Приближаются Новый год, Рождество. В эти дни невольно на память приходят строки известной песенки «В лесу родилась ёлочка». Все помнят эту любимую детскую песенку, но мало кто знает что-либо об авторе слов.
Автором является писательница Раиса Кудашёва, человек аристократического происхождения, прожившая долгую, интересную жизнь. Вот что, например, сказано о ней в Википедии.

Раиса Адамовна Кудашёва (3 (15) августа 1878, Москва - 4 ноября 1964, Москва) - русская и советская поэтесса, писательница. Автор песенки «В лесу родилась ёлочка».
Урождённая Гидройц (редко используемый в русском языке вариант фамилии). Потомок Литовского владетельного Великокняжеского рода, основанного одним из пяти сыновей Великого Князя Ромундаса (Романа) — Гедрусом (~ + 1282) из династии Юлиана Довшпрунга (~ 840г.н.э.), который княжил в языческой Литве ещё до дома Гедимина с названием т.н. династии Кентавра по родовому гербу с изображением геральдического Гиппоцентавра в верхнем поле и Красной розы в нижнем, представители некоторых ветвей которого переселились в современную Беларусь, Россию и Украину ещё в 14 — 16в.в. В русском правописании чаще использовался вариант фамилии ГЕДРОЙЦ (— Giedraitis, что может быть переведено с литовского как «светлый, ясный». По другой версии перевода фамилия могла иметь значение — «поющий всадник». Впоследствии была полонизирована как Giedroyc).

После последнего раздела Речи Посполитой между Россией, Австрией и Пруссией в 1794 году представители некоторых ветвей рода за участие в Наполеоновских войнах и т.н. Польских восстаниях 1831,1848, 1861-63г.г. были лишены родового княжеского титула а также княжеского и дворянского достоинства Российской империи с конфискацией земель, имущества и одновременной ссылкой на север Империи в Архангельск, а также в Сибирь: Читу и Иркутск. По окончании ссылки им не разрешалось возвращаться в места прежнего жительства, все семьи бывших повстанцев пребывали под гласным надзором полиции. Очевидно, отец Раисы Адамовны был из такой семьи. Его родители осели в Москве. И, по всей вероятности, он или его отец восстанавливали потомственное дворянство, но уже без княжеского титула, на что требовались в то время немалые средства. Был чиновником Московского почтамта в статской службе.

О жизни известно мало. Окончила женскую гимназию М. Б. Пуссель. Служила гувернанткой у князя Кудашёва, позже вышла за него замуж. По отзывам близких, обладала несомненным педагогическим даром. Работала учителем, а в советское время - библиотекарем.

Литературная деятельность

С детства писала стихи. Первое сочинение появилось в печати в 1896 (стихотворение «Ручейку» в журнале «Малютка»). С тех пор стихи и детские сказки Кудашёвой стали появляться на страницах многих детских журналов, таких как «Малютка», «Светлячок», «Подснежник», «Солнышко» под псевдонимами «А. Э», «А. Эр», «Р. К.». «Я не хотела быть известной, но и не писать не могла», - впоследствии говорила она. В 1899 году в журнале «Русская мысль» была опубликована повесть Кудашёвой «Лери», которая так и осталась её единственным произведением для взрослых. В повести рассказывается об отрочестве и юности девушки из дворянской семьи, её первой большой любви к блестящему офицеру.

Песенка про ёлочку

В декабре 1903 в новогоднем номере журнала «Малютка» было напечатано стихотворение «Ёлочка», подписанное псевдонимом «А. Э» Стихотворение, положенное два года спустя на музыку Л. Бекмана, обрело всенародную славу, но имя его истинного автора долгое время оставалось неизвестным. Раиса Адамовна не знала, что «Ёлочка» стала песенкой. Только в 1921 году совершенно случайно, когда она ехала в поезде, услышала, как девочка поёт её «Ёлочку». Стихотворение было вновь переиздано перед самым началом войны в 1941 в сборнике «Ёлка» (М.-Л.: Детиздат, 1941). Составительница сборника Э. Эмден специально разыскала автора стихотворения и указала фамилию Кудашёвой в тексте.

