5 сентября – знаменательная дата для истинных поклонников рока, ведь в этот день 70 лет назад родился – великий притворщик, музыкальный гений и культовый фронтмен группы Queen.

Значимость фигуры Меркьюри на мировой сцене трудно переоценить: чего стоит написанная им рок-баллада Bohemian Rhapsody, попавшая в книгу рекордов Гиннеса как «Лучшая песня тысячелетия». Фирменные сценические образы и эксцентричная манера поведения Фредди Меркьюри на сцене известны даже людям, далеким от рок-музыки. Каким был в жизни кумир миллионов, знают лишь самые близкие ему люди. Впрочем, биографам музыканта удалось собрать несколько любопытных фактов о солисте Queen.

Бисексуальные предпочтения Меркьюри и скандальные моменты его личной жизни вызывали неоднозначные реакции в обществе, но это сыграло на руку паблисити певца. Партнеров Меркьюри обсуждали не меньше, чем его хиты – он слыл известным гедонистом и никогда не скрывал свои похождения. «У меня любовников больше, чем у Элизабет Тейлор . Причем обоих полов!» – говорил музыкант.

На заре 70-х у Меркьюри были семилетние отношения с девушкой по имени Мэри Остин. Пара распалась после того, как Фредди признался возлюбленной в бисексуальности. До конца жизни Остин и Меркьюри оставались близкими друзьями, и она исполняла обязанности его администратора. Фредди стал крестным отцом ее сына, ей же он посвятил одну из красивейших баллад Love Of My Life. Именно Мэри, а не своему последнему любовнику Джиму Хаттону, музыкант завещал всю недвижимость и авторские средства от проданных пластинок.

Еще одна короткая связь с женщиной – отношения Меркьюри с австрийской актрисой Барбарой Валентин. Позже в интервью певец признался, что увлекся ею сильнее, чем любым из любовников-мужчин за последние несколько лет. «Рядом с ней я вновь почувствовал себя самим собой», – вспоминал Меркьюри о романе.

Многомесячные гастроли тоже превращались для Фредди в поиски любовных приключений. После концерта участники группы шли в бар, а Меркьюри – в «голубые» районы. В этом смысле певец очень любил Нью-Йорк и Мюнхен.

Фредди Меркьюри не желал стареть. Однажды, будучи в расцвете сил, на вопрос журналистки, каким Фредди представляет себя через 20 лет, музыкант ответил: «Вы с ума сошли? Я буду мертв, дорогуша!» Слова оказались пророческими.

Будучи парсом по происхождению, Меркьюри, как и его семья, исповедовал зороастризм. Он следовал этой религии даже после смены имени (с рождения легенду рок-музыки знали как Фаруха Булсару). В последний путь певца также провожал зороастрийский священник.

До прихода Фредди группа Queen называлась Smile – она была переименована по его инициативе в 70-м году, когда Меркьюри занял место вокалиста.

Коллектив группы Queen

Микрофон без стойки – фирменный сценический атрибут певца – появился случайно. На одном из концертов Фредди очень активно двигался с микрофоном и расшатал крепления его стойки. Прямо во время выступления Меркьюри отвинтил мешавшую ему нижнюю часть и продолжил петь с микрофоном в руках. Впоследствии подобный трюк стал визитной карточкой исполнителя.

Музыкант был заядлым кошатником. В его доме одновременно могло обитать до 10 пушистых питомцев. Дебютный сольный альбом Mr. Bad Guy Фредди посвятил кошкам, а своей любимице по кличке Далила - даже отдельную композицию Delilah. Впоследствии музыкант Queen Брайан Мэй придумал гитарный рифф, имитирующий мяуканье.

Любимая женщина Фредди Меркьюри

Он напоминал мифического феникса: прекрасного, ослепительного, чья песня может подарить невероятное блаженство - и свести с ума, который снова и снова сгорает в собственном огне и воскресает из собственного пепла... А она была самой обыкновенной девушкой. Но стала его единственной любимой.

Фредди Меркьюри познакомился с Мэри Остин в 1970 году. Трудно сказать, чем она его привлекла… Мери не была красавицей, и ничего выдающегося из себя не представляла абсолютно. Она была просто девушкой — небольшого роста, в меру хорошенькой, тихой, и довольно-таки неуверенной в себе. Можно сказать, она была его полной противоположностью. Можно предположить, что именно это и было для Фредди привлекательно. Энергии у него самого хватало с избытком, все что ему было нужно от семейной жизни - а есть определенная вероятность, что он серьезно хотел жениться на Мери - это покой и стабильность. Ко всему прочему, Мери была хорошим другом, человеком, на которого всегда можно положиться, которому можно рассказать абсолютно все, без опасения получить слезы, истерику и бой посуды об пол.

Кто еще так просто пережил бы - после семи лет безоблачной и вполне уже семейной жизни! - сообщение подобного рода: — Мне кажется, Мери, что я бисексуал… И спокойно сказать в ответ: — А мне кажется, что ты голубой.

После чего последуют объятия, и совершенно безмятежное расставание, заканчивающееся нежной и преданной дружбой на протяжении еще очень многих лет… Представьте себя на месте Мери… И оцените ее мужество и самопожертвенность! Легко ли так просто принять не просто измену, а полный и окончательный разрыв? Легко ли пережить, что твой возлюбленный предпочел тебе не просто другую женщину, но мужчину? И понять его и простить, и - отпустить, сочтя, что его счастье и благополучие важнее, чем твои собственные.

Фредди оценил эту самопожертвенность и до конца оставался Мери лучшим другом. Преданным другом. По большому счету, ведь это во многом больше, чем любовник, которых, как известно, Фредди менял как перчатки. Мери он не изменял никогда - никогда не изменял ей в дружбе, ибо как уверял всегда: — Я никогда не смогу полюбить мужчину так, как я люблю Мери. И это была истина. И это стоило многого!

