https://az.sputniknews.ru/


Армянская сторона вынуждена шуметь по поводу "новой войны", чтобы отвлечь внимание своего народа от провальной встречи в Вене и провальной военной операции трехгодичной давности.

Александра Зуева, политический обозреватель Sputnik Азербайджан

Едва успели президент Азербайджана Ильхам Алиев и премьер-министр Армении Никол Пашинян достигнуть на встрече в Вене хоть каких-то небольших договоренностей, как в армянском обществе началось брожение.

Брожение умов в армянском обществе

Сначала министр обороны Армении Давид Тоноян во время встречи с армянской общиной Нью-Йорка заявил о том, что "мы меняем формат "территории за мир" на формат "новая война за новые территории", "мы увеличим число наступательных подразделений, чтобы перенести военные действия на территорию противника".

Следом вице-председатель Республиканской партии Армении Армен Ашотян, сторонник экс-президента страны Сержа Саргсяна, заявил о том, что "важно демонстрировать четкость в дипломатии и дать понять противнику, что если армянской стороне будет навязана война, то противник понесет новые потери".

"Причем не исключено и применение "Искандера". Результатом войны может стать освобождение новых территорий", - отметил он.

В министерстве иностранных дел Азербайджана уже отреагировали на происходящее, заявив, что подобные заявления и действия руководства Армении, в том числе представление такой формулировки, как "новая война за новые территории" - абсолютно неприемлемы.

В МИД Азербайджана полагают, что такого рода акции не соответствуют Венской встрече на уровне руководителей двух стран и принятому по ее итогам совместному заявлению.

"Именно Армения в полной мере несет ответственность за все возможные негативные последствия столь опасной риторики", - подчеркнули в ведомстве.

В армянском обществе, меж тем, действительно происходит нечто удивительное. С одной стороны, Пашинян заявляет о том, что он не имеет права говорить на переговорах от имени карабахцев, которые его не выбирали, а с другой – его министр, который может говорить только от имени армянской армии, делает заявления о "новой войне за новые территории".

То есть, за Карабах они говорить не хотят, как заверяет Пашинян, а воевать хотят, как утверждает Тоноян?

Уж не решила ли Армения наконец признать себя стороной конфликта? Если так, то значит это именно Армения имеет территориальные претензии к Азербайджану, от чего все время пытается откреститься армянская сторона.

Президент Ильхам Алиев во время посещения Н-ской воинской части сил особого назначения министерства обороны, видимо, неспроста напомнил о том, что "апрельские бои показали всему миру, что сегодня Азербайджанская армия обладает самыми высокими качествами и в любой момент может выполнить любую задачу. Созданный Арменией миф был развеян в пух и прах".

Несерьезность армянского премьера

Учитывая все вышеперечисленное, Sputnik Азербайджан обратился к азербайджанским экспертам с просьбой прокомментировать ажиотаж вокруг переговоров по Карабаху, начавшийся в Армении.

С армянской стороной в последнее время происходит что-то странное, заметил военный эксперт Узеир Джафаров. Пашинян на переговорах в Вене называет Армению сторонницей мира, а Тоноян в США заявляет о желании его страны "захватить еще какие-то новые территории", напомнил военный эксперт.

Причем Пашинян эти слова, судя по всему, одобряет, поскольку, комментируя их, сказал, что "если бы Тоноян сказал нечто другое, то я бы его освободил от должности министра обороны", отметил собеседник Sputnik Азербайджан.

Выходит, что посредникам, президенту Азербайджана и российскому лидеру Пашинян говорит одно, а на деле получается совсем другое, считает Джафаров.

"В таком случае, азербайджанская сторона очень хочет, чтобы Армения допустила какую-нибудь фатальную ошибку", - подчеркнул он.

Что же до Ашотяна, то тут все шито белыми нитками. После вчерашнего выступления азербайджанского лидера сторонник Саргсяна должен был что-то сказать, и не придумал ничего лучше, как в очередной раз сотрясти воздух пустыми словами об "Искандерах", считает военный эксперт.

Армянская сторона или не понимает, что играет с огнем, или же делает все эти безграмотные и безответственные заявления ради того, чтобы хоть как-то попытаться подбодрить свою внутреннюю аудиторию, заметил собеседник Sputnik Азербайджан.

"А ведь эти заявления могут обернутся для них большой трагедией от Нахчывана до Еревана", - подчеркнул он.

Впрочем, как в самой Армении, так и за ее пределами к Пашиняну и его заявлениям уже начали относиться с сомнением. Особенно после того, как некоторое время тому назад армянский премьер едва ли не пошел на открытую конфронтацию с Москвой, начав делать реверансы в сторону Запада и НАТО, напомнил Джафаров.

"В связи с этим его на Западе никак не поддержали и не стали выделять ему никакой значительно финансовой поддержки. Так Пашинян, наконец, понял, что никто, кроме России ему не поможет", - сказал военный эксперт.

Все это демонстрирует несерьезность армянского премьера. И если он будет продолжать в том же духе, то этот год станет последним годом его правления. Пашинян все чаще допускает политические и экономические ошибки, которые чреваты для него и страны серьезными последствиями, заключил собеседник Sputnik Азербайджан.

Руководство Армении отвлекает армянских народ от своих провалов

Директор Центра истории Кавказа, старший научный сотрудник Института права и прав человека НАНА Ризван Гусейнов же, в свою очередь, объяснил брожение в армянском обществе двумя причинами. Первая, по его мнению - переговоры в Вене, которые завершились явно не в пользу Пашиняна.

"Все заявления Пашиняна о подключении третьей стороны – Карабаха – к переговорам были проигнорированы. Все его предложения по изменению формата и структуры переговоров также не были поддержаны МГ ОБСЕ, и полностью отвергнуты Азербайджаном", - напомнил эксперт, добавив, что все это однозначно свидетельствует о провале для официальных властей Армении.

Вторая же причина такого информационного шума со стороны Еревана в том, что это совпало с годовщиной апрельских событий 2016 года, считает собеседник Sputnik Азербайджан. По его словам, итоги этих событий были, мягко говоря, плачевными для армянской стороны и даже, можно сказать, обернулись сменой власти в Армении.

Эти два фактора вынуждают армянских политтехнологов шуметь по поводу "новой войны", отвлекать внимание своего народа от провальной встречи в Вене и провальной военной операции трехгодичной давности, подчеркнул Гусейнов.

Весь этот шум, по его словам, нацелен на внутреннюю аудиторию, и воспринимать его серьезно Азербайджану не стоит. Половина тех, кто сейчас в Армении об этом говорит, вообще ничего не смыслит в военном деле.

Что же до представителей Минобороны, так ведь именно они в 2016 году были ответственны за провал апрельских боев. Поэтому вдвойне смешно, когда они сейчас выступают с какими-то воинственными заявлениями, подчеркнул эксперт.

"Такие заявления армянской стороны как-раз и демонстрируют, кто из двух стран – Азербайджан или Армения – хочет войны", - заметил он.

Сразу же после мирных переговоров в Вене ситуацию вокруг карабахского конфликта начала обострять Армения. Азербайджан же по-прежнему продолжает призывать к миру, заключил собеседник Sputnik Азербайджан.


По оценкам историков, филологов и археологов – на территории современного Кавказа на данный момент проживают потомки около 60 различных языковых групп , и более 30 национальностей . За многовековой период становления народностей на территории граничащей с постоянными войнами и разрухой, этнос смог пронести свою культуру и обычаи через века. Ознакомится с каждой из них – непосильный труд, но узнать о большинстве из них будет как минимум интересно.

Проводя свою экскурсию о народах Кавказа, хотелось бы определить путь, по которому мы пройдем знакомясь с общими характерными тому или иному этносу фактами. Начнем его с Западного Кавказа, и самой западной народности – абхазов. Закончим наше знакомство на востоке, вместе с лезгинами. Но и не забудем о кочевых племенах.

Начнем именно с них, дабы ознакомится с географическими особенностями Кавказа, чтобы понимать специфику жизни всех других народностей. Дело в том, что Северный Кавказ – предрасполагает к ведению земледелия. Поэтому многие кочевые племена осели, и стали строить собственную культуру уже на местах. Начиная от абхазов и заканчивая жителями Алании .

Южная часть Кавказа

А вот что касается южной части Кавказа – то почва в этих местах бесплодна. Вода, которая поступает из гор – достигает равнины в застоявшемся виде, ибо ирригационные системы далеки от совершенства. Поэтому, как только наступает лето, кочевые племена отправляются все выше и выше в горы. Все зависит от условий для скота. Если пропитания достаточно, высота остается неизменной.

С наступлением холодов, кочевники спускаются с гор. Татары, ногайцы и трухмены живут по принципу вытоптанной травы: как только трава под ногами вытоптана – пора двигаться. И уже в зависимости от времени года определяют вверх в горы, или же спускаться.

