Видение отроку Варфоломею, 1889-1890

Картина написана на сюжет, взятый Нестеровым из древнейшего "Жития преподобного Сергия", написанного его учеником Епифанием Премудрым. Отроку Варфоломею, будущему Сергию, не давалась грамота, хотя он очень любил читать, и он втайне часто молился Богу, чтобы тот наставил и вразумил его. Однажды отец послал его искать пропавших жеребят. Под дубом на поле отрок увидел некоего черноризца, святого старца, "светолепна и ангеловидна", прилежно со слезами творившего молитву. Старец взглянул на Варфоломея и прозрел внутренними очами, что перед ним сосуд, избранный Святым Духом, и спросил его: "Да что ищеши, или что хощещи, чадо?" Отрок отвечал: "Возлюби душа моя паче всего учитися грамоту сию, еже и вдан бых учитися, и ныне зело прискорбна есть душа моя, понеже учуся грамоте и не умею". Он просил святого отца помолиться за него Богу, что он "умел грамоту". Старец, "сотворя молитву прилежну", достал из карманной "сокровищницы" частицу просфоры и подал ее отроку со словами: "Прими сие и снешь, се тебе дается знамение благодати божия и разума святого писания". А когда отрок съел просфору, старец сказал ему: "О грамоте, чадо, не скорби: отсего дне дарует ти Господь грамоте умети зело добре". Так и случилось. Нестеров проникся наивным и поэтическим рассказом Епифания Премудрого, его простодушной верой в чудо: "Я был полон своей картиной. В ней, в ее атмосфере, в атмосфере видения, чуда, которое должно было совершиться, жил я тогда" (писал Нестеров в "Воспоминаниях"), Первый набросок картины появился во время путешествия Нестерова в Италию, в альбоме набросков острова Капри. В том же альбоме возник эскиз вертикальной композиции этого замысла, где, убрав часть пейзажа, художник акцентировал внимание на фигурах. Но он, по-видимому, понял, что не венчик над головой святого, а именно пейзаж должен воплощать чудесное. Нестеров справедливо считал, что именно "Видением отроку Варфоломею" он останется в памяти поколений.

Нестеров, Видение отроку Варфоломею. Святой старец и мальчик - Святой старец, старик, мальчик, русский пейзаж, картина на тему древней легенды, Варфоломей, Сергий Радонежский, религия, христианство, большой дуб, тонкая береза, елочка, дали, осень, желтые деревья, деревянные колокольни, часовня, дорога и река. Нестеров, картина, рисунки, фото, биография

Воспоминания Михаила Нестерова:

"Кто не знает, что воспоминания, мемуары - удел старости: она живет прошедшим, подернутым дымкой времен минувших. И это придает им особый аромат цветов, забытых в давно прочитанной книге жизни. В предлагаемых очерках, в некоторых воспоминаниях о людях, об их деяниях, о том, о чем люди когда-то думали-гадали, прочитавший очерки, быть может, найдет немало субъективного, но иначе оно и быть не может, так как моей задачей и не было вести протокольную запись виденного, услышанного, и в очерках своих я говорю так, как понимаю, чувствую, нисколько не претендуя на непогрешимость..." читать полностью »

Путешествия Михаила Нестерова:

Биография Михаила Нестерова:

Михаил Васильевич Нестеров, молодой художник из далекой Уфы, ворвался в художественную жизнь России смело и стремительно. Его картина "Видение отроку Варфоломею" стала сенсацией 18-ой Передвижной выставки в Москве. Юношеские мечты провинциала о признании, о славе начинали сбываться. Его отец полушутя говаривал, что лишь тогда он поверит в успех сына, когда его работы будут приобретены Павлом Михайловичем Третьяковым, знаменитым московским коллекционером. Попасть в Третьяковскую галерею значило больше, чем иметь академические звания и награды. И вот уже две картины Нестерова куплены Третьяковым...

Всё в тающей дымке - холмы, перелески,
Здесь краски неярки и звуки нерезки,
Здесь медленны реки, туманны озёра,
И всё ускользает от беглого взора...

Н. Рыленков «Всё в тающей дымке»

О картине Нестерова «Видение отроку Варфоломею»

Большинство картин, созданных М. В. Нестеровым в 1890–е годы, посвящены жизни Сергия Радонежского.

Для Нестерова образ Сергия был воплощением идеала правильной, чистой и подвижнической жизни, но имел в его глазах и общественное значение.