Существует легенда, что авторство Кудашёвой было раскрыто при вступлении в Союз писателей СССР. По одной версии, однажды в кабинет Максима Горького постучалась пожилая женщина, которая сообщила, что хотела бы вступить в его организацию. Когда Горький поинтересовался, что же она написала, женщина ответила: «Только детские тоненькие книжки». На это Горький ответил, что в его организацию принимают только серьезных авторов, написавших романы и повести. «Нет, так нет», - ответила на это женщина и пошла к выходу, а потом обернулась, и спросила: «Может, вы слышали хоть одно моё стихотворение?» и прочла Горькому знаменитые строки: «В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла, зимой и летом стройная, зелёная была». Услышав эти строки, Горький тут же принял Кудашёву в Союз писателей. По другой версии эта история произошла с Александром Фадеевым. Фадеев спросил: «Так это вы написали?». И стал вспоминать, где это было напечатано и как он первый раз прочёл эти стихи и плакал, как плачут все дети, когда доходят до последних строк стихотворения: Вызвал к себе своих сотрудников и отдал распоряжение, чтобы автора немедленно оформили в Союз писателей и оказали ей всяческую помощь.

Еще одна версия этой истории рассказана в письме вдовы поэта Николая Адуева к писателю Виктору Конецкому:
Во время войны писателям полагались всякие пайки. Адуев ненавидел ежемесячное хождение за ними. Однажды в коридоре Союза писателей он увидел, как в заветную дверь вошла незнакомая старушка, и услышал следующий разговор: «Вы по какому списку?» - «…» - «Вы прозаик или поэт?» - «Я, собственно, написала одно стихотворение…» - «???» - «В лесу родилась елочка…» Непробиваемый секретарь Союза выскочил в коридор и закричал: «Вы знаете кто это??? Вам этого не понять! Вы слишком молоды!» И старушка получила все по высшему разряду! Так что - надейтесь на добрую память поколений!

Всего Раиса Кудашёва опубликовала около 200 песенок и рассказов, сказок и стихотворных книжек: «Санки-самокатки», «Стёпка-растрёпка», «Беда петушка», «Бабушка-Забавушка и собачка Бум»… С 1948 года после многолетнего перерыва вновь стали печататься сборники её произведений: «В лесу родилась ёлочка…», «Ёлочка», «Лесовички», «Петушок» и др.

Известность и признание пришли к писательнице лишь в конце 1950-х годов, когда ей шёл уже седьмой десяток. В то время были напечатаны два интервью с писательницей: одно - в «Огоньке», другое - в «Вечерней Москве». В «Огоньке» - единственная сохранившаяся фотография Раисы Адамовны в очень преклонном возрасте.

Подготовил Вадим Грачев

ПУБЛИКАЦИИ

[Там в комментах хороший диалог по теме с автором поста.]

Однажды председателю Союза писателей Александру Фадееву доложили, что пришла какая-то старуха, просит ее принять, говорит, что она стихи пишет. Фадеев велел ее впустить. Войдя в кабинет, посетительница села, положила на колени котомку, которую держала в руках, и сказала:
— Жить тяжело, Александр Александрович, помогите как-нибудь.
Фадеев, не зная как быть, сказал:
— Вы действительно стихи пишете?
— Писала, печатали когда-то.
— Ну, хорошо, — сказал он, чтобы кончить это свидание, — прочтите мне что-нибудь из ваших стихотворений.

Она благодарно посмотрела на него и слабым голосом стала читать:

В лесу родилась ёлочка.
В лесу она росла.
Зимой и летом стройная,
Зеленая была…

— Так это вы написали? — воскликнул изумленный Фадеев. По его распоряжению, посетительницу немедленно оформили в Союз писателей и оказали ей всяческую помощь.

Раиса Адамовна Кудашева (так звали старушку) прожила долгую жизнь (1878-1964). Урожденная княжна Гидройц (литовский княжеский род), в юности она служила гувернанткой у князя Кудашева, позже вышла за него замуж. Работала учителем, а в советское время — библиотекарем. В молодости печаталась, главным образом, в детских журналах.

К славе Кудашева относилась с поразительным равнодушием и долгие годы скрывалась под различными инициалами и псевдонимами. Она объясняла это так: «Я не хотела быть известной, но и не писать не могла». В 1899 году в журнале «Русская мысль» была опубликована повесть Кудашевой «Лери», которая так и осталась её единственным произведением для взрослых. В повести рассказывается об отрочестве и юности девушки из дворянской семьи, её первой большой любви к блестящему офицеру. Всего Раиса Кудашева опубликовала около 200 песенок и рассказов, сказок и стихотворных книжек.

