Готы

народ германского происхождения, входящий в состав восточно-германской (готской, вандальской) группы и игравший видную роль как в доисторической жизни России, так и в истории великого переселения народов. Древнейшая родина их была область на В. от нижней Вислы до Прегеля, но влияние их - политическое и культурное - простиралось далеко за пределы этой реки и охватывало, вероятно, весь прибалтийский край. Южные границы их господства или влияния определить невозможно. По преданию, жившему среди остготов еще в VI веке (Иордан, гл. 4), Г. переселились в низовья Вислы в незапамятные времена, из Скандинавии; но это предание не подтверждается никакими данными. Г. материка ничего общего с гаутами Южной Скандинавии не имеют. Более вероятна связь Г. с одноименным населением острова Готланда (гуты, готы), хотя доказать ее пока не удалось; на нее указывают, кроме общего названия, еще народные предания, сохранившиеся в Гутасаге. - Сведений о первом периоде исторической жизни Г. мы почти никаких не имеем. Тацит ("Germania", гл. 43) свидетельствует о том, что они управлялись королями и что королевская власть была у них сильнее, чем у других германских народностей. Эта политическая организация должна была дать Г. значительный перевес над разрозненными, не имевшими ни культурного, ни политического центра славяно-балтийскими народностями, ближайшими соседями их на В. и Ю.В. Такие факты, как заимствование славянами и финнами из готского яз. слов для обозначения князя и т. д., равно как и некоторые географические названия вне древнеготской области, указывают на то, что преобладание Г. сказывалось в политической жизни соседних племен. - Во второй половине II века по Р. Х. начинается движение Г. на юг, вызванное, вероятно, возрастанием населения. В связи с их движением стоит, вероятно, маркоманская война (см.). Часть готского населения осталась, впрочем, в старых местах и слилась здесь, на островах, образуемых устьями Вислы, с наступавшими с востока балтийцами. Главная масса под предводительством короля Филимера, сына Гудариха, прошла через болотистую область Припяти и, разбив народ спалов (славян?), преграждавших им путь, достигла прибрежья Черного моря. С римлянами Г. столкнулись впервые около 215 года, при Каракалле, уже на Дунае. Около этого времени они заняли всю нынешнюю Украйну и Румынию, так что владения их простирались от нижнего Дуная до Дона (?). В новых своих жилищах они распались на несколько отдельных народностей. Восточную область, от придонских степей приблизительно до Днестра, заняли остготы (Ostrogothi), иначе называвшиеся грейтунгами (Greutungi - "степные жители"); на З., в нынешней Бессарабии и Молдавии до Карпатских гор и Нижнего Дуная, к ним примыкали вестготы (Wisigothi), или тервинги (Tervingi - "лесные жители"); между нижним Дунаем и Трансильванскими Альпами обитали тайфалы (Thaifali, Taiphali), которые почти всегда являются в обществе вестготов и самостоятельного значения не приобрели. Северные границы готских владений в Южной России точно определить нельзя. Очень вероятна гипотеза, что упоминаемый в скандинавских сагах "град Днепра, в речной области, столица славных Г." есть не что иное, как наш Киев. Известий о готском владычестве в Южной России ("готском периоде" русской истории) довольно много, но они так неполны и сбивчивы, что ясной картины о нем мы себе составить не можем. Вероятнее всего, что каждая готская