Весной погода меняется стремительно – только сделала стрелки, как холодный дождь размазал их по щекам. А что делать, если хочется есть, а на губах яркая глянцевая помада?! Визажист и основательница бренда ROMANOVA MAKEUP Ольга Романова расскажет, как удержать макияж на лице этой весной.

Среди постоянных клиентов Романовой весь цвет российской эстрады: Елка, Кети Топурия, Вера Брежнева, Елена Темникова, Глюк’oZa – о стойкости макияжа в самых экстремальных условиях звездный визажист знает все.

Увлажняем кожу

Я всегда советую до начала макияжа использовать термальную воду или спрей-праймер. Мой любимый SKINDINAVIA The Primer Spray увлажнит кожу и выровняет ее цвет – тональная основа ляжет легко и равномерно, не скатываясь. Также спрей «запечатает» влагу в коже, чтобы в течение дня не возникло шелушений, – советует Ольга Романова.

Если ваша кожа через пару часов начинает блестеть, рекомендую деликатную матирующую базу Estee Lauder Matt Perfecting Primer, – продолжает визажист. - Ее наносят до тонального тонким слоем, уделяя особое внимание Т-зоне. Она на время остановит излишнюю выработку себума, и макияж продержится дольше.

Глаза

Главное – выбрать качественный праймер и стойкий карандаш, который не размазывается, если нечаянно потереть глаз.

Мне нравится Eye Primer Duo Tom Ford, – говорит Романова. - Две основы разной плотности отлично фиксируют тени на целый день. Также неплохая основа для теней Pro Eye Shadow Base от Cinema Secrets – ее наносят кистью для консиллера. Содержит экстракт алоэ и успокаивает кожу, не вызывает раздражения слизистой. Я пробовала множество карандашей для глаз и при создании Sexy Smoky Eyes Pencil Romanovamakeup старалась сделать их максимально стойкими. С ними можно делать стрелки, смоки-айз и даже использовать каял на внутреннем веке. Они не текут и не стираются, если нечаянно почесать глаз. Смывать их необходимо двухфазной жидкостью для снятия стойкого макияжа.

При выборе туши отдавайте предпочтение тем, которые смываются с помощью теплой воды. Такая тушь не отпечатывается на веках, не сыпется и не сдаст позиции при влажной погоде!

Я нашла самый стойкий тональный крем – это Double Wear от Estee Lauder! Ему уже 20 лет, и неспроста в минуту по всему миру продается 8 баночек. Стойкость просто феноменальна, при этом кожа имеет очень естественный вид, никакого эффекта маски, только идеальный цвет лица. Особенно он подойдет девушкам с проблемной и жирной кожей, у которых часто «плывет» макияж, – советует Романова.

Губы

Классическая схема создания стойкого макияжа губ слишком длинная – нанести карандаш, промокнуть его салфеткой, нанести его еще раз, за контуром губ пройтись праймером для помады, чтобы она не растекалась, потом в несколько слоев, также промакивая салфеткой и пропудривая, нанести помаду. Гораздо быстрее использовать помаду-карандаш – подойдет и для контура, и для его заполнения.

Важно, чтобы губы были ухоженными и увлажненными – для обветренных карандаш не подойдет. Мне нравится до него использовать скраб для губ PRO MakeUp Laboratory, в качестве полирующих частиц используется целлюлоза.

Последний штрих

В финале я фиксирую макияж с помощью все того же спрея Skindinavia, – рассказывает Ольга Романова. - Иногда я использую его в процессе макияжа, пропшикивая буквально каждый слой! Проверено на тысячах невест и звездных дивах – даже под телевизионными прожекторами такой макияж не сдается.

© facebook.com/romanova.makeup

Ольга Романова - одна из самых успешных российских визажистов, не зря своим личным мастером ее называют знаменитые певицы Елка, Кети Топурия и Вера Брежнева. Девушка здорово разбирается в самых последних тенденциях в бьюти-сфере и, конечно, знает все о секретах макияжа. Ольга Романова рассказала Tochka.net, без чего макияж не может быть безупречным.

