Когда человек рождается, он еще не обладает знаниями, навыками и умениями, которые идеально подходят к совершению всех действий, приводящих к сохранению здоровью, самообеспечению, самообслуживанию и т. д. Человеку приходится учиться всему. Данное обучение можно назвать одной из форм адаптации человека, которая является обязательным процессом в любых обстоятельствах. В статье детально рассмотрено данное понятие, виды и факторы адаптации.

Понятие

Под адаптацией понимается приспособление человека к условиям и обстоятельствам окружающего мира. Целью любой адаптации является достижение гармонии при взаимодействии между человеком и другими людьми, окружающим миром. Данное понятие используется практически всю жизнь, поскольку любое изменение привычной обстановки и попадание в новые для себя условия приводят к необходимости приспособления.

Человек адаптируется к окружающему миру и людям, в то время как и окружающие люди тоже вынуждены приспосабливаться к человеку. Данный механизм является двусторонним. В этом принимают участие физиологические, личностные особенности, генетические и поведенческие факторы.

Понятие адаптации рассматривается с двух сторон:

  1. Человек привыкает к внешним обстоятельствам, в которых он пребывает.
  2. Человек саморегулирует и балансирует на фоне воздействующих на него внешних факторов.

Адаптация всегда происходит на трех уровнях:

  1. Физиологическом.
  2. Психологическом.
  3. Социальном.

Данные уровни как между собой, так и внутри друг друга поддаются взаимному влиянию.

В процессе адаптации значимую роль играют факторы, которые являются барьерами на пути достижения цели. Если человек проходит через ситуацию без существенных препятствий, тогда речь идет о конформном поведении. Если же были препятствия, через которые человек прошел или нет, речь идет об отсутствии эффективного приспособления. Человек часто проявляет защитную реакцию на ситуации, когда не достигает желаемого. Здесь важными становятся умения человека адекватно реагировать на ситуацию, оценивать, анализировать и прогнозировать, планировать свои действия, которые способны помочь в достижении гармонии, адаптации и цели.

Защитными механизмами, к которым человек прибегает в ситуации неприспособления, являются:

  • Отрицание – игнорирование неприятной или травмирующей информации.
  • Регрессия – проявление инфантильного поведения.
  • Формирование реакции – изменение положительного на отрицательное, и наоборот.
  • Вытеснение – стирание из памяти тех эпизодов, которые причиняют боль.
  • Подавление – намеренное игнорирование и забывание неприятных воспоминаний.
  • Проекция – приписывание миру или людям качеств, которыми человек сам обладает.
  • Идентификация – приписывание себе качеств другого человека или нереального персонажа.
  • Рационализация – попытка интерпретировать ситуацию так, чтобы она меньше всего травмировала личность.
  • Юмор – способ снижения эмоциональной напряженности.
  • Сублимация – преобразование инстинктивных реакций в общественно приемлемые формы.

Все это является способами адаптации, которыми часто пользуются люди в повседневной жизни.

Виды

Сайт психотерапевтической помощи сайт выделяет 4 вида адаптации:

  1. Биологическая – процесс, когда человеческий организм эволюционирует с целью максимального приспособления к окружающему миру. Здоровье считается критерием, который указывает на адаптированность организма к нынешним условиям. Если адаптация затягивается, тогда организм заболевает.
  2. Этническая – процесс адаптации группы лиц к новым социальным, погодным, местным условиям. Проблемой может стать расистское отношение местного населения к новым лицам.
  3. Социальная – процесс приспособления к социальной среде, в которой он пребывает. Это и взаимоотношения с окружающими людьми, и трудовая деятельность, и культура, и т. д. Человек может пассивно меняться, то есть ничего в себе не менять и надеяться на судьбу, что все само наладится, а может активно действовать, что является наиболее эффективным способом. В случае неприспособления человек может сталкиваться как с недоброжелательным отношением, напряженностью, так и с нежеланием что-либо делать.
  4. Психологическая – проявляется во всех видах адаптации. Человек вынужден эмоционально и психически приспосабливаться к любым условиям, чтобы быть способным выжить и установить гармонию внутри себя.

