Рид Джон (1887-1920). Американский писатель, журналист. Один из организаторов коммунистической партии США (1919).


Член Исполкома Коминтерна. Рид родился в г. Портленде (США) в семье богатого бизнесмена. После окончания Гарвардского университета он стал сотрудником ведущих американских газет. В 1913 г. участвовал в буржуазно-демократической революции в Мексике. В книге «Революционная Мексика» он выступил против вмешательства США во внутренние дела этой страны. Осенью 1917 г. приехал в Россию. Участник Октябрьской революции в Петрограде. Вернувшись на родину, Рид совершил около двадцати агитационных поездок по стране, выступая в защиту Октябрьской революции. Осенью 1919 г. «неистовый репортер» снова приехал в Петроград, участвовал в работе II конгресса Коммунистического Интернационала. Летописец Октября ездил по России, собирая материал для своей новой книги. Умер в Москве от тифа. Похоронен на Красной площади у Кремлевской стены. Он был женат на американской писательнице Луизе Брайант-Труллингер (1890-1936).

Рид - автор одного из лучших историко-мемуарных трудов об Октябрьской революции «Десять дней, которые потрясли мир» (Reed J. Ten Days that Shook the World. New York, 1919). В своем «документально точном и правдивом повествовании» американский журналист вполне объективно отразил истинную роль почти каждого из ведущих участников событий 1917 г. Как известно, Ленин высоко оценивал книгу американского журналиста-коммуниста и даже написал предисловие к ней. Он рекомендовал издать ее в миллионах экземпляров на всех языках планеты. Русский перевод книги Рида появился на книжных полках в 1923 г., и Сталин сразу же невзлюбил ее. Дело в том, что в книге не упоминается имя Сталина среди руководителей восстания. Книга была подвергнута критике, а позднее замурована в спецфондах. Более четверти века она была предана забвению; переиздание было осуществлено только четыре года спустя после смерти Сталина, в 1957 г.

Имя Джона Рида, известного американского журналиста, написавшего книгу «10 дней, которые потрясли мир» о событиях Октября года, в советские времена знали почти все. Вездесущий репортер из далекой страны стал в России настоящим героем: непревзойденным летописцем революции, пламенным коммунистом и незаурядным человеком. Его биография даже вышла в серии «Жизнь замечательных людей», что было в ту пору немалой честью. Умерший в октябре 1920 года от сыпного тифа, молодой американец был похоронен у Кремлевской стены, где в то время хоронили героев революции. Его короткая, как вспышка, жизнь оставила яркий след и множество вопросов, на которые историки до сих пор не могут однозначно ответить.

Всего лишь неполных 33 года прожил Джон Рид, но его короткий и блистательный жизненный путь стал легендой, тайну которой пытались разгадать многие. Его произведения «Восставшая Мексика» и особенно «Десять дней, которые потрясли мир» в свое время были широко известны. Но каким человеком был их автор? «Почему случилось так, что мальчик, родившийся в богатой и привилегированной семье, отвернулся от материальных благ, которыми мог бы наслаждаться, и в столь полной мере стал жить жизнью угнетенных? Каким образом из окруженного чрезмерной заботой ребенка, хилого телом и слабого духом, вырос человек, смело скакавший под градом пуль и не боявшийся тюрем, куда попадал не раз за свою полную приключений жизнь? Каким образом мальчик, среди предков которого числились в основном прожженные бизнесмены… стал одним из самых выдающихся литературных талантов своего времени?» — писала в своих мемуарах соотечественница Рида Тамара Хови.

Джон Рид родился 22 октября 1887 года в американском городе Портленд на берегу Тихого океана, в семье богатого бизнесмена. Его отец был из той породы людей, которых Джек Лондон изображал в своих рассказах об американском Западе. Именно от своего отца Джон Рид унаследовал острый ум и смелый, мужественный дух.

Его блестящие дарования проявились рано, и по окончании школы он был отправлен учиться в самый знаменитый университет Америки — Гарвардский, где обучались дети только из самых богатых и привилегированных слоев общества. В стенах престижного Гарварда Джон Рид провел четыре года, умудрившись организовать среди студентов — отпрысков нуворишей и богачей — социалистический клуб! Когда об этом стало известно, наставники Д. Рида утешали себя мыслью, что социалистический клуб — не более чем простая мальчишеская блажь. «У него пройдет этот радикализм, — говорили они, — как только он выйдет из ворот колледжа на широкую арену жизни».

Когда Джон Рид окончил курс, получил ученую степень и вышел в широкий мир, он в невероятно короткий срок покорил его — своей энергией, энтузиазмом, любовью к жизни и, конечно, пером. Еще в университете в роли редактора сатирического листка «Lampoon» («Насмешник») он показал себя мастером легкого и блестящего стиля. Не ограничиваясь сатирой, он писал романтические стихи, которые читал на студенческих вечеринках. Со временем гордость Портленда, выпускник престижного Гарварда, поэт и любимец женщин, Джон Рид всерьез увлекся писательством.