Для меня самое главное в мейкапе - это светящийся здоровый цвет лица. Учтите, даже если вы накрасите губы яркой помадой самого модного цвета, сделаете красивые стрелки или выразительные темные смоки-айз, без идеально проработанной кожи это не будет смотреться эффектно на все 100%. Вывод: тональное средство - продукт номер один в косметичке.

© facebook.com/romanova.makeup

Не стоит бояться тонального крема

Кстати, времена, когда нужно было бояться тональных кремов, к счастью, прошли. Даже сейчас многие девушки и женщины до сих пор избегают тональных основ из-за уверенности, что тональный крем может навредить коже. К счастью, сегодня тональные средства не только помогают скрыть недостатки кожи и выровнять цвет лица, но и ухаживать за ней. Более того, современные кремы совсем неощутимы на лице, да еще и имеют защитный фильтр от ультрафиолетовых лучей.

Как правильно наносить тональный крем?

Самое главное при использовании тональных средств - это равномерность, пятна на лице не придадут вам свежести. Также не должно быть видно границ тонального средства. Частенько девушки уверены, что тональный крем должен наноситься строго до линии подбородка, это не так, крем обязательно стоит растушевывать на шею и нельзя забывать про ушки, особенно если планируете высоко закалывать волосы.

©

Ольга Романова - звездный визажист, и это утверждение имеет двойной смысл: она не только работает с селебрити, но и сама уже давно стала знаменитой - на макияж к ней стоит очередь, собственная линия косметики продается на ура, а Олино лицо по расписанию появляется на голубом экране неделя за неделей. В интервью Grand Street Ольга рассказала о работе на телевидении, отдыхе и любви к себе.

- Что повлияло на ваше желание стать визажистом?

- Я работаю визажистом с 15 лет, и мне сложно вспомнить этот на самом деле серьезный момент. Но всю сознательную жизнь меня манила косметика. Все дети вожделели мороженое, а я экономила на нем и покупала себе помаду, будучи еще в детском саду. Я всех кукол разукрашивала, маме делала «макияж», а себе стрелки рисовала. Сейчас я не могу представить себя без этой профессии.

- Помимо прочего вы работаете на телевидении. Расскажите, как строится этот процесс?

- Мы снимаем пул программ на месяц, это четыре-пять съемочных дней. У нас все реально: героини себя не видят, эмоции настоящие, от Рогова все скрываем, а сама съемка проходит с первого дубля. Несмотря на то, что это телевизионный проект, мы стараемся сделать его настоящим, таким, как зритель видит на экране.

- У вас были смешные случаи на съемочной площадке? Или они происходят постоянно?

- У нас есть рубрика «Успеть за 24 часа. За кадром», там показывается одна тысячная того, что происходит на площадке. Мы работаем в очень хорошем коллективе: Елену Немцеву, меня и Александра Рогова (команда передачи «Успеть за 24 часа». - Прим. ред.) объединяют прежде всего многолетняя дружба и отличное общее чувство юмора. И хотя съемки - это серьезный рабочий процесс, мы постоянно веселимся и шутим. Забавные ситуации происходят регулярно. Я бы с удовольствием больше снимала бэкстейджа и показывала, что происходит, но, к сожалению, нам запретили перископить с площадки.

- Что, по вашему мнению, отличает классного визажиста, настоящего профессионала своего дела?

- Я отношу макияж к искусству, а искусство, как мне кажется, классификации и критике не поддается: можно разделять точку зрения художника или не разделять. Еще большое значение имеет профессиональная этика: умение общаться с коллегами и уважительно относиться к ним. Я в работу визажистом вкладываю несколько больше: для меня это не просто дело, приносящее доход, это стиль жизни, это профессия, при которой человек не может не любить общение и разных людей, а не только определенный типаж: хороших, добрых, таких или иных. Человеку должны быть интересны разнообразные личности.

- На ваш взгляд, визажист в какой-то момент достигает своего профессионального пика, может остановиться и не заниматься самообразованием больше? Или нужно постоянное развитие?

- Мне кажется, в какой-то определенный момент образование заканчивается, и начинается творчество, в котором периодически бывают кризисы. Чтобы определенный творческий кризис преодолеть, можно освежиться и посмотреть на другую технику работы, на какую-то интересную школу, на чью-то сильную харизму и иное восприятие идеологии красоты. Это тоже будет в своем роде обучение и образование, но больше все-таки вдохновение.

