Христос и грешница

Раз утром пришел Иисус в храм. Окружил Иисуса народ, и тогда стал Спаситель говорить с ними. Но тут книжники и фарисеи привели к нему женщину, которая совершила прелюбодеяние, поставили ее перед Иисусом и сказали: «Вот эта женщина совершила прелюбодеяние. По закону мы таких должны побивать камнями. Что Ты на это скажешь?»

Книжники и фарисеи намеренно искушали Иисуса. Они рассчитывали, что Он пойдет против древних установлений и тогда они смогут обвинить его в нарушении закона. Иисус, однако, не обращал на них внимания и, наклонившись, писал что-то пальцем на земле. Но поскольку те продолжали настаивать, Он поднял голову и сказал: «Кто из вас без греха, пусть первый бросит в нее камень». И снова, низко наклонившись, стал писать на земле. И когда те услышали это, устыдились и стали молча уходить один за другим. И осталась перед Иисусом одна эта женщина. И тогда Он сказал ей: «Женщина, где же твои обвинители? Неужели никто не осудил тебя?»

А женщина ответила Иисусу: «Никто, Господи».

«И Я не осуждаю тебя, - сказал Иисус, - иди и впредь не греши».

И опять обратился к народу Иисус, говоря: «Я свет миру. Кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, а будет иметь свет жизни». А когда фарисеи сказали Ему, что Он Сам о Себе свидетельствует, а потому такое свидетельство не может быть истинным, Иисус ответил им: «Хотя Я и свидетельствую Сам о Себе, свидетельство Мое истинно, потому что Я знаю, откуда пришел и куда иду, а вы не знаете, откуда Я и куда иду».

Не судите, да не судимы будете; ибо каким судом судите, таким будете судимы

Из книги Ночь в Гефсиманском саду автора Павловский Алексей

ХРИСТОС И ГРЕШНИЦА. Иисус ни в тот день, означавший окончание праздника Кущей, ни на следующий не ушел из Иерусалима. Ночь он провел на горе Елеонской в доме одного из своих друзей, а наутро спустился в город и снова вошел в храм.По-видимому, фарисеи постоянно следили за ним,

Из книги Библия в иллюстрациях автора Библия

Из книги Меч обоюдоострый автора Рождественский Архиепископ Никон

Наше Солнце - Христос! Христос Воскресе! Что произошло бы с нашею землею, если бы погасло солнце? Без сомнения, что всякая жизнь на ней исчезла бы, погибли бы не только все живые существа, но и растения, океаны обратились бы в сплошные льдины, все погрузилось бы в

Из книги Размышления о Евангелии от Иоанна автора Чистяков Георгий Петрович

Глава 9 ИИСУС И ГРЕШНИЦА. СВЕТ МИРУ Василий Дмитриевич Поленов. Христос и грешницаВосьмая глава Евангелия от Иоанна (К) начинается с рассказа о грешнице – женщине, схваченной во время ее свидания с любовником. На этот сюжет В. Д. Поленов написал свое знаменитое полотно

Из книги Творения автора Лионский Ириней

Гл. XXII. Тридцать эонов не знаменуются тем, что Христос на тридцатом году крестился; и Христос пострадал не через двенадцать месяцев после крещения 1. Я уже показал, что их число тридцать во всяком случае несостоятельно, так как в Плироме оказывается то мало эонов, то очень

Из книги Каноны христианства в притчах автора Автор неизвестен

Иисус Христос и Помилованная грешница (Иоан., гл. 8) Иисус же пошел на гору Елеонскую. 2А утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их. 3Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, 4сказали Ему: Учитель! эта

Из книги Иллюстрированная Библия автора

Иисус и грешница. Евангелие от Луки 7:36-50 Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлёг. И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

40. Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк. 41. Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет? 42. Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид? 43. Итак

Из книги Мария Магдалина. Тайная супруга Иисуса Христа автора Бенуа Софья

Глава 8 1. Жена грешница, прощенная Христом Повествование о прощении жены грешницы многими из новейших издателей Евангелия Иоанна (Лахман, Тишендорф и др.) и толкователями признается вставкою в Евангелие, сделанною в позднейшее время. В обосновании такого утверждения

