Наш век практицизма и погони за материальными ценностями выдвигает все большие требования к духовному развитию и приоритету всечеловеческих ценностей. Николай Рерих, как один из мыслителей серебряного века, оставил наследие, которое трудно недооценить. Именно поэтому в любом уголке мира мы находим музей Рериха Н. Г., экспозицию его картин или репродукций. Его верная спутница - жена Елена, его сыновья, художник Святослав и тибетолог Юрий - все внесли свою лепту в становление и развитие духовности человечества.

Несколько слов о богатстве наследия

Говорить о Николае Рерихе сложно. Величайший историк, исследователь, культуролог, археолог, художник, поэт и писатель, философ и мистик, духовный наставник, путешественник. Многосторонняя личность, все грани которой совершенны. О наследии Николая Рериха и его жены Елены написаны многотомные сочинения. Можно спорить о неправдоподобном мистицизме творений Рериха, можно не восхищаться художественностью его полотен, но остаться равнодушным невозможно. Выделить одну сферу деятельности, не осветив другую не получится. Для данной статьи это непосильный объем, ограничимся лишь некоторыми фактами. Они дадут представление об этой неординарной личности и осознание того, почему музей Н. К. Рериха далеко не единичное явление.

Оценка достижений

Мировым рекордсменом среди картин русских художников стала цена в 7,88 миллиона фунтов стерлингов. За столько была в 2013 году куплена картина Н. Рериха «Труды Богоматери» на аукционе Bonhams.

Основой для действующей с 1954 года Гаагской конвенции «О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта» стал Пакт Николая Рериха, который он представил на суд общественности в 1932 году.

Одиннадцатью международными представителями единогласно было поддержано название малой планеты «Рерих» в 1999 году.

С 2003 года учреждена международная премия имени Рериха.

В 1974 году в Календарь памятных дат великих личностей ЮНЕСКО включен 100-летний юбилей Николая Рериха.

Несколько иллюстраций

С полотнами Рериха в своем первом полете в космос сравнил увиденное Юрий Гагарин. Эти слова были одними из первых, что услышало космическое пространство.

За всю свою жизнь художник написал сотни картин, два поэтических произведения и порядка тридцати трудов различного, в основном философского направления.

The Master Building (Дом учителя) - небоскреб, построенный в Нью-Йорке, был реализацией проекта Луиса Л. Хорша. Возведен он был в 1925 году полностью для деятельности мыслителя. Весь первый этаж и по сей день занимает музей семьи Рерихов.

Жена Елена - внучка легендарного Михаила Илларионовича Кутузова, признанная красавица Петербурга, обладающая даром ясновидения и целительства.

Самый большой Дом мастера

The Master Building, Дом учителя, Дом Мастера - это 29 этажей выставочных залов, театров, экспозиций, библиотек, лекционных залов. Огромная коллекция тибетской литературы, офисы международных общественных организаций Рериховского движения, а также жилые помещения с низкой рентой для творческих людей - все это музей Рерихов в Нью-Йорке. Девиз центра «Мир через Культуру» выполняет свою задачу: проводятся выездные экспозиции, бесплатные лекции и концерты, конкурсы и фестивали, издается литература. Ну, и богатейшая коллекция творческих работ Николая Рериха.

Музеи Рерихов в России

Музеев Николая Рериха и частей экспозиций в музеях, так или иначе, связанных с его деятельностью и востоковедением сегодня в России не десятки и даже не тысячи. Стендов и уголков, посвященных жизни и творчеству этой необыкновенной семьи, подсчитать невозможно. Мы будем говорить о самых крупных и имеющих в своих фондах истинные сокровища.

Музей Рериха в Москве

Начало и история возникновения музея Рериха начинается в 1990 году. Тогда сын Святослав, проживающий в Индии художник, безвозмездно передал российскому Фонду Рерихов несколько сотен картин, уникальные раритеты, бесценные библиотеку и личные архивы. Единственным условием Святослава было размещение музея в историческом здании усадьбы Лопухиных, исключительном месте духовности и красоты.