народность со времени переселения на Ю. имела своего короля и только на время остготские короли, наиболее могущественные, несколько раз получали гегемонию над остальными. В первый раз это случилось, по-видимому, около середины III в., при короле Остроготе, кот. владел, если верить Иордану, огромным государством, подчинив себе гепидов, вандалов и друг. Он был первым королем династии Амалов, из кот. в V в. вышел и Теодорих Великий. При Остроготе готские полководцы Аргайт и Гунтарик, перешедши Дунай, опустошили всю Мезию. Его преемник Книва, принадлежавший к другой династии, также совершил нашествие на Балканский полуостров и в 251 г. разбил императора Деция при Абрите во Фракии; сам Деций погиб в сражении. С этого времени начинается длинный ряд набегов Г. на римские владения, то Черным морем - на Малую Азию, то сухим путем - на Мезию и Фракию. Бессистемность и бессвязность набегов доказывает, что политического единства у Г. в эту эпоху не было. Для самих Г. эти нашествия имели, между прочим, то значение, что многочисленные военнопленные христиане, выведенные ими из римских провинций, занесли в их страну христианство, которое здесь распространилось, по-видимому, очень быстро. Сам Вульфила (см.), переводчик Св. Писания на готский яз., происходил от рабов-христиан, вывезенных из Мал. Азии. Чтобы освободить империю от варварских набегов, имп. Аврелиан (в 274 г.) уступил Г. и их соседям всю Дакию; границей империи стало теперь, как до Траяна, течение Дуная. Лишь при Константине, в 321 г., возобновляются нашествия; мир был, однако, заключен уже в 336 г., королем Ариарихом. Его преемник Геберих увеличил свои владения тем, что совершенно вытеснил из Дакии вандалов. Власть его унаследовал (около 350 г.?) могучий Эрманарих (Германрих, см.), слава которого воспевалась всеми германскими народами, сравнивавшими его с Александром Македонским. Иордан дает перечень народностей, покоренных этим могущественнейшим из готских королей. Рядом с герулами мы находим в перечне всех славян (Venethi, Antes и Sclaueni), финнов, черемисов (?), мордву, мерю, пермь (?), весь, чудь на Ладожском озере и несколько других народностей, имена которых не поддаются объяснению. По этому преданию, значит, в состав государства Эрманариха входила почти вся Европейская Россия. О его могуществе свидетельствует и современник, Аммиан Марцеллин, так что сомневаться в нем нельзя. Тем не менее традиция, сохраненная Иорданом, едва ли во всех своих подробностях передает исторический факт; она является, по-видимому, скорее результатом позднейшей идеализации этого славнейшего предка Теодориха Великого, при чем могли сказаться воспоминания о первом периоде истории Г., сохранявшиеся в народных песнях. Несомненно, однако, что в это время весь славянский мир, сосредоточенный еще в Центральной России, подвергся сильному влиянию готской жизни и культуры. - Эрманарих был последним представителем готского могущества на Ю. России. Еще при его жизни отпали вестготы (см.). С тех пор начинается обособленная жизнь вестготов и остготов. Остготы продержались еще некоторое время в своих южно-русск. владениях, под верховенством гуннов, и окончательно покинули их лишь в V веке (см. Остготы). Остатки их слились с надвинувшимися с севера славянами, не оставив по себе ясных следов. Сделанная в последнее время попытка связать с именем Г. происхождение Руси не выдерживает критики (см. Русь, имя).