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Прощеная грешница 36 Один из фарисеев пригласил Его к себе на обед; войдя в его дом, Иисус занял место за столом. 37 И одна женщина (грешница из того города), узнав, что Иисус в гостях у фарисея, принесла алебастровый сосуд с благовониями 38 и, склонившись к ногам Его, плакала. Ее

Из книги Жизнь Исуса Христа автора Фаррар Фредерик Вильям

Грешница омывает ноги Иисуса ароматным маслом (Мат. 26:6-13; Мк. 14:3–9; Ин. 12:1–8)36 Один из фарисеев пригласил Иисуса к себе на обед. Иисус пришел к нему в дом и возлег у стола. 37 В это время одна женщина из этого города, которая была известна как грешница, узнав, что Иисус обедает в

Из книги Дальний приход (сборник) автора Коняев Николай Михайлович

ГЛАВА XXI Грешница и фарисей Но не тем окончилась деятельность и проповедь Иисуса в этот достопамятный день. Согласно рассказа св. Луки, в тот же должно быть день и, может быть, в Наине или Магдале, Иисус получил и принял приглашение одного из фарисеев, по имени Симон. Имя

Из книги Книга о счастье автора Лоргус Андрей

Грешница Анна Петровна встала пораньше и, быстро собравшись, двинулась напрямик к шоссе через открытое, заметенное снегом поле.Можно было пойти и по дороге, но тогда пришлось бы огибать весь поселок, и Анна Петровна шла, проваливаясь в глубоких сугробах…И все равно не

Из книги Велик Бог наш автора Сент-Джон Патриция

«Я самая великая грешница!» Евангелие дает нам примеры того, как связь человека и Бога восстанавливается через прощение: это и благоразумный разбойник, и блудный сын, это и множество исцеленных и прощенных Господом людей. Вся история Церкви полна чудесных примеров

Из книги автора

Иисус Христос- путь, которым Бог приходит к нам. Почему Христос явился нам? (См.Евр. 1:1-2; 2:9-18) 4. Шейх Али и его сын Али, арабский шейх, сидел за столом в своём роскошном кабинете. Это была просторная комната, выходящая окнами в сад, где под сенью раскидистой шелковицы цвели

Холст, масло. 325х611 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Факт первый. Вдохновительный

Согласно легенде, в юношеском возрасте Василий Поленов увидел картину Александра Иванова «Явление Христа народу», и она произвела на него такое впечатление, что студент академии художеств решил создать полотно на схожую тему. Его увлекали драматизм, историческая достоверность и масштабность задумки. Оставалось только подобрать необходимую главу из Евангелие. Вскоре Поленов ее нашел.

Факт второй. Библейский

Сюжетом этого полотна послужил известный евангельский эпизод о Христе и грешнице. Он рассказывает о том, как к Иисусу, проповедовавшему у храма, фарисеи привели блудницу. Они решили «поддеть» Иисуса, говорившего о смирении и любви к ближнему.

Моисей в законе заповедовал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? – спросили они у Иисуса (что, конечно, было довольно дерзко с их стороны).

На это Иисус ответил:

Кто из вас без греха, первый брось в нее камень.

Но таких, разумеется, не нашлось.

Факт третий. Производственный

Воплощение замысла далось непросто, и заняло больше пятнадцати лет. Первые этюды и эскизы к будущей картине были сделаны в 1872 и в 1876 годах во время поездок по Ближнему Востоку. Но Поленов не был доволен результатами. Работу он на время отложил. Возможно, она так и осталась бы незаконченной, если бы в 1881 году не случилось несчастье. Умирает его сестра Вера Дмитриева , с которой они очень дружили. Они взяла с Поленова обещание закончить работу над картиной. Поленов отказать сестре не мог, и вначале 80-х вновь приступил к работе над этим сюжетом.

Факт четвертый. Живописный

После смерти сестры Поленов совершает несколько путешествий в Египет , Палестину и Сирию для изучения быта, нравов и колорита местности. Историческая достоверность – один из главных столпов, на которых должно было держаться полотно. Недаром художник развернул действие на фоне повседневной жизни восточного города. Люди входят в храм, не обращая внимание на происходящее внизу лестницы, развешано белье, лежат корзины с товаром. Библейский сюжет становится лишь частью жизни палестинского города две тысячи лет назад.