Карта расселения народностей:

Теперь вернемся к оседлым еще в древние времена племенам, которые выбрали земледелие в основу своей жизнедеятельности.

Самые многочисленные народы Северного Кавказа

Абхазы

– самая западная народность Кавказа. Большинство – христиане, однако с 15 века, ввиду расширения территории, были добавлены мусульмане суннитского толка.

Общая численность абхазов во всем мире насчитывает порядка 200 тысяч человек в 52 странах мира.

Культурная составляющая христианского народа – традиционна данной местности. Издавна занимались и славились ковроделием, вышиванием, резьбой.

Следующая по направлению на восток народность. Северные склоны Кавказа, а также равнины у Терека и Сунжи – их ареал обитания. Нынешняя территория Карачаево-Черкессии, однако с карачаевцами не имеет ничего общего, кроме территории. В то же время имеет место быть родство с кабардинцами, однако те, ввиду административно-территориального разделения также разделяют территорию с далекими по родству балкарами.

Все они относятся к адыгам. Культурное наследие которых внесло огромный вклад в мировое наследие кузнечного и ювелирного дела.

Сваны

– северная ветвь грузин, которая сохранила свой собственный язык и культурное наследие. Территория проживания – наиболее высокогорная часть Грузии, это от 1000 до 2500 метров над уровнем моря.

Характерной чертой культурной жизни сванов является отсутствие крепостного права и условный принцип дворянства. Не было на счету захватнических войн. Всего насчитывается порядка 30 000 сванов по всему миру.

Осетины

– древняя народность иранского происхождения. Царство осетин Алания – одно из наиболее древних и пронесшее через века христианство в его изначальном виде. Многие республики ввиду неустоявшегося христианства перешли в ислам, однако Алания – крупнейшая территория северного Кавказа унаследовавшая христианство. Момент исламизации прошел мимо .

и чеченцы

родственные народы. Большинство исповедуют ислам, исключение составляют только проживающие на территории Грузии. Общая численность народов составляет порядка 2 миллионов человек.

Лезгины

Самый восточный регион представлен народами нынешнего Дагестана. И наиболее распространённый не только на территории Дагестана, но и Азербайджана – , отличаются богатым культурным наследием.

Определяющее значение в становлении кавказских народов сыграло географическое положение. Расположившись на границах Османской Империи, Византии, Российской Империи – им было предопределено воинское прошлое, черты которого отобразились на характере и специфики народов Кавказа. Однако, стоит отметить, что культурное наследие было сохранено, невзирая на гнет соседних империй.

Кавказ - могучий горный хребет, протянувшийся с запада на восток от Азовского моря до Каспийского. В южных отрогах и долинах расположились Грузия и Азербайджан , в западной части его склоны спускаются к Черноморскому побережью России . Народы, о которых пойдёт речь в этой статье, живут в горах и предгорьях северных склонов. Административно территория Северного Кавказа поделена между семью республиками : Адыгеей, Карачаево-Черкесией, Кабардино-Балкарией, Северной Осетией-Аланией, Ингушетией, Чечнёй и Дагестаном.

Внешний облик многих коренных жителей Кавказа однороден. Это светлокожие, преимущественно темноглазые и темноволосые люди с резкими чертами лица, с крупным ("горбатым") носом, узкими губами. Горцы обычно более высокого роста по сравнению с жителями равнин. У адыгейцев часто встречаются светлые волосы и глаза (возможно, как результат смешения с народами Восточной Европы), а в жителях прибрежных районов Дагестана и Азербайджана чувствуется примесь, с одной стороны, иранской крови (узкие лица), а с другой - среднеазиатской (небольшие носы).

Кавказ недаром называют Вавилоном - здесь "смешалось" почти 40 языков. Учёные выделяют западно-, восточно- и южнокавказские языки . На западнокавказских, или абхазско-адыгских , говорят абхазы, абазины, шапсуги (живут северо-западнее Сочи), адыгейцы, черкесы, кабардинцы . Восточнокавказские языки включают нахские и дагестанские . К нахским относят ингушский и чеченский, а дагестански е делятся на несколько подгрупп. Крупнейшая из них - аваро-андо-цезская . Однако аварский - язык не только самих аварцев. В Северном Дагестане живёт 15 малых народов , каждый из которых населяет всего несколько соседних сёл, расположенных в изолированных высокогорных долинах. Говорят эти народы на разных языках, а аварский для них - язык межнационального общения , его изучают в школах. В Южном Дагестане звучат лезгинские языки . Лезгины живут не только в Дагестане, но и в соседних с этой республикой районах Азербайджана . Пока Советский Союз был единым государством, такое разделение было не очень заметным, но сейчас, когда государственная граница прошла между близкими родственниками, друзьями, знакомыми, народ переживает его болезненно. На лезгинских языках говорят : табасараны, агулы, рутульцы, цахуры и некоторые другие . В Центральном Дагестане преобладают даргинский (на нём, в частности, говорят в знаменитом селении Кубачи) и лакский языки .

На Северном Кавказе живут и тюркские народы - кумыки, ногайцы, балкарцы и карачаевцы . Есть горские евреи - таты (в Дагестане, Азербайджане, Кабардино-Балкарии ). Их язык, татский , относится к иранской группе индоевропейской семьи . К иранской же группе принадлежит и осетинский .

До Октября 1917г. почти все языки Северного Кавказа были бесписьменными. В 20-х гг. для языков большинства кавказских народов, кроме самых малочисленных, разработали алфавиты на латинской основе; издавалось большое количество книг, газет и журналов. В 30-х гг. латинский алфавит заменили алфавитами на русской основе, но они оказались менее приспособлены к передаче звуков речи кавказцев. Ныне на местных языках издаются книги, газеты, журналы, однако литературу на русском языке читает всё же большее количество людей.

Всего на Кавказе, не считая переселенцев (славян, немцев, греков и др.), насчитывается более 50 больших и малых коренных народов. Живут здесь и русские, главным образом в городах, но отчасти в деревнях и казачьих станицах: в Дагестане, Чечне и Ингушетии это 10-15 % всего населения, в Осетии и Кабардино-Балкарии - до 30 %, в Карачаево-Черке-сии и Адыгее - до 40-50 %.

По вероисповеданию большинство коренных народов Кавказа - мусульмане . Однако осетины большей частью православные , а горские евреи исповедуют иудаизм . Традиционный ислам долгое время уживался с домусульманскими, языческими традициями и обычаями. В конце XX в. в некоторых регионах Кавказа, в основном в Чечне и Дагестане, стали популярны идеи ваххабизма. Это течение, возникшее на Аравийском полуострове, требует строгого соблюдения исламских норм жизни, отказа от музыки, танцев, выступает против участия женщин в общественной жизни.

КАВКАЗСКОЕ УГОЩЕНИЕ

Традиционные занятия народов Кавказа - пашенное земледелие и отгонное скотоводство . Многие карачаевские, осетинские, ингушские, дагестанские сёла специализируются на выращивании определённых видов овощей - капусты, помидоров, лука, чеснока, моркови и т. д . В горных районах Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии преобладают отгонное овцеводство и козоводство; из шерсти и пуха овец и коз вяжут свитеры, шапочки, шали и т. д.

Питание разных народов Кавказа очень сходно. Основа его - зерновые, молочные продукты, мясо. Последнее на 90 % баранина, свинину едят только осетины. Крупный рогатый скот режут редко. Правда, везде, особенно на равнинах, разводят много птицы - кур, индеек, уток, гусей. Хорошо и разнообразно умеют готовить птицу адыгейцы и кабардинцы. Знаменитые кавказские шашлыки готовят не так уж часто - баранину либо варят, либо тушат. Забивают и разделывают барана по строгим правилам. Пока мясо свежее, из кишок, желудка, потрохов делают разные виды варёной колбасы, которую нельзя долго хранить. Часть мяса сушат и вялят для хранения про запас.

Овощные блюда для северокавказской кухни нетипичны, но овощи едят постоянно - в свежем, квашеном и маринованном виде; их также употребляют как начинку для пирогов. На Кавказе любят горячие молочные блюда - разводят в топлёной сметане сырную крошку и муку, пьют охлаждённый кисломолочный продукт - айран . Всем известный кефир - изобретение кавказских горцев; его заквашивают особыми грибками в бурдюках. У карачаевцев этот молочный продукт называется "гыпы-айран ".

