В Подделка картин Джексона Поллока

Новость из мира искусства

Джексон Поллок. Номер 5. 1948

Открываю новую рубрику Новости из мира искусства - ничего личного .
Первым сообщением был рассказ о краже и находке картины русского мариниста-пейзажиста А.П. Боголюбова http://galik-123.livejournal.com/64769.html .
А вот пришла и вторая новость от 2 декабря 2014 года:
Москва. 2 декабря. INTERFAX.RU - Житель Нью-Йорка признался в продаже поддельного произведения Джексона Поллока, сообщает The New York Times.
54-летнего Джона Ре обвиняли в продаже десятков картин, которые он выдавал за произведения таких художников, как Поллок и Виллем де Кунинг. По данным стороны обвинения, на продаже подделок ему удалось заработать около $2,5 млн, часть из которых была потрачена на покупку подлодки. Ре признал свою вину только по одному из пунктов - продаже поддельного Поллока. Мужчине грозит до 10 лет лишения свободы. Приговор ему вынесут в апреле.
Примечательно, что подлинность подводной лодки, которую купил Ре, тоже ставится под сомнение. Мужчина утверждает, что она была создана крупнейшим американским авиа- и судостроителем Lockheed Corporation и раньше использовалась военными. По словам Ре, он купил ее за $70 тысяч и потратил около миллиона долларов на ее модернизацию.
Полный текст сообщения: Американец купил подлодку на деньги от продажи поддельного Джексона Поллока - Интерфакс .

О художнике Джексоне Поллоке

Самая известная и самая дорогая картина американского абстракциониста Джексона Поллока 1948 года, под названием "Номер 5. 1948" была продана в 2006 году на аукционе Sotheby’s за $140 млн. Дэвид Гиффен, знаменитый кинопродюсер и коллекционер, продал её мексиканскому финансисту Дэвиду Мартинесу. Полотно "Номер 5" стало самой дорогой картиной в мире. Эта сумма до сих пор остается самой крупной из когда-либо уплаченных за картину. Впервые в десятку самых дорогих произведений искусства попало произведение, созданное после второй мировой войны. С этого периода искусство принято считать современным. Раньше самыми дорогими художниками в мире были импрессионисты и постимпрессионисты: Ван Гог, Пикассо. Затем в первой строчке списка появилось полотно модерниста Густава Климта стоимостью $135 млн. Из старых мастеров в списке есть только одно полотно Рубенса стоимостью $76 млн.
Джексон Поллок родился в Коди, шт. Вайоминг 28 января 1912 года. Он вырос в рабочей семье и был самым младшим из пяти сыновей. Поллока дважды исключали из Высшей школы прикладных искусств в Лос-Анджелесе. В 1930 году он перебрался в Нью-Йорк, где в течение трех лет обучался в Лиге молодых художников на курсе Томаса Харта Бентона. В 1936 году он устроился на работу в экспериментальную мастерскую "Юнион Сквэр" мексиканского мастера по фресковой живописи Дэвида Сикейроса. Это сыграло решающую роль в формировании его как художника. Под руководством Сикейроса он начал экспериментировать с использованием нетрадиционных материалов, например малярных красок, и практиковаться в применении революционных способов нанесения краски на поверхность - распыления, разбрызгивания и капания. Позднее, в 1941 году, Полок посетил выставку индейской песчаной живописи в Музее естественной истории, которая вдохновила его на изобретение метода наложения краски на основе энергичных, широких штрихов.
Его техника нанесения красок на полотно, названная "живописью действия", снискала ему прозвище Джек-Каплеметатель (англ. Jack the Dripper по аналогии с Jack the Ripper - Джек-Потрошитель). Произведение "Номер 4" (Number 4) 1951 года является примером использования данного метода. На протяжении всей своей жизни Поллок страдал от алкогольной зависимости и погиб в автомобильной катастрофе, находившись за рулем в нетрезвом состоянии, 11 августа 1956 года. Наиболее известные полотна Поллока были созданы в 50-е годы, в период интенсивной творческой деятельности.

Джексон Поллок. Лавандовая дымка: Номер 1 (Lavender Mist: Number 1) 1950


Джексон Поллок. Осенний ритм: Номер 30 (Autumn Rhythm: Number 30) 1950


Джексон Поллок. Номер 4: Number 4. 1951


Голубые полюса: Номер 11 (Blue Poles: Number 11) 1952


Джексон Поллок. Глубина. 1953

Американский художник Джексон Поллок был ведущей силой абстрактного экспрессионизма во второй половине 20 века. Его величие заключается в разработке одного из самых радикальных абстрактных стилей в истории современного искусства, отрыва линии от цвета, переопределение категорий рисования и поиск новых способов описания пространства.