В 1903 году она написала рождественское стихотворение «Ёлка»:

Гнутся ветки мохнатые
Вниз к головам детей;
Блещут бусы богатые
Переливом огней;
Шар за шариком прячется,
А звезда за звездой,
Нити светлые катятся,
Словно дождь золотой…
Поиграть, позабавиться,
Собрались детки тут
И тебе, ель-красавица,
Свою песню поют.
Все звенит, разрастается,
Голосков детских хор,
И, сверкая, качается
Ёлки пышный убор.

* * *
В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла,
Зимой и летом стройная, зеленая была!
Метель ей пела песенки: «Спи, ёлка… баю-бай!»
Мороз снежком укутывал: смотри, не замерзай!
Трусишка зайка серенький под ёлочкой скакал,
Порой сам волк, сердитый волк, рысцою пробегал.

* * *
Веселей и дружней
Пойте, деточки!
Склонит ёлка скорей
Свои веточки.
В них орехи блестят
Золоченые…
Кто тебе здесь не рад,
Ель зеленая?

* * *
Чу! Снег по лесу частому под полозом скрипит,
Лошадка мохноногая торопится, бежит.
Везет лошадка дровенки, а в дровнях мужичок.
Срубил он нашу ёлочку под самый корешок...
И вот ты здесь, нарядная, на праздник к нам пришла,
И много-много радости детишкам принесла.

***
Веселей и дружней
Пойте, деточки!
Склонит ёлка скорей
Свои веточки.
Выбирайте себе
Что понравится…
Ай, спасибо тебе,
Ель-красавица!

Эти стихи за подписью «А.Э.» были опубликованы в Рождественском номере журнала «Малютка». Как видим, они представляли собой нечто вроде сценария рождественской игры. Детишек призывают петь «веселей и дружней», чтобы заслужить подарки и лакомства, висящие на ёлочке. Но «голосков детских хор» на основе ее стихов раздался только несколько лет спустя.

В 1905 году кудашевская «Ёлка» попалась на глаза агроному и страстному любителю музыки Леониду Карловичу Бекману (1872-1939). Это был прибалтийский немец, потомственный дворянин, обладавший незаурядными музыкальными способностями. В студенческом хоре университета он пел партию будущего выдающегося певца Собинова, когда тот почему-нибудь не мог выступать. Незадолго до описываемых событий, в феврале 1903 года, Л. Бекман женился на Елене Щербине — приемной дочери Е.Н. Щербины (директора гостиницы «Славянский базар»), талантливой пианистке, закончившей за четыре года до этого с золотой медалью Московскую консерваторию, впоследствии заслуженной артистке России, профессоре Московской консерватории. Профессиональное мастерство ее было таково, что ради шутки она могла лечь животом на крышку инструмента и играть вниз головой.

Л.Бекман с семьей

Рождение песни произошло 17 октября 1905 года — в день, когда царь подписал исторический манифест, преобразивший государственные устои Российской империи.

По воспоминаниям Елены Бекман-Щербины, дело было так:
«17 октября 1905 года моей старшей дочке Верочке исполнилось два года, и я утром подарила ей живую куклу — сестричку Олю, которая родилась в половине первого ночи, то есть тоже 17 октября. Верочка была в полном восторге. Пока я еще лежала в постели, Леонид как-то сел за рояль, посадил Верика на колени и сочинил для нее песенку на стихотворение из детского журнала «Малютка» — «В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла…» Верочка, обладавшая прекрасным слухом, быстро ее выучила, а я, чтобы не забыть песенку, ее записала. Впоследствии мы оба стали сочинять для детей и другие песенки. Так возник сборник «Верочкины песенки», выдержавший в короткий срок четыре издания, затем — «Оленька-певунья».

Позже музыкальные критики находили, что музыка Бекмана не вполне оригинальна. Мелодия "Елки" перекликается с песенкой шведской поэтессы и композитора Эмми Кёлер «Зажигаются тысячи рождественских свечей» («Nu tändas tusen juleljus», 1898)

и с немецкой студенческой песней начала XIX века "Wir hatten gebauet ein stattliches Haus".

Тем не менее, о «Елке» одобрительно отозвались Рахманинов, Танеев, Скрябин. После этого новая песенка стала приобретать все более широкое признание, хотя Кудашева многие годы об этом даже не догадывалась.

