Тимуровское движение сохранилось и до наших дней. Деятельность тимуровцев в новом столетии принципиально не изменилась. Их задача осталась прежней: помочь тому, кто в этом нуждается.

В наши дни тимуровская работа ведется во всех образовательных учреждениях Лопатинского района. Генеральщин-ские школьники с удовольствием участвуют в тимуровском движении, правда, теперь они называют себя волонтерами.

Тимуровская работа в первую очередь идет на пользу самим детям, - отмечает заведующая генеральщинским филиалом И.Ю. Кондрашова. - Они учатся умению сочувствовать, бескорыстно помогать, чувствовать ответственность за то, что делают. Сейчас привлечение детей к занятию общественно-полезным трудом возможно только с согласия родителей. В нашей школе этот вопрос никогда не поднимался. А наши дети всегда готовы творить добрые дела. Я никогда не слышала, чтобы кто-то сказал «не хочу» или «не буду».

Следуя лучшим традициям советских времен, генеральщинские волонтеры помогают местным пенсионерам справиться с домашними делами - убрать территорию, навести в доме порядок, расчистить зимой дорожки от снега, принести воды, вскопать грядки.

В нашем селе немного одиноких пожилых людей, которые нуждаются в помощи, - рассказывает Ирина Юрьевна. - Одним помогают дети, другие еще сами справляются. Но наша волонтерская работа не ограничивается только помощью пенсионерам. Ребята занимаются благоустройством пришкольного участка. Содержат в чистоте и порядке территорию у памятника Воину-освободителю. Ежегодно, после пасхальных праздников, со старшими ребятами мы наводим порядок на местном кладбище. Школьники ухаживают за родником. С учителем физкультуры С.В. Ромаховым они обустроили территорию вокруг него, смастерили и установили лавочку.

Добровольные помощники не боятся никакой работы. В этом воочию убедилась и я, когда веселая стайка ребят с 3 по 8 класс пришла помочь своей односельчанке Валентине Григорьевне Булатовой.

Буквально 15 минут слаженной, дружной работы - и территория вокруг ее дома заметно преобразилась.

Не устали еще? - поинтересовалась я у разрумянившихся девчушек.

Нет, не успели устать, мы же только пришли, - ответили они, не отрываясь от дела.

Меня удивило то, что ребят не нужно было направлять, давать им указания. Они самостоятельно рассредоточились по двору и, умело орудуя граблями, привели его в порядок - очистили от прошлогодней травы и мусора. Все-таки деревенские дети, приученные с ранних лет к труду, особенно отличаются самостоятельностью и организованностью.

Дети у нас молодцы, они готовы прийти на помощь по первому зову, - улыбается хозяйка дома, глядя на своих помощников. - С ними мы не пропадем! А видели бы вы, какие они артисты! И поют, и танцуют. Это правильно, что их с ранних лет учат делать добрые дела. Не важно, кем они станут в будущем - юристами, учителями, инженерами или врачами, главное, чтобы они выросли неравнодушными, хорошими людьми.

1. Общие положения и термины

«Тимуровец» – это участник детского общественного движения по оказанию помощи семьям воинов, инвалидам, больным (по имени Тимура, героя повести А.Гайдара «Тимур и его команда» - С.И.Ожегов «Толковый словарь», с.798).

Детская общественная организация «Тимуровцы» МОУ Дмитровской средней общеобразовательной школы № 9 создана в январе 2014 года как добровольное объединение учащихся 6 «в» класса, ориентированное на общечеловеческие ценности и мотивированное желанием совершить добрые поступки на благо общества, развитие социальной активности школьников, развитие ответственности перед другими, развитие коммуникативных навыков.

В своей деятельности участники ДОО «Тимуровцы» руководствуются Законодательством РФ, Конвенцией по правам человека, Конвенцией по правам ребенка.

    «Дом без одиночества» (помощь одиноким пожилым людям) .

    «Герои живут рядом» (общение с ветеранами войн и труда).

    «Мы – твои старшие друзья!» (помощь учащимся 1-2 классов).

    «В кругу друзей» (проведение бесед, информационных минуток, игр, соревнований для учащихся младших классов).

3. Цели тимуровской организации

    формирование у детей культуры социального служения как важного фактора развития современного общества;

    создание условий для реализации творческого потенциала личности в организации безвозмездной помощи ветеранам войн, пожилым людям, детям, нуждающимся в помощи и соучастии.