В своем издании от 8 августа 1949 года журнал Life опубликовал статью о Джексоне Поллоке, в которой был задан вопрос: «Является ли он самым великим живым художником в Соединенных Штатах?» Может ли художник разлить краску на холст, чтобы создать крутые вихри цветов и линий? Может ли это считаться великим? Критики Нью-Йорка, разумеется, так и думали, и превосходство Поллока среди абстрактных экспрессионистов прошло через годы, подкрепленное легендами о его алкоголизме и, как следствие, ранней смертью.

Вдохновение Поллока

Paul Jackson Pollock родился в Коди в Вайоминге в 1912 году. Его отец был фермером, он часто брал сына в поездки. За счет этого юный Джексон довольно близко познакомился с культурой коренных американцев. Это повлияло на работы мастера, хотя он сам говорил, что не подражал их искусству намеренно. Его ранние сюжеты напоминали творения мексиканских художников Диего Риверы и Хосе Клементе Ороско.

В 1929 году Джексон Поллок учился в Нью-Йорке под руководством Томаса Гарта Бентона. В начале 1930-х годов он работал в стиле регионализма — преобладание изображений жизни Среднего Запада. Одним из ярких представителей течения был Грант Вуд с его известной картиной «Американская готика». Поллок также увлекался сюрреализмом, где лидером по праву считается Сальвадор Дали.

В ноябре 1939 года в Музее современного искусства в Нью-Йорке состоялась важная выставка Пикассо, на которой было собрано 344 работы, включая знаменитую «Гернику». Экспонат заставил Поллока признать выразительную силу европейского модернизма, и он начал создавать новый стиль.

Картины Джексона Поллока

После появился новый художественный авангард. Война и ее последствия были подкреплены движением, которое стало известно как абстрактный экспрессионизм. Джексон Поллок, с тревогой осознавая человеческую иррациональность и уязвимость, выразил свою озабоченность абстрактным искусством, в котором рассказывается о пытках и страданиях. К середине 1940-х годов он представил свои знаменитые «капельные картины», которые представляют собой одни из самых оригинальных произведений.

Джексон разбрызгивал и лил краску на холст. Он не любил мольберты и кисти, а предпочитал палочки и лопатки. Сам художник назвал свой метод льющейся техникой, за которую получил прозвище Джек Разбрызгиватель. Эта форма живописи имела связь с сюрреалистическим движением, поскольку она напрямую относилась к выражению эмоций и настроения создателя.

1 of 2

Во многом Поллоку помогала его жена Ли Краснер. Вместе они купили домик в Спрингсе, где новатор основал свою мастерскую. Есть несколько самых важных работ, которые позволяют проследить годы творчества и жизни художника.

«На Запад» 1934-35 года характеризуется темным, почти мистическим качеством. Закрученные формы, которые структурируют изображение, вызывают эмоциональную напряженность, как у Эль Греко и Ван Гога.


На запад

«Хранители тайн» 1943 года часто интерпретируется, как метафора возникновения бессознательных импульсов в сознательную мысль, представляя собой синтез источников вдохновения Поллока. Образы привлекают африканцев, коренных американцев, а также доисторическое искусство. Абстрактные мужские и женские «хранители» были интерпретированы множеством способов: как тотемы северо-западных индейцев, египетские боги, даже как сочетания игральных карт и шахматных фигур в африканских масках.

«Фреска» 1943 года отражает переход Джексона к «капельному искусству». Техника «all over» представляла собой вдохновение из различных источников, включая Пикассо, Бентона и Сикейроса. Картина стала первой крупномасштабной работой, которая была заказана для квартиры известной галеристки и коллекционера Пегги Гуггенхайм. Среди культовых работ также значатся картина «Мерцающая субстанция», «№ 5, 1948», «Свободная форма» и многие другие.


№ 5, 1948

В 1951 году, в разгар карьеры художника, журнал Vogue опубликовал фотографии моделей, созданные Сесил Битон на фоне картин Поллока. Хотя это общественное признание и было симптомом неизбежной популяризации культуры авангарда, художник постоянно сомневался в направлении своего искусства. На вершине своей славы он внезапно отказался от фирменного стиля. Работа Джексона после 1951 года была более темной по цвету, включая коллекцию, окрашенную в черный цвет на несвязанных полотнах. Эти картины были названы «Черной заливкой», и на выставке в галерее Бетти Парсонс в Нью-Йорке их никто не купил. Однако позже Поллок перешел в более коммерческую галерею, вернувшись к использованию цветных элементов.