Из-под его пера начали выходить драмы и рассказы. Литературное творчество привело Джона Рида в журналистику: он начал сотрудничать с изданиями левого политического направления — «New Review», «The Masses», «The Metropolitan Magazine». Издатели забрасывали молодого журналиста предложениями, крупные газеты все чаще заказывали ему обзоры важнейших событий зарубежной жизни. Тому, кто желал быть в курсе современной жизни, достаточно было следовать за Джоном Ридом, ибо всюду, где случалось что-нибудь значительное, неизменно появлялся он. Бунтарь по натуре, Рид всегда был там, где происходили стачки, забастовки и рабочие волнения. В 1912 г. он в бушующей Мексике, где на борьбу поднялась армия крестьян под командованием легендарного Панчо Вильи, в 1913 г. — в Патерсоне, где стачка текстильщиков перешла в открытое восстание. Весной 1914 г. Рид создал очерк «Война в Колорадо», в котором описал расправу над бастовавшими горняками в Ладлоу. Неслучайно чешско-австрийский писатель, антифашист Э. Э. Киш впоследствии назвал Джона Рида «журналистом на баррикадах».

С началом (1914-1918) Д. Рид поспевает всюду, где грохочут пушки. Опасность никогда его не пугала, напротив, она была его родной стихией. Молодой журналист всегда был в гуще событий, пробирался в запретные зоны, на передовые линии. Он пытался увидеть мировую войну с двух сторон — сначала глазами войск Антанты, а затем, перебравшись по другую сторону линии фронта, из немецких окопов. В момент вступления Америки в войну случилось так, что Риду сделали медицинскую операцию, в результате которой он лишился одной из почек. Врачи объявили его негодным для военной службы. «Потеря почки может освободить меня от службы в войне между двумя народами, — заявил он, — но она не освобождает меня от службы в войне между классами».

Джон Рид побывал в Италии, Франции, Англии, Германии, Греции, Сербии и в Российской империи, куда приехал в 1915 году и вскоре подвергся аресту за смелые разоблачения царского правительства.

В 1916 году Рид возвратился в США, где занялся редактированием революционного журнала «Массы». Но через год он снова поспешил в Россию, которая стояла на пороге революции. Казалось, уже в первых революционных стычках Петрограда американский журналист распознал приближение полномасштабной классовой войны.

В августе 1917 года вместе со своей женой, американской писательницей и журналисткой Луизой Брайант-Труллингер Джон Рид приехал в Петроград. Русская революция захватила его безраздельно! Большевики покорили американского бунтаря своей энергией и безоглядностью. Он писал о них с нескрываемой симпатией. Паспорт американского журналиста открывал ему двери по обе стороны баррикад. 25 октября 1917 года (в своей книге он использует даты по новому стилю и называет революцию Ноябрьской) Рид сначала проник в Зимний дворец, занятый юнкерами, а в конце дня он уже снова был здесь в составе красногвардейцев, идущих на штурм Зимнего. Он был вездесущ: на многочисленных митингах, на заседаниях различных комитетов, съездов, в Смольном и в Таврическом дворцах; встречался с Лениным, Троцким, Каменевым, с правыми и левыми… Обо всем этом он напишет в своей знаменитой книге «Десять дней, которые потрясли мир».

Материал для нее он собирал повсюду и какой только мог отыскать — комплекты газет, прокламаций, брошюр и плакатов. К плакатам он питал особенную страсть. Каждый раз, когда где-либо появлялся новый плакат, он, не задумываясь, срывал его со стены. В те дни плакаты печатались в таком множестве и с такой быстротой, что трудно было найти для всех место: эсеровские, меньшевистские и большевистские плакаты наклеивались один на другой, так что однажды Рид отодрал пласт в шестнадцать плакатов один под другим. Его друг и коллега А. Р. Вильямс, с которым Д. Рид работал в Бюро революционной пропаганды при Наркоминделе, вспоминал: «Ворвавшись в мою комнату и размахивая огромной бумажной плитой, он воскликнул: „Смотри! Одним махом я сцапал всю революцию и контрреволюцию!“».