- А у вас бывает ступор в работе, отсутствие вдохновения?

- В любой творческой профессии бывают трудные периоды, и я стараюсь вносить максимальное разнообразие: несколько дней у меня работа на телевидении, определенное количество времени я посвящаю своим любимым клиентам - а я очень люблю работать с людьми - какие-то дни расписаны под съемки со звездами. И получается так, что у меня совсем нет рутины. Каждый день встречаются разные интересные люди, разные ситуации. По работе я очень много путешествую, это тоже вносит определенную долю разнообразия в жизнь, что, собственно, не дает места для усталости в работе.

- Как вы отдыхаете от интенсивного ритма жизни?

- Я стараюсь при любой возможности путешествовать. Может быть поэтому много лет назад я начала активно ездить в командировки, совмещать приятное с полезным. Для меня самым главным отдыхом являются именно путешествия. Также у меня есть друзья, с которыми я люблю проводить время. Вообще, активно работает тот, кто умеет хорошо и правильно отдыхать. Мои близкие знают, что последние несколько лет я всегда работаю, но при этом я очень концентрированно и отлично отдыхаю. У меня уже есть репутация мастера вечеринок среди всех моих друзей. Если я на тусовке в расслабленном состоянии, мне не надо завтра с утра рано вставать, то я не дам никому заскучать, потому что энергии у меня довольно много.

Помимо этого, я регулярно, насколько это возможно при моем графике, занимаюсь спортом. Недавно Вера Брежнева меня подсадила на свой вид спорта - она занимается пилатесом на тренажерах. Я в восторге от такого характера тренировок. Мне очень нравится йога, но, к сожалению, у меня недостаточно времени, чтобы ею заниматься так, как хотелось бы. В том году я ездила отдыхать на остров на три недели, где не было никаких развлечений, кроме йоги. Я занималась каждый день и чувствовала себя супервеликолепно. И сейчас я как раз жду такого момента. Я каждый раз обещаю всем, в том числе и себе, что буду менять свой график работы, что начну уделять больше времени себе, начну чаще ходить на йогу, на массажи, к косметологам, начну опять учить английский, наконец, буду встречаться с близкими, буду готовить завтраки (я люблю очень готовить)! Но в конечном итоге все заканчивается одинаково: я опять набираю кучу работы. Выходит довольно-таки забавная история: я дико устаю, но эту усталость можно сравнить с ощущением эйфории от похода по горам - вроде тяжело, но дико классно!

- Как вы ухаживаете за собой?

- Мне в этом году исполнился 31 год. Женщины должны за собой ухаживать в любом возрасте: наша кожа и тело не молодеют. Есть везунчики, которые генетически отлично выглядят, могут есть все что угодно, не заниматься спортом, и при всем этом у них отличная кожа. Я не из их числа, приходится придерживаться здорового питания, также я регулярно хожу к косметологу. На мой взгляд, для женщины основная часть бюджета должна распространяться на уход, потому что какое бы шикарное платье вы ни надели, если у вас плохая кожа, то платье померкнет. А если у вас идеальная кожа, то на вас можно хоть мешковину накинуть, вы будете выглядеть восхитительно. Поэтому когда у меня выходной, я встаю все равно раньше, чем мне хотелось бы, пытаюсь побежать на какую-нибудь тренировку, массаж, маникюр-педикюр, к парикмахеру или косметологу.

- Вы каждый день выглядите как с иголочки, ходите на шпильках? Или скорее наоборот?

- Когда я начала работать со звездами, для меня было удивительно, как они делают яркий макияж, носят сложную укладку, идеальную одежду, каблуки на сцене, а в жизни большинство предпочитает удобную обувь, джинсы, свободные джемпера, волосы в пучке и лицо без макияжа. Раньше я недоумевала почему, а сейчас понимаю, что от такого количества парада устаешь, и в личном пространстве хочется больше противоположности образу «с иголочки». В день, когда у меня нет работы и я, например, встречаюсь со своими близкими друзьями, я очень люблю собрать волосы в пучок и вообще не пользоваться косметикой, надеть кроссовки и свободное платье. Когда езжу на море, специально не беру ничего, чтобы не было искушения накраситься. Складываю в чемодан шлепки, пару шорт, пару маек, легкое платье и даже фен оставляю дома. Но также мне дико нравится чувствовать себя и выглядеть по-разному. Я себя люблю с макияжем и без него.

