Для Ирины Никитиной, президента фонда «Музыкальный Олимп» и лидера одноименного фестиваля, который в 22-й раз прошел в Петербурге, этот сезон принес еще и телевизионный успех. На телеканале «Культура» вышла программа «Энигма», в которой Ирина беседует с выдающимися деятелями мировой культуры. О точке пересечения обоих этих проектов, о новом поколении дирижеров и о том, каких музыкантов она планирует пригласить выступить в России, Ирина НИКИТИНА рассказала музыкальному критику Владимиру ДУДИНУ.

– Фестиваль «Музыкальный Олимп» прошел уже в 22-й раз, и каждый год его ждут, чтобы услышать новых звезд классической музыки на старте их мировой карьеры.

– В этом заключается четкость концепта, дающего понять, что этот «дом» построен по уму. В апреле мне довелось побывать на фестивале «Интонация» в Еврейском музее в Берлине, который Елена Башкирова организовала как «филиал» своего же Международного фестиваля камерной музыки в Иерусалиме. Так вот семеро из двадцати его участников выступали в разные годы на «Музыкальном Олимпе»: пианист Денис Кожухин, скрипач Дайшин Кашимото, виолончелист Иштван Вардаи...

– Сегодня принято «апгрейдить» свои фестивали, придумывать новые формы. Чем отличился «выпуск» этого года?

– В этом году «Музыкальный Олимп» решил не просто поддержать, но и вывести на международный уровень конкурс «Щелкунчик». Он уже открыл китаянку из Лондона Лею Чжу – чудо-ребенка, которого мы пригласили выступить у нас, она сыграла концерт Паганини. Ей 10 лет, и за ее игрой чувствуется не механика, а душа. Мне бы хотелось, чтобы «Щелкунчик» сделал понятной и открытой систему дальнейшего музыкального образования маленьких участников, позволял бы наблюдать за тем, как эти дети дальше развиваются.

– Как появилась идея цикла ваших передач «Энигма» (еnigma (лат.) – загадка, – «НГ») на канале «Культура»?

– На телевидение не приходят после 50 – в этом возрасте оттуда обычно уже уходят. Не считала себя профессионалом в области ведения телепрограмм, но в результате все же согласилась на это предложение, потому что речь шла об интервьюировании интереснейших персон. Я прекрасно понимаю, что все они несут в наш мир высочайшее качество и созидание.

Долго думала над названием передачи. Буквально под Новый год меня осенило: «Энигма!» Я обожаю эту музыку Элгара – его одноименные вариации. Она, с одной стороны, печальная, соответствующая облику Петербурга, а с другой – в ней есть невероятная энергия и красота. «Энигма» еще и потому, что для российской публики каждая из представляемых персон – немножко загадка. Да и когда еще представится шанс познакомиться, к примеру, с основателем Института музыкальной терапии? Многие и не подозревают о существовании этой действенно развивающейся науки.

С интересом обнаруживаю связь между именитыми музыкантами и юными победителями с точки зрения «перспектив развития». Ведь и Даниэль Баренбойм выступал в 9–10 лет, и Марта Аргерих, и Анне-Софи Муттер с детства поражали своей игрой. Мне важно донести мысль о том, что когда исчезает музыкальное образование, дети перестают уметь говорить душой. Мое главное правило – не касаться интимных сфер, не приземляться до «кухни и тапочек». Я очень строго отношусь к интервью: «погружаюсь» в истории своих героев, «ныряю» в материал. И невероятно приятно впоследствии получать от них благодарные письма. Одна из певиц написала: «Неужели я такое сказала? На каких же я была облаках?», а Даниэль Баренбойм предложил записать еще парочку передач с ним.

– Если на фестивале «Музыкальный Олимп» вы знакомите слушателей с юными музыкантами, то в «Энигме» вы знакомите зрителей с личностями, достигшими вершин.

