МУЗЕИ - ОСОБО ЦЕННЫЕ ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРЫ (ОЦО)

Особый статус музеев, который в 1990-е гг. получили около 30 музеев Российской Федерации. К особо ценным отнесены объекты, не просто представляющие собой "материальную, интеллектуальную и художественную ценность", но обладающие свойствами эталонности и уникальности. Они могут находиться только в федеральной собственности. Им полагается "высшая категория охраны и учета" и особые формы государственной поддержки. Особо ценные объекты включаются в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, могут быть представлены в ЮНЕСКО для включения в Список всемирного наследия.


Государственная Третьяковская галерея

К сожалению, понятие "особо ценный объект" не соотнесено с понятием "памятник", "культурная ценность", "культурное наследие", не указано, на основании каких признаков может быть определена "материальная, интеллектуальная и художественная ценность эталонного и уникального характера". В документах не обозначены принципы ранжирования, позволяющие не по случайным обстоятельствам, а объективно решать вопрос об отнесении музея к особо ценным объектам культуры и о необходимом и достаточном количестве объектов, позволяющем сохранить качество национального, культурного и природного наследия.



Государственный Эрмитаж

Вследствие распада СССР в 1991 г. крупнейшие музеи стран союзного значения потеряли свой высокий статус. Общая нестабильность в стране в начале 1990-х гг. и возросшая угроза безопасности наследия вызвали стремление выделить наиболее ценную часть наследия и обеспечить в первую очередь ее сохранение и передачу следующим поколениям. В 1992 г. появился Указ президента "Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации" (№ 1978 от 30.11.1992) и сопутствующие положения об особо ценных объектах культуры, о Государственном экспертном совете при Президенте Российской Федерации (№ 410 от 28 марта 1993), о Государственном своде особо ценных объектов…(№1143 от 6 октября 1994). На основе представлений экспертного совета Президентом РФ было принято несколько Указов о включении отдельных музеев в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Перечень особо ценных объектов на 01.09.98

  1. Эрмитаж Указ от 18.12.91 № 294
  2. Третьяковская галерея от 18.12.91 № 294
  3. Гос. Русский музей от 05.06.92 №558
  4. Гос. историко-культурный м-з "Московский Кремль" от 18.12.91 № 294
  5. Гос. Исторический музей от 18.12.91 № 294
  6. Гос. музей изобразительных искусств им.Пушкина от 18.12.91 № 294
  7. Гос. музей-заповедник "Петергоф" от 18.04.97 № 267
  8. Гос. музей искусства народов Востока от 18.12.91 № 294
  9. Российский этнографический музей от 18.12.91 № 294
  10. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. А. Рублева от 18.12.91 № 294
  11. Политехнический музей от 18.12.91 № 294
  12. Гос. Мемориальный и природный заповедник "Музей-усадьба Л.Н. Толстого "Ясная поляна" от 06.11.93. № 1847
  13. Гос. Бородинский военно-исторический музей-заповедник от 24.01.95. № 64
  14. Гос. Музей Л.Н. Толстого от 02.04.97. № 275
  15. Всероссийский музей А.С. Пушкина от 02.04.97. № 275
  16. Гос. Мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А.С. Пушкина "Михайловское" от 06.12.95. № 1219
  17. Гос. Центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина от 02.04.97. № 275
  18. Гос. Центральный музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки от 24.01.95. № 64 от 23.06.95. № 627
  19. Гос. Художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник "Царское Село" от 02.04.97. № 275
  20. Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник от 24.01.95. № 64
  21. Гос. Мемориальный и природный музей-заповедник И.С. Тургенева "Спасское-Лутовиново" от 02.04.97. № 275
  22. Саратовский гос. Художественный музей им. А.Н. Радищева от 15.01.98. № 30
  23. Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник от 15.01.98. № 30
  24. Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник от 02.04.97. № 275
  25. Архангельский гос. Музей деревянного зодчества и народного искусства "Малые Корелы" от 30.07.96. № 1112
  26. Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник от 06.12.95. № 1219
  27. Новгородский гос. Объединенный музей-заповедник от 15.01.98. № 30
  28. Соловецкий гос. Историко-архитектурный и природный музей-заповедник (Соловецкий историко-культурный комплекс) от 06.12.95. № 1219
  29. Гос. Историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник "Кижи" от 06.11.93. № 1847

Указ Президента РФ от 30 ноября 1992 г. N 1487
"Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации"

В целях обеспечения сохранности и создания необходимых условий использования особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации постановляю:

1. Утвердить прилагаемое Положение об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации.