«Десять дней, которые потрясли мир» Джон Рид написал уже в Америке, куда вернулся весной 1918 г. Книга была создана в рекордно короткий срок — менее чем за месяц: Рид работал целыми сутками. В предисловии к книге он писал: «В борьбе мои симпатии не были нейтральны. Но, рассказывая тех великих дней, я старался рассматривать события оком добросовестного летописца, заинтересованного в том, чтобы запечатлеть истину…Эта книга — сгусток истории, истории в том виде, в каком я наблюдал ее. Она не претендует на то, чтобы быть больше чем подробным отчетом о Ноябрьской революции, когда большевики во главе рабочих и солдат захватили в России государственную власть и передали ее в руки Советов. Большевики, представляется мне, — это не разрушительная сила, а единственная в России партия, обладающая созидательной программой и достаточной властью, чтобы провести ее в жизнь. Что бы ни думали иные о большевизме, неоспоримо, что русская революция есть одно из величайших событий в истории человечества, а возвышение большевиков — явление мирового значения. Точно так же, как историки разыскивают малейшие подробности о Парижской коммуне, так они захотят знать всё, что происходило в Петрограде в ноябре 1917 г., каким духом был в это время охвачен народ, каковы были, что говорили и что делали его вожди. Именно об этом я думал, когда писал настоящую книгу».

Опубликовать книгу, в которой необычно ярко и сильно были описаны первые дни революционных событий в России, оказалось сложно: несколько копий рукописей были конфискованы. Но в марте 1919 года ее все же удалось выпустить. На первом экземпляре Джон Рид написал: «Моему издателю Горацио Ливрайту, едва не разорившемуся при печатании этой книги». Отважный Ливрайт был единственным в Нью-Йорке, кто решился на публикацию «Десяти дней». Книга, имевшая всемирный резонанс, была высоко оценена В. И. Лениным: «Прочитав с громаднейшим интересом и неослабевающим вниманием книгу Джона Рида „Десять дней, которые потрясли мир“, я от всей души рекомендую это сочинение рабочим всех стран. Эту книгу я желал бы видеть распространенной в миллионах экземпляров и переведенной на все языки, так как она дает правдивое и необыкновенно живо написанное изложение событий, столь важных для понимания того, что такое пролетарская революция, что такое диктатура пролетариата».

Книга о первых днях Октябрьской революции стала самым известным произведением Джона Рида. Может показаться странным, что подобную книгу о России смог написать иностранец, американец, не знающий языка народа, его быта… Но Рид не был сторонним равнодушным наблюдателем, он был страстным революционером, видевшим глубокий смысл в тех событиях. Это понимание дало ему ту остроту зрения, без которой нельзя было описать происходящее. Сейчас, спустя многие годы после Октябрьских событий, которые перевернули жизнь России, а затем и всего мира, можно по-разному относиться к «Десяти дням, которые потрясли мир», но истинно одно: книга написана искренне, ее автор свято верил в светлое будущее человечества. Отсюда его убеждение, что «русская революция есть одно из величайших событий в истории человечества, а возвышение большевиков — явление мирового значения». Вполне возможно, проживи Джон Рид дольше 33 лет, он бы разочаровался в большевистском перевороте, но ему не суждено было узнать ни о процессах 1937-1938 гг. в СССР, ни о сталинских лагерях, ни о трагедии всего народа.

После выхода своей книги Джон Рид совершил около двадцати агитационных поездок по Америке, выступая с пламенными речами на бесчисленных массовых собраниях в защиту Октябрьского переворота в России. Весной 1919 года он был избран редактором новой газеты «New York Communist». В августе — сентябре этого же года Рид принял участие в создании Коммунистической рабочей партии США, образовавшейся из отколовшегося левого крыла Социалистической партии. Осенью 1919 года «неистовый репортер» тайно приехал в Россию, работал в Москве, в Коминтерне, собирал материалы для новой книги, посвященной уже послеоктябрьскому периоду. В июле 1920 года он принял участие в работе II конгресса Коминтерна. Вскоре после этого «певец революции» Джон Рид заболел сыпным тифом и 19 октября 1920 года скончался. Ходили упорные слухи, что он был отравлен. Похоронен Джон Сайлас Рид у Кремлевской стены, где большевики хоронили самых преданных своих соратников. Над его могилой воздвигнут памятник в виде гранитной глыбы, на которой высечена лаконичная надпись: «Джон Рид, делегат III Интернационала, 1920».