Фильм про Джексона Поллока

Влияние Джексона на искусство неоценимо. Однако он долго боролся с депрессией и много пил. Это привело к трагедии, которая случилась в 1956 году. Поллок, будучи нетрезвым, разбился на машине. После смерти все картины художника были распроданы практически моментально. Даже те, которые новатор не успел закончить, купили ценители авангарда и коллекционеры. Позже, в 1973 году, картина «Выгляди как обезьяна» была продана за рекордные на то время два миллиона долларов.

Искусство Поллока живет и в современных работах. Так известный японский бренд , производитель коллекционных игрушек из винила, создал коллекцию Jackson Pollock, посвященную его знаковому стилю. Работа вышла в сотрудничестве со студией Поллока.

Художнику посвящены 4 фильма. Первый под названием «Jackson Pollock» вышел в 1987 году. Это документальная кинолента, где показаны кадры из жизни художника. Затем последовал фильм «Джексон Поллок: любовь и смерть на Лонг-Айленде» из серии рассказов «Великие мастера».

Художественный фильм 2006 года «Что за #$&% этот Джексон Поллок?» рассказывает о даме, которая случайно купила картину художника за 5 долларов. Самым известным произведением считается кинолента Эда Харриса под названием «Поллок», где сам режиссер сыграл главную роль.

Картины авангардиста фигурируют в различных фильмах, с ним напрямую не связанных. Известная работа «№ 5, 1948» появляется в ленте «Контрабанда» и «Из машины». А «Космополис» Дэвида Кроненберга показывает титры, созданные в стилистике Джексона.

Сальвадор Дали писал о Поллоке в своем «Дневнике гения» так: «Поллок: Марсельеза абстрактного. Романтик праздников и фейерверков, как первый ташист-сенсуалист Монтичелли. Он не так плох, как Тёрнер. Ведь он ещё большее ничто».

Совершенно непонятно — комплимент ли это художнику (все-таки Дали писал далеко не о каждом) или презрительное замечание. Споры о художественном содержании картин Поллока можно вести бесконечно — так, собственно, и происходит. Однако конечную точку в суждении ставит материальная оценка: проданная за 140 миллионов долларов работа Поллока «Номер 5» стала самой дорогой картиной мира. В день рождения знаменитого абстракциониста, мы вспомнили еще несколько великих работ мастера.

Осенний ритм (Номер 30)

Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Эту картину Поллок написал в 1950 году. Как раз в это время у художника состоялась первая персональная выставка. В один момент работы мастера стали популярны, на заработанные деньги Джексон Поллок смог снять собственную мастерскую.

Волчица

Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк

Стиль, в котором написана «Волчица», был разработан Поллоком по заказу Пегги Гуггенхейм. Изначально он использовался для оформления дома дочери мецената. Впоследствии Джексон Поллок применил свои наработки в этой картине и нескольких других — «Хранителях тайн», «Пасифая».

Эхо: Номер 25

Музей современного искусства, Нью-Йорк

Это первая картина, которую Джексон Поллок создал в новом (и для себя, и для всего мира) стиле. К 1951 году художник твердо уверился в несостоятельности своей прежней, «капельной техники». Чтобы избежать самоплагиата, художник разработал новую технику: к абстракции прибавился сюрреализм.

Женщина-Луна, режущая круг

Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Больше всего (как ни странно) на творчество Поллока оказал влияние простой смотритель музея. В 1937 году Джон Грэхем опубликовал материал под названием «Примитивная живопись и Пикассо». Поллок, который был ярым поклонником Пикассо и черпал вдохновение для своих работ в примитивном творчестве американских аборигенов, отыскал Грэхема. Именно последний посоветовал художнику попробовать привнести больше примитивизма в свои работы.

№ 5

Частная коллекция

Первая, самая знаменитая и самая дорогая картина мастера. Поллок завершил «№ 5» в 1948 году, а в 2006 работа была продана на аукционе Sotheby’s за невероятную сумму — 140 миллионов долларов. Эта сумма до сих пор остается крупнейшей, когда-либо уплаченной за картину.

