Начало чеканки монет на Руси, в современном понимании этого слова, датируется концом X - началом XI вв. Серебряные и золотые русские монеты появились во время правления Владимира Великого. До этого для взаиморасчетов использовались либо дирхемы, завезенные купцами с Востока, либо византийские монеты. Также мог происходить натуральный обмен. Кроме этого, письменные источники упоминают несколько платежных единиц, по поводу большинства из которых исследователи не пришли к единому мнению.

Платежные единицы довладимирской Руси

Наиболее известным средством расчетов этого периода является гривна. Это название подразумевало массивное серебряное украшение, носимое на шее. В платежном эквиваленте гривна равнялась слитку серебра весом 200 г и обменивалась на него.

Также в письменных источниках упоминаются такие названия как гривна кун, кун, ногата, резанная, виверица (векша). По поводу того, что подразумевают эти слова, исследователи не пришли к единому мнению. Куну иногда отождествляют с арабским дирхемом, западноевропейским денарием или другими серебряными монетами. Иногда ее связывают с расчетами мехом за товар. Также соотносят с названием налогов, существовавших в те времена и носивших название «куница». Но так или иначе, гривна кун - это сумма в 25 кун.

Еще одной расчетной единицей был ногат, который соотносят либо с отдельной группой арабских дирхемов, либо же с расчетами кожей и мехами. Гривна кун дробилась на 20 ногат при необходимости. Резана составляла 1/2 кун, и одним из возможных физических выражений этой платежной единицы вполне могли быть обрезки арабских дирхемов, обнаруживаемые в древнерусских кладах.

Самый мелкий номинал назывался векшей или виверицей (белкой) и составлял 1/6 кун или, согласно другим источникам, 1/100 гривны. Вполне возможно, что древняя система расчетов мехом просто наложила отпечаток в виде названий на введенные в оборот купцами монеты.

Первые русские монеты

Первые монеты, которые начали чеканить при дворе Владимира Великого, изготавливались из золота и серебра и носили название златник и серебреник соответственно. На аверсе монеты изображался Великий князь Киевский, на реверсе - тризуб, княжеский герб. Такие же монеты чеканил сын Владимира Великого, Ярослав Мудрый, и кузен Ярослава - Святослав Туровский. На аверсе монет ярославовых изображался святой покровитель князя - Юрий Блистающий.

Любопытно отметить, что русские монеты с портретами киевских князей и тризубцем были на то время уникальны для Европы. Западноевропейские денежные единицы того времени представляли собой копии римских монет.

Безмонетный период и появление рубля

После нападения монголо-татар наступил период раздробленности. Киев пал, и чеканка единых монет на Руси прекратилась. В хождение постепенно вошли разной формы слитки драгоценных металлов. Среди них стал выделяться однотипный прямоугольный серебряный слиток со швом-рубцом и «обрубленными» концами, который получил название рубль. Один рубль равнялся десяти гривнам кун. Рубль делился на более мелкие платежные единицы путем разрубания его на части, что только поддержало его название, прочно вводя слово в быт.

Десятая его часть называлась гривенником. Рубль, поделенный пополам, назывался полтиной, на четыре части - четвертаком. Также из рубля делали мелкие платежные единицы - деньги. Причем в Москве из рубля получали 200 денег, а в Новогороде - 216.

Возвращение чеканной монеты

Снова чеканить русские монеты стали во второй половине XIV в. «Удельный» период в российской нумизматике начинается с 1380-х годов и характеризуется появлением монет, чеканившихся в отдельных удельных княжествах. В этот период стали зарождаться местные денежные системы, которые впоследствии образовали единую.

Впервые именные серебряные деньги были изготовлены в Великом княжестве Московском во время правления князя Дмитрия Ивановича Донского. Почти тем же временем датируются русские старинные монеты Рязанского и Нижегородского княжеств. В самом начале XV в. свою монету начало чеканить княжество Тверское, а в течение 20 лет его догнали Псков и Великий Новгород. До конца первой половины XV в. свою монету стали выпускать до 50 удельных правителей.

