Савин Виктор Афанасьевич

Прошу к нашему шалашу (сборник)

Савин Виктор Афанасьевич

Прошу к нашему шалашу

(сборник)

О Викторе Савине и его книгах

Лесная книга.

Рассказы

Кешкина купель

Хитрый заяц

Качканарский проказник

Евстигней Поликарпович

Закалка мужества

Гибель сохатого

Друзья лесника

Весна в разгаре

Охотник Вечка

Юванко из большого стойбища

Лицензия

О ВИКТОРЕ САВИНЕ И ЕГО КНИГАХ

С литературным творчеством Виктора Савина мы познакомились еще в тридцатые годы. Книги Савина привлекали тем, что их автор отлично знал уральскую природу, вдохновенно любил ее и, как видно из его повестей и рассказов, природа отвечала ему взаимностью: раскрывала свои тайны, которые Виктор Афанасьевич скуповатыми, но точными красками передавал читателям, особенно молодым - бесхитростным, любознательным и чутким к правде и к фальши. У него своя палитра, которая дает ему возможность точно и четко выписывать детали природы. Он видит характерные черточки лисьего следа на снегу и как на каждой хвоинке "нанизаны лучи солнца", слышит, как вода в ручейке "играет слюдяными блестками" и звенят в зимнюю морозную ночь "точно хрустальные, торжественные звезды", различает запахи осенней тайги и "искринки изморози" в воздухе, наполненном прозрачными лучами октябрьского солнца...

Хорошую жизненную школу прошел писатель Виктор Савин. Родился он на Урале в 1900 году в семье горнорабочего. Окончил начальную сельскую школу, а затем высшее начальное училище. (Вот ведь какие были в царской России учебные заведения! Высшее начальное!)

Сын рабочего должен был заработать себе на учебу. И Виктор Савин во время летних каникул где и кем только не работал: гонщиком на подвозке золотоносных песков, водоливом на драге, добывающей ценный металл, грузчиком на сенном складе под Ишимом, токарем на Лисьвенском заводе. К восемнадцати годам Виктор Савин познал всю тяжесть труда на хозяев, полуголодную жизнь, несправедливость существовавшего тогда строя. И не случайно, а осознанно, с убежденностью в правоте большевистской партии, поднявшей народные массы России на Октябрьскую революцию, он вступил в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии и не жалея жизни вместе с многими тысячами беззаветных героев дрался на фронтах гражданской войны, защищая завоевания Великого Октября. Особенно запомнились ему на всю жизнь бои за Перекоп - одну из укрепленных линий белогвардейцев в Крыму.

После демобилизации из армии Виктор Савин в 1923 году поступил в Московский литературно-художественный институт им. В. Я. Брюсова, учился у Брюсова, Рукавишникова, Сакулина, Ушакова - выдающихся преподавателей того времени. Вместе со своими однокашниками по институту Артемом Веселым, Михаилом Светловым, Алексеем Кожевниковым, Федором Каманиным, Яковом Шведовым, впоследствии ставшими видными писателями молодой Советской республики, весело переживал все невзгоды и трудности студенческой жизни. Изредка публиковался в столичных журналах, а в 1925 году его рассказы о беспризорниках - сиротах гражданской войны - были изданы отдельным сборником под названием "Шаромыжники". Эта книжка положила начало литературной работе Виктора Горного - такой псевдоним избрал себе Виктор Афанасьевич. Под этим псевдонимом он издал еще две книги - "Петяш" и "Беспризорный круг" (в 1926 году в Москве и Ленинграде).

По окончании института Виктор Горный - Савин был направлен на Урал и почти четверть века находился на журналистской работе. Сотрудничал в городских и районных газетах в Соликамске, Златоусте, Усолье, Челябинске и Кусе, был очеркистом, фельетонистом, рассказчиком. Его произведения публиковались в журналах и коллективных сборниках.

В журналистских заботах и хлопотах пролетели годы. В 30-е годы в Свердловске вышли книги Савина "Поход энтузиастов", "Дружки с рабочей окраины", "Косотурские художники".

Наиболее весомой из них была историческая, документальная повесть "Косотурские художники" - произведение о знаменитых земляках, чье творчество ценилось и до сих пор высоко оценивается не только в пределах нашей страны, но и за ее рубежами. Эта книга очень обрадовала друзей Савина по литинституту. Один из них - Николай Богданов - писал: "Эта повесть об уральских умельцах прошлого века, об их трудной судьбе, была открытием. Мы не знали об этой сокровищнице русского народного искусства, скрытой в глубине седых Уральских гор. Как интересно было читать эту повесть прошлых лет и как радостно, что ее написал наш близкий товарищ..."