2. Установить, что присвоение конкретному объекту статуса особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации означает отнесение его к высшей категории охраны и учета, предполагающей особые формы государственной поддержки и включение его в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

5. Министерству финансов Российской Федерации обеспечить начиная с IV квартала 1992 г. финансирование особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации за счет ассигнований из Республиканского бюджета Российской Федерации и предусмотреть финансирование таких объектов отдельной строкой в проекте республиканского бюджета Российской Федерации на 1993 год.

7. Правительству Российской Федерации обеспечить исчерпывающее выполнение поручений, содержащихся в подпункте "в" пункта 4 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 17 июля 1992 г. N 3332-1 "О введении в действие Закона Российской Федерации "О бюджетной системе Российской Федерации на 1992 год" и Указе Президента Российской Федерации от 18 декабря 1991 г. N 294 "Об особо ценных объектах национального наследия России".

8. Настоящий Указ вступает в действие в порядке, установленном постановлением V Съезда народных депутатов РСФСР от 1 ноября 1991 г. "О правовом обеспечении экономической реформы".

Москва, Кремль

Положение
об особо ценных объектах культурного наследия
народов Российской Федерации
(утв. Указом Президента РФ от 30 ноября 1992 г. N 1487)

С изменениями и дополнениями от:

1. К особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации (далее именуются - особо ценные объекты) относятся расположенные на ее территории историко-культурные и природные комплексы, архитектурные ансамбли и сооружения, предприятия, организации и учреждения культуры, а также другие объекты, представляющие собой материальные, интеллектуальные и художественные ценности эталонного или уникального характера с точки зрения истории, археологии, культуры, архитектуры, науки и искусства.

2. Отнесение указанных в пункте 1 настоящего Положения объектов к числу особо ценных осуществляется Указом Президента Российской Федерации.

Объекты, отнесенные к числу особо ценных, включаются в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации (далее именуется - Государственный свод).

3. Депозитарием Государственного свода является Министерство культуры Российской Федерации.

4. Объекты, включенные в Государственный свод, могут быть представлены в ЮНЕСКО для включения их в Список всемирного наследия от имени Российской Федерации.

5. Предложения об отнесении объектов, расположенных на территории Российской Федерации, к числу особо ценных и включении их в Государственный свод вносятся государственными и общественными организациями в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

6. Внесенные в Государственный свод особо ценные объекты являются исключительно федеральной собственностью. Изменение формы собственности указанных объектов либо их перепрофилирование не допускается.

7. Правительство Российской Федерации обеспечивает правовые, финансовые и материальные условия, необходимые для сохранности, целостности и неотчуждаемости собраний, коллекций и фондов особо ценных объектов.

8. Имущество, здания и сооружения организаций, предприятий и учреждений, отнесенных к особо ценным объектам, находятся в их оперативном управлении.

9. Организации, предприятия и учреждения, отнесенные к особо ценным объектам или использующие их, несут ответственность за сохранность указанных объектов и их надлежащее использование.

10. Финансирование особо ценных объектов (в том числе их расходов на комплектование фондов, развитие материально-технической базы, капитальное строительство, реконструкцию и реставрацию, реализацию социальных программ для трудовых коллективов, эксплуатационных расходов, расходов на содержание охраны) осуществляется за счет ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации и выделяется отдельной строкой в республиканском бюджете Российской Федерации, а также за счет ассигнований из соответствующих бюджетов республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга и выделяется отдельной строкой в соответствующих бюджетах.

Поступление финансовых средств из других источников, в том числе дополнительных доходов от собственной творческо-производственной деятельности, добровольных вкладов и пожертвований физических и юридических лиц, не является основанием для уменьшения объемов бюджетного финансирования.