Набор монетных знаков был невелик: серебряная деньга и полуденьга. Новгород и Псков чеканили деньгу и четвертьденьгу. В отдельных местах (например, в Московском и Тверском княжествах) существовала также медная монета наименьшего достоинства - пула.

В Москве в конце XIV в система счета была такова: рубль (слиток) делился на две полтины, 10 гривенников или 33 1/3 алтына. При этом полтина, гривенник и алтын не имели монетного выражения, это были единицы счета. А вот деньга и полуденьга - чеканные русские монеты, и их стоимость, в сравнении со слитками, была следующей: один рубль приравнивался к 200 чеканным деньгам или 400 полуденьгам. Относительно количественного отношения медной пулы к серебряным монетам данные отсутствуют.

Царский период нумизматики

С 1533 г. по конец XVII в. удельные денежные системы слились, образуя одну, единую для Русского государства.

Во время правление матери Ивана Грозного - Елены Глинской - устанавливаются строгие правила чеканки монет. Серебряная деньга изготавливалась в мелком и крупном весе. Мелкие монеты несли изображение всадника с мечом и носили название мечевых. На крупных серебряных деньгах изображался всадник-копейщик, они получили название копейных денег. От последних ведет свое происхождение современная копейка. Самая мелкая монета называлась полушкой. Она равнялась четверти копейки или половине деньги.

До царствования Федора Ивановича русские монеты не несли на себе обозначения года выпуска. Этот царь стал первым, кто велел наносить на копейки дату.

Древнерусские монеты в истории и нумизматике

Нумизматика является вспомогательной исторической дисциплиной. Деньги - важный элемент любого общества. Они носят отпечаток его политического, идеологического устройства, религиозных установок и проходящих в нем исторических процессов. К тому же деньги отражают многие стороны общественной жизни, которые выпали из поля зрения других документальных свидетельств минувшего времени.

Таким образом, например, переход к стандартизированной денежной системе царского периода от разнообразия монет XIV- XVI вв. отображает завершение длительного процесса централизации разрозненных княжеств.

Кроме значения для исторической науки, нумизматика еще и является одним из видов коллекционирования. Первым коллекционером монет в России называют Петра I вместе с его сподвижником - Александром Меньшиковым.

Стоимость русских монет

Существует множество каталогов, перечисляющих известные на сегодняшний день русские монеты и их стоимость. Однако цена той или иной монеты зависит еще и от ее сохранности и общего состояния.

Например, если цена серебряника князя Владимира в достаточно хорошем состоянии может составлять более 250 долларов США, то изрядно поврежденная монета без нескольких фрагментов стоит гораздо меньше. Именно поэтому вопрос о том, сколько стоят русские монеты древности, наиболее разумно решать в каждом конкретном случае методом соответствующей экспертизы, ведь речь идет об археологической ценности.

Для тех, кто любит музыку

1. Полёт какого насекомого положен на ноты?

А. Осы. В. Мухи.
Б. Шмеля. Г. Комара.
(Музыкальная картинка «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова».)

2. Как называется оперетта Иоганна Штрауса ?

А. «Летучая мышь». В. «Летучая рыба».
Б. «Летучая собака». Г. «Белка-летяга».

3. Название какого цветка пропущено в названии оперетты Имре Кальмана «... Монмартра»?

А. Роза. В. Ландыш.
Б. Незабудка. Г. Фиалка.

4. Назовите «музыкальную» часть листа растения и шляпки гриба:

А. Диск. В. Пластинка.
Б. Кассета. Г. Альбом.

5. Сколько нот сразу может брать птица?

А. Одну. В. Две.
Б. Три. Г. Семь.
(У птиц голосовая щель образуется в каждом бронхе и действует независимо друг от друга.)

6. Какая «танцевальная» птица есть в природе?
А. Краковяк. В. Мазурка.
Б. Чечётка. Г. Чардаш.

7. Как переводится на русский название танца «фокстрот »?

А. Быстрая змейка. В. Лисий шаг.
Б. Бег оленя. Г. Прыжки кенгуру.