После этой книги в творчестве В. А Савина наступила пауза, затянувшаяся более чем на 20 лет. И только в 1959 году вышла новая книга сборник рассказов "Волчье логово". В ней Виктор Савин проявил себя незаурядным рассказчиком и мастером художественного слова. Это книга о юных и для юных, о делах и приключениях юннатов, охраняющих родную природу дорогую и любимую писателю.

За "Волчьим логовом" последовали сборники повестей и рассказов об охоте и охотниках, о рыбаках и рыболовстве: "Старший в доме" (1960 г.), "Закалка мужества" (1962 г.), "Хитрый заяц" (1963 г.), "Юванко из Большого стойбища" (1968 г.) и роман "Чарусские лесорубы".

Все эти книжки тепло были встречены читателями.

1970 год - юбилейный год для Виктора Афанасьевича: ему исполняется 70 лет со дня рождения.

Семьдесят лет - зрелый возраст. Но мы думаем, что из-под его пера выйдет еще не одна добрая книга.

Борис Мещеряков

ЛЕСНАЯ КНИГА

Сыновья охотника Якова Тимофеевича Векшина, Семен и Георгий, семь лет учились в школе и жили в интернате в большом таежном стойбище. И вот дети возвращались домой, плыли на лодке долбленке. Старший сын, Семен, сидел на корме с рулевым веслом, а младший, Георгий погодок, стоял в лодке и ловко гнал ее шестом вверх по течению. Старик-отец встречал пареньков на берегу реки Кипсия.

Еще издали увидев лодку в излучине реки, Яков Тимофеевич подумал: "Семен-то, однако, не утруждает себя. Большой ведь, поздоровше Гошки, а за руль сел. Уезжал - ленивый был, и опять ленивый едет... Посмотреть надо, какой из него лесовик получится!"

Утлая лодочка, точно стрела, врезалась в песчаную косу. Яков Тимофеевич подхватил ее за носовую часть и вытащил на берег вместе с детьми, с чемоданами и прочими пожитками.

Векшинский стан находится недалеко от берега. Большой деревянный дом с маленькими окнами стоит на высоком бугре, окруженный седыми елями, будто частоколом.

Расцеловав дорогих гостей, старый охотник в обе руки подхватил их вещи. Но Георгий тут же отобрал у него свой тяжелый чемодан и пошел рядом с отцом. Семен этого не сделал. Он пошел к дому налегке, чуть отстал, сорвал придорожную метличку и стал разжевывать ее сладкий желтоватый корешок.

Савин Виктор Афанасьевич

Прошу к нашему шалашу

(сборник)

О Викторе Савине и его книгах

Лесная книга.

Рассказы

Кешкина купель

Хитрый заяц

Качканарский проказник

Евстигней Поликарпович

Закалка мужества

Гибель сохатого

Друзья лесника

Весна в разгаре

Охотник Вечка

Юванко из большого стойбища

Лицензия

О ВИКТОРЕ САВИНЕ И ЕГО КНИГАХ

С литературным творчеством Виктора Савина мы познакомились еще в тридцатые годы. Книги Савина привлекали тем, что их автор отлично знал уральскую природу, вдохновенно любил ее и, как видно из его повестей и рассказов, природа отвечала ему взаимностью: раскрывала свои тайны, которые Виктор Афанасьевич скуповатыми, но точными красками передавал читателям, особенно молодым - бесхитростным, любознательным и чутким к правде и к фальши. У него своя палитра, которая дает ему возможность точно и четко выписывать детали природы. Он видит характерные черточки лисьего следа на снегу и как на каждой хвоинке "нанизаны лучи солнца", слышит, как вода в ручейке "играет слюдяными блестками" и звенят в зимнюю морозную ночь "точно хрустальные, торжественные звезды", различает запахи осенней тайги и "искринки изморози" в воздухе, наполненном прозрачными лучами октябрьского солнца...

Хорошую жизненную школу прошел писатель Виктор Савин. Родился он на Урале в 1900 году в семье горнорабочего. Окончил начальную сельскую школу, а затем высшее начальное училище. (Вот ведь какие были в царской России учебные заведения! Высшее начальное!)

