Цели урока:

  1. Познакомить со статьями Н. И. Новикова из журнала “Детское чтение для сердца и разума”.
  2. Развивать критическое мышление, умение прогнозировать содержание произведения по его названию.
  3. Учить детей определять познавательную, воспитательную и литературную ценность произведения.

Оборудование урока:

  1. Учебник “ В океане света”
  2. Сюжетная таблица
  3. Журнал “Детское чтение для сердца и разума”.

Ход урока

Организационный момент.

Урок литературного чтения я начну с небольшого стихотворения.

Вот книжки на столе, а вот тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки,
И недосуг дуть на корабль бумажный
Сегодня в классе у ребят
Урок уж больно важный.

Какое настроение появилось у вас после прослушивания этого стихотворения?

Сообщение темы и целей урока.

Прочитайте тему нашего урока. Задайте вопросы к теме урока. Выполнить это задание вам помогут вопросительные слова:

Итак, с помощью вопросов вы сформулировали учебные задачи нашего урока. Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказами Н. И. Новикова, которые раньше назывались статьями.

Стадия вызова.

Известно ли вам что-нибудь о писателе Н. И. Новикове?

(Знакомство с биографией писателя)

А хотели бы вы узнать биографию этого писателя?

Николай Иванович Новиков родился в 1744 году близ г. Москвы. Новиков – писатель, журналист, книгоиздатель. Новиков большое внимание уделял распространению знаний и воспитанию молодёжи. Он даже создал целую программу воспитания. Новиков – книгоиздатель. За 15 лет (1777-1789гг.) больше трети всех книг России были изданы под его руководством. Но книг для детей в те годы почти не было. Детям нечего было читать. И вот Николай Иванович Новиков создаёт первый в России детский журнал “Детское чтение для сердца и разума”. Этот журнал издавался 4 года с 1785 по 1789 год.

По названию определите, о чём писали в этих журналах. (Ответы учеников)

В этом журнале печатались рассказы двух видов: для “воспитания сердца”, т.е. нравоучительные, и для “обогащения ума”, где были сведения по истории, географии и другим наукам.

Стадия осмысления.

Сегодня на уроке мы будем читать рассказы из этих журналов. Это трудные тексты. В них встречаются устаревшие слова, которые вышли из активного словаря, т.е.архаизмы, в некоторых словах ударение непривычное для нас.

Первый текст – “Молодой путешественник”.

Прочитайте название.

Словарная работа.

гофмейстер (читают сноску)

Остальные непонятные слова вы поймёте из контекста.

Слушание текста.

Групповая работа.

Обсудите вопросы в группах и выберите по 2 тонких и по 1 толстому вопросу.

Фронтальная работа (вопрос-ответ).

Чему учит этот рассказ?

Для сердца он или для разума?

Найдите мораль и зачитайте её ещё раз.

Как построен рассказ? (1 часть - история, 2часть - мораль).

Физминутка. Упражнения для глаз.

Второй текст – “Начало только трудно”.

Прочитайте название второго текста.

Предположите, о чём будет текст?

Словарная работа.

намерение

сие (намерение)

иступление

Самостоятельное чтение и составление таблицы.

Групповая работа.

Обсудите в группах свои таблицы. Исправьте и дополните, если это необходимо.

Проверка.

Составьте пересказ текста по сюжетной таблице. (1 ученик рассказывает у доски).

Чему учит этот рассказ?

Найдите и прочитайте мораль.

Сравните первый и второй рассказы (для кого написаны, какие это рассказы, как постороены).

Третий текст – “Крестьянское состояние”.

Прочитайте название и предположите, о чём будет текст?

Словарная работа.

крестьяне

1 часть (От начала до слов “И! Батюшка, -отвечал Феденька, - он простой мужик”.)

С помощью вопросительных слов задайте вопрос к первой части.

Почему…?

А как вы понимаете “простой мужик”?

Кем бы мог быть отец Феденьки?

Предположите, какими могут быть дальнейшие действия отца?

2 часть (“Отец не заставил…” – “…что Феденьке ничего не досталось”.)

Почему отец “тотчас позвал к себе” старого Памфила? Ответ подтвердите словами из текста.

Рассмотрите иллюстрацию. Феденька сидит с пустой тарелкой, а весь хлеб отец положил себе.

Подумайте, какой разговор состоялся между Феденькой и его отцом. Обсудите в группах.

Групповая работа.

Проверка.

3 часть (“Батюшка, у меня хлеба нет…” – “…я дам теперь и тебе хлеба”.)

Почему же отец не дал Феденьке хлеба?

Понял ли этот урок Феденька? Подтвердите ответ словами из текста.

Зачем отец взял Феденьку с собой на поле?

