Карл Брюллов так увлёкся трагедией города, уничтоженного Везувием, что лично участвовал в раскопках Помпеи, а позже тщательно работал над картиной: вместо трёх лет, указанных в заказе юного мецената Анатолия Демидова, художник писал картину целых шесть лет.
(О подражании Рафаэлю, сюжетных параллелях с «Медным всадником», гастролях работы по Европе и моде на трагедию Помпеи среди людей искусства.)


Извержение Везувия 24-25 августа в 79 году нашей эры стало самым крупным катаклизмом Древнего мира. В тот последний день нескольких прибрежных городов погибло порядка 5 тысяч человек.

Нам эта история особенно хорошо известна по картине Карла Брюллова, которую можно увидеть в Русском музее Санкт-Петербурга.


В 1834 году состоялась "презентация" картины в Петербурге. Поэт Евгений Боратынский написал строки: "Последний день Помпеи стал для русской кисти первым днем!" Картина поразила Пушкина и Гоголя. Гоголь ухватил в своей вдохновенной статье, посвященной картине, секрет её популярности:

"Его произведения первые, которых могут понимать (хотя неодинаково) и художник, имеющий высшее развитие вкуса, и не знающий, что такое художество".


И впрямь, гениальное произведение понятно всем, и в тоже время человек более развитый откроет в нем еще иные плоскости другого уровня.

Пушкин написал стихи и даже набросал на полях эскизно часть композиции картины.

Везувий зев открыл - дым хлынул клубом - пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется - с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем, под воспаленным прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон (III, 332).


Это краткий пересказ картины, многофигурной и сложной композиционно. Совсем не маленькое полотно. В те времена оно было даже самой большой картиной, что уже поражало современников: масштаб картины, соотнесенный с масштабом бедствия.

Наша память не может впитать всё, её возможности не безграничны. Такую картину можно рассматривать не единожды и каждый раз что-то увидеть еще.

Что же выделил и запомнил Пушкин? Исследователь его творчества Юрий Лотман выделил три главные мысли: "восстание стихии - статуи приходят в движение - народ (люди) как жертва бедствия" . И сделал вполне разумный вывод:
Пушкин только что закончил своего "Медного всадника" и увидел то, что ему было в тот момент близко.

И впрямь похожий сюжет: стихия (наводнение) бушует, памятник оживает, испуганный Евгений бежит от стихии и памятника.

Лотман пишет еще и о направлении взгляда Пушкина:

"Сопоставление текста с полотном Брюллова раскрывает, что взгляд Пушкина скользит по диагонали из правого верхнего угла в левый нижний. Это соответствует основной композиционной оси картины."


Исследователь диагональных композиций, художник и теоретик искусства Н. Тарабукин писал:
Действительно, нас необыкновенно захватывает происходящее. Брюллову удалось сделать зрителя сопричастным событиям максимально. Есть "эффект присутствия".

Карл Брюллов закончил Академию Художеств в 1823 году с золотой медалью. По традиции золотые медалисты уезжали в Италию на стажировку. Там Брюллов посещает мастерскую итальянского художника и в течение 4х лет копирует "Афинскую школу" Рафаэля, причем в натуральную величину все 50 фигур. В это время Брюллова посещает писатель Стендаль.
Несомненно, что Брюллов многому научился у Рафаэля, - умению организовывать большой холст.

В Помпеи Брюллов попал в 1827 году вместе с графиней Марией Григорьевной Разумовской . Она стала первой заказчицей картины. Однако права на картины выкупает шестнадцатилетний Анатолий Николаевич Демидов , владелец уральских горнорудных заводов, богач и меценат. Чистого годового дохода он имел два миллиона рублей.

Николай Демидов, отец, недавно скончавшийся, был русским посланником и спонсировал во Флоренции раскопки в Форуме и Капитолии. Демидов в дальнейшем подарит картину Николаю Первому , а тот передарит Академии Художеств, откуда она попадет в Русский музей.

Демидов подписал с Брюлловым контракт на определенный срок и пытался подогнать художника, однако тот задумал грандиозный замысел и в общей сложности работа над картиной заняла 6 лет. Брюллов делает много эскизов и собирает материал.

Брюллов так увлекся, что сам участвовал в раскопках. Надо сказать, что раскопки начались формально 22 октября 1738 года по указу неаполитанского короля Карла Третьего, их проводил инженер из Андалусии Роке Хоакин де Алькубьерре с 12 ю рабочими (и это были первые в истории археологические системные раскопки, когда делались подробные записи всего, что найдено, до этого в основном были пиратские методы, когда выхватывались драгоценные предметы, а остальное могло быть варварски уничтожено) .

К тому времени, как появился Брюллов, Геркуланум и Помпеи стали уже не только местом раскопок, но и местом паломничества туристов. Кроме этого Брюллов вдохновился оперой Паччини "Последний день Помпеи", которую он видел в Италии. Известно, что он одевал натурщиков в костюмы к спектаклю. (Гоголь, кстати, сравнивал картину с оперой, видимо почуствовал "театральность" мизансцены. Ей точно не хватает музыкального сопровождения в духе "Кармины Бураны".)

Итак, после долгой работы с эскизами, Брюллов написал картину и уже в Италии она вызвала колоссальный интерес. Демидов решил везти её в Париж на Салон, где она тоже получила золотую медаль. Кроме этого она экспонировалась в Милане и Лондоне. В Лондоне картину увидел писатель Эдвард Бульвер-Литтон , позже написавший под впечатлением от полотна свой роман "Последние дни Помпеи".

Любопытно сравнить два момента трактовки сюжета. У Брюллова мы видим ясно все действие, где-то рядом пожар и дым, но на первом плане отчетливое изображение действующих лиц.Когда уже началась паника и массовое бегство, город был в изрядном дыму от пепла. У художника камнепад изображен мелким питерским дождичком и камушками, разбросанными по тротуару. Люди скорее бегут от пожара. На деле город был уже окутан смогом, невозможно было дышать...

