Известный юморист. Род. в 1841 г. в старинном петербургском купеческом семействе, образование получил в петерб. немецком реформатском училище, был приказчиком, служил в страховом обществе, но скоро оставил коммерческую деятельность. Последние 15 лет Л. принимает деятельное участие в спб. городской думе. Л. - чрезвычайно плодовитый писатель. Начав с небольших юмористических очерков и стихотворений в "Русском Мире", "Искре" и др. и поместив в журналах обратившие на себя внимание очерки "Апраксинцы" ("Библ. для Чтения", 1863), "Биржевые артельщики" ("Современник", 1864) и др., Л. с начала 1870-х гг. становится постоянным сотрудником "Петербургской Газеты" и здесь почти каждый день помещает "сцены" из купеческого, мещанского и низшего петербургского быта. Общее число написанных Л. сцен достигает 10 тысяч; только часть их вошла в сорок отдельно изданных томов. Более известные сборники сцен Л.: "Где апельсины зреют" (6 изд.), "Наши за границей" (11 изд.), "Цветы лазоревые", "Наши забавники", "Неунывающие россияне", "Шуты гороховые", "Саврасы без узды" и др. Юмор Л. не всегда гонится за типичностью и очень часто ограничивается стремлением потешать читателя смехотворными словечками. Но есть и серьезные стороны в его произведениях. Несмотря на то, что он почти всю жизнь пишет для аудитории "мелкой прессы", Л. никогда не угождает ее вкусам и по мере сил старается быть обличителем "темного царства". Редактируемый Л. с 1880 г. юмористический журнал "Осколки" свободен от порнографии, составляющей главную приманку многих юмористических изданий. Л. написал также несколько забавных пьес для сцены: "Привыкать надо", "Медаль", "Кум пожарный" и др.

С. В.

{Брокгауз}

Лейкин, Николай Александрович (дополнение к статье)

Юморист; умер в 1906 г.

{Брокгауз}

Лейкин, Николай Александрович

Юморист 80-х гг. Писатель огромной плодовитости - автор нескольких тысяч сцен и рассказов. Род. в купеческой семье. Служил в различных коммерческих предприятиях. С 60-х годов отдался всецело лит-ой деятельности. Сотрудничал в журн. "Искра". "Библиотека для чтения", "Современник". "Отечественные записки". С 70-х годов работал главн. обр. в "Петербургской газете". С 80-х годов стал редактором и издателем журн. "Осколки".

Фабульным источником многочисленных произведений Л. - юмористических рассказов ("Наши забавники", "Шуты гороховые"), романов ("Стукин и Хрустальников", "Сатир и нимфа", "Наши за границей") - являлись нравы купечества Гостиного и Апраксинского дворов 70-80-х годов. Некультурный купеческий быт Л. изображал с точки зрения либерального буржуа, пользуясь неиссякаемым запасом смехотворных положений. Но его количественно богатая продукция поражает однообразием тематики, примитивизмом художественного метода. Купеческий быт Л. изображал, пользуясь приемами внешнего бытописательства, без показа каких-либо сложных общественных или психологических конфликтов. Л. часто прибегал к шаржу, карикатуре, стремился рассмешить читателя даже коверканием его героями иностранных слов. Изображение крестин, свадеб, масляницы, заграничных путешествий его смехотворных героев - вот тот узкий круг, в котором вращалось творчество Л. Он удовлетворял спросу на легкое развлекательное чтение, который предъявляла к литературе мещанско-обывательская масса читателей политически застойной эпохи 80-х гг. Наряду с ней Л. угождал и вкусам части буржуазной интеллигенции, с удовлетворением читавшей о похождениях купцов с Апраксинского двора, считая, что она уже "культурна" и высоко поднялась над темнотой лейкинских героев.

В "Осколках" Л. в 80-х гг. работал молодой Чехов - "Антоша Чехонте", испытавший на себе первоначально сильное влияние Л.