4. Задачи тимуровской организации

    формирование гражданских чувств младших школьников;

    поддержка социальных инициатив, направленных на распространение гуманизма, милосердия, человеколюбия и сострадания;

    развитие социальной активности детей, самостоятельности и ответственности, коммуникативных умений и навыков;

    предоставление возможности для самореализации развития организаторских качеств учащихся посредством участия в планировании и проведении социально значимых дел, акций;

    возрождение тимуровского движения, как средства помощи нуждающимся во внимании.

5. Участники ДОО «Тимуровцы»

Участниками ДОО «Тимуровцы» могут быть учащиеся, добровольно принявшие идеи тимуровского движения, согласные реализовывать их в своей жизнедеятельности.

Член ДОО «Тимуровцы» обязан:

    Выполнять Устав ДОО «Тимуровцы»;

    Быть образцом для других учащихся, делать людям добро, становиться на защиту пожилых, младших по возрасту, слабых и обиженных, всегда быть готовым прийти на помощь;

    Нести ответственность за свое поведение и поступки, признавать равноправие всех людей, трудиться с целью улучшения общества, в котором живет.

    Беречь свое доброе имя и достоинство организации «Тимуровцы».

6. Принципы деятельности членов ДОО «Тимуровцы»

    Законность

    Добровольность

    Осознание членами организации личностной и социальной значимости своей деятельности

    Непрерывность и систематичность

    Гласность

    Самоуправление

7. Отряд имеет свою символику и атрибутику (девиз, эмблему, законы).

Законы тимуровского отряда:

    Закон точности (закон «ноль-ноль»): все дела начинать вовремя, не опаздывать.

    Закон поднятой руки: если человек поднял руку, значит, ему есть что сказать.

    Закон правды: запомни, правда, нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям.

    Закон добра: будь добр к ближнему, и добро вернётся к тебе.

    Закон заботы: прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям; помни об их интересах, потребностях, нуждах.

    Закон милосердия: тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слёзы на глазах. Не забывай об этом, помоги им.

    Закон памяти: народ должен знать свою историю и помнить о своём народе.

    Закон уважения: хочешь, чтобы тебя уважали, уважай человеческое достоинство других людей.

    Закон старости: помни, старость уважаема у всех народов.

    Закон чести: вспоминай о физической силе только наедине с собой; помни о духовной силе, благородстве, долге, достоинстве.

Символика отряда – эмблема с изображением штурвала. На штурвале – девиз отряда «Сердцем людей согрей». Там же – пятиконечная звезда, символ тимуровского движения.

Вы были тимуровцем? Лет тридцать назад этот вопрос, заданный недавнему школьнику, вызвал бы недоумение. Тимуровцами были практически все ребята Советского союза. Помочь тому, кто нуждается в твоей помощи и сделать это бескорыстно было нормальной человеческой реакцией на событие. Это можно называть нравственностью, можно воспитанием, но суть была одна – такое отношение к окружающему миру позволяло советским детям вырастать в приличных людей и достойных граждан.

Интересно и то, что часто тимуровцев путали с пионерами. Однако, это не одно и то же. Как пишет исследователь этого вопроса, историк Алексей Николаевич Балакирев, в годы Великой Отечественной войны из двадцати миллионов школьников пионерами были лишь треть ребят. Причина в том, что в трудное время, когда большинство мужчин ушли на фронт, учителям было уже не до политического воспитания и дети воспитывали себя сами. Вернее, их воспитывали книги и личный пример старших товарищей.

Так родилось тимуровское движение. Оно быстро стало популярным и росло в арифметической прогрессии. За пять лет войны в СССР было уже три миллиона подростков, которые гордо именовали себя тимуровцами. Ребята эти были незаменимы и в тылу, и в партизанском движении, и сегодня мы тоже обязаны им своей Великой Победой.

Обратимся к организации

Движение родилось в 1940 году после того, как свет увидела повесть Аркадия Гайдара «Тимур и его команда». Повесть была закончена 27 августа, уже через неделю отрывок вышел в печати. Затем начались трансляции по радио – успех был ошеломительный. Спустя год повесть вышла большим тиражом, его тут же раскупили, напечатали ещё и ещё. И до конца 1970-х годов повесть «Тимур и его команда» стала одним из самых значимых и главное любимых произведений детской литературы.

Сразу после выхода первого тиража во всех городах и весях СССР, как грибы после дождя, начали появляться отряды тимуровцев. Бывало даже такое, что в одном небольшом селении было по два, а то и по три отряда. И они даже боролись за добрые дела: дважды рубили одни и те же дрова для вдовы героя войны, трижды подметали двор или полоскали белье. Такие случались курьезы.