В последние годы интерес к личности американского журналиста снова возрос, но сегодня его безупречная биография ставится некоторыми исследователями под сомнение. Так, например, историк из США Энтони Саттон пришел к сенсационному выводу, что Джон Рид, скорее всего, был «двойным агентом» — как Кремля, так и Уолл-стрит или же посредником между ними. С точки зрения Саттона, иначе трудно объяснить столь пристальное и благожелательное внимание весьма влиятельных в США лиц к обычному журналисту, одному из лидеров компартии США — на начальном этапе ее создания — и активному члену Исполкома Коминтерна. Не может не удивлять, отмечает историк, что как только Рид попадал в ту или иную передрягу, которых в его жизни случалось немало, тут же за него начинали хлопотать лица, которые, согласно общепринятой логике, за человека, откровенно сочувствующего большевикам, беспокоиться никак не могли. Судя по данным Саттона, тесная связь с крупным американским капиталом и Белым домом возникла у Джона Рида еще во времена мексиканской революции. Во всяком случае, пишет Саттон, «когда во время Первой мировой войны журналиста задержали еще в царской России с рекомендательными письмами из Бухареста, которые он вез антироссийски настроенным лицам в Галицию, за него вступилась не только редакция его родного журнала „Метрополитэн“, что вполне естественно, но и хозяева издания — крупнейшие банкиры США, после чего Рид был немедленно отпущен на свободу». Саттон свидетельствует, что в архиве американского Госдепартамента хранятся документы о неоднократных арестах и задержаниях Джона Рида (в Норвегии, Финляндии) и дальнейших его освобождениях после вмешательства журнала «Метрополитэн» и Госдепа США, а также Уильяма Франклина Сэндса, который являлся исполнительным секретарем «Америкэн Интернэшнл Корпорейшн» и был весьма влиятельной особой в деловом мире Америки. Наиболее вероятной гипотезой, с точки зрения Э. Саттона, является то, что «Джон Рид был в действительности агентом Моргана — возможно, лишь наполовину знающим о своей двойной роли, — что его антикапиталистические статьи поддерживали ценный миф о том, что все капиталисты находятся в постоянной вражде со всеми социалистическими революционерами».

Историкам сложно выяснить правду, но, вероятно, придется это сделать. Тем более, что, помимо изысканий Саттона, появляются и другие работы о жизни Джона Рида. Например, о том, что в архивах компартии США якобы хранятся свидетельства активного участия Джона Рида в отмывании денег, которые Россия пересылала в Америку. Так что на вопрос о том, кто же в действительности похоронен у Кремлевской стены на Красной площади в Москве — пламенный коммунист, агент американских магнатов или «двойной агент», — историки не дали точного ответа и продолжают об этом спорить.

В. М. Скляренко, И. А. Рудычева, В. В. Сядро. 50 знаменитых загадок истории XX века

Рид Джон (1887-1920). Американский писатель, журналист. Один из организаторов коммунистической партии США (1919).


Член Исполкома Коминтерна. Рид родился в г. Портленде (США) в семье богатого бизнесмена. После окончания Гарвардского университета он стал сотрудником ведущих американских газет. В 1913 г. участвовал в буржуазно-демократической революции в Мексике. В книге «Революционная Мексика» он выступил против вмешательства США во внутренние дела этой страны. Осенью 1917 г. приехал в Россию. Участник Октябрьской революции в Петрограде. Вернувшись на родину, Рид совершил около двадцати агитационных поездок по стране, выступая в защиту Октябрьской революции. Осенью 1919 г. «неистовый репортер» снова приехал в Петроград, участвовал в работе II конгресса Коммунистического Интернационала. Летописец Октября ездил по России, собирая материал для своей новой книги. Умер в Москве от тифа. Похоронен на Красной площади у Кремлевской стены. Он был женат на американской писательнице Луизе Брайант-Труллингер (1890-1936).

Рид - автор одного из лучших историко-мемуарных трудов об Октябрьской революции «Десять дней, которые потрясли мир» (Reed J. Ten Days that Shook the World. New York, 1919). В своем «документально точном и правдивом повествовании» американский журналист вполне объективно отразил истинную роль почти каждого из ведущих участников событий 1917 г. Как известно, Ленин высоко оценивал книгу американского журналиста-коммуниста и даже написал предисловие к ней. Он рекомендовал издать ее в миллионах экземпляров на всех языках планеты. Русский перевод книги Рида появился на книжных полках в 1923 г., и Сталин сразу же невзлюбил ее. Дело в том, что в книге не упоминается имя Сталина среди руководителей восстания. Книга была подвергнута критике, а позднее замурована в спецфондах. Более четверти века она была предана забвению; переиздание было осуществлено только четыре года спустя после смерти Сталина, в 1957 г.

Дин Рид – американский певец и музыкант, выступающий в жанре рок-н-ролл и кантри, актер, музыкант, режиссер и композитор из США, горячо любимый публикой в Советском Союзе. Он был удивительно красивым, статным мужчиной, фото- и телегеничным, артистичным, к тому же прекрасно игравшим на гитаре.

Творчество артиста стало известно по всему миру, а женщины в разных странах сходили с ума от улыбки, спортивной фигуры и невероятного тембра голоса этого талантливого и харизматичного певца. Он стал легендой еще при жизни.

Детство и юность

Родился Дин Рид 22 сентября 1938 года под знаком зодиака Девы. Отец будущей звезды Сирил Рид работал учителем, мама Рут Анна занималась домашним хозяйством. Помимо Дина, в семье воспитывались еще два сына – Верн и Дейл.


Первый музыкальный инструмент – гитару – юный Дин получил в подарок на день рождения, первую песню о пылкой влюбленности он написал в 16 лет.

Поступив в Колорадский университет в 18-летнем возрасте, чтобы изучать метеорологию, молодой человек параллельно выступает в клубах и барах. Но затем юноша бросает учебу и решает проверить, хватит ли таланта на полноценную карьеру музыканта.

