Определить основную идею поэмы «Мертвые Души» не совсем просто. Объясняется это, прежде всего, тем, что мы имеем теперь лишь небольшую часть этого произведения, – лишь первую часть, да отдельные разрозненные куски второй – то, что не было уничтожено самим Гоголем . Таким образом, судить обо всем идейном содержании произведении мы не имеем возможности. А затем положение критика затрудняется тем, что в его распоряжении есть толкования, которые дал «Мертвым Душам» сам автор, и обещания, которые он хотел выполнить при окончании поэмы, но не успел. По собственному признанию Гоголя, он сам сначала писал без всяких серьезных целей. Пушкин дал ему сюжет, благодарный для его таланта; Гоголь увлекся комизмом тех положений, которые легко вплетались в этот сюжет, – и стал писать «карикатуру», «не определивши себе обстоятельного плана, не давши себе отчета, что такое должен быть сам герой. Я думал просто, – говорит Гоголь, – что смешной проект, исполнением которого занят Чичиков, наведет меня на разнообразные лица и характеры». Это свободное, чисто художественное творчество и помогло Гоголю создать лучшие страницы первой части «Мертвых Душ» – те страницы, которые вызвали у Пушкина восклицание: «Господи! как грустна Русь». Восклицание это поразило Гоголя – он увидал, что из «шалости» его пера, из его шутливого, несерьезного, произведения может выйти нечто крупное, идейно содержательное. И вот, поощренный Пушкиным, он задумал показать в «Мертвых Душах» «с одного боку Россию», т. е. полнее, чем в «Ревизоре » , изобразить отрицательные стороны русской жизни.

Чем более углублялся Гоголь в свое произведение, – тем слабее делалось влияние Пушкина; чем самостоятельнее делалось отношение Гоголя к его работе, – тем сложнее, искусственнее, тенденциознее делались его замыслы. Прежде всего, он проникся идеей расширить пределы изображаемого, – захотел показать Россию уж не «с одного бока», а всю целиком – зло и добро, в её жизни заключенное; потом он стал думать о «плане» для своего уже начатого произведения, – он задавал себе «тревожные вопросы о «цели» и «смысле» своего труда. И тогда поэма «Мертвые Души» в его воображении разрослась в три части. Вероятно, позднее он усмотрел в ней аллегорический смысл. По его идее, три части «Мертвых Душ» должны были, в законченном виде, соответствовать трем частям «Божественной Комедии » Данте : первая часть, посвященная изображению только зла – должна была соответствовать «Аду »; вторая часть, где зло не было так отвратительно, где начинается просвет в душе героя, где выводятся уже некоторые положительные типы – отвечала бы «Чистилищу», – и, наконец, в заключительной третьей части, Гоголь хотел представить в апофеозе все то добро, которое заключалось в душе «русского человека», – эта часть должна была соответствовать «Раю». Таким образом, появилось то искусственное громоздкое построение «Мертвых Душ», та хитрая систематизация материала, с которым не справился Гоголь.

Но, кроме этой задуманности композиции, Гоголю помешала свободно творить еще и моральная тенденция. Все выраставшие заботы о своем «душевном деле», об очищении своего сердца, пагубным образом отразились на его творчестве. И вот, «Мертвые Души» понемногу обратились в какую-то «сточную трубу», куда он сливал свои воображаемые и действительные «пороки» . «Герои мои потому близки душе, говорит он, что они из души, – все мои последние сочинения – история моей собственной души». Он сам сознавался, что, когда в нем усиливалось желание избавиться от разных душевных пороков, он «стал наделять своих героев, сверх их собственных «гадостей» – своими собственными. И, по его словам, это помогло ему самому сделаться лучше...