Факт пятый. Этюдный

Всего при работе над этой темой Поленовым было сделано более 150 подготовительных рисунков, этюдов, эскизов и вариантов картины. Некоторые из них хранятся в Государственном русском музее. А в 1885 году Поленов исполнил угольный рисунок на холсте в размер картины. Его он оставил в таком виде и не стал записывать красками, потому что считал законченным.

Факт шестой. Итальянский

Масштаб картины был задуман эпический. И, разумеется, размеры холста были нужны соответствующие. Тут художник столкнулся с неожиданной проблемой: в то время в России не выпускали настолько больших холстов. Пришлось Поленову обращаться к импорту. Он поехал в солнечную Италию , где после долгих поисков смог заказать холст нужного размера и доставить его в нашу страну.

Факт седьмой. Критический

Поленов изобразил Христа максимально приближенным к жизни. Будто это не Бог, а человек, странник, мудрец, гуманист. Именно «нарочитая простота» изображения Иисуса не понравилась цензуре. Однако многие художники и писатели одобрительно отзывались о таком образе. Лишь Лев Толстой в свойственной ему яркой манере назвал поленовского Христа «полотером».

Факт восьмой. Императорский

Впервые картина была показана на XV выставке передвижников в феврале 1887 года. Картину очень долго не пропускала цензуры, придираясь к мелочам. Президент Академии Художеств великий князь Владимир тоже было недоволен. Сохранилось даже придание, что он, осмотрев картину, заявил, будто «Для народа она вредна». Споры закончились после того, как выставку посетил Александр III. Он отозвался о работе Поленова одобрительно и разрешил его демонстрацию. А позже – даже приобрел для своего музея.

Факт девятый. Именной

Интересная история названия картины. Сам Поленов говорил, что назвал работу «Кто из вас без греха?» - такова была основная, цементирующая идея картины. Но Поленова остановила цензура. Название это показалось чиновникам неподходящим для каталога выставки. В итоге сошлись на нейтральном - «Христос и грешница». Когда эта картину приобрел император Александр III для личного музея, то в нем она выставлялась под названием «Блудная жена». Несложно понять, что это заглавие противоречит первоначальному замыслу Поленова. В Русском музее сейчас картина имеет два названия – авторское и то, на котором настаивала цензура.

Факт десятый. Дубляжный

Кстати, в Иркутске хранится копия картины. Полотно Иркутского музея - уменьшенное повторение «Христоса и грешницы». Оно было создано в мастерской Поленова для участия в выставках по всей стране (в то время как оригинал хранился у императора). Копию Поленов делал не один. На картине он лишь прописал лица, а вот фигуры и пейзаж принадлежат кисти другого известного художника – Коровина .

ХРИСТОС И ГРЕШНИЦА

(Женщина, взятая в прелюбодеянии)

(Иоанн, 8:1-11)

(1)Иисус же пошел на гору Елеонскую. (2) А утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их. (3) Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, (4) сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; (5) а Моисей в законе заповедовал побивать таких камнями: Ты что скажешь? (6) Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. (7) Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонив шись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. (8) И опять, наклонившись низко, писал на земле. (9) Они оке, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. (10) Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказалей:женщина! гдетвоиобвинители? никтонеосудилтебя? (11) Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши.

(Ин. 8:1 – 11)

Прежде чем прокомментировать интерпретации этого сюжета в живописи, необходимо рассмотреть несколько вопросов, касающихся подлинности этого рассказа. Является ли он частью Священного Писания? Написан ли он Иоан­ном? Является ли он каноническим? Если первоначально он не входил в Евангелие от Иоанна, то почему помещен в большинство переводов Библии именно в этом Евангелии и перед 8:12? Вопросы эти не раз задавались.

