02 Октябрь 2011

Само слово «балетмейстер» обозначает – «мастер балетного спектакля». Балетмейстеры работают в оперно-балетных театрах, в музыкальной комедии, на эстраде, в ансамблях классического и народного танцев и т.д. Одни создают большие балеты, другие их репетируют, ведут педагогическую работу. Следует подразделение балетмейстера на 4 типа: сочинитель, постановщик, репетитор и танцмейстер.
Первого из них можно сравнить с композитором, однако композитор будет в воображении слушателей, создавая музыкальные образы, а балетмейстер для достижения той же цели создает образы пластические зримые. Способность мыслить хореографическими образами отличает балетмейстера от режиссера драмы или оперы, но он так же имеет дело с драматургией, которую ему предстоит воплотить в своей хореографии, в развитии пластической линии, поэтому он должен быть мыслителем, философом, психологом, педагогом. Балетмейстер-сочинитель сам является автором балета, сочинителем всего хореографического текста. Некоторые люди приравнивают творчество балетмейстера к труду режиссера. Еще Новерр писал: «Широко распространено ошибочное мнение, будто балетмейстер может сочинять балеты сидя и письменно, или устно указывать на фигуры, действия, выражения и жесты». Нет более утомительной в физическом и умственном отношении профессии, нежели профессия балетмейстера: он должен и ставить, и сочинять, и показывать. Если артисты не воспринимают сразу, то он обязан начинать сначала.
Балетмейстер-постановщик – это тот, кто ставит уже сочиненное произведение и чаще всего эти два типа: балетмейстер-сочинитель и балетмейстер-постановщик объединяются в одном лице, но кто-то должен еще и репетировать. Этим занимается балетмейстер-репетитор, он чаще занимается возобновлением старых спектаклей, вводом в них новых исполнителей, а так же работает со вторым и третьим составами. На его обязанности лежит вся работа по показу и отделке танцев и мизансцен как сольных, так и массовых. В числе балетмейстеров репетиторов, мы видим таких знаменитых артистов и артисток как М. Семенова, Г. Устинова, Н. Дудинская, А. Мессерер и многие другие.
Четвертый тип балетмейстера можно назвать танцмейстером и вот почему. Если слово «балетмейстер» принято употреблять в значении «создатель балетного спектакля», т.е. большой формой театрального представления. То слово «танцмейстер» буквально означает «мастер танца», т.е. отдельного номера. В жанре малых форм работали многие хореографы прошлого, ему уделяют немало внимания и современные балетмейстеры. Быть балетмейстером – это призвание, это дар!

Балетмейстер – это постановщик танцевальных номеров в концертах, балетных спектаклей, хореографических сцен в музыкальных и драматических спектаклях, руководитель ансамбля танца или труппы танцовщиков. Это тот человек, который придумывает и воплощает в жизнь образы персонажей, их движения, пластику, выбирает музыкальный материал, а также определяет, какими должны быть свет, грим, костюмы, декорации. Искусству танца необходимо учиться ещё с раннего возраста. Как правило, обучение начинается со школы, затем продолжается в профессиональном училище и высшем учебном заведении.

Профессия балетмейстера

Подразумевает под собой создание и постановку хореографических номеров, театральных и балетных выступлений. То есть, балетмейстер воплощает в жизнь свои идеи и видение сценических образов посредством хореографических инструментов.

Профессия балетмейстера очень многогранна, недостаточно просто знать хореографию, нужно обязательно разбираться в смежных дисциплинах, таких как: музыка, драматургия, литература, скульптура. Чтобы создать действительно стоящее произведение, нужно совмещать свой талант, знания и умение мастерски работать с коллективом.

Можно выделить четыре ответвления деятельности балетмейстера:

  • Балетмейстер-сочинитель , который занимается непосредственно созданием новых спектаклей и танцев. Главная его задача это создание танцевально-пантомимной партитуры балета.
  • Балетмейстер-постановщик , который ставит уже сочиненные произведения. На репетициях балетмейстер сам показывает исполнителю, как тот должен танцевать и чем выразительнее и точнее он это делает, тем проще танцору повторить движения, вжиться в образ. Часто сочинитель и постановщик это один и тот же человек.
  • Балетмейстер-репетитор , который составляет план репетиций, планирует занятия и разучивает хореографические партии с артистами. Является ближайшим помощником балетмейстера-постановщика. Чтобы добиться высоких результатов, балетмейстер должен хорошо знать каждого участника коллектива и его возможности. Главная цель это довести до совершенства образ героя и исполнительское мастерство.
  • Танцмейстер , который ставит отдельные номера в жанре малых форм.