Музыка

Такой поступок приводит к тому, что первый контакт с крупным музыкальным лейблом Рид подписал в 20 лет. Треки парня не сразу оказались замечены аудиторией, но песни со второго и особенно третьего альбома получили многочисленные ротации на радио, полюбились народом и даже вошли в чарты самых «горячих хитов» тех лет.

Дин Рид - "Гимн восходящего солнца"

Он отправляется в турне сначала по США, а затем приезжает в Латинскую Америку, где Дина ждет головокружительный успех. Здесь он остается жить на несколько лет, чтобы творить, выступать с концертами, сниматься в телепередачах, клипах и даже вести собственное ТВ шоу.

В Латинской Америке он увлекается «левыми» политическими взглядами и становится общественным активистом, который выступает за борьбу с бедностью и мир во всем мире. Это сильно нервирует менеджеров певца и директора по гастролям, но артист непреклонен. Он проявляет интерес к местной политике и участвует в общественном диалоге, но это заканчивается нехорошо – во время национальной революции Дина сначала сажают в тюрьму, а затем депортируют из Аргентины.


Артист перебирается в Европу и вновь начинает активно гастролировать. Выступления в Советском Союзе имеют огромный успех, он мгновенно становится народным любимцем и проезжается с концертами по крупным городам страны. В 1973 году Дин решает остаться жить в ГДР: записывает 13 альбомов, сам режиссирует фильм про своего друга, снимается в десятках фильмов в качестве актера. В России особой популярностью пользовался фильм о борьбе американцев и индейцев, в котором снялись Дин Рид и .


Певец оказался крайне противоречивым человеком – оставался патриотом своей родины, но придерживался марксистских взглядов. Искренне скучал по США, но критиковал действия американских властей и оправдывал решения, принятые в СССР. Многие считали Дина изменником, но он всего лишь отделял любовь к дому от политики.


По признанию самого музыканта, все песни артиста всегда были об одном – о пылкой глубокой любви, на которую певца вдохновляла родина и женщины. За недолгую, но яркую карьеру Дин Рид записал более трех десятков альбомов, и это – не считая многочисленных сборников, выпущенных и переизданных в отдельных странах. В последние годы он записывал в основном неофициальные кавер-версии известных американских и итальянских песен.

Жителям СССР он навсегда запомнится исполнением песен «Белла, чао», «Хава Нагила» и других. Главным легендарным моментом в карьере на советской земле стало исполнение песни «Элизабет» в новогоднюю ночь на главном телеканале страны. После этого пластинки с записями Рида раскупались в Союзе многомиллионными тиражами.

Дин Рид - "Бэлла, чао!"

Дин любил народ СССР, и отечественная публика отвечала ему тем же. Певец даже подумывал перебраться в Союз на постоянное место жительство и планировал приобрести квартиру в Москве.

Личная жизнь

Дин Рид прожил жизнь, полную любовных перипетий. Первый раз он женился на актрисе из Голливуда Патрисии Хобс, с которой объездил полмира и в итоге развелся в Италии.

Вторую жену Дина звали Вибке Рид (Дорндек), которая работала учительницей и моделью. Этот союз тоже завершился разводом в ноябре 1977 года.


От первого и второго браков у Рида появились двое детей – дочери Рамона (1968 года рождения) и Наташа (1976).

Позже переводчик Дина во время гастролей в СССР– Олег Смирнов – рассказал в беседе, что Вибке Дорндек оказалась «предоставлена» певцу спецслужбами ГДР, чтобы оставить исполнителя в Германии. Через много лет Дин и Олег анализировали обстоятельства знакомства с Дорндек и подвели итог, что будущую супругу артисту «подложили». После разрыва с музыкантом Вибке сделала прекрасную карьеру в МИД ГДР.

У певца случился гражданский брак с актрисой из Эстонии по имени Эва Киви. Пара была вместе 15 лет. Эва вспомнила в интервью, как возлюбленные встретились в 1971 году в Москве. По словам Киви, чувства вспыхнули с первого взгляда. Когда глаза молодых людей встретились, Дин подхватил девушку на руки и начал целовать. Из Москвы артисты приехали в Таллин, и певец по вечерам исполнял Эве серенады под окном.


Позже Эва рассказала, что после первой совместной ночи с Ридом в гостиничный номер артистки прибежала подруга, чтобы посидеть на кровати, в которой Киви спала с легендарным музыкантом.

Ради Дина Рида актриса оставила супруга Антса Антсона, от которого у девушки был двухгодовалый сын. Однако Дин и Эва так и не стали мужем и женой. По словам Киви, этому в первую очередь помешал предыдущий брак артиста с племянницей многолетнего лидера ГДР Хоннекера.

В итоге влюбленных рассорила разница в политических взглядах.


