Музыкальные загадки с ответами для детей 5-8 лет

Седова Вера Олеговна, преподаватель фортепиано, концертмейстер МДУДО ДДШИ, отделение в городе Дмитров, Московская область
Описание. Авторские загадки о музыкальных инструментах можно использовать на музыкальных занятиях в подготовительной группе детского сада, в подготовительном, первом и втором классах детской школы искусств и образовательной школы в процессе ознакомления с музыкальными инструментами, на которых ребята играют в детском оркестре, при проведении викторин, конкурсов, КВНов для расширения кругозора обучающихся в области искусства. Загадки доступны детям 5 - 8 лет и могут быть использованы в работе воспитателями детских садов, учителями общеобразовательных учреждений и преподавателями учреждений дополнительного образования, заинтересованными в разностороннем образовании своего ребёнка родителями, самими детьми в качестве полезного развлечения и самообучения.
Цель: знакомство с музыкальными инструментами через народное творчество.
Задачи:
1) обучать детей видеть и слышать признаки предметов;
2) развивать любознательность ребёнка, смекалку, мышление, память, внимательность;
3) воспитывать интерес к творчеству через сочинение детьми собственных загадок.

1. Я похож на барабан,
Грома звук напомню вам.
Платье медное на мне,
Бьют по кожаной спине.
Звуков разной частоты
От меня добьёшься ты.
А в оркестре двое нас:
Мы для труб играем бас.
(литавры)

Литавры

2. Я старинный инструмент,
Мне уже немало лет.
Сторож по двору ходил,
И в меня он колотил.
Злых людей он отгонял
и порядок сохранял.
Я из дерева и кожи,
С колотушкой мы похожи.
Шарик бьёт по мне, и стук
с пулеметом схожий звук.
Шар - отличный мне помощник...
Как зовут меня?.. (кокошник)


Кокошник

3. Выстроились дружно в ряд:
Если дуть, они гудят.
Сделаны из камыша,
Пятушкой звать малыша.
Женщины на нас играют
И, играя, подпевают.
Хорошо звучим с свирелью,
Скрипкой и жалейкой.
Наигрыши мы играем,
В пляс народ мы вовлекаем.
(кувиклы)


Кувиклы

4. В старину меня ценили:
Если засуха, то мной
Люди борются с бедой.
Вызывая дождь и ветер,
Иль пугая силу злую,
Лишь тихонько посвистят...
В нашем мире современном
Я из глины иль полена
Для забавы у ребят.
(свистулька)


Свистульки

5. На ремне в рядок висим,
Сухо, весело трещим.
Ритм отстукивает чётко
Звонкий инструмент … (трещотка)


Трещотка

6. По пластинам деревянным
Молоточками стучим.
Звука глуховатый тон
Выдаёт нам … (ксилофон)


Ксилофон

7. Ударяешь по пластинам, -
Мы светло звучим - звеним,
Словно Эльфы, говорим.
Кампанелла мы зовёмся,
Нежным хрусталём смеёмся.
(колокольчики)


Колокольчики

8. А на ней пастух играет
Стадо быстро собирает.
Тонко он выводит трель,
Эта дудочка - … (свирель)


Свирель

9. Я - пастушеский рожок,
Жалобный, гнусавый.
Я тонка, стройна, как змейка.
А зовут меня … (жалейка)


Жалейка

10. Барабан большой и малый
Дружат - не разлей вода.
Звуки ты играй ритмично,
Извлекай их без труда.
(бонго)


Бонго

11. У неё рубашка в складку,
Пляшут с нею все вприсядку.
Много пуговок на ней,
Нажимай - ка посмелей!
Может песни выводить, -
Задушевно говорить.
Веселее топай ножка,
Это русская … (гармошка)


Гармошка

12. Я кубинский инструмент,
Родом я - из Африки.
Палочку рукой держи,
А другой по мне стучи,
Чётко отбивая ритм...
Инструмент заговорит.
(клавес)

Все вокруг малышей - загадки, все вызывает миллион вопросов, и нередко услышанные ответы не удовлетворяют маленьких исследователей. Ведь у них формируется собственное мироощущение со своими понятиями и определениями. Им нужно самим понять, усвоить что-то новое в своем воображении, дополнить свой словарный запас новыми словами, а фантазию обогатить образами и достучаться до всего нового самим, с помощью непреодолимой силы познавать и исследовать. Загадки для маленьких детей очень важны, поскольку позволяют малышам узнавать мир в интересных образах, новых словах и любопытных идеях.