8. С 1963 года стало очень популярным писать английское название одного из отрядов насекомых с орфографической ошибкой. Этот отряд:

А. Бабочки. Б. Богомолы.
Б. Стрекозы. Г. Жуки.
(Вышел первый альбом «Биттлз». Жуки по-английски - «beetles», а название группы пишется «Beatles».)

9. Как называется самец домашнего северного оленя?

А. Хор. В. Квартет.
Б. Трио. Г. Дуэт.

10. Какой колокольный звон бывает?

А. Вишнёвый. В. Рябиновый.
Б. Малиновый. Г. Земляничный.

11. Чему обязан своим названием «малиновый» звон колоколов?

А. Ягоде малине. В. Цвету красок.
Б. Названию города. Г. Фамилии.
(Бельгийский город Малин, или Мехелен. В этом городе расположен собор Синт-Ромбаутскерк,13-16 вв, известный своим колокольным -«малиновым» - звоном.)

12. Какое музыкальное произведение широко известно всем начинающим музыкантам?

А. «Кошачья полька». В. «Собачий вальс».
Б. «Коровий полонез»; Г. «Тараканий марш».

13. Какие две весёлые птицы жили у бабуси?

А. Пингвины. В. Гуси.
Б. Утки. Г. Попугаи.

14. Как называется русская народная бурлацкая песня ?

А. «Осинушка». В. «Баобабушка».
Б. «Дубинушка». Г. «Пальмушка».

15. Какого животного можно охарактеризовать музыкальным термином остинато?

А. Лису. В. Волка.
Б. Осла. Г. Пчелу.
(Ведь по-итальянски ostinato значит «упрямый». Остинато в музыке - это многократное повторение мелодической, ритмической фигуры, гармонического оборота, звука.)

16. Название какой рыбы присутствует в песне «Вдоль по Питерской»?

А. Осётр. В. Пескарь.
Б. Судак. Г. Щука.

17. Что в известной песне собирала смуглянка-молдаванка?

А. Грибы. В. Виноград.
Б. Болгарский перец. Г. Гербарий.

18. Кого в своей песне Владимир Высоцкий умолял: «Чуть помедленнее ...»?

А. Олени. В. Кони.
Б. Собаки. Г. Верблюды.

19. Если он на крыше, то согласно известной песне, на земле будет мир. Кто он?

А. Карлсон. В. Кот.
Б. Аист. Г. Орёл.

20. Кого из этих животных не было среди Бременских музыкантов?

А. Осёл. В. Козёл.
Б. Петух. Г. Кот.

По одному из предположений, словосочетание «малиновый звон» имеет древнерусское значение. Согласно этой версии, малиновый цвет – такой, который приятен глазу и душе. На Руси крестьяне малиновой водой называли лесной источник, который утолял жажду, дарил телу свежесть, а взгляду – умиротворенное созерцание кристально чистой воды.

Слово «звон» тоже имеет старинное значение. Происходит оно от старорусского слова «svonъ». Замена в написании «с» на «з» произошла под влиянием глагола «звать», который также обладающего многовековой историей.

Происхождение выражения от города Малехен

Однако более правдоподобной видится другая версия, согласно которой слово «малиновый» происходит от названия города Мелехен, который на звучит, как Малин.

В XVII веке небольшой городок Малехен, расположенный между Амстердамом и Антверпеном, был европейской столицей колокольного литья и колокольной музыки. Город и ныне является центром изготовления карильонов – колокольных многоголосных музыкальных инструментов. Первый карильон появившийся в Российской Империи был изготовлен малехенскими мастерами по заказу Петра I.

В 1717 году русский царь Петр I посетил Бельгию. Пребывая во фламандском городе Малехен, царь был потрясен звоном колоколов на одной из сторожевых башен. Он заказал тамошним мастерам изготовление карильона, который впоследствии был установлен в соборе Петропавловской крепости. После того, как жители Петрограда услышали звучание карильона, словосочетание «малиновый звон» стало употребляться повсеместно. Позже этим выражением стали называть не только мелодию карильона, но и любое красивое звучание колоколов.