Г. крымские. Вероятно, уже в третьей четверти III в. по Р. Х. Г. заняли Крым. Овладев первоначально всем полуостровом, они, теснимые гунно-болгарскими народностями, должны были впоследствии сосредоточиться на южной горной части Крыма, между Судаком и Балаклавой. Эта-то горная область в течение средних веков и почти до нашего времени носила название Готии (готские климаты); в ней уцелела горсть Г., которых не коснулась гуннская буря; она сохраняла здесь свою национальность еще в течение целого тысячелетия, до конца XVI в. Их не следует смешивать с Г. тетракситами, которые жили на Таманском полуострове и погибли гораздо раньше. По Прокопию (VI в.), крымские Г. были отличными воинами и жили в дружбе и в союзе с Византией; их число простиралось до 3000. Они находились в зависимости от Восточно-Римской империи, и это отношение в принципе не было нарушено до самого падения последней в 1453 г., хотя на деле зависимость их от импер. часто превращалась в фикцию. Их связь с Византией поддерживалась без перерыва Церковью: епископы (впоследствии архиепископы и митрополиты) Г. находились в прямой зависимости от константинопольского патриарха даже и тогда, когда Царьград был уже в руках турок. В VII и VIII вв. мы находим крымских Г. в зависимости от хазар, владевших тогда Тавридой. К этому времени, именно к 787 г., относится восстание Г., описанное в житии св. Иоанна, епископа Готского. Зависимость от хазар выражалась, вероятно, только данью; Г. продолжали управляться своим князем. Не изменилось положение Г. и в IX-X вв., когда хазар заменили печенеги. Неясны их сношения с Древней Русью. Важный для решения этого вопроса памятник, известный под названием "Записки готского топарха", толкуется исследователями различно. От XI до начала XIII века Г., продолжая находиться в номинальной зависимости от Византии, зависели отчасти и от половцев. Когда в 1204 г. Константинополь был взят крестоносцами, то традиционная власть над Готией перешла к трапезундским императорам. Татары, явившиеся в Крым впервые в 1223 г., сделали своими данниками и Г. В это время готские правители (топархи), первоначально лишь византийские чиновники, достигли почти полной независимости. Теснимые с одной стороны татарами, с другой - генуэзцами, владевшими богатыми колониями на южном побережье Крыма, готские князья должны были довольствоваться, впрочем, одной только юго-западной частью полуострова; их резиденцией был гор. Феодоро (нын. Манкуп). Последним князем готским (манкупским) был Исайко. В 1475 г. турки овладели как генуэзскими владениями, так и готским княжеством. Князь Исайко был захвачен в плен, убит или отведен в Константинополь. Один из членов династии, к кот. принадлежал Исайко, выселился в конце XIV в. в Россию и стал здесь родоначальником рода Головиных. Готская народность пережила падение своего княжества, сохраняя готский язык. Барон Бусбек, посол германского императора при Великой Порте в 1557-64 гг., собрал кое-какие сведения о нем и записал около 90 готских слов, которые неопровержимо доказывают существование готской речи на полуострове еще в это позднее время и дают возможность определить некоторые факты фонетического развития этого языка. Но уже в XVII в. исчезают все следы его; последние остатки Г. отатарились, сохраняя, однако, православие. В 1778 году они, гонимые турками, обратились за помощью к России. Под предводительством последнего готского митрополита, Игнатия, они поголовно выселились на берега Азовского моря, где им были отведены русским правительством обширные земли. Они основали здесь город Мариуполь и 24 деревни. Потомки их ("Мариупольские греки") говорят по-татарски и по-гречески. Воспоминания о прежней независимости в Крыму и о готской национальности совершенно исчезли из их памяти.