«Никакого хаоса, чёрт побери!» — воскликнул Джексон Поллок, прочитав негативный отзыв молодого итальянского критика о своих работах. Он отрицал любую случайность в своей живописи, а уникальная техника разбрызгивания была для него идеальным средством достижения цели. Это был даже своеобразный ритуал, мистическое действо для Поллока, ведь недаром в его творчестве видны отголоски аутентичной живописи индейцев навахо с её первобытным началом. Во время работы над полотном для Поллока главным был контроль над процессом работы, над распределением этих, кажущихся сумбурными, цветных пятен, абсолютная связь с картиной.

Началось всё для Поллока в 18 лет, когда в 1939 году он с братом поступил на обучение к Томасу Бентону, одному из наиболее выдающихся представителей американского риджионализма. В этот ранний период Джексон был увлечён работами Диего Риверы и Хосе Клементе Ороско, однако позже углубился в символизм. Но жизнь складывалась для него не так просто, ведь в 1940 году умер его отец и всё его дальнейшее существование протекало в беспросветной бедности и голоде, кроме того, начались проблемы с алкоголем, а с ними и многочисленные неприятности. Он даже несколько раз оказывался в тюрьме. И когда Поллок попал на лечение к психоаналитику Джозефу Хендерсону, представителю школы Юнга, он не на шутку увлёкся теорией бессознательного. И именно с этого момента начались его эксперименты в живописи, которые позже принесли ему просто невероятный успех.

Но немаловажным фактором в его пути к славе сыграло знакомство с Пегги Гугенхайм, знаменитой коллекционеркой, миллионершей и основательницей Музея Соломона Гуггенхайма. Именно благодаря ей в галерее была выставлена его картина «Стенографическая фигура», позже организована персональная выставка работ Поллока, а работа «Волчица» приобретена для коллекции Музея современного искусства в Нью-Йорке. Это уже и был успех. Но Поллок пошёл дальше.

Новая техника живописи начала зарождаться во время работы художника над фреской, заказанной Пегги Гуггенхайм для своего дома. Многие месяцы Поллок пребывал в депрессии, просто глядя на огромный холст размером 6 на 2, 7 метра, лежащий на полу, и не зная, как ему справиться с таким серьёзным заказом, ведь раньше он подобным не занимался. Но когда у него случился проблеск вдохновения, работа была завершена буквально за сутки и получила более чем положительные отзывы. Тогда Поллок и стал создавать исключительно монументальные работы. Возможно, именно это и стало толчком к изобретению принципиально новой техники рисования, которая окончательно сложилась в 1947 году.

Тогда он с женой Ли Краснер приобрёл фермерский домик в Спрингсе, что в Ист-Хэмптоне, а мастерскую устроил в старом сарае рядом с домом. Начиная работать, он расстилал огромные полотна на полу и начинал разбрызгивать краску над холстами, даже не прикасаясь к ним кистью. В процессе создания полотна Поллок полагался исключительно на собственные эмоции и интуицию. Позднее из-за этого арт-критики прозвали Поллока «Джеком Разбрызгивателем», хотя сам художник чаще употреблял термин «льющаяся техника». Интересно, что для этой техники Поллок не использовал акварелей и масляных красок, так как они расплывались по холсту. Потому художник перешёл к использованию синтетических красок. Он был противником мольбертной живописи и предпочитал работать передвигаясь вокруг картины, как бы даже находясь внутри неё, становясь её частью. Само же искусство в момент работы становилось безумным симбиозом управляемых движений его тела и неконтролируемо капающей на холст краски. Возможно, именно поэтому известный американский искусствовед Гарольд Розенберг в 1952 году охарактеризовал авторскую технику Поллока как «живопись действия». По его мнению, все движения на холсте были направлены на освобождение от политических, эстетических и моральных ценностей.

Таким образом, Джексон Поллок стал одним из лидеров течения абстрактного экспрессионизма, яркими представителями которого были также Марк Ротко и Виллем де Кунинг. Но самое знаменитое и дорогое полотно было создано Поллоком в 1948 году, название которого было очень минималистичным – «Номер 5». В 2006 эта картина была продана на аукционе за 140 млн. долларов, став на тот момент самой дорогой в мире. В 1949 году он уже выставлялся в галерее Бетти Парсонс, а журнал Life опубликовал интервью с ним, восхваляя его и называя чуть ли не величайшим художником Америки. После этого Поллок стал действительно знаменит и некоторые его работы продавались за вполне приличные деньги. Но под давлением популярности художник стал снова пить и при этом имел очень тяжёлый характер. Так, он всё глубже погружался в депрессию, а тона его работ после 1951 года становились всё более мрачными. Между тем, Поллока бросила и жена Ли Краснер, которая больше не могла выносить его измен. Всё это и привело к смерти художника 11 августа 1956 года в результате автокатастрофы, когда он вёл автомобиль в нетрезвом состоянии возвращаясь с вечеринки.