Фредди считал себя очень одиноким человеком, несмотря на то, что его все время окружало огромное количество людей, многие из которых его боготворили. Его великолепные вечеринки обожали, потому что Фредди всегда умел сделать так, чтобы было весело. О том, насколько его действительно любили - судить сложно. Он был слишком неординарной личностью, он был слишком знаменит, слишком богат, в его тени блекло все, сохранить рядом с ним свою личность, и не потерять самоуважение было очень сложно. Было очень сложно ему не завидовать. Может быть, поэтому рано или поздно все его любовные истории заканчивались крахом. Только Мери могла спокойно пережить то, что сама по себе она не является ничем исключительным, сильные, уверенные в себе мужчины, которые так нравились Фредди, не желали играть роль эскорта — они были серьезными, самостоятельными людьми. К примеру, большая его любовь, Винни Киркинбергер, был владельцем ресторана. Когда они познакомились, Винни знать не знал, кто такой этот белозубый красавец, абсолютно не говорящий по-немецки, он так и заявил ему: «Мне совершенно наплевать, кто ты такой. Если хочешь - пойдем со мной». Ты пойдешь со мной, а не я с тобой. Ты поедешь в моей машине, а свой лимузин можешь засунуть… Да, именно туда, куда ты подумал.

Ко всему прочему, Фредди не умел хранить верность кому-то одному, он очень быстро влюблялся, и как-то усмирять свои чувства был просто не в состоянии. Всем своим «большим любовям» он изменял напропалую. Только в последние годы жизни он стал более постоянным. С Джимом Хаттоном он прожил шесть лет.

Не было, наверное, другой рок-звезды, о которой было придумано столько небылиц. Фредди всегда был в центре внимания. Журналисты приписывали ему сотни любовников, журналисты сделали из него алкоголика и наркомана, если поверить всему, что писала о нем та же газета «Сан», можно призадуматься о том, когда же он успевал записывать альбомы, выступать на концертах, разъезжать по гастролям? Как же он умудрился не умереть в молодые годы от передозировки наркотиками и алкоголем? А уж сексом он занимался никак не меньше тридцати часов в сутки… Отделить правду от домыслов достаточно сложно. Журналистов мы не берем в расчет, но и более серьезные биографы противоречат друг другу! Действительно ли на вечеринках у Фредди гостей встречали обнаженные девушки, чьи тела были разрисованы причудливыми узорами? Действительно ли карлики разносили подносы с кокаином, предлагая его всем желающим в непомерном количестве? В самом ли деле гости купались в ваннах с шампанским? Может статься, так и было. Фредди любил повеселиться. Фредди любил, чтобы его гостям было весело. Шоу он устраивал не только на сцене - вся его жизнь являла собой одно большое красочное, безумное шоу. Много было придумано журналистами, но вот что сам Фредди сказал о себе: «Крайности - необходимая часть моей сущности, а скука - самая настоящая болезнь. Жизнь без риска и опасностей не для меня, я не могу сидеть дома и пялиться в телевизор. И я очень сексуален: я постоянно кого-нибудь хочу, хотя уже не сплю с кем попало, как в молодости, — мне стала свойственна разборчивость. Но семьянин из меня не получится никогда, ведь я очень беспокойный, импульсивный, взвинченный человек, и это часто мешает мне и окружающим».

Фредди был таким, каким был. И если бы он был другим — не было бы ничего. Не было бы этой невероятной энергии, льющийся со сцены, не было бы многотысячных стадионов, скандирующих «We Will Rock You », со священной верой подхватывающих «We Are The Champions », дружно хлопающих в ладоши во время исполнения «Radio Ga Ga ». Не было бы «Queen »…

Не было бы… Пусть говорят, что «Queen », это не только Фредди, что это результат работы всех четверых членов команды, я не буду это отрицать. Но Фредди безусловно был главным связующим звеном, катализатором, вдохновителем. Он был сердцем «Queen », не стало его, и ее не стало…

Фредди и Мери познакомились в молодежном универмаге «Биба», расположенном на улице Кенсингтон-Черч, где Мери работала менеджером по обслуживанию персонала, ей было в ту пору 19 лет. Фредди пришлось ухаживать за ней шесть месяцев, прежде чем Мери, наконец, смогла поверить в то, что она действительно его интересует. Поначалу ей казалось, что Фредди нравится другая продавщица, и она всячески пыталась самоустраниться. Когда в день своего 24-летия, Фредди пригласил ее на вечеринку, она придумала предлог, чтобы отказаться, и не для того, чтобы помучить влюбленного, а исключительно потому, что решила, будто он приглашает ее только из вежливости. Впрочем, уже на следующий день она пошла вместе с ним в ночной клуб.

Они долго снимали маленькую комнатку в Кенсингтоне, за которую платили 10 фунтов в неделю, где им приходилось делить с соседями ванную комнату и кухню. Потом, когда Фредди добился какой-то известности, они смогли снимать квартиру, а еще позже они обзавелись собственным жильем. Они прожили вместе семь лет, и очень долго Фредди не давал Мери никаких поводов для беспокойства. Несмотря на очень скоро свалившуюся на него славу, бесконечные концерты, Фредди всегда возвращался к ней… Охлаждение наступило внезапно. Фредди стал приходить домой поздно. «Я долго не могла понять истинную причину перемены, — вспоминает Мери, — В конце концов, признание в том, что он бисексуал, стало для Фредди настоящим облегчением».


Они расстались. Мери была готова уйти из жизни Фредди, предоставив ему возможность жить так, как он хочет. Но Фредди не хотел жить без нее. — Я никогда тебя не отпущу, — сказал он ей, — Ты будешь всегда рядом со мной. Он купил ей квартиру в том же районе, где жил сам. Из своей ванной комнаты Мери могла видеть его дом. Тогда она подумала: «Мне никуда от него не деться!» И оказалась права.

Жизнь Фредди всегда была очень далека от тривиальности. Не было другого такого человека, у которого все, от рождения до смерти, было странно, загадочно и непонятно. Он жил так всегда.

Относительно любовных приключений Фредди в юности - история умалчивает. А разного рода домыслы и предположения не заслуживают отдельного упоминания. Принимая во внимание буйный темперамент Фредди, трудно предположить, чтобы он вел аскетический образ жизнь, но, скорее всего, ничем особо выдающимся он не отличался. Фредди понадобилось много времени на то, чтобы определиться со своей сексуальностью, однополая любовь всегда была ему интересна - что следует из его писем друзьям - но не более того. Ему нужно было многое преодолеть, ему нужно было достичь настоящей зрелости, и абсолютной уверенности в себе, прежде чем он смог преодолеть поставленные в детстве барьеры… Как известно, для зороастрийца самый страшный грех, мужеложество. В католическом колледже «Святого Петра» вряд ли к этой проблеме относились мягче. Некоторые биографы уверяют, что Фредди потерял девственность еще во времена пребывания в колледже, якобы его совратил один из учителей, но я не думаю, что это действительно было так. Скорее всего, до того момента, как он встретился с Мери Остин, и, по крайней мере три или четыре года их совместной жизни, у Фредди не было связей с мужчинами.