Г. мезийские (Moesogothi, Gothi minores) - название тех Г.-христиан, которые около 350 г., во время преследования христиан со стороны Атанариха, выселились в Мезию, где им были отведены земли под Никополем. Во главе движения стоял Вульфила (см.). О дальнейшей судьбе основанной ими патриархальной общины ничего не известно достоверного. Следы их существования имеются до IX в. (Валафрид Страбон).

Готский язык и литература. - Древнейшие памятники готского языка - рунические надписи на наконечнике копья, найденного в Ковельском у. Волынской губ. (вероятно, III в. по Р. Х.) и на золотом обруче, найденном в Пиетроассе в Румынии (конца IV в.). Первое по значению место занимает перевод Свящ. Писания Вульфилы, отрывки кот. дошли до нас в рукописях, писанных в начале или середине VI в. в Южной Италии, но сохраняющих довольно верно особенности готского языка второй половины IV в. Остготский язык VI в. сохранился в так называемых грамотах из Неаполя и Ареццо. О дальнейших судьбах как ост-, так и вестготского языков см. Остготы и Вестготы. Дифференциация на почве языка началась, вероятно, очень рано. Когда говорится о готском языке, имеется в виду обыкновенно язык вестготов времени Вульфилы. Он во многих отношениях стоит ближе к прагерманскому типу, чем все другие германские наречия. Сильно упростилась только система гласных, тогда как согласные не подверглись почти никаким изменениям. Отличительными чертами готского языка являются в области фонетики: ê из прагерманского открытого è, переходы е в i, о в u во всех случаях и обратный переход в е resp. о перед r и h; сохранение многих черт прагерманского спряжения и склонения. В редких только случаях другие германские наречия превосходят готское Вульфилы по древности звуков и форм; всего чаще - язык древнейших скандинавских надписей и формы, восстановляемые для готского же языка из слов, заимствованных в доисторическое время финнами и славянами у Г. Этим объясняется важное значение, которое имеет готский язык в общегерманской филологии. Перевод Вульфилы вызвал оживленную научно-литературную деятельность среди Г. (см. Вульфила). Единственный памятник ее, дошедший до нас, так называемый Skeireins (чит. Skîrîns) - отрывки толкования Евангелия от Иоанна, вероятно IV в. О богатом развитии народной поэзии среди Г. свидетельствуют римские и византийские историки. Общие труды по истории Г. см. в статьях Вестготы, Вандалы, Гепиды. Кроме того: V. Thomsen, "Ueber den Einfluss der german. Sprachen auf die finnisch-lappischen" (Галле, 1870, перевод с датского); Васильевский ("Ж. M. H. Пр.", т. 105). О крымских Г. - Брун ("Зап. Акад. наук", т. XXIV, 1874); Куник (там же); Васильевский ("Ж. М. Н. Пр.", т. 185, 1876); W. Tomaschek, "Die Goten in Taurien" (Вена, 1881); F. Braun, "Die letzten Schicksale der Krimgoten" (СПб., 1890); Ф. Браун, "Мариупольские греки" (в "Живой старине", 1890). О языке и литературе - Sievers (в "Grundriss" Пауля, т. I, стр. 407 и сл. и II, 65 и сл.).

Ф. Браун.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Готы - субкультура, окутанная тайнами, слухами и стразами. Кто они, эти загадочные «люди в чёрном», обожающие ночь, вампиров и чарующие романтично-трагичные рассказы? Чем живут, что проповедуют и как ищут смысл жизни? Мы познакомим читателя с этим необычным и достаточно смелым молодёжным движением, расскажем о том, кто эти люди и что они несут в мир. Правда, готы - субкультура, кратко описать которую невозможно. Слишком уж она сложная и многогранная, и оттого ещё более интересная.

Готические истоки

Молодёжная субкультура «готы» - это относительно новое движение, которому нет ещё и 40 лет. Первые представители «людей в чёрном» появились в Великобритании в 1979-1980 году. Интересно, что «прародителями» готов были не кто иные, как панки. Свой вклад в развитие этой «тёмной» субкультуры внес и новый жанр музыки под названием «готик-рок». Эта музыка основывалась на интеллектуальных и философских выводах о смысле жизни, а также на мрачной романтике и нигилизме, который отрицает любой смысл существования человека. Самые яркие представители этого музыкального жанра - группы The Cure, Christian Dead, Bauhaus. Тогда же на волне развития готической субкультуры в Лондоне открылся всемирно известный клуб Batcave, который способствовал расширению этого движения среди молодёжи.


Тёмные романтики

Готы - субкультура, ассоциирующаяся с мрачностью. Типичного гота легко узнать: чёрная одежда и волосы, густо подведённые, будто бы прорисованные углём глаза, такие же губы и, конечно же, ногти. К тому же на каждом приличном готе можно рассмотреть обилие всевозможных металлических цепочек, винтажных серебряных украшений, включая пирсинг. Помимо этого, готы зачастую украшают себя тематическими татуировками.

Прекрасные представительницы этой субкультуры - готессы - одеваются в одежду, декорированную кружевами, буфами, оборками и воланами. Также дамы-готы обожают корсеты со шнуровкой и без оной, длинные платья и юбки. При выборе ткани предпочтение отдаётся бархату, велюру, замше, латексу, винилу и атласу. Цвет может быть красный, бордо, фиолетовый. Однако чёрный доминирует. Готы - субкультура, не признающая светлых оттенков.

Взгляд внутрь

Для того чтобы быть готом, мало носить чёрную одежду, подводить тёмным глаза и наносить на губы чёрную помаду. Дело не в цвете одеяния и не во внешнем виде - дело в состоянии души, без которого гот - это не гот, а дешёвая карикатура.