– Все мои герои – люди чрезвычайно широких интересов. Когда я говорила с Тимом Смитом, бывшим рок-н-рольщиком, то выбрала тему садов, потому что знала, что он сознательно устраивает концерты на холмах, понимая, что это не просто красиво, но делается ради гармонии слияния с ритмом самой природы. Или шотландская перкуссионистка Эвелин Гленни, у нее 3% слуха, поскольку она довольно поздно начала заниматься музыкой, став непререкаемым авторитетом в этой среде. Или Даниэль Баренбойм – человек, для которого определение «гений» не является громким словом, когда осознаешь масштаб его деятельности, его огненный темперамент, энергию, с которой он берется за все. Или Анне-Софи Муттер – энигма, потому что кажется такой безупречной, таким совершенством, а на самом деле она мама, не успевающая поиграть с утра Баха, потому что надо бежать к детям. Или Надя Михаэль – немка до мозга костей, демонстрирующая, что философия – основа ее жизни. И рядом с ней полный контраст – Кристина Ополайс, у которой все настолько инстинктивно, ведомо звериной интуицией. Не так давно я брала интервью у Кристы Людвиг – это не только кладезь информации, но и потрясающий шарм. Она оказалась человеком, с поразительным спокойствием рассуждающим о смерти: «Ну, это же просто переход. Правда, пока непонятно, в пластиковую бутылку или еще куда-то. А что вы хотите, если у меня перед домом похоронен муж, а за домом – собака с кошкой. Я попросила разрешения в Ратуше – мне позволили».

– Вы беседовали и с дирижером Теодором Курентзисом, чьи музыкальные проекты сводят с ума самых искушенных экспертов. Какое он на вас произвел впечатление?

– Ну, вот он такой. Он живет музыкой, не делая из карьеры политический инструмент. Он избрал путь, который в каком-нибудь провинциальном театре мог бы никто и не заметить. Где найдется на Западе такой сумасшедший, который будет репетировать по ночам? Впрочем, последнее десятилетие стало периодом, когда с десяток хороших дирижеров вскочило в этот звездный поезд – Дудамель, Нелсонс, Кирилл и Василий Петренко, Владимир Юровский.

– Благодаря фонду «Музыкальный Олимп» в Москве и Петербурге уже несколько раз выступали топовые симфонические европейские оркестры. С каждым разом такие гастроли организовывать, вероятно, все сложнее?

– Пока у нас есть проект приезда Лейпцигского оркестра Гевандхауса, приуроченного к его 275-летию в 2018 году. Они приедут во главе с Андрисом Нелсонсом, к слову, тоже выступавшим в свое время на «Музыкальном Олимпе». И Саксонская штаатскапелла из Дрездена, и Берлинская штаатскапелла очень хотят приехать в Россию.

Российская пианистка, общественный деятель и композитор Ирина Никитина. Известна в музыкальных кругах как президент фонда «Музыкальный Олимп». Телезрители знают ее как создателя музыки для мультсериалов «Грузовичок Лева », «Умные машинки», «Смарта и чудо-сумка» и др.

Биография Ирины Никитиной

Ирина Анатольевна Никитина родилась в Санкт-Петербурге, в семье известного виолончелиста, профессора Анатолия Никитина. А ее мама – физик-аналитик, бывший преподаватель института.

С раннего возраста Ирина решила, что должна стать пианисткой и настойчиво шла к своей цели. После школы она поступила в Санкт-Петербургскую государственную консерваторию на специальность «фортепиано» и окончила ее в 1987 году. За учебой последовали еще два года практики в Чехии у известных профессоров.

Творческая карьера Ирины Никитиной

В период с 1983 по 1995 годы Ирина активно занимается концертной деятельностью в качестве пианистки, выезжая на многочисленные гастроли по всему миру. Она стала лауреатом международных музыкальных конкурсов в Женеве (1986) и Париже (1986). Выпустила 15 альбомов.

В 1995 году по инициативе Ирины в Петербурге создается Международный фонд «Музыкальный Олимп», благодаря которому в России проходят гастроли известных зарубежных музыкантов (Андраш Шифф, Анне-Софи Муттер, Йо-Йо Ма, Кристиан Тилеманн и др). Сама Ирина становится его бессменным президентом. Под управлением Ирины фонд занимается продвижением молодых музыкальных талантов как в России, так и за ее пределами.

Первым успешным проектом фонда стал одноименный международный фестиваль, концерты которого проводятся в Санкт-Петербурге, в «Карнеги-холле» в Нью-Йорке, в Тонхалле в Цюрихе, в Берлинской филармонии и других залах мира.