Первым произведением этого цикла была картина «Видение отроку Варфоломею», появившаяся на восемнадцатой Передвижной выставке. Работать над нею М. В. Нестеров начал в 1889 году.

В основе сюжета лежало религиозное предание. Однажды отец послал Варфоломея искать лошадь. В поле под дубом отрок увидел прилежно молившегося старца. Варфоломей приблизился к нему, а тот, окончив молитву, благословил его и спросил, чего он ищет, чего хочет. Варфоломей отвечал, что более всего желал бы получить разум к учению. Старец помолился за него, а затем, вынув часть просфоры, дал её отроку, повелел вкусить, сообщив, что вместе с этим дастся ему разум к учению.

В своей картине Нестеров далёк от подробной описательности действия. Недаром трудно понять, какой именно момент легенды изображён. Художника, скорее, интересовало не столько само чудесное событие, сколько определение его внутреннего характера, отражение его в душе мальчика.

Нестеров изображает момент, когда отрок Варфоломей остановился перед старцем, ожидая окончания молитвы. Тонкая фигура мальчика, которую художник поместил почти в центре картины, сливается с пейзажем, она кажется органической частью полей, лугов, тонких, трепетных деревьев, зелёных перелесков, этого чистого русского пейзажа с его деревянной церковкой, деревенскими крышами, ёлочками и извилистой речкой.

Природа изображена Нестеровым с глубоким пониманием – это не просто фон для действия, а воплощение поэтического представления о русской природе, о её нежной красоте и удивительной гармонии. И вместе с тем художник изображает природу просто и безыскусственно: и дома деревни, и сараи, и чуть красноватую крышу деревенской часовенки с серебристо-голубыми главками, перекликающимися с голубой полоской светлого облачного неба. Всё пронизано живым, реальным ощущением человеческой жизни, очищенной от повседневной суеты, умиротворённой, прекрасной в своей чистоте.

Но мальчик печален – столько в нём недетской печальной внимательности, какого-то тихого душевного ожидания. Грустный мотив звучит в этом пейзаже, в нём нет ярких красок. Нежные тона ранней осени точно окрашивают бледным золотым цветом всю картину. Но природа трепетна, она прекрасна в своей тихой, чуть грустной тишине. Нестеров добился в этом произведении – и отныне это становится одной из главных особенностей его творчества – удивительной эмоциональности пейзажа, слитности с настроением человека. Несмотря на неправдоподобность сюжета, нет ощущения его ложности и надуманности.

Новизна картины во многом заключена не только в изображении природы. Перед Нестеровым стояла этическая проблема – показать душевную частоту мальчика, показать идеал чистой, возвышенной, гармонической жизни, связанной с представлениями о духовных идеалах русского народа.

Мальчик не удивлён появлением старца, он точно ждал его и теперь погружён в созерцание. Нестеров утверждает реальность чуда, возможность и естественность этого чуда в духовной жизни отрока Варфоломея.

Картина Нестерова «Видение отроку Варфоломею» была новым явлением в русском искусстве. Сверхъестественный сюжет, соединение в картине реального (природы и человека) с видением (фигура старца с чудесным сиянием вокруг головы), повышенная, почти идеальная в своей сверхъестественности эмоциональная характеристика героя, слитность его настроения с настроением, царящим в окружающей природе, окрашенной золотым сиянием осени, - всё это были новые моменты в живописи передвижников.

Л. Воронихина, Т. Михайлова

На картине Нестерова большую роль играет пейзаж. Он очень эмоционален, созвучен с настроением героев. На заднем плане изображено блеклое, даже бело-желтое небо. Оно светлое, но не голубое. На этой картине основной цвет – желтый, значит, время года – ранняя осень. В глаза бросаются голубые купола бедной деревянной церкви. Эти два купола кажутся ярко-голубыми, выделяются на фоне желтоватого неба. По цвету и по форме они похожи на васильки, растущие на лугу. В картине чувствуется солнце, хотя его не видно. На дальнем плане изображена небольшая деревенька. За деревушкой простирается бескрайний простор. Рядом с церковью расположены огороды. Темно-зеленые посевы похожи на капусту. По бокам картины нарисованы густые леса, которые как бы обрамляют её, придают глубину. Слева на картине протекает изгибами маленькая речушка.