Загадки — полезные упражнения для ума

Загадки, оставленные нам предыдущими поколениями, несут в себе поэтичность, традиции, культурный элемент. Загадки - это миниатюрное фольклорное искусство, помогающее с детства усвоить много необходимых понятий. Именно благодаря загадкам малыши учатся размышлять и анализировать все, что они видят, слышат и говорят. Эти зашифрованные в словах понятия помогают расширить знания малышей. Опыт преподавателей в течение многих лет доказывает, что новые знания воспринимаются и усваиваются гораздо эффективнее, когда сопровождаются активным мыслительным процессом.

Отгадывание загадок, ребусов и шарад становится для малышей своего рода интеллектуальной зарядкой, мобилизующей и тренирующей умственный потенциал. Для отгадывания загадок необходимо быть более наблюдательным, следить за жизненным процессом вокруг, уметь вовремя вспомнить когда-то увиденное, сравнивать, соизмерять явления и факты, мысленно разделять, выделяя ценные моменты, уметь обобщать, синтезировать найденное. Разгадывание загадок для маленьких детей способствует развитию находчивости, совершенствует смекалку, увеличивает скорость реакции и умственную активность, вырабатывает самостоятельность мышления и привычку глубоко и всесторонне осмыслять мир.

Разнообразие загадок

Загадки появились очень давно и поэтому их множество разновидностей — это и народные, и авторские литературные, и в стихотворной форме, разговорной и в прозе, и тематические загадки, и по способу загадывания, к примеру, загадки-обманки, образные или сюжетные, метафоричные, математические, логические, юмористические. Современные загадки различаются по следующим признакам.

  • Загадки-описания, в которых описывается явление или предмет, и его нужно угадать по указанным характеристикам.
  • Загадки-вопросы. Когда в загадке задается вопрос, на который необходимо ответить то ли в рифму, то ли любой другой вариант, в зависимости от продолжения загадки.
  • Загадки-задачки. Когда необходимо решить необычную, логически выстроенную задачу, описанную в самой загадке.

Детские загадки про пианино

Подобные загадки относятся к тематическим и помогают лучше узнать нужную тему, в данном случае короля музыкальных инструментов — пианино (или рояль).

Загадки про пианино для детей с ответами в рифму.

Сильно музыку любили

Две сестренки — Нюра с Ниной.

И поэтому купили

Им большое...

Диво дивное большое

В зале на концерте «воет».

Пасть открыта — зубы там.

Пальцами по тем зубам.

А имея все три ножки,

Не помчится по дорожке,

«Газ» не жмет, хоть есть педаль…

Имя чудища? …

Он стоит на трех ногах,

Ноги в черных сапогах.

Зубы белые, педаль.

Как зовут его?...

У какого инструмента есть и струны, и педаль?

Несомненно, это дивный, это белый наш...

Играть умеет он как «форте», так и «пиано»,

Поэтому зовут его...

Клавиатуры черно-белый ряд,

Педали желтым золотом горят...

Меня с собой не унесешь в футляре.

С могучим форте, ласковым пиано,

И тот чрезвычайно прав,

Кто называет нас...

(Фортепиано)

Описательные загадки

Очень важно заинтересовать детей пробовать придумывать свои загадки, описывающие изучаемый инструмент, таким образом значительно повысится эффективность усвоения материала, ведь в процессе творчества запоминается все гораздо лучше.

В загадках про пианино важна суть, на которую направлена вся сила маленького произведения, концентрируя внимание малыша.

Стоит корова,

Зареветь готова.

Как по зубам дашь — вою не оберешься.

Гигантский музыкальный инструмент для зала.

Его названье я бы вам подсказала,

Уверена, вы догадались сами.