Ирина Никитина Хефлигер – лауреат Национальной премии общественного признания достижений женщин России «Олимпия» за 2001 год «За большие заслуги в популяризации музыкального искусства в России и поддержку молодых российских дарований». В 2013 году в Национальном пресс-центре в Вашингтоне Ирине Никитиной была вручена премия Silver Archer USA «За установление межкультурного диалога, укрепление культуры партнерства в общемировом масштабе».

«Если рассматривать различные направления с точки зрения энергетизма, то даже учеными доказано, что, например, тяжелый рок разрушает психику. Поэтому уже с детства надо прививать любовь к классической музыке, потому что она способствует полноценному развитию личности. В некоторых государствах основательное изучение классической музыки уже входит в школьную программу».

В 2014 году Ирина впервые принимает участие в создании детского мультсериала в качестве композитора. В дальнейшем она продолжает заниматься этой деятельностью.

Является членом Попечительского совета Международного телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик» на телеканале «Культура».

В 2016 году Ирина Никитина стала автором и ведущей программы о классической музыке «Энигма» на телеканале «Культура». В госте к Ирине приходят такие выдающиеся музыканты современности, как альтист Юрий Башмет , дирижеры Марис Янсонс иВладимир Федосеев, пианист Даниэль Баренбойм и многие другие.

Личная жизнь Ирины Никитиной

Первым мужем Ирины Анатольевны стал российский виолончелист, дирижёр, музыкальный педагог Сергей Ролдугин.

В начале 90-х годов XX века Ирина Никитина переехала жить в Швейцарию. Была замужем за скрипачом, исполнительным директором и художественным руководителем Люцернского фестиваля Михаэлем Хефлигером . В 1991 году у Никитиной и Хефлигера родилась дочь Анника.

Нынешний супруг Ирины Никитиной - директор и генеральный продюсер телеканала «Культура» Сергей Шумаков .

Фильмография Ирины Никитиной

  • Смарта и чудо-сумка (сериал, 2016 – 2017)
  • Машина автошкола (сериал, 2016 – 2017)
  • Умные машинки (сериал, 2015 – ...)
  • Грузовичок Лева (сериал, 2014 – 2016)

Сколько призваний может вместить одна жизнь? Сколько угодно, если вы неисправимый оптимист, как ИРИНА НИКИТИНА. Она основатель и президент фонда "Музыкальный Олимп", директор международного музыкального фестиваля "Музыкальный Олимп", организатор петербургского "Бала Иоганна Штрауса", музыкант с мировым именем, продюсер, импресарио, педагог, редактор журнала. А если вспомнить, что Ирина еще и жена, мать, хозяйка большого дома, студентка Московского международного университета и...

ПОД ЗВУК ВИОЛОНЧЕЛИ
Сама Ирина всегда знала, что будет пианисткой. Отец - известный виолончелист, профессор Анатолий Никитин. Мама, физик-аналитик, пропадала в институте. И о своем детстве Ирина вспоминает только, что родителей никогда не было дома. В музыкальные способности Ирины отец верил мало - музыке учили, но будущей звезды в девочке не видели, что очень ей помогло. "Если бы на мне висел запрограммированный на удачу родительский сценарий, не знаю, как сложилась бы моя жизнь. Ведь чаще всего дети становятся заложниками родительских амбиций. А я состоялась сама".

Ирину воспитывала бабушка - бывшая институтка. А вот деда Ирине не хватало - один пропал без вести, другой погиб на войне. "Узнавая истории семей своих подруг, я всегда отмечала: а вот у нее дед жив, не погиб, как мои. С тех пор пожилые люди вызывают у меня особую симпатию. Ведь часто молодость не имеет ничего общего с индивидуальностью - мы подражаем, протестуем, но не знаем, кто мы на самом деле. Например, у меня есть друг восьмидесяти двух лет Джордж Херманн, профессор прикладной математики Стэнфордского университета. Так, как с ним, я редко в жизни смеюсь, а его куража и остроумия юношам можно только пожелать".

