не так пачкаются. Только помните, что когда они высохнут, то будут немного темнее, чем были мокрыми, так что надо накладывать более светлый тон, чем вы хотите, чтобы картина выглядела как можно более реалистично…» Из подобных советов состоит весь этот удивительный сайт. Для Терри нет ненужных деталей. Он знает, что когда человек решится начать рисовать, каждая такая мелочь может обернуться непреодолимым препятствием.

Он рассказывает о сортах пластилина и красок, где их можно купить и в какой упаковке будет удобнее. Предостерегает от использования белого пластилина: «На холсте потом останутся белые полоски, которые вы не увидите, естественно, а другие могут и не сказать». Сам он чаще всего пользуется зеленым пластилином, так как рисует преимущественно пейзажи.

«Смешивать краски, будучи полностью слепым, очень сложно, – длится опытом художник. – Для этого вам понадобится помощник, которому вы будете полностью доверять, или абсолютная память на цвет, или феноменальное воображение, позволяющее вам представить нужный цвет. А лучше – все вместе».

На сайте Терри дает будущим художникам конкретные, сугубо ремесленные рекомендации по изображению травы, неба (хорошо сразу загрунтовать холст голубым, а после оставить нетронутым кусок), воды, камней. Многие из этих советов вполне могут пригодиться и даже вполне зрячим «чайникам», желающим попробовать свои силы в рисовании.

Эсреф Армаган

60-летний Эсреф – национальная гордость Турции. Он родился слепым в бедной семье, никогда не учился не то что живописи, но даже грамоте. Сам научился писать и печатать на клавиатуре. А когда ему было 25, он попробовал рисовать масляными красками. Вместо кистей Эсреф использует собственные пальцы.

Главное условие для работы художника – полная тишина. Иначе он не будет способен сотворить невозможное. Эсреф должен почувствовать, что находится «внутри» своей будущей картины. Он говорит, что когда рисует море, иногда даже боится утонуть в нем – настолько живо представляет он бушующую стихию. Сначала с помощью стилоса для брайлевского письма Армаган делает набросок будущего изображения. Потом наносит пальцами первый цвет на холст – и ждет, пока тот абсолютно высохнет. Этот процесс занимает 2-3 дня. После этого наносит следующий цвет и т.д. Это делается для того, чтобы краски не размазывались по холсту.

От любой посторонней помощи в создании работ Армаган отказывается, если только речь не идет о создании портретов. Для создания произведения этого жанра художник разработал свой собственный способ. Он просит зрячего человека обвести шариковой ручкой контур фотографии, потом переворачивает снимок, водит по нему левой рукой, одновременно перенося правой контур на другой листок бумаги. А после добавляет цвет – только и всего. «Кисти», точнее, пальцам художника принадлежат портреты премьер-министра и президента Турции, а также бывшей первой леди страны.

Армаганом заинтересовались ученые. Один из самых интересных экспериментов провели в 2008 году двое исследователей из Гарварда – Амир Амеди и Алваро Паскуаль-Леоне. Глядя на результаты сканирования мозга Армагана во время работы над картиной и ничего не зная о пациенте, можно было решить, что он – человек зрячий. Сигналы, поступавшие от мозга, были такими же, как если бы он видел нечто на самом деле, а не просто представлял.

Художник женат, у него двое детей. Его работы выставлялись на 20 с лишним выставках в Турции, Китае, Италии, Голландии, Чехии.

Кит Салмон

Любимое занятие Кита – пешие прогулки по горам, а главный сюжет полотен и графических работ – почерпнутые во время них впечатления. 55-летний Салмон покорил более ста вершин шотландских гор высотой более 900 метров (так называемых мунро). Многие из них представлены на его полотнах.

Он родился в Эссексе, изучал изобразительное искусство в колледже, стал скульптором, делал работы из стали, дерева и цемента, выставлялся, имел успех. Но потом его зрение начало очень быстро ухудшаться, и спустя несколько лет он вынужден был прекратить занятия скульптурой. Кит знал, что скоро потеряет зрение полностью, и решил использовать время, пока еще видел хоть что-то, для того, чтобы овладеть методами рисования и живописи вслепую. Вскоре он переехал в Шотландию и решился там впервые выставить свои работы, которые создал, будучи уже почти полностью слепым.