Человек легко адаптируется, когда он лично готов к любым переменам и трудностям, с которыми он неизбежно столкнется, если чего-то не знает, не умеет, игнорирует. Адекватная реакция на происходящие изменения, готовность анализировать и трезво оценивать ситуацию, а также менять модель своего поведения в новых условиях до максимально конформного позволяют человеку приспособиться к любым условиям.

Если человек не способен удовлетворить личные потребности в имеющихся условиях (дезадаптация), в таком случае у него возникает тревога, которая часто провоцирует страх и беспокойство. Здесь человек ведет себя по-разному: начиная от адекватной оценки ситуации и изменения своего поведения до включения защитных механизмов и попыток отгородиться от негодных условий.

Если человек неадекватно реагирует на ситуацию, неправильно ее интерпретирует либо на него воздействуют непреодолимой сложности факторы, тогда может сформироваться неприемлемая форма поведения. Она бывает:

  • Девиантной – удовлетворение личных потребностей неприемлемыми для социума действиями. Поступки являются:
  1. Неконформистскими – конфликты.
  2. Новаторскими – новые способы решения ситуаций.
  • Патологической – действия, формирующие невротические и психотические синдромы. Здесь выделяют дезадаптацию – форму поведения, которая не соответствует общепринятым нормам, а также приводит к конфликтам с людьми или внутри себя.

Девиантное поведение часто прослеживается в подростковом возрасте, когда человек желает сам диктовать свое поведение. Часто здесь прослеживаются такие виды девиантного поведения:

  1. Отрицательная девиация – ложь, лень, нахальное и грубое поведение, склонность к физическому насилию, агрессивность, злоупотребление наркотическими, алкогольными и никотиновыми веществами.
  2. Положительная девиация – стремление находить новые модели и варианты решения ситуаций, экспериментирование, творчество.

Факторы

Под факторами адаптации понимаются внешние условия, к которым вынужден приспособиться человек. К ним относят такие факторы:

  • Природные – погодные и климатические условия, территориальное расположение, возникновение катаклизмов.
  • Материальные – это предметы внешнего мира, которыми человек вынужден уметь пользоваться. Например, одежда, деревья, земля, автомобили и т. д.
  • Социальная – это деятельность и взаимоотношения между людьми.
  • Техногенные – факторы, которые являются побочным эффектом от деятельности человека: свалки, мусор, загрязнение атмосферы и т. д.

Каждый человек индивидуален в своих темпах адаптации. Кому-то легко дается приспособление к новым условиям, поэтому такие люди часто путешествуют. Кто-то тяжело переносит перемены, поэтому практически навсегда сохраняет ту среду обитания, в которой находится.

Психологи отмечают, что на адаптивность человека влияют такие факторы:

  1. Субъективные, которые бывают:
  • Демографическими – возраст, пол.
  • Психофизиологическими.
  1. Средовые включают:
  • Обстоятельства и условия жизнедеятельности.
  • Обстоятельства социальной среды.
  • Режим и характер деятельности.

Трудно говорить о том, что благоприятствует быстрому приспособлению. К примеру, считается, что молодым людям удается легко адаптироваться к новым условиям. Хотя пожилые люди предпочитают проживать в привычных условиях, они обладают колоссальным опытом, который помогает им находить «общий язык» с окружающей средой намного быстрее, чем молодым людям.

Роль еще играют эмоции, знания человека, его готовность к действиям и мотивированность. Обучение является одним из способов адаптации, при которой человек учится жить в новых условиях. Человек приобретает знания и нарабатывает умения, чтобы они помогали ему в новых обстоятельствах. Чем больше они соответствуют реальности, тем быстрее адаптируется человек.

Итог

Адаптация человека является одной из важных механизмов, которые позволяют живому организму жить в тех условиях, в которых он пребывает. Яркими примерами отрицательного итога становятся животные, которые погибают как вид, если не приспособлены к новым климатическим условиям. Динозавры вымерли, поскольку их организмы не были приспособлены к изменившимся условиям. Так и с человеком: если он на всех уровнях не приспосабливается, в таком случае начинает погибать.