В традиционном застолье хлеб нередко заменяют другими видами мучных и крупяных блюд. Прежде всего это разнообразные каши . На Западном Кавказе , например, с любыми блюдами гораздо чаще, чем хлеб, едят крутую просяную или кукурузную кашу . На Восточном Кавказе (Чечня, Дагестан) самое популярное мучное блюдо - хинкал (кусочки теста варят в мясном бульоне или просто в воде, а едят с соусом). И каша, и хинкал требуют для приготовления меньше топлива, чем выпечка хлеба, и потому распространены там, где дрова в дефиците. На высокогорье , у пастухов, где топлива совсем мало, основной пищей служит толокно - обжаренная до коричневого цвета мука грубого помола, которую замешивают с мясным бульоном, сиропом, маслом, молоком, в крайнем случае просто с водой. Из полученного теста лепят шарики, их и едят, запивая чаем, бульоном, айраном. Большое бытовое и обрядовое значение в кавказской кухне имеют всевозможные пироги - с мясом, с картошкой, со свекольной ботвой и, конечно, с сыром . У осетин , к примеру, такой пирог называется "фыдии н". На праздничном столе обязательно должны стоять три "уалибаха " (пироги с сыром), причём располагают их так, чтобы они были видны с неба Святому Георгию, которого осетины особо почитают.

Осенью хозяйки заготавливают варенья, соки, сиропы . Раньше сахар при изготовлении сладостей заменяли мёдом, патокой или уваренным виноградным соком. Традиционная кавказская сладость - халва. Её делают из поджаренной муки или обжаренных в масле крупяных шариков, добавляя масло и мёд (или сахарный сироп). В Дагестане готовят своего рода жидкую халву - урбеч. Поджаренные семена конопли, льна, подсолнуха или абрикосовые косточки растирают с растительным маслом, разведённым в меду или сахарном сиропе.

На Северном Кавказе делают прекрасное виноградное вино . Осетины издавна варят ячменное пиво ; у адыгейцев, кабардинцев, черкесов и тюркских народов его заменяет буза, или махсым а, - род светлого пива из проса. Более крепкая буза получается при добавлении мёда.

В отличие от своих соседей-христиан - русских, грузин, армян, греков - горские народы Кавказа не едят грибов, зато собирают дикорастущие ягоды, дикие груши, орехи . Охота, любимое занятие горцев, ныне потеряла своё значение, так как большие участки гор заняты заповедниками, а многие животные, например зубры, включены в Международную Красную книгу. Кабанов в лесах очень много, но на них мало охотятся, ибо мусульмане свинину не едят.

КАВКАЗСКИЕ СЁЛА

С давних времён жители многих сёл помимо сельского хозяйства занимались ремёслами . Балкарцы славились как искусные каменщики ; лакцы изготавливали и ремонтировали металлические изделия , а на ярмарках - своеобразных центрах общественной жизни - нередко выступали жители села Цовкра (Дагестан), которые овладели искусством циркачей-канатоходцев . Народные промыслы Северного Кавказа известны далеко за его пределами: расписная керамика и узорчатые ковры из лакского селения Балхар, деревянные изделия с металлической насечкой из аварского села Унцукуль, серебряные украшения из селения Кубачи . Во многих сёлах, от Карачаево-Черкесии до Северного Дагестана , занимаются валянием шерсти - изготавливают бурки, войлочные ковры . Бурк а - необходимая часть горского и казачьего кавалерийского снаряжения. Она защищает от непогоды не только во время езды - под хорошей буркой можно укрыться от ненастья, как в маленькой палатке; она совершенно незаменима для пастухов. В сёлах Южного Дагестана, особенно у лезгин , изготавливают великолепные ворсовые ковры , высоко ценящиеся во всём мире.

Старинные кавказские сёла чрезвычайно живописны . Каменные дома с плоскими крышами и открытыми галереями с резными столбами лепятся вплотную друг к другу вдоль узких улочек. Нередко такой дом окружён оборонительными стенами, а рядом с ним возвышается башня с узкими бойницами - раньше в таких башнях во время набегов врага пряталась вся семья. Ныне башни за ненадобностью заброшены и постепенно разрушаются, так что живописность мало-помалу исчезает, а новые дома строятся из бетона или кирпича, с остеклёнными верандами, часто в два и даже в три этажа.

Эти дома не так оригинальны, зато удобны, и их обстановка порой не отличается от городской - современная кухня, водопровод, отопление (правда, туалет и даже умывальник нередко находятся во дворе). Новые дома часто служат только для приёма гостей, а семья живёт или в нижнем этаже, или в старом доме, превращённом в своего рода жилую кухню. Кое-где ещё можно увидеть развалины древних крепостей, стен и укреплений. В ряде мест сохранились кладбища со старинными, хорошо сохранившимися могильными склепами.

ПРАЗДНИК В ГОРНОМ СЕЛЕ

Высоко в горах лежит иезское село Шаитли. В начале февраля, когда дни становятся длиннее и впервые за зиму солнечные лучи касаются склонов горы Хора, что возвышается над селением, в Шаитли отмечают праздник "игби ". Название это происходит от слова "иг" - так именуют иезы выпеченный колечком хлебеи, похожий на бублик, диаметром 20-30 см. К празднику "игби" такие хлебцы пекут во всех домах, а молодёжь готовит картонные и кожаные маски, маскарадные костюмы .

Наступает утро праздника. На улицы выходит дружина "волков" - парней, одетых в вывернутые мехом наружу овчинные тулупы, с волчьими масками на лицах и деревянными мечами. Их предводитель несёт вымпел из полоски меха, а двое самых сильных мужчин - длинный шест. "Волки" обходят село и собирают дань с каждого двора - праздничные хлебцы; их нанизывают на шест. В дружине есть и другие ряженые: "лешие" в костюмах из мха и сосновых веток, "медведи", "скелеты" и даже современные персонажи, например "милиционеры", "туристы". Ряженые разыгрывают смешные сиенки, задирают зрителей, могут и в снег повалить, но никто не обижается. Потом на площади появляется "квидили", который символизирует прошедший год, уходящую зиму. Изображающий этот персонаж парень одет в длинный балахон из шкур. Из прорези в балахоне торчит шест, а на нём - голова "квидили" со страшной пастью и рогами. Актёр незаметно от зрителей управляет пастью с помошью верёвочек. "Квидили" забирается на "трибуну", сделанную из снега и льда, и произносит речь. Он желает всем добрым людям удачи в новом году, а затем обращается к событиям года прошедшего. Называет тех, кто совершил дурные поступки, бездельничал, хулиганил, а "волки" хватают "виновных" и волокут к реке. Чаше их отпускают на полпути, лишь изваляв в снегу, но кое-кого могут и окунуть в воду, правда только ноги. Отличившихся добрыми делами "квидили", наоборот, поздравляет и вручает им по бублику с шеста.

Как только "квидили" сходит с трибуны, ряженые набрасываются на него и ташат на мост через речку. Там предводитель "волков" мечом "убивает" его. Играющий "квидили" парень под балахоном открывает спрятанную бутылку с краской, и "кровь" обильно льётся на лёд. "Убитого" кладут на носилки и торжественно уносят. В укромном месте ряженые раздеваются, оставшиеся бублики делят между собой и присоединяются к веселящемуся народу, но уже без масок и костюмов.

ТРАДИЦИОННЫЙ КОСТЮМ К А Б А Р Д И Н Ц Е В И Ч Е Р К Е С О В

Адыги (кабардинцы и черкесы) долгое время считались на Северном Кавказе законодателями моды, и потому их традиционный костюм оказал заметное влияние на одежду соседних народов.

Мужской костюм кабардинцев и черкесов сложился в то время, когда мужчины значительную часть жизни проводили в военных походах. Всадник не мог обходиться без длинной бурки : она заменяла ему в пути дом и постель, защищала от холода и жары, дождя и снега. Другой вид тёплой одежды - овчинные шубы, их носили пастухи и пожилые мужчины.

Верхней одеждой служила также черкеска . Её шили из сукна, чаше всего чёрного, бурого или серого, иногда белого. До отмены крепостного права белые черкески и бурки имели право носить только князья и дворяне. По обеим сторонам груди на черкеске нашивали кармашки для деревянных трубочек-газырей, в которых хранили заряды для ружей . Знатные кабардинцы, чтобы доказать свою лихость, нередко ходили в рваной черкеске.

Под черкеску, поверх нательной рубахи, надевали бешмет - кафтан с высоким стоячим воротником, длинными и узкими рукавами. Представители высших сословий шили бешметы из хлопчатобумажной, шёлковой или тонкой шерстяной материи, крестьяне - из домашнего сукна. Бешмет для крестьян был домашней и рабочей одеждой, а черкеска праздничной.

Головной убор считался важнейшим элементом мужской одежды. Его надевали не только для зашиты от холода и жары, но и для "чести". Обычно носили меховую папаху с суконным донышком ; в жаркое время - войлочную шляпу с широкими полями . В ненастье поверх папахи накидывали суконный башлык . Парадные башлыки украшали галунами и золотым шитьём .

