Произведение «Медный всадник» - одно из самых известных в поэтическом творчестве А. С. Пушкина. В нем поэт размышляет о правлении Петра Великого, о государстве, царском самодержавии, о роли простого человека в истории. Основная мысль произведения - конфликт между властью и «маленьким человеком» из простого народа. Жанр произведения «Медный всадник» не определяется однозначно, так как Пушкин очень искусно сочетал в нем различные стили изложения.

История создания

Датой написания «Медного всадника считается осень 1833 года. Это период так называемой болдинской осени Пушкина, когда его творчество достигает наивысшего расцвета. Написав поэму, поэт не смог ее издать - на печать этого произведения Николаем I был наложен запрет.

Лишь в 1837 году, после смерти поэта, она была напечатана в «Современнике». Однако цензура в лице В. А. Жуковского внесла ряд изменений в текст, которые исказили замысел произведения. Впервые в оригинальном варианте, без поправок цензуры, оно было напечатано лишь спустя много лет, в 1904 году.

Произведение начинается прославлением Петра Великого и города Петербурга, его «творенья». Затем читатель знакомится с главным персонажем - мелким чиновником Евгением. Это обычный человек из народа, с простыми мечтами о скромной счастливой семейной жизни со своей возлюбленной Парашей. Он живет этими мыслями, ложится спать и просыпается с ними.

Однажды на Петербург обрушивается страшная непогода. Город неожиданно оказывается под водой. Лишь памятник Петру величественно возвышается над разрухой. Домик, находившийся недалеко от реки, в котором жила Параша, оказывается затопленным и рушится. Девушка вместе со своей матерью погибает. Узнав об этой трагедии, Евгений сходит с ума.

Однажды ночью Евгений проходит мимо памятника Петру I. Взглянув на него, он увидел в нем виновника своих бед. Лишенный рассудка, Евгений прошептал памятнику злобные слова, а больное воображение нарисовало бедняге, как в ответ разгневанный всадник стал преследовать его на бронзовом коне. После непродолжительного времени Евгений умер.

Таким образом, в произведении А. С. Пушкина сталкиваются два очень разных персонажа: один - могучий властелин, который даже после смерти продолжает жить в образе памятника, другой - скромный мещанин, «маленький человек». Их судьбы сталкиваются, создавая конфликт. Кульминацией произведения становится угроза безумца и ответный царский гнев.

Образ Евгения

Описывая главного персонажа, Пушкин уделяет большее внимание внутреннему мира героя, создавая его психологический портрет. Этот молодой, на первый взгляд, ничем не примечательный человек обладает очень хорошими душевными качествами. Он принадлежит разорившемуся дворянскому роду. Его мечты ограничиваются грезами о простой семейной жизни с любимой девушкой. Евгений готов трудиться всю жизнь, тем самым обеспечивая свою семью.

Гибель возлюбленной лишает его смысла в жизни. Его рассудок не может справиться с такой трагедией. Он превращается в больного, вызывающего сострадание оборванца.

Судьба героя - это судьба "маленького человека" в истории. Автор показал его беспомощную попытку противостояния государственному устройству в образе памятника. В результате герой терпит поражение. Пушкин подчеркивает безысходность положения простого человека перед властью.

Образ Петра

Вторым главным персонажем становится Петр Великий в образе Медного всадника. Отношение к нему автора неоднозначно. Он восхищается волей творца истории государства. Но в то же время Пушкина терзают сомнения: кем был Петр I - тираном или спасителем России. Изучив в подробностях историю правления этого монарха, автор признает его силу, патриотизм, а также прогрессивность петровских реформ. Не умаляя достоинств Петра в начале его правления, Пушкин говорит и о недостатках его позднего правления - жестокости и деспотизме. Не случайно образ Петра в поэме «Медный всадник» автор ассоциирует с памятником - горделивым, холодным и бездушным. И здесь монарх выступает в роли отрицательного героя. Особенно ярко это определяется в кульминационной части произведения, когда Евгений высказывает протест властителю, но в ответ не получает сострадания. Напротив, Медный всадник преследует его, внушая страх и требуя покорности.