Психические расстройства можно назвать своеобразной дезадаптивностью человека. Психика нашла самый идеальный вариант для приспособления путем формирования болезни. Пока человек живет, он остается больным. Продолжительность жизни при дезадаптации значительно сокращается.

Как долго живут люди, которые адаптировались к окружающей среде? Все зависит от срока функциональности их организма, а также способности избежать ситуаций, когда они могут стать дезадаптивными.

Чем больше человек готов к трудностям и изменениям своей жизни, тем благоприятнее становится прогноз его жизни. Следует понимать, что абсолютно все люди приходят в материальный мир, не будучи к нему приспособленными. Необходимость учиться ходить на двух ногах и говорить человеческим языком являются одними из первых необходимостей, которые заставляют адаптироваться.

Почти всю жизнь человек будет вынужден приспосабливаться. Это связано больше не с природными, а с социальными факторами. Изменение окружения, друзей, политики и экономики, условия проживания заставляет находить новые способы сохранения гармонии на физиологическом и психологическом уровне. Это является естественной необходимостью каждого живого существа, если он не желает стать «изгоем» общества и объектом, которое следует уничтожить.

Поиск по книге ← + Ctrl + →
От шести до одиннадцати Самоконтроль

Приспособление к окружающему миру

517. После 6 лет многое меняется. Ребенок становится более независимым от родителей, иной раз даже нетерпеливым. Для него важнее мнение его товарищей.

Растет его чувство ответственности по отношению к тем делам и вещам, которые представляются ему важными. Его совестливость подчас становится мучительной. Его начинают интересовать такие вещи, как арифметика, устройство мотора и т. д. Короче говоря, он эмансипируется от семьи, чтобы занять свое место равноправного гражданина в обществе.

Для контраста вспомните ребенка от 3 до 5 лет. Он открыто обожает своих родителей. Он верит им на слово, что хорошо, что плохо, подражает им в манерах за столом, с удовольствием носит то, что на него наденут. Он употребляет слова, которые слышит от родителей, хотя не все ему понятно.

518. Независимость от родителей. После 6 лет ребенок продолжает глубоко любить своих родителей, но старается этого не показывать. Ему не нравится, когда его целуют, по крайней мере при людях. Ребенок холодно относится и к другим людям, кроме тех, кого он считает «замечательными людьми». Он не хочет, чтобы его любили как собственность или как «очаровательное дитя». Он приобретает чувство собственного достоинства и хочет, чтобы его уважали. Стремясь избавиться от родительской зависимости, он все чаще обращается за идеями и знаниями к взрослым людям вне семьи, которым он доверяет. Если он услышит от своего любимого учителя по естествознанию, что красные кровяные шарики больше, чем белые, то отцу никакими силами не удастся убедить его, что это не так. То, чему учили его родители, не забыто, более того, их принципы добра и зла засели так глубоко в его душе, что он считает их своими идеями. Но он сердится, когда родители напоминают ему, что он должен делать, так как сам знает и хочет, чтобы его считали сознательным.

519. Плохие манеры. Ребенок перестает пользоваться слишком «взрослыми» словами и стиль его речи становится грубоватым. Он хочет носить только такую одежду и прическу, как другие ребята. Он может нарочно ходить с расстегнутым воротником и расшнурованными ботинками. Он может совершенно забыть, как правильно есть за столом, садится за стол с грязными руками, набивает рот или ковыряет вилкой в тарелке. Он может рассеянно бить ногой по ножке стула, бросать пальто на пол, хлопать дверями или забывать закрывать их за собой. Он меняет пример для подражания: раньше он подражал взрослым, а теперь — своим сверстникам. Он заявляет о своем праве на независимость от родителей. И совесть его чиста, так как он не делает ничего такого, что нехорошо с моральной точки зрения. Эти плохие манеры и плохие привычки очень расстраивают родителей. Они думают, что ребенок забыл все, чему его так долго учили. На самом деле эти перемены доказывают, что ребенок навсегда усвоил, что такое хорошее поведение, иначе он не стал бы против него восставать. Когда ребенок почувствует, что он утвердил свою независимость, хорошее поведение вернется. А тем временем хорошие родители могут утешаться тем, что их ребенок нормально развивается.