Неудивительно, что замуж Ирина вышла за человека, который был старше на одиннадцать лет. Первая виолончель некого театра Сергей Ролдугин уже тогда был известным в Петербурге и, как это обычно бывает, не слишком обеспеченным человеком. С улицы Мойки из просторной родительской квартиры Ирина переехала в комнату в коммуналке. Это оказался брак друзей, которым интересно вместе. Сергей много сделал, чтобы она состоялась как музыкант. "Он так часто повторял мне: ты это можешь, что я в конце концов поверила в себя. Начались концерты, победы на конкурсах, выступления за границей, я действительно стала востребованной концертирующей пианисткой. Но для нас двоих это было не все. Для настоящей любви надо быть человеком зрелым, отвечать за себя и принимать и прощать того, кто рядом. Надо четко знать, что ты хочешь и можешь: или только брать, или только давать, или вместе развиваться. А мы попадаем в зависимость от обстоятельств, чаще всего нам ненужных, но отказаться от которых не хватает решимости". Ирина смогла. К тому же в ее жизни появился удивительный человек.

ТАЛАНТЫ И ПОКЛОННИКИ
В 1986 году, когда в Женеве Ирина получила специальный приз на международном конкурсе, ее выступление транслировали по швейцарскому радио. Слушали его тысячи человек, но один, случайно включивший приемник у себя в машине, оказался директором Молодежного музыкального фестиваля. И тут же решил, что эта пианистка ему нужна. Но поскольку это были советские времена и пригласить артиста было не так-то просто, Михаэлю Хефлигеру пришлось обратиться в Госконцерт. Ему раз за разом отвечали, что Ирина и ее партнер-виолончелист тяжело болеют, уехали неизвестно куда, заняты в других гастролях - ну все, что тогда говорили, чтобы не дать дорогу молодым и талант-ливым. К счастью, МихаэльХефлигер обладал поистине маниакальным упрямством и через год встречал дуэт в женевском аэропорту. "Я тогда ни слова не знала по-немецки, кроме "гутентаг", но влюбленные быстро учатся понимать друг друга". Впрочем, на чувства неожиданного импресарио Ирина никак не реагировала несколько лет.

К этому моменту ее карьера уже складывалась весьма удачно: Гран-при на Международном конкурсе в Париже в 1987 году, компакт-диски, гастроли, концерты в престижных залах. Но, улыбается Ирина, как только успех стал программируемым, она потеряла к нему интерес. "Я в жизни все делаю до тех пор, пока есть вдохновение". Это значит - пока есть реальные трудности, которые надо преодолевать каждый день и час. Другая бы остановилась на достигнутом и культивировала успех. А Ирину манили новые горизонты. К этому моменту она решила, что, если прилично играет на рояле, надо поучиться игре на клавесине. Возможность представилась в Праге, и Ирина не долго думая погрузила в "девятку" с десяток непрочитанных книг и микроволновую печку и отправилась покорять клавесин. Уже тогда в ее жизнь, кроме рояля, который раньше был первым и единственным повелителем времени, вошли автомобиль, дайвинг, мотоцикл, вертолет... "Не хватает только самолета..." Ирина отвечает вполне серьезно: "Самолет у меня в планах стоит давно. Мне интересно попробовать все. При этом я никакая не экстремалка - мои риски всегда просчитаны".

Кроме тех, что связаны с творчеством. "Профессия пианистки - очень творческая, но все равно ты исполняешь чужое произведение, как бы ни пытался его интерпретировать". А Ирине хотелось самой быть лидером. "Я поняла, что свою жизнь в мире рояля прожила и надо срочно искать что-то новое".

Но пока продолжала колесить по Европе, концерты множились, музыковеды писали об Ирине серьезные статьи. И рядом всегда как-то неожиданно, но удивительно вовремя появлялся пылкий романтик, для которого она была мечтой всей жизни. "Если у нас с партнером был концерт в Милане, он "случайно" оказывался в аэропорту. Та же история повторялась в Гамбурге, в Париже, в Лондоне. Я не слишком задумывалась над этим, потому что никогда не была в числе девушек, во что бы то ни стало мечтающих "выйти замуж на Запад".

Когда дело дошло до объяснений и надо было принимать решение, карьера Никитиной уже была прочно связана со Швейцарией. В Женеве состоялся ее триумф, здесь у нее были поклонники, друзья, которые прекрасно понимали, что Ирина не просто девочка из России, без имени и определенных занятий, но известный музыкант. МихаэльХефлигер жил в Германии, но для нее это было неприемлемо. "Наверное, это из детства: я думала о своем дедушке, погибшем на фронте, и вообще о том, сколько горя Вторая мировая война принесла миллионам людей. Короче, или Германия, или я!"