По единодушному мнению богословов, изучающих Новый Завет, эти строки не были частью оригинального текста Евангелия от Иоанна. Для тех конфессий, которые разделяют это мнение, в частности для протестантов, естественно, решается и вопрос каноничности - для них этот рассказ о блуднице не является каноническим. Однако для богословов Римско-Католической Церкви вопрос каноничности того или иного библейского текста решается в зависимо­сти от того, имеется ли этот текст в Вульгате. Повествование о блуднице в Вульгате есть, и на этом основании католики принимают его как Богодухновенное.

В разных древних рукописях Библии этот рассказ находится не в одном и том же месте, а либо после Ин. 7:36, либо после Ин. 7:44, после Ин. 7:52, после Ин. 21:25 и даже - в Евангелии от Луки - после 21:38.

История о блуднице не пользовалась особым вниманием в первые века христианства; ее считали опасной по своей мысли. Знаменитые Отцы и Учители Церкви либо совсем оставляли ее без внимания, либо говорили о ней в извиняющемся тоне. Августин утверждал, что этот текст был вычеркнут из многих экземпляров Священной Истории по причине опасений, будто он учит безнравственности. «Странно было бы, однако же, - пишет Ф. Фаррар, - если бы кто не видел, что в лучах милосердия, изливавшегося на жалкую грешницу, грех принимает вдесятеро отвратительнейший вид в глазах совести человечества, всякой совести, которая считает законом жизни стремление к святости и чистоте в той же степени, как свят и чист Сам Бог» (Фаррар Ф ., с. 325).

Спрашивая Иисуса, что делать с грешницей, книжники и фарисеи искушали Его, «чтобы найти что-нибудь к обвинению Его» (Ин. 8:6). Искушение состояло в том, что каков бы ни был ответ Иисуса - «Побейте ее камнями, как повелевал вам Моисей» или «Отпустите ее», - Его можно было бы обвинить либо в нарушении закона Моисея, либо в неповиновении римскому императору. Поймать Иисуса в логически безвыходную ситуацию - это было обычной тактикой фарисеев, книжников и иродиан (ср. с их коварным вопро­сом об уплате подати Риму; см. ДИНАРИЙ КЕСАРЯ ).

Картины с этим сюжетом появляются в европейском искусстве в эпоху Возрождения. Художники подчеркивали разные моменты этой истории: грешни­цу только что привели, и она предстает перед Иисусом (Рембрандт);

Рембрандт. Христос и грешница (1644). Лондон. Национальная галерея



Иисус, наклонившись к земле и не обращая внимания на присутствующих, пишет что-то пальцем на земле; Иисус произносит свои слова, обращаясь к книжникам и фарисеям (Лукас Кранах Старший;

Лукас Кранах Старший. Христос и грешница (1532).

Будапешт. Музей изобразитель­ных искусств



В Санкт-Петербургском Эрмитаже имеется повторение этого сюжета - видоизмененное, но близкое по манере - Лукаса Кранаха Младшего); уличенные в темных помыслах книжники и фарисеи ретируются (Тинторетто).

Якопо Тинторетто. Христос и грешница ( XVI век).

Рим. Национальная галерея старого искусства.




Порой эти Его слова художники воспроизводят на картине по-латински, как это сделал Моретто да Брешиа (Алессандро Бонванчино) на своей картине, хранящейся в Эрмитаже: « Qui vestrum est / sine peccato / primvs lapidem proi / ciat in earn » («Кто из вас без греха, пусть первый бросит в нее камень»).

Камень, который Иисус предложил бросить в грешницу тому, кто считает себя безгрешным, может держать в руке один из лживых поборников нравствен­ности (Лукас Кранах Старший ).

Иоанн ничего не говорит о том, что именно написал на земле Иисус (Пуссен),

Никола. Пуссен. Христос и грешница. (1653). Париж. Лувр.




и многие комментаторы размышляли об этом. Согласно средневековой богословской традиции, он записывал прегрешения фарисеев. Это поведение Иисуса можно считать аллюзией на слова Бога, которые приводит пророк Иеремия: «Отступа­ющие от Меня будут написаны на прахе, потому что оставили Господа, источник воды живой» (Иер. 17:13). И действительно, на некоторых изображе­ниях фарисеи ретируются, то есть в буквальном смысле «отступают от Христа» (

Поленов над циклом "Из жизни Христа" проработал двенадцать лет. У Поленова был протестантский западный, "т.е. библейский" взгляд на то, как изображать Христа. Он изобразил его в виде Человека, "пытаясь проникнуть в Его суть". За это Русская Церковь его не любила, а советская власть сочла своим, т.е. атеистом, которым он конечно же не был.