Итак, сам Гоголь дает нам три толкования идеи «Мертвых Душ» – 1) начало её (первая часть) – бесхитростное изображение своеобразных лиц и характеров, взятых из русской жизни. Характерная черта, объединяющая почти всех героев первой части – безотрадная пошлость, полная бессознательность жизни, непонимание её целей и смысла: с «этого боку» представил он «русское общество», 2) произведение «Мертвые Души» должно было охватить всю Россию, – все зло и добро, в ней заключенное. В таком широком толковании русской действительности видел Гоголь «службу» перед родиной – и 3) произведение это должно было служить ему лично, в деле его духовного самосовершенствования. На себя он смотрел, как на «моралиста», который не только укажет согражданам на то зло, которое вносят в жизнь отдельные порочные деятели, но нарисует и те идеалы, которые спасут родину.

Идея «Мертвых Душ» с точки зрения критики и читателя

Нетрудно понять, что теперь для читателя «Мертвых Душ» не совсем понятна эта авторская идея: он имеет перед глазами только первую часть поэмы, в которой мелькают лишь случайные обещания на то, что в будущем рассказ примет иной характер, – до личного «душевного дела» писателя читателю нет дела. Поэтому приходилось судить произведение, оставив замыслы автора, не копаясь в его душе. И вот, современная и последующая критика, вопреки Гоголю, сама определила идею произведения. Как раньше в «Ревизоре», так и в «Мертвых Душах» усмотрено было желание автора указать на безобразие русской жизни, которое, с одной стороны, зависело от крепостного права, с другой стороны, – от системы управления Россией. Таким образом, идея «Мертвых Душ» большинством была признана обличительной, автор – причислен к благородным сатирикам, смело бичующим зло современной действительности. Словом, произошло то же, что раньше было с «Ревизором»: 1) идея автора была одна, а результаты его творчества привели к выводам, которых он совсем не желал, не ожидал... 2) как относительно «Ревизора», так и относительно «Мертвых Душ» нам приходится устанавливать идею произведения не только без помощи автора, но даже вопреки его желаниям: мы должны видеть в этом произведении картину отрицательных сторон русской жизни, и в этой картине, в её освещении, усмотреть великий общественный смысл произведения.

Тест по главе № 11 «Мёртвых душ» Н.В.Гоголя
1. Какие неприятности случились у Чичикова в начале 11 главы?
А). первая – проснулся поздно, вторая – Петрушка был в стельку пьян.
Б). первая – украли купчую, вторая – бричка была еще не заложена.
В). первая – проснулся поздно, вторая – бричка была еще не заложена.
Г). первая – Селифан перечит барину, вторая – завтрак не подают в комнату.
2.Как НЕ называл Чичиков Селифана?
А)разбойник
Б) чушка
В)Страшилище морское
Г) идиот
Д)подлец
Е) дурак
Ж) бестолковый
З) беспутный

3. Кого Селифан предложил продать Чичикову, так как он «просто не приведи бог, только помеха»?
А). Петрушку; Б). борзого щенка;
В) чубарого коня; Г). кузнеца.

4.)Сколько времени возились с колесом кузнецы?
2 часа
Б. 3 ,5 часа
В) 5,5 часов
Г) 6 часов

5. Почему бричка Чичикова при повороте в одну из улиц должна была остановиться, едва отъехав от гостиницы?
А). Сломалось колесо;
Б). По улице проходила погребальная процессия.
В). Было много народа
Г). Чичиков забыл в комнате гостиницы купчую, поэтому решил вернуться.
6.О чём размышляет Чичиков, проезжая по дороге?
А) О Руси
Б) о дороге
В) о природе
Г) о жизни
Д)о смерти
Е)о красоте

7.Какому сословию принадлежали родители Чичикова?
А) помещики
Б)дворяне
В)графья
Г) мещане
8.Сколько крепостных семей было у отца Чичикова?
А)3
Б) 15
В) 1
Г.)24

9,Куда поступил учиться Чичиков?
А) в церковно-приходскую школу
Б)в городское училище
В)в таможенную академиюг) в уездное ремесленное училище
10. Какой самый главный совет, данный отцом, запомнил Чичиков на всю жизнь?
А). Не угощай никого
Б). С товарищами не водись,водись с богатыми
В). Не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам
Г). Береги и копи копейку.