На переднем плане изображены отрок Варфоломей и старец. Трепетное лицо мальчика печально, он с восхищением и недетским вниманием смотрит на игумена. Отрок очень худой: у него истощенное лицо, а под глазами синяки. Волосы его светло-русые под цвет соломы. Цвет волос ребенка гармонирует с цветами поля и деревьев. Мальчик молитвенно сложил свои худенькие и тонкие руки. Спина отрока слегка согнутая, его колени тоже чуть согнуты, как будто он собирается преклониться перед старцем. Мальчик одет просто – на нем обычная крестьянская одежда. Нестеров изобразил отрока в белом, чтобы показать чистоту души ребенка. Слева от мальчика растет маленькая березка. Она слабенькая и беленькая. Рядом с отроком стоит миниатюрная сосенка. Эти два деревца как символ молодости и беззащитности. Они такие слабенькие, что напоминают худенького и слабенького мальчика.

Перед мальчиком стоит старец. Лица старца не видно, потому что оно скрыто капюшоном. Капюшон закрывает всю голову старца, но видно часть седой бороды. Седая борода говорит о том, что перед отроком стоит старый мудрец. Старец, чувствуя великое предназначение Варфоломея, словно наклоняется к мальчику. Вокруг головы игумена – нимб, который почти растворяется в желтом цвете деревьев. Руки старца большие, но истощенные, держат ларчик с просфорой. Видно, что это руки человека, который всю жизнь трудился и постился. Старец одет в черный плащ и накидку с красными крестами. Цвет и форма капюшона похожи на купола церкви. Игумен стоит рядом с дубом, который олицетворяет крепость, мудрость и старость. У старца есть все эти качества.

Когда смотришь на картину, то ощущаешь простор. Пейзаж картины реалистичен, но в фигурах присутствует мотив сказочности. Кажется, на картине всё замерло, тишина. У меня, когда я смотрю на картину, появляется чувство спокойствия и грусти. На этой картине изображена чистота и красота русской природы.

Обучающее сочинение-описание по картине Нестерова "Видение отроку Варфоломею" проводится в 8 классе на двух уроках после изучения темы "Житие Преподобного Сергия Радонежского". Это материалы для учителя. Если Вы хотите найти готовое сочинение, то Вы его здесь не найдёте!

Слово учителя: Мы с вами познакомились с житием Сергия Радонежского, знаем основные события его святой жизни, понимаем, почему он был причислен к лику святых. Сегодня мы познакомимся с картинами художника Нестерова, на которых он изобразил жизнь Преподобного Сергия. Нестеров учился в московском училище ваяния и зодчества, потом в Академии художеств. Он увлёкся религиозным направлением в живописи. Все его картины изображали святых, Иисуса Христа, людей религиозных, религиозные обряды. Вместе с Васнецовым он расписывал Владимирский собор в Киеве, создавал фрески и иконы. В Москве он расписал Покровский храм в Марфо-Мариинской обители.

Нестеров глубоко понимал образ «умиротворённого человека». Глядя на его творения, мы поражаемся, с какой верностью самому себе художник воссоздавал свой мир, который не назовёшь иначе, как мир души. Ему была интересна духовная жизнь человека, такие его черты как смирение, умиротворение, погружение в себя.

Нестеров создал целый цикл картин, изображающих жизнь Преподобного Сергия Радонежского.

Демонстрационный слайд

Первичное восприятие полотна, которое предстоит описывать.

Сегодня мы с вами напишем сочинение-описание по одной из этих картин «Видение отроку Варфоломею».

Беседа по картине

  • Какое же событие из жизни отрока Варфоломея, будущего Преподобного Сергия, изображено на этом полотне?

Данный слайд нацелен на предупреждение речевых ошибок. Ребята вспоминают приобретённые ранее навыки работы с сочинением по картине.

Но прежде всего мы должны с вами вспомнить, как надо работать над сочинением-описанием по картине.

ПК (ответы на вопросы)

  • Шедевр, произведение искусства, полотно
  • Мастер, Нестеров, автор полотна, живописец
  • Изобразил, создал

На данном этапе урока ребята вспоминают сведения об отличии рисунка от картины. Это необходимо для разграничения понятий и предупреждения лексических ошибок. Ребята не должны использовать в сочинении по картине слова «рисунок», «нарисовал».

Этот слайд нацелен на повторение знаний по технологии написания сочинения. Также по ходу демонстрации слайда ребята начинают коллективно составлять план.