Балетмейстер должен, несомненно, обладать большим талантом, чтобы развить его нужно учиться и тренироваться на протяжении многих лет. Развивать, кроме хореографических навыков, музыкальный слух, зрительную память и чувство ритма, должен уметь воспроизводить жесты и движения различных характеров.

Одной из самых ответственных задач является постановка произведения мировой классики или восстановление спектакля после длительного перерыва.

Чтобы правильно донести до зрителя идею и сюжет произведения, балетмейстер должен быть увлечен своей работой и творчески к ней относиться. Чаще всего выбор костюмов тоже входит в его обязанности.

Балетмейстер

То, насколько сильное эмоциональное воздействие окажет танцевальный номер, хореографическая сцена в музыкальном и драматическом театре или всё балетное представление полностью, зависит от того, насколько красиво и точно организованы перемещения и взаимодействия танцовщиц и танцовщиков, от выразительности и оригинальности их движений, от того, как сочетаются их танцы с музыкальным материалом, с освещением сцены, с костюмами и гримом – всё это вместе создаёт единый образ всего действа. А балетмейстер - это как раз тот человек, который и является его создателем. Он должен знать все правила и тонкости искусства балета, его историю, чтобы создавать такие танцы, которые будет интересно смотреть зрителям и исполнять танцовщикам. Постановщик должен владеть знаниями, иметь опыт и способности организатора, обладать богатым воображением, фантазией, быть оригинальным в своих идеях, иметь талант, быть музыкальным, понимать музыку, иметь чувство ритма, уметь выражать эмоции при помощи пластики – именно из этих составляющих и складывается искусство балетмейстера. Если всё это есть в арсенале руководителя, то его постановка будет иметь успех у публики и критиков.

Слово «балетмейстер» в переводе на русский язык означает «мастер танца». Эта профессия сложна, и в неё требуется вкладывать очень много труда и сил, как физических, так и моральных. Постановщик должен показывать всем исполнителям их партии, объяснять, какие эмоции они должны выразить в пластике и мимике. Сложность такой работы ещё и в том, что сценарий танца нельзя записать на бумагу, балетмейстер должен держать его в голове и показать артистам, чтобы они выучили свою партию. Знакомство танцовщиков с ролью происходит непосредственно на репетициях, тогда как актёры драмы и музыкального театра имеют возможность заранее получить текстовый и нотный материал. Балетмейстер должен раскрыть исполнителю содержание его роли, показывая ему, что необходимо танцевать и как. И чем выразительнее постановщик продемонстрирует свою мысль артисту, тем быстрее и легче его замысел будет понят и усвоен.

Задача балетмейстера заключается ещё и в том, чтобы выстроить танец или весь спектакль таким образом, чтобы поддерживать и повышать зрительский интерес. Сами по себе танцевальные движения – это всего лишь механические упражнения, набор поз, которые ничего не скажут зрителю, они лишь продемонстрируют гибкость тела исполнителя, а говорить они будут только в том случае, если постановщик наполнит их мыслью и чувством и поможет артисту вложить в них ещё и его душу. Во многом от этого будет зависеть успех спектакля и продолжительность его «жизни» на сцене. Самым первым исполнителем всех танцев является сам балетмейстер, ведь ему нужно сначала продемонстрировать исполнителям их партии.