Сын рабочего должен был заработать себе на учебу. И Виктор Савин во время летних каникул где и кем только не работал: гонщиком на подвозке золотоносных песков, водоливом на драге, добывающей ценный металл, грузчиком на сенном складе под Ишимом, токарем на Лисьвенском заводе. К восемнадцати годам Виктор Савин познал всю тяжесть труда на хозяев, полуголодную жизнь, несправедливость существовавшего тогда строя. И не случайно, а осознанно, с убежденностью в правоте большевистской партии, поднявшей народные массы России на Октябрьскую революцию, он вступил в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии и не жалея жизни вместе с многими тысячами беззаветных героев дрался на фронтах гражданской войны, защищая завоевания Великого Октября. Особенно запомнились ему на всю жизнь бои за Перекоп - одну из укрепленных линий белогвардейцев в Крыму.

После демобилизации из армии Виктор Савин в 1923 году поступил в Московский литературно-художественный институт им. В. Я. Брюсова, учился у Брюсова, Рукавишникова, Сакулина, Ушакова - выдающихся преподавателей того времени. Вместе со своими однокашниками по институту Артемом Веселым, Михаилом Светловым, Алексеем Кожевниковым, Федором Каманиным, Яковом Шведовым, впоследствии ставшими видными писателями молодой Советской республики, весело переживал все невзгоды и трудности студенческой жизни. Изредка публиковался в столичных журналах, а в 1925 году его рассказы о беспризорниках - сиротах гражданской войны - были изданы отдельным сборником под названием "Шаромыжники". Эта книжка положила начало литературной работе Виктора Горного - такой псевдоним избрал себе Виктор Афанасьевич. Под этим псевдонимом он издал еще две книги - "Петяш" и "Беспризорный круг" (в 1926 году в Москве и Ленинграде).

По окончании института Виктор Горный - Савин был направлен на Урал и почти четверть века находился на журналистской работе. Сотрудничал в городских и районных газетах в Соликамске, Златоусте, Усолье, Челябинске и Кусе, был очеркистом, фельетонистом, рассказчиком. Его произведения публиковались в журналах и коллективных сборниках.

В журналистских заботах и хлопотах пролетели годы. В 30-е годы в Свердловске вышли книги Савина "Поход энтузиастов", "Дружки с рабочей окраины", "Косотурские художники".

Наиболее весомой из них была историческая, документальная повесть "Косотурские художники" - произведение о знаменитых земляках, чье творчество ценилось и до сих пор высоко оценивается не только в пределах нашей страны, но и за ее рубежами. Эта книга очень обрадовала друзей Савина по литинституту. Один из них - Николай Богданов - писал: "Эта повесть об уральских умельцах прошлого века, об их трудной судьбе, была открытием. Мы не знали об этой сокровищнице русского народного искусства, скрытой в глубине седых Уральских гор. Как интересно было читать эту повесть прошлых лет и как радостно, что ее написал наш близкий товарищ..."

После этой книги в творчестве В. А Савина наступила пауза, затянувшаяся более чем на 20 лет. И только в 1959 году вышла новая книга сборник рассказов "Волчье логово". В ней Виктор Савин проявил себя незаурядным рассказчиком и мастером художественного слова. Это книга о юных и для юных, о делах и приключениях юннатов, охраняющих родную природу дорогую и любимую писателю.

За "Волчьим логовом" последовали сборники повестей и рассказов об охоте и охотниках, о рыбаках и рыболовстве: "Старший в доме" (1960 г.), "Закалка мужества" (1962 г.), "Хитрый заяц" (1963 г.), "Юванко из Большого стойбища" (1968 г.) и роман "Чарусские лесорубы".

Все эти книжки тепло были встречены читателями.

1970 год - юбилейный год для Виктора Афанасьевича: ему исполняется 70 лет со дня рождения.

Семьдесят лет - зрелый возраст. Но мы думаем, что из-под его пера выйдет еще не одна добрая книга.

Борис Мещеряков

ЛЕСНАЯ КНИГА

Сыновья охотника Якова Тимофеевича Векшина, Семен и Георгий, семь лет учились в школе и жили в интернате в большом таежном стойбище. И вот дети возвращались домой, плыли на лодке долбленке. Старший сын, Семен, сидел на корме с рулевым веслом, а младший, Георгий погодок, стоял в лодке и ловко гнал ее шестом вверх по течению. Старик-отец встречал пареньков на берегу реки Кипсия.