Знакомя с этим отзывом Паустовского о полотне, учитель демонстрирует идею работы. Именно эту мысль и надо проводить в сочинении всеми средствами: и композиционными, и языковыми. Эти слова можно использовать как тезис сочинения. Учитель просит ребят написать вступление.

Пример вступления

М. В. Нестеров – прекрасный русский художник конца 19 начала 20 века, которого интересовали религиозные сюжеты. На своих полотнах он изображал странников, божьих людей, святых. Художник создавал иконы и фрески, расписывал храмы в Киеве, Москве. В своём творчестве он создал образ умиротворённого человека. Глядя на его творения, мы поражаемся, с какой верностью самому себе художник воссоздавал свой мир, который не назовёшь иначе, как мир души. Ему была интересна духовная жизнь человека, такие его черты, как смирение, умиротворение, погружение в себя. Живописца привлекали люди неординарные, святые страстотерпцы, поэтому он создал целый цикл полотен, изображающих жизнь Преподобного Сергия Радонежского. Одна из этих картин называется «Видение отроку Варфоломею». На ней мы видим тот эпизод из жизни святого, когда он встретил в поле святого старца, который выслушал горе мальчика о том, что ему трудно читать, и ответил отроку, что дастся ему разумение святого писания не от людей, а от Бога. Эта встреча была знаменательна для Варфоломея, потому что она предсказала, что он избранник Божий.

Ребята не только составляют план, но и предупреждают логические ошибки, придумывая переходы-«мостики» от части к части.

  • Паустовский назвал этот шедевр … (дальше цитата)
  • С Варфоломея
  • Смиренный
  • В глазах, в молитвенно сложенных руках

Данный слайд останавливает внимание учащихся на композиционном центре полотна – фигуре мальчика. Подбираем материалы к описанию отрока.

  • С позы, с рук
  • Молитвенно сложенные руки, вопрошающие голубые глаза
  • Овсяная голова, белая косоворотка, пёстрые шаровары, расписные онучи

Данный слайд тренирует умения учащихся излагать мысли в логической последовательности.

Переносим внимание на задний план полотна

  • Что мы видим на заднем плане полотна?
  • Убегающую вдаль дорогу, которая ведёт к храму, сжатые поля, тонкие берёзки и осинки, покрытые лесом склоны холмов.

Рассматриваем его в деталях.

  • Нехитрый русский пейзаж
  • Своей чистотой, тишиной, неяркостью. Такая природа будит не ликование и радость, а смиренную созерцательность, погружение в себя.

В заключение надо сделать какой-то высокий аккорд, ведь картина действительно проникнута духом святости и тишины осенней Руси.

  • О чём мы напишем в заключении?
  • О своём отношении к этой картине, о тех чувствах и мыслях, которые она будит, о значении этого шедевра в культуре России.

Пример заключения

Этот нестеровский шедевр ударяет по сердцу каждого, у кого есть сердце. Он будит в нас раздумья о чистоте и голубиной святости Руси, надежду на то, что русский дух не выведется вовеки, что никакая сила не пересилит нашу силу. Это картина – хрустальный светильник, зажжённый художником во славу своей страны. Не перестанут наши дороги вести к храму, не перестанет над Россией звенеть малиновый звон, не перестанут русские художники и поэты прославлять красоту национального характера.

Демонстрируется образец описания Варфоломея. Это возможно делать в классах со слабой мотивацией. В более сильных классах данный слайд можно скрыть и предложить задание для самостоятельной работы.

Мостик-переход: Благочестивый, не по-детски смиренный взгляд устремлён на старца-черноризца.

На этом слайде также показан образец описания старца.

Мостик-переход от старца к пейзажу: Чёрная ряса монаха ярко выделяется на фоне золотистых сжатых полей и пастельных тонов всего пейзажа.

Пейзаж ребята описываю самостоятельно.

Пейзаж представляет перед нами Россию во всей простой, незатейливой красоте. Убегающая вдаль дорога ведёт к старинному деревянному храму, пропитанному легендами и сказками. Малиновый звон колоколов разносится по всей округе: и над белыми тонкими берёзками, и над дрожащими осинками, и над синеглазыми реками. В чистом, как ключевая вода, воздухе, виден каждый листок, каждый скромный венчик полевого цветка, каждая травинка. Это зрелище открывает в нас самих такие глубины любви к своей родимой земле, что стоит большого труда даже самому спокойному человеку сдержать невольные слёзы.