За семь лет, прошедших до открытия музея Рерихов, была проведена колоссальная работа по восстановлению полуразрушенного здания. Все работы по благоустройству, реконструкции и ремонту выполнялись за счет меценатов и благотворительных взносов.

Огромная роль в становлении и развитии музея в истинный центр общественного просвещения сыграла Людмила Васильевна Шапошникова, доверенное лицо и исполнитель завещания Святослава Рериха, бессменный руководитель музея. Индолог и знаток творчества Рерихов, она внесла вклад в становление музея, выходящего за рамки традиционной деятельности. Концерты классики, выставки космистов, международные конференции и симпозиумы, постоянные лекции философов, культурологов и историков - это неполный перечень многогранной деятельности современного общественного музея.

Экспозиция представлена в десяти залах музея. Главными являются Зал живой этики и Зал учителей. Три зала - Вводный, Петербургский и Русский - представляют русский период жизни Рерихов. Два последних посвящены деятельности сыновей Святослава и Юрия. Зал Центрально-Азиатской экспедиции и зал Кулу иллюстрируют главнейшее событие жизни Николая и Елены - экспедицию в Центральную Азию.

И, конечно, музей Рериха - это его жизнь в картинах. По всему маршруту посетителя сопровождают фантастически красивые и реалистично-образные полотна художника.

Музей Рериха в Санкт- Петербурге

В 2003 году старинный особняк, принадлежавший раньше семье академика Михаила Петровича Боткина, известного ценителя живописи, на Васильевском острове сменил хозяина. Районный суд уступил историческое здание более достойному преемнику, которым стал Музей-институт семьи Рерихов.

Такое название музей носит не случайно. Здесь представлены экспозиции личных вещей, фотографий и предметов, так или иначе, связанных с творчеством и личной жизнью Елены и Николая Рерихов. Среди более пятнадцати тысяч экспонатов, собранных и переданных музею племянницей Елены Людмилой Митусовой (1910-2004), живопись и археологические артефакты, предметы декоративного искусства.

Но это не единственный музей Рериха в Петербурге, заслуживающий внимания.

Усадьба Рерихов в Изваре

С именем другого сына, Юрия, известного востоковеда, связан музей Рериха в Изваре. Начались работы по реставрации усадебного дома семьи, где Николай Константинович прожил первые 26 лет своей жизни, в 1974 году. До открытия экспозиции сначала в двух комнатах мезонина прошло десять лет. Сегодня это не просто музей, это научно-культурный центр и центр Рериховского движения. На приусадебной территории музея-усадьбы проводятся эколого-культурные лагеря «Изварские встречи», собирающие неизменно сторонников данного движения и международной программы «Знамя мира».

Извара в жизни Рериха

Сегодня родовое гнездо Николая Рериха радует посетителей все той же спокойной красотою и величественностью ив, которые так часто вспоминал в своих заметках великий художник и писатель. Именно здесь, под руководством опытного археолога Ивановского, юный гимназист Рерих делает первые археологические находки при раскопках курганов, живо интересуется историей. С тех пор археология станет страстью Николая Константиновича.

Не судьбоносно ли для Николая и название Извара (Ishvara) - от индусского Всевышний? И то, что именно тут Николай впервые увидел вершины Гималаев на картине? И предание о радже, жившем неподалеку при Екатерине II? Может, поэтому позже появится «Индийский путь», где автор назовет познание индийской культуры потребностью русского человека?

Наследие Елены и Константина Рерихов оставили неизгладимый след в истории творческих и духовных достижений человечества. Целью и задачей нас сегодняшних должно стать приумножение и сохранение для потомков того наследия этой семьи, которое бесценно не только для России, но и для судьбы всего мира. Его жизнь и стремление к сохранению культурного наследия - пример для современных и будущих культурологов, востоковедов и художников.