Готы - субкультура, на английском языке название которой звучит как «goths» и в дословном переводе означает «варварский, грубый». Эти неформалы - ходячий негатив, уныние и депрессия в одном флаконе. Они не верят в Бога и в добро, а любовь у них всегда тёмная, трагичная и бессмысленная. Интересно то, что в смерти готы находят свой особый романтизм, свою собственную философию.

Однако, «не так страшен чёрт…». Готы живут по принципу «умирай с улыбкой», выражают себя через одежду, внешний вид, особую музыку, картины. Они всю свою жизнь проводят в поисках красоты, находя её даже там, где, казалось бы, её и быть не может.

Дело в том, что готам жизненно необходимо постоянно испытывать грустные эмоции, благодаря которым они находятся в отрешённом состоянии безысходности, душевной боли и непрекращающегося отчаяния. Эти «чёрные ангелы» каждый день своей жизни воспринимают как последний и стараются прожить его как можно эмоциональнее, веруя только в себя.

Светлые "тёмные"

Готами не рождаются - ими становятся. Этому способствуют разные причины, и для каждого она своя.

Психологи сходятся во мнении, что за устрашающей маской и чёрной одеждой готов прячутся застенчивые, робкие, ранимые и беззащитные люди. Облекая тело в готические одеяния, разрисовывая лицо и обвешиваясь украшениями, они пытаются защитить себя от жестоких реалий окружающего мира. Можно быть уверенными, что, прежде чем стать готом, юноша или девушка пережили тяжёлую душевную травму. Они замыкаются в себе, зацикливаются на своей обиде и никого не пускают внутрь. Им проще жить, не надеясь на чудо - так по крайней мере никто не сделает больно. Растопить ледяное сердце гота может только терпение, бесконечная доброта, понимание и искренняя любовь.

Танцы на кладбище

Готы в своём большинстве - одиночки. У них нет привычной нам иерархии, никто ни над кем не доминирует, все равны. Тем не менее, как любое живое существо, они периодически нуждаются в общении с себе подобными.

Любимое место готов - места упокоения и заброшенные здания. Кладбище для готов - это своеобразное капище, место, пропитанное трагизмом, грустью и смертью.

Именно там они находят своеобразное утешение, черпают вдохновение и прячутся от излишне любопытных глаз. Готы - субкультура, не связанная с агрессией. В отличие от сатанистов, они не склонны к вандализму, жертвоприношениям и прочим ужасным действам.

Их основные занятия - это сочинение стихов и песен в стиле «хоррор», написание своеобразных картин с готическим смыслом, обсуждение бренности бытия.

Эволюция готов

Помимо «классических» представителей готического движения, всё чаще встречаются кибер-готы - субкультура, которая эволюционировала в сторону техногенного развития.

Представители этого движения выглядят несколько иначе, чем «стандартные» готы. Например, их одежда, как правило, сшита из высокотехнологичных материалов - никакого бархата и велюра! Только винил, сетка, фосфоресцирующий пластик. Из украшений вместо привычных цепочек надеты провода, кулоны и серьги представляют собой различные шестерёнки, молекулярные соединения.

Из «классической моды» готов кибер-готы оставили подведенные глаза, накрашенные губы и ногти. Правда, представители этого движения тяготеют не к чёрному, а к кислотным, ярким цветам.

Их мировоззрение очень отличается от классического готического: суть этой субкультуры основывается на литературе в стиле «киберпанк», «фантастика» и «пост-апокалипсис». Кибер-готы уверены в неизбежности техногенной или любой другой катастрофы, которая повлечёт за собой смерть всего живого, и именно технологии спасут человечество.

Отсюда тяготение к "неземному", "космическому" внешнему виду, блестящим элементам в одежде, цветным высоким сапогам и причудливым очкам. Кибер-готы любят электронную музыку.