Итак, мы закончили собирать материалы к сочинению. Теперь можно собрать «мозаику» воедино. Переходим к следующему слайду.

Раздаточный материал к уроку работы над ошибками

После сочинения обязательно работаем над ошибками сообща, так как, если над орфографическими и пункуационными ошибками ребята худо-бедно ещё могут работать, то речевые, логические и грамматические ошибки они не понимают. Поэтому я или делаю презентацию, или раздаю каждому вот такой лист с ошибками, и мы вместе над ними работаем.

Ошибки в сочинении «Видение отроку Варфоломею»

Логические (отсутствие связи)

  • Нестеров был товарищем Саввы Мамонтова, поэтому часто гостил в Абрамцеве. Подмосковная природа, близость к святым местам Радонежа и вдохновили его на создание (какого?) полотна.
  • Художник посвящал свои полотна людям святым, людям, нуждающимся в помощи. Одним из них был Преподобный Сергий Радонежский. (Получается, Сергий нуждался в помощи?)
  • Над головой черноризца светится нимб, значит , отрок разговаривает со Святым.

Надо изменить фрагмент так, чтобы появилась связь.

Речевые

  1. Неоправданные повторы слов
  • Перед ним, под большим деревом, предстал странный старец в чёрной длинной ризе. В руках у старца просфора.
  • Крупным планом изображён деревенский мальчик и старец, одетый в ризу. Мальчик молитвенно сложил руки…
  • Старец человек святой. В руках старец держит ковчежец.

Использовать местоимённую замену, синонимы.

  1. Лексические ошибки (штампы)
  • Нестеров – великий русский художник;
  • красивый осенний пейзаж;
  1. Лексическая ошибка (незнание значения слова) простотерпец (старстотерпец)
  2. Лексическая несочетаемость
  • разбегается малиновый звон, издававшийся от куполов,
  • колокола создают малиновый звон;
  • тихая осенняя палитра перекликается с персонажами ;
  • косоворотку, переплетённую кушаком;
  • благочестный взгляд;
  • его фигура выражается на фоне сжатых полей;
  • рисовал портреты;
  • Он является частью растения (т.е. дуба)
  1. Неверно подобранное слово из ряда синонимов
  • Картина вызывает сильные чувства: умиротворение, спокойствие, умиление.
  • Красочные картины

Грамматические

  1. 6. Текст не разделён на предложения. Один предмет – одно предложение!
  • У него овсяная голова, одет он в белую косоворотку, подпоясанную кушаком…
  • Молитвенно сложенные руки на груди, вопрошающие глаза, смотрящие прямо перед собой.
  • Овсяная голова, символизирующая Россию.
  • Белая косоворотка, подпоясанная кушаком.
  • Пёстрые шаровары, заправленные в онучи.
  • У него русые волосы, он одет в белоснежную косоворотку, которая затянута кушаком, пёстрые шаровары надеты на нём, на ногах у него расписные онучи…

Поделить на предложения точками, в каждое предложение добавить сказуемое или заменить причастие глаголом или кратким причастием.

  1. 7. Нет согласования

… в пёстрых шароварах, заправленные в расписные онучи

Написал много картин, который посвятил духовным лицам;

ковчежец, из который достаёт просфору…;

в чистой , как ключевая вода, воздухе…;

косоворотка, подвязанный кушаком;

взглядом, устремлённом на старца;

на святого старца, помогшему мальчику;

Чёрное одеяние, сливающие ся с деревом

  1. В предложении нет основы Даже само событие, как предсказание.
  2. От этой картины нельзя остаться равнодушным (Картина не оставит никого равнодушным)
  3. Нет сказуемого Его руки молитвенно сложенные (Его руки молитвенно сложены)
  4. Пропуски слова
  • Это зрелище открывает в нас такие глубокие____ любви к своей родной земле…;
  • Над головой у него ____ золотой нимб.
  1. Синтаксические ошибки при построении предложения с деепричастным оборотом.
  • Глядя на это полотно, на душе становится тихо и спокойно. Заменить СПП
  • Глядя на это произведение искусства, в душе воцарилась гармония. Заменить СПП
  1. Нарушение управления Его лицо не видно
  2. Нестеров, писав эту картину…

