Женские образы

Тургеневские произведения занимают особое место в русской литературе. Они считаются невероятно лиричными и поэтичными, возможно благодаря мастерски созданным женским образам. В этих образах автор рисовал некий идеал, обладающий не только внешней, но и внутренней красотой. Особенно интересна галерея образов в романе «Отцы и дети». В нём автор показал несколько противоположных персонажей. Например, простая крестьянская девушка Фенечка и эмансипированная городская особа Евдоксия , или великосветская дама Одинцова , неспособная на любовь и её сестра Катерина – натура естественная и простая.

Из всех героинь особенно красочно и с любовью описана Фенечка. Она ассоциируется с чем-то белым, мягким и воздушным, ведь в ней столько естественности и теплоты. Фенечка простая крестьянская девушка, живущая у Николая Петровича и родившая ему сына Митю. Она появляется в романе не сразу, так как стесняется своего двойственного положения. Несмотря на то, что Николай Петрович приютил её у себя и признал ребенка, он ведет себя так, что Фенечка чувствует себя немного скованно и справляется с этим положением лишь благодаря своей природной естественности. Когда она все же появилась перед гостями, она вела себя стеснено, но при этом чувствовалось, что она имела право прийти. Отношение автора в этой героине более чем положительное. Он не только сочувствует ей как сироте, но и любуется ею, говоря, что нет на свете ничего пленительнее молодой красивой матери со здоровым ребенком на руках. Хорошо относится к Фенечке даже Базаров . Несмотря на свою угрюмость, с ней он всегда рад общаться.

Полной противоположностью Фенечке показана городская дама, особа эмансипированная Авдотья Никитишна Кукшина. Она также называет себя Евдоксией. Этот персонаж в романе скорее карикатурный, но вовсе не случайный. По всей видимости в середине XIX века появлялось все больше эмансипированных женщин, которые не вызывали у автора симпатию. Эту неприязнь он показал через описание Кукшиной. Мало того, что она была непривлекательная внешне, её также отличали неопрятность, скудоумие и развязность. Увидев её, Базаров лишь поморщился, а услышав околесицу, которую она несла, сделал вывод, что она соответствует её внешности. Однако был одна польза от общения с ней. Именно от Кукшиной Базаров впервые услышал про Одинцову, которой впоследствии сильно увлекся.

Анна Сергеевна Одинцова появляется в романе на балу у губернатора. Будучи фигурой неординарной и отличной от других женщин, она произвела неизгладимое впечатление на Базарова и Аркадия Кирсанова. Каждый штрих в портрете этой женщины указывал на то, что она была дамой из высшего общества с соответствующими манерами: едва заметная улыбка, спокойный взгляд, достойная осанка. Когда молодые люди по её приглашению приехали погостить, они увидели, как размеренна и однообразна её жизнь. Одинцова рано овдовела, унаследовав богатое наследство супруга. Несмотря на то, что она могла позволить себе многое, она предпочитала не нарушать своего безмятежного существования. В её жизни не было мест сильным чувствам, тем более любви.

В противовес ей, её младшая сестра Катя предстает девушкой простой и лишенной высокомерности. Если сначала складывается ощущение, что она находится в тени сестры и полностью под её влиянием, позже это мнение рассеивается. У Катерины есть внутренняя сила характера и индивидуальность. Возможно, именно это привлекает в ней молодого Кирсанова. Поддавшись вначале чарам Анны Сергеевны, впоследствии он выбирает Катю, так как она более близка к природе, естественная и способна любить.