11. Организации, предприятия и учреждения, отнесенные к особо ценным объектам, в соответствии с законодательством Российской Федерации самостоятельно определяют структуру, штаты, численность, формы и размеры оплаты труда работников в пределах ассигнований, выделяемых им на эти цели из Республиканского бюджета Российской Федерации.

13. Собрания, коллекции, фонды особо ценных объектов доступны для граждан в научных, культурных, образовательных и просветительных целях.

14. Организации, предприятия и учреждения, отнесенные к особо ценным объектам или использующие их, устанавливают совместно с Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством культуры Российской Федерации режим доступа посетителей и порядок охраны имущества и ценностей, а также обеспечивают противопожарную безопасность.

Для обеспечения установленного режима работы и доступа посетителей, охраны имущества и культурных ценностей организации, предприятия и учреждения, отнесенные к особо ценным объектам, совместно с Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством культуры Российской Федерации могут создавать специальные службы безопасности особо ценных объектов.

Положение об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации было утверждено Указом Президента Российской Федерации в 1992 г. С этого времени ведется соответствующий Государственный свод, в который включаются наиболее значимые российские музеи, музеи-заповедники, библиотеки, архивы, театры, научные, медицинские и учебные учреждения. Ныне Государственный свод включает 68 объектов (важнейшие документы по этой теме размещены на сайте Минкультуры России по адресу: www.mkrf.ru; полный список объектов с таким статусом приведен на сайте Института Наследия по адресу: www.heritage-institute.ru (Российский НИИ культурного и природного наследия).

В 2010 г. Государственный свод не пополнялся, последние добавления в него были внесены в 2009 г. (здание главного корпуса Московского педагогического государственного университета на Малой Пироговской, 1; Общенациональный мемориал воинской славы “Могила Неизвестного Солдата” в Александровском Саду, Москва; Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник “Куликово поле”, Тульская область).

Вместе с тем, инициатива выявления особо ценных объектов культурного наследия стала проявляться на региональном уровне. Так, в январе 2010 г. три объекта Красноярского края (Норильский Заполярный театр драмы им. В. Маяковского, Красноярский драматический театр им. А. Пушкина и Минусинский драматический театр) были отнесены к категории “особо ценных объектов культурного наследия Красноярского края” и занесены в особый региональный реестр. Основанием послужило принятие в июне 2007 г. Закона Красноярского края о культуре, где в главе 2 присутствует статья 11 – “Особо ценные объекты культурного наследия края” со следующим определением: “К особо ценным объектам культурного наследия края относятся расположенные на его территории историко-культурные и природные комплексы, памятники истории, культуры и природы, архитектурные ансамбли и сооружения, предприятия, организации и учреждения культуры, а также другие объекты, представляющие собой материальные, интеллектуальные и художественные ценности эталонного или уникального характера с точки зрения истории, археологии, культуры, архитектуры, науки и искусства”.

В целях определения воздействий экологических факторов на состояние ценных объектов культурного наследия в 2010 г., как и предыдущие годы, было произведено специальное анкетирование различных учреждений, в основном в Москве и Санкт-Петербурге. Всего ответило примерно 50% опрошенных респондентов (что меньше обычной нормы). Экологический мониторинг, проведенный в 2010 г., показал следующее.

Неудовлетворительным было признано состояние двух объектов, что составляет примерно 10% от числа всех ответивших респондентов (2009 г. и 2008 г. – примерно столько же). Оба объекта в предыдущие годы не раз получали низкую оценку экологического состояния. Первый – это Российский государственный военно-исторический архив (Москва, 2-я Бауманская ул., дом 3), для которого отмечена сильная загазованность воздушного бассейна и подтопление подвальных помещений. Впрочем, в полученном ответе отмечено, что “…в 2010 г. площадь подтопляемых участков уменьшилась в связи с проведением реставрационных работ по фасадам здания”. Второй объект – Музей антропологи и этнографии в Санкт-Петербурге (“Кунсткамера”), для которого зафиксировано несоблюдение температурно-влажностного режима, наличие грибков, насекомых, грызунов, загрязнение воздушного бассейна и подтопление фундамента и подвалов.