С большим крылом он и тремя ногами.

С загадками про пианино легче воспринимается и обучение игре на этом прекрасном инструменте, который наполняет сердца детей любовью и красотой.

Загадки про музыку и музыкальные инструменты помогут детям разобраться во всем их многообразии. Загадка просто и доступно объяснит, кто такой дирижер, композитор, что собой представляет хор и т. п.

Вот клавиши, как на рояле,
Но чтобы они заиграли,
Чтобы песня была неплоха
Растягивать надо меха.

Аккордеон

А это что за чудеса?
В лесу мы слышим голоса,
Ребята у костра сидят,
Поют и на неё глядят.
Чтобы она вдруг зазвучала,
Щипни струну ты для начала.
А струн бывает семь иль шесть,
Её достоинств нам не счесть.
Всем под неё легко поется,
Скажите, как она зовётся?

Сверху - кожа,
Снизу - тоже,
В середине - пусто.

В руки ты её возьмешь,
То растянешь, то сожмёшь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь,
Как зовут её?

Он на солнце заблестит,
Нежным звуком одарит.
В джазе самый первый он,
Серебристый…

Саксофон

Знайте, они с барабаном соседи.
Сделаны они из меди.
Вовремя нужно руками взмахнуть,
Звонко ударить, потом отдохнуть.
Партия их не пустяк, не безделка,
В музыке тоже бывают…

Как будто девушка запела,
И в зале словно посветлело.
Скользит мелодия так гибко.
Затихло всё: играет…

Песню запоём все вместе,
Зазвучит по школе песня.
Складно, слаженно и дружно.
Вместе петь, ребята, нужно.
Песней полон коридор -
Так старается наш…

Со мной в поход легко идти,
Со мною весело в пути,
И я крикун, и я буян,
Я звонкий, круглый…

Скрипке он как старший брат,
Ей помочь в оркестре рад.
Он и альту верный друг,
У него басовый звук.
Он смычковый исполин,
Крупный важный господин.

Контрабас

В лесу вырезана,
Гладко вытесана,
Поет-заливается.
Как называется?

Он похож на погремушку,
Только это не игрушка!

Он пишет музыку для нас,
Мелодии играет,
Стихи положит он на вальс.
Кто песни сочиняет?

Композитор

У него рубашка в складку,
Любит он плясать вприсядку,
Он и пляшет, и поет -
Если в руки попадёт.
Сорок пуговиц на нем
С перламутровым огнём.
Весельчак, а не буян
Голосистый наш…

Музыкант, певец, рассказчик,
А всего - труба да ящик.

Я на сцену в полумраке
Выйду в элегантном фраке.
Тонкой палочкой взмахну -
Скрипочки зальются,
Всколыхнет арфист струну,
Трубы отзовутся.
Как оркестр играет славно!
Ну а я в нем - самый главный!

А всего-то три струны
Всех игрою веселит!
Ой, звенит она, звенит,
Кто такая? Отгадай-ка…
Это наша…

Балалайка

Звенит струна, поёт она,
И песня всем её слышна.
Шесть струн играют что угодно,
А инструмент тот вечно модный.
Он никогда не станет старым.
Тот инструмент зовём…

Назовите без ошибки
Инструмент чуть больше скрипки.
Он её ближайший друг,
Но немного ниже звук.
Есть и струны, и смычок,
В музыке не новичок!

Я стою на трех ногах,
Ноги в чёрных сапогах.
Зубы белые, педаль.
Как зовут меня?

У скрипки есть огромный брат.
Огромней он во много крат.
Смычок коснётся струн сейчас,
И мы густой услышим бас.

Контрабас

За обедом суп едят,
К вечеру «заговорят»
Деревянные девчонки,
Музыкальные сестрёнки.
Поиграй и ты немножко
На красивых ярких…

Три струны, играет звонко
Инструмент тот - «треуголка».
Поскорее узнавай-ка,
Что же это?