В романе у Бульвер-Литтона героев, влюбленную пару, спасает рабыня, слепая от рождения. Поскольку она слепа, то легко находит дорогу впотьмах. Герои спасаются и принимают христианство.

Были ли христиане в Помпеях? В то время они были гонимы и неизвестно дошла ли новая вера до провинциального курорта. Однако Брюллов тоже противопоставляет языческой вере и гибели язычников веру христианскую. В левом углу картины мы видим группу из старика с крестом на шее и женщин, под его защитой. Старик обратил взгляд в небеса, к своему Богу, возможно он его спасет.


Кстати, Брюллов некоторые фигуры срисовал с фигур из раскопок. К тому времени стали заливать пустоты гипсом и получили вполне реальные фигуры погибших жителей.

Педагоги-классицисты поругивали Карла за отступление от канонов классической живописи. Карл метался между впитанной в Академии классикой с её идеально-возвышенными принципами и новой эстетикой романтизма.

Если разглядывать картину, то можно выделить несколько групп и отдельных персонажей, каждый со своей историей. Что-то было навеяно раскопками, что-то историческими фактами.

На картине присутствует сам художник, его автопортрет узнаваем, здесь он молод, ему около 30 лет, на голове он выносит самое нужное и дорогое - ящик с красками. Это дань традиции художников Возрождения рисовать свой автопортрет на картине.
Девушка рядом несет светильник.


Сын, выносящий отца на себе, напоминает о классическом сюжете про Энея, вынесшего на себе отца из горящей Трои.
Одним куском материи художник объединяет в группу семью, спасающуюся от бедствия. Во время раскопок особенно трогают пары, обнявшиеся перед смертью, дети вместе с родителями.
Две фигуры, сын, уговаривающий мать встать и бежать дальше, взяты из писем Плиния Младшего.
Плиний Младший оказался очевидцем, оставившим письменное свидетельство о гибели городов. Сохранилось два письма, написанных им историку Тациту, в которых он рассказывает о гибели своего дяди Плиния Старшего , известного естествоиспытателя, и собственных злоключениях.

Гаю Плинию было всего 17 лет, в момент катастрофы он изучал историю Тита Ливия, чтобы написать сочинение, и поэтому отказался отправиться со своим дядей смотреть на извержение вулкана. Плиний Старший был тогда адмиралом местного флота, должность, которую он получил за свои научные заслуги была легкой. Любопытство его сгубило, кроме того некая Рекцина прислала ему письмо с просьбой о помощи. Из её виллы спастись можно было только морем. Плиний проплыл мимо Геркуланума, людей на берегу в тот момент можно было еще спасти, но он стремился скорее увидеть извержение во всей красе. Затем корабли в дыму с трудом нашли дорогу до Стабии, там Плиний переночевал, но на следующий день погиб, надышавшись отравленного серой воздуха.

Гай Плиний, оставшийся в Мизене, в 30 километрах от Помпей, был вынужден спасаться бегством, поскольку бедствие дошло и до них с матерью.

Картина швейцарской художницы Анжелики Кауфманн как раз показывает этот момент. Испанский приятель уговаривает Гая и его мать бежать, а они мешкают, думая дождаться возвращения дяди. Мать на картине совсем не немощна, а вполне еще молода.


Они бегут, мать просит её оставить и спасаться в одиночку, но Гай помогает ей идти дальше. К счастью, они спасаются.
Плиний описал ужас бедствия и описал вид извержения, после чего его стали называть «плинианским». Извержение он видел издали:

"Облако (глядевшие издали не могли определить, над какой горой оно возникало; что это был Везувий, признали позже), по своей форме больше всего походило на пинию: вверх поднимался как бы высокий ствол и от него во все стороны расходились как бы ветви. Я думаю, что его выбросило током воздуха, но потом ток ослабел и облако от собственной тяжести стало расходиться в ширину; местами оно было яркого-белого цвета, местами в грязных пятнах, словно от земли и пепла, поднятых кверху".


Жители Помпеи уже переживали за 15 лет до этого извержение вулкана, но не сделали выводов. Виной - соблазнительное морское побережье и плодородные земли. Каждый садовник знает, как хорошо растет на золе урожай. Человечество до сих пор верит в "авось пронесет".

Везувий и после этого просыпался не раз, почти что раз в 20 лет. Сохранились многие рисунки извержений разных веков.

Последнее, 1944 года, было достаточно масштабным, в то время в Неаполе была американская армия, солдаты помогали во время катастрофы. Неизвестно, когда и каким будет следующее.

На итальянском сайте зоны возможных жертв во время извержения обозначены и легко увидеть, что учтена роза ветров.

Именно это особенно повлияло на гибель городов, ветер понес взвесь из выброшенных частиц в сторону юго-востока, как раз на города Геркуланум, Помпеи, Стабию и несколько других мелких вилл и селений. В течение суток они оказались под многометровым слоем пепла, но перед этим много людей погибло от камнепада, сгорело заживо, умерло от удушья. Легкое потряхивание не подсказало о приближающейся катастрофе, даже, когда уже с неба посыпались камни, многие предпочли молиться богам и прятаться в домах, где потом оказались замурованы заживо слоем пепла.

Гай Плиний, переживший всё это в облегченном варианте в Мезиме описывает случившееся:

"Уже первый час дня, а свет неверный, словно больной. Дома вокруг трясет; на открытой узкой площадке очень страшно; вот-вот они рухнут. Решено, наконец, уходить из города; за нами идет толпа людей, потерявших голову и предпочитающих чужое решение своему; с перепугу это кажется разумным; нас давят и толкают в этом скопище уходящих. Выйдя за город, мы останавливаемся. Сколько удивительного и сколько страшного мы пережили! Повозки, которым было приказано нас сопровождать, на совершенно ровном месте кидало в разные стороны; несмотря на подложенные камни, они не могли устоять на одном и том же месте. Мы видели, как море отходит назад; земля, сотрясаясь, как бы отталкивала его. Берег явно продвигался вперед; много морских животных застряло в сухом песке. С другой стороны черная страшная туча, которую прорывали в разных местах перебегающие огненные зигзаги; она разверзалась широкими полыхающими полосами, похожими на молнии, но большими".