Число объектов, экологическое состояние которых было оценено как удовлетворительное и хорошее, составило абсолютное большинство – около 85% (2009 г. – 65%, 2008 г. – 55%). На этих объектах, при выдерживании в целом температурно-влажностного, светового и биологического режимов, тем не менее, возникали определенные проблемы экологического характера, однако они носили локальный характер и не имели существенных негативных последствий. Так, в Томском политехническом университете главной проблемой экологического характера для всех его филиалов (которых более 30) было признано воздействие загрязненной атмосферы на фасады зданий. Для Института русской литературы (“Пушкинский дом”) в Санкт-Петербурге, в непосредственной близости от которого проходит оживленная автомагистраль – набережная Макарова, отмечалось, что это приводит к сильной вибрации и загрязнению фасадов зданий. Для помещений Архива древних актов, находящегося в центре Москвы, было отмечено воздействие загрязненной атмосферы (отработавшие газы автотранспорта) и наличие грибков на стенах корпуса 1.

К указанной группе можно отнести и ряд других объектов: в Москве – это Российская государственная библиотека, МГТУ им. Баумана, Музей искусства народов Востока, Театральный музей им. Бахрушина; в Санкт-Петербурге – Мариинский театр и Пулковская обсерватория; это также Томский государственный университет. В данную группу, с оценкой “хорошо”, формально попадает и музей деревянного зодчества “Малые Корелы” в Архангельской области. Однако такая оценка представляется завышенной, так как в самой анкете упомянут целый ряд проблем, как-то: сильное загрязнение атмосферного воздуха (ТЭЦ, целлюлозно-бумажные комбинаты, автотранспорт), подтопление некоторых памятников и протечки кровли (наиболее сильно от этого пострадало четыре деревянных строения), деградация насаждений, чрезмерная рекреационная нагрузка, “визуальное загрязнение” (опоры ЛЭП и др.).

Анкетирование 2010 г. засвидетельствовало всего один благополучный объект (для сравнения: в 2009 г. – 5, 2008 г. – 8 объектов). Речь идет об Академии русского балета им. А. Я. Вагановой в Санкт-Петербурге. Возможно, такая оценка завышена, поскольку в анкете отмечено и наличие вредных насекомых, и периодическое подтопление здания, и воздействие загрязненного воздушного бассейна в центре города. При этом несколько объектов, оцененных как благополучные в 2009 г. (Российская Академия художеств, Государственный исторический музей, Казанский государственный университет), в 2010 г. оценены ниже – на оценки “хорошо” и “удовлетворительно”. Это было вызвано как объективными причинами (ухудшились отдельные показатели), так и субъективными (сменились составители анкет).

Особую группу объектов составляют учреждения, включающие несколько филиалов, которые в ходе анкетирования получили как хорошие и удовлетворительные оценки, так и неудовлетворительные. Так обстоит дело, например, с Государственным музеем Л. Н. Толстого, из которого поступило четыре анкеты на разные филиалы. При этом, с одной стороны, экологическое состояние головного музея на ул. Пречистенка в Москве, равно как другого московского филиала – Толстовского центра на Пятницкой улице, а также филиала в Липецкой области – станции Астапово, было оценено как хорошее. С другой стороны, еще один филиал музея – усадьба Хамовники в центре Москвы получил оценку “плохо”: здесь отмечено отклонение от требуемого режима температурно-влажностного режима, наличие грибков и грызунов, сильная вибрация и загрязнение воздуха автотранспортом. Аналогичная ситуация сложилась с Казанским государственным университетом: на фоне хорошей оценки, которую получили большинство филиалов, два из них были оценены негативно (сильная загазованность центра города, неполное соблюдение температурно-влажностного, светового и биологического режимов).

Результаты произведенного в 2010 г. экологического мониторинга представлены в табл. 5.

Объекты культурного наследия, включенные в Список всемирного наследия Особо ценные объекты культурного наследия народов Российской ФедерацииОбъекты культурного наследия федерального значения Объекты культурного наследия регионального значения Объекты культурного наследия местного значения Выявленные объекты культурного наследия Памятники, связанные с событиями Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

К особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации относятся расположенные на ее территории историко-культурные и природные комплексы, архитектурные ансамбли и сооружения, предприятия, организации и учреждения культуры, а также другие объекты, представляющие собой материальные, интеллектуальные и художественные ценности эталонного или уникального характера с точки зрения истории, археологии, культуры, архитектуры, науки и искусства.