4 часть (“После обеда…” – “…хотя работа их была очень трудна”.)

Какие слова указывают на то, что работа на поле была очень тяжёлая?

Как выглядели крестьяне, которые выполняли тяжёлую работу?

Как бы вы закончили рассказ?

5 часть (“Увидевши старого Памфила…” - до конца.)

Какова мораль этого рассказа?

Стадия рефлексии.

Итак, мы прочитали 3 рассказа Новикова из журнала “Детское чтение для сердца и разума”. Сейчас каждый из вас попробует ответить на вопрос: “Чему научили вас эти рассказы?” Свой ответ начните так:

Прочитав рассказы Николая Новикова, я понял(а),что…

(Выслушиваются ответы детей).

Как вы думаете, журнал под таким названием сейчас издаётся? Почему?

Знакомство с журналом.

Итог урока. Составление синквейна.

  1. Рассказы Н. Новикова.
  2. Интересные, поучительные.
  3. Развивают, воспитывают, учат.
  4. Для детского чтения.
  5. Верные друзья.
История книги: Учебник для вузов Говоров Александр Алексеевич

15.2. РОЛЬ Н. И. НОВИКОВА В РАЗВИТИИ РУССКОЙ КНИГИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА

"Ревнитель русского просвещения" - так называли Николая Ивановича Новикова (1744–1808) за его заслуги в развитии русской культуры. Детские годы и значительную часть жизни он провел в имении Авдотьино, что в 50 километрах от Москвы. Фамилия Новиковых известна с XVI века и происходит от слова "новик".

Отец Новикова - Иван Васильевич - был корабельным капитаном и службу нес еще при Петре I. Семья Новиковых была патриархальная, и первые уроки Николай получил от своего отца. В начале 1757 г. он был принят в университетскую гимназию, но вскоре был отчислен "за нехождение в классы". В дальнейшем всю жизнь Н. И Новиков занимался самообразованием. Большое влияние на формирование его личности оказали друзья по университету и литературно–издательской деятельности.

Неудачный опыт работы в Комиссии по составлению нового Уложения привел к тому, что в 1769 г. Новиков оставил государственную службу и посвятил свою жизнь делу просвещения.

За время своей издательской деятельности Н. И. Новиков выпустил около десяти с половиной сотен названий книг - это в полтора раза больше, чем выпущено за всю первую четверть XVIII века. Он популяризовал произведения отечественной словесности, печатал учебно–воспитательную литературу. Под его руководством была основана бесплатная библиотека, а в благотворительных целях он открыл больницу и аптеку.

Начал свою издательскую деятельность Новиков с выпуска сатирических и познавательных журналов . "Многие книгу взяв в руки уже зевают, а листочку навстречу с улыбкой бегут", - рассуждала Екатерина II, учреждая свой журнал "Всякая всячина". Понимал это и Новиков, основывая в 1769 г. журнал "Трутень".

Политическая и гражданская позиция редактора и издателя завоевала множество приверженцев. За год было выпущено 53 листа, а скромный первоначально тираж 626 экз. через несколько номеров удвоился.

Журнал Новикова вступил в полемику со "Всякой всячиной" по острым общественно–литературным вопросам, что вызвало гнев императрицы и последующие цензурные ограничения. Это привело к снижению остроты публикаций и интереса читающей аудитории.

Вскоре журнал прекратил существование на непродолжительное время, а летом 1770 г. был зарегистрирован под новым названием "Пустомеля". На его страницах острая сатира сменилась умеренной критикой, однако это не спасло положение, и "Пустомелю" постигла та же печальная участь - он был закрыт.

В 1772 г. Н. И. Новиков приступил к изданию еженедельного сатирического журнала "Живописец". Первые страницы издания были посвящены безобидному критическому разбору литературы, затем следовала обличительная статья о бедственном состоянии крепостных. Крестьянская тема заняла прочное место в "Живописце". Несмотря на умеренный тон публикаций, в 1773 г. журнал закрыли.

В 1774–1775 гг. Новиков издает журнал "Кошелек", в котором прославлялись добродетели россиян и высмеивалась галломания. Однако это не спасло журнал от преследований правительства, и на девятом листе Новиков вынужден был остановить издание. Последняя его попытка на журнально–издательском поприще была связана с выпуском "Живописца" (1775) - сборника лучших статей из "Трутня" и раннего издания "Живописца".

В духе возрастающего интереса к нравственно–воспитательной и практической литературе был задуман журнал для женщин. По замыслу Н. И. Новикова он был рассчитан на представительниц среднего сословия, в обязанности которых входило в первую очередь воспитание молодого поколения.