Джексон Поллок родился 28 января 1912 года в городке Коуди (штат Вайоминг). Впоследствии дружественные критики пытались сотворить из факта его рождения красивый миф. Обыгрывая название этого городка, получившего свое имя в честь знаменитого американского героя времен покорения Дикого Запада, они представляли художника таким же лихим ковбоем - свободолюбивым, непокорным, не признающим общих правил. Разумеется, никаким ковбоем он не был - семья Поллоков переехала из Коуди в Сан-Диего менее чем через год после рождения Джексона, а спустя год вновь двинулась в путь - на сей раз в Финикс, штат Аризона. Отец художника, Лерой Поллок, никак не мог найти постоянную работу, в поисках которой колесил вместе со своей семьей по американским просторам. В разное время он был садоводом, каменщиком, пастухом, администратором гостиницы, проводником охотников. В конце концов, он вообще практически оставил семью, присылая лишь изредка небольшие денежные суммы, а с детьми встречаясь во время каникул.
По существу, Джексон воспитывался матерью, Стеллой Поллок, - именно ее невротическая и властная натура наложила отпечаток не только на творчество Поллока, но и на всю его жизнь. Мальчик рос угрюмым и замкнутым; при этом у него случались вспышки гнева, и тогда он мог совершать самые неожиданные поступки, за что был дважды изгнан из школы. С ранней юности Джексон увлекся мистикой - прежде всего, философией Джидду Кришна-мурти, утверждавшего, что истина открывается человеку лишь интуитивно, в процессе свободного «излияния» личности; эти формулы глубоко запали в душу Поллока, во многом определив его мировоззрение.
«Излияние» это удобнее всего совершать в творчестве - считал молодой Поллок. Вместе с тем он не питал иллюзий по поводу своего таланта, весьма критически относясь к собственным возможностям. И все-таки он решил стать художником - мощным волевым усилием, казалось ему, вполне можно «выстроить» из себя что угодно.
В 1930 году восемнадцатилетний Поллок переехал в Нью-Йорк. Здесь он учился у художника Томаса Харта Бентона, представителя так называемого американского регионализма, отстаивавшего реалистическое изобразительное искусство (не без левого уклона) в спорах с модернистами. Критика возлагала на Бентона большие надежды, надеясь, что он положит первые камни в основание самобытной американской живописи, которая сможет составить конкуренцию европейской художественной продукции. Бентон полюбил Поллока, именно он посоветовал ему сменить имидж, превратившись из застенчивого калифорнийского паренька в крутого ковбоя. Учитель Поллока сильно пил; ученик в этом ни в чем ему не уступал. С тех пор и до самой смерти Поллока преследовали проблемы, связанные с его алкогольной зависимостью.
В 1935 году Бентон уехал из Нью-Йорка, после чего Поллок, лишившийся поддержки, «провалился» в настоящий запой. Жил он на деньги, получаемые в рамках государственной программы помощи неимущим художникам, так называемого федерального художественного проекта, организованного администрацией Рузвельта. Поллок чистил памятники, получал ремесленные заказы и даже выполнял в общественных зданиях настенные росписи. Впрочем, летом 1938 года он настолько увлекся возлияниями, что от его услуг отказались. Это вызвало еще больший «загул» - в результате молодой художник оказался в нью-йоркской лечебнице для алкоголиков.
Там Поллок провел около четырех месяцев - на этот период приходится перелом в его художественном видении. Множество блокнотов и альбомов, которые он заполнил в больнице набросками с порожденными его «измененной» психикой кошмарными и сексуальными видениями, обозначили его отход от реализма в область сюрреализма и абстракции. Это было рождением индивидуальной манеры художника, прославившей его впоследствии. Отметим и еще важное. Многие критики утверждают, что Поллок вообще не умел рисовать - упомянутые наброски показывают, что это не так; несмотря на то, что не получил никакого систематического образования, он вполне адекватно передавал образы, имеющие своим прототипом реальные вещи.