Присвоение конкретному объекту статуса особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации означает отнесение его к высшей категории охраны и учета, предполагающей особые формы государственной поддержки и включение его в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

1. Российский государственный архив кинофотодокументов (http://www.rgakfd.ru/)

Указом Президента РФ от 02.04.1997 № 275 .

Расположен по адресу:

143400, Московская область, г. Красногорск, ул. Речная, д. 1.

2. Госфильмофонд Российской Федерации (http://www.gosfilmofond.ru/)

Включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации .

Расположен по адресу:

142050 Московская область, г. Домодедово, микрорайон Белые Столбы, просп. Госфильмофонда.

3. Жостовская ордена "Знак Почета" фабрика декоративной росписи (http://www.zhostovo.ru/)

Включена в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации Указом Президента РФ от 06.11.1993 № 1847 .

Расположена по адресу:

Мытищинский муниципальный район, д. Жостово.

4. Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник (http://www.borodino.ru/)

(включая территорию с расположенными на ней памятниками истории и культуры)

Включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации Указом Президента РФ от 24.01.1995 № 64 .

Расположен по адресу:

143240, Московская область, Можайский муниципальный район, с. Бородино.

5. Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры (http://www.stsl.ru/)

Включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации .

Расположен по адресу:

141300, Московская обл., г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра

6. Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей (http://www.musobl.divo.ru)

Включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации Распоряжением Президента РФ председателя верховного Совета РФ от 15.10.1992 № 584-рп .

Расположен по адресу:

141300, Московская область, г. Сергиев Посад, Проспект Красной Армии, д. 144


Постановление Правительства РФ от 6 октября 1994 г. N 1143

«Об утверждении Положения о Государственном своде особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации»

См. Федеральный закон РФ от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»

О перечне особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации см. справку

Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемое Положение о Государственном своде особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации В.Черномырдин

Положение
о Государственном своде особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации

1. Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации (далее именуется - Государственный свод) учрежден в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1992 г. N 1487 «Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации» и является единым комплексом (банком) документов и материалов об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации (далее именуются - особо ценные объекты).

2. Включение особо ценных объектов в Государственный свод осуществляется в соответствии с Положением об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1992 г. N 1487 «Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации».

3. Депозитарием Государственного свода является Министерство культуры Российской Федерации.

4. Государственный свод включает:

регистрационный реестр;

документально-информационный фонд.

Форма регистрационного реестра, а также структура документально-информационного фонда Государственного свода утверждаются Министерством культуры Российской Федерации.

5. Регистрационный реестр Государственного свода ведется Министерством культуры Российской Федерации и является основным учетным перечнем особо ценных объектов, которые включаются в него под соответствующим порядковым номером на основании решений Президента Российской Федерации об отнесении их к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации.

6. В документально-информационный фонд Государственного свода включаются:

копии официальных документов по особо ценным объектам (решений Президента и Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также отдельных наиболее важных решений руководителей организаций, предприятий и учреждений, отнесенных к особо ценным объектам или использующих их);

информационные материалы по вопросам текущей деятельности и истории особо ценных объектов.

Состав документов, подлежащих включению в документально-информационный фонд Государственного свода, определяется Министерством культуры Российской Федерации совместно с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в ведении которых находятся организации, предприятия и учреждения, отнесенные к особо ценным объектам или использующие их, а состав информационных материалов - по согласованию с руководителями указанных организаций, предприятий и учреждений.

7. Дополнения и изменения в состав документально-информационного фонда Государственного свода вносятся по мере необходимости Министерством культуры Российской Федерации по представлению организаций, предприятий и учреждений, отнесенных к особо ценным объектам или использующих их, а также федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в ведении которых находятся указанные предприятия, организации и учреждения.

8. Документы и материалы, включенные в Государственный свод, доступны для ознакомления и публикования. Порядок доступа устанавливается Министерством культуры Российской Федерации.

9. Государственный свод подлежит бессрочному хранению.

Это произведение не охраняется авторским правом.
В соответствии со статьёй 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы, произведения народного творчества (фольклор), сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).