Литературный журнал для женского чтения начал издаваться под названием "Модное ежемесячное издание или Библиотека для дамского туалета". Первые тома появились в 1779 г. в Санкт–Петербурге и в Москве. Они были оформлены очень изящно и включали множество иллюстраций.

Новым явилось то, что в журнале были помещены картинки последних парижских мод. Для чтения на досуге предлагались сентиментальные вещицы, особо милые чувствительному дамскому сердцу, различные исторические анекдоты и нравоучительные статьи.

Расчет Новикова на то, что ему удастся собрать много подписчиков, не оправдался - слишком высока была цена. Не каждая читательница могла выкроить из бюджета пять рублей на подписку. Поэтому удалось собрать только 57 "пренумератов", среди которых преобладали очень богатые люди.

Журнал "Модное ежемесячное издание" вышел в четырех книгах. Как и многие другие издания Новикова, он не только не избавил его от убытков, но и вверг в новые долги. Дела издателя пошатнулись, а его издательство претерпевало большие трудности. В результате журнал вынужден был закрыться.

В дальнейшей издательской деятельности Н. И. Новиков опирался на материальную поддержку своих друзей - А. П. Сумарокова, М. М. Хераскова, П. К. Хлебникова, И. П. Елагина. В числе финансовых покровителей инкогнито выступал Павел I.

Н. И. Новиков разработал программу публикации памятников истории культуры и быта Древней Руси . Первым опытом была "Древняя российская идрография" (1773) - описание водных путей Московского государства, составленная русскими топографами в начале XVII века.

На опыте этого исторического труда Новиков убедился в необходимости государственной финансовой поддержки. Для публикации основного исторического произведения "Древняя российская вивлиофика" (1773–1775) Новиков получил от Кабинета императрицы 1000 рублей и 200 голландских червонцев, но этих средств оказалось недостаточно. Тогда Новиков нашел выход в том, что объявил предварительную подписку. Цена ее была слишком высока - равнялась стоимости хорошо обученного дворового человека. Поэтому изначально издание предназначалось для избранных.

Среди подписчиков встречаются наиболее именитые фамилии. Пример подала сама Екатерина, подписавшаяся одной из первых. На издание подписались ученые Г. Ф. Миллер, М. М. Щербатов, друзья Новикова - М. М. Херасков, А. Н. Радищев и др. Несмотря на их энергичную поддержку, "Вивлиофика" успеха не имела. По подписке была продана пятая часть тиража - 246 экз.

С 1774 г. число подписчиков резко сократилось и тираж уменьшился на 100 экз. Медленно шла и розничная продажа. В результате Новиков вынужден был признать, что "Вивлиофика" обречена "лежать мертвым капиталом в хранилищах почти вечною темницею для них назначенных".

Причиной создавшегося положения, по мнению ученых того времени, был низкий уровень научной подготовки исторических документов. Ставилось под сомнение качество археографических публикаций. Это удержало издателя от выполнения дальнейших замыслов по изданию древних памятников.

Наиболее плодотворный период в деятельности Н. И. Новикова был связан с типографией университета , которая накануне ее аренды Новиковым не приносила прибыли и существовала преимущественно за счет поступлений из государственной казны. Многие годы продавалась лишь десятая часть изданных книг, а газета "Московские ведомости" расходилась даже в меньшем количестве экземпляров, нежели некоторые книги (по 500–600 экз.).

Ознакомившись с состоянием дел, Новиков подписал контракт о ее аренде сроком на десять лет (1779–1789). В его ведение перешла и университетская книжная лавка. Объединив в одних руках производство и сбыт книг, Новиков создал издательско–книготорговую фирму , способную осуществлять его давние просветительские замыслы.

Помимо хозяйственной самостоятельности, он получил право определять издательский репертуар. Основной статьей дохода было печатание платных частных объявлений в газете "Московские ведомости". Заменив устаревшее типографское оборудование и внедрив принцип материальной заинтересованности служащих, к концу срока аренды Новиков выполнил обязательство "привести типографию в наилучшее состояние".

В период 1781–1785 гг. было выпущено 125 названий книг разнообразной тематики. Помимо обязательных бесплатных речей профессоров и хвалебных од, Новиков издавал на собственные средства учебники и научные труды, литературные и переводческие опыты преподавателей и студентов.

В издательском репертуаре университетской типографии того периода первое место занимала беллетристика (50 процентов), далее следовали богословские и масонские сочинения (20 процентов), затем историческая и справочная литература.

12 сентября 1784 г. при деятельном участии "Дружеского ученого общества" была создана "Типографическая компания ", получившая согласно указу о вольном книгопечатании экономическую и политическую самостоятельность. Предприятие было основано на паевых началах. Каждый из десяти его членов внес сумму от трех до десяти тысяч рублей. Управление "Компанией" было возложено на комиссию из семи человек.