11. Что сделали бывшие одноклассники Чичикова, когда узнали, что учитель, любитель тишины и похвального поведения, который нещадно наказывал провинившихся учащихся, был выгнан из училища и влачил жалкое существование?
А). Защитили перед начальством.
Б).Помогли определить его в дом призрения.
В). Собрали тут же для него деньги, продав даже многое нужное.
Г). Купили ему домик.
12. Кому принадлежат слова, обращенные к Чичикову? «Эх, Павлуша! Вот как переменяется человек! Ведь какой был благонравный, ничего буйного, шелк! Надул, сильно надул».
А). Отец; Б). губернатор; В). конторщик; Г). учитель.

13.Чем отличался Чичиков среди остальных учеников?
А)умом
Б)прилежанием и опрятностью
В) непокорностью
Г) заносчивостью
14. Как Чичиков сумел заполучить первое повышение по службе?
А). Намекает начальнику, что не прочь жениться на его некрасивой дочери.
Б). Умеет принять верное решение в сложных ситуациях.
В). Хвалил начальника всегда.
Г). Дал взятку важному чиновнику.

15. Что получил Чичиков в наследство от отца?(несколько ответов)
А)67 крепостных крестьян
Б) 20 десятин земли
В)4 фуфайки
Г) 2 экипажа лошадей
Д) 2 старых сюртука
Е)лес и луга
Ж) незначительную сумму денег
16. Кому принадлежат слова: «Ну, что ж! Зацепил – поволок, сорвалось – не спрашивай. Плачем горю не пособить, нужно дело делать»?
А). Чичикову;
Б). Ноздреву;
В). Петрушке;
Г). Селифану.

17. В чем у Чичикова, по выражению товарищей по службе на таможне, «просто было собачье чутье»?
А). в учении;
Б). в обысках;
В). в предчувствии опасности.,
Г) в поиске преступника
.

18. Почему всем становится известен сговор Чичикова с контрабандистами?
А). Контрабандистам не понравился новый неподкупный чиновник, и они его подставили.
Б). Чичикова уличили в получении взятки прямо во время ее передачи.
В). Чичиков ссорится с товарищем, который участвовал в его сговоре с контрабандистами, и бывший приятель послал на него тайный донос.

19. Какая мысль особенно заботила Чичикова, когда «он был в горе, в досаде, роптал на весь свет, сердился на несправедливость людей»?
А). Что скажет мой отец?
Б). Что подумают обо мне окружающие?
В). Как же жить на белом свете без денег?
Г). Как не чувствовать мне угрызения совести, зная, что скажут потом мои дети?

20. Какую притчу приводит Гоголь в 11 главе?
А) о царе Соломоне.
Б) о капитане Копейкине;
В) о Кифе Мокиевиче и о Мокии Кифовиче;
Г)о воскрешении Лазаря

21. Как характеризует Гоголь Чичикова в конце 11 главы?
А) узурпатор; Б) хозяин, приобретатель;
В) подлец; Г) простофиля.

22. С чем сравнивает Русь Гоголь в конце 11 главы?
А)с тройкой
Б) с облаками
В) с рекой
Г) с планетой

Ответы
1.В


10Г
13Б
16А
19Г
22А

2.ГЖ


11В
14А
17Б
20В

3.В
6АБ

12В
15ВДЖ
18В

МБОУ «Волоконовская средняя общеобразовательная школа № 2 имени Героя Советского Союза генерал-майора И.С.Лазаренко Волоконовского района Белгородской области»

Учитель русского языка и литературы

Тест по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»

1. Кто подарил Н.В.Гоголю сюжет произведения «Мёртвые души»?

а) В.А.Жуковский; б) М.Ю.Лермонтов; в) никто; г) А.С.Пушкин.

2. Сколько томов «Мёртвых душ» запланировал написать Н.В.Гоголь?

а) 1 б) 2 в) 3 г) 4

3. Род литературы, к которому относится произведение Н.В.Гоголя?

а) эпос; б) лироэпос; в) драма; г) лирика.