Муки тех, у кого взрывался мозг от жары, легкие становились цементом и распадались зубы и кости, мы и представить не можем.


1939 лет назад, 24 августа 79 г. нашей эры произошло самое сокрушительное извержение вулкана Везувий, в результате которого были уничтожены города Геркуланум, Стабия и Помпеи. Это событие не раз становилось сюжетом произведений искусства, и самым известным из них является «Последний день Помпеи» Карла Брюллова. Однако немногие знают о том, что на этой картине художник изобразил не только самого себя, но и ту женщину, с которой его связывали романтические отношения, в четырех образах.



Во время работы над этой картиной художник жил в Италии. В 1827 г. он попал на раскопки Помпеи, в которых участвовал и его брат Александр. Очевидно, тогда у него и родился замысел создать монументальную картину на историческую тему. О своих впечатлениях он писал: «Вид сих развалин невольно заставил меня перенестись в то время, когда эти стены были еще обитаемы… Нельзя пройти сии развалины, не почувствовав в себе какого-то совершенно нового чувства, заставляющего все забыть, кроме ужасного происшествия с сим городом ».



Процесс подготовки занял у Брюллова несколько лет – он изучал обычаи древней Италии, узнавал подробности катастрофы из писем очевидца трагедии Плиния Младшего к римскому историку Тациту, несколько раз бывал на раскопках, исследуя разрушенный город, делал зарисовки в археологическом музее Неаполя. Кроме того, источником вдохновения художника была опера Пачини «Последний день Помпеи», и он одевал своих натурщиков в костюмы участников этого спектакля.



Некоторые фигуры на своем полотне Брюллов изобразил в тех же позах, в которых нашли скелеты в окаменевшем пепле на месте трагедии. Образ юноши с матерью художник позаимствовал у Плиния – тот описывал, как во время извержения вулкана старушка просила сына оставить ее и бежать. Однако на картине были запечатлены не только исторические детали с документальной точностью, но и современники Брюллова.



В одном из персонажей Брюллов изобразил самого себя – это художник, который пытается спасти самое дорогое, что у него есть, – ящик с кистями и красками. Он словно застыл на минуту, стараясь запомнить картину, развернувшуюся перед ним. Кроме того, Брюллов в четырех образах запечатлел черты своей возлюбленной, графини Юлии Самойловой: это девушка, который несет на голове сосуд, мать, обнимающая дочерей, женщина, прижавшая к груди малыша, и знатная помпеянка, упавшая с разбитой колесницы.





Графиня Самойлова была одной из самых красивых и богатых женщин начала XIX в. Из-за скандальной репутации ей пришлось уехать из России и поселиться в Италии. Там у нее собирался весь цвет общества – композиторы, художники, дипломаты, артисты. Для своих вилл она часто заказывала скульптуры и картины, в том числе и у Карла Брюллова. Он написал несколько ее портретов, по которым и можно установить сходство с образами, изображенными в «Последнем дне Помпеи». Во всех картинах чувствуется его нежное отношение к Самойловой, о чем писал А. Бенуа: «Вероятно, благодаря особенному его отношению к изображаемому лицу, ему удалось выразить столько огня и страсти, что при взгляде на них сразу становится ясной вся сатанинская прелесть его модели... ». Их роман с перерывами длился 16 лет, и за это время Брюллов даже успел жениться и развестись.



Художник старался быть максимально точным в передаче деталей, поэтому и сегодня можно установить выбранное Брюлловым место действия – это Геркуланские ворота, за которыми начиналась «Улица гробниц» – место погребения с пышными усыпальницами. «Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину », – писал он в одном из писем. В 1820-е гг. эта часть погибшего города была уже хорошо расчищена, что позволило художнику максимально точно воспроизвести архитектуру. Вулканологи обращали внимание на то, что Брюллов очень достоверно изобразил землетрясение мощностью в 8 баллов – именно так рушатся строения при подземных толчках такой силы.





На картине изображены несколько групп персонажей, каждая из которых – это отдельная история на фоне общей катастрофы, но это «многоголосие» не разрушает впечатления художественной целостности картины. Из-за этой особенности она была подобна заключительной сцене спектакля, в которой соединяются все сюжетные линии. Об этом писал Гоголь в статье, посвященной «Последнему дню Помпеи», сравнивая картину «по обширности и соединению в себе всего прекрасного с оперой, если только опера есть действительно соединение тройственного мира искусств: живописи, поэзии, музыки ». Писатель обратил внимание и на еще одну особенность: «Его фигуры прекрасны при всем ужасе своего положения. Они заглушают его своей красотой ».



Когда спустя 6 лет, в 1833 г. работа была завершена и картина была выставлена в Риме и в Милане, Брюллова ждал настоящий триумф. Итальянцы не скрывали своего восторга и оказывали художнику всевозможные почести: на улице перед ним прохожие снимали шляпы, при его появлении в театре все поднимались с мест, возле дверей его дома собиралось много людей, чтобы поприветствовать живописца. Вальтер Скотт, который на тот момент был в Риме, просидел перед картиной несколько часов, а потом подошел к Брюллову и сказал: «Я ожидал увидеть исторический роман. Но Вы создали много больше. Это – эпопея… »





В июле 1834 г. картину привезли в Россию, и тут успех Брюллова был не менее ошеломительным. Гоголь называл «Последний день Помпеи» «всемирным созданием», в котором «все так мощно, так смело, так гармонично сведено в одно, как только это могло возникнуть в голове гения всеобщего ». Баратынский написал хвалебную оду в честь Брюллова, строки из которой впоследствии стали афоризмом: «И стал «Последний день Помпеи» для русской кисти первый день! ». А Пушкин посвятил этой картине стихи:
Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется – с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождём, под воспалённым прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.



Согласно мифу, боги покарали Помпеи за распущенный нрав горожан: .

