Ян Дамель Белорусско-польсколитовский художник начала ХІХ века. Представитель классицизма. Осваивать живопись начал с 1799 года в Виленском университете у Франциска Смуглевича и Яна Рустема. После окончания нескольких курсов и сдачи экзаменов получил степень магистра свободных наук, а позже гимназического учителя. В 1809 году стал мастером живописи и вице-профессором.

Ян Дамель писал преимущественно на исторические темы: «Смерть магистра крестоносцев Ульриха фон Юнгингена в битве под Грюнвальдом» , «Смерть князя Понятовского» , «Павел I освобождает из плена Костюшко» , «Разбитые войска Наполеона в Вильне» , «Переправа французов через Березину» и др. Известны его произведения на религиозные темы («Положение во гроб» , «Христос и самаритянка»), портреты князя Д. Радзивилла, графов Иоахима Хрептовича, пейзажи Минска и его окрестностей («Водяная мельница» , «Деревья под водой»), рисунки и зарисовки на темы быта народов Сибири. Кроме того, Дамель, как и многие художники того времени, отдал дань альбомному рисунку. Творчество художника формировалось под влиянием классицизма, но в ряде его произведений чувствуется стремление к романтическому изображению действительности. Портретам Дамеля присуща тонкая психологическая характеристика.

Ванькович Валентий-Вильгельм Белорусский живописец, представитель романтизма. Родился в среднезажиточной дворянской (шляхетской) семье судьи Мельхиора Ваньковича и Схоластики Горецкой, сестры известного польского поэта Антония Горецкого. Учился в Петербургской Академии художеств (с 1824 года). Творчество связано с художественной жизнью Беларуси и России

Творчество Первым учителем Ваньковича в живописи был будущий генерал ордена иезуитов Габриэль Грубер, миниатюрист. Уроженец Вены, он много рисовал для польского короля Станислава Августа. Молодой Ванькович в свободное от учёбы время читал старые книги, собранные в библиотеке иезуитов, и копировал картины, находящиеся в монастыре. Заканчивая шестой класс, он уже умел рисовать миниатюры и портреты маслом, совершенствуя рисунок и цвет. В Петербурге он приобретает все большее признание. После четырёх лет кропотливого обучения возвращается в Виленский университет с золотой медалью. После 1830 года рисование миниатюр перестало интересовать художника, его привлекало теперь только историческая тематика, и только в этом направлении он хотел работать. Однако и до его имения в Слепянке дошло влияние науки Анджея Товяньского. Вначале в нём ещё был жив давний энтузиазм. Ванькович был человеком амбициозным, но успехи в Вильно и Петербурге не имели продолжения. Однако, в сорокалетнем художнике вновь пробудилась жажда новых успехов. Он оставил свой дом и страну, и уехал в Париж, где вновь сблизился с Адамом Мицкевичем.

Наполеон Орда Белорусский и польский литератор и композитор, музыкант, художн ик, скульптор, педагог. С 1833 года, живя в Париже, брал уроки рисования в студии Ф. Жерара. Путешествую по странам Европы и Северной Африки, делал множество зарисовок пейзажей, в основном городских видов. В Беларуси известен своим альбомом видов губерний Гродненской, Минской, Киевской и др. , материал для которого собрал во время своих путешествий.

Наполеон Орда и Украина До нашего времени дошло 177 произведений художника, на которых изображены архитектурные пейзажи Украины. Его рисунки были использованы во время подготовки проектов реставрационных работ следующих объектов: Крепость в Каменце-Подольском Подгорецкий замок

Острожский замок А также таких памятников архитектуры, как: · Андреевская церковь в Киеве, · Костел Иоанна Предтечи в Белой Церкви, · Дубенский замок, · Летичевский замок.