В 1986 году Фредди прошел тест на СПИД, который оказался положительным… Исключая Мери Остин, Фредди очень долго не говорил никому о том, что болен. До тех самых пор, пока скрывать болезнь стало уже невозможно. Он полагал, что то, о чем никто не знает, то, о чем не говорят и не думают - того как будто и нет. Что он будет здоров до той поры, пока все и сам он в том числе, будут верить в это. Не удивительно, что Фредди приходил в такое бешенство, когда в «желтой» прессе, откуда-то пронюхавшей про его посещение врачей стали появляться заметки, о том, что он проходил тест на СПИД. Журналисты уверяли общественность, что анализ показал отрицательный результат, но это мало что значило - в умах обывателя зародились совершенно ненужные мысли… Благодаря той же «желтой» прессе, все знали в подробностях, какую жизнь ведет солист «Queen », и то, что при такой жизни заразиться вирусом страшной болезни легче легкого. Слово СПИД прозвучало, и теперь уже никто не мог о нем забыть.


Фредди кинулся в работу с энтузиазмом прежде неведомым. Часы тикали, неумолимо отсчитывая оставшееся ему время, а сделать нужно было еще так много! Очень скоро настал конец буйным вечеринкам, а конец многочисленным любовным похождениям пришел еще раньше. Фредди давно уже жил с Джимом Хаттоном, и если до того, как он узнал о своей болезни, он еще изменял ему время от времени, то теперь он стал образцом верности. Он ушел в работу, и больше его практически ничего не интересовало.

5 сентября 1990 года Фредди в последний раз отпраздновал свой день рождения - тихо и скромно в Гарден Лодж. Было приглашено всего двадцать гостей из самых близких друзей, тогда как в былые годы количество гостей исчислялось сотнями. Празднество длилось всего один день и не было отмечено никакими столь любимыми журналистами буйствами.

До самой смерти Фредди Мери работала у него, ведя все его домашнее хозяйство, которое с годами приумножилось так сильно, что справляться с ним было весьма непросто, она ухаживала за ним, когда он был болен, она оставалась с ним практически до самой смерти, спокойная, уравновешенная, все понимающая… Она была уже больше, чем просто друг, она была - якорем, фундаментом, основой, она была всем. Фредди столько раз приходилось сталкиваться с предательством, что под конец жизни он уже не верил практически никому, он мог ждать подвоха от любого - только не от нее.

«Наша любовь закончилась слезами, однако мы остались очень близкими людьми, и эта дружба - навеки, — говорил Фредди, — Все мои возлюбленные спрашивали, почему не могут заменить ее, но это просто невозможно. Она мой единственный друг, она для меня все равно, что жена. Мы верим друг другу. Я никогда не смог бы любить мужчину, как я люблю Мери. Я ее не ревную к ее новым увлечениям, потому что, конечно же, она имеет право устраивать свою жизнь. Для меня главное, чтобы она была счастлива с тем, кого выбрала, и это взаимное отношение. Мы заботимся друг о друге и это чудесная форма любви. На меня могут свалиться все проблемы мира, но у меня есть Мери, и она спасет меня. Единственный человек, к которому я обращаюсь за советами, это Мери. «Друзья» приходят и уходят, действительно настоящих друзей не так уж много. Мери прошла через все и умеет приспособиться ко мне. Кому еще я могу оставить в наследство свое состояние, когда меня не будет? Конечно, в завещании я упомянул и своих родителей, а так же моих кошек, однако основная его часть завещана Мери. Если я завтра умру, она станет тем человеком, который будет распоряжаться моим обширным имуществом. Она работает в моей компании и управляет моими денежными делами и всеми моими владениями. Она руководит шоферами, служанками, садовниками, бухгалтерами и юристами. Я забочусь только о том, чтобы греметь своим скелетом на сцене».

Мери действительно получила все. После смерти Фредди на нее свалилось его огромное богатство и… столь же огромная нелюбовь его поклонников. Поклонники считали ее недостойной Фредди, они утверждали, что только потому, что Мери знала о завещании, она всячески обхаживала Фредди и ухаживала за ним до конца его дней. Это ревность и ничего иного… Что на самом деле творилось в душе Мери, о чем она думала, что она чувствовала, знает только она сама. И никто другой. Как было бы все между ними, если бы Фредди не оставил ей ни фунта, не будет известно никогда, ибо история не терпит сослагательного наклонения. В воспоминаниях Джима Хаттона, последней любви Фредди, Мери вырисовывается не очень хорошим человеком, но как же иначе? Вряд ли Джима особенно интересовали богатства умершего друга - он сам был болен СПИДом и знал, что не на долго переживет его, но ревность… она вполне стоит жадности. Ревность сжигает и иссушает, ревность способна на то, на что жадность никогда не решится. Не быть единственным и неповторимым в сердце того, кого любишь, это мука не из самых легких.

Фредди был щедрейшим человеком, своим друзьям и своим любовникам он делал потрясающие дорогие подарки, он так любил дарить подарки… Деньги значили для него мало, он мог разбрасывать их направо и налево, не замечая количества нулей в чеках. Он говорил: «Даже если я останусь без копейки, я снова смогу заработать состояние». Помимо прочего, он подарил Джиму небольшой уютный домик, в котором он мог бы жить после его смерти. Джим попросил его об этом, зная, что когда Мери завладеет «Гарден Лодж» - великолепным особняком Фредди, который так же доставался ей по завещанию, она в тот же день выставит его вон. Он оказался прав. Мери так и сделала.

Неожиданно свалившееся богатство принесло Мери больше хлопот и проблем, нежели радости. Помимо бесконечного тоскливого одиночества в огромном пустом доме, где все напоминало о Фредди, помимо подозрительной неприязни его фанатов и друзей, Мери столкнулась с вполне прозаическими финансовыми проблемами, — все те миллионы, которые Фредди завещал ей, она смогла получить только через восемь лет после его смерти, а Гарден Лодж ей предстояло содержать прямо сейчас! Нанимать прислугу, и охрану, оплачивать непомерные счета, приходившие ежемесячно… Ко всему прочему, ей еще приходилось практически в одиночку воспитывать двоих сыновей, Ричарда и Джейми. Где взять на все и время и силы и - средства?!