Организацию, которую описывает Гайдар, он не выдумал, а создал в своем детстве сам: он был командиром дворовой команды, тайно делал добрые дела и не просил за них награды. Современным языком, ребят, которые помогают ближним, можно было бы назвать волонтёрами. И тогда они были чем-то новым и необычным, ведь подростки организовывались сами, без участия взрослых и без их руководства
О подобной дворовой команде писал Константин Паустовский, он вспоминает случай когда мальчишки помогли найти очень редкое лекарство и благодаря этому тяжелобольной малыш выздоровел.

В годы войны тимуровское движение приобрело массовый характер. Проблем в каждом дворе было много и ребята, как и раньше, работали не по указке сверху, а сами решали, что делать и кому помогать. Но всё-таки если раньше это больше была игра, то теперь – необходимая помощь. "Конспирация" и "тайные планы" осталась в мирном времени, теперь же были списки неотложных дел и графики дежурств. Примерно тогда же, оценив привлекательность тимуровских команд, в движение включились и зрелые люди.

Отряд бабы Саши

В 1941 году в Киеве действовала тимуровская команда из 250 ребят, а в городе Пласт Челябинской области собралась команда из 200 подростков. Ей руководила 74-летняя Александра Петровна Рычкова.

Одна из ее бывших подопечных вспоминала, что когда в августе 1941 года в шахтёрском городке Пласт узнали о том, что в центре собирается команда тимуровцев, для того, чтобы помочь фронту, сбежались все местные ребята.
И хотя на первом же сборе Александра Петровна объявила, что работать будут на износ, без скидок на возраст (и те, кто передумал, сразу могут уйти), ряды не шелохнулись. В строю стояли 108 детей и подростков. Желающих разбили на отряды, у каждого отряда назначили главного.

Действовали по плану, который ежедневно раздавала баба Шура. В план входила и помощь нуждающимся, и политинформация и идеологическая работа, и проведение концертов для госпиталя. Были также общие задания, которые касались всех: сбор лекарственных растений, заготовка дров, сбор металлолома для фронта, другие текущие дела. А их было немало: работа в полях, шефство над семьями фронтовиков, многие работали няньками чужих детей, пока родители трудились.

За полгода активной деятельности отряд завоевал безукоризненную репутацию. И тогда власти выделили им пустующую комнату, в которой расположился штаб. Сюда тримуровцы, да и местные жители, несли подарки для солдат на фронте и для госпиталей: вязаные носки, безрукавки, шарфы, шапки, варежки.

Интересно и то, что в шахтах близ города Пласта добывали золото, за которое мы, СССР, покупали у Америки и Британии военную технику и продукты. Основную работу по добыче делали шахтёры, но если вдруг отключали свет (а происходило такое частенько) сотрудники звали на помощь тимуровцев. Мальчишки спускались под землю и вместе со взрослыми поднимали на поверхность тяжелый груз.
Ещё одно дело, которое им доверяли – они заползали в отвалы и отбирали из уже отработанных пород то, что пропустили шахтёры.
Несмотря на такую занятость, дети всё-таки ходили в школу. Их ратный труд не остался незамеченным – об отряде городка Пласт не раз писали в советских газетах. А сегодня упоминание об этой тимуровской команде можно найти в энциклопедии Великой Отечественной войны.

Под крылом власти

В 1942 году педагогическая общественность заволновалась: тимуровские команды начали подменять, вытеснять пионерские организации. Всплыл факт о том, что в столице была расформирована пионерская организация. Комсомольцы испугались и начали активную работу по слиянию пионеров и тимуровцев. В финале взяли тимуровцев под свой контроль. Были здесь и свои плюсы, и минусы. Рассуждать об этом можно долго. Но суть в том, что теперь тимуровцы потеряли свободу выбора, их перевели в категорию дополнительной формы работы пионерской организации. И некоторые исследователи считают, что в 60-70-х движение умерло.

Я не историк. Родилась в 1979 году. И детство мое пришлось на вторую половину восьмидесятых. В памяти остались длинные очереди, талоны, кусковой сахар вместо конфет. Но ещё я помню, как входила в школьную тимуровскую команду ПГТ Сарата Одесской области.
Мы носили бабушкам воду, убирали в квартирах у инвалидов, помогали в огородах и играли с чужими детьми. Я не помню, чтобы все это я делала из-под палки. Наоборот – гордилась тем, что смогла принести своей стране пользу и сделать для кого-то что-то хорошее. Так думали и мои школьные друзья. Так нас воспитывали.