На собранные средства была оборудована новая типография. Она была оснащена 19 печатными станками и несколькими видами русских и иностранных шрифтов. Помимо этого, "Компания" имела движимое и недвижимое имущество, в том числе библиотеку. В ней насчитывалось 8500 томов на русском, латинском, греческом, немецком, английском, французском и других иностранных языках. В предприятие входили книжные склады, где хранились новиковские издания на сумму 150 тысяч рублей.

Прибыль "Компании" неуклонно возрастала, а в отдельные годы достигала 80 тысяч рублей, что позволяло своевременно рассчитываться по кредитам, а часть доходов пускать на расширение дела. Мощность "Типографической компании" значительно возросла после слияния в 1796 г. нескольких типографий.

Предприятие Н. И. Новикова успешно конкурировало с крупнейшими российскими типографиями и активно влияло на формирование национального книжного репертуара. За 13 лет (1779–1792) в пяти типографиях Новикова были напечатаны сотни названий книг и журналов, что составляло треть печатной продукции страны. Им было выпущено более трехсот произведений русских авторов. Сорок книг для юношества на целое столетие составили золотой фонд детской литературы. Этот период по праву считается периодом новиковской монополии в русском книжном деле.

Несмотря на успехи, незадолго до появления указа о запрещении вольных типографий, его деятельность подверглась преследованиям со стороны властей.

По истечении срока контракта с университетской типографией новому ее арендатору А. А. Светушкину под страхом "пени" в 10000 рублей запрещалось принимать Новикова и его компаньонов в дело.

Императрица приказала произвести обыск и закрыть его книжную лавку. В итоге было конфисковано триста названий книг, а лавка была передана в руки купцов Н. Н. Кольчугина и И. И. Переплетчикова.

Человек, столь много сделавший для развития русского книгоиздания и просвещения, был объявлен государственным преступником только на том основании, что его идейные взгляды расходились со взглядами господствующей власти.

Новиков был заточен в Шлиссельбургскую крепость, где провел четыре года - с 1792 по 1796. Последние годы Николая Ивановича проходили в родовом имении, где его, старого и больного, навещали только родственники и друзья.

Подведя итог, отметим, что в целом характерной особенностью рассматриваемого периода становится мода на образованность в среде русского дворянства. Книгоиздание ориентируется на его потребности. Книги для вельмож, составляющих родовые библиотеки, издаются роскошно. Увеличивается выпуск научных изданий. Начинается публикация летописей и исторических документов. Имеют успех произведения русских писателей, драматургов, поэтов. Начинают издаваться романы, за последние сорок лет XVIII века их было выпущено 800 названий.

Для второй половины столетия характерен возросший интерес к произведениям писателей–моралистов, философов, к практическим и нравоучительным сочинениям М. Монтеня, Дж. Локка, Ж. - Ж. Руссо, Ф. Фенелона. Книги имели назидательные заголовки - "молодому человеку, отправляющемуся в университет", "вступающему в свет". Полезные и нравоучительные наставления помещались в заглавиях книг "для воспитания", "для образования", "к укрощению наших страстей".

Основная масса книг переводилась с французского, греческого, польского языков. Переводчики дополняли текст собственными примечаниями и посвящениями. В книгах, изданных в это время, все чаще появляются и пропагандистские идеи, навеянные Французской революцией. В моду вошли произведения французских просветителей Дидро, Вольтера, Монтескье.

Руководствуясь просветительскими идеями, авторы и переводчики все чаще практикуют издание книг "собственным иждивением". Так, в пользу благородному юношеству и отечеству издавал свои труды переводчик Е. С. Харламов (1734–1785).

Многие книги выдерживали несколько изданий. Перевод книги Фенелона "Странствования Телемака" в течение XVIII века был издан восемь раз. Десять раз переиздавался перевод книги "Китайский мудрец" (впервые в 1777 г.).

В издательскую практику входит выпуск журналов и альманахов, пользовавшихся наряду с календарями популярностью среди читающей публики. В основном это были журналы сатирического направления: "И то и сио" (1769, ред. М. Д. Чулков), "Адская почта" (1769, изд. Ф. А. Эмин). Предпринял издание журнала "Почта духов" (1789–1790) баснописец И. А. Крылов. Практически в это же время появились "провинциальные журналы", например, "Уединенный пошехонец" (Ярославль, 1786).

Переводные и оригинальные труды издавались в виде хорошо оформленных, снабженных гравированными иллюстрациями и комментариями книг. Небольшие тиражи и достаточно высокая цена делали их малодоступными для основной массы населения. Эти книги "изготовлялись на вершинах дворянской культуры и рассчитывались на распространение в среде образованной дворянской молодежи".