В Италии написал грандиозное полотно великий живописец Брюллов - «Последний день Помпеи». Описание картины будет представлено в нашей статье. Современники дали работе самые восторженные отзывы, а самого художника стали называть Великим Карлом.

Немного о К. И. Брюллове

Живописец родился в 1799 году в семье, которая, начиная с прадеда, была связана с искусством. Закончив Академию художеств с золотой медалью, он вместе с братом Александром, даровитым архитектором, отправляется в Рим. В Вечном городе он плодотворно работает, пишет портреты и картины, которые восхищают публику, критиков и венценосных особ. Шесть лет над монументальным плотном работал Карл Брюллов. «Последний день Помпеи» (описание картины и ее восприятие итальянцами можно выразить одним словом - триумф) стал шедевром для жителей страны. Они считали, что полотно художника вызывает мысли о героическом прошлом их родины именно в то время, когда вся страна охвачена борьбой за свободу.

Исторические факты

Описание картины Брюллова «Последний день Помпеи» надо начать с интересного факта: мастер посетил раскопки под Везувием в 1827 году. Это зрелище его просто ошеломило. Было видно, что жизнь прервалась в городе внезапно.

Были свежи колеи на мостовой, ярки краски надписей, которые извещали о сдаче помещений в аренду и о предстоящих развлечениях. В тавернах, где не хватало только продавцов, на столах остались следы от кубков и чаш.

Начало работы

Описание картины Брюллова «Последний день Помпеи» мы начинаем с рассказа о многолетней подготовительной работе художника, которая шла три года. Сначала был сделан по свежему впечатлению композиционный набросок.

После этого художник начал изучать исторические документы. Художник нашел нужные ему сведения в письмах свидетеля этой стихийного бедствия и известного римского историка Тацита. В них описан день, покрытый мглой, толпы мечущихся людей, не знающих, куда им бежать, крики, стоны... Кто-то оплакивал свою неминуемую гибель, другие - смерть близких. Над мечущимися фигурами - темное небо с зигзагами молний. Кроме того, художник создавал все новые и новые эскизы, писал различные группы людей, менял композицию. Это и составляет предварительное описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». Место, где происходит действие, для него было ясно сразу - перекресток улицы Гробниц. Как только Брюллов представил себе раскатистый, душераздирающий удар грома, он живо представил, как все люди замерли... К их страху прибавилось новое чувство - неотвратимость трагедии. Это отразилось в последней композиции художника и составляет описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». Материалы археологических раскопок дали художнику предметы быта для его полотна. Пустоты, которые образовались в лаве, сохранили контуры некоторых тел: вот с колесницы упала женщина, вот дочери и мать, вот молодые супруги. У Плиния художник позаимствовал образ матери и юноши.

Самоотверженный труд

Три года велась работа над огромным полотном. Рафаэль оказал огромное влияние на композиционное и пластическое решение, на характеристики и описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». Художник ранее у него учился, копируя фрески «Пожар в Борго» и «Афинскую школу», где действует около сорока персонажей. Столько же героев изображено на многофигурном полотне Брюллова? Очень важным было в работе над картиной ввести в нее своих современников, сблизив далекие эпохи. Так появился на полотне портрет легкоатлета Марини - фигура отца в семейной группе.

Под кистью художника возникает образ его любимой модели то в виде девушки, то в виде матери. Ю. Самойлова была воплощением его идеала, который пылал мощью и страстью красоты. Ее образ заполнил воображение художника, и все женщины на его полотне приобрели полюбившиеся мастеру черты.

Композиция картины: сочетание романтизма и классицизма

Романтизм и классику смело соединяет на полотне Брюллов («Последний день Помпеи»). Описание картины кратко можно охарактеризовать так, что в композиции мастер не стремился все заключить в классические треугольники. Кроме того, прислушиваясь к голосу романтизма, он изобразил массовую народную сцену, нарушив классический принцип барельефности. Действие развивается, уходя вглубь полотна: с колесницы упал мужчина, которого увлекают испуганные кони. Взгляд зрителя невольно устремляется за ним в пучину, в круговорот событий.

Но не от всех бесстрастных идей классицизма ушел живописец. Его герои прекрасны внешне и внутренне. Ужас их положения заглушен идеальной красотой персонажей. Этим смягчен для зрителя трагизм их состояния. Кроме того, в композиции используется прием контраста между паникой и спокойствием.

Композиция действия

В холсте, наполненном движением, очень важна ритмика жестов рук и движений тел. Руки оберегают, защищают, обнимают, с гневом простираются к небу и бессильно падают. Подобно скульптурам их формы объемны. Их хочется обойти, чтобы пристальнее рассмотреть. Контур отчетливо охватывает каждую фигуру. Этот классический прием не отвергали романтики.

Колорит полотна

Трагически мрачен день катастрофы. Тьма, совершенно непроглядная, нависла над терпящими бедствие людьми. Эти черные клубы дыма и пепла разрывают острые яркие молнии. Горизонт заливает кроваво-красный свет пожара. Его отсветы ложатся на падающие здания и колонны, на людей - мужчин, женщин, детей - придавая еще больший трагизм ситуации и показывая неотвратимую угрозу гибели. Брюллов стремится к естественности освещения, нарушая требования классицизма. Он тонко улавливает рефлексы света и соединяет их с отчетливой светотенью.

Характеры персонажей холста

Описание и анализ картины Брюллова «Последний день Помпеи» будет неполным, если не рассмотреть всех людей, действующих на картине. Для них наступил день Страшного суда: каменные монументальные здания рушатся, как бумажные, от подземных толчков. Кругом грохот, крики о помощи, мольбы богам, которые отказались от несчастных. Сущность человеческой души полностью обнажена перед ликом смерти. Все группы, являющиеся по сути портретом, обращены лицом к зрителю.

Правая сторона

Среди благородства встречаются низменные лица: корыстолюбивый вор, который несет драгоценности в надежде, что он выживет. Языческий жрец, который убегает и пытается спастись, забыв о том, что должен молить богов о милости. Страх и смятение в композиции семьи, укрывшейся покрывалом... Таково описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». Фото шедевра в статье детально показывает, как молодой отец воздевает в мольбе руку к небу.