Нельзя представить себе историю русской литературы без имени Ивана Сергеевича Тургенева. Его литературное наследие довольно обширно: Тургенев писал стихи, прозу, драмы. Талант писателя проявился ярче всего в его крупных произведениях – романах и повестях. Именно в них художник всесторонне отразил особенности своего времени, духовный облик современников. Огромная заслуга Тургенева состоит еще и в том, что в своем творчестве он затрагивал общечеловеческие и философские проблемы, волновавшие людей во все времена.
Одной из основополагающих тем творчества Тургенева является тема любви. Важно заметить, что автор часто устраивает своим героям испытание любовью. И это не случайно, ибо через такое же испытание прошел сам Тургенев.
Еще в 1843 году произошло событие, наложившее неизгладимый отпечаток на всю жизнь Тургенева. Он познакомился с выдающейся певицей, человеком высокой культуры, умной и привлекательной женщиной Полиной Виардо. Женой Тургенева любимая женщина стать не могла: у нее были дети, муж. И отношения их сохранили чистоту и прелесть истинной дружбы, за которой таилось высокое чувство любви. Нельзя без волнения читать строки из письма Тургенева Виардо: «В будущий вторник исполнится семь лет с тех пор, как я в первый раз был у Вас. И вот мы остались друзьями, и, мне кажется, хорошими друзьями. И мне радостно сказать Вам по истечении семи лет, что я ничего не видел на свете лучше Вас, что встретить Вас на своем пути было величайшим счастьем моей жизни, что моя преданность и благодарность Вам не имеет границ и умрет только вместе со мною».
Как можно увидеть из всего вышесказанного, Тургенев с большим уважением и трепетом относился к своей возлюбленной и к женщинам в целом. В каждом своем произведении автор отводил особое место женским образам, подчас делая их главными в раскрытии основной темы. Не стал исключением и роман «Отцы и дети». Все произведение насыщено женскими образами, каждый из которых интересен, самобытен и несет свой особый символический смысл.
Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» - многостороннее и очень глубокое произведение. Оно рассматривает множество проблем, от общественно-политических до глубоко личных вопросов любви и дружбы.
Тема любви является одной из главных тем этого произведения. В связи с этим в романе выведено много женских образов. С их помощью автор не только раскрывает многие проблемы, но и высказывает свое отношение к проблемам предназначения женщины, высказывает свою точку зрения на женский характер, женскую судьбу.
В романе выведены женщины разных поколений. К «старшим» относятся мать Базарова Арина Власьевна, мать Аркадия – Маша, бабушка Аркадия – Агафоклея Кузьминишна, тетушка Анны Сергеевны и Кати. Все эти героини, за исключением старой и, по-моему, уже выжившей из ума, тетушки, персонажи положительные. Они, несмотря на разницу характеров, с честью выполняли свой женский долг, следовали своему женскому предназначению. У этих героинь были крепкие семьи, любящие мужья и любимые дети. Недаром у них выросли достойные, хорошие дети: братья Кирсановы, и Базаров, и Аркадий.
К молодому поколению в «Отцах и детях» относятся Катя, Фенечка, Кукшина. Судьбы этих женщин различны. Если Фенечка довольна своей судьбой, то насчет Кати уже возникают сомнения: она стремится к другой жизни, интересной и деятельной, но выбирает довольно посредственного Аркадия. Что ждет ее впереди? Нам остается лишь догадываться.
Авдотья Никитишна Кукшина – образ и смешной, и драматический. Это глубоко несчастная женщина, не сумевшая найти своего женского счастья. Она пытается превратиться в эмансипированную, независимую даму. Кукшина отвергает свою женскую природу, превращаясь в смешное и жалкое существо. Она все еще надеется устроить свою судьбу, мечтает о муже и детях. Но, на мой взгляд, это ей вряд ли удастся.
Особняком в романе стоят образы княгини Р. и Анны Сергеевны Одинцовой. Они во многом похожи и составляют параллель из старшего и младшего поколения. Эти героини спокойной семейной жизни предпочитают нечто другое. Княгиня Р. выбирает жизнь, полную страстей и волнений, Одинцова – полное отсутствие эмоций, но материальное благополучие. Обе героини несчастливы. Как мне кажется, причину этого автор видит в их отказе от семьи, любви к мужу, воспитании детей. Именно в этом, на мой взгляд, Тургенев видит предназначение женщины, ее святой долг и ее счастье.


Катя - славная девушка, и, хотя в первый момент она воспринимается как бледная тень Одинцовой, у нее все-таки тоже есть характер. Темная брюнетка с большими чертами лица и небольшими задумчивыми глазами. В детстве была очень дурна собой, к 16 годам стала поправляться и сделалась интересной.

Кроткая, тихая, поэтическая и стыдливая. Мило краснеет и вздыхает, боится говорить, всё вокруг замечает. Музыкантша. Любит цветы и составляет из них букеты. В комнате у неё удивительный порядок. Терпелива, нетребовательна, но в то же время упряма. Постепенно раскрывается ее индивидуальность, и становится ясно, что в союзе с Аркадием она будет главной.
Произведения И. С. Тургенева - одни из самых лиричных и поэтичных произведений в русской литературе. Особенное очарование им придают женские образы. “Тургеневская женщина” - это какое-то особое измерение, некий идеал, воплощающий в себе красоту как внешнюю, так и внутреннюю.
Каждый штрих в портрете Одинцовой указывает на то, что это дама из высшего общества. Анна Сергеевна Одинцова поражала достоинством осанки, плавными движениями, умными и спокойно глядящим глазами. От ее лица веяло мягкой и ласковой силой. Спокойными были не только ее движения и взгляд.