Параллельно с этим развивалась массовая народная книга , бытовавшая в рукописной традиции и гравированных изданиях - календарях, синодиках, исторических повестях, географических описаниях, сказках. Она создавалась не только в государственных мастерских. Чаще всего это были полукустарные издания, доступные по характеру изложения текста. В оформлении этих книг большую роль играла картинка–изображение. Цена этих книжек была доступна многим слоям населения.

К концу XVIII века развивается целая индустрия производства книг, отвечавших народному вкусу. Они выпускались непрерывно тысячными тиражами, активно распространялись не только в городской, но и в крестьянской среде. Эти книжки читались, по ним учились, а чаще всего их просто рассматривали практически до полного физического исчезновения. Взамен на рынке появлялись новые перегравировки с повторяющимися сюжетами. Несмотря на однообразие, эти книги всегда оказывались востребованными.

Таким образом, книгоиздание шло по двум, как бы самостоятельно существовавшим направлениям. Каждое из них обслуживало интересы определенных слоев населения. При всем многообразии книгоиздательского процесса второй половины XVIII века русское общество получило книгу, которая по праву считается книгой эпохи Просвещения.

Из книги Эпоха Павла I автора Балязин Вольдемар Николаевич

Новшества в одежде во второй половине XVIII века От аристократов - к военнымВ 30-е годы XVIII века сначала аристократы, а затем и военные стали носить краги - накладные кожаные голенища разных цветов, но чаще - черного и коричневого. Их надевали, как правило, на охоту или для

Из книги История России с начала XVIII до конца XIX века автора Боханов Александр Николаевич

Глава 15. Внешняя политика Российской империи во второй половине XVIII века § 1. Проект «Северной системы» Н.И. Панина и диссидентский вопрос в Польше Приход на трон Екатерины II мало что изменил в основных направлениях внешней политики России. Они в сущности остались

Из книги Отечественная история: конспект лекций автора Кулагина Галина Михайловна

Тема 9. Россия во второй половине XVIII века 9.1 Просвещенный абсолютизм Екатерины II Политика Екатерины II (1762–1796) получила название «просвещенный абсолютизм». Европейские политики того периода рассматривали Екатерину II как просвещенного главу государства и нации,

Из книги История Грузии (с древнейших времен до наших дней) автора Вачнадзе Мераб

Глава XVIII Грузия во второй половине 20-х годов XX века и до начала 40-х годов этого века §1. Социальная и экономическая система В период утверждения советского оккупационного режима и его трансформации (первая половина 20-х годов XX века) отмечается упадок экономики и

Из книги Полководцы Екатерины II автора Копылов Н. А.

Военное искусство русской армии во второй половине XVIII столетия Военное искусство русской армии во второй половине XVIII столетия постоянно совершенствовалось на поле боя. Череда военных кампаний 1768–1799 гг., связанных с отражением натиска Османской империи и королевства

Из книги История кавалерии. автора Денисон Джордж Тэйлор

Глава 22. Русская кавалерия во второй половине XVIII века Петр I Великий поставил свою кавалерию на весьма эффективное основание, однако, тем не менее, и впоследствии делались разнообразные улучшения, чтобы продолжать соответствовать идеям времени.Во времена Елизаветы

Из книги История Украины с древнейших времен до наших дней автора Семененко Валерий Иванович

Особенности развития культуры в Украине во второй половине XVI - первой половине XVII века Влияние западной культуры на Украину, начавшееся частично в первой половине XVI столетия, значительно усилилось после Люблинской унии и продолжалось почти до конца XVIII века. На рубеже

автора

Глава 15. КНИГА В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА

Из книги История книги: Учебник для вузов автора Говоров Александр Алексеевич

15.4. ТОРГОВЛЯ КНИГАМИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА Продажу книг осуществляли государственные, ведомственные и частные типографии, каждая из которых имела свои книжные лавки и склады. Оптовую торговлю в основном вели столичные предприятия. Процесс продажи шел медленно, и

Из книги Благотворительность семьи Романовых, XIX - начало XX в. автора Зимин Игорь Викторович

Питомцы императрицы. Призрение детей и юношества во второй половине XVIII – второй половине XIX вв. Важнейшим направлением работы благотворительных ведомств под покровительством дома Романовых было призрение детей и юношества. Для учреждений императрицы Марии это

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том третий автора Коллектив авторов

Глава VІ НОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ И ПОЛИТИЧЕСКОМ ПОЛОЖЕНИИ УКРАИНЫ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII в В социально-экономической и политической жизни Украины первой половины XVIII в. получили дальнейшее развитие тенденции, зародившиеся в предыдущий период.