Дети, обнимающие мать, преклонили колени. Они неподвижны и просто ждут страшной неминуемой участи. Им некому помочь. Христианин с обнажившейся грудью и крестом на ней верит в будущее воскресение.

Только одна фигура спокойна - художник.

Его задача - быть выше страха смерти и навеки запечатлеть трагедию. Брюллов, вводя в картину свой портрет, показывает мастера как свидетеля разыгравшейся драмы.

Центральная и левая часть холста

В центре - разбившаяся намертво молодая мать, которую обнимает ничего не понимающий малыш. Это очень трагичный эпизод. Умершая символизирует гибель античного мира.

Самоотверженные сыновья несут бессильного старика-отца. Они наполнены любовью к нему и совсем не думают о своем собственном спасении.

Юноша уговаривает сидящую без сил мать встать и пойти, чтобы спастись. Вдвоем это трудно, но благородство не позволяет юному молодому человеку оставить старушку.

Молодой парень всматривается в лицо нежной невесты, совсем потерявшей силу духа от стоящего кругом грохота, вида смертей, огненного зарева, которые им сулят гибель.

Он не отходит от любимой, хотя смерть может их застигнуть в любой момент.

Ключевой картиной в истории искусства суждено было стать шедевру «Последний день Помпеи» К. Брюллова. Он уловил дух времени и создал полотно о тех, кто умеет жертвовать всем ради своих близких. Об обыкновенных людях, чьи нравственные понятия стоят неизмеримо высоко во время жестоких испытаний. Зрелище того, как мужественно они выносят выпавшее на их долю тяжкое бремя, должно служить примером, как в любую эпоху и в любом месте действует истинная любовь к человеку.

Это статья молодой талантливой лирушницы под ником , сотрудницы Муромского историко-художественного музея. Называется статья "Шедевр и трагедия или история одной картины" и посвящена гениальной картине Карла Брюллова "Последний день Помпеи".

Мне статья очень понравилась, я ее цитировала, но цитаты читаются редко, и с разрешения автора я помещаю ее целиком в этом посте, немного приукрасив репродукциями картины и музыкальным сопровождением.

Прочтите ее, уверяю, не пожалеете...

Эдвин Мартин - Вивальди Tosco Fantasy


Проходя по залам Муромской галереи, гости Мурома часто замирают в изумлении, у одного невзрачного на первый взгляд экспоната. Это простой черно - белый рисунок в обычной рамке за стеклом. Казалось бы, чем он так привлекает посетителей музея? Однако всмотревшись в его поблекшие черточки, трудно сдержать невольный вздох восхищения. На желтоватой бумаге экспоната изображен знакомый многим с детства сюжет известнейшей картины. Перед гостями эскиз Карла Брюллова к его знаменитому полотну «Последний день Помпеи» - одна из ярчайших жемчужен Муромской галереи!

Редкий музей может похвастаться подобным приобретением в своей коллекции. Порой этот эскиз заставляет удивиться даже гостей из Москвы и Петербурга. А завораживает их не только уникальность старого рисунка, но и притяжение трагического сюжета, переданное гением художника.

И действительно, этот небольшой пожелтевший листок рассказывает зрителям не только о страшной катастрофе древности, но и том, как создавалось величайшее полотно русской живописи.

НАКАНУНЕ ТРАГЕДИИ.

Талантливая кисть Брюллова раскрыла перед нами одну из картин ужасной трагедии Древнего мира. За два роковых дня, 24 и 25 августа 79 года н.э., прекратили свое существование сразу несколько римских городов — Помпей, Геркуланума, Стабии и Октавианума. И виною этого стало пробуждение вулкана Везувий, у подножья которого расположились эти поселения.

Люди давно и по достоинству оценили высокую, ни с чем несравнимую плодородность вулканических почв и начали возделывать их с незапамятных времен. В распоряжении ученых имеются письменные источники о том, что еще более двух тысяч лет назад, вокруг Везувия и на его склонах собирались богатые урожаи.

В начале I в. Везувий был покрыт густым лесом с диким виноградом. На его вершине располагалось заросшее чашевидное углубление — следы древнего кратера, сохранившегося после 300-летнего периода покоя вулкана. В этом кратере в 72 г. скрывался Спартак с восставшими рабами. На его поиск были брошены 3000 солдат во главе с претором Клодиусом Пулькером. Однако Спартак ускользнул от них и вырвался на равнину, окружающую вулкан с севера.

Вулканические пеплы и туфы, плащом покрывавшие пологие склоны Везувия и его окрестности, делали земли вокруг него необычайно плодородными. Особенно хорошо росли кукуруза, ячмень, орехи, пшеница, виноград. Недаром эта область славилась отличными винами

А в начале новой эры область вблизи Неаполитанского залива была еще и излюбленным местом жительства богатых римлян. На севере располагался город Геркуланум, южнее находились Помпеи и Стабия — три своего рода дачных предместья Неаполя. Патрициев привлекал сюда мягкий и теплый климат. А потому эта часть берега залива близ Неаполя была застроена богатыми виллами.

Первые признаки беспокойства Везувия были замечены еще в середине августа 79 года. Но тогда это мало кого озадачило. Подобные сюрпризы замечалось за вулканом и раньше. Последний раз он основательно «побеспокоил» Помпеи 5 февраля 62 года н.э. Мощное землетрясение порядком разрушило город, но это не послужило уроком его жителям. Они не спешили покидать обжитые места. И это не случайно!

Итак, последующие 15 лет Помпей строился - жители города восстанавливали разрушенные землетрясением дома и строили новые здания.

Как это ни странно, горожане, несмотря на жестокий урок судьбы, не принимали Везувий в серьез и дальнейших неприятностей от него не ждали.

Подземные толчки не очень беспокоили горожан. Они каждый раз заделывали трещины в домах, попутно обновляя интерьер и добавляя новые украшения. Никакой паники.

ДЕНЬ ГНЕВА БОГОВ.В

Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламя
широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется — с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождём, под воспалённым прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.