Мать художника Мария Васильевна, урожденная Калашникова, купила имение Извары в 1872 году и владела им до 1900 года. Двадцать шесть лет жизни Н.К.Рериха были связаны с этим местом.
Извара - старинное поселение, по-фински означает «большие холмы». В последней четверти XVIII века имение приобрела жена полковника Анна Ивановна Логинова (1760-1836), которая создала первую усадьбу. Она выстроила прямо у дороги каменные хозяйственные постройки: скотный двор, конюшни, амбары, а на берегу озера молочню и мельницу. Господский дом располагался к северу от строений. Около него - небольшой сад и огород, но парка как такового не было. Довольно ясное представление об этом дает план 1821 года. Пейзажный парк, скорее всего, создан Рерихами, что подтверждается и возрастом деревьев. Об этом говорит и сравнение планов 1821 и 1901 годов, и увеличение площади «под строения со службами, садами и огородами» с 6 дес. 1371 кв. саж. в 1821 до 9 дес. в 1891 году.
«Двух лет не было, - вспоминает Н. К. Рерих в листах дневника, - в памятки связались с Изварою, с лесистым поместьем около станции Волосово, в сорока верстах от Гатчины. Все особенное, все милое и памятное связано с летними месяцами в Изваре». И далее описывает свой приезд: «Ландо шуршит по гравию мимо рабочего двора, среди аллей парка. А там радость. За березами и жимолостью забелел дом. И все-то так мило, так нравится, тем-то и запомнилось через все годы. Нужно сразу все обежать. Со времен екатерининских амбар стоит недалеко от дома, длинный, желтый с белыми колонками. По прямой аллее надо бежать к озеру... На берегу молочная ферма - ферма из дикого камня - очень красиво, вроде крепостной стены. Такой же старинной постройки и длинный скотный двор... Такие же длинные конюшни. За ними белое гумно, картофельные погреба. Один из них сгорел. Остались валы - отлично для игры в крепость».
Почти все строения сохранились и используются совхозом. Музей-мастерская Н. К. Рериха устроена на втором этаже дома. Лишь недавно музеем решено сделать всю усадьбу, ведь она сыграла огромную роль в его творчестве.
Подтверждением тому, что мастерская художника была на втором этаже, служит письмо 1897 года к В. В. Стасову, на котором нарисована мансарда и стрелкой указано; «моя комната, там работаю». В литературе считается, что второй этаж и другие деревянные пристройки сделаны еще предыдущим владельцем К. П. Веймарном. Так ли это?
Вот что писал сам Рерих: «Дом изварский старый, стены, как крепостные, небось и посейчас стоит. Все в нем милое. В прихожей пахло яблоками. В зале висели копии голландских картин в николаевских рамах. Большие угольные диваны красного дерева. Столовая ясеневая. Высокий стенной буфет. За окнами старые ели. Для гостей одна комната зеленая, другая голубая». И строкой раньше: «За березами и жимолостью забелел дом». Он подробно описывает только каменный одноэтажный дом и ничего не пишет о деревянных пристройках и мансарде.
Подтверждением тому, что они были сделаны позже, не в детские годы Рериха, служит и описание дома бабушки Татьяны Ивановны Калашниковой в Острове: «1879 год. На Липенке - старый дом с большим заросшим садом. Нижний этаж белый каменный, а верхний и чердак деревянные-охряные, со ставнями и белыми наличниками окон».
Беззаветно любя Извару, подробнейшим образом описывая все, неужели забыл бы он окрашенные в яркий цвет деревянные пристройки, свою комнату во втором этаже, экзотические башенки с флюгерами, которые в детстве должны были производить не меньшее впечатление, чем старинные монументальные хозяйственные постройки.
Да и мастерская-то была в другом месте: «1896 год. Академия художеств... В Изваре из старого птичника переделана мастерская. Собраны волчьи и рысьи меха», фотография Н. К. Рериха на фоне шкур сделана в этой мастерской. Если бы уже существовала мастерская в доме, то и рисунок ее Рерих мог послать Стасову раньше, ведь они познакомились еще в 1895 году. Вполне возможно, что рисунок выполнен вскоре после перестройки дома, которая, вероятно, была сделана с участием Рериха.