автора Панкратова Анна Михайловна

Глава VI. Россия во второй половине XVIII века 1. Участие России в Семилетней войне Пётр Великий умер в 1725 году. Он не назначил наследника. Среди столичных дворян, опиравшихся на гвардейские полки, началась борьба за власть. Это был период дворцовых переворотов, когда одни

Из книги Великое прошлое советского народа автора Панкратова Анна Михайловна

3. Войны России во второй половине XVIII века Полководцы Румянцев и Суворов Крестьянская война сильно потрясла дворянскую империю. Боясь новых волнении, императрица Екатерина II усилила власть дворян. Она щедро раздавала им государственные или завоёванные земли. Права и

автора Коллектив авторов

Тульский край во второй половине XVIII века Прежде чем перейти к рассуждениям о социальном портрете администрации Тульской провинции и губернии во второй половине XVIII века, необходимо уточнить географические и социально-демографические параметры региона, о котором

Из книги Дворянство, власть и общество в провинциальной России XVIII века автора Коллектив авторов

Булат Ахмерович Азнабаев. Правонарушения служащих дворян Оренбургского корпуса во второй половине XVIII века Провинциальные слои военного дворянства практически не исследовались в исторической литературе. Вместе с тем их повседневную жизнь, поведение на службе и вне

Из книги История России IX–XVIII вв. автора Моряков Владимир Иванович

7. Внешняя политика России во второй половине XVIII века В ходе Семилетней войны действия России поставили Пруссию на грань военной катастрофы, и король Фридрих II готовился заключить мир на любых условиях. Спасла его смерть Елизаветы, последовавшая 25 декабря 1761 г.

Тема: Статьи Н. И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума»

Цели урока: Формирование у детей правильного типа читательской деятельности

Задачи:

    Познакомить со статьями Н. И. Новикова из журнала “Детское чтение для сердца и разума”.

    Развивать критическое мышление, умение прогнозировать содержание произведения по его названию, иллюстрации; умение находить в тексте ключевые слова.

    Учить детей определять познавательную, воспитательную и литературную ценность произведения..

Ход урока

Организационный момент.

Урок литературного чтения я начну с небольшого стихотворения.

Вот книга на столе, а вот тетрадь,
Не хочется сегодня нам играть.
И недосуг в окне ворон считать,

И самолетик запускать бумажный.
Сегодня в классе у ребят
Урок уж больно важный!

Какое настроение появилось у вас после прослушивания этого стихотворения?

Приступим к работе.

1.Традиционное вводное упражнение: Расскажи о книге , которую ты сейчас читаешь (2 человека).

2. Решение логической задачи (тетрадь, стр. 31, зад. № 1).

Актуализация знаний

В каком веке мы путешествуем? (в 18)

Как зовут мальчика, с которым мы познакомились в путешествии? (Сергей Аксаков)

Как называется повесть, которую написал Сергей Тимофеевич Аксаков? («Детские годы Багрова внука»)

Как называется повесть, рассказывающая о жизни автора? (автобиографическая)

Чем библиографическая книга отличается от мемуарной?

- О какой книге с особым удовольствием рассказывал Сережа Аксаков?

Сообщение темы и задач урока.

- Ответив на этот вопрос, вы сформулируете тему сегодняшнего урока

Прочитайте тему нашего урока. НА ДОСКЕ!

Задайте вопросы к теме урока. Выполнить это задание вам помогут вопросительные слова:

Для кого?

Какие?

О чём?

Итак, с помощью вопросов вы сформулировали учебные задачи нашего урока. Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказами Н. И. Новикова, которые раньше назывались статьями.

Стадия - этап вызова.

Известно ли вам что-нибудь о писателе Н. И. Новикове?

А хотели бы вы узнать биографию этого писателя? (Знакомство с биографией писателя)

Николай Иванович Новиков родился в 1744 году близ г. Москвы. Новиков – писатель, журналист, книгоиздатель. Новиков большое внимание уделял распространению знаний и воспитанию молодёжи. Он даже создал целую программу воспитания. Новиков – книгоиздатель. За 15 лет (1777-1789гг.) больше трети всех книг России были изданы под его руководством. Но книг для детей в те годы почти не было. Детям нечего было читать. И вот Николай Иванович Новиков создаёт первый в России детский журнал “Детское чтение для сердца и разума”. Этот журнал издавался 4 года с 1785 по 1789 год.

По названию определите, о чём писали в этих журналах. (Ответы учеников)

В этом журнале печатались рассказы двух видов: для “воспитания сердца”, т.е. нравоучительные, и для “обогащения ума”, где были сведения по истории, географии и другим наукам.

Стадия - этап осмысления.