Балалайка

Движенья плавные смычка приводят в трепет струны,
Мотив журчит издалека, поёт про ветер лунный.
Как ясен звуков перелив, в них радость и улыбка.
Звучит мечтательный мотив, его играет…

Инструмент зовём роялем,
Я с трудом на нём играю.
Громче, тише, громче, тише -
Все игру мою услышат.
Бью по клавишам я рьяно,
Инструмент мой - …

Фортепиано

Это что за инструмент высотою в целый дом?
В трубы, в дерево одет, украшения на нем.
Голосов имеет много этот звучный великан.
Он то ласковый, то строгий, а зовут его…

Загадки про музыку и музыкальные инструменты для детей

Загадки про музыку и музыкальные инструменты довольно сложные для детей. Это вполне нормально, особенно для тех, кто кроме школьных уроков музыки, больше с ней никак не связан. Так что не нужно ругать ребенка, если вдруг ответ, данный им, и близко не будет похож на тот, что указан под загадкой. Наоборот, поддержите его, подскажите, помогите разобраться, где в своих суждениях он допустил ошибку, тогда в следующий раз он ее уже не допустит и даст правильный ответ.

В этом разделе онлайн собраны самые лучшие детские загадки про музыку и музыкальные инструменты. Они не для малышей, для детей постарше. Им помогут и некоторые интересные факты, приведенные здесь. Возможно, они послужат дополнительным стимулом к познанию мира музыки.

  • Первоначальное название саксофона - мундштучный офиклеид. Именно таким словосочетанием окрестил его изобретатель Адольф Сакс. Саксофоном же данный музыкальный инструмент назвал композитор Берлиоз (хороший друг Адольфа) спустя пару лет после его появления. Это название короче, логичнее и проще, поэтому именно оно и прижилось.
  • Классическую семиструнную гитару в нашей стране нередко называют цыганской. Во всем же мире ее второе название - «русская» гитара.
  • Современное название сборников песен - альбомы - своими корнями уходит во времена первых пластинок, которые были настолько толстыми, что умещали на одной своей стороне всего несколько минут музыки, из-за чего целые концерты приходилось продавать на нескольких пластинках. Пластинки эти для лучшей сохранности помещались в специальные альбомы, чем-то напоминающие современные фотоальбомы. Времена изменились, сегодня на один носитель можно записать сразу несколько концертов, но название уже никто не стал менять.
  • В Японии и Южной Корее есть музыкальные дороги с бороздками разной глубины и разным удалением друг от друга. Проезжая по этим бороздкам на определенной скорости, колеса машины вибрируют, что в салоне воспринимается не как вибрация, а как музыка, причем не хаотическая, а настоящая мелодия. Для чего нужны такие дороги? В Японии ими привлекают туристов, в Южной Корее они являются одним из лучших способов не дать водителям уснуть на особо длинных и монотонных шоссе.
  • Дословный перевод названия инструмента «фортепиано» звучит как «громко и тихо».

Он свой морщинистый живот
То выставит, то спрячет,
То вместе с нами он поёт,
То вместе с нами плачет.
Аккордеон

Этот струнный инструмент
Зазвенит в любой момент -
И на сцене в лучшем зале,
И в походе на привале.
Гитара

Огромной бабочки крыло ей форму дивную дало.
Капризна эта недотрога и струн имеет очень много.
И чтобы музыку играть - их нужно все перебирать…
Арфа

Всем известна на Руси
Хоть кого о ней спроси!
У нее лишь три струны,
Но она - любовь страны!
Балалайка

Треугольная доска,
А на ней — три волоска.
Волосок — тонкий,
Голосок — звонкий.
Балалайка

Назовите без ошибки
Инструмент чуть больше скрипки.
Он ее ближайший друг,
Но немного ниже звук.
Есть и струны, и смычок,
В музыке не новичок!
Альт

А это что за чудеса?
В лесу мы слышим голоса,
Ребята у костра сидят,
Поют и на нее глядят.
Чтобы она вдруг зазвучала,
Щипни струну ты для начала.
А струн бывает семь иль шесть,
Ее достоинств нам не счесть.
Всем под нее легко поется,
Скажите, как она зовется?
Гитара

В лесу вырезана, гладко вытесана,
Поет-заливается, как называется?
Скрипка

Обтяни котел ты кожей - будет на меня похоже.
Можем тремоло играть, грома звук изображать…
Литавры