Наполеон Орда и Беларусь Среди белорусских работ Орды: «Воложинский дворец» , «Геранёнский замок» , «Дятловская усадьба» , «Закозельская усадьба» , «Логойский парк» , «Ружанский дворец» , «Скоковский дворец» , «Минск. Соборная площадь» , «Свислочь» , «Гродно» , «Освея» , «Кревский замок» , «Новогрудок» (1850- 1870 -е годы). По его рисункам и акварелям в 1873- 1883 годах созданы (художник А. Мисурович) и изданы в Варшаве литографии (260 графических листов в 8 сериях). Интересно. Каждый белорус может лицезреть работу Наполеона Орды «Несвижский замка Радзивиллов» на банкноте 100 000 белорусских рублей. Интересно. На каждом рисунке Орды есть небольшая деталь - непринужденно, словно ненароком, изображены люди.

Хруцкий Иван Фомич Белорусский художник, живописец, шляхтич герба Лелива. Известен своими натюрмортами и групповыми портретами. Родился 27 января 1810 года в семье греко-католического священника, шляхтича Томаша Хруцкого. Среднее художественное образование Хруцкий получил в Полоцком высшем училище. В 1827 году он приезжает в Санкт-Петербург. Здесь до 1829 года он брал уроки у английского живописца Дж. Доу и одновременно занимался в Императорской Академии художеств. Копировал в Эрмитаже. В 1830 году Хруцкий поступил в Академию Художеств. Там он учился у таких мастеров, как А. Г. Варнек, Ф. А. Бруни.

Творчество Иван Фомич Хруцкий известен как художник работавший в русле русской академической школы. В историю искусства он вошёл своими натюрмортами. Первые датированные этюды художника - «Натюрморт с вазой» и «Натюрморт с птичкой» - относятся к 1832 году. Главное направление творчества Хруцкого в этот период - работа над натюрмортом «Натюрморт с вазой» (1832) «Натюрморт с птичкой» (1832)

24 сентября 1839 года И. Ф. Хруцкий «за отличные труды в портретной, пейзажной и особенно по живописи плодов и овощей» был удостоен звания академика живописи. С этого времени Хруцкий перестает писать эффектные натюрморты. Картина «Старуха, вяжущая чулок» (1838) сближает его с художниками, не имевшими академического образования, например, с А. Г. Венециановым и особенно В. А. Тропипиным. В 1838 году за эту работу, а также за натюрморт «Цветы и плоды» Иван Хруцкий был награждён малой золотой медалью «Старуха, вяжущая чулок» (1838) Ещё одна линия творчества художника в это время представлена изображением интерьеров - своеобразным жанром «в комнатах»: «В комнате» (1854) и другие.

Современная белорусская живопись – это явление неординарное, интересное и, конечно, имеющее своих поклонников. Последним непременно захочется посетить выставку «12+», которая открылась в здании Национальной библиотеки.

В Минск экспозиция прибыла с горячих просторов Абу-Даби, где жители ОАЭ смогли проникнуться современными реалиями белорусской культуры. Свое название выставка получила по количеству художников, чьи работы могут увидеть зрители. Всего представлено тридцать пять произведений, выполненных в различных техниках и отличающихся жанровой направленностью. Есть среди них и прекрасные пейзажи, и картины по мотивам народных сказок, экспрессию и буйство цвета сменяют декоративность и выразительность.

Впрочем, для ценителей искусства выставка может стать знаковой: прохаживаясь между вывешенными картинами, можно наглядно увидеть все те новшества, которые появились в белорусской живописи за последние годы, оценить, как традиции плавно переплетаются с новомодными веяниями и попытаться проследить пути развития этого вида искусства.

  1. Современные беларуские художники

Народный художник Республики Беларусь Александр Михайлович Кищенко родился в 1933 году в России, учился на Украине, творческий путь его неразрывно cвязан с Белоруссией, жил в Минске.

Жилин Евгений Ильич

Родился 20 марта 1939 г. Года в Гомеле (Белорусская ССР). Отец - Илья Жилин. Мать - Алевтина Жилина.

В 1961-1966 г. учился в Минском художественном училище.