Князья и дворяне носили красную сафьяновую обувь, украшенную галунами и золотом , а крестьяне - грубую обувь из сыромятной кожи. Не случайно в народных песнях борьбу крестьян с феодалами называют борьбой "сыромятных башмаков с сафьяновыми".

Традиционный женский костюм кабардинцев и черкесов отражал социальные различия. Нательной одеждой была длинная шёлковая или хлопчатобумажная рубаха красного или оранжевого цвета . На рубаху надевали короткий кафтанчик, обшитый галуном, с массивными серебряными застёжкам и. По покрою он походил на мужской бешмет. Поверх кафтанчика - длинное платье . Спереди у него был разрез, в котором виднелись нижняя рубаха и украшения кафтанчика. Костюм дополнялся поясом с серебряной пряжкой . Платья красного цвета разрешалось носить только женшинам дворянского происхождения .

Пожилые носили ватный стёганый кафтан , а молодым , по местному обычаю, не полагалось иметь тёплую верхнюю одежду . От холода их зашишала только шерстяная шаль.

Головные уборы менялись в зависимости от возраста женшины. Девочка ходила в платке или с непокрытой головой . Когда же её можно было сватать, она надевала "золотую шапочку" и носила до рождения первого ребёнка . Шапочку украшали золотым и серебряным галуном ; донышко делали лз сукна или бархата, а верх увенчивала серебряная шишечка. После рождения ребёнка женшина меняла шапочку на тёмный платок ; сверху на него обычно накидывали шаль, чтобы закрыть волосы . Обувь шили из кожи и сафьяна, праздничную - обязательно красного цвета.

КАВКАЗСКИЙ ЗАСТОЛЬНЫЙ ЭТИКЕТ

У народов Кавказа большое значение всегда придавалось соблюдению застольных традиций. Основные предписания традиционного этикета сохранились и сейчас. В пише полагалось быть умеренным. Осуждалось не только обжорство, но и "многоядение". Один из бытописателей народов Кавказа отмечал, что осетины довольствуются таким количеством пиши, "при котором европеец едва ли может сколько-нибудь продолжительное время существовать". Тем более это относилось к спиртным напиткам. Например, у адыгов считалось бесчестьем напиться в гостях. Употребление алкоголя когда-то было сродни священнодействию. "Они пьют с большой торжественностью и почтением... всегда с обнажённой головой в знак наивысшего смирения", - сообщал об адыгах итальянский путешественник XV в. Дж. Интериано.

Кавказское застолье - своеобразный спектакль, где в деталях расписано поведение каждого: мужчин и женщин, старших и младших, хозяев и гостей. Как правило, даже если трапеза проходила в домашнем кругу, мужчины и женшины за один стол вместе не садились . Сперва ели мужчины, за ними женшины и дети. Впрочем, на праздниках им разрешалось есть одновременно, но в разных помещениях или за разными столами. Старшие и младшие тоже не садились за один стол, а если садились, то в установленном порядке - старшие в "верхнем", младшие в "нижнем" конце стола, В старину, например, у кабардинцев младшие только стояли у стен и обслуживали старших; их так и называли - "подпиратели стен" или "стоящие над головами".

Распорядителем застолья был не хозяин, а старший из присутствовавших- "тамада". Это адыго-абхазское слово получило широкое распространение, и сейчас его можно услышать за пределами Кавказа. Он произносил тосты, предоставлял слово; за большими столами тамаде полагались помощники. Вообше трудно сказать, что больше делали за кавказским столом: ели или произносили тосты. Тосты отличались пышностью. Качества и заслуги человека, о котором говорили, превозносились до небес. Торжественная трапеза всегда прерывалась песнями и танцами.

Когда принимали уважаемого и дорогого гостя, обязательно совершали жертвоприношение: резали или корову, или барана, или курицу. Такое "пролитие крови" было знаком почтения. Учёные видят в нём отголосок языческого отождествления гостя с Богом. Недаром у адыгов есть поговорка "Гость - Божий посланник". У русских она звучит ешё определённее: "Гость в дом - Бог в дом".

Как в торжественном, так и в обыденном застолье большое значение придавалось распределению мяса. Лучшие, почётные куски полагались гостям и старейшим. У абхазов главному гостю преподносили лопатку или бедро, старейшему - полголовы; у кабардинцев лучшими кусками считались правая половина головы и правая лопатка, а также грудинка и пупок птицы; у балкариев - правая лопатка, бедренная часть, суставы задних конечностей. Другие получали свои доли в порядке старшинства. Тушу животного полагалось расчленять на 64 куска.

Если хозяин замечал, что его гость из приличия или стеснения переставал есть, он подносил ему ешё одну почётную долю. Отказ считался неприличным, как бы тот ни был сыт. Хозяин никогда не прекращал есть раньше гостей.

Застольный этикет предусматривал стандартные формулы приглашения и отказа. Вот как они звучали, например, у осетин. Никогда не отвечали: "Я сыт", "Я наелся". Следовало сказать: "Благодарю, я не стесняюсь, я хорошо попотчевал себя". Съедать всю поданную на стол пишу также считалось неприличным. Блюда, оставшиеся нетронутыми, у осетин назывались "доля убирающего стол". Знаменитый -исследователь Северного Кавказа В. Ф. Мюллер говорил, что в бедных домах осетин застольный этикет соблюдается строже, чем в раззолоченных дворцах европейской знати.

В застолье никогда не забывали о Боге. Трапеза начиналась молитвой Всевышнему, а каждый тост, каждое благопожелание (хозяину, дому, тамаде, присутствующим) - с произнесения его имени. У абхазов просили, чтобы Господь благословил того, о ком идёт речь; у адыгов на празднестве, скажем, по поводу постройки нового дома говорили: "Пусть Бог сделает это место счастливым" и т. д.; у абхазов часто употреблялось такое застольное благопожелание: "Да благословят тебя и Бог, и люди" или просто: "Пусть благословят тебя люди".

Женшины в мужском застолье, по традиции, не участвовали. Они могли только обслуживать пирующих в гостевом помещении - "кунацкой". У некоторых народов (горных грузин, абхазов и др.) хозяйка дома иногда всё же выходила к гостям, но только для того, чтобы провозгласить в их честь тост и тут же выйти.

ПРАЗДНИК ВОЗВРАЩЕНИЯ ПАХАРЕЙ

Важнейшее событие в жизни земледельца - пахота и сев. У народов Кавказа начало и завершение этих работ сопровождались магическими ритуалами: по народным представлениям, они должны были способствовать обильному урожаю.

Адыги выезжали в поле одновременно - всем селом или, если село бЧйло большое, улицей. Избирали "старшего пахаря", определяли место для стана, строили шалаши. Здесь же устанавливали "знамя" пахарей - пяти-семиметровый шест с прикреплённым к нему куском жёлтой материи. Жёлтый цвет символизировал созревшие колосья, длина шеста - величину будущего урожая. Поэтому "знамя" старались сделать как можно длиннее. Его бдительно охраняли - чтобы не украли пахари из других станов. Потерявшим "знамя" грозил неурожай, а у похитителей, наоборот, зерна прибавлялось.

Первую борозду прокладывал самый удачливый хлебороб. Перед этим пашню, быков, плуг обливали водой или бузой (хмельным напитком из хлебных злаков). Лили бузу также на первый перевёрнутый пласт земли. Пахари срывали друг с друга шапки и кидали на землю, чтобы плуг запахал их. Считалось, что чем больше шапок окажется в первой борозде, тем лучше.

Весь период весенних работ пахари жили в стане. Они трудились от зари до зари, но тем не менее оставалось время и для весёлых шуток и игр. Так, тайно наведавшись в село, парни похищали шапку у девушки из знатного рода. Через несколько дней её торжественно возвращали, а семья "потерпевшей" устраивала для всего села угошение и танцы. В ответ на похищение шапки крестьяне, не выезжавшие в поле, крали из стана ремень от плуга. Чтобы "выручить ремень", в дом, где его прятали, приносили в качестве выкупа еду и напитки. Следует добавить, что с плугом связан целый ряд запретов. Например, на него нельзя было садиться. "Провинившегося" били крапивой или привязывали к колесу поваленной на бок арбы и вертели его. Если на плуг садился "чужой", не из своего стана, с него требовали выкуп.

Известна игра "пристыживание поваров". Выбирали "комиссию", и та проверяла работу поваров. Если находила упущения, родственники должны были принести в поле угошение.

Особенно торжественно адыги отмечали окончание сева. Женщины заранее готовили бузу и различные кушанья. Плотники для состязаний в стрельбе делали специальную мишень - кабак ("кабак" в некоторых тюркских языках - вид тыквы). Мишень была похожа на ворота, только маленькие. На перекладину вешали деревянные фигурки животных и птиц, и каждая фигурка обозначала определённый приз. Девушки трудились над маской и одеждой для ажегафе ("танцующего козла"). Ажегафе был главным персонажем праздника. Его роль исполнял остроумный, весёлый человек. Он надевал маску, вывернутую шубу, привязывал хвост и длинную бороду, голову увенчивал козлиными рогами, вооружался деревянной саблей и кинжалом.