Орфографические

  • Ве дение отроку Варфоломею, овсянн ая голова
  • Его пёстрые шаровары заправленн ы в расписные онучи.
  • Убегающая в д аль дорога
  • Не хитрый русский пейзаж
  • Исс кус тво
  • О житие Преподобного Сергия
  • Варфа ла мей
  • Буд- то
  • Будую щем
  • Так___же мы видим высокий холм
  • И___ так, …

Пунктуационные

  1. Деепричастный оборот Глядя на такую природу х)

    Спасибо за помощь. Сочинения-описания даются мне пока с трудом: скорее всего, волнуюсь и не могу сосредоточиться. Слова куда-то исчезают, делаю простые орфографич. ошибки в словах(хотя знаю их написание). Картины хочется смотреть, когда о них ещё и рассказывали что-нибудь. Самим пока трудно: мешает сленг, на уроках обычно стоит гвалт, о религии ничего не знаем и пр. Ещё раз спасибо.

  2. #2

    Спасибо,очень помогли,прочитал статью,исправил свои ошибки.

  3. #3

    Уважаемая,Инесса Николаевна,благодарю Вас.

ВИДЕНИЕ ОТРОКУ ВАРФОЛОМЕЮ

Михаил Нестеров

Избрав в искусстве путь «поэтизированного реализма», Михаил Васильевич Нестеров создавал картины-гимны, картины-песни, а «людей духовного подвига» всегда писал особенно любовно. Каждая картина художника становилась событием в искусстве, вокруг его произведений разгорались споры самых горячих его поклонников и не менее страстных противников. Так было и с картиной «Видение отроку Варфоломею».

М.В. Нестеров, как и Ф.М. Достоевский, верил, что для России спасение «из народа выйдет, из веры и смирения его», и на своих полотнах стремился утвердить реальный нравственный идеал, в поисках которого часто обращался к прошлому России. И нашел этот идеал в Сергии Радонежском - основателе Троице-Сергиева монастыря, в миру носившем имя Варфоломея. М.В. Нестеров посвятил Сергию целую серию работ, начало же ей положила картина «Видение отроку Варфоломею».

Сергий для художника - не схимник, не подвижник, а исторический деятель - «игумен земли русской». Его деяния М.В Нестеров изучал не по житиям, а по хроникам да по летописям, поэтому в нестеровских отшельниках и святых нет и тени покаяния и молитвенного экстаза, да и живут они не в закопченной келье, а среди великой русской Природы. Сам художник так говорил об этом: «Я не писал и не хотел писать историю в красках. Я писал жизнь хорошего русского человека XIV века, чуткого к природе и ее красоте, по-своему любившего родину и по-своему стремившегося к правде. Я передаю легенду, сложенную в давние годы родным моим народом о людях, которых он отметил любовью и памятью». Одна из таких легенд и легла в основу картины «Видение отроку Варфоломею».

Когда Варфоломею исполнилось семь лет, родители отдали его учиться грамоте, однако наука эта тяжело давалась мальчику. Однажды отец послал его искать пропавших лошадей. Долго бродил Варфоломей по лугу, устал и только хотел присесть у дуба, как вдруг увидел благообразного старца-схимника. Мальчик попросил незнакомого старца указать ему путь к учению и получил его благословение. После молитвы схимника Варфоломей «начал стихословети зело добре стройне, и от того часа горазд бысть зело грамоте».

Эта сцена, когда перед очами мистически настроенного отрока появляется фигура благословляющего его святого старца, поразила М.В. Нестерова силой своего настроения. В воображении его, хотя еще и в смутном образе, тотчас нарисовался этот мальчик с бледным лицом и нездешними, неземными глазами. И рядом с ним призрачная темная фигура схимника, вдруг отделившаяся от такого же темного ствола большого дуба.

Во время пребывания М.В. Нестерова под Троицей, а затем у Мамонтовых в их уютном Абрамцеве, картина начала приобретать все более определенные очертания, и художник принялся за этюды к ней. Пейзаж нашелся довольно быстро. Это была опушка одного из абрамцевских перелесков, и сначала М.В. Нестеров написал с нее обыкновенный этюд.

Натура для головы отрока тоже нашлась довольно быстро. Ею стала больная чахоткой девочка, глазки которой смотрели из глубины орбит именно тем уже неземным взглядом, который часто бывает у смертельно больных детей.