В 1966-1971 г. учился в Белорусском государственном театрально-художественном институте. Учителями Жилина были народный художник Михаил Савицкий, Анатолий Барановский, народный художник Виталий Цвирко.

В начале 1972 года художник впервые принял участие в Республиканской выставке в Минске, однако настоящий успех и известность пришли только после его третьей выставки, также состоявшейся в Минске в 1977 г. На этой выставке впервые были показаны его акварельные работы «Рассвет», «Утро в деревне», «Портрет неизвестной», в то же время художник начал свой цикл пейзажей «Белорусское Полесье».

В это же время продолжалась его активная работа по иллюстрации книг. Особый интерес представляют его иллюстрации к детским книгам.

С 1974 г. член белорусского Союза художников.

С 1978 г. работы Жилина представлены в Белорусском Государственном Художественном Музее.

В 1996-1999 г. довольно продолжительное время работал и проводил выставки в Германии на персональных выставках, посвящённых в том числе чернобыльской трагедии.

В Минске персональные выставки проходились в крупнейших белорусских музеях и выставочных залах в 1983, 1989, 1994, 1999 и 2004 годах.

В 1993 году участвовал в создании творческого объединения «Верасень» и долгое время был его председателем.

Принимал участие в организации благотворительных выставок в пользу детей - жертв Чернобыльской катастрофы в ряде европейских стран.

Ранние работы Жилина в общем можно отнести к реализму. К их числу можно отнести такие работы выполненные в технике акварели, как цикл пейзажей «Белорусское Полесье», серия литографий «Пейзажи Минска», другие пейзажи и натюрморты.

С 1989 года постепенно происходит поворот творчества художника к стилю, который близок к экспрессионизму, а содеожательную сторону можно обозначить как «романтические фантазии». Сюда относятся такие вещи как «Сон королевы» (холст, масло 1994 г.), «Когда мужчины дарили цветы» (холст, масло 1994 г.), «Предсказатель судьбы» (холст, масло 1994 г.).

Тем не менее его творчество нельзя отнести к какому-либо определённому стилю. Если реалистическое видение характерно для натюрмортов, пейзажей, выполненных в акварели, то в живописи маслом художник использует более широкий способ передачи своих чувств и ощущений. В технике маслом характерны творческие эксперименты, проводимые художником.

Щемелев Леонид Дмитриевич

Родился 5 февраля 1923 г. в Витебске. В 1941-1947 гг. во время Великой Отечественной войны служил в рядах Советской армии. После окончания войны поступил в Минское художественное училище, затем в Белорусский государственный театрально-художественный институт, по окончании которого получил диплом по специальности «художник-живописец». В 1959-1966 гг. преподавал рисунок, живопись и композицию в Минском художественном училище, затем до мая 1974 года работал педагогом-художником Республиканской школы-интерната по музыке и изобразительному искусству. С июля 1977 г. по август 1979 г. был заместителем председателя правления Союза художников БССР, затем до ноября 1984 года являлся секретарем правления Союза художников БССР. В 1997 году получил почетное звание «Заслуженный деятель искусств БССР», в 1983 году – «Народный художник БССР». В 1976 году награжден орденом Отечественной войны II степени, в 1985 году – орденом Отечественной войны I степени. В 1993 и 2001 году награжден медалью и орденом Франциска Скорины.

За 50 лет творческой деятельности художника интересовали и вдохновляли самые разные темы, сюжеты и образы: прошлое и настоящее, история и современность, родная земля и человек на этой земле, героика и неутихающая боль Великой Отечественной войны, драма братоубийственной гражданской войны, светлые лица великих россиян и белорусов, запечатленных в образах А.Пушкина и С.Рахманинова, В.Мулявина и В.Короткевича, И.Репина и М.Богдановича, Я.Купалы и Я.Коласа, Г.Свиридова и Е.Аладовой, В.Цвирко и М.Гусовского.