Библиография: I. Наиболее известные сборники Л.: Наши забавники, СПб, 1879; Неунывающие россияне, СПб, 1879: Шуты гороховые, СПб, 1879; Саврасы без узды, СПб, 1880; Цветы лазоревые, СПб, 1885; Наши за границей, СПб, 1890 (издание 13-е, СПб, 1897); Где апельсины зреют, СПб, 1893 (10-е издание, СПб, 1898); Воскресные охотники, СПб, 1893 (изд. 8-е, 1898), и мн. др.

II. Введенский А. И., Современные литературные деятели, Н. А. Лейкин, "Исторический вестник", 1890, VI; Скабичевский А., История новейшей русской литературы, издание 7-е, СПб, 1909 (глава IV. Беллетристы-публицисты); Лейкин Н. А., Мои воспоминания, "Исторический вестник", 1906, II - III; Б. Г. (Глинский Б. Б.), Памяти H. A. Лейкина, там же, 1906, II; Лейкин в его воспоминаниях и переписке, 1907; Ясинский И. И., Роман моей жизни, Л., 1926; Мышковская Л., Чехов и русские юмористические журналы 80-х гг.

III. Mезьеp А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, ч. 2, СПб, 1902; Венгеpов С. А., Источники словаря русских писателей, т. III, П., 1914 (библиографические указания не позже 1899).

В. Бойчевский.

{Лит. энц.}


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Лейкин, Николай Александрович" в других словарях:

    Николай Лейкин Имя при рождении: Николай Александрович Лейкин Дата рождения: 7 (19) декабря 1841(1841 12 19) … Википедия

    Лейкин, Николай Александрович известный юморист (1841 1906). Родился в купеческом семействе; образование получил в петербургском немецком реформатском училище; был приказчиком, служил в страховом обществе, но скоро оставил коммерческую… … Биографический словарь

    - (1841 1906) русский писатель юморист. Издатель юмористического журнала Осколки (1882 1905). В романах, повестях, рассказах описывал главным образом нравы купечества … Большой Энциклопедический словарь

    Русский писатель и журналист. Родился в купеческой семье. Печататься начал в 1860. Основная тема многочисленных рассказов, очерков, сценок, пьес, повестей Л., его романов («Стукни и Хрустальников» … Большая советская энциклопедия

    - (1841 1906), русский писатель юморист. Издатель юмористического журнала «Осколки» (1882 1905). В романах, повестях, рассказах описывал главным образом нравы купечества. * * * ЛЕЙКИН Николай Александрович ЛЕЙКИН Николай Александрович (1841 1906),… … Энциклопедический словарь

    ЛЕЙКИН Николай Александрович - (1841—1906), русский писатель юморист. журналист. Многочисл. (ок. 10 тыс.) рассказы «сцены»; часть их вошла в его сб ки «Неунывающие россияне» (1879, 3 изд., 1912), «Шуты гороховые» (1879, нов. изд. 1927), «Наши забавники» (1879, 2 изд.,… … Литературный энциклопедический словарь

    Николай Александрович Лейкин (1841 1906) русский писатель и журналист. Биография Николай Лейкин родился 7 (19 декабря) 1841 г. в Санкт Петербурге. Издавал юмористический еженедельник «Осколки» в Санкт Петербурге. Именно в этом журнале начинал… … Википедия

    - (1841 1906) русский писатель юморист (в своих рассказах и повестях описывал главным образом купеческий быт), издатель юмористического журнала Осколки. его жена … Словарь литературных типов

    - (1841 1906) русский писатель и журналист. Биография Николай Лейкин родился 7 (19 декабря) 1841 г. в Санкт Петербурге. Издавал юмористический еженедельник «Осколки» в Санкт Петербурге. Именно в этом журнале начинал печатать рассказы А.П. Чехов под … Википедия

    Николай Александрович (1841 1906) юморист 80 х гг. Писатель огромной плодовитости автор нескольких тысяч сцен и рассказов. Р. в купеческой семье. Служил в различных коммерческих предприятиях. С 60 х годов отдался всецело лит ой деятельности.… … Литературная энциклопедия

Книги

  • Николай Александрович Лейкин в его воспоминаниях и переписке , Н. Лейкин. Николай Александрович Лейкин в его воспоминаниях и переписке: С двумя портретами и приложением писем к нему Ан. П. Чехова. Санкт-Петербург: т-во Р. Голике и А. Вильборг: 1907. Стр.…

Лейкин Николай Александрович родился 7(19).XII.1841 г. в Петербурге в купеческой семье - писатель-юморист.