Выйдя из лечебницы, Поллок объявил войну собственному алкоголизму, призвав на помощь гремевший тогда в Америке психоанализ. С подачи знакомого психоаналитика он принялся читать Фрейда и Юнга. Войну с алкоголем он проиграл, но следствием этого увлечения стала большая серия сюрреалистических работ. Около этого времени Поллок встретился со смотрителем музея Метрополитен, Джоном Грэхемом, верным поклонником примитивистской живописи. Грэхема заинтересовали крайне несовершенные в техническом отношении, но отдающие мистикой работы молодого живописца. Так начал складываться новый образ Поллока - образ художника-шамана, умеющего проникать в запредельное.
В 1941 году Грэхем познакомил Поллока с Ли Краснер. Это была судьба. Краснер происходила из семьи еврейских эмигрантов, приехавших в Америку из России, и к тому времени уже добилась некоторых успехов в качестве художницы. Вскоре Джексон и Ли стали жить вместе. Именно Краснер ввела Поллока в авангардные художественные круги Нью-Йорка. 1943 годом датируется еще одна судьбоносная встреча - на этот раз с Пегги Гуггенхейм, создательницей и вдохновительницей знаменитого Музея Соломона Гуггенхейма. В том же году Пегги Гуггенхейм организовала выставку, где впервые публике была представлена картина Поллока - этой картиной стала его «Стенографическая фигура», тепло принятая критикой. Пит Мондриан, один из столпов художественного авангарда, назвал ее «самой интересной из увиденных в Америке работ». Под занавес 1943 года стараниями Пегги Гуггенхейм открылась и первая персональная выставка художника. Она оказалась триумфальной. «Поллок обладает вулканическим талантом», - писал обозреватель «Нью-Йорк Тайме».
Между 1943 и 1947 годами Гуггенхейм устроила Поллоку еще три персональных выставки. Несмотря на восторженные отклики «продвинутой» критики, остро чувствующей новые постижения в искусстве, картины художника практически не продавались. В 1947 году Пегги Гуггенхейм нашла Поллоку нового агента - это была Бетти Парсонс, известная своим тонким вкусом и высоким профессионализмом. Но и у Парсонс не получилось сдвинуть продажи с мертвой точки - пять лет спустя разочаровавшийся в ней Поллок перепоручил свои дела Сиднею Дженису, специализировавшемуся на абстрактной и сюрреалистической живописи .
Дженису удалось продать одну картину Поллока за 8000 долларов. Это была самая большая сумма, полученная художником за свои работы, - в сущности, до конца жизни он находился в сильно стесненных обстоятельствах.
Осенью 1945 года Поллок женился на Ли Краснер, и новоиспеченные муж и жена переехали в небольшой дом на Лонг-Айленде, неподалеку от Ист-Хэмптона. Здесь начался последний интенсивный период в творчестве художника. Первое время он работал на верхнем этаже дома, в спальне, раскладывая холст прямо на полу, а летом 1946 года перебрался в сарай, переоборудованный в мастерскую. Его знаменитая «капельная живопись» появилась на свет именно в этом сарае.
Осенью 1950 года фотограф Ханс Немат опубликовал в журнале «Новости искусства» серию фотографий, запечатлевших создание Поллоком одной из его картин; придуманная им «методика» вызвала большой шум. Именно в это время Поллок после двух лет воздержания снова запил. К середине 1950-х годов он почти бросил писать; вскоре разрушилась и его семейная жизнь. Узнав о романе мужа с молодой натурщицей, Поллока покинула Ли Краснер. Это случилось летом 1956 года, а уже в августе художник, любивший в пьяном виде носиться по улицам на автомобиле, погиб в автомобильной катастрофе. Было ли это несчастным случаем или самоубийством - не ясно до сих пор.

Эта типичная "капельная" картина создана Поллоком в его звездном, 1950-м, году. К этому времени художник довел до совершенства изобретенную им технику, но еще не "отработал" ее до "автоматизации" приема, грозящей самоповторами и окостенением формы. Первоначально работа называлась "Номер 1" (Поллок имел привычку называть картины периода "капельной живописи" по номерам). Романтическое название "Лавандовый туман" подсказал Поллоку искусствовед Клемент Гринберг, очарованный мягкими, пастельными тонами этой работы. "Лавандовый туман" отличается нежностью красок и их тонкими сочетаниями, смелыми цветовыми переходами, изысканным узором. Название, предложенное Гринбергом, удивительно точно отражает "дымчатость" (с преобладанием лавандовых тонов) этого произведения. Многие критики склонны ставить "Лавандовый туман" в один ряд с поздними работами Клода Моне.