В то время творчество его развивалось в двух разных направлениях – рисунки (в основном, пастелью) и живопись – размашистые мазки маслом или акриловыми красками. В последнее время он начал соединять эти две техники, говоря, что так он «хоть немного может передать дух этих чудесных диких мест». Он регулярно выставляется, получил награду Джоломо (она присуждается художникам, воспевающим шотландский пейзаж).

Джон Брамлитт

Его работы с успехом продавались в 20 странах мира. Он является автором книги «Кричащий во тьме», в которой описал свою жизнь как путешествие по новой территории – территории слепоты. Рисовать Джон начал, чтобы преобразовать свою жизнь – и сумел заново обрести утраченную было радость, снова вернуться в мир людей.

43-летний техасец потерял зрение в 2001 году. Этот долгий мучительный процесс – следствие эпилептической болезни – начался, когда Джону было девять лет. До этого Джон учился в Университете Северного Техаса в своем родном городе Дентон, который закончил с отличием. Он хотел быть учителем, преподавать писательское мастерство, но когда ослеп, с этой мечтой пришлось распрощаться.

Брамлитт впал в глубокую депрессию. Он почувствовал себя очень одиноким; казалось, что глубокая пропасть отделяет его теперь даже от самых близких людей – семьи, друзей, родственников. Но потом случилось нечто удивительное: он открыл для себя рисование. Оказывается, краски разного цвета отличаются на ощупь, о чем даже не подозреваем мы, зрячие. Рисовать Джон учился сам, ориентируясь по текстуре холста, а также с помощью так называемой «тактильной визуализации», позволяющей ему видеть внутренним взором объекты, которые он трогает. На этих двух методах, как правило, и строятся методики обучения незрячих рисованию.

Все работы Брамлитта являются глубоко личными: он изображает либо события своей жизни, либо людей, которых хорошо знает. Портретное сходство поражает. «Живопись перевернула всю мою жизнь», – говорит Джон. – У каждого человека внутри живет художник, надо лишь немножко помочь ему выйти на свет».

И он помогает. Джон Брамлитт работает консультантом для музейных развивающих программ. Студии, которые он организует, уникальны: здесь на равных присутствуют не только любители и профессиональные художники, но и люди с ограниченными возможностями, для которых Брамлитт открывает мир искусства благодаря опробованным на себе адаптивным техникам и методам.

Екатерина Савостьянова

Лиза Фиттипальди

Жизнерадостные и живописные полотна Лизы Фиттипальди (Lisa Fittipaldi) обычно очень нравятся зрителям. Но простое удовольствие от разглядывания картин сменяется изумлением и даже шоком, когда люди узнают о том, что автор этих картин лишена зрения. Слепая художница? Не увидев работы Лизы, в такое трудно поверить. Но творчество этого автора в который раз доказывает, что талант и сила человеческого духа могут не просто многое – иногда они творят невозможное.

Женщина перестала видеть в 1993 году, а спустя два года взяла в руки кисти. Дипломированный бухгалтер и финансовый аналитик, Лиза вместе со зрением потеряла работу, независимость и смысл жизни. Ее затяжная депрессия длилась больше года, пока однажды муж не принес ей детский акварельный набор.
Не имея никакого художественного образования, Лиза Фиттипальди столкнулась со множеством трудностей. Она не могла изучать технику живописи, наблюдая за действиями учителя, не могла видеть картины. Но это не остановило женщину, и взамен она придумала собственную систему обучения: прослушивала аудиоверсии книг об искусстве и посещала вместе с мужем знаменитые музеи, для которых она никогда не находила времени в своей предыдущей жизни. Для того чтобы ориентироваться в композиции будущей картины, Лиза натягивала на холст сетки из веревок, но со временем научилась обходиться и без них.
Критики и другие художники не раз говорили Лизе, что она сколько угодно может рисовать абстракции или цветы, но ей никогда не стать настоящей художницей, поскольку ей не под силу изображать людей и сцены из уличной жизни. Это был вызов, и Фиттипальди ответила на него достойно. В 1998 году она нарисовала первую уличную сцену и с тех пор делает это постоянно. При этом для всех остается загадкой, как Лизе удается рисовать, не видя красок и холста; художница утверждает, что это непонятно даже ей самой.
Работы Лизы Фиттипальди регулярно выставляются в галереях по всему миру. Кроме того, она является автором книги "A Brush with Darkness", в которой художница описывает, как она училась рисовать, будучи слепой.