Закончив в 1859 Петербургское немецкое реформаторское училище, стал помогать отцу в торговых делах. Вскоре отец разорился, и Николай Александрович поступил приказчиком в Гостиный двор, затем служил в страховом обществе, но скоро бросил службу.

В конце жизни состоял одним из влиятельнейших членов Петербургской городской думы.

С 1882 редактирует юмористический журнал «Осколки», чрезвычайно широко при Лейкине распространенный.

В последние годы Николай Александрович - удачливый делец, богатый человек, автор десяти томов сочинений, включающих более 10 тысяч юмористических сценок, 36 романов, массу рассказов и ряд пьес.

Дебютировал Лейкин 13 апреля 1860 стихотворением «Кольцо» в еженедельном журнале «Русский мир». Предоставляли его юмористическим очеркам и стихам свои страницы «Искра» (часто писавшая о популярности Лейкина), «Библиотека для чтения», «Современник» и другие.

С начала 1870-х гг. Николай Александрович становится постоянным сотрудником «Петербургской газеты» и постоянно публикует здесь «сцены» из купеческого, мещанского и простонародного петербургского быта. Эти «сцены» составили затем содержание наиболее популярных сборников Лейкина, которыми увлекался юный Чехов:

«Где апельсины зреют»,

«Цветы лазоревые»,

«Наши забавники»,

«Неунывающие россияне»,

«Шуты гороховые»,

«Наши за границей» (более 10 изд.),

«Саврасы без узды».

Из пьес Николая Александровича Лейкина наиболее известны комедии:

«Привыкать надо»,

«Медаль»,

«Кум пожарный».

На первых порах своей литературной деятельности Лейкин с известной смелостью и остротой высмеивал отдельные черты нескладного быта обитателей «темного царства» - купеческой среды. Первые его по-настоящему сатирические очерки «Апраксинцы», понравившиеся Щедрину, открыли ему дорогу в «Современник», где он напечатал первую свою вещь - повесть «Биржевые артельщики». Но либеральные тенденции, зачастую острого свойства, быстро исчезли из произведений писателя. Давая в своих «сценах» целое море житейской суеты, отличаясь несомненной наблюдательностью и профессиональным юмором, будучи мастером короткого (в 50 - 60 строк) рассказа, Лейкин в то же время не отличался ни глубиной обличения, ни четкой направленностью своего юмора, ограничиваясь ролью шутливого балагура.

Любопытны его замечания в письмах к Чехову, наглядно раскрывающие его боязнь «осерьезить» «Осколки». «Подписчик на «Осколки»,- пишет Лейкин,- особенный подписчик и требует юмористики, веселых сценок, сатирических или шуточных и шаловливых стихов. И так уже мы не ту ноту тянем. Раздаются жалобы на серьезность». Поздний юмор самого Лейкина действительно был весьма далек от серьезной усмешки, он стал средством забавы, угождения невзыскательному вкусу веселящихся обывателей, стал осторожен и лишен прежней категоричности в оценках, свойственной раннему Лейкину.

Хорошо чувствуя талант других, Николай Александрович привлекал в «Осколки» талантливых людей и навсегда вошел в историю литературы покровительством и помощью, оказанными молодому Чехову. Но он же и потерял Чехова, отошедшего от него и «Осколков» из-за настойчивого стремления писателя ограничить социальный пафос и сатирическую заостренность, присущих творчеству быстро прогрессировавшего Чехова. Сам же Николай Александрович упорствовал в своей позиции писателя, обратившего свой несомненный дар юмориста с хорошим чутьем языка на шутливое бытописание, носящее откровенно зубоскальский и беззлобный характер.