Ростом мал и пузат,
А заговорит -
Сто крикливых ребят
Сразу заглушит.
Барабан

Шестиструнку-чужестранку,
Этот звонкий инструмент,
Романтичную испанку,
Любят бард, солдат, студент,
И заслуженный артист,
И нагруженный турист.
Гитара

В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь,
Как зовут ее?
Гармонь

Он простужен и встревожен, и из трубок будто сложен.
Он ворчит, а не поет. Это - дедушка …
Фагот

Проверяют звук и тон
Инструментом …
Камертон

Слева он - фортепиано,
Справа - кнопки от баяна.
А меха - как на гармошке.
Это ясно даже кошке,
Ну, конечно, это - он.
Инструмент …
Аккордеон

Пуговки есть, а не рубашка,
Не индюшка, а надувается,
Не птичка, а поёт-заливается.
Гармонь

Угадай с одной попытки,
Ну-ка, время не тяни!
Я похожа на улитку,
Медным трубам я сродни.
Инструмент я духовой,
И, бывает, полковой.
Валторна

Деревянные подружки
Пляшут на его макушке,
Бьют его, а он гремит —
В ногу всем шагать велит.
Барабан

Движенья плавные смычка приводят в трепет струны.
Мотив поет издалека, поет про вечер лунный.
Как ясен звуков перелив! В них - радость и улыбка.
Звучит мечтательный мотив, ее названье …
Скрипка

Он церковный наш служитель.
Был для Баха вдохновитель.
Весь оркестр заменит один.
Как называется тот господин?
Орган

Это - мастер на все руки.
В нем живут любые звуки:
Пианино, барабан,
Скрипка, дудочка, баян…
И еще один момент,
Автоаккомпанемент,
Спецэффектов в нем не счесть,
MIDI-выход даже есть,
Клавиши и генератор.
Что же это? - …
Синтезатор

Приложил к губам я трубку —
Полилась по лесу трель,
Инструмент тот очень хрупкий,
Называется …
Свирель

Скрипке он как старший брат,
Ей помочь в оркестре рад.
Он и альту верный друг,
У него басовый звук.
Он смычковый исполин,
Крупный важный господин.
Контрабас

У него рубашка в складку,
Любит он плясать вприсядку,
Он и пляшет, и поет —
Если в руки попадет.
Сорок пуговиц на нем
С перламутровым огнем.
Весельчак, а не буян
Голосистый мой …
Баян

Звук напряженный, сочный, певучий, сладко-таинственный, плавно-тягучий.
Ножкою острой стоит на полу. Место в оркестре ей - в правом углу.
Имя приятное - как карамель. И называется …
Виолончель

От гармони он родился,
С пианино подружился.
Он и на баян похож.
Как его ты назовёшь?
Аккордеон

Спя, на плече она лежала.
Прополз смычок по струнам, хрипло
Она внезапно завизжала:
- Ну, что ещё?- проснулась...
Скрипка

Бьют в него - не барабан.
Солнце встретит с ним шаман,
И на празднике он будет-
Скрипкам подыграет...
Бубен

На музыкальную тему отлично подойдут для школьников.

На листочке, на страничке -
То ли точки, то ли птички.
Все сидят на лесенке
И щебечут песенки.
(Ноты.)

Проверяют звук и тон
Инструментом...
(Камертон.)

Треугольная доска,
А на ней три волоска.
Волосок - тонкий,
Голосок - звонкий.
(Балалайка.)

Три струны, а звук какой!
С переливами, живой.
Узнаю его в момент -
Самый русский инструмент.
(Балалайка.)

Я стою на трёх ногах,
Ноги в чёрных сапогах.
Зубы белые, педаль.
Как зовут меня? ...
(Рояль.)

Чем похоже пианино
На бегущую машину?
Есть у них одна деталь
Под названием...
(Педаль.)
И. Агеева

Рояль с баяном подружились
И навсегда объединились.
А ты названье угадаешь
Содружества мехов и клавиш?
(Аккордеон.)