Еще издали увидев лодку в излучине реки, Яков Тимофеевич подумал: "Семен-то, однако, не утруждает себя. Большой ведь, поздоровше Гошки, а за руль сел. Уезжал - ленивый был, и опять ленивый едет... Посмотреть надо, какой из него лесовик получится!"

Утлая лодочка, точно стрела, врезалась в песчаную косу. Яков Тимофеевич подхватил ее за носовую часть и вытащил на берег вместе с детьми, с чемоданами и прочими пожитками.

Векшинский стан находится недалеко от берега. Большой деревянный дом с маленькими окнами стоит на высоком бугре, окруженный седыми елями, будто частоколом.

Расцеловав дорогих гостей, старый охотник в обе руки подхватил их вещи. Но Георгий тут же отобрал у него свой тяжелый чемодан и пошел рядом с отцом. Семен этого не сделал. Он пошел к дому налегке, чуть отстал, сорвал придорожную метличку и стал разжевывать ее сладкий желтоватый корешок.

После того как дети хорошо поели, отдохнули, Яков Тимофеевич поставил на стол в переднем углу тарелку с кедровыми орехами, позвал к себе парней:

Орехи вот. Ешьте. Давно не ели... Как, однако, вам наука далась? Как жить станете?

Старший сын, круглолицый голубоглазый холеный подросток, не спеша раскрыл свой чемодан, наполненный книгами, достал свидетельство об окончании школы-семилетки, подал его отцу и сел на лавку за столом, приняв независимую, самодовольную позу. Яков Тимофеевич, держа в одной руке бумагу, а другой растирая поясницу, подошел к стене, снял с гвоздика очки с толстыми стеклами, приблизился к окну и стал внимательно читать документ, полученный Семеном.

Так. Молодец! - сказал он, возвращая сыну свидетельство. - Все пятерки. Похвалить можно. Однако как насчет охоты? Насчет рыбной ловли? Одному-то мне плохо ведь. Глаза тупые стали. В ушах словно труха наложена. Векшины испокон веков зверя бьют, птицу стреляют, рыбу ловят. А Семен что будет делать?

Охоте и рыболовству нас, отец, не учили, - с достоинством ответил сын. - Школа дает только общее образование. Политехнизация до нас еще не дошла. Однако скоро введут. Уж ружья какие-то привезли, мишени, ниток много - сети вязать.

Московские слова, словечки и крылатые выражения Муравьев Владимир Брониславович

Милости прошу к нашему шалашу

Милости прошу к нашему шалашу

В современном словаре русской фразеологии это выражение объясняется так: «Шутливое. Приглашение присоединиться к компании».

Приглашение «Милости прошу к нашему шалашу» бытует в русском языке, по крайней мере, около пяти веков, но за это время оно изменило свое содержание: москвич XIX–XX веков употреблял и употребляет его совсем в ином случае и вкладывает в него иной смысл, чем москвич XVII века. Для уяснения его первоначального значения необходимо обратиться к истории и заглянуть в XVII век.

Но начнем с современности. Истинное значение выражения «Милости прошу к нашему шалашу» в речи современного москвича не совсем то, которое приписывает ему уже цитировавшийся словарь русской фразеологии. И опять-таки для его выяснения тоже придется обратиться к истории, правда, не такой глубокой.

Что такое «шалаш»? Академический «Словарь русского языка» в 4 томах (1984 г.) объясняет: «Временная небольшая постройка для жилья из жердей, кольев, покрытая ветками, соломой и т. п.». Словарь В. И. Даля (1861 г.) дает, в общем, то же объяснение: «Балаган, сень, куща, конура, наскоро сделанный в лесу или в поле приют из подручных припасов». То есть, и тот и другой словари называют шалашом временное, неблагоустроенное жилье или убежище, и никакого другого значения этого слова они не знают. Поскольку В. И. Даль собирал материалы для своего словаря в 1820–1830-е годы, то эту дату можно считать датой, когда однозначность слова «шалаш» уже прочно утвердилась в «живом великорусском языке».

Всем известна пословица «С милым рай и в шалаше». Вот уже более 180 лет она ходит по Руси. Эта пословица принадлежит к числу литературных цитат и прошла через полтора с лишним века без изменений - случай редкий и свидетельствующий о том, что автору посчастливилось найти слова, точно соответствующие заложенной в них мысли.