Над воплощением своего замысла художник работал с большим воодушевлением и в то же время с большой требовательностью к себе, проверял на натуре не только основные образы, но и каждую деталь картины. Например, М.В. Нестеров до самых точнейших подробностей разработал этюд дуба, около которого стоит схимник. Уже в этюде была прекрасно передана мощь векового дерева, могучий ствол которого не могли сломать никакие бури и грозы. От времени его кора только потемнела и выглядела как надежная броня дерева-великана. И на этом же стволе - нежные зеленые листочки, а у подножия дуба - молодая рябинка с краснеющими листьями, рядом - склоненные травы и былинки.

Такие же этюды М.В. Нестеров выполнил и для других деталей картины. На одном из них Варфоломей, например, стоял сначала перед старцем спиной к зрителю. Лица его не было видно, а вся фигура со светловолосой головой и нарядная одежда скорее напоминали образ сказочного пастушка Леля, а не будущего подвижника. В дальнейшем М.В. Нестеров переносит главный акцент на фигуру маленького Варфоломея, которая и стала впоследствии смысловым центром всей картины.

На фоне лесов и полей на переднем плане картины стоят две фигуры - мальчика и явившегося ему под деревом святого в одежде схимника. Юный отрок весь застыл в трепетном восторге, широко открытые глаза его не отрываясь смотрят на видение. «Чарующий ужас сверхъестественного, - писал А. Бенуа, - редко был передан в живописи с такой простотой и убедительностью. Есть что-то очень тонко угаданное, очень верно найденное в фигуре чернеца, точно в усталости прислонившегося к дереву и совершенно закрывшегося своей мрачной схимой. Но самое чудное в этой картине - пейзаж, донельзя простой, серый, даже тусклый и все-таки торжественно-праздничный. Кажется, точно воздух заволочен густым воскресным благовестом, точно над этой долиной струится дивное пасхальное пение».

В «Видении отроку Варфоломею» удивительно сильно передано умиленное молитвенное настроение мальчика. Не только его худенькая фигурка и восторженно устремленные на схимника глаза были полны молитвы; молился и весь пейзаж, преображенный рукой мастера в стройную гармонию красок. Картина раскрывала самые глубокие, интимные тайники души; не тоску и не думу изображала она, а скорее радость сбывшейся мечты.

Картина «Видение отроку Варфоломею» появилась на Десятой выставке художников-передвижников и сразу же произвела на публику ошеломляющее впечатление: у одних вызвала искреннее негодование, у других - полное недоумение, у третьих - восторг. Все в картине было наполнено тем трепетным умилением, которое М.В. Нестеров хотел вложить в душу грезящего отрока Варфоломея, и это очень сильно действовало на зрителя. Более всего публику поражала именно необычная трактовка самого сюжета, поражали стиль картины и соответствующая ему живопись.

Критик того времени Дедлов писал тогда: «Картина была иконою, на ней было изображено видение, да еще с сиянием вокруг головы, - общее мнение забраковало картину за ее «ненатуральность». Конечно, видения не ходят по улицам, но из этого не следует, что никто никогда их не видел. Весь вопрос в том, может ли его видеть нарисованный на картине мальчик».

Однако публику волновало не само видение, а (как это ни странно) золотой венчик вокруг головы явившегося отроку святого. Золотой венчик святого и даже само отсутствие у него лица, невидимого за краем схимы, придавали его реальной фигуре волнующую душу призрачность. Но зрители задавались вопросом, допустимо ли это золото в картине, которая вся должна быть написана красками? Не низводится ли художественная картина до церковного образа, который тогда никому не представлялся истинным художественным произведением? Допустимо ли уважающему себя художнику писать такое?

«Видение отроку Варфоломею» действительно вызвало много споров. «Страшным судом» судили это полотно некоторые передвижники (Н.Н. Ге, и некоторые др.), называли картину вредной. Г. Г. Мясоедов на открывшейся выставке отвел М.В. Нестерова в сторону и всячески пытался убедить, чтобы тот закрасил этот золотой венчик: «Поймите, ведь это же абсурд, бессмыслица, даже с точки зрения простой перспективы. Допустим на минуту, что вокруг головы святого сияет золотой круг. Но ведь вы видите его вокруг лица, повернутого к вам en face? Как же можете вы видеть таким же кругом, когда это лицо повернется к вам в профиль? Венчик тогда тоже будет виден в профиль, то есть в виде вертикальной золотой линии, пересекающей лицо. А вы рисуете его вокруг профиля таким же кругом, как вокруг лица».