ЛЕЙКИН Николай Александрович родился в купеческой семье - писатель-юморист.

Закончив в 1859 Петербургское немецкое реформаторское училище, стал помогать отцу в торговых делах. Вскоре отец разорился, и Николай Александрович поступил приказчи­ком в Гостиный двор, затем служил в страховом обществе, но скоро бросил служ­бу.

В конце жизни состоял одним из влия­тельнейших членов Петербургской город­ской думы.

С 1882 редактирует юмори­стический журнал «Осколки», чрезвычайно широко при Лейкине распространенный.

В по­следние годы Николай Александрович- удачливый делец, бо­гатый человек, автор десяти томов сочи­нений, включающих более 10 тысяч юмо­ристических сценок, 36 романов, массу рассказов и ряд пьес.

Дебютировал Лейкин 13 апреля 1860 стихотворением «Кольцо» в еженедельном журнале «Русский мир». Предоставляли его юмористическим очеркам и стихам свои страницы «Искра» (часто писавшая о популярности Лейкина), «Библиотека для чтения», «Современник» и другие.

С начала 1870-х гг. Николай Александрович становится по­стоянным сотрудником «Петербургской га­зеты» и постоянно публикует здесь «сцены» из купеческого, мещанского и простонарод­ного петербургского быта. Эти «сцены» со­ставили затем содержание наиболее попу­лярных сборников Лейкина, которыми увлекал­ся юный Чехов:

«Где апельсины зреют» ,

«Цветы лазоревые» ,

«Наши забавники» ,

«Неунывающие россияне» ,

«Шуты горо­ховые» ,

«Наши за границей» (более 10 изд.),

«Саврасы без узды» .

Из пьес Николая Александровича Лейкина наиболее известны комедии:

«Привыкать надо» ,

«Медаль» ,

«Кум пожарный» .

На первых порах своей литературной деятельности Лейкин с известной смелостью и остротой высмеивал отдельные черты не­складного быта обитателей «темного цар­ства» - купеческой среды. Первые его по-настоящему сатирические очерки «Апраксинцы», понравившиеся Щедрину , от­крыли ему дорогу в «Современник», где он напечатал первую свою вещь - по­весть «Биржевые артельщики». Но либе­ральные тенденции, зачастую острого свойства, быстро исчезли из произведений писателя. Давая в своих «сценах» целое море житейской суеты, отличаясь несомненной наблюдательностью и профессиональным юмором, будучи мастером короткого (в 50 - 60 строк) рассказа, Лейкин в то же время не отличался ни глубиной обличения, ни четкой направленностью своего юмора, ограничиваясь ролью шутливого бала­гура.

Любопытны его замечания в письмах к Чехову, наглядно раскрывающие его боязнь «осерьезить» «Осколки». «Под­писчик на «Осколки»,- пишет Лейкин,- осо­бенный подписчик и требует юмористики, веселых сценок, сатирических или шу­точных и шаловливых стихов. И так уже мы не ту ноту тянем. Раздаются жалобы на серьезность». Поздний юмор самого Лейкина действительно был весьма далек от серьез­ной усмешки, он стал средством забавы, угождения невзыскательному вкусу весе­лящихся обывателей, стал осторожен и ли­шен прежней категоричности в оценках, свойственной раннему Лейкину.

Хорошо чувствуя талант других, Николай Александрович привлекал в «Осколки» талантливых лю­дей и навсегда вошел в историю литера­туры покровительством и помощью, ока­занными молодому Чехову. Но он же и потерял Чехова, отошедшего от него и «Осколков» из-за настойчивого стремле­ния писателя ограничить социальный пафос и сатирическую заостренность, присущих творчеству быстро прогрессировавшего Че­хова. Сам же Николай Александрович упорствовал в своей позиции писателя, обратившего свой не­сомненный дар юмориста с хорошим чуть­ем языка на шутливое бытописание, но­сящее откровенно зубоскальский и без­злобный характер.