Конечно, не каждый ребенок становится непослушным в этом возрасте. Если родители — общительные люди и у ребенка хорошие отношения с ними, то, возможно, вообще не будет явных признаков бунта. У девочек бунт обычно менее ярко выражен, чем у мальчиков. Но в любом случае при более внимательном изучении вы найдете признаки перемены в поведении ребенка и в его отношении к окружающим.

Что же делать? Возможно, вы станете смотреть сквозь пальцы на раздражающие вас мелочи. Но вы должны быть тверды в таких вопросах, которые считаете важными. Если вам приходится напоминать ребенку вымыть руки, постарайтесь делать это не в форме приказания и не ворчливым тоном, а спокойно, чтобы не вызвать еще большего упрямства.

520. «Тайные общества». Они очень популярны в этом возрасте. Группа друзей решает основать «тайное общество». Они изобретают отличительные знаки, назначают место тайных встреч, составляют список правил. Они могут забыть придумать самый секрет, но, возможно, идея секретности — это потребность доказать, что они могут сами управлять собой без вмешательства взрослых.

521. Как помочь ребенку быть общительным и заслужить признание коллектива. Для этого нужно с самого рождения соблюдать следующие принципы воспитания: не суетиться излишне вокруг ребенка, после года обеспечить ему детское общество, предоставить ему достаточно свободы для развития самостоятельности, свести к минимуму перемены дома и в детском саду. Разрешайте ему по возможности одеваться, разговаривать, играть, иметь даже карманные деньги и другие блага, какие имеют другие дети в округе (в среднем), даже если вам


не нравится, как они воспитаны (разумеется, я не хочу сказать, что ребенку можно разрешить подражать хулиганам).

Насколько хорошо взрослый человек умеет ладить с людьми на работе, в семье, со знакомыми, зависит от того, как хорошо он умел в детстве ладить с другими детьми. Высокие идеалы и принципы, которые родители прививают ребенку, становятся частью его натуры и в конце концов проявляются, даже если ребенок проходит пору увлечения бранными словами и грубыми манерами. Но если родителям не нравится район, где они живут, и дети, с которыми дружит их ребенок, и они внушают ему, что он неровня соседским детям, не разрешают ему дружить с ними, ребенок может вырасти неприспособленным к общению с людьми и не умеющим быть счастливым.

Если ребенок не умеет заводить друзей, ему может помочь классный преподаватель, организовав уроки таким образом, чтобы этот ребенок мог проявить свои способности. Тогда другие ребята смогут оценить его хорошие качества и полюбить его. Хороший учитель, пользующийся уважением ребят, может способствовать популярности ребенка своим одобрением. Помогает даже, если учитель посадит его на одну парту с самым популярным учеником в классе или даст ребенку поручение, которое он будет выполнять вместе со всеобщим любимцем.

Родители, со своей стороны, тоже могут во многом помочь. Будьте дружелюбны и гостеприимны в отношении друзей своего ребенка, когда он приводит их в гости. Не забудьте угостить их, причем лучше теми блюдами, которые нравятся всем детям. Когда вы выезжаете с семьей на пикники, экскурсии, идете в кино, приглашайте с собой друзей ваших детей (и не обязательно тех, кого вы одобряете). Дети, так же как и взрослые, не лишены корысти. Им скорее понравится ребенок, который стремится доставить им удовольствие. Разумеется, популярность ребенка не должна быть «купленной», такая популярность все равно долго не продлится. Но ваша цель — дать ему случай присоединиться к группе подростков его возраста, которые, возможно, не хотят принимать его из чувства групповой обособленности, столь характерной для этого возраста.