Это выражение - цитата из стихотворения «Русская песня» Н. М. Ибрагимова (1778–1818) - малоизвестного поэта, профессора Казанского университета. Он получил образование в гимназии при Московском университете, затем окончил Московский университет. Годы учебы Ибрагимова в Москве пришлись на золотое время русского сентиментализма, центром которого стала древняя столица. Как раз в эти годы Н. М. Карамзин пишет и печатает «Бедную Лизу», а в поэзии самым популярным и любимым становится жанр сентиментальной песни: в Москве тогда увидели свет известнейшие песни И. И. Дмитриева «Стонет сизый голубочек», Ю. А. Нелединского-Мелецкого «Выду я на реченьку» и «Ох, тошно мне», Н. М. Карамзина «Законы осуждают предмет моей любви», Н. И. Жемчуговой «Вечор поздно из лесочку», А. Ф. Мерзлякова «Среди долины ровныя» и другие. Ибрагимов в своем творчестве предстает типичным сентименталистом, такова же и «Русская песня», напечатанная в 1815 году:

Вечерком красна девица

На прудок за стадом шла;

Черноброва, белолица,

Так гуськов своих гнала:

Тига, тига, тига,

Вы, гуськи мои, домой!

Не ищи меня, богатый:

Ты постыл моей душе.

Что мне, что твои палаты?

С милым рай и в шалаше!

Тига, тига, тига,

Вы, гуськи мои, домой!

Для одних для нас довольно:

Все любовь нам заменит.

А сердечны слезы больно

Через золото ронить.

Тига, тига, тига,

Вы, гуськи мои, домой!

«Песня» была положена на музыку несколькими композиторами, в том числе Павлом Булаховым, и получила широкое распространение. Писательница А. А. Фукс в своих воспоминаниях писала об Ибрагимове: «Одна из его „Песен“ обошла положительно всю Россию: целые поколения различных классов распевали ее и не подозревая имени автора». И, действительно, в архивах фольклорных энциклопедий хранится много записей этой песни как народной.

Но как ни велика была популярность «Песни», она не сравнима с пословичной общеизвестностью строки из нее. Особенно пришлась она ко двору в Москве и усвоилась московской народной речью. А. Н. Островский, как известно, для речи персонажей своих пьес отбирал самые характерные, самые употребительные в этом классе и слое общества слова и выражения. Находим у него и ибрагимовскую строку. В «Бедной невесте» происходит такой разговор:

«Милашин . Нам будет жить нечем: у меня нет состояния, у нее также.

Мерич . А любовь? С милым рай и в шалаше».

В XVIII и первой половине XIX века старинное выражение «Милости прошу к нашему шалашу» пропадает в живой речи и вновь возвращается в нее ближе к концу XIX века. Вызвано это было социальными условиями - ростом в обществе среднего и служилого разночинного сословия - обитателей не домов, а квартирок, комнат, углов. Как часто в рассказах конца XIX - начала XX века из жизни этого сословия встречается эпизод: герой приводит кого-то к себе домой и с горькой, но бравурной самоиронией рапортует: «Вот-с мои хоромы-с». Ирония разъедает сознание, и человек, естественно, ищет от нее противоядие, и вот тут-то уничижительное «хоромы» обретает себе альтернативу с совершенно другой - утешительной и ободряющей - системой отсчета тех же ценностей: если ту же квартирку назвать «шалашом», то снимается претензия на роскошь, на «хоромы», и при этом на фоне популярнейшей пословицы «с милым рай и в шалаше» (а фольклористы отметили, что в конце XIX - начале XX века вдруг опять широко запели ибрагимовскую песню) подразумевается, что хотя дом и не велик, и не роскошен, зато в нем царит мир и любовь, зато он доброжелателен и гостеприимен. Именно этот смысл и вкладывался в приглашение в гости, в дом (а не в компанию): «Милости прошу к нашему шалашу». В Москве это выражение привилось и стало истинно московским, потому что подобное гостеприимство было исконной и характерной чертой московского быта, державшейся, несмотря ни на что, вплоть до Отечественной войны 1941–1945 годов, но потом обстоятельства жизни свели на нет эту привлекательную и добрую особенность московской жизни, как, впрочем, и некоторые другие…

Ну а теперь пора обратиться к исконному историческому значению выражения «Милости прошу к нашему шалашу».