Внешний вид – одежда и обувь, атрибутика, прически и макияж – являются одним из важнейших составляющих субкультуры. Как уже было сказано, законодателями готической моды были музыканты, на чей внешний вид ориентировались их поклонники, а так как готическая субкультура зародилась на основе панк-движения, то на начальном этапе ее существования характерное значение придавалось отдельным элементам имиджа панков – пирсингу, ирокезам и прическам в виде «шипов». Таким образом, готическая мода 80-х была более эпатажна, нежели сейчас. Большую часть вещей представители субкультуры шили себе сами, или переделывали уже купленную одежду (перекраивали, разрывали, перекрашивали, украшали нашивками, шипами, булавками), украшения также изготавливали из подручных материалов.Основными элементами и атрибутикой готического имиджа являются: черный цвет – преобладающий в одежде, характерный макияж, аксессуары: анх – древнеегипетский символ бессмертия, кресты, магические или оккультные знаки.Также внешний вид зависит от конкретного стилевого направления, к которому принадлежит гот.

Одежда гота может быть облегающей – тесной, свободной. Женщины часто носят корсеты (бархат, парча, кожа, латекс). Мужчины – преимущественно брюки и рубашки. Обувь – часто кожаные сапоги, на высокой платформе или на каблуках (у женщин – на тонкой шпильке) с высоким голенищем, или ботинки армейского типа.

Макияж используется и мужчинами и женщинами, как правило, его наносят перед посещением концертов, клубов, тематических вечеринок. Основные элементы макияжа: белая пудра, темная подводка для глаз, черная или красная губная помада. Иногда используются контактные линзы – красные, ярко-зеленые, желтые. К аксессуарам также относится пирсинг и накладные клыки, в редких случаях представители субкультуры «украшают» себя татуировками. У современных готов прически не претерпели особого изменения, представители субкультуры носят длинные волосы или волосы средней длинны, выкрашенные в черный или ярко-белый цвета, прямые или торчащие в разные стороны, в виде шипов или ирокезы – когда волосы по бокам выбривают или подстригают очень коротко, а сверху поднимают и фиксируют в виде шипов или спутывают в комок. Также некоторые представители субкультуры предпочитают одежду, стилизованную под моду XVIII-XIX веков («викторианские готы» или «романтические готы»). Женщины носят длинные платья, корсеты, вуали из кружева, перчатки, декоративные зонты. Мужчины – фраки, цилиндры, блузы, иногда трости. Иногда можно увидеть готов «вампирской» внешности, по стилю одежды они похожи на викторианских. Среди некоторых готов популярен стиль вестерн – ковбойские шляпы, кожаные жилеты, штаны с бахромой, ковбойские сапоги. Этот стиль вошел в моду благодаря группам Fields of the Nephilim и The Cult, которые использовали данный имидж, чтобы создать образ романтиков-одиночек. К данному стилю также примыкают поклонники готабилли, чей стиль одежды – ретро. Готическая мода близка по стилю к таким направлениям как, например, риветхедов или поклонников металл-музыки. Выражается это в виде аксессуаров, которые нередко носят готы – цепи, ошейники, вещи фетиш-культур. В 1990-х внутри субкультуры готов выделилось такое направление, как кибер-готы, их мода представляет собой нечто среднее между готической и индустриальной модой. Представители этого стиля носят одежду и аксксуары ярких – «кислотных» цветов, из ненатуральных тканей. В настоящее время готы не могут позволить себе постоянно поддерживать выбранный стиль в повседневной жизни, поэтому они стараются сохранять в своём облике хотя бы его отдельные элементы. Интересно отметить, что на современном этапе готический стиль используют в своих проектах кутурье различных домов высокой моды: Джон Гальяно, Александр Маккуин, Жан-Поль Готье, Ёдзи Ямамото.

Название «готы» звучит у всех на устах уже практически 2 тыс. лет. Некогда этот воинственный народ держал в страхе практически весь Старый Свет. Их потомки аж до XV столетия жили в Крыму.