В 1933 году, когда в СССР впервые официально был отмечен Новый год, призванный вытеснить Рождественские праздники, песня Кудашевой-Бекмана вновь звучала под каждой елкой. Текст Кудашевой оказался идеологически стерильным, и потому приемлемым — в этой Рождественской песне ни разу не упоминается Рождество!

Впрочем, полностью стихи Кудашевой все равно больше уже не поют, в ходу известный всем сокращенный вариант.


Внимание!!!

Записи в этом частном дневнике наблюдений за живой природой социума (далее по тексту Журнал) не предназначены для чтения детьми до 18 лет и взрослми с соответствующим этой возрастной группе уровнем развития. Если вы несовершеннолетний - немедленно перейдите отсюда по любой разрешенной российской цензурой ссылке.

Ни одна из присутствующих здесь заметок не содержит пропаганды наркотиков (даже водки), суицида (самоубийств тоже). Также в настоящем Журнале отсутствуют подробные указания по изготовлению взрывчатых и иных веществ, бездумное применение которых может причинить вред окружающим.

Если же вам все же показалось, что в какой-либо заметке настоящего Журнала присутствуют материалы, обладающие каким-либо из перечисленных выше признаков или какой-либо совокупностью перечисленных выше признаков, то вы - идиот, либо продажный эксперт, либо продажный мент, либо продажный прокурор, либо продажный судья.

Отсутствие материалов экстремистского характера автор гарантировать не в состоянии по независящим от него обстоятельствам, а именно, ввиду объективной невозможности заблаговременного определения, носит ли та или иная запись указанный характер.

Также, автор сего частного журнала является человеком неверующим, в силу чего не в состоянии уверенно определить, оскорбляет ли какое-либо его высказывание какое-либо религиозное чувство какого-либо верующего во что-либо или кого-либо, следовательно, в силу такового незнания, никакое высказывание автора не может иметь целью умысел на преднамеренное оскорбление вышеупомянутых неведомых автору чувств.

За внезапные решения органов государственной власти Российской Федерации автор ответственности не несет.

С детских лет в моей душе сидит занозой загубленная ёлочка из песни
Р.А.Кудашевой "В лесу родилась ёлочка".В тексте этой песни есть противоречия:
срубленная ёлочка не может прийти на праздник,и значит не сможет принести
детишкам "много,много радостей".Но зато учит губить красоту "под самый корешок".
Я не думаю,что это хорошо.Поэтому я предлагаю заменить строки уничтожения ёлочки на жизнерадостные,новогодние.Ниже Вы сможете прочитать мой вариант
замены строк.

Р.А.Кудашева

В ЛЕСУ РОДИЛАСЬ ЁЛОЧКА

Плача и дрожа от перенесённой жестокости,
Ёлочка покинула мою страницу со сценой
мужичка-лесоруба.Я пообещал ей,что её
здесь больше никто не обидит и она всегда
будет жить в своём сказочном лесу,и каждый
год будет встречаться с Дедом Морозом
на Новогоднем празднике.

***
Мой вариант замены строк.

В ЛЕСУ РОДИЛАСЬ ЁЛОЧКА

(Сказочный вариант)

В лесу родилась Ёлочка,
В лесу она росла,
Зимой и летом стройная,
Зелёная была.

Метель ей пела песенку:
"Спи,Ёлочка,бай-бай!"
Мороз снежком укутывал:
"Смотри,не замерзай!"

Трусишка-зайка серенький
Под Ёлочкой скакал,
Порою волк,сердитый волк,
Рысцою пробегал.

Чу!Снег по лесу частому
Под полозом скрипит:
То Дед Мороз на саночках
До Ёлочки спешит.

Он Ёлочку на Новый год
К нам в гости пригласил,
С улыбкой тройку резвую
По полю вдаль пустил!