После того, как они с Фредди расстались, и тот предоставил ей возможность жить собственной жизнью, Мери еще очень долго не могла устроить свою судьбу. В ее жизни появлялись мужчины, но никто не задерживался надолго. И это совсем не удивительно. Кто захотел бы делить свою избранницу с великолепным и скандальным рок-идолом, с которым Мери связывало нечто большее, чем просто дружба? Кто согласился бы вечно прозябать на втором плане, зная что не ему принадлежит сердце любимой женщины? Тем более, что Мери была с самого начала до конца честна и никогда и не скрывала от своих возлюбленных, что Фредди навсегда останется для нее самым любимым и по большому счету - единственным.

В конце концов Мери вышла-таки замуж за художника Пирса Камерона, она даже родила ему двоих сыновей, но этот брак не продлился долго… «Пирс всегда чувствовал себя в тени у Фредди, — признается Мери в одном из интервью, — Ведь Фредди необычайно расширил мой кругозор, познакомил меня с миром оперы, балета, живописи. У него я очень многому научилась… И сделать так, чтобы я захотела его бросить, просто невозможно. Никогда». Ко всему прочему, как только стало известно о беременности Мери, журналисты тут же начали высказывать предположения, что Мери носит ребенка Фредди… Это никак не могло быть правдой, к тому времени Фредди давно уже был болен СПИДом, и никогда не решился бы иметь детей, но никто - кроме него самого, врачей и Мери об этом еще не знал… А Мери не смогла опровергнуть клевету, потому что дала Фредди слово, что никому не расскажет о его болезни, даже собственному мужу, пусть даже ценой молчанию может быть ее семейное счастье.


Фредди очень любил детей, когда родился Ричард, он был счастлив не меньше, чем сама Мери. Он лично покупал приданное малышу, он несколько раз навестил Мери в роддоме, он действительно - как будто считал этого ребенка своим. А Мери… Разумеется, она тоже была бы рада, если бы так оно и было!

Фредди сопротивлялся смерти до конца. По воспоминаниям всех, кто был с ним рядом, он поражал своим мужеством, силой воли и бесстрашием. Немногие столь достойно могли бы пережить тяжкие физические страдания и перспективу скорого ухода.

Когда он стал уже совсем плох и начал терять зрение, то отказался от лекарств. «Фредди решил, что хватит, — вспоминает Мери Остин, — Он выбрал время для смерти. Он чувствовал, что конец совсем близок и однажды сказал: «Все, теперь я готов уйти».

В субботу 23 ноября 1991 года, он, наконец, сделал заявление для прессы: «Поскольку в последние две недели в прессе публиковалось огромное количество догадок, я хочу подтвердить, что у меня положительный анализ ВИЧ, и я действительно болен СПИДом. Я полагал, что будет правильно не разглашать эти сведения, чтобы защитить личную жизнь окружающих меня людей. Однако теперь пришло время моим родным, друзьям и поклонникам во всем мире узнать правду, и я надеюсь, что все поддержат меня в борьбе с этой ужасной болезнью». А уже на следующий день он умер. В какой-то момент просто перестал дышать.

Кто был с ним рядом в тот момент так до конца и не ясно, свидетели отчего-то путаются в показаниях, должно быть были слишком расстроены, чтобы хладнокровно запоминать все детали. Личный врач Фредди, доктор Аткинсон, был у него весь день, но к вечеру уехал домой, Мери Остин тоже почти все время находилась с ним рядом, но именно тогда она тоже ушла домой, повидать маленького сына. Питер Фристоун в своей книге воспоминаний пишет, что именно он позвонил ей и родителям Фредди, чтобы рассказать о случившемся.

Церемония похорон была волшебной, таинственной и странной: толпы убитых горем поклонников несли цветы к порогу «Гарден Лодж», роскошные венки возлагали друзья - музыканты, а в дом входили зороастрийские священники в белых одеждах, чтобы провести последний ритуал…

После «дубовый гроб с телом Меркьюри, покрытый белым атласным покрывалом, поверх которого лежала одна красная роза, внесли в часовню. Священники в белых одеждах прочитали традиционным молитвы Ахура Мазде во спасение души певца. В течение всей двадцатипятиминутной службы на английском языке не было произнесено ни слова, лишь обращение к сорока скорбящим с просьбами сесть и встать… После магической церемонии, около десяти часов утра сверкающий черный «роллс-ройс» медленно отвез гроб с телом Меркьюри на кремацию».


Место захоронения праха Фредди известно только самым близким людям - родителям, Мери Остин, а так же его душеприказчику Джиму Бичу. Опираясь на зороастрийскую погребальную традицию, можно сделать предположение, что он покоится в Бомбее, в Башне Молчания.

Татьяна Умнова

Фредди Меркьюри вел бурную, полную приключений сексуальную жизнь, иногда меняя любовников каждую ночь. Желающих составить ему компанию в постели было предостаточно, тем более что Фредди, как он сам признался, обладал «огромным сексуальным влечением». Но Меркьюри хотел романтики - иметь постоянного партнера, который мог бы с ним разделить тот фантастический мир, что он создал вокруг себя. Он нуждался в человеке, способном дать ему любовь, заботу и сопереживание.

Меркьюри был раздираем этими желаниями почти всю свою жизнь. «Я могу переспать с кем угодно, - хвалился он однажды. - Бывают дни, когда я живу только сексом».

По словам его друзей, у Меркьюри были сотни партнеров. Многие из них отмечали, что он не мог оставаться один - особенно ночью. Во время своих редких откровений он признавался, что часто, оставаясь один, просыпался среди ночи в холодном поту. Огромный сексуальный аппетит Фредди был основной темой одного из приемов по случаю его дня рождения. Многие из гостей дарили ему секс-игрушки. Отнюдь не случайно Меркьюри любил проводить большую часть своего времени в Мюнхене и Нью-Йорке - центрах гей-культуры. После концерта он отправлялся в клубы и бары, где с ним стремились познакомиться толпы мужчин.