Адам Олеарий совершенно справедливо назвал московские торговые ряды улицами. Это действительно были улицы, сплошь занятые различными торговыми помещениями, носившими и разные названия.

Основной вид торгового помещения - лавка, то есть специально построенное каменное или деревянное строение, внутри которого производилась торговля. «Лавка» имела установленный законом размер: 2 сажени в ширину и 2,5 в длину, то есть 4x5 м. Такую «лавку» содержать было по средствам только богатым купцам, поэтому в описях чаще встречаются торговые помещения меньшего размера: полулавки, четверть лавки, осьмая лавки. Кроме собственно лавок, в рядах имелись также «погреба», «ящичные места», «рундуки», «скамьи», «кади», «бочки», «шалаши».

«Шалаш» представлял собой небольшой бревенчатый сруб, передняя стенка которого открывалась, и торговля велась через это отверстие. По окончании торговли откидная стенка запиралась на замок. К «Путешествию в Московию» Адама Олеария приложен широко известный и часто воспроизводимый рисунок «Лавка башмачника в Москве». На нем как раз изображен «шалаш». Продавец находится в шалаше, покупатель снаружи. Вы видите, с каким призывным жестом протянута на рисунке рука продавца к покупателю, и этот жест сопровождался призывом купца: «Милости прошу к нашему шалашу!» Именно «к шалашу», а не «в шалаш». В XVIII веке торговые ряды в прежнем их виде перестали существовать, «шалашей» не ставили, и само их название ушло из речи. Правда, форма «шалаша» как торгового помещения сохранилась и до сих пор: подавляющее число коммерческих киосков, палаток, автоприцепов, заполнивших улицы Москвы, по сути дела самые настоящие «шалаши» московского торга XVI–XVII веков.

Из книги История внешней разведки. Карьеры и судьбы автора Млечин Леонид Михайлович

Евгений Питовранов «Как родного отца прошу вас, товарищ Сталин…» В последние годы жизни Сталин постоянно занимался чекистскими делами, его охватил административный зуд. 9 ноября 1952 года бюро президиума ЦК сформировало комиссию по реорганизации разведывательной и

Из книги Императрица Елизавета Петровна. Ее недруги и фавориты автора Соротокина Нина Матвеевна

Милости Новое правление, новый штат, новые порядки. Остерман, глава русской политики – в тюрьме. Его заменил Алексей Петрович Бестужев. Существовавший при Анне Кабинет был упразднен, во главе государства опять стоял Сенат, как при Петре I.30 ноября, в орденский праздник св.

Из книги МИД. Министры иностранных дел. Тайная дипломатия Кремля автора Млечин Леонид Михайлович

«ПРОШУ ДАТЬ МНЕ ОТПУСК» Из войны Лев Троцкий вышел в ореоле победителя. Он создал армию, он разгромил контрреволюцию и обеспечил безопасность страны. Всю войну он провел на фронтах. Его поезд стремительно перемещался по стране - Троцкий отправлялся туда, где революции

Из книги Герцог Бекингем автора Дюшен Мишель

Глава IV «Нижайше прошу у вас прощения» Женитьба брата. Тучи над головой Фрэнсиса БэконаПодобно всем своим современникам, Джордж Вильерс обладал сильным чувством семейной солидарности. Он любил и почитал свою мать, которой был многим обязан, и хорошо понимал, что

Из книги Тайна Святой Руси [История старообрядчества в событиях и лицах] автора Урушев Дмитрий Александрович

ГЛАВА VII ВЕРУЙТЕ, ЛЮДИ, ПО-НАШЕМУ! Народное восстание - страшное бедствие, о котором А.С. Пушкин писал: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспогцадный». Московский стрелецкий мятеж 1682 года ужаснул современников, а спустя века вдохновил многих деятелей

Из книги Ежов. Биография автора Павлюков Алексей Евгеньевич

Глава 39 «Прошу расстрелять меня спокойно, без мучений» Заседание Военной коллегии 3 февраля 1940 года, посвященное рассмотрению дела Н. И. Ежова, началось, как и положено, с рутинных процедур. Выяснив, что подсудимый получил копию обвинительного заключения, ознакомился с