Пушкин восхищается Петром Великим, но в то же время он любит и русский народ. В своем произведении он говорит о недостатках правления, которые повлекли за собой разрушительные события. Созданный Петром великий город Петербург уничтожил потоками воды все надежды простых людей. Автор глубоко сочувствует простому народу, вместе с тем подчеркивая непререкаемый авторитет монарха.

Главный герой Евгений умирает больным и жалким. Петр же в образе Медного всадника стоит незыблемо на протяжении веков. Вставший на дыбы конь олицетворяет государство, а всадник, держащий его за узду - силу власти.

Жанр произведения «Медный всадник»

В литературной критике принято называть это произведение поэмой. Сам поэт назвал его "петербургской повестью". Однако определение жанра произведения «Медный всадник» рождает у критиков множество споров.

Стиль написания этого произведения сочетает в себе высокопарный, эпический стиль при описании Петра и мещанский, прозаический, с разговорными эпизодами - при упоминании о Евгении. Таким образом, определяя жанр произведения «Медный всадник», литературные критики сходятся во мнении, что оно представляет собой целую жанровую комбинацию, при которой совершенно разные стили сочетаются удивительно гармонично.

Обращение к поэме

Тема произведения «Медный всадник» Александра Пушкина вдохновила российского советского композитора Р. М. Глиэра на создание одноименного балета. Не случайно фрагмент из него «Гимн великому городу» стал гимном Санкт-Петербурга. Ведь все события, которые происходят в этом сюжете, связаны с историей города, поэтому очень близки и понятны каждому русскому человеку.

История народа принадлежит Поэту.
А.С.Пушкин

«Медный всадник» (1833) — лиро-эпическая поэма, однако Пушкин, который очень хорошо разбирался в признаках литературных жанров, назвал её «Петербургская повесть». Можно предположить, что подзаголовок «Медного всадника» является не определением жанра, а указанием на «истинность происшествия». Именно в таком значении употреблял термин «a tale» (повесть) Дж.Г.Байрон в отношении своих поэм. Определение «петербургская» должно было подчеркнуть местный колорит сюжета (ср. также подзаголовки романтической поэмы Пушкина «Кавказский пленник» — повесть или романтической поэмы Лермонтова «Демон» — восточная повесть). В соответствии с подзаголовком торжественное вступление поэмы заканчивается так:

Была ужасная пора,
Об ней свежо воспоминанье...
Об ней, друзья мои, для вас
Начну сейчас повествованье, (вступление)

Эпическая часть поэмы поднимает серьёзные социально-философские проблемы. В ней автор рассказывает о «маленьком человеке», мелком чиновнике Евгении, описывает его мечты, заботы и его жизненную трагедию. Именно поэтому данное произведение является социально значимым: поэт поднимает в нём важную проблему отношения общества к «маленькому человеку». Социальная идея поэмы заключается как раз в том, что «маленький человек» беззащитен перед людьми, перед властью, перед природой; государству до него самого и его проблем нет дела. «Строитель чудотворный» (II) не подумал о счастье бедного Евгения и Параши, поэтому все его чудо-деяния немногого стоят в глазах «маленького человека», который грозит Медному всаднику будущими карами: «Ужо тебе!..» (II). Данная поэма является также философским произведением, потому что в ней решается общая проблема взаимоотношения государства и отдельной личности. Осмысление этой философской проблемы дано автором также на примере жизни Евгения. Таким образом, получается, что две идеи (социальная и философская) тесно переплетаются в поэме, что придаёт произведению художественную цельность.