Интервью: Ульяна Томшина. Фото: Дарья Рыжкова. Благодарим Алену Горбачеву (Estee Lauder Russia) и Екатерину Кац (Make My Day Studio) за помощь в организации интервью.

Ольга Романова - известный звездный визажист с многолетним опытом работы, чей талант и мастерство, граничащие с индивидуальным подходом и особым видением, позволили ей занять лидирующие позиции в сегменте макияжа на российском рынке и создать собственный бренд с широким ассортиментом декоративной косметики - Romanovamakeup. Сегодня марка представляет ряд интересных новинок, которые однозначно заслуживают внимания.


Практичная упаковка продукта в формате карандаша весьма удобна, наносить помаду можно буквально на бегу, всего одним движением. Текстура с матовым финишем обладает повышенной стойкостью и не пересушивает губы. Отличная новость для тех, кто пока не нашел свой красный - оттенок новинки универсальный и идеально сочетается с любым цветом волос и кожи.

Совет от Романовой : для достижения модного эффекта зацелованных губ помаду рекомендуется наносить строго по центру, а затем растушевать ее при помощи подушечек пальцев.


Классический лайнер для век с заостренным грифелем позволяет без труда создавать стрелки на веках совершенно любой формы. Жидкая текстура, обогащенная ультрачерным пигментом, гарантирует выразительность цвета и моментальное высыхание после нанесения. В течение дня линия не отпечатывается и сохраняет свою стойкость.

Совет от Романовой : для создания ровной линии аппликатор рекомендуется приложить вдоль линии роста ресниц, чтобы получилось 2-3 отпечатка от подводки. Ультратонкий кончик аппликатора позволит создать изящный хвостик любой длины и ширины.


Отличное решение для создания дымчатых smoky eyes - мягкий грифель карандаша легко растушевывается по внешнему контуру глаз, в тоже время он прекрасно подойдет для подчеркивания слизистой верхнего и нижнего века. Стойкая текстура отличается высокой продолжительностью, для его удаления используйте специализированные средства.

Совет от Романовой : лучшее решение для самого сексуального образа - выразительная линия вдоль слизистой века.

Тушь для бровей Romanovamakeup


Продукт представлен в двух оттенках - серо-коричневом Taupe и светлом Blonde. Главной особенностью туши стал тот факт, что специальный пигмент, содержащийся в мягкой текстуре туши, прокрашивает исключительно волоски бровей и никак не задевает кожу - это свойство способствует созданию действительно натурального эффекта.


Совет от Романовой : для достижения естественного результата начинать нанесение необходимо с внешнего уголка бровей, делая таким образом главный акцент на конце. Для обладательниц густых бровей достаточной 1-2 слоев туши, в случае с более редкими бровями, тушь может выступать в качестве финиша.


Известный факт, что певицу Елку и Ольгу Романову связывает довольно продолжительное сотрудничество, визажист неоднократно создавала различные образы для певицы, в том числе и сценические. Данный продукт - результат совместной работы Елки и Ольги Романовой и потому имеет характерную форму, соответствующую стилю певицы. Черные ресницы, выполненные из норки, станут заметным украшением для любой формы глаз.


Ресницы из норки, созданные совместно с Кэти Топурия, имеют интересную форму, которая создаст эффектный объем и длину у внешнего уголка глаз и таким образом несколько скорректирует их форму. Идеально подойдут для обладательниц близко посаженных глаз и в случаях с нависающим верхним веком.


Ресницы с акцентом к внешнему уголку глаз выполнены из черного соболя и прекрасно подойдут как для повседневной жизни, так и для более торжественных случаев. Пушистые и подкрученные, они без труда акцентируют внимание на глазах и сделают их более выразительными.

Однако на этом новости от профессиональной марки Romanovamakeup не заканчиваются, уже на следующей неделе, в самом центре столицы, в пространстве Парфюм Палас, состоится открытие первого корнера марки в Москве, в котором будут представлены вся линейка декоративной косметики, ресницы и, конечно, новинки макияжа.