Из книги Белая карта автора Черкашин Николай Андреевич

Я ПРОШУ ВАС ПОВРЕМЕНИТЬ С ВОЗВРАЩЕНИЕМ!… …Предновогодняя ночь первой военной зимы. Крейсер «Россия», тихоходный ветеран русско-японской кампании, шел под флагом начальника отряда минных заградителей ставить мины на фарватерах близ военного порта Киль, Палубные рельсы

Из книги Боже, спаси русских! автора Ястребов Андрей Леонидович

Из книги Георгий Жуков. Стенограмма октябрьского (1957 г.) пленума ЦК КПСС и другие документы автора История Автор неизвестен --

Прошу дать слово в прениях Н. ДЕМИН, член ВС и начальник ПУ Прибалтийского ВОВ связи с тем, что тов. Демин Н.С. (член В/Совета Прибалтийского Военного округа) заболел и на заседании не присутствует, просьба из списка записавшихся для выступления его

Из книги Горбачев - Ельцин: 1500 дней политического противостояния автора Доброхотов Л Н

Из книги Петр Великий. Убийство императора автора Измайлова Ирина Александровна

Виват царю, его милости! Первой крупной военной победой Петра стало взятие Азова. Правда первый поход к этой неприступной крепости завершился неудачей, зато второй оказался успешным и воочию показал, как быстро умеет Петр учиться на своих ошибках и исправлять

Из книги Люди в черном. Непридуманные истории о судействе начистоту автора Хусаинов Сергей Григорьевич

Глава 17 Прошу об одном – не сдавайте Из воспоминаний …Вот так постепенно я дошел в своей судейской карьере до самого низа – узнал, откуда ноги растут, откуда появляются удобные судьи и прочее, и прочее. В итоге же все закончилось до банальности прозаически и до сих пор

Из книги Об Илье Эренбурге (Книги. Люди. Страны) [Избранные статьи и публикации] автора Фрезинский Борис Яковлевич

Из книги Зову живых: Повесть о Михаиле Петрашевском автора Кокин Лев Михайлович

Не милости, а справедливости! Петербургские новости старели месяца на полтора, прежде чем добраться до Нерчинских заводов. Тому, кто проделал этот путь сам, невозможно было забыть бесконечные белые версты из Петербурга в Тобольск, из Тобольска в Томск, из Томска через

Из книги Творцы и памятники автора Яров Ромэн Ефремович

«Прошу вашего совета» Североамериканская республика праздновала столетие своего существования.Изо всех окон высовывались полосатые, с тринадцатью звездами флаги. Бухали колокола, в небе взрывались петарды. Тротуары заполнил народ: принарядившиеся горожане в

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

Юванко из большого стойбища

Лицензия

О ВИКТОРЕ САВИНЕ И ЕГО КНИГАХ

С литературным творчеством Виктора Савина мы познакомились еще в тридцатые годы. Книги Савина привлекали тем, что их автор отлично знал уральскую природу, вдохновенно любил ее и, как видно из его повестей и рассказов, природа отвечала ему взаимностью: раскрывала свои тайны, которые Виктор Афанасьевич скуповатыми, но точными красками передавал читателям, особенно молодым - бесхитростным, любознательным и чутким к правде и к фальши. У него своя палитра, которая дает ему возможность точно и четко выписывать детали природы. Он видит характерные черточки лисьего следа на снегу и как на каждой хвоинке "нанизаны лучи солнца", слышит, как вода в ручейке "играет слюдяными блестками" и звенят в зимнюю морозную ночь "точно хрустальные, торжественные звезды", различает запахи осенней тайги и "искринки изморози" в воздухе, наполненном прозрачными лучами октябрьского солнца...

Хорошую жизненную школу прошел писатель Виктор Савин. Родился он на Урале в 1900 году в семье горнорабочего. Окончил начальную сельскую школу, а затем высшее начальное училище. (Вот ведь какие были в царской России учебные заведения! Высшее начальное!)

Сын рабочего должен был заработать себе на учебу. И Виктор Савин во время летних каникул где и кем только не работал: гонщиком на подвозке золотоносных песков, водоливом на драге, добывающей ценный металл, грузчиком на сенном складе под Ишимом, токарем на Лисьвенском заводе. К восемнадцати годам Виктор Савин познал всю тяжесть труда на хозяев, полуголодную жизнь, несправедливость существовавшего тогда строя. И не случайно, а осознанно, с убежденностью в правоте большевистской партии, поднявшей народные массы России на Октябрьскую революцию, он вступил в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии и не жалея жизни вместе с многими тысячами беззаветных героев дрался на фронтах гражданской войны, защищая завоевания Великого Октября. Особенно запомнились ему на всю жизнь бои за Перекоп - одну из укрепленных линий белогвардейцев в Крыму.