← + Ctrl + →
От шести до одиннадцати Самоконтроль

РЕФЕРАТ

по курсу «Концепции современного естествознания»

на тему: Проблемы адаптации человека к окружающей среде

Выполнил: студент 1 курса, очной

формы обучения, группы СДП-16

Ефимова Мария Сергеевна

Научный руководитель: к.п.н., доцент

Каткова Ольга Владимировна

Н. Новгород

Введение……………………………………………………………………….......3

1. Механизмы приспособления организма человека к окружающей среде.......4

1.1 Фазы адаптации………………………………………………….….......4

1.2 Адаптация и стресс……………………………………….…………….6

1.3 Типы реагирования……………………………………………….…….8

2. Факторы адаптации и их среды ……………………………………….............9

2.1 Внешняя среда

2.2 Материальная среда

2.3 Социальная среда

3. Виды адаптации человека……………………………………………………..10

3.1 Физиологическая адаптация

3.2Анатомическая адаптация

3.3Психологическая адаптация…………………………………………..11

3.4 Социальная адаптация………………………………………………...12

3.5 Этническая адаптация

3.6 Климатическая адаптация………………………………….................13

Заключение……………………………………………………………………….14

Список используемой литературы……………………………………………...15

Введение.

В природе всё скоординировано между собой. Человечество – лишь составляющая биосферы, но занимает главенствующее место на планете. Человек на протяжении веков старался не подстроиться под условия природы, а сделать их удобными для своей жизни. Каждый день мы сталкиваемся с различными жизненными трудностями и поэтому должны быть готовыми к любым переменам. За всё это отвечает адаптация. Таким образом, нам необходимо уметь адаптироваться в любых условиях, чтобы выжить.

Чтобы ответить на эти вопросы, я обратилась к учебникам, научным статьям и информационным сайтам.

Актуальность проблемы заключается в том, что большинству людей нелегко адаптироваться в тех или иных новых условиях; адаптация – хороший способ изучить поведение индивида, психологию его действий и проанализировать, насколько он готов к переменам и умеет ли он приспосабливаться к новым условиям жизни. Например, при переезде или путешествии, во время экстремальной ситуации. Именно эту тему я решила затронуть, так как она является одной из значительных проблем современности.

Цель исследования: проанализировать факторы, которые влияют на адаптацию человека в окружающей среде.

Задачи исследования:

1. Понятие адаптации;

2. Рассмотреть виды адаптации;

3. Изучить среды и факторы адаптаций;

4. Исследовать механизмы приспособления организма человека к окружающей среде.

1. Механизмы приспособления организма человека к окружающей среде

1.1 Фазы адаптации

Адаптация - процесс приспособления организма, популяции или сообщества к определенным условиям внешней среды; соответствие между условиями окружающей среды и способностью организмов процветать в ней. При ней организмы регулируют свою жизнедеятельность в соответствии с происходящими вариациями параметров внешней среды. Она позволяет организмам выживать и размножаться. Также происходят количественные изменения в проявлении фенотипичных особенностей организма. Проявление адаптивных признаков (в количественном отношении) называется адаптивным откликом. Адаптивная способность организмов генетически обусловлена. У высших организмов, особенно у человека, адаптивные реакции регулируются центральной нервной и эндокринной системами (нейрогуморально). Количественная изменчивость признаков организма при адаптации обратима.

Выделяют три фазы адаптации:

Первая фаза – разрушение старой программы гомеостаза и стабильность основных физиологических функций (кровообращения, дыхания, обмена веществ и др.) в пределах, обеспечивающих его нормальную жизнедеятельность. Здесь наблюдается стремление системы самовоспроизводиться, восстанавливать потерянное равновесие, справляться с сопротивлением внешней среды.

Старая программа уже не функционирует, а новая программа ещё не создана или оказывается несовершенной. На этой стадии вступают в процесс временные механизмы адаптации, позволяющие «пережить» трудный период отсутствия подходящей программы регулирования. Приоритетным элементом адаптации является поведенческая адаптация, которая в этот период несёт защитную функцию.

Вторая фаза адаптационного процесса – формирование новой программы развёртывания регулирующих механизмов и построение новой структуры гомеостатического регулирования.

Третья фаза адаптации – фаза стабильной адаптации, которая характеризуется стабилизацией показателей адаптации, в том числе, параметров продуктивности деятельности, которые останавливаются на новом, наилучшем уровне.