Меркьюри часто говорил, что его многочисленные сексуальные партнеры - это попытка избавиться от одиночества. Хотя в этом и есть доля правды, в основном такое объяснение было использовано им, чтобы скрыть тягу к случайным связям.

Когда Меркьюри говорил о любви, неприступная рок-звезда превращалась в мягкого человека: "Я очень уязвим, но только тогда, когда я подпускаю к себе слишком близко кого-то. Вокруг меня высокий барьер.

Я влюбляюсь очень быстро, и это часто причиняет мне боль. Может быть, я притягиваю к себе не тех людей. Когда ты влюблен, часто теряешь контроль, а это бывает опасно. Я бы хотел иметь постоянные и счастливые отношения, но до сих пор ничего не получалось. Мне нужна стабильность, но я не могу обойтись без свободы".

Многомесячные гастроли становились для него поисками очередных приключений. Когда остальные члены группы отправлялись на стриптиз или в дискотеку, Меркьюри шел в «голубые» районы. Он находил Нью-Йорк особенно притягательным: «Это город Греха с большой буквы».

Барбара Валентин, немецкая кинозвезда, ставшая близким другом Меркьюри во время его пребывания в Мюнхене, вспоминает, как посетители гей-клубов буквально липли к нему. Гость, побывавший на одной из его вечеринок на Ибице, рассказывает о таком случае: "Множество местных геев приходили на эти вечеринки, что придавало им особый оттенок. Вспоминается один эпизод. Меркьюри и симпатичный молодой человек дурачились, бегая вокруг бассейна, и хлопали друг друга по задницам, приговаривая: «Возьми это, ты, сучка!»

В начале восьмидесятых Меркьюри сменил длинные волосы и женственную сценическую одежду на другой характерный имидж. Он коротко подстригся, отрастил усы и предпочитал носить одежду из кожи. По этому стилю безошибочно определялись его сексуальные пристрастия. Однажды Меркьюри признался своему другу, что он мечтает встретить кого-то, похожего на американского актера Берта Рейнольдса. К несчастью для Меркьюри, актер был гетеросексуалом.

Фредди гордился своими физическими данными. Когда он замечал, что кто-то косится на выпуклости в его штанах, он говорил: «Это не бутылка из-под „колы“, это все мое».

Однако в интервью Меркьюри никогда прямо не признавался в своих наклонностях. Он туманно говорил, что у него отношения «как с мужчинами, так и с женщинами». Обычно он говорил еще и следующее: «Если это кому-то интересно, то пусть узнают сами. Они могут думать что угодно о моем бисексуальном имидже. Я хочу, чтобы меня окружала тайна». Большинство из его поклонников или не подозревали о его гомосексуальных связях, или же отказывались верить слухам. А для многих поклонниц он был идеалом потенциального мужа. Одна из них заявила: «Он моя мечта. Его не видят с девушками на людях, потому что у него есть любимая, которую он хочет уберечь от назойливого внимания. Но если он ее оставит, я с удовольствием займу ее место. Он такой трепетный и обаятельный».

Почему Меркьюри никогда не признавался, что был гомосексуалистом, отшучивался и уходил от ответа, мы никогда не узнаем. Некоторые считали, что он не хотел обидеть своих глубоко религиозных родителей. Другие - что, будучи скрытным, он никогда никого не посвящал в детали своей жизни. Доказательством тому служат немногочисленные интервью, в которых он рассказывал о своей личной жизни. Третьи же считали, что, как истинный бизнесмен, Фредди решил не, афишировать свои пристрастия, так как это может отторгнуть от него часть поклонников. В Америке во время одного из концертов публика забросала его безопасными лезвиями. Так она отреагировала на изменение внешности, с головой выдававшее в нем гея.

Эти чувства усилились, когда в Америке был показан клип «I Want To Break Free», где музыканты были одеты в женские платья. Брайан Май сказал по этому поводу: «Все в Британии приняли клип как шутку. В Америке же он не имел успеха и был воспринят как оскорбление».

Один из «голубых» друзей Меркьюри отрицает, что у певца были проблемы, связанные с сексуальными наклонностями: "Я много общался с Фредди и никогда не замечал, что его заботит собственная секс-ориентация. Я восхищался им, потому что он никогда не принимал это близко к сердцу, как многие другие, никогда не стыдился. Он считал: «Мне нравятся мужчины, ну и что?»

Пол Прентер, менеджер Меркьюри в течение девяти лет, вплотную наблюдал за его жизнью. (Он также умер от СПИДа - за три месяца до смерти Меркьюри). Прентер продал газете «Сан» свои воспоминания о Меркьюри, чем привел его в негодование. Он рассказал газете о том, как Меркьюри любил посещать гей-бары и клубы и возвращался домой в семь утра и редко - один.

По словам Прентера, для поддержания сил Меркьюри я употреблял кокаин. Причем любил это делать в компании. Еженедельно на наркотик у него уходило по пятьсот фунтов. Прентер утверждал, что за все время, пока он работал с Меркьюри, тот не переспал ни с одной женщиной. Он также поведал о том, что двое бывших любовников Меркьюри - Тони Бастин, которого он встретил в гей-клубе в Брайтоне, и Джон Мерфи, стюард (с ним Меркьюри познакомился в самолете на пути в Нью-Йорк), - умерли от СПИДа. После их смерти Меркьюри запаниковал в ожидании той же участи. Он поделился своими опасениями с Прентером.

После того как в 1985 году Меркьюри внезапно покинул Мюнхен, он, по словам Валентин, совершенно изменился. Загулам в клубах и барах он предпочитал уединение в своем доме в Кенсингтоне. Многие из его друзей были озабочены переменой. Меркьюри объяснял это так: «Я человек крайностей. Легко меняю черный цвет на белый. Я не люблю что-то среднее. Серый никогда не был моим любимым цветом».

После безумных похождений он обосновался в своем лондонском доме и постепенно начал отгораживаться от всего мира. Там, вместе со своим преданным и последним другом Джимом Хаттоном, ему предстояло закончить свою жизнь.

Немногие женщины вошли в жизнь Фредди Меркьюри. Мэри Остин, бывшая управляющая магазином, была, пожалуй, единственным исключением. Изящная блондинка, Мэри была для него скорее близким другом. Они встретились в начале семидесятых, и их дружба продолжалась вплоть до трагической смерти Меркьюри. Их судьбы пересеклись в магазинчике под названием «Биба», расположенном на улице Кенсингтон-Чёрч недалеко от киоска, в котором работал Меркьюри.