После демобилизации из армии Виктор Савин в 1923 году поступил в Московский литературно-художественный институт им. В. Я. Брюсова, учился у Брюсова, Рукавишникова, Сакулина, Ушакова - выдающихся преподавателей того времени. Вместе со своими однокашниками по институту Артемом Веселым, Михаилом Светловым, Алексеем Кожевниковым, Федором Каманиным, Яковом Шведовым, впоследствии ставшими видными писателями молодой Советской республики, весело переживал все невзгоды и трудности студенческой жизни. Изредка публиковался в столичных журналах, а в 1925 году его рассказы о беспризорниках - сиротах гражданской войны - были изданы отдельным сборником под названием "Шаромыжники". Эта книжка положила начало литературной работе Виктора Горного - такой псевдоним избрал себе Виктор Афанасьевич. Под этим псевдонимом он издал еще две книги - "Петяш" и "Беспризорный круг" (в 1926 году в Москве и Ленинграде).

По окончании института Виктор Горный - Савин был направлен на Урал и почти четверть века находился на журналистской работе. Сотрудничал в городских и районных газетах в Соликамске, Златоусте, Усолье, Челябинске и Кусе, был очеркистом, фельетонистом, рассказчиком. Его произведения публиковались в журналах и коллективных сборниках.

В журналистских заботах и хлопотах пролетели годы. В 30-е годы в Свердловске вышли книги Савина "Поход энтузиастов", "Дружки с рабочей окраины", "Косотурские художники".

Наиболее весомой из них была историческая, документальная повесть "Косотурские художники" - произведение о знаменитых земляках, чье творчество ценилось и до сих пор высоко оценивается не только в пределах нашей страны, но и за ее рубежами. Эта книга очень обрадовала друзей Савина по литинституту. Один из них - Николай Богданов - писал: "Эта повесть об уральских умельцах прошлого века, об их трудной судьбе, была открытием. Мы не знали об этой сокровищнице русского народного искусства, скрытой в глубине седых Уральских гор. Как интересно было читать эту повесть прошлых лет и как радостно, что ее написал наш близкий товарищ..."

После этой книги в творчестве В. А Савина наступила пауза, затянувшаяся более чем на 20 лет. И только в 1959 году вышла новая книга сборник рассказов "Волчье логово". В ней Виктор Савин проявил себя незаурядным рассказчиком и мастером художественного слова. Это книга о юных и для юных, о делах и приключениях юннатов, охраняющих родную природу дорогую и любимую писателю.

За "Волчьим логовом" последовали сборники повестей и рассказов об охоте и охотниках, о рыбаках и рыболовстве: "Старший в доме" (1960 г.), "Закалка мужества" (1962 г.), "Хитрый заяц" (1963 г.), "Юванко из Большого стойбища" (1968 г.) и роман "Чарусские лесорубы".

Все эти книжки тепло были встречены читателями.

1970 год - юбилейный год для Виктора Афанасьевича: ему исполняется 70 лет со дня рождения.

Семьдесят лет - зрелый возраст. Но мы думаем, что из-под его пера выйдет еще не одна добрая книга.

Борис Мещеряков

ЛЕСНАЯ КНИГА

Сыновья охотника Якова Тимофеевича Векшина, Семен и Георгий, семь лет учились в школе и жили в интернате в большом таежном стойбище. И вот дети возвращались домой, плыли на лодке долбленке. Старший сын, Семен, сидел на корме с рулевым веслом, а младший, Георгий погодок, стоял в лодке и ловко гнал ее шестом вверх по течению. Старик-отец встречал пареньков на берегу реки Кипсия.

Еще издали увидев лодку в излучине реки, Яков Тимофеевич подумал: "Семен-то, однако, не утруждает себя. Большой ведь, поздоровше Гошки, а за руль сел. Уезжал - ленивый был, и опять ленивый едет... Посмотреть надо, какой из него лесовик получится!"

Утлая лодочка, точно стрела, врезалась в песчаную косу. Яков Тимофеевич подхватил ее за носовую часть и вытащил на берег вместе с детьми, с чемоданами и прочими пожитками.