В Люцерне, где сейчас живет семья Хефлигер, лучший музыкальный зал Европы, жемчужина современной западной архитектуры работы знаменитого Жана Нувеля. Там проходят самые интересные музыкальные вечера, на концерты публика съезжается со всей Европы. И весь этот интерес возник за каких-то несколько лет. Как только Михаэль Хефлигер стал директором одного из самых значительных музыкальных фестивалей мира. Ведь в Швейцарии захотела жить Ирина.

ПАРАД ПОБЕДИТЕЛЕЙ
Подумать, что респектабельный Люцерн стал для Ирины тихой гаванью, может только человек, который совершенно ее не знает. Еще в 1992 году она организовала Фонд помощи музыкальной школе для одаренных детей в Петербурге, которую закончила сама. Помощь была конкретной: ремонт, инструменты, парты, ноты, стипендии. В то время от безденежья и равнодушия страдала не только родная школа Ирины. В Большом зале Филармонии иногда среди публики оказывалось не более сорока слушателей - для исполнителя число убийственное. "Я и сама была в такой ситуации и помню чувство тоскливого холодка, когда видишь пустой зал. И тогда я решила организовать фестиваль". И с 1996 года международный фестиваль "Музыкальный Олимп" под девизом "Парад победителей" представляет в Петербурге лучших молодых музыкантов со всего мира. Как удается их собрать? Ирина смеется: "Спросите лучше, как о них узнать? Мы знаем Доминго, Паваротти, Кабалье... Но и они когда-то были молодыми и никому не известными, и их тоже кто-то представлял. Поэтому мой год делится на три части: Швейцария, Россия - и весь мир. В Швейцарии это Давос, где каждый год я участвую во Всемирном экономическом форуме, Люцерн, где живет моя семья: муж, у которого и без меня хватает забот с организацией фестиваля в Люцерне, и десятилетняя дочка Аника. Она, конечно же, учится музыке, но я, с благодарностью вспоминая своих родителей, не готовлю ее к суперкарьере. Немного побуду дома в Петербурге, а потом начинаю колесить по всей планете. Я стараюсь не пропустить ни одного конкурса, где бы он ни проходил - в Южной Америке или Австралии. Россия не исключение - в этом году у нас три русских имени, и это большой успех".

СРЕДЬ ШУМНОГО БАЛА
"Впервые я попала на один из знаменитых венских балов в 1999 году, когда весь мир отмечал столетие Иоганна Штрауса. А что же наш Петербург, где великий австрийский скрипач и композитор давал блестящие концерты? Почему не дать в его честь бал в Петербурге? Мне говорили: ты сумасшедшая, это же пир во время чумы! А я отвечала: чума пройдет, а балы останутся". Сказано - сделано: приехав в Вену, Ирина отправилась к господину Хельмуту Цильку, бывшему бургомистру Вены, вокруг которого культурная жизнь Вены буквально бурлила. "Когда после двух месяцев переписки и осады высокого кабинета я наконец попала на аудиенцию, мне было сказано: "Милая барышня, у вас пятнадцать минут. Другого времени не будет". Тут надо отметить, что Ирина никогда не представляется "госпожой Хефлигер", а ведь это открыло бы ей, жене директора одного из самых крупных европейских музыкальных фестивалей, самые недоступные двери. Нет, она везде Ирина Никитина. Так вот, попав как частное лицо без единого официального письма к господину Цильку и имея четверть часа на изложение дела, она тринадцать минут выслушивала его сентиментальные воспоминания о том, как он танцевал с госпожой Собчак вальс в Петербурге, как его замечательно принимали, как... "На четырнадцатой минуте я не выдержала, представилась и дикой скороговоркой объяснила, зачем я здесь. Через пять минут он уже говорил с руководством австрийской авиакомпании, с министерством культуры, с импресарио, с ресторанами, с... Лейтмотив был: "Поддержать везде и во всем". Я вышла от пего через полтора часа с почти готовым проектом. Это была сказка". И в 1999 году в Мраморном зале Музея этнографии при поддержке города Вены состоялся первый в Петербурге "Бал Иоганна Штрауса". Его председателем был Никита Михалков, гости веселились до утра. Потом балы переместились в Екатерининский дворец и каждый раз открывались новым сюжетом. В прошлом году, разыгрывая события бала у графа Орловского, зал заполнили персонажи великолепной "Летучей мыши". Сама Ирина говорит, что ей важны не вино и угощение, которые могут быть везде одинаковыми, но атмосфера и кураж. В России они особого свойства. Как и цель: ведь Ирина затеяла этот проект, чтобы создать в Павловске Международный культурный центр в намять о знаменитом павловском "Вокзале", уничтоженном фашистами. Оркестры, костюмы, артисты, почетные гости - как все это осилить? "Я до сих нор чувствую себя этаким фокусником, который на глазах у изумленной публики из тонкого шелкового платка делает яркое шоу. А на самом деле в руках у него ничего, кроме обыкновенного куска материи".