У Пушкина образ Евгения становится символом личности, а идея самодержавной государственной власти воплощена в образе второго главного героя поэмы — Петра Великого, представленного в виде знаменитого памятника — Медного всадника. Только в прологе поэмы появляется царь: Пётр показан как выдающийся государственный муж, думающий о пользе и процветании своей державы, то есть, как бы теперь сказали, о геополитических интересах России:

И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь будет город заложён
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твёрдой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе, (вступление)

А в первой и второй частях поэмы великий реформатор изображается в виде Медного всадника, то есть уже как символ самодержавного государства.

Лирическое содержание поэмы, то есть авторское отношение к героям и событиям, выражается обычными (например, лексикой) и необычными средствами (особой интонацией). Пушкин подчёркивает сочувствие Евгению многозначным словом «бедный» (в словаре отмечены следующие значения: небогатый, несчастный, простой, смиренный); сложное отношение к Петру — многозначным словом «кумир» (статуя языческого божества-идола; предмет обожания, восторженного поклонения). Оба эти слова употребляются в тексте поэмы в нерасчленённом значении, что углубляет авторскую оценку: «бедный, бедный мой Евгений» (II), «безумец бедный» (II); «кумир на бронзовом коне» (I, II). Иногда голоса автора и его героя-«маленького человека» сливаются так, что трудно различить, кому принадлежат слова:

Ужасен он в окрестной мгле!
Какая дума на челе! (II)

Кроме того, в поэме Пушкин использует приёмы различных художественных стилей: одический (торжественный, возвышенный) и идиллический (умиротворённый, интимный). Вступление — гимн Петру, основавшему дивный город, ода великому человеку, на столетия определившему судьбу России. Здесь поэт избегает обыденных выражений, предпочитает старославянские слова и формы:

На берегу пустынных волн
Стоял Он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный чёлн
По ней стремился одиноко...(вступление)

Рассуждения Евгения о своей жизни — идиллия, показывающая обычную жизнь простого человека, его мечты о личном счастье. В этом случае язык прост, часто употребляются разговорные выражения: «жизнь куда легка» (I), «оно и тяжело, конечно» (I), «препоручу хозяйство» (I).

Одический стиль снова появляется в кульминационной сцене поэмы — при объяснении сумасшедшего Евгения с Медным всадником:

Кругом подножия кумира
Безумец бедный обошел
И взоры дикие навёл
На лик державца полумира.
Стеснилась грудь его. Чело
К решётке хладной прилегло...(II)

Точно выбранная стилевая манера подчёркивает значение этой сцены, где «маленький человек» на равных говорит с «грозным царём» и пророчит ему возмездие.

Итак, «Медный всадник» - лиро-эпическая поэма. После торжественного вступления (похвалы Петру и его творению — Петербургу) читатель вправе ожидать классическую героическую поэму, но поэт обманывает эти ожидания. Он нарушает все правила поэтики героической поэмы: вместо значимого в истории нации события — частный случай (наводнение в Петербурге), вместо образцового героя — ничтожный чиновник, вместо ясного нравственного урока — нарочитое отсутствие морали, вместо однородных «звучных стихов» — смешение оды и идиллии. Таким образом, Пушкин создал лиро-эпическую поэму нового (реалистического) типа, отличную от классицистической героической поэмы.

Явная сниженность главного события и главного героя не мешает автору выразить в поэме глубокие социальные и философские идеи. Пушкин дал своё понимание современного российского государственного устройства, роли государства в человеческой жизни вообще. Вывод поэта неутешителен: государство противопоставлено личности. Медный всадник равнодушно отвернулся от забот маленького, но живого человека:

И. обрашён к нему спиною.
В неколебимой вышине.
Над возмущённою Невою
Стоит с простёртою рукою
Кумир на бронзовом коне. (I)

Поэму пронизывает сочувствие «маленькому человеку». Автор рисует Евгения и Парашу как простых, но чувствительных людей, ни в чём не повинных и не способных пережить разлуку. Их идиллическое описание контрастирует с трагической реальностью, в которой «маленький человек» обречён на гибель. В таком взгляде на героев проявился гуманизм поэта.