1.2 Адаптация и стресс

Представление о стрессе касается всех людей и всех сторон жизни. Стресс - скорость изнашивания человеческого организма, он сопровождает любую жизнедеятельность и соответствует в определённом смысле интенсивности жизни. Он увеличивается при нервном напряжении, телесных повреждениях, инфекциях, мышечной работе или любой другой напряжённой

деятельности и связан с неспецифическим защитным механизмом, увеличивающим сопротивляемость к стрессовым факторам (стрессорам).

«Синдром стресса, или, иначе, общий адаптационный синдром (ОАС), проходит три стадии:

1. «Реакция тревоги», во время которой мобилизуются защитные силы. Её биологический смысл заключается в том, что организм в кратчайшие сроки должен получить дополнительную, «аварийную» энергию для того, чтобы максимально обеспечить условия для быстрого спасения от грозящей беды или даже гибели. Да, для организма это, безусловно, реакция энергозатратная - что для него в перспективе, конечно, плохо, - но иного выхода в данный момент нет. Ведь речь идет о спасении в целом.

2. «Стадия устойчивости» отражающая полную адаптацию к стрессору. Крайне важно и то, что на этой стадии общие энергозатраты организма становятся меньше, чем на первой стадии: организм частично уже приспособился жить под давлением стрессирующего фактора - как бы отследил его. Если стрессирующий фактор действует сильно и длительно, то постепенно развивается следующая, третья стадия.

3. «Стадия истощения», которая неумолимо наступает, если стрессор оказывается достаточно силён и действует достаточно долгое время, поскольку «адаптационная энергия», или приспособляемость живого

вещества всегда конечна». На этой стадии устойчивость организма к внешним воздействиям резко снижается. То есть база для возможного развития патологии на клиническом уровне уже создана.

Как же справиться со стрессом?

На первой стадии стресса человек полностью может справиться с ним самостоятельно. А уже начиная со второй ему необходима поддержка и помощь со стороны. Терапия стресса обязательно комплексная и включает в себя:

Изменение образа жизни - первое и главное условие успешного выздоровления. Оно представляет собой преобразования во всех областях жизни, приближение их к более естественным: отход ко сну не позднее 23.00, изменение рациона в сторону большего потребления полезных для здоровья продуктов, борьба с лишним весом, повышение физической активности, уменьшение потребления алкоголя и т.д.

Физические упражнения – ключевой метод борьбы со стрессом. При физической нагрузке включается естественный механизм утилизации адреналина. Таким образом можно не допустить возникновение стресса или значительно уменьшить его проявления. Более того, при нагрузках продолжительностью более 20-30 минут начинают выделяться эндорфины – гормоны счастья и удовольствия. Вид физической активности выбирается индивидуально, исходя из возможностей конкретного человека, он может варьироваться от прогулок до активной работы в тренажерном зале.

Психологическая помощь заключается в обучении способам релаксации и прощения, облегчении переживания конфликтных ситуаций.

Медикаментозное лечение необходимо при присоединении соматической патологии и подбирается индивидуально.

1.3 Типы реагирования

Выделяют три типа реагирования на воздействие какого-либо фактора (по В.П.Казначееву) :

1. Организм «спринтера» способен осуществлять мощные физиологические реакции с высокой степенью надёжности в ответ на действие значительных, но кратковременных факторов внешней среды. Высокий уровень надёжности физиологических реакций может поддерживаться лишь относительно короткий срок. «Спринтеры» мало приспособлены к выдерживанию длительных и менее интенсивных нагрузок.

2. «Стайер» менее приспособлен к переносимости мощных кратковременных нагрузок. Однако после кратковременной перестройки его организм способен выдерживать продолжительные равномерные воздействия факторов внешней среды.

3. «Микст» – смешанный тип реагирования.

Таким образом, адаптация – крайне сложный процесс, и все вытекающие последствия зависят в первую очередь от самого человека, также от его уровня подготовки к изменениям во внешней среде, способностей справиться со стрессом и типом реакции на преобразования.