Он говорил:
"Я несказанно люблю евангельское повествование. Люблю этот наивный, правдивый рассказ, люблю эту чистоту и высокую этику, люблю эту необычайную человечность, которой насквозь проникнуто все учение Христа. Христос есть настоящий, живой человек, или Сын Человеческий, как он постоянно Сам Себя называл. Поэтому дело в том, чтобы и в искусстве дать этот живой образ, каким Он и был в действительности".
Первой работой этого цикла оказалась картина «Христос и грешница». Написанию картины предшествовали поездки в Египет и Палестину, изучение быта, нравов и колорита древней Иудеи. Первые эскизы были сделаны ЕЩЕ во время пенсионерской поездки в 1873 и 1876 годах. Путешествие на Восток было необходимо художнику, чтобы "вжиться" в атмосферу библейского повествования, проникнуться его духом, создать в картине исторически достоверную обстановку.

В. Д. Поленов

Во время путешествия по Сирии и Палестине, Василию Поленову встретились развалины древнего храма времен царя Ирода, который, по его мнению, вполне мог быть молчаливым свидетелем тех давних библейских событий. Действие картины разворачивается на фоне повседневной жизни восточного города: люди входят и выходят из храма, беседуют, не обращая внимания на происходящее на площади; наверху, в жилой части, развешено сушиться белье, а человек на ослике – справа, надвигаясь прямо на нас, – едет по своим делам.

Христос и грешница - Деталь.

По одной из версий Для фигуры Христа Поленову позировал его ученик и друг художник И. И. Левитан, по другой Константин Алексеевич Коровин.

И. И. Левитан


К. А. Коровин

Сюжетом этого полотна послужила легенда о Христе и грешнице, описанная в Евангелии от Иоанна, в главе VIII. Там говорится: «Иисус же пошел на гору Елеонскую. А утром опять пришел в храм, и весь народ шел к нему. Он сел и учил их. Тут книжники и фарисеи привели к нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставивши ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедовал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он восклонившись сказал им: кто из вас без греха, первый брось в нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле.

Они же, услышавши то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи! Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши». Поленов придавал большое значение названию картины. Но ее авторское название «Кто из вас без греха?» было заменено цензурой на «Христос и грешница». Картина экспонировалась на XV Передвижной выставке в Петербурге и в Москве, где была куплена Александром III для своей коллекции.

Александр III

У этой картины есть несколько копий. Одна из них находится в Иркутскомм музее. Это уменьшенное повторение одноименной картины 1888 года, находящейся ныне в Русском музее. Вот что писал об этом Д.В. Поленов, сын художника: «Оно (полотно Иркутского музея) было сделано потому, что купивший картину Александр III разрешил везти ее в Москву. Кроме того существует картон для картины того же названия.

В.Д. Поленов для дальнейшего путешествия по провинции велел сделать с нее копию. Копию сделал С.А. Коровин, писавший фигуры и пейзаж, а лица - сам В.Д. Поленов. Происходило это в Москве, в доме С.И. Мамонтова».

В 1885 году Поленов исполнил угольный рисунок на холсте в размер картины (музей им. В.Д. Поленова), «который он оставил в таком виде и не стал записывать красками, потому что считал законченной вещью».

Информация отсюда.

Евангельский рассказ

…утром опять пришел в храм , и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их. Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии , и, поставив её посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на неё камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав [то] и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши.

Споры о подлинности рассказа

История с грешницей отсутствует во многих древних списках Нового Завета: в Синайском кодексе (IV век), Ватиканском кодексе (IV век), Сирийской синайской рукописи (IV или V век), в ряде переводов он помещается только в примечаниях.