Петропавловский карильон во время пожара 1756 года. Позже Великая Императрица Елизавета Павловна заказала в Малехене другой инструмент, который был уничтожен во время Октябрьской революции в 1917 году. Однако в 2003 году, к трехсотлетию Санкт-Петербурга, правительство Бельгии подарило жителям Северной столицы новый карильон. Он состоит из 51 колокола, а услышать его звучание можно посетив Петропавловский собор.

Вполне возможно, что обе версии происхождения словосочетания «малиновый цвет» являются подлинными – на существовавшее веками древнерусское выражение, наложилось новое европейское значение, и фраза приобрела новый смысл.

ВЕРСИЯ ПЕРВАЯ

Словосочетание «мали́новый звон» имеет двойное происхождение.

Во-первых , так на Руси называли красивый переливающийся звон колоколов (сочетание малиновый звон имеет значение: «очень приятный, мягкий по тембру звон»), во-вторых , оно происходит от французского названия города Мехелен.

Словосочетание «мали́новый звон» никакого отношения к соответствующим ягоде и цвету не имеет. Происходит от названия фламандского (бельгийского) города Мехелен , который по-французски называется Malines (Мали́н), где в Средневековье разработали удачный сплав для литья колоколов.Чистый и ясный звон колоколов из "Малина" в России назвали … малиновым! (сочетание «мали́новый звон» имеет значение: «очень приятный, мягкий по тембру звон»).

В составе сочетания «малиновый звон» второе слово (звон) тоже очень древнее, общеславянское. Возникло оно из svonъ . Параллели имеются в латинском и индийском языках. Замена с на з объясняют влиянием глагола «звать», также имеющего древнее происхождение.

В 1742 году один богатый купец уронил на себя бадью с малиновым варом. И звон, который потом долго не утихал в его голове, был по понятным причинам так и назван - «малиновым».

ВЕРСИЯ ВТОРАЯ

Мехелен. Малиновый звон. Карильон (музыкальный инструмент)

В 1717 году русский царь Петр I посетил Нидерланды. Во фламандском городе Мехелен (фр. Малин) он был потрясен звоном колоколов на сторожевой башне. Петр, по преданию, назвал его "малиновым" в честь города, где раздавались эти чудные звуки. Колокола звонили благодаря использованию специального клавишного механизма. Сам же этот необычный музыкальный инструмент назывался карильоном. При росте числа колоколов диапазон инструмента может достигать шести октав


Колокольня Петропавловского собора.

Карильон, установленный на колокольне Петропавловского собора, был подарен Петербургу правительством Фландрии. Он включает 51 колокол и звучит в диапазоне четырех октав.
Из 22-х колоколов состоит православная звонница. Карильон известен был уже в глубокой древности (у китайцев)

ВЕРСИЯ ТРЕТЬЯ

От названия города Малин, где этот звон был произведён впервые.

Впрочем, есть и еще одна версия. Она исходит из того, что случайно возникшее название соответствовало каким-то глубинным законам метафорического мышления и именно поэтому закрепилось в языке и употребляется по сей день.

А почему именно "малиновые" , а "не рыжие в крапинку?"
Словарь Ожегова: "Малиновый звон - приятный, мягкий по тембру звон". Значит, не любой звон - малиновый, бывают и другого цвета.

В том же русском языке есть "красные" звоны.

По В. Короленко это "высокий и возбужденно-радостный гул, который заполняет собой праздничный воздух" , а малиновый отличается от него именно тем, что "глубже, ровнее и мягче" ("Слепой музыкант").

А в арсенале поэзии представлен уже весь спектр, и даже больше:

"Благовест. Стелется густо-темным туманом - медленно угасает в даль. Следом второй. Рушится темный горизонт - незримо осыпается медленными отвалами, и по его краям, озаренным, светлые голоса, сыновние, малолетних, меньших. В смутную даль, в длящийся туман гула, зарево обнимает третий удар благовеста. И уже проснулось в ответ все колокольное золото, синее - всполыхнуло, рассыпаясь ручьями, а по ним, сплетаясь и загораясь в небе, синими крыльями ласточек - длинные клики сливающегося полета" (А. Цветаева)

Цветовое окрашивание тембров звучаний - наиболее распространенная форма "цветного слуха" (это подтвердил и опрос многих музыкантов, художников и писателей). Само слово "тембр" во многих языках буквально означает - "окраска звука" (напр., нем. Klangfarbe).