Теперь она,нарядная,
На праздник к нам пришла
И много,много радостей
Детишкам принесла.
***
Сияющая,изумрудная Ёлочка поздравляет всех Вас с волшебным Новым годом!
И улыбается Вам тысячами искрящихся иголочек за Вашу доброту,и желает Вам
земного счастья,такого,которое обрела мама-Ёлка,увидев свою дочку на
Новогоднем празднике!
***
Песня "В лесу родилась ёлочка" написана в 1903 году.
Сто одиннадцать лет прошло с тех пор - достаточный срок,чтоб понять,
что учить детей рубить ёлочки и при этом выражать радость распевая эту песенку,это значит травмировать невинные души детей и показывать дурной пример.Ведь её поют,можно сказать,во всех детсадах.
Дед Мороз - сказочный персонаж.Поэтому в моём варианте мы переносимся
в сказочный мир,в котором ёлочка может передвигаться на невидимых ножках
или махая своими веточками.Напомню:и метла в сказках летает.
Вот поэтому,учитывая вышесказанное,в авторском варианте,можно просто не исполнять
два катрена,с участием мужичка-лесоруба.А мой вариант по понятным причинам не может быть принят,даже,если и мог бы существовать.Но в данном случае каждый решает сам:выбирать усечённый авторский вариант или видоизменённый.

Рецензии

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Итак, сегодня у нас суббота, 27 мая 2017 года и мы традиционно предлагаем вам ответы на викторину в формате «Вопрос - ответ». Вопросы нам встречаются как самые простые, так и достаточно сложные. Викторина очень интересная и достаточно популярная, мы же просто помогаем вам проверить свои знания и убедиться, что вы выбрали правильный вариант ответа, из четырех предложенных. И у нас очередной вопрос в викторине - Кем работала Раиса Кудашева, когда сочиняла строки будущей песни “В лесу родилась елочка”?

  • A. поварихой
  • B. гувернанткой
  • C. преподавателем музыки
  • D. телефонисткой

Правильный ответ В - ГУВЕРНАНТКОЙ

Спустя два года стишок увидел Леонид Бекман, агроном. В его семье только что родилась вторая дочка, Оля. На радостях он сел за рояль. Да, агрономы тогда музицировали. Для жены и старшей дочери быстро сочинил мелодию на текст «Ёлочки». Известна точная дата – 17 октября 1905 года.

Жена Бекмана потом записала ноты и даже выпустила песенку в сборнике с другими: семья была креативной.

Так «лошадка мохноногая» и двинулась в народ. А та самая Оля, в честь которой была сочинена мелодия, умерла в 1997 году, всего двадцать лет назад.

Но Раисе Гидройц потом пришлось доказывать свое авторство.

К тому же она вышла замуж за князя Кудашева, у которого работала гувернанткой, и взяла его фамилию. После революции бывшая княгиня стала библиотекаршей.

Однажды председателю Союза писателей Александру Фадееву доложили, что пришла какая-то старуха, просит ее принять, говорит, что она стихи пишет. Фадеев велел ее впустить. Войдя в кабинет, посетительница села, положила на колени котомку, которую держала в руках, и сказала:

— Жить тяжело, Александр Александрович, помогите как-нибудь.
Фадеев, не зная как быть, сказал:
— Вы действительно стихи пишете?
— Писала, печатали когда-то.
— Ну, хорошо, — сказал он, чтобы кончить это свидание, — прочтите мне что-нибудь из ваших стихотворений.

Она благодарно посмотрела на него и слабым голосом стала читать:

В лесу родилась ёлочка.
В лесу она росла.
Зимой и летом стройная,
Зеленая была…

— Так это вы написали? — воскликнул изумленный Фадеев. По его распоряжению, посетительницу немедленно оформили в Союз писателей и оказали ей всяческую помощь.

Раиса Адамовна Кудашева (так звали старушку) прожила долгую жизнь (1878-1964). Урожденная княжна Гидройц (литовский княжеский род), в юности она служила гувернанткой у князя Кудашева, позже вышла за него замуж. Работала учителем, а в советское время — библиотекарем. В молодости печаталась, главным образом, в детских журналах.

К славе Кудашева относилась с поразительным равнодушием и долгие годы скрывалась под различными инициалами и псевдонимами. Она объясняла это так: «Я не хотела быть известной, но и не писать не могла». В 1899 году в журнале «Русская мысль» была опубликована повесть Кудашевой «Лери», которая так и осталась её единственным произведением для взрослых. В повести рассказывается об отрочестве и юности девушки из дворянской семьи, её первой большой любви к блестящему офицеру. Всего Раиса Кудашева опубликовала около 200 песенок и рассказов, сказок и стихотворных книжек.