Умер - , Петербург.

Русские писатели. Биобиблиографический словарь.

Никола́й Алекса́ндрович Ле́йкин (7 декабря , Санкт-Петербург - 6 января , Санкт-Петербург) - русский писатель и журналист .

Биография

Издавал юмористический еженедельник «Осколки » в Санкт-Петербурге (именно в этом журнале под различными псевдонимами начинал печатать рассказы А. П. Чехов).

Автор многих книг, в том числе известнейшей «Наши за границей» - сатирическое описание путешествия по Европе купеческой пары из Петербурга. До революции 1917 года эта книга выдержала 27 переизданий.

Интересно, что царская цензура не позволяла переводить книгу «Наши за границей» на польский язык . Запрет мотивировали опасением, что произведение вызовет издевательское отношение поляков, утверждая их во мнении о темноте и варварстве русских. В 1884 году наряду со многими другими книгами было велено изъять из варшавских библиотек и публичных читален, а также книжных собраний, принадлежавших различным обществам и клубам, все книги Лейкина. При жизни писателя вышло в свет не менее 165 его книг и брошюр.Книга "Наши за границей" выдержала 24 прижизненных издания. Термин "лейкинщина" употреблял К. Чуковский для обозначения грубого вульгарного юмора.

Писатель скончался 6 (19) января в Санкт-Петербурге.

Образ Лейкина в искусстве

В фильме 2012 года «Поклонница » роль Лейкина исполнил Олег Табаков . За эту актёрскую работу Табаков был номинирован на премию «Ника» в категории «лучшая мужская роль второго плана».

Напишите отзыв о статье "Лейкин, Николай Александрович"

Примечания

Литература

  • Русские писатели 1800-1917. Т. 3: К-М. - Москва: Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия», 1994. - С. 308-310. - ISBN 5-85270-112-2 , ISBN 5-85270-011-8 .
  • . - Санкт-Петербург: т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1907.