«Биба» был не просто магазином одежды конца 60-х - начала 70-х. Это был стиль жизни. Молодежь толпилась в этой окуренной благовониями и украшенной папоротниками лавочке, чтобы выбрать красивые, немного старомодные наряды, выкрашенные в самые экзотические цвета. Хотя большинство товаров здесь предназначалось женщинам, мужчины находили здесь майки, свитера и другие предметы туалета, годные и для них. Меркьюри был одним из этих мужчин, а Мэри Остин - одна из неимоверно красивых девушек (помада цвета бордо и такие же колготки), работавших в этой томной среде.

Позднее магазин переехал в здание «Дерри энд Томас» на улице Хай-Кенсингтон, на верхнем этаже которого располагался клуб «Гарденс», в котором Меркьюри устраивал одну из своих вечеринок. «Биба» стал одним из крупнейших магазинов одежды. На пяти этажах располагаются торговые площади размером двести тысяч квадратных футов. Толпы туристов со всего мира покупают здесь первоклассную одежду. Но магазинчик на Чёрч-стрит обладал неповторимым уютом и, что более ценно, был превосходным местом для знакомств.

Меркьюри рассказывал мне: «Я встретил Мэри в 1970 году, и с тех пор у нас прекрасные отношения. Я был с ней близок, как ни с кем иным. Мы прожили вместе семь лет, и я ее по-прежнему люблю».

Когда Меркьюри умирал, Мэри была одной из немногих, кто сидел у его кровати, и каждый день со слезами на глазах покидала дом в Кенсингтоне. Именно Мэри сообщила родителям Меркьюри о смерти сына.

В начале знакомства Меркьюри и голубоглазая красавица были любовниками и снимали квартиру в районе Хол-ланд-парк в нескольких минутах ходьбы от их работы. Постепенно его отношения с Мэри становятся платоническими, по мере того как Меркьюри начинают интересовать мужчины. Но, несмотря на это, они остаются преданными друг другу, и эта привязанность крепнет. Объясняя то, что многим людям покажется странным, Фредди говорил мне: "У нас прекрасное взаимопонимание. Она дает мне необходимую свободу. Я не рожден для семьи. Я слишком беспокоен для этого.

Мэри принимает мой стиль жизни. Но это понимание пришло не сразу. Она научилась не ревновать меня. Я знаю многих, кто не сможет этого понять. Мы вместе пережили всякое, и это сделало наши отношения еще более крепкими. Люди, которые вошли в наши жизни, должны просто их принять. Мы очень любим друг друга".

Как-то Мэри сказала, что, если бы Меркьюри был гетеросексуалом, они бы поженились. Меркьюри упоминал, что они не раз обсуждали возможность брака. Он часто, особенно в трудные для себя моменты, заявлял, что Мэри - единственный его близкий друг и что, когда он умрет, оставит ей большую часть своего двадцативосьмимиллионного состояния. Это были не пустые слова. В финансовых вопросах Меркьюри относился к ней, как к жене. Когда они перестали жить вместе, он купил ей квартиру с четырьмя спальнями в нескольких минутах ходьбы от своего дома, чтобы они могли видеться каждый день.

Когда Меркьюри умер, Мэри Остин произнесла наиболее трогательные слова. Ее голос был полон искренней скорби: «Я переживаю чувство огромной потери и боли. Думаю, что многие его поклонники испытывают то же самое. Я всегда любила Фредди. Уверена, что и он не переставал любить меня».

Конечно, в жизни Мэри кроме Меркьюри были и другие мужчины. Четыре года длилась ее любовная история с Джо Бёртом из группы «Сектор-ау», а затем - с дизайнером Пирсом Камероном. Но, несмотря на это, она виделась с Меркьюри почти каждый день. Когда у нее и Камерона появился сын Ричард, именно Меркьюри, от которого она мечтала иметь ребенка, стал крестным отцом мальчика. Он осыпал малыша подарками. В своем разрыве с Мэри Меркьюри винил постоянные гастроли, во время которых он был подвержен «разным влияниям». Это был типичный эвфемизм Меркьюри, подразумевающий его любовников. Пол Прентер, говоря о могучем сексуальном влечении музыканта, упоминал, что Меркьюри легче пройтись по воде, чем с женщиной.

Многие из друзей Меркьюри находили его отношения с Мэри странными. Тони Бринсбей говорил: «Когда я впервые начал работать с Фредди, он был уже знаком с Мэри. Они были очень близки, и это для меня было непонятно, потому что Фредди был гей. Мэри помогала ему во многом - следила за костюмами, накладывала грим. Она была ему совершенно необходима». В то же время это не казалось странным для Тони Пайка: «Мэри была с ним почти все время, и я это понимаю. Я знал многих мужчин, у которых были семьи и дети, а затем они становились гомосексуалистами».

Еще один давний друг Меркьюри, Питер Стрейкер, вспоминает: «Мэри и Фредди были без ума друг от друга. В этом нет никаких сомнений».

Мэри не была похожа на тех женщин, которые окружают гомосексуалистов. Многим это казалось странным. Меркьюри по этому поводу говорил: «Я никогда не делал того, что делают все, наши отношения не подпадают под клише». Она не была «бородой»-девушкой, которая сопровождает гея, чтобы его могли принять за гетеросексуала. Или же «фэг хэг» - женским окружением геев, с которыми они любят общаться, но не испытывают никаких глубоких чувств. По словам Меркьюри, отношения с Мэри были ближе, чем с кем-либо из его любовников, хотя сексуальная связь давно прекратилась.

Мэри пыталась создать вокруг Меркьюри атмосферу стабильности, не ущемляя его свободу. Она была всегда рядом, когда он в ней нуждался. Это были не просто отношения двух родственных душ. Близкие друзья говорили, что именно Мэри впервые вдохновила и развила его экстравагантный сценический образ, показывала, как накладывать грим и пользоваться черным лаком для ногтей, который стал отличительной чертой ранних «Куин». Она помогала превращению торговца старой одеждой в звезду рока.

Однажды Меркьюри сказал: «Мы так и состаримся вместе. Я не могу представить жизнь без нее. Иногда настоящий друг более ценен, чем любовник». Эти слова - не просто красивые фразы, к которым Меркьюри прибегал, отвечая на вопросы, касающиеся его личной жизни. В них больше правды, чем в любых других словах.