Сегодня на уроке мы будем читать рассказы из этих журналов. Это трудные тексты. В них встречаются устаревшие слова, которые вышли из активного словаря, т.е.архаизмы, в некоторых словах ударение непривычное для нас.

Первый текст – “Молодой путешественник”.

Прочитайте название.

Словарная работа.

гофмейстер (читают сноску)

Остальные непонятные слова вы поймёте из контекста.

Слушание текста.

Групповая работа.

Обсудите вопросы в группах, выберите самый важный, озвучьте его. Вместе попытаемся найти на него ответ.

Фронтальная работа (вопрос-ответ).

Чему учит этот рассказ?

Для сердца он или для разума?

Найдите мораль и зачитайте её ещё раз.

Как построен рассказ? (1 часть - история, 2часть - мораль).

Физминутка. Упражнения для глаз.

Второй текст – “Начало только трудно”.

Прочитайте название второго текста.

Предположите, о чём будет текст?

Словарная работа.

Намерение -

сие (намерение) -

исступление -

Самостоятельное чтение и составление таблицы.

Что делал?

маленький Фёдор

не любил рано вставать

отстать от дурной привычки

Что сделал?

однажды летом

проснулся в 5 часов утра

вскочил, оделся

принудил себя

выучил легче

столько удовольствия

Групповая работа.

Обсудите в группах свои таблицы. Исправьте и дополните, если это необходимо.

Проверка – слайд презентации.

Составьте пересказ текста по сюжетной таблице. (1 ученик рассказывает у доски).

Чему учит этот рассказ?

Найдите и прочитайте мораль.

Сравните первый и второй рассказы (для кого написаны, какие это рассказы, как построены), для сердца они или для разума.

Третий текст – “Крестьянское состояние”.

Прочитайте название и предположите, о чём будет текст?

Словарная работа.

крестьяне

жатва

жнецы

1 часть (От начала до слов “И! Батюшка, -отвечал Феденька, - он простой мужик”.)

С помощью вопросительных слов задайте вопрос к первой части.

Кто…?

Почему…?

А как вы понимаете “простой мужик”?

Кем бы мог быть отец Феденьки?

Предположите, какими могут быть дальнейшие действия отца?

2 часть (“Отец не заставил…” – “…что Феденьке ничего не досталось”.)

Почему отец “тотчас позвал к себе” старого Памфила? Ответ подтвердите словами из текста (выборочное чтение).

Рассмотрите иллюстрацию. Феденька сидит с пустой тарелкой, а весь хлеб отец положил себе.

Подумайте, какой разговор состоялся между Феденькой и его отцом. Обсудите в группах, обыграйте ситуацию (мини-театр).

Групповая работа.

Проверка.

3 часть (“Батюшка, у меня хлеба нет…” – “…я дам теперь и тебе хлеба”.)

Почему же отец не дал Феденьке хлеба?

Понял ли этот урок Феденька? Подтвердите ответ словами из текста.

Зачем отец взял Феденьку с собой на поле?

4 часть (“После обеда…” – “…хотя работа их была очень трудна”.)

Какие слова указывают на то, что работа на поле была очень тяжёлая?

Как выглядели крестьяне, которые выполняли тяжёлую работу?

- Как бы вы закончили рассказ ?

5 часть (“Увидевши старого Памфила…” - до конца.)

Какова мораль этого рассказа? (Нужно уважать людей труда, особенно тех, кто выращивает хлеб)

Стадия - этап рефлексии.

Итак, мы прочитали 3 рассказа Новикова из журнала “Детское чтение для сердца и разума”. Сейчас каждый из вас попробует ответить на вопрос: “Чему научили вас эти рассказы?” Свой ответ начните так (запись ответа в индивидуальном листе):

- Прочитав рассказы Николая Новикова, я понял(а),что…

Выслушиваются ответы детей.

Как вы думаете, журнал под таким названием сейчас издаётся? Почему?

Итог урока. Составление синквейна (описание приема в приложении 1 ).

    Рассказы Н. Новикова.

    Интересные, поучительные.

    Развивают, воспитывают, учат.

    Для детского разума очень полезны.

Сочинения детей в стиле нравоучительной статьи о жадности, лени, зависти, обиде, торопливости, плохих поступках

Человек имеет набор определенных качеств характера, как хороших, так и плохих. Хорошие качества принято называть достоинствами, а плохие - недостатками или пороками.

К самым распространённым человеческим недостаткам можно отнести: глупость, гордость, безделье, страх, жадность, зависть, злость, клевета, лень, лесть, лживость, хитрость, торопливость, нерасторопность, неряшливость, зазнайство и др.

Все люди разные, но зачастую человек, если обнаружил недостатки в себе, то пытается бороться с ними и развивать достоинства: доброта, честность, дружелюбие, терпеливость, открытость и др.