Поэтому разговоры о том, что в последние годы СССР тимуровское движение себя изжило, считаю нечестными.
Сегодня тимуровцев можно назвать волонтёрами, или добровольцами. Отряды есть при школах, и при спортивных клубах. Но всё-таки это немного другое. Потому что новое время рождает новых кумиров. И это неизбежно.

Как объясняют психологи, подросткам необходимо объединяться в группы и иметь общие хобби. Так уж они, вернее, мы с вами, люди, устроены. А вот что это за группы, и что это за увлечения, определяет время. Вернее, те взрослые, которые это время, эту историю делают сегодня. К примеру, во время войны в СССР были тимуровцы, чуть позже – мальчишки сбегали покорять Север, строить БАМ, осваивать целину. В 70-х были хиппи, в 90-х махровым цветом расцвело движение скинхедов.

Сейчас возрождаются поисковые отряды, патриотические движения, спортклубы, говорят, кое-где есть и новые тимуровцы. Навряд ли они смогут быть реальной альтернативой "тем самым" тимуровцам, но хорошо уже то, что они есть. Сейчас тема любви к Родине, к России выходит на первый план и это дает нам надежду на то, что в недалеком будущем мы увидим новое поколение. И оно будет лучше, чем мы...

Текст: Дмитрий БОБЫЛЁВ

Вы были тимуровцем? Лет сорок-пятьдесят назад этот вопрос, заданный недавнему школьнику, вызвал бы недоумение. Тимуровцами были практически все ребята Советского союза. Помочь тому, кто нуждается в твоей помощи...

Тимуровец - понятие из советских времён, обозначающее образцового пионера, безвозмездно совершающего хорошие поступки. Происходит от книги Аркадия Петровича Гайдара, кстати нашего земляка, «Тимур и его команда», герой которой, Тимур, организовал отряд ребят, тайно помогавший семьям фронтовиков, пожилым или больным людям.

После появления этой книги стало зарождаться неформальное тимуровское движение. Тимуровцы стали частью советской идеологической системы, сохраняя при этом некоторый дух волонтерства, если говорить современным языком.

Интересно и то, что часто тимуровцев путали с пионерами. Однако, это не одно и то же. В годы Великой Отечественной войны из двадцати миллионов школьников пионерами были лишь треть ребят. Причина в том, что в трудное время, когда большинство мужчин ушли на фронт, учителям было уже не до политического воспитания и дети воспитывали себя сами. Вернее, их воспитывали книги и личный пример старших товарищей.

Так родилось тимуровское движение. Оно быстро стало популярным и росло в арифметической прогрессии. За пять лет войны в СССР было уже три миллиона подростков, которые гордо именовали себя тимуровцами. Ребята эти были незаменимы и в тылу, и в партизанском движении, и сегодня мы тоже обязаны им своей Великой Победой.

Первые тимуровские отряды создавались в городе Клин Московской Области - в городе, где Аркадий Петрович Гайдар и написал свою повесть «Тимур и его команда». Первая тимуровская команда была основана в школе № 2 в 1940 г. (ныне Гимназия № 2). Состояла она тогда только из шести тимуровцев.

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. тимуровские команды и отряды действовали в школах, детских домах, при дворцах и домах пионеров и других внешкольных учреждениях; только в РСФСР насчитывалось свыше двух миллионов тимуровцев. Они шефствовали над госпиталями, семьями солдат и офицеров Советской Армии, детскими домами и садами, помогали собирать урожай, работали в фонд обороны. В послевоенный период они оказывали помощь инвалидам и ветеранам войны и труда, престарелым, ухаживали за могилами погибших воинов.

В 1960-е гг. поисковая работа тимуровцев по изучению жизни Гайдара во многом способствовала открытию мемориальных музеев писателя в Арзамасе, Льгове. На средства, собранные тимуровцами, в Каневе организована библиотека-музей им. Гайдара. В начале 1970-х гг. был создан Всесоюзный штаб Тимура при редакции журнала «Пионер».

Традиции тимуровского движения нашли своё выражение и развитие в добровольном участии детей и подростков в благоустройстве городов и сёл, охране природы, помощи трудовым коллективам взрослых и др.

Тимуровские команды и отряды создавались в пионерских организациях Германии, Болгарии, Польши, Венгрии, Чехословакии.

В современной России тимуровское движение сохранилось в ряде регионов. А в других начинает возрождаться. Мы представляем для рассмотрения Устав Тимуровской организации.