Жизнь в ее имении отличалась роскошью, спокойствием, холодностью, отсутствием интересных людей. Размеренность и постоянство – главные черты уклада в имении Одинцовой.
Женские Образы в романе
«Отцы и Дети»
Прямой противоположностью
Фенечки
является
Евдоксия
, а точнее Авдотья

Никитична
Кукшина
. Образ достаточно интересный и, скорее, карикатурный, но не случайный. Вероятно, в середине XIX века эмансипированные женщины появлялись все чаще, и это явление не просто раздражало Тургенева, но вызывало у него жгучую ненависть.
Подтверждением тому является описание быта
Кукшиной
: “Бумаги, письма, толстые номера русских журналов, большей частью неразрезанные, валялись по запыленный столам. Везде белели разбросанные окурки папирос”, а также ее внешности и манер: “В маленькой и невзрачной фигурке эмансипированной женщины не было ничего безобразного, но выражение ее лица неприятно действовало на зрителя”, ходит она ”несколько растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном платье, бархатная шубка ее на пожелтелом горностаевом меху”.
Первое же появление
Фенечки
оставляет в душе ощущение чего-то мягкого, теплого и очень естественного: “Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье, голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах”.
“Тургеневским женщинам” присущи и поэтичность, и цельность натуры, и невероятная сила духа.
И.С.Тургенев
в отношении к женщинам раскрывает все хорошее или плохое, что есть в его героях.
Часто именно героини в его произведениях вынуждены принимать решения, делать нравственный выбор, определять свою судьбу.
В романе “Отцы и дети” представлена целая галерея женских образов - от простой крестьянки
Фенечки
до великосветской дамы Анны Сергеевны Одинцовой.
“Тургеневские женщины” - сильные женщины. Пожалуй, они гораздо сильнее духом окружающих их мужчин. Может быть, заслуга Одинцовой заключается в том, что она, сама того не желая, помогла Базарову сбросить маску, которая так мешала ему, и способствовала становлению личности этого незаурядного человека. Кто же из этих женщин оказывается милее и ближе сердцу писателя?

Конечно, Фенечка.

Самыми выдающимися женскими фигурами в романе Тургенева «Отцы и дети» являются Одинцова Анна Сергеевна, Фенечка и Кукшина. Эти три образа до крайности непохожи друг на друга, но тем не менее мы попытаемся их сравнить.

Тургенев очень уважительно относился к женщинам, возможно, поэтому их образы подробно и ярко описаны в романе. Этих дам объединяет знакомство с Базаровым. Каждая из их внесла свою лепту в изменение его мировоззрения. Самую значительную роль сыграла Анна Сергеевна Одинцова. Именно ей было суждено перевернуть привычный Базарову мир. Любовь, в существование которой он не верил, пришла и к нему. Внутренний конфликт Базарова начинается именно с того момента, когда он встречает Анну Сергеевну Одинцову.

Своей неординарностью Базаров, естественно, вызывает живой интерес холодной барыни Одинцовой. Но эта любовь одновременно и притягивает, и страшит ее. Поскольку для молодого нигилиста это не совсем привычное чувство, то он, соответственно, не знает, как себя вести. С одной стороны, он якобы не верит в любовь, а с другой – он не знает, как назвать то томление, которое испытывает. Сцена, где описано его признание Одинцовой, очень живо передает его мучения. Его любовь скорее похожа на злобу на нее, на себя самого за слабость. Анна Сергеевна всегда спокойна, величава и невозмутима. В ней есть что‑то исконно русское. Она настоящая женщина, которая требует внимания, уважения и даже некоторого преклонения перед своей персоной. Но при этом она не способна на всепоглощающую страсть. Ей необходима такая же сдержанность, некоторая холодность, которая присуща ей самой. Одинцова не в состоянии ответить на чувство Базарова, он пугает ее, его любовь скорее похожа на ненависть, на нее, на себя самого за слабость. Да и сам Базаров не может дать того, что ей нужно – спокойствия, комфорта и гармонии. Они вынуждены расстаться, хотя именно Одинцову Базаров хочет видеть перед смертью.