2. Факторы адаптации и их среды

2.1 Внешняя среда

Внешняя среда имеет большое количество природных и созданных самим человеком факторов. Под их воздействием формируется адаптация личности.

Природные факторы адаптации внешней среды:

· элементы живой природы;

· климатические условия;

· случаи природных катаклизмов.

2.2 Материальная среда

Факторы адаптации материальной среды:

· предметы окружающей среды;

· искусственные элементы (машины, техника) ;

· среда непосредственного проживания;

· производственная среда.

2.3 Социальная среда

Факторы адаптации социальной среды:

· государственное общество;

· условия современного города;

· общественный прогресс.

Самыми неблагоприятными факторами окружающей среды считаются антропогенные - целый комплекс факторов, к которым человеку нужно привыкнуть, поскольку он живёт в этих условиях (техногенное электромагнитное загрязнение, строение автострад, мусорные свалки и т. д.).

Всё вышесказанное позволяет сделать вывод, что скорость адаптации относительно вышеописанных факторов крайне индивидуальна для каждого человека. Кто­-то может приспособиться быстрее, кому­-то очень тяжело даётся этот процесс. Способность человека активно приспосабливаться к окружающей среде называется адаптивностью. Благодаря этой способности человеку намного легче даются переезды, путешествия, попадание в экстремальные ситуации.

3. Виды адаптации

Если речь зашла про адаптацию, значит, что-то изменилось, так как слово "адаптация" - синоним слова "приспособление", а необходимость в нём возникает при изменении привычных для человека условий жизни. Следовательно, вопрос о видах адаптации заключается в том, что именно меняется.

3.1Физиологическая адаптация

Физиологическая адаптация - это процесс реакции функционирования организма на перемены внешних условий окружающей среды. Этими условиями может быть климат, техногенные факторы, различная деятельность человека. Следовательно, если изменяется физиология, то она влечёт за собой и другие виды адаптации. Кроме физиологической затрагивается и анатомическая адаптация.

3.2 Анатомическая адаптация

Анатомическая адаптация - это процесс изменения структуры организма или строения отдельных его органов. Например, при каком-либо глобальном катаклизме человек должен будет приспособиться к жизни на Земле. Путём

каких изменений? Возможно, какие-то органы атрофируются, какие-то мутируют. Очевидно, это повлечёт за собой и некие психологические перемены. Явным доказательством будут служить стрессы и подавленное состояние.

3.3 Психологическая адаптация

Психологическая адаптация личности присутствует в любой форме адаптации. Она является важным социальным критерием, с помощью него даётся оценка личности в сфере профессиональной области и взаимоотношений. Психологическая адаптация личности зависит от различных изменчивых факторов: особенности характера, социальное окружение и др. Аспект психологической приспособляемости - способность переключения с одной социальной роли на другую, это происходит вполне оправдано и адекватно. Личностная готовность адаптироваться к изменениям среды, адекватная психическая оценка характеризуют высокий уровень приспособляемости. Такой человек готов к трудностям и способен их преодолевать. Если человек не может удовлетворить свои актуальные потребности (нужда в познании, творении и созидании; нужда в обучении, самореализации; духовные и нравственные потребности), в результате недостаточности психологических или физических ресурсов может нарушиться баланс отношений «человек-среда», что в свою очередь вызывает тревогу. Тревога может провоцировать у человека беспокойство и страх, а может служить защитным механизмом, исполнять охранительную или мотивационную функцию. Возникновение тревоги усиливает поведенческую

активность, изменяет формы поведения или задействует механизмы интрапсихической адаптации.

3.4 Социальная адаптация

Социальная адаптация личности – процесс приспособления в новом обществе. К нему относится привыкание к учебному процессу, к работе, к отношениям с различными людьми. Человек может адаптироваться пассивно или активно. Безусловно, второй путь эффективнее, чем первый. Этот тип адаптации очень важен для государства, так как все принимаемые законы влекут за собой процесс адаптации общества и в обществе. Проблема привыкания человека к социальной среде может выражаться в различных формах: от напряжённых отношений с трудовым или учебным коллективом до нежелания работать или учиться в этой среде. На этой почве появилось множество различных психологических тренингов, курсов и лекций, которые вносят большой вклад в процесс социализации.