Артист вернулся в ГДР, где женился в третий раз на актрисе Ренате Блюме. Мужчина усыновил ребенка девушки Александера. Свадьба возлюбленных состоялась в 1981 году.

Позже Рената рассказала, что Дин покорил актрису романтическими ухаживаниями. Мужчина сделал все, чтобы она почувствовала себя самой счастливой женщиной.

Смерть

17 июня 1986 года знаменитого артиста обнаружили мертвым в Цойтенском озере. Это место находилось недалеко от дома Рида в Восточном Берлине. Тогда официально объявили, что мужчина утонул. Но семья артиста считала, что Дина убили сотрудники «Штази», потому что певец в последнее время хотел вернуться в США. Официально известно, что с 1976 по 1978 годы Дин Рид сотрудничал с тайной полицией.


Однажды третья жена музыканта, Рената Блюме, заявила, что супруга убили пятью ударами ножа. Однако позже, когда были тщательно изучены документы по этому делу, взятые из архива «Штази», официальной причиной смерти артиста объявили самоубийство. Этой версии придерживались и немецкие друзья исполнителя: после вскрытия в желудке Дина обнаружили до конца не растворившуюся таблетку сильнодействующего снотворного.


Позже сосед исполнителя, генерал Эберхард Фэнш, поделился, что незадолго до гибели мужчина с супругой слышали, как Рид ссорился с Ренатой. Вообще ссоры мужа и жены были очень частыми, и Дин не раз говорил другу, что думает о суициде, но Фэншу удавалось отговорить товарища от сведения счетов с жизнью. Затем стало известно, что в машине певца нашли предсмертную записку, адресованную генералу.

Дина Рида похоронили в Раухфангсвердере (Германия). Но позже мать артиста перевезла прах сына на кладбище Зеленая Монтана в Боулдере (США), где теперь и находится могила знаменитого исполнителя.

Написала песню под названием «Не отпускай», посвященную кумиру детства. Еще в честь Рида назвали улицу в городе Тынде Амурской области.

Дин Рид - Тайна жизни и смерти

В начале 2000-х годов актер хотел снять фильм «Товарищ рок-звезда» в память о Дине Риде, где собирался сыграть главную роль. Но проект так и не был воплощен в жизнь.

В 2014 году вышел документальный фильм о биографии певца под названием «Дин Рид. Тайна жизни и смерти».

Дискография

  • 1966 – «Поет Дин Рид»
  • 1970 – «Наш летний романс»
  • 1972 – «Мы – революционеры»
  • 1976 – A JehoSvet
  • 1976 – «Поет Дин Рид»
  • 1978 – «Мы скажем «Да»
  • 1980 – «Моя песня для тебя»
  • 1980 – «Рок-н-роллы, кантри, лирические песни»
  • 1982 – «Кантри»
  • 1986 – Country-Songs

Дин Сирил Рид (Dean Cyril Reed). Родился 22 сентября 1938 года в Вит Ридж (пригород Денвера), штат Колорадо, США - умер 13 июня 1986 года под Берлином (ГДР). Американский певец, киноактёр, кинорежиссёр и общественный деятель.

Отец - Сирил Рид, сельский учитель.

Мать - Рут Анна Браун, домохозяйка.

Имел двух братьев - Верна и Дейла.

Сам Дин Рид рассказывал: «Я родился в Денвере. Это большой город в американском штате Колорадо. Но оттуда наша семья вскоре опять уехала - колесить вдоль и поперек по Соединенным Штатам. Многие американцы так делали. У моего отца тоже был беспокойный дух. Благодаря этому я многое повидал на своей Родине. Прекраснейший штат в Америке для меня Колорадо. Там много высоких гор, от 21 до 4000 метров, много рек, таких чистых и светлых, что их воду все еще можно пить, много лесов, много зверей, мало промышленных предприятий, много ранчо, ковбоев, родео и диких лошадей».

В возрасте 12 лет гаучился играть на гитаре, с которой впоследствии не расставался. Сочинял песни и музыку.

В 18 лет поступил в Колорадский университет на факультет метеорологии. Во время учёбы Рид подрабатывал выступлениями в барах и клубах. Проучившись два года, бросил учёбу и отправился искать счастья в Голливуде.

В 1958 году Дин Рид приехал автостопом в Лос-Анджелес и после успешного прослушивания подписал незначительный контракт с музыкальной студией Capitol Records. Студия обеспечила ему рекламу, записала несколько пластинок, и он выступил на национальном телевидении.

В 1961 году его диск с заголовком «Наш летний романс» стал хитом в Латинской Америке, в США диск занял почётные 20-е строки хит-парадов. Истинную популярность его песни нашли в Южной Америке, куда его отправили в турне и где его слава превзошла славу самого Элвиса Пресли. После нескольких очень успешных гастролей по странам Латинской Америки он решил остаться в Аргентине. Там он записывал альбомы, снимался в фильмах и вёл собственную телевизионную программу.