Еще одной женщиной, оставившей след в жизни Фредди Меркьюри, была немецкая актриса, успевшая до их знакомства уже трижды развестись. Меркьюри и Барбара Валентин встретились в Мюнхене, когда он переехал, так как жизнь в Лондоне казалась ему ограниченной слишком узкими рамками. В Мюнхене с его свободными нравами и гей-культурой Меркьюри мог жить без боязни привлечь к себе лишнее внимание. Их встреча произошла в гей-баре «Нью-Йорк», и с первой минуты знакомства они стали друзьями. Меркьюри нашел, что Валентин, которая пользовалась успехом в гей-среде благодаря совместной работе с режиссером Райнером Вернером Фассбиндером, была чрезвычайно интересной личностью. Ее же привлекло в Меркьюри его обаяние и joie de vivre.

Их знакомство продолжилось в женском туалете бара, куда они переместились, чтобы укрыться от гомона и музыки дискотеки. Валентин примостилась на унитазе, в то время как Меркьюри устроился рядом на корточках, держа в руках рюмку своей любимой русской водки. Они говорили взахлеб, как старые друзья, не видевшиеся целую вечность. Талантливая актриса (она снялась более чем в семидесяти фильмах) так вспоминала их первую встречу: «Это произошло совершенно случайно. Я была в баре с большой компанией. У Фредди также было много друзей. Я нечаянно обожгла кого-то из его компании сигаретой. Этот человек накричал на меня, затем извинился и предложил выпить с ним и с его другом. Этим другом и оказался Фредди. Мы поздоровались и в течение следующих двадцати четырех часов болтали не переставая».

Они вспоминали свое прошлое, говорили о любовных делах и планах на будущее. Когда наконец они наговорились и вышли из туалета, то обнаружили, что в баре никого нет, а входная дверь закрыта. Было четыре утра, и они продолжали говорить, пока через несколько часов их не вызволила уборщица.

Это было началом прекрасной и странной дружбы. Какое-то время они даже жили в одной квартире. Позже Валентин скажет: «У нас были необычные отношения. Он был геем, я любила мужчин. Но мы были влюблены».

В течение трех следующих лет он и Барбара были неразлучны. Когда я брал у него интервью на вечеринке в Мюнхене по поводу выхода «The Works», он показал взглядом на нее и сказал: «Видишь эту даму с большим бюстом? Это Барбара. Одно время она была немецкой Бриджит Бардо. Она просто умора».

Если Мэри Остин была скромной и тихой, то Барбара являлась ее полной противоположностью. Как и Фредди, она хотела взять от жизни все. Они вместе шатались по мюнхенским гей-барам, где к Меркьюри тянулись, как к намагниченному. Иногда Барбара, Меркьюри и его очередное увлечение под конец этих походов оказывались втроем в одной постели. Бывали времена, когда они ревновали мужчин к другу. Однажды Меркьюри даже ударил одного, который, как ему показалось, уделял Барбаре слишком много внимания.

На одной из вечеринок Меркьюри и Валентин переодели двух молодых людей в женские платья, немыслимые шляпки с перьями и вуалью, посадили их перед телевизором, запустив любимый фильм Меркьюри «Женщины». Появление на экране одной из героинь в похожей шляпке вызвало у них бурный восторг.

Валентин, которая и в пятьдесят выглядела очень соблазнительно, говорила, что у Меркьюри был неукротимый" сексуальный аппетит. Он «западал» на мужчин с большими лицами и огромными руками. Барбара их называла «водителями грузовиков».

Некоторые были только на одну ночь. Другие же, как Винни, с которым Меркьюри обменялся обручальными кольцами, становились постоянными любовниками. Но, несмотря на армию мужчин в жизни Меркьюри, Валентин считает, что их отношения были глубже и преданней, чем с кем бы то ни было во время его мюнхенского периода жизни. После смерти Меркьюри в интервью немецкому журналу «Бунте» она говорила: «Я не ревновала его. Я проводила с ним больше времени, чем кто-либо».

Иногда Валентин пыталась открыть Меркьюри глаза на некоторых из его любовников. Она говорила ему, что человеку такого уровня и интеллекта не стоит заблуждаться и сходить с ума по поводу очередного красавчика.

«Некоторые из этих мужчин были удивительно глупы, попадались и такие, кто не окончил школу. Я говорила Фредди, что если он и сам присмотрится к ним, то удивится. Он признавался, что они ему нужны только для постели», - вспоминала она.

Порой вмешательство третьего лица в их отношения могло спровоцировать скандал: «Один из парней мыл мне голову в раковине в подсобке бара. Увидев это, Фредди приревновал меня и вмазал этому парню. В другой раз я флиртовала с кем-то. Фредди это не понравилось, и досталось теперь уже мне. Но для меня эта пощечина была как букет цветов. Тогда наши отношения было очень трудно понять, да мы и не хотели, чтобы кто-то это делал».

Они много путешествовали вместе. В Рио, где «Куин» стали гвоздем программы фестиваля, они затащили к себе в номер охранника, раздели догола, а одежду выбросили в бассейн под окном. Меркьюри смотрел на парня и хохотал, а затем сказал: «Вот это рок-н-ролл». Но вместо того, чтобы треснуть по Фредди по выступающим передним зубам, охранник начал с ними выпивать.

Однажды сам Меркьюри надел платье Валентин, ее туфли на шпильках и устроил невиданное представление в их квартире стоимостью один миллион фунтов. Иногда Меркьюри впадал в истерику, ломал свою великолепную мебель, кричал голосом сумасшедшего. Через час все проходило, и он увлеченно занимался цветами в саду. Однажды во время такого приступа он начал биться головой о батарею, был весь залит кровью. В другой раз Меркьюри принялся душить Валентин во сне, и ей понадобилась посторонняя помощь, чтобы освободиться: «Фредди не осознавал, что делает. Он был в трансе».

Но в основном Валентин помнит его нежным и внимательным: "Фредди был очень романтической натурой. Но часто хотел выглядеть крутым геем. На самом деле он был добрым и человечным, очень многих выручал и мог различать добро и зло. В большинстве своем люди его профессии и положения будут рады всадить тебе нож в спину, как только отвернешься. Фредди был не таким.