Торжественно, на украшенных арбах, пахари возвращались в село . На передней арбе красовалось "знамя", а на последней была укреплена мишень. За процессией следовали всадники и на всём скаку стреляли в кабак. Чтобы труднее было попасть в фигурки, мишень специально раскачивали.

На протяжении всего пути от поля до села ажегафе развлекал народ. Даже самые смелые шутки сходили ему с рук. Служители ислама, считая вольности ажегафе богохульством, проклинали его и никогда не участвовали в празднике. Однако этот персонаж был настолько любим адыгамй, что на запрет священников не обращали внимания.

Не доезжая до села, процессия останавливалась. Пахари разбивали площадку для совместной трапезы и игр, плугом проводили глубокую борозду вокруг неё. В это время ажегафе обходил дома, собирая угошение. Сопровождала его "жена", роль которой исполнял мужчина, нарядившийся в женскую одежду. Они разыгрывали забавные сценки: например, ажегафе падал замертво, и для его "воскрешениях с хозяина дома требовали угошение и т. п.

Праздник продолжался несколько дней и сопровождался обильным угощением, танцами и весельем. В заключительный день устраивали скачки и джигитовку.

В 40-х гг. XX в. праздник возвращения пахарей исчез из быта адыгов . Но одного из любимых персонажей - ажегафе - и теперь нередко можно встретить на свадьбах и других торжествах.

ХАНЦЕГУАШЕ

Может ли самая обыкновенная лопата стать княгиней? Оказывается, бывает и такое.

У адыгов существует обряд вызывания дождя, называемый "ханиегуаше" . "Хание" - по-адыгски "лопата", "гуа-ше" - "княгиня", "госпожа". Обряд совершали, как правило, в пятницу. Собирались молодые женщины и из деревянной лопаты для веяния зерна дела* ли Княгиню: к черенку прикрепляли перекладину, наряжали лопату в женскую одежду, покрывали платком, подпоясывали. "Шею" украшали "ожерельем" - закопчённой цепью, на которую вешают котёл над очагом. Её старались взять в доме, где были случаи смерти от удара молнии. Если хозяева возражали, цепь иногда даже крали.

Женщины, обязательно босые, брали за "руки" чучело и с песней "Боже, во имя Твоё мы ведём Ханиегуаше, пошли нам дождь" обходили все дворы села. Хозяйки выносили угощение или деньги и обливали женщин водой, приговаривая: "Боже, прими благосклонно". Тех, кто делал Ханиегуаше скупые подношения, соседи осуждали.

Постепенно процессия увеличивалась: к ней присоединялись женщины и дети из дворов, куда "заводили" Ханиегуаше. Иногда носили с собой цедилки для молока и свежий сыр. Они имели o магическое значение: так же легко, как через цедилку проходит молоко, должен пойти дождь из облаков; сыр символизировал насыщенную влагой почву.

Обойдя село, женшины выносили чучело к реке и устанавливали на берегу. Наступало время ритуальных купаний. Участницы обряда сталкивали друг друга в реку и обливали водой. Особенно старались облить молодых замужних женщин, имевших маленьких детей.

Черноморские шапсуги после этого бросали чучело в воду, а по истечении трёх дней вытаскивали его и ломали. Кабардинцы же приносили чучело в центр села, приглашали музыкантов и танцевали вокруг Ханиегуаше до самой темноты. Торжества заканчива-" лись обливанием чучела семью вёдрами воды. Иногда вместо него по улицам носили наряженную лягушку, которую потом бросали в реку.

После захода солнца начиналось пиршество, на котором съедали собранное по селу угошение. Магическое значение в обряде имели всеобщее веселье и смех.

Образ Ханиегуаше восходит к одному из персонажей мифологии адыгов - хозяйке рек Псйхогуаше. К ней обращались с просьбой о ниспослании дождя. Поскольку Ханиегуаше олицетворяла языческую богиню вод, день недели, когда она "посещала" село, считался священным. По народным представлениям, неблаговидный поступок, совершённый в этот день, был особенно тяжким грехом.

Капризы погоды неподвластны человеку; засуха, как и много лет назад, время от времени посещает поля земледельцев. И тогда по адыгским сёлам шествует Ханиегуаше, давая надежду на скорый и обильный дождь, веселя старых и малых. Конечно, в конце XX в. этот обряд воспринимается больше как развлечение, и участвуют в нём в основном дети. Взрослые же, даже не веря, что таким способом можно вызвать дождь, с удовольствием одаривают их сладостями и деньгами.

АТАЛЫЧЕСТВО

Если бы современного человека спросили, где следует воспитывать детей, то он бы с недоумением ответил: "Где же, как не дома?". А между тем в древности и раннем Средневековье был широко распространён обычай, когда ребёнка сразу после рождения отдавали на воспитание в чужую семью . Этот обычай зафиксирован у скифов, древних кельтов, германцев, славян, тюрков, монголов и некоторых других народов. На Кавказе он существовал до начала XX в. у всех горских народов от Абхазии До Дагестана. Кавказоведы называют его тюркским словом "аталычество" (от "аталык" - "как бы отец").

Как только в уважаемой семье рождались сын или дочь, претенденты на должность аталыка спешили предложить свои услуги. Чем знатнее и богаче была семья, тем больше находилось желающих. Чтобы всех опередить, новорождённого подчас крали. Считалось, что у аталыка не должно быть больше одного воспитанника или воспитанницы. Кормилицей становилась его жена (аталычка) или её родственница. Иногда со временем ребёнок переходил от одного аталыка к другому.

Воспитывали приёмных детей почти так же, как родных. Разница была в одном: аталык (и вся его семья) уделял приёмышу намного больше внимания, его лучше кормили и одевали. Когда мальчика учили ездить верхом, а затем и джигитовать, владеть кинжалом, пистолетом, ружьём, охотиться, то присматривали за ним внимательнее, чем за собственными сыновьями. Если случались военные стычки с соседями, аталык брал подростка с собой и зашишал его собственным телом. Девочку приобщали к женским работам по дому, учили вышивать, посвящали в тонкости сложного кавказского этикета, внушали принятые представления о женской чести и гордости. В родительском доме предстоял экзамен, причём юноша должен был показать, чему он научился, публично. Юноши обычно возвращались к отцу и матери, достигнув совершеннолетия (лет в 16) или ко времени женитьбы (лет в 18); девочки, как правило, раньше.

Всё время, пока ребёнок жил у аталыка, с родителями он не виделся. Поэтому в родной дом возвращался, словно в чужую семью. Проходили годы, прежде чем он привыкал к отцу и матери, братьям и сестрам. А вот близость с семьёй аталыка сохранялась всю жизнь, и, по обычаю, она приравнивалась к кровной.

Возвращая воспитанника, аталык дарил ему одежду, оружие, коня . Но сам он и его жена получали ешё более щедрые подарки от отца воспитанника: несколько голов скота, иногда даже землю. Между обеими семьями устанавливалась тесная близость, так называемое искусственное родство, не менее крепкое," чем кровное.

Родство по аталычеству устанавливалось между равными по общественному положению людьми - князьями, дворянами, богатыми крестьянами; порой между соседними народами (абхазами и мегрелами, кабардинцами и осетинами и т. п.). Княжеские семьи заключали таким образом династические союзы. В других случаях вышестоящий феодал передавал ребёнка на воспитание нижестоящему или богатый крестьянин - менее зажиточному. Отеи воспитанника не только одаривал аталыка, но и оказывал ему поддержку, защищал от врагов и т. п. Таким образом он расширял круг зависимых людей. Аталык расставался с частью своей независимости, зато приобретал покровителя. Не случайно у абхазов и адыгов "воспитанниками" могли стать уже взрослые люди. Чтобы молочное родство считалось признанным, "воспитанник" прикасался губами к груди жены аталыка. У чеченцев и ингушей, не знавших выраженного социального расслоения, обычай аталычества не развился.

В начале XX столетия учёные предложили 14 объяснений происхождения аталычества. Сейчас сколько-нибудь серьёзных объяснений осталось два. По мнению крупного отечественного кавказоведа М. О. Косвена, аталычество - остаток авункулата (от лат. avunculus - "брат матери"). Этот обычай был известен в древности. Как пережиток сохранился он и у некоторых современных народов (особенно в Центральной Африке). Авункулат устанавливал теснейшую связь ребёнка с дядей со стороны матери: по правилам, воспитывал ребёнка именно дядя. Однако сторонники данной гипотезы не могут ответить на простой вопрос: почему аталыком становился не брат матери, а чужой человек? Более убедительным кажется другое объяснение. Воспитательство вообще и кавказское аталычество в частности зафиксировано не раньше, чем в пору разложения первобытнообщинного строя и возникновения классов. Старые кровнородственные связи уже рвались, а новых ещё не было. Люди, чтобы приобрести сторонников, защитников, покровителей и т. д., устанавливали искусственное родство. Одним из его видов и стало аталычество.