А.С. Пушкин.

24 августа начинался как самый обычный день в жизни Помпеи. С утра ни что не предвещало о надвигающейся трагедии. Яркое солнце заливало улицы города. Народ неспешно занимался своими делами, обсуждая последние новости. Работали лавки, в храмах курились благовония, а в городском театре готовились к представлению - в этот день должны были состояться очередные бои гладиаторов. Эти красавцы - воины гордо прогуливались по улицам Помпеи, со смехом, читая надписи на стенах домов, которые им оставляли многочисленные поклонницы.

Теперь, спустя почти 2000 лет мы знаем буквально по минутам, что происходило в те трагические дни. И это благодаря двум потрясающим письмам Плиния Младшего - очевидца трагедии.

24 августа, около 2 часов пополудни над Везувием начало быстро подниматься гигантское облако белого цвета с бурыми пятнами. Оно росло и на высоте растекалось в стороны, напоминая крону средиземноморской сосны — пинии. Вблизи вулкана слышался страшный грохот, и происходили непрерывные подземные толчки, ощущавшиеся и в Мизено(примерно в 30 км от Помпеи), где находилась семья Плиния. Строки его письма гласят, что тряска была настолько сильной, что повозки кидало из стороны в сторону, с домов обваливалась черепица и рушились статуи и обелиски.

Небо внезапно сделалось грозным, облако становилось все темнее и темнее…

За обильным пеплопадом полностью скрылось солнце, и наступила кромешная тьма. Это еще больше усилило тревогу и замешательство людей. В это же время на западных склонах вулкана шли сильные ливни, которые во время извержений случаются часто. Рыхлые пепловые и пемзовые толщи на склонах, „насытившись“ водой, ринулись вниз мощными грязевыми, по-видимому, горячими потоками — лахарами. Три таких потока, следовавших один за другим, накрыли город Геркуланум, располагавшийся на берегу моря, в мгновение ока уничтожив всё живое.

Геркаланум погиб первым, поскольку располагался почти у подножия Везувия. Его жители города, пытавшиеся спастись бегством, погибли под лавой и пеплом.

Судьба Помпей сложилась по-иному. Здесь не было потока грязи, единственным спасением от которого было, по-видимому, бегство; здесь все началось с вулканического пепла, который можно было легко стряхнуть. Однако вскоре стали падать лапилли, потом - куски пемзы, по нескольку килограммов каждый.

Вся опасность становилась ясной лишь постепенно. И когда наконец люди поняли, что им угрожает, было уже слишком поздно. На город опустились серные пары; они заползали во все щели, проникали под повязки и платки, которыми люди прикрывали лица, - дышать становилось все труднее... Пытаясь вырваться на волю, глотнуть свежего воздуха, горожане выбегали на улицу - здесь они попадали под град лапилли и в ужасе возвращались назад, но едва переступали порог дома, как на них обваливался потолок, погребая их под своими обломками. . На улицу нельзя было выйти, не прикрыв голову подушкой, так как вместе с пеплом на голову падали тяжелые камни. Некоторым удавалось отсрочить свою гибель: они забивались под лестничные клетки и в галереи, проводя там в предсмертном страхе последние полчаса своей жизни. Однако позднее и туда проникали серные пары.

К тому времени, когда пришедшие в ужас жители осознали всю серьезность и опасность своего положения, улицы были уже погребены под толстым слоем пепла, а он все падал и падал с неба. Мягкий пепел на земле, низвергающийся пепел с неба, сернистые пары в воздухе…

Люди, обезумевшие от страха и ужаса, бежали, оступались и падали, погибая прямо на улицах, и их мгновенно засыпал пепел. Некоторые из них решили оставаться в домах, где пепла не было, но дома быстро заполнялись ядовитыми парами, и сотни людей погибали от удушья. Многие нашли свою гибель под развалинами собственных домов, были раздавлены крышами, которые обрушивались под тяжестью пепла.

Последним ударом Везувия по несчастным городам стала огненная стена лавы, навсегда похоронившая некогда цветущие поселения.

Сорок восемь часов спустя вновь засияло солнце, однако и Помпеи и Геркуланум к тому времени уже перестали существовать.. На месте маслин и зеленых виноградников, на мраморных виллах и на всем городе лежали пепел и волнообразная лава. В радиусе восемнадцати километров все было разрушено. Причем пепел занесло даже в Сирию и Египет.

Теперь же над Везувием был виден только тонкий столб дыма, и снова голубело небо…

Однако, не смотря на размах трагедии, из двадцати тысяч жителей Помпеи погибла только две тысячи. Многие жители вовремя поняли, чем им может грозить начавшееся извержение, и постарались побыстрее уйти в безопасное место.

Прошло почти семнадцать столетий. В середине XVIIIвека, люди другой культуры, других обычаев взялись за заступы и откопали то, что так долго покоилось под землей.

До того как начались раскопки, был известен только сам факт гибели двух городов во время извержения Везувия. Теперь это трагическое происшествие постепенно вырисовывалось все яснее и сообщения о нем античных писателей облекались в плоть и кровь. Все более зримым становился ужасающий размах этой катастрофы и ее внезапность: будничная жизнь была прервана настолько стремительно, что поросята остались в духовках, а хлеб в печах. Какую историю могли, например, поведать останки двух скелетов, на ногах которых еще сохранились рабские цепи? Что пережили эти люди - закованные, беспомощные, в те часы, когда кругом все гибло? Какие муки должна была испытать эта собака, прежде чем околела? Ее нашли под потолком одной из комнат: прикованная цепью, она поднималась вместе с растущим слоем лапилли, проникавших в комнату сквозь окна и двери, до тех пор, пока, наконец, не наткнулась на непреодолимую преграду - потолок, тявкнула в последний раз и задохнулась.

Под ударами заступа открывались картины гибели семей, ужасающие людские драмы. . Некоторых матерей нашли с детьми на руках; пытаясь спасти детей, они укрывали их последним куском ткани, но так и погибли вместе. Некоторые мужчины и женщины успели схватить свои сокровища и добежать до ворот, однако здесь их настиг град лапилли, и они погибли, зажав в руках свои драгоценности и деньги.