Инструмент тот с давних пор
Украшал собой собор.
Украшает и играет,
Весь оркестр заменяет.
(Орган.)

Этот струнный инструмент
Зазвенит в любой момент -
И на сцене в лучшем зале,
И в походе на привале.
(Гитара.)

Музыкант смычок берёт,
К инструменту он идёт.
Назовём мы как сейчас
В оркестровой яме бас?
(Контрабас.)

Больше скрипки в десять раз,
Инструмент тот - ...
(Контрабас.)

Шаляпин всем на зависть пел,
Талант огромный он имел,
Всё потому, что изучал
Искусство, что зовут...
(Вокал.)

Слово книжное «вокал»
Как бы проще ты назвал?
(Пение.)

Он на сцене выступает,
В хоре песню начинает.
Исполняет весь куплет,
Хор припев поёт в ответ.
(Солист.)

На концерте, без сомнения,
Это возглас восхищения.
(Браво.)

Чтоб ещё артист сплясал,
Отгадай, что зал кричал?
(Бис.)

В нём четыре музыканта,
Виртуоза и таланта,
Пропоют любой мотив.
Как зовётся коллектив.
(Квартет.)

Исполнителей в нём восемь,
Отгадать ансамбль просим.
(Октет.)

Как монолог музыкальный зовётся,
Когда он на сцене артистом поётся?
(Ария.)

Он руками машет плавно,
Слышит каждый инструмент.
Он в оркестре самый главный,
Он в оркестре - президент!
(Дирижёр.)

Струны гитары, терпенье, талант
Плюс вдохновенье равно...
(Музыкант.)

Сон и отдых позабыты:
Песню пишет...
(Композитор.)

Пел с душою, молодец!
Будешь знатный ты...
(Певец.)

Он с музыкантом выступает,
Но сам в оркестре не играет.
Он молча должен лишь стоять,
Тетрадку с нотами держать.
(Пюпитр.)

Под музыку эту проводят парад,
Чтоб в ногу шагал генерал и солдат.
(Марш.)

Новогодний бал в разгаре,
Я кружусь по залу в паре.
Этот танец нас пленил,
Его Штраус сочинил.
(Вальс.)

Первый замки на дверях отпирает,
Жажду второй нам в жару утоляет,
Третьего встретишь ты в нотной тетрадке,
Даст вам четвёртый разгадку к загадке,
Пятый закрутит, открутит вам гайку,
Что же такое, скорей отгадай-ка.
(Ключ.)

Первый на ветке, глянь, зеленеет,
Осенью жёлтый цвет он имеет.
В книжке, в тетрадке второй ты найдёшь,
Эту загадку на нём ты прочтёшь.
Третий же крышу собой покрывает,
Крыша такая уж течи не знает.
А вот четвёртый в Венгрии жил
И пианистом известным он был.
(Лист.)

Первый на шее козлёнка звенит,
Звонко второй нам в оркестре звучит.
Третий в саду, на поляне цветёт,
Синий, лиловый, в букет наш пойдёт.
(Колокольчик.)

Первую пляшут так резво детишки,
Парами скачут девчонки, мальчишки.
В Польше вторая с рожденья живёт,
Всех отгадавших к себе позовёт.
(Полька.)

Первая в таборе век свой живёт,
Вашу судьбу по ладони прочтёт,
Пляшет вторую она у костра,
Что за слова, вам ответить пора.
(Цыганочка.)

Первые марши играют военные,
Дяденьки дуют лишь в них здоровенные.
А вот вторые на крышах стоят,
Дружно зимою все сильно дымят.
(Трубы.)

Первую в школе все изучают,
Ну а второй из двустволки стреляют.
Третью исполнят нам два барабана
Иль каблуки отобьют её рьяно.
(Дробь.)
И. Агеева

Первый - большая хищная птица,
Что над погибшим животным кружится.
Длинная часть у гитары - второй,
Крепко сжимается левой рукой.
На документах секретных есть третий.
Что же за слово? Подумайте, дети.
(Гриф.)
И. Агеева

Первый под знамя отряд созывает,
В кузнеце пламя второй раздувает.
(Горн.)