"СТАРШИЙ" И "МЛАДШИЙ" НА КАВКАЗЕ

Вежливость и сдержанность очень ценят на Кавказе. Недаром адыгейская пословица гласит: "Не стремись к почётному месту - если ты его заслужил, оно тебе достанется". Особенно известны строгими нравами адыгейцы, черкесы, кабардинцы . Большое значение они придают своему внешнему виду: даже в жаркую погоду пиджак и шляпа - непременные детали одежды. Ходить нужно степенно, разговаривать неторопливо, негромко. Стоять и сидеть полагается чинно, нельзя прислониться к стене, закинуть ногу на ногу, тем более небрежно развалиться на стуле. Если мимо проходит человек, старший по возрасту, пусть и совсем незнакомый, нужно встать и поклониться.

Гостеприимство и уважение к старшим - краеугольные камни кавказской этики. Гостя окружают неусыпным вниманием: выделят лучшую комнату в доме, ни на минуту не оставят одного - всё время, пока гость не ляжет спать, с ним будет находиться или сам хозяин, или его брат, или другой близкий родственник. Обедает с гостем обычно хозяин, возможно, присоединятся старшие родственники или друзья, но хозяйка и другие женшины за стол не сядут-будут только прислуживать. Младшие члены семьи могут и вовсе не показаться, а уж заставить их сесть за стол вместе со Старшими и вовсе дело немыслимое. Рассаживаются за столом в принятом порядке: во главе - тамада, т. е. распорядитель застолья (хозяин дома или старший среди собравшихся), справа от него - почётный гость, далее по старшинству.

Когда по улице идут двое, то младший обычно идёт слева от старшего . Если к ним присоединяется третий человек, скажем средний по возрасту, младший перестраивается направо и чуть назад, а вновь подошедший занимает его место слева. В таком же порядке рассаживаются в самолёте или автомобиле. Это правило восходит к эпохе Средневековья, когда люди ходили вооружённые, со шитом на левой руке, и младший был обязан оберегать старшего от возможного нападения из засады.

Кавказ является южной границей, разделяющей Европу и Азию. Здесь проживает около тридцати разных национальностей.

Его часть, Северный Кавказ, практически вся входит в состав России, а южную делят между собой такие республики, как Армения, Грузия и Азербайджан.

Народы Северного Кавказа живут в наиболее сложном во многих отношениях регионе нашей страны, который включает в себя много территориальных образований, сформировавшихся по национальному типу. Этот густонаселенный и многонациональный район с его различными традициями, языками, а также верованиями принято считать Россией в миниатюре.

Благодаря своему уникальному геополитическому и геокультурному положению, относительно небольшой Северный Кавказ с давних пор считался контактной зоной и одновременно барьером, разделяющим цивилизации Средиземноморья, Восточной Европы и Именно этим и определяются многие процессы, происходящие в данном регионе.

В большинстве своем народы Северного Кавказа одинаковы внешне: как правило, темноглазые, светлокожие и темноволосые, у них резкие черты лица, и узкие губы. Обычно горцы по сравнению с равнинными жителями более высокого роста.

Их отличает полиэтничность, религиозный синкретизм, своеобразные этнические кодексы, в которых преобладают определенные черты, обусловленные их древнейшими родами занятий, такими, как террасное земледелие, альпийское скотоводство, наездничество.

По своей языковой классификации народы Северного Кавказа относятся к трем группам: к адыго-абхазской (на этом языке говорят адыги, абхазы, черкесы и кабардинцы), к вайнахской - чечены, ингуши, и к картвельской группе, родной для сванов, аджаров и мегрелов.

История Северного Кавказа во многом переплетена с Россией, которая всегда связывала с этим регионом большие планы. Еще с шестнадцатого-семнадцатого веков начинает налаживать интенсивные контакты с местными народами, особенно с черкесами и кабардинцами, помогая им в борьбе против

Народы Северного Кавказа, страдающие от агрессии Турции и Шахского Ирана, всегда видели в русских реальных союзников, которые помогут им остаться независимыми. Восемнадцатый век стал новым этапом в этих отношениях. После удачно завершившегося Петр I взял под свой суверенитет многие районы, в результате чего резко обострились его отношения с Турцией.

Проблемы Северного Кавказа всегда были на первом плане внешнеполитических задач России. Это объяснялось значимостью данного региона в борьбе за выход к стратегически важному для русских Черному морю. Вот почему с целью закрепления своих позиций царское правительство щедро одаривало горских князей, перешедших на его сторону, плодородными землями.

Недовольство Османской Турции привело к русско-турецкой войне, в которой России удалось отвоевать большие территории.

Однако итоговым фактором для окончательного вхождения всего этого региона в состав России стала Кавказская война.

И сегодня в Северо-Кавказском регионе, границы которого определились в девятнадцатом веке, расположились семь автономных республик РФ: Карачаево-Черкесия, Адыгея, Кабардино-Балкария, Алания, Ингушетия, Дагестан и Чеченская Республика.

Площадь, на которой они находятся - это меньше одного процента от всей территории нашей страны.

В России живет около ста национальностей и народностей, и почти половина из них - это народы Северного Кавказа. Причем по оценкам демографической статистики, именно их численность постоянно увеличивается, и сегодня эта цифра превосходит шестнадцать миллионов человек.

Население Кавказа по географическому принципу классификации народов мира делится на 2 группы: 1. Народы Кавказа. 2. Остальное население Кавказа. К остальному населению Кавказа относятся те народы, чье этническое формирование началось и завершилось на иной территории, не на Кавказе. На Кавказе они оказались уже сформировавшимися как народ – со своим языком, материальной и духовной культурой. Народ – источник, от которого они когда-то отделились и сегодня существует как самостоятельный этнос. Этническая территория этих народов и сегодня существует как самостоятельная геополитическая единица. К этой группе относятся все славянские народы, греки, эстонцы и другие, несколько поколений которых проживает на Кавказе. Эти народы ни сами не относят себя к народам Кавказа, ни их при научной классификации не относят в этногенетическом плане к данному региону.

Народы Кавказа в свою очередь по принципу автохтонности делятся на две группы: 1. Автохтоны Кавказа. 2. Пришлые народы Кавказа. Сперва рассмотрим вторую группу. К пришлым народам Кавказа относятся те, чье этническое формирование началось на иной территории, но завершилось на Кавказе. Народ – источник, от которого когда-то их предки отделились, как правило, сегодня уже не существует как этнос. Первоначальная этническая территория этих народов, как правило, уже не существует как самостоятельная геополитическая единица.

Пришлые народы Кавказа по генезису делятся на три группы: 1. Индоевропейские народы Кавказа 2. Народы алтайской семьи. 3. Семито – хамитские народы Кавказа.

Осетины – расселены в Республике Северная Осетия (Алания) в составе Российской Федерации, столица – г. Владикавказ; в Южной Осетии в составе Грузии, столица – г. Цхинвал. Осетинский язык – литературный, относится к иранской группе индоевропейской языковой семьи. Первая волна предков осетин – сарматы впервые появились на Кавказе в IV веке до н. э. Следующие волны сарматских племен пришли на Кавказ во II веке до н. э. и на рубеже двух эр. Раннесредневековые предки осетин – аланы. Аланы смешались с доаланскими автохтонными племенами Осетинка в национальном костюме

Талыши – расселены в Азербайджане, исторически проживали в горной и предгорной области Талыш, примыкающей к югозападному побережью Каспийского моря (юговосток Азербайджана и северо-запад Ирана). Талышское ханство вошло в состав Российской империи самостоятельно (вне связи с Азербайджаном) в конце ХVIII века. Талышский язык относится к иранской группе индоевропейской языковой семьи. Численность во всём мире - 256 тысяч человек. Талышская девушка из Азербайджана. 1920 -е гг.

Таты – (варианты названий - кавказские персы, закавказские персы) - иранский этнос, проживающий в Азербайджане и в России (преимущественно на юге Дагестана). Таты не имеют своей автономии, татский язык литературный, относится к иранской группе. Предки татов появились на Кавказе в VI веке н. э. , Численность татов – около 10 тысяч человек. Татская женщина. Старинное фото

Курды - ираноязычный народ, представляет собой совокупность многочисленных племенных групп, расселённых главным образом в районах среднего и северного Загроса и в верховьях Тигра и Евфрата - в регионе, называемом Курдистаном. Также расселены в Закавказье, не имеют автономии. После вхождения в состав Российской империи Грузии (1801 год), а также Гянджинского, Карабахского и Шекинского ханств часть курдов стала российскими подданными. В настоящее время Курдистан поделен между Турцией, Сирией, Ираном и Ираком. Численность курдов в мире – около 40 млн. чел. В Адыгее курды компактно проживают в сёлах Еленовское, Белое и Садовое, где поселились в конце 80 -х - 90 -х годах XX века беженцы из зоны Карабахского конфликта и переселенцы из других регионов Закавказья, а также из Средней Азии. Курдская женщина с детьми. Село Кварцхана, Батумская область, 1912 год.