Балетмейстеры прошлого и настоящего

Знаменитые балетмейстеры России и мира 19 и 20 столетий :

  • Мариус Петипа , который внёс огромный и неоценимый вклад в русский балет;
  • Хосе Мендес – был постановщиком во многих знаменитых театрах мира, в том числе и в Большом театре в Москве;
  • Филиппо Тальони ;
  • Жюль Жозеф Перро – один из ярчайших представителей «романтического балета»;
  • Гаэтано Джойя – представитель итальянской хореодрамы;
  • Джордж Баланчин – положил начало американскому балету, а также современной балетной неоклассике, считал, что сюжет должен выражаться исключительно при помощи тел танцовщиков, а декорации и пышные костюмы – это лишнее;
  • Михаил Барышников – внёс большой вклад в мировое балетное искусство;
  • Морис Бежар – один из самых ярких балетмейстеров 20 века;
  • Марис Лиепа ;
  • Пьер Лакотт – занимался реставрацией старинной хореографии;
  • Игорь Моисеев – создатель первого в России профессионального ансамбля в народном жанре;
  • Вацлав Нижинский – был новатором в хореографическом искусстве;
  • Рудольф Нуриев ;
  • Алексей Ратманский .

Современные балетмейстеры мира :

  • Жером Бель – представитель школы современного балета;
  • Начо Дуато ;
  • Иржи Килиан ;
  • Анжелен Прельжокаж яркий представитель нового французского танца.

Балетмейстеры России 21 века :

  • Борис Эйфман – создатель собственного театра;
  • Алла Сигалова ;
  • Людмила Семеняка ;
  • Майя Плисецкая ;
  • Гедеминас Таранда ;
  • Евгений Панфилов – создатель своей балетной труппы, энтузиаст в жанре свободного танца.

Все эти русские балетмейстеры очень известны не только в нашей стране, но и за рубежом.

Мариус Петипа

Французский и российский балетмейстер, который оставил огромное наследие. С 1847 года поступил на службу балетмейстером в Мариинский театр Санкт-Петербурга и в Большой театр Москвы, по приглашению российского императора. В 1894 году он стал подданным Российской Империи. Был постановщиком огромного количества балетов, таких как «Жизель», «Эсмеральда», «Корсар», «Дочь фараона», «Дон Кихот», «Баядерка», «Сон в летнюю ночь», «Дочь снегов», «Роберт-Дьявол» и мн. др.

Ролан Пети

Есть известные балетмейстеры, которые считаются классиками балета 20 века. Среди них одна из ярких фигур – это Ролан Пети. В 1945 году он создал собственную балетную труппу в Париже, которая была названа «Балет Елисейских полей». Через год он поставил знаменитый спектакль «Юноша и смерть» на музыку И.С. Баха, который вошёл в классику мирового искусства. В 1948 году Ролан Пети основал новую балетную труппу под названием «Балет Парижа». В 50-е годы был постановщиком танцев для нескольких фильмов. В 1965 году поставил в Париже легендарный балет «Собор Парижской Богоматери», в котором сам же исполнил роль горбуна Квазимодо, в 2003 году он осуществил эту постановку в России – в Большом театре, где партию уродливого звонаря станцевал Николай Цискаридзе.

Гедеминас Таранда

Ещё один знаменитый во всём мире балетмейстер - это Гедеминас Таранда. После окончания хореографического училища в Воронеже был солистом в Большом театре Москвы. В 1994 году основал свой «Имперский русский балет», который и подарил ему мировую славу. С 2012 года является лидером и соучредителем фонда «Содействия творческому образованию», президентом фестиваля балета «Гранд Па». Гедеминас Таранда имеет звание Заслуженного деятеля искусств России.

Борис Эйфман

Яркий, современный, самобытный, балетмейстер – это Б. Эйфман. Он основатель собственного театра балета. Имеет различные звания и награды в области искусства. Первыми его постановками в 1960 году стали: «Жизни навстречу» на музыку композитора Д.Б. Кабалевского, а также «Икар» на музыку В. Арзуманова и А. Чернова. Известность Борису Эйфману как балетмейстеру принёс балет «Жар-птица» на музыку композитора И.Ф. Стравинского. Своим собственным театром руководит с 1977 года. Постановки Бориса Эйфмана всегда оригинальны, они являются новаторскими, в них комбинируются вместе академическая, беспуантовая, а также современная в стиле рок хореография. Ежегодно труппа выезжает на гастроли в Америку. В репертуаре театра классические балеты, детские, а также рок-балеты.

Балетмейстер ставит балеты, танцы и хореографические номера.


Заработная плата

20.000–30.000 руб. (rabota.yandex.ru)

Место работы

Балетмейстер работает в театрах, опереттах, может быть руководителем балетных трупп.