Мы ждем Ваших предложений.

Клуб добрых дел

УСТАВ

Тимуровской организации

1. Общие положения и термины

«Тимуровец» – это участник детского общественного движения по оказанию помощи семьям воинов, инвалидам, больным (по имени Тимура, героя повести А.П. Гайдара «Тимур и его команда» - С.И.Ожегов «Толковый словарь», с.798).

Детская общественная организация «Тимуровцы» - это добровольное объединение учащихся, ориентированное на общечеловеческие ценности и мотивированное желанием совершить добрые поступки на благо общества, развитие социальной активности школьников, развитие ответственности перед другими, развитие коммуникативных навыков.

В своей деятельности участники ДОО «Тимуровцы» руководствуются Законодательством РФ, Конвенцией по правам человека, Конвенцией по правам ребенка.

«Дом без одиночества» (помощь одиноким пожилым людям);

«Герои живут рядом» (общение с ветеранами войн и труда);

«Жизнь замечательных людей» (общение с интересными людьми);

«Мы – твои старшие друзья!» (помощь учащимся 1-2 классов);

«С друзьями вместе» (проведение бесед, информационных минуток, игр, соревнований для учащихся младших классов).

3. Цели тимуровской организации

формирование у детей культуры социального служения как важного фактора развития современного общества;

создание условий для реализации творческого потенциала личности в организации безвозмездной помощи ветеранам войн, пожилым людям, детям, нуждающимся в помощи и соучастии.

4. Задачи тимуровской организации

формирование гражданских чувств младших школьников;

поддержка социальных инициатив, направленных на распространение гуманизма, милосердия, человеколюбия и сострадания;

развитие социальной активности детей, самостоятельности и ответственности, коммуникативных умений и навыков;

предоставление возможности для самореализации развития организаторских качеств учащихся посредством участия в планировании и проведении социально значимых дел, акций;

возрождение тимуровского движения, как средства помощи нуждающимся во внимании.

5. Участники ДОО «Тимуровцы»

Участниками ДОО «Тимуровцы» могут быть учащиеся, добровольно принявшие идеи тимуровского движения, согласные реализовывать их в своей жизнедеятельности.

Член ДОО «Тимуровцы» обязан:

Выполнять Устав ДОО «Тимуровцы»;

Быть образцом для других учащихся, делать людям добро, становиться на защиту пожилых, младших по возрасту, слабых и обиженных, всегда быть готовым прийти на помощь;

Нести ответственность за свое поведение и поступки, признавать равноправие всех людей, трудиться с целью улучшения общества, в котором живет.

Беречь свое доброе имя и достоинство организации «Тимуровцы».

6. Принципы деятельности членов ДОО «Тимуровцы»

Законность

Добровольность

Осознание членами организации личностной и социальной значимости своей деятельности

Непрерывность и систематичность

Гласность

Самоуправление

7. Отряд имеет свою символику и атрибутику (девиз, эмблему, законы).

Законы тимуровского отряда:

Закон точности (закон «ноль-ноль»): все дела начинать вовремя, не опаздывать.

Закон поднятой руки: если человек поднял руку, значит, ему есть что сказать.

Закон правды: запомни, правда, нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям.

Закон добра: будь добр к ближнему, и добро вернётся к тебе.

Закон заботы: прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям; помни об их интересах, потребностях, нуждах.

Закон милосердия: тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слёзы на глазах. Не забывай об этом, помоги им.

Закон памяти: народ должен знать свою историю и помнить о своём народе.

Закон уважения: хочешь, чтобы тебя уважали, уважай человеческое достоинство других людей.

Закон старости: помни, старость уважаема у всех народов.

Закон чести: вспоминай о физической силе только наедине с собой; помни о духовной силе, благородстве, долге, достоинстве.

"Взялся сделать — сделай хорошо", — говорил главный герой повести "Тимур и его команда". Этот лозунг подхватили советские подростки по всей стране. Книга Аркадия Гайдара о мальчике, тайно помогающем семьям солдат и офицеров, вызвала невероятный резонанс. Так в Советском Союзе появилось первое добровольческое движение — тимуровцы.

Добровольцы, или волонтеры, бескорыстно помогающие другим, были всегда. Особую роль в жизни России они начали играть после Октябрьской революции.

Тогда идеи добровольной помощи активно пропагандировались на государственном уровне. Образ добровольца, восстанавливавшего народное хозяйство, покоряющего целину, практически впечатывали в сознание молодых людей. Порой волонтерство приобретало добровольно-принудительный характер (как, например, субботники), но часто искреннее желание новой жизни вдохновляло многих на бескорыстную помощь, альтруизм.