Уже сто лет назад В. Короленко нашел посредника, обеспечивающего возникновение цвето-тембровых синестезий; - эмоцию, аффект, чувство, настроение.

"Я думаю - говорит его герой, объясняя "малиновый звон", - что вообще на известной душевной глубине впечатления от цветов к от звуков откладываются уже как однородные. Мы говорим: он видит все в розовом цвете. Это значит, что человек настроен радостно. То же настроение может быть вызвано известным сочетанием звуков. Вообще, звуки и цвета являются символами одинаковых душевных движений". А если оно, это "движение", безрадостное? Значит, и ассоциируемый цвет - не розовый, не красный, не малиновый: "Одноцветно затренькал глухой колокол, и его серые, печальные, скромно зовущие звуки не могли разорвать зимней тишины... Повсюду тянулись к церкви бесцветные, как колокольный звон, молчаливые фигуры" (Л. Андреев, "Жизнь Василия Фивейского").

Э. По в стихотворении "Звон" пишет о "ясных, хрустальных, серебристых звонах" детства, "ярком, жарком, золотом" звоне венчального обряда, о наполненном "мерной жутью" набате беды, о "горьком гуле" погребального звона...

Итак - звоны могут быть разными по цвету, и даже бесцветными

Звоны колокола могут приобретать не только цветовую характеристику. Они могут отличаться друг от друга по светлоте:

"Вокруг колокольни вьются белые голуби - точно веселый звон превратился в птиц" (М. Горький, "Ералаш");

"И вдруг с черного неба опрокинули огромную чашу густейшего медного звона" (М. Горький, "Жизнь Клима Самгина");

По размерам:

"Старые колокола топят его (колокольчик) в своем гуле, как муху в масле" (М. Горький, "Мать");

"Колокола с их гигантскими лопающимися пузырями звука" (Ю. Олеша);

"Мелкий перезвон колоколов" (В. Короленко) - в зависимости от высоты звучания и громкости.

Более того, "цветной" слух фиксирует тончайшие временные, динамические, структурные характеристики звука, его рисунок:

"Тихо прогудела колокольная медь. Осторожно сорванный звук тоненькой ниточкой протянулся над сияющей землей" (А. Неверов, "Гуси-лебеди"),

"Колокольный звон пронесся звуковой спиралью" (П. Верлен).
Здесь ассоциации строятся уже не по сходству эмоций, а по сходству структуры, или, как говорят психологи, гештальта слухового и визуального образов.

Так что звоны бывают всякими - "красными" и "блестящими", "круглыми" и "тонкими", "черными" и "длинными", на простейшем примере доказывая сложность мира синестетического воображения.

А как же быть с "малиновым звоном" ? О чем здесь звонит колокол? Он звонит в память о маленьком чуде русского языка и о нашей юности...

Малиновый звон

Малиновый звон – очень красивое словосочетание. Его даже произносить приятно. А уж слушать этот самый малиновый звон – просто наслаждение. Так говорят те, кто его слышал. Вы тоже сможете услышать малиновый звон чуть после.

Звонница карильона, играющая малиновый звон

Выражение малиновый звон никакого отношения к малине не имеет. А происходит оно от названия нидерландского города Мехелен (Mechelen), которое по-французски как Малин (Malines).

В 16-17 столетиях Мехелен был центром колокольного литья и колокольной музыки. Кроме обычных церковных колоколов, здесь широкое применение нашли так называемые карильоны – специальные музыкальные инструменты, состоящие из множества различного размера колоколов. Эти колокола приводились в действие со своеобразного «пульта», отдаленно напоминающего клавиатуру органа. На карильонах можно было играть различные мелодии, для них существуют и специальные ноты. Карильон хорошо звучит как летом, так и зимой. Посему, если вы вдруг провести зимний отдых в Нидерландах , то непременно посетите Мехелен и послушайте настоящий малиновый звон карильонов.