Полотна Л.Д.Щемелева, начиная с его знаменитой картины «Мое рождение», получившей высокую оценку на Всесоюзной выставке 1967 года в Москве, узнаются в любой экспозиции, так как в работах художника не просто отражение каких-то фактов, явлений, а рассуждение об увиденном, пережитом, призванное выявить внутреннюю суть предметов и явлений. Произведения Л.Д.Шмелева находятся в крупнейших музеях Беларуси, России и других стран.

В 2003 году открыта именная Городская художественная галерея работ Л.Д.Щемелева, в дар которой художник передал 60 живописных полотен.

Владимир Гусаковский

Живописью занимается с 1983 года.

Учился на реставрационном отделении Минского художественного училища, но особенный акцент в процессе учебы - это частные уроки у известных педагогов, последователей школы В.Фаворского.

1992 г. - персональная выставка в Париже - Франция

1994 г. - персональная выставка в Германии, г. Бонн, Берлин

1995 - 1998 гг. - персональная выставка в Беларуси, г. Минск

1999 г. - персональная выставка в Российской Федерации, г. Москва, выставочный зал "На Каширке".

Работы находятся в частных коллекциях многих стран мира.

Косцова Ирина Константиновна

1996-2002г.г. студентка отделения монументально-декоративной живописи Белорусской Художественной Академии. Ученица В. Зинкевича, В. Ольшевского, А. Барановского.

2002 получила диплом.

Дипломная работа – «История любви». Левкас, темпера. Размер 200 х 300 см.

С 2004 член молодёжного Союза художников.

2003-2005 г. г. работа в Творческих Мастерских М. А. Савицкого.

В период учёбы принимала участие в студенческих коллективных выставках.

Роспись в кафе «Габрово»

Роспись в средней школе № 11.

Цикл икон для Экзархата Беларуси.

Работы находятся в «Музее Современного Искусства» Минска. «Дома культуры и Техники» в Варшаве, в посольствах Индии, Израиля, Китая, Литвы, а так же в частных коллекциях Беларуси, России, Германии, Польши, Литвы, Норвегии, США, Чехии, Израиля, Индии, Китая, Канады.

Петр Лукьяненко

Один из современных художников Беларуси, работающий в области станковой живописи. Творчество художника отличается многоплановостью тем и жанров, а также разнообразием техники и манеры исполнения.

В публицистических картинах художник отражает важные социально-экономические и политические аспекты того или иного исторического периода. Публицистические работы 80-х годов иллюстрируют глубокую противоположность между официальной идеологией и реальной жизнью. Они рассказывают о драматических моментах советской истории и побуждают навсегда запомнить эти уроки.

В более поздних публицистических работах художник осмысливает резкие перемены, происходящие в постсоветстких странах с начала 90-х. Привычный образ жизни миллионов людей, существовавший десятилетиями и казавшийся незыблемым, рухнул в одно мгновение. Идеалы и ценности переосмысливались. Что-то изменилось, а что-то осталось прежним под новыми вывесками.

Концептуальные картины затрагивают более универсальные вопросы, актуальные на протяжении различных исторических эпох. В лаконичных символах философских работ художник выражает свое видение фундаментальных понятий нашего мира.

В других концептуальных работах он создает собственные воображаемые миры. Они побуждают зрителей к размышлению об отношениях между мужчиной и женщиной, красоте, искусстве и многих других составляющих человеческой жизни.

Петр Лукьяненко также работает в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта. Художник чутко улавливает красоту окружающего мира и показывает ее зрителю. При этом не обязательно создавать на холсте копию увиденного. Главное - передать чувства, возникшие при восприятии.

Сам художник считает любую классификацию изобразительного искусства условностью. В своем творчестве он не стремится соответствовать требованиям какого-либо стиля или направления живописи, а выражает свои мысли наиболее подходящими изобразительными средствами.