Кроме сообщения Августина этот рассказ был известен:

Богословское толкование

Греческий текст сообщает, что женщина была взята за прелюбодеянием «επ αυτοφωρψ» то есть на месте преступления и при обстоятельствах, что никто не может возразить о её вине. Смертная казнь за прелюбодеяние была закреплена иудейским законодательством в Лев. и Втор. . Евфимий Зигабен пишет, что замысел фарисев заключался в том, что милосердный Иисус пощадит в нарушение закона женщину и даст этим повод для обвинений против него.

Действие Иисуса когда он не отвечая спросившим начал что-то писать пальцем на земле является жестом, который «делают те, которые не желают отвечать спрашивающим о чем-либо неуместном и неприличном. Зная лукавство их, Иисус Христос продолжал писать на земле и показывал вид, что Он не обращает внимания на то, что они говорили ». Затем он дал ответ «кто из вас без греха, первый брось на неё камень » и вновь продолжил писать на земле. Согласно Втор. свидетель преступления должен был первый кинуть камень в преступника и, произнеся такой ответ, Иисус рассматривает приведших к нему женщиину людей не как официальных судей, а лишь обвинителей. Одним из наиболее распространённых мнений является, то что Иисус написал на земле свой ответ и затем перечислил названия грехов, в которых были повинны обвинители женщины. В тексте место традиционного греческого «графеин » (писать) употреблено «катаграфеин », что может означать перечень чьих-то проступков, грехов. Так в Книге Иова есть фраза «Ибо Ты пишешь (катаграфеин) на меня горькое и вменяешь мне грехи юности моей» (Иов. ).

Заключительные слова Иисуса к прелюбодейке - «и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши », по мнению архиепископа Аверкия не должно пониматься как неосуждение греха так как Христос пришёл «взыскать и спасти погибших». Он предлагает следующую трактовку этих слов - «И Я не наказываю тебя за твой грех, но хочу, чтобы ты покаялась: иди, и впредь не греши ». У Зигабена даётся толкование, что Иисус Христос знал, что она раскаялась всем сердцем и достаточным для неё наказанием служила публичность её посрамления перед многочисленными свидетелями. Также отмечают, что хотя некоторые богословы считают, что Иисус простил грех прелюбодеяния этой женщине, но при этом в других случаях он обычно прямо говорит: прощаются тебе грехи (Мф. ; Мк. ; Лк. и др.). Б. И. Гладков считает, что правильнее понимать слова Христа как «не подвергаю ответственности за грех ».

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Христос и грешница" в других словарях:

    - (4 до н. э.? около 30 н. э.?), согласно христианскому вероучению, Богочеловек, в котором соединены божественная (как Бог Сын он Второе лицо Троицы) и человеческая (рождён от Девы Марии) природа, добровольно принявший страдания и смерть на… … Энциклопедический словарь

    I. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ИМЕНИ А: 1) имя ИИСУС (греч. ф ма (Иэсус) евр. имени Йешуа, в свою очередь являющегося более поздней формой от Йехошуа или Йошуа) означает Господь спасение. В Библии это имя носят многие лица (см. Иешуа см. Иисус). По … Библейская энциклопедия Брокгауза

    Согласно традиционному христианскому вероучению Богочеловек, вмещающий в «ипостасном» единстве Своей личности всю полноту Божественной природы (ср. Кол. 2:19) и всю конкретность человеческой природы; в одном лице Бог Сын, Логос, «не имеющий ни… … Энциклопедия культурологии

    Василий Дмитриевич Поленов В. Д. Поленов. Портрет работы И. Репина (1877) … Википедия

    ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И БИБЛИЯ. - Образы Свящ. ПИСАНИЯ занимают одно из центральных мест в И.и. тех народов, среди к–рых распространилась христ. вера. История библ. сюжетов в живописи (станковой и настенной), мозаике, *иконописи, пластике, витражах и книжной иллюстрации (см. ст.… … Библиологический словарь

    - (1844 1927), русский живописец. Народный художник Республики (1926). Учился у П. П. Чистякова и в петербургской АХ (1863 71). Преподавал в МУЖВЗ (1882 95); среди учеников И. И. Левитан, К. А. Коровин, И. С. Остроухов и др. Пенсионер АХ в… … Художественная энциклопедия