ИЗЫСКАННЫЙ КИТЧ
Это не что иное, как название нового проекта Ирины Никитиной. После фестиваля и балов в Петербурге стало ясно, что "Экспресс-линия Санкт-Петербург - Москва" неизбежна. "Москву называют бизнес-центром, забывая, что это по-настоящему культурный город. Петербург считают центром культуры, хотя денег, без которых не может жить культура, здесь мало. И я поняла, что между обеими столицами нужен мостик".

"Экспресс-линия Санкт-Петербург - Москва" - это четыре серии концертов, четыре программы. Первая - "Изысканный китч". Те, кто уже побывал в Большом зале Московской консерватории на концертах всемирно известного трио Рlау Васh Жака Лусье, помнят, что билеты спрашивали от Манежа до Никитских ворот. Следующий опыт, первый в России концерт короля цыганской скрипки (супервиртуоз, играл с Иегуди Менухиным!) Роби Лакатоша оказался еще удачнее: зал вставал в едином порыве, хотя до начала концерта половине публики имя исполнителя мало что говорило.

К коммерции новый проект не имеет никакого отношения - просчитать успех китча, пусть даже изысканного, не возьмется ни один импресарио. "Для меня гораздо важнее другое: я предлагаю публике самой выбрать лучшее из того, что есть в мире. Это не обязательно апробированная классика или мировое имя. Конечно, удобнее организовать концерты с Башметом или Репиным, которых я очень высоко ценю. Но и кроме них мир полон талантов. И Россия должна их знать". Так что скоро нас ждут программы: "Парад Оркестров", "Корифеи" и "Маэстро Дирижер". Список исполнителей блистателен, времени на воплощение проекта остается все меньше, и наша беседа приобретает темп блица.

ЕLLE Что Вы делаете в случае неудачи?
Ирина Никитина Ничего. Это как день и ночь, которые должны быть в жизни человека.

ЕLLE Что может Вас расстроить?
И.Н. Суета - мы часто спешим, не умея отличить важное от пустого. Люди - если они не проходят испытания властью или деньгами.

ЕLLE Что для Вас препятствие?
И.Н. Настроение. Усталость. Самочувствие. В любом случае я беру тайм-аут.

ЕLLE Если Вы "на нуле", что помогает?
И.Н. Йога - я занимаюсь каждый день.

ЕLLE Каков Ваш ритм жизни?
И.Н. Один живет в моносистеме, другой в стерео, третий в долби. Я постоянно их варьирую - каждый день в моей жизни возникают разные люди, интересы, образы, философии.

ЕLLE Сколько у Вас записных книжек?
И.Н. Маленькой женской нет - бессмысленно, Одна общая компьютерная и пять мобильных телефонов с памятью. И все они регулярно "сдают" от обилия информации, часто погибая в ванной или бассейне. С недавних пор я живу по принципу "здесь и сейчас", не стараясь всех победить и сделать все дела в один день. Жить надо легко, с удовольствием - ведь радоваться можно просто свежей булочке по утрам.

ЕLLE Что для Вас самое страшное?
И.Н. Страх. Зависть. Ревность.

ЕLLE Что может Вас обрадовать?
И.Н. Солнце. Вода. Покой. Нельзя все время торопиться. Непрочитанная книга плюс кресло - это истинное наслаждение.

ЕLLE Когда Вы едете к мужу из аэропорта домой, о чем Вы думаете?
И.Н. Как хорошо, что мы редко видимся - это сохраняет чувства от обыденности. Что хорошо бы купить свежей спаржи, шабли и приготовить ужин на двоих. И как хорошо, что в нашей жизни есть любовь.