Армянка в национальном костюме Армя не - древний народ, говорящий на армянском языке, принадлежащем к индоевропейской языковой семье. Являются государствообразующим народом в Армении и непризнанной Нагорно. Карабахской Республике. Формирование армянского народа на территории Армянского нагорья началось с конца II тысячелетия до н. э. и завершилось к VI веку до н. э. Черкесогаи - локальная этническая группа армян, сформировавшаяся на территории исторической Черкесии. Многовековое проживание в адыгской языковой среде привело к образованию особого этнолекта. В 1830 -х гг. были переселены российскими властями на равнинные территории, где основали город Армавир. В настоящее время наиболее высока концентрация черкесогаев в городах Армавир и Майкоп.

Азербайджанцы – тюркоязычный народ, составляющий основное население Азербайджана и значительную часть населения северо-западного Ирана. В России азербайджанцы традиционно проживают в Южном Дагестане. Общая численность - свыше 30 миллионов человек. Относятся к каспийскому типу европеоидной расы. Ранние тюрки оказались на Кавказе в конце IV века н. э. Формирование современного азербайджанского этноса на территории Восточного Закавказья и Северо-Западного Ирана представляло собой многовековой процесс, завершившийся в основном к концу XV века. Азербайджанка. Старинная фотография.

Кумыки – тюркоязычный народ, один из народов Дагестана, компактно проживают также в Северной Осетии и в Чечне. Антропологически у кумыков представлен каспийский подтип европеоидной расы. Не имеют автономии. Численность – около 500 тысяч человек. Кумычка. Старинное фото.

Карача евцы - тюркоязычный народ на Северном Кавказе, населяют Карачаево-Черкесию, в основном её горные и предгорные районы. Фактически карачаевцы составляют единый с балкарцами народ, разделённый административно на две части. Они относятся к кавкасионскому антропологическому типу балкано-кавказского варианта европеоидной расы. Численность около 218 тысяч человек. Старейшины Карачая в XIX веке.

Балка рцы - тюркоязычный народ на Северном Кавказе, населяющий в основном горные и предгорные районы Кабардино -Балкарии. Фактически балкарцы составляют единый с карачаевцами народ, разделенный административно на две части. Они относятся к кавкасионскому антропологическому типу европеоидной расы. Говорят на карачаево-балкарском языке. Полагают, что балкарцы образовались из смешения коренных северокавказских племён и алан с пришлыми племенами болгар. Численность около 112 тысяч человек. Балкарки в национальных костюмах (начало XX века)

Ногайцы – тюркоязычный народ на Северном Кавказе, проживают в Ставропольском крае, в Республиках Дагестан и Карачаево-Черкесия. Ногайский язык литературный. Численность в Российской федерации - 103, 7 тысяч человек по данным переписи 2010 г. Ногаец. Старинное фото

Горские евреи – расселены в Дагестане и Азербайджане. Язык евреев относится к семитской группе семито-хамитской языковой семьи. Большинство горских евреев говорит на татском языке. Предки татов и горских евреев одной волной пришли на Кавказ в VI веке н. э. и дальнейшее их этническое развитие шло на одной территории и при постоянном взаимодействии. Поэтому зачастую в житейской повседневности, а иногда и при научной классификации татов и горских евреев воспринимают как один народ, одно подразделение которого – таты – исповедует ислам, а другое – горские евреи – иудаизм. Однако это – два гетерогенных народа. Численность горских евреев – 11 000 человек. Горские еврейки

Айсоры (историческое название – ассирийцы, самоназвание – сураи) – расселены в Армении, Грузии, России. Язык литературный, относится к семито-хамитской языковой семье. Предками современных ассирийцев являются говорившие на арамейском языке жители Месопотамии, принявшие в I веке христианство. Современные ассирийцы говорят на северо-восточных новоарамейских языках, входящих в семитскую семью. Численность в России – около 11 тысяч. Ассирийский мальчик в традиционном костюме.

Автохтонные народы Кавказа говорят на языках Иберийско-кавказской семьи. К автохтонам Кавказа относятся те народы, чье этническое формирование началось и завершилось на Кавказе и не связано ни с каким другим регионом. Автохтоны Кавказа делятся на четыре группы: 1. Адыго-абхазская группа 2. Вайнахская группа 3. Дагестанская группа 4. Картвельская группа

Иберийско-кавказские языки Адыго-абхазские: Адыгейский Кабардинский Абхазский Абазинский Убыхский Дагестанские языки: Аваро-андо-цезская ветвь Лезгино-даргинская ветвь Хиналугская ветвь Лакская ветвь Вайнахские: Чеченский Ингушский Бацбийский Картвельские языки: Грузинский Сванский Мегрельский Лазский

Абази ны - один из древнейших коренных народов Кавказа, принадлежащий к группе абхазо -адыгских народов. В настоящее время проживают в Российской Федерации, наиболее компактно в 13 селах Карачаево-Черкесии. Абазины также проживают в республике Адыгея в ауле Уляп в количестве нескольких семейств. Историческая древняя родина абазин - территория современной Абхазии. В начале 14 века абазины начали перебираться на территорию нынешней Карачаево-Черкесии. Абазинка. Старинное фото.

Девушка-абхазка. Старинное фото. Абхазы - один из народов абхазо-адыгской группы, коренное население Абхазии, проживающее в Западной части Кавказа. Крупные диаспоры имеются также в Турции, России, Сирии, Иорд ании, дисперсно - в странах Западной Европы и в США. По переписи 2010 года абхазов 122 000 человек. В начале XXI века их общая численность в мире оценивается в 185 тыс. человек (по данным абхазских ученыхдемографов около 600 тысяч) Абхазы проживают в 52 странах мира.

Тевфик Эсенч (1904- 1992) - последний носитель убыхского языка. Убы хи - народ, родственный по культуре и быту адыгам, абазинам и абхазам. До 1864 года жили на Кавказском побережье Чёрного моря, между рр. Шахе и Хоста (т. н. Убыхия) (около 70 тысяч чел) в районе Большого Сочи. В конце Кавказской войны были почти полностью переселены в Османскую империю. Большая часть убыхов вымерла в процессе переселения. На данный момент в Турции проживает до 10000 потомков убыхов; они сильно ассимилированы и говорят на турецком и черкесском языках. В настоящее время убыхский язык считается мёртвым. Последний носитель убыхского языка в Турции - Тевфик Эсенч - был информатором французского лингвиста Ж. Дюмезиля как о языке, так и о культуре, верованиях и устройстве жизни убыхов, которые он ранее почерпнул у своего деда Ибрагима, родившегося и выросшего в Убыхии.

Чече нцы - северокавказский народ, проживающий на Северном Кавказе, коренное население Чечни. Исторически также проживают в ряде районов Дагестана, Ингушетии и Грузии. Антропологически чеченцы относятся к кавкасионскому типу европеоидной расы. Общая численность чеченцев во всём мире - 1 миллион 550 тысяч человек. В настоящий момент абсолютное большинство чеченцев проживает на территории России. После Кавказской войны около 5000 семей чеченцев переселились в Османскую империю. Их потомки составляют основную часть чеченских диаспор в Турции, Сирии и Иордании. В феврале 1944 года более полумиллиона чеченцев были полностью депортированы из мест своего постоянного проживания в Среднюю Азию. 9 января 1957 года чеченцам разрешили вернуться на прежнее место жительства. Чеченец. Старинное фото.

Ингуши - вайнахский народ, исторически проживающий на Северном Кавказе. Коренное население Ингушетии. Общая численность во всем мире оценивается в 600 тысяч человек. В России по последней переписи 2010 года проживает 444 тысячи ингушей, большая часть из которых расселена в Ингушетии - 385, 5 тысяч человек, а также в Северной Осетии - 28, 3 тысяч человек. Антропологически ингуши относятся к кавкасионскому типу европеоидной расы. В 60 -е годы XIX века часть ингушей, переселилась в Османскую империю. Во время Великой Отечественной войны ингуши, вместе с чеченцами, были обвинены в сотрудничестве с фашистскими захватчиками и депортированы в Казахстан и Сибирь. По оценкам потери составили от четверти до половины населения. В правах были восстановлены в 1957 году, после смерти Сталина. Ингушка в традиционном костюме.