Дин Рид - Бэлла чао

С 1964 года снимался в кино, дебютировав в фильме «У любви много обличий».

В 1965-м снялся в трех картинах - аргентинских лентах «Моя первая любовь» и «Новый ритм и старая волна», а также в мексиканской картине «Летом в Гвадалахаре».

В 1967 году сыграл свои первые заметные роли - в фильмах итальянского производства «Бог их сотворил - а я их убиваю!» (Слим Корбетт) и «Баккару» (Баккару).

В 1968 году сыграл главную роль в итальянской картине «Племянники Зорро» (Рафаэль/Зорро).

Дин Рид в фильме "Племянники Зорро"

С середины 1970-х стал сниматься в ГДР и СССР.

Большим успехом у советских зрителей пользовались вестерны с его участием - «Кит и Ко» (Кристофер Беллью) и «Братья по крови» (Гармоника).

Дин Рид в фильме "Братья по крови"

Сыграл в фильмах, имевших общественно-политическое звучание - «Улыбнись, ровесник!» и «Певец» (сыграл чилийского певца Виктора Хара, уничтоженного режимом Пиночета).

Дин Рид в фильме "Улыбнись, ровесник!"

Последними работами на экране стали фильмы «Пой, ковбой, пой» (1981; роль - Джо) и «Уинди» (1984; роль - Гейнс).

Дин Рид в фильме "Пой, ковбой, пой"

Общественно-политические взгляды Дина Рида

Придерживался левых взглядов. Выступал за запрещение ядерного оружия, против войны во Вьетнаме, устраивал концерты, весь сбор от которых шёл заключённым в тюрьмах.

Некоторое время жил в Аргентине, где правые даже обстреливали дом, где жил певец. После военного переворота 1966 года Дин Рид был вынужден выехать из страны.

Несколько лет он прожил в Риме, где также участвовал в общественно-политической жизни: выступал против участия США в войне во Вьетнаме, за что был арестован на одной из демонстраций в Риме.

Впервые приехал в СССР в 1965 году.

28 августа 1970 вместе с молодыми чилийскими коммунистами Дин Рид организовал свою знаменитую акцию - у стен посольства США в Чили он постирал американский флаг. Свой поступок он комментировал так: «Понимаете, я очень люблю мою страну, мне дорога честь её флага, именно поэтому я хотел публично выстирать его - очистить от крови негров и индейцев, от крови вьетнамских детей». За свою выходку он был задержан полицией, но благодаря вмешательству чилийского поэта-коммуниста Пабло Неруды, Дина Рида вскоре отпустили и даже вернули ему отобранный флаг Соединенных Штатов.

Через неделю после этого события партия Альенде победила в предвыборной гонке. В 1971 году вместе с чилийским певцом Виктором Харой он выступал на митингах и концертах перед крестьянами и рабочими, участвовал в постановке революционных театральных пьес.

Много раз посещал СССР и хотел остаться жить и даже приобрести квартиру в Москве. В 1966, 1969, 1970, 1977, 1980 и 1981 годах фирмой «Мелодия» были выпущены долгоиграющие пластинки с лучшими записями Дина Рида, включающими такие популярные песни, как «Хава нагила» и «Белла Чао». Дин Рид всегда отзывался с восхищением о комсомольской стройке БАМа и провёл много времени в гастролях по населённым пунктам БАМа, посвятив много песен этой грандиозной стройке.

С 1973 года Дин Рид поселился в ГДР, где продолжал петь и сниматься в фильмах, не оставляя и политической борьбы в согласии со своими убеждениями.

Смерть Дина Рида

17 июня 1986 года певец был обнаружен мёртвым в Цойтенском озере недалеко от своего дома в Восточном Берлине. Официально было объявлено, что он утонул.

Когда в озере Цойтенер нашли тело Рида, оно находилось под водой, заваленное камнями. Судмедэксперты сделали вывод, что певец умер почти четверо суток назад. Дальше данные о причинах смерти обрастают разными противоречивыми деталями.

По официальной версии полиции смерть певца – несчастный случай. Однако его мать и первая жена Патриция уверены, что Дина убили за решение вернуться в Америку.

Его последняя жена Рената Блюме как-то заявляла, что её муж был убит пятью ударами ножа.

В то же время большинство знавших Рида уверены, что после ссоры с женой певец решил-таки свести счёты с жизнью. Так, его сосед, генерал Эберхард Фэнш, говорил, что они с женой слышали, как громко ругались Дин и Рената незадолго до трагедии. Спустя некоторое время стало известно, что на сидении машины погибшего певца осталась предсмертная записка, адресованная генералу. Сам Фэнш вспоминает, что мысли о суициде Дина посещали часто, но соседу удавалось его отговорить от страшного поступка.