3.5 Этническая адаптация

Этническая адаптация -приспособление этнических групп к природной и социально-­культурной среде районов их обитания. Изучение этого процесса и связанных с ним проблем входит главным образом в задачу этнической экологии. В социально­-культурной адаптации этносов много своеобразного, обусловленного языково-­культурными, политическими, экономическими и другими параметрами окружающей среды. В настоящее время появились проблемы при реадаптации представителей единого этноса среди этнически

однородного населения, но иной культурой. Таковы, например, немцы из бывшего СССР, переезжающие на жительство в Германию, или русские из

Средней Азии и Казахстана, возвращающиеся в Россию. При этом принято выделять адаптацию, связанную с трудоустройством, а также аккультурацию. Нормальный ход этнической адаптации может быть сильно осложнён и задержан проявлениями национализма и расизма в виде дискриминации, сегрегации и т. п. Резкое изменение среды обитания может привести к дезадаптации.

3.6 Климатическая адаптация

Климатическая адаптация (акклиматизация) - это процесс приспособления человека к климатическим условиям среды. Акклиматизация человека – сложный социально-биологический процесс, в котором кроме развития в организме различных физиологических приспособлений, большую роль играет активный процесс создания социально организованной обстановки труда и быта, приспособленной к климатическим условиям. К различным климатическим условиям люди привыкают по-разному, для каждого это сугубо индивидуально. Адаптация организма к изменениям окружающей среды осуществляется за счёт еще одного очень важного фактора – большого «запаса прочности» организма. Как считал американский учёный Уолтер Кэннон, организм устроен по плану ограниченного лимита и принципу строжайшей экономии. Например, сердце может в любой момент увеличить число сокращений в 2 раза, а артериальное давление повыситься на 30-40%. Артериальная кровь содержит кислорода примерно в 3.5 раза больше, чем используется тканями.

Подводя итог, все виды адаптации довольно тесно связаны между собой. Невозможно приспособиться в чём-то отдельно. Любое изменение задевает комплекс адаптаций, которые могут проходить независимо от сознания человека. Это большая платформа для размышлений, опытов и новых открытий.

Заключение

Итак, я проанализировала факторы, которые влияют на адаптацию человека в окружающей среде. Можно сделать вывод, что адаптация помогает нам подстраиваться под постоянно меняющиеся условия жизни. Возможно, без неё человеческий род просто не смог бы выжить.

Сложнейший процесс адаптации включает в себя множество факторов, распределяется на виды и делится на фазы, но при этом всё же он в определённой мере управляем. Он настолько многогранен, что даже сами люди в его отношении разделяются на типы.

Цена адаптации зависит от дозы воздействующего фактора и индивидуальных особенностей организма. Сейчас существует множество способов, облегчающих процесс адаптации человека в окружающей среде и их развитие не стоит на месте. Решение этих задач связано с социально-экономическим прогрессом человечества и я считаю, впереди ещё очень много новых научных открытий.

Список используемой литературы

1. Учебная литература для студентов медицинских вузов / Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько. – М.:Медицина,2007. – 656.

2. Экология человека / Е.П.Гора – М.:Дрофа,2007. – 1

3. Специфика механизма адаптации человека и его нарушение как причина социально-биологического кризиса / А.И.Желнин // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. – 2014. № 2 (18).

4. Экологический энциклопедический словарь / И.И.Дедю. - К.:Наука,1989. –1

5. Экология человека: Курс лекций [Электронный ресурс] // Ecodelo.org: Экологическая сеть
URL: http://ecodelo.org/9744-32_mekhanizmy_prisposobleniya_organizma_cheloveka_k_okruzhayushchei_srede-ekologiya_cheloveka_k


(цит. по С.71-72 Селье Г. - 1987 г.)

«Человек-среда» - среда, обусловленная в данный момент совокупностью фактов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдалённое воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.

«Интрапсихический» - внутрипсихический, возникающий внутри психики.

Дезадаптация - процесс, который приводит к наруше­нию взаимодей­ствия со средой. }