Грузи ны - бо льшая часть грузинской нации сосредоточена внутри границ Грузии. Также немало грузин живёт в восточных провинциях Турции и во внутренних районах Ирана. Численность грузин в мире - более 4 млн. человек. В большинстве своем грузины антропологически относятся к понтийскому и кавкасионскому типам европеоидной расы. Наиболее близки к грузинскому языку лазский, мегрельский и сванский. Молодая грузинка из состоятельной семьи.

Ла зы - субэтническая группа грузинского народа. Проживают на территории исторической области Лазистан, большая часть территории которой в настоящее время входит в состав Турции. Численность в мире по разным данным от 150 тысяч до 500 тысяч человек. Лазские мужчины в традиционной одежде (около 1900 года)

Мегре лы рассматриваются как субэтническая группа грузинского народа. До 30 -х годов XX века выделялись отдельной народностью (перепись 1926 года), последующие переписи причисляют их к грузинам. Мегрелы кроме родного языка владеют также грузинским языком. Мегрелы являются народом региона Мегрелия в Западной Грузии. Мегрельский князь, рис. князя Г. Гагарина. XIX в.

Сва ны - рассматриваются как субэтническая группа грузинского народа. Говорят на сванском языке. До 30 -х годов XX века выделялись отдельной народностью (перепись 1926 года), но затем последующие переписи не выделяли их отдельно и включали (как и сегодня) в состав грузин. Кроме своего родного языка, все сваны владеют грузинским языком. Сван. Старинное фото.

Дагестан является самой многонациональной республикой России. Наиболее многочисленные автохтонные народы Дагестана: аварцы, даргинцы, лезгины, лакцы, табасаранцы. Аварская девушка Аул Хиндарх. Дагестан. 1883 г. Этническая карта Дагестана. 1 -смешанное население, 2 -аварцы, 3 -даргинцы, 4 -лезгины, 5 -лакцы, 6 -табасаранцы, 7 -агулы, 8 -рутульцы, 9 -цахуры, 10 -кумыки, 11 -ногайцы, 12 -азербайджанцы, 13 -русские

Знатный черкес из Анапы. Рис. князя Г. Гагарина. XIX в. Адыги – современные адыгейцы, черкесы, кабардинцы. Адыгейцы – западные или нижние адыги, расселены в Республике Адыгея. Численность адыгейцев в России – около 124 000 человек по переписи 2010 года. Черкесы – центральные адыги, расселены в Республике Карачаево. Черкесия. Автономию делят с тюркоязычными ногайцами, карачаевцами и с автохтонными абазинами. Численность – около 73 000 человек. Кабардинцы – восточные или верхние адыги, расселены в Кабардино-Балкарии. Автономию делят с тюркоязычными балкарцами. Численность кабардинцев – около 510 000 человек. Адыгский язык имеет два литературных варианта – адыгейский литературный язык и кабардинский литературный язык.

После завершения Кавказской войны Черкесия полностью вошла в состав Российской империи. С 1864 по 1871 год адыги были насильственно выселены в Турцию. По свидетельствам демографов России ХIХ века, 90 % от общей численности адыгов было депортировано в Турцию, 10 % осталось на исторической родине семью компактно расселенными группами на территории бывшей Черкесии. Из них три группы после установления Советской власти получили автономные области, которые в 1991 году обрели статус самостоятельных субъектов Российской Федерации – Республика Адыгея, Республика Карачаево-Черкесия, Республика Кабардино-Балкария. Знатные черкесы. Современный рисунок

Кроме этого, адыги компактно расселены сегодня в следующих регионах: Моздокские адыги – в трех аулах Северной Осетии и в одном ауле Ставропольского края, единственная группа адыгов, которая до сих пор исповедует христианство. Армавирские адыги – население трех аулов Успенского района Краснодарского края. Причерноморские адыги - шапсуги, расселены в 12 аулах Лазаревского и Туапсинского районов Краснодарского края и в четырех аулах Республики Адыгея (в 1830 году шапсугов было 300 000 человек, по Новицкому). По переписи 2010 г. их численность составляет около 3800 человек. В 1924 году шапсуги получили четвертую для адыгов автономию – Шапсугский национальный район, который был ликвидирован Указом И. Сталина 24 мая 1945 года. Адыг на царской службе. Старинное фото

Натухайцы – адыгский субэтнос, были расселены на Черноморском побережье от Тамани до реки Джубга; по Новицкому, в 1830 году натухайцев было 240 000 человек, от которых остался только один аул – Хатрамтук (в русской топонимии – аул Суворово-Черкесский) под г. Анапой. Этот аул в 1924 году был переселен на территорию Адыгеи и с этого времени на натухайской земле не осталось адыгских населенных пунктов. Остальные натухайцы выселены в Турцию. Всего на исторической Родине, на Кавказе и в целом в России, адыгов по данным переписи 2010 года – около 700 000 человек. Адыгская диаспора насчитывает 45 государств. Подавляющее большинство адыгов – депортантов проживает в Турции – по неофициальным данным – около 5 000. Всего в мире около 5 -6 миллионов адыгов. Кабардинец Киллар Хаширов в 1829 г. первым вступил на вершину Эльбруса


Звезда турецкого кинематографа черкесского происхождения Тюркан Шорай Мераль Окай - турецкaя актриса черкесского происхождения, сценарист и автор песен. Автор сценария популярного сериала «Великолепный век»

Моник Чемерзина (1924- 2004 гг.) - знаменитая французская балерина, актриса театра и кино черкесского происхождения, использовавшая сценическое имя Людмила Черина. Из семьи черкесского дворянинаэмигранта Авенира Чемерзина (Шамырзэ), бывшего царского полковника. После окончания карьеры балерины, занималась модельным бизнесом, живописью, скульптурой. Самая известная её работа (являющаяся официальным символом Евросоюза) - монумент «Сердце Европы» . Скульптура установлена в Страсбурге у здания Европейского парламента.

Хагондокова Ирен (Эльмесхан) Константиновна, графиня дю Люар - (18921985), черкесского (кабардинского) происхождения. Дочь генерала царской армии К. Хагондокова. В эмиграции после революции 1917 г. В молодости – манекенщица дома Шанель, позднее - активная участница антифашистского движения Сопротивления Франции в годы второй мировой войны. Добровольно вступив в медицинскую службу французской армии, участвовала в боях против немецко-фашистских войск в Северной Африке, сражалась в Тунисе, Италии, Франции и Германии, участница знаменитого парада 14 июля 1945 г. в честь освобождения Франции. Кавалер многих военных наград Франции и других стран, а также ордена Почетного Легиона. Пользовалась необыкновенным авторитетом в армии. Получила почетное звание Крестной матери 1 -го кавалерийского полка Иностранного Легиона. Похоронена с высочайшими воинскими почестями.

Другие знаменитые адыги: Напсо Мухадин Османович - судостроитель, один из создателей первой в СССР атомной подводной лодки "Ленинский комсомол". Нехай Дауд Ериджибович - Герой Советского Союза. Ногмов (Ногма) Шора Бекмурзович - адыгский просветитель первой пол. XIX в. , историк, литератор, лингвист, зачинатель адыгской письменности. Омар Фахри (Тлеуж) - государственный и общественный деятель Сирии, участник арабоизраильской войны 1948 -49 гг. , начальник полиции Сирии, сирийский военный атташе в Турции и Швейцарии. Омар Хикмет (1886 -1948 гг.) государственный деятель Иордании, министр торговли и сельского хозяйства, мэр г. Аммана, начальник администрации королевского двора. Темирканов Юрий Хатуевич - кабардинец, дирижер с мировым именем, заслуженный артист РСФСР, КБАССР, СССР, лауреат Гос. премии СССР, премии им. Глинки, лауреат многих международных конкурсов. Гл. дирижер и художественный руководитель симфонического оркестра Ленинградской (Санкт-Петербургской) консерватории. Одиннадцать лет возглавлял академический театр оперы и балета им С. М. Кирова. Более 20 лет работал как приглашенный главный дирижер с Лондонским Королевским филармоническим оркестром, гастролировал с одним из наиболее знаменитых симфонических оркестров США - Филадельфийским, работал с Нью-Йоркским, Сан. Францискским, Бостонским, Би-би-Си оркестрами, имеет правительственные награды. Хайраддин Ат-Туниси (Туниси Хайреддин) (1826 -1889 гг.) - тунисский просветитель и государственный деятель, автор тунисской конституции 1861. По происхождению черкес. Родился в Западной Черкесии, в 1840 попал невольником к тунисскому бею Ахмеду. Образование получил в Стамбуле и Тунисе. В 1857 -62 гг. - занимает пост министра военно-морского флота, 1861 -62 - председатель Высшего Совета парламента Туниса, 1877 - премьер-министр Туниса.