М.В. Нестерову трудно было ответить на это, да подобные замечания его мало трогали. А вот впечатление и шум, который поднялся вокруг картины, заострили мысль художника на личности этого отрока и ее дальнейших переживаниях.

Из книги Критическая Масса, 2006, № 3 автора Журнал «Критическая Масса»

Olga Martynova, Jelena Schwartz. Rom liegt irgendwo in Russland. Антон Нестеров Olga Martynova, Jelena Schwartz. Rom liegt irgendwo in Russland. Zwei russische Dichterinnen im lyrischen Dialog uber Rom. Russisch / Deutch. Aus dem Russischen von Elke Erb und Olga Martynova. Wein: Lana, 2006.Антон Нестеров“Рим лежит где-то в России. Лирический диалог двух русских поэтесс о Риме” - таково

Из книги О действенном анализе пьесы и роли автора Кнебель Мария Осиповна

ВИДЕНИЕ Чем активнее способность актера видеть за авторским словом живые явления действительности, вызывать в себе представление о вещах, о которых идет речь, тем сильнее воздействует он на зрителя. Когда актер видит сам то, о чем ему нужно рассказать, в чем нужно

Из книги Слово в творчестве актера автора Кнебель Мария Осиповна

ВИДЕНИЕ Вне образного мышления нет искусства. Но путь к нему далеко не так прост, как нам иногда кажется. Нередко актер останавливается на первоначальном процессе логического, рационального познания фактов пьесы и незаметно для себя убивает в себе эмоциональное

Из книги Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Приметы и суеверия. автора Лаврентьева Елена Владимировна

Видение матери После двухлетнего супружества я лишилась мужа. Малютка-сын остался мне в отраду, и он один привязывал меня к жизни. Утешаясь его цветущим здоровьем, я думала; какая судьба неведомая носится над колыбелью твоею, дитя мое? Она неразгадаема; но все, чем ты

Из книги История русской живописи в XIX веке автора Бенуа Александр Николаевич

XXXVII. М. В. Нестеров Поэтом русской природы является и Нестеров. На него мы уже указывали выше как на последователя Васнецова, превратившего эффектный и энергичный шаблон своего учителя в нечто расслабленное, жидкое, истерическое. Однако эти его недостатки поражают

Из книги История Персидской империи автора Олмстед Альберт

Из книги Богини в каждой женщине [Новая психология женщины. Архетипы богинь] автора Болен Джин Шинода

Из книги Шаманизм автора Лойко В. Н.

Из книги Загробный мир. Мифы о загробном мире автора Петрухин Владимир Яковлевич

Видение Тнугдала Тнугдал - ирландский рыцарь, который «верил в красоту тела и храбрость» больше, чем «заботился о вечном спасении души». Не почитал он ни церкви, ни нищих, проводя время со скоморохами и песенниками. Но однажды, когда он собирался забрать долг у одного изВидение В летние выходные дни Петербург вымирает: все устремляются на дачи, на Карельский перешеек, на острова. Одним словом, кто куда – вплоть до Белого моря. А я по воскресеньям бродил по городу.Есть что посмотреть на берегах Невы. На сей раз отправился на Литераторские

Из книги Дочери Дагестана автора Гаджиев Булач Имадутдинович

Мимолетное видение В 1858 году Теодор Горшельт попадает на Кавказ. Сперва он пребывает в Грузии, а затем, пройдя через Кодорский перевал, оказывается в Дагестане. Его внимание привлекают горянки, облаченные в голубые или серые платья. Головы женщин и девушек были покрыты

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 2. К-Р автора Фокин Павел Евгеньевич

Из книги Книга Великой Нави: Хаософия и Русское Навославие автора Черкасов Илья Геннадьевич

1. ВидЕние 1. Видел я Змею Великую, изошедшую от Нижних и ставшую словно Мост меж Явью и Навью.2. Спина и бока Её блестели чешуёй иссиня-зелёной, с отливами тёмно-рудыми, и очи Её были - что адаманты самосиянные.3. Язык, выступавший из пасти Змеиной, был раздвоен на конце, но

Из книги автора

XI. ВидЕние Вещего 1. Видел я Владыку Вещего, ставшего от Земли до Неба, трубящего в Свой Рог, чей трубный Глас предвещал Закат этого Мира.2. Видел я вереницы Духов, великих и малых, увлекаемых Возвратным Потоком, пробуждённых Вещим Зовом.3. Видел я Чёрно-Багровое Пламя,