В былые времена, когда художник ставил где-то в углу свой мольберт, чтобы нарисовать картину рыночной площади, на него смотрели, как на чужака с любопытством, страхом и, быть может, удивлением. Ведь посторонний мог только созерцать объект, но не манипулировать с ним. За исключением тех ситуаций, когда художник буквально, т. е. физически, стоял у кого-то на пути, он никак не смешивался с окружающей его жизнью. У людей не возникало ощущения, что за ними подсматривают или следят, если, конечно, они в тот момент случайно не оказывались на скамейке перед художником; ведь всем было очевидно, что художника интересуют не актуальные события, а нечто совсем другое. Только сиюминутное является личным, а художник непосредственно наблюдал за тем, что в данный момент не было, потому что это было там всегда. Живопись никогда никого не разоблачала." (Статью можно почитать на "старом" "Фотоскопе")

Эту мысль надо помнить всегда, особенно надо осознать это всем "фото-бэйзд-артистам". Фотография, подвергнутая тем или иным манипуляциям больше уже не работает как фотография, как зеркало реального...

Этого белорусского художника называют современным импрессионистом. Его картины полны жизни и эмоций. Невозможно пройти мимо его ярких полотен, написанных в необычной технике.

Талантливый белорусский художник Леонид Афремов не перестает удивлять пользователей социальных сетей своими работами. Его картины всегда эмоциональны, они вызывают только положительные и радостные эмоции, несмотря на то, что художник изображает осень. Афремов рисует не кистями. Он использует мастихин (специальный нож-лопатка), с помощью которого масляными красками виртуозно накладывает нужные мазки.

Многие сравнивают Афремова с великими мастерами прошлого. Но художник настаивает на том, что он нашел свой собственный стиль. Его работы могут расцениваться как современное искусство, которое основывается на традициях прошлого.

Сам художник отмечает: «Человеческий разум своеобразен. Мы склонны цепляться за прошлое и быть сверхкритичными по отношению к настоящему. Мы сравниваем новые творения с классическими шедеврами и выискиваем малейшие недостатки. Возможно, трава и была зеленее несколько веков назад, но талантливые люди рождаются и сегодня».

Леонид Афремов предпочитает выкладывать свои работы в социальные сети, а не делать персональные выставки в галереях. Его художественная философия основывается на идее того, что искусство не должно быть доступно только элите.

Беларусь дала миру много замечательных художников. И некоторые настолько значимы, настолько знамениты, что их знают даже те, кто вообще не интересуется искусством, от слова совсем. Их стиль узнают, а работы знают даже те, кто их терпеть не может. И шедевры этих мастеров поражают аукционными ценами людей.
Хотите посмотреть, за полотна каких беларуских коллекционеры готовы платить заоблачные суммы?
Вот они,10 самых дорогих работ художников из Беларуси

1. 37 млн 770 тысяч долларов, Казимир Малевич «Мистический супрематизм»

Картина написана в 1920−1930 годах. В 2015 году на аукцион Sotheby’s ее выставляли за 35−45 миллионов долларов. В итоге продали за 37 млн 770 тысяч.

2. 32 млн 800 тысяч долларов, Казимир Малевич «Супрематизм. 18-я конструкция»

"Супрематизм. 18-я конструкция"., 1915 год.

Картина написана в 1915-м — в год рождения супрематизма. Спустя 100 лет аукционный дом Sotheby’s продал ее за 32,8 миллиона долларов, хотя оценивалась работа в сумму от 30 до 46 миллионов.

3. 28 млн 453 тысяч долларов, Марк Шагал «Влюбленные»


«Влюбленные» на данный момент — наиболее дорогая картина художника. Работа написана в 1928 году. Продали ее в ноябре 2017 года на аукционе Sotheby’s за 28 млн 453 тысяч долларов.

4. 28 млн 165 тысяч долларов, Хаим Сутин «Бычья туша»

«Бычью тушу» продали в 2015 году на аукционе Christie’s. Работа написана в 1923 году «гением из Смиловичей». Считается, что вдохновение для этой экспрессивной картины искал у Рембрандта и ее «Туши быка». Сутин сделал множество «мясных» зарисовок и написал шесть разных «Бычьих туш». Пять из них хранятся в музеях мира, одна — у частного коллекционера, который купил ее за 28 млн 165 тысяч долларов.