4. Определите жанр произведения Н.В.Гоголя «Мертвые души»

а) роман; б) повесть; в) поэма; г) рассказ.

5. Особенность композиции «Мертвых душ» состоит в отсутствии:

а) экспозиции; б) развязки; в) внесюжетных линий; г) завязки.

6. Как звали Чичикова?

а) Пётр Иванович; б) Павел Николаевич; в) Николай Иванович;

г) Павел Иванович.

7. С какой суммы начиналась финансовая карьера Чичикова?

а) С копейки; б) С полтины; в) С рубля; г) С пяти рублей.

8. Как назывался каурый пристяжной конь Чичикова?

а) Председатель; б) Заседатель; в) Депутат; г) Министр.

9. Кто из этих персонажей не из «Мёртвых душ»?

а) Манилов; б) Коробочка; в) Земляника; г) Ноздрёв.

10. Назовите головной убор гоголевского Чичикова?

а) Картуз; б) Берет; в) Цилиндр; г) Шапка-ушанка.

а) Плюшкин и Чичиков; б) Коробочка и Манилов;

в) Ноздрев и Собакевич; г) Коробочка и Ноздрев

12. Узнай героя по ключевым словам: «Кусочек яблочка, конфетка, орешек, душенька, ротик, бисерный чехольчик, сигарка, именины сердца, извольте проходить, удостоили посещением, прелюбезнейший, дух наслажденья»

а) Манилов; б) Коробочка; в) Ноздрев; г) Собакевич.

13. Узнай героя по ключевым словам: «Вековое стояние, крепкий дуб, неуклюжий порядок, бараний бок, христопродавцы, индюк ростом с теленка, обгрыз, обсосал, машинища, силища, омедведило»

а) Собакевич; б) Плюшкин; в) Ноздрев; г) Манилов.

14.Кто из героев Н.В.Гоголя так угощает гостей:
«У меня, когда свинина – всю свинью давай на стол, баранина – всего барана тащи, гусь – всего гуся!»

а) Плюшкин; б) Собакевич; в) Ноздрев; г) Коробочка.

15. Чей это господский дом: «…комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами;…за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок»?

а) Коробочка; б) Плюшкин; в) Ноздрев; г) Манилов.

16. Чей это портрет: «Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с его лица»

а) Манилов; б) Плюшкин; в) Ноздрев; г) Чичиков.

17. Кому из героев произведения принадлежал этот крепостной: «Максим Телятников, сапожник: что шилом кольнет, то и сапоги, что сапоги, то и спасибо, и хоть бы в рот хмельного»?

а) Губернатор; б) Плюшкин; в) Собакевич; г) Чичиков

18. Кого из этих помещиков Чичиков посетил первым?

а) Собакевич; б) Плюшкин; в) Манилов; г) Коробочка.

19. Кто из персонажей поэмы заломил Чичикову самую высокую цену за «мертвые души»?
а) Собакевич; б) Плюшкин; в) Ноздрёв; г) Коробочка.

20. От кого Чичиков получил мертвые души на самых выгодных условиях?

а) от Собакевича; б) от Манилова; в) от Плюшкина; г) от Коробочки.

21. Кто из этих гоголевских персонажей «Мёртвых душ» отличался особой скупостью?

а) Собакевич; б) Плюшкин; в) Ноздрёв; г) Манилов.

22. Во что играли Чичиков и Ноздрёв в произведении Н.В.Гоголя «Мёртвые души»?

а) Городки; б) Карты; в) Шахматы; г) Шашки.

23. У какого героя «Мертвых душ» книга всегда была открыта на 14-й странице?
а) у Ноздрева; б) у Манилова; б) у Собакевича; в) у Коробочки.

24. Тема «Повести о капитане Копейкине»:

а) столкновение истинного патриота Отечества с бездушной властью;

б) история жизни участника Отечественной войны 1812года;

в) жизнь Петербурга начала 19 века;

г) жизнь Петербурга конца19 века.

а) Метафора; б) Гипербола; в) Эпитет; г) Литота.

Ответы к тесту по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»