"Cave Canem" - "Остерегайся собаки" гласит надпись из мозаики перед дверью одного дома. На пороге этого дома погибли две девушки: они медлили с бегством, пытаясь собрать свои вещи, а потом бежать было уже поздно. У Геркулесовых ворот тела погибших лежали чуть ли не вповалку; груз домашнего скарба, который они тащили, оказался для них непосильным. В одной из комнат были найдены скелеты женщины и собаки. Внимательное исследование позволило восстановить разыгравшуюся здесь трагедию. В самом деле, почему скелет собаки сохранился полностью, а останки женщины были раскиданы по всей комнате? Кто мог их раскидать? Может быть, их растащила собака, в которой под влиянием голода проснулась волчья природа? Возможно, она отсрочила день своей гибели, напав на собственную хозяйку и разодрав ее на куски. Неподалеку, в другом доме, события рокового дня прервали поминки. Участники тризны возлежали вокруг стола; так их нашли семнадцать столетий спустя - они оказались участниками собственных похорон.

В одном месте смерть настигла семерых детей, игравших, ничего не подозревая, в комнате. В другом - тридцать четырех человек и с ними козу, которая, очевидно, пыталась, отчаянно звеня своим колокольчиком, найти спасение в мнимой прочности людского жилища. Тому, кто слишком медлил с бегством, не могли помочь ни мужество, ни осмотрительность, ни сила. Был найден скелет человека поистине геркулесовского сложения; он также оказался не в силах защитить жену и четырнадцатилетнюю дочь, которые бежали впереди него: все трое так и остались лежать на дороге. Правда, в последнем усилии мужчина, очевидно, сделал еще одну попытку подняться, но, одурманенный ядовитыми парами, медленно опустился на землю, перевернулся на спину и застыл. Засыпавший его пепел как бы снял слепок с его тела; ученые залили в эту форму гипс и получили скульптурное изображение погибшего помпеянина.

Можно себе представить, какой шум, какой грохот раздавался в засыпанном доме, когда оставленный в нем или отставший от других человек вдруг обнаруживал, что через окна и двери выйти уже нельзя; он пытался прорубить топором проход в стене; не найдя здесь пути к спасению, он принимался за вторую стену, когда же и из этой стены ему навстречу устремлялся поток, он, обессилев, опускался на пол.

Дома, храм Изиды, амфитеатр - все сохранилось в неприкосновенном виде. В канцеляриях лежали восковые таблички, в библиотеках - свитки папируса, в мастерских - инструменты, в банях - стригилы (скребки). На столах в тавернах еще стояла посуда и лежали деньги, брошенные в спешке последними посетителями. На стенах харчевен сохранились любовные стишки и прекрасные фрески.

«И СТАЛ ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ ДЛЯ РУССКОЙ КИСТИ ПЕРВЫМ ДНЕМ…»

Впервые Карл Брюллов посетил раскопки Помпеи летом 1827 года. История трагической катастрофы, постигшей древний город, целиком захватила все помыслы живописца. Скорее всего, именно тогда у него и родился замысел создать монументальную историческую картину.

Художник стал собирать необходимые материалы, прежде чем приступить к написанию картины. Важным источником сведений послужили для него письма очевидца катастрофы Плиния Младшего к римскому историку Тациту, содержавшие подробности катастрофы.

Брюллов изучал обычаи древней Италии, несколько раз бывал в Неаполе, исследовал разрушенную Помпею, ходил по ее улицам, подробно осматривал дома, сохранившиеся под вулканическим пеплом со всей обстановкой и утварью. Посещал Неаполитанский музей, где находились поразительно живые отпечатки тел людей, засыпанных горячим пеплом. Он делает ряд эскизов: пейзажа, руин, окаменелых фигур.

Художник несколько раз посещал оперу Пачини «Последний день Помпеи» и одевал своих натурщиков в костюмы героев этого спектакля. По материалам археологических раскопок Брюллов пишет не только все предметы быта. Некоторые фигуры он изобразит в тех самых позах, которые сохранили пустоты, образовавшиеся в застывшей лаве на месте испепеленных тел, - мать с дочерьми, упавшая с колесницы женщина, группа молодых супругов. Образ юноши с матерью художник взял у Плиния.

В 1830 г. художник начал работу на большом холсте. Он писал на таком пределе духовного напряжения, что, случалось, его буквально на руках выносили из мастерской. Однако, даже пошатнувшиеся здоровье не прекращает его работы.

И вот родилась окончательная композиция картины.

Толпа в картине разбивается на отдельные группы, по которым зритель постепенно считывает литературный замысел художника - изобразить чувства и поведение людей перед лицом гибели.

Каждая группа имеет свое содержание, вытекающее из общего содержания картины. Мать стремится укрыть детей. Сыновья спасают старика отца, несут его на плечах. Жених уносит бесчувственную невесту. Немощная мать - убеждает сына не обременять себя, а отец семейства последним в жизни движением пытается укрыть своих близких. Но вот всадник, у которого спастись шансов куда больше, чем у других, мчит во весь опор, не желая никому помочь. И жрец, которого привыкли слушать и которому верили, трусливо покидает гибнущий город, надеясь остаться незамеченным.

В одной из групп заднего плана художник изобразил самого себя. В его глазах не столько ужас перед смертью, сколько пристальное внимание художника, обостренное ужасным зрелищем. Он несет на голове самое дорогое - ящик с красками и другими живописными принадлежностями. Кажется, он замедлил шаги и старается запомнить развернувшуюся перед ним картину.

И вот полотно было закончено. Подготовка к работе шедевром заняли шесть лет жизни мастера.(1827-1833гг.) Но и ее успех был грандиозным.