Ссылки

  • в библиотеке Максима Мошкова

Отрывок, характеризующий Лейкин, Николай Александрович

«3 го декабря.
«Проснулся поздно, читал Св. Писание, но был бесчувствен. После вышел и ходил по зале. Хотел размышлять, но вместо того воображение представило одно происшествие, бывшее четыре года тому назад. Господин Долохов, после моей дуэли встретясь со мной в Москве, сказал мне, что он надеется, что я пользуюсь теперь полным душевным спокойствием, несмотря на отсутствие моей супруги. Я тогда ничего не отвечал. Теперь я припомнил все подробности этого свидания и в душе своей говорил ему самые злобные слова и колкие ответы. Опомнился и бросил эту мысль только тогда, когда увидал себя в распалении гнева; но недостаточно раскаялся в этом. После пришел Борис Друбецкой и стал рассказывать разные приключения; я же с самого его прихода сделался недоволен его посещением и сказал ему что то противное. Он возразил. Я вспыхнул и наговорил ему множество неприятного и даже грубого. Он замолчал и я спохватился только тогда, когда было уже поздно. Боже мой, я совсем не умею с ним обходиться. Этому причиной мое самолюбие. Я ставлю себя выше его и потому делаюсь гораздо его хуже, ибо он снисходителен к моим грубостям, а я напротив того питаю к нему презрение. Боже мой, даруй мне в присутствии его видеть больше мою мерзость и поступать так, чтобы и ему это было полезно. После обеда заснул и в то время как засыпал, услыхал явственно голос, сказавший мне в левое ухо: – „Твой день“.
«Я видел во сне, что иду я в темноте, и вдруг окружен собаками, но иду без страха; вдруг одна небольшая схватила меня за левое стегно зубами и не выпускает. Я стал давить ее руками. И только что я оторвал ее, как другая, еще большая, стала грызть меня. Я стал поднимать ее и чем больше поднимал, тем она становилась больше и тяжеле. И вдруг идет брат А. и взяв меня под руку, повел с собою и привел к зданию, для входа в которое надо было пройти по узкой доске. Я ступил на нее и доска отогнулась и упала, и я стал лезть на забор, до которого едва достигал руками. После больших усилий я перетащил свое тело так, что ноги висели на одной, а туловище на другой стороне. Я оглянулся и увидал, что брат А. стоит на заборе и указывает мне на большую аллею и сад, и в саду большое и прекрасное здание. Я проснулся. Господи, Великий Архитектон природы! помоги мне оторвать от себя собак – страстей моих и последнюю из них, совокупляющую в себе силы всех прежних, и помоги мне вступить в тот храм добродетели, коего лицезрения я во сне достигнул».
«7 го декабря.
«Видел сон, будто Иосиф Алексеевич в моем доме сидит, я рад очень, и желаю угостить его. Будто я с посторонними неумолчно болтаю и вдруг вспомнил, что это ему не может нравиться, и желаю к нему приблизиться и его обнять. Но только что приблизился, вижу, что лицо его преобразилось, стало молодое, и он мне тихо что то говорит из ученья Ордена, так тихо, что я не могу расслышать. Потом, будто, вышли мы все из комнаты, и что то тут случилось мудреное. Мы сидели или лежали на полу. Он мне что то говорил. А мне будто захотелось показать ему свою чувствительность и я, не вслушиваясь в его речи, стал себе воображать состояние своего внутреннего человека и осенившую меня милость Божию. И появились у меня слезы на глазах, и я был доволен, что он это приметил. Но он взглянул на меня с досадой и вскочил, пресекши свой разговор. Я обробел и спросил, не ко мне ли сказанное относилось; но он ничего не отвечал, показал мне ласковый вид, и после вдруг очутились мы в спальне моей, где стоит двойная кровать. Он лег на нее на край, и я будто пылал к нему желанием ласкаться и прилечь тут же. И он будто у меня спрашивает: „Скажите по правде, какое вы имеете главное пристрастие? Узнали ли вы его? Я думаю, что вы уже его узнали“. Я, смутившись сим вопросом, отвечал, что лень мое главное пристрастие. Он недоверчиво покачал головой. И я ему, еще более смутившись, отвечал, что я, хотя и живу с женою, по его совету, но не как муж жены своей. На это он возразил, что не должно жену лишать своей ласки, дал чувствовать, что в этом была моя обязанность. Но я отвечал, что я стыжусь этого, и вдруг всё скрылось. И я проснулся, и нашел в мыслях своих текст Св. Писания: Живот бе свет человеком, и свет во тме светит и тма его не объят. Лицо у Иосифа Алексеевича было моложавое и светлое. В этот день получил письмо от благодетеля, в котором он пишет об обязанностях супружества».

Известный юморист.

Род. в 1841 г. в старинном петербургском купеческом семействе, образование получил в петерб. немецком реформатском училище, был приказчиком, служил в страховом обществе, но скоро оставил коммерческую деятельность.

Последние 15 лет Л. принимает деятельное участие в спб. городской думе. Л. - чрезвычайно плодовитый писатель.

Начав с небольших юмористических очерков и стихотворений в "Русском Мире", "Искре" и др. и поместив в журналах обратившие на себя внимание очерки "Апраксинцы" ("Библ. для Чтения", 1863), "Биржевые артельщики" ("Современник", 1864) и др., Л. с начала 1870-х гг. становится постоянным сотрудником "Петербургской Газеты" и здесь почти каждый день помещает "сцены" из купеческого, мещанского и низшего петербургского быта. Общее число написанных Л. сцен достигает 10 тысяч; только часть их вошла в сорок отдельно изданных томов. Более известные сборники сцен Л.: "Где апельсины зреют" (6 изд.), "Наши за границей" (11 изд.), "Цветы лазоревые", "Наши забавники", "Неунывающие россияне", "Шуты гороховые", "Саврасы без узды" и др. Юмор Л. не всегда гонится за типичностью и очень часто ограничивается стремлением потешать читателя смехотворными словечками.