Слепой художник. Что вы чувствуете, когда слышите это словосочетание? Наверняка, возникает вопрос «Как?!» Как люди, лишенные возможности видеть, могут что-то изобразить на бумаге и холсте? Как они, не знающие, что такое красный и синий, могут создавать настоящие произведения искусства? Тем не менее, слепых художников не так уж и мало.

Сергей Поползин

Он, сколько себя помнит, всегда мечтал стать профессиональным художником и несколько раз пытался поступить в художественное училище Иркутска. Недолго проучившись он вынужден был бросить занятия в силу некоторых обстоятельств, однако продолжал заниматься рисованием как одержимый. Практически все свободное время Сергей проводил в музеях, экспериментировал с материалами и фактурами, изучал искусство иконописи, копировал работы великих мастеров. Но его талант не был признан широкой публикой. Это обстоятельство привело к попытке суицида: Сергей пытался застрелиться, но пуля прошла навылет. Он выжил, но полностью лишился зрения. Все свои работы он сжег, но через какое-то время опять взял в руки кисти и краски. Эскиз будущей картины он «рисует» в своем воображении, продумывая каждую деталь до мельчайших подробностей и используя две техники: лессировку и пастозную живопись. В первом случае мастер смешивает краски на холсте, нанося их тонким, почти прозрачным слоем. Во втором получается своего рода рельефное изображение путем нанесения краски плотными мазками. Для ориентировки в пространстве Сергей втыкает в полотно иголки, а в некоторых случаях пользуется картонными трафаретами.


Джон Брамблитт

После очередного эпилептического приступа американский художник Джон Брамблитт потерял зрение и мог различать только свет и темноту. Свое спасение от отчаяния, тоски и уныния он нашел в рисовании, разработав свой неповторимый стиль: он использует специальные текстурные краски, за счет чего ориентируется на холсте. Осязание стало его «глазами». Все тюбики с красками подписаны шрифтом Брайля, а для их смешивания Джон отмеряет необходимое количество каждого цвета подобно отмериванию ингредиентов для выпечки торта.


Терри является не только художником, но и прекрасным учителем, помогающим незрячим научиться рисовать. Он разработал собственную методику: сначала необходимо сделать «набросок», используя пластилин, с помощью которого можно разделить участки полотна. Далее эти «зоны» заполняются акриловыми красками. По словам мастера, смешивать краски, чтобы добиться нужного оттенка, довольно сложно: для этого может понадобиться помощник, которому можно полностью доверять, или просто феноменальные память и воображение.


Эсреф родился слепым в бедной семье и никогда не учился ни грамоте, ни, тем более, живописи. Тем не менее он является настоящей гордостью Турции. В 25 лет он впервые попробовал рисовать масляными красками, причем вместо кисти использовал свои пальцы. Художник предпочитает работать в абсолютной тишине. Как говорит он сам, он должен «проникнуть внутрь своей картины и стать с ней одним целым». Техника Эсрефа заключается в следующем: сначала при помощи стилоса для брайлевского письма он делает эскиз, после пальцем наносит первый цвет и ждет его полного высыхания. Этот процесс занимает порядка 3-х дней, он необходим для того, чтобы краски не размазывались.


Больше всего Кит любит прогуливаться по горам, и именно они являются главным сюжетом его работ. Кит изучал изобразительное искусство в колледже, некоторое время работал скульптором, выставлялся и имел успех. Но постепенно его зрение стало очень быстро ухудшаться, однако он вовсе не хотел бросать свое любимое дело. Его творчество имеет два направления: пастельные рисунки и живопись мазками масла или акриловых красок. В последнее время мастер пытается соединить эти две техники, чтобы «как можно четче передать чудесный мир».


Болезнь отняла у Лизы зрение. Все, что она могла видеть – это серый цвет, но даже он вызывал нестерпимые головные боли. Единственное, что спасало – темные очки, которые она была вынуждена носить постоянно. Однажды муж принес ей акварельные краски. Именно это заставило женщину встрепенуться и перестать себя жалеть. Она рисовала все: различные предметы, животных, людей, пейзажи, и с каждым разом у нее получалось все лучше и лучше. Талант художницы не остался незамеченным: у нее много заказов, ее работы выставляются и продаются. В каждом ее произведении можно «прочесть» уникальную историю.