Иногда он чувствовал себя очень одиноко. В такие дни мы делились друг с другом нашими проблемами до самой ночи. Фредди становился очень внимательным, когда я рассказывала ему о моих проблемах. Его юмор как ничто другое помогал мне, и я успокаивалась. Он был всегда прав. Мы могли говорить часами. Он был очень заботлив. Однажды, когда" я была больна, Фредди не отходил от постели.

Когда Меркьюри был в Мюнхене, одна из его домашних кошек умерла. Фредди сходил с ума от горя и плакал, как маленький. На следующий день он отправился в Лондон на ее похороны.

Прошлым летом в Лондоне заболел один из его золотых карпов. Джим, друг Фредди, пытался его лечить, но безуспешно. В конце концов ему пришлось убить рыбу, чтобы избавить ее от мук. Фредди и я были вместе, когда приехал Джим и рассказал, что ему пришлось сделать. Фредди не смог сдержать рыданий".

В 1985-ом все изменилось. Меркьюри решает возвратиться в Лондон. Без какой-либо причины и объяснений он внезапно покидает город, который доставил ему столько удовольствий. В Лондоне он предпочитает компанию своих кошек, рыбок и цветов загулам, вечеринкам и сексу. Фредди становится призраком того человека, который покорил Валентин в мюнхенском гей-клубе.

В 1987 году они встретились снова, когда Валентин приехала на исполнение «Барселоны». Барбара была в ужасе, увидев темное пятно, проступающее на его лице. Актриса, многие из друзей которой умерли от СПИДа, знала, что это синдром Калоши, один из признаков смертельной болезни. «У меня земля зашаталась под ногами. Я посмотрела на Фредди, а он - на меня. Мы не говорили об этом, но я знала правду. Я сказала, что он не может выйти на сцену в таком виде, и помогла скрыть пятно под гримом», - вспоминает Валентин.

В следующие месяцы пятно распространилось на нос, шею, плечи и ноги. Как и Мэри Остин, Валентин подтвердила, что Фредди терзали страшные боли и он принимал болеутоляющее. Он никогда не жаловался на свои страдания. В обстановке секретности Меркьюри несколько раз находился в больнице, где ему делали переливание крови. Однажды в Швейцарии они зашли в одну церковь и молились, чтобы свершилось чудо. Меркьюри любил, когда его навещали близкие друзья, и говорил, что Барбара вновь сделала его счастливым. Последним летом, во время одного из таких визитов, он наиграл Валентин «The Show Must Go On» с последнего альбома группы. Фредди лежал на своей огромной кровати очень худой и изможденный. Барбара сидела рядом, и они вспоминали о днях, проведенных вместе, и просматривали старые фотографии, которые Меркьюри хранил в коробке из-под ботинок в шкафу.

Меркьюри не мог уснуть сутками, был слаб и беспомощен. На его лице отчетливо проступали признаки приближающейся смерти. Барбара покидала дом со слезами на глазах, зная, что у них больше никогда не будет счастливых дней. Несколько недель спустя она прислала ему ключ от их квартиры, сделанный из золота. Ключ от прошлого, которого не вернешь.

1 ноября 2018 года состоится премьера «Богемской рапсодии» - нового фильма о группе Queen, который прольет свет на малоизвестный роман между Фредди Меркьюри и Мэри Остин. После выхода трейлера в Сети появились редкие кадры влюбленных, а вместе с тем всплыли старые сплетни о жизни Великого притворщика.

Принято считать, что эта хрупкая блондинка была лишь прикрытием нетрадиционной ориентации музыканта. Но правда состоит в том, что Фредди действительно любил Мэри Остин. Он сделал ей предложение, переписал на нее особняк в Кенсингтоне и половину своего 75-миллионного состояния.

Однажды Меркьюри сказал: «Никто из моих любовников не мог заменить Мэри. Она была моим единственным другом, моей женой. Да, я воспринимал эти отношения как брак».

«Мы верим друг в друга, и этого для меня достаточно. Я никогда не смог бы полюбить мужчину так же, как любил Мэри».

67-летняя Остин всё еще обитает в том самом особняке в Западном Лондоне, где певец скончался от СПИДа в 1991 году. По словам соседей, она живет затворницей и редко покидает дом.

Хотя женщина и не участвовала в создании фильма, она дала свое разрешение на съемки. Продюсерами «Богемской рапсодии» выступили экс-участники Queen Брайан Мэй и Роджер Тейлор. Роль Мэри исполнила британская актриса Люси Бойнтон, Меркьюри сыграл американский актер Рами Малек.

«Богемская рапсодия», трейлер

Любить великого...

Роман между 19-летней продавщицей и 24-летним рок-музыкантом закрутился в 1969 году и продлился 7 лет. В 1973-м Queen выпустили дебютный альбом, тогда же Меркьюри ошарашил Мэри предложением руки и сердца.

«Я потеряла дар речи... И совершенно не понимала, что происходит. Это было совсем не то, что я ожидала», - вспоминает женщина.

Счастье Остин омрачили подозрения в неверности Фредди и его связях с мужчинами. В 1976 году он признался возлюбленной в своей бисексуальности.

Мэри однажды сказала: «Я никогда не забуду этот момент. Я помню, как сказала ему: “Нет, Фредди, я не думаю, что ты бисексуал. Я думаю, что ты гей”».

После этого разговора Остин переехала в соседнюю квартиру, а Меркьюри пустился во все тяжкие. Он подсел на кокаин, опустошал по несколько бутылок алкоголя в день и периодически впадал в неконтролируемую ярость. Чтобы забыться, музыкант организовывал .

Всё это время Мэри не теряла надежды вновь сблизиться с любимым и однажды предложила ему завести ребенка, чтобы спасти отношения. На это Мерькюри ответил: «Я всё еще люблю тебя, но больше не могу заниматься с тобой любовью».

Этот отказ, возможно, спас Остин жизнь, потому что к тому времени певец уже был заражен вирусом ВИЧ.

Фредди переспал с сотнями мужчин в то время, когда мир еще ничего не знал о СПИДе. В 1986 году у него диагностировали страшную болезнь, о которой он .

Понимая, что его дни сочтены, певец подписал завещание в сентября 1991-го, передав Мэри половину своего капитала, а остальное - родителям и сестре. Многие из его друзей, включая , получили по 500 тысяч фунтов или какую-то недвижимость.