5. 18 миллионов долларов, Хаим Сутин «Маленький кондитер»

За такую сумму картина Сутина была продана в мае 2013 года на аукционе Сhristie’s в Нью-Йорке. Работа была объявлена топ-лотом вечера и стала самой дорогой картиной художника. «Эта написанная около 1927 года картина служит своего рода финальной точкой в серии одноименных полотен, созданных художником на протяжении почти десяти лет — времени, за которое он успел превратиться из безвестного художника в знаменитость мирового масштаба», — подчеркивал в пресс-релизе аукционный дом.

6. 17 млн 200 долларов, Хаим Сутин «Портрет мужчины в красном шарфе»

До 2013 года «Портрет мужчины в красном шарфе» был наиболее дорогой картиной Сутина. В 2006 году ее продали на аукционе Sotheby’s за 17,2 млн долларов — тогда произведение стало самым дорогим лотом торгов. Картина написана в 1921 году.

7. 16 млн 830 тысяч долларов, Хаим Сутин «Камердинер»

В 2001 году «Камердинер» был продан за 1,9 млн долларов. В 2015 году сумма увеличилось более чем в 8 раз: на аукционе Sotheby’s картина продана за 16 млн 830 тысяч — это было существенно больше, чем самые оптимистичные прогнозы знатоков.

8. 16 млн 300 тысяч долларов, Марк Шагал «Юбилей»

За такую сумму картина «Юбилей» (1923) была продана в 1990-м году (есть подозрения, что тогдашние 16 млн 300 тысяч долларов стоили больше). Картина написана в золотой период Шагала. На ней изображен его излюбленный сюжет — полет вместе с любимой женой Белой. Такая же картина хранится в музее современного искусства в Нью-Йорке, но называется она «День рождения».

9. 15 млн 600 тысяч долларов, Хаим Сутин «Невеста»

«Невесту» Хаим Сутин написал в 1929 году. На аукционе Christie`s в 2015 году ее оценили в 3−5 млн долларов, но продали в три раза дороже максимальной суммы — за 15 млн 600 тысяч.

10. 14 млн 583 тысяч, Марк Шагал «Три свечи»

«Три свечи» Марк Шагал писал в 1938—1940 годах. В 2016 году ее продали на аукционе Christie’s за 14,583 млн долларов.

Удивительно, мы можем размышлять над творчеством Ван Гога, обсуждать импрессионизм Клода Моне и Эдгара Дега, спорить о популярности «Джоконды» да Винчи и «Сикстинской мадонны» Рафаэля и в то же время почти ничего не знать о белорусских художниках. Между прочим многие выходцы из Беларуси находятся в списке самых именитых мастеров кисти мира. Их работы не хуже остальных удивляют, вдохновляют, а иногда и шокируют.

«Портрет жены с цветами и фруктами», 1838 г.

Хруцкого считают основоположником русского натюрморта. Семнадцати летним парнем он, сын униатского священника, ученик религиозного лицея, отправился в одиночку в Петербург, чтобы заняться рисованием. И, видно, не зря. Хруцкому так удалось развить свой талант, что в двадцатом веке его натюрморты были почти что в каждом доме. Не оригиналы, конечно, копии — большинство людей не могли позволить себе настоящие картины. Творчество Хруцкого ежедневно наблюдаем и мы с вами — русская тысячная купюра украшена фрагментом картины Хруцкого «Портрет жены с цветами и фруктами». На самой знаменитой картине художника изображена молодая женщина у стола, который заставлен корзинами с фруктами, графином с водой и букетом в керамической вазе.