Дин Рид был похоронен в Раухфангсвердере (Германия), но позже мать Дина Рида перевезла прах сына на кладбище Зеленая Монтана в Боулдере (США).

В память о Дине Риде написала песню «Не отпускай» (альбом «Прости меня моя любовь») как воспоминание о своём кумире детства Дине Риде.

В честь Дина Рида названа улица в городе Тында Амурской области.

Дин Рид. Тайна жизни и смерти

Рост Дина Рида: 188 сантиметров.

Личная жизнь Дина Рида:

Первая жена - Патрисия Рид (Хобс), актриса. В браке родилась дочь Рамона (1968 г.р.).

В течение 15 лет у него был роман с эстонской актрисой . Ради Дина актриса рассталась с мужем. Она вспоминала: "С Дином Ридом мы познакомились в 1971 году в Москве. Полюбили друг друга с первого взгляда. И наша любовь не умерла, и никогда не умрет. Как только наши глаза встретились, Дин схватил меня на руки и, когда наши лица соприкоснулись, стал меня целовать. После Москвы приехал в Таллинн, и каждый вечер пел серенады под моим окном. Никогда не забуду нашу первую снежную зиму в Таллинне, и прекрасного, невероятно влюбленного в меня Дина Рида".

Вторая жена - Вибке Рид (Дорндек), работала учительницей и как модель.

В браке 17 мая 1976 года у них родилась дочь Наташа. В ноябре 1977-го Дин Рид и Вибке развелись.

Позже переводчик Дина Рида в СССР Олег Смирнов в интервью говорил, что Вибке была подставлена Дину спецслужбами ГДР: «Много лет спустя, анализируя все обстоятельства этого знакомства, Дин и я пришли к выводу, что девушку эту ему "подложили", чтобы он остался жить в ГДР. После их развода она сделала головокружительную карьеру в МИД ГДР».

Третья жена - , восточногерманская актриса. Рид усыновил ее сына Александера.

Рената Блюме вспоминала, что романтичный способ ухаживания Дина ее покорил. "Однажды я ехала с сыном в отпуск зимой. На автобане он остановил нас и привез нам теплый молочный коктейль. Если он находился в пути, он посылал ежедневно телеграммы. Он был полон невероятного внимания. Он всегда делал так, чтобы я понимала, что я – самая замечательная женщина в его жизни. Скоро мне стало ясно: мы принадлежим друг другу, и я еще раз могу решаться на это. В 1981 была свадьба – в белой одежде из романтичных кружев", - рассказывала она.

Фильмография Дина Рида:

1964 - У любви много обличий (Love Has Many Faces)
1965 - Моя первая любовь (Mi primera novia)
1965 - Летом в Гвадалахаре (Guadalajara en verano) - Роберт Дуглас
1965 - Новый ритм и старая волна (Ritmo nuevo y vieja ola)
1967 - Бог их сотворил - а я их убиваю! (Dio li crea... Io li ammazzo!) - Слим Корбетт
1967 - Баккару (Buckaroo) - Баккару
1968 - Племянники Зорро (I nipoti di Zorro) - Рафаэль/Зорро
1969 - Тайный дневник Фанни (Il diario proibito di Fanny)
1969 - Mitra Baby Face
1969 - Блондин – приманка для убийцы (Blonde Köder für den Mörder) - Боб Мартин
1970 - Саранда (Saranda)
1970 - Банда "Три хризантемы" (La Banda de los tres crisantemos) - Оуэн
1970 - Смерть стучится дважды (La morte bussa due volte) - Боб Мартин
1971 - Адиос, Сабата (Adio’s, Sabata) - Баллантайн
1971 - Пираты зелёного острова (Los Corsarios / I pirati dell’isola verde) - Алан Дрейк
1971 - Потомки Каина (La stirpe di Caino)
1971 - Die Vergnügungsspalte - ковбой
1972 - Veinte pasos para la muerte - Mestizo
1973 - История о карате, кулаках и фасоли (Storia di karat`e, pugni e fagioli) - Сэм
1973 - Из жизни одного бездельника (Aus dem Leben eines Taugenichts) - Бездельник
1974 - Кит и Ко (Kit & Co) - Кристофер Беллью
1975 - Братья по крови (Blutsbrueder) - Гармоника
1976 - Улыбнись, ровесник! (Soviel Lieder, soviel Worte) - камео
1978 - Певец (El Cantor) - Виктор Хара
1981 - Пой, ковбой, пой (Sing, Cowboy, Sing) - Джо
1984 - Уинди (Uindii / Races) - Гейнс

Режиссерские работы Дина Рида:

1981 - Пой, ковбой, пой (Sing, Cowboy, Sing)

Сценарии Дина Рида:

1975 - Братья по крови (Blood Brothers / Blutsbrüder)
1981 - Пой, ковбой, пой (Sing, Cowboy, Sing)