Самым ярким явлением в добровольчестве Союза стало тимуровское движение.

© РИА Новости Репродукция иллюстрации к книге Аркадия Гайдара "Тимур и его команда"

© РИА Новости

С чего все начиналось

В 1940 году Аркадий Гайдар написал повесть "Тимур и его команда" про мальчика, который со своими друзьями помогал семьям военных, ушедших на фронт.

Образ Тимура настолько вдохновил советских школьников, что появились подражатели. Они организовывали отряды, чтобы помогать старикам, семьям солдат и офицеров.

Первый отряд появился в подмосковном Клину — именно там Гайдар создал это произведение. Шесть подростков практически стали первопроходцами в тимуровском движении.

Затем такие отряды возникли по всей стране. Причем порой в одной местности сосуществовали две-три подобные команды. Из-за этого происходили и курьезы — подростки по несколько раз за день рубили дрова в одном дворе или трижды там подметали.

Многие считают, что Аркадий Гайдар описывал опыт деятельности скаутских организаций начала XX века. Как бы то ни было, помощь тимуровцев оказалась очень своевременной и нужной. Такие отряды помогали в детских домах и школах, брали шефство над семьями офицеров и солдат, работали в полях, собирали металлолом — всего и не перечислить. Отдельного внимания заслуживает их работа в госпиталях, где юные активисты по поручению солдат писали письма и помогали медперсоналу. При этом подростки продолжали ходить на уроки.

Расцвет, угасание и возрождение

Во время Великой Отечественной войны тимуровское движение расширилось. Можно сказать, что в него были вовлечены почти все школьники. В 1945-м в Советском Союзе насчитывалось около трех миллионов тимуровцев.

После Победы тимуровцы продолжили помогать фронтовикам, инвалидам, престарелым, ухаживали за могилами красноармейцев. Но постепенно энтузиазм добровольцев начал угасать.

Добровольчество возродилось лишь в период оттепели — в 1960-х годах. Тогда дети и взрослые стремились помочь друг другу, и государство стало отмечать их заслуги — лучшим вручали награды.

Выход на новый уровень

В этот же период тимуровское движение возобновилось и приобрело статус всесоюзного. Воодушевленные школьники помимо обычной помощи занялись поисками пропавших без вести на войне.

В 1970-х при редакции журнала "Пионер" был сформирован всесоюзный штаб Тимура. А в 1973-м в лагере "Артек" состоялся первый всесоюзный слет. Тогда даже была принята программа тимуровского движения.

Более того, оно вышло за пределы СССР — отряды возникали в Болгарии, Польше, Венгрии, Чехословакии и ГДР.

Развал Советского Союза логично привел к ликвидации практически всех советских начинаний, не исключая тимуровского движения.

Однако желание помогать невозможно искоренить — спустя несколько лет добровольчество постепенно начинает возрождаться. Власти активно участвуют в поддержке волонтерских инициатив. И вновь у школьников появилась возможность непосредственно участвовать не только в жизни своего города, но и всей страны.

Как и раньше, подростки помогают нуждающимся, стараются быть полезными обществу.

Быть или не быть

"Это была, с одной стороны, игра, с другой — мы чувствовали себя причастными к чему-то очень важному и взрослому", — вспоминает бывший тимуровец Евгений.

По его словам, молодежные движения и объединения развивают в подростках уважение к пожилым людям. К тому же вырабатывается ответственность: ты берешь деньги у людей, если идешь в магазин или аптеку, покупаешь именно то, что нужно.

Как объясняют психологи, подросткам необходимо объединяться в группы и иметь общее хобби. Очень важно, какие интересы объединят подрастающее поколение.

Многое зависит от того, как именно подать эту идею подросткам. Напомню, что, по книге, тимуровское движение образовалось самими ребятами, без какого-либо участия взрослых. И подобный опыт самоорганизации можно только приветствовать и в современных условиях, поддерживать его, развивать", — отмечает психолог Алиса Курамшина.

По ее словам, если вменять помощь ближнему в обязанности каждому школьнику, то стоит делать это очень аккуратно, мягко, выдавать как норму жизни, без которой человек не может считаться полноценным гражданином, членом общества.

"Соблюдая эти условия, можно надеяться на то, что ответственность и забота о людях будут прививаться. Еще лучше будет результат, если к этому привлекать не только школьников, но и их семьи", — считает психолог.