Еще задолго до окончания в Риме начали говорить о дивной работе русского художника. Когда же двери его мастерской на улице Святого Клавдия широко распахнулись для публики, и когда потом картина была выставлена в Милане, итальянцы пришли в неописуемый восторг. Имя Карла Брюллова сразу стало известным на всем италийском полуострове - с одного его конца до другого. При встречах на улицах, всякий снимал перед ним шляпу; при его появлении в театрах все вставали; у дверей дома, где он жил, или ресторации, где он обедал, всегда собиралось много народу, чтобы приветствовать его.

Настоящий же триумф ожидал К. Брюллова на родине. Картину привезли в Россию в июле 1834 года, и она сразу же стала Предметом патриотической гордости, оказалась в центре внимания русского общества. Многочисленные гравированные и литографические воспроизведения "Последнего дня Помпеи" разнесли славу К. Брюллова далеко за пределы столицы. Лучшие представители русской культуры восторженно приветствовали прославленное полотно: А.С. Пушкин переложил его сюжет в стихи, Н.В. Гоголь называл картину "всемирным созданием", в котором все "так мощно, так смело, так гармонично сведено в одно, как только это могло возникнуть в голове гения всеобщего". Но даже и эти собственные восхваления казались писателю недостаточными, и он назвал картину "светлым воскресением живописи. Он (К. Брюллов) силится схватить природу исполинскими объятиями".

Е. А. Боратынский, сочинил по этому случаю хвалебную оду. Слова из которой -"Последний день Помпеи стал для русской кисти первым днем!" - стали в последствии знаменитым афоризмом.

Владелец картины Анатолий Демидов подарил картину Николаю I, который выставил картину в Академии художеств как руководство для начинающих живописцев. После открытия Русского музея в 1895 году, полотно выставили там, и к нему получила доступ широкая публика.

Примечание .

Примерно так выглядел живописец Карл Павлович Брюллов во время работы над своей картиной. Это автопортрет художника, датированный "около 1833г.". Ему было всего-то 28 лет, когда он приступил к этой работе, и 34, когда закончил картину.

Таким он и изобразил себя на полотне (помните, с ящиком на голове...), лучше всего его можно рассмотреть на первом сверху фрагменте картины.

Русский художник Карл Брюллов, несомненно, был достаточно уважаем за свое мастерство задолго до создания этого шедевра. Тем не менее, именно «Последний день Помпеи» принес Брюллову без преувеличения всемирную славу. Почему же картина-катастрофа оказала такое влияние на публику, и какие тайны она скрывает от зрителей до сих пор?

Почему именно Помпеи?

В конце августа 79 года нашей эры в результате извержения вулкана Везувий города Помпеи, Геркуланум, Стабии и множество мелких селений стали могилами для нескольких тысяч местных жителей. Настоящие археологические раскопки канувших в Лету местностей начались лишь в 1748 году, то есть за 51 год до рождения самого Карла Брюллова. Понятно, что археологи работали не один день, а несколько десятилетий. Благодаря этому обстоятельству художнику удалось-таки лично побывать на раскопках и побродить по древнеримским улицам уже освобожденным от застывшей лавы. Причем, в тот момент наиболее расчищенными оказались именно Помпеи.

Вместе с Брюлловым там прогуливалась и графиня Юлия Самойлова, к которой Карл Павлович питал теплые чувства. Позже она сыграет в создании шедевра любовника огромную роль да еще и не одну. Брюллов и Самойлова имели возможность увидеть здания древнего города, отреставрированные предметы быта, останки погибших людей. Все это оставило глубокий и яркий отпечаток на тонкой натуре художника. Было это в 1827 году.

Исчезновение персонажей

Впечатленный Брюллов практически сразу взялся за работу, причем, весьма серьезно и основательно. Он посещал окрестности Везувия не единожды, делая наброски для будущего полотна. Кроме того художник ознакомился с дошедшими до наших дней манускриптами, в том числе с письмами очевидца катастрофы, древнеримского политика и писателя Плиния Младшего, дядя которого Плиний Старший при извержении погиб. Конечно, такая работа требовала много времени. Поэтому подготовка к написанию шедевра заняла у Брюллова больше 5-ти лет. Само же полотно, площадью более 30-ти квадратных метров, он создал меньше чем за год. От изнеможения художник порой не мог идти, его буквально выносили из мастерской. Но даже и при такой тщательной подготовке и тяжелой работе над шедевром Брюллов то и дело изменял первоначальный замысел в той или иной мере. Например, он не стал использовать набросок, на котором был нарисовал вор, снимавший украшения с упавшей женщины.

Одинаковые лица

Одна из главных загадок, которую можно обнаружить на полотне, это присутствие на картине нескольких одинаковых женских лиц. Это девушка с кувшином на голове, женщина, лежащая на земле с ребенком, а также мать, обнимающая своих дочерей, и особа с мужем и детьми. Зачем же Брюллов нарисовал их настолько похожими? Дело в том, что натурой для всех этих персонажей послужила одна и та же дама – та самая графиня Самойлова. Несмотря на то, что других людей на картине художник рисовал с обычных жителей Италии, видимо, Самойлову Брюллову, охваченному определенными чувствами, просто нравилось писать.

Кроме того в толпе, изображенной на полотне, можно отыскать и самого живописца. Он изобразил себя тем, кем он и являлся, художником с ящиком, наполненным рисовальными принадлежностями, на голове. Этот метод, как своеобразный автограф, использовали многие итальянские мастера. А Брюллов много лет провел в Италии и именно там обучался искусству живописи.

Христианин и язычник

Среди персонажей шедевра присутствует и приверженец христианской веры, которого легко узнать по кресту на груди. К нему жмется мать с двумя дочерьми, будто ища у старика защиты. Однако нарисовал Брюллов и языческого священника, который стремительно убегает, не обращая никакого внимания на испуганных горожан. Несомненно, христианство в то время подвергалось гонениям и доподлинно неизвестно, мог ли кто-нибудь из приверженцев этой веры находиться тогда в Помпеях. Но Брюллов, стараясь придерживаться документальной достоверности событий, внес в свое произведение и скрытый смысл. Посредством вышеозначенных священнослужителей он показал не только сам катаклизм, но исчезновение старого и рождение нового.