Образ Кукшиной совершенно иной. Эта «нигилистка» глубоко несчастна, причем именно как женщина. Ее бросил муж, и теперь за современной маской эмансипированной дамы она скрывает свое личное недовольство сложившейся ситуацией. Ее манеры наиграны и фальшивы, но даже она вызывает сочувствие, когда на балу, заброшенная знакомыми мужчинами, она безуспешно пытается привлечь их внимание. Развязное поведение часто скрывает за собой чувство неполноценности. Так произошло и в случае с Кукшиной. Вынужденная играть не свою роль, она, в отличие от Одинцовой, которая всегда чувствует себя в своей тарелке, ведет себя крайне неестественно.

Фенечка – настоящая русская женщина. В ней нет величественности и избалованности Одинцовой, и уж тем более в ней нет претенциозности и фальши Кукшиной. Однако и она отвергает Базарова. Его тянет к Федосье Николаевне, он ищет в ней некое подтверждение своей теории любви как простого чувственного влечения. Но такое отношение оскорбляет Фенечку, и Базаров слышит из ее уст искренний упрек. Оскорблены ее нравственность, глубокая духовность и чистота. Если первый раз герой может объяснить для себя отказ Анны Сергеевны барской изнеженностью и капризом, то отказ Фенечки, простой женщины, говорит о том, что уже в самой женской природе изначально заложены презираемые Базаровым высокая духовность и красота. Женщины подсознательно чувствуют агрессию и неприязнь, и редко что может заставить их ответить влюбленностью на презрение.

Чувство собственного достоинства, одухотворенность и нравственная красота объединяют Одинцову и Фенечку. В дальнейшем Тургенев воспользуется их некоторыми чертами характера, чтобы создать образ «тургеневской девушки». В данном произведении их роль заключается в том, чтобы показать читателю авторское понятие красоты русской души.