Некогда этот воинственный народ держал в страхе практически весь Старый Свет // Фото: naked-science.ru

Происхождение

Многие исследователи готической культуры говорят, что их название связанно с образом жизни. Эти племена были крайне нецивилизованные и кровожадны. Но все же они полностью соответствовали эпохе, в которой жили – «непросвещенному» средневековью. Утверждать, что они не имели собственной культуры тоже неверно, ведь некоторые народы переняли определенную ее частичку.

Остготы

Относились к восточной ветви. Среда их обитания в III веке ограничивалась Поднепровьем. Во времена правления Эрманариха им удалось создать прочный племенной союз. Однако вскоре разбиты племенами гуннов. Остатки народности перебрались ближе к территориям Римской империи – за Дунай. После того, как гуннский союз исчерпал себя готы вновь собрались с силами и заняли территории близ Дуная. Они даже делали попытки завоевать Италию.

Вестготы

Относились к западной ветви. В том же III веке они занимали территории поблизости Днестра и возле устья Дуная. Они оказались более предусмотрительными. Когда пришли гунны они сумели заключить некий договор, который позволял им удалиться к Римской Империи. Там они восстали против коренного населения и победили их у Адрианополя. Таким образом им удалось добиться разрешения селится у Балканского полуострова, Фракии и Македонии. Это дало им весомое преимущество, и они стали совершать периодические набеги на Константинополь и Рим.

При короле Атаульфа вестготы основали свое первое королевство воинственных варваров. Его столицей стал город Тулуза. В дальнейшем им удалось завоевать Часть Пиренейского полуострова и Прованс. Однако после этого племя преследовали одни неудачи. В конце концов их поработили арабы.


При короле Атаульфа вестготы основали свое первое королевство воинственных варваров // Фото: rozamira.ucoz.ru

Войны

Готы были крайне агрессивным народом. Все историки, изучавшие их жизнь, говорили, что война была для них привычным явлением. Убийство врага считалось проявлением мужества. Однако, это утверждение для них работало не всегда. Некоторое археологические раскопки свидетельствуют, что в средине IV века народ был достаточно миролюбив. У них было только небольшое войско, которое защищало владения. Представляли они собой неких воинов-профессионалов. Подобная покладистость объясняется тем, что тот момент воевать было просто нес кем.

Отношение к загробной жизни

Готы, как и иные древние народы, имели собственную мифологию. Среди населения ходило множество легенд о богах и сверхъестественных существах. Верховным божеством у них считался Один, или как люди его еще называли Вотан. Помимо него распространенными были еще 12 богов.


Верховным божеством у готов считался Один // Фото: ezoport.ru


Основная часть племени принадлежала к языческой вере. Однако, были и небольшая часть тех, кто исповедовал христианство. Эту религию народ принял раньше всех остальных германцев в IV веке. Больше всего было распространено учение святого Ариана. Остальной мир называл его арианской ересью. У готов появился даже свой епископ - гот Вульфила. Он даже сумел перевести священное христианское писание на готский язык. В итоге она превратилась в идеальный памятник, по которому ученые в дальнейшем изучали этот уникальный воинственный народ.

Субкультура готов, наверное, одной из первых появилась ещё в конце 1980-х в Советском Союзе, и настолько прочно укоренилась, что никого уже не удивят готические мальчики и девочки, одетые во всё чёрное. Однако, не смотря на долгую историю этой субкультуры не только у нас, но и в мире вообще, мало кто пытался проследить историю субкультуры и её основные принципы её мировоззрения.
Начнём по порядку. Безусловно, современные готы не имеют ничего общего с древнегерманскими племенами готов в раннем средневековье.

Но вот уже эпоха готики в европейском искусстве, которая началась в XІI веке и закончилась примерно в XVI веке, пользуется особым почётом у представителей готической субкультуры. Сама субкультура ведёт своё начало с конца 1970-х и образовалась на волне панка, который к тому моменту уже стал терять свои позиции среди молодёжи. Тогдашние готы поддерживали протестные настроения панков , но были, если можно так выразиться, более воспитанными. Они отличались более изысканными одеяниями, которые смело носили с ирокезами. Впоследствии ирокезы перестали ставить, а уже выкладывали ровными прядями. Современные готы ирокезов также почти не носят, но охотно выбривают виски и затылок (эдакий привет из 1970-х). От панковского стиля готы взяли металлические цепи и прочую фурнитуру, пирсинг и татуировки, а также преобладание чёрного в одежде.