В 1903 году она написала рождественское стихотворение «Ёлка»:

Гнутся ветки мохнатые
Вниз к головам детей;
Блещут бусы богатые
Переливом огней;
Шар за шариком прячется,
А звезда за звездой,
Нити светлые катятся,
Словно дождь золотой…
Поиграть, позабавиться,
Собрались детки тут
И тебе, ель-красавица,
Свою песню поют.
Все звенит, разрастается,
Голосков детских хор,
И, сверкая, качается
Ёлки пышный убор.

* * *
В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла,
Зимой и летом стройная, зеленая была!
Метель ей пела песенки: «Спи, ёлка… баю-бай!»
Мороз снежком укутывал: смотри, не замерзай!
Трусишка зайка серенький под ёлочкой скакал,
Порой сам волк, сердитый волк, рысцою пробегал.

* * *
Веселей и дружней
Пойте, деточки!
Склонит ёлка скорей
Свои веточки.
В них орехи блестят
Золоченые…
Кто тебе здесь не рад,
Ель зеленая?

* * *
Чу! Снег по лесу частому под полозом скрипит,
Лошадка мохноногая торопится, бежит.
Везет лошадка дровенки, а в дровнях мужичок.
Срубил он нашу ёлочку под самый корешок...
И вот ты здесь, нарядная, на праздник к нам пришла,
И много-много радости детишкам принесла.

***
Веселей и дружней
Пойте, деточки!
Склонит ёлка скорей
Свои веточки.
Выбирайте себе
Что понравится…
Ай, спасибо тебе,
Ель-красавица!

Эти стихи за подписью «А.Э.» были опубликованы в Рождественском номере журнала «Малютка». Как видим, они представляли собой нечто вроде сценария рождественской игры. Детишек призывают петь «веселей и дружней», чтобы заслужить подарки и лакомства, висящие на ёлочке. Но «голосков детских хор» на основе ее стихов раздался только несколько лет спустя.

В 1905 году кудашевская «Ёлка» попалась на глаза агроному и страстному любителю музыки Леониду Карловичу Бекману (1872-1939). Это был прибалтийский немец, потомственный дворянин, обладавший незаурядными музыкальными способностями. В студенческом хоре университета он пел партию будущего выдающегося певца Собинова, когда тот почему-нибудь не мог выступать. Незадолго до описываемых событий, в феврале 1903 года, Л. Бекман женился на Елене Щербине — приемной дочери Е.Н. Щербины (директора гостиницы «Славянский базар»), талантливой пианистке, закончившей за четыре года до этого с золотой медалью Московскую консерваторию, впоследствии заслуженной артистке России, профессоре Московской консерватории. Профессиональное мастерство ее было таково, что ради шутки она могла лечь животом на крышку инструмента и играть вниз головой.

Рождение песни произошло 17 октября 1905 года — в день, когда царь подписал исторический манифест, преобразивший государственные устои Российской империи.

По воспоминаниям Елены Бекман-Щербины, дело было так:

«17 октября 1905 года моей старшей дочке Верочке исполнилось два года, и я утром подарила ей живую куклу — сестричку Олю, которая родилась в половине первого ночи, то есть тоже 17 октября. Верочка была в полном восторге. Пока я еще лежала в постели, Леонид как-то сел за рояль, посадил Верика на колени и сочинил для нее песенку на стихотворение из детского журнала «Малютка» — «В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла…» Верочка, обладавшая прекрасным слухом, быстро ее выучила, а я, чтобы не забыть песенку, ее записала. Впоследствии мы оба стали сочинять для детей и другие песенки. Так возник сборник «Верочкины песенки», выдержавший в короткий срок четыре издания, затем — «Оленька-певунья».

Позже музыкальные критики находили, что музыка Бекмана не вполне оригинальна. Мелодия "Елки" перекликается с песенкой шведской поэтессы и композитора Эмми Кёлер «Зажигаются тысячи рождественских свечей» («Nu tändas tusen juleljus», 1898)

и с немецкой студенческой песней начала XIX века "Wir hatten gebauet ein stattliches Haus".

Тем не менее, о «Елке» одобрительно отозвались Рахманинов, Танеев, Скрябин. После этого новая песенка стала приобретать все более широкое признание, хотя Кудашева многие годы об этом даже не догадывалась.

В 1933 году, когда в СССР впервые официально был отмечен Новый год, призванный вытеснить Рождественские праздники, песня Кудашевой-Бекмана вновь звучала под каждой елкой. Текст Кудашевой оказался идеологически стерильным, и потому приемлемым — в этой Рождественской песне ни разу не упоминается Рождество!