Подробно

Подробно

10:00 Отправление из Санкт-Петербурга, ст.м.Звенигородская, ул.Звенигородская, д.5

Трассовая экскурсия.

Экскурсия по мемориальному дому-музею Исаака Шварца . Скромная усадьба стоит на тихой улице дачного поселка, на берегу живописной реки Оредеж.

«...по некоторым обстоятельствам жизни я оказался и теперь живу в нашей замечательной Сиверской. Я счастлив, что всё так удачно сложилось. И вправду, это моё место, благословенное место, я его отлично чувствую, и оно меня, вероятно, тоже», рассказывал композитор.

Тщательно сохраненные элементы обстановки дома помогают восстановить атмосферу, окружавшую Исаака Иосифовича здесь, где были созданы потрясающие мелодии к фильмам «Братья Карамазовы», «Звезда пленительного счастья», «Белое солнце пустыни» и другие. На рояле стоит так и незаконченная партитура, возле неё - карандаш, который словно ещё хранит тепло рук своего владельца. Интерьер украшают фотоснимки известных всему миру гостей композитора.

Переезд в деревню Извара .

Извара встречается еще в писцовых книгах Новгородской республики 1500 года, хотя деревня куда древнее: стоит на этом месте, вероятно, с XI века. Извара известна тем, что связана с именем Николая Рериха – знаменитого художника, исследователя, путешественника. Здесь он провел свое детство и в своих дневниках и мыслях постоянно возвращался сюда.

Экскурсия по усадьбе Извара . Сегодня это большой музей, в котором можно узнать как о жизни Рериха, так и увидеть его автографы, личные вещи, мебель, и ранние работы: эскиз фрески "Вечер богатырства киевского", этюд "Папоротники". Здесь также хранятся экспонаты археологических раскопок, ведущихся в этой местности. А неподалеку протекает река Изварка, живописные виды которой, возможно, служили вдохновением для художника.

Достопримечательности Извары на этом не заканчиваются. После того, как семья Рерихов продала усадьбу, в деревне была основана колония для обездоленных детей. Для этих целей в Изваре был выстроен комплекс строений, состоявший из жилых корпусов, лазарета и Училищного дома со встроенной церковью. Сегодня здание жилых и учебных корпусов заброшены, но Казанская церковь работает и открыта для прихожан.

Отъезд из деревни. Техническая остановка у Волосовского хлебокомбината . Желающие могут приобрести свежий хлеб в магазине.

18:00 Ориентировочное возвращение в Санкт-Петербург, ст.м. Балтийская, ст.м. Звенигородская

В стоимость включено:

Автобусное обслуживание

Экскурсионное обслуживание

Входные билеты по программе

Цена действительна для граждан РФ и стран СНГ. Стоимость экскурсии для иностранных граждан уточняйте дополнительно.

В первой части нашей программы вы познакомитесь с памятными местами художника - Петербургскими домами, где он жил и работал. Наш путь будет пролегать вдоль Университетской набережной, линий Васильевского острова. Вы увидите памятник Рериху, а также здание Императорского Общества поощрения художеств - местом службы и последней квартирой семьи Рерихов в Петербурге.


«Все особенное, все милое и памятное связано с летними месяцами в Изваре» (Н.К. Рерих)

Это место славится тем, что здесь расположена знаменитая усадьба Николая Рериха , где он провел свое детство и написал свои лучшие картины. Имение принадлежало семье Рериха на протяжении 28 лет. Художник очень любил Извару за ее красивую северную природу, которая вдохновила его на создание картин, принесших ему раннюю славу.

В сопровождении экскурсовода мы посетим музей усадьбы и познакомимся с жизнью и творчеством художника. В коллекции музея представлены репродукции знаменитых рериховских картин. Музейная экспозиция в усадьбе очень познавательна. В музее 8 залов, где выставлены картины, документы и фотографии Рериха, автографы, личные вещи и мебель. Художник профессионально увлекался археологией, и тут же можно увидеть ряд его археологических находок, например, старинный новгородский крест. Целый зал, посвящен знаменитому Пакту Рериха, где хранится символ общности всех культур "Знамя мира".