Н.Н. Новиков опубликовал свои короткие поучительные рассказы в первом детском журнале «Детское чтение для сердца и разума». С ними дети знакомятся на уроках чтения, а после учителя предлагают написать короткое сочинение в стиле нравоучительной статьи или, другими словами, современное поучение, а также сделать вывод, желательно в виде пословицы.

Примеры сочинений в стиле нравоучительной статьи

Не нужно жадничать!

Однажды я видел как два голубя не поделили хлебную корку. Они поссорились и стали клевать друг друга. Хлебная корка лежала на асфальте недалеко от них. На ветке дерева сидел воробей и наблюдал за голубями. Они так увлеклись дракой, что забыли про корку. В нужный момент воробей быстро слетел с ветки и утащил корку хлеба. После того как голуби перестали клеваться, они увидели, что хлебной корки нет на асфальте. Вот и получилось. Что жадность всякому горю начало.

Плохие поступки.

В одной небольшой деревне жила девочка, на вид хорошенькая, а в душе хитрая лиса.

И вот однажды задумала она одну подлость, пошла в гости и украла у одной девочки по имени Лера золотой перстень и убежала в лес.

Бежит - бежит, останавливается, смотрит, а деревушки - то не видать. Покричала она: «А-у!», да никто не отвечает. Села на пенёк и заплакала. Вдруг подходит к ней гномик и спрашивает: «Ты что плачешь девочка?» А девочка - Лисица и отвечает: «Украла я у девочки Леры золотой перстень и убежала в лес. И заблудилась. Помоги мне, гномик, а то пропаду я здесь». А гномик и отвечает: «Помогу я тебе, но ты больше не кради ничего, и не убегай в лес одна!» Отвечает ему девочка «Хорошо - хорошо!» И отвёл гномик её обратно в деревню, а девочка попрощалась с гномом и убежала к себе домой.

Вернула Лере золотой перстень, и попросила прощения.

И сделала для себя вывод: Не буду я больше Лисицей, буду хорошей девочкой.

Плохие поступки отдаляют тебя от людей и могут завести тебя в тупик, из которого порою сложно выбраться самому.

Торопливость.

Жил мальчик Вова ученик 4 класса. Он всегда торопился в написании уроков и за это учительница снижала оценки, так как, не могла разобрать почерк. Вова писал так плохо, что иногда и сам не мог разобрать написанное.

От сюда вывод, «поспешишь людей насмешишь»! Не нужно торопится, надо делать сё аккуратно, подумав несколько раз.

Жадность - качество плохое.

Однажды на уроке математике у Вовы сломалась ручка, он попросил ручку у соседа Пети, а Петя был очень жадный, и ничего никому не давал. Даже братьям и сёстрам! Но на следующий день была контрольная работа, и у Пети сломалась ручка, а запасной не было. Он стал просить ручку у соседей. И ручку ему никто не дал и пришлось ему писать карандашом. Не зря говорится: жадность - всякому горю начало.

Лень, до добра не доводит!

Саша Ленивцев был уже взрослый, но очень ленивый. Он не делал уроки, не помогал маме по дому, не ходил в спортивную секцию.

Но мама его будила и отправляла в секцию, ведь спорт - это залог здоровья. Все ребята занимались бегом, отжиманием, зарядкой, играли в различные спортивные игры. А Саша ленился и пропускал занятия. Все ребята поехали на соревнования, а Сашу оставили дома.

Саше было очень обидно, что он не поехал на соревнования. Но тренер сообщила маме, что Саша совсем не готов. Ведь он ленился и не слушал тренера.

Если лениться, то ничего не получится ни в школе, ни на работе, ни дома. Ведь самое главное - это труд. Будешь лениться, будешь глупым, слабым и не образованным.

Не завидуй другому.

Саша Булкин ученик 5-го класса, завидовал своему другу Коле. И решил его проучить. Он хорошо знал его маршрут. Выкопал яму, закрыл листвой и подождал друга. Но Коля поехал с папой на машине. Саша увидел. Что машина отъехала, наступил на листья и сам упал.

Не следует готовить неприятности кому-либо. Можешь сам попасть в такую же ситуацию!

Не надо быть ленивым.

Однажды утром Саша проснулся и увидел записку. В ней мама просила его сходить в магазин за хлебом и молоком. Он потянулся в постели, неохотно встал, затем пошёл завтракать. В магазин идти ему было лень, и он пошёл играть. Вечером вернулась мама. Саше очень стало стыдно, потому что, из-за него осталась вся семья без хлеба. Лень портит и разочаровывает окружающих людей. Чтобы добиться успеха, нужно не лениться!

Чтобы скачать материал или !