Художественный проект «Фрагменты Вавилонской башни»

Лауреат Государственной премии Беларуси и руководитель Центра современных искусств Виктор Ольшевский сегодня за рубежом выставляется чаще, чем в Беларуси. Работы Виктора, которые отличают глубокий символизм и фигурность, находятся в галереях и частных коллекциях в Беларуси, Италии, Германии, Израиле, Польше, Швеции, Швейцарии, США, Франции, Турции и других странах. А его знаменитый проект «Фрагменты Вавилонской башни» вообще успел объездить полсвета: Нью-Йорк, Берлин, Будапешт, Гданьск... Проект состоит из 13 полотен — 13 фрагментов Вавилонской башни, в которых отображаются элементы культур народов мира: Древний Египет и Китай, Иран и Камбоджа, пирамиды майя и кремлевские куранты, польская Варшава и белорусский Мир.

Марк Шагал (1887-1985) «Над городом», 1914

Шагала часто называют французом, потому что просто не могут поверить, что такой художник — авангардный, новаторский, эмоциональный и фантастически талантливый — мог родиться в небольшой и далеко не всем известной Беларуси. Уроженец Витебска буквально покорил мир своими необычными пейзажами, портретами и жанровыми композициями. Интересно, что почти каждый штрих на холсте или бумаге Шагала о любви. О любви к своей нежной и дорогой жены и музы Беллы. Главная фишка художника — фигурки его и Беллы, а иногда и других лиц, которые летают на картинах, игнорируя все законы гравитации и физики. Из наиболее известных работ художника — «Над городом». Маленькие домики, наклонены платы, бытовые сцены... И влюбленные, полета которых ни препятствует никакая прозаичность жизни.

Андрей Смоляк (родился в 1954 году). Проект «Ожившие картины», 2010

Художник известный мастер не только кисти, но и эпатажа. Идея его популярного проекта «Ожившие картины», который начался три года назад, заключается в желании объединить известных, талантливых и заслуженных людей Беларуси через искусство живописи. Суть проекта — политики и артисты, поэты и бизнесмены, режиссеры и спортсмены «примеряют» на себя образы героев произведений художника. На картины Смоляка уже попали певица Лариса Грибалева и актриса Вера Полякова, теннисист Максим Мирный и биатлонистка Дарья Домрачева, народный артист Анатолий Ярмоленко и многие другие. Работы художника находятся сегодня в государственных и частных коллекциях в Беларуси, а также во Франции, Италии, США, Бельгии, России и Голландии.

Казимир Малевич (1879-1935) «Черный квадрат», 1915

Большой художник, авангардист, который изменил мир и предсказал будущее архитектурных зданий, отец супрематизма, создатель театра футуризма, «художник-философ» — примерно так можно прочитать про Малевича в любой бумажной или электронной энциклопедии. И еще один обязательный дополнение к всех регалий художника — автор знаменитого «Черного квадрата». По признанию самого художника, он писал картину несколько месяцев. Кто-то шутит, что художник просто не успевал закончить картину в срок и замазал ее черной краской. Однако эксперты в искусстве видят в картине глубинный философский смысл. Впоследствии Малевич выполнил несколько копий «Черного квадрата» (по некоторым данным, семь). Малевичем были также написаны картины «Красный квадрат» в двух экземплярах и один «Белый квадрат».

Хаим Сутин (1893-1943) «Мясная туша», около 1923 г.

Десятый ребенок в бедной еврейской семье из небольшой белорусской деревни Смиловичи, Хаим с детства непреодолимо желал рисовать, хотя это и было запрещено иудеям. Несмотря на препятствия, постепенно добился своего: сначала занимался в частной школе Якова Кругера, затем три года учился в Вильнюсе. И наконец Париж! Годы страданий, брожения, голода, болезней... Это стоило того, чтобы о Сутина заговорил весь мир, чтобы его экспрессивные, безумные, похожие на ураган картины измерялись на аукционах миллионами долларов. К примеру, на недавнем майском аукционе christie"s его картина «Маленький кондитер» ушла с молотка за 18 миллионов долларов! А среди счастливых обладателей его работ были Изабелла Росселини, семьи Чаплина, издателя Галимара, потомки Шагала, Фрэнсиса Форда Копполы... Ли не самой знаменитой картиной художника можно считать экспрессивную «Мясную тушу», изображенную в двадцатых годах прошлого века.