Произведения И. С. Тургенева - одни из самых лиричных и поэтичных произведений в русской литературе. Особенное очарование им придают женские образы. “Тургеневская женщина” - это какое-то особое измерение, некий идеал, воплощающий в себе красоту как внешнюю, так и внутреннюю. “Тургеневским женщинам” присущи и поэтичность, и цельность натуры, и невероятная сила духа. Таковы Елена (“Накануне”), Наталья (“Рудин”), Лиза (“Дворянское гнездо”).
В романе “Отцы и дети” представлена целая галерея женских образов - от простой крестьянки Фенечки до великосветской дамы Анны Сергеевны Одинцовой.
Мне хочется начать свое сочинение именно с рассказа о Фенечке, потому что из всех героинь романа она мне милее всех. Первое же появление Фенечки оставляет в душе ощущение чего-то мягкого, теплого и очень естественного: “Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах”. Надо отметить, что Фенечка появилась перед Аркадием и Базаровым не в первый день их приезда. В тот день она сказалась больной, хотя, конечно, была здорова. Причина же очень проста: она страшно стеснялась. Двойственность ее положения очевидна: крестьянка, которой барин разрешил жить в доме, и сам же этого стеснялся. Николай Петрович совершил поступок, казалось бы, благородный. Он поселил у себя женщину, родившую от него ребенка, то есть как бы признал определенные ее права и не скрывал, что Митя - его сын. Но вел он себя при этом так, что Фенечка не могла чувствовать себя свободно и справлялась со своим положением только благодаря природной естественности и достоинству. Вот как Николай Петрович говорит о ней Аркадию: “Не называй ее, пожалуйста, громко... Ну да... она теперь живет у меня. Я поместил ее в доме... там были две небольшие комнатки. Впрочем, это все можно переменить”. Про маленького сына он и вовсе не сказал - до того ему было неловко. Но вот Фенечка появилась перед гостями: “Она опустила глаза и остановилась у стола, слегка опираясь на самые кончики пальцев. Казалось, ей и совестно было, что она пришла, и в то же время она как будто чувствовала, что имела право прийти”. Мне кажется, что Тургенев сочувствует Фе-нечке и любуется ею. Он как будто хочет защитить ее и показать, что она в своем материнстве не только прекрасна, но еще и выше всяких толков и предрассудков: “И в самом деле, есть ли на свете что-нибудь пленительнее молодой красивой матери со здоровым ребенком на руках?” Базаров, живя у Кирсановых, с удовольствием общался только с Фенечкой: “Даже лицо его изменялось, когда он с ней разговаривал: оно принимало выражение ясное, почти доброе, и к обычной его небрежности примешивалась какая-то шутливая внимательность”. Я думаю, дело тут не только в красоте Фенечки, а именно в ее естественности, отсутствии какого бы то ни было жеманства и попыток строить из себя барыню. Образ Фенечки подобен нежному цветку, имеющему, однако, необычайно крепкие корни. Мне кажется, что из всех героинь романа она наиболее близка к “тургеневским женщинам”.
Прямой противоположностью Фенечки является Евдоксия, а точнее Авдотья, Никитична Кукшина. Образ достаточно проходной и, скорее, карикатурный, но не случайный. Вероятно, в середине XIX века эмансипированные женщины появлялись все чаще, и это явление не просто раздражало Тургенева, но вызывало у него жгучую ненависть. Подтверждением тому является описание быта Кукшиной (“Бумаги, письма, толстые номера русских журналов, большей частью неразрезанные, валялись по запыленный столам; везде белели разбросанные окурки папирос”), а также ее внешности и манер (“В маленькой и невзрачной фигурке эмансипированной женщины не было ничего безобразного; но выражение ее лица неприятно действовало на зрителя. Невольно хотелось спросить у ней: "Что ты, голодна? Или скучаешь? Или робеешь? Чего ты пружишься?"”). И чтобы подчеркнуть полную ее противоположность Фенечке, я приведу следующую цитату: “...что бы она ни делала, вам постоянно казалось, что именно это-то она и не хотела сделать; все у ней выходило, как дети говорят - нарочно, то есть не просто, не естественно”). Реакция Базарова на Кукшину тоже была совершенно иной, нежели на Фенечку: увидев ее, ой поморщился. Околесица, которую несла Кукшина, вполне соответствовала ее внешнему облику и манерам. Пожалуй, встреча Базарова с Кукшиной знаменательна лишь тем, что в их разговоре впервые прозвучало имя Анны Сергеевны Одинцовой - женщины, которая впоследствии ввергла Базарова в пучину страстей и терзаний.
Они встретились с Базаровым на балу у губернатора, и Одинцова сразу произвела на него неизгладимое впечатление: “Это что за фигура? - проговорил он. - На остальных баб не похожа”. Надо сказать, что в устах Базарова (то есть этого человека, каким он был на момент их встречи) это высшая похвала. Каждый штрих в портрете Одинцовой указывает на то, что это дама из высшего общества: “достоинствоу осанки”, спокойный взгляд, чуть заметная улыбка: “Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица”. Спокойными были не только ее движения и взгляд. Когда Базаров с Аркадием приехали к ней в усадьбу, они увидели, насколько размеренной и однообразной была вся ее жизнь. Все здесь оказалось “поставлено на рельсы”. Комфорт и безмятежность составляли основу существования Одинцовой. Она достаточно перенесла в жизни (“тертый калач”) и теперь как будто хотела только отдыхать от своего прошлого. Не раз в разговоре с Базаровым она называла себя старой. Когда я читала роман, то сначала думала, что она таким образом кокетничает -ведь ей всего 28 лет! Но потом я поняла: у этой молодой женщины душа старухи. Иначе как объяснить ее стремление всеми силами заглушить в себе возникшую влюбленность, только чтобы она не помешала размеренному образу жизни. У Одинцовой сильный характер, и она даже в чем-то подавила свою младшую сестру Катю. Катя - славная девушка, и, хотя в первый момент она воспринимается как бледная тень Одинцовой, у нее все-таки тоже есть характер. Постепенно раскрывается ее индивидуальность, и становится ясно, что в союзе с Аркадием она будет главной.
Мне трудно однозначно ответить на вопрос: как Тургенев относится к Одинцовой? Может быть, мне мешает мое личное восприятие - Одинцова мне не очень симпатична. Но одно очевидно: Тургенев нигде не допускает иронии в отношении этой героини. Он считает ее достаточно умной женщиной (“Баба с мозгом”, - по словам Базарова), но я не думаю, что он сильно ею очарован.
“Тургеневские женщины” - сильные женщины. Пожалуй, они гораздо сильнее духом окружающих их мужчин. Может быть, заслуга Одинцовой заключается в том, что она, сама того не желая, помогла Базарову сбросить маску, которая так мешала ему, и способствовала становлению личности этого незаурядного человека. Кто же из этих женщин оказывается милее и ближе сердцу писателя? Конечно, Фенечка. Именно ее Тургенев одарил счастьем любви и материнства. А эмансипированные женщины, в их худших проявлениях, ему глубоко несимпатичны. Одинцова отталкивает своей холодностью и эгоизмом. Тургеневский же идеал женщины заключается в умении любить и жертвовать собой ради любимого.