Одновременно с появлением новой субкультуры начала развиваться и готическая музыкальная среда. Принято считать, что сначала был музыкальный стиль, а потом появились готы, но некоторые готы «со стажем» утверждают, что субкультура породила музыку, а не наоборот. Я не буду настаивать, и оставлю этот момент специалистам. Суть в другом: готик-рок с тех пор начал активно развиваться. Первой командой, играющей непосредственно готик-рок, стала Joy Division. Далее были Bauhaus, Sex Gang Children, Southern Death Cult, Specimen и многие другие, породившие целое новое направление в роке и многочисленные течения внутри этого направления. Готическая музыка развивается и сейчас. Появляются новые стили, которые относят к готической сцене: dark folk , dark ambient, dark electro, darkwave, death-metal и так далее, хотя основные группы этих стилей начали формироваться ещё в 1980-е. Среди наиболее известных представителей готического металла можно назвать Lacrimosa, Paradise Lost, Theatre of Tragedy, Type O Negative, Tristania, Therion, Tiamat. Список можно продолжать довольно долго, из чего можно судить, что готическая субкультура внесла неоценимый вклад в развитие рок-музыки.


Готический стиль находит свои отражения в литературе, кинематографе и изобразительном искусстве. «Готической» можно назвать почти всю хоррор-литературу, где широко используются мистические сюжеты и вампирская тематика. Готические романы мистического содержания появились ещё в XIX веке. Излюбленные авторы в готической среде – Брэм Стокер, Эдгар По, Мэри Шелли, Энн Райс. В кинематографе нет понятия «готическое кино», однако готы отдают предпочтение жанру «нуар», различным мистическим триллерам и, опять-таки, вампирской тематике.

Что касается внешней атрибутики, то здесь, вроде всё понятно: выбеленное лицо, черные волосы, украшения из бисера, кружева, серебра или любого белого металла, желательно со вставками из натуральных камней. В одежде также преобладание чёрного, иногда в сочетании с белым или красным. Готическая одежда поражает разнообразим тканей и декоративных элементов. Из тканей чаще всего используется кожа, бархат, атлас, замша. Из декоративных элементов – кружева, воланы, шнуровка, корсеты. В одежде и украшениях готы часто используют символику различных культур. Так, кельтские орнаменты могут соседствовать с египетским анкхом или викторианскими вензелями. Макияж готов весьма узнаваем – бледное лицо и подведённые чёрным глаза, причём это свойственно как для мужчин, так и для женщин. В целом же, стиль готов весьма узнаваем и не требует дополнительных комментариев.

Готическая субкультура, как, впрочем, и любая другая молодёжная субкультура, постоянно подвергается критике. Готов обвиняют в пропаганде суицида, культивировании эстетики смерти, депрессии и так далее. Однако некоторые психологи настаивают на том, что готическая субкультура объединяет подростков с суицидальными наклонностями, помогая им адаптироваться к социуму. Отличие готов от представителей других субкультур состоит в том, что готы стремятся к творчеству и интересуется искусством. По мнению большинства готов, настоящий гот просто обязан быть творцом – писать стихи, музыку, рисовать. Готы культивируют утончённость вкуса и образованность. Именно поэтому по статистике среди всех прочих представителей иных субкультур готы успешнее учатся, больше других стремятся к высшему образованию и осваивают творческие профессии. Стереотипно также мнение о том, что готы обязательно мрачные, депрессивные и меланхоличные создания с суицидальными наклонностями. Настоящий гот весьма жизнерадостен, просто видит окружающий мир под другим углом. В общем, «не так страшен гот, как его малюют»

Марки готической одежды:

Материалы по готике: