Истоки возникновения рока

1. Рок-музыка – это

1. Современная музыка, использующая электромузыкальные инструменты
2. Современная музыка, полная противоположность поп-музыке
3. Обобщающее название современных стилей музыки, отличающихся особой энергетикой, солирующий инструмент, как правило, гитара
4. Музыка, исполняемая на электрогитарах музыкантами-непрофессионалами

2. Социальная направленность рок-музыки:

1. Обеспечение досуга населения, развлекательная музыка
2. Воплощение настроений молодежи, конфликт с общепринятыми нормами
3. Политический протест, активная общественная деятельность участников группы
4. Противопоставление поп-музыке

3. Основные центры развития рок-музыки в период становления:

1. США и Великобритания
2. Россия и США
3. США и Китай
4. Канада и Норвегия

4. Жанр, заложивший основы рок-музыки:

1. Эстрадная песня
2. Шансон
3. Авторская песня
4. Рок-н-ролл

5. Творчество каких музыкантов повлияло на развитие рок-н-ролла:

1. Фэтс Домино, Литтл Ричард, Элвис Пресли
2. Фрэнк Синатра, Тина Тернер
3. Майлс Дэйвис, гр. «Чикаго»
4. Чарли Паркер, Диззи Гиллеспи

6. Когда появились первые рок-исполнители:

1. В 30-х годах ХХ века
2. В 50-х годах ХХ века
3. В 70-х годах ХХ века
4. В 80-х годах ХХ века

7. Танцевальная разновидность рок-музыки 60-х годов:

1. Поп-музыка
2. Брэйк-данс
3. Панк-рок
4. Бит-музыка

8. Что такое «Британское вторжение»?

1. Проникновение популярной британской музыкальной культуры на территорию США (1964 г.)
2. Захват войсками Великобритании чужой территории (60-е годы)
3. Проникновение записей групп Великобритании на территории других стран (70-е годы)
4. Популярность британских рок-групп за пределами своей страны (50-е годы)

9. Одна из первых групп, ставшая очень популярной:

1. «Скорпионс»
2. «Металлика»
3. «Крафтверк»
4. «Битлз»

10. Одна из самых первых рок-групп с агрессивным, «грязным» имиджем:

1. «Роллинг стоунз»
2. «Эмерсон, Лэйк и Палмер»
3. «Битлз»
4. «Айрон Мэйден»

Рок-музыка

1. Расцвет классических направлений рок-музыки пришелся на:

1. 50-е годы ХХ века
2. 1966 – 1969 годы ХХ века
3. 1974 год
4. 1989 год

2. Классический рок включает:

1. Всю рок-музыку
2. Классическую музыку в сочетании с рок-стилями
3. Исполнительские приемы, свойственные классической музыке
4. Основные направления рока первого десятилетия, заложившие основы для последующих достижений рок-музыки

4. Представитель фолк-рока

1. Группа «The Byrds»
2. Группа «Rolling Stones»
3. Чак Берри
4. Билл Хейли

5. Поп-рок это –

1. Разновидность тяжелого рока
2. Музыка в исполнении любого популярного рок-исполнителя
3. То же самое, что и поп-музыка
4. Облегченный, танцевальный рок

6. Отличительные черты «гаражного рока»:

1. Сильный вокал в сочетании с мощной аппаратурой
2. Рок-андеграунд, которому характерно «грязное», шумное звучание
3. Низкое качество исполнения, отсутствие музыкальных идей, бессмысленность текстов
4. Качественные аранжировки произведений, профессионализм музыкантов

7. Характерные черты психоделического рока

1. Духовность текстов
2. «Мистические» тексты, звук, зачастую использование философии хиппи (идеалы любви, пацифизм)
3. «Тяжелое» звучание
4. Остросоциальная направленность

1. Панк-рок и поп-панк
2. Бит-музыка и фолк-рок
3. Хэви-метал (хард-рок) и прогрессивный рок
4. Рок-н-ролл и рокабилли

9. Что такое «рифф»:

1. Короткая повторяющаяся ритмичная музыкальная фраза
2. Способ игры на гитаре
3. Название нотного знака
4. Название музыкального стиля

10. Группа, выпустившая в 1969 дебютную пластинку в стиле хард-рок:

1. AC/DC
2. The Beatles
3. Qween
4. Led Zeppelin

Современные направления рок-музыки

1. Прогрессивный рок (арт-рок) это:

1. Рок-музыка, использующая передовые достижения жанра
2. Направление в роке 90-х годов, характеризующееся агрессивной манерой звучания
3. Направление, в котором главное значение придавалось тексту
4. Сплав рока и классической музыки, усложненные музыкальные формы, появился в 70-х годах ХХ века

2. Отличительные черты глэм-рока:

1. Театрализованность, красочные эффектные шоу, вычурный грим
2. Тяжелая манера игры, мрачные тексты
3. Использование «симфонических» инструментов
4. Как правило, используется женский вокал

3. Один из представителей глэм-рока:

1. Джон Леннон
2. «Qween»
3. «Led Zeppelin»
4. Фрэнк Заппа

4. Характерные черты панк-рока:

1. Танцевальный характер музыки
2. Бессмысленные тексты, неряшливый внешний вид, невиртуозная игра, антиобщественная идеология
3. Медленная, спокойная музыка в сочетании с умиротворенными текстами
4. Широкое использование клавишных инструментов, электронных эффектов

5. Стиль, появившийся в середине 70-х годов ХХ века, частично опиравшийся на панк, но более ориентированный на поп-музыку, склонный к экспериментам:

1. Новая волна (нью-вейв)
2. Поп-рок
3. Готика
4. Брит-поп

6." Индастриал" это:

1. Стиль рок-музыки, использовавший новейшие достижения музыкальной индустрии
2. Название группы 90-х годов ХХ века
3. Музыкальный стиль на основе рока и авангардной электроники, возникший в середине 70-х годов ХХ века
4. Имидж рок-музыкпнтов

7. Представители поп-рока 80-х (ХХ века):

1. Iron Maiden, AC/DC
2. Элвис Пресли, Чак Берри
3. Пол Маккартни, Элтон Джон
4. The Beatles, Фрэнк Заппа

8. Представители хэви-метал 80-х (ХХ века):

1. Iron Maiden, AC/DC
2. Элвис Пресли, Чак Берри
3. Пол Маккартни, Элтон Джон
4. Фрэнк Заппа

9. Что такое трэш-метал?

1. Направление хэви-метал, использовавшее преимущественно мелодичные композиции (90-е годы ХХ века)
2. Ускоренная, утяжеленная версия хэви-метала с виртуозными гитарными соло (80-е годы ХХ века)
3. Направление в рок-музыке, одним из наиболее ярких представителей которого стала группа «Nirvana»
4. Название любой «тяжелой» музыки

10.Гранж это

1. Музыка, записывающаяся преимущественно в гаражах, имеющая низкое качество звучания
2. Название всей альтернативной музыки
3. Депрессивная, мрачная, тягучая музыка, смесь альтернативного и панк-рока
4. Рок-стиль, возникший в 70-х годах под влиянием музыки «The Beatles»

Отечественная рок-музыка

1. Первые рок-группы появились в Советском Союзе в:

1. 50-х годах ХХ века
2. 60-х годах ХХ века
3. 70-х годах ХХ века
4. 80-х годах ХХ века

2. Самые первые отечественные рок-группы:

1. Аквариум, Кино, Алиса
2. Наутилус Помпилиус, Агата Кристи
3. Звуки Му, Бригада С, Дюна
4. Мифы, Россияне, Машина времени

3. Расцвет отечественного рока пришелся на период:

1. 60-х годы ХХ века
2. 70-х годы ХХ века
3. 80-х годы ХХ века
4. 90-е годы ХХ века

4. Особенности творчества музыкантов Ленинградского рок-клуба периода становления:

1. Традиционный рок, часто использование аранжировок в акустическом исполнении
2. Использование сложных аранжировок
3. Увлечение «тяжелыми» рок-жанрами
4. Близость музыки большинства ленинградских рок-групп к поп-року

5. Назовите ленинградские группы



6. Особенности Московской рок-лаборатории:

1. Остросоциальная направленность текстов
2. Приверженность большинства групп к панк-року
3. Исполнение песен зарубежных музыкантов
4. Ранняя коммерциализация

7. Назовите московские группы:

1. Машина времени, Воскресение, Бригада С, Браво
2. Аквариум, ДДТ, Кино, Зоопарк, Алиса
3. Калинов мост, Гражданская оборона
4. Урфин Джюс, Чайф, Агата Кристи

8. Особенности творчества Свердловских музыкантов:

1. Сложные аранжировки, использование клавишных
2. Как правило, акустическое исполнение
3. Использование народных инструментов
4. Как правило, музыканты имеют профессиональное музыкальное образование

9. Что такое «Red Wave» («Красная волна»)?

1. Название советской рок-группы, созданной в 1975 г.
2. Название кинофильма с участием рок-музыкантов, вышедший в 1990 г.
3. Направление в рок-музыке
4. Альбом с записями ленинградских рок-групп, выпущенный в США в 1986 г.

10. Музыкальная серия из альбомов известных отечественных рок-групп называется:

1. Легенды русского рока
2. Русский рок
3. Звезды русского рока
4. Отечественная рок-музыка

Поп-музыка

1. Популярная музыка это

1. Вся современная музыка
2. Музыка, легко воспринимаемая на слух, доступная по форме, распространяемая на коммерческой основе
3. Музыка, которая распространяется на коммерческой основе
4. Музыка, которую придумал народ

2. Индустрия популярной музыки начала активно развиваться

1. В XVII веке
2. В XIX веке
3. В XXI веке
4. В конце XX века

3. Поп-музыка

1. То же самое, что популярная музыка
2. Музыка, которую исполняют на электромузыкальных инструментах
3. Музыка, исполняемая под фонограмму
4. Эстрадная развлекательная музыка (кроме стилей метал, джаз, блюз и кантри)

4. Французские эстрадные песни XIX-XX в. назывались

1. Котильон
2. Сонг
3. Рапсодия
4. Шансон

5. Отличительные черты традиционной поп-музыки

1. Традиционный репертуар, поп-стандарты
2. Традиционные для поп-музыки инструменты
3. Опора на народные традиции
4. Исполнение хорошо известных произведений

6. Один из исполнителей рок-н-ролла

1. Фрэнк Синатра
2. Элвис Пресли
3. Элтон Джон
4. Стиви Уандер

7. Ритм-энд-блюз обычно исполняли

1. Белые музыканты
2. Джазовые музыканты
3. Афроамериканцы
4. Исполнители рэпа

8. Термином «рэгги» обозначают

1. Один из первых стилей поп-музыки
2. Стиль поп-музыки, возникший в конце 60-х годов ХХ века
3. Образ жизни поп-музыкантов
4. Музыкальный инструмент

9. Исполнитель в стиле диско

* Элтон Джон
* АББА
* Линк Рей
* The Beatles

10. «Битбоксинг» используется в жанре

1. Бит-музыка
2. Рокабилли
3. Шансон
4. Хип-хоп

Тесты проводятся по 10 вопросов после прохождения темы (либо 2-3 тем), оцениваются следующим образом: 9-10 правильных ответов - "5", 7-8 - "4", 5-6 - "3", 4 и меньше - "2".

Тема 6. Панорама основных направлений в области мировой эстрады

Тема 7 Поп-музыка в 90-х и начале 21 века

Контрольный урок

РАЗДЕЛ III. Рок культура
Тема 1. Рок-музыка как явление музыкальной культуры ХХ века.

Тема 2. Рок-музыка США 1950-х годов.

Тема 4. Обзор направлений рок-музыки 1970х-1980х годов.

Тема 5. Обзор направлений рок-музыки 1990х годов.

Тема 6. Обзор направлений рок-музыки XXI века.

Тема 7. Рок-музыка в СССР

Тема 8. Панорама основных направлений современного отечественного рока

Раздел IV Массовые жанры музыкального театра

Тема

Тема 4. Рок-мюзикл

Тема 5. Рок-опера

Доклады студентов

Дифференцированный зачет

ИТОГО:

  1. 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Образовательное учреждение, реализующее программу подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательного учреждения. Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета для групповых занятий.

Оборудование учебного кабинета: столы, стулья (по количеству учащихся), демонстрационная доска, видео- и аудиоаппаратура (телевизор, DVD-проигрыватель, проигрыватель виниловых и CD-дисков, проектор, ноутбук, рояль)

Технические средства обучения: телевизор, DVD-проигрыватель, проигрыватель виниловых и CD-дисков, проектор, ноутбук (доступ в сеть Internet)

  1. 3.2. Информационное обеспечение обучения

  2. Список литературы

  1. Конен В. Рождение джаза.-М.,1984.
  2. Меньшиков В. Энциклопедия рок-музыки. –Ташкент, 1992.
  3. Сарджент У. Джаз.-М., 1987.
  4. Феофанов О. Рок-музыка вчера и сегодня.-М., 1978.
  5. Шнеерсон Г. Американская песня.-М., 1977.
  6. Эрисман Ги. Французская песня.-М., 1974.

Тема 1. Джаз как явление музыкального искусства

Определение джаза. Микстовая природа джазовой культуры. Исторические, социальные и художественные предпосылки зарождения джаза. Периодизация истории джаза.

Коммуникативная открытость джазовой культуры. Взаимодействие с академической музыкой («Третье течение»), с фольклором народов мира («Четвертое течение»).

Использование академическими композиторами выразительных средств и приемов джаза.

Тема 2. Истоки джаза

Смешанная природа истоков джазовой музыки.

Негритянские корни (импровизационное музицирование, особая ритмическая организация - свинг, специфические приемы вокального – лабильного – интонирования. Дерти-тоны, шаут-, граул-, холлер-эффекты).

Европейские традиции в джазе (традиция концертного музицирования, исполнительские составы, тональная гармония, метроритмическая организация, квадратность композиционных структур)

Американская бытовая культура. Менестрельный театр.

Тема 3. Жанры афроамериканского фольклора

Общие жанровые черты – респонсорный принцип, лабильное интонирование, роль ритмического начала.

Духовные жанры – спиричуэлс, госпел, ринг-шаут, джюбили.

Трудовые песни – work-song: уличные, полевые, плантационные.

Тема 4 Блюз: этапы развития жанра

Архаический («сельский») блюз - фольклорный жанр импровизационной природы.

Классический блюз – жанровые черты (образное содержание, блюзовая форма, блюзовый лад, блюзовое интонирование, blue area, гармония блюзового квадрата). Исполнительницы блюза – Б. Смит, И. Кокс, А. Хантер и другие.

Блюз в модерн-джазе. Инструментальный блюз; развитие жанра в различных стилях современного джаза.

Тема 5. Рэгтайм

Истоки жанра; rag music, кейк-уок.

Жанровые признаки: «синкопированная мелодия на фоне метрономически точного движения восьмыми в аккомпанементе», «сюитный» принцип организации формы. Особенности исполнительской техники.

Композиторы-рэгтаймисты: Скотт Джоплин, Томас Тарпен, Джеймс Скотт и другие.

Развитие рэгтайма – жанры Advanced, Novetly.

Рэгтайм-опера. «Тримониша» (С. Джоплин)

Тема 6. Стили раннего джаза

Миграция афроамериканцев из сельской местности в города, и образование первых джазовых центров (Нью-Орлеан, Чикаго, Канзас Сити, Нью-Йорк).

Новоорлеанский стиль. Marching band, их роль в формировании первых джазовых ансамблей. Инструментальный состав джазовых оркестров, функции инструментов.

Творчество Д. Р. Мортона, С. Беше, Л. Армстронга.

Распространение джаза на Восточном побережье и Среднем Западе (Канзас Сити, Мемфис и др.)

Чикагский стиль. Диксиленд и его роль в развитии джаза. Деятельность «Original Dixieland Jazz Band» (руководитель Джек Лейн). Баррел-хаус-стиль. Жанр буги-вуги.

Тема 7. 1920-1930 годы. Расцвет джаза. Эпоха свинга

1920-е годы – «век джаза» (Ф. С. Фитцджеральд). Перемещение центра развития джаза в Нью-Йорк.

Симфоджаз, как пример сближения джаза с традициями академической музыки. Творчество Дж. Гершвина. «Порги и Бесс» – первая опера, написанная на основе негритянского фольклора.

Свит-музыка – направление танцевально развлекательного джаза. Творчество Дж. Керна, К. Портера и других.

1930-е годы – «эра свинга». Расширение сферы бытования джаза (дансинг-холлы, рестораны, отели; музыкальное оформление шоу, мюзиклов, кинофильмов). Танцевально-развлекательная функция джазовой музыки, как следствие ее коммерциализация.

Преобладающее положение биг-бэндов. Принципы секционной группировки инструментов. Функции аранжировщика и импровизатора. «Стандартизированность» музыкального языка.

«Именные» биг-бэнды (Ф. Хендерсона, К. Бейси, Д. Эллингтона, Б. Гудмена, Г. Миллера, В. Германа и др.)

Тема 8. Начало эпохи модерн-джаза. 1940-е годы. Стиль бибоп.

Социально-политические причины формирования бибопа – первого стиля модерн-джаза. Переориентация джаза из области массовой культуры в статус элитарного искусства.

Ориентация на камерное музицирование, вследствие чего формирование малых исполнительских составов – комбо. Усиление роли импровизационности.

Усложнение системы музыкально-выразительных средств джаза за счет «заимствований» достижений современной академической музыки. Возрождение традиций лабильного фольклорного интонирования и проявление их в гармонической области джаза.

Корифеи бибопа - Д. Гиллеспи, Ч. Паркер, Т. Монк.

Тема 9. 1950-е годы. Стиль кул и другие течения

Кул (прохладный) – как реакция на hot-stile бибоп. Развитие тенденций 1940-х годов – тяготение к камерности музицирования, обновление музыкального языка, усиление импровизационного начала. Интеллектуализация джаза, сближение его с музыкой академической традиции.

Представители стиля кул – Д. Брубек, П. Дезмонд, Б. Эванс. «Modern jazz quartet».

Стиль прогрессив – стиль концертного джаза на основе традиций свингового биг-бэнда. Руководители оркестров С. Кентон, В. Герман, Б. Реберн и другие.

Тема 10. 1960-е годы. Авангардные стили джаза

Фри джаз – первый авангардный стиль джаза. Социальные предпосылки появления стиля. Тяготение к использованию современных сложных средств музыкального языка при свободном отношении к формообразованию, тематизму, гармонической «сетке», равномерной метрической пульсации.

«Модальный» джаз, как разновидность фри-джаза. Главная установка стиля - импровизация на избранный звукоряд.

Представители фри-джаза – О. Коуэлмен, Дж. Колтрейн, Ч. Мингус, А. Шепп и другие.

Тема 11. Джазовые стили 1960-1970 годов

Взаимодействие джаза с различными музыкальными культурами, в целях поиска источников обогащения джазового языка.

Этно-стили. Афрокуба и босса-нова – джазовая музыка латиноамериканского колорита. Характерные черты – танцевально-жанровый ритм, расширение группы ударных за счет использования различных экзотических инструментов.

Джаз-рок – направление, основанное на синтезировании джаза с рок-стилистикой. Обогащение джазового саунда за счет привлечения специфических электромузыкальных инструментов. Джаз-рок в музыке М. Девиса, Ч. Кореа и других.

«Третье течение» - направление, объединяющее академические музыкальные традиции («первое течение») с джазом («второе течение»). Установка на написание оркестровых композиций в крупных формах, отход импровизационности на второй план. Представители «третьего течения» – Г. Шуллер, «Swingle Singers».

«Четвертое течение» или «world music» – новая волна этно-джаза с 1970-х годов. В основе – опора на самобытный национальный мировой фольклор. Творчество Джона Маклафлина, Яна Гарбарека, Джона Зорна, Сан Ра.

Тема 18. Джаз в Советской России

1920-е годы в России – «джазовый бум». Гастроли в СССР зарубежных джазовых коллективов и солистов-джазменов. Первые джаз-бэнды: «Эксцентрический джаз-бэнд В. Парнаха» (1922), оркестр А. Цфасмана (1926), Теа-джаз Л. Утесова-Я. Скоморовского (1929). Популяризация джаза с помощью кинематографа («Веселые ребята» Г. Александрова, с оркестром Л. Утесова). Создание Государственного джаза СССР (под руководством М. Блантера и В. Кнушевицкого) и Джаз-оркестра Всесоюзного радио (под руководством А. Варламова, позже – А. Цфасмана)

Эстрадно-развлекательная ориентация джазовой музыки в 1930-1940-е годы; сближение с советской массовой песней. «Песенный джаз». Деятельность оркестров под руководством О. Лундстрема, Э. Рознера. Творчество композиторов И. Дунаевского, Н. Богословского и других.

1940-1950-е годы – время резкой критики и запрещения джаза, как отражение идеологии государства и внешнеполитической жизни СССР. «Подпольный» джаз. Творчество Ю. Саульского.

1950-1960-е годы – «хрущевская оттепель» - время создания джазовых клубов, организация джазовых фестивалей. Гастроли зарубежных джазменов. Участие советских музыкантов в зарубежных джазовых фестивалях.

Постепенная легализация джаза в 1980-е годы. Появление первого самостоятельного джаз-клуба в Ленинграде (1986 год), публикации о джазе в журнале «Музыкальная жизнь», выход фильма «Мы из джаза» (режиссер К. Шахназаров) с участием оркестра под управлением А. Кролла (1983 год).

Тема 19. Джаз в постсоветской России

Отечественные джазмены, выдвинувшиеся в 1960-1980 годы: А. Кузнецов, А. Козлов, Г. Гольштейн, И. Бриль, Л. Чижик, Д. Крамер, В. Ганелин, В. Чекасин, А. Кондаков и другие. Вокалисты – Л. Долина, И. Отиева, В. Пономарева.

Многообразие стилей в деятельности отечественных коллективов и солистов 1980-х годов: Ретро-стили (Ленинградский диксиленд), бибоп (Д. Голощекин), кул-джаз (Г. Лукьянов и его ансамбль «Каданс»), фри-джаз (В. Гайворонский, В. Волков).

Появление новых фигур в отечественном джазе в 1990-е годы – А. Ростоцкий, А. Шилклопер, В. Толкачев, Н. Кондаков, А. Подымкин и другие.

Раздел 2

Тема 1. Жанр популярной песни как составляющая эстрадной музыки

Песня, как один из самых распространенных эстрадных жанров. Истоки популярной песни. Хронология развития жанра: Античная эпоха (синтез поэзии и музыки), Средневековье (песни трубадуров, труверов, миннезингеров, менестрелей и др.), Возрождение (песни с инструментальным сопровождением в профессиональном искусстве и бытовом музицировании), вторая половина XVIII-XX вв. – ответвление от песенного жанра романса, XIX в. разделение жанра песни в двух направлениях – эстрадная (ориентированная на массового слушателя) и «серьезная» (сфера деятельности академических композиторов).

Специфические черты жанра – коммуникативность, демократичность, особенности текста («песенная поэзия»). Многообразие песенных жанров:

· по формам бытования (детская, студенческая, солдатская, городская и др.)

· по жанровым ориентирам (гимн, плач, гимн и др.)

Центральное положение жанра песни в культуре музыкальной эстрады

Тема 2. Французский шансон

Истоки шансон в народных песнях, в творчестве трубадуров и труверов. В 15-XVI вв. шансон – многоголосная песня, обобщившая национально-песенные традиции французской музыки.

XVII век – исполнение городских песен профессиональными музыкантами – Гро Гийом, Жан Соломон и др.) Разнообразие тематики.

XVIII век – деятельность «театров шансонье». Исполнители шансон – Жан Жозеф Ваде, Пьер-Жан-Гара и др.

XIX век – творчество шансонье. Многообразие артистических масок – «сельский парень» (Шевалье), «щеголь» (Франт) и др. Акцент в исполнительской манере не столько на вокальном искусстве, сколько на артистичности.

ХХ век – шансон в творчестве Жака Бреля, Жильбера Беко, Шарля Азнавура, Эдит Пиаф, Ива Монтана. Традиции шансон в творчестве Джо Дассена и Мирей Матье.

Тема 3. Советская массовая песня

Роль жанра песни в советском музыкальном искусстве 1920-1930-х годов.

Массовая песня как пример социального заказа; средство массовой агитации. Демократизм жанра, массовый характер распространения. Кино, как средство массовизации жанра. «Кинопесни» И. Дунаевского.

Значение массовой песни в годы Великой Отечественной войны и послевоенное время.

1950-1060-е годы. Усиление влияния жанра песни на область академических жанров (песенная опера) и массовую музыку (песенный джаз).

Творчество советских композиторов-песенников – М. Блантер, С. Туликов, В. Соловьев-Седой, Я. Френкель, А. Пахмутова и др.

Тема 4. Жанр эстрадной песни: этапы развития в отечественной эстраде

Появление жанра на рубеже XIX-XX веков. Первые жанры музыкальной эстрады в России – куплеты, «жестокий» и цыганский романс. Популярные исполнители певцы первой половины ХХ века – И. Юрьева, А. Вяльцева, П. Лещенко и другие.

Развитие эстрадной песни в Советской России – в творчестве Л. Утесова, М. Бернеса, М. Кристаллинской, Э. Пьехи и других исполнителей. Творчество ВИА («Земляне», «Электроклуб», «Веселые ребята»). Группы, ориентированные на ретро-стиль («Браво», «Доктор Ватсон»), на фольклорную специфику союзных республик («Ялла», «Песняры», «Мзиури»).

Современные исполнители эстрадной песни – А. Пугачева, С. Ротару, Л. Вайкуле, Ф. Киркоров, В. Леонтьев и другие. Определяющая установка в современной эстраде на шоу, визуальную яркость и эффектность, обесценивание вокального мастерства (пение под фонограмму).

Авторская песня, как альтернатива эстрадному искусству. Камерность исполнения, максимальная приближенность к слушателю. Исполнители авторской песни – Александр Галич, Юрий Визбор, Новелла Матвеева, Сергей и Татьяна Никитины, Александр Дольский, Юлий Ким и другие.

Творчество Булата Окуджавы. «Тема Москвы»; песни-воспоминания, песни-стилизации.

Своеобразие песенного творчества Владимира Высоцкого; предельная эмоциональность, яркая характерность героев, сатира. «Цикличность» песен – военные, исторические, бытовые и другие.

Тема 6. Панорама основных направлений в области отечественной современной эстрады

Жанр песни, как доминирующий в современной эстраде. Основная ориентация композиторов-песенников на шлягер; шаблонность, упрощенность музыкального языка. Изменения в жанровой специфике авторской песни под влиянием эстрады (А. Розенбаум, О. Митяев), «русского шансона» (М. Шуфутинский, А. Новиков). Современная эстрадная песня как фоновая часть повседневности.

Альтернативный путь развития эстрадной песни – «театр песни» Е. Камбуровой, в синтезе с фолк-роком (И. Желанная).

Раздел 3

Тема 1. Рок как явление музыкальной культуры ХХ века

Рок-культура как социокультурное явление; форма современного городского фольклора, дающая возможность самовыражения. Специфические средства рок-музыки – опора на модели (кантри, блюз, коммерческая музыка), но при этом проблемность содержания, стремление к глубине тем и образов.

Электронные инструменты, как определяющие специфический рок-саунд.

Тема 2. Рок-музыка США 1950-х годов

«Взрыв» рок-н-ролла в США в 1950-е годы. Истоки – ритм-энд-блюз, кантри, вестерн.

Исполнители рок-н-ролла – Б. Хейли, Дж. Льюис, Э. Пресли. Специфика стиля – тембровый состав (три электрогитары и ударные), танцевальная ориентация.

Тема 3. Британский бит 1960-х годов

Бит-музыка как одна форм молодежной танцевально-развлекательной музыки 1960-х годов. Музыкальные характеристики бит-музыки.

Разновидности бит-музыки (хард-бит, софт-бит, мейнстрим-бит и другие). Распространение в США и Европе.

Творчество группы «Битлз». Формирование самобытного исполнительского стиля. Творческие тенденции, определившие магистральные направления развития рока.

Тема 4. Обзор направлений рок-музыки 1970х – 1980х годов

Конец 1960-1970 годов – зрелый период развития рок-музыки. «Разветвленность» творческих течений.

Психоделический рок как отражение идеологии хиппи. Медитативность композиций, усложнение музыкального языка. Творчество группы «Pink Floyd».

Прогрессивный рок – тематика протеста, против государственной политики, расизма, войны, безработицы. Альбом «Pink Floyd»

«The Wall».

Арт-рок - направление, характеризующееся усложнением музыкального языка за счет сближения с традициями академической музыки, джаза. Творчество групп «Emerson, Lake & Palmer», «King Crimson».

«Хард-рок» – усиление электронного звучания, жесткость ритма, тяжесть саунда. Творчество групп «Uriah Heep» «Black Sabbath».

Глэм-рок – направление рока, связанное с усилением зрелищности, театрализации концертных выступлений. Представители глэм-рока – Фредди Меркьюри, Фрэнк Заппа.

Тема 5. Рок-музыка в СССР

Конец 1960-х годов – время проникновения в СССР западной рок-музыки. Восприятие рока как формы протеста против официальной идеологии государственной системы.

«Легализованный» рок в исполнении филармонических ВИА («Веселые ребята», «Поющие гитары», «Песняры»); лирическая тематика, танцевально-развлекательная направленность песен.

Оппозиция «филармоническому року» – группа «Машина времени».

Фольклорное направление в рок-культуре – «Песняры», «Сябры», «Ялла».

ВИА и музыкальный театр. «Поющие гитары» - «Орфей и Эвридика» (музыка А. Журбина), «Ариэль» - «Сказание о Емельяне Пугачеве» (музыка В. Ярушина), «Аракс» - «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» (музыка А. Рыбникова), «Рок-ателье» - «Юнона и Авось» (музыка А. Рыбникова).

Рок-андеграунд – клубы в Ленинграде (группы «Аквариум», «Алиса», «Кино»), Москве («Звуки Му», «Бригада С»), Уфе «ДДТ» других городах. Свердловск – один из центров отечественного рока (группы «Урфин ДЖюс», «Наутилус Помпилиус», «Чайф», «Агата Кристи», «Сансара», «Сахара», «Смысловые галлюцинации» и другие).

Тема 6. Панорама основных направлений современного рока.

Разветвленность направлений современного рока. Влияние на развитие рок-культуры компьютерных технологий. Стандартизация музыкального языка, нивелирование авторского начала, доминирование студийных форм существования музыки над концертными.

Современные техно-направления:

Хип-хоп – направление, объединяющее настенные росписи – граффити, танец брейк-данс, музыкальное направление – рэп.

Хаус – течение, основанное на соединении техно-музыки и диско. В основе - смешение рельефных ударных басов (диско) и «тяжелого» электронного саунда (басы, биты, различные звуковые эффекты и т. д.)

Рейв – направление, представляющее образ жизни в целом. Рэйв-вечеринка-массовая клубная дискотека. Рэйв-разновидность техно-музыки, характеризующаяся доминированием ритма над мелодией, максимальной громкостью.

Раздел 4

Тема 1. Мюзикл: история возникновения, этапы развития жанра

Мюзикл – один из ведущих массовых жанров музыкального театра. Истоки жанра - менестрельный театр, ревю, водевиль, мюзик-холл, музыкальные сценки. Многообразие жанров выразительных средств, используемых в мюзикле (оперетта, водевиль, современная поп - и рок-культура, хореография). Роль джазового искусства в формировании жанровой специфики мюзикла.

Этапы развития жанра (1920-1930-е годы, 1930-1960е годы, 1970-1980- годы, современный мюзикл).

Формирование жанра в 1920-е годы, как отражение повышенного спроса публики на развлекательную культуру. Черты массового искусства в мюзикле – схематичность сюжета, зрелищность, «шаблонность» языка упрощенность лексики.

Особенности драматургии классического мюзикла на примере произведений Дж. Гершвина («Леди, будьте добры»), Дж. Керна («Отлично, Эдди»), К. Портера «Целуй меня, Кэт»), И. Блейки и др.

Тема 3. Расцвет жанра мюзикла (1940-1960-е годы)

Новые жанровые черты

Расширение тематики; «освоение» сюжетов классических литературных произведений – К. Портер «Целуй меня, Кэт» (по «Укрощению строптивой» В. Шекспира, Ф. Лоу «Моя прекрасная леди» (по «Пигмалиону Б. Шоу), Л. Бернстайн «Вестсайдская история» (по мотивам «Ромео и Джульетты» В. Шекспира) и др.

Усиление роли танца. Привлечение к постановке известных хореографов: Б. Фосса в «Чикаго» и «Кабаре», Дж. Роббинса и П. Геннаро в «Вестсайдской истории»

Киномюзиклы – перенесение театрального мюзикла в кино, а также создание мюзикла на основе кинофильма («Оливер!», «Моя прекрасная леди», «Человек из Ламанчи»)

Тема 4. Рок-опера

1960-1070-е годы – появление рок-оперы. Традиция объединения композиций на основе единой сюжетной линии в альбом («Стена» группы Pink Floyd»).

Ранние рок-оперы – «Волосы» Г. Макдермота, «Спасение» Т. Лина и др.

Специфика рок-оперы на примере «Иисус Христос – суперзвезда» Э. Л. Уэббера. Другие рок-оперы композитора – «Эвита», «Кошки», «Призрак оперы».

Тема 5. Рок-мюзиклы

Рок-мюзиклы в России – «Орфей и Эвридика» А. Журбина, «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Юнона и Авось» А. Рыбникова, «Джордано» Л. Квинт и другие.

Современная джазовая и эстрадная музыка находится в постоянном развитии. Она включает как сложившиеся музыкальные жанры и формы, так и новые стилистические течения. Поэтому указанный курс постоянно дополняется и обновляется по материалу. Программа поделена на несколько разделов. Первый раздел посвящен развитию джазовой музыки. Учащиеся должны получить представление об основных этапах развития джазовой музыки, понять общие закономерности в развитии ее стилей, познакомиться с лучшими образцами зарубежной и отечественной джазовой классики, а также с творчеством композиторов, аранжировщиков и выдающихся исполнителей джаза. Вторая часть программы посвящена обзору основных направлений эстрадного песенного творчества. В третьем разделе мы проследим развитие рок-музыки и четвертый, заключительный рок-опере и мюзиклу.

Задачей курса «История стилей музыкальной эстрады» в среднем профессиональном учебном заведении является расширение художественного кругозора студентов, а также развитие их способности ориентироваться в различных музыкальных стилях и направлениях в своей художественной практике. Поэтому основным требованием к самостоятельной работе студента является изучение рекомендуемой литературы и прослушивание аудиоматериала к уроку.

Данный предмет дополняет цикл специальных и теоретических дисциплин. Изучение курса « История стилей музыкальной эстрады » предполагает межпредметные связи с такими дисциплинами, как музыкальная литература, специальность, ансамбль, оркестр.

Освоение предмета способствует развитию творческого мышления студентов. Планомерное, систематическое выполнение домашнего задания будет способствовать раскрытию творческих возможностей студента, расширению кругозора.

  1. Работа с вопросником.
  2. Работа с дополнительной литературой, рекомендованной педагогом (предполагает конспектирование).
  3. Выполнение рефератов.
  4. Слушание музыки.
  1. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

  • ориентироваться в основных стилистических разновидностях эстрадной музыки и джаза;
  • ориентироваться в вопросах философии и психологии эстрадно-джазовой музыки;
  • отличать мастеров джаза от их коммерческих двойников.

Текущий контроль – выполнение рефератов

Знания:

  • основные исторические этапы становления и развития эстрадной музыки и джаза в контексте социально-экономических, национально-этнических и художественно-эстетических явлений;
  • основные стилистические разновидности джаза, возникавшие в процессе его развития;
  • специфические джазовые приемы (импровизационность, метроритмические особенности, свинг, артикуляцию);
  • средства музыкально-исполнительской выразительности эстрадно-джазовой музыки;
  • особенности развития и стилистики отечественного джаза;
  • взаимодействие джаза с другими видами музыкального искусства

Опросы по вопроснику, викторины, сообщения с использованием дополнительной литературы и обобщением материала, изученного в классе

5. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

  1. Овчинников, Е. История джаза: учебник. В 2-х вып. / Е. Овчинников. – Москва: Музыка, 1994. – Вып. 1.
  2. Клитин, С. Искусство эстрады 19-20 века / С. Клитин. – Санкт-Петербург: СПбГАТИ, 2005.
  3. Конен, В. Рождение джаза / В. Конен. – Москва: Советский композитор, 1990.
  4. Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии / сост. А. Троицкий. – Москва: Книга, 1990.

Дополнительная литература

  1. Айвазян А. Рок 1953/1991.- С.-Пб.,1992
  2. Баташев А. Советский джаз.-М.,1972.
  3. Бенсон Росс. Пол Маккартни. Личность и миф. – М., 1993.
  4. Бриль И. Практическое руководство по джазовой импровизации.-М.,1979.
  5. Бычков Е. Пинк Флойд (Легенды рока).-Караганда, 1991.
  6. Воробьева Т. История ансамбля «Битлз».-Л., 1990.
  7. Дмитриев Ю. Леонид Утесов.-М., 1983.
  8. Дэвис Хантер. Битлз. Авторизованная биография.-М., 1990.
  9. Козлов, А. Рок: история и развитие / А. Козлов. – Москва: Синкопа, 2001.
  10. Кокорев, А. Панк-рок от А до Я / А. Кокорев. – Москва: Музыка, 1991.
  11. Коллиер Дж. Луи Армстронг. М., 1987
  12. Коллиер Дж. Становление джаза.-М.,1984.
  13. Королев, О. Краткий энциклопедический словарь джаза, рок - и поп музыки: термины и понятия / О. Королев. – Москва: Музыка, 2002Коллиер Дж. Дюк Эллингтон. М., 1989
  14. Курбановский А. Рок-блокнот. С.-Пб., 1991
  15. Мархасев Л. В легком жанре.-Л., 1984.
  16. Меньшиков В. Энциклопедия рок-музыки. –Ташкент, 1992
  17. Мошков, К. Блюз. Введение в историю / К. Мошков. – Санкт-Петербург: Лань, 2010
  18. Мошков, К. Индустрия джаза в Америке / К. Мошков. – Санкт-Петербург: Лань, 2008
  19. Музыка наших дней / ред. Д. Волохин – Москва: Аванта+, 2002
  20. Панасье Юг. История подлинного джаза.-М.,1990
  21. Переверзев Л. Очерки по истории джаза. // Музыкальная жизнь.-1966.-№3,5,9,12
  22. Переверзев Л. Дюк Эллингтон и его оркестр // Музыкальная жизнь.-1971.-№22.
  23. Переверзев Л. Чарли Паркер.// Музыкальная жизнь.-1984.-№10.
  24. Переверзев Л. Оркестр Олега Лундстрема // Музыкальная жизнь.-1973.-№12.
  25. Поговорим о джазе: размышления великих музыкантов о жизни и музыке / пер. с англ. Ю. Верменич. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
  26. Сарджент У. Джаз.-М., 1987.
  27. Симоненко П. Мелодии джаза.-Киев, 1984
  28. Скай Рик. Фредди Меркьюри.-М., 1993.
  29. Советский джаз: Проблемы. События. Мастера.-М., 1987.
  30. Троицкий А. Молодежная музыка 80-х // Музыкальная жизнь.-1980.-№12.
  31. Федоров Е. Рок в нескольких лицах.-М., 1989.
  32. Фейзер Л. Книга о джазе. Перевод Ю. Верменича. Воронеж, 1971
  33. Феофанов О. Музыка бунта.-М., 1975.
  34. Фейертаг, В. Джаз в России. Краткий энциклопедический справочник / В. Фейертаг. – Санкт-Петербург: СКИФИЯ, 2009.
  35. Фишер, А. Джазовый стиль бибоп и его корифеи: учебное пособие) / А. Фишер, Л. Шабалина. – Тюмень: РИЦ ТГАКИСТ, 2010.
  36. Чугунов Ю. Гармония в джазе.-М., 1980.
  37. Шмидель Г. Битлз. Жизнь и песни.-М.,1977.
  1. Избранная дискография по курсу

  1. «АВВА» с60-08353-54
  2. Ансамбль «Арсенал». Второе дыхание с60-2369002
  3. Антология советского джаза. Первые шаги М6045827006
  4. Армстронг Луи. с60-05909-10
  5. Бейси Каунт и семеро из Канзас-Сити с60-10279-80
  6. Бейси Каунт. Когда садится солнце. М60-47075-009
  7. Бейси Каунт. 14 золотых мелодий (2пл). с60-18653-4
  8. Битлз. Вкус меда. с60-26581-006
  9. Битлз. Вечер трудного дня. с60-23579-008
  10. The Beatles. Love songs ВТА 1141/42
  11. Бриль Игорь, джазовый ансамбль. Оркестр приехал с60-14065-66
  12. Брубек Дейв в Москве (2пл.) с60-301903007, с60-30195-001
  13. Гершвин Джордж. Популярные мелодии с60-08625-26
  14. Диско клуб-9. Джазовые композиции с60-19673-000
  15. Голощекин Давид. Ленинградский ансамбль джазовой музыки. 15 лет спустя. с60-20507-007
  16. Гудмен Бенни. Что может сделать лунный свет. М6047507006
  17. Дэвис Майлс и гиганты современного джаза М60-48821-006
  18. Джеймс Гарри и его оркестр. Человек, которого я люблю М60-49229-006
  19. Deep Purple. In Rock П91-00221-2
  20. Джон Элтон. Городской бродяга. с60-24123-002
  21. Джон Элтон. Твоя песня с60-26003-002
  22. Jonn Elton. The one BL1027
  23. Донеган Дороти с60-20423-005
  24. «Квин». Величайшие хиты А60-00703-001
  25. «Криденс», группа. Бродячий оркестр. С60-27093-009
  26. «Лед Зеппелин», группа. Лестница на небеса с60-27501-005
  27. Лундстрем Олег и его оркестр. Памяти Дюка Эллингтона с60-08473-74
  28. Ленинградский диксиленд 33СМ02787-88
  29. Лундстрем Олег и его оркестр. В сочных тонах с60-1837-74
  30. Лундстрем Олег и его оркестр. Серенада Солнечной долины с60-18651-52
  31. Маккартни Пол. Снова в СССР. А6000415006
  32. Миллер Гленн и его оркестр. В настроении М60-47094-002
  33. Музыкальный магазин. Памяти Л.Утесова М6044997-001
  34. Паркер Чарли. М60-48457-007
  35. Pink Floyd. Live А60 00543-007
  36. Питерсон Оскар и Диззи Гиллеспи с60-10287-88
  37. Питерсон Оскар. Трио О. Питерсона. с60-16679-80
  38. Пресли Элвис. Все в порядке М60-48919-003
  39. Роллинг стоунз, группа. Игра с огнем М60 48371 000
  40. Роллинг стоунз, группа. Леди Джейн с60 27411-006
  41. Росс Дайана с60-12387-8
  42. Уайтмен Пол, оркестр п/у М60 41643-44
  43. Уандер СтивиСолнце моей жизни С60 26825-009
  44. Фитцджеральд Элла С60-06017-18
  45. Фитцджеральд Элла поет произведения Дюка Эллингтона С90 29749004
  46. Фитцджеральд Элла. Танцы в Савойе. С6027469006
  47. Хендрикс Барбара. Негритянские спиричуэлсы А 1000185005
  48. Цфасман Александр. Встречи и расставания М6047455-008
  49. Уэббер Эндрю Ллойд. Иисус Христос – суперзвезда П9100029
  50. Уинтер Пол. Концерт Земле с6024669003
  51. Charles Ray. Selected songs. ВТА 11890
  52. Эллингтон Дюк встречается с Коулменом Хокинсом с60-10263-64
  53. Эллингтон Дюк и его оркестр. Концерт (пл.2) с6026783007

Приложение 2

Вопросник

  1. Афроамериканские корни джаза.
  2. Что такое импровизация.
  3. Периодизация стилевой эволюции джаза.
  4. Спиричуэлс:

Время возникновения;

Определение;

  1. Ранний афро-американский фольклор:

2 группы;

Краткая характеристика жанров;

  1. Трудовые песни
  2. Поэтические образы (тексты) спиричуэлов.
  3. Музыкальная стилистика или характерные жанровые особенности спиричуэлов.
  4. Госпел:

Краткая характеристика;

Отличие от спиричуэлов;

  1. Исполнители трудовых песен и спиричуэлов.
  2. Рэгтайм:

Определение;

Характеристика (возникновение, время);

  1. «Sporting life»:

Значение слова;

  1. Скотт Джоплин
  2. Когда был опубликован регтайм «Кленовый лист»?

Объяснить появление.

  1. Кварталы увеселительных заведений Нового Орлеана, Чикаго,

Нью-Йорка.

  1. Особенности менестрельной (черной) эстрады.
  2. Какими танцами завершалась эволюция рэгтайма.
  3. В каких произведениях классической музыки проявляются черты спиричуэла и рэгтайма.
  4. Перечислите жанры и названия спиричуэлов.
  5. Значение слова «блюз».
  6. Время возникновения раннего блюза.
  7. Разновидности блюза (классификация).
  8. Известные представители и исполнители сельского блюза.
  9. Характеристика сельского блюза.
  10. Характеристика городского блюза (время возникновения).
  11. Первая исполнительница блюзов.
  12. «Короли» и «королевы» блюзов.
  13. Характеристика урбанистического блюза (время возникновения).
  14. Отличие блюза от спиричуэла.
  15. Жанровые признаки блюза.
  16. Поэтические образы блюза и его содержание.
  17. Исполнители блюзов.
  18. Первые печатные блюзы. Композиторы. Названия.
  19. Название произведения Дж.Гершвина, в котором используются блюзовые темы.
  20. Жанровые и стилистические модификации блюза. Представители.
  21. Джаз – значение слова. Происхождение.
  22. Город – «Колыбель джаза».
  23. Ранние джазовые стили. Отличия.
  24. Евро-американский тип джазовой музыки. Диксиленд. Представители.
  25. Марчинг-бэнды и стрит-бэнды Нового Орлеана.
  26. Джазмены нового поколения (Новый Орлеан, Чикаго).
  27. Стрит-джаз:

Время возникновения;

Характеристика;

Представители;

Приложение 3

Список терминов для терминологического диктанта

РАЗДЕЛ I. Джазовое искусство

Архаический блюз, архаический джаз, афроамериканская музыка, барбершоп-гармония, баррел-хаус-стиль, биг-бит, биг-бэнд, блокаккорды, блуждающий бас, блюз, блюзовый лад, брасс-бэнд, брейк, бридж, буги-вуги, бэкграунд, гарлемский джаз, граул, граунд-бит, дерти-тоны, «джаззинг», джазовая форма, джангл-стиль, диксиленд, кейк-уок, классический блюз, корус, менестрельный театр, офф-бит, офф-питч-тоны, рифф, свинг, симфоджаз, страйд-стиль

Авангардный джаз, афрокубинский джаз, барок-джаз, би-боп, верс, вест-коуст-джаз, комбо, мейнстрим, прогрессив, скэт, современный джаз, стоп-тайм-техника, «третье течение», фолк-джаз, фор-бит, фри-джаз, фьюжн, хард-боп, олер, хот-джаз, «четвертое течение», чикагский джаз, шафл, электронный джаз, «эра джаза».

РАЗДЕЛ II. Эстрадная музыка

РАЗДЕЛ III. Рок культура

Авангардный рок, альтернативный рок, андеграунд-рок, арт-рок, битники, блэк-металл, брейк-данс, гиттер-рок, глэм-рок, гранж, индастриал-рок, интеллектуальный рок, мейнстрим-рок, панк-рок, прогрессивный рок, ритм-энд-блюз, рокабилли, рок-н-ролл, рэггей, рэйв, рэп, симфорок, фолк-рок, хард-рок, хэви-металл,

Приложение 4

Примерные билеты к дифференцированному зачету

Билет №1

1. Истоки джазовой музыки

2. Французский шансон

Билет № 2

1. Жанры афроамериканского фольклора

2. Этапы развития эстрадной песни в отечественной и зарубежной эстраде

Билет № 3.

1. Рэгтайм

2. Рок-музыка США 1950-1960-х годов

Билет №4

1. Блюз: этапы развития жанра

2. Советская массовая песня

Билет №5

1. Классический джаз. Стиль свинг

2. Рок-музыка в СССР

Билет № 6

1. Стиль кул и другие джазовые течения 1950-х годов

Билет № 7

1. Джазовые стили 1960-1970 годов

2. Британский бит 1960-х годов

Билет № 8

1. Стиль бибоп.

2. Рок-опера и рок-мюзикл

Билет № 9

1. Пути развития джаза в постсоветской России

2. Классический мюзикл (1920-1930-е годы)

Билет № 10

1. Авангардные стили джаза. Фри-джаз

2. Классический мюзикл (1920-1930-е годы)

Билет №11

1. Джаз в Советской России

2. Жанр мюзикла: история возникновения, этапы развития

Приложение 5

Критерии оценки ответов студентов на зачете:

Оценка «отлично» выставляется, если ответ по теоретическому материалу содержателен, логично выстроен, с достаточной степенью подробности раскрывает обсуждаемый вопрос, основан на правильном истолковании терминологии, оснащен музыкально-иллюстративными примерами.

Оценка «хорошо» ставится, если ответ по теоретическому материалу недостаточно подробен, имеются незначительные ошибки в использовании терминологии.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если ответ по теоретическому основан на дискретно изложенных сведениях, не создающих полной картины по рассматриваемому вопросу, выявляется плохое знание терминологии.


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

«История стилей музыкальной эстрады»

Учебно-методический комплекс для студентов,

обучающихся по специальности

070109 Музыкальное искусство эстрады

(специализации 070109.01 Инструменты эстрадного оркестра,

070109.02 Эстрадное пение,

070109.03 Звукооператорское мастерство).
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………………………3
Цели и задачи……………………………………………………………………………3
Требования ГОСТ к минимуму содержания дисциплины…………………………...3
Учебно-тематический план…………………………………………………………….4
Содержание учебной дисциплины…………………………………………………….7
Список терминов………………………………………………………………………..15
Формы контроля………………………………………………………………………...16
Примерные билеты к экзамену………………………………………………………...16
Библиографический список……………………………………………………………19

Пояснительная записка
Всего часов 193

(из них 144 часов аудиторные

и 49 самостоятельные занятия).
Учебно-методический комплекс по истории стилей музыкальной эстрады составлен в соответствии с требованиями Государственного стандарта среднего профессионального образования и Государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки по специальности Музыкальное искусство эстрады (повышенный уровень среднего профессионального образования).

Предмет истории стилей музыкальной эстрады входит в комплекс общих профессиональных дисциплин для специальности Музыкальное искусство эстрады. Курс посвящен изучению многообразных направлений и жанров массовой музыкальной культуры, поэтому включает в себя несколько содержательных разделов: 1.Эстрадная музыка; 2.Джазовое искусство; 3.Рок-культура; 4. Массовые жанры музыкального театра.
Целью дисциплины «История стилей музыкальной эстрады» является рассмотрение музыкальной эстрады в контексте ее эволюции, в панорамном взгляде на многообразие стилей и направлений этой области музыкальной культуры.
Задачами курса являются:


  • изучение основных этапов становления и развития музыкальной эстрады в контексте социально-экономических, национально-этнических, художественно-эстетических явлений;

  • рассмотрение специфических приемов музыкального языка джазового искусства (свинг, импровизационность, гармония) и рок-культуры (метроритмические особенности, саунд).

По итогам прохождения предмета «История стилей музыкальной эстрады» студент должен:

1. Иметь представление о стилевом и жанровом многообразии эволюции стилей музыкальной эстрады;

2. Знать теоретические основы классического, современного и авангардного джаза;

3. Владеть методикой анализа джазовой композиции.
Требования ГОСТ к обязательному минимуму содержания дисциплины

Основные этапы становления и развития джаза в контексте социально-экономических, социально-этнических, художественно-эстетических явлений.

Специфические джазовые приемы (импровизационность, метро-ритмические особенности, свинг, артикуляция, звуковой идеал).

Основные стилистические разновидности джаза, возникавшие в процессе его развития, как в США, так и в странах Европы.

Особенности развития и стилистики отечественного джаза, взаимодействие с другими видами музыкального искусства.

Учебно-тематический план

Курсы: II, III

Семестры: III- VI

Объем в часах: 193

В т.ч.: аудиторных – 144

Самостоятельная работа – 49

Контрольный урок: III, V семестры

Зачет IV семестр

Экзамен: VI семестр




Наименование раздела и темы

Количество часов

Аудиторные

Самостоятельные

Всего

Семестр III

Введение

Предмет и задачи курса «История стилей музыкальной эстрады»


1

РАЗДЕЛ I. Эстрадная музыка.

Тема 1. Жанр популярной песни как составляющая эстрадной музыки


2

Тема 2. Французский шансон

4

2

6

3

Тема 3. Советская массовая песня

4

2

6

4

Тема 4. Жанр эстрадной песни: этапы развития в отечественной эстраде

4

2

6

5.

Тема 5. Авторская песня


4

2

6

6.

Тема 6. Панорама основных направлений в области современной отечественной эстрады

4

1

5

7.

РАЗДЕЛ II. Джазовое искусство

Тема 7. Джаз как явление музыкального искусства


8.

Тема 8. Истоки джаза

4

2

6

9.

Тема 9. Жанры афроамериканского фольклора

2

1

3

Контрольный урок

2

2

Семестр IV

Тема 10. Блюз: этапы развития жанра


11.

Тема 11. Рэгтайм


4

2

6

12.

Тема 12. Стили раннего джаза

6

1

7

13

Тема 13. 1920-1930 годы. Расцвет джаза. Эпоха свинга

8

2

10

14

Тема 14. Начало эпохи модерн-джаза. 1940-е годы. Стиль бибоп.

4

2

6

15

Тема 15. 1950-е годы. Стиль кул и другие течения

4

2

6

16

Тема 16. 1960-е годы. Авангардные стили джаза

5

2

7

17.

Тема 17. Джазовые стили 1960-1970 годов

5

2

7

Экзамен

Семестр V

Тема 18. Джаз в Советской России


19.

Тема 19. Джаз в постсоветской России

8

2

10

20

РАЗДЕЛ III . Рок культура

Тема 20. Рок-музыка как явление музыкальной культуры ХХ века



21.

Тема 21. Рок-музыка США 1950-х годов

4

2

6

22.

Тема 22. Британский бит 1960-х годов

4

2

6

23.

Тема 23. Обзор направлений рок-музыки 1970х-1980х годов.

6

1

7

Контрольный урок

2

2

Семестр VI

Тема 24. Рок-музыка в СССР


25.

Тема 25. Панорама основных направлений современного отечественного рока

4

1

5

Раздел IV Массовые жанры музыкального театра

Тема 26. Мюзикл: история возникновения, этапы развития жанра


27.

Тема 27. Классический мюзикл (1920-1930-е годы)

8

1

7

28.

Тема 28. Расцвет жанра мюзикла (1940-1960-е годы)

6

2

8

29

Тема 29. Рок-мюзикл

4

1

5

Доклады студентов

4

4

8

Итоговая стилевая викторина

2

4

6

ИТОГО:

144

49

193

Колледж искусств им. "

УТВЕРЖДАЮ

Директор колледжа

_________________

«___» ____________ 201__ г.

Рабочая программа

Принят на заседании предметной

(цикловой) комиссии

Протокол № _______ от ____________

«__» ________________201___ г. «___» _________________ 201___ г

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным Государственным стандартом СПО по специальности 53.02.02 (070214) Музыкальное искусство эстрады (по видам)

Вид Эстрадное пение.

Заместитель директора

по учебно-методической работе:


1. Введение

артист, преподаватель, руководитель эстрадного коллектива готовится к следующим видам деятельности :

1. Музыкально-исполнительская деятельность в качестве солиста концертных организаций.

2. Педагогическая деятельность (учебно-методическое обеспечение процесса обучения в детских школах искусств, детских музыкальных школах, других учреждениях дополнительного образования , общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО).

3. Организационно-управленческая деятельность (организация репетицион­ной работы и концертной деятельности в качестве руководителя коллектива исполнителей);

в части освоения соответствующих общих и профессиональных компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и

способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность

и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой

для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно

общаться с коллегами, руководством.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать

повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ОК 11. Использовать умения и знания базовых дисциплин федерального компонента среднего (полного) общего образования в профессиональной деятельности.

ОК 12. Использовать умения и знания профильных дисциплин федерального компонента среднего (полного) общего образования в профессиональной деятельности.

5.2. Артист, преподаватель, руководитель эстрадного коллектива должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

5.2.1. Музыкально-исполнительская деятельность.

ПК 1.1. Целостно воспринимать, самостоятельно осваивать и исполнять различные произведения классической, современной и эстрадно-джазовой музыкальной литературы в соответствии с программными требованиями.

ПК 1.2. Осуществлять музыкально-исполнительскую деятельность в составе ансамблевых, оркестровых джазовых коллективов в условиях театрально-концертных организаций.

ПК 1.3. Демонстрировать владение особенностями джазового исполнительства, средствами джазовой импровизации.

ПК 1.4. Применять в исполнительской деятельности технические средства звукозаписи, вести репетиционную работу и запись в условиях студии.

ПК 1.5. Выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкальных произведений, применять базовые теоретические знания в процессе поиска интерпретаторских решений.

ПК 1.6. Осваивать сольный, ансамблевый исполнительский репертуар в соответствии с программными требованиями.

ПК 1.7. Овладевать культурой устной и письменной речи, профессиональ­ной терминологией.

5.2.2. Педагогическая деятельность.

ПК 2.1. Осуществлять педагогическую и учебно-методическую деятельность в детских школах искусств, детских музыкальных школах, других учреждениях дополнительного образования, в общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО.

ПК 2.2. Использовать знания из области психологии и педагогики, специальных и музыкально-теоретических дисциплин в преподавательской деятельности .

ПК 2.3. Осваивать основной учебно-педагогический репертуар.

ПК 2.4. Планировать развитие профессиональных умений обучающихся.

ПК 2.5. Использовать базовые знания и практический опыт по организации и анализу учебного процесса, методике подготовки и проведения

урока в исполнительском классе.

ПК 2.6. Применять классические и современные методы преподавания.

5.2.3. Организационно-управленческая деятельность .

ПК 3.1. Исполнять обязанности руководителя эстрадно-джазового творческого коллектива.

ПК 3.2. Организовывать репетиционную и концертную работу, планировать и анализировать результаты своей деятельности.

ПК 3. Применять базовые знания современной аранжировки.

ПК 3.4. Использовать знания методов руководства эстрадно-джазовым коллективом и основных принципов организации его деятельности.

Рабочая программа учебной дисциплины «История стилей музыкальной эстрады» может быть использована в следующих областях профессиональной деятельности выпускников:

музыкальное исполнительство;

образование музыкальное в детских школах искусств, детских музыкальных школах, других учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО;

руководство творческим музыкальным коллективом.

Учебная программа по междисциплинарному курсу «История стилей» в структуре основной профессиональной образовательной программы принадлежит к профессиональному модулю ОП.02 «Общепрофессиональные дисциплины».

Целью курса является: знание и освоение основных стилей музыкальной эстрады.

Задачами курса являются: научиться пользоваться на практике знаниями, приобретёнными при изучении курса «История стилей музыкальной эстрады»

3. Требования к уровню освоения содержания курса.

В результате изу­че­­­ния междисциплинарного курса, практики сту­дент должен:

иметь практический опыт: концертно-исполнительской работы

уметь качественно полноценно исполнять импровизации на темы джазовых стандартов в различной стилистике, ориентироваться в стилях эстрадно-джазовой музыки,

знать: временные границы стилей джазовой музыки, имена исполнителей, внесши весомый вклад в историю джаза, знать признаки стилей джаза.

4. Объем дисциплины, виды учебной работы и отчетности.

Максимальная учебная нагрузка студента-189 часов, аудиторные -126 часов индивидуальные занятия - 63 часа, время изучения - 5-8 семестры.

Распределение учебной нагрузки по семестрам