Медный всадник: Медный всадник памятник Петру I в Санкт Петербурге Медный всадник поэма А. С. Пушкина Медный всадник балет на музыку Р. М. Глиэра Медный всадник кинопремия … Википедия

Медный всадник - поэма. Написана в октябре 1833 года в Болдине. В печати появилась лишь после смерти поэта, т. к. в свое время цензура не пропустила поэмы, за исключением отрывка Петербург. ...Эта поэма апофеоза Петра Великого, самая смелая, самая грандиозная,… … Словарь литературных типов

Медный всадник (балет) - У этого термина существуют и другие значения, см. Медный всадник (значения). Медный всадник Медный всадник Композитор Рейнгольд Глиэр Автор либретто Пётр Аболимов Ист … Википедия

ПОЭМА - (греч. poiema) 1) поэтический жанр большого объема, преимущественно лироэпический. В древности и средние века поэмой называют монументальный героический эпос (эпопею) Илиаду, Одиссею, Песнь о Роланде, что генетически указывает на эпическую… … Большой Энциклопедический словарь

ПОЭМА - (греческое poiema), 1) поэтический жанр большого объема, преимущественно лироэпический. В древности и в средние века поэмой называли монументальный героический эпос (эпопею) Илиаду, Одиссею, Песнь о Роланде, что указывает на эпическую природу… … Современная энциклопедия

Поэма - (греческое poiema), 1) поэтический жанр большого объема, преимущественно лироэпический. В древности и в средние века поэмой называли монументальный героический эпос (эпопею) ”Илиаду”, “Одиссею”, “Песнь о Роланде”, что указывает на эпическую… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

поэма - ы; ж. [греч. poiēma] 1. Большое лирико эпическое произведение в стихах. Лирическая, эпическая п. Дидактические поэмы Буало. // Прозаическое произведение, построенное по образцу такого стихотворного произведения. Мёртвые души Гоголя поэма в прозе … Энциклопедический словарь

Поэма - Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Поэма … Википедия

поэма - (греч. poiema) лиро эпический жанр. Основными чертами поэмы является наличие развернутого сюжета, масштабность изображаемых явлений и проблем, широкое развитие образа лирического героя. Рубрика: роды и жанры литературы Род: лиро эпические жанры… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

поэма - ы, ж. 1) Крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. Поэмы Н. А. Некрасова. 2) В музыке: небольшая лирическая пьеса свободной структуры, крупное одночастное симфоническое произведение, обычно программное, а также … Популярный словарь русского языка

Книги

  • Медный всадник. Пиковая дама , Пушкин Александр Сергеевич. В книгу вошли два пушкинских петербургских шедевра - поэма "Медный всадник" и повесть" Пиковая дама", вместе с третьим - образцом русской изобразительной пушкинианы ХХ века - иллюстрациями А.… Купить за 979 руб
  • Медный всадник. Пиковая дама , Пушкин Александр Сергеевич. В книгу вошли два пушкинских петербургских шедевра - поэма "Медный всадник" и повесть" Пиковая дама", вместе с третьим - образцом русской изобразительной пушкинианы XX века - иллюстрациями А.…

Почему произведение, жанрово обозначенное как "повесть", написано стихами, а не прозой? Слово "повесть" в языке пушкинского времени означало "повествование", безыскусственный рассказ, претендующий на достоверность. Между тем стихотворная форма часто заставляет нас, читателей, вопреки Пушкину, называть "Медный всадник" поэмой. Конечно, все дело в стихах. Простая реконструкция, перевод «Медного всадника» на язык прозы приводит к деконструкции, разрушению концепции произведения. Исчезает лиризм повести, не "переводится" в прозу "Вступление" — и в результате исчезает восторг перед величием Петра, уходит восхищение торжественной красотой Петербурга... и остается повесть о бедном чиновнике.