После осмотра экспозиции музея мы совершим прогулку по старинному парку усадьбы, полюбуемся чудесными пейзажами, и увидим уникальное сооружение - Форелевую башню на берегу незамерзающего и чистейшего пруда, построенную еще в самом начале XX века. Раньше в ней находился многоуровневый бассейн для мальков форели, которые, подрастая, отправлялись в пруд.

Во второй части нашей программы мы посетим Церковь Казанской иконы Божией Матери, либо Николо-Пятницкую церковь , расположенные на территории парковой зоны усадьбы.

Почему стоит выбрать эту экскурсию:

Наши современные туристические автобусы порадуют вас своим комфортом, а большие панорамные окна позволят насладиться видами Извары, ее суровой северной природой, так вдохновляющей Рериха.

- Профессиональный экскурсовод даст вам максимум интересной информации. Среди наших требований к экскурсоводу не только лицензия, но и большая любовь к Санкт-Петербургу.

- Оптимальный маршрут, который позволит увидеть главные достопримечательности Извары и посетить знаменитую усадьбу Рериха.

Прекрасная возможность сделать незабываемые снимки во время прогулки по приусадебному парку.

Музей-усадьба Рериха (Ленинградская область, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Усадьба, в которой будущий великий живописец Николай Рерих провел детство и юность. Дом, в котором начала зарождаться его яркая личность, формироваться его широкие взгляды на жизнь. Природа, вдохновившая его на создание первых картин, принесших ему раннюю славу. Все это уютная деревушка Извара, что в окрестностях Санкт-Петербурга.

С финского название поселения можно перевести как «отец-гора», хотя сам Рерих, еще будучи совсем юным, предпочитал вспоминать о санскритском Ishvara, что означает «Господь», «Всевышний».

Музей, открывшийся в 1984 г., некогда занимал всего две комнаты мезонина. Сегодня же коллекция вольготно расположилась по всему имению, рассказывая нам не только о ранних годах Николая Константиновича, но и о времени, когда в доме находилась контора колонии для малолетних преступников.

Семья Рерихов владела усадьбой без малого 30 лет - с 1872 по 1900 гг. Именно здесь, в окрестностях Извары, юный Рерих занимался кладоискательством и археологией, изучал историю и увлекался ботаникой, в первую очередь отдавая все свое время, конечно, искусству: рисунку, живописи. Уже после поступления в Академию художеств здесь даже оборудовали мастерскую из бывшего птичника.

В коллекции музея масса репродукций знаменитых рериховских картин, но есть и два подлинника, которые, скорее всего, были созданы именно здесь. Это этюд «Папоротники» и эскиз фрески «Вечер богатырства киевского» из цикла «Славянская сюита». Обе картины находятся на втором этаже, в комнате, экспозиция которой рассказывает о студенческих годах Нико­лая Рериха.

В целом, об экспозиции музея-усадьбы можно сказать только хорошее. Помимо обыденных для всех коллекций фотографий и вырезок из газет, здесь есть довольно интересные экспонаты. В частности, целый зал, посвященный Пакту Рериха, где хранится символ общности всех культур - «Знамя мира» (три красных точки в красном кругу). Интересна судьба этого пакта, ставшего родоначальников многочисленных деклараций ООН и Юнеско. Его подписали в 1935 в Вашингтоне главы США и порядка 20 стран Латинской Америки с целью защитить исторические памятники и музеи во время военных действий.

Разумеется, не могли оставить без внимания и тот тяжелый и долгий период, когда усадьба стала домом Земледельческой колонии для обездоленных детей. Под эти цели министерство юстиции приобрело имение в Изваре в 1912 г. Рядом с имением построили комплекс зданий в старорусском белокаменном стиле (проект Александра Яковлева) с домовым храмом Казанской иконы Божьей Матери. Именно в этих «палатах» находилась колония, а в бывшем доме художника - его контора. Тогда же здесь построили известковый завод - ныне развалины с торчащими кирпичными трубами и огромными жерлами печей (а вот храм отреставрировали и он открыт для прихожан).