1 - Классицизм в скульптуре

В начале XVIII века французское ваяние развивается в рамках классицизма и делает значительный рывок в художественной силе и естественности

Сила пластической передачи, старое французское качество, не изменило французам и в XVIII столетии. Нить предания не порвалась. Поколения даровитых скульпторов следовали одно за другим. Классицизм века Людовика XIV в скульптуре более ясно становится основой дальнейшего развития, чем в зодчестве. Если декорация рококо тоже состояла по большей части из скульптурной резьбы, часто с прибавлениями в роде божков любви, то в свободной пластике французов этой эпохи все движение рококо отражается лишь слегка и с колебаниями, да и переходы от рококо к неоклассицизму сказываются лишь в легких изгибах. В полной силе остается старинная привычка воплощать мысли и представления в аллегорических фигурах, особенно на надгробных памятниках. Вырастает склонность монархов осчастливливать даже провинциальные города своими медными конными или в рост портретами и склонность скульпторов создавать свободные произведения, ценные сами по себе. Большинство идеальных фигур французской скульптуры этого времени все же оставляет впечатление некоторой намеренности и манерности, но тем безупречнее является пластическое портретное искусство Франции, Лучшие французские скульптурные произведения XVIII века - портретные бюсты, дышащие изумительной свежестью и жизненностью. Именно в них становится обычным то высшее, техническое мастерство, которое, не только играючи выражает материю одежд, но и поверхность нагого тела передает с невиданной дотоле утонченностью и мягкостью.

Учеником Лоррена был Жан Батист Лемуан (1704-1778), которого Гонз все же называет истинным наследником манеры Кусту, - и в то же время "инициатором" нового искусства ваяния XVIII столетия. Его конная статуя Людовика XV в Бордо, к сожалению, уничтожена. Но в Лувре сохранилась бронзовая модель его памятника этого короля для Ренна. Повелитель, поднимаемый солдатами на щите, является здесь в виде древнеримского воина. Ваятелем идеальных фигур, еще затронутым слегка барочным настроением, является Лемуан в группе "Крещение Христа" в Сен Рош в Париже.

Рис. 204 - Бюст архитектора Габриеля работы Жана Батиста Лемуана в Лувре.

Из его превосходных, дышащих индивидуальной душевной жизнью портретных бюстов, отметим бюсты актрисы Клерон во французском театре, Реомюра в Ботаническом саду и архитектора Габриеля в Лувре.

Переживания бельгийской барочной скульптуры обнаруживает Себастьен Слодц (около 1655-1726 гг.), антверпенец, бывший в Париже учеником Жирардона. Его мощный, не особенно приятный мраморный Ганнибал стоит в Лувре. Его сын и ученик Мишель Слодц (1705-1765) принадлежит наполовину к римской школе. Закончив образование в академии вечного города, он исполнял фигуры святых и надгробные памятники для римских церквей, но в 1747 г. вернулся в Париж, где явилось его лучшее произведение - выполненный из мрамора и бронзы надгробный памятник аббата де Герзи в Сен Сюльпис. Коленопреклоненная фигура покойного в виде круглого медальона знаменита своим глубоким выражением набожной покорности.

Первым истинным классиком XVIII столетия считается Эдмон Бушардон (1698-1762), друг графа Кайлюса, идеалы которого он стремился осуществить. Его называют французским Фидием. От своего первого учителя Гильома Кусту он заимствовал больше плавной прелести в смысле французского XVIII столетия, чем вообще принято думать. Его восхитительный, оживленный мраморный Амур, вырезающий лук из палицы Геркулеса, находящийся в Лувре, стоял первоначально в круглом садовом павильоне Малого Трианона. Его лучшее произведение - водоем на улице Гренелль в Париже. Архитектурные и скульптурные формы являются здесь внутренне слитыми, а изображенные в виде рельефов с детьми "Времена года" по сторонам, хотя и выполнены более живописно, производят впечатление уже известных образцов, чего нельзя было ожидать от французского "Фидия". Великолепная, пропорциональная конная статуя Людовика XV работы Бушардона, украшающая Площадь Согласия, сохранилась только в виде маленькой бронзовой модели в Лувре.

Рис. 205 - Амур Эдмона Бушардона в Лувре.