Кроме того, проза времени Пушкина еще не была готова к монтажу временных планов, к резкому переходу от прошлого к настоящему, от одной картины к другой — а в поэтической форме это воспринималось вполне естественно. В прозе "петербургская повесть" превращается в повесть о безумии, поддающуюся однозначному толкованию. Идейно-эмоциональный комплекс "Медного всадника" гораздо сложнее, что и вызывает множественность интерпретаций.

При жизни Пушкина повесть так и не была напечатана, хотя поэт и предпринимал попытки переделать ее в соответствии с «высочайшими замечаниями». Давайте вспомним: уже однажды Пушкину предлагали переделать написанное, и было это с "Борисом Годуновым". Тогда с достоинством отказался от такого «пожелания», с «Медным всадником» все-таки попробовал, да не вышло. И аналогии здесь не случайны: и в том, и в другом произведении затронута ключевая для Пушкина тема — тема власти. В 1833 году он будет рассматривать ее уже на ином материале, а значит — по-другому. В "Медном всаднике" прямая полемика с Карамзиным, который основание Петербурга "среди зыбей болотных" считал ошибкой Петра и писал: "человек не одолеет натуры", т. е. стихии. У Пушкина — одолел и прорубил "окно в Европу".

Примечательно, что в "Медном всаднике" появляется тема, ставшая в творчестве Пушкина чрезвычайно устойчивой. Это тема Петра. "Медный всадник" начинается с оды Петру (заметим в скобках, что этим закончена "Полтава"), его делу. Но в новой поэме Пушкина наряду с Петром появляется и другой человек — Евгений.

Если вы внимательно читали текст, то заметили, что когда заходит речь о Евгении, то повествование идет в ином эмоциональном ключе. Таким образом, герои — Петр и Евгений — оказываются резко противопоставлены.

Как и в «Полтаве», в «Медном всаднике» имеется сочетание героической поэмы (образ Петра, Петербурга) и реалистической социально-бытовой повести (образ Евгения). По манере повествования эта поэма — произведение лира-эпического характера. Здесь, кроме образов Петра и Евгения, есть ещё образ повествователя-автора, который не только рассказывает, но и выражает свою непосредственную
оценку героев и событий, свое отношение к тому, о чём он повествует.

Как в лира-эпическом произведении, в поэме есть сюжетный и внесюжетный элемент. По существу говоря, сюжетом поэмы является судьба Евгения. Пётр дан внесюжетно. Пётр как реальное лицо дан только во вступлении, не связанном сюжетной линией с повестью, действие которой на столетие отделено от времени закладки Петербурга. В повести же петр — символ абсолютиэма; он только косвенно связан с действием.

Но вступление необходимо для выражения идейного замысла поэта; оно служит оправданием преобразовательной государственной деятельности Петра, наглядным выражением которой является Петербург, «полнощных стран краса и диво». В лирических отступлениях («Люблю тебя, Петра творенье …») Пушкин дает высокую положительную оценку делу Петра.

В реалистической повести сюжет раэвёртыеается как судьба Евгения. В начале первой части лается экспозиция социально-бытового характера (кто такой герой, где и в каких условиях он живёг, его мечты).
Наводнение является завязкой, поездка на взморье, где стоял «ветхий домик» Параши, — кульминацией.

Развязка дана двойная: в бытовом плане (сумасшествие Евгения) и в социально-политическом (бунт Евгения против Медного Всадника и результаты такого протеста).

Кроме реальных лиц (Евгения, Параши), в поэме выведены в качестве своеобразных действующих лиц статуя Петра 1, Петербург и Нева, принимающие характер символических образов. Памятник Петру олицетворяет идею абсолютизма, Петербург дан как наглядное доказательство правоты и прогрессивности преобразовательных реформ Петра, вызвавших рост творческих сил страны. Нева же является как бы воплощением мятежной стихии, грозящей разрушить дело Петра. Она как бы оправдывает бунт Евгения.