Но есть и серьезные стороны в его произведениях.

Несмотря на то, что он почти всю жизнь пишет для аудитории "мелкой прессы", Л. никогда не угождает ее вкусам и по мере сил старается быть обличителем "темного царства". Редактируемый Л. с 1880 г. юмористический журнал "Осколки" свободен от порнографии, составляющей главную приманку многих юмористических изданий.

Л. написал также несколько забавных пьес для сцены: "Привыкать надо", "Медаль", "Кум пожарный" и др. С. В. {Брокгауз} Лейкин, Николай Александрович (дополнение к статье) - юморист; умер в 1906 г. {Брокгауз} Лейкин, Николай Александрович - юморист 80-х гг. Писатель огромной плодовитости - автор нескольких тысяч сцен и рассказов.

Род. в купеческой семье. Служил в различных коммерческих предприятиях.

С 60-х годов отдался всецело лит-ой деятельности.

Сотрудничал в журн. "Искра". "Библиотека для чтения", "Современник". "Отечественные записки". С 70-х годов работал главн. обр. в "Петербургской газете". С 80-х годов стал редактором и издателем журн. "Осколки". Фабульным источником многочисленных произведений Л. - юмористических рассказов ("Наши забавники", "Шуты гороховые"), романов ("Стукин и Хрустальников", "Сатир и нимфа", "Наши за границей") - являлись нравы купечества Гостиного и Апраксинского дворов 70-80-х годов. Некультурный купеческий быт Л. изображал с точки зрения либерального буржуа, пользуясь неиссякаемым запасом смехотворных положений.

Но его количественно богатая продукция поражает однообразием тематики, примитивизмом художественного метода.

Купеческий быт Л. изображал, пользуясь приемами внешнего бытописательства, без показа каких-либо сложных общественных или психологических конфликтов.

Л. часто прибегал к шаржу, карикатуре, стремился рассмешить читателя даже коверканием его героями иностранных слов. Изображение крестин, свадеб, масляницы, заграничных путешествий его смехотворных героев - вот тот узкий круг, в котором вращалось творчество Л. Он удовлетворял спросу на легкое развлекательное чтение, который предъявляла к литературе мещанско-обывательская масса читателей политически застойной эпохи 80-х гг. Наряду с ней Л. угождал и вкусам части буржуазной интеллигенции, с удовлетворением читавшей о похождениях купцов с Апраксинского двора, считая, что она уже "культурна" и высоко поднялась над темнотой лейкинских героев.

В "Осколках" Л. в 80-х гг. работал молодой Чехов - "Антоша Чехонте", испытавший на себе первоначально сильное влияние Л. Библиография: I. Наиболее известные сборники Л.: Наши забавники, СПб, 1879; Неунывающие россияне, СПб, 1879: Шуты гороховые, СПб, 1879; Саврасы без узды, СПб, 1880; Цветы лазоревые, СПб, 1885; Наши за границей, СПб, 1890 (издание 13-е, СПб, 1897); Где апельсины зреют, СПб, 1893 (10-е издание, СПб, 1898); Воскресные охотники, СПб, 1893 (изд. 8-е, 1898), и мн. др. II. Введенский А. И., Современные литературные деятели, Н. А. Лейкин, "Исторический вестник", 1890, VI; Скабичевский А., История новейшей русской литературы, издание 7-е, СПб, 1909 (глава IV. Беллетристы-публицисты);

Лейкин Н. А., Мои воспоминания, "Исторический вестник", 1906, II - III; Б. Г. (Глинский Б. Б.), Памяти H. A. Лейкина, там же, 1906, II; Лейкин в его воспоминаниях и переписке, 1907; Ясинский И. И., Роман моей жизни, Л., 1926; Мышковская Л., Чехов и русские юмористические журналы 80-х гг. III. Mезьеp А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, ч. 2, СПб, 1902; Венгеpов С. А., Источники словаря русских писателей, т. III, П., 1914 (библиографические указания не позже 1899). В. Бойчевский. {Лит. энц.}