С большим совершенством движется в русле своего времени Жан Батист Пигалль (1714-1785), учителями которого были Лоррен и Лемуан. Натуральная жизнь и искусственная оживленность, непосредственное восприятие и изысканная намеренность сочетаются в его искусстве. Удивительно натурально умеет он передавать нежную жизнь поверхности кожи, а некоторые мотивы движений в его произведениях шаловливо отражают дух времени. Первое мраморное произведение, выполненное им в Париже по возвращении из Рима, миловидный, оживленный душою и телом Меркурий, застегивающий сандалии, остается и теперь его шедевром. Один экземпляр стоит в Лувре, другой, с соответствующей статуей Венеры, в Потсдамском замке. Его мраморные группы "Любовь и Дружба" и "Мальчик с клеткой" в Лувре дышат прелестью жанра. Самые прекрасные мадонны его, с несколько внешним оживлением, украшают церкви Сен Эсташ и Сен Сюльпис в Париже. Из его полных жизни портретов следует отметить бронзовый бюст Дидро и мраморный бюст маршала Саксонского в Лувре. Статуя Людовика XV Пигалля в Реймсе заменена новой; сохранились только фигуры на цоколе, представляющие Францию в виде прекрасной молодой женщины и торговлю в виде мужчины индивидуального вида и полного жизни. Французский Институт (Institut de France) хранит его замечательную статую Вольтера, в виде совершенно нагого старца, сидя на скале, вдохновенно смотрящего в небо. В свои поздние годы этот мастер выполнил мощные надгробные памятники со множеством приличных для них аллегорических фигур, из числа которых памятник графа Гаркур в парижской Нотр-Дам всех страшнее представляет ужасы смерти, памятник маркграфа Людвига Вильгельма в приходской церкви в Баден-Бадене является наиболее барочным по своему общему впечатлению, но всех славнее памятник маршала Саксонского в церкви св. Фомы в Страсбурге, целиком рассчитанный на живописное впечатление и отличающийся обилием символических фигур и мощью фигуры полководца, сходящего твердым, полным жизненной силы шагом с высоты жизни в могилу. Надгробные памятники, в роде памятника Мазарини работы Куазево и Ришелье работы Жирардона, остались далеко позади этих произведений, и, еще в дни нашей молодости заклейменные как безвкусица, теперь снова превозносятся за свою бьющую через край силу.

Рис. 206 - "Мальчик с клеткой". Скульптура Жана Батиста Пигалля в Лувре.

Шурин Пигалля Габриель Кристоф Аллерген (1710-1795) является в своих мраморных произведениях, "Купальщице" и "Диане" Лувра, мастером более спокойного, хотя и более намеренного изящества. Этьен-Морис Фальконе (1716-1791; книга Эдм. Гильдебрандта), из луврских произведений которого "Божок любви" отражает всю прелесть стиля эпохи, а тонко прочувствованная "Купальщица" (1757) все же несколько жеманна, "Милон Кротонский" превосходит знаменитое произведение Пюже мощью движения и богатством линий, создал для России в своей прославленной конной статуе Петра Великого в Петербурге (с 1766 г.), изображающей скачущего коня на гранитной скале, поднявшегося на дыбы над обрывом, одно из грандиознейших изваяний века.

Важную роль во французской скульптуре играли далее Каффиери, из которых Жак Каффиери (1678-1755) был ловким декоративным и искусным портретным мастером. Из его сыновей Филипп Каффиери Младший (1714-1744) - мастер известных серебряных украшений собора Байё, а Жан Жак Каффиери (1725-1792), автор нежного и плавного, с оживлением склонившегося над урной, речного бога, известен главным образом своими портретами. Из бюстов, украшающих галереи Французского театра, семь - его работы. Особенно выразительны бюсты Ла Шоссе, Ротру и Жана Батиста Руссо.

2 - Мастера второй половины столетия

Ряд выдающихся скульпторов, продолжавших работать и в начале XIX века, осуществил связь между различными эпохами в национальном ваянии. Так, Луи Мише (Клодион), специализировавшийся на легких декоративных мотивах, стал одним из родоначальников ампира

Из французских ваятелей XVIII столетия, переступающих в XIX, пленяют нас в особенности Пажу, Клодион и Гудон.