Обязанности

Балетмейстер разрабатывает систему движений на сцене, определяет грим, выбирает костюмы и декорации. Главная задача — создать танцевальное зрелище, представляющее собой единое гармоничное целое. От того, как будет организовано сценическое действие, как взаимодействуют между собой танцоры, зависит успех всего мероприятия.

Балетмейстер изучает тонкости хореографического искусства, отбирает наиболее удачный опыт и пытается воплотить положительные моменты в своей собственной композиции. Начинаются продолжительнее репетиции, движения оттачиваются до совершенства. Итог работы – показ спектакля зрителю или на съёмке.

Важные качества

В профессии балетмейстера важны такие качества, как: любовь к танцам и, в частности, к балету, упорство, навыки руководителя, творческие способности, крепкое здоровье, ответственность.

Отзывы о профессии

«Мне кажется, в самом человеке творчество заключено. Очень многие талантливые молодые балетмейстеры одарены, прекрасны, интересны как хореографы, но у них может отсутствовать понимание ремесла. А меня учили, что художник должен владеть рисунком. Ты можешь это использовать, можешь не использовать – степень таланта даст тебе возможность творчества, если ты владеешь ремеслом».

Давид Авдыш,
балетмейстер.

Стереотипы, юмор

«Сплочённая недостатками руководителя балетная труппа».

«Балет — искусство, очень ярко отображающее сложность отношений между мужчиной и женщиной, как далеко бы не забрасывал мужчина свою партнёршу, она всё равно возвращается».

Обучение

Искусству танца необходимо учиться ещё с раннего возраста. Как правило, обучение начинается со школы, затем продолжается в профессиональном училище и высшем учебном заведении.

- (франц. нем., от фр. ballet балет, и нем. Meister начальник). 1) начальник балетной труппы. 2) сочинитель балетов. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БАЛЕТМЕЙСТЕР составитель балета или руководитель… … Словарь иностранных слов русского языка

Сочинитель, составитель балетов; содержатель общества балетных плясунов; начальник над ними (Даль, балет) См … Словарь синонимов

балетмейстер - БАЛЕТМЕЙСТЕР, танцмейстер, хореограф … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

БАЛЕТМЕЙСТЕР, балетмейстера, муж. (нем. Balletmeister) (театр.). Постановщик танцев в балете. || Преподаватель балетных танцев. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

- «БАЛЕТМЕЙСТЕР», Россия, 1992, цв., 52 мин. Фильм балет. Семь видео новелл о театре «Русский балет» под управлением Вячеслава Гордеева и номерах его концертной программы: Паганини» (Гендель), «Театр Карабаса» (Штраус), «Карнавал в Венеции» (Пуни) … Энциклопедия кино

А; м. [нем. Ballettmeister]. Автор и постановщик балетов, хореографических номеров и т.п. ◁ Балетмейстерский, ая, ое. Б ое дарование. Б ая школа. * * * балетмейстер (нем. Ballettmeister), автор и постановщик балетов, хореографических миниатюр,… … Энциклопедический словарь

балетмейстер - БАЛЕТМЕЙСТЕР, а, м Автор и постановщик хореографических номеров, театральных представлений, состоящих из танца и пантомимы, сопровождаемых музыкой; Син.: хореограф. В театр музкомедии пришел новый балетмейстер … Толковый словарь русских существительных

- (нем. Ballettmeister) автор и постановщик балетов, танцев, хореографических номеров, танцевальных сцен в опере и оперетте. Б. ставит хореографические сцены, танцы, создаёт такую систему движений, которая наиболее выразительно раскрывает… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Балетмейстер Юрий Григорович. Статьи. Исследования. Размышления , . Дорогие читатели! Юрия Николаевича Григоровича представлять вам нет необходимости: вот уже почти в течение полувека созданные им балетные спектакли будоражат воображение зрителей, заставляют…
  • Хореографическое искусство и балетмейстер. Учебное пособие , В. Н. Карпенко, И. А.Карпенко, Ж. Багана. Предлагаемое издание представляет собой тщательно собранный, разработанный и систематизированный материал по теории и методологии деятельности балетмейстера, способствующий формированию у…