Русский царь Петр I, попав в Мехелен в 1717 году, был очарован мелодиями местных колоколов и заказал тамошним мастерам карильон для собора Петропавловской крепости. После того, в России услышали, как звучит карильон, словосочетание «малиновый звон» пошло, что называется, в народ. Малиновым звоном стали называть не только мелодии карильона, а вообще любое красивое звучание колоколов (и даже колокольчиков).

Петровский карильон сгинул во время пожара 1756 года. Императрица Елизавета Петровна заказала другой инструмент, который в свою очередь не пережил октябрьского переворота. Но к 300-летию Петербурга правительство Фландрии сделало нашей северной столице замечательный подарок – новый карильон из 51 колокола, звучание которого можно услышать….

Так выглядит клавиатура карильона

В средние века карильонов было достаточно много по всей Европе и Америке. В настоящее время их насчитывается чуть меньше тысячи. На сегодняшний день в Мехелене существует школа карильонной музыки, и проводятся различные фестивали этого своеобразного искусства.

Слушайте настоящий малиновый звон

Другие интересные выражения из русской речи:

Фимиам – это общее название благовоний, которые курили не только перед алтарями

Интересное выражение – козел отпущения . Фраза недосказана, но все ее прекрасно

Интересное выражение – купить кота в мешке. Его можно отнести к разряду интуитивно

Соловей – самая приятная певчая птица, живущая на просторах России. Почему из всех

Кузькина мать (или показать кузькину мать) – устойчивое словосочетание непрямого

Выражение круговая порука – это выражение прямого значения, то есть означает то,

С древнейших времен у многих народов существует поверье, что крокодил плачет, когда

Крепкий орешек – это выражение принято связывать со взятием Петром Первым шведской

Квасной патриотизм – короткое, бьющее точно в цель ироничное определение для

Великая Китайская Стена – самое большое архитектурно-строительное произведение

Выражение кесарю-кесарево библейского происхождения, как и многие другие

Пусть вас не смущает эта идиотская формулировка, составленная специально для

Китайские церемонии – этот фразеологизм мы нередко используем в разговоре. Как

По выражению лить колокола совершенно невозможно догадаться, какое еще значение

Верста – русская мера длины, существовавшая в России до введения метрической

Колосс на глиняных ногах – это своего рода характеристика или оценка чего-то

Про происхождение выражения колумбово яйцо разные источники сообщают примерно

Если это выражение пустить красного петуха прочитает иностранец, изучающий

Выражение костей не собрать для нашего российского уха достаточно привычное. Его

Издревле, еще до появления геометрии, люди привязывали меры длины к частям своего

Казалось, известное всем выражение, на кривой козе не подъедешь . Означает оно тот

Оказывается, возникновение этого фразеологизма напрямую связано с религией, точнее с

Попал как кур во щи говорят тогда, когда неожиданно попадают в крайне неприятную

Сирота казанская – очень интересное выражение. Сирота – понятно, но почему именно

Как от козла молока (получить) – говорят о человеке, от которого нет никакой пользы,

Калиф на час говорят про руководителей или начальников, которые оказались у власти

Выражение кануть в лету знакомо и понятно всем. Означает оно – исчезнуть из памяти,

Название города-государства Карфаген известно нам еще из учебников истории

Таскать каштаны из огня – это выражение обретет полную ясность, если добавить к

Это выражение – квадратура круга , наверняка вам где-то встречалось. А вот что оно

Как в воду глядел – выражение понятное по значению, но не сразу понятное по

Выражение во всю ивановскую, точнее, орать во всю ивановскую, известно очень

Выражение, или словесный оборот и на солнце есть пятна подчеркивает, что в мире

Выражение и на старуху бывает проруха говорит само за себя. Согласно словарю

И ты, Брут! – выражение знакомое практически каждому образованному человеку, даже

Иван, не помнящий родства – чисто русское выражение, уходящее корнями в нашу

Слово свечи в русском языке имеет несколько значений: прежде всего это свечи для

Выражение делать из мухи слона совершенно понятно, не содержит каких-то

Прописать ижицу - выражение из разряда ушедших из нашего обихода в прошлое. Но

На букву Г

На букву Д