Огюстен Пажу (1730-1809) был ученикам Лемуана. Его Плутон с адским псом (1759) и мраморная статуя королевы Марии Лещинской в Лувре превосходные, но скучные статуи. Только в мраморной Психее и Вакханке того же собрания проявляется задорная, иногда несколько изысканная прелесть его зрелых творений. Прелестная утонченная натуральность его портретного искусства привлекательно сказывается в мраморных бюстах Бюффона и мадам Дюбарри в Лувре.

Зять Пажу Луи Мише, по прозванию Клодион (1738-1814), бывший с 1759 г. учеником Пигалля, занялся главным образом изготовлением миловидных, хотя несколько двусмысленных терракотовых изображений фавнов, нимф и т. п.; из того же настроения родилась его мраморная группа вакханок и его сатир в Лувре. Довольно знаменательно то, что возникшая в Севре фарфоровая мануфактура пригласила его на службу. Известна его ваза, украшенная играющими детьми, в Севре. Он выполнил много декоративных работ для парижских женщин. Его рельеф, длиною в десять метров, с триумфом Галатеи, Гонз видел во дворе одного дома на Вандомской площади. Менее счастлив был Клодион в более серьезных изображениях, каковы изнеженная св. Цецилия и Успение Марии (1777) в Руанском соборе. Поучительно, что в свои старческие годы, уже перейдя за порог XIX столетия, он еще содействовал повороту к стилю ампир. Его главное произведение в этом роде - рельеф, изображающий "Вступление в Мюнхен", на триумфальных воротах площади Карузель. Вкус эпохи оказался сильнее художника.

Значительнейший мастер этого ряда, Жан Антуан Гудон (1741-1828), которому Герман Диркс посвятил особое сочинение, дожил до второй четверти XIX столетия. Именно Гудон оказался сильнее нового стиля, который затронул его лишь слегка; именно он воплотил ту непрерывную традицию, которая сопровождает французскую скульптуру с конца XVI до начала XIX столетия; резче передавая природу, чем его предшественники, именно он предвещает XIX век. Его учителями были Мишель Слодц, Лемуан и Пигалль, главной же наставницей была природа. Юношеское произведение Гудона, св. Бруно в Санта Мария дельи Анджели в Риме - верный снимок с картезианского монаха, идущего задумавшись, скрестив руки и опустив лысую голову. Из его идеальных фигур, не лишенных некоторой сухости, следует отметить нежно выполненного мраморного Орфея (1777) и холодную, легко ступающую бронзовую Диану (1790) в Лувре, мраморное повторение которой принадлежит петербургскому Эрмитажу. Мировая слава Гудона основывается, однако, на его портретных бюстах; их он оставил около 200. Ряд этих мастерских произведений начинается в 1771 г. глиняным бюстом Дидро в Лувре; к последним, сделанным уже в XIX столетии, относится Наполеон дижонского музея. Все знаменитые современники позировали перед ним. Назовем еще бронзовые бюсты Жан Жака Руссо (1778) и Вольтера (1778), мраморные бюсты Обера, Бюффона и Вольтера (1778), глиняные бюсты Франклина, Лавуазье и Луизы Броньяр, гипсовые бюсты его жены и дочери, все в Лувре, Мирабо, Вольтера, Людовика XVI и Дюкенуа в Версальском музее, великолепного Сюффрена гаагского музея. Не знаешь, чему больше удивляться, мастерской технической обработке мрамора, изумительно наглядно передающей материю одежды, тело, волосы, поразительному "сходству" черт лица, или величавой передаче характера изображаемых лиц, отражающегося в их осанках и минах. Из его исторических идеальных портретов, воссозданных на основании деятельности изображаемого лица, портрет Мольера во Французском театре превосходит все остальные, Из портретов в целую фигуру наиболее известны мраморная сидячая статуя Вольтера там же, признанная Гонзом самым прекрасным из всех французских изваяний, и статуя Вашингтона на Капитолии в Ричмонде. Его последние статуи (1814), например Вольтер в римской одежде, ныне в подвальном этаже Пантеона, обнаруживают уступки вкусу времени. Они уже не стоят на высоте, постигающей душу творческой силы мастера. Гудон пережил свою творческую силу, но не свою славу, о которой будут возвещать века.